Урок литературы "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"". Пейзаж в рассказе Тургенева «Бежин луг Звуки в рассказе бежин луг
В статье мы расскажем о цикле рассказов И.С. Тургенева - «Записки охотника». Объектом нашего внимания послужило произведение «Бежин луг», а особенно пейзажи в нем. Краткое описание природы в рассказе "Бежин луг» ждет вас ниже.
О писателе
Иван Сергеевич Тургенев - один из величайших русских писателей.
Родился этот писатель, драматург и переводчик в в 1818 году. Писал в жанре романтизма, переходящего в реализм. Последние романы были уже сугубо реалистическими, при этом дымка "мировой скорби"" присутствовала и в них. Также ввел в литературу понятие "нигилист" и на примере своих героев раскрыл его.
О рассказе "Бежин луг"
Рассказ "Бежин луг" входит в цикл "Записки охотника". Интересна история создания этого цикла самостоятельных рассказов. Вместе они создают удивительную кайму пейзажей, азарта, тревог и суровой природы (а описание природы в рассказе "Бежин луг" - это удивительное отражение чувств человека в зеркале окружающего мира).
Когда писатель вернулся в Россию после поездки за границу, в 1847 году начал свой долгий путь журнал "Современник". Ивану Сергеевичу предложили опубликовать на страницах номера небольшое произведение. Но писатель считал, что достойного ничего и нет, и в конце концов принес редакторам небольшой рассказ "Хорь и Калиныч" (в журнале его назвали очерком). Этот "очерк" произвел эффект взрыва, читатели стали просить Тургенева в множественных письмах к нему продолжать и издать что-то похожее. Так писатель открыл новый цикл и начал, будто драгоценный бусы, плести его из рассказов и очерков. Всего под этим названием было издано 25 рассказов.
Одна из глав - "Бежин луг" - известна удивительными картинами природы, атмосферой ночи. Описание природы в рассказе "Бежин луг" - настоящий шедевр. Луг и лес, ночное небо, и костер будто живут своей жизнью. Они не просто фон. Они - полноценные персонажи этой истории. Начавшийся описанием раннего утра и рассвета рассказ проведет читателя по жаркому летнему дню, а потом по мистической ночи в лесу и на лугу с загадочным названием «Бежин».
Описание природы в рассказе "Бежин луг". Краткое содержание.
Очень хорошим июльским днем герой рассказа пошел на охоту за тетеревами. Охота была довольно удачной, с полным заплечным мешком дичи он решил, что уже пора домой. Поднявшись на холм, герой понял, что перед ним совершенно чужие ему места. Решил, что "слишком свернул вправо", он сошел с холма в надежде, что сейчас поднимется с нужной стороны и увидит знакомые места. Надвигалась ночь, а путь все так же был не найден. Блуждая по лесу и задавая себе вопрос "Так где же я?", герой внезапно остановился перед пропастью, в которую едва не упал. Наконец-то, он понял, где находится. Перед ним простилалось место, названное Бежин луг.
Охотник увидел неподалеку огоньки и людей возле них. Двинувшись к ним, он увидел, что это мальчишки с близлежащих деревень. Они пасли табун лошадей здесь.
Отдельно стоит сказать про описание природы в рассказе "Бежин луг". Она удивляет, очаровывает, а иногда и пугает.
Рассказчик попросился остаться с ними на ночлег и, чтобы не смущать мальчиков, прикинулся спящим. Ребята начали рассказывать страшные истории. Первая о том, как они ночевали на заводе и там их напугал "домовой".
Вторая история - о плотнике Гавриле, что пошел в лес и услышал зов русалки. Испугался и перекрестился, за что прокляла его русалка, сказав, что "будет он всю жизнь убиваться".
Описание природы в рассказе "Бежин луг" служит не только декорацией к этим историям, оно дополняет их мистицизмом, очарованием, загадочностью.
