Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Методическая разработка на тему "Распевание в вокальном ансамбле народной песни. Начальный период обучения". Частушки лирические попевки Чем хороши народные попевки для детей

    Методическая разработка на тему

    Для народного пения характерна прежде всего разговорная манера исполнения, а значит и сохранение интонаций, присущих этому народу. Поэтому, можно сказать, что интонационная выразительность является основной чертой народного пения. Народное пение в том числе и русский-народный вокал, как и плавная ровная речь обладает особыми музыкальными свойствами. Для овладения техникой пения нужно выработать высокую позицию звука.

    Конечно же, нельзя забывать и о , распевки для народного вокала не отличаются от обычных вокальных распевок. Мы знаем, что мелодия состоит из звуков разной высоты, различных мелодических скачков, и переход от одного звука к другому являет собой сложность исполнения, ведь в человеческом голосе несколько регистров, которые имеют свою механику звукообразования, и переходы от одного к другому у непрофессиональных и начинающих вокалистов очень заметны. В голосе могут появиться лишние призвуки, и изменение регистров на слух может быть очень заметным. Это одна из самых больших трудностей в пении – добиться плавного и ровного звучания в любых регистрах, и при переходах из одного регистра к другому. В народном пении это достигается путём округления звука, который возможен при высокой позиции пения. Все гласные звучат приближенно к звуку «о». При этом звук должен быть на опоре, как и при любой другой манере пения. Почему высокая позиция так важна для народного пения? Потому что именно благодаря ей появляется то характерное народное звучание – яркое, звонкое, острое – вот что отличает русский народный вокал. Песни, написанные в таком стиле и спетые в такой манере являются неотъемлемой частью русской культуры и культуры пения в целом.

    Русский народный вокал имеет характерное открытое звучание голоса. Хотя, манера исполнения варьируется, в зависимости от региона. В отличие от академических певцов, в народном пении связки смыкаются сильнее и в большей степени используется грудной резонатор. И с этим связано то, что народные певцы исполняют произведения в удобном регистре, и часто диапазон произведений не превышает одной октавы.

    Ещё одной особенностью народного пения является атака и . Очень важно не перебрать дыхание, такой вдох считается непригодным для пения. Вдох должен быть коротким, а выдох долгим и контролируемым. Этого добиваются путём долгих занятий над певческим дыханием. В народном пении чаще используется близкий к природе человека вдох – грудной или нижне-рёберный.

    Механизм образования звука при пении – это очень тонкий аппарат, который зависит от многих факторов и сугубо индивидуален. Голос настолько подвижен, и при любых даже небольших изменениях меняет краски, и именно благодаря этому, у человека есть возможность создавать самые разнообразные манеры исполнения и комбинации звуков.

    "Поем, играя!" (распевание в игровой форме).


    Наумова Алена Борисовна, педагог дополнительного образования, руководитель младшего и подготовительного хора МБУДОД «Детская хоровая школа искусств мальчиков и юношей «Молодость» г. Челябинска.
    Любое хоровое или вокальное занятие должно начинаться с распевания, которое должно длиться не менее десяти минут. Оно должно выполнять ряд необходимых функций, о которых мы поговорим позднее. Наша задача – сделать процесс распевания интересным, увлекательным для маленьких детей, но при этом не превращать его только в игру, сохранить образовательную, обучающую функцию.
    Этот материал будет полезен музыкальным работникам детских садов, учителям музыки в начальных классах, руководителям и хормейстерам младших и подготовительных хоров.
    Цель разработки : описание игровых приемов, используемых на уроках в процессе распевания детей.
    Задачи игрового распевания:
    1. Настроить детей на рабочий лад. Собрать внимание.
    2. Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.
    3. Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и расширить диапазон голоса.
    4. Проучить сложные моменты изучаемых произведений.

    Собираем внимание.

    Прежде чем начать работать над каким-то произведением, ставить какую-то задачу, необходимо настроить детей на рабочее настроение, собрать их внимание. Для этого используем игру «Регулировщик». Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика. «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели). Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь). Концертмейстер все это время подыгрывает нам на инструменте.
    Этой игрой решаем несколько задач:
    1. Собираем внимание детей.
    2. Приучаем к жестам дирижера.

    Подготавливаем певческий и артикуляционный аппарат к пению.

    Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):
    1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения);
    2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);
    3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
    4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).
    Этой игрой мы так же решаем несколько задач:
    1. Разогреваем артикуляционный аппарат.
    2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.

    Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонации и расширяем диапазон голоса.

    Для решения этих задач нам понадобятся распевки. Но петь распевки на слоги детям скучно и неинтересно, поэтому включаем распевки со словами, желательно найти картинки на каждую распевку, рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки надо стараться подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть рот) будет проще.
    При распевании также можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной , они помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках.
    «У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы.



    «О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.



    «А»: руки на верхней губе, поднимаются вверх.



    «И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.



    Таким образом, мы решаем все поставленные задачи в процессе распевания, при этом распевание превращается в интересный, увлекательный процесс!

