Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Стороны треугольника уравнением найти координаты вершин. Как научиться решать задачи по аналитической геометрии? Типовая задача с треугольником на плоскости. Что мы узнали

    Стороны треугольника уравнением найти координаты вершин. Как научиться решать задачи по аналитической геометрии? Типовая задача с треугольником на плоскости. Что мы узнали

    В геометрии нередко рассматривают такое понятие, как «вершина треугольника». Это точка пересечения двух сторон данной фигуры. Практически в каждой задаче встречается это понятие, поэтому имеет смысл рассмотреть его более подробно.

    Определение вершины треугольника

    В треугольнике есть три точки пересечения сторон, образующие три угла. Их называют вершинами, а стороны, на которые они опираются – сторонами треугольника.

    Рис. 1. Вершина в треугольнике.

    Вершины в треугольниках обозначают большими латинскими буквами. Поэтому чаще всего в математике стороны обозначают двумя заглавными латинскими буквами, по названию вершин, которые входят в стороны. Например стороной АВ называют сторону треугольника, соединяющую вершины А и В.

    Рис. 2. Обозначение вершин в треугольнике.

    Характеристики понятия

    Если взять произвольно ориентированный в плоскости треугольник, то на практике очень удобно выразить его геометрические характеристики через координаты вершин этой фигуры. Так, вершину А треугольника можно выразить точкой с определенными числовыми параметрами А(х; y).

    Зная координаты вершин треугольника можно найти точки пересечения медиан, длину высоты, опущенную на одну из сторон фигуры, и площадь треугольника.

    Для этого используются свойства векторов, изображаемых в системе декартовой системе координат, ведь длина стороны треугольника определятся через длину вектора с точками, в которых находятся соответствующие вершины этой фигуры.

    Использование вершины треугольника

    При любой вершине треугольника можно найти угол, который будет смежным внутреннему углу рассматриваемой фигуры. Для этого придется продлить одну из сторон треугольника. Поскольку сторон при каждой вершин две, то и внешних углов при каждой вершине два. Внешний угол равен сумме двух внутренних углов треугольника, несмежных с ним.

    Рис. 3. Свойство внешнего угла треугольника.

    Если построить при одной вершине два внешних угла, то они будут равны, как вертикальные.

    Что мы узнали?

    Одним из важных понятий геометрии при рассмотрении различных типов треугольников является вершина. Это точка, где пересекаются две стороны угла данной геометрической фигуры. Ее обозначают одной из больших букв латинского алфавита. Вершину треугольника можно выразить через координаты x и y, это помогает определять длину стороны треугольника как длину вектора.

    Тест по теме

    Оценка статьи

    Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 153.

    Раздел V . АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ НА ПЛОСКОСТИ

    И В ПРОСТРАНСТВЕ

    В раздел включены задачи, которые рассматриваются в теме «Аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве»: составление различных уравнений прямых на плоскости и в пространстве; определение взаимного расположения прямых на плоскости, прямых, прямой и плоскости, плоскостей в пространстве; изображение кривых второго порядка. Необходимо отметить, что в данном разделе представлены задачи экономического содержания, при решении которых применяются сведения из аналитической геометрии на плоскости.

    При решении задач аналитической геометрии целесообразно воспользоваться учебными пособиями следующих авторов: Д.В. Клетеника, Н. Ш. Кремера, Д.Т. Письменного В.И. Малыхина, т.к. в данной литературе рассматривается более широкий круг задач, которые можно использовать для самостоятельной подготовки по данной теме. Применение анали­тической геометрии к решению экономических задач изложено в учебных изда­ниях М.С. Красса и В.И. Ермакова.

    Задача 5.1. Даны координаты вершин треугольника АВС . Необходимо

    а) написать уравнения сторон треугольника;

    б) написать уравнение высоты треугольника проведенной из вершины С к стороне АВ и найти ее длину;

    в) написать уравнение медианы треугольника, проведенной из вершины В к стороне АС ;

    г) найти углы треугольника и установить его вид (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный);

    д) найти длины сторон треугольника и определить его тип (разносторонний, равнобедренный, равносторонний);

    е) найти координаты центра тяжести (точка пересечения медиан) треугольника АВС ;

    ж) найти координаты ортоцентра (точка пересечения высот) треугольника АВС .

    К каждому из пунктов а) – в) решения сделать рисунки в системе координат. На рисунках обозначить соответствующие пунктам задачи линии и точки.

