Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Высокое мастерство в профессиональной деятельности. Профессиональное обучение. От того, как лектор "начитает" текст своей лекции, зависит достижение им дидактических целей. Существуют психологические особенности восприятия устной речи. Лектор должен так и

    Высокое мастерство в профессиональной деятельности. Профессиональное обучение. От того, как лектор

    КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

    педагогов ДО

    Шемонаихинского района

    Подготовила

    завуч по УМР

    Росина Е.А.

    01.11.2016

    Шемонаиха

    Профессиональное мастерство учителя и его роль в формировании конкурентоспособной личности

    Доклад на районном семинаре-практикуме

    педагогов ДО

    Шемонаихинского района

    подготовила завуч по УМР

    Росина Е.А.

    Профессиональное мастерство – это высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определенным видом профессиональной деятельности; характеризуется качеством выполнения работы, высокой производительностью труда, профессиональной самостоятельностью, культурой труда и творческим отношением к труду.

    На современном этапе развития общества, в частности, системы образования, проблема педагогического мастерства является наиболее актуальной. Сегодня педагогу необходимо быть мобильным, уметь подстраиваться под постоянно меняющиеся условия профессионально-педагогической деятельности в рамках реформирования образования. В этом случае уместно говорить о мастерстве педагога в решении основных профессионально-педагогических задач. Педагогическое мастерство - достаточно сложное понятие. Оно включает в себя множество компонентов. Русский психолог А. А. Бодалев определяет педагогическое мастерство через такое понятие, как «педагогическое воображение». Оно, по мнению ученого, заключается в умении учителя поставить себя на место ученика и в соответствии с этим строить свою работу.

    По мнению А.С. Макаренко, педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства. Он утверждал, что сами воспитанники ценят учителя и считают его мастером своего дела, если видят и чувствуют, что он уверенно использует свои разнообразные знания и умения.

    Овладение профессиональным мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Профессиональное педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет. Многие учителя наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности, но эти трудности как бы запрограммированы неумением предвидеть возможные затруднения и предотвратить их системой мер. Конечная цель у такого учителя обычно теряется в суматохе повседневности, поэтому проектирование осуществляется с учетом только ближайших перспектив. Итак, получается, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникативной деятельности - недостатки в развитии конструктивных умений, в частности прогностических. Коренным отличием в структуре знаний рядовых учителей и мастеров является постоянно совершенствующееся знание психологии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию. В.А.Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы".

    В XXI веке возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной им профессии, уверенно вступать в социальные отнашения, грамотно вести хозяйство, добиваясь высоких результатов при минимальных затратах времени и средств, способного к самосовершенствованию, самоизменению, активной адаптации на рынке труда.

    Конкуренция как качество личности – склонность соперничать, бороться с кем-либо за достижение лучших результатов, большей выгоды, преимуществ.

    Однажды две лягушки попали в кувшин с молоком. Одна склеила лапки и потонула, а другая барахтлась и сбила кусочек масла. И не стала утопать, а села на него и выпрыгнула. Потом всё в тот же самый несчастливый кувшин опять упали лягушки. Эта пара лягушек, правда, друг друга терпеть не могла. До такой степени, что, оказавшись в кувшине, они тут же начали толкаться, а потом сцепились по-настоящему. И тем самым довольно быстро сбили здоровенный кусок масла. Правда, по ходу дела утонуло несколько мелких лягушат, случайно оказавшихся в том же кувшине – но кто их считает? А те две лягушки, вылезши на масло, продолжали потасовку, и в конце концов одна вышвырнула другую из кувшина, а потом и сама выпрыгнула, чтобы окончательно расправиться с мерзавкой. Кувшин от таких потрясений упал на бок и разбился. Тут лягушки, посмотрев на блестящее масло и прикинув все обстоятельства, решили отложить разборку до лучших времён. Взяли масло, утащили, и продали по хорошей цене.

    Так лягушки разбогатели, вышли в Жабы и накупили себе бриллиантовых бородавок. Когда же их спрашивали, как это они так поднялись, обе Жабы говорили – “Конкуренция! О, эта живительная конкуренция!” Злые языки, разумеется, говорили о “сговоре”, “взаимном пиаре” и так далее. Чего только не говорили злые языки. Но жабы только ухмылялись – они-то знали правду. Что никакого сговора не было, взаимного пиара тоже, а только одна чистая злость. Ну и жадность, которая её вовремя победила. И только оставшись наедине, зыркали друг на друга с ненавистью в очах и каждая думала про другую: “Всё это, конечно, хорошо… Но как жаль, что я тогда не утопила эту гадину…”

    Есть многочисленный отряд людей, которые не могут жить без конкуренции. Бетт Дэвис рассказывает: «Я всегда хотела выигрывать. Даже когда пекла печенье. Мое печенье обязательно должно было стать лучшим из когда-либо приготовленных».

    Когда конкуренция становится проявленным качеством личности, это означает, что человек всецело находится под влиянием энергии страсти, а в тяжелых случаях – энергии невежества и деградации. Конкуренция – объективная реальность общества, живущего по законам страсти. Никто её не в силах отменить, да и не нужно это делать. От духа конкуренции, её огня не спрятаться, не скрыться. И не нужно от него бежать, как черт от ладана. Но и не нужно совать в него голову, не нужно культивировать в себе конкуренцию. Том Питерс писал: «Не надо участвовать в забеге с конкурентами. Надо ставить свой забег и бежать в одиночку». Конкурируй только с собой!

    Весомым показателем эффективности процесса воспитания является уровень личностного и профессионального саморазвития педагога, его уровень конкурентоспособности, так как только конкурентоспособный учитель может воспитать конкурентоспособного ученика. С моей точки зрения необходимы:

      Саморазвитие педагога как воспитателя-исследователя,

      Построение общения с детьми на гуманистических принципах.

      Конструктивное самоизменение на личностном уровне (развитие культурного, нравственного, творческого, психологического потенциалов педагога)

      Совершенствование профессионального мастерства

      Освоение современных образовательных технологий и т.д.

      Повышение воспитывающего потенциала уроков и всех видов внеурочной деятельности как средства развития конкурентоспособности учащегося.

    В рамках решения этих проблем в нашей школе искусств второй год идет изучение метапредметной технологии обучения, организуются проектные и исследовательские работы уч-ся, были проведены педагогический совет и открытые уроки, совершенствуется анализ урока, выявлены современные приоритеты в работе (в частности с этого года мы ввели такую форму принятия к/у как собеседование).

    Работать надо не 12 часов, а головой.

    Инновационная деятельность учителя - социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.

