Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • презентация к уроку по истории (10 класс) на тему. Культура Руси X - XIII вв. презентация к уроку по истории (10 класс) на тему Зарождение культуры 10 12 век презентация

     презентация к уроку по истории (10 класс) на тему. Культура Руси X - XIII вв. презентация к уроку по истории (10 класс) на тему Зарождение культуры 10 12 век презентация
    краткое содержание других презентаций

    «Достижения культуры Древней Руси» - Устное народное творчество. Основание Киева. О чём идёт речь. Евангелие. Олег. Письменность и грамотность. Культура Древней Руси. Русское каменное зодчество. Тест. Убийство князя Игоря. Рукописные книги. Зодчество. Нестор.

    «Быт на Руси» - Отпевание, свадьбу, крещение отмечали как правило всей деревней. Расположение печи определяло планировку избы. Повалуша - так называлась холодная кладовая жилья. В дальнейшем горницей стали называть самую лучшую комнату в русских домах. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Развлечения оставались прежними - посиделки, гадания, хороводы. Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари- корзин, лукошек, коробов.

    «Культура Руси 10-13 века» - Ярослав Мудрый. Соборная церковь София. Фильм к данному вопросу. Итак, мы начинаем. Развитие летописания. Ответ на вопрос. Дайте краткую справку о соборе. Живопись. Монах Нестор. Представление команд. Золотые ворота во Владимире. Фильм на тему «Литература». Архитектура. Мощь города. Составьте слово. Пергамент. Нестор. Фильм на тему «Живопись». Культура Руси X-XIII веков. Киев. Значение этих святых для истории.

    «Древние города Руси» - Частные дома. Древний план Московского кремля. Новые задачи - административные, культурные и военные. Застройка древнерусских городов. Наличие укрепления, крепостного сооружения. Попытки европеизации Москвы. Стражники должны оказывать огню противодействие. Город Владимира и Ярослава. Возникновение городов такого масштаба, как Новгород и Киев. Архитектура и повседневная жизнь древнерусского города.

    «Памятники культуры Древней Руси» - Софийский собор. Из варяг в греки. Договор князя Олега с Византией. Принятие христианства. Волжский торговый путь. Культура Древней Руси в 9-13 вв. Ангел Златые Власы. Полоцк. Письменность. Византийские монеты. Культура Киевской Руси. Десятинная церковь. Борисоглебский монастырь. Киев. Киево-Печёрский монастырь. Принятие Русью христианства.

    «Культура Волжской Булгарии» - Наука. Богословы и философы. Астрономия. География. Письменность. Поэты и писатели. Медицина. Наука и культура Волжской Булгарии. Ученые - историки. Ученые Волжской Булгарии. Литература, написанная на бумаге. Химия. Записи арабского автора. Образование.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Культура Руси X - XIII в. Зарождение Русской цивилизации

    План Особенности культурного развития Письменность, грамотность, школы Летописи Литература Архитектура Живопись, скульптура, музыка Фольклор Повседневная жизнь Зарождение русской цивилизации

    Особенности культурного развития Культура восточных славян была одновременно культурой и языческого мира с его древними народными обычаями, поверьями, обрядами, песнями и танцами, и культурой христианской с мощным влиянием Церкви в области литературы, архитектуры, искусства, письма, школьного дела, библиотек.

    Письменность, грамотность, школы. Буквы на Руси вырезали на деревянных дощечках и называли их резами. Позднее в качестве материала для письма стала использоваться береста (берестяные грамоты). Широкое распространение получила славянская грамота – алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием.

    Христианизации Руси дала мощный толчок развитию письменности, грамотности. На Русь пришли писцы и переводчики, хлынул поток иностранных книг религиозного и светского содержания. Особенно широкий размах это явление получило при Ярославе Мудром и его сыновьях. Жизнеописание Александра Македонского «Александрия». Школы открывались изначально при церквах и монастырях. Позднее в школах стали учить и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка основала в Киеве женский монастырь со школой для девочек при нем.

    Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи – граффити. На стене Софийского собора в свое время Владимир Мономах написал в свое время: «Ох, тяжко мне».