    Пример 5.1

    Даны координаты вершин треугольника АВС : . Необходимо а) написать уравнения сторон треугольника; б) написать уравнение высоты треугольника проведенной из вершины С к стороне АВ и найти ее длину; в) написать уравнение медианы треугольника, проведенной из вершины В к стороне АС ; г) найти длины сторон треугольника и определить его тип (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); д) найти углы треугольника и установить его вид (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный); е) найти координаты центра тяжести (точка пересечения медиан) треугольника АВС ; ж) найти координаты ортоцентра (точка пересечения высот) треугольника АВС .

    Решение

    а) Для каждой стороны треугольника известны координаты двух точек, которые лежат на искомых линиях, значит уравнения сторон треугольника – уравнения прямых, проходящих через две заданные точки

    ,

    где
    и
    соответствующие координаты точек.

    Таким образом, подставляя в формулу (5.1) координаты соответствующих прямым точек получаем

    ,
    ,
    ,

    откуда после преобразований записываем уравнения сторон

    На рис. 7 изобразим соответствующие сторонам треугольника
    прямые.

    Ответ:

    б) Пусть
    – высота, проведенная из вершины к стороне
    . Поскольку
    проходит через точку перпендикулярно вектору
    , то составим уравнение прямой по следующей формуле

    где
    – координаты вектора перпендикулярного искомой прямой,
    – координаты точки, принадлежащей этой прямой. Найдем координаты вектора, перпендикулярного прямой
    , и подставим в формулу (5.2)

    ,
    ,

    .

    Найдем длину высоты CH как расстояние от точки до прямой

    ,

    где
    – уравнение прямой
    ,
    – координаты точки .

    В предыдущем пункте было найдено

    Подставив данные в формулу (5.3), получим

    ,

    На рис. 8 изобразим треугольник и найденную высоту СН .

    Ответ: .

    Рис. 8

    в) медиана
    треугольника
    делит сторону
    на две равные части, т.е. точка является серединой отрезка
    . Исходя из этого, можно найти координаты
    точки

    ,
    ,

    где
    и
    и , подставив которые в формулы (5.4), получим

    ;
    .

    Уравнение медианы
    треугольника
    составим как уравнение прямой, проходящей через точки
    и
    по формуле (5.1)

    ,

    .

    Ответ: (рис. 9).

    Рис. 9

    г) Длины сторон треугольника найдем как длины соответствующих векторов, т.е.

    ,
    ,
    .

    Стороны
    и
    треугольника
    равны, значит, треугольник является равнобедренным с основанием
    .

    Ответ: треугольник
    равнобедренный с основанием
    ;

    ,
    .

    д) Углы треугольника
    найдем как углы между векторами, исходящими из соответствующих вершин данного треугольника, т.е.

    ,
    ,
    .

    Поскольку треугольник равнобедренный с основанием
    , то

    ,

    Углы между векторами вычислим по формуле (4.4), для которой потребуются скалярные произведения векторов
    ,
    .

    Найдем координаты и модули векторов, необходимых для вычисления углов

    ,
    ;

    ,
    ,
    .

    Подставляя найденные данные в формулу (4.4), получим

    ,

    Поскольку значения косинусов всех найденных углов положительны, то треугольник
    является остроугольным.

    Ответ: треугольник
    остроугольный;

    ,
    ,
    .

    е) Пусть

    , тогда координаты
    точки
    можно найти, по формулам (5.5)

    ,
    ,

    где
    ,
    и
    – координаты соответственно точек , и , следовательно,

    ,
    .

    Ответ:
    – центр тяжести треугольника
    .

    ж) Пусть – ортоцентр треугольника
    . Найдем координаты точки как координаты точки пересечения высот треугольника. Уравнение высоты
    было найдено в пункте б) . Найдем уравнение высоты
    :

    ,
    ,

    .

    Поскольку
    , то решение системы

    является координатами точки , откуда находим
    .

    Ответ:
    – ортоцентр треугольника
    .

    Задача 5.2. Фиксированные издержки на предприятии при выпуске некоторой продукции составляют F V 0 руб. за единицу продукции, при этом выручка составляет R 0 руб. за единицу изготовленной продукции. Составить функцию прибыли P (q ) (q

    Данные к условию задачи, соответствующие вариантам:

    Пример 5.2

    Фиксированные издержки на предприятии при выпуске некоторой продукции составляют
    руб. в месяц, переменные издержки –
    руб. за единицу продукции, при этом выручка составляет
    руб. за единицу изготовленной продукции. Составить функцию прибыли P (q ) (q – количество произведенной продукции); построить ее график и определить точку безубыточности.

    Решение

    Вычислим совокупные издержки на производстве при выпуске q единиц некоторой продукции

    Если будет продано q единиц продукции, то совокупный доход составит

    Исходя из полученных функций совокупного дохода и совокупных издержек, найдем функцию прибыли

    ,

    .

