Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Художественные особенности лирики твардовского. Творчество А.Т. Твардовского: особенности изучения в иноязычной аудитории. II. Основные темы и идеи лирики Твардовского

    Художественные особенности лирики твардовского. Творчество А.Т. Твардовского: особенности изучения в иноязычной аудитории. II. Основные темы и идеи лирики Твардовского

    Ему недоставало еретичества,
    чтобы стать гением.
    Ф. Абрамов
    Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. В 1925 году
    появляются первые стихи начинающего поэта. С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в Смоленске корреспондентом, происходит его становление как поэта. Для стиля поэта стало характерным говорить просто, доступно, эмоционально и образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве «Молодая гвардия» вышла поэма «Путь к социализму», первое крупное произведение Твардовского.
    1929-1933 годы были наиболее трудными для поэта. Внутренние проблемы собственного становления художника столкнулись с внешними обстоятельствами. Тяжелой была судьба его семьи, раскулаченной в ходе одного из типичных «перегибов». Душевные переживания этого периода выльются много позже в поэму «По праву памяти» (1966-1969 гг.). А пока юный поэт отстаивает «завет первоначальных дней», его ответом на жизненные испытания стала поэма «Страна Муравия». Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о «великом переломе», когда, преодолевая мучительные сомнения, в колхозы пошел середняк.
    О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта - образ простого человека-труженика.
    В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий. Вершиной творчества этого периода является поэма «Василий Теркин» - своеобразный памятник духу русского человека на войне:
    Взвод на правом берегу
    Жив-здоров назло врагу!
    Лейтенант всего лишь просит
    Огоньку туда подбросить.
    А уж следом за огнем
    Встанем, ноги разомнем.
    Что там есть, перекалечим,
    Переправу обеспечим...
    Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание «Дом у дороги». Это взволнованный рассказ поэта, обращенный ко всем живущим, не забывать прошлого, его уроков. Эта поэма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви, подвергшейся тяжелым испытаниям, о святости и чистоте воинского долга солдата. В следующей поэме «За далью - даль» поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и ее народом, вспоминает тревожную юность. Органическая связь прошедшего и настоящего помогает лучше понять современность. Поэт скажет: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Поэт отмечает в новейшей истории России три этапа: коллективизацию, войну, послевоенное строительство. И на каждом из этих этапов муза «тревог и потрясений» с особой поэтической силой и искренностью воплощала самое важное, сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс.
    Стихи Твардовского при их кажущейся «простоте и легкости» требуют напряженного внимания. Лирический герой часто сливается с образом автора, их голоса звучат слаженным дуэтом:
    На новостройках в эти годы
    Кипела главная страда:
    Вставали в заревах заводы,
    Росли под небо города.
    И в отдаленности унылой
    За той большой страдой село,
    Как про себя ни гомонило,
    Уже угнаться не могло.
    Поэзия Твардовского - своеобразная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая, временами драматическая история. Великие события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления.
    Земля родная, что же сталось,
    Какая странная судьба:
    Не только юность, но и старость -
    Туда же, в город, на хлеба,
    Туда на отдых норовила
    Вдали от дедовских могил...
    Давно, допустим, это было,
    Но ты-то сам когда там был?
    Своеобразие пути Твардовского отразило жизнь страны и ее народа в самые драматические периоды ее истории.
    Перед лицом ушедших былей
    Не вправе ты кривить душой, -
    Ведь эти были оплатили
    Мы платой самою большой...
    Поражает уже в ранних стихах Твардовского их полная самобытность, отсутствие подражания и литературности. Поэзия подъема и трудностей становления государства, духовные искания и переживания личности, культурный и духовный рост простого труженика - все это отразилось в многогранной поэзии Твардовского.
    Забыть, забыть велят безмолвно.
    Хотят в забвенье утопить
    Живую боль. И чтобы волны
    Над ней сомкнулись. Быль - забыть!

