Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Занятия лучше всего подойдет индивидуальное. Как лучше изучать английский: в группе или индивидуально. Изучение английского языка в группе

    Занятия лучше всего подойдет индивидуальное. Как лучше изучать английский: в группе или индивидуально. Изучение английского языка в группе

    Один из самых часто задаваемых вопросов - о том, какие занятия эффективнее – индивидуальные или групповые. И каждый раз я не могу ответить однозначно.

    Во-первых, свои плюсы и минусы есть и там, и там. Во-вторых, везде куча переменных, как-то: мастерство преподавателя, размер группы; уровень ученика, его цели и задачи, его , склонности, и предпочтения.

    Попробую разложить все по полочкам и разобраться в преимуществах и недостатках изучения английского индивидуально с преподавателем и в группе единомышленников.

    Преимущества групповых занятий:

    Не знаю, у кого как, а у меня групповые занятия в три раза дешевле , чем индивидуальные))

    Для тех, кого мотивирует здоровый дух соревнования , группа – отличный вариант. Таким ученикам не хочется справиться с заданием позже и хуже всех и ударить в грязь лицом. Такой ученик думает: как это, все понимают и умеют составлять вежливые , а я нет? И командует себе: догнать и перегнать.

    При этом всегда можно попросить помощи у одногруппников и воспользоваться преимуществами сотрудничества . Я чего-то не знаю и не понимаю, кто-то другой мне поможет разобраться. При этом кто-то другой понимает мои трудности (сам через это прошел), а значит, найдет способ донести информацию максимально доходчиво.

    В группе обычно собираются люди разных возрастов и профессий; с разным опытом и увлечениями. Это же отличный ресурс не только познакомиться с новыми людьми (при том единомышленниками!) и завести друзей, но и учиться в режиме синергии.

    Ресурсы, способности и знания каждого многократно усиливаются, и возникает совершенно особенная по сравнению с форматом тет-а-тет .

    Пример из практики: есть у меня одна мини-группа (а если точнее, это занятия в паре), где один ученик по-хорошему не заморачивается над вопросами языка и глубокой философии, а второй вдумчив и склонен к анализу лингвистических и жизненных феноменов. Так вот они отлично уравновешивают и дополняют друг друга.

    Как ни крути, а в группе большее разнообразие форм работы , доступных преподавателю. Да, при индивидуальных занятиях можно извратиться и воплотить почти все задумки, но в группе все же это дается легче. Как, например, прикажете организовать диалог ученика с 5 разными партнерами на one-to-one занятиях? Если только преподавателю перевоплощаться в разных персонажей и демонстрировать свое актерское мастерство. Шутка))

    А если серьезно, то за годы работы с учениками индивидуально, я, конечно, адаптировала свои методы и формы работы и совершенно не страдаю от этого. Но иногда, нет-нет, да и проскочит мысль: «Жалко, что эту игруху нельзя использовать с одним учеником!»

    Благодаря разнообразию форм работы, ученики могут попрактиковаться в английском с разными людьми: доверительно пообщаться в парах, устроить обмен мнениями в мини-группах или оживленную дискуссию в больших группах. Так тренируются навыки общения с разными людьми и в разных форматах.

    И вот тут-то частенько бывают недопонимания по поводу методики преподавания и форм работы.

    Миф: от других учеников ничему не научишься, поэтому работа в парах и общение с одногруппниками совершенно не эффективны.

    Даже как-то встретила такой перл на просторах интернета:

    Часто говорят, что группа дает больше возможностей для общения, но задумайтесь - с кем? С такими же, как Вы, учащимися? Чему Вы научитесь от людей, которые говорят по-английски не лучше Вас? Подготовит ли это Вас к реальному общению с англоговорящими людьми?

    Ну что, развенчаем миф?

    На самом деле работа в парах и общение с такими же учениками, как ты сам, - очень ценный ресурс. Это возможность научиться общаться не только с носителями языка с их правильным и безупречным английским, а и со всем миром.

    Немного неожиданный, но при этом логичный факт: если посмотреть на состав всех пользователей английского, окажется, что соотношение носителей языка к не-носителям – 3:1. За подробностями к профессору лингвистики Дэвиду Кристалу (David Crystal). Только представьте! Что это под собой подразумевает? А то, что у вас больше шансов встретить англоговорящего кого угодно, но НЕ англичанина или американца.

    А дальше начнется веселуха: индийский, китайский, испанский, русский английский и прочие вариации НЕСОВЕРШЕННОГО, НЕИДЕАЛЬНОГО английского языка. И вам придется понимать друг друга, прояснять трудные моменты и договариваться о смыслах (в лингвистике это так и называется – negotiating meaning) с такими же, как вы. С теми, чей английский не идеален.

    Так чему может вас научить ваш одногруппник? Академически, может, мало чему. Но зато он станет отличным тренажером вашей возможностью научиться общаться со всем миром и при этом договариваться.

    Все это при одном важном условии. Работа в парах эффективна тогда, когда оба участника не прибегают к помощи . Когда заканчивается соблазн воспользоваться этим костылем родным языком для прояснения трудных и непонятных моментов, начинается настоящее развитие навыков общения.

    Занятия в группе также хороши тем, что можно сачкануть взять паузу . Невозможно держать мозг в напряжении все 90 минут урока. Иногда наступает перегруз и просто необходимо расслабиться и отдохнуть. Так вот в группе есть возможность укрыться от всевидящего ока преподавателя))

    Недостатки групповых занятий:

    Группа привязана к расписанию , и если вы пропускаете занятие, это ваша проблема. Пропущенное придется догонять, либо самостоятельно, либо сдаваться на милость одногруппников и преподавателя. Ну и деньги вам не вернут.

