Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Александр невский образец нравственных и духовных ценностей. Древнерусская литература в развитии духовно-нравственных ценностей человека. История создания жития

    Александр невский образец нравственных и духовных ценностей. Древнерусская литература в развитии духовно-нравственных ценностей человека. История создания жития

    7. Valentei S.D., Nesterov L.I. Accumulation of national wealth against the background of global trends. Moscow: Institute of Economics of RAS, 2000. 109 P.

    8. Chekanov E.V Dynamics of wage employees in the context of the evolution of socio-labour relations and social policy in Russia. The standard of living of the population of regions of Russia. 2009. No. 10-11. Pp. 66-71.

    9. General economic theory (political economy): the Textbook / Under the editorship of Vitamina V I., Zhuravleva G.P. M.: PROMOTIONAL Media. 1995. 599 S.

    10. Gagarin G.Y., Belchak E.V. Socio-economic

    potential of Central Russia and especially its regional differentiation // Bulletin of the Russian economic Academy n. a. G. V. Plekhanov. 2010. No. 4. P. 65-67.

    11. Klistorin V.I. Spatial Economics and regional studies: challenges // Region. 2007. No. 1. P. 56-60.

    12. Gutman G.V. Management of regional economy / G.V Gutman, A.A. Bloodsuckers, S.F. Fedin. M.: Finance and statistics, 2002. 172 p.

    13. http://www.minfin.ru/ru/

    14. http://www.adm44.ru

    15. http://www.gradkostroma.ru

    УДК 271.2(470+571) (091) ББК П74

    ВКЛАД ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РУССКИХ ВОИНОВ

    ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,

    кандидат педагогических наук Московского гуманитарного университета Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

    E-mail: [email protected] Научный консультант: заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор В.А Ситаров

    Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

    Аннотация. В статье говорится о жизни и подвигах великого князя Александра Невского. Рассматриваются традиции духовно-нравственного воспитания, которые сложились на время княжения Александра, и личное его участие в утверждении и развитии этих традиций. Показаны основные битвы, которые возглавлял князь Александр, а также взаимоотношения, сложившиеся между великим князем Александром Невским и татарским ханом Орды. Раскрыта духовная сторона жизни Александра, его участие в строительстве храмов и посещении богослужений.

    Ключевые слова: традиции, князь, дружина, воспитание, обучение, битва, молитва, победа.

    Аnnotation. The article speaks about the life and exploits of Alexander Nevsky. Discusses the tradition of spiritual and moral education that have developed during the reign of Alexander and his personal involvement in the approval and development of these traditions. It shows the main battle, which was led by Prince Alexander, and the relationships that have developed between the Grand Prince Alexander Nevsky and the Tatar Khan of the Horde. Disclosed the spiritual aspect of the life of Alexander, his participation in the construction of temples and attending worship services.

    Keywords: tradition, Prince, squad, upbringing, training, battle, prayer, victory.

    Связь великого князя Александра Невского с традициями духовно-нравственного воспитания русских воинов выражается в том, что он непосредственно участвовал в воспитании и обучении русских воинов, в духовном и нравственном их становлении, в подготовке к битвам для защиты Отечества. Эти традиции вы-

    ражались в следующих формах: княжеский постриг; профессиональные качества воинов; возведение религиозных сооружений; воинская доблесть; войсковое товарищество; крещение ребенка; мужество и героизм, честь и достоинство; освящение воинов; посещение богослужений; посещение церквей и монастырей;

    служение Отечеству; связь с Богом; святой образ жизни; молитвы к Богу; чтение Священного Писания и о жизни святых людей.

    Жизнь святого благоверного князя Александра Невского является примером мужества, крепкой воли, самоотверженной любви к Богу, к Церкви, к Родине и своему народу. Он является победителем шведских и немецких воинов, которые задумали совершить крестовый поход на Русь для утверждения католической веры. Большой вклад великий князь Александр внес в строительство национального государства с городом Владимиром. Он всячески опекал города Великий Новгород и Псков и был защитником русского народа от монгольского нашествия.

    Родился Александр Невский 30 мая 1220 г. в Пере-славле-Залесском в семье великого князя Владимирского Ярославля Всеволодовича III Большое Гнездо и княгини Ростиславы - Феодосии, дочери князя Мстислава Мстиславовича Удатного.

    Когда исполнилось Александру пять лет, его вместе с братом Федором постригли в князья. Для совершения пострига был приглашен епископ Симон из города Владимира, которого считали мужем благочестивым и ученым. В соборе по этому поводу состоялась церковная служба. И когда юный князь сходил с амвона, то отец сказал: «Господи, Боже, милостивый, дай слугам Твоим, рабам Божиим Федору и Александру силу и мужество, а мечам их твердости на одоление врагов Креста Христова!» . Затем Федора и Александра посадили на боевых коней как настоящих князей. В честь такого праздника был устроен роскошный пир на княжеском дворе и многим людям раздавали подарки.

    Таким образом, мы видим, что в то время была установлена традиция княжеского пострига и проведения торжества, по случаю такого мероприятия.

