Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Государственный переворот 1993. Коммунистическая партия российской федерации крымское республиканское отделение. Что было после Октябрьского путча

    Государственный переворот 1993. Коммунистическая партия российской федерации крымское республиканское отделение. Что было после Октябрьского путча

    Путч 1993 года

    После распада СССР, в 1991г. появляется новое государство - Россия, Российская Федерация. В его состав вошло 89 регионов, включая 21 автономную республику.

    В этот период страна находилась в экономическом и политическом кризисе, следовательно надлежало создать новые органы управления, сформировать российскую государственность.

    К концу 80-х годов, государственный аппарат России состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

    Суть конфликта

    В условиях, когда Российская Конституция, по мнению сторонников президента России Бориса Ельцина, стала тормозом в проведении реформ, а работа над новой редакцией велась слишком медленно и неэффективно, президентом был издан указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", предписывавший Верховному Совету РФ и Съезду народных депутатов (согласно Конституции, - высшему органу государственной власти РФ) прекратить свою деятельность.

    Конституционный суд РФ, собравшись на экстренное заседание, пришёл к заключению, что данный указ в двенадцати местах нарушает российскую Конституцию и, согласно Конституции, является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. Верховный Совет отказался подчиниться неконституционному указу президента, квалифицировал его действия как государственный переворот. Было принято решение о созыве X Чрезвычайного Съезда народных депутатов. Частям милиции, подчинившимся Ельцину и Лужкову, был отдан приказ о блокаде Белого дома.

    После неудачи переговоров при посредничестве патриарха Алексия в Ново-Огарёво, началась блокада Верховного Совета силами ОМОН МВД. В здании Верховного Совета были на некоторое время включены электроэнергия и водопровод, затем их снова отключили.

    В 14: 00 состоялся разрешённый Моссоветом митинг в поддержку Верховного Совета на Октябрьской площади. Когда собралось несколько тысяч человек, поступила информация, что в последний момент проведение митинга на Октябрьской площади запрещено мэрией Москвы. ОМОН предпринял попытку заблокировать площадь. Появились призывы перенести митинг на другое место.

    Каковы в столь конфликтогенной ситуации в России пути и средства поиска политических компромиссов и согласия? Сегодня их достижение в немалой степени зависит от позиций противоборствующих лидеров и элит. От того, способны ли они считаться с уже реально существующим социально-политическим плюрализмом, а не дихотомичностью общества, удовлетворить основные его потребности, поступиться частью власти и собственности ради смягчения и устранения основных угроз обществу, выполнять достигнутые компромиссные договоренности в немалой степени зависит судьба страны. Легитимации государственно-политических институтов и проводимой ими политики могут значительно способствовать также подлинно свободные, равные и конкурентные выборы в условиях многопартийной системы, предполагающие как минимум отсутствие монополии на СМИ, злоупотреблений финансовыми и политико-властными ресурсами и убежденность большинства избирателей в том, что политические партии, кандидаты на выборные должности, избирательные комиссии и другие участники и организаторы выборов равноправны и полностью выполняют избирательные законы и инструкции, а сами эти законы и инструкции справедливы.

    В этой связи следует отметить, что на результаты выборов 1996 г. и, что самое главное, на их оценку с точки зрения справедливости и равенства, несомненно, влияет несопоставимая разница в объеме и характере ресурсов, которыми располагали претенденты на пост Президента РФ. Оставляя в стороне выявившееся несовершенство избирательного законодательства, острую критику части избирателей вызвала фактически полная монополия одного из кандидатов на самые влиятельные виды СМИ - на телевидение и радио. Раздражение некоторых избирателей вызывало и превращение ведущих членов правительства, начиная с его Председателя, в центральный штаб, а глав администраций многих регионов и их подчиненных - в фактические региональные штабы по выборам Б.Н. Ельцина. Помимо бросающейся в глаза чрезвычайной дороговизны его собственной избирательной кампании (отсутствие достоверных данных о ее стоимости - другой источник недовольства части граждан), негативную оценку некоторых избирателей получили многомиллиардные раздачи долгов и субсидий из госбюджета действующим Президентом РФ, которые проводились, по существу, в рамках его избирательной кампании .

    Трагичным исходом могут обернуться регулярно предлагаемые обществу такие рецепты решений политических конфликтов и достижения стабильности как перенос или даже отмена выборов, роспуск оппозиционного парламента, запрещение политических партий, установление "демократической диктатуры", или режима личной власти во имя "порядка и борьбы с преступностью". Об этом неоспоримо свидетельствуют данные проведенного по заказу Центризбиркома в мае 1996 года исследования по представительной общероссийской выборке (авторы исследовательского проекта: В. Г.Андреенков, Е. Г.Андрющенко, Ю.А.Веденеев, В.С. Комаровский, В.В. Лапаева, В.В. Смирнов). Почти 60% россиян рассматривают выборы в качестве основного средства формирования органов власти. То, что выборы стали одной из базовых политических ценностей для большей части российского общества, подтверждается и тем, что только 16,4% респондентов одобряют использование отказа от участия в выборах как средства воздействия на власть. В то время как 67,1% не одобряют абсентеизм избирателей.

    Гражданственную зрелость российского избирателя подтверждают и другие данные названного исследования. Так, основным мотивом (44,8% респондентов) его голосования за конкретного кандидата является оценка того, что он может сделать для России. Об устойчивости этой позиции свидетельствуют ответы на вопрос о мотивах участия респондентов в выборах депутатов Государственной Думы в декабре 1995 г.: 42,6% руководствовались прежде всего исполнением своего гражданского долга, а 23% не хотели, чтобы другие решали за них, кому быть у власти.

    Вместе с тем, в политическом сознании соотечественников есть ряд неблагоприятных для достижения политического согласия аспектов. Прежде всего, это довольно большая доля граждан, отрицательно относящихся к деятельности федеральных органов всех трех ветвей власти:

    к Совету Федерации - 21,6%
    к Конституционному Суду - 22,4%
    к Государственной Думе - 38.9%
    к Президенту РФ - 42,5%

    Это означает, что не менее, чем каждый пятый (а в случае с Президентом - почти каждый второй) россиянин является потенциальным сторонником оппозиции. Само по себе наличие недовольных органами государственной власти и управления не опасно, если граждане полагают, что своим участием в выборах они могут изменить ситуацию в стране. Однако 25,7% соотечественников в той или иной степени в это не верят.

