Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Особенности античной цивилизации. Античная цивилизация: общая характеристика Основные черты античной цивилизации кратко

    Особенности античной цивилизации. Античная цивилизация: общая характеристика Основные черты античной цивилизации кратко

    Цивилизация Древнего Египта

    1. Особенности эколого-географической среды Древнего Египта и ее влияние на специфику древнеегипетской культуры.

    2. Особенности мифологии древних египтян. Миф, религия и искусство.

    3. Мифологическая модель мира в Древнем Египте.

    4. Основные группы мифов: о сотворении мира, о солнечных божествах, об Осирисе и Исиде. Идея загробного суда над душами умерших.

    Духовно-содержательный аспект

    Древнекитайской культуры

    1. Образ мира в мифопоэтическом и религиозном наследии Древнего Китая.
    2. Философского наследие региона и его влияние на мировую культуру.
    3. Естественно-научные знания Древнего Китая.

    Литература

    1. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. – СПб., 1991.

    2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. - М., 1976 (Серия «Малая история искусств»).

    3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. - М., 1980.

    4. Бибби Дж. В поисках Дильмуна. - М.,1984.

    5. Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. - М., 1976.

    6. Вайман А.А. Шумеро-вавилонская математика. - М., 1961.

    7. Вулли Л. Ур халдеев. - М., 1961.

    8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 3 изд-е. - Л., 1990.

    9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т.1. - М., 1996.

    10.Древние цивилизации. - М., 1989.

    11.Дьяконов И.М. Научные представления на Древнем Востоке (Шумер, Вавилония, Передняя Азия) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. - М., 1982.

    12.Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. - М., 1959.

    13.Замаровский В. Их величества пирамиды. - М., 1981.

    14.Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. - М.,1992.

    15.История Древнего мира. Т.I-III. - М., 1982.

    16.История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. - М., 1981.

    17.История эстетической мысли: В 6-ти т. Т.1. Древний мир. Средние века в Европе. - М., 1982.

    18.Картер Г. Гробница Тутанхамона. - М., 1959.

    19.Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. - М., 1994.

    20.Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. - М., 1979.

    21.Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. - Прага, 1967.

    22.Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время. - М,: Наука, 1983. - 624 с.

    23.Ковтунович О.В. Вечный Египет. - М., 1989.

    24.Крамер Сэмюэл Н. История начинается в Шумере. 2-е изд. - М., 1991.

    25.Лирика Древнего Египта. - М., 1965.

    26.Лирическая поэзия древнего Ближнего Востока. - М., 1983.

    27.Ллойд С. Реки-близнецы. - М., 1972.

    28.Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. - М., 1977.

    29.Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951.

    30.Масон В.М. Первые цивилизации. – Л., 1989.

    31.Матье М.Э Древнеегипетские мифы. - Л., 1956.

    32.Матье М.Э. Избранные труды по мифологии Древнего Египта. - М., 1996.

    33.Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. - Л.- М., 1961.

    34.Матье М.Э., Павлов В.В. Памятники искусства Древнего Египта в музеях Советского Союза. - М., 1958.

    35.Мифология древнего мира. - М., 1977.

    36.Михаловский К. Карнак. - Варшава, 1970.

    37.Михаловский К. Луксор. - Варшава, 1972.

    38.Михаловский К. Фивы. - Варшава, 1974.

    39.Моде Хейнц. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. – М., 1979.

    40.Монтэ П. Египет Рамсесов. - М., 1989.

    41.Нейгебауэр О. Точные науки в древности. - М., 1968.

    42.Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. - М., 1980.

    43.Открытие Индии / Пер. с англ., бенг. и урду / Редколл.: Э. Комаров, В. Ламшуков, Л.Полонская и др. – М., 1987.

    44.Павлов В.В. Скульптурный портрет Древнего Египта. - М., 1957.

    45.Поэзия и проза Древнего Востока. - М., 1973 (БВЛ, т.1).

    46.Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Востока. - М., 1965.

    47.Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. – М., 1987.

    48.Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М., 1989.

    49.Тайны древних письмен. - М., 1976.

    50.Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.

    51.Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. - М., 1984.

    52.Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). - М.-Л., 1961.

    53.Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии.- М., 1995.

    Особенности Античной цивилизации

    1. Место человека в полисной организации общества.

    2. Миф как объяснение реальности в Древней Греции.

    3. Основные черты античности (литература, искусство, архитектура и пластика).

    4. Система ценностей Греческой цивилизации.

    Культура Древней Греции. Рождение европейской цивилизации. “Греческое чудо”. “Аномалия” античности. Характер мировоззрения. Рождение личности. Полис и его роль в античной культуре. Древнегреческая философия и наука. Платон и мировая культура. Аристотель. Античность и христианское мировоззрение. Эпоха эллинизма.

    5. Культура Древнего Рима. Элинистическо-римский тип культуры. Культура слова и духа. Культура и культ цезарей. Тотальная идеологизация и регламентация. Роль материальной культуры. Индивидуализм и космополитизм. Распространение христианства.

    Европа в средние века.

    1. «Средние века»: понятие, признаки.

    2. Социально-экономическое развитие Европы в средние века.

    2.1. Феодализм;

    2.2. Сословия в средневековой Европе;

    3. Взаимоотношения церкви и государства в средние века.

    4. Специфика средневекового менталитета.

    Источники и литература:

    1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.
    2. Гуревич А.Я. категории средневековой культуры. - М., 1984.
    3. История средних веков: учебник для вузов / под ред Н.Ф. Колесницкого. – М.: Просвещение, 1980.
    4. Виппер Р.Ю. История средних веков.
    5. История Европы в 8 тт. Т.3.
    6. Лозинский С.Г История папства.- М., 1986. гл.1.
    7. Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск. 1994.
    8. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового запада. – М.,1992.
    9. Пупар П. Роль христианства в культурной идентичности европейских народов //Полис. 1996. № 2.
    10. Фролова М.А. западная цивилизация: доминанты становления и развития // Социально-политический журнал. 1993ю № 11/12.

    Тема 6

    Тоталитаризм.

    1.Тоталитаризм: понятие, признаки тоталитарного государства и общества.

    2. Предпосылки и причины утверждения тоталитарных политических режимов в различных странах.

