Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Как раскрывается тема народа в лирике некрасова. Страдания народа в творчестве Н. А. Некрасова. Материал для наблюдения

    Как раскрывается тема народа в лирике некрасова. Страдания народа в творчестве Н. А. Некрасова. Материал для наблюдения

    Наиболее отчетливым признаком зрелости поэтического таланта Некра­сова стала разработка в его лирике темы народа. В раннем творчестве этой теме не было уделено сколь­ко-нибудь заметного внимания. Теперь же он пишет ряд стихотворений, прямо посвященных русскому крестьянству. Следует заметить, однако, что изобра­жение народа не остается у Некрасова неизменным.

    Во второй половине 40-х гг. поэт рисует кре­стьянскую жизнь как бы «со стороны»: он сочувст­вует, сопереживает, но сам находится на некотором расстоянии от объекта изображения. Так, например, построено стихотворение «В дороге» (1845).

    Герой стихотворения - ямщик, с горечью и недо­умением рассказывающий о своей неудавшейся жиз­ни, о жене, которую господа по барской прихоти начали было приобщать к просвещению, а затем насильно отдали замуж за него, бедного крестьян­ского парня.

    Но есть в стихотворении и еще один персонаж: это тот, кого везет ямщик и по просьбе которого рассказывает о несчастной судьбе своей. Понятно, что собеседник ямщика (разумеется, это не Некрасов, это самостоятельный образ-персонаж) сочувствует ему, но, кажется, не больше. Впрочем, может быть, в данном случае это ирония в адрес путешествующего барина, который лишь от скуки, от безделья выслу­шивает ямщика? («Скучно! Скучно!... Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку».) Или же это осо­бый художественный прием, так называемая «рамоч­ная композиция», объясняющая, мотивирующая испо­ведь ямщика? Какое из этих объяснений представ­ляется вам более убедительным?

    Так или иначе, но чувствуется, что крестьянский мир для поэта все еще до некоторой степени посто­ронний, достойный участия и жалости, но все же чу­жой. Примерно так же обстоит дело и в «Тройке» (1846). С глубокой грустью пишет поэт о судьбе очаровательной девушки:И в лице твоем, полном движенья,
    Полном жизни - появится вдруг
    Выраженье тупого терпенья
    И бессмысленный, вечный испуг.

    Все стихотворение представляет собою монолог автора, обращенный к ней, «чернобровой дикарке». Но если есть ты, то есть я (во всяком случае, подразумевается), - я рассказчика, повествователя, поэта. Он, несомненно, сочувствует своей героине, жалеет ее, скорбит о ее горькой участи. Но и здесь это все же взгляд со стороны, взгляд на иной мир, подчиненный не законам разума, а каким-то стран­ным, диким, неразумным обычаям, которых не избе­жать, от которых не спрятаться: «Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть».

    Не сразу придет к Некрасову осознание того, что народ - не просто пассивный объект сострадания и сочувствия, в нем заключено величайшее нравствен­ное богатство, что именно в народе (и только в нем) сосредоточены ценности и общенационального, и об­щечеловеческого характера, то, что явится ориенти­ром для самого поэта и в этическом, и в эстети­ческом плане. Тогда муза поэта окажется родной сестрой избиваемой кнутом молодой крестьянки («Вчерашний день, часу в шестом...», 1848).

    Достоевский писал, что Некрасов «преклонялся перед правдой народною. Если не нашел ничего в своей жизни более достойного любви, как народ, то, стало быть, признал и истину народную, и истину в народе, и что истина есть и сохраняется лишь в народе». Но к такому пониманию поэт пришел не сразу.

      Поэзия Некрасова полна описаний трагической жизни народа. С одной стороны, он мечтает о прекрасном будущем крестьян, с другой - понимает, что одних мечтаний недостаточно. Поэтому вся его лирика проникнута призывом к борьбе за счастье, свободу народа....

    1. Новое!

      В поэзии Некрасова 60-70-х гг. XIX в. важное место занимает так называемая «покаянная лирика». Для этого были веские причины. Так, в 1866 г., надеясь предотвратить закрытие журнала «Совре­менник», Некрасов решился на отчаянный шаг: он прочел приветственные...

    2. Отличительной чертой поэзии Некрасова являет Родина, она служила общественным интересам Некрасова своего времени, выражала мысли, чувства и надежды передовых кругов тогдашнего общества, призывала к борьбе за права угнетённого и забитого крестьянства....

      "Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым, грубым колесом. Другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ нее замерзающая женщина, для которой...

    Тема народа в произведениях Н. А. Некрасова.

    Уже при покачивании колыбели решается,

    Куда склонится чаша весов судьбы.

    С. Е. Лец

    План

    I Одна из главных тем в творчестве Н. А. Некрасова – тема народа .

    - показал все стороны жизни крестьян

    - раскрыл оттенки душевного состояния героев из народа

    - детские годы писателя, проведённые на Волге

    - в сердце пронёс щемящую боль за одарённый,

    но угнетаемый рабством и властью народ

    II Народная доля на страницах книг Н.А. Некрасова.

    - понимает все болезни и горести народа

    - главное в его творчестве – понимание, что возможен

    выход из тяжёлого положения

    - крестьяне могут подняться и осознать, что их жизнь и

    счастье во многом зависит от них самих

      Идеалы, заложенные в лирике Н. Некрасова.

    - идеалы демократического движения России середины 19 в

    - в основе – концепция народа

    - она отличается стройностью, точностью,

    - она подчинена социальным и политическим позициям автора

    2. Особенность творчества поэта .