    Другим институтом демократического общества, выступающим посредником между гражданином, с одной стороны, и государственными органами, госслужащими и государственными руководителями, обеспечивающими ненасильственное разрешение конфликтов, с другой, являются политические партии. Увы, в нашей стране политические партии эту посредническо - консенсуальную роль сегодня играть не в состоянии. Только 20,4% граждан считают себя сторонниками какой-либо политической партии; принадлежность кандидата к определенной политической партии занимает лишь четвертое место среди тех обстоятельств, которые избиратель учитывает при выборе, за кого ему голосовать; за голосование только по партийным спискам выступает лишь 8,6% избирателей, а за смешанную избирательную систему, при которой часть депутатов избирается по партийным спискам, выступает еще 13,1%. Таким образом, мы можем констатировать негативно-отчужденное отношение к политическим партиям большинства россиян.

    Для достижения компромиссов и согласия в обществе, наряду с использованием всего известного арсенала разрешения политических конфликтов, необходима их юридизация. Речь идет в первую очередь о разрешении конфликтов в рамках конституционно-правовых норм и посредством преимущественно судебно-правовых институтов и процедур. Это, в свою очередь, предполагает восстановление конституционного баланса исполнительной и законодательной ветвей власти. Слишком велика опасность того, что когда-нибудь тот или иной Президент РФ воспользуется беспрецедентными для демократического общества огромными конституционными полномочиями для установления в очередной для России раз авторитарного режима.

    В результате проведенного расследования Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, действия Б. Ельцина были осуждены и признаны противоречащими Конституции РСФСР, действовавшей на тот момент. По материалам следствия, проведенного Прокуратурой РФ, не было установлено, что кто-либо из погибших был убит из оружия, имевшегося в распоряжении сторонников ВС.

    Заключение

    Каждая из сторон конфликта намеревалась добиться отстранения от власти противоположной стороны с сохранением и упрочением своей власти

    Также, Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции, внесения поправок в закон, т.к конституция, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г не подходила к новому государственному строю и многие пункты конституции утратили силу за истечением времени.

    Прошло время с октября 1993 года, когда конфликт ветвей власти привел к боям на московских улицах, расстрелу Белого дома и сотням жертв. Но об этом, как оказалось, уже мало кто помнит. У многих наших соотечественников расстрельный октябрь сливается в памяти с августом 1991 года и попыткой государственного переворота, осуществленной так называемым ГКЧП. Поэтому и виновных в октябрьской драме они все чаще пробуют искать в 1991 году.

    Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

    По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

    Назад в раздел

    Адыгя, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

    Разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации

    (также известный как «Расстрел Белого дома », «Расстрел Дома Советов », «Октябрьское восстание 1993-го », «Указ 1400 », «Октябрьский путч »,«Ельцинский переворот 1993 года» ) - внутриполитический конфликт в Российской Федерации 21 сентября - 4 октября 1993 года. Произошёл вследствие конституционного кризиса, развивавшегося с 1992 года.

    Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России существовавшей с 1917 года советской модели власти, сопровождавшееся вооружёнными столкновениями на улицах Москвы и последующими несогласованными действиями войск, в ходе которых погибло не менее 157 человек и 384 были ранены (из них 3 и 4 октября - 124 человека, 348 раненых).

    Кризис явился следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны - президента Российской Федерации Бориса Ельцина (см. Всероссийский референдум 25 апреля 1993 года), правительства, возглавляемого Виктором Черномырдиным, части народных депутатов и членов Верховного Совета - сторонников президента, а с другой стороны - противников социально-экономической политики президента и правительства: вице-президента Александра Руцкого, основной части народных депутатов и членов Верховного Совета Российской Федерации во главе с Русланом Хасбулатовым, большинство в котором составлял блок «Российское единство», в который входили представители КПРФ, фракции «Отчизна» (радикальные коммунисты, отставные военные и депутаты социалистической ориентации), «Аграрный союз», депутатской группы «Россия», руководимой инициатором объединения коммунистических и националистических партий Сергеем Бабуриным.

    События начались 21 сентября с издания президентом Б. Н. Ельциным указа № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, чем была нарушена действовавшая тогда Конституция. Сразу после издания этого указа Ельцин де-юре был автоматически отрешён от должности президента в соответствии со статьёй 121.6 действовавшей конституции. Собравшийся в тот же день Президиум Верховного Совета, осуществляющий контроль за соблюдением конституции, констатировал этот юридический факт. Съезд народных депутатов подтвердил данное решение и оценил действия президента как государственный переворот. Однако, Борис Ельцин де-факто продолжал осуществлять полномочия президента России.

    Существенную роль в трагической развязке сыграли личные амбиции председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова, выразившиеся в его нежелании заключать компромиссные соглашения с администрацией Бориса Ельцина в ходе конфликта, а также самого Бориса Ельцина, который после подписания указа № 1400 отказывался напрямую разговаривать с Хасбулатовым даже по телефону.

    По заключению комиссии Государственной думы, значительную роль в обострении обстановки сыграли действия сотрудников московской милиции по разгону митингов и манифестаций в поддержку Верховного Совета и задержанию их активных участников в период с 27 сентября по 2 октября 1993 года, что в некоторых случаях приобретало характер массовых избиений манифестантов с применением спецсредств.

    С 1 октября при посредничестве патриарха Алексия II под эгидой РПЦ проводились переговоры противоборствующих сторон, на которых предлагалось выработать «нулевой вариант» - одновременные перевыборы президента и народных депутатов. Продолжение этих переговоров, назначенное на 16:00 3 октября, не состоялось из-за начавшихся в Москве массовых беспорядков, вооружённого нападения группы защитников Верховного Совета во главе сАльбертом Макашовым по призыву и. о. президента Александра Руцкого на здание мэрии и отъезда группы вооружённых сторонников Верховного Совета на угнанных армейских грузовиках к телецентру «Останкино».

    Мнения о позиции Конституционного суда Российской Федерации с В. Д. Зорькиным во главе, расходятся: по мнению самих судей и сторонников Съезда, он сохранял нейтралитет; по мнению стороны Ельцина - участвовал на стороне Съезда.