    Когда речь заходит о поэзии Александра Твардовского, в первую очередь вспоминаются слова: «Вот стихи, а всё понятно, всё на русском языке». В своём творчестве Твардовский перенял традиции русской классики – Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

    Всё творчество этого поэта можно разделить на несколько этапов. Оно разнообразно в тематическом и жанровом отношении. Ранняя лирика Твардовского посвящена теме природы. Только сельский житель, выросший в деревне, любящий малую родину, тонко чувствующий запахи земли, ветра, трав, может так просто и правдиво нарисовать картину сельской осени:

    День пригреет – возле дома

    Пахнет позднею травой,

    Яровой сухой соломой

    И картофельной ботвой.

    И хотя земля устала,

    Всё ещё добра, тепла:

    Лён разостланный отава

    У краёв приподняла…

    Создаётся впечатление присутствия в деревне. Надо обладать чутким зрением, чтобы увидеть, как отава – трава, выросшая под осень на месте скошенной, - приподняла лён, расстеленный для сушки. Мы охотно верим поэту, своими глазами видевшему все «мелочи» сельской жизни, неоднократно перечувствовавшему осеннюю прелесть природы.

    В 30-е годы большая часть стихотворений поэта являются сюжетными по содержанию, носят очерковый характер. Главный герой в них – сельский труженик: хлебороб, плотник, скотник, печник, шофёр. Зачастую мы не встретим здесь лирического героя, либо он присутствует в роли эпического персонажа. Нет здесь и метафорической образности, необычных ритмов, сложных композиционных приёмов. Все стихотворения, созданные до Великой Отечественной войны, объединены под названием «Сельская хроника».

    Но Твардовский писал не только о труде, но и о любви («Соперники», «Невесте», «Размолвка»). Здесь явно звучит голос лирического героя, появляется диалогическая речь. Отношения влюблённых немного наивны, а рассказчик добр даже к более удачливому сопернику:

    Пусть он смелый,

    Пусть известный,

    Пусть ещё побьёт рекорд,

    Но и пусть мою невесту

    Хорошенько любит,

    В годы Великой Отечественной войны Твардовский пишет великолепнейшее произведение, памятник русскому солдату, - поэму «Василий Тёркин». В образе Васи Тёркина воплощены главные черты русского национального характера. Произведение ценно не только с точки зрения идеи, но и в художественном плане. Поэт создал новую оригинальную форму. Определение жанра как «книги» дало возможность автору вольно изображать картины боёв и мирной жизни, бегло, как в очерке, вводить новых героев, массовые сцены перемежать с характеристиками героев.

    Композиция поэмы также оригинальна. Чёткой хронологии в ней нет, просто показываются отдельные периоды военного времени. В «Книге про бойца» много лирических отступлений, поэтому мы можем назвать её лиро-эпической вещью. Обращается Твардовский здесь и к фольклорным традициям.

    В послевоенные годы Твардовский в поэмах (например, «Дом у дороги») и стихах («В час мира», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война» и др.) поднимает тему памяти о страшных событиях 1941-1945 гг. В этот период в его произведениях проявились характерные для поэта гражданственная публицистичность, историзм, философская глубина.

    В 1950-1960 годы Твардовский работает над поэмой «За далью – даль». Для неё он выбрал форму путевого дневника: на поезде «Москва – Владивосток» путешественник-пассажир просто заносит в путевую тетрадь всё, что видит из окна вагона. Такое направление сюжета не ново в русской и зарубежной литературе. Здесь возникает тот же образ дороги, который брал за основу когда-то А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»).

    Свободное построение поэмы даёт возможность включить в текст множество тем и проблем – в своих рассуждениях повествователь уходит то в страну детства, то в военные годы, то размышляет о сегодняшнем дне страны. Основная же дорожная магистраль – это магистраль духовная, связанная с судьбой Родины, с её историей, с характерами отдельных людей, с радостями и печалями народа.

    В 1960-е годы Твардовский возвращается к теме памяти о войне:

    Я знаю, никакой моей вины

    В том, что другие не пришли с войны.

