Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Ковер из байе презентация. Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века. Кафедральный собор Нотр-Дам

    Ковер из байе презентация. Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века. Кафедральный собор Нотр-Дам

    Авторство и техника

    Самое раннее письменное свидетельство о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Байё , датированной г. Точный автор этого произведения искусства не установлен. Согласно традиционной точке зрения, ковёр был вышит по приказу королевы Матильды , жены Вильгельма Завоевателя , её придворными ткачихами. Во Франции ковёр известен как «Ковёр королевы Матильды».

    В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё, причём, во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

    Сюжет

    Изображения, вышитые на ковре, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию ; его пленение людьми Ги , графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана ; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы , предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш ; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

    Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события г. Так, англосаксонский король Гарольд изображён лицемерным, а нормандский герцог Вильгельм - решительным и смелым воином. Коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд , хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского , помазание осуществлял архиепископ Элдред , рукоположенный в полном соответствии с церковными канонами.

    Часть ковра длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Ковёр из Байё - огромное льняное полотно, расшитое шерстяными нитками 8 цветов. Его ширина достигает 53 см, а длина равна 68,38 метра. Объективности ради следует заметить, что данный шедевр раннего средневековья ковром-гобеленом не является. Это вышивка разноцветными нитями. Относится она к всемирным наследиям ЮНЕСКО. Хранится в городской ратуше города Байё (Франция - Нормандия). Данный шедевр был создан в XI веке.

    Предыстория

    В IX-X веках жители северных прибрежных районов Франции регулярно подвергались нападению викингов . Те не только грабили, но и селились на разграбленных территориях возле моря. Так в устье реки Сены появилось герцогство Нормандское. Эту территорию французский король закрепил за предводителем викингов Роллоном в качестве феодального владения.

    Нормандцы освоили верховую езду и стали грозной силой не только на море, но и на суше. В XI веке они стали претендовать на английский престол. Вылилось это всё в военный поход потомка Роллона Вильгельма в Англию в 1066 году. Нормандцы высадились на английском побережье и в битве при Гастингсе нанесли сокрушительное поражение англосаксам, во главе которых стоял король Гарольд. После этого в Англии установилось нормандское правление, а Вильгельм к своему имени получил добавление Завоеватель.

    Фрагменты ковра из Байё

    Изображения на ковре из Байё

    На ковре из Байё как раз и отражены вышеописанные исторические события. Причём сцены вышиты в хронологической последовательности. Основное полотно сшито из 9 полотен длиной от 3 до 14 метров. Места соединений замаскированы вышивкой. Между первым и вторым полотном границы несколько не совпадают, но затем технику улучшили, и последующие места соединений практически незаметны.

    На полотне вышито 626 человеческих фигур, 202 лошадиные фигуры, 55 собак, 505 других различных животных, 41 корабль, 37 домов и 49 деревьев. Начинается вышивка с отъезда наследника престола Гарольда в Нормандию. Затем изображены другие исторические перипетии, включающие в себя коронацию Гарольда, появление на небе кометы, указывающей на грядущие несчастья, вторжение флота Вильгельма в Англию. Изображена также битва при Гастингсе и гибель короля Гарольда. Последняя часть гобелена (предположительно более 6 метров в длину) не сохранилась. На ней, скорее всего, была вышита коронация Вильгельма Завоевателя.

    Благодаря вышивке, историки составили представление о доспехах и вооружении воинов того далёкого времени. Так большую часть воинов Вильгельма составляют всадники, одетые в кольчуги и шлемы с наносниками. Другие доспехи - простёганная броня по типу халата-ватника, расшитого разноцветными матерчатыми треугольниками.

    Пешие англосаксы рубят головы лошадей топорами с длинными ручками и мечут копья во всадников. Некоторые всадники соскакивают с сёдел, чтобы принять участие в рукопашной битве. Кольчуги у воинов длинные и имеют по бокам разрезы. Некоторые кольчуги имеют особую прорезь для ножен меча. Из прорези видна лишь рукоять, а сами ножны скрыты под кольчугой. Так носили мечи в XI веке. Однако впоследствии рыцари начали вешать кинжалы и мечи поверх доспехов.

    Всадники и пехотинцы имеют одинаковые по форме каплевидные щиты. Долгое время щиты такой формы называли норманнскими. Но применяли их не только европейцы, а также и мусульмане. Вот только роспись на них была другая, а нижняя часть щита была не заостренной а тупой. На таких щитах воины в то далёкое время ели. Они крепили их на козлах и раскладывали съестные припасы.

    На полотне вышито 29 воинов с луками. Но лишь 6 из них изображены на основном поле. Остальные находятся на кайме. Это указывает на более низкий статус лучников по-сравнению с всадниками. А вот конный лучник только один. Изображён он позади скачущих нормандцев, преследующих англосаксов.

    Что касается лошадей, то никакие защитные доспехи на них не изображены. Поэтому можно допустить, что животные очень сильно страдали от вражеских стрел. Впрочем, средневековые рыцари стрелами и луками в сражениях никогда не пользовались. Лук они применяли лишь на охоте. А вот с коней всегда стреляли восточные воины, но данная военная тактика в Европе не получила массового распространения.