    Акмеология - наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

    На современном этапе развития общества, в частности, системы образования, проблема педагогического мастерства является наиболее актуальной. Сегодня педагогу необходимо быть мобильным, уметь подстраиваться под постоянно меняющиеся условия профессионально-педагогической деятельности в рамках реформирования образования. В этом случае уместно говорить о мастерстве педагога в решении основных профессионально-педагогических задач. Педагогическое мастерство - достаточно сложное понятие. Оно включает в себя множество компонентов. Русский психолог А. А. Бодалев определяет педагогическое мастерство через такое понятие, как «педагогическое воображение». Оно, по мнению ученого, заключается в умении учителя поставить себя на место ученика и в соответствии с этим строить свою работу . В педагогической науке большое внимание уделяется научной основе мастерства учителя. Так, ученые-педагоги А. С. Макаренко, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин видят основу педагогического мастерства в умении учителя применять научные теоретические знания в своей практической деятельности, иными словами, - способность использовать свои знания в решении педагогических задач. Исходя из этого, можно утверждать, что в список требований к учителю-мастеру входят не только его практические умения, но и достаточно объемный запас специальных знаний. Следовательно, чтобы умело соединить научную теорию с практикой, педагогу необходимо в совершенстве владеть навыками теоретического мышления. Известный советский педагог А. С. Макаренко основу педагогического мастерства видел в знании педагогом своего дела. Он утверждал, что сами воспитанники ценят учителя и считают его мастером своего дела, если видят и чувствуют, что он уверенно использует свои разнообразные знания и умения. А. С. Макаренко был уверен, что учитель, не владеющий основами педагогического мастерства, не способен решить педагогические задачи: «Я на опыте пришёл к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» . Педагогическое мастерство представляет собой гармоничное сочетание знаний и умений учителя. В педагогике есть несколько точек зрения, рассматривающих мастерство педагога с данной позиции. Автор большого количества работ в области педагогики В. А. Сластенин классифицирует умения педагога, связанные, прежде всего, с синтезом теории и практической деятельности, следующим образом: - Умение соотносить теоретическое содержание учебного процесса с конкретными педагогическими задачами, которые необходимо решить педагогу в процессе своей профессиональной деятельности. - Умение применять на практике имеющиеся знания, приводя тем самым в последовательное движение весь педагогический процесс. - Умение понимать сложные взаимосвязи компонентов педагогического процесса . Таким образом, в процессе решения профессиональных задач проявляются ключевые, базовые и специальные компетенции педагога, которые в своей совокупности составляют профессиональную компетентность, под которой принято понимать «специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» . Рассматривая вопросы профессионального мастерства в педагогической деятельности, ученые-педагоги предложили такое понятие, как «педагогическая техника», которое определяется как совокупность знаний, умений и навыков учителя, с помощью которых он организует комплексную работу с детьми. В понятие «педагогическая техника» входит не только теоретическая база современного учителя и его опыт практической работы, но и движения, жесты, мимика, а также интонация. По мнению ученых, педагогическая техника, позволяет учителю дать учащимся образец социального поведения, дисциплинирует. Например, доктор педагогических наук Ю. П. Азаров отмечал успешность реализации педагогической техники именно во взаимодействии с воспитанниками. Он считал такой путь работы с детьми экономным (с точки зрения времени) и наиболее эффективным . Кроме того, педагогическое мастерство зависит и от гражданской позиции учителя, его личностных и деловых качеств, сформированности профессионального самосознания и профессионально-ценностного отношения к себе как представителю педагогической профессии. Профессионально-ценностное самоотношение педагога определяет его отношение к себе в профессиональной деятельности, а именно к процессу своего профессионального становления и самореализации в пространстве и во времени профессиональной деятельности, воссоздающей путем интеграции различных аспектов своего «Я» в профессии (Я-действующее, Я-взаимодействующее, Я-живой организм, Я-существующее, Я-осуществляющееся), переходящих в целостный образ «Я-профессиональное» .

    Таким образом, можно определить основные компоненты мастерства педагога, необходимые ему для решения профессионально-педагогических задач:

    1. Профессионально-педагогическая компетентность педагога.

    2. Владение педагогической техникой.

    3. Высокий уровень общей и педагогической культуры.

    4. Гуманистическая направленность деятельности (идеалы, интересы, ценности, гуманистические отношения).

    5. Профессиональные качества (любовь к детям, интеллигентность, ответственность и т. д.).

    6. Сформированность профессионального самосознания и самоотношения. 7. Творческие педагогические способности.

    В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется последнему компоненту педагогического мастерства, так как именно он помогает учителю применять свои умения в постоянно меняющихся условиях. Творческая деятельность педагога предполагает гибкость мышления, способность к прогнозированию, генерированию идей, рефлексии, стремление к совершенствованию. В основе своей деятельность педагога эвристична, направлена на решение профессионально-педагогических задач. По мнению ученых В. А. Кан-Калика и Н. Д. Никандрова, в творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего, это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая, в конечном счете, определяет и все детали творческого процесса, выступая как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, связанная с конкретным этапом педагогической деятельности в учебной или воспитательной сфере. Наконец, в каждом микроэлементе педагогического процесса должны осмысливаться постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи . Вопросы педагогического мастерства в решении педагогических задач рассматривали в своих трудах такие известные педагоги, как В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, О. К. Тихомиров, А. Н. Леонтьев и др. Исследователь общепедагогических умений учителя Л. Ф. Спирин считает понятия «педагогическое мастерство» и «педагогическая задача» неразделимыми. Исследователь утверждает, что «…дорога к профессиональному мастерству решения педагогических задач - непростая. Чем выше ступеньки умений, тем больше в личной умелости каждого учителя научного знания, на основе которого находятся оптимальные (или близкие к ним) решения» . Педагогическая задача - это неотъемлемая часть, фундамент, двигатель всего педагогического процесса. Исследуя педагогическое мастерство в решении педагогических задач, мы использовали следующее определение задачи Б. Ф. Спирина и М. Л. Фрумкина: задача - это «…результат осознания субъектом деятельности, цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи)» . В трудах В. А. Сластенина мы находим следующее определение педагогической задачи: «Под педагогической задачей… следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в неё целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности» . Таким образом, педагогическое мастерство заключается в поиске наиболее эффективного решения среди существующих, рациональном анализе и отборе решений. Ещё одним важнейшим аспектом педагогического мастерства является способность учителя привлечь к решению задачи самих воспитанников. Советский психолог С. Г. Костюк, например, оценивал успешность решения педагогических задач во многом с позиций активного участия учеников в деятельности, руководимой учителем . Следовательно, решение педагогической задачи осуществляется не только учителем, но и его подопечными (организующая роль учителя и определяет его мастерство). В педагогике существует несколько классификаций педагогических задач. Нас интересует классификация, основанная на педагогических целях. В соответствии с этим, педагогические задачи делятся на: - стратегические (достаточно стандартные задачи, решаемые большинством педагогов ежедневно); - тактические (вытекают из стратегических, представляют собой часть решения стратегических задач); - оперативные (возникают внезапно, в определенный, отдельно взятый, момент деятельности учителя). Эффективность деятельности педагога определяется, прежде всего, тем, каким образом у него получается соотнести решения разных типов задач в комплексе. Особый интерес здесь вызывают оперативные педагогические задачи, так как они чаще всего носят внезапный характер и требуют от педагога высокого уровня развития теоретического и творческого мышления, сообразительности, быстрой реакции, а также немедленного принятия мер. Как правило, при высоком уровне профессионализма педагог может иметь в своем арсенале набор способов решения задач и уметь применить его к соответствующей педагогической ситуации. Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной и профессиональной «Я-концепции» педагога. Мастерство в решении разнообразных педагогических задач разного класса и уровня сложности зависит и от понимания и учета учителем индивидуальных психологических и возрастных особенностей детей. Если начинающий и неопытный учитель, как правило, при решении педагогической задачи намечает много способов ее решения, то достаточно опытный педагог, мастер не перебирает готовые варианты, а намечает реальную программу действий каждый раз заново, исходя из конкретных условий. Таким образом, профессиональное мастерство учителя, главным образом, состоит в его умении максимально использовать свои творческие и теоретические возможности для наиболее успешного воспитания и образования учащихся. Оценить уровень педагогического мастерства можно по результатам, представляющим собой изменения, произошедшие не только с самими воспитанниками, но и в отношениях между ними.