    Точка безубыточности – точка, в которой прибыль равна нулю, или точка, в которой совокупные издержки равны совокупному доходу

    ,

    ,

    откуда находим

    – точка безубыточности.

    Для построения графика (рис. 10) функции прибыли найдем еще одну точку

    Ответ: функция прибыли
    , точка безубыточности
    .

    Задача 5.3. Законы спроса и предложения на некоторый товар соответственно определяются уравнениями p = p D (q ), p = p S (q ), где p – цена на товар, q – количество товара. Предполагается, что спрос определяется только ценой товара на рынке p С , а предложение – только ценой p S , получаемой поставщиками. Необходимо

    а) определить точку рыночного равновесия;

    б) точку равновесия после введения налога, равного t . Определить увеличение цены и уменьшение равновесного объема продаж;

    в) найти субсидию s , которая приведет к увеличению объема продаж на q 0 ед. относительно изначального (определенного в пункте а));

    г) найти новую точку равновесия и доход правительства при введении налога, пропорционального цене и равного N %;

    д) определить, сколько денег будет израсходовано правительством на скупку излишка при установлении минимальной цены, равной p 0 .

    К каждому пункту решения сделать рисунок в системе координат. На рисунке обозначить соответствующие пункту задачи линии и точки.

    Данные к условию задачи, соответствующие вариантам:

    Как научиться решать задачи по аналитической геометрии?
    Типовая задача с треугольником на плоскости

    Этот урок создан на подходе к экватору между геометрией плоскости и геометрией пространства. В данный момент назрела необходимость систематизировать наработанную информацию и ответить на очень важный вопрос: как научиться решать задачи по аналитической геометрии? Трудность состоит в том, что задач по геометрии можно придумать бесконечно много, и никакой учебник не вместит в себя всё множество и разнообразие примеров. Это не производная функции с пятью правилами дифференцирования, таблицей и несколькими техническими приёмами….

    Решение есть! Не буду говорить громких слов о том, что я разработал какую-то грандиозную методику, однако, по моему мнению, существует эффективный подход к рассматриваемой проблеме, позволяющий достигнуть хорошей и отличной результативности даже полному чайнику. По крайне мере, общий алгоритм решения геометрических задач очень чётко оформился в моей голове.

    ЧТО НЕОБХОДИМО знать и уметь
    для успешного решения задач по геометрии?

    От этого никуда не деться – чтобы наугад не тыкать носом кнопки, требуется освоить азы аналитической геометрии. Поэтому если вы только-только приступили к изучению геометрии или капитально позабыли её, пожалуйста, начните с урока Векторы для чайников . Кроме векторов и действий с ними, нужно знать базовые понятия геометрии плоскости, в частности, уравнение прямой на плоскости и . Геометрия пространства представлена статьями Уравнение плоскости , Уравнения прямой в пространстве , Основные задачи на прямую и плоскость и некоторыми другими уроками. Кривые линии и пространственные поверхности второго порядка стоЯт некоторым особняком, и специфических задач с ними не так уж много.

    Предположим, студент уже обладает элементарными знаниями и навыками решения простейших задач аналитической геометрии. Но вот бывает же так: читаешь условие задачи, и… хочется вообще закрыть всё это дело, закинуть в дальний угол и забыть, как о страшном сне. Причём это принципиально не зависит от уровня вашей квалификации, сам время от времени сталкиваюсь с заданиями, у которых решение не очевидно. Как поступать в таких случаях? Не нужно бояться задачи, которая вам не понятна!

    Во-первых , следует установить – это «плоская» или пространственная задача? Например, если в условии фигурируют векторы с двумя координатами, то, понятно, тут геометрия плоскости. А если преподаватель загрузил благодарного слушателя пирамидой, то здесь явно геометрия пространства. Результаты первого шага уже неплохи, ведь удалось отсечь громадное количество ненужной для данной задачи информации!

    Второе . Условие, как правило, озаботит вас некоторой геометрической фигурой. Действительно, пройдитесь по коридорам родного ВУЗа, и вы увидите очень много озабоченных лиц.

    В «плоских» задачах, не говоря о разумеющихся точках и прямых, наиболее популярная фигура – треугольник. Его мы разберём очень подробно. Далее идёт параллелограмм, и значительно реже встречаются прямоугольник, квадрат, ромб, окружность, др. фигуры.

    В пространственных задачах могут летать те же плоские фигуры + сами плоскости и распространённые треугольные пирамиды с параллелепипедами.