    Летописи Летописи – погодные изложения важных событий на Руси. художественные и исторические произведения (взгляды авторов на историю Руси и мировую историю, на деятельность князей и др.) В конце X века была создана первая летопись при князе Владимире. В конце XII века – «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

    Литература Общий подъём Руси, развитие грамотности и письменности, появления образованных людей привели к рождению и развитию древнерусской литературы. Первое литературное произведение – «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Во второй половине XII века – «Память и похвала Владимиру» монаха Иакова. «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси» и «Сказание о Борисе и Глебе».

    В XII веке появляются первые мемуары. «Поучение» Владимира Мономаха «Хождение игумена Даниила в святые места» Наивысшим достижением древнерусской литературы считается «Слово о Полку Игореве» (к. XII века) – рассказ о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.

    Архитектура Деревянная Русь. С появлением христианства в строительстве стали использовать камень и кирпич. Для зодчества были характерны затейливость, многоярусность, наличие в постройках башенок и теремков. С христианством на Русь пришло строительство крупных каменных храмов. Такими были

    Софийский собор в Киеве

    Софийский собор в Новгороде

    Софийский собор в Полоцке

    Спасо - преображенский собор в Чернигове

    Замечательные архитектурные сооружения были созданы в период распада Руси. По приказу Андрея Боголюбского во Владимире были выстроены Успенский собор и Золотые ворота, однокупольный храм Покрова на Нерли. При Всеволоде Большое гнездо был построен Дмитриевский собор во Владимире. Характерной чертой русской архитектуры этого времени стала резьба по камню.

    Живопись, скульптура, музыка Древние резчики по дереву создавали скульптуры языческих богов и духов. Живописцы разрисовывали стены языческих молелен, изготовляли магические маски. Языческое искусство было связано с силами природы. Христианство воспевало бога, подвиги святых, апостолов, деятелей церкви. Появились иконы со строгими ликами святых, мозаики и фрески на религиозные темы.

    Создавались произведения, которые шли в рамках народных традиций. Так иконы монаха Киево-Печерского монастыря Алимпия напоминали портреты живых людей. В каждом княжестве складывались свои направления в искусстве. НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ ОТЛИЧАЛАСЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ ИЗОБРАЖЕНИЯ В XIII веке появ. Ярославская школа живописи, художники которой воссоздавали на иконах лики Богородицы и святых.

    Фреска «Страшный суд» в Дмитриевском соборе. Резьбой по дереву, а позднее – по камню украшались не только храмы и жилища, но и домашняя утварь, посуда. Большого мастерства достигли ювелиры. Серьги Киевской Руси

    Составной частью Руси являлась музыка. Певцы, гусляры, мастера игры на лютне и духовных инструментах, плясуны тешили как знать, так и простой народ.

    Караваджо "Лютнист"

    Фольклор Важным элементом древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. В древних песнях говорилось о том, как похищали невест. Целый мир русской жизни открывался в былинах. Их герой – богатырь. Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче

    Повседневная жизнь Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт во многом определялся развитием хозяйства страны. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями Во дворцах и дворах бояр толпились дружинники, слуги, челядь. В придворных гридницах устраивались пиры. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Раздавали пищу и деньги бедным и малоимущим.

    Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная и псовая охоты. Устраивались скачки, турниры, различные игрища. В княжеско-боярской среде мальчика в три года сажали на коня, затем отдавали на выучку пестуну(воспитатель). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами отправляли на управление волостями и городами. Простые люди жили в землянках.

    Традиционной женской одеждой были рубахи (нижние и верхние) Головы укрывались убрусами (платками). Знатные женщины носили также плащи, а поверх платка шапочки. Долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу, мужчины ремесленничали.

    Зарождение русской цивилизации (учебник с. 118-120) Какие факторы оказали влияние на формирование русской цивилизации? Какой из них, по вашему мнению, является самым главным? Что сближает средневековую Русь с западноевропейской цивилизацией, в чем состоят различия между ними? Под влиянием каких обстоятельств формировался духовно-нравственный облик народа? Как на менталитет русского человека повлияли общинные традиции?