    3. Условия возникновения и утверждения тоталитарного режимов.

    Источники и литература:

    1 Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. – Ч. №. – М., 2000. (из содержания: Законодательство Третьего рейха. А. Гитлер. Майн кампф. Э.Рем Национал-социалистическая революция и штурмовые отряды. Хрестоматия для немецкой молодежи.)

    2 Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. –1992. № 2.

    3 Галкин А.А. Германский фашизм. – М., 1989.

    4 Макаревич Э. германия: программирование человека // Диалог. 1993. № 4.

    5 Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. - М.,1996 Вып 2. Сер. Россия - Германия- Европа.

    6 Орлов Б. Политическая культура России и Германии: попытка сравнительного анализа. – М., 1995.

    7 Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 1996.

    8 Сумбатян Ю. Тоталитарно-политический феномен XX века // Социально-гуманитарные знания. –1999. №1.

    9 Пыжиков А. Модель «общенародного государства». Идеология и практика // Свободная мысль. –1999. №12

    10 Шляпентох В.Э. Советский Союз – нормальное тоталитарное общество. Опыт объективного анализа // СоцИс. – 2000. №2

    Тема 7.

    Цивилизация – это общественная культура, достигшая экономического пика, политической стабильности и социального порядка.

    Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни.

    Цивилизованное общество противопоставляется варварскому укладу жизни. Древние римляне цивилизованны, кельты – нет. Пик развития, сложный уклад с иерархией, деньги, законы – признаки развитого социума.

    Уровень цивилизованности определяем мы – современная общественность и судим со своей колокольни, достигло ли историческое общество цивилизации. Древняя Греция – уже цивилизация, первобытное общество – еще варварское племя.

    Признаки цивилизации:

    • разделение физического труда и умственного;
    • письменность;
    • появление городов как центров культурной и экономической жизни.

    Типы цивилизаций. Их много, некоторые:

    • античная;
    • древнеегипетская;
    • китайская;
    • исламская.

    Черты цивилизации:

    • наличие центра с концентрацией всех сфер жизни и ослаблением их на периферии (когда городские называют «деревней» жителей небольших городов);
    • этническое ядро (народ) – в Древнем Риме – римляне, в Древней Греции – эллины (греки);
    • сформировавшаяся идеологическая система (вероисповедание);
    • тенденция к расширению (географически, культурно);
    • города;
    • единое информационное поле с языком и письменностью;
    • формирование внешних торговых связей и зон влияния;
    • стадии развития (рост – пик расцвета – упадок, гибель или трансформация).

    Возникновение античных цивилизаций

    В чем причины возникновения античной цивилизации?

    Она не появилась из пустоты. Ее считают дочерней цивилизацией из переднеазиатской и вторичной в отношении Микенской цивилизации.

    Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Аристократия справлялась с простолюдинами, сохраняя традиции и порядок. Ее рычагом управления оставалась власть, благодаря родовой собственности, переходящей от отца к сыну. Используя труд простолюдинов и освободившись от тяжелой физической работы, аристократия имела роскошь заниматься образованием и военным делом. Цивилизация строилась на полисах – городах.

    Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй.

    Античная цивилизация кратко

    VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

    Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход . Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.


    В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений. Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации.

    Полисный строй был похож на пчелиные соты, но в каждой соте связи закупоривались и развивались обособленно. Этим можно объяснить Спарту и Афины – такие разные, но такие похожие. Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался. Отсталые области сохраняли архаичный устрой.

    То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не девались. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину. И это прижилось. Античная цивилизация поглотила Рим.

    Древние цивилизации античного мира – это Греция и Древний Рим.

    У него (Рима) еще не было торгового и культурного влияния, но было военное. Политическое лидерство отстаивалось кровью в военных действиях. Решающей была Ганнибаловская война. Теперь Древний Рим мог диктовать условия всему Средиземноморью.

    Гражданство (civilis – гражданский) с легкой руки древних римлян и дало нам понимание цивилизации, которое теперь мы противопоставляем варварству. Раздавая права гражданства со временем все шире, Рим уже не был только военно-политическим центром, он отнимал социокультурное лидерство у Греции.

    Конец античной цивилизации расценивают по-разному:

    • упадок римского духа;
    • кризис античной культуры;
    • военное ослабление;
    • экономический упадок;
    • кризис рабовладельческого строя и пр.

    Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах. Цепная реакция, однажды сработав, повалила все доминошки.


    Внешние пределы легко ломались под весом варварских племен. Желая быть завоеванными, варвары ассимилировались с культурой древних римлян за пару столетий, подводя цивилизацию к развитию феодального строя.

    Культура античных цивилизаций продолжает сказываться на нас, спустя 20 веков. В этом сила любой цивилизации – в распространении своего могущества даже после исчезновения.

    Во всем многообразии ее исторических форм.

    Территориальное ядро — южная часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии.

    На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на востоке — Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.

    Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные — Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага — Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические острова в восточной части Ионического моря.

    Балканская Греция в основном — гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные — Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).

    Самые крупные из греческих островов — Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага — Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции — Керкира, Левкада, Кефалления и Закинф.

    В дальнейшем, границы античного мира расширялись вместе с распространением греческой и позже римской цивилизаций. Античный мир значительно расширился в результате походов Александра Македонского, когда в него вошла большая часть бывшей Персидской империи, в первую очередь Малая Азия и Египет, которые какое-то время были даже крупнейшими центрами античности. Следующий очаг расширения находился в Риме, и к моменту основания Римской империи античный мир практически весь находился в ее границах.


    В целом, общая периодизация античности выглядит следующим образом:

    Ранняя античность (VIII в. до н.э. — II в. до н.э.)

    Классическая античность (I в. до н.э. — I в. н.э.), золотой век античного мира, время единства греко-римской цивилизации.

    Поздняя античность (II—V н.э.). Распад Римской империи .

    Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

    Эгейский или крито-микенский (III - II тыс. до н.э.), Минойская и микенская цивилизации . Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока.

    Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в балканской Греции, подвергшейся в конце III тыс. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период — это предыстория античности.