Так до рассвета вспоминали ребята страшные истории. Автору до души очень припал мальчик Павлуша. Внешность у него была совершенно не примечательная, но глядел он очень умно и «в голосе его звучала сила». Его рассказы ребят совершенно не пугали, на все был готов рациональный, мудрый ответ. А когда в разгар разговора залаяли и бросились в лес собаки, Павлуша кинулся за ними. Возвратившись, он спокойно сказал, что ожидал увидеть волка. Смелость мальчика поразила рассказчика. Наутро он вернулся домой и часто вспоминал ту ночь и мальчика Павла. В завершение рассказа герой с грустью говорит о том, что Павлуша, через некоторое время после их знакомства погиб - упал с лошади.
Природа в рассказе
Особое место в рассказе занимают картины природы. Описание природы в рассказе "Бежин луг" Тургенева начинает рассказ.
Пейзаж несколько меняется, когда герой понимает, что заблудился. Природа все так же прекрасна и величава, но навеивает какой-то неуловимый, мистический страх.
Когда мальчики неторопливо ведут свои детские речи, луг вокруг будто внимает им, иногда поддерживая жутковатыми звуками или полетом непонятно откуда взявшегося голубя.
Роль описания природы в рассказе "Бежин луг"
Этот рассказ славится своими пейзажами. Но рассказывает он не о природе, а об истории с главным героем, о том, как он, заблудившись, зашел на Бежин луг и остался на ночь с деревенскими мальчиками, слушая их страшные рассказы и наблюдая за детьми. Зачем же так много описаний природы в рассказе? Пейзажи не просто дополнение, они настраивают на нужный лад, увлекают, звучат, будто музыка на втором плане повествования. Обязательно прочитайте рассказ полностью, он удивит и очарует вас.
План
Введение
Природа помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие.
Описание природы делает текст более выразительным.
Основная часть
Описания летнего июльского дня.
Художественно-выразительные средства, используемые при описании:
- эпитеты;
- метафоры;
- сравнения.
Смена пейзажа отражает настроение рассказчика.
Заключение
Природа у писателя - художественный образ, раскрывающий психологическое состояние героев.
Природа помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия. В своих произведениях И.С. Тургенев не раз пользуется природными описаниями, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче. Например, в основе названия одного из рассказов цикла «Записки охотника» - точно указанное место, Бежин луг, на котором разворачиваются основные события произведения. Заблудившись, рассказчик вышел к Бежину лугу, где и познакомился с крестьянскими ребятишками, которые говорили о народных поверьях, приметах, вере людей в добрых и злых духов.
Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургеневым используются эпитеты: «заря... разливается кротким румянцем», «солнце:- не огнистое, не раскаленное», «лиловый... туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце... мирно всплывает», «облака... почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают..., как дым», «как бережно несомая свечка, ... вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же, как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние... над потемневшей землей», и «печать ка- кой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.
Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель ощущает страх и волнение.
Таким образом, пейзаж в тургеневском рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев - мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя -- тот художественный образ, который раскрывает психологическое состояние героев.
Конспект урока литературы в 7 классе
Цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».
Цели урока:
знакомство учеников с фрагментами биографии Тургенева;
выявление идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».
Задачи:
показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;
помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;
продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения;
помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев;
воспитывать трепетное отношение к природе .
Оборудование урока: портрет писателя, презентация, аудиокнига «И.С. Тургенев «Записки охотника»,издание «Записок охотника».
Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.
Методические приёмы: рассказ учителя, доклады учеников, беседа, выразительное чтение, анализ текста.
Ход урока.
Вся моя биография в моих сочинениях…
(слайд 1) И. С. Тургенев.
Слово учителя
Слайд 2
Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, И.С. Тургенева, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, рассмотрим идейно-художественные и жанровые особенности произведения «Бежин луг».