    Из всего сказанного видно, что ковёр из Байё представляет для историков уникальную находку. Он рассказывает не только об исторических событиях, но и даёт полное представление об униформе западноевропейских воинов. Это длинная кольчуга, шлем конической формы с наносником, щит каплеобразной формы. Также длинный прямой меч, созданный специально для рубящего удара, секира с широким лезвием и копьё.

    Норманнский всадник XI века, воспроизведённый по изображениям на полотне

    История создания и обнаружения ковра из Байё

    Первое упоминание об уникальном полотне датируется 1476 годом. В это время проходила инвентаризация в кафедральном соборе Байё, и полотно было включено в перечень имущества. Затем об уникальном гобелене забыли до конца XVII века, когда служители церкви стали каждый год выставлять его в соборе на всеобщее обозрение. В 30-х годах XVIII столетия опубликовали первые репродукции ковра.

    В 1803 году по приказу Наполеона Бонапарта гобелен привезли в Париж. Император планировал войну с Англией и использовал для этой цели различные способы пропаганды. Однако позднее полотно вернулось в родной собор. Во времена гитлеровской Германии гобелен забрало себе общество по изучению древней германской истории (Аненербе). Уникальный шедевр увезли в Париж и поместили в закрома Лувра. После падения гитлеровского режима его опять переместили туда, откуда взяли. В настоящее время полотно находится в специальном музее и защищено стеклом от внешних повреждений.

    Кто же создал этот уникальный шедевр? Как величали великого мастера? Долгое время считалось, что вышивку сделали по личному распоряжению королевы Матильды (жена Вильгельма Завоевателя). Занимались этим придворные ткачихи. Видимо они были прекрасными мастерицами, если смогли сотворить такое.

    Однако позднее появилась иная версия. Инициатором и заказчиком назвали епископа Одо. Этот почтенный во всех отношениях господин приходился братом Вильгельму Завоевателю. Именно при нём в 1077 году было завершено строительство собора пресвятой Богородицы в Байё. По задумке епископа полотно должно было служить украшением церковных стен и радовать взоры прихожан. Уникальную вышивку в этом случае делали английские ткачи. Есть также мнение, что ковром занимались монахи из монастыря святого Августина. В наши дни это аббатство святого Августина в Кентербери.

    Ковёр из Байё является одним из величайших достижений норманнского искусства. Этот шедевр за 1000 лет великолепно сохранился, что можно считать настоящим чудом. Идеальная гармония, свежесть цветов, тонкое мастерство и сама историческая идея делают просмотр вышивки чрезвычайно увлекательным занятием .

    С утра мы направились в то место, которое мне очень хотелось увидеть, но о котором я почти ничего не знала - в музей ковра, находящийся в маленьком городке Байё.

    Немного истории города. Байё появился как римский лагерь для защиты от нападений германцев в I в. до н.э. под именем Аугустодурум. Хотя укрепления между морем и рекой Ор существовали и ранее, но доказательств существования кельтского города не найдено. В галло-римскую эпоху это был важный центр на дороге между нынешними Лизье и Валонь у брода через Ор, который пересекает город с юга на север. Так как поселение находилось на территории галльского племени байокассов (так их называл Плиний), в IV в. оно упоминается уже как Байокассиум.

    Сначала поселение ремесленников и торговцев развивалось на западном берегу реки. Недалеко находилась гора Фаунус, где еще кельтские друиды проводили свои ритуальные обряды. Эта гора была связана и с первыми мучениками новой религии - христианства. Все это, видимо, способствовало превращению в дальнейшем поселения в религиозный центр. К концу Римской империи оно становится епископским центром, одним из самых старых.

    Город римских времен имел четкую прямоугольную планировку, которая сохранялась и в средневековом городе, долгое время не выходившем за пределы стен: на севере жили ремесленники, на юго-западе - знать, на юго-востоке были владения церкви. Причем церковные владения становятся все более важными и обширными, а существовавший когда-то норманнский замок исчезает совсем (нынешняя площадь Де Голля).

    Епископство Байё является одним из самых старых в Нормандии. Первые епископы происходили из галло-римской знати, близкой к королям. Епископская власть усилилась после падения Римской империи. После образования в X в. герцогства епископы были из норманнского герцогского рода. При Вильгельме Завоевателе религиозная власть в городе процветает. Недалеко от Байё находился Кан, во времена Вильгельма бывший главным городом герцогства. Герцог назначает епископом Одона, своего сводного брата. Именно при нем начато строительство нынешнего собора. И именно Одон помещает на века в этот собор знаменитый ковер.

    Во время войны за трон между сыновьями Вильгельма Байё подвергся сильным разрушениям и переживал упадок. В XIII в. он в составе Нормандии переходит под власть французского короля. Но религиозная власть клириков остается в городе очень сильной, потому что, владея огромными богатствами, они смогли купить льготы у короля. Только после Столетней войны в городе появляется сильная светская власть, которая сопротивляется религиозной. Религиозные войны ослабили церковь, раскололи жителей и тем самым снова затормозили развитие города. Епископская власть усилилась в XVII в., когда город выходит за пределы городских стен, проходивших примерно по границе еще римского лагеря. Появляется ряд монастырей разных орденов вокруг центра. Революция положила конец религиозной власти в городе.