    Расследование событий не было завершено, следственная группа была распущена после того, как в феврале 1994 года Государственная дума приняла решение об амнистии для лиц, участвовавших в событиях 21 сентября - 4 октября 1993 года, связанных с изданием Указа N 1400, и противодействовавших его реализации, независимо от квалификации действий по статьям УК РСФСР. В результате общество до сих пор не имеет однозначных ответов на ряд ключевых вопросов о происходивших трагических событиях - в частности, о роли политических лидеров, выступавших как на одной, так и на другой стороне, о принадлежности снайперов, стрелявших по мирным гражданам и сотрудникам милиции, действиях провокаторов, о том кто виноват в трагической развязке.

    Имеются лишь версии участников и очевидцев событий, следователя распущенной следственной группы, публицистов и комиссии Госдумы РФ, возглавляемой коммунисткой Татьяной Астраханкиной, приехавшей в Москву из Ржева в конце сентября 1993 года для защиты Дома Советов, которую товарищи по партии, в частности Алексей Подберёзкин, называли «ортодоксом».

    В соответствии с новой Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и действующей с некоторыми изменениями до настоящего времени, президент Российской Федерации получил существенно более широкие полномочия, чем по действовавшей на тот момент Конституции 1978 года (с изменениями 1989-1992 годов). Должность вице-президента РФ была ликвидирована.

    Итог

    Победа президента Ельцина, ликвидация поста вице-президента, роспуск Съезда народных депутатов и Верховного СоветаРоссийской Федерации, прекращение деятельности Советов народных депутатов. Установление президентской республикикак формы правления в России взамен существовавшей ранее советской республики.

    Президент России
    Совет министров России
    Администрация президента России

    Сторонники президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина:

    Демократическая Россия
    Живое кольцо
    Август-91
    Общественно-патриотическое объединение добровольцев - защитников Белого дома в августе 1991 года в поддержку демократических реформ «Отряд „Россия“»
    Демократический союз
    Союз ветеранов Афганистана
    Таманская дивизия
    Кантемировская дивизия
    119-й гвардейский парашютно-десантный полк
    Отдельная мотострелковая дивизия особого назначения им. Дзержинского
    1-й отряд специального назначения внутренних войск «Витязь».

    Съезд народных депутатов России
    Верховный Совет России
    Вице-президент России

    Сторонники Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов Российской Федерации в том числе:

    • Фронт национа́льного спасе́ния (ФНС)
    • «Русское национальное единство » (РНЕ , по имени лидера также «Баркашовцы », «Гвардия Баркашова »)
    • «Трудовая Россия» и другие.

    Командиры со стороны Бориса Ельцына -

    Борис Ельцин
    Виктор Черномырдин
    Егор Гайдар
    Павел Грачёв
    Виктор Ерин
    Валерий Евневич
    Александр Коржаков
    Анатолий Куликов
    Борис Поляков
    Сергей Лысюк
    Николай Голушко

    Командиры Белого Дома (за власть советов):

    Александр Руцкой,
    Руслан Хасбулатов
    Александр Баркашов
    Владислав Ачалов
    Станислав Терехов
    Альберт Макашов
    Виктор Анпилов
    Виктор Баранников
    Андрей Дунаев

    Граждане, погибшие в результате штурма Дома Советов и массовых расстрелов в районе Дома Советов 4-5 октября 1993 года

    1. Абахов Валентин Алексеевич

    2. Абрашин Алексей Анатольевич

    3. Адамлюк Олег Юзефович

    4. Альенков Сергей Михайлович

    5. Артамонов Дмитрий Николаевич

    6. Боярский Евгений Станиславович

    7. Бритов Владимир Петрович

    8. Бронюс Юргеленис Жуно

    9. Быков Владимир Иванович

    10. Валевич Виктор Иванович

    11. Веревкин Роман Владимирович

    12. Виноградов Евгений Александрович

    13. Воробьев Александр Вениаминович

    14. Вылков Владимир Юрьевич

    15. Гулин Андрей Константинович

    16. Девонисский Алексей Викторович

    17. Демидов Юрий Иванович

    18. Денискин Андрей Алексеевич

    19. Денисов Роман Владимирович

    20. Дузь Сергей Васильевич

    21. Евдокименко Валентин Иванович

    22. Еговцев Юрий Леонидович

    23. Ермаков Владимир Александрович

    24. Жилка Владимир Владимирович

    25. Иванов Олег Владимирович

    26. Калинин Константин Владимирович

    27. Катков Виктор Иванович

    28. Климов Юрий Петрович

    29. Ключников Леонид Александрович

    30. Ковалев Виктор Алексеевич

    31. Козлов Дмитрий Валерьевич

    32. Кудряшев Анатолий Михайлович

    33. Кургин Михаил Алексеевич

    34. Куренной Анатолий Николаевич

    35. Курышева Марина Владимировна

    36. Лейбин Юрий Викторович

    37. Лившиц Игорь Елизарович

    38. Маневич Анатолий Наумович

    39. Марченко Дмитрий Валерьевич

    40. Матюхин Кирилл Викторович

    41. Морозов Анатолий Васильевич

    42. Мошаров Павел Анатольевич

    43. Нелюбов Сергей Владимирович

    44. Обух Дмитрий Валерьевич

    45. Павлов Владимир Анатольевич

    46. Пантелеев Игорь Владимирович

    47. Папин Игорь Вячеславович

    48. Парнюгин Сергей Иванович

    49. Песков Юрий Евгеньевич

    50. Пестряков Дмитрий Вадимович

    51. Пименов Юрий Александрович

    52. Полстянова Зинаида Александровна

    53. Руднев Анатолий Семенович

    54. Сайгидова Патимат Гатинамагомедовна

    55. Салиб Ассаф

    56. Святозаров Валентин Степанович

    57. Селезнев Геннадий Анатольевич

    58. Сидельников Александр Васильевич

    59. Смирнов Александр Вениаминович

    60. Спиридонов Борис Викторович

    61. Спицин Андрей Юрьевич

    62. Сурский Анатолий Михайлович

    63. Тимофеев Александр Львович

    64. Фадеев Дмитрий Иванович

    65. Фимин Василий Николаевич

    66. Хануш Фади

    67. Хлопонин Сергей Владимирович

    68. Хусаинов Малик Хайдарович

    69. Челышев Михаил Михайлович

    70. Челяков Николай Николаевич

    71. Чернышев Александр Владимирович

    72. Чопоров Василий Дмитриевич

    73. Шалимов Юрий Викторович

    74. Шевырев Станислав Владимирович

    75. Юдин Геннадий Валерьевич

    Граждане, погибшие в других районах Москвы и Подмосковья в связи с осуществлением государственного переворота 21 сентября - 5 октября 1993 года

