Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Процедура проведения психологического тестирования 16 летних. Социально-психологическое тестирование обучающихся: порядок утвержден. Социально-психологическое тестирование школьников: разработка нормативно-правовой базы

    Процедура проведения психологического тестирования 16 летних. Социально-психологическое тестирование обучающихся: порядок утвержден. Социально-психологическое тестирование школьников: разработка нормативно-правовой базы

    Анализ результатов полученных в ходе социально - психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных и профессиональных организациях Свердловской области в рамках « пилотного » проекта Дыненкова Е. Н., заместитель директора ГБОУ СО ЦППРиК « Ладо »




    КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации 05 сентября 2011 г. Рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом (протокол 13 от 28 сентября 2011 г.) Группа риска злоупотребления психоактивными веществами – группа детей, подростков и молодежи, выделенная на основании набора социально - демографических, личностных, психологических и сомато - физических признаков, характеризующаяся установками на систематическое употребление алкоголя, наркотических средств и иных ПАВ с высокой вероятностью развития болезненных форм зависимости. Группа риска является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди: лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства; экспериментирующие с пробами алкогольсодержащих средств, наркотических веществ и различных ПАВ; имеющие проблемы в возрастном психическом развитии и поведении, обусловленные отклонениями в социализации, сопровождающиеся нервно - психической неустойчивостью или сопутствующими психическими расстройствами.


    Опросник Р. Б. Кеттела Представляет собой анкетный метод оценки индивидуально - психологических особенностей личности: особенности характера, склонности и интересы и т. п.. Согласно данной методике, для выявления обучающихся « группы риска » по незаконному употреблению наркотических средств и психотропных веществ используются следующие факторы: - степень эмоциональной устойчивости; - степень принятия моральных норм; - степень неискренности; - степень самоконтроля. При этом решающее значение принадлежит фактору « степень принятия моральных норм ». Его низкие показатели в сочетании с низкими показателями любых из двух оставшихся факторов и высоким показателем « неискренности », является основанием для отнесения респондента к « группе риска » и дает возможность сделать вывод о наличии у него склонности к отклоняющемуся поведению.


    Результаты по опроснику Р. Б. Кеттела Количество обучающихся, прошедших тестирование Всего Анкет в группе риска ГР(%) Итого %


    Анкета В. Г. Латышева Направлена на выявление совокупности факторов риска влияющих на вероятность приобщения человека к сфере потребления наркотиков и связанных с этим проблем. Данная анкета позволяет показать за счет каких именно факторов в конкретной территории наиболее существенно повышается риск злоупотребления психоактивными веществами, то есть позволяет провести исходную оценку ситуации. Определение факторов риска наркомании позволяет снизить или вовсе исключить их активность, снизить уровень распространения и тяжесть последствий наркомании. В качестве факторов риска и защиты представлены: - Личные факторы - Семейные факторы - Среда сверстников - Общесоциальные факторы - « Школьные » факторы


    Результаты по анкете В. Г. Латышева Количество учащихся принявших участие в тестировании ГРУППА РИСКА Без риска (анкет, шт.) ГРУППА РИСКА % % Без риска Высокий риск (анкет, шт.) Средний риск (анкет, шт.) Низкий риск (анкет, шт.) % Высокий риск % Средний риск % Низкий риск %14.19%50.43%34.61%




    Семейными факторами риска являются: – несоблюдение членами семьи социальных норм и правил; – неправильные воспитательные стили: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений), завышенные требования родителей (чаще матери) к ребенку; – развод родителей, воспитание одним родителем (в неполной семье); – неблагоприятная семейная атмосфера, особенно если родители злоупотребляют наркотиками, алкоголем или страдают от психических заболеваний; – наличие хронических семейных конфликтов; – постоянная занятость родителей; – утрата или болезнь одного из родителей.




    Индивидуальными факторами риска являются: – стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения, прогнозирования последствий собственных действий; – проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка, формирование которой восходит к самым ранним этапам развития личности); – недостаток самоуважения; – снижение мотивации достижений; – низкая способность к рефлексии и заботе о себе; – незрелость эмоционально - волевой сферы; ; – стойкие нарушения аффективной (эмоциональной) сферы, проявляющиеся явлениями алекситимии, высокой эмоциональной лабильности, « негативной » аффективности, низким уровнем развития способности к сопереживанию;


    Индивидуальными факторами риска являются: – неполноценная психосексуальная организация; – агрессивность и нетерпимость; – склонность к регрессивному поведению; – отсутствие стремления быть в обществе других людей, неспособность к межличностному общению; – подчиненность среде; – неадекватное восприятие социальной поддержки; – слабые адаптационные способности, дезадаптивные стратегии копинг - поведения. Специфическим индивидуально - психологическим фактором риска злоупотребления ПАВ можно считать: – установку на употребление ПАВ; – факт употребления психоактивных веществ.




    Социальными факторами риска (взаимоотношения со сверстниками) являются: – наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением; – отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками; – принадлежность к « отвергнутым » или к тем, кто находится в контакте с « отвергнутыми » детьми; Специфическими факторами риска развития аддикции, проявляющимися в сфере общения со сверстниками, можно считать: – одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка; – наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц, употребляющих ПАВ.




    Социальными факторами риска (макросоциальная среда) являются: – ухудшение социально - экономической ситуации в стране; – ценностный плюрализм; Специфическими факторами риска злоупотребления психоактивными веществами, проявляющимися на макросоциальном уровне являются: – доступность психоактивных веществ; – мода на употребление психоактивных веществ; – несовершенство законодательных норм в отношении употребления ПАВ, а также несоблюдение существующих антинаркотических законов; – традиции общества, связанные с употреблением ПАВ.