    Ансамбль "Задоринки" распевается перед конкурсом.

    Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

    образования детей «Детская школа искусств»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    «Распевание в вокальном ансамбле народной песни.

    Начальный период обучения»

    Выполнила:

    преподаватель I категории

    Марзаева Наталья Александровна

    Бирюсинск

      Введение

    2. Цели. Задачи. Прогнозируемый результат

      Певческая установка. Примерные вокальные упражнения, попевки

      Заключение

      Список литературы

    Учитывая психофизические особенности младших школьников, на уроках народного хора следует применять разнообразные формы и методы работы. В частности, игровой метод ведения урока превращает тренинг вокально-певческих навыков в занимательный, увлекательный процесс. Применение же музыкально - ритмических упражнений во время распевания приводит к развитию таких важных качеств и умений, как внимательность, хорошая координация движений, быстрота реакции, ощущение пульсации, развитие метро – ритмического мышления.

    При распевании народного хора на начальном этапе обучения вместе с упражнениями рекомендуется использование примеров детского народного фольклора. Потешки, пестушки, прибаутки, народные игры с пением - именно эти песенные жанры, словно специально созданы народом для развития детских вокальных качеств.

    Слогоритм той или иной песни обуславливает комплексно развивающие музыкально-ритмические упражнения, которые становятся понятными ребёнку благодаря собственному активному участию: в музыкально-ритмических движениях (шагах, притопах, прыжках), с содержанием элементарных музыкальных жестов (хлопков, шлепков, покачивания руками). Начальный этап музыкально-ритмического воспитания начинается с приобщения к простейшим однородным ритмическим конструкциям, равномерной пульсации. Ритмическая единица хлопков, притопов, шагов может быть различной: четверть, восьмая, шестнадцатая. Внимание детей сосредоточено на повторности сопровождающих пение движений.

    Параллельно с изучением песенного материала происходит знакомство детей с элементарными плясовыми движениями, танцевальными фигурами: «шаг – хлопок в ладоши»; движение переменным шагом; «квадрат» - движение с приставным шагом; «расчёска» - движение по группам в противоположном направлении. Эти движения в последствии сопровождаются игрой на шумовых инструментах с выделением сильных или слабых долей, дублирования ритмического рисунка той или иной распевки всем коллективом или по группам. При этом следует основное внимание уделять именно вокальному тренингу, не забывая о главных задачах и требованиях, разнообразием движений лишь украшая своё исполнение.

    Распевание проводится в начале занятий. Разучивание песенных фрагментов и упражнений должны происходить с голоса преподавателя. В этом случае внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, развивают свободу вокального интонирования.

    Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Пение должно проходить живо, интересно, эмоционально. Время для распевания определяется педагогом в зависимости от конкретной ситуации. Иногда необходимо посвятить пению упражнений не 15-20 минут, а гораздо больше, т.к. дальнейший ход занятия во многом зависит от вокальной "формы", а иногда несколько меньше, в зависимости от состояния поющих.

    Цели:

      обучение пению в народной манере;

      приобретение и совершенствование навыков ансамблевого исполнительства;

    Задачи:

      развитие вокального слуха и певческого голоса;

      формирование открытого, яркого, полетного певческого звука;

      освоение основных начальных элементов народной хореографии;

      развитие метро – ритмического мышления;

    Прогнозируемый результат :

    По окончанию начального периода обучения (1-3 кл.) учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

      свободно, легко, звонко в речевой манере пропевать звуки различной высоты;

      чисто интонировать разножанровые и разнохарактерные песни;

      свободно двигаться простым, переменным и приставным шагом;

      уметь совмещать пение с движением, игрой на шумовых инструментах.

    ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА:

    Навыки пения стоя. Положение корпуса. Артикуляция при пении, губы упруги, подвижны. Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно.

    ПРИМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОПЕВКИ

    РАСПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ:

    1. Перед каждым «МА» активный быстрый вдох. Хорошо тренирует опору.

      «Я-ли-я» Ё-ли-ё ») Петь «И» очень собранно, через «Е», очень близко, в темпе, но на дыхании. Внизу обязательно озвучивать. На «Ё» всё хорошо открывается.

      «А-я» ( «О-ё») Следить за ровностью звука и высотой позиции. Развивается подвижность голоса.

    вариант 1 вариант 2 вариант 3

      «А-е-я». Следить за светлым звуком .

      «Ы-И» Петь на цепном дыхании, спокойно, по руке руководителя изменяется гласная. Упражнение помогает развивать эластичность и подвижность мягкого нёба.

      «Лебедин» Исполнять связно, как бы раскачивая голосом мелодию. Следить, чтобы звук не был плоским, для этого петь с «сердитым» настроением. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук.

    ПЕНИЕ ПОПЕВОК В РАЗЛИЧНОМ ДИАПАЗОНЕ:

    1 . «Трава зелена». Работа над звуковедением; пульсация долгих звуков;

    2. «Пойду, пойду, да я молоденька» петь в темпе. Можно петь со спадом в конце, можно добавлять бурдон.