    1. Алферов Павел Владимирович

    2. Бондаренко Вячеслав Анатольевич

    3. Воробьева Елена Николаевна

    4. Дробышев Владимир Андронович

    5. Духанин Олег Александрович

    6. Козлов Александр Владимирович

    7. Малышева Вера Николаевна

    9. Новокас Сергей Николаевич

    10. Остапенко Игорь Викторович

    11. Солоха Александр Федорович

    12. Тарасов Василий Анатольевич

    Военнослужащие и сотрудники МВД, погибшие при выполнении задач по поддержке государственного переворота

    1. Алексеев Владимир Семенович

    2. Балдин Николай Иванович

    3. Бойко Александр Иванович

    4. Грицюк Сергей Анатольевич

    5. Дроздов Михаил Михайлович

    6. Коровушкин Роман Сергеевич

    7. Короченский Анатолий Анатольевич

    8. Коршунов Сергей Иванович

    9. Красников Константин Кириллович

    10. Лобов Юрий Владимирович

    11. Маврин Александр Иванович

    12. Мильчаков Александр Николаевич

    13. Михайлов Александр Валерьевич

    14. Панков Александр Егорович

    15. Панов Владислав Викторович

    16. Петров Олег Михайлович

    17. Рештук Владимир Григорьевич

    18. Романов Алексей Александрович

    19. Рубан Александр Владимирович

    20. Савченко Александр Романович

    21. Свириденко Валентин Владимирович

    22. Сергеев Геннадий Николаевич

    23. Ситников Николай Юрьевич

    24. Смирнов Сергей Олегович

    25. Фарелюк Антон Михайлович

    26. Хихин Сергей Анатольевич

    27. Шеварутин Александр Николаевич

    28. Шишаев Иван Дмитриевич

    Илья Константинов, в 1993 году — народный депутат, член Верховного Совета, лидер «Фронта национального спасения»

    Принятая после расстрела Верховного Совета конституция — конституция авторитарная, я бы сказал, монархическая. В ней роль не только законодательных, но и судебных органов власти была резко снижена, и вся вертикаль власти поставлена под контроль президента, под контроль исполнительной власти.

    Я бы сказал больше: указ №1400 и последовавшие за ним события, кровавый расстрел парламента, не просто на десятилетия поставили крест на дальнейшем развитии парламентаризма в России, но и, ко всему прочему, обесценили идею правового государства. Сегодня россияне относятся к конституции в большинстве своем как к документу, не имеющему прямого действия. Как к документу, который каждая новая администрация трактует по-своему. Как к документу, который фактически является фиговым листком авторитарного режима. Более того: большинство наших соотечественников считают, что по-другому в нашей стране и быть не может. Вот это, на мой взгляд, самые страшные последствия событий сентября-октября 1993 года: потеря веры народа в закон, потеря веры народа в правовое государство, потеря веры в то, что у нас может быть построено общество, где будет верховенство закона.

    Между тем шанс победить у Верховного Совета и его сторонников был. Для этого нужно было в короткие сроки сформулировать и предложить обществу внятную и популярную политическую стратегию, стратегию развития страны, альтернативную той, которую предлагала команда Ельцина. А Верховный Совет и его руководство заняли по преимуществу оборонительную позицию и тем самым свели шансы на победу фактически к нулю.

    Александр Куликов, депутат Государственной думы, член парламентской комиссии по расследованию событий сентября-октября 1993 года

    То, что нынешний режим родился из пеленок, которые приготовил Ельцин, для меня очевидно. Все то, что сегодня порочное есть в системе власти, корнями уходит в 1992-1993 годы, когда Ельцин трижды покушался на разгон высших органов власти: Верховный Совет и Съезд народных депутатов РСФСР. Покушался на нарушение конституции и установление режима личной абсолютной власти.

    Это был ноябрь-декабрь 1992-го, март 1993-го, в конце концов, это был октябрь 1993 года, когда насильственным путем ему удалось это сделать, ценой гибели сотен и сотен граждан Российской Федерации, погибших от рук ельцинских головорезов.

    Больше того: Россия до сих пор не выбралась из этого болота беззакония, произвола и насилия власти: ни государственные институты, ни федеральная власть в целом, ни правоохранительная система, ни судебная система.

    Мы должны признать: резкое сужение политических прав граждан, резкое сужение возможностей общественных структур проводить диалог с властью и контролировать власть, резкое сужение возможностей парламента по контролю за исполнением ими же принятых законов — вот мы что сегодня имеем. Абсолютно бесконтрольную президентскую и исполнительную власть, неподконтрольные обществу.

    В 1992-1993 годах Ельцину мешал парламент Российской Федерации, который, плохой или хороший, согласно конституции, выполнял волю народа и осуществлял свои обязанности по контролю над исполнительной властью России.

    Мы должны четко разделять парламент РСФСР 1990-1992 годов, когда он создал условия для развала Советского Союза, принял «Декларацию о суверенитете», Беловежье утвердил и так далее. Когда создал условия для экономической вакханалии под предлогом приватизации. Когда он предоставил президенту Ельцину особые полномочия — полномочия на издание нормативных документов, в частности, указов, которые по юридической силе были приравнены к закону. И вот этот парламент в декабре 1992 года попытался исправить свою ошибку. Большинство депутатов поняли, к чему приводит абсолютизация власти, искусственно созданная самим парламентом. Но у них уже ничего не получалось, как не получилось и в марте 1993 года. А когда в сентябре 1993 года парламент отрешил Ельцина от должности, на основании решения Конституционного суда и конституции, то его достаточно быстро разогнали, уничтожив, — по неофициальным данным, более трех тысяч убитыми и ранеными — тех, кто защищал конституцию.

    Думается, что расклад именно военных сил, с участием правоохранительных органов, был таков, что Ельцин обладал большими возможностями для подавления сопротивления. А в политическом плане победа оппозиции была вполне вероятна: более 63 субъектов Федерации поддержали Верховный Совет и выступили против антиконституционного указа №1400. В этом случае возможность Верховного Совета, если бы все двигалось мирным путем, одержать победу, была более чем очевидна. Я убежден, что аналитики Ельцина, в том числе западные доброхоты, все это проанализировали и дали отмашку Ельцину, чтобы он пошел на насильственный разгон.