    Гомеровский (XI - IX вв. до н.э.), Этот период известен также как «греческие тёмные века». Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

    Архаический (VIII - VI вв. до н.э.), Первый период античности. Начинается параллельно с закатом бронзового века . Началом периода античности принято считать дату учреждения древних Олимпийских игр в 776 г. до н.э.

    Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

    Классический (V - IV вв. до н.э.), V - IV вв. до н. э. — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443-429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

    Характеризуется. Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

    Эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского . Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

    Культура этого региона, в котором находилось большая часть эллинских метрополий, была тесно связана с культурой народов Анатолии, по сути будучи периферийной по отношению к цивилизациям Месопотамии и Египта. Однако в новых полисах на колонизуемых землях их влияние было существенно ослаблено. Туда выселялось наиболее активное население метрополий, не приспособившееся к условиям кланового подчинения жизни на родине. С одной стороны, это делало его более приспособленным к изменениям (мутациям) общественной культуры.

    Отсюда, видимо, происходит расцвет философии, науки, законотворчества и политических идей именно на Западе в Великой Греции. С другой стороны, это способствовало активному приспособлению эллинов к новым условиям жизни, развитию ремесла, торговли, мореплавания. Вновь основанные греческие города были морскими портами и это выдвигало мореплавание и торговлю на роль институтов, поддерживавших популяционное поле. Это отличало полисную цивилизацию от традиционных “сухопутных” цивилизаций, где инструментами поддержания популяционного поля служили политические институты и идеология.

    Наличие колоний стимулировало развитие метрополий и убыстряло процесс развития греческих полисов в целом. Разнообразие условий населенных греками областей вело к развитию торговли, специализации и денежных отношений. В результате появляется возможность, накопив деньги, обеспечить себе существование без клановой поддержки рода. В среде греческого демоса появляются богатые люди, которые тяготятся обязанностью содержать родовую аристократию. Они сами могут выступать в роли эксплуататоров немалого числа людей, но этими людьми являются не свободные, а рабы. Богатство и знатность утрачивают свою изначальную связь.

    Одни из зажиточных демотов живут в родных полисах, общинная взаимопомощь которых сознается ими как важная жизненная ценность. Другие, в основном ремесленники и торговцы, бегут от своих аристократов в другие полисы, становясь там метеками. Количественный рост массы этих людей создавал предпосылку для социального переворота, низвергнувшего власть родовой аристократии. Но победить ее удалось только тогда, когда демос оказался способен перенять у аристократии ведущую роль в военном деле, когда на смену аристократической коннице пришла фаланга тяжеловооруженных пехотинцев-гоплитов.

    Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.

    На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

    VIII-VI вв. до н. э. явились в истории древней Греции периодом быстрого экономического подъёма. Именно в это время происходят крупные сдвиги во всех основных отраслях производства. Если в предшествующее время литьё металла производилось при помощи форм, а более крупные предметы склёпывались молотком на деревянном шаблоне, то теперь Главком Хиосским (VII в.) был открыт способ спайки железа, а самосские мастера ввели значительно более совершенные способы литья металлов, повидимому, заимствовав их на Востоке.

    В гомеровском эпосе ничего не сообщается о разработке железных и медных рудников в Греции; нужные куски металла, вероятно, выменивались в основном у финикийцев. В VIII-VI вв. железные и медные руды начали добываться в самой Греции; так, медь, по свидетельству греческого географа Страбона, добывалась, например, в рудниках у Халкиды, на Эвбее. Железные рудники,— правда, небольших размеров — уже в это время были известны в Лаконике и ряде других мест.

    В VIII-VI вв. в Греции происходит дальнейшее развитие кораблестроения с учётом достижений финикийских судостроителей. Военные корабли (пентеконтеры или «длинные» — с 50 гребцами) имели один или два ряда гребцов, палубу и помещение для воинов, а впереди на уровне воды — таран, обитый медью; торговые суда («круглые») строились с высокими округлыми носом и кормой и вместительным трюмом. Уже к концу VIII в. до н. э., по свидетельству древнегреческого историка Фукидида, в Коринфе были построены первые триэры — быстроходные военые корабли более сложной конструкции, с экипажем в 200 гребцов. Впрочем, триэры получили распространение лишь в V в. до н. э.

    Существенные сдвиги происходят в рассматриваемое время и в строительном деле. Относительно примитивные постройки гомеровского времени сменяются значительно более обширными и в архитектурном отношении более совершенными зданиями. Предпринимаются такие грандиозные по тому времени работы, как сооружение водопровода на Самосе, строительство дорог и т. д.

    Параллельно с развитием техники продолжает прогрессировать общественное разделение труда. Труд городских ремесленников начинает всё более обособляться от сельскохозяйственного труда. Появляются новые специальности. Так, к концу этого периода дифференцируются прежде нераздельные специальности кузнеца и литейщика, гончара и мастера-художника, расписывающего керамику. В ремесленных мастерских начинает использоваться труд рабов.

    О развитии торговли ярко свидетельствует повсеместное появление и распространение монеты. Наблюдается также тенденция к установлению общих весовых систем. Техника чеканки монет, повидимому, была заимствована греками в первой половине VII в. у лидийцев; потом она с необычайной быстротой распространилась по всей Греции.

    С ростом ремесла и торговли возникают центры общегреческих сношений. В частности, такую роль теперь начинают играть наиболее чтимые в Греции святилища. Общегреческие празднества носили не только религиозный характер. Вокруг храмов в дни празднеств возникали своего рода ярмарки. Сами храмы активно в них участвовали, принимая на хранение денежные вклады и выдавая ссуды под проценты. Здесь же велись политические переговоры, соревновались поэты, музыканты и художники, произведения которых становились достоянием широких кругов населения.

    Мощным орудием культурного прогресса стал греческий алфавит, введённый в IX-VIII вв. до н. э. и представлявший собой видоизменение финикийского алфавита, однако с чрезвычайно существенным дополнением: греки впервые ввели обозначение не только согласных, но и всех гласных. Это сделало письмо более совершенным, а чтение значительно более лёгким.

