Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Как представляли себе Вселенную древние люди? Каким представляли себе мир древние люди

    Как представляли себе Вселенную древние люди?  Каким представляли себе мир древние люди

    Представляли себе Землю, есть множество ответов, так как воззрения наших далеких предков кардинально отличались в зависимости от того, в каком регионе планеты они проживали. Например, согласно одной из первых космологических моделей, она покоится на трех китах, плавающих в безбрежном Океане. Очевидно, что такие представления о мире не могли возникнуть у жителей пустыни, никогда не видевших море. Территориальную привязку можно увидеть и в воззрениях древних индийцев. Они считали, что Земля стоит на слонах и представляет собой полусферу. Они, в свою очередь, располагаются на а та — на змее, свернувшейся кольцом и замыкающей околоземное пространство.

    Представления египтян

    Жизнь и благополучие представители этой древнейшей и одной из самых интересных и самобытных цивилизаций полностью зависела от Нила. Поэтому неудивительно, что именно он был в центре их космологии.

    На земле протекала реальная река Нил, под землей — подземная, принадлежавшая царству мертвых, а на небе — представляющая собой небосвод. Бог солнца Ра проводил все время, путешествуя на лодке. Днем он проплывал по небесному Нилу, а ночью — по ее подземному продолжению, протекающему по царству мертвых.

    Как древние греки представляли себе Землю

    Представители эллинской цивилизации оставили величайшее культурное наследие. Его частью является древнегреческая космология. Она нашла свое отражение в поэмах Гомера - «Одиссее» и «Илиаде». В них Земля описывается как выпуклый диск, напоминающий щит воина. В его центре находится суша, омываемая со всех сторон Океаном. Над Землей раскинулся медный небосвод. По нему движется Солнце, которое ежедневно восходит из глубин Океана на востоке и, совершая свой путь по огромной дугообразной траектории, погружается в пучину вод на западе.

    Позже (в 6 в. до н. э.) древнегреческий философ Фалес описал Вселенную в виде жидкой бескрайней массы. Внутри нее находится большой пузырь в форме полушария. Его верхняя поверхность вогнутая и представляет собой небесный свод, а на нижней, плоской, наподобие пробки, плавает Земля.

    В Древнем Вавилоне

    Собственные, своеобразные представления о мире были и у древних жителей Месопотамии. В частности, сохранились клинописные свидетельства из древней Вавилонии, которым примерно 6 тысяч лет. Согласно этим «документам», они представляли Землю в виде огромной Мировой Горы. На ее западном склоне находилась сама Вавилония, а на восточном — все неизвестные им страны. Мировая Гора была окружена морем, над которым в виде опрокинутой чаши располагался твердый небесный свод. Он также состоял из воды, воздуха и суши. Последняя представляла собой пояс из созвездий Зодиака. В каждом из них Солнце ежегодно находилось около 1 месяца. Оно передвигалось по этому поясу вместе с Луной и 5 планетами.

    Под Землей располагалась бездна, где находили приют души умерших. По ночам Солнце проходило через подземелье.

    У древних иудеев

    По представлениям евреев Земля была равниной, на разных частях которой возвышались горы. Будучи земледельцами, они отводили особое место ветрам, приносящим с собой то засуху, то дождям. Их хранилище находилось в нижнем ярусе неба и являлось преградой между Землей и небесными водами: дождем, снегом и градом. Под Землей находились воды, от которых наверх шли каналы, которые питали моря и реки.

    Эти представления постоянно эволюционировали, и в Талмуде уже указано, что Земля имеет круглую форму. При этом ее нижняя часть погружена в море. В то же время некоторые мудрецы полагали, что Земля плоская, а небосвод представляет собой покрывающий ее твердый непрозрачный колпак. Днем под ним проходит Солнце, которое ночью совершает движение над небосводом и поэтому скрыто от людских глаз.