    Исполнительная власть готовилась к силовому варианту достаточно откровенно, и информация об этом просто витала в воздухе. Я тогда был председателем Совета народных депутатов города Волжский Волгоградской области. Накануне 21 сентября было совещание в Москве, где Хасбулатов собирал председателей Советов всех уровней. И здесь же, на этом совещании, хоть и не говорилось публично, что Ельцин готов к таким силовым акциям, но было сказано, что Ельцин крайне негативно относится к парламенту.

    СМИ, которые контролировались правительством Черномырдина, также негативно отражали роль парламента и народных депутатов, и в целом Советов всех уровней. Говорилось, что Ельцин ездит в Кантемировскую и Таманскую дивизию, но не для того чтобы познакомиться с личным составом, а для того чтобы прощупать силовые возможности этих дивизий. В воздухе пахло грозой, хотя во время совещания председателей Советов не было произнесено ни одного слова о военной конфронтации. Речь шла об экономических проблемах, о неудавшейся приватизации, которую осуществлял Чубайс на основании указа президента, о необходимости применения экономической реформы, которая была подготовлена учеными Российской академии наук. Говорилось о том, что шоковая терапия Гайдара — чудовищный эксперимент, который должен быть прекращен раз и навсегда.

    Сейчас уже, глядя на события двадцатилетней давности, очевидно, что Ельцин уже тогда определился и готовил силовой захват власти. Именно его сторона развязала военно-политический конфликт при поддержке политических кругов Запада — это тоже очевидно.

    Выступая в парламенте с предложением о создании межфракционной комиссии по расследованиям тех событий, я отметил, что явно не стыкуется реальное количество погибших, раненых и без вести пропавших в осенние дни 1993 года с официальными данными.

    Отдельно стоит отметить нормативные документы, подписанные в знак примирения. Один из них — это акт об амнистии, в котором фактически виновные уведены от ответственности, а невиновные амнистированы. Невиновные — это те, кто не желал подчиняться антиконституционному указу Ельцина.

    В этом смысле необходимо пересмотреть политические и правовые оценки того времени. Очень важно восстановить в памяти нынешнего поколения события того времени, сохранить память о тех людях, которые остались на позиции конституции и закона, которые жизнь за это положили 3-4 октября 1993 года в Москве. Тех людей, которые оказались забыты. Их семьи нуждаются не только в восстановлении их доброго имени, но и в конкретной системе мер социальной поддержки. Оказать поддержку как семьям погибших, так и тем из числа защитников Белого дома, кто живет и здравствует. Необходимо увековечить тот подвиг, который они совершили.

    Лев Пономарев, исполнительный директор организации «За права человека», в 1993 году — народный депутат

    Когда говорят, что указ №1400 — антиконституционный, это не совсем верно. Я был членом Верховного Совета, участником Съезда народных депутатов. И я точно знаю, что источником конфликта были именно Верховный Совет, Съезд народных депутатов и Конституционный суд, возглавляемый Зорькиным. Потому что там возникла коллизия: старая конституция де-факто прекратила свое действие, потому что был избран президент Российской Федерации, глава государства, но тем не менее съезд не одобрял поправки, которые должны были утвердить новый порядок. Народ легитимировал эту должность, выбрал президента, а Съезд народных депутатов во главе с интриганом Хасбулатовым (а он действительно стал интриговать: почему бы мне не возглавить Россию?) отказывался принять поправку в закон, которую Верховный Совет уже принял. Фактически надо было принять на Съезде народных депутатов всего лишь одну поправку. Убрать фразу, в которой было написано, что все вопросы Российской Федерации подотчетны Съезду народных депутатов России. Надо было разделить функции исполнительной и представительной власти. Но он этого не делал, он подкупал Съезд народных депутатов. Я был инициатором того, чтобы Конституционный суд разрешил эту коллизию. Я ходил к Зорькину, но он с удовольствием пытался включиться в популистскую кампанию против Ельцина.

    Она была действительно популистской, потому что были трудные экономические реформы, и поддержку населения против них можно было получить легко. Да, референдум 1993 года поддержал Ельцина. Тогда голосовали о доверии Ельцину и съезду народных депутатов. Но Ельцин преувеличил результаты этого референдума — известна его определенная слабость, — и вместо того чтобы готовить страну к роспуску Съезда народных депутатов, который можно было сделать бескровным, используя информационный ресурс и все остальное… Конфликт между Съездом народных депутатов и Ельциным, причем неправильно говорить, что Ельцин нарушал Конституцию, — можно было решить, опираясь на референдум, и он мог бы это сделать. Но он этого не делал. Он шел, «отдыхал» и так далее — я тогда ездил к нему, вытаскивал его из очередного отпуска.

    И вот лето 1993 года было потеряно. И вот, когда он понял, что сейчас Съезд, и будет импичмент, он второпях начал что-то делать. К тому времени его стали предавать все подряд. …Я призывал население Москвы, москвичей, чтобы они вышли на улицу, противостояли мятежникам, я этим занимался, я был на Моссовете, призывал людей идти к Моссовету.

    Эти события — трагические, бесспорно. После 1993 года моя партия, «Демократическая Россия», потеряла влияние на Ельцина, его окружили шестерки, и это действительно был трагический поворот. Но в тот вечер, 3 октября 1993 года, бесспорно, надо было дать отпор мятежникам. Потому что они были вооружены, они первыми применили силу, в здании этой книжки СЭВ, мэрии. Они ворвались, применили силу, избили, они первыми начали стрелять.

    Там были провокации, бесспорно. Трудно разобраться в провокациях. Погибли совершенно невиновные жертвы, около ста тридцати человек погибли молодых людей, которые верили, что они идут защищать парламент, а там сидел вооруженный Баркашов. Если бы тогда победили мятежники, то страну возглавили бы такие замечательные люди, как Руцкой, который объявил себя президентом, как Хасбулатов. И вот возникает вопрос… Может быть, Ельцина взяли под стражу, может быть, арестовали бы, расстреляли, не знаю… Страна возглавляется Руцким и Хасбулатовым. Я абсолютно уверен, что часть военных округов не подчинилась бы этому. И тогда страна бы раскололась. Ядерная страна. Когда часть военных округов не подчинилась бы Хасбулатову как новому главе государства, легко представить, что было бы. Были бы столкновения вооруженных масс, граждан, на улицах Москвы, потому что определенный арсенал был в нашем распоряжении, и мы были на грани того, чтобы начать раздавать оружие гражданам. Они требовали, чтобы мы раздали оружие, когда мы стояли рядом с Моссоветом.