    – раннее асоциальное поведение в образовательной организации; – академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах; – социально - психологический климат образовательного учреждения; – конфликтные отношения со сверстниками и педагогами; – частая смена образовательных учреждений; – школьная дезадаптация; – стрессовая тактика педагогического воздействия; – недостаточная грамотность педагогов в вопросах физиологии, психофизиологии и охраны психического здоровья обучающегося; Специфическими факторами риска являются употребление ПАВ на территории образовательной организации, а также терпимое отношение администрации к употреблению психоактивных веществ (в том числе курения) обучающимися и педагогами. Социальными факторами риска (школьная среда) являются:




    Семейные защитные факторы – система позитивной семейной поддержки; – позитивные взаимоотношения в семье, адекватное выражение любви к ребенку; – привязанность к семье; – приверженность семейным ценностям; – высокий уровень образования родителей; – крепкие семейные узы; – активная роль родителей в жизни детей; – понимание проблем и личных забот детей; – ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).


    Индивидуально - психологические защитные факторы Поведенческая сфера - социальная компетентность; - владение эффективными стратегиями поведения; - владение навыками безопасного поведения в ситуации столкновения с ПАВ Мотивационно - потребностная сфера - антинаркогенная установка; - развитая ценностная мотивационная структура личности; - наличие жизненных ценностей и перспектив, несовместимых с наркотизацией; - вовлечение в конструктивную деятельность, альтернативную наркотизации; - ориентированность на ведение здорового образа жизни


    Индивидуально - психологические защитные факторы Эмоциональная сфера - эмоциональная устойчивость; - способность к отсроченной разрядке напряжения; - способность контролировать аффект; - сформированность чувства преданности и близости; - высокий уровень эмпатии; - здоровое и развитое чувство юмора. - Когнитивная сфера - осведомленность о негативных последствиях употребления ПАВ; - развитые ресурсы когнитивной сферы; высокий созидательный потенциал


    Индивидуально - психологические защитные факторы Духовная сфера - твердые моральные принципы и убеждения; - сформированная позиция по отношению к любви, жизни, вере, духовности; - убеждения и нравственные ценности, совпадающие с принятыми в социальной группе; - ценности культурных традиций; - позитивная « Я - концепция »; - адекватная самооценка




    Макросоциальные защитные факторы – развитость системы комплексной психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним и молодежи; – совершенствование законодательной базы в отношении потребления ПАВ несовершеннолетними; – усиление активных действий региональной общественности; – развитие системы дополнительного образования; – развитие сети игровых и спортивных площадок.


    Факторы защиты, проявляющиеся в образовательной организации: – повышение общего качества обучения, усиление связи обучающихся со школой; – успешное участие в общественных мероприятиях; – поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях; – негативное отношение к употреблению ПАВ, понимание последствий употребления; – сформированное неодобрительное отношение к употреблению ПАВ своими друзьями, знакомыми, сверстниками; – повышение квалификации педагогов и администрации по вопросам профилактики употребления ПАВ; – развитие волонтерского движения; – функционирование служб медиации в образовательных организациях.


    Основные направления работы с подростками « группы риска » по незаконному употреблению наркотических средств и психотропных веществ Деятельность педагогического коллектива: – выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, правонарушениям; – определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных подростков; – составление плана педагогической коррекции личности и устранения причин её нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей); – изменение характера личных отношений подростков со сверстниками и взрослыми;


    – вовлечение учащихся в различные виды положительно - активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней; – изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей образовательного учреждения) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики; – расширять знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.


    Индивидуально - профилактическая работа с подростками: ­– найти контакт с подростком, установить с ним доверительные отношения; – посещать на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятость в каникулярное время, подготовкой к урокам; – изучать особенности личности подростков, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения; – посещать уроки с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях; – вовлекать подростков в общественно - значимую деятельность, объединения дополнительного образования; – путем наблюдения социометрических изменений установить положение обучающегося в классном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений;


    – изучить интересы, склонности способности учащихся « группы риска » с целью использования их в коррекционной работе; – установить, входит ли « трудный ребёнок » в другие компании; – привлекать детей « группы риска » к участию в культурно - массовой, спортивной работе; – особое внимание уделять их интересам и предпочтениям; – организация занятий для детей « группы риска » по саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов; – привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в образовательном учреждении.


    Работа с родителями: – просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев); – психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; замечен в квартирных кражах и т. д.); – психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.) на встречи с родителями. – привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков;


    – выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми; – разработка основных правил семейного воспитания; – создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребёнку; – всестороннее психолого - педагогическое просвещение родителей, организация работы Совета профилактики; – способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности подростка.



    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Проведение психологического тестирования для обучающихся в МБОУ «Тигильская СОШ» Подготовила социальный педагог МБОУ «Тигильская СОШ» Кутова Наталья Анатольевна

    2 слайд

    Описание слайда:

    Здоровье детей - это дело государственной важности. Сегодня государство предлагает в помощь еще один способ противодействия употреблению психоактивных веществ (ПАВ) -социально-психологическое тестирование.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Все мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление психоактивных веществ. Тестирование направлено на выявление обучающихся, входящих в так называемую группу риска, и является одним из инструментов оценки эффективности профилактической работы, его задача - корректировка профилактической работы в образовательных учреждениях и оказание своевременной психолого-педагогической помощи обучающимся.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Социально-психологическое тестирование не выявляет подростков, употребляющих наркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза. Задача тестирования – выявить у подростков и молодых людей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ и организовать соответствующую деятельность специалистов, осуществляющих воспитательную и профилактическую, психолого-педагогическую и социальную помощь обучающимся.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

    6 слайд

    Описание слайда:

    Цель социально-психологического тестирования Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ определена Федеральным законом от 07.06.2013 N120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

    7 слайд

    Описание слайда:

    Задачи социально-психологического тестирования оценка наличия скрытого контингента из группы риска и уровня латентности правонарушений, связанных с девиантным поведением; изучение эффективности профилактической и реабилитационной работы среди лиц из группы риска; выявление лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся; корректировка профилактической работы в образовательных организациях.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Принципы социально-психологического тестирования 1. Принцип добровольности. Социально-психологическое тестирование проводится только при наличии информационных согласий в письменной форме об участии в тестировании от обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, и информационного согласия одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Принципы социально-психологического тестирования 2. Принцип конфиденциальности. Результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично учащемуся, прошедшему обследование, или родителям (законным представителям) при условии его несовершеннолетия.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Принципы социально-психологического тестирования 3. Принцип ненаказуемости. Результаты не могут являться основанием для применения мер дисциплинарного наказания.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Этапы социально-психологического тестирования 1. Подготовительный этап. Основная функция по подготовке к проведению процедуры тестирования возлагается на директора Учреждения. Директор образовательного учреждения обязан: создать комиссию по обеспечению организационно-технического сопровождения тестирования. Состав комиссии формируется из числа работников образовательной организации, количественный состав комиссии определяется руководителем; организовать сбор добровольно-информированного согласия в письменной форме от обучающихся, достигших возраста 15 лет, и согласия одного из родителей или (законного представителя) несовершеннолетних, не достигших 15 лет; утвердить поименные списки обучающихся, давших письменное согласие на социально-психологическое тестирование, и обеспечить соблюдение конфиденциальности при проведении процедуры.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Этапы социально-психологического тестирования 2. Этап добровольного анонимного социально-психологического тестирования обучающихся. Процедура тестирования обучающихся проводится на базе МБОУ «Тигильская СОШ» членами комиссии, утвержденными приказом директором Учреждения. Процедура тестирования проводится в срок, установленный Министерством образования и науки Камчатского края. При проведении тестирования в каждой аудитории присутствует член Комиссии. Также допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании. Перед началом тестирования члены Комиссии проводят инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе информируют об условиях тестирования и о его продолжительности.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Этапы социально-психологического тестирования 2. Этап добровольного анонимного социально-психологического тестирования обучающихся. С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования члены комиссии следят за исполнением следующих пунктов: бланки тестирования не подписываются; во время тестирования не допускается свободное общение между обучающимися; не допускается перемещение по классу (аудитории); все возникающие вопросы у несовершеннолетних, проходящих тестирование, разбираются в индивидуальном порядке.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Этапы социально-психологического тестирования 3. Завершающий этап По завершению тестирования члены Комиссии собирают заполненные обучающимися бланки анкет, подсчитывают их количество. Проверяют, чтобы количество анкет соответствовало числу обучающихся, принявших участие в тестировании. Далее бланки анкет группируются по возрасту обучающихся (не достигших 15 лет и достигших 15 лет и старше), упаковываются в отдельные пакеты. На лицевой стороне пакетов с результатами тестирования указывается: наименование и адрес образовательной организации, проводящей тестирование; возраст и количество обучающихся, принявших участие в тестировании; дата и время проведения тестирования; ставятся подписи всех членов комиссии с расшифровкой.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Этапы социально-психологического тестирования 3. Завершающий этап Директор Учреждения, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление бланков с сопроводительным актом передачи результатов тестирования (в том числе отправкой почтой России) в краевое государственное бюджетное учреждение «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», ответственное за организацию социально-психологического тестирования, для централизованной отправки в Министерство образования и науки Камчатского края. Директор Учреждения обеспечивает хранение в течение года добровольно-информированных согласий в условиях, гарантирующих, конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН) Методика разработана 1995-1996 гг. доктором психологических наук Б.И. Хасаном и кандидатом психологических наук Ю.А. Тюменевой. Борис Иосифович Хасан - психолог, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии и педагогики развития СО РАО г. Красноярск, Россия. Предлагаемая методика представляет собой опросник для обучающихся. Опросник предназначен для определения динамики степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в условиях системы образования. Методика служит одним из инструментов оценки эффективности реализуемых программ профилактики. Опрос проводится анонимно. На процедуру уходит примерно 30 минут.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Общая характеристика опросника ГРН Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые разнесены по трем диагностическим шкалам. Шкала «Поведение в ситуации риска» (6 утверждений) обнаруживает ту или иную стратегию поведения в ситуации риска: нормальное, адекватное поведение; неадекватное поведение - избегающая или преодолевающая стратегия.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Общая характеристика опросника ГРН 2. Шкала «Интерес к наркотикам» (6 утверждений) позволяет обнаружить разный характер интереса к области, связанной с наркотиками: отрицание какого-то ни было интереса к наркотикам; любопытство к этой области; повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках, который связан с направленным поиском такой информации, структурированием времени «под этот интерес». Данные по шкале квалифицируются как обнаружение осуществленнойт пробы.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Общая характеристика опросника ГРН 3. Шкала «Социальные установки» (10 утверждений) обнаруживает наличие характеристик активного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой работой, соревновательности, значимости для подростка социального одобрения или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных событий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки.

    20 слайд

    Описание слайда:

    21 слайд

    Описание слайда:

    22 слайд

    Описание слайда:

    23 слайд

    https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    «Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»

    Долгосрочные исследования, проводимые в последние 30 лет, показали, что развитие наркомании обусловлено многочисленными внутренними и «средовыми» факторами риска. Более того, факты свидетельствуют о том, что вероятность развития наркотической зависимости выше у тех людей, которые подвергаются одновременному воздействию нескольких факторов.

    Определение факторов риска наркомании позволяет снизить или вовсе исключить их активность, снизить уровень распространения и тяжесть последствий наркомании. Эффективность подхода, основанного на анализе факторов риска, подтверждается исследованиями профилактических программ. Эти исследования доказывают, что программы, нацеленные на уменьшение активности факторов риска и повышение активности защитных факторов, дают хорошие результаты в предотвращении употребления ПАВ.

    Эффективность профилактики с этих позиций определяется влиянием факторов риска и защиты в четырех областях: общество, школа, семья и группа сверстников (индивид). Примерами факторов риска может служить доступность наркотических средств (общество), семейный конфликт (семья), недостаточная заинтересованность в школьной жизни (школа), раннее начало употребления наркотиков (группа сверстников). В свою очередь факторы защиты связаны с уменьшением вероятности проявления «нездорового» стиля поведения (NIDA, 1997). Считается, что влияя на факторы риска и защиты, возможно снизить злоупотребление ПАВ среди подростков.