    Если группа подобрана неграмотно , вам может быть либо чересчур скучно и просто, либо наоборот. По опыту работы в языковых школах и на курсах английского знаю, что администраторы, конечно, не враги народа и стараются подбирать учеников одного уровня. Но при этом их главная задача – поскорее запустить новую группу. А значит, можно закрыть глаза на студентов и надеяться, что само собой рассосется. Мол, пускай преподаватель отдувается.

    У меня тоже есть мини-группы, но я прекрасно понимаю, что с группой работать именно мне. А я хочу, во-первых, увидеть результаты своих учеников, а во-вторых, чтобы мне было комфортно работать, а не прыгать с бубном, пытаясь и тем угодить, и этих не обидеть. И что хорошего в загнанном преподавателе, которому приходится тратить много усилий на такие организационные и методическо-подготовительные моменты?

    Понимая все это, я, например, не буду гнаться за наполняемостью групп, и лучше подожду, пока сформируется группа из учеников с соответствующим уровнем и целями.

    Индивидуалистам-одиночкам может быть некомфортен формат групповых занятий как раз-таки потому, что волей-неволей придется сравнивать свои успехи с успехами других. С кем-то это срабатывает наоборот: не мотивирует, а угнетает.

    Даже, если группа собрана безупречно, бывает такое, что одному не дается какой-то аспект языка. У преподавателя не всегда будет возможность (или, может, желание) отрабатывать что-то сложное лишь для одного человека. Остальная группа заскучает. Как ни крути, а когда изучаешь английский в группе, тебе и твоим трудностям достается меньше внимания .

    Все ничего, если это аспект грамматики. Со всякими условными наклонениями и инфинитивами цели проще. А вот если это или устная речь, то есть большой и комплексный навык? Тут за один-два раза не отделаешься. Да и в рамках одного аудирования у разных учеников разные трудности и разные причины, почему оно не удается. Кому-то не хватает , а кто-то не слышит, как меняются .

    С вопросом внимания связан еще один миф.

    Миф: когда занимаешься в группе, преподаватель не сможет исправлять все ошибки в речи.

    А тут фишка в том, что все-все-все ошибки исправлять и не надо. Но об этом в следующих постах. Я хитренькая, да))

    Переходим к плюсам индивидуального обучения.

    Преимущества индивидуальных занятий английским

    Как и предполагает сам формат индивидуальных занятий, всё время уделяется вам , еще раз вам и исключительно вам. Если только преподаватель не болтает по телефону с подругами во время урока))) По-русски.

    Если у вас особенные цели, преподаватель составит индивидуальный план с учетом всех ваших сильных и слабых сторон, предпочтений и задач. Правда, не всегда индивидуальные занятия автоматом означают .

    Но как бы там ни было, шансы получить персонализированный план на one-to-one занятиях, выше. Преподаватель подберет задания, упражнения и активитиз исключительно под ваши нужды: требуется потренировать – пожалуйста! Нужно остановиться на чем-то подробнее – легко! Не удается аудирование – исправим. Трудности с - займемся!

    Соответственно, и учиться вы будете в своем темпе , не оглядываясь на отстающих однокашников или пытаясь дотянуться до самых шустрых. Ваш личный темп задает темп курса.

    Тем, для кого конкуренция и соревновательность скорее демотивируют, чем сподвигает на учебные успехи, индивидуальные занятия английским подойдут больше. Кому-то в изучении языка лучше и комфортнее ориентироваться только на свои успехи , а не сравнивать себя с другими.

    Расписание индивидуальных занятий может быть более гибким. Если вы заболели, можно договориться о переносе занятия на другой день и время или провести урок по Skype. Правда, у разных преподавателей бывают разные подходы к пропускам и отменам. Злостных прогульщиков, конечно, никто не потерпит, но ко всяким форс-мажорным и медицинским обстоятельствам скорее всего отнесутся с пониманием.

    У меня, например, политика такая: если происходит отмена, ученик не теряет ни деньги, ни урок. Но если за один месяц происходит 2 отмены в последний момент, то на третий раз мы просто говорим друг другу «до свидания». Было бы странно постоянно угождать нерадивым ученикам, особенно при наличии листа ожидания. Кому-то другому, значит, английский нужен больше.

    Недостатки индивидуальных занятий:

    Индивидуальные занятия дороже , чем групповые. Что тут комментировать?))

    Есть вероятность, что вы привыкнете общаться только с одним человеком и в определенной обстановке, на манер собаки Павлова. Вижу Марь-Иванну – говорю. Не вижу – не говорю.

    Это происходит исключительно потому, что с этим человеком вы чувствуете себя безопасно и уверенно: вас всегда дослушают до конца, а если что-то непонятно, нежно докопаются до сути)) С таким собеседником общаться приятно и легко. А к хорошему быстро привыкаешь. В жизни так бывает не всегда.

    Я не буду рассматривать варианты, когда преподаватель вам просто не нравится. Его методы, приемы, личность, да хоть внешность (да-да, для кого-то и это важно!). Тут уж видели очи, что покупали. И если вам просто неприятен учитель, не стоит даже начинать с ним заниматься. Или, если вдруг страшная истина открылась не сразу, лучше прекратить мучения.