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
    Первухина Е. В. Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 562-564.

    Профессиональное мастерство преподавателя. Понятие "лекторское мастерство" и его психологическое воздействие на аудиторию. Характеристика основных коммуникативных умений педагога. Основные методы, которые используются ораторами для окончания речи.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Реферат по педагогике

    Тема: "Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность как психологическая сущность профессионального мастерства".

    Оглавление

    • Введение
    • Заключение
    • Список литературы

    Введение

    Многочисленные исследования ученых и практика показывают, что молодые педагоги, начинающие свою педагогическую деятельность, испытывают трудности в налаживании педагогического общения, взаимоотношений со студентами в сфере личностных контактов.

    Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Только преподаватель с соответствующим уровнем мастерства сможет прививать студентам культуру общения. Следует также отметить, что основу педагогического мастерства закладывает коммуникативная компетентность преподавателя. Наряду с основными формами общения преподавателя и студентов мы можем выделить лекционное занятие. Безусловно, успех такой коммуникации будет зависеть от профессионального мастерства преподавателя, а в частности, от его лекторского мастерства.

    Проблема коммуникативного взаимодействия преподавателя и учащегося сегодня является актуальной, в связи с чем была выбрана тема реферата:

    "Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность как психологическая сущность профессионального мастерства".

    Цели данной работы:

    1) Дать понятие профессиональному мастерству педагога, рассмотреть компоненты профессионального мастерства;

    2) Изучить понятие "лекторское мастерство" и его психологическое воздействие на аудиторию;

    3) Раскрыть термин "коммуникативная компетентность" и охарактеризовать основные коммуникативные умения педагога.

    1. Профессиональное мастерство преподавателя

    Проблема педагогического мастерства занимает видное место в исследованиях советских и зарубежных учёных. Большой вклад в разработку проблемы педагогической деятельности и мастерства преподавателей внесли исследования, выполнены под руководством Н.В. Кузьминой, которые позволили выделить ряд закономерностей педагогической деятельности, определить критерии эффективности деятельности преподавателя. В качестве такой модели выступает психологическая структура деятельности преподавателя, представляющая собой взаимосвязь, систему и последовательность его действий, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В данной структуре находят отражение все умения, необходимые для решения педагогических задач, возникающих в процессе реализации целей педагогической системы, которые соответствуют пяти функциональным компонентам данной структуры: гностическому, проектировочному, конструктивному, коммуникативному иорганизаторскому.

    Гностическая деятельность преподавателя прежде всего связана с его умением использовать в своей работе знание методики обучения. Хорошее понимание основных методологических принципов и приёмов является той основой, без которой немыслимо обучение данному предмету.

    Проектировочные умения педагога связаны с перспективным планированием. В отличие от проектировочных, конструктивные умения связаны с планированием работы на предстоящем занятии. Эти умения находят отражение прежде всего в поурочных планах преподавателя. К коммуникативным качествам педагога обычно относят постановку голоса, мимику и пантомимику, управление эмоциями, настроением и т.д. К качествам желательным причисляют артистичность, чувство юмора, общительность. К числу необходимых организаторских умений преподавателя относится умение прививать студентам навыки самостоятельной работы, умение применять наглядность, а также умения, связанные с организацией самого учебного материала.

    Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. Профессиональные знания обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой - к учащимся.

    Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии. На основании профессионального знания формируется педагогическое сознание - принципы и правила, определяющие действия и поступки педагога.

    Можно выделить следующие профессиональные знания:

    знание своего предмета;

    знание психолого-педагогических дисциплин;

    знание методики обучения и воспитания;

    знание достоинств и недостатков своей личности и деятельности.

    Педагогические умения, способствующие овладению педагогической техникой можно условно разделить на две группы:

    Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением:

    владение своим организмом (мимика, пантомимика);

    управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

    социально - перцептивные способности (внимание, воображение);

    техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

    Вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

    дидактические, организаторские, коммуникативные умения;

    технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.

    Как уже отмечалось выше (см. введение), одной из проблем в современной системе образования является проблема неправильно организованной коммуникации педагога с учащимися. Это, в первую очередь, связано с связано с отсутствием коммуникативной компетентности преподавателей. Одной из форм коммуникации между преподавателем и учащимися (студентами) является урок или лекционное занятие. Успешное лекционное занятие закладывает основу взаимоотношений между преподавателем и студентами, а также формирует познавательный интерес. В связи с этим в последующих главах мы рассмотрим понятия "лекторское мастерство" и "коммуникативная компетентность" преподавателей. Именно эти понятия составляют психологическую сущность профессионального мастерства преподавателя.

    2. Понятие "лекторское мастерство" и его психологическое воздействие на аудиторию

    Лекция - своеобразный жанр научного стиля со специфическими признаками: своей терминологией, фразеологией и этикетом, принятым в научной среде. Но лекция в то же время является жанром ораторской речи, отличным от книжного стиля. В академической лекции, излагающей ту или иную науку, раскрываются методы и термины, знание которых совершенно необходимо для студентов. Однако лектор не должен злоупотреблять научной терминологией. Соответственно типологии И.П. Павлова можно определить три основных стиля лекционного преподавания.

    1) Лекторымыслительного стиляпри чтении сосредоточивают внимание на содержание, заботятся о максимальной научности изложения. Они не придают большого значения внешней форме лекции.

    2) Лекторы художественного стиля в своих лекциях делают упор на изображение целостной картины излагаемого. Лекторы такого стиля обладают ярким образным словом.