    - народ – это не обобщённый образ, а множество живых людей

    - у каждого своя судьба, свой характер, свои заботы

    - часто в название произведения выносится образ, лежащий в основе текста: «Школьник», «Орина, мать солдатская», «Крестьянские дети», « Песня Ерёмушке», «Ванька», «Дедушка».

    - герои конкретные, живые

    - ко всем произведениям у автора свой подход: кого- то любит, коого – то ненавидит, кому-то сочувствует, кому-то сопереживает…

    - мир Некрасова разделён на два лагеря:

    Два лагеря, как прежде, в божьем мире;
    В одном рабы, властители в другом.

      «Очные ставки» сильных и слабых, угнетённых и угнетателей:

    а) «Железная дорога» - вечный укор угнетателям ;

    - Чу! Восклицанья послышались грозные!
    «Топот и скрежет зубов;
    Тень набежала на стекла морозные.
    Что там? Толпа мертвецов!»

    - образы строителей дороги

    - обращается к молодёжи:

    «Благослови же работу народную
    И научись мужика уважать!
    Точно так же он призывает поэта:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан».

    - тема народного труда

    - гимн крестьянину-труженику

    - воспевает созидательный труд народа

    - он, обращаясь к молодому поколению, говорит:

    «Эту привычку к труду благородную

    Нам бы не плохо с тобой перенять».

    - создает потрясающие по своей силе и пронзительности картины труда мучительного, тяжелого, который несет гибель людям:
    «Мы надрывались под зноем, под холодом,
    С вечно согнутой спиной,
    Жили в землянках, боролися с голодом,
    Мерзли и мокли, болели цингой» , –
    эти слова в стихотворении произносят мертвецы – крестьяне, погибшие на строительстве

    - обращается и к тем, кому нет дел до народа и его проблем:

    «Пробудись! Есть еще наслажденье:
    Вороти их! В тебе их спасенье!»

    Поэт не идеализирует народ, а выдвигает ему обвинение в

    долготерпении и покорности

    б) «Размышления у парадного подъезда» - описание крестьянской жизни;

    - парадный подъезд – лирический герой относится к ним с презрением

    - сравнение богатых просителей с холопами

    - лирический герой разделяет людей по категориям

    - просители – не бесформенная масса

    - это – прожектёры, преклонный старик, вдовица,

    - конкретный случай – к парадному подъезду подходят деревенские люди

    -внешний вид говорит о большом трудолюбии и неприхотливости народа:

    Загорелые лица и руки,

    Армячишка худой на плечах,

    По котомке на спинах согнутых,

    Крест на шее и кровь на ногах,

    В самодельные лапти обутых

    (Знать, брели – то долгонько они

    Из каких – нибудь дальних губерний).

    - ободранных просителей не пустили

    - мужики не стали просить милости, а со словами «Суди его бог»

    готовы вернуться домой

    в) «Несжатая полоса» - удивительный образ пахаря;

    - земля зовёт пахаря – работника

    - труженик задавлен подневольным трудом

    - он заботится о земле, но болезнь измучила его

    г) «На Волге» - изнурительный труд бурлаков .

    жас бедственного положения человека, который, надрываясь, тянет на лямке тяжелую баржу – в любую погоду, по любому бездорожью - по песку, по камням, по воде

    - с оединяя настоящее и прошлое, поэт не просто вспоминает о детстве, но словно противопоставляет свое беззаботное существование с жизнью тех, кто всегда - в непобедимой нищете, из которой им не выбраться даже непосильным трудом

    - видя взгляд бурлака «с болезненным лицом», угрюмого, больного человека, мечтающего о смерти, как о единственно возможном спасении, поэт понимает, что видит перед собой доведенного до полного изнеможения бедняка, потерявшего всякую надежду на перемены к лучшему

    III Н.А. Некрасов – выразитель страданий и чаяния народа .

    - поэт – народный певец

    - поэт много сделал для того, чтобы народ «широкую, ясную / Грудью дорогу» проложил себе» в будущее

    Н. Некрасов впервые в русской поэзии открыл перед читателем народную жизнь во всей ее полноте - с ее красотой и мудростью, с ее бездонным горем и мучениями. До него чуть ли не господствовавшим в литературе было мнение, которое, к примеру, без обиняков высказал писатель и журналист А. Дружинин. Он убеждал Некрасова, тогда еще молодого издателя журнала «Современник»: «Подписчики у журнала люди образованные.

    Ну интересно ли образованному читателю знать, что Ерема ест мякину, а Матреша воет над павшей коровой. Право, все, что пишут о русском мужике, преувеличено. Какие это у него потребности могут быть к другой жизни? Он совершенно доволен и счастлив, если ему удастся в праздник опиться до опухоли брагой или до скотского состояния водкой».

    Некрасов не только опроверг ложь о русском мужике; он увидел народную душу, как душу великую: чистую и возвышенную, отзывчивую и милосердную, страдающую и терпеливую, сильную и мятежную. Ни для одного автора раньше «низменная», обыкновенная жизнь простого, задавленного нуждой и рабством человека еще не была главным, постоянным предметом поэзии.

    Благодаря правде, беспощадной и обжигающей, на которую был способен Некрасов, благодаря его дару мастерски рисовать эту «низменную» жизнь красками точными и резкими, стихи поэта оказались неведомой ранее литературой, художественным открытием. И. Тургенев, прочитав в журнале одно из первых «истинно некрасовских» стихотворений «Еду ли ночью по улице темной…», писал из-за границы В. Белинскому: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-ой книжке “Современника” меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил». В самом деле, разве можно было с большей выразительностью нарисовать такое:

    Помнишь ли день, как, больной и голодный,

    Я унывал, выбивался из сил?