    1. Распевка «Ты моя, моя долина» - постепенное ускорение темпа, пение лёгким звуком mp , короткие согласные, мелкая артикуляция.

    2 . «Чеботуха» Упражнение на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕСЕННЫХ ИНТОНАЦИЙ:

      «Ах, ты, совушка-сова» Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, в темпе. Можно добавлять бурдон

    2. «Пошел кот». Чистое интонирование м3, цепное дыхание, бесшумный вдох

      «Соловей». Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.

    Вариант 1 Вариант 2

      «Вылетала лебедь белая» Следить за тем, чтобы «А» формировалась по принципу предыдущей «Е». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.

      Зайка на речке» Развивает лёгкость, подвижность голоса. Следить за чистым интонированием сексты.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Распевание – это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков: звуковедения, чувства ансамбля, строя, ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению песенного материала.

    Задания на равномерную ритмическую пульсацию, выявление ритмического рисунка музыкальных примеров создают предпосылки успешного музыкального развития учащихся. Слуховые впечатления сопровождаются жестами, движениями, благодаря чему успешно решаются интонационные, ритмические задачи. Работа с учащимися направлена на накопление музыкально-слухового опыта и впечатлений, которые способствуют формированию увлеченности детей, а значит и раскрытию их музыкальных задатков.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Артемкина Т., Артемкин А. Дети. Фольклор. Творчество. Методическое пособие. – Владимир: Транзит-Икс, 2002.

      Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Сост. Науменко Г. - М.: Советский композитор. Вып.3 1984; Вып.4. 1986.

      Майзингер С. Знакомство с жанрами детского фольклора. Методическое пособие. - Красноярск, ККИ, 2010.

    4. Попов В. Русские народные песни в детском хоре. – М.: Музыка,1979.

    5. Этнопедагогика. Теория и практика. Материалы научно - практической

    конференции. - М.: Классика - XXI , 2003.

    Приобщение детей к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение языка разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного) и вовлечение детей в самостоятельную творческую работу на этой основе способствует развитию эстетического чутья, которое поможет им в дальнейшем оценивать место и значимость разных пластов культуры.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклор и народное пение» реализуется в фолк-модерн студии «Макоша».

    Программа нацелена:

    - – через изучение народного творчества происходит понимание детьми принадлежности к своей родине, понимание национально-культурной идентичности личности ребенка, понимание его самого себя как русского человека;

    - – развитие этнической толерантности, готовность детей к межэтническим контактам, к конструктивному взаимодействию с представителями иных этносов;

    - – по завершению обучения по программе обучающиеся поступают в средние и высшие учебных заведения по специальности «Народное художественное творчество». Являются активными участниками ансамблей народной песни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комитет образования г. Курска

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    « Дворец пионеров и школьников г. Курска»

    Дополнительная общеобразовательная программа

    «ФОЛЬКЛОР И НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»

    Направленность программы – художественная

    Возраст детей, на которых рассчитана программа – 6 -18 лет

    Срок реализации программы – 7 лет

    Составитель программы – НЕБОГАТЫХ НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА

    Педагог дополнительного образования

    Курск 2016 год

    Пояснительная записка

    Направленность программы – художественная

    Актуальность программы. Приобщение детей к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение языка разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного) и вовлечение детей в самостоятельную творческую работу на этой основе способствует развитию эстетического чутья, которое поможет им в дальнейшем оценивать место и значимость разных пластов культуры.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклор и народное пение» реализуется в фолк-модерн студии «Макоша».

    Педагогическая целесообразность

    Подлинно традиционные народные песни изучаются и исполняются в современной аранжировке. Новое звучание старинной песни определило направление «фолк-модерн». Для детей это интересно, и сегодня востребовано. Русская песня в таком звучании становится более доступной, близкой и понятной современным детям. В мастерской сольного народного пения прививается любовь к народной песне, народной музыке, народному исполнительству. Ребята учатся исполнять как подлинно-традиционные народные песни, так и их обработку, а также авторские произведения, написанные для народного голоса. Прививается навык пения a"cappella, в сопровождении ансамбля народных инструментов, под фонограмму.

    - формирование и развитие творческих способностей учащихся;

    Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

    Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

    Выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

    Профессиональную ориентацию учащихся;

    Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

    Социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

    Формирование общей культуры учащихся.

    Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

    Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

    Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

    Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

    При разработке программы учитывались материалы известных педагогов, музыкантов. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар, М., Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е., Мир детства в народной культуре, Веретенников И.И. Южнорусские карагоды, Белгород; Карачаров И., народные песни сел Купино и Большое городище. Белгород (ноты).

    Отличительные особенности программы

    На базе детской фолк-модерн студии «Макоша» была создана мастерская сольного народного пения. Народная песня есть носительница живых индивидуальных основ национального и патриотического воспитания. При этом народная песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться.