    Представления древних китайцев о Земле

    Судя по археологическим находкам, прообразом космоса представители этой цивилизации считали панцирь черепахи. Его щитки делили плоскость Земли на квадраты — страны.

    Позже представления китайских мудрецов изменились. В одном из древнейших текстовых документов считается, что Земля прикрыта небом, представляющим собой зонт, вращающийся в горизонтальном направлении. Со временем астрономические наблюдения внесли в эту модель корректировки. В частности, стали считать, что космос, окружающий Землю, является сферичным.

    Как представляли себе Землю древние индейцы

    В основном до нас дошли сведения о космологических идеях древних жителей Центральной Америки, так как у них была собственная письменность. В частности, индейцы майя, как и их ближайшие соседи, думали, что Вселенная состоит из трех уровней — небо, подземный мир и земля. Последняя представлялась им плоскостью, плавающей на поверхности воды. В некоторых более древних источниках Земля была гигантским крокодилом, на спине которого располагались горы, равнины, леса и пр.

    Что касается неба, то оно состояло из 13 уровней, на которых располагались звезды-боги, и главнейший из них - Итцамна, даровавший жизнь всему сущему.

    Низший мир также состоял из уровней. На самом нижнем (9-м) находились владения божества Смерти Ах Пуча, которого изображали в виде скелета человека. Небо, Земля (плоская) и Низший мир делились на 4 сектора, совпадающих с частями света. Кроме того, майя верили, что до них боги не один раз разрушали и создавали Вселенную.

    Формирование первых научных взглядов

    То, как древние люди представляли себе Землю, со временем изменялось, в первую очередь благодаря путешествиям. В частности, древние греки, добившиеся больших успехов в мореплавании, вскоре стали пытаться создать систему космологии, основанную на наблюдениях.

    Например, от того, как древние люди представляли себе Землю, кардинально отличалась гипотеза Пифагора Самосского, который уже в 6 веке до н. э. предположил, что она имеет шарообразную форму.

    Однако доказать его гипотезу удалось лишь значительно позже. В то же время есть основания считать, что эта идея была заимствована Пифагором у египетских жрецов, которые использовали ее для объяснения природных явлений за много веков до того, как у греков стала формироваться классическая философия.

    Через 200 лет Аристотель использовал для доказательства шарообразности нашей планеты наблюдения за лунными затмениями. Его работу продолжил живший во втором веке нашей эры Клавдий Птолемей, создавший геоцентрическую систему мироздания.

    Теперь вы знаете, как древние люди представляли себе Землю. За прошедшие тысячелетия знания человечества о нашей планете и космосе значительно изменились. Однако всегда интересно узнать о воззрениях наших далеких предков.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Тема нашего урока: «Как древние люди представляли себе Вселенную» География 5 класс Учитель: Дрозд В.Г.

    Цель урока: изучить ранее представления о Вселенной.

    Вы, наверное, не раз слышали слово «Вселенная». Что это такое? Вселенная – Это космическое пространство и всё, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль Иными словами, это весь мир. Наша планета – часть необъятной вселенной, одно из бесчисленных небесных тел

    Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.

    Представления древних народов о Вселенной

    Представления древних индийцев

    Представление жителей Месопотамии По их мнению, Земля –это гора, которую со всех сторон окружает море и которая держится на 12 колоннах.

    Иной виделась Вселенная народам Вавилона.. Земля, по их мнению, это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо.

    Физминутка Я из тьмы на вас смотрела Вместе с тысячей подруг, (Звезда встает в полный рост, поднимает руки и смотрит вверх.) Я сверкала и блестела, (Звезда ритмично то прижимает согнутые в локтях руки с сжатыми в кулаки пальцами к бокам, то разводит их в стороны, растопырив пальцы, изображая свое свечение) А потом упала вдруг. (Звезда снова приседает на корточки.)

    Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) Великий древнегреческий математик. Первым предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара.