    В комнате нашей, пустой и холодной,

    Пар от дыханья волнами ходил.

    Помнишь ли труб заунывные звуки,

    Брызги дождя, полусвет, полутьму?

    Плакал твой сын, и холодные руки

    Ты согревала дыханьем ему.

    Он не смолкал - и пронзительно звонок

    Был его крик… Становилось темней;

    Вдоволь поплакал и умер ребенок…

    Бедная! Слез безрассудных не лей!

    ………………………………………………..

    В разных углах мы сидели угрюмо.

    Помню, была ты бледна и слаба,

    Зрела в тебе сокровенная дума,

    В сердце твоем совершалась борьба.

    Я задремал. Ты ушла молчаливо,

    Принарядившись, как будто к венцу,

    И через час принесла торопливо

    Гробик ребенку и ужин отцу.

    Голод мучительный мы утолили,

    В комнате темной зажгли огонек,

    Сына одели и в гроб положили…

    Случай нас выручил? Бог ли помог?

    Ты не спешила печальным признаньем,

    Я ничего не спросил,

    Только мы оба глядели с рыданьем,

    Только угрюм и озлоблен я был…

    Сколько чисто русских картин находим мы в стихах и поэмах Некрасова - и всегда они окрашены в цвет печали, всегда они созвучны крестьянской нужде, рекрутским слезам, унылой ямщицкой песне, грустной колыбельной… «Опять, - будто извиняясь, говорит поэт, - опять я о печальнице-родине», и это «опять» трагически повторяется сейчас, словно и не прошло полтора столетия и не изменился мир, человек, русская земля.

    Каким же долговечным оказалось чувство поэта, какую же непроходяще больную струну задел он, если эхо от его стихов все еще летит над нашими просторами и не может заглохнуть оно ни в дремучих русских лесах, ни во всесветных русских далях, ни в переживших многое русских душах:

    Опять пустынно-тих и мирен

    Ты, русский путь, знакомый путь!

    Прибитая к земле слезами

    Рекрутских жен и матерей,

    Пыль не стоит уже столбами

    Над бедной родиной моей.

    Опять ты сердцу посылаешь

    Успокоительные сны

    И вряд ли сам припоминаешь,

    Каков ты был во дни войны, -

    Когда над Русью безмятежной

    Восстал немолчный скрип тележный,

    Печальный, как народный стон!

    Русь поднялась со всех сторон,

    Все, что имела, отдавала

    И на защиту высылала

    Со всех проселочных путей

    Своих покорных сыновей.

    Некрасова можно назвать летописцем народного горя. Перечитайте его поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и «Крестьянские дети», «Саша» и «Орина, мать солдатская», «Железная дорога» и «Несчастные», «Русские женщины» и «Дедушка», «Современники» и «Белинский», да и множество стихотворений, запавших в память, - «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Молебен», «Несжатая полоса» - в совокупности они представляют живую и подробную картину крестьянской России, ее нужды, вытягивающего жилы труда, варварства и рабства. А ведь сколько было вокруг прозаиков, поэтов, драматургов, бойких журналистов - и никто из них не сорвал завесу, за которой скрывалось ужасающее неустройство русской жизни. Некрасов это сделал со всей страстью народного печальника и заступника:

    Родная земля!

    Назови мне такую обитель,

    Я такого угла не видал,

    Где бы сеятель твой и хранитель,

    Где бы русский мужик не стонал.

    Стонет он по полям, по дорогам,

    Стонет он по тюрьмам, по острогам,

    В рудниках, на железной цепи;

    Стонет он под овином, под стогом,

    Под телегой, ночуя в степи;

    Стонет в собственном бедном домишке,

    Свету божьего солнца не рад;

    Стонет в каждом глухом городишке,

    У подъезда судов и палат…

    «Муза мести и печали» - сказал о своей песне Некрасов. Почему «печали» - понятно. А почему - «мести»? Русские поэты никогда не воспевали месть, разве что - месть врагу. Любое из христианских чувств могли вызвать в читательском сердце стихи отечественных поэтов: боль, жалость, участие, сострадание, но месть…

    Мне кажется, объяснить это чувство поэта позволит сходное состояние Льва Толстого, выраженное им спустя четверть века после смерти Некрасова. Ежедневно получая гневные письма обездоленных соотечественников, автор «Войны и мира» полностью соглашался с предупреждением, которое обращали к властителям его корреспонденты накануне первой русской революции: «На то, что власть делает с народом, может быть только один ответ: мстить, мстить и мстить!»

    Некрасов не только в детстве и юности был ранен ужасающим насилием над подневольными людьми. И позже он, журналист, человек общественного склада, жадно следил за событиями в России и остро переживал любую жестокость. А вести о насилиях и об ответном народном гневе были не так уж редки.

    В донесении третьего отделения полиции Николаю I за 1841 год, например, говорилось: «Следствием об убийстве могилевского помещика Свадковского дворовыми людьми его открыто, что поводом к сему злодеянию было необыкновенно жестокое обращение его с крестьянами в продолжение 35 лет…». «…неповиновений оказано в 27 имениях и большею частью представлялась необходимость в употреблении воинской помощи для усмирения; в имениях графа Борха и Демидовой начальство принуждено было действовать вооруженной рукой, и в первом убито было 21 и ранено 31, а в последнем убито 33 и ранено до 114 человек».