    Программа нацелена на сохранение национальных традиций – через изучение народного творчества происходит понимание детьми принадлежности к своей родине, понимание национально-культурной идентичности личности ребенка, понимание его самого себя как русского человека;

    - на поликультурное воспитание детей – развитие этнической толерантности, готовность детей к межэтническим контактам, к конструктивному взаимодействию с представителями иных этносов;

    - профессиональное самоопределение обучающихся – по завершению обучения по программе обучающиеся поступают в средние и высшие учебных заведения по специальности «Народное художественное творчество». Являются активными участниками ансамблей народной песни, участниками областного фестиваля «Студенческая весна соловьиного края».

    Принципы, лежащие в основе программы:

    Природосообразности; воспитывающего обучения; научности; связи теории с практикой; систематичности и последовательности; доступности; наглядности; сознательности и активности; прочности.

    Цель программы: приобщение детей к изначальным культурным ценностям своего народа, освоение этих ценностей в условиях активно-творческой деятельности, популяризация русской народной песни.

    Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогических задач

    Образовательные задачи:

    Изучить и освоить жанры народной музыки;

    Развить вокальный слух и певческий голос, обучить народной манере пения;

    Обучить элементам народной бытовой хореографии;

    Обучить навыкам инструментального музицирования;

    Приобщить обучающихся к занятиям прикладным творчеством;

    Сформировать вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);

    Научить понимать, чувствовать и передавать слушателям художественные образы в произведениях;

    Обучить сценическому мастерству;

    Воспитывающие задачи:

    Воспитывать личностные качества ребенка с опорой на национальную традиционную культуру;

    Воспитывать активное отношение обучающихся к народной музыке;

    Воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа;

    Воспитывать понимание и уважение мировой культуры в разных национальных формах ее воплощения.

    Развивающие задачи:

    Формировать качества творческой личности;

    Развивать музыкальный вкус (на основе слушания музыки русской народной и народов мира, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов, исполняющих народную музыку);

    Развивать эстетический вкус (посещение музеев, выставок народного прикладного творчества);

    Раскрывать индивидуальные способности у детей;

    Развивать навыки собирательской деятельности (работа в фольклорных экспедициях);

    Научить анализировать экспедиционный материал, отличать подлинно художественные ценности от мнимых.

    Адресат программы.

    Программа реализуется для обучающихся 6-18 лет. Выполнение программы рассчитано на 7 лет. Принимаются в фолк-студию дети от 6 до 11 лет. Такой значительный возрастной диапазон требует дифференциации при формировании учебных групп, что предопределяет вариативность в содержании учебных планов и методики их реализации.

    Особенности организации образовательного процесса

    Уровень подготовки детей при приеме в группы 1-го года обучения определяется прослушиванием на наличие чувства ритма, слуха, музыкальной памяти. Основанием перевода обучающихся на следующий год обучения служит успешное выполнение учебного плана. Насколько ребенок усвоил материал, показывает итоговое занятие в конце каждого года. Отчетные концерты по итогам года. Итоговые занятия проводятся в конце каждого года.

    Режим занятий

    Для 1-2 года обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа за год. Для 3-го и последующих годов обучения групповые занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа, для более успешного усвоения учебного материала используется индивидуальная форма занятий и занятия по подгруппам в количестве 2-3 человека (2 занятия в неделю по 1 часу), всего 216 часов в год. Количество обучающихся в группе – от 8 человек (в зависимости от года обучения, в соответствии с САНПиН).

    Продолжительность одного часа занятий – 45 мин. (групповое), 30 мин. (индивидуальное).

    Планируемые результаты для ансамблевого исполнительства.

    1-й год обучения:

    Знание жанров музыкального фольклора (игры, считалки, скороговорки, музыкальные загадки, шуточные приговорки, попевки);

    Знание народных игр;

    Исполнить выученные песни.

    2-й год обучения:

    Знание жанров музыкального фольклора (песенки-дразнилки, колыбельные, потешки, плясовые, шуточные песни и приговорки);

    Овладение народной манерой пения и чистого интонирования;

    Знание элементов народной хореографии (с пением);

    Исполнить программу 2-го года обучения.

    3-й год обучения:

    Знание "Народного музыкального календаря";

    Исполнить выученные песни;

    Показать народные игры, выученные в этом году.

    В конце второго полугодия:

    Знание жанра сказка;

    Знание традиционных народных танцев;

    Показать программу за год.

    4-й год обучения:

    Знание жанра былины;

    Знание жанров: историческая песня, солдатская песня;

    Продемонстрировать игру на народном инструменте;

    Знание песен южнорусских и северных;

    Знание традиционных народных танцев и игр.

    6-й год обучения:

    Знание жанра лирическая песня;

    7-й год обучения:

    Знание свадебного обряда;

    Исполнение свадебных песен.

    Ожидаемые результаты для сольного исполнительства

    Итоговые занятия в конце каждого года.

    3-й год обучения.

    (a "cappella

    4-й год обучения.