    Аристотель (384-322 до н. э.) Система мира по Аристотелю

    Аристарх Самосский (320-250 до н. э.) Древнегреческий ученый. Считал, что центром Вселенной является не Земля,а Солнце

    Клавдий Птолемей (ок. 90-160 н. э.)

    Задание. Используя, материал учебника заполни таблицу Имя ученого Представление о Вселенной Аристотель(384-322 г. до н.э.) Создал модель Вселенной.Считал, что в центре Вселенной расположена неподвижная Земля вокруг которой вращаются 8 небесных сфер Аристарх Самосский (320-250 г до н.э) Считал, что центр Вселенной это Солнце, а Земля и другие планеты движутся вокруг него Клавдий Птолемей (ок. 90-160 г. н.э) Разработал систему мира, в центре которой Земля и вокруг которой вращаются пять планет, Луна и Солнце).Написал труд «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах.

    Проверьте свои знания 1. Кто из древних учёных впервые предложил, что Земля имеет форму шара? А – Аристотель Б – Пифагор В – Птолемей 2. По мнению древних индейцев, Земля является: А – плоской и опирается на черепаху Б – круглой и опирается на спины гигантских слонов В – плоской и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе Г – круглой и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. 3.Первым из учёных, кто считал, что центром Вселенной является Земля, был: А – Пифагор Б – Аристотель В – Аристарх Самосский Г – Клавдий Птолемей 4.Сиситема Птолемея господствовала в науке на протяжении: А- 13 веков Б – 15 веков В – 10 веков Г – 8 веков

    Домашнее задание: 1. Параграф 8 и нарисовать рисунок « Представление древних народов о вселенной» 2. Параграф 8, подготовить сообщение о представлениях древних народов о Вселенной 3. Параграф 8, подготовьте презентацию по теме.

    Спасибо за внимание!


    Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небу.

    Мир в представлении древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

    Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

    Жители Вавилона Земля, по их мнению, это гора через которую не решались переходить, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо - небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Под Землей находится бездна - ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.

    Технологическая карта урока.

    Предмет : География

    Класс : 5

    УМК «География. Начальный курс. 5 класс

    • · География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин).
    • · География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И.И. Баринова)
    • · География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы Н.И. Сонин., С.В. Курчина).
    • · География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение.

    Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

    Тема урока : Как древние люди представляли себе Вселенную.

    Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о географических открытиях.

    Задачи урока:

    а) образовательные : — формирования понятия как древние люди представляли себе Вселенную;

    б) развивающие

    Продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;

    Совершенствование навыков самоконтроля;

    Стимулирование любознательности.

    в) воспитательные

    развивать навыки: — работы в парах, группах;

    Умение слушать собеседника;

    Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.

    Средства обучения: учебник, атлас по географии 5 класс, схемы вселенной по Аристотелю и Птолемею, рисунки. Иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной, презентация, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор.

    Оставьте свой комментарий, спасибо!

    На данном уроке мы узнаем о том, что такое Вселенная, как она устроена. Мы откроем для себя мир загадочного и непостижимого космического пространства. Поговорим о том, как представляли себе Вселенную древние цивилизации. Познакомимся с учеными, представления которых заняли важное место в развитии науки.

    Тема: Вселенная

    Урок: Как древние люди представляли себе Вселенную

    Как мы выяснили, методы познания могут быть разными. Задачи и цели, поставленные перед изучением, тоже различны. Но единственным самым важным останется интерес познания мира, Вселенной, живого и неживого. Что же такое Вселенная?

    Определение. Вселенная - это безграничное космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.

    Если вглядываться в звездное небо, то мы увидим различные звездные созвездия, солнечные системы, Луну - все они составляющие Вселенной, даже звезды, которые невозможно увидеть без помощи специальных приборов - телескопов (рис. 1).