Слайд 3
Писатель отличается от обыкновенных людей особой эмоциональностью, впечатлительностью, однажды пережитое остается в памяти навсегда. И как замечательно сказал о Тургеневе великий французский писатель Ги де Мопассан.(зачитывается учеником)
(слушаем доклады учеников)
доклад 1 (Вильева Юлия)Слайд 4
по ходу Слайд 5
(статья в учебнике на стр. 167)
Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана Грозного.
В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.
Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать - богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии.
Все управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что все вокруг подчинено дикому произволу, капризам властных родителей. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе. (Слайд 6 )
Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в моих произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.
С гувернерами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.
доклад 2 (Кузьмина Юля)Слайд 7 (статья в учебнике на стр. 168)
Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.
Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Слайд 8
Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Грановским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.
доклад 3 (Кащеева Вика) Слайд 9
(на материалах, данных учителем)
Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от начального периода творчества И. С. Тургенева, в течение которого он создал множество стихотворений и поэм, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев, поставивший перед собой новые творческие задачи, обратился для их воплощения и выражения к рассказам-очеркам. (Слайд 10 )
состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. (Слайд 11 )В основе художественной стройности «Записок охотника» - образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая читателю уже известные сведения об этом лице.
Слайд 12
2. Беседа. ( Выявление читательского восприятия учеников.)
- С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)
- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»? Почему она называется «Записки охотника».
Напомните мне, какие литературные жанры вам уже знакомы?
Слово учителя: первые читатели обратили внимание на необычность произведения, по-разному определяли его жанровую особенность. «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…».
Как мы определим жанр «Записок охотника»?
-Почему очерк? Запись определения в тетради. Слайд 13
Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.
Слайд 14
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».
- С чего начинается рассказ? (с описания природы)
- Может быть , вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж) Слайд 15
- Запишем определение в тетради :
Пейзаж – картина природы в художественном произведении.
Вопрос: с какой целью используется пейзаж в художественном произведении?(отвечает ученик)Слайд 16-17
(Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия .)
- Итак, какую же роль играет пейзаж в литературном произведении? Слайд 18 (зачитываем и записываем)
3. Выразительное чтение. (МУЗЫКА)
Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. (Активизация читательского восприятия перед чтением очерка) Слайд 19
Зачитаем описание июльского утра. Какую же функцию выполняет такое описание природы?
(Чтение описания июльского утра. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОКНИГИ «И.С. Тургенев «Записки охотника») 02:40
- Какую функцию выполняет такое описание природы? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию )
4. Работа с текстом.
Сейчас мы с вами займемся исследовательской работой. При работе с текстом попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы?
Приведите примеры.
- Вопрос: какие художественные приемы вы знаете?
РАБОТА В ГРУППАХ
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»… Слайд 20
Вопрос: какую же роль играют эпитеты? (зачитываем и записываем)
Обратите внимание на слайды какие чувства вызывают цвета? Слайд 22-23
Слайд 24
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Слайд 25
Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
Слайд 26
Олицетворение : «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…. Слайд 27
Итак Тургенев в произведении пользуется такими приемами как Слайд28-29
Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос) Слайд 30
Прежде чем на него ответить, нам придется поработать с текстом.
- Кто повествователь в рассказе? (после ответа) Слайд 31
- Почему повествователь заблудился?
5. Работа с таблицей.
- О каких чувствах пишет автор рассказа? Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?
(Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей») Слайд 32
-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте Слайд 33
- Кто же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун)
(после ответа) Слайд 34
- Как вы думаете, п очему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).
-Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня) Слайд 35
5. Закрепление. Вернемся к нашему вопросу: как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?
(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)
- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)
Итоги урока: Слайд 36
- Понравился ли вам рассказ Тургенева?
- Что нового вы узнали на уроке?
6. Домашнее задание Слайд 37
1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание 5 человек из класса):
Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);
Описание его внешнего вида (цитаты из текста);
История, которую рассказал герой;
Ваше отношение к герою.
7. Подведение итогов урока и выставление оценок.