    Исполнить два произведения, освоенные за год (a "cappella и с инструментальным сопровождением).

    5-й год обучения.

    Исполнить три произведения:

    A "cappella (протяжная),

    A "cappella

    6-й год обучения.

    Исполнить три произведения:

    A "cappella (протяжная),

    A "cappella (со сложным ритмическим рисунком),

    С инструментальным сопровождением в умеренном темпе.

    7-й год обучения.

    Показать программу, освоенную за год:

    A "cappella (в скором темпе),

    A "cappella (протяжная),

    Шуточная (частушки или страдания) с инструментальным сопровождением,

    Обработка с инструментальным сопровождением.

    Конкурсная и концертная деятельность на протяжении всего периода обучения.

    Предметные результаты :

    Изучение и освоение жанров народной музыки;

    Развитие вокального слуха и певческого голоса, умение петь в народной манере;

    Уметь выполнять элементы народной бытовой хореографии;

    Иметь навыки инструментального музицирования;

    Должны быть сформированы вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);

    Владение сценическим мастерством;

    Личностные результаты:

    Иметь воспитанные личностные качества ребенка с опорой на национальную традиционную культуру;

    Активно относиться обучающимся к народной музыке;

    Уважительно относиться к культуре своего народа;

    Понимать и уважать мировую культуру в разных национальных формах ее воплощения

    Метапредметные результаты:

    - сформированные качества творческой личности;

    Развитый музыкальный вкус (на основе слушания музыки русской народной и народов мира, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов, исполняющих народную музыку);

    Развитый эстетический вкус (посещение музеев, выставок народного прикладного творчества);

    Раскрытые индивидуальные способности у детей;

    Развитые навыки собирательской деятельности (работа в фольклорных экспедициях);

    Умение анализировать экспедиционный материал, отличать подлинно художественные ценности от мнимых.

    Критерии и нормы оценки знаний учащихся

    Основными критериями оценивания учащихся является их участие в отчетных концертах, открытых занятиях, конкурсах различного уровня. Критерии оценки достижения предполагаемых результатов развития учащихся на каждом году обучения: овладение основными компетенциями развитие музыкальных способностей, владение психофизическим аппаратом, креативность, отношение к миру и к себе, развитие коммуникативных способностей.

    Для изучения уровня развития исполнительской культуры как части музыкальной культуры учащихся на протяжении всего процесса обучения осуществляется педагогический мониторинг с использованием входящей, промежуточной и итоговой диагностики. На начальном этапе обучения используется входящая диагностика, при помощи которой диагностируется психологическое состояние учащегося, особенности его адаптации, готовность к освоению содержания программы. Успешное освоение учебного плана образовательной программы и контроль качества полученных знаний в конце каждого полугодия гарантирует переход на следующую ступень обучения. В случае возникновения рисков оперативно вносятся коррективы для обеспечения качества реализации образовательного процесса. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в журнале учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    1 год обучения

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/ контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    1. Вводное занятие. Игры.

    Игры словесные.

    Анализ работы детей

    Игры подвижные.

    Анализ работы детей

    Игры хороводные.

    Наблюдение

    Игры-драматизации.

    Наблюдение

    2. Жанры музыкального фольклора.

    Считалки.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Скороговорки.

    Анализ работы детей

    Музыкальные загадки.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Шуточные приговорки.

    Анализ работы детей

    Попевки.

    Анализ работы детей

    Певческая установка (положение корпуса, головы, мимика, мышечная работа при пении).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Навыки правильного, оптимального для каждого исполнителя, певческого дыхания.

    Анализ работы детей

    Основные принципы народного звукообразования (разговорный посыл звука, преобладание грудных резонаторов).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Итого часов

    2-й год обучения.

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/ контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    1. Вводное занятие. Жанры музыкального фольклора.

    Песенки-дразнилки.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Колыбельные.

    Анализ работы детей

    Потешки.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Плясовые.

    Анализ работы детей

    Шуточные песни.

    Анализ работы детей

    2. Элементы бытовой народной хореографии.

    Курский шаг.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Дробь.

    Анализ работы детей

    Белгородский «пересек».

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Ручеек.

    Анализ работы детей

    Танок (змейка).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    "Опора" звука (взаимодействие диафрагмы, воздушной струи и голосовых связок при пении).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Правильная артикуляция и дикция.

    Анализ работы детей

    Навыки чистого интонирования мелодий.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Итого часов

    3-й год обучения.

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/ контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    1. Вводное занятие. «Народный музыкальный календарь».

    Песенки-дразнилки.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Осенние песни.

    Анализ работы детей

    Песни «Зимних Святок».

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Весенние песни.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Песни «Зеленых Святок».

    Анализ работы детей

    2. Сказка.

    О животных.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Кумулятивные.

    Анализ работы детей

    Волшебные.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Пение в высокой позиции (правильное резонирование, благодаря которому голос приобретает звонкость и полетность).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    mf, legato, умеренный темп, первичные навыки пения a’cappella.