    Далее с князьями Федором и Александром стал заниматься боярин Федор Данилович. Он читал им «Поучения детям» князя Киевского Владимира Мономаха. В этом поучении говорилось, что выйдя на войну, не надейтесь на воевод, не угождайте питью, ни еде, ни спанью; стражу сами расставляйте, и ночью, везде расставив караулы, около воинов ложитесь, а вставайте рано; да оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись из-за лени. Куда ни пойдете по своим землям, не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам пакости делать, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. А куда ни пойдете, где ни остановитесь, везде напоите и накормите просящего. Больше всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел - простой ли человек или посол - если не можете одарить его, то угостите едой и питьем. Эти люди, ходя по разным землям, прославят человека или добрым, или злым. Больного посетите, мертвого пойдите проводить, ведь все мы смертны. Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом... Что знаете хорошо, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. .

    Вначале военное дело маленький Александр изучал теоретически по книгам «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет, влияние также оказали песни о богатырях и рассказы своего отца. Отрок Александр имел понятие о истории своего Отечества. Затем обучение начало осуществляться на практике, учился владеть мечом деревянным, а затем уже и железным. В то время по истории о князьях известно, что они уже в двенадцатилетнем возрасте умели уверенно обращаться боевыми мечами, этому юного князя обучали отцовские дружинники, которые имели огромный опыт в таком деле. Также его учили военному единоборству в случае потере меча. При потере меча воины не стремились убежать с поля боя, а вступали в рукопашную схватку, В обучение входило в стрельбе из лука. Проводились соревнования по стрельбе из лука. Верховая езда была одним из основных занятий для молодого князя. После верховой езды князя обучали владению копьем, щитом, палицей, ножом, боевым топориком и секирой.

    Уже в 14 лет молодой князь Александр был крепким воином. Он был высокого роста, обладал большой физической силой и множеством способностей мужественного воина. Отец всегда учил сына тому, что князь - это правитель и профессиональный воин.

    Все древнерусские князья лично участвовали в битвах, да еще в первых рядах своих дружин, часто вступали в поединки с предводителями противоположной стороны. От личного воинского мастерства во многом зависел авторитет князя, порой исход боя .

    Таким образом, видим, что оформились к этому времени традиции: участие князей в битвах, в первых рядах своих дружин; вступление в поединки с предводителями с другой стороны; авторитет князя.

    Степенная книга царского родословия описывает Александра так: «Во время юности своей князь придерживался смиренномудрия, воздержания и соблюдал чистоту душевную и телесную, прилежал кротости, а тщеславия избегал, и весьма был верен воздержанию от пищи, так как знал, что угождение чреву мешает целомудрию и создает препятствие бдению и прочим добродетелям. На устах у него были только божественные слова, услаждавшие более, чем сотовый мед: ведь прочитал он Священное Писание и желал с усердием исполнить на деле его установления. Родственники видели, что он преуспевает в добродетелях, и всячески стремится угодить Богу, загорелся небесным желанием делать только хорошее и честное другим людям .

    Из данных слов мы видим, что князь поддерживает традиции, которые установись в его роду, а именно: чтение Священного Писания; связь с Богом; совершенство добродетелей ; стремление к душевной и телесной чистоте; избегание тщеславия; воздержание от пищи; обуздание плоти; стремление к смиренномудрию и кротости .

    Когда Александру исполнилось шесть с половиной лет, отец его князь Ярослав переселился в Городище-

    во. В Городищеве, в каменной Благовещенской церкви отслужили благодарственный молебен .

    Здесь мы видим, что русскими князьями поддерживается традиция служения благодарственных молебнов.

    В то время Новгородская земля занимала большую территорию и славилась монастырями: Антония Римлянина, Хутынский, Зверин, Юрьев, Благовещенский и др. Монастыри в Новгороде имели казну, книги, иконы, архивы, утварь.

    5 июня 1233 года умер старший брат Александра Федор, которому было всего 14 лет. Он скоропостижно скончался накануне своей свадьбы. Александр очень переживал утрату своего брата и друга. В XVII веке, после открытия мощей, Федор был причислен к лику местно чтимых святых.

    Таким образом, мы видим установившуюся на Руси традицию возведения и освящения храмов.

    В 1236 г. князь Ярослав Всеволодович отправился из Новгорода на военное княжение в Киев, а в Новгороде, собрав вече, посадил вместо себя своего сына Александра, которому было 16 лет. Обряд посажения на престол совершен был у стен святой Софии. Архиепископ Спиридон возложил руки на главу князя и вознес молитву Господу, чтобы Он благословил верного раба своего Александра, укрепил его семью свыше, утвердил его на престоле Правды, оградил оружием Святого Духа и показал его доблестным защитником соборной Церкви Святой Софии .

    Из данных действий мы можем выделить зарождение таких традиций, как посажение князей на престол; благословение архиепископа; молитва о добром княжеском служении.

    О князе Александре шла молва в народе, что он обладал огромной силой голоса, был ростом высок, силен, мудр, кроток, храбр и мужественен.

    К концу XII - начале XIII в. в степях Центральной Азии утвердилось единое Монгольское государство во главе с Темучином, которого называли Чингисханом (1189 г.). В войнах татары не щадили ни женщин, ни детей. В 1237 г. татары закончили завоевание Половецкой степи и теперь начали завоевывать Русь.