Иван Тургенев - подлинный мастер слова, который в своих произведениях умело смешивал слова литературного языка и диалектизмы Орловской губернии. Рассмотрим роль описания природы в рассказе «Бежин луг», входящем в замечательный цикл «Записки охотника», знакомство с которым происходит в средней школе.
Особенности пейзажа
Природа занимает в небольшом рассказе Тургенева особое место, словно становится еще одним его действующим лицом. Будучи настоящим патриотом, писатель настолько проникновенно и точно описывает место действия, что у читателя перед глазами оживают подлинно прекрасные картины. Посмотрим, как описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает воплотить в жизнь авторский замысел.
Сначала писатель подробно описывает место действия. Его герой направляется на охоту в Тульской губернии, при этом время действия также указывается - «прекрасный июльский день». Какая же картина встает перед глазами читателей, знакомящихся с рассказом?
- Раннее ясное утро. Интересно, что, будучи настоящим знатоком народных примет, Тургенев обозначает, что такая погода, как правило, устанавливается ненадолго.
- Утренняя заря заливается кротким румянцем, будто робкая стыдливая девушка.
- Солнце - приветливое, лучезарное, доброжелательное, сам образ дарит хорошее настроение.
- Описывая небо, Тургенев активно использует уменьшительно-ласкательную лексику: «облачка», «змейкой», сравнивает облака с разбросанными по бескрайней морской глади островами.
Картина действительно восхитительная, при этом каждое слово описания природы в рассказе «Бежин луг» дышит искренней авторской любовью и не может оставить равнодушными вдумчивых читателей, вызывает отклик в их душах.
Композиция
Несмотря на то что произведение небольшое по объему, в нем можно выделить несколько смысловых частей:
- Описание прекрасного утра, которое переходит в погожий день, будто идеально созданный для охоты.
- Охотник заблудился, вокруг него сгущается тьма.
- Встреча с мальчиками, мир вновь обретает свои прекрасные краски.
- Ночь становится торжественной и величавой.
- Наступает утро.
Краткое описание природы в рассказе «Бежин луг» можно встретить в каждой из этих смысловых частей. Причем везде пейзаж будет живым, психологичным, не просто фоном, но действующим лицом.
Природа и настроение героя
Итак, сначала Тургенев рисует нам картину раннего утра, именно тогда и началась охота его героя на тетеревов. Сама природа словно выражает приподнятое настроение персонажа. Он настрелял много добычи, насладился удивительными пейзажными видами, подышал чистейшим воздухом.
Далее описание природы в рассказе «Бежин луг» становится еще более важным - окружающий мир начинает выражать настроение героя. Он понял, что заблудился. И природа меняется вместе со сменой его настроения. Трава становится высокой и густой, ходить по ней «жутко», появляются отнюдь не приятные человеку обитатели леса - летучие мыши, ястреб. Сам пейзаж словно сопереживает заплутавшему охотнику.
Картина ночи
Наступает ночь, охотник понимает, что он совершенно заблудился, устал и не знает, как выйти к дому. И природа становится соответствующей:
- Ночь приближается, «словно грозовая туча».
- Темнота «льется».
- «Все кругом чернело».
- Появляется образ пугливой птицы, которая, случайно задев человека, поспешно скрылась в кустах.
- Мрак становится угрюмым.
- Жалобно пищит испуганный зверек.
Все эти образы полны психологизма, помогая Тургеневу передать внутреннее состояние своего героя. Заметим, что напрямую очень мало говорится о том, что охотник испуган, устал, начинает испытывать досаду. Все его внутреннее состояние автор выражает через описание природы в рассказе «Бежин луг». И мастерство его поражает.
Поэтому пейзаж становится не просто местом действия, но и способом выразить мысли и переживания героя.
