Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Тема: А.Фет и Ф.И.Тютчев. Сопоставительный анализ стихотворений. Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева и А. А.Фета. Поэзия «чистого искусства»

    Тема: А.Фет и Ф.И.Тютчев. Сопоставительный анализ стихотворений. Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева и А. А.Фета. Поэзия «чистого искусства»

    7 Урок-кейс по литературе "Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева и А.А. Фета на основе сопоставительного анализа стихотворений".

    Урок-кейс «Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

    на основе сопоставительного анализа стихотворений».

    Цели:

    Ø Активизация познавательной деятельности учащихся.

    Ø Отработка умений работать с предоставленной информацией.

    Ø Обучение сопоставительному анализу лирических произведений:

    ü умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

    ü умение анализировать язык и образную систему литературного произведения в неразрывной связи с содержанием, понимание идеи и нравственного пафоса произведения, понимание русского слова в его эстетической функции.

    ü умение анализировать литературное произведение, понимать способы донесения до читателя авторских идей, мыслей и чувств.

    Ø Выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.

    Задание.

    Перед нами две пейзажные зарисовки. Сопоставьте данные произведения, опираясь на предложенный план для обсуждения.

    Летний вечер

    Уж солнца раскаленный шар

    С главы своей земля скатила,

    И мирный вечера пожар

    Волна морская поглотила.

    Уж звезды светлые взошли

    И тяготеющий над нами

    Небесный свод приподняли

    Своими влажными главами.

    Река воздушная полней

    Течет меж небом и землею,

    Грудь дышит легче и вольней,

    Освобожденная от зною.

    И сладкий трепет, как струя,

    По жилам пробежал природы,

    Как бы горячих ног ея

    Коснулись ключевые воды. (1829)

    Ф.И. Тютчев

    «Какая ночь! Как воздух чист…»

    Какая ночь! Как воздух чист,
    Как серебристый дремлет лист,
    Как тень черна прибрежных ив,
    Как безмятежно спит залив,
    Как не вздохнёт нигде волна,
    Как тишиною грудь полна!

    Полночный свет, ты тот же день:
    Белей лишь блеск, черней лишь тень,
    Лишь тоньше запах сочных трав,
    Лишь ум светлей, мирнее нрав,
    Да вместо страсти хочет грудь
    Вот этим воздухом вздохнуть. (1857)

    Афанасий Фет

    План для обсуждения.

    1. Определите тему, идею, композиционную стройность произведений, а в целом – движение поэтической мысли в произведениях.

    2. Каково основное настроение, переданное поэтами. С какими другими чувствами переплетается оно.

    3. Охарактеризуйте особенности поэтического языка каждого стихотворения.

    4. Проследите, какие внутренние ощущения возникают после прочтения стихотворений.

    5. Свои наблюдения и умозаключения внесите в таблицу. Сделайте вывод.

    Ф.И. Тютчев

    А.А. Фет

    Природа - прекрасное живое существо, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая ощущение переменчивости окружающего мира

    Природа - живой одухотворенный, многоликий мир.

    Богатая метафоричность, использование символики.

    В стихотворении присутствует несколько образов, выстроенных автором в четкой последовательности. При этом солнце, небо, воздух и звезды – это лишь часть природы, но благодаря метафорам, созданным поэтом, они превращаются в самостоятельных героев произведения.

    Произведение написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении нет резких движений: все плавно, медленно. Преобладают светлые и спокойные краски.

    Разнообразие звуков, ритмов, синтаксиса.

    Используя приемы аллитерации (повторение звуков «з», «с», «ж») и одушевления природы («дремлет лист», «спит залив», «вздохнет волна») возникает ощущение живого движения, непостижимой жизни мира ночи.

    Использование прилагательных в сравнительной степени во второй части стихотворения подчеркивают разницу меду состояниями природы и состоянием человеческой души

    Кольцевая композиция произведения, которая создает ощущение завершенности и цельности размышлений и наблюдений

    Мастер композиции – использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен) таким образом заставляя переживать смену настроений, тонов, звуков, влияя на наши чувства

    Семантическое ядро

    Глава-Земля (2/2)

    Частотность употребления 3,17%

    Семантическое ядро

    Воздух-Свет (2/2)

    Частотность употребления 4,16%

    Восхищаясь сменой времен года или пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природа, автор полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит

    Словно пропускает увиденное через себя, находя в таких милых пейзажах созвучье собственным ощущениям и душевным переживаниям

    Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы. Бытие воспринимает как катастрофу

    Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному.

    Находясь в гармонии и слиянии с природой, человек черпает в ней вдохновение, обретая движение души и открывая все новые тайны природы

    В жанровом аспекте - склонность к философской миниатюре, поэтическому фрагменту

    В жанровом отношении тяготеет к лирической миниатюре.

    Вывод: при общности тем произведений и предмета изображения, эти стихотворения очень различаются. Объяснением тому служит разное поэтическое мировосприятие поэтов.

    В качестве домашнего задания к данному уроку может быть предложено несколько вариантов: сочинение-миниатюра, презентация, устное

    Цели урока:

    • систематизировать знания по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета;
    • научить ребят находить общее в творчестве поэтов;
    • прививать любовь к русской поэзии.