    Ширина блока px

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Подписи к слайдам:

    Культура Руси в XII-XIII веках

    «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская!

    Многими красотами прославлена ты…

    Всем ты преисполнена, земля Русская…»

    Особенности культуры XII-XIII веков

    Крупные культурные центры

    Великий Новгород

    Владимир-на-Князьме

    Отличительные черты развития культуры

    • Новгород и Псков - проявились черты, которые
    • соответствовали вечевым порядкам и активности городского населения.
    • Владимиро-Суздальская земля - образец пышности,
    • торжественности, стремления подчеркнуть силу и значение владимирских князей.
    Образование и наука В XII-XIIIвв. города и монастыри были центрами науки и образования. Почему?
    • Горожане занимались торговлей, в том числе и с зарубежными странами.
    • Купцы вели учет купленных и проданных товаров. Они обязаны были уметь писать и считать. Также они привозили на Русь сведения о жизни в других странах.
    • Самый высокий уровень грамотности на Руси был в Новгороде.

    В школах учились мальчики и девочки. Основным материалом для письма была береста .

    +
    • Чтобы служить в церкви, монахи и духовенство должны были знать грамоту.
    • Монахи вели летописи. Они записывали не только события политической жизни, но и фиксировали такие явления природы, как: затмения, кометы, бури, засухи и т.д.
    • Князьям и боярам образование было нужно чтобы знать законы, издавать их и правильно применять.
    • В большинстве русских земель школы существовали при монастырях.
    Развитие науки

    Накопление научных знаний

    Путешествия купцов

    Паломни-чество

    Ведение летописей

    Военные походы

    География

    Астрономия

    Биология

    Описание других стран и различный природных явлений

    Описание комет, затмений

    Описание эпидемий, болезней

    Литература

    Новые жанры

    Земельные особенности

    Поучение

    Хождение

    Новгород- Северская земля

    Владимиро-Суздальская земля

    «Слово о полку Игореве»

    «Моление Даниила Заточника»

    Призыв к единству Русской земли перед лицом внешней угрозы

    Размышления об идеальном правителе

    Архитектура

    Новгородская земля

    Владимиро-Суздальская земля

    Скромность убранства, небольшие размеры церквей

    Пышность убранства, большие размеры церквей

    Известняк, каменная резьба

    Новгород Церковь св. Георгия на Ладоге Церковь Спаса на Нередице под Новгородом Владимир Дмитриевский собор Храм Покрова на Нерли Боголюбовский монастырь Успенский собор Иконопись

    • Изначально иконы на Руси писались художниками, приглашенными из Болгарии и Византии.
    • В начале XIII в., после половецких набегов и разгрома крестоносцами Византийской империи, приток художников на Русь прекратился.
    • Возникла русская школа иконописи. От византийской она отличалась более яркими красками и очеловеченными образами святых.
    Ангел Златые Власы XII в. Дмитрий Солунский XII в. Вывод: В XII-XIII веках на Руси появлялись местные культурные традиции, также возникали местные школы архитектуры и живописи.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Урок истории в 6 классе по теме КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ в XII – XIII веках. Казиев Казим Зейнудинович учитель истории МКОУ «Дружбинская СОШ».

    2 слайд

    Описание слайда:

    1. Рассмотреть особенности культуры русских княжеств. 2. Охарактеризовать главную идею литературного творчества. 3. Познакомить с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи XII-XIII вв. 4. Определить влияние монгольского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру.

    3 слайд

    Описание слайда:

    1. Особенности культуры XII-XIII вв. 2. Научные знания. 3. Литература. 4. Зодчество. 5. Живопись. 6. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Вопрос: Какое влияние, на ваш взгляд оказала раздробленность на культурное развитие русских земель? Вычленение отдельных княжеств не только не приостановило развитие культуры, но и содействовало её дальнейшему расцвету. Каждый князь был заинтересован в развитии своего княжества, в увековечивании своего имени. Появились местные культурные центры – в них складываются собственные культурные традиции. Крупные культурные центры XII-XIII веков – НОВГОРОД, ПСКОВ, ВЛАДИМИР, ГАЛИЧ.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Новгород, Псков - черты, соответствующие духу вечевых порядков и высокой активности городского населения. Владимиро-Суздальское княжество – образцы торжественности и пышности, подчёркивает силу и значение владимирских князей. Несмотря на пестроту местных школ, стиле, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей системе. Наиболее совершенные памятники искусства и литературы Древней Руси были созданы в этот период.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Большое место продолжала занимать церковная переводная литература. Но идёт накопление фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки. Факты, свидетельствующие о накоплении научных знаний: начинают переводить произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории; применение в земледелии, ремесленном производстве, архитектуре, живописи сведений по математике, механике, астрономии, географии; обогащение географических знаний русских людей (торговые связи, военные походы, путешествия); появление врачевателей – лечьци (лекари). Самый знаменитый лекарь монах Киево-Печёрского монастыря АГАПИТ.

    7 слайд

    Описание слайда:

    До распада государства и до монгольского нашествия литература следовала тем направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках. С XII века начинается новый период в истории русского летописания: Летописи ведутся в каждом крупном княжестве. Летописцы сосредотачивают внимание на местных событиях, рассматривая история своих земель как продолжение истории Русского государства. Появляются родовые княжеские летописи, жизнеописания отдельных князей. Составителями их были бояре, дружинники, князья. Это усиливало светское направление в летописании.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания и былины. Возникают новые жанры литературы: ПОУЧЕНИЯ – Владимир Мономах «Поучение детям» – любимое произведение русских людей раннего Средневековья, центральная идея – укрепление единства Древнерусского государства. СЛОВО - произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью; автор Даниил Заточник «СЛОВО» («МОЛЕНИЕ»). Ряд исследователей считает, что это произведение является образцом смеховой литературы XII века – это сочинение просительного послания, похвального и одновременно обличительного слова. “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”, выдающееся произведение древнерусской поэзии (XII в.), свидетельствующее о высоком уровне культуры, национального сознания и патриотизма русского народа той эпохи.

    9 слайд

    Описание слайда:

    … Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться. Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. "Что такое человек, как подумаешь о нем?". "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", - и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле".

    10 слайд

    Описание слайда:

    Частный эпизод русско-половецких войн претворен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее - призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Соединив книжные и фольклорные традиции, неизвестный автор создал уникальное произведение лирикоэпического жанра;. В качестве автора исследователи предполагали галицкого книжника Тимофея, "словутного певца" Митусу, сына тысяцкого Рагуила, Кочкаря, "милостника" Святослава киевского, киевского тысяцкого Петра Бориславича и самого князя Игоря (В.Чивилихин). Рукопись "Слова" была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров письменных и вещественных памятников русской старины - графом А.И.Мусиным-Пушкиным (1744-1817+). Подлинная рукопись "Слова" погибла в огне московского пожара 1812 года, что дало скептикам повод сомневаться в подлинности произведения. Благодаря усилиям ученых на протяжении вот уже почти двухсот лет первоначальный текст памятника был почти восстановлен и тщательно прокомментирован.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Архитектура XII-XIII вв. отличается от предшествующего периода уменьшением объёмов и упрощением внешнего вида каменных зданий. Интерьеры стали более чёткими и почти квадратными и строго подчиненные центральному подкупольному пространству. Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой. Многие русские земли, имея собственных строителей всё же продолжали киевскую архитектурную традицию. При сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатывались местные её особенности.

    12 слайд

    Описание слайда:

    ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО БОГОЛЮБОВО - первый каменный град Северной Руси, резиденция князя Андрея Боголюбского, который правил в 1157-1174. Боголюбово было построено по распоряжению Андрея Боголюбского. В Лаврентьевской летописи замок носит имя Боголюбое, отсюда князь Боголюбский. Основание Боголюбова связывалось с легендой о явлении Богоматери князю Андрею. После смерти князя Андрея в 1177 Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия татар в 1230-х были разрушены крепостные сооружения.