Встреча с мальчиками
В анализе описания природы в рассказе «Бежин луг» отрывок, повествующий о встрече героя с деревенскими мальчишками, имеет особое значение. Заметив в отдалении огоньки, уставший охотник решает выйти к людям, чтобы переждать ночь. Именно так он и встречает простых и бесхитростных мальчиков, которые заслуживают его симпатию и восхищение своей близостью природе, полной искренностью. После разговора с ними меняется и авторское восприятие окружающего пейзажа, исчезает его мрачность, унылость и черные краски. Процитируем: «Картина была чудесная». Казалось бы, ничего не изменилось, все та же ночь, так же герой далек от дома, но его настроение улучшилось, описание природы в рассказе «Бежин луг» становится совсем иным:
- Небо стало торжественным и таинственным.
- Окружают персонажей животные, которые издавна считались друзьями и помощниками людей - лошади и собаки. При этом очень важны звуки - если раньше охотник слышал жалобный писк, то теперь воспринимает, как лошади «бодро жуют» траву.
Посторонние пугающие шумы не тревожат героя, рядом с деревенскими ребятами он нашел покой. Поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает не просто воссоздать место действия, но и выразить чувства и переживания героя.
Способы художественного рисования
Для создания картин окружающего охотника пейзажа писатель использует цветовые и звуковые образы, а также запахи. Именно поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» Тургенева получается живым и ярким.
Приведем примеры. Чтобы воссоздать прекрасные картины, открывающиеся взору героя, прозаик использует огромное число эпитетов:
- «Круглое красноватое отражение».
- «Длинные тени».
Имеется и большое количество олицетворений, ведь описание природы в рассказе «Бежин луг» показывает ее живым действующим лицом:
- пыль несется;
- тени добегают;
- мрак борется со светом.
Есть в изображении окружающего мира и звуки: собаки «злобно лают», «детские звонкие голоса», звонкий хохот мальчиков, лошади жуют траву и фыркают, рыба негромко плещется. Присутствует также и запах - «запах русской летней ночи».
В небольшом отрывке Тургенев использует огромное число изобразительно-выразительных приемов, которые помогают ему нарисовать подлинно великолепную, наполненную жизнью картину окружающего мира. Именно поэтому можно сказать, что роль описания природы в рассказе «Бежин луг» велика. Зарисовки помогают автору передать настроение героя, который близок по духу самому Тургеневу.
Титаев Иван
Цель данной работы: определить художественное своеобразие тургеневского пейзажа, определить роль пейзажа в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг», проследить развитие центрального образа – света в рассказе. Задачи работы: изучить изобразительно-выразительные средства языка; определить роль тропов в создании картин природы; выявить функцию пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»; осмыслить проблему взаимоотношения человека и природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 105
Автозаводского района г. Нижнего Новгорода
Научное общество учащихся
Художественное своеобразие пейзажа в рассказе
И.С.Тургенева «Бежин луг»
Выполнил: Титаев Иван,
ученик 5 б класса
Научный руководитель:
Матросова И. А.,
учитель русского языка и литературы
Нижний Новгород
2014
Стр. |
|
Введение | |
Глава 1 Понятие «Пейзаж». | |
Глава 2 Художественное своеобразие тургеневского пейзажа в рассказе «Бежин луг» | |
2.1 Картина раннего летнего утра | |
2.2 Картина ясного летнего дня | |
2.3 Картина ночи | |
2.4 Образ света | |
Глава 3 Значение природы в рассказе «Бежин луг» | |
Список используемой литературы |
Введение
«Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей; он сын ее».
И.С. Тургенев
И. С. Тургенев выступает необыкновенным мастером изображения картин русской природы. С громадной художественной силой и глубиной отразил писатель всю неяркую и неброскую красоту родной природы.
«Прекрасное – единственная бессмертная вещь… Прекрасное разлито повсюду», - напишет Тургенев в 1850 году. Благоговение перед тайной жизнью природы распространил писатель и на отношение к человеческой душе. Природа дает человеку чистоту, спокойствие, но она же заставляет его чувствовать себя совершенно беспомощным и слабым пред ее непостижимой силой и таинственностью. Природа в его произведениях являет собой живой и всеобъемлющий образ, это как бы еще один герой в системе персонажей
Цель работы:
Определить художественное своеобразие тургеневского пейзажа, определить роль пейзажа в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг», проследить развитие центрального образа – света в рассказе.