    Хотя с другой стороны… Ладно, расскажу немного инсайдерской информации)) Преподаватель ведь тоже человек, и у меня, например, редко – но бывает, - что ученик не нравится мне. Но я начинаю с ним работать. И что вы думаете?

    Со временем в людях открываются какие-то новые интересные грани, и находятся точки соприкосновения. И я души не чаю в тех учениках. Может, профессиональный навык выработался? Так что, бывает, что и преподаватель начинает со временем нравиться со страшной силой))

    Кто попробовал оба варианта: и занятия в группе, и индивидуальные уроки? Какие плюсы и минусы вы нашли для себя?

    Ну и напоследок, все то же самое, но в виде краткого списка:

    Индивидуальные занятия

    Всё время уделяется исключительно вам

    Задания подбираются исключительно под ваши нужды, сильные и слабые стороны

    Вы будете равняться только на свои успехи, а не сравнивать себя с другими

    Можно договориться о переносе занятия на другой день и время или провести урок по Skype

    Индивидуальные занятия дороже, чем групповые

    Есть вероятность, что вы привыкнете общаться только с одним человеком и в определенной обстановке

    Групповые занятия

    Это дешевле

    Групповая динамика обычно выше, а формы работы – разнообразнее

    Дух здорового соревнования не даст вам заскучать, при этом есть возможность взаимопомощи

    Тренировка навыков общения с людьми из реального мира, говорящими на не идеальном английском

    Расширение круга общения

    Группа привязана к расписанию, и если вы пропускаете занятие, это ваша проблема

    Если группа подобрана неграмотно, вам будет либо чересчур скучно и просто, либо наоборот

    Волей-неволей вы будете сравнивать свои успехи с успехами других

    У преподавателя не всегда есть возможность/желание объяснять что-то непонятное лишь одному человеку

    Всем доброго времени суток!

    Перед организаторами проектной деятельности учащихся иногда возникает дилема: "Какой вид проекта эффективнее использовать: индивидуальный или групповой?".

    А на самом деле, какой из них более эффективен?

    Давайте рассмотрим преимущества каждого вида проекта.

    Преимущества индивидуальных проектов:

    1) план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

    2) у обучаемого полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта и его качество зависят только от него самого;

    3) учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта - от рождения замысла до тоговой рефлексии;

    4) у обучаемого полноценно формируются общеучебные умения и навыки (исследовательские, информационные, презентационные, оценочные) и их формирование оказывается вполне управляемым процессом.

    Преимущества групповых проектов:

    1) у участников проектной деятельности формируются навыки сотрудничества, что очень важно для жизни в современном обществе;

    2) проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

    3) каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы, на котором может в полной мере раскрыть себя как личность;

    4) в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

    Как видим, каждый вид проекта имеет свои положительные и отрицательные стороны. Каждый учитель, в зависимости от особенностей своего класса или поставленных целей, может выбрать тот или иной проект, либо сочетать два вида проекта в течение учебного года.

    Однозначного ответа нет на поставленный выше вопрос.

    6 коммент.:

    Наталія Саражинська комментирует...

    Ирина Валентиновна!
    С глубоким уважением и благодарностью слежу за вашими многочисленными публикациями! Большое Вам СПАСИБО!!!
    НО сегодня я с Вами не соглашусь.
    Мне кажется, проектная деятельность в задумке своей подразумевает групповые способы взаимодействия учеников. Не бывает учебных ПРОЕКТОВ индивидуальных. В группах ученики договариваются о том, у кого какая будет роль, кто чем будет заниматься. А осуществляют зачастую, конечно же индивидуально. Один рисует, второй напишет стих, третий в словаре узнает незнакомые слова. Материал собирается воедино, обсуждается в группе целесообразность каждой частички, отбрасывается неважное, идёт подготовка к защите....
    Если всё это свести к индивидуальной работе (всё делает лишь один), то это просто углублённое изучение учеником либо самостоятельная работа на тему... и всего лишь. Моё мнение таково - не бывает УЧЕбНЫХ проектов в школе индивидуальных, также и урок-проект - "небывальщина"

    Ирина Валентиновна Жакулина комментирует...

    Уважаемая Наталья! В проектной деятельности могут существовать индивидуальные и групповые проекты. Об этом указывается в концепции данной технологии. Ребенок сам выбирает, какой проект он будет выполнять: индивидуальный или групповой. И у каждого вида есть свои "плюсы" и "минусы". С уважением, Ирина.

    Причины неудач

    Неудачи учебных групп часто связаны либо с нежеланием, либо с неумением учеников действовать вместе. Внутреннее сопротивление, нежелание, неумение налаживать взаимодействие преодолеваются приемами создания атмосферы доверия, взаимной поддержки, защищенности. Совокупность этих приемов обычно называют «техники строительства группы».

    Естественная реакция учителя - предоставить ребятам возможность самим выбирать партнеров. Обычно это далеко не лучший вариант. В этом случае они часто объединяются в те мини-коллективы, которые уже были созданы для других задач, обычно используют группы разнородного состава: отличники и троечники, сильные и слабые, мальчики и девочки, дети с различным социальным и этническим опытом. Разнородный состав создает больше возможностей для успешного воспитания и обучения, освоения навыков работы в группе.