    Оборудование:

    • репродукции “Зимний пейзаж”, “Гроза”;
    • портреты Ф.И.Тютчева<Рисунок 1> и А.А.Фета<Рисунок 2>;
    • магнитофон, кассеты с романсами, выставка книг о Ф.И.Тютчеве и А.А.Фете; у каждого учащегося на столе лежат распечатки стихотворений, которые будут звучать на уроке.

    Ход урока

    Здравствуйте, ребята!

    Сегодня мы рассмотрим художественный мир лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

    Наша задача - систематизировать те знания, которые вы получили при изучении творчества этих поэтов.

    Кроме того, сегодняшний урок поможет вам подготовиться к сочинению.

    Мы поговорим с вами о (план урока на доске):

    1. пейзажной поэзии Тютчева и Фета;
    2. философской лирике;
    3. лирике любви.

    Запишите пункты плана в тетрадь!

    1. Пейзажная лирика.

    Откуда были родом Тютчев и Фет?

    (оба из Орловской губернии: Фет - Новосёлки Мценского уезда, Тютчев – Овстуг на Брянщине)

    Каких ещё вы знаете поэтов и писателей, выходцев Орловской губернии?

    (Кольцов, Тургенев, Лесков)

    Какой теме уделяли оба поэта много внимания?

    (теме природы)

    Тютчев и Фет – певцы природы средней полосы России.

    А Воскресенск (город, в котором проходит урок) - средняя полоса? (Да)

    Значит, Фет и Тютчев могли наблюдать примерно такой же пейзаж, который мы видим за окном и на репродукции (на доске прикреплена репродукция с изображением зимы).

    Давайте послушаем стихотворение Тютчева “Зима недаром злится”.

    Зима недаром злится,
    Прошла её пора –
    Весна в окно стучится
    И гонит со двора.

    И всё засуетилось,
    Всё нудит Зиму вон –
    И жаворонки в небе
    Уж подняли трезвон.

    Зима ещё хлопочет
    И на Весну ворчит.
    Та ей в глаза хохочет
    И пуще лишь шумит…

    Взбесилась ведьма злая
    И, снегу захватя,
    Пустила, убегая,
    В прекрасное дитя…

    Весне и горя мало:
    Умылася в снегу
    И лишь румяней стала
    Наперекор врагу.

    Чем удивило вас это стихотворение? Каковы его особенности?

    (Природа оживает, олицетворения)

    А теперь послушайте стихотворение А.А.Фета.

    Пришла, - и тает всё вокруг,
    Всё жаждет жизни отдаваться,
    И сердце, пленник зимних вьюг,
    Вдруг разучилося сжиматься . (Замерло от восторга)

    Заговорило, зацвело
    Всё, что вчера томилось немо,
    И вздохи неба принесло
    Из растворённых врат эдема . (Рай)

    О чём стихотворение? (О приходе весны)

    Что объединяет стихотворения Тютчева и Фета? (одна тема)

    Обратите внимание, что очень часто Тютчева и Фета интересуют переходные моменты: оба ждут весну.

    А с чем у вас ассоциируется весна? (Приближение весенних дождей, весенней грозы)

    С чем связан образ грозы? Каков его смысл?

    (Гроза как очищающая сила, природа оживает после грозы)

    Докажите мне это.

    Давайте посмотрим, как раскрывается образ грозы у Тютчева.

    (Читает ученик наизусть стихотворение “Весенняя гроза”)

    Весенняя гроза.

    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний, первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые,
    Вот дождик брызнул, пыль летит,
    Повисли перлы дождевые,
    И солнце нити золотит.

    С горы бежит поток проворный,
    В лесу не молкнет птичий гам,
    И гам лесной и шум нагорный –
    Всё вторит весело громам.

    Ты скажешь: ветреная Геба,
    Кормя Зевесова орла,
    Громокипящий кубок с неба,
    Смеясь, на землю пролила.

    Какое художественное средство помогает передать красоту природы? (Олицетворение)

    Найдите эпитеты в этом стихотворении.

    А сейчас я прочту самое известное стихотворение Фета:

    Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слёзы,
    И заря, заря!

    Какая особенность в этом стихотворении?

    (Много назывных предложений)

    Л.Н.Толстой заметил: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение- картина…”

    2. Философская лирика.

    Тютчева и Фета часто называют певцами природы. Но подумайте, они рассматривают природу отдельно или она связана с чем-то ещё?

    (Тютчев и Фет – певцы природы, но они не рассматривают её отдельно, для них важна гармония души человека и природы, взаимодействие природы с душой человеческой.)

    Природа часто заставляет поэта задуматься, размышлять о жизни. Как называются стихотворения, в которых поэт размышляет о жизни и смерти, о месте человека в мире, о красоте и безобразном? (Философская лирика)

    Так у Тютчева:

    Дума за думой, волна за волной –
    Два проявленья стихии одной:
    В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
    Здесь – в заключении, там – на просторе,
    Тот же всё вечный прибой и отбой,
    Тот же всё призрак тревожно-пустой. (“Волна и думы”)

    Между чем Тютчев проводит параллель в этом стихотворении?

    (Движения в природе совпадают с волнением человеческой души, мысли)

    И у Фета описание природы передаёт состояние человека. Например, в стихотворении “Какая грусть! Конец аллеи…” (1862)

    На небе ни клочка лазури,
    В степи всё гладко, всё бело,
    Один лишь ворон против бури
    Крылами машет тяжело.

    И на душе не рассветает,
    В ней тот же холод, что кругом,
    Лениво дума засыпает
    Над умирающим трудом.