    В основе модели факторов риска и защиты лежит процесс определения показателей (факторов), влияющих на вероятность приобщения человека к сфере потребления наркотиков и связанных с этим проблем, и работа с этими выделенными для данной территории на данный момент времени факторами. Безусловно, в жизни человека присутствуют как факторы риска, так и факторы защиты. Таким образом, в самых общих чертах, вся работа по профилактике основывается на снижении активности факторов риска и повышении действенности защитных факторов.

    Традиционно факторы риска и защиты разделяют на три группы: «личные», «семейные» и «социальные». Последние, в свою очередь, можно разделить на затрагивающие среду друзей (ближнее окружение), общесоциальные и «школьные», которые мы выделяем особо, ведя разговор о подростках. Приведем перечень наиболее важных, по мнению исследователей, факторов риска и защиты.

    1. Личные факторы. Успешность в реализации своих стремлений, осознание жизненной перспективы, отношение к возможности употребления наркотиков, отношение к насилию, способы проявления протестных реакций, уровень эмоциональной зрелости, сформированная система ценностей и привязанностей, кризисные ситуации, уровень притязаний и самооценка, наличие непреложных авторитетов.

    2. Семейные факторы. Система распределение ролей, прав и обязанностей в семье, система контроля, уровень конфликтности в семье, семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ, система отношений и уровень доверия между родителями и детьми, эмоциональный фон семьи, родительские ожидания, компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка.

    3. Среда сверстников. Отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков, уровень социальной приемлемости поведения и социально психологический климат подростковой группы, роль подростка в группе сверстников, широта круга общения, отношение подростковой группы ко взрослым, ценностные ориентиры подростковой группы.

    4. Общесоциальные факторы. Нормы, политика и законодательство в отношении наркотиков, законодательство в области молодежной политики, доступность наркотиков, развитость системы социально-психологической помощи молодежи, уровень дезорганизованности сообщества, распространенность насилия, общественные традиции, позиция средств массовой информации, организованность досуга, участие молодежи в общественной жизни.

    5. «Школьные» факторы. Успеваемость, частые переходы из школы в школу, участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания, отношения с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат, участие педагогов в профилактике, связь между семьей и школой, участие в школьном самоуправлении, желание учиться, регулярное посещение школы.

    Для исследования факторов риска предлагается использовать специальный исследовательский инструмент, который позволяет определить приоритеты в проведении профилактических программ (Шипицына Л.М., 2001, Санкт-Петербург). Он показывает за счет каких именно факторов на данной территории наиболее существенно повышается риск злоупотребления психоактивными веществами и какими именно, то есть провести исходную оценку ситуации.

    Цель исследования - выявление наиболее действенных факторов риска и защиты в проблеме злоупотребления наркотиками на территории.

    Предмет исследования: выявление совокупности факторов риска и защиты от наркозависимости.

    Подросткам предлагается ответить на вопросы анкеты (82 вопроса). Исследование носит анонимный характер. Подростки отмечают только свой возраст. В инструкции подчеркивается важность личного мнения каждого подростка и необходимость ответов исходящих из собственных представлений о данной проблеме. Также отмечается необходимость независимой оценки, без вариантов совместного обсуждения между участниками исследования.

    В инструкции подчеркивается важность личного мнения каждого подростка и необходимость ответов исходящих из собственных представлений о данной проблеме. Также отмечается необходимость независимой оценки, без вариантов совместного обсуждения между участниками исследования.

    Для обработки результатов б ыли выделены следующие факторы риска и защиты:

    1. Семейные:

    Отношения с родителями (вопросы 36, 74, 75, 76, 77, 78, 79)

    Смена места жительства (вопросы 60, 65)

    Система контроля в семье (вопросы 67, 70, 71, 72, 73)

    Конфликтность в семье (вопрос 69).

    2. Индивидуальные:

    Успешность (вопросы 10, 15)

    Отношение к употреблению психоактивных веществ (вопросы 30, 31, 34, 38, 43, 44, 45, 46)

    Отношение к насилию (вопросы 26, 27, 37)

    Протестные реакции (вопрос 28)

    Наличие позитивных жизненных ориентиров (вопросы 32, 33, 40, 41, 42)

    Опыт употребления психоактивных веществ (вопросы 47, 48)

    Наличие кризисных ситуаций (вопрос 66)

    Лозунг жизни (вопрос 82).

    3. Взаимоотношения со сверстниками:

    Влияние среды. Ассоциирование с асоциальным поведением (вопросы 20, 21, 22, 23, 24, 25, 35)

    Социально - психологический климат микросреды (вопросы 63, 81).

    4. Общественные (социальные):

    Участие в общественной деятельности (вопрос 29)

    Отношение к религии (вопрос 39)

    Доступность психоактивных веществ (вопросы 49, 50, 51)

    Социальная «близость» с потребителями психоактивных веществ (вопросы 52, 53, 54, 68)

    Связь с микросоциумом (вопросы 55, 56, 57, 58, 59, 61)

    5. Школьные:

    Успеваемость (вопросы 6, 16)

    Посещаемость (вопрос 7)

    Участие в школьном самоуправлении (вопросы 8, 9, 17, 18)

    Организация школьного досуга (вопрос 11)

    Отношения с учителями (вопросы 12, 80)

    Социально-психологический климат (вопрос 13)

    Интерес к учебе (вопрос 19)

    Смена школы (вопрос 62, 64)

    Связь семьи и школы (вопрос 14).

    Анкета заполняется просто. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Внимательно прочитайте вопросы анкеты и выберите тот вариант ответа, который Вам кажется наиболее точным. Выбранный ответ (букву выбранного варианта ответа) следует о тметить в бланке ответов (смотри в конце анкеты). Если Вы не нашли такого варианта ответа, пометьте тот, который Вам ближе всего.

    (Обращаем Ваше внимание, что вопросы анкеты Г.В. Латышева начинаются с 6-го вопроса!!!)

    6. Какие оценки Вы обычно получали в школе в прошлом году?

    А) В основном отлично;

    Б) В основном хорошо;

    В) В основном удовлетворительно;

    Г) В основном неудовлетворительно.

    7. Сколько уроков вы пропустили за последние четыре недели?

    А) Ни одного;

    Б) Не больше четырёх;

    Г) Больше десяти;

    В) Не больше десяти.

    8. В моей школе ученикам предоставлена возможность самоуправления

    А) Нет;

    Б) Скорее нет;

    В) Скорее да;

    Г) Да.

    9. Учителя привлекают меня к внеклассной работе

    А) Нет;

    Б) Скорее нет;

    В) Скорее да;

    Г) Да.

    10. Мои учителя отмечают мою хорошую учебу и дают мне это понять

    А) Нет;

    Б) Скорее нет;

    В) Скорее да;

    Г) Да.

    11. В моей школе открыты широкие возможности для участия в спортивной, клубной и др. общешкольной жизни

    А) Нет;

    Б) Скорее нет;

    В) Скорее да;

    Г) Да.

    12. В моей школе ученики могут свободно разговаривать один на один с учителем

    А) Нет;

    Б) Скорее нет;

    В) Скорее да;

    Г) Да.

    13. В моей школе я чувствую себя в безопасности

    А) Нет;

    Б) Скорее нет;

    В) Скорее да;

    Г) Да.

    14. Школа информирует моих родителей о моих успехах

    А) Нет;

    Б) Скорее нет;

    В) Скорее да;

    Г) Да.

    15. Учителя поощряют мои старания

    А) Нет;

    Б) Скорее нет;

    В) Скорее да;

    Г) Да.

    16. Ваши оценки лучше, чем у большинства ваших одноклассников?

    А) Нет;

    Б) Скорее нет;

    В) Скорее да;

    Г) Да.

    17. Мне предоставляются возможности участвовать в общественной деятельности класса

    А) Нет;

    Б) Скорее нет;

    В) Скорее да;

    Г) Да.

    18. Ощущаете ли Вы важность и значимость школьной работы, в которой вы участвуете?

    А) Почти всегда;

    Б) Часто;

    В) Иногда;

    Г) Никогда.

    19. Насколько Вам интересны школьные предметы?

    А) Очень интересные и развивающие

    Б) Довольно интересные

    В) Не очень интересные

    Г) Малоинтересные или совсем не интересные

    20. Насколько, по Вашему мнению, ошибаются ровесники, совершая кражу

    А) Сильно ошибаются;

    Б) Ошибаются;

    В) Несильно ошибаются;

    Г) Не ошибаются.

    21. Насколько, по Вашему мнению, ошибаются ровесники, провоцируя драку

    А) Сильно ошибаются;

    Б) Ошибаются;

    В) Несильно ошибаются;

    Г) Не ошибаются.

    22. Насколько, по Вашему мнению, ошибаются ровесники, прогуливая школу, когда родители об этом не догадываются

    А) Сильно ошибаются;

    Б) Ошибаются;

    В) Несильно ошибаются;

    Г) Не ошибаются.

    23. Насколько, по Вашему мнению, ошибаются ровесники, употребляя алкогольные напитки

    А) Сильно ошибаются;

    Б) Ошибаются;

    В) Несильно ошибаются;

    Г) Не ошибаются.

    24. Насколько, по Вашему мнению, ошибаются ровесники, которые курят сигареты

    А) Сильно ошибаются;

    Б) Ошибаются;

    В) Несильно ошибаются;

    Г) Не ошибаются.

    25. Насколько, по Вашему мнению, ошибаются ровесники, которые курят марихуану или употребляют другие наркотики

    А) Сильно ошибаются;

    Б) Ошибаются;

    В) Несильно ошибаются;

    Г) Не ошибаются.

    26.Считаете ли Вы возможным отстаивать свои интересы с применением физической силы?

    А) Да

    Б) Скорее да

    В) Скорее нет

    Г) Нет

    27.Согласны ли Вы с утверждением, что цель оправдывает средства?

    А) Да

    Б) Скорее да

    В) Скорее нет

    Г) Нет

    28. Я часто делаю противоположное тому, что говорят мне родители, для того, чтобы разозлить их

    А) Да

    Б) Скорее да

    В) Скорее нет

    Г) Нет

    29. Являетесь ли Вы участником какого-либо неформального общественного движения или общественной организации?

    А) Нет

    Б) Да

    30. Каковы шансы, что Вы будете смотреться крутым, если вы курите сигарету?

    А) Никаких или очень мало

    Б) Немного

    В) Довольно большие

    Г) Очень большие

    31. Каковы шансы, что Вы будете смотреться крутым, если вы употребляете алкогольные напитки?

    А) Никаких или очень мало

    Б) Немного

    В) Довольно большие

    Г) Очень большие

    32. Каковы шансы, что Вы будете смотреться крутым, если вы активно занимаетесь спортом?

    А) Никаких или очень мало

    Б) Немного

    В) Довольно большие

    Г) Очень большие

    33. Каковы шансы, что Вы будете смотреться крутым, если вы хорошо учитесь?

    А) Никаких или очень мало

    Б) Немного

    В) Довольно большие

    Г) Очень большие

    34. Каковы шансы, что Вы будете смотреться крутым, если вы курите марихуану или другие наркотики?

    А) Никаких или очень мало

    Б) Немного

    В) Довольно большие

    Г) Очень большие

    35. Вы с другом рассматриваете компакт-диски в музыкальном магазине. Вы замечаете, что он/она украла диск. Он/она говорит, улыбаясь, «Какой тебе хочется? Давай, возьми, пока никто не видит». Никого нет рядом, ни работников, ни других покупателей. Что Вы будете делать?

    А) Заберете диск и уйдете из магазина

    Б) Пропустите мимо ушей

    В) Скажете, чтобы он/она вернула диск

    Г) Обратите это в шутку, и скажете, чтобы он/она положил(а) диск назад

    36. 8 часов вечера и Вы собираетесь пойти к другу, когда ваша мать спрашивает, куда вы идете. Вы говорите: «Я только пойду потусуюсь с друзьями». Она не отпускает вас. Что вы будете делать?

    А) В любом случае пойдете

    Б) Будете с ней спорить

    В) Придумаете какую-нибудь причину, скажете, когда вы вернётесь и попросите разрешения идти

    Г) Ничего не скажете и останетесь дома заниматься своими делами

    37. Вы посетили другую часть города, и Вы не знаете там никого вашего возраста. Вы идете по улице, а незнакомый человек вашего возраста идет вам навстречу. Он примерно вашего роста, и мог бы пройти мимо, но специально вас толкает, так что вы чуть не падаете. Что Вы скажете или сделаете?

    А) Сами толкнете человека

    Б) Скажете «извините меня» и пойдете дальше

    В) Скажете «смотри, куда идешь» и пойдете дальше

    Г) Выругаетесь и уйдете

    38. Вы у кого-то на вечеринке и один из ваших друзей предлагает Вам алкогольный напиток. Что Вы скажете или сделаете?

    А) Выпьете

    Б) Скажете вашему другу: «Нет, спасибо, я не пью» и предложите вашему другу сделать что-нибудь другое

    В) Скажете: «Нет, спасибо» и уйдете

    Г) Вежливо извинитесь, скажете, что у вас еще есть дела и уйдете

    39. Как часто Вы посещаете церковные службы и другие мероприятия религиозной направленности?

    А) Никогда

    Б) Редко

    В) 1–2 раза в месяц

    Г) Примерно раз в неделю или больше

    40. Важно думать, прежде чем делать что-либо

    А) Да

    Б) Скорее да

    В) Скорее нет

    Г) Нет

    41. Считаете ли вы себя «правильным» человеком

    А) Да

    Б) Скорее да

    В) Скорее нет

    Г) Нет

    42. Я часто действую, не задумываясь о последствиях

    А) Да

    Б) Скорее да

    В) Скорее нет

    Г) Нет

    43. Как Вы думаете, какова вероятность вреда для людей, если они курят одну или больше пачек сигарет в день

    А) Никакой

    Б) Небольшой риск

    В) Умеренный риск

    Г) Большой риск

    44. Как Вы думаете, какова вероятность вреда для людей, если они курят марихуану

    А) Никакой

    Б) Небольшой риск

    В) Умеренный риск

    Г) Большой риск

    45. Как Вы думаете, какова вероятность вреда для людей, если они употребляют энергетические напитки

    А) Никакой

    Б) Небольшой риск

    В) Умеренный риск

    Г) Большой риск

    46. Как Вы думаете, какова вероятность вреда для людей, если они употребляют алкогольные напитки хотя бы 1 раз в неделю

    А) Никакой

    Б) Небольшой риск

    В) Умеренный риск

    Г) Большой риск

    47. Как часто Вы курили сигареты в течение прошедших 30 дней?

    А) Вообще не курил(а)

    Б) Меньше одной сигареты в день

    В) От 1 до 10 сигарет в день

    Г) Более 10 сигарет в день

    48. Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотики?

    А) Нет

    Б) Да

    49. Если кто-то из Ваших близких знакомых сверстников захотел приобрести

    пиво, вино или крепкие напитки, легко ли это сделать?

    А) Очень легко

    Б) Довольно легко

    В) Довольно сложно

    Г) Очень сложно

    50. Если кто-то из Ваших близких знакомых сверстников захотел приобрести сигареты, легко ли это сделать?

    А) Очень легко

    Б) Довольно легко

    В) Довольно сложно

    Г) Очень сложно

    51. Если кто-то из Ваших близких знакомых сверстников захотел приобрести

    наркотики, легко ли это сделать?

    А) Очень легко

    Б) Довольно легко

    В) Довольно сложно

    Г) Очень сложно

    52. Знаете ли Вы взрослых, которые в прошлом употребляли марихуану или другие наркотики?

    А) Да

    Б) Нет

    53. Знаете ли Вы взрослых, которые в прошлом продавали или имели дело с наркотиками?

    А) Да

    Б) Нет

    54. Знаете ли Вы взрослых, которые в прошлом делали незаконные вещи, которые могли привести к осложнениям в отношениях с полицией

    А) Да

    Б) Нет

    55. Если мне придется уехать, я буду скучать о тех людях, которые окружали меня в последнее время

    А) Нет

    Б) Скорее нет

    В) Скорее да

    Г) Да

    56. Мои соседи замечают, когда я делаю хорошую работу, и дают мне это понять

    А) Нет

    Б) Скорее нет

    В) Скорее да

    Г) Да

    57. Я люблю район, в котором я живу

    А) Нет

    Б) Скорее нет

    В) Скорее да

    Г) Да

    58. Рядом со мной живет много взрослых, с которыми я могу разговаривать о важных проблемах

    А) Нет

    Б) Скорее нет

    В) Скорее да

    Г) Да

    59. Люди часто меняются в моем окружении

    А) Нет

    Б) Скорее нет

    В) Скорее да

    Г) Да

    60. Сколько раз, со времен детского сада, Вы меняли место жительства.

    А) Никогда

    Б) 1 или 2 раза

    В) 5 или 6 раз

    Г) 7 или более раз

    61. Среди взрослых есть люди, которые гордятся Вами, когда Вы делаете что-либо хорошо.

    А) Да

    Б) Скорее да

    В) Скорее нет

    Г) Нет

    62. Меняли ли Вы школу в прошлом году.

    А) Да

    Б) Нет

    63. Вы чувствуете себя в безопасности, когда находитесь в кругу своих близких и друзей.

    А) Да

    Б) Скорее да

    В) Скорее нет

    Г) Нет

    1. Сколько раз за всю жизнь Вы меняли школу?

    А) Никогда

    Б) 1–2 раза

    В) 3–4 раза

    Г) 5–6 раз

    Д) 7 и более раз

    65. Меняли ли Вы местожительство за последний год?

    А) Да

    Б) Нет

    66. Бывают ли в Вашей жизни ситуации, которые кажутся Вам
    безвыходными.

    А) Постоянно

    Б) Часто

    В) Иногда

    Г) Практически никогда

    67. В моей семье существуют четкие правила.

    А) Да

    Б) Скорее да

    В) Скорее нет

    Г) Нет

    68. Были ли когда-нибудь у кого-либо в Вашей семье проблемы с алкоголем/наркотиками.

    А) Да

    Б) Нет

    69. Члены моей семьи часто обижают и кричат друг на друга

    А) Нет

    Б) Скорее нет

    В) Скорее да

    Г) Да

    70. Один из моих родителей всегда знает, где и с кем я провожу время

    А) Нет

    Б) Скорее нет

    В) Скорее да

    Г) Да

    71. Мои родители хотят, чтобы я звонил, когда собираюсь прийти поздно домой

    А) Нет

    Б) Скорее нет

    В) Скорее да

    Г) Да

    72. Заметят ли ваши родители, если вы выпьете пива, вина или крепких алкогольных напитков без их разрешения

    А) Нет

    Б) Скорее нет

    В) Скорее да

    Г) Да

    73. В моей семье существует правило на отказ от употребления алкоголя и наркотиков

    А) Нет

    Б) Скорее нет

    В) Скорее да

    Г) Да

    74. Ваши родители замечают, когда Вы делаете что-нибудь хорошее и дают Вам об этом знать

    А) Никогда или почти никогда

    Б) Иногда

    В) Часто

    Г) Всегда

    75. Как часто Ваши родители говорят, что гордятся Вашими поступками

    А) Никогда или почти никогда

    Б) Иногда

    В) Часто

    Г) Всегда

    76. Делитесь ли Вы своими мыслями и чувствами с папой или мамой (или взрослыми, которые их заменяют)

    А) Да

    Б) Нет

    В) Редко

    Г) Не всегда

    77. Если у Вас есть личные проблемы, Вы можете обратиться к маме или папе (или взрослым, которые их заменяют) за помощью

    А) Да

    Б) Нет

    В) Редко

    Г) Не всегда

    78. Что обычно Вы предпринимаете в трудных жизненных ситуациях?

    А) обращаюсь за помощью к родителям или родственникам

    Б) обращаюсь за помощью к друзьям

    В) обращаюсь за помощью к специалистам

    Г) рассчитываю только на себя

    79. Решая свои проблемы, учитываете ли Вы мнения родителей

    А) Да

    Б) Иногда

    В) Редко

    Г) Нет

    80. Решая свои проблемы, учитываете ли Вы мнения педагогов

    А) Да

    Б) Иногда

    В) Редко

    Г) Нет

    81. Решая свои проблемы, учитываете ли Вы мнения друзей

    А) Да

    Б) Иногда

    В) Редко

    Г) Нет

    БЛАНК ОТВЕТОВ (анкета Г.В. Латышева)

    Занесите, пожалуйста, Буквы выбранных ответов в «Бланк ответов».

    Возраст___________________________________

    Вопрос

    Ответ

    Вопрос

    Ответ

    Вопрос

    Ответ

    Вопрос

    Ответ

    ЭТАПЫ ОБРАБОТКИ АНКЕТ:

    1. Сравните ответы с ключом :

    Номер вопроса

    Ответы

    Номер вопроса

    Ответы

    Высокий риск

    Средний риск

    Низкий риск

    Риска нет

    Высокий риск

    Средний риск

    Низкий риск

    Риска нет

    4 балла

    3 балла

    2 балла

    1 балл

    4 балла

    3 балла

    2 балла

    1 балл

    Б**

    Б/В/Г

    -

    -

    А/Б/В

    40

    Г

    В

    Б

    А

    79

    Г

    В

    Б

    А

    41

    Г

    В

    Б

    А

    80

    Г

    В

    Б

    А

    42

    А

    Б

    В

    Г

    81

    Г

    В

    Б

    А

    43

    А

    Б

    В

    Г

    82***

    44

    А

    Б

    В

    Г

    * - если общее число пропущенных уроков больше, чем пропущенных по болезни.

    ** - если общественное движение или общественная организация пропагандирует просоциальные, развивающие человека и общество цели и задачи.

    *** - Риска нет, если лозунг отражает установку на развитие, сохранение и укрепление здоровья, безопасность, бережное отношение к окружающим людям и окружающей среде. Высокий риск есть, если лозунг отражает отсутствие смысла и целей в жизни или стремление к получению благ любой ценой. Средний риск – лозунга нет или он отражает отсутствие самоопределения в жизни. Низкий риск – если лозунг отражает неустойчивость в самоопределении.

    2. Подсчитывается общий уровень риска . Ответ на каждый вопрос соответствует количеству баллов по уровню риска: высокий риск – 4 балла, средний риск – 3 балла, низкий риск 2 балла, риска нет – 1 балл. Сумма баллов, полученных за каждый вопрос, и составляет общий уровень риска.

    Высокий риск – 249 - 308 баллов

    Средний риск – 191 – 248 балл

    Низкий риск – 120 – 190 балла

    Риска нет – от 77 – 118 баллов

    3. Оценка риска по факторам :

    Уровень риска

    Факторы

    Семейные, баллы

    Индивидуальные, баллы

    Социальные, в баллах

    Окружение сверстников

    Макросоциальная среда

    Школьная среда

    Высокий риск

    47 – 60

    80 - 92

    30 - 36

    47 – 60

    47 – 60

    Средний риск

    34 – 46

    57 – 79

    23 – 29

    34 – 46

    34 – 46

    Низкий риск

    23 – 33

    34 – 56

    15 – 22

    23 – 33

    23 – 33

    Риска нет

    15 - 22

    23 – 33

    9 – 14

    15 - 22

    15 - 22

    Списки, анкеты с обучающимися группы риска направлять центр мониторинга автономного учреждения дополнительного профессионального учреждения ХМАО-Югры «Институт развития образования» [email protected] . Телефон. 8-3467-92-83-38

    Уважаемые родители!

    В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к утяжелению. Остро стоит эта проблема и перед Архангельской областью.

    С распространением злоупотребления психоактивными веществами в детско-подростковой среде наблюдается абсолютный рост числа детей и подростков, вовлекаемых в криминальную деятельность. Специалисты указывают на устойчивую взаимосвязь между ростомслучаев наркоманий среди несовершеннолетних и ростом правонарушений, совершаемых детьми и подростками в связи с злоупотреблением наркотиками.

    Попасть в зависимость от многих наркотиков можно после первых же приемов. Безопасных доз не существует. А вот отказаться от наркотиков практически невозможно.

    Подросток должен осознавать, что немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ не только опасно для здоровья и жизни, оно противоправно и ведет человека вниз по социальной лестнице к преступлениям. Известно, что человеку с пагубными привычками для удовлетворения своего пристрастия необходимы деньги и не малые. Как правило, деньги молодой человек берет у родителей, либо добывает преступным путем: ворует и совершает другие преступления.

    Вы, безусловно, – самые близкие и значимые для ребенка люди.

    Вы стремитесь сделать всё, что бы Ваши дети были счастливы. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Вы часто задаете себе вопросы, правильно ли я воспитываю своего ребенка? Как оградить ребенка от «плохой» компании? Как спасти ребенка от употребления алкоголя и наркотиков?

    Эти и многие другие вопросы постоянно присутствуют в нашей голове, прежде чем принять какое-либо решение относительно своего сына или дочери. Сейчас, нам взрослым, предстоит принять ещё одно решение – участие нашего ребенка в социально-психологическом тестировании, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в образовательных организациях.

    Эта информация подготовлена именно тем не равнодушным взрослым, которые задают себе вопросы: что это? Зачем нужно это тестирование?

    Целью тестирования является выявление особенностей личностных качеств обучающихся для изучения и оценки проблематики отклоняющегося поведения в конкретной образовательной организации. Тестирование проводится анкетно-опросным методом с использованием апробированной психологической методики. Важно отметить, что мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят выраженный профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление наркотиков. Задача обследования – оказание своевременной адресной помощи обучающимся и корректировка профилактической работы в образовательных организациях.

    В соответствии с п. 1 ст. 53.4 Федерального Закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» тестирование проводится при наличии информированного согласия в письменной форме одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет. Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах. В соответствии с Законом тестирование является анонимным и конфидициальным : персональные данные вашего ребенка в анкету не заносятся, а результаты тестирования разглашению не подлежат.

    Каждый человек - и школьники, и студенты, и их родители - должен для себя решить: «Мы не хотим, чтобы в нашей школе, нашем вузе были наркотики. Мы не хотим, чтобы это было возможным, где бы то ни было. И в качестве нашего вклада в эту борьбу мы готовы пройти добровольное тестирование».

    Мы призываем вас серьезно отнестись к этой инициативе. Ведь только при наличии объективной и полноценной информации, можно выстроить систему противостояния, которая действительно будет эффективной.

    План составлен по итогам тестирования 8-классников на употребление наркотических веществ.

    Просмотр содержимого документа
    «План мероприятий по итогам социо-психологического тестирования»

    Утверждаю:

    Директор ГБОУ СОШ «ОЦ» п. Южный

    Тананаева В,М.

    «____»___________________2017 г.

    План мероприятий

    по итогам проведения социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Самарской области

    на 2017-2018 учебный год

    Распространенность употребления психоактивных веществ (далее – ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем общества, определяющих необходимость организации решительного и активного противодействия.

    Работа с обучающимися

    Наименование мероприятия

    Срок

    Ответственные

    Лекционно-просветительная работа с учащимися

    «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

    Классные

    руководитель

    «За здоровый образ жизни»

    просмотр видеофильмов (5-11 классы)

    Февраль - март

    Классные руководители

    Выпуск стенгазет, буклетов, посвященных Дню борьбы с курением, Дню солидарности в борьбе со СПИДом

    Классные руководители, рук.клуба «Юный журналист»

    Цикл бесед о вреде наркотиков

    - «Ты попал в беду»

    -«Опасная зависимость» (о наркомании, токсикомании, о вреде курения и алкоголя)»

    -«Здоровые дети – будущее нации»

    В течение года

    Классные руководители, мед. работник

    Воспитательная работа с учащимися.

      Работа по профилактической программе «Свежий ветер»

    В течение года

    Классные руководители

    Конкурс рисунков и плакатов

    1-7 кл. «Мы за здоровый образ жизни»

    8-11 кл. «Спорт против наркотиков».

    Участие в акции «Мы выбираем жизнь!»

    В течение года

    Заместитель директора школы по ВР

    Выступление школьной агитбригады «Новое поколение выбирает жизнь»

    октябрь - апрель

    Педагог-психолог, члены клуба

    Провести неделю пропаганды знаний о здоровом образе жизни и действий по его утверждению

    Педагог-психолог, члены клуба

    Спортивно- оздоровительные мероприятия

    Акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

    Заместитель директора школы по ВР, учитель физкультуры

    День здоровья

    классные рук, учитель

    физкультуры

    Работа спортивных кружков и секций

    В течение года

    Учитель физкультуры, зам. директора по ВР

    Работа с родителями и учителями

    Работа с родителями.

    Родительские собрания:

    «Организация занятий школьника по укреплению здоровья и привитию здорового образа жизни» (с приглашением специалистов)

    Согласно планов работы классных руководителей

    Классные руководители

    Анкетирование родителей.

    в течение года

    Кл рук, педагог-психолог

    Работа с классными руководителями и учителями.

    Школа классного руководителя «Методика воспитательно - профилактической работы в классе. Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся»

    Зам директора школы по ВР, педагог-психолог

    Семинары-тренинги по профилактике правонарушений и преступлений, наркомании, табакокурения, алкоголизма.

    В течение года

    педагог - психолог