Задачи:
- Изучить изобразительно-выразительные средства языка;
- Определить роль тропов в создании картин природы;
- Выявить функцию пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»;
- Осмыслить проблему взаимоотношения человека и природы.
Методы исследования:
1) анализ текста,
2) поисковый метод,
Объект исследования:
Произведение И.С. Тургенева «Бежин луг».
Предмет исследования:
Изображение пейзажных зарисовок.
Для решения поставленных целей и задач мне необходимо изучить следующую литературу:
1. .Валагин, А. П. И. С. Тургенев «Записки охотника»: Опыт анализирующего чтения/ А. П. Валагин//Литература в школе. – 1992. - №3-4. – С. 28-36.
2. И.С. Тургенев Бежин луг - М.: 2005г..
3. Николина, Н. А. Композиционно стилистическое своеобразие рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»/Н. А. Николина//Рус.яз. в школе. – 1983. - №4. – С. 53-59.
4. Кикина, Е. А. Человек между светом и тьмой: материалы к урокам по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» /Е. А. Кикина// Лит-ра: Приложение к газете «Первое сентября». – 2005. - №21. - С. 3-4.
I. Понятие «Пейзаж»
Пейзаж (от франц. paysage, от pays – страна, местность) – описание, картина природы часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей; при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображение пейзажа бывает сельский, городской, индустриальный, морской, речной, исторический (картины давнего прошлого), фантастический (облик будущего мира), астральный (предполагаемое, мыслимое, небесное), лирический.
Лирический пейзаж чаще встречается в произведениях лирической прозы (лирической повести, рассказе, миниатюре), отличающейся выраженностью чувственно-эмоционального начала и пафосом возвышения жизни. Дан глазами лирического (нередко автобиографического) героя: является выражением состояния его внутреннего мира, прежде всего, чувственно-эмоционального. Лирический герой переживает чувство единения, согласия, гармонии с природой, поэтому в пейзаже рисуется умиротворенная природа, матерински расположенная к человеку; она одухотворена, опоэтизирована. Лирический пейзаж, как правило, создается на соединении созерцания природной картины (непосредственно в данный момент или в образах памяти) и скрытой или явной медитативности (эмоционального раздумья, размышления). Последнее связано с темами родного дома, любви, родины, иногда – бога, пронизано ощущением мировой гармонии, таинства и глубокого смысла жизни. В описаниях много тропов, выражен ритм. Лирические пейзажи особенно развиты в литературе Х1Х-ХХ веков (И.Тургенев, М.Пришвин).
II. Основная часть. Художественное своеобразие пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
1. Картина раннего летнего утра.
Рассказ открывается пейзажем летнего утра. Писатель обращается к описанию неба, зари, солнца, облаков. Использованные для описания природы автором цвета поражают своей утончённостью и разнообразием: приветно-лучезарный, лиловый, блеск кованого серебра, золотисто-серый, бледно-лиловый. Природа царственна и благосклонна… От нее исходит ощущение хрупкости и гармоничности. Человека в пейзаже нет, он не властен управлять этой мощью и красотой, а лишь с восторгом взирает на Божие творение. Все описание утреннего пейзажа замкнуто у писателя на изображении высокого неба. В результате возникает ощущение какой-то возвышенности.
Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.
При этом количество эмоциональных эпитетов превышает количество изобразительных.
Центральные образы раннего утра: утренняя заря «не пылает…, разливается», солнце «мирно всплывает, просияет и погрузится», тучка, облачко - слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые указывают на хрупкость картины. Цель художника- показать кротость раннего утра, его хрупкость. Эмоциональные эпитеты преобладают, потому что образ природы, картина пробуждения природы переданы через восприятие автора-рассказчика. Нежная цветовая гамма доносит до нас мысль самого автора о том, что красота окружающего мира сопряжена с такими понятиями, как тишина, покой, кротость.
