Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Происхождение образа бабы яги. Как выглядит баба яга Как выглядит бабка ежка в реальной жизни

    Происхождение образа бабы яги. Как выглядит баба яга Как выглядит бабка ежка в реальной жизни

    Баба-яга — страшная старуха, наделенная колдовской силой — персонаж волшебной сказки, чаще всего отрицательный, но бывают и случаи, что она помогает главному герою.

    В фольклоре Баба-яга обладает характерными чертами: она летает в ступе, живет в избушке на курьих ножках, заселенной на опушке леса, окруженной забором из косточек человеческих и черепков, но самое важное, она одарена магической силой — умеет колдовать. Страшная старушка завлекает к себе добрых юнцов и маленьких детей, чтобы приготовить их в печи и съесть.

    В различных картинах можно различить три вида Бабы-яги: та, которая дарит герою магический предмет; та, которая похищает детей; та, которая сражается с героем и второй переходит к уровню зрелости.

    Внешний вид Бабы-яги разнообразный. Чаще всего художники ее изображают в виде уродливой старухи с длиннющим крючкообразным носом, который упирается в потолок. На некоторых картинах Баба-яга одета в зеленое платье и сиреневую жилетку, обута в лапти. На других Баба-яга одета в красную юбку, штаны и обута в сапоги. В сказках нет точного описания одежды Бабы-яги.

    Рисунок: полет в ступе.

    На картинке: Баба-яга в избушке на курьих ножках.

    Фото: настоящая Баба-яга костяная нога.

    Баба-яга — распорядительница леса, злобная особь с двойственной природой. Она, готовя героя для поедания, сама отпускает его, подарив сокровенные познания, либо у героя получается сбежать от этой злой старушки. Баба-яга костяная нога всегда остается самым популярным персонажем сказки.

    Славянская мифология отличается разнообразием магических существ. Среди всевозможных созданий особое место занимает Баба Яга. Образ этой колдуньи является одним из наиболее распространённых и влиятельных в славянском фольклоре.

    Юная Баба Яга

    Яга или, как её ещё называют, Ягишна, Ягибиха - один из самых запоминающихся и неоднозначных образов, сформированных в рамках . Считают, что Яга является дочерью повелителя потустороннего мира - Вия. Взгляд чудовища может мгновенно убить любого человека. Особенностью этого существа также является то, что он обладает чрезмерно длинными веками и, чтобы их поднять, ему требуется посторонняя помощь.

    В юном возрасте Ягишна могла посоревноваться в красоте Она часто находилась в скитаниях по подземному царству, благодаря чему:

    • обрела необыкновенную физическую мощь;
    • изучила искусство тёмной магии;
    • научилась понимать язык животных и растений;
    • стала необычайно сильным воином.

    Повелитель Царства мёртвых долгое время пытался выдать свою дочь замуж, но этому не суждено было случиться, т.к. главным условием Яги было то, что будущий супруг должен одолеть её в поединке.

    В современном мире более распространён образ Бабы Яги в качестве уродливой, пугающей старухи, вынужденной жить между мирами живых и мёртвых. Считают, что боги прокляли бессмертную колдунью за её деяния, отобрав у неё вечную молодость и неземную красоту. Часто её приписывают роль проводника душ между мирами.

    Внешний вид персонажа

    В славянской мифологии Баба Яга выглядит как горбатая, безобразная старуха с длинным, крючковатым носом и морщинистым лицом. Одной из главных отличительных черт во внешнем виде колдуньи считают высохшую, костяную ногу. У неё длинные седые волосы, вставные железные зубы и отвисшая грудь.

    Определить возраст Бабы Яги невозможно, т. к. она существует со времён глубокой древности и обладает даром бессмертия.

    Существует несколько вариантов одежды Бабы Яги. Обычно её изображают одетой в старое, длинное платье зелёного цвета. На голове традиционный головной убор с рогами под названием кика. На ногах лапти, плетёные из соломы. В некоторых вариантах её описывают в ярко-красной юбке и сапогах.

    Воплощения Ягишны

    В древнерусских легендах и сказках можно встретить абсолютно разные описания того, как выглядит Баба Яга. Существуют различные варианты её воплощений, отличающиеся между собой миссией колдуньи и её поведением по отношению к людям. Чаще остальных можно встретить 3 образа колдуньи.