    Байё находится в 12 км от пляжей, на которых высадились союзники в июне 1944 г. В ходе операции «Оверлорд» город был освобожден первым, поэтому избежал разрушений. Здесь обосновалось первое французское правительство на освобожденной территории. Для подготовки операции по освобождению Кана союзники даже построили объездную дорогу (сейчас окружной бульвар), чтобы вибрация тяжелой техники не разрушила старинный город и его собор. На окружной дороге в настоящее время находится кладбище погибших при освобождении Нормандии союзников и посвященный этому музей.

    Так как Байё являлся долгое время епископским центром, нужно рассказать о главном соборе города. Собор Богоматери Байё строился с XI по XV век, он был главным собором епископства, существовавшего здесь с IV по XIX век. Строительство начал епископ Уго из Эври, но закончен и освящен собор был при Одоне. Одон участвовал в завоевании Англии, получил значительные финансовые средства и после этого смог быстро завершить строительство. Храм был освящен в присутствии Вильгельма и Матильды. Но он уже использовался и этого, потому что на ковре королевы Матильды Гарольд дает клятву верности на реликвиях этого собора.

    Собор Богоматери Байё

    Вокруг собора образовался квартал духовенства: дома клириков (XIV-XVIII веков), епископский дворец, библиотека капитула, дом каноника.

    Самыми старыми частями собора являются крипта (с элементами декора XI века и росписями XV века) и основания башен западного фасада. Только крипта сохранилась после войны за наследство сыновей Вильгельма Завоевателя, когда собор выгорел почти полностью. Потом собор еще раз горел в конце XII в. Почти полтора века крипта была замурована. Когда решили перестроить собор, романский стиль уже уступил место готическому. Поэтому перестраивать его стали уже в новом стиле. Так собор оказался одной из первых построек этого стиля. Это был едва ли не первый пример постройки высокого центрального нефа в архитектуре, что дало возможность лучше осветить храм.


    Крипта собора

    Снаружи собор представляет собой здание, которое практически полностью можно отнести к XIII веку. Романские башни надстроили готическими стрельчатыми завершениями.

    Западный портал собора снаружи

    Западный фасад имеет три портала. Скульптуры были утеряны во время религиозных войн. Тимпан левого портала посвящен страстям Христа, правого - последнему суду. Во время Столетней войны северная из башен служила дозорной.


    Западный портал собора изнутри; витраж XIII века

    Самый непривычным является южный фасад. На тимпане портала каноника изображены сцены из жизни английского святого Томаса Бекета. Этот святой был популярен во Франции в XIII веке. Описания его жизни были переведены, и их читали. Он посетил Байё во время своего изгнания из Англии. Так сцены из его жизни оказались на французском соборе. Там же сохранилась не разбитая вандалами скульптура, надписи на стене, посвященные умершей сестре одного из епископов.

    Северный портал прежде не существовал. Его пробили только в XIX веке. С этой стороны к собору примыкает библиотека капитула, где переписывали и хранили документы и книги. С этой же стороны хорошо видна обратная сторона башен западного портала.

    Высокую центральную башню, характерную для построек норманнского стиля, начали строить только в XIV веке. Строилась она долго, была разрушена пожарами, изменена «реставрациями», закончена только в XIX веке уже в стиле нео-готики.

    Интерьер собора сохранил несколько интересных мест. Нижняя часть собора романская. Декор содержит элементы норманнского стиля. В южной части можно увидеть на барельефах, в том числе, и так называемых любовников из Байё, и повтор с ковра клятвы Гарольда. На потолке хора в медальонах изображены первые епископы.


    Любовники из Байё

    На стене у южного портала (каноника) помещены Благовещение, Троица, Распятие и сцены из жизни Св. Николая - все XIII в., мученичество святого Томаса Бекета (XIX в.).

    Троица - наверху и Благовещение - внизу (XIII век)

    Из жизни Св. Николая (XIII век) - внизу, Убийство Томаса Бекета (XIX век) - наверху

    У северной стены находится сокровищница (вход только с группой), где хранился веками ковер, а сейчас находятся предметы XII-XIII веков (риза св. Регноберта, ларец арабской работы, шкаф со средневековыми росписями). Рядом у входа витраж XIII века (еще один - на западном портале, где орган). За северной башней находится проход в зал капитула (только с группой), где сохранился лабиринт. Капеллы этой стороны связаны с библиотекой, епископским дворцом.

    Если выйти из собора через западный портал, повернуть налево и идти по улице вдоль южного фасада и далее, пересечь Ор, то выходишь к находящемуся в бывшей семинарии Центру Вильгельма Завоевателя . Гобелен из Байё или ковер королевы Матильды сегодня находится там. По всему городу стоят указатели на Музей ковра. Музей занимает 2 этажа. Верхний - история создания ковра, а внизу, в полутьме, под стеклом находится это чудо, о котором ниже. На входе дают аудиогиды на 14 языках, в т.ч. на русском языке. Экскурсия вдоль ковра занимает примерно 1 час. Максимальная стоимость визита сейчас - 9 евро, студенты и школьники старше 10 лет - 4 евро.

    Река Ор

    Некоторые называют этот объект «ковром», некоторые «гобеленом», но на самом деле это вышивка. В голове не укладываются некоторые детали: как удалось сохранять этот ковер-гобелен почти 1000 лет, сколько человек вышивали его (а его длина поражает), почему это чудо оказалось в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО только в 2007 году?