    В том, что они – кто старше, кто моложе,-

    Остались там. И не о том же речь,

    Что я их мог, но не сумел сберечь,-

    Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

    Традиционно для поэтики Твардовского строки здесь построены просто, прозаически, нет сложных метафор, сложных образных выражений, но душевное переживание остро чувствуется именно в этой простоте и прозрачности.

    За сорок шесть лет творческой работы Александром Твардовским созданы не только стихи и поэмы, но и очерки, фронтовые записки, статьи. В художественном отношении он во многом следовал традициям русской классической литературы. В произведениях Твардовского мы не найдём «приукрашенности», сложных аллегорий, глубокой метафоричности. Его художественное слово отличается простотой и искренностью.

    Не всё удалось блестяще выразить Твардовскому в своём творчестве. Жанр лирики хуже давался поэту. Но он прав в главном: то, что «знал лучше всех на свете», он выразил в основном честно и художественно убедительно, не «передоверяя» никому.

    Ему недоставало еретичества,
    чтобы стать гением.
    Ф. Абрамов

    Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать

    вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. В тысяча

    девятьсот двадцать пятом году появляются первые стихи начинающего поэта. С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в

    Смоленске корреспондентом, происходит его становление как поэта. Для стиля поэта стало характерным говорить просто, доступно, эмоционально и

    образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве "Молодая гвардия" вышла поэма "Путь к социализму", первое крупное произведение Твардовского.
    1929-1933 годы были наиболее трудными для поэта. Внутренние проблемы собственного становления художника столкнулись с внешними

    обстоятельствами. Тяжелой была судьба его семьи, раскулаченной в ходе одного из типичных "перегибов". Душевные переживания этого периода

    выльются много позже в поэму "По праву памяти" (1966--1969 гг.). А пока юный поэт отстаивает "завет первоначальных дней", его ответом на жизненные

    испытания стала поэма "Страна Муравия". Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о "великом переломе", когда, преодолевая мучительные

    сомнения, в колхозы пошел середняк.
    О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта -- образ простого человека-труженика.
    В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла,

    когда даже дети не оставались в стороне от этих событий. Вершиной творчества этого периода является поэма "Василий Теркин" -- своеобразный

    памятник духу русского человека на войне:

    Взвод на правом берегу
    Жив-здоров назло врагу!
    Лейтенант всего лишь просит
    Огоньку туда подбросить.
    А уж следом за огнем
    Встанем, ноги разомнем.
    Что там есть, перекалечим,
    Переправу обеспечим...

    Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание "Дом у дороги". Это взволнованный рассказ поэта, обращенный ко всем живущим, не

    забывать прошлого, его уроков. Эта поэма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви, подвергшейся тяжелым испытаниям, о святости

    и чистоте воинского долга солдата. В следующей поэме "За далью -- даль" поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и

    во времени, осмысливая путь, пройденный страной и ее народом, вспоминает тревожную юность. Органическая связь прошедшего и настоящего

    помогает лучше понять современность. Поэт скажет: "Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу". Поэт отмечает в новейшей истории

    России три этапа: коллективизацию, войну, послевоенное строительство. И на каждом из этих этапов муза "тревог и потрясений" с особой поэтической

    силой и искренностью воплощала самое важное, сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс.
    Стихи Твардовского при их кажущейся "простоте и легкости" требуют напряженного внимания. Лирический герой часто сливается с образом автора, их

    На новостройках в эти годы
    Кипела главная страда:
    Вставали в заревах заводы,
    Росли под небо города.
    И в отдаленности унылой
    За той большой страдой село,
    Как про себя ни гомонило,
    Уже угнаться не могло.

    Поэзия Твардовского -- своеобразная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая, временами драматическая история. Великие

    события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления.

    Земля родная, что же сталось.
    Какая странная судьба:
    Не только юность, но и старость --
    Туда же, в город, на хлеба.
    Туда на отдых норовила
    Вдали от дедовских могил...
    Давно, допустим, это было,
    Но ты-то сам когда там был?

