Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Самообразование развиваем речь посредством пальчиковых игр. План по самообразованию тема "играем пальчиками-развиваем речь". Заучивание игр с массажными мячиками

    Самообразование развиваем речь посредством пальчиковых игр. План по самообразованию тема

    План по самообразованию воспитателей

    Пальчиковые игры и упражнения, как

    ТЕМА : «, как средство развития речи у детей раннего возраста »

    2016-2017 учебный год

    Этап работы над темой : 1 год

    Дата начала работы над темой : сентябрь 2016 г.

    Предполагаемая дата окончания работы : май 2017

    Тема : ««Пальчиковые игры и упражнения , как средство развития речи у детей дошкольного возраста »

    Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи :

    1) Интегрировать пальчиковые игры , упражнения в речевой деятельности детей ;

    2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры

    3)Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики ;

    4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр .

    1. Актуальность

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку . С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

    И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи . Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» . От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками , зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас.

    Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения , как средство развития речи у детей раннего возраста », так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников . Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры . Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

    План реализации темы по самообразованию .

    Сроки проведения Деятельность Тема

    Сентябрь

    Подготовить доклад «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста »

    Ноябрь

    Презентация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

    Декабрь

    Комплексы пальчиковой гимнастики.

    Картотека пальчиковых игр.

    Февраль

    Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

    Март

    Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования .

    «Пальчиковая гимнастика – для развития речи у детей раннего возроста »

    « Развитие мелкой моторики рук »

    Апрель

    Сборник для воспитателей и педагогов по работе с детьми раннего возраста, с применением данной темы. Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя )

    Разучивание новых пальчиковых игр .

    Май

    Консультация для родителей

    Полезные советы : «Для чего нужна пальчиковая гимнастика »

    Открытое занятие с просмотром видеоролика «Играем нашими пальчиками »

    Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.

    «Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями»

    2)Введение :

    Основная работа заключается в работе с детьми :

    В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр . Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами .

    В своей работе я использую игры , которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

    Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи , развивается речевой слух .

    На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами : мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами , работа с тестом, для развития движений хорошим средством является « Пальчиковый театр » . Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

    Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей .

    Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения , тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

    К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими , гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями , речь детей значительно улучшилась.

    Изучая данную тему, провожу работу с родителями :

    Индивидуальные беседы :

    Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как : пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

    Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании : самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

    «Комплекс пальчиковой гимнастики » -создание картотеки.

    Составление памяток, буклетов для родителей :

    а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи у детей раннего возраста »

    б) « Развитие мелкой моторики рук »

    Консультация : «Влияние пальчиковой гимнастики на речь ребенка»

    Доклад на тему : «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста » «Пальчиковая гимнастика

    Доклад - «Играем пальчиками » »

    -Консультация : Полезные советы : «Для чего нужна пальчиковая гимнастика » »

    Анкета для родителей по пальчиковой гимнастики

    Работа с воспитателями :

    Консультация : « Развиваем руки – развиваем речь »

    Тема: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»

    Цель : формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

    Задачи :

    – сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

    – совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

    – повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

    Актуальность :

    Работая в яслях и общаясь с детьми 2-го и 3-го года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

    Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

    Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

    Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

    Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

    Мелкую моторику рук развивают:

    • пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
    • массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
    • народные игры с ладошками;
    • игры с природным материалом;
    • игры с предметами домашнего обихода;
    • пальчиковый театр.

    Теоретическое основы

    1.1 Особенности становления речи детей на ранних этапах детства.

    Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н. А. Гвоздев, В. В. Гербова, М. И. Запорожец, Н. С. Жукова [и др. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов). На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.

    Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

    В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

    Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

    Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным М. Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования "делового" общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

    Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам.

    Психическое развитие детей на третьем году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал вам бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, у двух-трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.

    В это же время образуются новые формы взаимоотношений между самими детьми в коллективе: они постепенно переходят от одиночных игр и игр "рядом" к простейшим формам совместной игровой деятельности. Естественно, что родители - первые, кто помогает им приспособиться к подобным переменам.

    Сама деятельность ребенка в возрасте двух лет становится сложнее и разнообразнее: он уже в состоянии отличить развлекательную игру от учебных и трудовых знаний. Мы должны приучить его к тому, чтобы он спокойно воспринимал все виды игр и занятий (и развлекательные, и развивающие, и трудовые) и постепенно учился выполнять отдельные бытовые действия не в форме игры, а как ежедневную обязанность.