    Ковер (будем его так называть, т.к. его называют tapisserie) вышивали сразу после битвы при Гастингсе. Есть два предполагаемых заказчика (т.к. во все времена подобные работы выполнялись по заказу): герцогиня-королева Матильда, жена Вильгельма Завоевателя, и епископ Одон, его единоутробный брат. Вторая версия многим представляется более реальной по многим причинам. Епископ Одон сам был участником битвы при Гастингсе. После завоевания он получил во владение земли в Кенте, а стиль вышивки, который долго изучали, является юго-восточным англо-саксонским. На ковре изображены три приближенных епископа. Он долго стоял во главе епископства Байё (с 1049 по 1097), по его приказу начали строить собор Богоматери. На ковре изображена сцена клятвы на реликвиях из собора в Байё. Ковер долгие века хранился в соборе Богоматери этого городка, откуда его выносили «на всеобщее обозрение» один раз в год в июле по случаю праздника реликвий (т.е. это был рассказ в картинках о завоевании Англии Вильгельмом для неграмотных прихожан).

    Епископ Одон участвует в битве при Гастингсе

    Теперь изложу цифры, имеющие отношение к вышивке. Ковер вышит на льне, использованы нитки 8 цветов. Ширина - около 50 см, длина - около 70 м. Ковер включает 58 сцен. Предполагают, что за почти 1000 лет утеряно 2 сцены (возможно, въезд Вильгельма в Лондон, его коронация в Вестминстере, строительство Тауэра). На ковре изображены во всех подробностях события, произошедшие с 1064 по 1066 год. Вышиты больше 600 людей, 200 лошадей, 50 собак, 30 зданий, 40 кораблей, общее число сюжетов - более 1500. После изучения вышивки пришли к выводу, что ковер изготовлен двумя (!) вышивальщицами за 2 года. Сверху кратко изложены на латыни вышитые события. На вышивке показаны орудия труда, прически, одежда XI века, реальные события (появление кометы Галлея), мифологические существа из известных в то время историй (басен, античных мифов). Об исторических событиях, изображенных на ковре, рассказывали современники (Гийом из Пуатье и Гийом из Жюмьежа), веком позднее они были дополнены еще двумя авторами, т.е. вышивка документально верна.

    Во время коронации Гарольда была видна комета Галлея

    Кем бы и где бы ни был вышит ковер, он был сделан для того, чтобы доказать легитимность завоевания Англии Вильгельмом. Он является рассказом о торжестве добра над злом, потому что Гарольд сначала дал клятву верности Вильгельму как своему сюзерену, а потом ее нарушил, за что и был наказан, погибнув во время битвы при Гастингсе.

    Несколько слов о персонажах на ковре и событиях, произошедших до тех, что на нем вышиты. О Вильгельме я рассказала в предыдущей части. Эдуард Исповедник был сыном одной из нормандских герцогинь (его мать Эмма приходилась сестрой деду Вильгельма). После убийства ее первого англо-саксонского мужа, она вышла замуж за его убийцу - датчанина Кнута. После чего Эдуард долгие годы скрывался у родственников в Нормандии. Гарольд был шурином английского короля Эдуарда Исповедника (тот был женат на его сестре), выходцем из богатой англо-саксонской семьи Уэссекса. Таким образом, Вильгельм являлся наследником по крови английского короля. Гарольда же поддерживала англо-саксонская знать, которая его и избрала после смерти Эдуарда королем.

    Эдуард Исповедник

    Повествование начинается в 1064 г., когда Гарольд направляется к Вильгельму, чтобы передать желание Эдуарда Исповедника сделать того наследником английского престола. Есть версия, что он ехал в Нормандию выкупать брата, взятого в заложники. Во время шторма он попадает не туда, куда планировал. Его берут в плен. Вильгельм выкупает Гарольда из плена. Тот живет в Нормандии, участвует в походах Вильгельма на Бретань. Затем следует сцена вассальной клятвы на реликвиях собора в Байё.

    Гарольд дает клятву на реликвиях собора Богоматери

    Потом Гарольд возвращается в Англию. Два года спустя умирает бездетный Эдуард. Гарольда коронуют. О событиях в Англии становится известно Вильгельму. Он снаряжает флот, плывет в Англию, чтобы получить свое наследство. Так как в те времена клятвопреступление являлось тяжелым грехом, его поддерживает Папа римский, в войско вступает множество европейских наемников.

    Во время битвы при Гастингсе Вильгельма сочли убитым. Он открывает забрало, чтобы показать, что жив

    Далее следует рассказ о битве при Гастингсе, когда Гарольд погибает. Долгое время считалось, что он умер от попавшей в правый глаз стрелы. Но есть версия, что от стрелы умер его брат, а Гарольда убили мечом. Все это, как в комиксе, рассказывается на ковре. И этот комикс можно рассматривать бесконечно - не надоедает.

    Гарольд убит стрелой

    Первое письменное упоминание о ковре относится к XV в. Во время религиозных войн его прятали. Ученых ковер заинтересовал лишь в XVII веке. До XVIII века он хранился в сокровищнице собора Богоматери в Байё. Во время революции, когда церкви закрыли, ковер чуть было не порезали на части для упаковки вывозимых ценностей. К счастью, вмешался адвокат Ламбер-Лефорестье. Потом Наполеон вывез ковер в Париж, где он стал средством пропаганды его идеи по второму завоеванию Британских островов. Ковер тогда выставлялся для публики в Лувре. Когда завоевание не случилось, ковер вернули обратно. В XIX в. с него делают копию для Англии. Во время Второй мировой войны ковер находится в одном из замков, где его изучают немецкие ученые. Потом его перевозят в Лувр на выставку примитивного искусства, откуда предполагают вывезти в Германию, но не успевают. Ковер возвращается в Байё в 1945 году, где и находится до сегодняшнего дня.