    Античная культура, прежде всего Древней Греции и Рима, - основоположница западно-европейской культуры, ее системы ценностей. Причем, необходимо иметь в виду следующее важнейшее обстоятельство. Неолитическая революция и формирование ранних цивилизаций на территории Европы проходило примерно по тому же сценарию, что и развитие восточных цивилизаций, вплоть до периода архаики (с VIII века до н.э.). Но затем развитие античной Греции пошло по принципиально иному пути, чем на Востоке. Именно тогда стала формироваться дихотомия Восток-Запад.

    Античный вариант развития стал исключением из общего правила, это своего рода социальная мутация, причем по не вполне понятным причинам. Во всей истории человечества данный вариант был единственным и уникальным по характеру и результатам. Последствия же произошедшей «архаической революции» были поистине всемирно-историческими, особенно для судеб западноевропейской культуры.

    В основе произошедшей трансформации было выдвижение на первый план частнособственнических отношений, особенно в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, с эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общины, города-государства (полиса).

    После реформы Солона (VI век до н.э.) в античной Греции возникла структура, опирающаяся на частную собственность, чего не было более нигде в мире. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживавшие ее нужды политические, правовые и иные институты: систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах, в управлении полисом; систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод; а также систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности, развитию творческих потенций индивида, его энергии, инициативы, предприимчивости.

    В античном мире были заложены основы гражданского общества, послужившего идейно-институциональным фундаментом быстрого развития античной рыночно-частнособственнической структуры. Всем этим античное общество стало принципиально отличаться от всех других обществ, прежде всего восточных. Античная структура пошла иным путем развития, чем все остальные, причем, более быстрым, динамичным и результативным. В последующем данные принципы легли в основу расцвета городов средневековой Европы, на подобной структуре возникло Возрождение и укрепилось буржуазное общество Нового времени.

    Именно на этой основе быстро развился капитализм, ставший мощнейшей силой, влияющей на развитие всего мира.

    Для античной культуры характерны следующие черты :

    1) антропоцентризм: вера в силу и предназначение человека, греческий философ Протагор сформулировал важнейший принцип античности о том, что «человек - мера всех вещей»;

    2) рационализм : признание особой роли разума и знаний;

    3) эстетизм: стремление к гармонии и преклонение перед красотой, причем сам человек и был эталоном прекрасного;

    4) демократизм: культура не элитарна, она результат и достояние всего общества свободных граждан;

    6) стремление сделать культуру способом жизни, достойным и желанным народу;

    7) малая религиозность: отношение к религии скорее как к гражданскому обряду, внешнему ритуалу, а не внутреннему убеждению;

    8) обращенность к искусству и философии, как к важнейшим доминантам жизни, переход от мифологии к попытке философского объяснения мира.

    Философия и наука - безусловные завоевания античной культуры. Наиболее ярко культурный, мировоззренческий переворот проявился в истории Древней Греции в период классики (V - IV века до н.э.) Сформировалось принципиально новое отношение к миру, произошел мировоззренческий и культурный прорыв, вызвавший появление личности нового типа, выходящий за рамки традиционного общества, закрепилось понятие о ценности личности;

    9) прославление активности человека, поощрение состязательности (спорт, политика, риторика, искусство);

    10) органическая связь гражданина и полиса на основе сформировавшегося гражданского общества с принципом примата гражданина над государством;

    11) понимание свободы, как высшей нравственной категории.

    Культура античности получила особое развитие вследствие целого ряда факторов:

    Культура создана на базе передовых экономических отношений, на рабстве классического типа, на частной собственности, на товарно-денежных отношениях. Экономика создала достаточные материальные возможности для культурного прогресса, для быстрого социального и хозяйственного экономического развития, появились возможности для профессиональной умственной деятельности. Причем, ограничивалось резкое социальное расслоение, господствовали средние слои.

    Сформировалась динамичная городская культура. Город - центр античной культуры, где появились разнообразные досуговые формы деятельности.

    Господствующий класс рабовладельцев и примыкающие к ним многочисленные средние слои, составившие гражданское общество, были активны в социально-политическом отношении и являлись благоприятной средой для создания и восприятия культурных ценностей.

    Демократические формы правления благоприятствовали развитию культуры вширь и вглубь. Не было замкнутого слоя правящей верхушки и развитой бюрократии, отсутствовала наемная армия, не допускалась концентрация власти, нормой была сменяемость и контролируемость аппарата управления, граждане были близки к государственным институтам, активно участвовали в общественных делах. Демократия сформировала потребность в культурной, широко мыслящей личности.

    Отсутствовала могущественная жреческая организация, которая в странах Древнего Востока монополизировала, в значительной степени, процесс духовного производства и направила его в русло религиозной идеологии. Xарактер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными представителями граждан исключали возможность складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры, ее более быстрое и интенсивное развитие.

    Широкое распространение грамотности на базе алфавита, позволившее получить доступ к замечательным произведениям историков, философов, драматургов, писателей, ораторов. Именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном, стали важным стимулом для творчества античных мыслителей.

    Интенсивные информационные связи с другими странами и культурами, аккумулирование знаний Древневосточных цивилизаций, открытость античной культуры.

    Выработка строгих форм мышления, правил доказательства, то есть формирование новой культуры мышления. Наука демонстрирует новое отношение к результату познания, когда истина признается важнейшей ценностью, возникающей на базе рациональных операций, объективности, верифицируемости. Xотя, разумеется, научное знание не играло еще решающей роли рядом с мифологорелигиозным, традиционным сознанием.

    Система воспитания античности выдвинула идеал калокагатии - как гармоничного, всестороннего развития личности, причем на первый план выдвигались гражданские добродетели, социальные качества человека, где физическая доблесть проявлялась в войне, умственное развитие - в государственных делах, а нравственные качества - в правилах общежития.

    Записи с семинаров:

    Гражданин - свободный, независимый член общества, пользовавшийся всей полнотой гражданских и политических прав в неразрывном единстве с его обязанностями

    Полис - городская гражданская община с прилегающими владениями, основанная на двуединой форме собственности: частной (основа - гражданская инициатива) и государственной (цель - достижение социальной стабильности и защиты общества).

    Демократия - политический режим, в основе - метод комплексного принятия решений с равными правами каждого на исход процесса. Каждый гражданин имел право и обязанность участия в политической жизни полиса, нет разделения властей.