    В отчете за 1843 год ведомство Бенкендорфа сообщало: «Получен безымянный донос о засечении помещиком Тверской губернии Постельниковым десятилетней дворовой девочки Фирсовой. Обнаружено, что Фирсова действительно умерла от голода и побоев. В трех губерниях казенные крестьяне… с оружием в руках встретили посланные туда воинские команды, и лишь усиленными отрядами приведены в повиновение, причем ранено и убито 43 человека…».

    Мог ли Некрасов, зная это, писать по-иному, без гнева и возмущения:

    Вот он, наш пахарь угрюмый,

    С темным, убитым лицом, -

    Лапти, лохмотья, шапчонка,

    Рваная сбруя; едва

    Тянет косулю клячонка,

    С голоду еле жива!

    Голоден труженик вечный,

    Голоден тоже, божусь!

    ………………………………………

    Зрелище бедствий народных

    Невыносимо, мой друг.

    Небезызвестный «доносчик от литературы» Фаддей Булгарин сообщал третьему отделению полиции в 1848 году: «Некрасов - самый отчаянный коммунист; стоит прочесть стихи его и прозу в “С.-Петербургском альманахе”, чтобы удостовериться в этом. Он страшно вопиет в пользу революции».

    Но кто же готовит революции? Совсем не те, кто «вопиет» против рабства и насилия, а как раз те, кто издевается над собственной страной. Возбудители восстаний - это люди, стоящие у власти. Это они подталкивают народ к революциям, подталкивают своей жестокостью, продажностью, неспособностью обеспечить согражданам сносную жизнь. Сегодня над стихами Некрасова с недоумением вспоминаешь словоблудие фарисеев: «Лимит на революции вышел». Господа, вышел лимит на издевательство над замордованным народом. Долго вам не придется безнаказанно делать это. Прислушайтесь к поэту:

    Каждой стране наступает

    Рано иль поздно черед,

    Где не покорность тупая -

    Дружная сила нужна;

    Грянет беда роковая -

    Скажется мигом страна.

    Страстное желание народной свободы было живым зерном в поэзии и Пушкина, и Лермонтова, и Кольцова. Но только в лирике Некрасова это зерно проросло и стало колосом, и если окинуть взглядом всю русскую поэзию, то именно этот колос положил начало созревшему полю надежды. Россия запомнила Некрасова как провозвестника свободы, и после него отечественная литература уже не могла восприниматься иначе, как светоч в любом ненастье, в обступившем сумраке, во временной тьме. Было неслыханным доселе делом, чтобы в поэзии звучал бесстрашный и оправданный призыв мести:

    Необузданную, дикую,

    К угнетателям вражду

    И доверенность великую

    К бескорыстному труду.

    С этой ненавистью правою,

    С этой верою святой

    Над неправдою лукавою

    Грянешь божьею грозой…

    Одна из петербургских газет писала тогда: «Не по звучности стиха, не по поэтической обработке формы, а по самому содержанию, близкому каждому сердцу, невольно задевающему его за живое, по животрепещущему интересу мысли, по ее гуманности, по состраданию к страждущему, по юмору, иногда желчному и даже несколько болезненному, по страстному драматизму, - произведения Некрасова пользуются общей любовью, горячим сочувствием, и уже тогда, когда порознь помещались в журналах, многими выучивались наизусть или выписывались в особые тетрадки».

    Некрасов много думал о собственном жребии певца; определив его для себя, он оставил такой завет следующим поколениям лириков:

    А ты, поэт! избранник неба,

    Глашатай истин вековых,

    Не верь, что не имущий хлеба

    Не стоит вещих струн твоих!..

    Будь гражданин! служа искусству,

    Для блага ближнего живи,

    Свой гений подчиняя чувству

    Всеобнимающей Любви…

    Стихи Некрасова словно бы вторят житейскому крестьянскому разговору, задушевной народной песне. Кажется, что его поэзии изначально присущ национальный склад. Он открыл мир нашей бытовой жизни, как мир духовный и нравственный, найдя в этом сочетании русского быта и духовности истинную, бесценную красоту.

    В отечественной, да и в мировой, лирике немного найдется поэтов, которые бы, как Некрасов, рассказали столько житейских историй, составивших в совокупности то, что мы называем народным бытием; открыли столько людских судеб, составивших в совокупности народную судьбу. И все эти истории и судьбы освещены светом земной красоты и целительного сочувствия. Мы со школьной скамьи запомнили наизусть печальные строки из поэмы «Мороз, Красный нос»:

    …Саврасушка, трогай,

    Натягивай крепче гужи!

    Служил ты хозяину много,

    В последний разок послужи!

    Чу! два похоронных удара!

    Попы ожидают - иди!..

    Убитая, скорбная пара,

    Шли мать и отец впереди.

    Ребята с покойником оба

    Сидели, не смея рыдать,

    И, правя савраской, у гроба

    С вожжами их бедная мать

    Шагала… Глаза ее впали,

    И был не белей ее щек

    Надетый на ней в знак печали

    Из белой холстины платок…

    Но едва ли отдавали мы отчет в том, что история бедного Прокла, его несчастной жены Дарьи и неприкаянных детей на всю жизнь западет в нашу память, обретет житейскую правду, как трагедия, словно бы случившаяся на наших глазах и потрясшая нас, - едва ли сознавали мы, что она запечатлеется как живая картина в нашей судьбе во многом из-за сопровождающих ее чудесных, незабываемых строк о крестьянском труде, о русской природе. Например, этих:

    Не ветер бушует над бором,

    Не с гор побежали ручьи,

    Мороз-воевода дозором

    Обходит владенья свои.