2. Картина ясного летнего дня.
Обратимся к описанию картины ясного летнего дня. В этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой, выделим эпитет вместе с существительным и глаголом, которые он определяет.
«… хлынули играющие лучи и весело и величаво… поднимается могучее светило».
При существительных | При глаголах |
«Прекрасный июльский день»; «небо ясно»; «солнце светлое, приветно лучезарное»; «могучее светило» | «весело и величаво поднимается» |
Эпитеты в картине летнего дня | |
Эмоциональные эпитеты | Изобразительные эпитеты |
«прекрасный… день», «небо ясно», «солнце – не огнистое, не раскаленное… не тускло-багровое, … но светлое и приветно лучезарное…», «могучее светило», «Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый…», «облака … неопределенные». | «лиловый…туман», «…появляется множество…облаков, золотисто-серых…», «…лазурны…» (об облаках), «голубоватые полосы», «розовыми клубами», «алое сиянье», «краски светлы, но не ярки», «белыми столбами». |
Основным художественным средством для создания образа летнего дня становятся эпитеты, которые помогают читателю увидеть картину прекрасного, теплого, сверкающего дня, дарующего человеку ощущение спокойствия и чистоты. Глагол совершенного вида отделяет робкое тихое утро, которое по преимуществу описывается при помощи глаголов несовершенного вида «не пылает, разливается, всплывает» от динамического дня: «Хлынули играющие лучи…» Вот оно полное пробуждение природы, торжествует свет, которым буквально пронизано все вокруг.
3.Картина ночи.
Ночной пейзаж у Тургенева также очень эмоционален. Для его создания автор использует олицетворения, метафоры, яркие выразительные и эмоциональные эпитеты, сравнения. Ночью все кажется ожившим.
метафоры | олицетворения | эпитеты | сравнения |
Отовсюду поднимались и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось» | «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, одни сползались туда для тайного совещания | «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул» | «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом» |
Тургенев пользуется эмоциональным, выразительным эпитетом. Эти художественные средства необходимы автору, для того, чтобы передать состояние героя. Через призму его чувств мы видим ночной пейзаж. Эмоциональный эпитет «пугливо нырнула … птица» передает и состояние, в котором находится герой: чувство страха, тревоги и беспокойства. «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота… каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе». Вместе с тем, как растет ночь, растет и тревога охотника. Картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Сначала его охватывает «неприятное чувство, потом ему становится «как-то жутко», и, наконец, страх перерастает в ужас перед «страшной бездной». Обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.
Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел, наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.
«Темное, чистое небо торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума…».
Тургеневскую ночь мы видим, слышим, обоняем. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очарованы ею и его герои.
4. Образ света.
Центральный образ в рассказе – образ света. Чтобы это понять, достаточно проследить, сколько слов в описании утра и дня содержат значение (семантику) света. Образ света появляется постепенно, сначала его значение мы находим в словах «ясно, заря, не пылает, светлое», затем свет нарастает: «блеск подобен блеску… серебра, хлынули лучи», и вот уже появляется «светило». Это солнце. Но неслучайно автор называет его светилом. Это уже не просто небесное тело, это уже какое-то языческое божество, которое дарует жизнь всему на Земле. Оно распространяет свет на все вокруг. Оно величественно. На какой-то момент кажется, что это незыблемо. Цвет небосклона весь день одинаков. Ближе к вечеру света становится меньше. Вот появляются тучки, облака, меняется цветовая гамма дня: «черноватые и неопределенные» облака. Слов со значением света становится меньше: «солнце заходящее», « алое сияние над потемневшей землей», и, наконец, «бережно несомая свечка», « вечерняя звезда».
Метафора «бережно несомая свечка» очень точно отражает мысль Тургенева о хрупкости этого мира.
С этого момента свет начинает бороться с мраком. Вот еще свет есть: «небо смутно-ясное», но чем ближе ночь, тем его становится меньше, сначала «лилась темнота», затем «угрюмый мрак», и вот уже «страшная бездна». Казалось, что может быть ужаснее, свет исчез полностью.