    Вопрос второй – всё ли вы знаете о данной фигуре? Предположим, в условии идёт речь о равнобедренном треугольнике, а вы весьма смутно помните, что это такой за треугольник. Открываем школьный учебник и читаем про равнобедренный треугольник. Что делать… врач сказал ромб, значит, ромб. Аналитическая геометрия аналитической геометрией, но задачу помогут решить геометрические свойства самих фигур , известные нам из школьной программы. Если не знать, чему равна сумма углов треугольника, то мучиться можно долго.

    Третье . ВСЕГДА старайтесь выполнять чертёж (на черновике/чистовике/мысленно), даже если этого не требуется по условию. В «плоских» задачах сам Евклид велел взять в руки линейку с карандашом – и не только для того, чтобы понять условие, но и в целях самопроверки. При этом наиболее удобный масштаб 1 единица = 1 см (2 тетрадные клетки). Уж не будем рассуждать о нерадивых студентах и вращающихся в гробах математиках – в таких задачах совершить ошибку практически невозможно. Для пространственных заданий выполняем схематический рисунок, который тоже поможет проанализировать условие.

    Чертёж или схематический чертёж зачастую сразу позволяет увидеть путь решения задачи. Конечно, для этого нужно знать фундамент геометрии и рубить в свойствах геометрических фигур (см. предыдущий пункт).

    Четвёртое . Разработка алгоритма решения . Многие задачи геометрии являются многоходовыми, поэтому решение и его оформление очень удобно разбивать на пункты. Нередко алгоритм сразу же приходит в голову, после того как вы прочитали условие или выполнили чертёж. В случае возникновения трудностей начинаем с ВОПРОСА задачи . Например, по условию «требуется построить прямую…». Здесь самый логичный вопрос такой: «А что достаточно знать, чтобы построить данную прямую?». Предположим, «точка нам известна, нужно знать направляющий вектор». Задаём следующий вопрос: «Как найти этот направляющий вектор? Откуда?» и т.д.

    Иногда случается «затык» – не решается задача и всё тут. Причины стопора могут быть следующими:

    – Серьёзный пробел в элементарных знаниях. Иными словами, вы не знаете или (и) не видите какой-то очень простой вещи.

    – Незнание свойств геометрических фигур.

    – Задача попалась трудная. Да, так бывает. Нет смысла часами париться и собирать слёзки в платочек. Обратитесь за консультацией к преподавателю, сокурсникам или задайте вопрос на форуме. Причём, его постановку лучше сделать конкретной – о том участке решения, который вам не понятен. Клич в виде «Как решить задачу?» выглядит не очень-то… и, прежде всего, для вашей собственной репутации.

    Этап пятый . Решаем-проверяем, решаем-проверяем, решаем-проверяем-даём ответ. Каждый пункт задачи выгодно проверять сразу после его выполнения . Это поможет немедленно обнаружить ошибку. Естественно, никто не запрещает быстренько прорешать задачу целиком, но возникает риск переписывать всё заново (часто несколько страниц).

    Вот, пожалуй, все основные соображения, которыми целесообразно руководствоваться при решении задач.

    Практическая часть урока представлена геометрией на плоскости. Примеров будет всего два, но мало не покажется =)

    Пройдёмся по нити алгоритма, который я только что рассмотрел в своём маленьком научном труде:

    Пример 1

    Даны три вершины параллелограмма . Найти вершину .

    Начинаем разбираться:

    Шаг первый : очевидно, что речь идёт о «плоской» задаче.

    Шаг второй : в задаче речь идёт о параллелограмме. Все помнят такую фигуру параллелограмм? Не нужно улыбаться, немало людей получает образование в 30-40-50 и более лет, поэтому даже простые факты могут стереться из памяти. Определение параллелограмма встречается в Примере № 3 урока Линейная (не) зависимость векторов. Базис векторов .

    Шаг третий : Выполним чертёж, на котором отметим три известные вершины. Забавно, что несложно сразу построить искомую точку :

    Построить, это, конечно, хорошо, но решение необходимо оформить аналитически.

    Шаг четвёртый : Разработка алгоритма решения. Первое, что приходит в голову – точку можно найти как пересечение прямых . Их уравнения нам неизвестны, поэтому придётся заняться этим вопросом:

    1) Противоположные стороны параллельны. По точкам найдём направляющий вектор данных сторон . Это простейшая задача, которая рассматривалась на уроке Векторы для чайников .

    Примечание: корректнее говорить «уравнение прямой, содержащей сторону», но здесь и далее для краткости я буду использовать словосочетания «уравнение стороны», «направляющий вектор стороны» и т.д.