    Мы видим тоже параллель природы и состояния души человека.

    Любому поэту свойственно подводить итог своему творчеству. Фет прославляет в конце жизни смерть, надеясь на покой после неё. Это обусловлено противоречиями его жизни.

    Какие вы помните противоречия в жизни Фета, на что он потратил много сил?

    (Много сил Фет положил, чтобы доказать, что он дворянин Шеншин)

    Фет устаёт от этого, ищет покоя в потустороннем мире в стихотворении “Смерть” (1878)

    Слепцы напрасно ищут, где дорога,
    Доверясь чувств слепым поводырям;
    И если жизнь – базар крикливый бога,
    То только смерть – его бессмертный храм.

    У Тютчева другое восприятие жизни и смерти.

    Когда дряхлеющие силы
    Нам начинают изменять
    И мы должны, как старожилы,
    Пришельцам новым место дать, -
    Спаси тогда нас, добрый гений,
    От малодушных укоризн,
    От клеветы, от озлоблений
    На изменяющую жизнь…

    (Тютчев не сожалеет о прожитом, хотя его жизнь была полна страданий. Смерть он воспринимает не как спасение от жизни, а как закономерное, естественное явление)

    3. Лирика любви.

    Ребята, а какие вы помните противоречия в жизни Тютчева и Фета, отразившиеся в лирике любви? Что объединяет личную жизнь Фета и Тютчева?

    (Оба пережили трагедию. У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла.

    Самоубийство Марии Лазич, девушки, любившей Фета и оставленной им из-за её бедности, оставило неизгладимый след в душе поэта)

    Следовательно, это чувство носит в лирике трагический характер.

    Послушайте воспоминание Тютчевым последних часов Е.А.Денисьевой:

    Весь день она лежала в забытьи,
    И всю её уж тени покрывали,
    Лил тёплый летний дождь – его струи
    По листьям весело звучали.

    И медленно опомнилась она,
    И начала прислушиваться к шуму,
    И долго слушала – увлечена,
    Погружена в сознательную думу…

    И вот, как бы беседуя с собой,
    Сознательно она проговорила
    (Я был при ней, убитый, но живой): (Почему?)
    “О, как всё это я любила”

    Любила ты, и так, как ты, любить –
    Нет, никому ещё не удавалось!
    О господи!.. и это пережить…
    И сердце на клочки не разорвалось…

    1864, Ницца

    Радостного в любви почти нет.

    Послушайте отрывок из романса. На чьи стихи он положен? <Приложение 1>

    (Звучит романс “Я встретил Вас – И всё былое…” на стихи Тютчева.)

    Посвящен романс Амалии Лерхенфельд (баронессе Крюденер).

    Какое ощущение возникает при его прослушивании?

    (Лёгкой грусти, печали по ушедшей молодости)

    Послушайте ещё один романс (на стихи Фета “На заре ты её не буди”).

    На заре ты её не буди,
    На заре она сладко так спит;
    Утро дышит у ней на груди,
    Ярко пышет на ямках ланит.

    И подушка её горяча,
    И горяч утомительный сон,
    И, чернеясь, бегут на плеча
    Косы лентой с обеих сторон.

    Мы видим, что образ любимой может вызывать у поэта не только трагические воспоминания, но и светлые чувства.

    Наш урок подходит к концу.

    Мы сегодня ещё больше узнали о творчестве великих поэтов. Доказательством их величия и таланта являются пророческие слова самого Тютчева о России:

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать -
    В Россию можно только верить.

    Ещё Пушкин говорил, что поэт должен быть пророком. И мы всё чаще убеждаемся, насколько пророческими были стихи Тютчева о России.

    О значении А.А.Фета хорошо сказал его современник Алексей Михайлович Жемчужников в своём стихотворении:

    Он в мире грёзы и мечты,
    Любя игру лучей и тени,
    Подметил беглые черты
    Неуловимых ощущений,
    Невоплотимой красоты.
    И пусть он в старческие лета
    Менял капризно имена
    То публициста, то поэта –
    Искупят прозу Шеншина
    Стихи пленительные Фета.

    А теперь запишите темы домашних сочинений :

    1. Лирика Ф.И.Тютчева в моём восприятии.

    2. Лирика А.А.Фета в моём восприятии.

    3. Свободная тема по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета (тему формулирует сам учащийся).

    Итоги урока, выставление оценок.

    Дополнительные вопросы для рассмотрения на уроке. Поэты и политика.

    Фет и Тютчев в своём творчестве были далеки от политической жизни, социальных вопросов.

    Но отношение к грандиозным историческим событиям мы всё-таки можем найти в их стихотворениях.

    Вспомните пушкинские строки:

    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена! (“К Чаадаеву”, 1818)

    Вас развратило Самовластье,
    И меч его вас поразил.

    Что это значит?

    (Тютчев считает, что без глубокого знания России любое политическое действие обернётся насилием, самовластьем. Но Пушкина при этом он ценит высоко!)

    На стенде надпись: “Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет”. Тютчев о Пушкине.

    А.А.Фет вообще не желает вмешиваться в общественные битвы. Для него радость в поэзии, в творчестве, а не в обществе:

    Радость чуя,
    Не хочу я
    Ваших битв.

    И даже отворачивается от страдающего человека:

    Я ради мук твоих не стану изменять

    Свободы вечному призванью.