    Анализ работы детей

    Характерные приемы народного

    исполнительства.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Итого часов

    4-й год обучения.

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/ контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    Вводное занятие. Знакомство с северно-русской традицией (Поморы, Семейские Забайкалья).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    2.Жанр былина.

    Новгородские былины.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Былины Киевские.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    «Округление» звука (более высокое, чем при разговорной речи, положение мягкого неба).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Правильное вокальное интонирование восходящих и нисходящих скачков.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Специфика дыхания в сольном пении.

    Анализ работы детей

    Исполнение произведений в подвижных темпах, элементы нюансировки и фразировки.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Итого часов

    5-й год обучения.

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/ контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    1. Вводное занятие. Знакомство с северно-русской традицией.

    Историческая песня.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Солдатская песня.

    Анализ работы детей

    Северный хоровод.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    1. Народные музыкальные инструменты.

    Кугиклы и рожок.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Ложки, трещотки, коробочка.

    Анализ работы детей

    Балалайка.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Скрипка (гудок).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    1. Постановка голоса

    Чистое интонирование в широкообъемных ладах народн. музыки(миксолидийский, дорийский), в натуральном мажоре и миноре.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Пение с головным резонированием.(северная манера).

    Анализ работы детей

    Исполнение сложных ритмических рисунков, освоение пения вставных

    гласных (огласовки).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Специфическая крытая манера пения (казачья), освоение других традиций.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Итого часов

    6-й год обучения.

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/ контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    Вводное занятие. Лирическая песня.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Страдания.

    Анализ работы детей

    Частушка.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Духовный стих.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Кант.

    Анализ работы детей

    Медленные и скорые темпы; f, диалектные особенности.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Элементы сценическ. движения.

    Анализ работы детей

    Зычная манера пения. Расширение грудного диапазона.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Пение с применением грудных и головных резонаторов.

    Всего

    Теория

    Практика

    Вводное занятие. Свадебный обряд.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Величальные.

    Анализ работы детей

    Плачи.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Плясовые.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Расширение диапазона путем сглаживания регистров.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    mf, p; различные нюансировка и

    фразировка.

    Анализ работы детей

    Особенности исполнения фольклора, обработок и авторских песен.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Исполнение произведений с

    инструментальным сопровождением.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Итого часов

    1-й год обучения.

    I раздел: Игры (словесные, подвижные, хороводные, драматизации), теория и практика.

    II раздел: Детский музыкальный фольклор (считалки, скороговорки, музыкальные загадки, шуточные приговорки, попевки), теория и практика. Форма занятий – групповая.

    2-й год обучения.

    I раздел: Детский музыкальный фольклор (песенки-дразнилки, колыбельные, потешки, плясовые, шуточные), теория и практика.

    II раздел: Элементы бытовой народной хореографии (Курский шаг, дробь, Белгородский «пересек», ручеек, танок), теория и практика. Форма занятий – групповая.

    3-й год обучения.

    I раздел: «Народный музыкальный календарь» (песни и обряды осенних, зимних, весенних и летних праздников), теория и практика.

    II раздел: Сказка (о животных, кумулятивные, волшебные), теория и практика. Форма занятий – групповая.

    4-й год обучения.

    I раздел: Северно-русская традиция, теория и практика.

    II раздел: Жанр былина (былины Киевские, Новгородские), теория и практика. Форма занятий – групповая.

    5-й год обучения.

    I раздел: Северно-русская традиция (историческая песня, солдатская песня, северный хоровод), теория и практика.

    II раздел: Русские народные музыкальные инструменты (кугиклы, рожок, ложки, трещотки, коробочка, скрипка, балалайка), теория и практика. Форма занятий – групповая.

    6-й год обучения.

    I раздел: Жанр лирическая песня. Теория и практика.

    II раздел: Страдания. Теория и практика.

    III раздел: Частушки. Теория и практика.

    IV раздел: Духовный стих. Теория и практика.

    V раздел: Канты. Теория и практика. Форма занятий – групповая.

    VI раздел: Постановка голоса (медленные и скорые темпы; f, диалектные особенности, расширение грудного диапазона, пение с применением грудных и головных резонаторов), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.

    7-й год обучения.

    I раздел: Свадебный обряд (величальные и плясовые песни, плачи), теория и практика. Форма занятий – групповая.

    II раздел: Постановка голоса (расширение диапазона путем сглаживания регистров, особенности исполнения фольклора, обработок и авторских песен, исполнение произведений с инструментальным сопровождением), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.

    Методическое обеспечение программы

    Методическое обеспечение программы включает: методику проведения групповых занятий, методику индивидуальных занятий, способы подготовки к конкурсной и концертной деятельности (подбор и освоение репертуара, запись фонограмм для выбранных песен, создание и пошив народных костюмов, работа над сценическими образами), методика научно-исследовательской деятельности обучающихся в фольклорных экспедициях (методика сбора информации, методика обработки информации).