    1. Преимущественно Бабу Ягу изображают как жестокую ведьму, крадущую человеческих детей и питающуюся их плотью. Иногда она возвращает мёртвые тела украденного ребёнка, бросая их на крышу родительской хаты.
    2. Встречается также образ воительницы Яги. Она сражается с врагами, умело обращаясь с магическим мечом.
    3. Есть также и положительный образ старухи Ягибихи. Она живёт глубоко в лесу, встречает путников, кормит их и даёт отдохнуть с дороги. В русских сказках она часто помогает героям достичь своей цели, даёт мудрые советы или дарит магические предметы.

    Магические атрибуты Бабы Яги

    Стоит также уделить внимание магическим атрибутам, сопровождающие образ Ягибихи в славянских легендах и сказках. Они играют особую роль в раскрытии образа колдуньи.

    Избушка на курьих ножках

    Избушка Бабы Яги согласно русским легендам, расположена в самом центре леса, т. е. там, где находится граница между миром живых и миром усопших. За основу образа такой избушки был взят древний славянский обряд погребения умерших людей. Прах человека помещали в так называемые «домовины» - небольшие деревянные домики, расположенные на пнях. Появление у избушки курьих ножек связывают с тем, что у таких пней часто над землёй выступали корни, издали напоминающие куриные лапы.

    Вход в домовину усопшего обязательно должен быть расположен в сторону леса, т. е. мира мёртвых, и в обратную сторону от поселения живых людей. Поэтому избушка Ягибихи, расположенная на опушке, всегда повёрнута в сторону леса.

    Светящиеся черепа у дома

    Часто в русских сказках можно встретить описание избушки колдуньи, где говорится, что вокруг её дома расположен деревянный тын из кольев. На этих кольях висят лошадиные, а иногда и человеческие, черепа, светящиеся волшебным огнём в ночи. Они служат также для отпугивания смертных.

    Ступа и помело

    Передвигается Баба Яга в железной ступе. В некоторых преданиях она летит по воздуху, а в других - скачет по земле. Помело помогает колдунью подгонять ступу и заметать за собой следы.

    Образ Бабы Яги в литературе

    Благодаря своей многогранности и неповторимости, персонаж Бабы Яги получил большую популярность в литературе. Этот персонаж появляется, как и в русских народных сказках, так и в современных фантастических произведениях.

    В русском фольклоре

    Колдунья Ягибиха сыграла важную роль в развитии сюжета множества народных славянских сказок и легенд.

    1. В сказке «гуси-лебеди» птицы помощники Бабы Яги украли Иванушку и отнесли его в избушку на курьих ножках. Колдунья собиралась съесть мальчика, но старшая сестра Алёнушка успела его спасти.
    2. Также колдунья появляется в сказке про Василису Прекрасную, чья мать умерла, оставив девочке в подарок куклу. Новая мачеха девочки часто отправляла Василису в лес, надеясь, что там её съест Ягишна.
    3. Встретить этот образ можно и в известной фольклорной сказке про Марью Моревну, деву-воительницу, сразившую своей красотой и очарованием Кощея Бессмертного.

    В современных произведениях

    Фольклорный образ колдуньи с костяной ногой лёг в основу образа Наины Киевны Горыныч из романа под названием «Понедельник начинается в субботу» известных советских писателей-фантастов братьев Стругацких. В этой книге старушка Наина является смотрительницей магического музея ИЗНАКУРНОЖ, что расшифровывается как «Избушка на курьих ножках».

    Также подобный образ присутствует в книжной серии Дмитрия Емеца про девочку-волшебницу Таню Гроттер. Книжный цикл является пародией на культовую серию Джоан Роулинг про Гарри Поттера.

    Основной особенностью пародийной версии является адаптация полюбившейся детям по всему миру истории про школу магии и волшебства под русского читателя, основываясь на национальном фольклоре и особенностях менталитета. В рамках этой серии Ягга является древней богиней вымышленного мира.

    Образ Ягини в киноиндустрии и мультипликации

    В 2006 году на российских экранах появился полнометражный мультфильм режиссёра Валерия Угарова под названием «Бабка Ежка и другие». В основе мультипликационной работы лежит славянская мифология и культура. Сюжет повествует о маленькой девочке, попавшей на воспитание к Бабе Яге, Водяному, и Кощею Бессмертному. В этой истории колдунья взялась за воспитание человеческого ребёнка.

    Также образ колдуньи завоевал популярность в советском кино. Роль Яги доставалась известному актёру Георгию Милляру во многих фильмах:

    • «Морозко»;
    • «Василиса Прекрасная»;
    • «Золотые рога» и др.

    Баба Яга является одним из наиболее значимых образов в славянском фольклоре. Есть множество историй происхождения колдуньи. Часто её называют дочерью Вия, властелина подземного царства усопших. В русском фольклоре Ягу изображают как уродливую старуху. Живёт колдунья в избе на курьих ножках. Образ отличается многогранностью и неоднозначностью. Персонаж часто встречается в фольклорной и современной литературе, появляется в кино.