    Глядит - хорошо ли метели

    Лесные тропы занесли,

    И нет ли где трещины, щели,

    И нет ли где голой земли?

    Пушисты ли сосен вершины,

    Красив ли узор на дубах?

    И крепко ли скованы льдины

    В великих и малых водах?

    Идет - по деревьям шагает,

    Трещит по замерзлой воде,

    И яркое солнце играет

    В косматой его бороде…

    Наверно, в своем родовом Грешневе и позже в местах, где Некрасов охотился, он не только увидел людское горе, но и наслушался сочных разговоров, шутливых перепалок, затейливых словечек, насмотрелся старинных обрядов, искусных розыгрышей. Все это перешло в книги поэта:

    Ой! легка, легка коробушка,

    Плеч не режет ремешок!

    А всего взяла зазнобушка

    Бирюзовый перстенек.

    Дал ей ситцу штуку целую,

    Ленту алую для кос,

    Поясок - рубаху белую

    Подпоясать в сенокос -

    Все поклала ненаглядная

    В короб, кроме перстенька:

    «Не хочу ходить нарядная

    Без сердечного дружка!»

    Много таких простонародных обычаев приоткрыл Некрасов, много обрядов - сватовства ли, похорон ли, начала ли жатвы, конца ли страды - обрядов, сложившихся в русской жизни за века, вывел он на свет, словно говоря: «Полюбуйтесь-ка на родное богатство, русские люди, подивитесь таланту и мудрости предков!» В поэме «Кому на Руси жить хорошо» чуть не каждый герой бает о своем житье-бытье или тяготах сельского мира не стертыми словами, а с особым словесным выходом, со своим приговором и присказкой. К примеру, крестьянка Матрена Тимофеевна решила поведать странникам о своей жизни обстоятельно, с подробностями, и начала свою повесть с юности, с дозамужней поры. Приехал к ней парень со сватами - всю ночь не спала невеста, мысленно увещевала жениха:

    Ах! что ты, парень, в девице,

    Нашел во мне хорошего?

    Где высмотрел меня?

    О святках ли, как с горок я

    С ребятами, с подругами

    Каталась, смеючись?

    Ошибся ты, отецкий сын!

    С игры, с катанья, с беганья,

    С морозу разгорелося

    У девушки лицо!

    На тихой ли беседушке?

    Я там была нарядная,

    Дородства и пригожества

    Понакопила за зиму,

    Цвела, как маков цвет!

    А ты бы поглядел меня,

    Как лен треплю, как снопики

    На риге молочу…

    В дому ли во родительском?..

    Ах! кабы знать! Послала бы

    Я в город братца-сокола:

    «Мил братец! шелку, гарусу

    Купи - семи цветов,

    Да гарнитуру синего!»

    Я по углам бы вышила

    Москву, царя с царицею,

    Да Киев, да Царьград,

    А посередке - солнышко,

    И эту занавесочку

    В окошке бы повесила,

    Авось ты загляделся бы, -

    Меня бы промигал!..

    От внимания к разговорному крестьянскому языку идет и смелость Некрасова в художественном употреблении любого слова. Известно, что народ может поставить ходячее словечко в такое соседство, что никакому краснобаю не приснится:

    Под косой трава валилася,

    Под серпом горела рожь…

    …………………………………….

    Уж овечка опушается ,

    Чуя близость холодов…

    ……………………………………

    Над болотом засинелася ,

    Понависнула роса…

    ……………………………………

    Дождик, что ли, собирается,

    Ходят по небу бычки

    ……………………………………

    Тит домой. Поля не ораны ,

    Дом растаскан на клочки…

    И сколько поэзии разлито по страницам этого «социального» сочинения!

    Ночь тихая спускается,

    Уж вышла в небо темное

    Луна, уж пишет грамоту

    Господь червонным золотом

    По синему по бархату,

    Ту грамоту мудреную,

    Которой ни разумникам,

    Ни глупым не прочесть.

    Весной, что внуки малые,

    С румяным солнцем-дедушкой

    Играют облака:

    Вот правая сторонушка

    Одной сплошною тучею

    Покрылась - затуманилась,

    Стемнела и заплакала:

    Рядами нити серые

    Повисли до земли.

    А ближе, над крестьянами,

    Из небольших, разорванных,

    Веселых облачков

    Смеется солнце красное,

    Как девка из снопов.

    Можно приводить красочные строки из поэм и стихотворений Некрасова еще и еще - они опровергают расхожее мнение о том, что наш классик - будто бы поэт идеи, что художественное, эстетическое было чуждо ему. Это неправда. Некрасов всегда носил в душе то идеальное, что отличает подлинного художника. Как-то он убеждал Тургенева: «…уйди в себя, в свою молодость, в любовь, в неопределенные и прекрасные по своему безумию порывы юности, в эту тоску без тоски - и напиши что-нибудь этим тоном. Ты сам не знаешь, какие звуки польются, когда раз удастся прикоснуться к этим струнам сердца, столько жившего, как твое, - любовью, страданием и всякой идеальностью».

    Сам он во многих и многих произведениях - от первых стихотворений о любви: «Пускай мечтатели осмеяны давно…» и «Когда из мрака заблужденья…» до последней предсмертной, как бы прерываемой рыданиями, поэмы о матери - излил столько нежности, благодарности жизни и людям, что стал любимейшим поэтом соотечественников.