    Ельцин оказался практически один. Его все предали, кроме народа, может быть, активистов, лидеров партий. А многие силовики предали его, полагая, что он все, потерял свои позиции. Некоторые генералы ходили сдаваться Руцкому. Хотя военный округ на Дальнем Востоке не стал бы подчиняться, не Руцкому даже, а Хасбулатову.

    Материал подготовили: Владимир Титов, Роман Попков, Мария Пономарева

    Одной из главных проблем правительства Б.Н. Ельцина к 1993 году стали взаимоотношения с оппозицией. Развивалась конфронтация с главным организатором и центром оппозиции - российским съездом народных депутатов и Верховным Советом. Эта война законодательной и исполнительной власти заводила и без того хрупкую российскую государственность в тупик.

    Конфликт между двумя ветвями власти, определивший развитие российской политики в 1993 году и завершившийся кровавой драмой начала октября, имел ряд причин. Одна из главных заключалась в усугублявшихся разногласиях по вопросу социально-экономического и политического курса развития России. Среди законодателей утвердились сторонники регулируемой экономики и национально-государственного направления, а защитники рыночных преобразований оказались в явном меньшинстве. Смена у руля правительственной политики Е.Т. Гайдара В.С. Черномырдиным только на время примирила законодательную власть с исполнительной.

    Важной причиной антагонизма дух ветвей власти являлось и отсутствие у них опыта взаимодействия в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала. По мере ожесточения борьбы с президентом и правительством, законодательная власть, пользуясь правом изменять конституцию, стала отодвигать исполнительную на второй план. Законодатели наделили себя самыми широкими полномочиями, в том числе и теми, которые, согласно системе разделения властей в любом ее варианте, должны были быть прерогативой исполнительных и судебных органов. Одна из поправок к Конституции наделяла Верховный Совет правом «приостанавливать действие указов и распоряжений президента Российской Федерации, отменять распоряжения Совета министров республик в составе Российской Федерации в случае их несоответствия законам Российской Федерации».

    В этом смысле вынесение на суд избирателей вопроса об основах конституционного строя представлялось хоть каким-то выходом из сложившейся драматической ситуации. Однако восьмой съезд народных депутатов России, проходивший с 8 по 12 марта 1993 года, наложил вето на проведение любых референдумов, а во взаимоотношениях двух властей закреплялся статус-кво в соответствии с принципами действовавшей тогда конституции. В ответ, 20 марта, в обращении к гражданам России, Ельцин объявил о подписании им указа об особом порядке управления до преодоления кризиса и назначении на 25 апреля референдума о доверии президенту и вице-президенту Российской Федерации, а также по вопросу о проекте новой конституции и выборах нового парламента. Фактически в стране, вплоть до вступления в силу новой Конституции вводилось президентское правление. Это заявление Ельцина вызвало резкий протест Р. Хасбулатова, А. Руцкого, В. Зорькина и секретаря российского совбеза Ю. Скокова, а через три дня после выступления Ельцина Конституционный суд РФ признал ряд его положений противозаконными. Собравшийся внеочередной съезд народных депутатов, предпринял попытку объявления президенту импичмента, а после ее неудачи согласился на проведение референдума, но с формулировками вопросов, утвержденными самими законодателями. В прошедшем 25 апреля референдуме приняло участие 64% избирателей. Из них за доверие президенту высказалось 58,7%, социальную политику президента и правительства одобрило 53%. Референдум отклонил идею досрочных перевыборов, как президента, так и законодателей.

    УДАР ЕЛЬЦИНА

    Российский президент нанес удар первым. 21 сентября указом 1400 он объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. На 11-12 декабря назначались выборы в Государственную думу. В ответ Верховный Совет привел к присяге в качестве президента Российской Федерации вице-президента А. Руцкого. 22 сентября служба охраны Белого дома начала раздачу оружия гражданам. 23 сентября в Белом доме начался десятый съезд народных депутатов. В ночь с 23-на 24 сентября вооруженные сторонники Белого дома во главе с подполковником В. Тереховым предприняли неудачную попытку захватить штаб Объединенных вооруженных сил СНГ на Ленинградском проспекте, в результате чего пролилась первая кровь.

    27-28 сентября началась блокада Белого дома, окруженного нарядами милиции и ОМОНОМ. 1 октября в результате переговоров, блокада была смягчена, однако в следующие два дня диалог зашел в тупик, а 3 октября Белый дом предпринял решительные действия по отстранению от власти Б.Н. Ельцина. Вечером того же дня по призыву Руцкого и генерала А. Макашова было захвачено здание московской мэрии. Вооруженные защитники Белого дома двинулись к студиям Центрального телевидения в Останкино. В ночь с 3 на 4 октября там произошли кровавые стычки. Указом Б.Н. Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение, в столицу начался ввод правительственных войск, а действия сторонников Белого дома были названы президентом «вооруженным фашистско-коммунистическим мятежом».

    Утром 4 октября правительственные войска начали осаду и танковый обстрел здания российского парламента. К вечеру того же дня он был взят, а его руководство во главе с Р. Хасбулатовым и А. Руцким было арестовано.

    Трагические события, в ходе которых по официальным оценкам погибло более 150 человек, и сегодня по разному воспринимаются различными силами и политическими течениями Российской Федерации. Часто эти оценки взаимоисключают друг друга. 23 февраля 1994 года Государственная дума объявила амнистию участникам событий сентября-октября 1993 года. Большая часть руководителей Верховного совета и народных депутатов, находившихся в Доме Советов во время штурма 4 октября, нашли себе место в действующей политике, науке, бизнесе и на государственной службе.

    ЧЕЛОВЕК ЕЛЬЦИНА: СЛИШКОМ МНОГО КОМПРОМИССА

    « Я рассматриваю период с лета 1991 года по осень 1993 года как радикальную фазу великой буржуазной русской революции конца 20 века, условно говоря. Или - эта формулировка принадлежит Алексею Михайловичу Соломину, он еще говорил - Первая великая революция постиндустриальной эпохи. Собственно, этими событиями эта радикальная фаза завершилась, дальше пошел другой исторический период - это первое.