    Идея гражданства - свобода

    Высшая гражданская ценность - личный труд на собственной земле.

    Проблема мифа прошла красной нитью через всю античную философию, культуру, искусство. В эпоху античности миф стал по­степенно утрачивать свою таинственность, приоткрывать свои свойства и закономерности. В античной цивилизации началось ра­циональное постижение мифотворчества. Античная мысль разра­ботала ряд глубоких и оригинальных концепций мифотворчества, накопила значительный опыт для позднейших его научно-рацио­налистических толкований, вплоть до тех, которые сложились уже в русле новоевропейского мышления. Все это не случайно.

    Античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явле­ние в истории человечества. Созданная древними греками и древ­ними римлянами, просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, она дала миру выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа. Именно в ней впервые в истории был сформулирован идеал рационализма - убеждение в том, что мир состоит из вещей и процессов, взаимодействующих и изменяю­щихся по естественным, не зависящим от воли, сознания и жела­ний человека закономерностям.


    ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ

    В комплексе материальных и духовных предпосылок античной культуры могут быть выделены следующие компоненты:

    ♦ развитие производительных сил, техники (освоение же­леза и производство железных орудий труда);

    ♦ развитие экономических отношений, переход от ранне­классового общества к развитому рабовладельческому обществу, со свойственными ему абстрактными обще­ственными отношениями (отношения «господин-раб», развитая система товарно-денежных отношений с пред­ставлениями о стоимости, абстрактном труде);

    ♦ территориальная экспансия, которая приводила к культур­ным контактам с самыми разными странами и народами;

    ♦ множественность полисов (городов-государств), каждый из которых имел свои традиции; полисная множествен­ность не разрушала, но, наоборот, усиливала сознание общегреческого культурного единства;

    ♦ социальная организация полиса, открытый, демократиче­ский характер многих греческих полисов;

    ♦ относительное политическое равенство свободных граж­дан, наличие политических прав и личных свобод;

    ♦ развитое чувство гражданской ответственности (каждый грек считал себя ответственным за судьбу всего государ­ства-полиса, ведь от состояния полиса зависела и судьба каждого его гражданина);

    ♦ наличие самой совершенной по тем временам письмен­ности (фонетическое, буквенное письмо), т.е. системы средств фиксации, хранения и передачи информации;

    ♦ распространение публичных дискуссий (что требовало умения убедительно, логично, обоснованно защищать свою точку зрения), разработка приемов логического до­казательства;

    ♦ институционализация системы обучения и образования;

    ♦ индивидуализация духовного мира личности, формирова­ние самосознания, самооценки и критического рациональ­ного мышления;

    Античной (от латинского слова antiguus древний) называли греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных им, итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Это название сохранилось и поныне как привычный синоним классической древности, в лоне которой возникла европейская цивилизация. В античной культуре произошла своего рода социальная мутация. В отличие от циклических культур Востока, две из которых (Месопотамия и Египет) погибли, а две (Индия и Китай) существуют и по сей день, культура Древней Греции и Рима пошла иным путем развития - путем более быстрым, динамичным и результативным. В отличие от восточных культур, для которых характерна жесткая опора на традиции, цикличность исторического пути, отсутствие динамики развития, приоритет коллективного начала над личностным, общественной собственности над частной, античный мир построен на совершенно других основаниях. Античная цивилизация, в отличие от приречных цивилизаций Древнего Востока, складывалась как торгово-ремесленная, что и определило ее специфику.

    Если в рамках цивилизаций Востока можно наблюдать развитие по спирали, когда циклы во многом повторяют друг друга, и в периодизации доминирует династический принцип, как в Китае и Древнем Египте, или смена религиозных концепций, как в Индии, то в истории античного мира четко обозначены культурно-исторические эпохи, специфика которых связана с тем, то от периода к периоду можно наблюдать прогресс в сфере материального производства, гражданского права, научных знаний, создания все более гибкого литературного языка. Вот периоды, на которые принято делить историю культуры античного мира:

    древнейший период (крито-микенская культура): III тысячелетие - ХI в. до н. э.

    гомеровский и раннеархаический периоды: ХI - VIII вв. до н. э.

    архаический период: VII - VI вв. до н. э.

    классический период: V в. до последней трети IV в. до н. э.

    эллинистический период: последняя треть IV - I в. до н. э.

    римский период: I в. до н. э. - V в. н. э.

    Средиземное море, mare nostrum, наше море, - колыбель античной цивилизации. Первые ее ростки возникли на острове Крит, где скрещивались морские пути, соединяющие Балканский полуостров и острова Эгейского моря с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой.

    Именно морская торговля и была экономической основой критской культуры. От враждебного внешнего мира Крит был надежно защищен волнами Средиземного моря. Только чувством безопасности можно объяснить тот факт, что все критские дворцы, включая и знаменитый кносский лабиринт, оставались на протяжении почти всей их истории неукрепленными. Ощущением безопасности, свободы, непринужденности пронизано и все критское искусство. Канон изображения человеческого тела заимствован из Египта": плечи, грудь, глаза даны в фас, лицо и ноги - в профиль, но критяне предпочитают плавность линий, красоту силуэта, изящество и утонченность. Однако к концу ХУ в. до н. э. Крит постигла катастрофа, причины которой до сих пор не выяснены.

    Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Люди микенской эпохи строили крепости, которые окружались стенами, сложенными из таких огромных каменных глыб, что впоследствии греки подобную кладку назвали циклопической. Мелкие государства вели совершенно обособленное и независимое существование, наполненное войнами, которые порой длились годами, Иногда это были пиратские набеги, а иногда конфликты вызывались соперничеством в торговле. Такова Троянская война, продолжавшаяся десять лет (по археологическим данным, она произошла примерно в середине ХIII в. до н. э.). Эта война надорвала силы микенского мира: в Х1 в. до н. э. начинается смутный период греческой истории, его основным фактором считается вторжение северных племен - дорийцев, стоявших на более примитивном уровне развития.