    3) Лекционный стиль среднего типа объединяет основные черты мыслительного и художественного стиля. Он соединяет в себе богатство содержания, прекрасную композицию лекции и выразительную речь.

    Павловская типология людей умственного труда имеет ориентировочный характер. Поэтому было бы ошибкой механически делить всех научных работников на три типа, а лекторов, соответственно, на принадлежащих к трем стилевым группам. Еще хуже, когда лектор сам себя отнесет к какому-нибудь стилю. Но павловская типология лишний раз убеждает нас в том, что в каждой лекции проявляется личность лектора, и это обстоятельство надо учитывать.

    Важно все: и содержание, и интонация, и манера изложения, и жесты, и мимика. Необходимо помнить, что почти половина информации передается через интонацию. Одни и те же слова, сказанные по-разному, могут привести к противоположным результатам. Говорить следует достаточно громко, ясно, отчетливо, выразительно и просто, чтобы обеспечить доходчивость, не монотонно, но и не усыпляющими "волнами" (то выше, то ниже).

    Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию.

    Максимальная эффективность достигается при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу речи и ясность в сочетании с простотой изложения. Чем суше и абстрактнее изложение, ниже его эмоциональность, тем слабее восприятие выступления. Но эмоциональность не ограничивается внешними проявлениями, важны сила и убежденность, которые могут быть подкреплены только внутренней потребностью высказаться, вызванной деловой необходимостью. Недопустимы поучения и нравоучения, но нельзя и льстить аудитории. Говорящий должен принимать во внимание людей, которые будут составлять его аудиторию. Представление об образовании, профессии, возрасте аудитории - это лишь начальные сведения. Они могут помочь сделать из слушателей заинтересованных собеседников. Люди любят, когда к ним обращаются лично, как к партнерам в разговоре.

    Непринужденность позы, умение смотреть аудитории в глаза, гибкость и задушевность интонации, шутка и многое другое помогут создать ощущение равновесия и комфорта, вызовут доверие слушающих.

    Внимание, несомненно, должно поддерживаться на протяжении всей речи, но завоевать его мы обязаны с самого начала.

    Методы, наиболее часто используемые ораторами для окончания речи:

    1. Вызов или обращение.

    2. Вывод.

    3. Цитата.

    4. Побуждающий стимул.

    5. Личное намерение.

    Большинство хороших лекторов использует метод импровизации. Надо подчеркнуть, что при этом речь очень тщательно планируется, но слова никогда не заучиваются на память. Вместо этого лектор откладывает план-конспект и практикуется в громком произнесении речи, меняя слова каждый раз. Тем самым речь его будет такой же выверенной и отшлифованной, как заученная, и, конечно, более выразительной, жизнерадостной, гибкой и спонтанной.

    Методические аспекты изложения лекционного текста

    От того, как лектор "начитает" текст своей лекции, зависит достижение им дидактических целей. Существуют психологические особенности восприятия устной речи. Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели:

    1) понимали информацию;

    2) она вызывала бы у них интерес;

    3) чтобы они успевали законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию - и не механически, а осмысленно;

    лекторское мастерство оратор компетентность

    4) чтобы имели возможность кратковременной разрядки во время "пиков внимания".

    Лекторское мастерство предполагает умение пользоваться текстом лекции.

    Знание текста и сценария лекции необходимо для ее успешной интерпретации и одновременного управления работой студентов. Текст регламентирует речевую деятельность преподавателя, не позволяет ему увлекаться, забыв о лимите времени. Необходимо воспитывать в себе умение не только аннотирования, реферирования и конспектирования, но "свертывания" устного изложения без ущерба его информативности, если этого требуют обстоятельства.

    Лектору необходимо умение управлять процессом конспектирования.

    Студенты, особенно младшекурсники, не умеют писать конспект. Они зачастую просят лектора диктовать им. Их следует учить умению извлекать информацию из устной речи и перерабатывать ее в конспект: вычленять главное, опускать второстепенное, применять аббревиатуры, сокращения и т.д.

    Лекторское мастерство, как уже отмечалось, тесно связано с психологией, а именно, с психологией управления аудиторией.

    Необходимо знать так же правила логики, которые помогают выбрать наиболее рациональную композицию лекции, создать стройную, непротиворечивую систему аргументов, умозаключений и выводов.

    Главная психологическая задача оратора - пробуждать и поддерживать интерес аудитории к произносимым словам.

    Пробуждение, формирование, развитие и поддерживание внимания слушателей к речи лектора наряду с удовлетворением их интереса к тематике лекции или выступления - едва ли не самое трудное из слагаемых ораторского искусства.

    Как уже отмечалось выше, кризисы внимания наступают через определенные промежутки времени: первый наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30-35-й минутах. Ситуация ослабления внимания возникает в любой аудитории, поскольку это психофизиологический процесс.

    Психологическое искусство оратора проявляется в умении максимально сгладить кризисные пики оптимальным сочетанием ораторских приемов: переключением внимания, шуткой, оригинальным примером по ходу лекции и т.д.

    Результаты социологического опроса показали, что слушатели ценят вилекции, докладе, выступлении различные компоненты:

    43% - актуальность тематики, профессионализм;

    39% - искренность, правдивость лектора;

    32 % - глубину анализа поднятых проблем;

    31 % - выразительность речи, остроумие;

    19% - логику изложения материала.

    Таким образом, мы видим, что в оценочных критериях аудитории сочетаются мотивация, психология восприятия, удовлетворение эстетического чувства. Следовательно, для успешного выступления оратору необходимо сочетание этих слагаемых.

    3. Коммуникативная компетенция преподавателя

    Вопросам коммуникативной деятельности учителя, его коммуникативным возможностям посвящены многие исследования в области педагогики и психологии (А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев и др.), позволяющие определить коммуникативную компетентность как совокупность знаний и умений в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

    К основным компонентом коммуникативной компетентности как личностного ресурса можно отнести интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью.

    В основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение, определяемое как организация деятельности и отношений субъектов образования, нацеленные на реализацию учебных, развивающих и воспитательных задач. Однако, понятие "коммуникативная компетентность" шире, чем "педагогическое общение". Первое представляет собой многофункциональные виды человеческой деятельности в безграничной области общения типа "человек - человек". Педагогическое общение имеет границы, задаваемые задачами учебно-воспитательного процесса, его содержанием и возможными путями их решения. Основными субъектами педагогического общения в сфере профессионального образования являются преподаватель и обучаемый.

    Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

    Коммуникативные умения учителя состоит из нескольких блоков:

    · социально-психологический блок

    К социально - психологическому блоку относится умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезетнационное умение), рефлексировать, понимать своеобразие каждого ребенка и группы, использовать психологические средства -

    вербальные, невербальные, психологические механизмы коммуникативного воздействия.