    В древние времена не существовало таких телескопов, и люди тысячелетиями наблюдали за движением Луны, Солнца, планет, поэтому понятно, что современные взгляды о строении Вселенной возникли не моментально, а складывались постепенно, и самые ранние воззрения значительно отличались от того, что мы знаем сегодня. Различные народы мира по-разному представляли Вселенную.

    Согласно представлениям древних индийцев, наша Земля была, как полусфера, которая опиралась на спины огромных слонов, которые стояли на гигантской черепахе. Черепаха опиралась на змею, которая замыкала пространство и олицетворяла собой мир (рис. 2).

    К примеру, египтяне иначе представляли себе устройство Вселенной. Их воззрения выражались в форме мифа.

    Бог земли - Геб и богиня неба - Нут очень любили друг друга, и поэтому вначале наша Вселенная была слита воедино. Каждый вечер Нут рождала звезды, которые появлялись на небе. Каждое утро перед восходом солнца она проглатывала их. И так продолжалось изо дня в день, из года в год, пока Геб не начал раздражаться, из-за чего назвал Нут свиньей, которая поедает своих поросят. Тогда вмешался бог солнца - Ра и позвал бога ветра - Шу для того, чтобы он разделил небо и землю. Так Нут вознеслась на небо в виде коровы. Иногда на помощь своему мужу Шу приходила Технуд, но она очень быстро уставала поддерживать небесную корову и начинала плакать, а ее слезы падали дождем на землю (рис. 3).

    Огромной горой представляли себе землю древние вавилоняне. На западе этой горы располагалась Вавилония, которую с востока окружали горы, а на юге было море. Море в целом окружало и всю эту гору, и на нем сверху, в виде перевернутой чаши, находилось небо. Жители Вавилонии думали, что на небе тоже есть суша и вода, возможно, даже есть жизнь. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Также они считали, что солнце выходит и входит обратно в море (рис. 4). Наблюдаемые явления природы они так и не смогли объяснить.

    Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой дождь или засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

    Древние греки внесли большой вклад в развитие взглядов о строении Вселенной. Например, философ Фалес (рис. 5) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах. Пифагор (рис. 6) первым предположил, что наша Земля не плоская, а похожа на шар. А Аристотель (рис. 7) развивая эту гипотезу, создал новую модель мира, согласно которой в центре располагается неподвижная Земля и ее окружают восемь твердых и прозрачных сфер. Девятая - обеспечивала движение всех небесных сфер. По этим воззрениям к восьми сферам были прикреплены Солнце, Луна и известные на тот период планеты (рис. 8). Взгляды Аристотеля разделяли не все ученые. Ближе всех к истине подобрался Аристарх Самосский, потому что он считал, что в центре Вселенной располагается не Земля, а Солнце, но доказать это он не смог. Впоследствии его взгляды были забыты на долгие годы.

    Воззрения Аристотеля на долгое время укрепились в науке, так, например древнегреческий ученый Клавдий Птолемей в центре Вселенной также располагал неподвижную Землю, вокруг которой вращались Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Вся Вселенная была ограничена сферой неподвижных звезд. Все эти воззрения ученый изложил в своем труде «Математическое построение в астрономии». Взгляды Клавдия Птолемея просуществовали более ХІІІ веков и долгое время являлись настольной книгой многих поколений астрономов.

    Рис. 7

    На следующем уроке мы поговорим о дальнейшем развитии взглядов на Вселенную.

    1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

    2. Андреева А.Е. Природоведение 5. / Под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д. - М.: Мнемозина.

    3. Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение 5.- М.: Астрель.

    1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - с. 150, задания и вопросы. 3.

    2. Изложите интересные факты, которые касаются взглядов древних греков на строение Вселенной.

    3. Представьте, что вам необходимо провести наблюдение за звездным небом. Продумайте и опишите последовательность действий, которые вы будете выполнять.

    4. * Придумайте новую Вселенную. Опишите, что в ней находится. Как называются планеты и созвездия? Как они взаимодействуют между собой?