    Конечно, ребята противятся объединению в непривычные компании. Тут на помощь учителю приходят разные техники строительства группы. Проведение различных процедур «знакомства», разработка общей символики, выполнение упражнений (типа «поводырь») позволяют преодолеть начальное сопротивление. Здесь у школьников вырабатывается чувство команды. Они начинают идентифицировать себя с группой, проявляют желание быть вместе. Техники строительства группы - мощный педагогический инструмент. Владея ими, педагог может решать самые разные задачи, включая налаживание кооперации между членами враждующих юношеских группировок. Периодическое использование соответствующих приемов в ходе повседневной групповой работы помогает поддерживать команду, укреплять желание работать вместе.

    Групповая работа может оказаться неудачной, несмотря на то что все ее участники готовы работать вместе. Искреннего желания недостаточно, если отсутствуют умения работать сообща. Если сильный, быстро соображающий ученик из самых лучших побуждений начинает указывать остальным членам группы, что им надлежит делать, в группе мгновенно возникнут обида и негодование, а желание работать вместе исчезнет. Иногда один из членов группы может «забастовать». Групповую работу разрушает попытка отличника подсказать готовый ответ остальным. Он не знает правила: «Непрошеная подсказка злит коллег; демонстрация способа получения ответа помогает напарникам». У него отсутствует умение помогать. Зачастую школьники шумят, грубо осаживают друг друга. Они редко умеют выслушивать друг друга, принимать и обсуждать чужие идеи. Они не знают, как поступать с «трудными» партнерами, которые пытаются доминировать в группе, слишком застенчивы, враждебны, несговорчивы или просто хотят поработать самостоятельно. В этом нет ничего удивительного, ибо ни в рамках школы, ни за ее пределами умениям работать вместе не учат. А когда таких умений нет, настрой на совместные действия быстро разрушается.

    Освоение навыков групповой работы требуется не только для повышения эффективности занятий в классе. Это умение становится одним из главных требований к современному работнику. Россия быстро движется навстречу информационному обществу. Теперь командная работа становится нормой не только на космической станции или подводной лодке. Она проникает во все сферы нашей жизни. Школа получает все более явный социальный заказ на изменение содержания обучения, включение навыков групповой работы в состав обязательных результатов общего образования.

    Проблем, возникающих при этом, можно избежать, если знать соответствующие приемы общения. Школьники с ними, как правило, незнакомы (возможно, они слышали о них, но не владеют ими на практике), поэтому их необходимо изучать. Это умения, требующиеся от школьников в ходе групповой работы. Эти умения могут использоваться в разных ситуациях и в различных целях. Однако в условиях групповой учебной работы каждому из них может соответствовать своя роль, в которой данное умение проявляется наиболее отчетливо.

    Проблемы, возникающие в процессе групповой работы

    Возникающие проблемы

    Группа в целом:

    слишком шумная

    отвлекается от учебной задачи

    не может определить своих целей

    порождает конфликты

    увязает в задаче, не может двинуться вперед

    Учащиеся часто:

    «наезжают» друг на друга

    подсказывают

    говорят одновременно

    не обращаются за помощью

    не предлагают помочь

    не слушают друг друга

    хватают бумаги (материалы)

    не благодарят друг друга

    не уважают чужого мнения

    Отдельные школьники:

    выполняют всю работу в группе

    мало что делают в группе

    не уверены в себе и отказываются от совместной работы

    пытаются всеми командовать

    проявляют враждебность

    Недостающие умения

    Контролировать процесс решения задачи

    Принимать и модифицировать план работы

    Разрешать конфликты

    Проводить «мозговую атаку», подбадривать

    Одобрять

    Помогать

    Уметь слушать друг друга

    Задавать вопросы

    Активно слушать

    Обращаться за разрешением

    Благодарить

    Резюмировать чужие высказывания

    Уравнивать участие членов группы

    Поощрять

    Одобрять

    Разрешать конфликты

    Таким образом, задача обучения умениям работать в группе разбивается на серию задач по овладению поведением в соответствующих ролях.

    Еще один подход к классификации умений работы в группе был сформулирован на основе результатов исследований по групповой динамике. Авторы этого подхода предлагают различать четыре пакета умений.

    1. Формирование группы. Эти умения помогают группе сложиться и не распадаться в ходе работы. В пакет включают следующие основные умения:

    спокойно (привычно) собираться в группы;

    не покидать группу;

    говорить тихо и спокойно;

    соблюдать очередность;

    сознательно пользоваться позами и жестами;

    использовать взгляд;

    обращаться по имени;

    вести себя неконфликтно (не задираться).

    2. Функционирование группы. Эти умения помогают эффективно выполнять стоящие перед группой задачи, способствуют ее продуктивной работе. В пакет включают следующие основные умения:

    делиться своими идеями и мнениями;

    задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах);

    направлять групповую работу («Мы должны были...», «Достаточно ли у нас времени, чтобы идти этим путем?», «А что, если попробовать это?»);

    поощрять участие других членов группы («А что вы думаете...?»);

    обращаться за разъяснениями («Я не уверен, что вы имели в виду...»);

    выражать (формально и неформально) поддержку и одобрение;

    предлагать объяснение или разъяснение;

    перефразировать («Верно ли я понял, что...?»);

    воодушевлять группу («Это не беда!»);

    делиться своими чувствами.

    3. Формулирование. Эти умения помогают членам группы эффективно обмениваться информацией, серьезнее обсуждать предлагаемый материал, глубже понимать его и усваивать. В пакет включают следующие основные умения:

    суммировать вслух;

    уточнять («Согласен! А точнее будет сказать...»);

    просить развить идею («А как это связано с...?»);

    поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо...»);

    проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились...»);

    планировать вслух («Я мог бы изложить это так...»).