    Теоретические и практические занятия проводятся в кабинете для занятий вокалом, в концертном зале, студии звукозаписи – с использованием фортепиано, баяна, звукоусиливающей аппаратуры, микрофонов, компьютера и компьютерного обеспечения.

    На занятиях фольклорного ансамбля и сольного народного пения используются сборники песен для народного голоса, сборники сценариев праздников, методические пособия.

    Методы обучения , применяемые в учебном процессе: объяснение, показ, демонстрация, беседа, упражнения, тренинг, наблюдение.

    Формы занятий: групповые и индивидуальные занятия, репетиции, класс-концерт, сценическое воплощение фольклора, занятия в студии звукозаписи, участие в концертной деятельности, участие в фестивалях, конкурсах, смотрах.

    Список литературы для педагогов

    1. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар, М., 2005

    2. Антипова Л. А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора, М., 2003

    3. Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е., Мир детства в народной культуре, М., 2008(методическое пособие).

    4. Веретенников И.И. Русская народная песня в школе, Белгород 2004

    5. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды, Белгород 2003

    6.Карачаров И., народные песни сел Купино и Большое городище. Белгород 2005 (ноты).

    Список литературы для обучающихся

    1. Детство. Репертуарно-методический сборник, М., 2004
    2. Кашаева Т.Ю. Детские музыкальные праздники, М., 2005.
    3. Краснопевцева Е.А. Поют дети, М., 2009 (ноты).
    4. Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки, М., 2004.
    5. Науменко Г. "Березовая карусель", М.,2008 (игры-хороводы).
    6. Науменко Г. "Родничок" М.,2008 (ноты).
    7. Науменко Г. "Жаворонушки" вып. 1-4, М., 1977-1986 (ноты).

    Приложение

    Фонохрестоматия.

    1. "Спокойной ночи, малыши" (Русские народные сказки с напевами Галины Егоровой). Фирма "Мелодия" 1990.

    2. Антология. Русская народная музыка западных, центральных областей и Поволжья. "Мелодия" Запись 1981.

    3. Инструменты русского народного оркестра. "Мелодия" 1989.

    4. Молодежные фольклорные ансамбли. "Мелодия" 1990.

    5. Народный календарь - 1. Фирма "Мелодия" 1989.

    6. Народный календарь - 2. Фирма "Мелодия" 1989.

    7. Пасхальные звоны Москвы. МП "Русский диск" 1992.

    8. Песни и обряды Черноморских казаков. "Мелодия" 1990.

    Аудиозаписи.

    1. Былины Печеры. Вып. I, П.

    2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Звуковое приложение.

    3. Казаки - некрасовцы на чужбине и в России.

    4. Поют казаки Дона (ч. 1).

    5. Русская народная музыка Севера и Сибири.

    6. Фольклорный ансамбль "Казачий круг".

    Видеозаписи.

    1. Авсень-Таюсень (Рязань).

    2. Зеленые святки (Курск).

    3. Зимние песни Белгородских степей.

    4. Казачья старина (Волгоград).

    5. Костромские узоры (Зимние святки).

    6. Программа "Мировая деревня".

    7. Программа "У околицы".

    8. Русская карусель (Альманах).

    9. Сказка о дудочках (Курск).


    Наталья Карагодина
    Русская народная песня как средство обучения выразительному пению

    Пение - важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач и гармонического развития ребенка, развивает у него интерес и любовь к музыке, углубляет представления об окружающей действительности.

    Программа обучения пению в детском саду содержит такие задачи, как формирование устойчивого интереса к пению , обучение выразительному пению , обучение певческим навыкам , развитие голоса и слуха детей.

    Для решения этих задач мы опираемся на народные песни как на одно из самых совершенных средств музыкального воспитания.

    Чем же привлекает педагогов народная песня ? Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор - все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

    Программа предусматривает следующие народные песни и попевки в младшей группе : «Ладушки» , «Зайчик, ты зайчик» , «Петушок» .

    В работе над песней «Петушок» стремлюсь научить детей петь высоким звуком. Добившись выразительного пения , обращаю внимание всех на вступление к песне . Говорю детям : «Слышите, как звонко пост петушок? Не дает детям спать» . Работаю над тем, чтобы дети чисто интонировали седьмую ступень натурального минора. Для этого первое слово «петушок» учу припевать мягко, а второе - выделяя. Когда песня выучена , провожу инсценировку её. Дети поют песенку, сидя на стульчиках, а петушок прохаживается перед детьми, помахивая крыльями. К концу песни дети делают вид , что засыпают, а петушок будит их звонким «ку-ка-ре-ку» .

    Протяжность в пении зависит от преобладания в словах текста гласных. Народные песни - отличный материал для обучения детей напевному пению .

    В средней группе используются народные песни «Дождик, дождик, пуще» , «Две тетери» ; игры - хоровод «Ходит Ваня» , «Гуси вы, гуси» .