    Период с Х1 по УШ вв. до н. э. принято называть гомеровским, потому что в это время слагались эпические сказания, вошедшие в Илиаду и Одиссею. Илиада и Одиссея изображают общество, стоящее гораздо ближе к варварству, культуру, гораздо более примитивную, чем та, которая зафиксирована в памятниках крито-микенской эпохи. Но гомеровский период имел свои достижения: например, была освоена техника выплавки и обработки железа. В связи с этим резко возросли экономические возможности отдельной семьи: теперь каждая семья могла расчистить под пашню гораздо более значительные площади и производить почти все необходимое для жизни. Гомеровская община (демос) вела довольно обособленное существование и занимала, как правило, очень небольшую территорию. Политическим и экономическим центром общины был полис: в греческом языке это слово выражает одновременно два тесно связанных в сознании каждого грека понятия - город и государство. Гомеровский полис был в одно и то же время и городом, и деревней. С городом его сближают, во-первых, скученная на небольшом пространстве застройка, во-вторых, наличие укреплений. Но основную массу его населения составляют крестьяне. Государственной границей служили обычно море или ближайший горный кряж - вся Греция, таким образом, предстает в поэмах Гомера как страна, раздробленная на множество мелких самоуправляющихся округов, причем большинство из них имеет выход к морю. Укрепленный акрополь служит основой, вокруг которой складывается городской строй.

    Греция - бедная страна: там скудная почва. каменистые склоны, климат, летом засушливый, а зимой невероятно дождливый. Таким образом, крестьянин вынужден попеременно бороться то с засухой, то с паводком. В таких условиях лучше всего растут маслины и виноград - корневая система злаков не способна извлекать почвенную влагу с большой глубины.

    Где-то к УШ в. до н. э. был найден закономерный и чрезвычайно важный для дальнейшего развития греческой культуры выход - торговля и колонизация. Темные века заканчиваются, и начинается период, который в истории именуется архаическим. Грекам приходится учиться у тех народов, которые за темные века успели обогнать их. В первую очередь это финикийцы: колыбель их культуры находится на Малоазиатском побережье (территория современного Ливана), в городах Библ, Сидон и Тир, но начиная с ХII-ХI вв. до н. э. они стали основывать колонии в Сицилии, северной Африке и южной Испании (например, город Гадес, современный Кадис). Около 1000 г. до н. э. именно для нужд торговли они изобрели алфавитное письмо, состоявшее, правда, из одних согласных. Около 800 г. до н. э. это письмо переняли греки, введя в него дополнительные буквы для обозначения гласных. Это симптоматично: ведь купцу и мореплавателю не нужен ни чиновничий аппарат, скрывающийся за стеной иероглифов, как в Китае, ни привилегированная прослойка писцов, как в Египте и Месопотамии. С УII в. до н. э. греки стали соперничать с финикийцами и в области колониальной экспансии. Первые поселенцы уезжали в прибрежную зону Малой Азии, где были основаны города Эфес, Милет и Галикарнас. Затем греки колонизовали побережье Черного моря (города Синопа, Фасис, Фанагория, Ольвия, Херсонес), Сицилию и юг Италии (города Сиракузы, Сибарис, Неаполь. Кумы) и даже южное побережье Франции (город Массалия, современный Марсель). Греки никогда не удалялись в глубь материка, колонизация касалась только прибрежной полосы: они строили свои города как торговые центры.

    Архаический период - это прежде всего время становления античного полиса. Многочисленные города-государства соперничали между собой на разных поприщах - политическом и экономическом, но иногда греческое соперничество (агон) приобретало более благородную форму - соревнования, спортивного и литературного. В 776 г. до н. э. в Олимпии прошли первые Олимпийские игры, с которых, собственно говоря, и начинается греческое летоисчисление: греки не знали линейного времени. Они считали, что существуют четыре большие эпохи: Золотой век, Серебряный, Медный и Железный, а затем все повторяется, причем точно так же, как в первый раз - те же события, рождения и смерти. Не знали греки и безграничности пространства: само слово космос первоначально означало восточный шатер. Космос для греков - огромное сооружение, мир - единство всего сущего, жилище для людей и богов, устроенное по законам красоты и гармонии. Поэтому такую важность приобретает сиюминутная жизнь здесь и сейчас, полнота телесного присутствия в этом мире, что и стало определяющей чертой античной цивилизации.

    Такому мироощущению способствовала и религия, общая для всех греков. Греки очеловечили своих богов: те не только обладают всеми человеческими качествами, как хорошими, так и дурными, - они и живут семьей (которая насчитывает четыре поколения), и занимаются чисто человеческими делами. Боги - сами из плоти, они и есть люди, но только бессмертные, свободные от тяжких обязанностей, угнетающих смертный род. Поэтому и тех, и других, увековечивали, создавая скульптуру. Греческий ваятель объяснял мир, истоки его красоты и гармонии. Девиз античности звучит так: Человек - мера всех вещей. И это не ради красного словца: для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. В его сложении греки открывали и ритм, и закономерность пропорций, и равновесие. Мир искусства был как бы бельэтажем человеческого мира, подобным ему, но более совершенным. Как в греческой мифологии рядом со смертными людьми живут похожие на них, но более совершенные олимпийские божества, так и в действительности граждане Эллады постоянно соприкасались с обществом богов и героев, изваянных из мрамора и отлитых из бронзы. Они не падали перед ними ниц, но радостно восхищались их необычайной жизненностью и красотой. Это и есть полнота телесного присутствия, культ совершенного человеческого тела, присущий античной цивилизации.

    Другой чертой, отличавшей греков от чужеземцев, варваров, является то, что граждане полиса ценят свою свободу. Форма государства у греков чрезвычайно своеобразна, даже уникальна в истории, хотя именно организация греческих полисов послужила образцом для западной демократии: выборность должностей, всеобщее голосование, суд присяжных, подотчетность должностных лиц народному собранию, принцип подчинения меньшинства большинству. Античная демократия носила ограниченный характер - из числа полноправных граждан были исключены рабы, метеки (выходцы из других полисов) и женщины. Что касается рабов, то следует сказать, что рабский труд не был основой античного производства: благосостояние общества основывалось прежде всего на активности среднего класса, интересы которого играли главную роль как в экономике и политике, так и в других отраслях культуры.