    Так же мы должны знать, что в это же время у ребенка проявляются первые зачатки изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Нужно не упустить этот момент, обеспечить ребенка необходимыми материалами, потому как именно подобные творческие занятия позволяют ребенку учиться правильно и крепко держать предметы и владеть ими.

    В этот же период мы постепенно усложняем игры. Важное место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок отображает действия близких ему людей, в частности наши с вами действия, а также поведение зверей и передавать характерные черты предметов. В результате игр и занятий у ребенка будут развиваться психико-интеллектуальные процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение, мышление и другие, а также будут формироваться новые потребности и интересы.

    В этом возрасте ребенок в состоянии овладеть умениями, которые оказывают огромную роль на его дальнейшее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Имеется в виду способность малыша понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми - разговаривать.

    С помощью постоянного речевого взаимодействия со взрослыми и со сверстниками ребенок двух-трех лет из биологического существа по всем поведенческим и психологическим качествам постепенно превращается в человека, а позже - в личность. И опять-таки важную роль в этом процессе играет собственный подход педагога, его умение общаться с ребенком. Развитие познавательных процессов и речи поможет малышу ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы общечеловеческого поведения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г. м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

    Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

    План работы на 2016 - 2017 учебный год.

    МЕСЯЦ

    РАБОТА С ДЕТЬМИ

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

    СЕНТЯБРЬ

    Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши».

    Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»

    Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка» . Лепка из соленого теста.

    Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок.

    Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Исследовать воспитательный потенциал семьи

    «Этот пальчик - я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

    ОКТЯБРЬ

    Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», « Осень».

    Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

    Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».

    Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка раннего возраста в домашних условиях» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях

    НОЯБРЬ

    Пальчиковые игры: «Котятки», «Мышка». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

    Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.

    Игры с карандашами, счётными палочками.

    Колобки. Мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. Используются не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы).

    Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

    ДЕКАБРЬ

    Пальчиковые игры:«Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

    Лепка из солёного теста.

    Узоры из ниток . Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.

    Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

    Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей» .

    Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей .

    ЯНВАРЬ

    Пальчиковые игры: «Бараны», «Улитка. Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

    Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

    Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.

    Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки ) .

    Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер).

    Консультация для педагогов

    «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

    ФЕВРАЛЬ

    Пальчиковые игры: «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

    Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.

    Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста) Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

    МАРТ

    Научить детей пользоваться пальчиковым театром

    Цель : развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.

    Пальчиковая гимнастика Цель: учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Мышка», «Чижик-пыжик»)

    Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.

    АПРЕЛЬ

    Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа ) .

    Цель: развивать мелкую моторику и речь.

    - Конструирование: «Паровозик из пуговиц».

    Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику , развивать конструктивные способности детей .

    Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки.

    Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Котятки»

    Изготовление буклета: « Пальчиковые игры для малышей » .

    Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома .

    Фотовыставка: « Пальчиками играем, стихи повторяем».

    Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют.

    МАЙ

    Нетрадиционное рисование : «Солнышко лучистое» .

    Цель : Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук .

    Игра : «Солнечные зайчики» .

    Цель : научить детей играть в соответствии с текстом.

    Поставить с детьми инсценировку сказки : «Колобок» .

    Цель : учить малышей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь , память.

    Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).


    Тема : самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

    Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

    Задачи достижения поставленной цели:

      Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

      Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

      Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

      Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

      Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

      Улучшить общую двигательную активность;

      Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

      Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

    Актуальность

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

    Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.(Приложение № 1)

    Стратегия работы:

    Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

    I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

    Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

    II этап – диагностический

    На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

    III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки

    Форма отчётности:

      Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

      Провести анкетирование родителей.

      Составить картотеку пальчиковых игр.