    13 слайд

    Описание слайда:

    После смерти князя Андрея в 1177 Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия татар в 1230-х были разрушены крепостные сооружения. Частично сохранились земляные валы, рвы и нижние части стен и столбов белокаменных укреплений. Уцелела часть северной стены с переходом полуциркульных арках к лестничной башне, где был убит князь Андрей Боголюбский в июньскую ночь 1174 Дворцовый собор Боголюбского замка. Слева - лестничная башня. 12 в.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Боголюбово собор Рождества Главной святыней собора Рождества Богородицы была икона Боголюбской Богоматери (12 в.) 21 сентября 1164 года в Успенский собор была перенесена величайшая святыня Руси - Чудотворная икона Божией Матери, для коей он, собственно, и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Успенский собор, собор Успения Пресвятой Богородицы. Всемирно известный памятник древнерусской архитектуры. Собор представляет собой комплекс разновременных построек. Высота – 32 метра. Первоначально собор был построен в 1158-1161 годах при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Летописец сообщает, что: «Во Владимир Бог привел мастеров из всех земель», в числе которых и иноземных мастеров белокаменной техники с романского Запада. Это было демонстрацией отказа от Киевской помощи и художественных традиций. Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии. В 1161 году стены расписаны искусными греческими изографами.

    17 слайд

    Описание слайда:

    18 слайд

    Описание слайда:

    19 слайд

    Описание слайда:

    После пожара 1185 года при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри обстроек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII веку собор стал обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами, а его верх получил два яруса закомар. Собор сложен из белого камня. Внутри его стены, своды и пилоны покрывает фресковая роспись.

    20 слайд

    Описание слайда:

    21 слайд

    Описание слайда:

    После гибели Андрея Боголюбского город-замок опустел. В советское время Боголюбово стало филиалом Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. В 1,5 км от Боголюбова - церковь Покрова на Нерли (1165).

    22 слайд

    Описание слайда:

    Лучшим дошедшим до нас сооружением владимиро-суздальской архитектуры эпохи Андрея Боголюбского является церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165г. Церковь была посвящена празднику - Покрову Богоматери. Церковь Покрова полна умиротворенности и чистоты. Она изящна, легка и гармонична. Уединенно стоит церковь на берегу Нерли. Весной, когда воды реки поднимаются, здание оказывается в плену у реки. Это было учтено строителями. Холм для строительства был укреплен сложным фундаментом и обложен белокаменными плитами. Шедевром мировой архитектуры называют храм Покрова на Нерли.

    23 слайд

    Описание слайда:

    24 слайд

    Описание слайда:

    25 слайд

    Описание слайда:

    Наиболее интересное творение эпохи Всеволода Большое Гнездо - Дмитриевский собор, посвященный святому воину Дмитрию Солунскому. Собор был заложен в 1194 г. По сравнению с Успенским Дмитриевский собор невелик, но очень изящен и торжествен. Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация. На каждом фасаде центром композиции является царь Соломон. Вокруг него группируются изображения растений, зверей, птиц, грифонов. В соборе сохранилась часть росписей XII века, в том числе фрагменты композиции «Страшный суд».

    26 слайд

    Описание слайда:

    27 слайд

    Описание слайда:

    Новгородская феодальная республика. Почти все новгородские храмы возводились на средства бояр, купцов и прихожан. Упрощение техники позволяло в короткие сроки создавать сооружения, соответствующие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков. К началу XIII века в Новгороде сложился тип храма простой формы. В древнем городе Ладоге на севере Новгородской республики была построена церковь Святого Георгия

    28 слайд

    Описание слайда:

    В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник –церковь Спаса на Нередице.

    29 слайд

    Описание слайда:

    30 слайд

    Описание слайда:

    Живопись носит в основном религиозный характер, но в церковном искусстве чаще стали присутствовать бытовые сюжеты. Сквозь строгую византийскую академичность видны черты народного искусства. К началу XII века мозаика вытесняется фреской. Фрески яркие, красочные, на них нередко изображали реальные события и человеческие образы. На иконах святые очень походили на князей-заказчиков. В лицах святых меньше аскетизма, строгости, они приобретали характерные славянские черты

    31 слайд

    Описание слайда:

    Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода. 1199. Введение во храм, Сретение.

    32 слайд

    Описание слайда:

    Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. Около 1246.

    33 слайд

    Описание слайда:

    34 слайд