    · Нравственно-этический блок

    В структуру нравственно - этического блока входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики, утверждать личностное достоинство каждого ребенка.

    · Эстетический блок

    В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным. Приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного.

    · Технологический блок

    В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт.

    Органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

    Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность.

    Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere-привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживания радости общения с детьми.

    К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующее:

    1. Потребность в общении с детьми;

    2. Его положительная эмоциональная тональность;

    3. Доминирующее переживание чувства удовлетворения им;

    4. Взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся);

    5. Понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;

    6. Конструктивное решение межличностных противоречий;

    7. Гуманизм и демократизм общения;

    Таким образом мы видим, что понятие "коммуникативной компетентности” напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя, и является средством достижения педагогического мастерства. Коммуникативная компетенция включает в себя разносторонние коммуникативные умения и навыки, которые являются психологическим инструментом для достижения целей обучения в полном объёме.

    Заключение

    В ходе изучения данной темы мы пришли к следующим выводам:

    1) Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. А знания, в свою очередь, порождают умения. Существует 2 группы умений, которыми должен обладать педагог-мастер: первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением, вторая группа - с умением воздействовать на личность и коллектив.

    Соответственно, лекторское мастерство и коммуникативная компетентность являются основами профессионального мастерства педагога.

    2) Успешное лекционное занятие закладывает основу взаимоотношений между преподавателем и студентами, а также формирует познавательный интерес. Кроме того, лекторское мастерство напрямую связано с психологией управления аудиторией. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель в полной мере овладел искусством лекторского мастерства.

    3) Понятие "коммуникативной компетентности” напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя, и в некоторой степени является средством достижения педагогического мастерства. Коммуникативная компетенция включает в себя разносторонние коммуникативные умения и навыки, которые являются психологическим инструментом для достижения целей обучения в полном объёме.

    Список литературы

    1) Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы, учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

    2) Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990.

    3) Рыданова И.И. Основы педагогического общения. - М., 1998.

    4) Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 1995.

    5) Станкин М.И. Слагаемые педагогического мастерства. // СПО No 9, 1996

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие "педагогическая деятельность" и состав ее функций. Социономическая исполнительская метадеятельность. Подходы к деятельности педагога как к творческому процессу. Личностные качества педагога. Основные характеристики педагогического мастерства.

      презентация , добавлен 16.02.2014

      Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза, типы преподавателей. Особенность педагогической деятельности, связанной со спецификой её объекта, которым является человек. Проблема соотношения творчества педагога и алгоритма действий.

      статья , добавлен 08.10.2009

      Общие требования к оратору, лектору. Комплекс трудностей публичной речи. Содержание, идейная направленность лекции. Знание законов общения, управления аудиторией. Совершенствование лекторского мастерства. Основые типы ораторов, их характерные особенности.

      реферат , добавлен 08.10.2009

      Формирование артистизма как основа профессионального педагогического мастерства. Специфика педагогической работы. Быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. Сопоставительная характеристика педагогического и актерского мастерства.

      реферат , добавлен 22.06.2012

      Сущность и основные функции педагогической деятельности. Индивидуально-психологических особенности личности учителя. Понятие о педагогической позиции. Педагогическое мастерство, профессионализм и педагогическая техника. Мастерство учителя на уроке.

      презентация , добавлен 15.01.2015

      Анализ педагогической литературы по проблеме актерского мастерства преподавателей. Рассмотрение основных проблем молодых специалистов. Разработка тренинга "Педагогическое и актерское мастерство", выявление особенностей и специфики его проведения.

      дипломная работа , добавлен 15.08.2014

      Сущность анализа урока: цель, этапы, виды, содержание. Педагогическое мастерство - комплекс личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя. Педагогический анализ как функция управления школой, его роль в повышении мастерства учителя.

      курсовая работа , добавлен 26.03.2011

      Сущность понятия "методическое мастерство", структура, основные компоненты и этапы становления. Элементы методической культуры. Инновационные аспекты в повышении методического мастерства. Диагностика методического мастерства учителей иностранного языка.

      дипломная работа , добавлен 06.07.2012

      Система работы К.Д. Ушинского. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко. Особенности современной школы и ее влияние на формирование педагогического мастерства учителя. Типы профессиональных знаний. Роль женщины в воспитании и обучении детей.

      курсовая работа , добавлен 28.04.2014

      Сущность профессионального мастерства специалиста культуры. Основные уровни профессиональной компетентности специалиста. Знакомство со способами повышения профессионального мастерства: академическое образование, информационные технологии, конкурсы.


    Введение

    Заключение


    Введение


    Целью производственного обучения является формирование основ профессионального мастерства в области определенной профессии или группы профессий. Процесс производственного обучения происходит на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практические умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются. Таким образом, чтобы теория опережала практику, необходимо выполнять домашние задания, для усвоения материала.

    Домашнее задание - типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного обучения. Однако в последнее время некоторые считают, что домашние задания не являются обязательным для усвоения материала.

    В работе я ставлю перед собой цель - изучить литературу и ответить на вопросы:

    ) каковы задачи, структура и содержание профессионального обучения;

    ) система домашних заданий и их роль в обучении.


    1. Задачи, структура, содержание профессионального обучения


    Задачи и основную направленность процесса производственного обучения необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с перестроечными процессами происходящими в общество, с учетом основных целей профессионально-технического образования.

    В соответствии с концепцией профессионально-технического образования основные цели его определяются следующим образом:

    создание условий для получения каждым человеком профессии и включения его в общественно-полезный производительный труд в соответствии с его интересами и способностями;

    удовлетворение текущих и перспективных потребностей экономики и квалифицированных, конкурентоспособных рабочих, обладающих широким политическим кругозором, профессиональной мобильностью, общей культурой;

    обеспечение переподготовки рабочих кадров, повышения их квалификации применительно к современным требованиям научно-технического прогресса, быстро меняющихся потребностей производства;

    воспитание на передовых традициях рабочего класса, приоритетах общечеловеческих ценностей социально активных, творческих членов общества.

    Цели профессионально-технического образования рассматриваются в единстве и реализуются через содержание, организационные структуры, формы, методы, средства профессионального обучения и воспитания с учетом возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, отраслевых и территориальных потребностей, с опорой на исторические и национальные традиции соответствующих регионов.