    Формы работы:

    Совместная деятельность воспитателя с детьми;

    Индивидуальная работа с детьми;

    Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

    Система работы представлена по следующим направлениям:

    В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

    Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

    Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

    Работа с родителями- консультации и беседы. Работа с родителями- консультации и беседы

    СЕНТЯБРЬ

    Наблюдения за детьми, диагностика

    Будут пальчики дружить

    1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

    "Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

    3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

    4. Пальчиковая гимнастика " Шарик"

    1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

    2. Упражнение с массажными мячиками "Орех"

    3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

    4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

    5. Игры с мозаикой

    ОКТЯБРЬ

    Овощи и фрукты

    Птицы осенью

    1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

    2."Сложи картинку" из 4 частей

    3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу

    4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

    5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке

    1. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток

    2.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов

    3. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки

    4. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

    6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

    1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

    2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

    3.Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку"

    4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

    1. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке)

    2."Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок)

    3. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

    НОЯБРЬ

    Труд людей в природе

    Одежда и обувь

    1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

    2. "Нарисуй на песке лопату, молоток"

    3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги

    4. Пальчиковая игра "Строим стенку"

    1. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

    2."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток

    3. Работа с тактильной дощечкой из спичек

    1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

    2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию

    3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

    4. Рисование горошков на платье

    1.Разложи пуговицы по цвету

    2. Работа со шнуровками

    3. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

    4.пальчиковая игра "Ладошки"

    ДЕКАБРЬ

    Транспорт

    Дикие животные зимой

    Зима, зимний лес

    1. Строим дом из кубиков

    2.Выкладывание дома из геометрических фигур

    3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне

    4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

    1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков

    2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру

    3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины

    4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя

    1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных

    2. Работа с тактильными дощечками

    3."Новогодний подарок для белочки"

    Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь

    1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

    2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

    3."Снежная баба" -лепка из пластилина

    ЯНВАРЬ

    Дикие животные и их детеныши

    Птицы зимой

    1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги. детям надо определить где мама, где детеныш

    2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

    3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

    4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

    1."Собери семью" наложи трафарет на контур

    2."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем

    3."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

    4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

    1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги

    2. работа с тактильными дощечками

    3."Угощение для птиц" - сортировка семян

    4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

    ФЕВРАЛЬ

    Профессии

    1. Пальчиковая игра "Моя семья"

    2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

    3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

    4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне

    1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

    2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

    3. "Научим дочку шнуровать ботинки"

    4. "Для кого подарок" - волшебный мешочек

    5. Самомассаж ладоней

    1. "Построим бом из кубиков"

    2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

    3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги

    4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету"

    1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем"

    2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина

    3."Собери машину" из геометрических фигур

    4."Разрезные картинки из 4 частей"

    МАРТ

    Праздник мам

    Начало весны

    1. Изготовление подарка для мамы

    (Из шариков из салфеток)

    2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

    1."Следы от капели" рисуем точки на манке

    2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

    3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

    4.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

    1.Собери пирамидку

    2."Мячи для котят" лепка из пластилина

    3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных

    4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

    1. Штриховка и обводка по контуру игрушек

    2. Пальчиковый театр "Репка"

    3. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

    4.Рисуем на песке большие и маленькие предметы

    АПРЕЛЬ

    Дикие и домашние животные

    Птицы весной

    Растительный мир

    1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали"

    2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

    3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

    4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

    1."Собери картинку из 4 частей"

    2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

    3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек

    4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

    1."Червячки для грачей" лепка из пластилина

    2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

    3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой

    4. Пальчиковая гимнастика "Червячки"

    1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

    2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек

    3.Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину

    4. Пальчиковые игры, разученные раннее

    Труд весной на даче

    Мы подросли и повзрослели

    1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

    2."Закрути бутылочки"

    3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

    4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур

    1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех"

    2."Строим дачный дом" из конструктора

    3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

    4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

    1.Пальчиковый театр "Колобок"

    2. Игры и упражнения, изученные ранее

    3.Шнуровки, липучки

    4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками

    5. Заключительное наблюдение за детьми

    Приложение № 1

    Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики

    Бабушка очки надела
    И внучонка разглядела.

    Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

    Я в руке - флажок держу
    И ребятам им машу.

    Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

    Лодочка плывет по речке,
    По воде бегут колечки.

    Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

    Пароход плывет по речке,
    И пыхтит он, словно печка

    Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

    Ножки, спинка и сиденье -
    Вот вам стул на удивленье.

    Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.

    ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

    Зайка в зеркальце глядит
    И ушами шевелит.

    Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

    У стола четыре ножки,
    Сверху крышка, как ладошка.

    Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

    Листья падают в саду,
    Я их граблями смету.

    Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.

    СКВОРЕЧНИК

    Скворец в скворечнике живет
    И песню звонкую поет.

    Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

    Самообразование 2015 – 2016 учебный год

    Тема:

    Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный- в течение года.

    Задачи :

      Повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;

      Повысить уровень речевой компетентности детей

      Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.