    Это отличает его от Некрасова: “Не верь, что неимущий хлеба// Не стоит вещих струн твоих” (“Поэт и гражданин”), “Я лиру посвятил народу своему” и др.

    Фет в творчестве старается закрыться от политики, социальных тем, уйти в себя.

    Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета

    Лирические произведения Ф. Тютчева и А. Фета отражают своеобразие восприятия весенней природы, ее влияния на душевный мир, мысли, чувства, настроения каждого из авторов. Весна-это время, когда природа оживает, пробуждается после длительной зимней спячки, это пора расцвета и преображения всего окружающего.
    Лирика природы стала величайшим художественным достижением Ф. Тютчева. Пейзаж дается поэтом в движении, причем явления природы отражают таинственные движения человеческой души. Природа как живой организм, который умеет чувствовать, ощущать, проявлять свой характер.

    Кроме глубины, создания его отличаются неуловимой тонкостью и грацией.
    Природа для Тютчева всегда юная. Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. В 30-х годах весне он посвятил семь стихотворений: «Весенняя гроза», «Могила Наполеона», «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит», «Весна», «Нет, моего к тебе пристрастья…».

    Весна для него – прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которого исполнены высокой поэзии. Поэт любит молодые раскаты первого грома в начале мая, его восхищают шумные весенние воды – вестники молодой весны, весеннее дыхание воздуха.

    Поэзия Тютчева оптимистична. Во всем мировоззрении поэта отражается любовь и жажда жизни, воплощенные в ликующих строках «Вешних вод» («Еще в полях белеет снег…») и «Весенней грозы». Рассмотрим стихотворение «Вешние воды»:

    Еще в полях белеет снег,
    А воды уж весной шумят –
    Бегут и будят сонный брег,
    Бегут и блещут и гласят…

    Они гласят во все концы:
    «Весна идет, весна идет!
    Мы молодой весны гонцы,
    Она нас выслала вперед!»

    Весна идет, весна идет!
    И тихих, теплых, майских дней
    Румяный, светлый хоровод
    Толпится весело за ней.

    Весна воспринимается поэтом не только как чудесное время года, но и как победа жизни над смертью, как гимн юности и человеческому обновлению.
    В этом стихотворении динамика достигается двумя приемами: во-первых, это словесные повторы («бегут», «идет»), создающие иллюзию движения воды и весеннее половодье чувств, и, во-вторых, это система звукозаписи, имитирующая бульканье и переливы ручьев.
    В стихотворение «Весенние воды» заключена объемная и панорамная картина пробуждения огромного мира, его изменения во времени.

    В стихотворении «Весенняя гроза» не только человек сливается с природой, но и природа одушевляется, очеловечивается: «весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Гроза у Тютчева- это одновременно образ молодости, взволнованности, обновления, бодрости творческого духа, мира озаренного, нового.

    «Люблю грозу в начале мая» – на редкость веселое, ничем не омрачаемое, бодрое стихотворение. Озорное, искрометное, молодое. Гром здесь не устрашает, а радует, раскаты его не грозовые, не пугающие своей сумрачностью и внутренней силой, а «молодые», раскрепощенные, обещающие. И первое слово стихотворения – самое сильное, ласковое, обволакивающее душу надеждой и верой, самое сокровенное и желанное – «люблю». «Люблю грозу» и уточняющее – «в начале мая» – звучит не календарно, а непреднамеренно-празднично, зазывно, обещающе, зелено, светло, молодо» .Такое прочтение стихотворения Тютчева мы видим у Льва Озерова.

    В тютчевском цикле стихов о весне есть одно, так и названное «Весна», удивительное по глубине и силе вложенного в него чувства:

    Как ни гнетет рука судьбины,
    Как ни томит людей обман,
    Как ни браздят чело морщины
    И сердце как ни полно ран,
    Каким бы строгим испытаньям
    Вы ни были подчинены, -
    Что устоит перед дыханьем
    И первой встречею весны!

    Весна: Она о вас не знает,
    О вас, о горе и о зле;
    Бессмертьем взор ее сияет,
    И ни морщины на челе.
    Своим законам лишь послушна,
    В условный час слетает к вам,
    Светла, блаженно-равнодушна,
    Как подобает божествам.

    Цветами сыплет над землею,
    Свежа, как первая весна;
    Была ль другая перед нею -
    О том не ведает она;
    По небу много облак бродит,
    Но эти облака ея,
    Она ни следу не находит
    Отцветших весен бытия.

    Не о былом вздыхают розы
    И соловей в ночи поет,
    Благоухающие слезы
    Не о былом Аврора льет, -
    И страх кончины неизбежной
    Не свеет с древа ни листа:
    Их жизнь, как океан безбрежный,
    Вся в настоящем разлита.

    Игра и жертва жизни частной!
    Приди ж, отвергни чувств обман
    И ринься, бодрый, самовластный,
    В сей животворный океан!
    Приди, струей его эфирной
    Омой страдальческую грудь -
    И жизни Божеско-всемирной
    Хотя на миг причастен будь!

    Исходя из текста данного стихотворения, мы можем сказать, что для молодого поэта мир полон тайн, загадок, которые могут быть постигнуты лишь вдохновенным певцом. И этот насыщенный тайнами и одушевленный мир, по убеждению Тютчева, открывается человеку только в короткие мгновенья, когда человек готов слиться с природой:

    И жизни божески-всемирной
    Хотя на миг причастен будь!