    4. Стимулирование. Эти умения помогают процессам переосмысления материала, преодоления познавательных конфликтов, поиска дополнительной информации. Они позволяют членам группы обсуждать возникающие вопросы по существу. В пакет включают следующие основные умения:

    критиковать идеи, а не людей («Елена молодец, но эта идея выглядит странно...»);

    сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»);

    объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою...»);

    спрашивать о суждениях («Почему ты думаешь, что это верно?»);

    продолжать мысль коллеги («Верно, и тут есть еще один момент...»);

    задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если...?»);

    предлагать альтернативы («Есть еще два возможных варианта решения...»);

    проверять реалистичность выполнения предлагаемой работы (время, ресурсы).

    Мы рассмотрели два подхода к определению перечня навыков работы в группе. Очевидно, что они не противоречат друг другу и могут использоваться как взаимодополнительные. В зависимости от конкретной ситуации учитель обращает внимание на работу с отдельными умениями учащихся или учит их осваивать определенные роли.

    Умения и соответствующие им роли, где эти умения хорошо проявляются

    Умение работать в группе:

    Воодушевлять членов группы

    Поощрять членов группы

    Отмечать групповые свершения

    Обеспечивать равное участие членов

    Оказывать помощь

    Просить о помощи

    Убеждать в понимании

    Не забывать о задаче

    Записывать идеи

    Рефлектировать групповую работу

    Не беспокоить окружающих

    Эффективно использовать материалы

    Соответствующая групповая роль

    Поощритель

    Заводила

    Координатор

    Инструктор

    SOS-директор

    Секретарь

    Методолог

    Ответственный за тишину

    Умения и навыки групповой работы

    Активное участие в групповой работе - первое необходимое (хотя и недостаточное) условие успеха. Второе - сознательный и организованный процесс совершенствования самого себя.

    Подобно любому другому навыку коммуникационные навыки подвижны. Они перестраиваются в зависимости от изменения ситуации, совершенствуются по мере накопления опыта (или, наоборот, разрушаются, если их не поддерживать).

    Созданы педагогические техники, которые призваны помочь педагогу найти свой собственный набор средств (приемов) групповой работы в условиях конкретного класса. Учитель должен сознательно относиться к накапливаемому опыту групповой работы:

    анализирует и оценивает его;

    пытается соотнести свой личный опыт с имеющимися теоретическими схемами и представлениями (с которыми специально знакомится);

    стремится усовершенствовать свою работу, планирует необходимые для этого практические действия;

    пытается реализовать свои планы и вновь возвращается к ним при анализе результатов работы.

    Обучение навыкам групповой работы можно представить в виде следующей схемы:

    Демонстрация. Убеждение учеников в необходимости освоения соответствующего умения. В результате они должны отчетливо осознать, в чем оно состоит, как выглядит соответствующее поведение на практике (как действует, что говорит человек, демонстрирующий это поведение), и уметь имитировать соответствующие действия.

    Освоение умения. Умение осваивается в ходе практической работы, когда школьник:

    выполняет соответствующую роль (может быть, не всегда правильно);

    получает замечания о том, насколько он в ней преуспел;

    целенаправленно (с учетом полученных замечаний) изменяет свое поведение и снова выполняет эту роль.

    Формирование. Освоение роли и соответствующего умения продолжается (возможно, с перерывами) до тех пор, пока не выработан эффективный навык.

    Демонстрация

    Отработку нового умения, как правило, начинают с его демонстрации. В традиционном классе учитель моделирует соответствующую ситуацию и демонстрирует поведение, в котором проявляется данное умение. Например, если необходимо обучить использованию парафраз, учитель может начать так: «Разговаривая с другим человеком, вы должны показать, что слушаете его и понимаете. Это особенно важно, если вы с ним не согласны. Один из главных приемов, который позволит сделать разговор конструктивным, - использование парафраз, т.е. повторение вами сказанного собеседником. Указанный прием не только помогает установить надежную коммуникацию, но и демонстрирует ваше уважение к собеседнику. Он дает возможность смягчить конфликт в ходе переговоров».

    Другой традиционный прием - вовлечение учащихся в обсуждение нужного навыка или роли. Используется вопрос «Что, если...?» Например, если надо освоить коммуникационные умения Заводилы, задается вопрос: «Могли бы болельщики на футбольном матче дружно поддерживать свою команду, не будь среди них заводилы?» В младших классах хорошо работает прием «театр», когда двух ребят просят продемонстрировать соответствующее поведение всему классу. Можно использовать и более эффективные приемы. Пусть они обсудят, какие коммуникационные умения важны, например, для Бодрилы. Каждая группа готовит перечень и аргументы в защиту выделенных умений, а затем предлагает свое решение на обсуждение всем. Необходимо напомнить, что описать соответствующее умение - значит описать, как выглядит и что говорит использующий его человек.

    Еще один традиционный прием - моделирование. Часто учителя, недолго думая, предлагают ученикам продемонстрировать один из навыков (например, подбадривание) перед классом. Это не всегда эффективно. Существенно лучше показать видеофрагмент, где соответствующий навык демонстрируется в естественных условиях. Любимый актер (актриса) могут стать хорошим примером (образцом) для подражания.