    У этого революционного демократа, каким в двадцатом веке представляло его наше литературоведение, была истинно христианская душа. В поэме «Тишина» он восклицал при виде православной церкви на нищей русской земле:

    Храм воздыханья, храм печали -

    Убогий храм земли твоей:

    Тяжеле стонов не слыхали

    Ни римский Петр, ни Колизей!

    Сюда народ, тобой любимый,

    Своей тоски неодолимой

    Святое бремя приносил -

    И облегченный уходил!

    Войди! Христос наложит руки

    И снимет волею святой

    С души оковы, с сердца муки

    И язвы с совести больной…

    Мы говорили о том, какой болью отзывалось в душе Некрасова бесконечное терпение народа. Но вглядываясь в русского человека, поэт никогда не путал в нем покорность с добротою, отзывчивостью, стойкостью в беде. Припомните героев его поэм, припомните, как относятся они к Божьим заповедям, по каким нравственным законам они живут. Например, Орина, мать солдатская, так отвечает на вопрос, почему умер ее сын-богатырь, вернувшись домой после солдатчины:

    Не любил, сударь, рассказывать

    Он про жизнь свою военную,

    Грех мирянам-то показывать

    Душу - богу обреченную!

    Говорить - гневить всевышнего,

    Окаянных бесов радовать…

    Чтоб не молвить слова лишнего,

    На врагов не подосадовать,

    Немота перед кончиною

    Подобает христианину.

    Знает бог, какие тягости

    Сокрушили силу Ванину!

    По убеждению Некрасова, простолюдина не считает за человека как раз тот, у кого нет Бога в душе. И мучитель, и стяжатель, и мздоимец, для которых нет суда земного и которые не боятся суда небесного, вызывают у поэта саркастические строки:

    Счастлив, кому мила дорога

    Стяжанья, кто ей верен был

    И в жизни ни однажды бога

    В пустой груди не ощутил.

    Сам поэт всегда «ощущал в груди» Бога. Его душа умягчалась, когда он говорил о Божьем соборе, о церковном звоне, о праведных людях. Тут он часто доходил до слившейся воедино земной и небесной песни:

    Чу! тянут в небе журавли,

    И крик их, словно перекличка

    Хранящих сон родной земли

    Господних часовых, несется

    Над темным лесом, над селом,

    Над полем, где табун пасется,

    И песня грустная поется

    Перед дымящимся костром…

    Так что ныне нам приходится открывать «нового» Некрасова, хорошо чувствовавшего редкую красоту чистой души, ее близость к Божьему образу. Да и не мог быть иным поэт, который писал:

    Храм божий на горе мелькнул

    И детски чистым чувством веры

    Внезапно на душу пахнул.

    Особая сердечность и какая-то виноватость перед другой душой, незащищенной и страдающей, воплотились в стихах Некрасова, обращенных к женщинам. Не знаю, имел ли право какой-то другой русский поэт сказать в конце своего пути, как Некрасов:

    Но я всю жизнь за женщину страдаю.

    К свободе ей заказаны пути;

    Позорный плен, весь ужас женской доли,

    Ей для борьбы оставил мало сил…

    Казалось, поэт торопился запечатлеть в стихах светоносные характеры своих современниц, какого бы сословия - «низкого» или «благородного» - они ни были. Крестьянка Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», Саша из одноименного повествования, Орина, мать солдатская, жены декабристов - княгини Волконская и Трубецкая из поэтической дилогии «Русские женщины», наконец, героини лирических признаний Некрасова - все эти образы отложились в нашем сердце, как родственные, дорогие. Почему? Может быть, потому, что нас в стихах поэта трогает необыкновенное понимание женской души, сопереживание с нею и благодарность за свет и доброту. С особой силой эта нота звучит в поэме «Мать»:

    И если я легко стряхнул с годами

    С души моей тлетворные следы

    Поправшей все разумное ногами,

    Гордившейся невежеством среды,

    И если я наполнил жизнь борьбою

    За идеал добра и красоты

    И носит песнь, слагаемая мною,

    Живой любви глубокие черты, -

    О мать моя, подвигнут я тобою!

    Во мне спасла живую душу ты!

    В любовных стихах Некрасова нет того традиционного романтизма, которым обычно лирический герой окутывает свое чувство. У Некрасова в интимной лирике, как и в других сочинениях, много бытовых подробностей. Предмет его поклонения - не эфемерный, возвышенный образ, а земная женщина, живущая в той же будничной среде, что и поэт. Но это не значит, что его любовь оказывается нарочито приземленной, лишенной высокого поклонения и чистой поэзии. Счастье и страдание любящих людей, ежедневно соприкасающихся с прозой жизни, с житейскими невзгодами, передаются Некрасовым строками столь же трагическими и безмятежными, отчужденно холодными и огненно страстными, как и бессмертные строки других прославленных певцов:

    Ты всегда хороша несравненно,

    Но когда я уныл и угрюм,

    Оживляется так вдохновенно

    Твой веселый, насмешливый ум;

    Ты хохочешь так бойко и мило,

    Так врагов моих глупых бранишь,

    То, понурив головку уныло,

    Так лукаво меня ты смешишь;

    Так добра ты, скупая на ласки,

    Поцелуй твой так полон огня,

    И твои ненаглядные глазки

    Так голубят и гладят меня, -

    Что с тобой настоящее горе

    Я разумно и кротко сношу

    И вперед - в это темное море -

    Без обычного страха гляжу…

    Все адресаты некрасовских стихов о любви - это женщины, которые поддерживали его в жизненных невзгодах, самоотверженно делили с ним испытания судьбы. В 1848 году гражданской женой поэта становится Авдотья Яковлевна Панаева, настоящая русская красавица, женщина с литературным талантом.