    В городе можно также посмотреть художественный музей барона Жерара (в части бывшего епископского дворца, остальная часть занята мэрией); рядом на пл. Свободы растет Дерево Свободы, посаженное во время революции; военное британское кладбище, музей-мемориал битвы за Нормандию и мемориал, посвященный погибшим с 1944 года журналистам (на окружном бульваре). Самые старые церкви посвящены первым епископам: Св. Экзуперия (на востоке города, здесь хоронили епископов), Св. Вигора, Св. Патрика. В городе сохранились фахверковые дома XIV-XVI и особняки XVII-XIX веков.

    Дерево Свободы

    В Байё получили развитие искусство кружевоплетения на коклюшках и фарфоровое производство.

    Каждый год в первый июльский выходной в городке проходит средневековый фестиваль.

    Ковёр из Байё – огромное льняное полотно, расшитое шерстяными нитками 8 цветов. Его ширина достигает 53 см, а длина равна 68,38 метра. Объективности ради следует заметить, что данный шедевр раннего средневековья ковром-гобеленом не является. Это вышивка разноцветными нитями. Относится она к всемирным наследиям ЮНЕСКО. Хранится в городской ратуше города Байё (Франция – Нормандия). Данный шедевр был создан в XI веке. В IX-X веках жители северных прибрежных районов Франции регулярно подвергались нападению викингов . Те не только грабили, но и селились на разграбленных территориях возле моря. Так в устье реки Сены появилось герцогство Нормандское. Эту территорию французский король закрепил за предводителем викингов Роллоном в качестве феодального владения.

    Нормандцы освоили верховую езду и стали грозной силой не только на море, но и на суше. В XI веке они стали претендовать на английский престол. Вылилось это всё в военный поход потомка Роллона Вильгельма в Англию в 1066 году. Нормандцы высадились на английском побережье и в битве при Гастингсе нанесли сокрушительное поражение англосаксам, во главе которых стоял король Гарольд. После этого в Англии установилось нормандское правление, а Вильгельм к своему имени получил добавление Завоеватель.

    На ковре из Байё как раз и отражены вышеописанные исторические события. Причём сцены вышиты в хронологической последовательности. Основное полотно сшито из 9 полотен длиной от 3 до 14 метров. Места соединений замаскированы вышивкой. Между первым и вторым полотном границы несколько не совпадают, но затем технику улучшили, и последующие места соединений практически незаметны.

    На полотне вышито 626 человеческих фигур, 202 лошадиные фигуры, 55 собак, 505 других различных животных, 41 корабль, 37 домов и 49 деревьев. Начинается вышивка с отъезда наследника престола Гарольда в Нормандию. Затем изображены другие исторические перипетии, включающие в себя коронацию Гарольда, появление на небе кометы, указывающей на грядущие несчастья, вторжение флота Вильгельма в Англию. Изображена также битва при Гастингсе и гибель короля Гарольда. Последняя часть гобелена (предположительно более 6 метров в длину) не сохранилась. На ней, скорее всего, была вышита коронация Вильгельма Завоевателя.

    1. Романская архитектура Франции конца XI- хп вв: региональные школы, их истоки и художественная специфика.

    Термин «романская архитектура» был введен в научный обиход в 1825 г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества, непосредственно предшествующего готике (Под «готической» архитектурой публицисты и художники итальянского Возрождения подразумевали архитектуру, возникшую после падения античности, хотя собственно «готическим» мог быть назван разве только мавзолей остгота Теодорнха в Равенне. То, что ныне именуется «готикой», они называли «современной французской манерой» (opus francigenum), противопоставляя ей возрождавшуюся в Италии классику. В дальнейшем, вплоть до появления термина «романская архитектура», все зодчество средневековой Европы, в отличие от архитектуры Ренессанса, называлось «готикой».). В современном понимании этот термин охватывает все многообразное строительство на территории Западной Европы с начала XI в. до возникновения архитектуры «готической». «Романской» эта архитектура была названа потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм (цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесаным камнем и т. д.), а также потому, что она возникла на территории, населенной народами, говорящими на языках «романской» группы.

    То и другое верно лишь весьма относительно. Сходство некоторых конструктивных приемов еще не делает романскую архитектуру производной от римской, поскольку, при всей своей важности как средство решения различных пространственных задач, далеко не одни конструкции создают такую законченную в себе архитектурную систему, как романская. К тому же целый ряд чисто конструктивных приемов в системе опор и сводов строители романской эпохи создали независимо от римского наследия. Уже в предшествующий период прямой противоположностью римским композициям явилось беспокойное сочетание объемов в архитектуре Каролингов. Только в интерьерах ранних базилик самого Рима сравнительно долго сохранялось античное восприятие пространства

    Гобелен из Байё — тканый ковёр длиной около 70 метров хранится в музее французского города Байё. Сюжеты гобелена целиком и полностью посвящены норманнскому завоеванию Англии, и создавался он с целью прославления великой победы герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя. Изображения на гобелене переносит зрителя в гущу исторических событий 1066 года.