    О весне сказано, что она светла, блаженно-равнодушна, свежа.
    Анатолий Горелов говорит о том, что «весна для Тютчева – устойчивый образ созидающего начала бытия, он и сейчас восторженно принимает ее прелести, но помнит, что она чужда людскому горю, злу, ибо «блаженно-равнодушна,

    Тютчевская гениальная лирика совмещает в себе земные приметы с тревогами и чаяниями души. Это мы видим на примере стихотворения «Еще земли печален вид…»:

    Еще земли печален вид,
    А воздух уж весною дышит,
    И мертвый в поле стебль колышет,
    И елей ветви шевелит.
    Еще природа не проснулась,
    Но сквозь редеющего сна
    Весну послышала она,
    И ей невольно улыбнулась….

    Душа, душа, спала и ты…
    Но что же вдруг тебя волнует,
    Твой сон ласкает и целует
    И золотит твои мечты?..
    Блестят и тают глыбы снега,
    Блестит лазурь, играет кровь…
    Или весенняя то нега?..
    Или то женская любовь?..

    В очерке о Тютчеве Лев Озеров высказал следующее, очень тонкое, замечание:«Он не украшает природу, он, наоборот, срывает с нее «покров, накинутый над бездной. И делает это с тою же решительностью, с какой другие русские писатели срывали маски с общественных явлений».
    Образы природы для Тютчева не только объекты любования, но и формы проявления таинств бытия. Его отношения с природой активны, он хочет вырвать ее тайны, а восторг перед ее красотой совмещается в нем с сомнениями и бунтом» .
    В стихотворении «Зима недаром злится...» поэт показывает последнюю схватку уходящей зимы с весной:

    Зима недаром злится,
    Прошла ее пора –
    Весна в окно стучится
    И гонит со двора.

    Зима еще хлопочет
    И на Весну ворчит.
    Та ей в глаза хохочет
    И пуще лишь шумит...

    Эта схватка изображена в виде ссоры старой ведьмы – зимы и молодой, веселой, озорной девушки – весны.

    Лист зеленеет молодой
    Смотри, как листьем молодым
    Стоят обвеяны березы,
    Воздушной зеленью сквозной,
    Полупрозрачною, как дым…

    Давно им грезилось весной,
    Весной и летом золотым,–
    И вот живые эти грезы,
    Под первым небом голубым,
    Пробились вдруг на свет дневной…

    О, первых листьев красота,
    Омытых в солнечных лучах,
    С новорожденною их тенью!
    И слышно нам по их движенью,
    Что в этих тысячах и тьмах
    Не встретишь мертвого листа.

    В стихотворении «Первый лист» листья являются главным объектом внимания, все остальные реалии – березы, весна, лето, голубое небо, лучи солнца – это тот необходимый фон,с которым связано их появление.
    Автор говорит об их легкости, прозрачности, внезапности их появления, об их массе-количестве, их легком шуме-движении.
    Нужно уметь запечатлевать изменчивость, движение. Любое явление должно схватываться в абсолютно мгновенном аспекте.
    Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются прекрасные картины природы, ведь Тютчев, как никто, умел передать цвета, запахи, звуки окружающего мира.

    А.А.Фет.

    «Природы праздный соглядатай» – так сам Фет полуиронически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества.

    В пейзажной лирике Фета проявилась его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей; их своеобразное, индивидуальное восприятие.

    Фет расширил возможности поэтического изображения действительности, показав внутреннюю связь мира природы и мира человека; одухотворял природу, создавая пейзажные картины, во всей полноте отражающие состояние души человека. И это было новым словом в русской поэзии.
    Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние: он изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов.
    Эта точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России.
    Фет любит описывать точно определимое время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в стихотворении «Весенний дождь»).
    В фетовском преклонении пред природой можно отметить постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный» и т.п.

    При всей правдивости и конкретности описания природы оно прежде всего служит средством выражения лирического чувства.

    Это утро, радость эта,
    Эта мощь и дня и света,
    Этот синий свод,
    Этот крик и вереницы,
    Эти стаи, эти птицы,
    Этот говор вод...

    В монологе рассказчика нет ни одного глагола - излюбленный прием Фета, но здесь также нет ни одного определяющего слова, кроме местоименного прилагательного «это» («эти», «этот»), повторенного восемнадцать раз! Отказываясь от эпитетов, автор словно признается в бессилии слов.
    Лирический сюжет этого короткого стихотворения основан на движении глаз рассказчика от небесного свода – к земле, от природы – к жилищу человека. В последних строках взгляд лирического героя обращен внутрь себя, в свои ощущения («мгла и жар постели», «ночь без сна»).
    Для человека весна связана с мечтой о любви. В эту пору в нем пробуждаются творческие силы, позволяющие «парить» над природой, осознанно ощущать единство всего сущего:

    Эти зори без затменья.
    Этот вздох ночной селенья,
    Эта ночь без сна,
    Эта мгла и жар постели,
    Эта дробь и эти трели,
    Это все – весна.

    В поэтическом мире Фета важны не только зрительные, но и слуховые, и обонятельные, и осязательные образы.

    Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений.
    В «весенних» циклах преобладают светлые картины и мотивы цветения, любви, юности. «Человеческое» и «природное» в этих картинах или слиты воедино, или, развиваясь параллельно, стремятся к единству.