    Вместе с Николаем Алексеевичем она написала роман «Три стороны света»; ее воспоминания стали интереснейшим рассказом о литературной жизни России середины девятнадцатого века. А. Панаевой посвящены многие стихи поэта, ставшие украшением русской лирики. Читая их, отмечаешь особенность лирических откровений Некрасова: в его признаниях нет поэтических домыслов, натяжек; здесь факт биографии, семейная, бытовая история подняты до высокого искусства. Вот стихотворение 1855 года, когда поэта поразил недуг, казавшийся ему смертельным:

    Тяжелый крест достался ей на долю:

    Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;

    Кому и страсть, и молодость, и волю -

    Все отдала, - тот стал ее палач!

    Давно ни с кем она не знает встречи;

    Угнетена, пуглива и грустна,

    Безумные, язвительные речи

    Безропотно выслушивать должна:

    «Не говори, что молодость сгубила

    Ты, ревностью истерзана моей;

    Не говори!.. близка моя могила,

    А ты цветка весеннего свежей!..»

    Н. Чернышевский справедливо называл стихи Некрасова о любви «поэзией сердца». Из глубин сердца, восторженного и трезвого, благодарного и измученного, всплывали строки таких изумительных стихотворений, как «Я не люблю иронии твоей…», «Прощанье», «Ты меня отослала далеко…», «О письма женщины, нам милой…», «Мы с тобой бестолковые люди…». Не могу не привести первое из них.

    Здесь все: и напряжение лирического чувства, и благородная интонация, и стилистическая отточенность строк, и философское осмысление сказанного - все подчинено тому, чтобы песнь во славу любви была поэтически высокой и в то же время житейски близкой любому читателю:

    Я не люблю иронии твоей.

    Оставь ее отжившим и нежившим,

    А нам с тобой, так горячо любившим,

    Еще остаток чувства сохранившим, -

    Нам рано предаваться ей!

    Пока еще застенчиво и нежно

    Свидание продлить желаешь ты,

    Пока еще кипят во мне мятежно

    Ревнивые тревоги и мечты -

    Не торопи развязки неизбежной!

    И без того она недалека:

    Кипим сильней, последней жаждой полны,

    Но в сердце тайный холод и тоска…

    Так осенью бурливее река,

    Но холодней бушующие волны…

    Последние годы жизни и особенно предсмертные месяцы поэту скрасила другая женщина - Фекла Анисимовна Викторова. Дочь солдата, сирота, она была моложе Николая Алексеевича на тридцать лет. «От нее веяло душевной добротой и глубокой привязанностью к Некрасову», - писал литератор А. Кони. Поэт называл ее по-своему - Зиной, Зинаидой Николаевной. Незадолго до смерти Некрасов обвенчался с ней, чтобы обеспечить ей право на наследование.

    И в стихах, обращенных к Зине, все тот же лирический герой: страдая от жестокой болезни, он понимает, что невольно терзает и близкую женщину, и потому стремится поддержать ее своей благодарностью, своим утешением:

    Да не плачь украдкой! - Верь надежде,

    Смейся, пой, как пела ты весной,

    Повторяй друзьям моим, как прежде,

    Каждый стих, записанный тобой.

    Говори, что ты довольна другом:

    В торжестве одержанных побед

    Над своим мучителем-недугом

    Позабыл о смерти твой поэт!

    Когда-то В. Белинский справедливо заметил: «Для истинного художника - где жизнь, там и поэзия». Некрасов умел находить поэзию в обыкновенной жизни да еще в такие времена, когда для миллионов русских людей она была подневольна и мрачна. Но уныние и безнадежность казались ему страшнее смерти. Поэт оставил нам множество свидетельств своей непреклонной веры: «Сбирается с силами русский народ…», «Вынесет все - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…», «Не погиб еще тот край, что выводит из народа столько славных то и знай…»

    Часто напоминают некрасовское:

    В столицах шум, гремят витии,

    Кипит словесная война,

    А там, во глубине России, -

    Там вековая тишина.

    Но есть у поэта и другие строки о тишине - совсем не о гнетущей:

    Над всею Русью тишина,

    Но - не предшественница сна:

    Ей солнце правды в очи блещет,

    И думу думает она.

    Россия и сегодня думает думу. И в этом, как мудрый советчик, ей помогает Николай Некрасов.

    Особенное понимание народа и Родины в творчестве поэта

    Тема Родины своеобразно представлена в творчестве Н.А.Некрасова. Понятие «Родина» приравнивается к понятию «народ», то есть крестьянство. Некрасов не переставал говорить о трагическом положении народа, его страданиях, его горе. Слово «Родина» вызывает у поэта не гордость, не воспоминания о величии и славе, а горечь и стыд.

    Волга как символ Родины в стихах Некрасова

    В стихотворении «Родина» лирический герой, повествуя о местах своего детства, не может вспомнить ничего светлого, они ассоциируются у него лишь с бесцельной жизнью поколений дворян, крепостным правом и сознанием, что

    «когда-то был помещиком и я».

    Родные места поэта связаны с великой русской рекой Волгой.

    Во многих стихотворениях Волга становится символом Родины и народного горя.

    Волга! Волга!.. Весной многоводной

    Ты не так заливаешь поля,

    Как великою скорбью народной

    Переполнена наша земля…

    Поэт обращается к русскому народу с вопросом:

    «Ты проснешься ль, исполненный сил? Иль, судеб повинуясь закону, все, что мог, ты уже совершил, — создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил?»