    Исходя из такого понимания задач производственного обучения, выделим основные критерии-показатели, определяющие сущность понятия профессиональное мастерство:

    качество выполнения учебно-производственных работ: выполнение технических и технологических требований к работе, соответствие ее установленным показателям и параметрам, получение устойчивых. положительных результатов;

    производительность труда: выполнение установленных норм времени и выработки, способность ценить фактор времени, стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов организации труда;

    умение выполнять и применять рациональные приемы и способы работы, методы и способы труда передовиков и новаторов производства;

    техническая культура: умение работать с применением современной техники и технологии, высокая технологическая дисциплина, умение применять в работе технические знания, техническая эстетика;

    производственная самостоятельность: умение выбрать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда, наметить рациональный процесс выполнения учебно-производственных работ, самостоятельно разобраться в производственной обстановке, принять правильное решение; осуществление рационального самоконтроля хода и результатов работы;

    творческое отношение к труду: способность вносить в процесс выполнения учебно-производственных работ новое, оригинальное, совершенствовать организацию труда, трудовые приемы, инструменты, приспособления; стремление и способности к техническому изобретательству и рационализации;

    культура труда: способность к привычке планировать свой труд; умение рационально использовать рабочее время, рационально организовать и содержать рабочее место в соответствии с требованиями научной организации труда; соблюдение в процессе выполнения учебно-производственных работ правил безопасности труда, санитарии и гигиены.

    К решению этих задач, к формированию у учащихся этих качеств в конечном итоге сводится весь процесс производственного обучения. Их реализация составляет сущность обучающей деятельности мастера и учебной деятельности учащихся. В них сконцентрированы и образовательные, и воспитательные, и развивающие функции процесса производственного обучения.

    Это система знаний, умений и навыков представляет собой обобщенное отражение научно-технических основ производства, накопленного практического опыта осуществления производственных процессов по конкретным видам труда, а также положительного опыта практики профтехучилищ по подготовке квалифицированных рабочих.

    Основой определения содержания производственного обучения является анализ содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего соответствующей профессии (специальности).

    Трудовая деятельность - эго совокупность трудовых действий рабочего (физических и умственных), при помощи которых он воздействует на предметы труда и управляет работой средств труда (оборудования, оснастки, приспособлений и т.п.)

    Анализ трудовой деятельности с целью определения содержания производственного обучения осуществляется с трёх точек зрения:

    )функциональной;

    ) структурной;

    )педагогической.

    Трудовая деятельность по большинству профессий включает следующие типичные функции: планирование, подготовка, осуществление, контроль и обслуживание производственного процесса.

    При этом необходимо подчеркнуть, что закономерности развития научно-технического прогресса, комплексная механизация и автоматизация производства неизбежно приводят к повышению в структуре трудовой деятельности квалифицированного рабочего. Рабочий всё меньше воздействует на предмет труда.

    Важное значение в трудовой деятельность имеет расчленение содержания на относительно законченные структурные элементы - трудовые процессы, операции и приёмы.

    Наиболее крупной единицей трудовой деятельности является трудовой процесс, который охватывает все действия рабочего, связанные с выполнением определенного вида законченных работ, типичных для данной профессии или группы профессий. Для токаря, например, законченной работой будет обработка детали, для слесаря - изготовленное изделие, отремонтированный станок, для наладчика - наладка станка для обработки определенного вида деталей.

    Для большинства профессий квалифицированных рабочих характерный для них трудовой процесс и связанный с ним вид работ носит сложный (комплексный) характер. Поэтому трудовые процессы принято расчленять на трудовые операции, каждая из которых характеризуется применением однотипных инструментов, приспособлений, одних и тех же или родственных способов труда.

    В свою очередь операции делятся на трудовые приемы, каждый из которых имеет частную роль. Многие приемы входят в различные операции, как нередко одни и те же операции включаются в различные трудовые процессы. Наряду с этим встречаются приемы, присущие только одной операции, и операции, характерные лишь для одного трудового процесса.

    Таким образом, основным содержанием процесса производственного обучения с позиций функционального и структурного анализа трудовой деятельности рабочего является формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего трудовые операции и приемы, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием.

    Возникает вопрос, а как сочетать учебные и производственные задачи обучения? Степень взаимного приспособления каждого из этих двух процессов не всегда одинаково зависит от особенностей содержания трудовой деятельности и условий обучения. В ряде случаев производственный процесс, как таковой использовать для целей обучения настолько трудно, а подчас и невозможно, что приходится приспосабливать главным образом учебный процесс к производственному. Это характерно для обучения профессиям, связанным с обслуживанием автоматизированных процессов, в особенности химических и энергетических. Поэтому иногда приходится моделировать отдельные стороны управления процессами - создавать тренажеры и приспосабливать к обучению уже не сам процесс, а его модель.

    Основными факторами, которые определяют взаимоотношения учебной и производственной сторон внутри производственного обучения являются следующие:

    возможность вычленения в производственном процессе в целях обучения отдельных структурных элементов: операций, приемов, трудовых движений;

    возможность группировать разновидности операций, приемы;

    повторяемость основных операций и приемов в трудовом процессе.

    Учебные характеристики трудовых процессов можно объединить в один решающий фактор - возможность превращения той или иной части трудового процесса в самостоятельную часть процесса обучения.


    2. Система домашних заданий, их роль в обучении


    Домашнее задание - это задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание закрепит новый изученный на уроке материал, усвоение которого носит концентрированный характер. Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала.

    Домашние задания различают по задачам, которые они выполняют и по видам:

    .Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.

    .Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.

    .Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.

    .Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.

    .Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т. д.

    .Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

    Виды домашних заданий:

    ) Лежащие в основе развития знаний, умений и навыков:

    ·заучивание материала учебника и его пересказ;

    ·группировка материала по какому-либо признаку и подготовка к его изложению

    ·осознание последовательности отдельных фактов и положений;

    ·ответы на специально поставленные вопросы учителя;

    ·подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

    ·выделение в тексте основного и второстепенного материала,

    ·постановка опытов (домашних экспериментов по физике, химии, биологии, математике);

    ·практические работы, решение качественных задач;

    ·решение задач, связанных с материалом предыдущего урока;

    ·работа над устранением ошибок,

    ·письменные ответы на вопросы;

    ) Направленные на развитие творческих способностей и учитывающие индивидуальные особенности учеников:

    ·Сочинение

    При написании сочинения учащиеся проделывают полезную работу - изучают учебную и научно-популярную литературу по теме, отбирают из большого материала необходимый минимум. Тематика сочинений разнообразна.

    ·Самостоятельное составление задач.

    Положительное влияние на умственное развитие учащихся оказывают домашние задания по составлению задач. Для выполнения такой работы надо иметь знания об определенных явлениях, о соотношении различных величин, участвующих в процессе, уметь выбрать данные в соответствии с действительностью.

    Составлять задачи можно:

    ) по применению математики в какой-нибудь отрасли народного хозяйства (такие задачи уместны после проведения экскурсии на производство);

    ) по составлению логических задач, числовых ребусов, чайнвордов и т.д.

    В практике указанный вид домашнего задания не находит широкого применения. Многие учителя недооценивают работу по самостоятельному составлению задач учащимися. Между тем, самостоятельно составляя задачи, ученики глубже усваивают изучаемый материал, учатся выбирать для формулировок жизненные данные из окружающей жизни, оценивать получаемые результаты.