Вся эта борьба в природе происходит и в душе героя. Чем меньше становится света, тем сильнее его охватывает паника. Человек и природа едины. Свет и тьма - это вечные соперники и за душу человека. Кажется, что мрак совсем победил, но вдруг охотник видит огонь от костра. Это снова свет. На протяжении всех рассказов мальчиков мотив борьбы мрака и света будет присутствовать. И, наконец, в самом конце рассказа произойдет окончательная победа света: «полились алые потоки… горячего света… всюду алмазами зардели капли росы».
При помощи метафор и олицетворений, эмоциональных, выразительных эпитетов Тургенев доносит до нас мысль о том, что в природе все гармонично, каким бы безнадежным не казался ночной мир, нужно всегда помнить, что свет обязательно победит. В природе все находится в равновесии.
III. Значение природы в рассказе «Бежин луг».
Итак, в рассказе Тургенева «Бежин луг» русская природа показана с большой выразительностью. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов, изображение пейзажа насыщено тропами.
Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель больше использует олицетворения, отглагольные метафоры и эмоциональные эпитеты. Это оправдано целью художника – показать сам процесс пробуждения и оживления природы.
В описании картин летнего дня преобладают эпитеты в сочетании с метафорой, что помогает выразить свое впечатление и отметить наиболее яркие признаки природы, богатство красок в один из летних дней.
При изображении же ночи характер и значение изобразительных средств уже иные, так как автор хочет показать не только картины природы, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, следовательно, нет необходимости использовать яркие изобразительные эпитеты. Тургенев для передачи тревожных чувств пользуется целым комплексом языковых средств: эмоциональными эпитетами, сравнениями, метафорами и олицетворениями.
Таким образом, сам отбор изобразительных средств у Тургенева, как мы убедились, внутренне обоснован и играет огромную роль в описании природы.
Для чего, с какой целью Тургенев ввел в свой рассказ обширные описания картин природы? Жизнь крестьянских детей, в отличие от городских, всегда связана с природой, и в рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показывать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей.
Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего дня – чувство радости жизни. Таким образам, картины природы вызывают те или иные настроения автора.
Рассказ начинается с изображения «прекрасного летнего дня», а заканчивается изображением ясного летнего утра. Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.
Итак, функция пейзажа у Тургенева необычайно разнообразна: она служит фоном жизни героев, определяя построение произведения, образуя его зачин и концовку; воздействует на воображение героев; оттеняет душевное состояние героя, раскрывая движение души; несет социальную функцию; пронизывается философскими размышлениями о вечной борьбе добра и зла.
Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, воздействующая и на рассказчика, и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека. Когда ребята рассказывают свои истории, слышится всплеск щуки, покатилась звезда; слышится «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», появляется белый голубь, который «налетел прямо в это отражение, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крылами». И в этом своеобразие восприятия природы И.С.Тургеневым.
Список используемых источников в литературе
1. А.П. Валагин, И.С. Тургенев «Записки охотника»: Опыт анализирующего чтения /А.П. Валагин // Литература в школе. – 1992. - № 3-4. – С. 28-36.
2. И.С. Тургенев Бежин луг - М.: Просвещение, 2005.
3. Н.А. Николина, Композиционно стилистическое своеобразие рассказа
И. С. Тургенева «Бежин луг» / Н. А. Николина // Рус. яз. в школе. – 1983.
- № 4. – С. 53-59.
4. Е.А. Кикина, Человек между светом и тьмой: материалы к урокам по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» / Е. А. Кикина // Лит-ра: Приложение к газете «Первое сентября». – 2005. - № 21. – С. 3-4.
5. С.П. Белокурова, Словарь литературоведческих терминов, - СПб.: Паритет, 2007.
- Что изучает социальная психология
- Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
- Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
- Библиотека: читающий малыш
- Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
- 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
- Самые разрушительные цунами в истории