    Гобелен из Байё был создан по заказу епископа Одо, одновременно с постройкой в городе собора в 1070-е годы и был завершен в 1077 году. Его вышивки сделаны шерстяной нитью по льняной основе. На многих сценах ковра присутствуют надписи, которые указывают на имена участников или места события . Почти все надписи вышиты тёмно-синей, почти чёрной шерстью. Некоторые французские имена записаны в архаичной форме («Rednes» ) или в англизированной («Bagias »). Для упоминания норманов иногда используется слово «Franci »

    Для историков гобелен из Байё представляет собой незаменимый источник сведений по истории средневекового европейского оружия , гобелен бесценен тем, что на нём изображены сотни фигур нормандских и английских воинов со всеми деталями их снаряжения и вооружения времён нормандского завоевания Англии 1066 г.

    НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ АНГЛИИ 1066 ГОД А — военное вторжение в Англию армии герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя, приведшее к утверждению на английской престоле Нормандской династии и переменам в политическом и социально-экономическом устройстве Английского королевства.

    В конце X века Англия подверглась массовым набегам скандинавских викингов. Король англосаксов Этельред II , желая обеспечить себе поддержку в борьбе с викингами, в 1002 году женился на Эмме, сестре нормандского герцога Ричарда II, но так и не получив от него помощи Этельред II в 1013 году был вынужден бежать вместе со своей семьёй в Нормандию. Сыновья Этельреда II и Эммы почти 30 лет провели в изгнании, при дворе нормандского герцога.

    К 1016 году вся Англия была завоёвана викингами, а королём стал Кнуд Великий, объединивший под своей властью Англию, Данию и Норвегию.

    Лишь в 1042 году старшему сыну Этельред II , воспитанному в Нормандии, Эдуарду Исповеднику удалось возвратить себе престол Англии.

    1064 год. В королевском дворце Вестминстера король Англии Эдуард Исповедник беседует со своим шурином Гарольдом, графом Уэссекса

    Согласно нормандским источникам, международные позиции эрла Уэссекса Гарольда Годвинсона (Harold II ) в 1064/1065 годах резко ослабли, из-за крайне неудачной поездки в Нормандию. Отправившись в к нормандскому герцогу Вильгельму выкупать из заложников своего брата Вульфнота, Гарольд потерпел кораблекрушение и оказался в плену у Ги I (Guy I), графа Понтье (Ponthieu).

    HIC WILLELM DEDIT ARMA HAROLDO = Здесь Вильгельм даёт (дадит) оружие Гарольду

    После его освобождения по требованию Вильгельма Нормандского, Гарольд провёл некоторое время в Нормандии при дворе герцога, и Вильгельм подарил Гарольду оружие, посвящая его в рыцари .

    UBI HAROLD SACRAMENTUM FECIT WILLELMO DUCI = Где Гарольд даёт (ДАСИ ) клятву герцогу Вильгельму

    На Гобелене Байе и других нормандские источниках записано, что Гарольд принёс клятву верности Вильгельму Нормандскому на священных реликвиях, и обещал поддержать притязания Вильгельма на английский трон после смерти короля Эдуарда Исповедника. Рассказ об этой поездке и клятве Гарольда на святых мощах записан у всех средневековых хронистов (Гийом Жюмьежский, Вильям Мальмсберийский, Симеон Даремский, Роджер Ховеденский, Матвей Парижский и др.).

    HIC HAROLD DUX REVERSUS EST AD ANGLICAM TERRAM = Здесь эрл Гарольд возвращается в английские земли

    Нарушение Гарольдом этой клятвы после кончины Эдуарда Исповедника в 1066 году стало главным предлогом для организации вторжения в Англию Вильгельма Нормандского и в значительной мере обеспечило Вильгельму поддержку папы римского и европейского рыцарства.

    ET VENIT AD EDWARDU[M] REGEM = и приходит к королю Эдуарду

    В ночь на 5 января 1066 года английский король Эдуард Исповедник скончался, не оставив прямых наследников. На гобелене из Байё показана сцена похоронной процессии короля Эдуарда и его окутанное тело, лежащее на кусочке узорчатого византийского шёлка с повторяющимся рисунком пантер и грифонов.

    Последний представитель англосаксонской королевской династии — внучатый племянник Эдуарда Исповедник а Эдгар Этелинг был молод (ему было около 15 лет) и не пользовался поддержкой англосаксонской знати.

    Здесь король Эдуард в постели разговаривает со своими верными сторонниками. Здесь умирает в присутствии священника

    Королём был провозглашён эрл Уэссекса Гарольд Годвинсон , являвшийся фактическим правителем Англии в последние годы правления Эдуарда Исповедника. Согласно английским источникам, Эдуард перед смертью объявил его своим наследником.

    Летописец Орден Виталис (Orderic Vitalis) писал о Гарольде (Harold II), что его «отличали его большие размеры и сила тела, его отточенные манеры, его твердость ума и владение словами, всегда готовый остроумный ответ и множество превосходных качеств»

    Здесь дают королевскую КОРОНУ (CORONA) Гарольду (…и топор, секиру, как символ власти)

    Однако права на английский престол предъявил и герцог Нормандии Вильгельм, состоявший в отдалённом родстве с Эммой, матерью Эдуарда Исповедника .

    Надпись: HIC RESIDET HAROLD REX ANGLORUM = Здесь сидит Гарольд, король Англии

    Дурное предзнаменование.