    Каждая роль в ходе групповой работы достаточно подвижна. Ребята могут меняться ролями. Выбор тех или иных ролей зависит прежде всего от качества демонстрируемой школьниками кооперации, от замеченных недочетов, от характера обсуждаемого предметного материала и практически целиком определяется стоящей перед педагогом задачей.

    Один говорит - все слушают

    Хорошие условия для распределения ролей и отработки навыков групповой работы предоставляет групповой проект. Координатор помогает создать условия для равного участия в работе всех членов. В ходе выполнения проекта Мудрец, Секретарь, Идеолог могут почувствовать, что они внесли незаменимый вклад в достижение общей цели.

    Распределение ролей очень полезно при проведении групповой дискуссии. Если роли не определены, не исключено, что будут солировать всего один-два участника. Хорошим инструментом для Координатора может стать, например, «жезл спикера». Говорить может только тот, кто держит «жезл» в руках. Передавая «жезл» друг другу (как это делали сенаторы в Древнем Риме), члены группы выполняют одно из условий дискуссии: «один говорит - все слушают».

    Итак, следует назначать роли и отрабатывать связанное с ними поведение только тогда, когда без них действительно не обойтись, когда это поведение осмыслено существом стоящей перед школьниками задачи.

    Одна из обязанностей учителя - следить за тем, как школьники используют навыки работы в группе. Эта информация постоянно используется при обсуждении результатов занятия.

    Следует обратить внимание на формулировку задания для групповой работы. Учитель может формулировать его с различной степенью четкости. «Члены группы по очереди берут интервью у одного из своих коллег» - это пример нечеткой формулировки. Пример четкой формулировки будет выглядеть иначе: «Члены группы интервьюируют своего товарища, который идет под номером 2. На интервью отводится ровно 3 минуты. Каждый может задать несколько вопросов. Однако второй вопрос нельзя задавать до тех пор, пока все члены группы не задали свой первый вопрос. Координатор следит за тем, чтобы это правило не нарушалось». Во многих случаях можно сформулировать задание так, что использование соответствующей роли становится обязательным.

    Четкая формулировка помогает включать в рассмотрение соответствующие навыки, однако не дает возможности школьникам выработать собственное умение различать, когда и какие роли надо использовать. Вначале рекомендуется четко формулировать задание, а затем постепенно переходить к нечетким формулировкам. В результате школьники начнут выполнять соответствующие роли без напоминаний. Произойдет интериоризация соответствующих действий, свидетельствующая, что обучение навыкам групповой работы развивается успешно. Школьники переходят от демонстрации умения кооперироваться к реальной кооперации в обучении.

    По мере того как ребята получают все менее четкие формулировки, учитель должен выделять все больше времени на проведение рефлексии. Скажем, если требуется, чтобы все члены группы активно участвовали в работе, школьникам нужно время, чтобы оценить, насколько активным было участие каждого, и выработать план повышения активности отдельных членов группы.

    Процедура рефлексии

    Самое эффективное средство коррекции поведения учащихся - самооценка. Если у кого-то из учеников есть видеокамера и он может снять работу своих товарищей, учитель получает уникальную возможность просмотреть отснятый материал вместе с классом, обращая внимание на положительные примеры и мягко комментируя недостатки. Достаточно двух-трех таких упражнений, чтобы заметно улучшить умения совместной деятельности школьников. Если видеосъемка невозможна, стоит организовать самооценку членов группы с помощью специальной формы анкеты.

    Одновременно предложите Координатору фиксировать поведение членов группы, составить протокол наблюдений. Этот материал может послужить хорошей основой для проведения процедуры рефлексии, дополняя данные самооценки школьников. Если в качестве Координатора назначить ученика, у которого некое умение сформировано плохо, то, выполняя свою роль, он увидит, как этим умением пользуются другие.

    Процедуру рефлексии с использованием специальной формы самооценки можно организовать по-разному. Например, каждый член группы заполняет свою форму индивидуально. Используя структуру «Круглый стол», группа обсуждает индивидуальные оценки и вырабатывает согласованную групповую оценку (заполняется сводная форма). В процессе обсуждения члены группы делают упор на позитивные сдвиги, вырабатывают рекомендации по совершенствованию работы и утверждают разработанный план действий. Он будет служить материалом при проведении следующей процедуры рефлексии. Примерные вопросы для анкеты: как ваша группа работала сегодня? Какой вам хотелось бы видеть свою группу? Каждый ли член группы активно участвовал в работе? Старались ли вы (и другие члены группы) поддержать доброжелательную рабочую атмосферу? Старались ли вы (и другие члены группы) дать возможность каждому члену группы высказаться? Задавали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг другу? Другие вопросы могут предложить сами ребята.

    Практика показывает, что наилучших результатов можно добиться, если учитель выбирает один из навыков, тщательно отрабатывает его с учениками в течение достаточно продолжительного времени, а потом переходит к следующему, следя за тем, чтобы предыдущий постоянно закреплялся.

    Андрей Уваров

    Обучение, будь то компьютерное обучение или обучение 1С - это организованный процесс, направленный на то, чтобы слушатель смог понять и усвоить учебный материал, а затем применить полученные знания при осуществлении своей дальнейшей практической деятельности. Таким образом, учебный процесс направлен на развитие у слушателя знаний, навыков и умений.

    В настоящее время существует несколько форм организации обучения, каждая из которых имеет свои особенности и характеризуется конкретными преимуществами и недостатками. Любой человек может самостоятельно выбирать форму обучения лично для себя, руководствуясь собственным или чьим-то опытом, учитывая все положительные и отрицательные стороны определённой формы организации учебного процесса.