    Своеобразие пути Твардовского отразило жизнь страны и ее народа в самые драматические периоды ее истории.

    Перед лицом ушедших былей
    Не вправе ты кривить душой, --
    Ведь эти были оплатили
    Мы платой самою большой...

    Поражает уже в ранних стихах Твардовского их полная самобытность, отсутствие подражания и литературности. Поэзия подъема и трудностей

    становления государства, духовные искания и переживания личности, культурный и духовный рост простого труженика -- все это отразилось в

    многогранной поэзии Твардовского.

    Забыть, забыть велят безмолвно,
    Хотят в забвенье утопить
    Живую боль.
    И чтобы волны
    Над ней сомкнулись.
    Быль -- забыть!

    - 53.00 Кб

    Гавриловой Е.Ю., гр.501

    Образ лирического героя в поздней лирике А.Т.Твардовского

    (На примере анализа стихотворений

    «Дробится рваный цоколь монумента», «Посаженные дедом деревца», «Все сроки кратки в этом мире»)

    Поздняя лирика А.Т. Твардовского – это лирика особая: в ней органично сочетается философское и социальное начало, лирическое и эпическое. Лирический герой этого периода – это человек с огромным жизненным опытом, проживший немалый срок на земле. Он задумывается над ходом жизни, над неизбежностью смерти, над мимолетностью и ценностью каждого мгновения, над необратимостью времени. Важно отметить то, что лирический герой не пытается преодолеть данность жизни, а видит основу в её осмыслении.

    Размышляя о бытие, излагая свой жизненный опыт, лирический герой поздней лирики А.Твардовского постоянно затрагивает тему памяти и забвения. Стихотворение «Дробится рваный цоколь монумента» - яркий тому пример. Это произведение написано Твардовским в 1965 году под впечатлением уничтожения бюста Сталина в барвихинском парке. Но речь в нём идет не о конкретном событии, мы видим глубокое философское понимание памяти, жизни, истории, вечности:

    Дробится рваный цоколь монумента,

    Взвывает сталь отбойных молотков.

    Крутой раствор особого цемента

    Рассчитан был на тысячи веков.

    Пришло так быстро время пересчета,

    И так нагляден нынешний урок:

    Чрезмерная о вечности забота -

    Она, по справедливости, не впрок.

    Но как сцепились намертво каменья,

    Разъять их силой - выдать семь потов.

    Чрезмерная забота о забвенье

    Немалых тоже требует трудов.

    Все, что на свете сделано руками,

    Рукам под силу обратить на слом.

    Но дело в том,

    Что сам собою камень -


    Лирический герой этого стихотворения не какое-то определенное «Я», но в то же время и не персонифицированное «Мы». Он выступает носителем того переживания, которое свойственно всему народу и в то же время осмысляется каждым по-своему.

    «Чрезмерная о вечности забота » и «Чрезмерная забота о забвенье » воспринимаются лирическим героем как две крайности, бессмысленные и разрушительные. С одной стороны, «Крутой раствор особого цемента/ Рассчитан был на тысячу веков», прилагались определенные человеческие усилия для возведения этого монумента, причем не только монумента как предмета материального, но и идеологического, с другой стороны, высказывается мысль о том, что всё в жизни относительно и бренно, и всё в мире циклично: сначала мы создаем себе кумиров и свято верим в них, прилагаем огромные духовные и физические усилия, чтобы поместить их в вечность, а затем опрокидываем их в забвенье, ломая, разрушая, уничтожая.

    Необходимо также отметить, что стихотворение «Дробится рваный цоколь монумента» как будто отсылает читателя к огромной базе культуры прошлого: возникают ассоциации с «Памятниками» А.С.Пушкина, Г.Р.Державина, с «Exegi monumentum» Горация. Это говорит, на мой взгляд, о том, что лирический герой наделен богатым культурным, историческим опытом, а это, в свою очередь, позволяет ему излагать свои мысли, чувства, анализировать, делать глубокие, философские заключения.