    Второе - если спуститься на более мелкий уровень, мне кажется, что это было следствием слишком компромиссной позиции Ельцина. Моя точка зрения, что он должен был распускать Съезд и Верховный совет весной 1993 года, после того, как фактически действия Верховного совета вошли в буквальное противоречие с результатами референдума. Надо сказать - это теперь известно - Ельцин носил с мая 1993 года во внутреннем кармане пиджака проект такого роспуска, который менялся все это время. Как я сказал - Верховный совет дал для этого поводы. И тогда был максимум популярности, тогда была опора на решение референдума, можно было бы действовать, и это не привел бы к таким трагическим и кровавым событиям.

    Ельцин пошел по компромиссному пути, что на самом деле ему свойственно - это мы считаем его таким брутальным и решительным, на самом деле он всегда искал компромисс сначала и пытался всех затащить в конституционный процесс. Итог этого конституционного процесса, естественно, не понравился тем, кто ему политически противостоял, потому что он предусматривал исчезновение тех главных органов, которые действовали по старой Конституции, они себя защищали, и эта защита заключалась в подготовке атаки на Ельцина, в подготовке съезда, где его предполагалось отрешить от должности, в концентрации оружия в Парламентском центре на Трубной, и так далее».

    Г. Сатаров, помощник президента России Бориса Ельцина

    ЧТО РАССТРЕЛЯЛИ В ОКТЯБРЕ 93-ГО?

    «В октябре 1993 года в России была расстреляна демократия. С тех пор это понятие в России дискредитировано, на него у народа аллергия. Расстрел Верховного Совета привел к автократическому мышлению в стране».

    Августовский путч 1991 г.

    Начиная с 1989 г. власть партийно-государственной номенклатуры неуклонно уменьшалась. Новые коммерческие и политические структуры медленно, но неуклонно набирали силу. Все это вызывало открытый и скрытый протест "господствующего класса". Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство СССР к выступлению, была угроза подписания 22 августа 1991 г. нового Союзного договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново-Огарево, на правительственной даче под Москвой.

    Согласно этому договору республики, входящие в новый Союз, получали значительно больше прав, центр из управляющего превращался в координирующий. Реально в руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел, частично - налоговой и социальной политики. Некоторые республики отказались подписывать даже этот достаточно либеральный договор (Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия и Армения).

    Чтобы сорвать подписание этого договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть. 19 августа 1991 г. в стране было введено чрезвычайное положение, на улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены войска, включая танки, почти все центральные газеты, за исключением "Правды", "Известий", "Труда" и некоторых других, были запрещены, прекратили работу все каналы Центрального телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все радиостанции. Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена.

    Возглавил переворот "Государственный комитет по чрезвычайному положению" (ГКЧП) в составе: и. о. президента СССР Г. И. Янаев, секретарь ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета обороны О. Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, премьер-министр СССР В. С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, министр обороны СССР Д. Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А. И. Тизяков. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т. е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.

    Основным политическим соперником центрального руководства СССР было руководство РСФСР. Именно против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР ("Беоый дом") были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников.

    Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Уже 20 августа вокруг "Белого дома" выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. Переворот весьма негативно был воспринят за рубежом, откуда сразу прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.

    Переворот был крайне плохо организован и подготовлен. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. В результате событий 19-21 августа 1991 г. около "Белого дома" погибли три его защитника.

    Сразу же вслед за поражением путча практически во всех крупных городах прошли массовые манифестации, направленные против КПСС, что послужило удобным поводом для приостановки деятельности КПСС в стране. По указанию Президента РСФСР Б. Н. Ельцина были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов и др. С 23 августа 1991 г. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура.

    Одновременно с прекращением деятельности КПСС по указу Президента РСФСР был временно закрыт ряд газет. В сентябре все союзные республики, которые еще не заявили о своем полном суверенитете и независимости, сделали эти заявления.

    После событий августа 1991 г. значение Верховного Совета СССР и съезда народных депутатов СССР сошло на нет. Очередной съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в конце августа - начале сентября 1991 г. был последним. Съезд заявил о самороспуске.

    В сентябре - ноябре 1991 г. были предприняты вялые попытки не допустить окончательного экономического и политического развала уже бывшего Советского Союза. Работа велась в двух направлениях: создание экономического союза и формирование новых политических отношений.

    В сентябре был создан Межреспубликанский экономический комитет (МЭК), который возглавил И. С. Силаев. Наибольшим успехом МЭК была подготовка экономического соглашения, которое подписали девять республик: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Данное соглашение было реальным шагом, призванным приостановить развал единого хозяйственного организма.

    Противоречия в отношении политического союза были значительно более серьезными. Государства Прибалтики, Украина, Молдавия, Грузия и Армения отказались даже обсуждать эту проблему. Первые предварительные переговоры состоялись лишь во второй половине ноября, в них участвовали президенты семи республик. В результате переговоров президенты пришли к заключению о необходимости создать новое государство на конфедеративной основе.

    После провозглашения независимости обострились отношения между республиками по пограничным вопросам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав РСФСР, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями как к РСФСР, так и к своим соседям. Наиболее ярко это проявилось в возникновении Чеченской республики. События в Чечне и ряде других районов Северного Кавказа, неутихающая война в Южной Осетии - все это поставило Кавказ к концу 1991 г. на грань всеобъемлющей гражданской войны.

    Экономическое положение России и других государств бывшего СССР осенью - зимой 1991 г. стремительно ухудшалось. Резко возросли темпы инфляции, в октябре - ноябре они достигли 25-30% в месяц, сокращалось промышленное и сельскохозяйственное производство. Все это при увеличении выпуска новых денег привело к тому, что к концу 1991 г. на полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания. Возникли проблемы в снабжении населения самым необходимым: хлебом, молоком, картофелем.

    3 октября - 15 лет назад (3-4 октября 1993 года) в Москве произошла попытка государственного переворота. Это событие известно также как «Конституционный кризис 1993 года», «Государственный переворот 1993 года», «Расстрел Белого Дома», «Расстрел Дома Советов», «Октябрьское восстание 1993-го», «Указ 1400».