    При составлении задач у учащихся вырабатывается навык творческой работы. Давая возможность учащимся внести свой вклад в поиск рационального условия задачи, вы не только побуждаете их работать упорнее, но и развиваете у них желательный склад ума.

    ·Домашние контрольные работы.

    Определенную роль в воспитании самостоятельности, настойчивости, умения работать с книгой играют домашние контрольные работы, которые даются наряду с текущими домашними заданиями. В них необходимо предусматривать задания не только на простое воспроизведение изученного, сколько на применение усваиваемых правил, приемов, понятий в новых ситуациях, а также новое комбинирование материалов, его видоизменение, придумывание самостоятельных примеров.

    Эти работы преследуют следующие цели:

    1.приведение в систему материал какого-либо раздела, проследить линию вопроса по программе разных классов, обеспечивая необходимое повторение материала.

    2.развитие мышления учащихся;

    .предупреждение отставания учащихся;

    .расширение и углубление знаний;

    .воспитание интереса к предмету и др.

    ·решения нетипичных и нестандартных задач;

    ·изготовление наглядных пособий, схем, таблиц и т.д.

    Все эти виды домашних заданий могут быть предназначены:

    ·для закрепления пройденного материала;

    ·для подготовки в усвоении нового материала.

    Нужно отметить, что здесь приведены далеко не все виды домашних заданий, которые существуют, так как в основном вид домашней работы зависит от конкретного учебного предмета.

    Умение правильно использовать и применять домашние задания в школьной практике дают возможность ученику развивать ответственность и самостоятельность, а учителю - видеть индивидуальные способности учеников.

    Огромный вклад в обучения внес великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России К. Д. Ушинский (1824- 1871). Он считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения "без домашних уроков учение может продвигаться вперед лишь очень медленно". К. Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы, придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться. В своих трудах он сформулировал ряд требований к домашним заданиям школьников:

    ·домашнее задание должно быть посильным;

    ·домашнее задание не должно быть большим по объему;

    ·домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не начнут работать самостоятельно.

    Самостоятельный поиск и самостоятельное решение вопросов воспитывают у учащихся убежденность в знаниях, уверенность в своих силах, формируют потребность заниматься учебной деятельностью, воспитывают навыки самообразования.

    Выполнение домашних заданий может способствовать развитию инициативы учащихся, активизировать их познавательную деятельность и тем самым развивать их мышление. Регулярное выполнение этих заданий втягивает учащихся в постоянную умственную деятельность, развивает потребность в умственной работе, толкает на поиски рационального использования времени, т.е. вырабатывает определенный стиль учебной деятельности.

    Таким образом, домашняя учебная работа является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.

    производственный обучение домашний задание


    Заключение


    Весь процесс производственного обучения сводится к решению основных задач: повышение качества учебно-производственного труда, высокая производительность труда, владение приемами и способами труда передовиков и новаторов производства, техническая культура, творческое отношение к труду, культура труда; формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса.

    А что касается роли системы домашних заданий, то главное назначение домашнего задания:

    ·воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

    ·овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

    ·формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

    ·формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).


    Список информационных источников


    1.http://ru.wikipedia.org/wiki/Домашние_задание (использование источника 10.03.2013)

    2.http://festival.1september.ru/articles/511854/ Система домашних заданий для учащихся (использование источника 10.03.2013)

    А.Г. Пашков, Труд в школе: кризис или обновление. М. 1992.

    Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. - М. Высшая школа 1987. [с.8-20]


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    при использовании материалов www.psi.webzone.ru
    Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

    Профессиональное мастерство специалиста
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА - высокий уровень деятельности в ходе выполнения им своих обязанностей. Оно проявляется в точных, безошибочных движениях и действиях специалиста, в творческом использовании и применении им своей подготовленности. Внутренней основой профессионального мастерства специалиста является система знаний, навыков, умений, качеств, отвечающая профессии, ее целям и задачам. Профессиональные знания специалиста характеризуются осмысленностью, широтой, прочностью, гибкостью, глубиной, готовностью к правильному использованию их при изменении ситуаций трудовой деятельности. невозможно без навыков. Обладая навыками, специалист имеет возможность сосредоточиться на главном, проявлять творчество в своей деятельности, выполнять ее с высокими количественными и качественными показателями. Навыки специалиста должны быть прочными, гибкими, разнообразными, охватывать важнейшие операции, типичные для данной специальности.

    Список случайных тегов:
    ,
    Концепция морального развития Колберга - Концепция морального развития Л. Колберга (от лат. mоrale – нравственный) — генетическая теория. В исследованиях Колберга испытуемым давались для оценки сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли украсть, чтобы спасти жизнь человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития. Преконвенциональный уровень (гедонистический) включает следующие ступени: 0. Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне что–то). 1. Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого. 2. Инструментальные цели. Человеческая жизнь важна из–за того, что это фактор удовлетворения потребностей других людей. Конвенциональный уровень (прагматический, ролевого конформизма) включает следующие ступени: 3. Интерперсональные отношения. Ценность жизни человека определяется чувствами связанных с ним людей. Поступки оцениваются в соответствии с тем, нравятся ли они кому–то и помогают ли ему. 4. Право и порядок. Человеческая жизнь является неприкосновенной в силу религиозных и моральных законов. Самое главное — быть в согласии с авторитетом. Долг каждого заключается в том, чтобы поддерживать общий порядок, а не удовлетворять свои потребности. Постконвенциональный уровень (самодостаточность, автономия морали) 5. Социальный договор. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества. Особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке правильных законов (конституция, выборы и т.д.). 6. Общие этические принципы. Жизнь является особой ценностью, которая определяет движение человечества вперед. 7. Жизнь человека — элемент Космоса. Главной проблемой является не следование предписаниям, а отыскание смысла жизни. Литература. Kohlberg L. Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization // (Ed.) Goslin D.A. Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969.
    ,
    Томсон (Thomson) Годфри Хилтон - Томсон (Thomson) Годфри Хилтон (1881, Карлайт – 1955) — английский педагог и психолог. Получил образование с 1900 г. по 1904 г. в университете Дарема (бакалавр социологии, 1904; магистр, 1906; доктор 1913) и университете Страсбурга (доктор философии, 1906). С 1906 г. работал ассистентом в колледже Армстронга в г. Ньюкасл–апон–Тайн университета Дарема, с 1909 г. по 1920 г. он — преподаватель, с 1920 г. по 1925 г. — профессор педагогики и психологии и декан факультета образования, в 1923–1924 г.г. читал гостевые лекции в педагогическом колледже Колумбийского университета, с 1925 г. по 1951 г. Томсон — профессор педагогики в университете Эдинбурга и директор Педагогического колледжа Мори в Эдинбурге. С 1927 г. со–редактор журналов „Pedagogical Seminary and Journal of Genetic Psychology“ и „Genetic Psychology Monographs“, а с 1931 г. — „British Journal of Educational Psychology“. Член Британского психологического общества и Британской ассоциации содействия науке. Был руководителем проекта создания теста для диагностики умственного развития и творческой одаренности детей („Moray House Picture Intelligence Test“). Известен своими факторно–аналитическими исследованиями, в которых он исходил из понимания фактора как описательной категории: поведенческие элементы могут попадать в один и тот же фактор в силу конкретных условий их развития, поэтому факторный анализ, как одна из возможных классификационных схем, позволяет лишь формулировать гипотезы об этом развитии. В его работах была заложена другая, нежели у Спирмена и Терстоуна, модель интеллекта: по его представлениям когнитивные достижения обусловлены функционированием большого числа достаточно независимых элементарных факторов, а по коэффициентам корреляций можно судить о степени участия этих элементарных факторов в целостной деятельности. В рамках факторного анализа занимался изучением выполнения конкретных задач (приготовление пищи, вождение автомобиля, чтение книг) и требующихся для этого способностей. Литература.
    ,
    Концепция внутренней речи П.П. Блонского - Концепция внутренней речи П.П. Блонского — теоретическая модель генезиса внутренней речи, происходящего параллельно с генезисом внешней речи и обусловленного стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых, которое наблюдается уже в конце первого года жизни и постепенно обеззвучивается.