    Последние три строки стихотворения – это своеобразный вывод, который делает лирический герой в отточенной афористичной форме:

    Но дело в том,

    Что сам собою камень -

    Он не бывает ни добром, ни злом.

    Этими словами выражается особое понимание лирическим героем всех жизненных, социальных, исторических процессов. Камень – это неодушевленная, застывшая форма, ничего сама по себе не выражающая, только человек вкладывает в него тот или иной смысл, а значит, только человек является тем звеном, которое связывает «всё со всем» и «всех со всеми».

    Мотив взаимосвязанности и повторяемости всего в мире очень характерен для позднего творчества Твардовского. Лирический герой размышляет о связях исторических, культурных, жизненных, родственных, пытается осмыслить их, объяснить, понять их истинный смысл. С этой позиции интересно рассмотреть стихотворение «Посаженные дедом деревца»:

    Посаженные дедом деревца,
    Как сверстники твои, вступали в силу
    И пережили твоего отца,
    И твоему еще предстанут сыну
    Деревьями.
    То в дымке снеговой,
    То в пух весенний только что одеты,
    То полной прошумят ему листвой,
    Уже повеяв ранней грустью лета...

    Ровесниками века становясь,
    В любом от наших судеб отдаленье,
    Они для нас ведут безмолвно связь
    От одного к другому поколенью.

    Им три-четыре наших жизни жить.
    И дальше связь пойдет в таком порядке.

    Ты не в восторге?
    Сроки наши кратки?

    В этом стихотворении лирический герой предстает перед нами как некое «Мы», обращенное к представителю молодого поколения («Ты»). Опыт лирического героя оказывается настолько огромным и глубинным, что он начинает постигать неотменимый, естественный порядок бытия. В этом стихотворении, по сути, формулируется важный закон мироздания, который заключается в вечном обновлении и вечных связях поколений – в цикличности жизни. Именно такое восприятие мира сближает лирического героя стихотворения Твардовского с героем стихотворения Пушкина «Вновь я посетил…». Сравним:

      Здравствуй, племя

      Младое, незнакомое! не я

      Увижу твой могучий поздний возраст,

      Когда перерастешь моих знакомцев

      И старую главу их заслонишь

      От глаз прохожего. Но пусть мой внук

      Услышит ваш приветный шум, когда,

      С приятельской беседы возвращаясь,

      Веселых и приятных мыслей полон,

      Пройдет он мимо вас во мраке ночи

      И обо мне вспомянет.

    Посаженные дедом деревца,
    Как сверстники твои, вступали в силу
    И пережили твоего отца,
    И твоему еще предстанут сыну
    Деревьями.
    То в дымке снеговой,
    То в пух весенний только что одеты,
    То полной прошумят ему листвой,
    Уже повеяв ранней грустью лета...

    В этих отрывках лирический герой и Пушкина, и Твардовского становится носителем важной философской мысли: жизнь вписывается в общий природный порядок, всё бренно, но в то же время в бытие есть повторяемость, которая, можно сказать, становится аналогом бессмертия.

    Причем, важно отметить, что повторяемость эта характерна как для человеческого существа, так и для самой природы: молодые деревца – звено, связывающее поколения людские, тоже имеют свой срок, и им на смену придут другие посадки, которые станут новым звеном в вечной цепочке жизни:

    Им три-четыре наших жизни жить.
    А там другие сменят их посадки.
    И дальше связь пойдет в таком порядке.

    Говоря о сходстве понимания устройства жизни лирическим героем Пушкина и Твардовского, необходимо сделать важное замечание. Если пушкинский герой просто принимает законы жизни, созерцает саму жизнь, то герой Твардовского подходит ко всему с особым осмыслением: он видит суть мироустройства, понимает, что человек не может бороться с естественными, непреложными законами мира, и пытается донести это до каждого, задавая, казалось бы в несколько небрежной форме очень серьёзные и вечные вопросы:

    Ты не в восторге?
    Сроки наши кратки?
    Ты что иное мог бы предложить?