    После взятия Владимира и Суздаля татары рассыпались по всей Владимиро-Суздальской земле и начали осаждать и брать штурмом города, грабя и избивая людей, сжигая города и села. Затем татары захватили город Переславль.

    Народ новгородский готовился к войне во главе с князем Александром, но Батый с войсками неожиданно остановился и повернул свои войска на юг.

    Князь Александр женился в 1239 г. на дочери бывшего Полоцкого князя Брячислава Василькова в 19 лет. Венчание состоялось в храме Святого Георгия в Торопце. Венчал Александра с княгиней Александрой епископ смоленский Меркурий.

    Так, имела успешное продолжение у русского народа традиция венчание, вступающих в семейную жизнь молодых людей.

    Летом 1240 г. объединенный Левонский орден предпринял наступление на города Изборск и Псков. Александр вошел в Церковь Святой Софии, и, упав на колени перед алтарем, начал молиться со словами: «Боже превечный, сотворивший небо и землю и поставивший пределы народам, Ты повелел жить, не вступая в чужие пределы! Суди, Господи, обидящим меня и побори борющихся со мной, возьми щит, восстань на помощь мне» .

    Таким образом, существовала традиция возношения молитв к Богу о даровании русским воинам победы над врагами Отечества.

    Утром 15 июля 1240 г., в день памяти святого Владимира, Крестителя Руси, русские войска неожиданно обрушились на шведов.

    Битва началась атакой конных воинов во главе с князем Александром. Он пробился к центру лагеря и сразился с самим предводителем шведов, ярлом Ульфом Фаси, которого тяжело ранил копьем в щеку . К вечеру бой успешно закончился. Невская битва стала примером общенародного подвига, а ее герой, прозванный Невским, стал символом Руси - России на века.

    В то время готовился поход крестоносцев на Псков. 15 августа 1240 г. был взят ими город Изборск. Князь Александр перед битвой с крестоносцами снова молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с немцами и помоги мне, Боже, как Ты помог в древние времена Моисею победить Амалика, и прадеду моему Ярославу помог победить окаянного Святополка». Затем подошел к дружине своей и по всему войску произнес речь: «Умрем за Святую Софию и вольный Новгород! Умрем за Святую Троицу и вольный Псков! Зане у русских нет судьбы иной, чем защищать свою землю Русскую, православную веру христианскую!» .

    5 апреля 1240 г. произошла битва на Чудском озере, которая была чудесным образом завершена победой русских воинов. Так был остановлен натиск немцев против славян и прибалтийских народов.

    Летом 1251 г. умерла жена Александра Невского княгиня Александра.

    В конце 1252 г. во Владимир приехали послы от римского папы Иннокентия IV - два кардинала, Галд и Гемонт. Они привезли послание, в котором говорилось о предложении принятия князем Александром веру святой Римской католической церкви, якобы для душевного спокойствия и мира. Князь Александр, посоветовавшись со своими боярами, дал ответ следующего содержания: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешении народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Давида да начала царствования Соломона, от Соломона до Августа-кесаря, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса до

    царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - обо всем хорошо знаем, а от вас учения не приемлем» .

    Царь участвовал в более 20 сражениях и везде он был непобедим.

    По отношению к татарам князь вел уже совершенно другую политику. Князь Александр понимал их силу, обстановку среди удельных князей и проявил покорность хану, считая это единственным выходом спасти Русскую землю, поэтому он ездил в Большую Орду с богатыми подарками .

    В 1261 г. князю Александру удалось устроить в Орде Православную епархию в самой столице - Сарае, что явилось великим утешением для многочисленных русских пленников . Князь любил повторять пословицу: «Худой мир лучше доброй ссоры» .

    Пять поездок было у князя Александра в Орду. Последняя поездка состоялась в 1262-1263 г., когда великому князю удается спасти русский народ от беды.

    Князь Александр при посещении хана Батыя поклонился ему и сказал: «Царь, тебе поклоняюся, понеже Бог почтил тебя царством, а твари не поклонюся, та бо человека ради сотворена бысть, но поклоняюся единому Богу, Ему же служу и чту» .

    В последний раз приехал он в Сарай-Берке осенью 1263 г., чтобы отвести русских людей от беды. Пришлось князю Александру отдавать богатые дары хану и бекам. Когда он зимовал в Татарех, то заболел. До дома он не доехал, умер в Федоровском монастыре в Городце на Волге 14 ноября 1263 г., приняв перед смертью великий постриг - схиму - под именем Алексия. Погребение состоялось 23 ноября во Владимире, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественском Богородском мужском монастыре. Великий полководец Александр Невский причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

    Великий полководец Александр Невский имел множество добродетелей. Он любил жить в мире, ценил свободу и поступал справедливо. В нем было прекрасное сочетание человеческого и ангельского по-

    добия. Великий князь Александр Невский внес огромный вклад в утверждение и развитие традиций духовно-нравственного воспитания русских воинов: жить по заповедям ; трудиться до пота; всего себя отдавать служению Русской земле; учиться военному делу; беречь подданных своих; заботиться о своих детях и др.

