Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Общая характеристика критических периодов развития. Понятие кризиса развития. Нормативные кризисы развития. Критические и стабильные периоды развития по Л.С. Выготскому. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР

    Общая характеристика критических периодов развития. Понятие кризиса развития. Нормативные кризисы развития. Критические и стабильные периоды развития по Л.С. Выготскому. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР

    Процесс психологического развития ребенка осуществляется неравномерно. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

    Для стабильных периодов характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

    Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по несколько лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

    Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития . Возрастной кризис – это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой.

    Особенности кризисных периодов

    Для кризисных периодов возрастного развития характерны следующие особенности:

    • Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах.
    • Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение наблюдается в середине кризиса.
    • Трудновоспитуемость детей. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
      Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же, в любом случае, изменения психологии ребенка происходят. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим – таким, каким он был раньше.
    • Негативный характер развития. Во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями и отмирают.

    Значение кризисных периодов в развитии ребенка

    В возрастной психологии нет единого мнения по поводу места и роли кризисов в психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. По Выготскому, возрастной кризис – норма психического развития ребенка. По Леонтьеву кризис – свидетельство не совершившегося своевременно перехода. В работах 40-70х годов ХХ века кризис трактовался как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) возрастного перехода. Причиной такого поведения является возникшее у ребенка стремление к новому социальному положению. Фрустрация этого стремления – источник трудностей поведения. Психологическая трактовка кризиса свелась к педагогической коррекции. Преодоление трудновоспитуемости достигается при адекватном педагогическом ведении возрастного перехода. Позиция Д.Б. Эльконина: кризис – норма онтогенеза, условие кризиса – расхождение между операциональной и потребностной сторонами деятельности ребенка.

    В настоящее время чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.

    Причины возрастных кризисов

    Причина кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают. Центральное новообразование каждого возрастного периода содержит побудительную силу для дальнейшего развития и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде. В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития. Именно в кризисные периоды развития ребенок переходит на качественно новый этап своего развития.

    Виды возрастных кризисов

    Возрастные кризисы подробно описаны в работах Выготского. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.


    Кризисы и стабильные периоды

    Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

    Кризис - непродолжительный отрезок времени в онтогенезе, характеризуются резкими психологическими изменениями, связан с переходом на новый этап развития.

    Восемь возрастных кризисов . Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.

    Критические периоды

    Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен.

    Для критических периодов характерны следующие особенности:

    · Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

    · Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

    · Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

    · Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

    Стабильные периоды

    Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

    Социальная психология

    Методы социальной психологии.

    Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

    Методы исследования , в свою очередь различаются методы сбора информации и методы ее обработки.

    Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов, разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный).

    Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

    Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности.

    Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.

    Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

    Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

    Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явленияВарианты теста: тест-опросник и тест-задание.

    Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

    Тест-задание предполагает оценку поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

    Проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

    Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

    Возрастные кризисы - условное наименование переходных моментов от одного возрастного этапа к другому. Иногда такие называют негативным результатом столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Психическое развитие человека осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов: в рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрасте критическом. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

    Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З.Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л.Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л.Рубенштейн, А.В.Запорожец).

    Возрастные кризисы могут отмечаться значительным психическим дискомфортом, иногда даже ставящем под угрозу выживание организма. Такие переходы могут происходить спонтанно, как в случае кризиса середины жизни. Они могут быть вызваны интегративными психотехнологиями, участием в духовной практике. Психологический переход к более высокому уровню благополучия, ясности и зрелости редко протекает плавно и безболезненно. Скорее рост обычно отличается переходными периодами смятения и мучительных вопросов или в экстремальных случаях - периодами дезорганизации и полного отчаяния. Если эти кризисы успешно преодолены, то определенная дезорганизация и хаос могут оказаться средством избавления от ограничивающих, изживших себя жизненных паттернов. Появляется возможность переоценить, «отпустить на волю» старые убеждения, цели, идентификации, образ жизни и принять новые, более перспективные жизненные стратегии. Поэтому психологический кризис - это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост - с другой.

    При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17--18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис 13--14 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание. Зрелость также разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 лет до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

    В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кризис 33-35 лет -- когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

    Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет, когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви; в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет -- период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным -- человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает «свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

    В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса: первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

    В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

    Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий. Первая из них -- стадия отрицания. Мысль: «Нет, не я!» -- самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем стадия гнева -- гнев, охватывающий больного при вопросе: «Почему именно я?» -- изливается на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне.

    Следующая стадия «торга»: больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, выторговывает себе жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки. Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.

    После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии, он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне», замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать от мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап, и все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе -- наступает состояние «социальной смерти» (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

    Пятая стадия -- это «принятие смерти»: человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца -- это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и дыхания, но в течении 10--20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

    Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех клеток организма.

    Некоторые ученые утверждают, что с гибелью тела не происходит полная гибель души, психики человека, существует гипотеза, что душа человека в виде информационного сгустка после смерти человека продолжает существовать и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционно материалистическое понимание отрицает возможность сохранения души, психики человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

    Стабильные периоды : длительное развитие за счет микроскопических изменений, «подземным путем», новообразования возникают в самом конце, и только тогда понятен этот тайный процесс изменений. Младенчество (2 мес-1 г), раннее детство (1-3), дошкольный (3-7), школьный (8-13), пубертатный (13-18). Имеют двучленное строение, 2 стадии.

    Критические возрасты : за короткий срок ребенок меняется весь в целом. Особенности: границы неотчетливы, в середине – кульминация; трудновоспитуемость; негативный характер развития. Потеря приобретенного прежде, «Пустыня отрочества». Кризисы новорожденности, 1 года, 3, 7, 13 лет. Кризисы – это переломные моменты в развитии, когда сильно меняются условия, например, ребенок из утробы попадает во внешнюю среду. Но негативизм, инволюция – не вся суть кризиса. Наоборот, происходит созидание, положительное построение личности. Имеют 3 фазы, предкритическая, критическая и посткритическая (с литическими переходами).

    Новорожденность: изменение всего строя жизни; все – сплошное новообразование, хотя регресс – даже физический, падение веса

    1 год : речь и прямохождение

    3 года : новые черты личности; если кризис происходит вяло, это тормозит аффективное и волевое развитие

    7 лет : рост самостоятельности, изменение отношений со сверстниками.

    13 лет : переход к высшей форме интеллектуальной деятельности, к пониманию и дедукции

    Новообразования, возникшие в кризисе, специфичны и переходны, в отличие от возникших в стабильные возраста. Они отмирают, поглощаются следующими новообразованиями, не входят неизменными в структуру личности, подчиняются и растворяются, латентно участвуя в «подземном развитии». Ребенок развивается неравномерно. Есть относительно стабильные периоды, а есть критические возраста. Кризисы открыты эмпирическим путём, причём в случайном порядке 7,3, 13,1,0. Во время критического периода ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное,. бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен.

    Особенности:

    1.Границы, отличающие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчётливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наступает в середине кризиса. В это время он достигает апогея.

    2.Трудновоспитуемость детей в критические периоды в своё время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

    3.Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов совершается скорее разрушительная, чем созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития – новообразования (Выг).

    4.Новообразования критических периодов носят переходный характер. т.е. они не сохраняются в том виде, в котором возникают.

    Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов. Динамика развития: К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений. → изменяется соц. ситуация развития. Наступает критический период.

    Кризис новорожденности

    Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.

    Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. (Инстинктивные системы - это такие системы, в которых известный раздражитель вызывает заранее зaданные формы поведения). К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности. Потеря инстинктивных форм поведения происходила на протяжении сотен тысяч лет, она - чрезвычайное благо, расширившее возможности развития. Дж. Брунер отмечал, что эволюция приматов основана на отборе в направлении все более отличительного паттерна незрелости, благодаря именно такому направлению отбора стала возможной более гибкая адаптация нашего вида.

    Период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая, социальная ситуация его развития. C самого начала возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы. Однако социальная ситуация развития должна установиться. Единство ребенка и матери должно появиться. То единство, которое существует с самого начала, идет со стороны матери, а со стороны ребенка, пока еще ничего нет.

    Кризис трех лет

    Кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса.

    Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

    Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

    Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер Это протест против порядков, которые существуют дома.

    Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла.

    Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: "дура".

    Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями "Все

    поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними",- писал Л. С. Выготский.

    В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

    Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я".

    Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

    Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).

    К концу раннего возраста желания ребенка становятся обобщенными и аффект (проявления кризиса) тем сильнее, чем с более обобщенными желаниями он связан.

    Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого - ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения, подчеркивал Д. Б. Эльконин.

    Кризис семи лет .

    На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

    В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

    Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

    Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится "симптом потери непосредственности" (Л. С Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент - ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это - внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д Б Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.

    Кризис подросткового возраста.

    Выделяют две фазы подросткового возраста: I фаза 12-15 лет, II фаза 15-18 лет. У современных подростков сначала наступает половое созревание, потом органическое и только потом социальное. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению продолжительности подросткового возраста. Депривация в этом возрасте связана с внутренними факторами. Сохраняется зависимость от взрослых, и усиляется потребность освобождения от контроля.

    Д. Б. Эльконин. Поворот ребенка на самого себя в учебной деятельности, и как следствие этого, возникновение вопроса: «Кто я?».

    Симптомы перехода:

    Трудности отношения со взрослыми

    Появление детских компаний

    Появление личных дневников

    Новообразования по Л. С. Выготскому: развитие рефлексии, и на ее основе – самосознания.

    Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. "Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях,"- писал он. Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии".

    Л. И. Божович выделяла еще одно новообразование этого возраста - самоопределение. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессию. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно "как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка". Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.

    Кризисы - переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л. С. Выготским: "Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически". Раскрыть психологическую сущность кризиса - значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.

    Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет - кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет - кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

    Выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода. Дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

    Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

    Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития.

    Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.

    Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

    Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

    Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований.

    Кризис новорожденности (0-2 месяца).

    Младенчество (2 месяца - 1 год).

    Кризис одного года.

    Раннее детство (1-3 года).

    Кризис трех лет.

    Дошкольный возраст (3-7 лет).

    Кризис семи лет.

    Школьный возраст (8-12 лет).

    Кризис тринадцати лет.

    Подростковый (пубертатный) период (14-17 лет).

    Кризис семнадцати лет.

    Юношеский период (17-21 год).

      Критерии построения возрастныхпериодизаций вотечеств и зарубеж возрастной психологии.

    Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.

    По мнению Л.С. Выготского , все периодизации можно разделить на 3 группы:

    * Первая группа вкл в себя периодизации, построенные наоснове внешнего критерия, связанного с процессом развития .

    К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу : в основу ставятся биологические процессы созревания, а остальные процессы развития рассматриваются как производные.

    1) Пер-цияРене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

    0 - 3 года -- раннее детство; 3 - 5 лет -- дошкольное детство; 6 - 12 лет -- наче школьное обр;

    12 - 16 лет -- обучение в средней школе; 17 л и старше -- высшее и университетское обре.

    2) Блонский предложил строить периодизацию посмене зубов :

    0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство; 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов

    6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

    *Ко 2й группе относятся периодизации,основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно .

    1) Зигмунд Фрейд прослеживает линию - психосексуального развития. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания. Возрастное развитие, его стадии, связаны со смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызываетудовольствие .

    0 - 1год оральная стадия . Реб получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я").

    1 - 3 анальная стадия . Формируется опрятность, аккуратность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в резул чего в личности реб начинает формир - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

    3 - 5 л фаллическая стадия . Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры).

    5 - 12 л латентная ст как бы временно прерывает сексуальное разв реб. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы реб напр-ются на общение с друзьями, школьное обучение.

    12 - 18 л генитальная ст соответствует собственно половому разв реб.

    2) Л. Колберг сделал акцент наморальное развитие.

    1. Страх наказания (до 7 л): страх перед правом силы, страз быть обманутым и недополучить благ.

    2. Стыд перед окр людьми (13 л): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

    3. Совесть (после 16 л): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.

    3) Э. Эриксона пер-ция личностного рав: (нормальная линия разв/аномал-я линия разв)

    1) доверие -- недоверие (1 год);

    2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2 - 4 года);

    3) предприимчивость и чувство вины (4 - 6 лет); 4) умелость и неполноценность (6 - 11 л);

    5) идентификация личности и путаница ролей (12 - 15 лет - девочки и 13 - 16 л- мал);

    6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни);

    7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);

    8) целостность и безнадежность.

    На каждом этапе формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу.

    4) Ж. Пиаже за основу взялинтеллектуальное развитие :

    1) сенсомоторная стадия (от рож до 18 -- 24 месяцев);2) дооперационная ст (от 1, 5 - 2 до 7 л);

    3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 л); 4) стадия формальных операция (от 12 до 17 лет).

    * Третья группа выделяет периоды развития на основесущественных критериев, признаков .

    1) Периодизация Л.С. Слободчикова :

    1 ступень -- оживление (от рождения до 1 года); 2 ступень -- одушевление (от 1 г до 5 - 6 л);

    3 ступень -- персонализация (от 6 до 18 лет); 4 ступень -- индивидуализация (от 17 до 42 л).

    2) Периодизация Выготского и Эльконина используются3 критерия - соц ситуация разв, ведущая деят-ть и возрастное новообразование.

    Младенчество (от рож до 1 г), Раннее детство (1-3 л), Игровой возраст, дошк (3-6 лет),

    Шк возр (6-12), Юность (12-20), Молодость (20-25 л), Взрослость (25-60 лет),Старость (от 60 л)

    28.Проблема периодизации жизни взрослого человека.

    Возрастные периодизации психич развития взрослого человека.

    Учитывая социальные, психологические и биологические факторы, исследователи определяют границы взрослости по-разному.

    Например, Е Эриксон выделяетраннюю взрослость (20-45 лет),среднюю взрослость (40-60) ипозднюю взрослость (свыше 60 л)

    По мнению Бромлея , взрослость состоит из 4х стадий:

    ранней (20-25 л), средней (25-40 л), поздней взрос (40 - 55 л) и предпенсионного возр-та (55-65 л)

    После нее наступает старение, в котором выделяют стадии \"удаления от дел\", или \"отставки\" (65-70 лет), старости (70 л и более и дряхлости \"болезненной старости и смерти

    По периодизации Ананьева , средний возраст (зрелость) состоит из 2х фаз (от 21-22 до 35 л и от 36 до 55 - 60 л), затем наступает преклонный возраст (от 55-60 до 75 л), далее - старость (75-90 л) и возраст долгожители5-90 лет)

    Одна из специфических проблем - это определение объективных критериев зрелости человека. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость » заменяется понятием «взрослость », что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии:

    Ранняя взрослость от 20 до 40

    Зрелая взрослость от 40 до 60

    Поздняя взрослость от 60 и старше.

    Для определения возраста человека используют также понятие \"биологический возраст \", \"социальный возраст\" и \"психологический возраст\"

    Психологический возраст указывает на уровень адаптированности человека к требованиям окружающего мира, характеризует развитие его интеллекта, способность к обучению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как идентичность, жизненно ный план, переживания, установки, мотивы, смыслы и т.д.

    Социальный возраст определяют, учитывая соответствие положения человека существующим в конкретном социуме нормам

    Биологический возраст чаще всего указывает на соответствие состояния организма и его функциональных систем определенному моменту жизни человека

    30.Кризис юности .Варианты взросления в юности. Кризисы возрастного развития.

    Наиболее очевидное проявление кризиса юности, перехода к самостоятельной жизни встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи . Крушение надежд переживается очень тяжело – необходимо снова начинать работу по самоопределению.

    Свои опасности и трудности подстерегают юношей и девушек, поступивших в учебные заведения и подтвердивших тем самым свои жизненные планы. Процесс адаптации первокурсников к вузу обычно сопровождают отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неподготовленность к обучению в вузе; неумением осуществлять психологическое саморегулирование собственного поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного; поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживанием быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие и т.п.

    В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой. В поведении юношей и девушек проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности и даже представлением о собственной неполноценности.

    В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональной и жизненном выборе , несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения.

    В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с кризисом смысла жизни. Актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я. Отсюда – интерес к нравственно-этическим проблемам, психологии самопознания и самовоспитании. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, какнаркомания, алкоголизм .

    Кризис юности

    Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности – и вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых органов жизнедеятельности.

    Позитивное начало кризиса юности связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования. Начало ступени индивидуализации (по периодизации В.И.Слободчикова) означает вступление человека в период не только возрастного (общего для всех), но и индивидуального становления.

    Кризисы возрастного развития

    Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями.

    В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое.

    Кризис новорожденности . Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

    Кризис 1 года . Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

    Кризис 3 лет . Граница между ранним и дошк возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окр – кризис социальных отношений».

    Кризис 7 лет . Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания.

    Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения.

    Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

    Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

    Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».

    Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение

    Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет) . Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Появл страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли.

    В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

    Кризис 30 лет. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

    Возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

    Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

    У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис. Это так называемый кризис 40 лет . Это как бы повторение кризиса 30 лет.

    Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией.

    Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них.

    Кризис ухода на пенсию . Противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Снижение своего социального статуса, иногда приводят к резкому ухудшению общего физич и психич состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.