    В этих строках возникает очень важная тема творчества Твардовского – это тема отпущенного срока, которая четко представлена в стихотворении «Все сроки кратки в этом мире »:


    Все превращенья – на лету.
    Сирень в году дня три – четыре,
    От силы пять кипит в цвету.

    Но побуревшее соцветье
    Сменяя кистью семенной,
    Она, сирень, еще весной –
    Уже в своем дремотном лете.

    И даже свежий блеск в росе
    Листвы, еще не запыленной,
    Что у листвы вечнозеленой.

    Она в свою уходит тень.
    И только, пета – перепета,
    В иных стихах она все лето
    Бушует будто бы, сирень.

    Лирический герой этого стихотворения (также как и предыдущих) мыслит эпически. Он явно осознаёт, что жизнь состоит из определенных ограниченных по времени сроков, причем время это бегущее, стремительное и спешное:

    Все сроки кратки в этом мире,
    Все превращенья – на лету.

    Образ сирени - центральный в стихотворении, он становится воплощением самой жизни во всем ее многообразии. Лирический герой, восхищаясь красотой не только цветущей и благоухающей сирени, но и других её состояний, высказывает мысль о том, что жизнь прекрасна на всех её сроках и, может быть, в увядании можно найти еще большую прелесть, чем в бушующей молодости. Он чувствует свою включенность в ход жизни, он принимает, осмысляет и понимает каждый её этап.

    Необходимо сказать, что в сознании лирического героя нет идеализации жизни, он воспринимает её ход как естественный, необратимый процесс, всегда сопряженный со смертью. Смерть - это часть жизни, она всегда находится рядом с жизнью:

    И даже свежий блеск в росе
    Листвы, еще не запыленной,
    Сродни той мертвенной красе,
    Что у листвы вечнозеленой.

    Смерть для лирического героя – это граница отведенного срока, часть всеобщего, всеобъемлющего цикла, законы которого одинаковы и для человека, и для природы.

    Таким образом, лирический герой поздней лирики А.Т.Твардовского пытается осмыслить бытие, понять все его законы. Он воспринимает жизнь как определенные, завершенные сроки, циклы, которые постоянно повторяются в природе, в то же самое время, являясь особенными и неповторимыми. Лирический герой наделен большим культурным и жизненным опытом, и предстает перед нами человеком, который имеет право выражать свою нравственную, философскую позицию по отношению к мироустройству. Образ его становится шире индивидуального, он приобретает масштабные, эпические черты.

    Описание работы

    (На примере анализа стихотворений «Дробится рваный цоколь монумента», «Посаженные дедом деревца», «Все сроки кратки в этом мире»)
    Поздняя лирика А.Т.Твардовского – это лирика особая: в ней органично сочетается философское и социальное начало, лирическое и эпическое. Лирический герой этого периода – это человек с огромным жизненным опытом, проживший немалый срок на земле. Он задумывается над ходом жизни, над неизбежностью смерти, над мимолетностью и ценностью каждого мгновения, над необратимостью времени. Важно отметить то, что лирический герой не пытается преодолеть данность жизни, а видит основу в её осмыслении.

    Труд самого поэта - это нечто важное, главное, пронизывающее его жизнь от самого начала трудовой деятельности. Об этом также сохранились воспоминания близко знавших поэта людей: «В труде души молодого Твардовского было нечто непосредственно вырастающее из труда крестьянина и мастерового человека, каким был его отец крестьянин и кузнец, из труда души его матери, своеобразной и поэтической крестьянки, образ которой проходит через его поэзию и о которой не раз он говорил и в наших тогдашних беседах, и вместе с тем это был уже труд души народного интеллигента и поэта совершенно нового типа, труд души будущего Твардовского» (А. Македонов).