      Актуальность

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

    Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

    Литература по теме :

      Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

      Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

      Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

      Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

      Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

      Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;

      Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;

      Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;

      Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

      Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.

      Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008

    План работы 2015- 2016 учебный год

    Практические выходы

    (рефераты,доклады,открытый просмотр, выставка работ и т.)

    Отчёт об исполнении

    Работа с детьми

    Сентябрь- Октябрь, 2015

    Ноябрь- Декабрь, 2015

    Январь- Февраль, 2016

    Март- Апрель, 2016

    В течении

    года

    Изучение

    Работа

    Разучивание новых пальчиковых игр.

    Оформление

    Отгадывание детьми загадок,

    разучивание физкультминуток, чтение скороговорок.

    Текстовой материал

    Инсценировки сказок, атрибуты для театра

    Подборка новых пальчиковых игр согласно возрасту

    Картотека пальчиковых игр

    Подборка чистоговорок, физминуток,

    скороговорок,загадок

    Работа с родителями

    Сентябрь,

    2015

    Ноябрь

    2015

    В течение года

    Май,2014

    Выставка для родителей

    Оформление папки

    Индивидуальные беседы

    Сообщение « Организация

    Презентация и наглядность на родительском собрании

    Готовая папка- передвижка

    Записи в тетради консультаций

    Конспект сообщения (на родительском собрании)

    16.09.15

    Работа с педагогами

    Январь, 2016

    Консультация для педагогов

    Конспект консультации

    Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, позволила добиться положительных результатов в речевом развитии детей.

    Примерные пальчиковые игры для разучивания с детьми 1 мл.группы:

      «Готовим салат вместе с мамой»

      Точка, точка, запятая»

      «Семья»

      «Этот пальчик»

      «Зима»

      «Катя кашу наварила»

      «Птички»

      «Дом на горе»

    Проект по самообразованию

    «Пальчиковые игры и упражнения, как средство

    развития речи у детей дошкольного возраста»

    Воспитатель: Е.Н. Хлыстова

    Сентябрь, 2015

    Анализ работы по самообразованию

    за 2015-2016 учебный год

    НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»

    Тема самообразования,

    актуальность

    Цели самообразования

    Консультации для

    педагогов

    Диалог с родителями

    Работа с детьми

    Итог

    Хлыстова

    Елена

    Николаевна

    Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

    Актуальность:

    в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук

    Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный- в течение года.

    Консультация для педагогов

    «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

    Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

    Оформление папки -передвижки «Игры с пальчиками»

    Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

    Сообщение « Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».

    Изучение методической литературы по данной теме

    Работа с пальчиковыми и настольными театрами, разыгрывание ролей

    Разучивание новых пальчиковых игр.

    Оформление и пополнение картотеки пальчиковых игр

    Отгадывание детьми загадок,

    разучивание физкультминуток,

    чтение скороговорок

    В результате проделанной работы у детей повышен интерес к настольным играм, таким как мозаики различных видов и размеров, работа со шнуровкой, усовершенствованы навыки застегивания – расстегивания пуговиц на одежде. Родители, после консультаций и бесед смогли больше узнать о роли пальчиковых игр, мелкой моторики и пополнить домашний игровой материал необходимыми играми.

    Воспитателя: Беловой Н.А.

    2017-2018 учебный год

    ТЕМА: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

    Этап работы над темой: 1 год

    Дата начала работы над темой: сентябрь 2017 г.

    Предполагаемая дата окончания работы: май 2018 г.

    Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

    2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

    3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

    4) Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

    Актуальность

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» . От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

    Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

    План реализации темы по самообразованию

    Сроки проведения

    Деятельность

    Тема

    Сентябрь

    Консультация

    «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

    Консультация

    «Мелкая моторика на любой вкус!»

    Комплексы пальчиковой гимнастики

    Картотека пальчиковых игр

    Консультация

    «Развитие мелкой моторики детей дома»

    Пальчиковые игры

    Картотека пальчиковых игр

    Ноябрь - декабрь

    Подбор игр с предметами

    Мозаика,

    Застёгивание и расстегивание пуговиц,

    Шнуровка,

    Игры с карандашами,

    Работа с тестом,

    - «Пальчиковый театр».

    Январь - февраль

    Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности

    Рисуем нетрадиционным способом.

    Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

    «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников»

    «Играем нашими пальчиками»

    Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.

    «Применение пальчиковой

    гимнастики в работе с детьми»