    Литература

    1. Анищенков В. Русские святые воины. Жития. М.: Держава. 2000.

    2. Арефьева Л.И. Иллюстрированная хронология истории Российского государства. М.: Планета. 1990.

    3. Бегунов Ю.К. Александр Невский: Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М.: Молодая гвардия. 2003.

    4. Каргалов В.В. Исторические портреты: Святослав, Дмитрий Донской, Михаил Скопин-Шуйский и др. М.: Астрель. 2004.

    5. Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 304-307.

    6. Ситаров В.А. Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1 С. 135-139.

    7. Ситаров В.А. Проблемы реализации заповеди «Возлюби ближнего как самого себя // Педагогика. Общество. Право. 2012. № 3 (3). С. 4-10.

    1. Anishenko V. Century Russian saints. Life. M.: Power. 2000.

    2. Arefeva L.I. Illustrated chronology of the history of the Russian state. Moscow: Planeta. 1990.

    3. Begunov Y.K. Alexander Nevsky: the Life and deeds of the Holy and right-believing Grand Prince. M.: Young guard. 2003.

    4. Karganov V.V. Historical portraits: Svyatoslav, Dmitry Donskoy, Mikhail Skopin-Shuisky, etc. M.: Astrel. 2004.

    5. Romaniuk L.V Humanistic pedagogics // Knowledge. Understanding. Skill. 2012. No. 2. P. 304-307.

    6. Sitarov V.A. Violence and nonviolence // Knowledge. Understanding. Skill. 2005. No. 1 Pp. 135-139.

    7. Sitarov V.A. Problems of realization of the commandment «Love thy neighbor as thyself // Pedagogy. Society. Right. 2012. No. 3 (3). P. 4-10.

    События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе - как Бог велит и учит святая Церковь. Мы утратили прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения. Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры , с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

    Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России . Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало - по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание.

    Воспитать духовно-нравственную личность - значит обрести в её лице опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов - подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом уже на протяжении многих веков для наших соотечественников служит святой благоверный великий князь Александр Невский - потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей. Рода, который дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых . Рода, не просто принявшего Православие, а вместившего в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания, что власть означает служение Богу, своему народу и сама от себя ничего не имеет . Именно Мономаховичи стали дей-ственно формировать на Руси идею единого православного государства.

    Святой благоверный великий князь Александр Невский на протяжении многих веков служит для наших соотечественников образом святости . Из той трагической эпохи нам трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига , так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу.

    В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая, по слову историков, как «между молотом и наковальней» ? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.

    Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего 43 года (1220-1263 гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем Владимирским, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в труднейшее время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских католических рыцарских орденов. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец , вызывавший восхищение даже у своих врагов.

    В 1263 году, в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг - схиму с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда:

    «Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской».

    И тогда произошли чудеса , знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова:

    «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

    Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы достигали в нём христианский долг и гражданская ответственность . Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности . Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и семейной жизни.

    Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности . Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».

    Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос:

    «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?»

    И преподобный ответил:

    «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению».

    В этом контексте понятия «решимость» и «ответственность» чрезвычайно близки.

    Всё его житие можно уподобить иконе, образу, сверяясь с которым и должно строить свою деятельность правителям Руси и ее защитникам. На иконе святого Александра Невского в Александро-Невской Лавре, у раки с мощами, отражены четыре главные ипостаси князя: как идеал руководителя - он одет в великокняжескую мантию, как защитник веры - указывает путь ко Христу, как воин - облачен в воинские доспехи, как народный герой - стоит на русской земле, как «Солнце земли Русской» . Эта дивная икона полностью олицетворяет Александра Невского как символ России.

    Каков правитель народа, таковы и служащие при нем (Сир. 10,2).

    Воспитание личности, особенно в молодом возрасте, основано на подражании положительным примерам . Для всех христиан Высшим Идеалом является Христос. Апостол Павел указывает и путь приближения к Идеалу:

    Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (Кор. 4,16).

    «Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям . Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это - вершина, на которую невозможно подняться одним рывком» (святитель Николай Сербский).

    Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности - как христианина, семьянина и гражданина . Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих» недостижимо и воспитание цельной личности.

    Воспитание духа - это воспитание христианина , которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов для обретения ими единодушия, согласия и христианской любви.

    Воспитание души благонравной и благородной - это воспитание семьянина благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции.

    Воспитание тела - это воспитание гражданина - патриота, любящего Отечество и способного защитить его, к чему более всего призваны юноши - усилиями Государства, Церкви и государственной школы.

    Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей - сделав их чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, - то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни - приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди:

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, З3).

    События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе - как Бог велит и учит святая Церковь. Наша культура, наш быт утратили многие вековые традиции. Исчезает прежнее отношение к труду, армейской службе, как к служению Отечеству, на наших глазах разрушаются наука и образование, из сознания молодежи вытравливаются такие понятия, как почитание, верность, патриотизм, долг, честь, ответственность и, наоборот, пропагандируются жестокость, безнравственность и насилие. Мы потеряли преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения.

    Среди множества задач стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

    Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало, по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей призванных обеспечить достойное воспитание. Воспитать духовно-нравственную личность, значит обрести в её лице – опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов - подвижников веры и благочестия, примеров патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом, уже на протяжении многих веков для наших соотечественников, служит святой благоверный великий князь Александр Невский - потомок легендарного князя Владимира Мономаха. В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая по слову историков как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.

    Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего сорок три года (1220 – 1263гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в трудное время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских военных орденов противника. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов.

    В 1263году в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму, с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: «Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской». И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

    Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы были в нём - христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной, церковной и семейной жизни.

    Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».

    Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?» И преподобный ответил: «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению». В этом контексте понятия решимость и ответственность чрезвычайно близки.

    Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности - как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих», не достижимо и воспитание цельной личности.

    Воспитание духа – это воспитание христианина, которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов.

    Воспитание души благонравной и благородной – это воспитание семьянина, благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции. Воспитание тела – это воспитание гражданина - патриота, любящего Отечество и способного защитить его; к чему более всего призвано мужское поколение усилиями Государства, Церкви и государственной школы.

    Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей - чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни - приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6: З3).

    Выполнил:

    Ножкин Артем Андреевич,

    III курс, гр. 31.

    Руководитель:

    Александрова Татьяна Борисовна,

    преподаватель.

    Ветлужский район,

    РЕЦЕНЗИЯ К ЭССЕ НА ТЕМУ: «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ – СЛАВА, ДУХ И ИМЯ РОССИИ»

    Эссе на тему: «Александр Невский – Слава, Дух и имя России» подготовлено в целях патриотического и духовно - нравственного воспитания обучающихся на примере личности А. Невского.

    В процессе исследования общественно - политической деятельности Александра Невского были реализованы также цели, направленные на формирование личностных качеств обучающихся на основе ценностей православной веры.

    Тема данной работы определена для того, чтобы обучающиеся проявили интерес к отечественной истории и осознали все величие древней одухотворенной Руси, построенной на основах христианства. Содержание исследования позволяет показать, что западные ценности - ложны и были не приняты настоящей старой Русью и ее великими политическими деятелями такими, как Александр Невский. Основы православия - это те духовные начала, которые содействуют укреплению и процветанию России. Именно ради этого боролся с иноземными врагами Русской земли А. Невский, жизнь которого является для современной молодежи примером служения Отечеству, Богу и ближним.

    Руководитель работы: (Т.Б. Александрова)

    Цели исследования:

    ü Изучить деятельность А. Невского как великого политического и религиозного деятеля.

    ü Проанализировать роль А. Невского в формировании государственности на Руси на основе православной веры.

    Актуальность исследования заключается в том, что:

    ü А.Невский - выдающийся исторический деятель, возглавивший борьбу русского народа с татаро – монгольский игом и немецким Тевтонским Орденом.

    ü А.Невский - истинный защитник православной веры на Руси.

    ü А.Невский - символ преданного служения Отчизне.

    А. НЕВСКИЙ - ПОКРОВИТЕЛЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ.

    «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст божьих». Этими словами всегда руководствовались русские люди в старые времена: от царя до беднейшего пахаря. На этой великой основе росла и крепла древняя Русь. В наше время смысл жизни видят только в заботе о «хлебе», и материальные ценности заменили основы христианства. Чтобы воссоздать настоящую и сильную Россию, необходимо возродить духовные начала на основе православия, а не блуждать по кривым западным дорогам. «Все, что лучше есть в нашем Отечестве, - от веры православной. Она - основа красоты и мощи Святой Руси », - утверждает великий русский историк В.О. Ключевский.

    Периодом самого ужасного потрясения на Руси был 13 век. С востока на Русь нахлынули монголо - татары и разорили большую часть Руси. С северо - запада православному русскому народу угрожали немцы под знаменем католичества. Задачей политического деятеля того времени было сохранить существование Руси. Эту задачу принял на себя Александр Ярославич Невский, определивший развитие политической и духовной жизни своего времени.

    Отрочество и юность Александра Невского прошли в Новгороде. С 1236 года он становится князем в Великом Новгороде. Молодой князь был высок ростом, красив собою, с голос его, по выражению современника, «гремел перед народом как труба». Вскоре важный подвиг предстоял ему.

    Борьба Новгорода с немцами была неизбежна. Новгородцы владели землями, населенных чудью, между которыми они распространяли христианство, в отличие от немецких рыцарей, которые несли им католичество « на штыках». Происходили постоянные столкновения новгородцев с католической Швецией по поводу Финляндии, куда русские люди проникали с православным крещением. В 1240 году немцы овладели Псковом, и папская булла поручила им начать поход на Новгород – « на союзников язычества и врагов христианской веры». Послушание и смирение высоко ценились в старой Руси. Князь Александр горячо молился с дружиной в храме святой Софии: « И ныне, Владыко прещедрый, слыши словеса гордого варвара сего, похваляющегося разорити святую веру православную и пролити хоща кровь христианскую. Призри с небес и возбрани борющихся со мною, и прими оружие и щит, и встани в помощь мне. Ты бо еси Бог наш и на тебя уповаем» Молитва его была услышана.

    Накануне битвы со шведами один из воинов князя Александра видел на восходе солнца на озере ладью с гребцами в алых одеждах. Это были святые Борис и Глеб. Борис сказал: « Вели, брат Глеб, грести. Да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу». С верой в Бога шли сражаться князь Александр и воины. « Нас немного, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде»,- говорил А. Невский своей дружине, выступая против шведов. Все герои битвы, по сведениям летописца, говорили, что их на подвиг вдохновили святые Борис и Глеб.

    Шведы прислали к князю Александру объявление войны, надменное и грозное: « Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Перед новгородцами встал вопрос о защите православия, на которое посягали враги. Александр Ярославич выступил с новгородской ратью к устью Волхова. Шведы вошли в Неву, чтобы потом идти на Великий Новгород. 15 июля новгородцы появились перед шведским лагерем и начали их рубить топорами и мечами. Сам Александр нагнал командующего шведским войском и ударил острым копьем по лицу, « возложив ему печать на лицо». За это поражение немцев его стали называть Александром Невским.

    Затем Александр отправился с новгородцами очищать русские земли от врагов и освободил Псков. Вскоре состоялась новая встреча с неприятелем, которая известна в истории под названием «Ледовое побоище». Враги встретились 5 апреля 1242 года. Увидев приближающихся врагов, Александр поднял руки вверх и громко сказал: « Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!» Битва была упорная и жестокая. С треском ломались копья, и лед багровел от крови. Многие потонули.

    Немцы пробились свиньей или острой колонной сквозь русские полки и погнали уже бегущих, но Александр обогнал врагов с тыла и решил дело в свою пользу. «Была злая сеча», - говорит летописец. Убили 500 человек и взяли в плен 50 рыцарей. « Немцы, - говорит летописец, - хвалились: возьмем князя Александра руками, а теперь их самих Бог предал ему в руки». Потерявшие строй немцы бежали: русские гнались за ними семь верст.

    С торжеством возвращался Александр в освобожденный Псков. Близ коня его вели знатных рыцарей. Навстречу ему вышло духовенство. Народ приветствовал победителя радостными криками. Весь Псков вышел навстречу своему победителю, игумены и священники с крестами.

    Эти две победы имеют важное значение в русской истории: мысль о покорении северных русских земель навсегда оставила немцев. Так были со славою разбиты враги северо - западной Руси.

    В то время русские князья вынуждены были ездить с поклоном к монголо - татарским ханам в Орду. В 1242 году Александр Невский ездил в Орду, потому что хан Батый прислал передать ему: « Мне покорил бог многие народы. Неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться мне и увидишь честь и славу царства моего». Летописец говорит, что хан, увидев Александра, сказал своим вельможам: « Все, что мне ни говорили о нем, все правда: нет подобных этому князю».

    Хан направил Александра княжить в Киев, который был опустошен и представлял опасность для татар на юге, но Александр остался в Новгороде. В 1257 году началась перепись населения для обложения данью, но новгородцы заявили: « Умрем честию за святую Софию и наши дома, но не согласимся». В Орде не могли спокойно наблюдать за этим событием, и татарские полки были посланы, чтобы пленить христиан. Под давлением князя Александра новгородцы согласились на перепись. И начали ездить татары по улицам, переписывая христианские дома. Чтобы защитить своих людей, Александр снова отправился в Орду.

    Это было последним делом Александра: больной он приехал из Орды, где провел всю зиму. И по дороге в Городце умер 14 ноября 1263 года, « много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой за православную веру».

    В процессе изучения общественно – политической деятельности Александра Невского были проанализированы следующие проблемные вопросы:

    1. Почему А.Невский был причислен к лику святых?

    С моей точки зрения, основу жизни и деятельности А.Невского составляла православная вера, потому что смысл его жизни был в служении Отечеству и ближним. Вера Христова научила его любить сограждан своих, как самого себя. Дух православной веры управлял его мыслями и действиями. За заслуги А. Невского перед Отечеством и согражданами он был причислен к лику святых.

    2. А. Невский - истинный защитник Отечества. Можно ли утверждать, что его боевой дух поддерживала православная вера?

    Я думаю, что православная вера укрепляла в А. Невском любовь к Отечеству. Она вдохновляла его на мужество во всех битвах. Перед битвой на Чудском озере А. Невский помолился святой Софии, потому что, как русский человек, он стремился осветить все важные события своей жизни молитвой. Эта битва за Отечество стала для него святым подвигом за веру Христову.

    3. К А. Невскому неоднократно обращались посланцы из Рима с просьбой о введении католичества на Руси и всегда получали отказ. Можно ли его характеризовать как защитника православия?

    Я считаю, что православная вера научила А.Невского, человека высокообразованного, отличать полезное от вредного в западном учении, потому что науки, искусства и религиозные учения Запада он рассматривал с точки зрения православной веры, используя в политической деятельности лишь полезные знания.

    4. Митрополит Кирилл назвал А.Невского «солнцем земли Русской». За что русское духовенство ценило и уважало его?

    Исследование исторических событий свидетельствует о том, что митрополит Кирилл благословлял А.Невского на битву со шведами. Перед смертью он принял схиму. Нравственное чувство долга - основа деятельности А.Невского, а долг его состоял в том, чтобы укрепить Русскую землю и веру православную. Он до последних дней любил и защищал святую веру и Святую Русь. Как государь – христолюбец,

    А.Невский - по праву является крупнейшим политическим и религиозным деятелем своего времени.

    5. Почему А.Невский остается в памяти потомков как великий политический и религиозный деятель?

    Я пришел к выводу о том, что преданность православию и любовь к Родине - основы правления А.Невского, благотворно влиявшие на русский нард своего времени. Он был истинным патриотом своего Отечества, потому что он посвятил свою жизнь возрождению святой Руси. Защита Русской земли на северо - западе и знаменитые подвиги Александра за веру и землю оставили славную память о нем на Руси, сделали его видным историческим деятелем в нашей древней истории - от Мономаха до Донского. Символом этой памяти и славы служат сказания о подвигах Александра Невского, дошедшие до нас вместе с летописями. Великий князь Александр Ярославович, как говорит автор сказания, побеждал везде, а сам не был нигде побежден. Приходил в Новгород от западных стран,- говорит летописец, - знаменитый рыцарь и видел Александра. Вернувшись в свою землю, он рассказывал: « Прошел я много стран и народов, но нигде не видел такого ни в царях, ни в князьях князя.» Однажды явились к нему послы из Великого Рима от Папы, который велел сказать Александру: « Слышали мы о тебе, князь, что ты честен и дивен, и великая земля твоя, поэтому прислали мы тебе от 12 кардиналов двоих хитрейших послушать учения нашего». Александр, подумав с мудрецами своими, описал Папе все учение от сотворения мира до седьмого вселенского собора, прибавив: « Все это мы знаем хорошо, но от вас учение не принимаем». Этот факт свидетельствует о преданности Александра православной вере. Митрополит Кирилл был во Владимире, когда узнал о смерти Александра, и так объявил об этом народу: « Дети мои милые! Знайте, что зашло солнце земли Русской».

    Русское духовенство уважало и ценило этого князя за его умение побеждать завоевателей, чтобы спасти русский народ от бедствий и разорения и сохранить православную веру на нашей земле. В службе о нем поется: « Радуйся, заступник земли Русской. Моли Господа, даровавшего тебе благодать, соделать державу сродников твоих богоугодною и сынам России даровать спасение».

    На основе анализа деятельности А. Невского как политического и религиозного деятеля можно сделать следующие выводы:

    1. А.Невский возглавил борьбу русского народа за освобождение северо –западной части Руси от иноземных захватчиков.

    2. А. Невский установил дружественные отношения с Золотой Ордой, спасая русские земли от разорения.

    3. А.Невский, являясь защитником православной веры, не допустил проникновения католичества на русские земли.

    4. Деятельность А.Невского содействовала сохранению и укреплению русского народа как нации и в дальнейшем формированию государственности на Руси.

    Жизнь и деятельность Александра Невского - это пример беззаветного служения Родине, поэтому к нему по праву относятся строки:

    Медленно история листается,

    Летописный тяжелеет слог.

    Всё стареет, Родина - не старится,

    Не пускает старость на порог.

    Мы прошли столетия с Россией

    От сохи до звёздного крыла.

    А взгляни - всё то же небо синее,

    И над Волгой та же тень орла.

    И ещё немало будет пройдено,

    Коль зовут в грядущее пути.

    Но светлей и чище чувства Родины,

    Людям никогда не обрести.

    С этим чувством человек рождается,

    С ним живёт и умирает с ним.

    Всё пройдёт, а Родина - останется,

    Если мы то чувство сохраним.

    Список литературы:

    1. С.М. Соловьев «История России с древнейших времен», Москва, 2006г.

    2. Н.И. Костомаров « Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», Москва, 2009г.

    3. В.О. Ключевский «Курс русской истории», Москва,1989г.

    4. Н.Д. Тальберг «Святая Русь», Санкт – Петербург, 1992г.

    «Лик Святого в житийной литературе»Эпиграф: Имя Святого, ему данное,
    выразительней Великого.
    Н.М. Карамзин
    Цель: Сравнить образ Александра
    Невского как исторического деятеля и как
    героя житийной литературы.
    МХК 8 класс

    Древнерусская литература

    700 лет
    Сосредоточие русской духовности и патриотизма
    Почему надо знать древнерусскую литературу?
    Её образы и идеи в
    произведениях других
    писателей
    Основа всей русской
    литературы
    Формирует любовь к
    Отечеству

    Древнерусская литература

    В 10 веке
    Красота слога
    Величественность мысли
    Простота
    содержания
    источники
    Причины
    фольклор
    ПринятиеКультура Византии и
    христианства Болгарии

    Жанры

    Летописи
    Красноречие
    Жития
    сказания
    наставления
    легенды

    Черты древнерусской литературы

    Историзм содержания
    Этикетность формы, каноны
    Анонимность
    Рукописность

    Житийная литература как особый жанр

    Житие
    Цель
    vita
    прославление
    биография
    Епископов
    Патриархов
    Монахов
    святых

    Черты жития

    Неторопливость
    повествования
    Трёхчастность:
    вступление,
    собственно житие,
    заключение
    Деление на
    положительных и
    отрицательных
    героев
    Отбор из жизни
    Святого только
    положительных
    фактов
    Мало дат,
    повествование
    разворачивается на
    фоне вечности
    Нет индивидуальных
    черт

    Словарь

    «Агиос» - с греческого «святой»,
    «графос» - «пишу» - жизнеописание святых.
    «Канон» - с греческого «норма, образец».
    Икона – с греческого «эйкон», - «образ,
    предмет поклонения» - живописное
    изображение Бога, святого или святых.
    Святой – человек, посвятивший свою жизнь
    Богу. Делающий добро и ненавидящий зло,
    заслуживший у Бога за свою любовь и веру
    особых даров, например, дара чудотворения.

    Икона Александра Невского

    Сверху – пурпурная мантия с
    соболиным воротником.
    (знатный, княжеского рода)
    Под мантией – кольчуга.
    (воин, полководец)
    Меч в руке – указание на духовную
    брань, заступничество.
    . (защитник земли, веры русской)
    Над головой – золотой нимб и
    светоносные блики.
    (знаки Божественного
    присутствия, святости)
    Лик – спокойно-печальный,
    отрешенный от всего суетного и
    земного.

    10. Историческая справка

    11. История создания жития

    Александру Невскому как мудрому
    государственному деятелю и
    великому полководцу посвящено
    житие. Произведение это было
    написано в Рождественском
    монастыре во Владимире, где был
    погребен князь.
    Автор жития знал князя, был
    свидетелем его государственных дел
    и ратных подвигов. Ученые
    полагают, что житие написано
    митрополитом Кириллом. Чувство
    живой симпатии рассказчика к
    Александру, преклонение перед его
    ратной и государственной
    деятельностью обусловили особую
    искренность и лиричность
    повествования.

    12. Угадайте, какие фрагменты жизни Александра иллюстрируют эти миниатюры

    13. Перечитайте сцену первого сражения Александра Невского с немцами.

    Каким полководцем изображает автор жития
    Великого князя?
    Заполните таблицу цитатами из текста.
    Численность
    войска
    Душевное
    состояние
    полководца
    Речевая
    характеристик
    а
    Исход битвы

    14. Проверь себя

    Численность
    войска
    Душевное
    состояние
    полководца
    Речевая
    характеристик
    а
    Исход битвы
    “Шёл на врагов
    с малой
    дружиною”
    “Уповал на
    Святую троицу”,
    “разгорелся
    сердцем”,
    “начал
    молиться со
    слезами”,
    “начал
    ободрять
    дружину”.
    “Не в силе Бог,
    но в правде”.
    “Суди, Господи,
    обидящих мя и
    огради от
    борющихся со
    мною, возьми
    оружие и щит и
    встань на
    помощь мне”.
    “Перебил их
    князь
    бесчисленное
    множество, а на
    лице самого
    короля оставил
    след острого
    колья своего”.
    “Князь же
    Александр
    возвратился с
    победою, хваля
    и славя имя
    своего Творца”.

    15.

    – При каких обстоятельствах
    Александр Невский произносит
    афоризм: “Не в силе Бог, а в
    правде?” Что сильнее: сила или
    правда?
    – Как создается идеал мудрого
    правителя и храброго
    полководца?
    (Характеристика князя в житии
    очень разнопланова. С одной
    стороны, он исполнен
    церковных добродетелей – тих,
    кроток, смирен, с другой, –
    мужественный и непобедимый
    воин, в бою стремителен,
    самоотвержен и беспощаден к
    противнику. Так создается
    идеал мудрого князя, правителя
    и храброго полководца).
    – С какой целью автор вводит
    библейских героев?
    Охарактеризуйте их.
    – Почему именно Самсону
    уподобляется сила А. Невского?
    – Кто такой Соломон? Что общего
    между Соломоном и Невским?
    – Что хотел подчеркнуть автор
    жития, наделяя Александра
    Невского лучшими качествами
    нескольких легендарных
    библейских образов?
    (Его величие, божественное
    предначертание).

    16. Духовный портрет А. Невского

    Александр Невский
    праведник
    милосердный
    мудрый
    служил
    защищал
    радел за
    самоотверженно землю
    православную
    народу
    родную
    веру
    защитник
    непобедимый
    объединял
    княжества
    русские
    Образец нравственных и духовных ценностей

    17.

    – Можно ли на основании
    житийного портрета
    отнести Александра
    Невского к святым?
    – В чем заключается его
    святость? Докажите по
    тексту.
    – Чем Александр Невский
    заслужил звание
    “Святой”?
    – Чем житие может быть
    интересно современному
    человеку?

    18. Корин, «Александр Невский»

    Икона
    Корин, «Александр Невский»

    19. Домашнее задание

    Выучить теоретический материал
    Фонвизин «Недоросль» (прочитать)
    Подготовиться к контрольной работе по
    фольклору и древнерусской литературе
    (жанры фольклора и древнерусской
    литературы, содержание изученных
    произведений)