    Красота родного края, память о близких и друзьях, весь строй жизни в детстве и юности - все объединилось и вошло в ум и сердце поэта. Неоднократно вспоминал он об этом в своих произведениях:

    • Нет, жизнь меня не обделила,
    • И сказок в трепетную память,
    • Добром своим не обошла,
    • И песен матери родной,
    • Всего с лихвой дано мне было
    • И старых праздников с попами,
    • В дорогу - света и тепла.
    • И новых с музыкой иной.
    • За далью - даль

    «Родная смоленская земля, поэтическая натура матери, по-крестьянски одержимая личность отца, строительство новой деревни- вот та благодатная почва, на которой закладывался и вырастал большой поэт - А. Т. Твардовский». «В стихах своего земляка,- вспоминал позднее Твардовский,- уже известного в наших краях поэта, я увидел, что предметом поэзии может и должна быть окружающая меня жизнь деревни, наша непритязательная смоленская природа, собственный мой мир впечатлений, чувств, душевных привязанностей».

    «Твардовский создает крупный характер, олицетворяющий судьбы миллионов крестьянских семей, крестьянских масс в год «великого перелома», заставляя убедиться в притягательной силе нового. В поэме проявляется талант Твардовского как национального русского поэта, создающего правдивые реалистические характеры, картины жизни, обнаружившего мастерство владения народным словом...»3. При сопоставлении с поэмой Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» возможны такие вопросы: каковы характеры героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и поэмы А. Т. Твардовского «Страна Муравия»? В чем разница картин, открывающихся героям, поэм в пути? И пр.

    Сообщая школьникам о том, как поэма «Страна Муравия» сразу принесла поэту известность, и завершая разговор о поэте на уроке, полезно привести фрагмент из воспоминаний М. Исаковского: «Поэма Твардовского сразу же прлучила широчайшее распространение. Высокую оценку дала еш*и критика. И очень скоро «Страна Муравия» была включена в вузовские программы: студенты должны были изучать ее наряду с произведениями классиков и лучшими произведениями литературы. Создалось любопытное положение: студент Твардовский при окончании института (а он его окончил в 1939 году) на экзаменах мог вытащить такой билет, по которому он должен был бы рассказать экзаменаторам о произведении поэта А. Твардовского «Страна Му-равия». Случай, как мне кажется, небывалый в истории литературы...»

    Если в поэтических фельетонах Теркин представал исключительной личностью («Человек он сам собой необыкновенный») и тем самым как бы был поднят над солдатской массой, то в поэме Твардовский намеренно подчеркнул его «обыкновенность», его слитность со всеми бойцами. Изменившееся отношение к герою углубило народность поэмы в целом.

    Вася Теркин? Кто такой? Скажем откровенно: Человек он сам собой Необыкновенный.

    Коллективный «Теркин» Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный...

    Поэма пронизана мыслью о защите родной земли. Это слышится и в голосе автора, и в словах его героя-обыкновенного парня Василия Теркина. . Вот, например, глава «На привале»-начинаясь с шуток повара и Василия Теркина, толкования «разных сабантуев» (веселых, остроумных шуток), заключается как бы невзначай выводом:

    • Сабантуй - тебе наука,
    • Враг лютует - сам лютуй.

    Или несколько картин главы «Перед боем»- путь солдата к своим проходит лесом, полем, мимо случайной хаты, где хозяйка напутствует бойцов: «Воротиться дай вам бог...»- которые завершаются словами Теркина, выражающими заветную мечту русского солдата в тяжкие годы Великой Отечественной войны:

    • Не зарвемся, так прорвемся,
    • Будем живы - не помрем.
    • Срок придет, назад вернемся,
    • Что отдали - все вернем...

    Читатель поможет школьникам заметить и осознать органическое единство юмора и лирики, повествования и патетики, внутреннее композиционное единство, единство устремлений героев поэмы и автора, беззаветно любящих Родину, страдающих и борющихся за ее освобождение. Все это делает произведение предельно правдивой и жизненной картиной минувшей войны.

    Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Своеобразие поэтического дара Твардовского . И в закладках появилось готовое сочинение.