    Комета считалась предвестником несчастий, болезней и всевозможных катаклизмов.
    В 1682 году Галлей рассчитал периодичность возвращения кометы к Земле через 75-76 лет. Именно эту комету в 1066 году запечатлели на гобелене из Байё .

    Надпись: ISTI MIRANT STELLA. Люди видят появление кометы Галлея и думают, что это дурное предзнаменование, и ужасаются

    Новость о комете приносят во дворец Гарольду. Под изображением короля в нижнем регистре гобелена возникает призрачный флот - намёк на грядущее вторжение норманнов Вильгельма.

    Новости о смерти Эдуарда и коронации Гарольда пересекают Ла-Манш и достигают Вильгельма, герцога Нормандии.


    Вильгельм в ярости, он предъявляет свои права на трон Англии и считает Гарольда узурпатором. Вильгельм решает вторгнуться в Англию и приказывает построить флот военных кораблей. По левую руку от Вильгельма сидит его сводный брат Одо, епископ Байё . Люди Вильгельма готовятся к вторжению в Англию. Лесорубы валят деревья и делают из них доски, которые используются для строительства кораблей

    К лету 1066 года Вильгельм собрал армию около 4-7 тысяч воинов, и начал строить корабли для перехода через Ла-Манш.

    Надпись: герцог Вильгельм приказывает строить корабли

    Герцог Нормандии Вильгельм смог заручиться поддержкой папы Римского Александра II (1061-1073 годы), пославшего ему «знамя св. Петра». Эта поддержка позволила Вильгельму привлечь в своё войско не только нормандских вассалов, но и рыцарей из всей континентальной Европы (Бретани, Фландрии, Лотарингии, Пикардии, Мена, Аквитании и др.).

    Надпись: HIC TRAHUNT NAVES AD MARE = Здесь тащат корабли до моря

    В это же время к военному походу на Англию готовился и норвежский король Харальд Суровый, в союз с которым вступил младший брат эрла Уэссекса Гарольда Тости , объявленный в 1065 году вне закона и занимавшийся пиратством у южных и восточных берегов Англии.

    В сентябре 1066 года норвежское войско Харальда Сурового высадилось в северной Англии, разбило в битве при Фулфорде (20 сентября) объединённые силы англосаксонских эрлов Эдвина и Моркара и заняло Йорк. Узнав об этом, Гарольд, находившийся на юге Англии, ожидая вторжения Вильгельма из Нормандии, выступил с войском на север и в кровопролитной битве при Стамфорд-Бридже (25 сентября) разбил норвежцев. Норвежский король Харальд Суровый и брат Гарольда Тости погибли в битве.

    Англосаксонская армия Гарольда , вероятно, была крупнейшей армией Западной Европы. Ядро сухопутных войск составляли личную охрану короля — хускарлы (от др.-сканд. húskarlar, где hús — дом, karl - лично свободный человек) и эрлов (др.-англ. eorl - человек) — титул высшей аристократии англосаксонской Британии в XI веке, возникший под влиянием датского завоевания Англии. К середине XI века насчитывалось около 3000 королевских хускарлов, дружина крупного эрла состояла из 400-500 воинов. В армии Гарольда состояли отряды военно-служилой знати — тэны (англо-сакс.: þeg(e)n (ТЕГУН с 8 века); англ. thegn; лат. tainus), и национальное ополчение крестьян англосаксонской Британии - фирд (англо-сакс.: fyrd ; с 694 года) - представляющее собой армию, созываемую королём из свободных землевладельцев, по принципу выставления в ополчение одного солдата с каждой гайды (англ. hide, англо-сакс.: hϊd или hiwisc) — единицы обрабатываемого земельного участка одной семьи свободного крестьянина. Воины фирда были хорошо вооружены мечами и щитами.



    Дождавшись благоприятной погоды, войска Вильгельма высадился в Англии 28-29 сентября 1066 года.

    Вильгельм садится за пир со своими аристократами, а епископ Одо произносит молитву перед едой

    Гарольд с войском около 7 тысяч человек, совершил марш-бросок на юг, навстречу с нормандскими войском Вильгельма близ Гастингса.

    В день битвы при Гастингсе, утром 14 октября 1066 года , Вильгельм изображён одетым в доспехи, он получает благословение перед сражением.

    Его нормандская кавалерия скачет галопом навстречу пешим английским солдатам Гарольда. Надпись: Здесь воины оставили Гастингс и пришли на битву против короля Гарольда

    Во главе кавалерийского отряда - Вильгельм на чёрной лошади.

    Герцог Вильгельм спрашивает у Витала, одного из вассалов Одо, видит ли он армию Гарольда.

    события в английском лагере. Воин с наблюдательного поста сообщает королю Гарольду приближении нормандской армии герцога Вильгельма

    Вильгельм, держа в руках булаву, произносит речь, чтобы вдохновить своих солдат. герцог Вильгельм говорит своим воинам приготовиться мужественно и мудро к сражению против армии англичан.

    Нормандская кавалерия бросается в атаку, и битва при Гастингсе начинается 14 октября 1066 года.

    Воздух наполняется летящими стрелами и копьями. Английская пехота защищается от них стеной щитов. Норманны атакуют с обеих сторон. Нижний регистр гобелена заполнен убитыми и ранеными солдатами.