    3) Противоположные стороны параллельны. По точкам найдём направляющий вектор этих сторон .

    4) Составим уравнение прямой по точке и направляющему вектору

    В пунктах 1-2 и 3-4 мы фактически дважды решили одну и ту же задачу, она, кстати, разобрана в примере № 3 урока Простейшие задачи с прямой на плоскости . Можно было пойти более длинным путём – сначала найти уравнения прямых и только потом «вытащить» из них направляющие векторы .

    5) Теперь уравнения прямых известны. Осталось составить и решить соответствующую систему линейных уравнений (см. примеры № 4, 5 того же урока Простейшие задачи с прямой на плоскости ).

    Точка найдена.

    Задача довольно таки простая и её решение очевидно, но существует более короткий путь!

    Второй способ решения :

    Диагонали параллелограмма своей точкой пересечения делятся пополам. Точку я отметил, но чтобы не загромождать чертёж сами диагонали не провёл.

    Составим уравнение стороны по точкам :

    Для проверки следует мысленно либо на черновике подставить координаты каждой точки в полученное уравнение. Теперь найдём угловой коэффициент. Для этого перепишем общее уравнение в виде уравнения с угловым коэффициентом:

    Таким образом, угловой коэффициент:

    Аналогично находим уравнения сторон . Не вижу особого смысла расписывать то же самое, поэтому сразу приведу готовый результат:

    2) Найдём длину стороны . Это простейшая задача, рассмотренная на уроке Векторы для чайников . Для точек используем формулу:

    По этой же формуле легко найти и длины других сторон. Проверка очень быстро выполнятся обычной линейкой.

    Используем формулу .

    Найдём векторы:

    Таким образом:

    Кстати, попутно мы нашли длины сторон .

    В результате:

    Ну что же, похоже на правду, для убедительности к углу можно приложить транспортир.

    Внимание! Не путайте угол треугольника с углом между прямыми. Угол треугольника может быть тупым, а угол между прямыми – нет (см. последний параграф статьи Простейшие задачи с прямой на плоскости ). Однако для нахождения угла треугольника можно использовать и формулы вышеуказанного урока, но шероховатость состоит в том, что те формулы всегда дают острый угол. С их помощью я прорешал на черновике данную задачу и получил результат . А на чистовике пришлось бы записывать дополнительные оправдания, что .

    4) Составить уравнение прямой , проходящей через точку параллельно прямой .

    Стандартная задача, подробно рассмотренная в примере № 2 урока Простейшие задачи с прямой на плоскости . Из общего уравнения прямой вытащим направляющий вектор . Составим уравнение прямой по точке и направляющему вектору :

    Как найти высоту треугольника?

    5) Составим уравнение высоты и найдём её длину.

    От строгих определений никуда не деться, поэтому придётся приворовывать из школьного учебника:

    Высотой треугольника называется перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.

    То есть, необходимо составить уравнение перпендикуляра, проведённого из вершины к стороне . Данная задача рассмотрена в примерах № 6, 7 урока Простейшие задачи с прямой на плоскости . Из уравнения снимаем вектор нормали . Уравнение высоты составим по точке и направляющему вектору :

    Обратите внимание, что координаты точки нам не известны.

    Иногда уравнение высоты находят из соотношения угловых коэффициентов перпендикулярных прямых: . В данном случае , тогда: . Уравнение высоты составим по точке и угловому коэффициенту (см. начало урока Уравнение прямой на плоскости ):

    Длину высоты можно найти двумя способами.

    Существует окольный путь:

    а) находим – точку пересечения высоты и стороны ;
    б) находим длину отрезка по двум известным точкам.

    Но на уроке Простейшие задачи с прямой на плоскости рассматривалась удобная формула расстояния от точки до прямой. Точка известна: , уравнение прямой тоже известно: , Таким образом:

    6) Вычислим площадь треугольника. В пространстве площадь треугольника традиционно рассчитывается с помощью векторного произведения векторов , но здесь дан треугольник на плоскости. Используем школьную формулу:
    – площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту.

    В данном случае:

    Как найти медиану треугольника?

    7) Составим уравнение медианы .

    Медианой треугольника называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

    а) Найдём точку – середину стороны . Используем формулы координат середины отрезка . Известны координаты концов отрезка: , тогда координаты середины:

    Таким образом:

    Уравнение медианы составим по точкам :

    Чтобы проверить уравнение, в него нужно подставить координаты точек .

    8) Найдём точку пересечения высоты и медианы. Думаю, этот элемент фигурного катания все уже научились выполнять без падений: