Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • О чем идет речь в бедной лизе. «Бедная Лиза», анализ повести Карамзина. История создания «Бедной Лизы»

    О чем идет речь в бедной лизе. «Бедная Лиза», анализ повести Карамзина. История создания «Бедной Лизы»

    Николай Михайлович Карамзин красивым языком описал историю, в которой главными героями стали бедная девушка и молодой дворянин. Современники Карамзина встретили эту историю любви восторженными откликами. Благодаря этому произведению 25-летний писатель получил широкую известность. Эту повесть до сих пор читают миллионы людей, ее изучают в различных учебных учреждениях. Давайте выполним краткий анализ повести "Бедная Лиза" Карамзина.

    Общая характеристика произведения

    Сразу после прочтения повести становится очевиден сентиментальный эстетический уклон, который ярко выражен в том, какой интерес проявляется к человеку независимо от того, что у него за положение в обществе.

    Когда Николай Карамзин писал повесть "Бедная Лиза", анализ которой мы сейчас проводим, он находился в загородном доме, отдыхая с друзьями, а рядом с этой дачей был расположен Симонов монастырь, о котором исследователи говорят, что именно он стал основанием для идеи автора. Важно понимать, что историю любовных отношений читатели восприняли как происходящую на самом деле во многом благодаря этому факту.

    Мы уже упомянули в начале, что повесть "Бедная Лиза" известна как сентименталистская повесть, хотя по своему жанру - это новелла, и такие стилистические особенности на тот момент времени были использованы в литературе только у Карамзина. В чем проявляется сентиментализм "Бедной Лизы"? В первую очередь сентиментализм произведения сориентирован на чувства человека, а разум и социум занимают второстепенное место, отдавая приоритет эмоциям и взаимоотношениям людей. Эта мысль крайне важна при анализе повести "Бедная Лиза".

    Главная тема и идейная подоплека

    Обозначим главную тему произведения - крестьянская девушка и молодой дворянин. Понятно, какую социальную проблему затронул Карамзин в повести. Между дворянами и крестьянами была огромная пропасть, и чтобы показать, какие противоречия вставали на пути взаимоотношений городских жителей и деревенских, Карамзин противопоставляет образ Эраста образу Лизы.

    Чтобы более точно сделать анализ повести "Бедная Лиза", обратим внимание на описания начала произведения, когда читателю рисуется в воображении гармония с природой, тихая и уютная обстановка. Читаем мы и о городе, в котором "громада домов" и "золото на куполах" просто пугает, вызывая некоторое отторжение. Ясно, что Лиза отражает природу, в ней видна естественность, наивность, честность и открытость. Карамзин выступает как гуманист, когда показывает любовь во всей своей силе и красоте, признавая, что разумом и прагматизмом легко можно задавить эти прекрасные начала души человека.

    Главные герои повести

    Совершенно очевидно, что анализ повести "Бедная Лиза" был бы недостаточным без рассмотрения главных героев произведения. Видно, что в Лизе воплощен образ одних идеалов и принципов, а в Эрасте совсем других. Действительно, Лиза была обычной девушкой-крестьянкой, и главная черта ее характера - умение глубоко чувствовать. Действуя так, как подсказывает сердце, она не потеряла своей нравственности, хоть и погибла. Интересно, что по тому, как она говорила и мыслила, трудно ее отнести к крестьянскому сословию. Ей был свойственен книжный язык.

    А что можно сказать об образе Эраста? Будучи офицером, он помышлял лишь о развлечениях, а светская жизнь утомляла его и заставляла скучать. Эраст достаточно умен, готов поступать по-доброму, хотя характер его очень изменчив и не постоянен. Когда Эраст развивает к Лизе чувства, он искренен, но не дальновиден. Молодой человек не задумывается над тем, что женой его Лиза стать не сможет, ведь они из разных кругов общества.

    Похож ли Эраст на коварного соблазнителя? Анализ повести "Бедная Лиза" показывает, что нет. Скорее, это по-настоящему влюбившийся человек, которому слабый характер помешал выстоять и пронести свою любовь до конца. Надо сказать, что русская литература ранее не знала такого типа персонажа, как Эраст у Карамзина, однако этому типу было присвоено даже название - "лишний человек", и он позже стал все чаще появляться на страницах книг.

    Выводы в анализе повести "Бедная Лиза"

    Говоря коротко, о чем произведение, можно сформулировать мысль так: это трагическая любовь, которая привела к гибели главной героини, при этом читатель полностью пропускает через себя ее чувства, в чем очень помогают яркие описания окружения и природы.

    Хотя мы рассмотрели только двух главных героев - Лизу и Эраста, на самом деле есть еще рассказчик, который сам услышал эту печальную историю, и теперь с оттенками грусти передает ее другим. Благодаря невероятному психологизму, острой теме, идеям и образам, которые воплотил Карамзин в своем произведении, русская литература пополнилась еще одним шедевром.

    Мы рады, если краткий анализ повести "Бедная Лиза" оказался для вас полезным. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с характеристиками персонажей и анализами известных произведений русской и зарубежной литературы.

    Карамзин не случайно отнёс действие повести в окрестности Симонова монастыря. Он хорошо знал эту окраину Москвы. Сергиев пруд, по преданию вырытый ещё Сергием Радонежским, стал местом паломничества влюблённых пар, его переименовали в Лизин пруд.

    Литературное направление

    Карамзин – писатель-новатор. Он по праву считается основателем русского сентиментализма. Читатели приняли повесть восторженно, потому что общество давно жаждало чего-то подобного. Предшествовавшее сентиментализму классицистическое направление, в основе которого было рациональное, утомило читателей поучениями. Сентиментализм (от слова чувства ) отражал мир чувств, сердечную жизнь. Появилось множество подражаний «Бедной Лизе», своеобразная массовая литература, которая была востребована читателями.

    Жанр

    «Бедная Лиза» - первая русская психологическая повесть. Чувства героев раскрываются в динамике. Карамзин даже изобрёл новое слово – чувствительность. Чувства Лизы ясны и понятны: она живёт своей любовью к Эрасту. Чувства Эраста более сложны, он сам их не понимает. Сначала он хочет полюбить просто и естественно, как он читал в романах, потом обнаруживает физическое влечение, которое разрушает платоническую любовь.

    Проблематика

    Социальная: сословное неравенство влюблённых приводит не к счастливой развязке, как в старых романах, а к трагедии. Карамзин поднимает проблему ценности человека независимо от сословной принадлежности.

    Моральная: ответственность человека за тех, кто ему доверяет, «нечаянное зло», которое может привести к трагедии.

    Философская: самоуверенный разум попирает естественные чувства, о которых в начале 18 века говорили французские просветители.

    Главные герои

    Эраст - молодой дворянин. Его характер прописан разносторонне. Эраста нельзя назвать негодяем. Он просто слабохарактерный юноша, который не умеет противостоять жизненным обстоятельствам, бороться за своё счастье.

    Лиза – крестьянская девушка. Её образ не прописан так подробно и противоречиво, остаётся в канонах классицизма. Автор сочувствует героине. Она трудолюбива, любящая дочь, целомудренна и простодушна. С одной стороны, Лиза не хочет огорчать мать отказом выйти замуж за богатого крестьянина, с другой - покоряется Эрасту, который просит не говорить матери об их отношениях. Лиза думает прежде всего не о себе, а о судьбе Эраста, которого ждёт бесчестье, если он не отправится на войну.

    Мать Лизы – старушка, живущая любовью к дочери и памятью об умершем муже. Именно о ней, а не о Лизе, Карамзин сказал: «И крестьянки любить умеют».

    Сюжет и композиция

    Хотя внимание писателя сосредоточено на психологии героев, для сюжета важны и внешние события, которые приводят героиню к гибели. Сюжет повести незамысловат и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблён в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за сословного неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но сам не знает своего сердца. Когда отношения перерастают в интимные, Эраст охладевает к Лизе. В армии он проигрывает в карты состояние. Единственный способ поправить дела – жениться на богатой пожилой вдове. Лиза случайно встречает Эраста в городе и думает, что он полюбил другую. Она не может жить с этой мыслью и топится в том самом пруду, возле которого встречалась с любимым. Эраст осознаёт свою вину и страдает до конца своей жизни.

    Основные события повести занимают около трёх месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале повести рассказчик сообщает, что описанные у озера события случились 30 лет назад. В конце повести рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста.

    Стиль

    В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос повествователя. Пейзажные зарисовки гармонируют с настроением героев и созвучны событиям.

    Карамзин был новатором в литературе. Он был одним из создателей современного языка прозы, приближенного к разговорной речи образованного дворянина. Так говорят не только Эраст и рассказчик, но и крестьянка Лиза и её мать. Сентиментализм не знал историзма. Жизнь крестьян очень условна, это какие-то свободные (не крепостные) изнеженные женщины, которые не могут обрабатывать землю и покупают розовую воду. Цель Карамзина была показать чувства, равные для всех сословий, которые не всегда может контролировать гордый разум.

    БЕДНАЯ ЛИЗА

    (Повесть, 1792)

    Лиза (бедная Лиза) — главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.

    Бедная крестьянская девушка Л. рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной, доброй старушкой», от которой Л. наследует свой главный талант — умение преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Л., «не щадя своей нежной молодости», берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы. Там, в Москве, Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от ветреной светской жизни, Эраст влюбляется в непосредственную, невинную девушку «любовью брата». Так кажется ему самому. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Л., «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но постепенно Л. начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет естественной озабоченностью: ему нужно отправляться на войну. Однако в армии он не столько сражается с неприятелем, сколько проигрывается в карты. Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.

    Чувствительность — так на языке конца XVIII в. определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Чувствительность является и центральной чертой характера Л. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность и приводят Л. к гибели, но нравственно она оправдана. Последовательно проводимая Карамзиным мысль о том, что для душевно богатого, чувствительного человека совершать добрые поступки естественно, снимает необходимость в нормативной морали.

    Мотив совращения чистой и непорочной девушки, в том или ином виде встречающийся во многих произведениях Карамзина, обретает в «Бедной Лизе» подчеркнуто социальное звучание. Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В мировой фольклорно-мифоло-гической традиции герои зачастую способны активно действовать только в отведенном им пространстве и совершенно бессильны за его пределами. В согласии с этой традицией в повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Л. говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».

    Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Л.: она впервые «отступает от себя», скрыв, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Л. повторит самый дурной поступок Эраста. Он попытается «откупиться» от Л. и, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но ведь и Л. сделает то же самое, послав матери вместе с вестью о своей гибели те «десять империалов», что дал ей Эраст. Естественно, эти деньги так же не нужны матери Л., как и самой героине: «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись».

    Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Л. в самом начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Общее правило оборачивается конкретной ситуацией, на место безличной «бедной девушки» становится сама бедная Л., а универсальный сюжет переносится на русскую почву, приобретая при этом особый национальный колорит.
    При этом фабула «Бедной Лизы» максимально обобщена и сжата. Возможные линии развития содержатся в зародышевом состоянии, многоточия и тире подчас заменяют собой текст, становятся его «эквивалентом», «значимым минусом». Подобная конспективность отражается и на уровне персонажей. Образ Л. намечен пунктиром, каждая черта ее характера — тема для рассказа, но еще не сам рассказ. Это не мешает дуэту Л. и Эраста оставаться сюжетным центром повести, вокруг которого организованы все остальные персонажи.

    Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Л. непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»). Своего рода «самодостаточность» героя, его «независимость» от автора во многом определяет специфику бытования образа в тексте, точнее — его выход за рамки текста, осуществляемый по двум основным направлениям. В «Бедной Лизе» топографически конкретное пространство Москвы соединено с условным пространством литературной традиции. В точке пересечения стоит образ Л. «Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Л. принадлежит к персонажам с «пропиской». «...все чаще привлекает меня к стенам Си...нова монастыря — воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» — так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря. (Симонов монастырь, первые постройки которого датируются XIV в., сохранился и поныне; расположен на территории завода «Динамо» по адресу Ленинская слобода, 26.) Пруд, находившийся под стенами монастыря, назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества москвичей. Парадоксом является отсутствие противоречия между христианской моралью и невинностью Л. Ей «прощен» даже грех самоубийства. В сознании иноков Симонова монастыря, ревностно охранявших память о Л., она была прежде всего падшей жертвой. Но по существу, Л. была «канонизирована» сентиментальной культурой. Таким образом, героиня Карамзина стоит не только на пересечении вымысла и были, но и на пересечении двух религий: христианской и сентиментальной религии чувства.

    К месту Лизиной гибели приходили плакать и горевать такие же несчастные влюбленные девушки, какой была сама Л. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев, растущих вокруг пруда, была безжалостно изрезана ножами «паломников». Надписи, вырезанные на деревьях, были и серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), и сатирическими, враждебными Карамзину и его героине (особую славу среди таких «березовых эпиграмм» приобрело двустишие: «Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).

    Само имя Елисавета — древнееврейского происхождения (с последующей греко-латинской адаптацией) и переводится как «почитающая Бога». «Мировой» контекст имени Лиза/Елизавета начинается с библейских текстов. Это имя жены первосвященника Аарона (Исх., 6, 23), а также жены священника Заха-рии и матери Иоанна Крестителя (Лк., 1, 5). В галерее литературных героинь особое место занимает Элоиза, подруга Абеляра. После нее имя ассоциативно связывается с любовной темой: историю «благородной девицы» Жюли д"Энтаж, полюбившей своего скромного учителя Сен-Пре, Ж. Ж. Руссо называет «Юлия, или Новая Элоиза...» (1761). В Эрмитаже находится знаменитый бюст невинной и наивной «Маленькой Лизы» работы французского скульптора Гудона (1775), который мог также повлиять на образ, создаваемый Карамзиным.

    Имя «Лиза» до начала 80-х гг. XVIII в. почти не встречалось в русской литературе, а если и встречалось, то в своем иноязычном варианте. Выбирая для своей героини это имя, Карамзин шел на ломку достаточно строгого канона, сложившегося в литературе и предопределявшего заранее, какой должна быть Лиза, как она должна себя вести. Этот поведенческий стереотип определялся в европейской литературе XVII—XVIII вв. тем, что образ Лизы, Лизетты (Lizette) был связан прежде всего с комедией. Лиза французской комедии обычно служанка-горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи. Она молода, хороша собой, достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой, с «наукой страсти нежной». Наивность, невинность, скромность меньше всего свойственны этому комедийному амплуа.

    Разбивая ожидания читателя, снимая маску с имени героини, Карамзин тем самым разрушал основы самой культуры классицизма, ослаблял связи между означаемым и означающим, между именем и его носителем в пространстве литературы. При всей условности образа Л. ее имя связано именно с характером, а не с амплуа героини. Установление зависимости между «внутренним» характером и «внешним» действием стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы.

      Оценил книгу

      «Бедная Лиза»
      Какая же наивная история. Если каким-то непонятным образом вам удалось избежать знаний о судьбе бедной Лизы, то все равно с первых строчек совершенно понятно, что будет дальше и почему. Но знаете, какое чувство возникает при чтении? Умиление. Неужели же была такая наивность, неужели может быть такая любовь? И еще… если Лиза такая чистая и благородная девушка, как она могла обречь свою мать на одинокую старость? Вообще самым любопытным при чтении этой повести было составление в голове образа идеальной женщины по Карамзину. Какая же она? Мне показалось, что приблизительно такая: любить мужчину всем сердцем, доверять ему во всем, плевать на всех остальных, быть невинной, скромной и т.д. Бывают ли такие? Вот уж точно нет  Бедный Карамзин…
      «Наталья, боярская дочь»
      Где-то слышала, что когда Екатерине Великой принесли газету, которую по ее повелению печатали в Санкт-Петербурге, она возмущалась, что описывают журналисты то, что плохо и сказала что-то типа: «Зачем же вы пишете только о плохом? Что у нас плохого я и так знаю. Вы лучше напишите, что у нас есть хорошего!». За точность цитаты не ручаюсь, но смысл передала верно. Рассуждать на тему буквальности восприятия ее слов и несколько веков спустя мы сейчас говорить не будем, да и не так уж это и однозначно, поговорим о другом. Карамзин пишет о хорошем. Во-первых: вся повесть просто пронизана любовью к России, верой в царя, тоской о настоящих и именно русских людях. Во-вторых: образы героев повести настолько идеальны, что в реальность их существования поверить тяжело, да и не нужно. В-третьих: вера в справедливость и в чистую, вечную любовь – лейтмотив, который покоряет, несмотря на всю сказочность, даже очень циничного современного писателя. Мне кажется, что эту повесть Карамзина надо воспринимать как сказку, а сказка, как известно, не должна быть ни правдоподобной, ни, тем более, реальной. Она должна быть просто доброй и рассказывать о чем-то хорошем (наличие принцессы и принца, кем бы они ни были, обязательно).
      «Марфа-Посадница»

      Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной

      И мог народ вольного Новгорода послушать царского гонца, но больше ему понравилось слушать обиженную судьбой женщину. А обиженные, а тем более одинокие женщины – советчики плохие. Благодаря советам «вольнолюбивой» мадам Марфы не одна она стала одинокой, к ее одиночеству прибавились почти все женщины Великого Новгорода, а всем вместе уж и не так тоскливо. Мда… Когда вольные жители поголодали, побились с царской ратью и хлебнули лиха стала им неинтересна вольная жизнь и радостно приветствовали они Ивана Грозного, который эту самую Марфу с дочкой (видимо чтобы уж наверняка) и порешил. Так что как ни крути, а все дороги ведут к самодержавию, каким бы грозным оно ни было.

      Оценил книгу

      О "Марфе-посаднице..."
      А мне понравилась эта "сказка", особенно после того, как мы разобрали это произведение с разных точек зрения на лекции по истории русской культуры.
      На мой взгляд, эта историческая повесть обладает всеми шансами на успех, так сказать - она интересна, весьма динамична, язык даже для современного читателя вполне удобоварим. Тем не менее, существует существенный минус (который записывать нужно, конечно, не Карамзину, а современному читателю) - тот, кто желает познакомиться с "Марфой-посадницей", обязан стать реальные исторические события. После этого читать станет ещё более интересно, потому что сопоставлять реальность и вымысел всегда интересно, особенно если автор не позиционирует свое произведение как чисто историческую хронику.
      Кроме того, помимо исторического действа, интересна и точка зрения Карамзина на различные стороны жизни (богатство, например).
      Плюс ко всему - эта повесть сугубо опозиционна для своего времени, что тоже не может оставить равнодушным. Идея Карамзина о том, что для России единственно правильная форма правления - самодержавие, не может не привлечь внимания просвещенной и интересующейся публики. (5/5)

      О "Бедной Лизе".
      Чтобы понимать и воспринимать это произведение без ломоты в челюсти и возгласов "боже, ну и идиоткааааа", необходимо быть человеком своего времени. Я сентиментальна до ужаса, но это произведение вызвало у меня жуууууткую реакцию. Именно потому, что я живу в другое время, а значит многих поступков и мыслей тех времен мне просто не понять. Романтизм - да, но никак не сентиментализм. (2/5)

      Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была написана автором в 1792 году. Это гениальное произведение, принесшее ему огромную известность. Сюжет позаимствован писателем из западной литературы, он переложил его на русский манер, придав черты отечественной культуры. Произведение изучают в школе по литературе в 9 классе. Краткий пересказ «Бедной Лизы» можно прочесть в этой статье. Разумеется, повесть будет изложена в сокращении.

      Карамзин Николай Михайлович – выдающийся литератор, историк, служивший статским советником. Он появился на свет в Симбирской губернии в 1766 году в семье капитана в отставке.

      В детстве и юности получил хорошее образование, а потом, по настоянию отца, был отправлен на военную службу. Но вскоре молодой человек вышел в отставку и начал заниматься литературную деятельностью.

      У себя на родине Николай вступил в Масонство. Затем он переехал в Москву, где трудился над созданием детского журнала. Во время французской революции Николаю посчастливилось находиться в Париже. Под впечатлением у него родилась первая книга – «Письма русского путешественника», после выхода которой он обрел большую популярность. Это произведение было великим вкладом в русскую литературу, по словам его современников. Он нашел множество единомышленников и подражателей.

      После возвращения в Россию, Николай трудился над созданием «Московского журнала», где и появилась его повесть «Бедная Лиза». После этого Николай Михайлович выпустил целый ряд сборников и альманахов.

      Обратите внимание! Карамзин был последователем стиля сентиментализм в литературе.

      Кроме поэзии и прозы, Карамзин пробовал свои силы в критике и исторических очерках. Император присвоил ему звание «историографа». Известно, что он отказался даже от должности губернатора, посвятив себя всецело любимому занятию. В 1818 году Карамзин выпустил первые тома «Истории государства Российского». Последний, незаконченный том вышел уже после его смерти.

      Скончался он в 1826 году от простуды. Похоронен в Питере в Александро-Невской Лавре.

      «Бедная Лиза»

      Карамзин воспевал человеческие чувства в своих произведениях, ставил их превыше разума. Это прослеживается в «визитной карточке» его литературных произведений – повести «Бедная Лиза» (краткое изложение будет представлено ниже).

      Произведение написано красивым талантливым языком, с живописными эпитетами, потрясающими оборотами. Все оно пронизано любовью к простому русскому народу. Автор хотел сказать, что любой человек, независимо от своего сословия и родословной, имеет право на человеческое счастье. Он обличил людей, которые ради богатства и положения в обществе отрекаются от своих сердечных чувств и заставляют страдать других.

      На самом деле, таких «бедных Лиз» можно было встретить в то время множество в любом городе или деревне. Карамзин хотел раскрыть насущную проблему неравенства людей из-за существующих норм общества. Не одна только Лиза в своем роде была несчастна. Многие влюбленные расставались со вторыми половинками и женились по расчету на нелюбимых.

      Причиной этому было бедственное материальное положение или существующие нормы. Богатые не имели права жениться на бедных крестьянах. Это было не принято. Именно поэтому множество браков в те времена заключались совсем не по любви.

      Карамзин обличает подобные обычаи, ставя в пример несчастную судьбу крестьянки. Он надеялся на то, что эта трагедия вразумит многих богатых людей и остановит от неправильного выбора.

      Действующие лица повести:

      • крестьянка Лиза;
      • ее мать;
      • Эраст, молодой человек дворянского сословия.

      Повествование ведется от лица автора, который делает акцент на чувства, заставляя читателя растрогаться и пролить слезу. Далее будет представлен сюжет повести вкратце. Каждый может выбрать: читать повесть целиком онлайн или просто узнать из этой статьи ее краткое изложение.

      Полезное видео: краткое содержание «Бедная Лиза»

      Краткое содержание повести

      Главное действующее лицо повести – крестьянская девушка Лиза. Ее отец был зажиточным крестьянином, но он скончался, оставив жену с дочерью. Жила семья в Подмосковье в окрестностях Симонова монастыря.

      Девушка была необычайной красоты, с прекрасными душевными качествами: добротой, отзывчивостью, кротостью, трудолюбием.

      Она очень умна и порядочна, хотя не имеет образования. Мать стала часто болеть после смерти мужа, поэтому весь заработок должна была приносить в дом Лиза. Она пряла пряжу, вязала, продавала свои изделия. А еще она собирала в лесу ягоды и цветы и носила их в столицу продавать. На эти скромные заработки они и жили с мамой.

      В один прекрасный день девушка отправилась в Москву, чтобы продать цветы, которые она собрала. Неожиданно к ней подошел красивый молодой богач и предложил купить все ее цветы за рубль.

      Это было очень много, ведь она назначила цену – пять копеек! Девушка стала отказываться, но парень стоял на своем, говоря, что за цветы, собранные такой красавицей, надо платить больше.

      Молодой дворянин, его звали Эраст, сразу был пленен красотой простой крестьянки, ее чистотой и добротой. Он подумал, что именно такую девушку он бы и взял в жены. Но это было невозможно, ведь они из разных сословий. Тогда молодой человек решил просто поближе познакомиться с ней и подружиться. Эраст узнал, где она живет. Лиза охотно рассказала все о своей жизни с матушкой. Уходя, молодой человек обещал каждый день покупать цветы именно у нее.

      Лиза прибежала домой, полная счастья, и рассказала маме о встрече с необычным молодым богачом. На следующий день она нарвала в лесу ландышей и отправилась в столицу продавать их. Она надеялась, что Эраст сдержит свое обещание и придет покупать у нее цветы. Бедная девушка прождала весь день, но молодой человек так и не пришел. Расстроившись, Лиза выбросила ландыши и побрела домой.