    Чаще всего применяются две формы обучения: индивидуальные занятия , во время которых слушатель работает самостоятельно, и обучение в группах , направленные на групповое осмысление учебного материала. Для выбора той или иной формы обучения необходимо выделить преимущества и недостатки групповых и индивидуальных занятий.

    Индивидуальная форма обучения - это старейшая форма учебного процесса, используемая ещё с античных времён. Суть ее состоит в том, что слушатель осваивает новый материал, выполняя конкретные задачи индивидуально с помощью преподавателя. На индивидуальных занятиях слушатель чувствует себя максимально комфортно, поскольку он может высказать любые свои соображения, записывая то, что считает нужным, и принимая активное участие в обсуждении ответа на определённый вопрос.

    Преимуществами индивидуальных занятий для преподавателя является то, что:

    • во-первых, такая форма обучения позволяет ему подбирать индивидуальные методы и темпы обучения слушателя;
    • во-вторых, преподаватель не имеет никаких препятствий для наблюдения за каждым действием и реакцией своего слушателя при рассмотрении тех или иных вопросов;
    • в-третьих, преподаватель может в процессе изложения материала вносить нужные поправки и коррективы в обучение слушателя;
    • в-четвертых, преподаватель следит за дисциплиной не всего коллектива, а лишь одного человека, что минимизирует затраты времени на подачу учебного материала.

    В свою очередь, индивидуальные занятия для слушателя также имеют свои преимущества:

    • индивидуальный график учебного процесса позволяет самостоятельно выбирать оптимальное время занятий;
    • даёт возможность следить за расходованием собственных сил;
    • позволяет чувствовать себя комфортно;
    • способствует высказыванию своего мнения, не заботясь о его верности;
    • даёт возможность задавать преподавателю то количество вопросов, которое интересует слушателя в наибольшей степени.

    Однако индивидуальная форма организации учебного процесса, в некоторой степени, не совершенна, поскольку имеет ряд недостатков:

    • сотрудничество - это умение, навык, который можно получить лишь, обучаясь в группе или коллективе;
    • индивидуальный процесс - неэкономный, поскольку он ограничивает влияние преподавателя из-за необходимости доведения до понимания слушателя учебного материала и проверки исполнения поставленных задач;
    • при индивидуальном обучении возникает ограниченность сотрудничества с другими представителями учебной группы, что, в свою очередь, негативно влияет на формирование у слушателя навыков работы в коллективе.

    Другой, не менее популярной, формой организации учебного процесса, является обучение в группах , т.е. групповое обучение. Суть этого вида обучения состоит в том, что преподаватель проводит обучение не с одним слушателем, а с целой группой. Уровень подготовки отдельного слушателя может быть разный, поэтому во время проведения групповых занятий преподавателю необходимо создавать определённые условия, позволяющие слушателям получать максимальное количество информации.

    Групповая форма организации обучения также имеет свои преимущества. К наиболее существенным из них можно отнести:

    • изложение преподавателем структурированного по темам материала;
    • стремление слушателей к взаимодействию между собой в процессе обсуждения какого-либо вопроса;
    • экономичность обучения, поскольку преподаватель одновременно работает с определённым количеством слушателей;
    • обеспечение последовательности и систематичности в процессе приобретения знаний.

    Групповая форма обучения имеет ряд недостатков:

    • эта система рассчитана на слушателя, имеющего средние способности к обучению, при этом групповые занятия создают трудности для слабого слушателя и почти останавливают развитие способностей у сильных слушателей;
    • групповая форма обучения сложна также и для преподавателя, ведь она создаёт трудности в организации индивидуальной работы со слушателями;
    • групповое обучение - это обучение, которое имеет спланированный темп, оно лишает слушателя возможности работать в силу своих способностей;
    • несмотря на то, что преподаватель прикладывает при этой форме обучения значительные усилия, результаты не всегда могут быть высокими.

    Если обучение в группе не принесло ожидаемого результата, то необходимо провести коррекцию знаний слушателей, что, в свою очередь, требует дополнительного учебного времени и педагогических усилий.

    Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы :

    • лучшей формой организации обучения является групповая форма, поскольку каждый слушатель учится взаимодействовать, идти на компромисс, искать правильные ответы не сам, а с группой, а это является важной составляющей саморазвития и самореализации;
    • вместе с тем, индивидуальное обучение также имеет свои преимущества, ведь каждый слушатель - это индивидуальность, имеющая свои отдельные черты характера, стремление к обучению и развитию.

    Однако следует помнить, что должны быть взаимосвязаны желание слушателя научиться и желание преподавателя научить. Преподаватель должен донести до слушателей тот факт, что учиться - означает, что необходимо заниматься саморазвитием, самообучением, а не ждать, пока тебя научат, и в данном случае неважно, какую из форм организации учебного процесса для себя выбрал слушатель.

    "Как лучше изучать английский в группе или индивидуально?"- такой вопрос задают многие люди, решившие пойти на курсы английского для взрослых . Нельзя однозначно ответить на него, так как здесь необходимо учитывать множество факторов. В статье вы узнаете про особенности каждого из этих способов изучения английского языка.

    Индивидуальное изучение английского

    Итак, начнем с индивидуальных занятий. Данная форма обучения очень подходит для занятых людей и отличается более гибким графиком занятий. У этой формы обучения есть свои положительные и отрицательные стороны.

    Преимущества индивидуального обучения

    1. Индивидуальная программа обучения

    Преподаватель при составлении программы обучения обязательно учтёт все ваши пожелания и особенности. В итоге курс обучения будет включать те темы, которые вам интересны, и проблемы, которые вы хотите разобрать.

    2. Гибкий график

    Вы выбираете время и длительность занятий. Гибкость графика дает вам возможность самому планировать ваше время, что является важным фактором для занятых людей.

    3. Обучение на дому или в офисе

    Вы можете заниматься, где вам удобно. Достаточно договориться с преподавателем, чтобы он приезжал к вам.

    Помимо преимуществ индивидуальное обучение включает в себя и минусы .

    Минусы индивидуального обучения

    1. Трудность в преодолении языкового барьера

    Привыкнув общаться на английском только с преподавателем, в дальнейшем при общении с незнакомыми людьми у вас могут возникать трудности из-за страха общения. Языковой барьер можно разрушить, только общаясь с большим количеством людей.

    2. Сложность в понимание английской речи

    Слушая одного человека, вы привыкаете к его произношению. Так как занятия проходят с преподавателем, то, скорее всего, произношение у него хорошее, и он старается говорить вам слова понятно. В реальной жизни у всех людей произношение разное. И никто не будет специально выговаривать слова для вас.

    3. Высокая стоимость обучения

    Индивидуальные занятия обходятся недешево. Такие ваши пожелания, как гибкость графика и занятия на дому, несомненно, отразятся на стоимости уроков.

    Изучение английского языка в группе

    Групповые занятия в отличие от индивидуальных включают в себя намного больше разговорной практики, что очень положительно сказывается на развитии навыков: понимание речи, разговорный навык, беглость речи.

    Преимущества групповых занятий

    1. Низкая стоимость занятий

    Уроки в группе намного дешевле занятий один на один с преподавателем. 1 час индивидуальных занятий дороже групповых примерно в 4-5 раз. Естественно, речь идет о профессиональных преподавателях с опытом работы.

    2. Легко преодолеть языковой барьер

    В группе у вас появляется возможность общения. Ведь язык нам нужен именно для этого. И общаться мы хотим со всем миром, а не только с одним человеком. Занятия в группе часто намного динамичнее и разнообразнее. На них вы получаете много разговорной практики, так как общаетесь с разными людьми. Поэтому в реальной жизни при общении с незнакомыми людьми у вас не возникнет трудностей и страха общения.

    3. Улучшение навыка понимания иностранной речи

    В группе вы общаетесь с разными людьми. Во время общения вы не только улучшаете разговорный навык, но и учитесь понимать произношение разных людей. Благодаря этому за границей вы намного быстрее адаптируетесь к произношению именно тех людей, которые там живут. И чем больше вы будете общаться и слушать, тем легче вы будете понимать речь.

    3. Конкуренция внутри группы

    Это дополнительная мотивация заниматься и не отставать от других. Репетитор может пойти на уступки и простить нехватку времени и несделанное домашнее задание (ведь это вы платите ему деньги). Но занимаясь в группе, вам просто не захочется чувствовать себя хуже остальных. Вы будете выполнять все задания, даже если вам лень или не хватает времени. Ведь осознание того, что вы отстаете от остальных людей, будет неприятно в первую очередь именно вам.

    4. Регулярность занятий

    Репетитору можно позвонить и отменить занятие - очень удобно. Так можно сделать один, два, три раза подряд, а потом и вовсе забыть о том, что такое английский. В группе такое не получится, регулярный график будет отличным стимулом не пропускать.

    5. Приятное времяпрепровождение

    Наконец, группа — это просто возможность пообщаться, встретить интересных людей, завести друзей.

    Минусы обучения английского в группе

    1. Особенности характера

    Некоторые люди слишком стеснительные, им сложно общаться с большим количеством незнакомых людей, и они некомфортно чувствуют себя на групповых занятиях. Но именно таким людям, занимаясь в группе, можно догнать сразу двух зайцев: и английский выучить, и преодолеть страх общения. Ведь в любом случае язык мы учим именно для того, чтобы общаться на нем.

    2. Отсутствие индивидуальной программы

    Занимаясь в группе, вы будете проходить только то, что предусмотрено в программе. С одной стороны, это хорошо, так как в основном проходятся самые популярные темы, которые нужны для жизни. С другой стороны, у вас не будет возможности самому выбрать тему, интересную именно вам.

    3. Непонимание материала

    У всех людей разная способность к обучению. Одним хватает услышать что-то один раз, и они схватывают на лету. Другим нужно разбираться и осмысливать информацию чуть дольше. Занимаясь в группе, некоторые люди боятся переспрашивать что-либо у преподавателей, если они не поняли или упустили какой-то момент. Из-за этого материал может плохо усвоиться.

    Какой вариант лучше выбрать?

    Если вы очень занятой человек и не можете ходить в группу по определенному расписанию, то для вас подойдет только индивидуальное обучение. Но это выйдет дороже в несколько раз.

    В остальных случаях лучше ходить в группу, так как именно там лучше всего развиваются навыки английского. Вы не только улучшите понимание речи и разговорный навык, но и сможете легко и быстро сломать барьер. Особенно этот способ хорошо подойдет тем, кто уже учил английский ранее (в школе, например), но ничего не помнит или забыл.

    Друзья, а какой вариант больше нравится вам? Как вы учитесь: в группе или индивидуально?