    Любовь к русскому народу

    Говоря о народных страданиях, Некрасов не устает говорить о талантливости русского народа, его долготерпении. В стихотворении «Железная дорога» поэт рисует картину народного труда, положенного на строительстве этой дороги, о казнокрадстве и притеснении. Но в то же время он утверждает, что русский народ

    «вынесет все — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».

    Любовь к народу сочетается у Некрасова с ненавистью к его угнетателям. В стихотворении » Размышления у парадного подъезда» с отвращением описывается жизнь важного чиновника, причем сам хозяин дома не появляется в стихотворении, олицетворением его бездушия становится парадный подъезд, к которому приходят простые русские люди, но их даже не пускают на порог.

    О долготерпении своей Родины пишет поэт в стихотворении «Забытая деревня». В какой-то степени понятие «забытая деревня» можно считать символом всей России. Удивительное качество русского народа — долготерпение — выражается и в надежде на доброго барина, который приедет и рассудит. Но старого барина привозят только мертвым, а за ним идет уже новый барин, которому так же, как и старому, нет дела до судеб народа.

    Русская женщина в поэзии Некрасова

    Особое место в творчестве поэта, и в частности в теме Родины и народа, занимает образ русской женщины, в основном русской крестьянки. Тяжела жизнь русского крестьянина, но еще тяжелее жизнь русской женщины-крестьянки. В стихотворении «Русской женщине» Некрасов создает образ неподражаемой силы и красоты, которая может преодолеть все трудности:

    «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

    Трагическим судьбам русских крестьянок посвящены поэмы «Мороз, Красный нос» (образ Дарьи, вдовы крестьянина Прокла), » Орина, мать солдатская» (образ старухи-матери, потерявшей сына-кормильца). Не менее трагичен образ родной матери Некрасова, униженной и замученной мужем-тираном.

    Любовь к Родине поэт сравнивает не с любовью к матери, что традиционно, а с любовью к женщине.

    «Как женщину, ты Родину любил»,

    — пишет он в стихотворении «Памяти Добролюбова». Высшей нравственной целью поэт считает служение Родине, народу. Создавая образ , Некрасов говорит об идеале человека-гражданина, который

    «труды, надежды, помышленья — все отдал»

    Родине. Если бы таких людей не было в России,

    заглохла б нива жизни».

    Гражданские мотивы в лирике

    Служения Родине и народу Некрасов требует и от поэта, который обязан быть гражданином:

    Не может сын глядеть спокойно

    На горе матери родной.

    Не может гражданин достойный

    К Отчизне холоден душой.

    Родина не только ненавистна, но и мила поэту. В 1857 году, возвращаясь из-за границы, он восторженно говорит:

    Спасибо, сторона родная,

    За твой врачующий простор!

    Родина для поэта и главный судия. В стихах, созданных после оды в честь Муравьева-вешателя, которую Некрасов написал, пытаясь спасти от закрытия свое детище — журнал «Современник», поэт не устает повторять:

    «За каплю крови, общую с народом, прости меня, о родина, прости!..»

    Многое, что сказал о Родине и народе Некрасов, нашло живой отклик в сердцах русской интеллигенции. Многие стихи поэта в семьях читали, заучивали наизусть. Многое сохранилось и сейчас. И сейчас мы задаемся вопросом:

    «Кому на Руси жить хорошо?»

    И сейчас ждем:

    » вот приедет барин, барин нас рассудит».

    Не изменилось во многом и положение русской женщины. Недаром поэт ХХ века Наум Коржавин, перефразируя Некрасова, писал:

    «А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят».

    Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

    Тема народа — новая тема для русской лирики XIX века и одна из самых важных в творчестве Некрасова — во многом определила гражданский пафос его поэзии. Многие стихотворения поэта посвящены этой теме. Это и «Несжатая полоса», и «Железная дорога», и «Крестьянские дети», и многие другие произведения.

    О русском народе Некрасов пишет с уважением и восхищением, с умилением и любовью — о крестьянских детях. Даже свою Музу поэт сравниваете крестьянкой, безмолвно страдающей под кнутом. Говоря о трудолюбии и исполинских силах, дремлющих в душе народа, он не идеализирует крестьянина — примером тому служит стихотворение «В дороге».

    В стихотворении «Тройка» Некрасов вновь рассказывает о судьбе крестьянской женщины. В отличие от стихотворения «В дороге», в нём нет рассказа от первого лица, но есть дорога, тройка с ямщиком, красавица, торопливо бегущая ей вослед, - и лирический герой, которому известна горькая судьба этой девушки.

    Стихотворение «Тройка» часто называют романсом: оно быстро стало народной песней. Перед крестьянской девушкой разворачиваются два варианта судьбы. Первый — благополучный и счастливый — отрицается, а второй — трагический — утверждается как единственно реальный.

    Непосредственное обращение к героине позволило сообщить авторское, личное, отношение тем чувствам, которые испытывает лирический герой к девушке. Тем безысходнее горестный рассказ о её грядущей судьбе.

    В лирике Некрасова образ страдания занимает одно из центральных мест. Погубленные силы, разбитые надежды, смерть — всё это присутствует в его стихотворениях о крестьянской доле. Некрасова традиционно называют «певцом народных страданий». Однако за этими страданиями скрывается светлое идеальное начало народной жизни, богатырские силы русского крестьянства. Об этом пойдёт речь и в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».