    Пенис песни «Дождик» помогает вырабатывать у детей четкое произношение. Пропевание слов с частым повторением согласных «д» , «и» требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон (ля соль) не отвлекает их внимания на запоминание мелодических оборотов. Этой песней начинаю работу с детьми над динамическими оттенками. Объясняю, что будем постепенноусиливать звук, как порыв ветра усиливает шум дождя. На следующих занятиях использую песню как распевку , пропевая её от ля, си-бемоль, си

    Пение песни «Две тетери» позволяет продолжить работу над напевностью исполнения. Мягкая гармония аккомпанемента, связное его звучание помогают напевному пению .

    Сложность интонирования зависит от построения интервальных ходов. Легко воспроизводятся устойчивые ступени лада , мелодия с поступенным движением вверх и вниз, мелодия, построенная на удобных интервалах. В песне «Две тетери» первая фраза начинается и заканчивается тоникой, что помогает развивать у детей ощущение лада, а на примере второй половины мелодии закрепляем умение детей слышать и воспроизводить голосом поступенное движение мелодии вверх к тонике.

    Опевание пятой и третьей ступеней в песне «Чики-чики, чикалочки» позволяет добиться высокого звучания, а занимательный текст с использованием имен детей побуждает их активно включиться в пение . В течение года использую песню «Чики-чики, чикалочки» в качестве распевки. Так, при разучивании песни «Веснянка» (музыка А. Филиппенко) использую эту попевку, настраивая детей на высокое звучание.

    Интонационной особенностью песни «Бай-качи, качи» является повторение мелодии в определенной последовательности. Пение этой песни позволяет детям усвоить гибкие мелодические обороты, а также устойчивое интонирование тоники.

    Очень любят дети игры с пением . Важно, способствовало раскрытию игрового образа. Так, в движения соответствуют тексту песни .

    На занятиях со старшими детьми использую ранее выученные народные песни , но ставлю перед ними другие задачи. Например, для чистого интонирования и различения двух соседних ступеней использую песню «Дождик» . Попевку «Петушок» использую для определения длинных и коротких звуков. При разучивании песни Ан . Александрова «К нам гости пришли» распевку провожу на песне «Бай-качи, качи» м заостряю внимание детей на возвращении мелодии к основному звуку тоники. Дети при разучивании используют накопленный опыт.

    чернозем», «Теремок» , «Каравай» , «Горелки» Репертуар народных песен для подготовительной группы обусловлен тем, что дети к этому возрасту, систематически занимаясь на музыкальных занятиях, имеют уже достаточный опыт в пении , поют без сопровождения. Поэтому введено много игр- хороводов, которые можно исполнять вне занятий. В работе с подготовительной группой также использую ранее выученные народные песни , рекомендованные программой, а также и дополнительно вводимые народные попевки .

    Известно, что повторение мелодии на одном и том же звуке представляет некоторую сложность в интонационном отношении. При пенни попевки «Андрей-воробей» ставлю задачу научить детей высоко держать повторяющийся звук. В качестве распевания беру эту попевку, пропевая ее от разных ступеней перед такими песнями , как «Зимняя песенка» (музыка М. Красева, «Встречаем май» (музыка В, Герчик, настраивая детей на высокое слитное звучание.

    Пение русских народных песен , сопровождаемых движением, т. е. хороводов, построенных на интересных сюжетах, знакомит детей с национальными традициями нашего народа , с его песенным прошлым. Хороводы «Калина» , «Как на тоненький ледок» являются прекрасными образцами для работы над выразительностью пения , т. е. песня с динамическими оттенками, с правильным звукообразованием и дыханием.

    Народные песни поются детьми не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатели всегда находят момент, когда можно использовать пение . Например, пошел дождь, воспитатель предлагает детям спеть русскую народную песню «Дождик, дождик, пуще» . В группе, играя, дети поют полюбившиеся им попевки, потешки, прибаутки.

    Кроме того, мы используем народные песни и хороводы в развлечениях и праздниках. Так на первомайском утреннике дети водят хоровод «Земелюшка-чернозем» . Перед разучиванием этого хоровода объясняю, что его придумал народ и исполнял , выходя на гулянья. Во время развлечения летом в лесу дети исполняют песню «Во поле береза стояла» , которая оставляет в их душах глубокий след, радость общения с природой через песню .

    Русские народные песни прочно вошли в жизнь детского сада. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию.

    Публикации по теме:

    Консультация «Обучение детей выразительному пению» (из опыта работы) Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей. Постигая мир.

    Методическая работа «Значение пения, основные принципы обучения пению на уроках хора в общеобразовательной школе» Пение занимает важное место в развитии школьников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают.

    Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников Целью данной работы является формирование и развитие целостной, духовно.

    Возраст 5-6 лет часто называют «библиотечным». Это время «влюбить детей в книгу». Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом,.

    Паспорт проекта «Русская народная культура» ПРОЕКТ «Русская народная культура» Информационная карта проекта Тип проекта: краткосрочный (с 09.03.16 по 25.03.16) Вид проекта: групповой,.