    Ликующая красота мира – вечный источник вдохновения поэта, который наперекор всем жизненным неурядицам вселяет в него оптимизм, трепетную жажду жизни, свежесть восприятия мира.
    Когда у Тютчева деревья бредят и поют, тень хмурится, лазурь смеется, свод небесный вяло глядит, а гвоздики лукаво глядят, – эти предикаты уже не могут быть поняты как метафоры.
    Фет идет в этом дальше Тютчева. У него «цветы глядят с тоской влюбленной», роза «странно улыбнулась», ива «дружна с мучительными снами», звезды молятся, «и грезит пруд, и дремлет тополь сонный», Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами.

    Давайте рассмотрим стихотворение «Жду я, тревогой объят…»:

    Жду я, тревогой объят,
    Жду тут на самом пути:
    Этой тропой через сад
    Ты обещалась прийти.

    Плачась, комар пропоет,
    Свалится плавно листок…
    Слух, раскрываясь, растет,
    Как полуночный цветок.

    Словно струну оборвал
    Жук, налетевши на ель;
    Хрипло подругу позвал
    Тут же у ног коростель.

    Тихо под сенью лесной
    Спят молодые кусты…
    Ах, как пахнуло весной!..
    Это наверное ты!

    «Стихотворение предельно напряжено, эта тревога и от нагнетающего напряжение повтора в самом начале («Жду… Жду…»), и от странного, вроде бы бессмысленного определения – «на самом пути». Но в этом «самом» тоже есть предельность, конечность. Простая тропа «через сад» стала «самым путем» с бесконечной уже многозначностью смыслов: роковым, первым, последним, путем сожженных мостов и т.д. В этом максимально напряженном состоянии человек обостренно воспринимает природу, и сам, отдаваясь ей, начинает жить как природа.

    Тихо под сенью лесной
    Спят молодые кусты…
    Ах, как пахнуло весной!..
    Это наверное ты!

    Это не аллегория, не сравнение с весной. Она и есть сама весна, сама природность тоже, в этом мире органично живущая.

    А.А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости. В его пейзажной лирике много мельчайших подробностей реальной жизни природы, которым соответствуют разнообразнейшие проявления душевных переживаний лирического героя. Например, в стихотворении «Еще майская ночь» прелесть весенней ночи порождает в герое состояние взволнованности, ожидания, томления, непроизвольности выражения чувств:

    Какая ночь! Все звезды до единой
    Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
    И в воздухе за песней соловьиной
    Разносится тревога и любовь.

    Ю. Айхенвальд заметил, что для поэзии Фета характерны не переходы, а прорывы. Вот такой «прорыв» в эпос и представило стихотворение 1844 года:

    Уж верба вся пушистая
    Раскинулась кругом;
    Опять весна душистая
    Повеяла крылом.

    Станицей тучки носятся,
    Тепло озарены,
    И в душу снова просятся
    Пленительные сны.

    Везде разнообразною
    Картиной занят взгляд,
    Шумит толпою праздною
    Народ, чему-то рад…

    Какой-то тайной жаждою
    Мечта распалена –
    И над душою каждою
    Проносится весна.

    Здесь мы видим у Фета на редкость удачный пример, когда личное настроение сливается с общим настроением других людей, массы, народа, выражает его и растворяется в нем.
    Позднее фетовские стихи близки к тютчевским. Фет вообще близок к Тютчеву как представителю «мелодической» линии в русской поэзии. Символика природы, построение стихотворения на сравнении природы и человека, философская мысль– все это особенно сближает позднего Фета с Тютчевым.
    Вот стихотворение «Я рад, когда с земного лона…» (1879):

    Я рад, когда с земного лона,
    Весенней жажде соприсущ,
    К ограде каменной балкона
    С утра кудрявый лезет плющ.

    И рядом, куст родной смущая,
    И силясь и боясь летать,
    Семья пичужек молодая
    Зовет заботливую мать.

    Не шевелюсь, не беспокою.
    Уж не завидую ль тебе?
    Вот, вот она здесь, под рукою,
    Пищит на каменном столбе.

    Я рад: она не отличает
    Меня от камня на свету,
    Трепещет крыльями, порхает
    И ловит мошек на лету.

    «Стихотворение передает радость приобщения к жизни природы в дни «весенней жажды», как говорит здесь Фет, повторяя выражение из раннего стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…» («И весенней полон жаждой»). Тема традиционная в поэзии.
    На рассматриваемой нами (одной из любимых тем Фета – теме прихода весны) удобно проследить эволюцию Фета от импрессионистически окрашенных изображений к созданию символов. «В 40-е годы приход весны рисуется в основном распространением на природу весенних чувств лирика:

    В новых листьях куст сирени
    Явно рад веселью дня.
    Вешней лени, тонкой лени
    Члены полны у меня.
    («Весна на юге»)

    В 50-е годы приход весны показывается обычно подбором примет, как в уже цитированном стихотворении «Еще весны душистой нега…» или в стихотворении «Опять незримые усилья…»:

    … Уж солнце черными кругами
    В лесу деревья обвело.
    Заря сквозит оттенком алым.
    Подернут блеском небывалым
    Покрытый снегом косогор…

    В 60-е годы, в связи с философским углублением темы, подход к ней снова меняется. Фет опять уходит от детализированных описаний, конкретные проявления весны заменяются ее символическими атрибутами:

    Я ждал. Невестою-царицей
    Опять на землю ты сошла.
    И утро блещет багряницей,
    И всё ты воздаешь сторицей,
    Что осень скудная взяла.