    Кризис явился следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны - президента РФ Бориса Ельцина, подконтрольной ему исполнительной власти и его сторонников, а с другой стороны - вице-президента Александра Руцкого, Верховного Совета РФ во главе с Русланом Хасбулатовым, Съезда народных депутатов РФ, и их сторонников. Противостояние окончилось силовым разгоном парламента и победой президента Ельцина.

    После захвата сторонниками Верховного Совета здания мэрии Москвы и столкновений у телецентра Останкино Президент России Б.Н. Ельцин ввел чрезвычайное положение в Москве. Был организован штурм Белого Дома. Результатом противостояния стали вооруженные столкновения на улицах Москвы.

    Ночью с 3 на 4 октября был подготовлен план штурма Белого дома, в котором приняли участие около 1700 человек, 10 танков и 20 бронетранспортёров; акция была крайне непопулярной, контингент пришлось набирать из состава пяти дивизий, около половины всего контингента были офицеры или младший начальствующий состав, а танковые экипажи набрали почти целиком из офицеров.

    В 9:20 утра 4 октября расположенные на другом берегу реки танки начали обстрел верхних этажей здания Верховного Совета. Всего в обстреле участвовало шесть танков Т-80, выпустивших 12 снарядов.

    В 15:00 отрядам специального назначения «Альфа» и «Вымпел» было приказано взять Белый дом штурмом. Командиры обеих спецгрупп перед тем, как выполнить приказ, попытались договориться с руководителями Верховного Совета о мирной сдаче.

    «Альфа», пообещав защитникам Дома Советов безопасность, сумела к 17:00 уговорить их сдаться. Спецподразделение «Вымпел», чьё руководство отказалось выполнять приказ о штурме, впоследствии было передано из ФСБ в состав МВД, что привело к массовому уходу в отставку его бойцов.

    После 17 часов, по договорённости со сторонниками Ельцина, начался массовый выход оборонявшихся из Верховного Совета. По заверениям штурмовавших никаких обстрелов не должно было быть. Однако выходящие из здания не прошли и 100 метров, когда поверх голов был открыт огонь.

    Спустя несколько минут штурмовавшие начали чуть ли не в упор расстреливать покидающих здание. По словам очевидцев, именно в этот момент было наибольшее число убитых. Пришедшие на следующий день родственники пропавших людей могли видеть на одном из ближайших стадионов, вдоль стены уложенные труппы до трёх рядов. На многих из них были пулевые отверстия по центру лба, как при контрольном выстреле.

    Перед тем, как покинуть здание Верховного Совета, Руцкой демонстрировал перед телекамерами автомат Калашникова, из которого не было произведено ни одного выстрела. Также он продемонстрировал небольших размеров картонную коробку, в которой находились кассеты с записями переговоров, в том числе Ельцина и Лужкова. Была продемонстрирована запись, на которой отчётливо слышен голос, похожий на голос Лужкова, призывающий ОМОН и спецназ «Альфа» «расстреливать беспощадно».

    В видеоряде фильма «Тайная Россия» также присуствуют кадры одного из залов Верховного Совета, где на уровне сердца жертв видны более 30 выстрелов снайперских винтовок. По словам Руцкого - это стрельба на поражение по тем людям, которые находились в этот момент в Верховном Совете. Также Руцкой указал на тот факт, что в коридорах Верховного Совета находилось к окончанию штурма более 400 трупов защитников Верховного Совета.

    По официальным данным, число погибших во время беспорядков составило 150 человек, число раненых 389. По данным депутата Сажи Умалатовой было убито 2 783 человека. В результате проведенного расследования Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий1993 года, действия Б. Ельцина были осуждены и признаны противоречащими Конституции РСФСР, действовавшей на тот момент. По материалам следствия, проведенного Прокуратурой РФ, не было установлено, что кто-либо из погибших был убит из оружия, имевшегося в распоряжении сторонников ВС.

    Пара́д суверените́тов (1988-1991 гг.) - конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными, следствием чего стал распад СССР. В ходе «парада суверенитетов» в течение 1990-1991 годов все союзные (шестой была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.

    Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 года в ответ на бакинские события, была Нахичеванская АССР. До августовского путча ГКЧП объявили о независимости четыре союзные республики (Литва, Латвия, Армения и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый союз (ССГ) и переходе к независимости - ещё две: Эстония и Молдавия. При этом входившие в состав Грузии автономные республики Абхазия и Южная Осетия, а также новообразованные в Молдавии республики Приднестровье и Гагаузия объявили о непризнании их независимости и о желании остаться в составе Союза.

    За исключением Казахстана, ни в одной из центральноазиатских союзных республик не было организованных движений или партий, ставивших своей целью достижение независимости. Среди мусульманских республик, за исключением азербайджанского Народного Фронта, движение за независимость существовало лишь в одной из автономных республик Поволжья - партия «Иттифак» Фаузии Байрамовой в Татарстане, которая с 1989 года выступала за независимость Татарстана.

    19 августа 1991 года подписание нового союзного договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации было сорвано августовским путчем ГКЧП при попытке отстранения М. С. Горбачева с поста президента СССР, сразу после чего в ходе массового обвала СССР независимость провозгласили почти все оставшиеся союзные республики, а также несколько автономных (в России, Грузии, Молдавии). 6 сентября власти СССР признали независимость трёх прибалтийских республик.

    Хотя 14 ноября семью союзными республиками из двенадцати (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по заключению договора о создании ССГ как конфедерации, после прошедшего 1 декабря референдума о независимости Украины главами трех республик-учредителей СССР (РСФСР, Украины, Белоруссии) 8 декабря подписываются беловежские соглашения о его роспуске, 21 декабря это утверждается всеми одиннадцатью республиками, и вместо ССГ создается Содружество Независимых Государств как международная (межгосударственная) организация. При этом к моменту роспуска СССР 8 декабря из всех союзных республик только три не объявили о независимости (РСФСР, Белоруссия и Казахстан; последний сделал это через неделю, 16 декабря).

    Часть из провозгласивших независимость автономных республик позже стали т. н. непризнанными (Нагорный Карабах и Приднестровье) или частично-признанными (Абхазия и Южная Осетия) государствами (в то время как Гагаузия, Татарстан и Чечня такой статус не сохранили).