    Человек, занимающийся разнообразной практической деятельностью - не повторяющейся из года в год, как аграрный цикл, а видоизменяющейся, прогрессирующей, как ремесло, или зависящей от многих условий, как мореплавание, испытывал потребность объяснить мир, исходя из его собственных, объективно существующих законов. Возникает наука в современном смысле этого слова.

    Эпоха наивысшей полноты, классическая эпоха, как это видно из хронологической таблицы, длилась недолго -меньше века. Ведущая роль в этот период принадлежала Афинам, в особенности афинскому флоту, поэтому Делосский морской союз городов-государств, созданный в целях защиты от Персии, очень скоро превратился в Афинскую морскую державу. Казна союза, первоначально хранившаяся на острове Делос, была переведена в Афины, и союзные средства стали бесконтрольно тратиться на украшение этого города, разрушенного и сожженного персами. Этот век часто называется веком Перикла (на протяжении 32 лет он избирался стратегом и фактически стоял во главе афинского полиса). Искусство Афин века Перикла - это красота и польза, высшее выражение гармонии и самый практический расчет. Главным строительством Перикла был афинский Акрополь. Уже в архаическую эпоху в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический, которые прочно вошли в новую европейскую архитектуру.

    Еще один греческий дар миру - театр, расцвет которого тоже приходится на У в. до н. э. Возникновение греческого театра связано с культом Диониса и праздником в его честь - Дионисиями. Зрелище из-за костюмов хористов, одетых в козлиные шкуры, называли трагедией, песней козлов. Действие, посвященное Дионису, перемежалось играми скоморохов, одетых в медвежьи шкуры - отсюда комедия, песня медведей. Событием, придавшим греческой трагедии серьезность, послужили греко-персидские войны за независимость. Отцом трагедии стал Эсхил (ок. 525-456 гг. до н. э.), сражавшийся при Марафоне и Саламине. Он и трагедию строит, как сражение, представляет драму, то есть действие. Это - столкновение героя с Судьбой, по-гречески Мойрой. В отличие от других телесно присутствующих в мире богов Мойре никогда не придавали человеческого облика: это нечто вроде закона для всей вселенной, устойчивость которой именно Мойра и обеспечивает. Мойра - выше и людей, и богов, она делает из мира нечто действительно олицетворяющее порядок. В задачу трагического поэта входит дать толкование древних мифов и вместить их в человеческую меру, вписать в гармонию мироздания. Так, например, Софокл (ок. 495-406 гг. до н. э.) исследовал в своей трилогии миф об Эдипе, самый страшный из всех, оскорбляющий и чувство справедливости в человеке, и его веру. Софокл дает глубокую философскую трактовку: мир, гармонию которого нарушили отцеубийство и кровосмешение, сразу же, механически, восстанавливает свое равновесие, раздавив Эдипа. Но вследствие того, что случилась катастрофа, Эдип узнает, что существующая вселенная выказала тем самым свое бытие. Он любит этот чистый источник Бытия, сам спешит навстречу своей судьбе в порыве, подобном порыву любви, Amor fati, как говорили древние... А Еврипида (ок. 480-406 гг. до н. э.) можно считать родоначальником психологической драмы: он старался в самом характере человека отыскать причину его гибели.

    В 1У в. до н. э. и изобразительное искусство тяготеет к конкретности переживаний. Меняется поза стоящей фигуры. В эпоху архаики статуя стояла совершенно прямо. Зрелая классика оживляет ее сбалансированными плавными движениями, сохраняя равновесие и устойчивость. А статуи, скажем, Праксителя, с ленивой грацией опираются на столбы, без опор им пришлось бы упасть. Греческое искусство с его эффектом телесного присутствия на языке обыкновенных движений тела рассказывает о важном: о том, что заранее бросало тень на светлый строй греческого мироощущения, и что наступило в конце 1У в. до н. э. - разложение и гибель демократии, вызванные затяжной пелопонесской войной (431-404 гг. до н. э.) между Афинами и Спартой. Афины потерпели поражение, но античная цивилизация не погибла и не перешла к циклическому существованию по восточному образцу - она перестроилась, достигла нового синтеза.

    В это время появляется новая сила - Македония, расположенная к северу от Балканской Греции. В решающий момент во главе Македонии оказался правитель, оценивший представившиеся возможности и сумевший воспользоваться ими, - Филипп Македонский. С именем его сына Александра и его военными походами на Восток связан эллинистический этап развития античной культуры, характеризующийся взаимопроникновением греческих и восточных элементов. После ранней смерти Александра в 323 г. до н. э. мировая держава, созданная им, распалась, но распалась на довольно большие части, во главе которых стали диадохи, полководцы-сподвижники Александра. Диадохи стали царями, полновластными правителями, основавшими свои династии (Птолемеиды в Египте, Селевкиды в Малой Азии), но это вовсе не значит, что греческая культура растворилась в восточной: наоборот, новый виток развития античной культуры был вызван именно нуждами частного сектора, ремесла и торговли. Необходимо было создать структуру, где были бы обеспечены частная собственность и частное производство с гарантированными правами политической автономии, но в то же время был бы обеспечен свободный доступ к товарному рынку. Такой структурой стала эллинистическая монархия, опирающаяся на сеть автономных полисов. Город Александрия стал столицей эллинистической культуры: там был основан Мусейон, куда приглашались ученые со всех концов света, т. е. первый университет, а при нем - библиотека. В результате перемещения центра научной деятельности из Афин в Александрию произошло соприкосновение строгой, рациональной логики, характерной для греков, с опытом. В Мусейоне жили и преподавали выдающиеся математики (Эвклид, Гиппарх, Архимед), астрономы (Аристарх Самосский, Коперник античности), медики, географы, инженеры (Герон Александрийский, изобретатель паровой машины).

    Но эллинистический мир оказался недолговечен: в 1 в. до н. э. на первый план в Средиземноморье выдвигается новая сила - Рим. Эта сила не являлась внешней по отношению к античной культуре. Поздние римские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. Римские ученые пытались определить на основании легенд и дату основания Рима. Варрон в 1 в. до н. э. предложил считать днем основания города 21 апреля 753 г. до н. э. (по нашему летоисчислению). Эта дата и стала началом римской эры - от нее велся отсчет времени в городе-государстве, а затем и в обширной империи: римское общество рассталось с архаическим циклизмом, и симптоматично, что во главу угла, в начало времен было поставлено само основание города - не рождение бога и не правление царя. Античные авторы обозначали Рим либо греческим термином полис, либо его латинским эквивалентом цивитас: в самом деле, структура его была сходна с той, что мы наблюдали в Греции. Но римское общество и государство были сильно милитаризованы. Любой гражданин от 18 до 60 лет мог быть призван в легионы. В периоды максимального военного напряжения Рим мог выставить несколько сот тысяч солдат, чего не мог сделать ни один из его противников. Это и было одной из причин последовавших в III-II вв. до н. э. крупных завоеваний. В 264 г. до н. э. под властью Рима была объединена Италия, и тут интересы Рима столкнулись с интересами Карфагена, торгового города, основанного финикийцами на побережье северной Африки. Начинается серия Пунических войн (пуны - римское название финикийцев), в ходе которых в 202 г. до н. э. была завоевана Испания, а в 146 г. до н. э. и сам Карфаген. Одновременно Рим вел войну и с Грецией: греческие колонии на итальянском побережье часто обращались за помощью к правителям государств Балканского полуострова. В 146 г. до н. э. Греция была оккупирована римскими войсками. В 121 г. до н. э. была присоединена Галлия (территория современной Франции); в 75-64 гг. до н. э. - Малая Азия, в 55-54 гг. до н. э. - Британия, в 30 г. до н. э. - Египет. Таким образом, Рим разрушил эллинистические монархии, потеснил варварское окружение и превратился в огромное государство, сильнейшее во всем Средиземноморье.

    Полисная (республиканская) структура управления не годилась для таких огромных территорий. После серии гражданских войн вырабатывается новая государственная структура - империя. Первым пожизненным императором был Гай Юлий Цезарь (ок. 100-44 гг. до н. э.). Но полисная система, как и в эллинистическом мире, не была разрушена до основания: диктатура императора надстраивается над полисными институтами. А суть римской политики выражалась в формуле Pax Romana. В первом своем значении слово Pax выражает мир как противоположность войне. Императоры с самого начала подчеркивали, что целью их политики является не столько покорение новых территорий, сколько освоение и романизация уже занятых. В 1 в. н. э. начали возводить постоянные укрепления, лимесы, которые замыкали империю в ее границах наподобие Великой китайской стены. А слово Romana означало прежде всего, что земли, образующие империю, - римские и обладают тем самым неким общим качеством, входя в единообразную, строго упорядоченную систему. Всю империю римляне разделили на провинции, ввели общие деньги, построили знаменитые дороги, основали новые города. Отсутствие опустошительных войн на протяжении жизни многих поколений привело к постепенному укреплению правовых норм: наибольшее значение в теоретическом плане приобрело учение о природном равенстве людей, об обычном праве, общем для разных племен и народов.

    Государственность - вот основная идея, воодушевлявшая римлян. Возможно, контраст между Грецией и Римом и послужил первым толчком для противопоставления культуры и цивилизации. У греков - единство мира, гармония космоса. У римлян место космоса занимает империя с ее законами и установлениями. У греков прекрасно то, что делает человека свободным. У римлян - то, что полезно для империи. У греков был культ тела, они любили атлетические состязания и даже отсчет времени вели по Олимпиадам. Излюбленное развлечение римлян - кровавые гладиаторские бои. Греческие мифы использовались трагиками для осмысления важнейших проблем человеческого бытия. Римские императоры ставили в цирках спектакли - осужденный на смерть преступник изображал гибель мифологических героев. С одной стороны культура - духовное, светлое, но непрактичное, с другой - цивилизация, материальное, грубое, иногда темное и кровавое, но прочное.

    Внешне римляне восприняли эстетический идеал греков: их скульпторы во множестве копировали греческие оригиналы (благодаря этим копиям мы и имеем представление о греческих шедеврах). Но чисто римские черты в искусстве ваяния - конкретность и выразительность, которые особенно проявились в портрете. Римский портрет - это как бы история Рима, рассказанная в лицах.

    Для прославления мощи государства служила и архитектура: в Риме был построен Пантеон, храм всех богов, прославляющий гордую объединительную мечту империи. Храм был построен в 120 г. н. э., через 120 лет после Рождества Христова, но алтаря этого Бога нет в гордом храме. Христианство не терпит соседства с другими религиозными культами, собственно, его зарождение в недрах Римской империи знамен знаменует собой конец античной цивилизации начало новой, христианской, речь о которой пойдет в следующей главе.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Чем отличается античная культура от культур Древнего Востока?

    2. Каковы основные периоды развития античной цивилизации?

    3. Дайте краткую характеристику критскому и гомеровскому периодам развития античной культуры.

    4. Когда и где появилось алфавитное письмо? Почему это культурное достижение так важно для мирового культурного процесса вообще?

    5. Как древние греки понимали пространство и время? Раскройте понятия “космос” и “золотой век” с культурологической точки зрения.

    6. Что, по вашему мнению, означает высказывание “Человек - мера всех вещей”? Раскройте специфику античного гуманизма.

    7. Расскажите об античном полисе. В чем Вы видите своеобразие греческого города-государства?

    8. Почему именно в Древней Греции появляется наука в современном смысле этого слова?

    9. Расскажите о греческом театре, о его возникновении и развитии.

    10.В чем проявилась специфика эллинистического периода развития античной культуры?

    11.Почему Рим сумел завоевать столь обширные территории? С чем связан переход от республиканской формы правления к имперской? Раскройте смысл формулы Pax Romana.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1, 2, 3. - М., 1992

    2. Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. - Новосибирск, 1990

    3. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1. - М., 1999

    4. Зайцев А. И. Культурный переворот Древней Греции Vlll-V вв до н. э. - Л., 1985.

    5. Зелинский Д. Д. Мифы трагической Эллады. - Минск, 1992

    6. История Древнего мира. Расцвет древних обществ. - М., 1989

    7. История Древнего мира. Упадок древних обществ. - М., 1989

    8. Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. - М., 1993

    9. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - М., 1963

    10.Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М., 1969

    11.Эллинизм. Экономика, политика, культура. - М., 1990