    Ты пронеслась, ты победила,
    О тайнах шепчет божество,
    Цветет недавняя могила,
    И бессознательная сила
    Свое ликует торжество.

    Тема дана в настолько обобщенном виде, что друг другу противостоят скудная осень и победная весна; а что весна сменяет не осень, а зиму – это, видимо, при такой степени обобщенности не играет роли.

    Стихотворение «Ещё весны душистой нега…» запечатлевает такой момент в природе, когда весна ещё не наступила, но ощущение весны уже возникло. Казалось бы, в природе ничего не изменилось: снег не растаял, дороги замёрзшие, деревья без листьев, но по каким-то малым приметам и просто интуитивно человек уже ждёт весны и радуется её приходу.
    Обратим внимание на начальную строку «Ещё весны душистой нега…». Фет прибегает к одному из своих любимых образных выражений – “нега”

    Картина уточняется некоторыми деталями, рисующими зиму: это снег, замороженный путь. Говоря о зиме, Фет вводит в стихотворение яркие весенние краски: «заря», «краснеет», «желтеет». Отрицая то, что весна уже наступила, он как бы приближает её приход, упоминая о том, что «солнце греет», что соловей поёт в смородинном кусте.

    Это стихотворение как бы перекликается с тютчевским «Ещё земли печален вид…», написанным существенно раньше.
    Образы природы в стихотворениях Фета разнообразны. Среди них есть устойчивые символы, например: утро, заря и весна. Много цветов (роза, ландыш, сирень) и деревьев (ива, берёза, дуб). Как уже говорилось, приход весны – один из любимых мотивов Фета. Весеннее обновление природы, расцвет жизни вызывает у поэта прилив сил, приподнятое настроение. В его стихах как персонажи предстают куст сирени, пушистая верба, душистый ландыш, просящий солнечных лучей, журавли, кричащие в степи- они прежде всего служат средством выражения лирического чувства. Мотив весны помогает поэту передать самое главное свое ощущение – радостное принятие окружающего мира, желание бежать «навстречу вешним дням». Чудесные строки о весеннем дожде, о полете бабочки, о пчелах, вползающих в душистые цветы, будят в душе каждого человека теплые чувства. Как весна согревает все живое, так и стихи Фета о весне ласкают слух, возвышают душу.
    С мотивом весны в лирике Фета тесно связан образ зари. Заря отождествляет огонь солнца. В начале дня все краски природы прозрачны и чисты, лучи солнца освещают землю нежным светом. Таинственный мир сияет в отблесках зари, рождая волшебную силу вдохновения. Весна – источник трепетного восторга, она дает возможность сердцем прикоснуться к Прекрасному.
    Обычным стало сочетание этих двух имен – Тютчева и Фета: одни сближают их, другие противопоставляют. Уступая Тютчеву в космической масштабности поэтического чувства, Фет в некоторых своих стихотворениях прикоснулся к вечным темам, непосредственно связанным с бытием человека. Фетовский человек находится в постоянном и разнообразном общении и разговоре с природой. В самых обыкновенных предметах Фет находит поэзию. У двух художников, естественно, разные результаты. Там, где у Тютчева одна-единственная картина, у Фета великое множество этюдов
    Общее для Тютчева и Фета – философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны. Это видно из тематической близости стихотворений, особенностей их построения, совпадения отдельных слов, особенностей образного ряда у обоих поэтов, символики деталей у Тютчева и их конкретности у Фета.
    Итак, подытожим еще раз, какие признаки, или качества, природы выделяет Тютчев, создавая поэтический образ весны в своем творчестве. Краски интересуют его лишь в малой степени. Цветовые эпитеты немногословны и, как правило, неоригинальны. Они лишены у него обычно основной смысловой нагрузки. Зато большую роль у него обычно играют глаголы движения, передающие состояние объектов природы. На первый план выдвигаются слуховые и тактильные, осязательные признаки пейзажа. До Тютчева слуховые образы не играли подобной роли ни у одного из русских поэтов.
    У Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения. Он очень дорожит мигом, стремится к фиксации изменений в природе и любит описывать точно определимое время суток. В его творчестве поэтический образ весны сопоставлен с переживаниями, психологическим настроем человека.
    В лирике Фета, как и Тютчева, поэтический образ весны неотделим от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.


    Список использованной литературы:

    1. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. – М.: Наука, 1980.
    2. Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева. – Саратов, Изд. Сарат. ун-та, 1969.
    3. Лагунов А.И. Афанасий Фет. – Х.: Ранок; Веста, 2002.
    4. Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.: Худож. лит., 1975.
    5. Озеров Л. А.А. Фет (О мастерстве поэта). – М.: Знание, 1970.
    6. Скатов Н.Н. Лирика А.А. Фета (истоки, метод, эволюция). – М., 1972.