    Славяне-язычники почитали Бабу Ягу как проводницу в царство мертвых. Ее дом – избушка на курьих ножках – служила входом в загробный мир. Узнав по запаху (на самом деле, Баба Яга слепа), она обязательно топила для него баню, что означало ритуальное омовение. Затем накрывала на стол для совершения обрядовой трапезы. К счастью, сказочного персонажа была лишь условной, «временной», и позволяла ему вызволить из мертвого царства похищенную красавицу.

    Внешний облик и прототипы

    Как правило, Бабу Ягу изображали в облике страшной горбатой старухи с длинными седыми волосами и крючковатым . Она разъезжала свету в железной ступе, которую понуждала бежать быстрее, понукая железной палицей или пестом. Чтобы скрыть свои следы, Яга заметала их метлою и помелом.

    При этом Баба Яга не обязательно злодейка. Как всякое божество, она то зла, то добра, но всегда являлась носительницей мудрости. Ей служили лягушки, черные коты, прежде всего – Кот Баюн, вороны и змеи – иными словами, в которых мудрость уживалась с угрозой.

    Возможным прототипом Бабы Яги были знахарки, считавшиеся в народе ведьмами. Как правило, они жили в глубине леса, собирая там лекарственные травы и коренья. Жители деревень, хотя и побаивались их, но нередко обращались за помощью. Именно такую знахарку показал Александр Иванович Куприн в образе Мануйлихи в своей повести «Олеся».

    Прямая ассоциация с Бабой Ягой возникает при знакомстве с образом ведьмы из повести Николая Васильевича Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы». Недаром выходит она из избушки «на курьих ножках» сначала в образе черной собаки, затем превращается в кошку, а уж потом в «согнутую в дугу» старуху «с лицом сморщившимся, как печеное яблоко».

    Колоритный образ Бабы Яги в фильмах-сказках Александра Роу создал талантливый характерный актер Георгий Милляр. Внешний облик Бабы Яги в исполнении Милляра стал поистине хрестоматийным, и, хотя старая колдунья не отличалась женственностью, актер наделил ее огромным обаянием.

    Совсем непривычной, аккуратной и добродушной старушкой предстала перед зрителями Баба Яга в исполнении Татьяны Пельтцер в фильме-сказке «Там, на неведомых дорожках…». Еще одну необычную Бабу Ягу – злую и коварную, но при этом молодую и весьма привлекательную сыграла в музыкальном фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» Валентина Кособуцкая.

    Баба Яга, по сей день, является одним из самых популярных сказочных персонажей и, хотя она по-прежнему считается злодейкой, ее образ все чаще трактуется с добрым юмором, поневоле вызывая читательскую и зрительскую симпатию.

    Баба-нищеброд - это не бедность. А вот самое страшное...

    У меня есть знакомая - красивая брюнетка с копной блестящих черных волос. Совсем молодая девчоночка из семьи настолько бедной, что даже поесть часто становится для них проблемой. При этом хороша собой, стройна, мужики облизываются вслед. И вот, однажды, встретив ее случайно, я обалдела… От ее роскошных волос остался ежик, как у Кожевниковой в “Батальоне”. Что случилось, почему? Зачем?

    Оказалось – сдала она волосы. Она – старшая сестра в семье, где много детей. Когда в очередной раз ситуация с деньгами оказалась критической, не колеблясь, пожертвовала главным своим богатством.

    Ну, так же круто? – спросила у меня. – Круто! – ответила я.

    Честно говоря, такие материальные сложности повергли бы меня в уныние. Мне кажется, что я бы повесилась от такой ситуации. Но она как ни в чем не бывало защебетала: а ты слышала про Касьянова? Дальше она что-то рассказывала про доклад Немцова, перешла на современную музыку и коснулась феминизма. Она растолковывала мне, какие в феминизме бывают направления, и очень сердилась, что я не могу запомнить ничего толком. Она была необыкновенной умницей, и круг ее интересов был настолько широк, что просто удивительно.

    Все в этом мире было ей ново, все интересно, все хотелось попробовать. Ее трогало искусство, ее восхищала поэзия, манили к изучению философские трактаты. Она в меру своих возможностей старалась быть модной, подрабатывала, помогала младшим. И в этом ее умении переносить бедность было удивительное достоинство.