      Рассказывая повесть в сокращении, невозможно передать язык, которым автор описывает чувства героев. В расстройстве девушка села за свою обычную работу. Но неожиданно она увидела, что к дому приближается тот самый молодой человек! Она обрадовалась, удивилась и побежала рассказывать матери о том, что к ним пришел именно тот богач, о котором она ей рассказывала.

      Молодой человек вел себя очень просто, расспросил у Лизиной матери о жизни. Та с радостью все рассказала, не утаила она также и о лучших чертах характера своей дочери. Матери очень понравился Эраст. Она сказала дочери, когда парень ушел, что именно такого жениха для нее она и хотела. Но дочка напомнила ей, что это невозможно, ведь он – дворянин, а они — крестьяне.

      Всю ночь девушка не смогла уснуть – ее воображение занимал образ молодого богача. Утром еще до рассвета она вышла на реку, чтобы посмотреть, как всходит солнце. Внезапно она услышала всплеск воды под веслами.

      Оказалось, что это Эраст плывет к ней на лодке. Она, полная смущения и радости, поспешила к нему навстречу. И каково было ее счастье, когда он вдруг признался ей в любви!

      Девушка ответила, что тоже любит молодого человека. Эраст поклялся любить ее вечно. Счастью девушки не было предела!

      Молодые люди стали встречаться каждый день. Они подолгу сидели и разговаривали, объятия их были по-детски чисты. Трудно сказать, чем пленила его простая крестьянка. Возможно, ему наскучили светские отношения, страстные чувства, интриги, он захотел чистой и невинной любви. Однажды Лиза пришла к нему вся в слезах. Когда Эраст спросил, что случилось, девушка вкратцерассказала, что ее хотят выдать замуж за богатого крестьянина.

      Молодой барин утешил любимую, сказав, что не даст ей выйти замуж не по любви и тем самым расстроить свою жизнь. И пообещал, что после смерти ее матери он возьмет девушку к себе в дом и будет заботиться о ней. Лиза так обрадовалась, что кинулась на шею своему возлюбленному. Но тут и случилось непоправимое.

      Важно! После потери невинности Эраст изменил свое отношение к любимой, ведь она стала для него как одна из многих поклонниц.

      Пропала вся прелесть чистоты, а он, видимо, ценил в ней только это. Он стал реже приходить на свидания, а при встрече был уже заметно холоден к бедной девушке. Она чувствовала это и сильно переживала, не зная, что делать.

      Однажды Эраст пришел к возлюбленной и сообщил, что едет на военную службу. Что он будет помнить ее и обязательно вернется. Лиза долго плакала, смутные предчувствия терзали ее сердце. Она очень тосковала по любимому в разлуке.

      Спустя два месяца она пошла город, чтобы купить лекарство для матери. Внезапно она увидела в богатой карете своего возлюбленного. Девушка обрадовалась и хотела обнять его, но парень отвел ее в кабинет и объяснил, что между ними все кончено, что он помолвлен с другой.

      Дав бывшей возлюбленной сто рублей, молодой барин велел слуге проводить бедную девушку со двора.

      Лиза была шокирована настолько, что не понимала, куда она идет и что ей теперь делать. Придя на берег озера, где они часто встречались с Эрастом, девушка почувствовала страшную тоску. Невыразимые чувства томили ее душу, ей казалось, что она пропала, что жизнь не имеет больше смысла без любимого.

      Увидев соседскую девочку, Лиза отдала ей деньги, просила передать матери, что любит ее. Затем несчастная девушка бросила в воду и утонула. Мать, узнав о смерти единственной дочери, не смогла пережить это горе и тут же скончалась.

      Эраст, услышав о гибели Лизы, всю оставшуюся жизнь мучился, чувствуя свою вину. Он действительно уходил на войну, но проиграл там в карты все состояние. Поэтому, чтобы поправить свое материальное положение, парень вынужден был жениться на богатой вдове намного старше его. Молодой дворянин был несчастлив с женой, хоть она и была в него влюблена.

      Вконтакте