    Воины рубят друг друга боевыми топорами и поражают копьями. Братья Гарольда, Леофвин и Гирт, сражаясь, умирают. Надпись: Здесь пали Леофвин и Гирт, братья короля Гарольда.

    Битва в самом разгаре. Воины и лошади падают на землю. Нижний регистр гобелена усеян поверженными солдатами и животными. Надпись: Здесь англичане и французы падают одновременно в бою.

    Епископ Одо появляется на чёрной лошади в гуще сражения и, размахивая палицей, вдохновляет нормандских солдат.

    Одо использует палицу, а не меч, поскольку епископы не должны проливать кровь. Надпись: Здесь епископ Одо, держа посох, ободряет юношей.

    После падения с лошади Вильгельм снимает шлем, чтобы открыть своё лицо. Этим он показывает своим войскам, что всё ещё жив и вдохновляет их продолжать сражаться. Надпись: Здесь герцог Вильгельм.

    Рядом с ним Граф Евстахий Булонский несёт знамя, которое послал Вильгельму Папа римский, чтобы продемонстрировать свою поддержку вторжению Вильгельма в Англию.

    Кажется, что норманны одерживают победу в продолжающемся сражении. Многие солдаты убиты; один из воинов, у которого щит испещрён воткнутыми стрелами, изображён как будто с отрубленной головой. Надпись: Здесь французы сражаются и убивают тех, кто был с Гарольдом.

    Одна из самых знаменитых сцен гобелена: смерть короля Гарольда. Вместе с тем кажется, что Гарольд изображён дважды. Сначала Гарольд извлекает стрелу из глаза, а затем его падающего поражает мечом нормандский рыцарь.

    HIC HAROLD REX INTERFECTUS EST = Здесь король Гарольд убит

    Когда король Гарольд убит, сражение англичанами проиграно. Победоносные норманны преследуют оставшихся на поле битвы англичан. Заключительная сцена гобелена утрачена. Возможно, она показывала коронацию Вильгельма в качестве короля Англии. Это соответствовало бы сцене в самом начале гобелена, изображающей короля Эдуарда, восседающего на троне всего два года назад.

    ET FUGA VERTERUNT ANGLI = и англичане бегут

    В сражении при Гастигсе н ормандское войско Вильгельма одержало победу, Гарольд и его братья погибли в бою.

    Источники не позволяют однозначно реконструировать ход битвы, но, по-видимому, в успехе Вильгельма важную роль сыграло наличие в нормандской армии кавалерии, которая была переправлена на кораблях через Ла Манш. В англосаксонской Британии почти не использовалась кавалерия и лучники , а также крепость как средство контроля и защиты территории.

    Сразу после битвы при Гастингсе часть светских и духовных англосаксонских магнатов в Лондоне провозгласили королём Эдгара Этелинга, однако при приближении нормандской армии Вильгельма они капитулировали, и в конце ноября, начале декабря, они принесли ему присягу как законному правителю Англии. 25 декабря 1066 года архиепископ Йорка Эальдред короновал Вильгельма в соборе Вестминстерского аббатства.

    Отдельные восстания против власти Вильгельма Завоевателя продолжались до 1071 года. Крупнейшим стало восстание в Северной Англии летом 1069 года. Его поддержал флот, присланный королём Дании Свейном (Свеном) II (1047-1074 или 1076 годы), также претендовавшим на английскую корону, основываясь на своём родстве с Кнудом Великим.

    Однако Вильгельм с войском зимой 1069 -1070 года совершил поход на север, разбил восставших и опустошил значительные территории в Йоркшире, Нортамберленде и графстве Дарем. Участвовавший в восстании Эдгар Этелинг бежал в Шотландию, а в 1074 году сдался Вильгельму, совершив церемонию заключения вассального договора, и признав его законным правителем Англии принёс ему оммаж.

    Символическим закреплением власти Вильгельма над Англией стала земельная перепись, в результате которой была составлена Книга Страшного суда, а также присяга ему всех свободных держателей земли — «Солсберийская присяга 1086 года».

    Нормандское завоевание Англии привело к быстрому и резкому изменению состава светской элиты Англии. За счёт конфискаций земель англосаксов, сражавшихся против Вильгельма Завоевателя при Гастингсе и участвовавших в последних восстаниях.

    Вильгельм сосредоточил в своих руках обширные владения, которые активно раздавал своим приближённым. Однако они, как правило, получали земли в различных частях страны, поэтому в Англии, в отличие от Франции, не сложились обширные территориальные баронии.

    К 1080-м гг. у землевладельцев англосаксонского происхождения, по-видимому, находилось менее 10% пахотной земли. Изменился и этнический состав высшего духовенства: в 1070-1175 годы на английские епископские кафедры назначались исключительно выходцы с континента или их потомки.

    Важным последствием нормандского завоевания Англии стала утрата официального статуса древне-английского языка уже к концу правления Вильгельма Завоевателя.

    Вместе с тем нормандские завоеватели сохранили сложившуюся в англосаксонскую эпоху передовую для раннего Средневековья систему центрального и местного управления и судопроизводства. Не были формально отменены судебники и другие правовые акты англосаксонских королей, сыгравшие важную роль в складывании во второй половине XII века системы «общего права» (Common Law). Последствия нормандского завоевания Англии с точки зрения оформления сеньориальной зависимости крестьянства остаются дискуссионным вопросом.