    Почему я вспомнила о ней? В одном из недавних моих постов мужики спрашивали меня, как выглядит женщина-нищеброд. Наверное, мужикам казался обидным тот факт, что для женщин такое словечко не придумали. Так вот, я готова. Баба-нищеброд, для меня, это не бедность. Бедность иногда – лишь проверка для человека, испытание. А вот самое страшное – это органиченность интересов, замкнутость их на материальном. В чем она заключается?

    Я могла бы продолжать еще долго, но я думаю, что все узнали типаж. У вас ведь есть такие меркантильные знакомые?


    Баба-Яга – загадочное существо, которое описано во многих русских сказках. И по сей день ученых волнуют не разгаданные до сих пор загадки, окружающие это таинственное существо. Кто же такая Баба-Яга?

    Странное имя этой старухи ученые переводят по-разному. Одни убеждены, что «яга» соответствует на некоторых индоевропейских языках значениям «досада, болезнь, скорбеть». А вот с языка коми «яг» переводится как «сосновый лес» или «бор», а слово «баба» обозначает женщину. Следовательно, Баба-Яга – это лесная женщина.

    Живет Баба-Яга в лесу, летает она в ступе. Занимается колдовством. Ей помогают гуси-лебеди, красный, белый и черный всадники, а еще «три пары рук». Исследователи выделяют три подвида Бабы-Яги: воительница (в сражении с ней герой переходит на новый уровень личной зрелости), дарительница (она вручает своим гостям волшебные предметы), а также похитительница детей. Стоит отметить, что при этом она не является однозначно отрицательным персонажем.

    Описывают ее как страшную старуху с горбом. При этом она еще и слепа и лишь чует человека, зашедшего в ее избу. Жилище это, имеющее курьи ножки, родило у ученых гипотезу о том, кто же такая Баба-Яга. Дело в том, что у древних славян был обычай возводить для мертвецов специальные домики, которые устанавливались на сваях, возвышаясь над землей. Строили такие избушки на границе леса и поселенья, причем ставили их таким образом, что выход был со стороны леса.

    Предполагают, что Баба-Яга – своеобразный проводник в мир мертвых, который в сказках именуется Тридевятым царством. В выполнении этой задачи старухе помогают определенные ритуалы: ритуальное омовение (баня), «покойницкое» угощение (кормление героя по его же просьбе). Побывав в доме Бабы-Яги, человек на время оказывается принадлежащим к двум мирам сразу, а также получает какие-нибудь определенные способности.

    Согласно другой гипотезе, Баба-Яга – женщина-знахарка. В древности целительницами становились нелюдимые женщины, селившиеся в лесу. Там они собирали растения, плоды и коренья, затем их высушивали и готовили из этого сырья самые разные снадобья. Люди, хоть и пользовались их услугами, но в то же время и боялись, так как считали их ведьмами, связанными с нечистыми силами и злыми духами.

    Не так давно некоторые российские исследователи выдвинули еще одну очень интересную теорию. Согласно ей, Баба-Яга была никем иным, как инопланетянином, прибывшим на нашу планету с исследовательской целью.

    В преданиях рассказывается, что таинственная старуха летала в ступе, при этом заметая свой след огненным помелом. Все это описание очень напоминает реактивный двигатель. Древние славяне, конечно, не могли знать о чудесах техники, а потому по-своему истолковали огонь и громкие звуки, которые мог издавать корабль инопланетянина.

    В пользу такой интерпретации говорит и тот факт, что прибытие загадочной Бабы-Яги, согласно описаниям древних народов, сопровождалось падением деревьев в месте приземления и бурей с очень сильным ветром. Все это можно объяснить воздействием баллистической волны либо прямым действием реактивной струи. Славяне, жившие в те далекие времена, не могли знать о существовании таких вещей, а потому объясняли это колдовством.

    Избушка, стоящая на курьей ножке, видимо, была космическим кораблем. В таком случае, его малые габариты вполне объяснимы. А курьи ножки – подставка, на которой стоит корабль.

    Внешность Бабы-Яги, казавшаяся столь уродливой людям, для инопланетных существ могла быть вполне обычной. Гуманоиды, судя по описаниям уфологов, выглядят не краше.

    В сказаниях еще утверждается, что таинственная Баба-Яга якобы была канннибалкой, то есть употребляла в пищу человеческую плоть. С точки же зрения новой теории, на корабле проводились различные опыты над людьми. Позже все это обросло легендами и сказками, которые рассказывали детям. В таком виде и до нас дошла эта история. Трудно что-то доказать, когда прошло уже так много лет, но все же таинственная Баба-Яга оставила свой след в истории не только сказочный, но и, возможно, вполне материальный. Просто он пока не найден.