    В процессе профессиональной деятельности происходит

    профессиональное становление личности.

    Профессиональное становление - это, с одной стороны, про¬цесс формирования отношения к профессии, степень эмоцио¬нально-личностной вовлеченности в нее, с другой - накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершен¬ствование и приобретение мастерства.

    В процессе профессионального становления можно выделить такие этапы: формирование профессиональных намерений, про¬фессиональное обучение, вхождение в профессию, частичную или полную реализацию в самостоятельной трудовой деятельно¬сти. Результатами каждого этапа профессионального становле¬ния являются соответственно выбор профессии, профессиональ¬ная компетентность (обученность, умелость), профессиональное мастерство и творчество.Графически эти этапы можно представить следующим образом:

    Кратко охарактеризуем этапы профессионального становления. Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возможностями (профессиональное самоопределение) должен; быть сделан к моменту окончания общеобразовательной школы. Затем формируется профессиональная компетентность. Термин «компетентный* в словаре С.И. Ожегова толкуется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-то области».

    Под профессиональной компетентностью понимается глубокое знание дела и свободное владение содержанием профессионального труда, а также осознание соответствия этого труда своим возможностям. Таким образом, профессиональная компетентность предполагает профессиональную обученность, умелость и воспитанность, адекватную самооценку. Кратко профессиональную компетентность можно определить как уровень мастерства, которого достиг человек на пути профессионального совершенствования. Профессиональная компетентность зависит от многих факторов. Один из них - уровень теоретической и практической подготовки, а также технологической культуры, достигнутый в школьные годы.

    Профессиональное мастерство - это высший уровень овладе¬ния профессиональной деятельностью.

    Профессиональное мастерство не сводится только к профес¬сиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования лично¬сти человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Профессиональное мастерство обусловлено такими личностными качествами, как широкие общественные интересы, профессио¬нальные знания и умения, обеспечивающие успешное выполнение сложной трудовой деятельности; высокий уровень обшей и техно¬логической культуры; профессиональная мобильность; самостоя¬тельность и высокая профессиональная устойчивость; стремление к самосовершенствованию: творческий подход к работе.


    Восхождение к мастерству - процесс сложный и длительный. Немало времени и сил потребуется человеку, чтобы достичь вер¬шин в профессиональной деятельности.

    Но, к сожалению, есть люди, которые «довольствуются ма¬лым», просто выполняют свои функциональные обязанности, не стремясь достичь высоких профессиональных результатов. Причи¬ны тому могут быть разные. Среди них - неудачное профессио¬нальное самоопределение, недостаток профессиональных знаний и умений (низкий уровень компетентности) и др. Необходимо помнить, что потенциальные возможности человека велики, и каж¬дый может стать мастером своего дела.

    Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.

    Профессиональное творчество - это создание человеком нового, оригинального продукта в ходе профессиональной деятельности.

    Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его со¬держания. Любая творческая деятельность, в том числе профессио¬нальная, - создание объективно и субъективно нового.

    Объективно новое - это все то, чего не было в истории чело¬вечества.

    Субъективно новое - это все то, что является новым для данно¬го человека или группы людей (например, перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность но¬вых средств, способов и приемов, расширение границ функциони¬рования и многое другое).

    Профессиональное творчество, как правило, начинается с соз¬дания субъективно нового. Наиболее ярко профессиональное творчество проявляется в изобретательстве и рационализаторстве. Все блага нашей цивилизации, без которых человечество не мыс¬лит свое существование, созданы на основе технологий и технических средств, которые изобретены творческими людьми. Раньше считалось, что творчество, изобретательство - удел избранных, отмеченных от рождения талантами. Сейчас известны миллионы изобретателей и рационализаторов, которые в результа¬те долгой работы по своей специальности развили творческие спо¬собности и стали «двигателями прогресса» своего времени.

    Современному человеку трудно представить, что почти все ок¬ружающее его, что сейчас стало простым и привычным, всего 150-200 лет назад считалось невозможным. Это касалось элек¬тричества и фотографии, передачи звука и изображения, автомо¬билей и летательных аппаратов и много-много другого.

    «Невозможно» - этот коварный барьер возникает в сознании изобретателя, когда он отступает от задачи, которую до него пыта¬лись, но не смогли решить признанные авторитеты. Восхождение к творчеству в любой профессии начинается, прежде всего, с преодо¬ления этого барьера «невозможности и непосильности».

    Не нужно забывать, что каждому человеку свойственны фанта¬зия, воображение, способность к созданию представлений и мыс¬ленных ситуаций не существующих в реальности. И часто из слов «как в сказке» рождались самые смелые проекты.

    «Гиперболоид инженера Гарина» совсем недолго был фантази¬ей А.Н. Толстого. Басов, Прохоров и Гаут - авторы лазера - сдела¬ли фантазию реальностью. Поэтому развитие способности к творчеству - совершенно посильная и осуществимая задача. Каждый может стать творческим человеком, если будет стремиться созда¬вать новое, еще небывалое на благо других людей и самого себя.

    Профессиональное становление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективно новое, субъективно новое.

    Термины! Профессиональное становление, профессиональная компитентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективное новое, субъективно новое.

    Практическая работа. Составьте перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать человек избранной вами профессии.

    1. Назовите основные этапы профессионального становления личности.

    2. Что такое профессиональная компитентность?

    3. Что следует понимать под профессиональным мастерством?

    4. Раскройте содержание профессиональго творчества.