    Урок можно посвятить практической работе по сопоставительному анализу стихов Тютчева и Фета, выявлению общности и различий в их поэтической манере, подготовке к домашнему сочинению по лирике поэтов.
    Вопросы и задания к стихотворению Тютчева «Еще земли печален вид...»
    1. Сопоставьте ключевые образы первой и второй строф стихотворения. Как композиция текста помогает понять его смысл?
    2. Какие приметы в природе говорят о приближающейся весне? Почему поэту, говоря о душе, важно сравнить ее именно с весенней природой?
    3. Какие два мира изображены в стихотворении? Как они взаимосвязаны?
    4. Какой символический смысл приобретают во второй строфе слова «сон», «спала» и выражения «тают глыбы снега», «блестит лазурь»?
    5. Какой смысл придают второй строфе многочисленные вопросительные интонации?
    6. Докажите, что Тютчев - мастер тонких звуковых и цветовых образов.
    7. Чем, по Тютчеву, сходны пробуждение природы весной и пробуждение души от женской любви? Как драматизм восприятия мира преодолевается в стихотворении надеждой на весеннее возрождение природы и души?
    8. Как в стихотворении проявился философский характер поэзии Тютчева?
    Вопросы и задания к стихотворению Фета «Еще весны душистой нега...»
    1. Какие чувства вызывает у поэта приближение весны? Докажите, что доминирующее чувство в стихотворении - напряжение.
    2. Как помогает понять смысл стихотворения его композиция?
    3. Почему поэту радостна «возрожденья весть живая»?
    4. Какие изобразительно-выразительные средства языка являются в этом стихотворении ключевыми?
    5. Как в этом стихотворении отразились черты импрессионизма поэтики Фета, его недосказанность, незавершенность поэтических образов?
    6. Докажите, что стихотворение одновременно обладает строгой художественной структурой, внутренним равновесием и ощущением эскизности, нарочитой оборванности.
    7. В чем динамичность и музыкальность художественных образов в стихотворении?
    8. Как вписывается это стихотворение в фетовскую концепцию красоты и гармонии мира?
    Вопросы и задания
    для сопоставительного анализа
    1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
    2. Какие образы в стихотворениях можно считать образами-символами?
    3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?
    4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
    5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов в этих стихотворениях.
    6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.
    В результате этой работы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета. В конце урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

    Вопросы и задания для сопоставительного анализа

    1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

    3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?

    4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой по­этический смысл можно при этом заметить?

    5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов этих стихотворений.

    6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявив­шихся в эти стихотворениях.

    В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщаю­щую таблицу, которая записывается в тетрадях.

    Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

    Тютчев Фет
    Философский характер лирики, мысль в кото­рой всегда сливается с об­разом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человече­ского бытия Трагический характер лирики, домини­рующее чувство -- напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и опти­мизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чув­ством гармо­нии мира
    Жизнь, по Тютчеву, - это противо­борство враждебных сил. Но драматизм восприятия дейст­вительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безна­дежности и смерти, но именно любовь дает человеку величай­ший душевный взлет, ощущение счастья Жизнь в стихах Фета -- миг, закреплен­ный в веч­ности. Красота в его стихах -- это преодоленное стра­дание, радость, добы­тая из боли. Любовь -- это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, ко­торые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
    Человеческое "я" по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Не­зримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь -- это покровы, скрывающие пер­возданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изна­чально - это тоже хаос. Импрессионистский характер изобра­жения чувств, их фрагментарность и пре­дельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура сти­хов, их внут­реннее равновесие сочетаются с ощуще­нием эскизности, нарочитой оборванности
    Образная система лирики сочетает предмет­ные реалии внешнего мира и субъективные впечат­ления от этого мира, производимые на поэта. Мас­тер­ство в изображении гармонии предмет­ных реа­лий мира внешнего и глубины мира внутреннего Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной мета­форичностью стихов, ди­намичностью и му­зыкальностью художественных об­разов. Настроение преобладает над мыслью, мысль "растворена" в музыке, которая тоже есть проявление красоты
    Мастерство поэта в создании фоне­тических и живописных образов, сочета­ние звукописи с неожи­данной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании паралле­лизмов, по­второв, периодов, ритмических пауз, богатство и глу­бина поэтических ин­тонаций, звуковой инструмен­товки

    Тематика сочинений по лирике Тютчева и Фета

    1. Можно ли услышать в лирике Тютчева "биение души" поэта?

    2. В чем диалектика природы и внутреннего мира человека в лирике Тютчева?

    3. В чем "блаженство и безнадежность" последней любви в лирике Тютчева?

    4. Как отразились в лирике Тютчева его историко-политические взгляды?

    5. Как проявились в пейзажной лирике Тютчева его философские взгляды?

    6. Почему лирический герой Тютчева любит "убийственно"?

    7. Цвет и звук в лирике Тютчева.

    8. Единство хаоса и космоса в поэзии Тютчева.

    1. Цивилизация и судьба России в творчестве Тютчева.

    2. "Край родной долготерпенья..." (по лирике Тютчева).

    3. "Умом Россию не понять..." (по лирике Тютчева).

    4. Мое любимое стихотворение Тютчева (Фета): восприятие, истолкование, оценка.

    5. В чем "поэтическая дерзость" лирики Фета?

    6. В чем своеобразие темы любви в лирике Фета?

    7. Какова стилистическая роль метафор в поэзии Ф. И. Фета?

    8. "Что есть красота?" (Н. Заболоцкий). (По лирике Фета).

    9. Импрессионизм поэзии Фета.

    10. Почему у лирического "я" Фета радость есть преодоленное страдание?

    11. Сопоставительный анализ двух стихотворений Тютчева (Фета). (По выбору уча­щихся).

    12. В чем особенности поэтического стиля Тютчева и Фета?