Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Бисерный храм анастасии узорешительницы. Уникальный бисерный храм в Крыму: как старая штольня стала местом силы. Где располагался скит святой Анастасии Узорешительницы

    Бисерный храм анастасии узорешительницы. Уникальный бисерный храм в Крыму: как старая штольня стала местом силы. Где располагался скит святой Анастасии Узорешительницы

    Маленький горный скит во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы , Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря находится в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки около пещерного города Качи-Кальон . Сто пятьдесят метров вверх по узкой тропинке, выложенной старыми автомобильными шинами, вьющейся через заросли склона и по самому краю обрыва. И чем выше вы поднимаетесь, тем живописнее панорама Качинской долины.


    История церкви Святой Анастасии Узорешительницы

    Церковь святой Анастасии раньше была хорошо известна за пределами Крыма. Так, в грамоте царя Бориса Годунова упоминается денежная помощь Москвы этой маленькой крымской церкви. В Крыму менялись народы и государства, но церковь св. Анастасии оставалась. Ее упоминают и путешественники XIX века, о ней помнят все современные любители крымских троп.

    О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство учёных полагают, что это случилось примерно в VIII веке. Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка со св. Стефаном.

    Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь. Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, на юг и на северо-восток. На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой.

    Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. (в этом году произошло переселение христиан из Крыма). Выход христиан проходил через Качинскую долину. Поклонившись обители святой Анастасии Узорешительницы, христиане взяли с собой чудотворную икону этой святой и покинули Крым. Опустела святая обитель, постепенно приходила в полный упадок церковь и другие монастырские постройки.

    Скит святой Анастасии Узорешительницы в наше время

    В XXI столетии вновь происходит возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы. До 2005 года над скитом добывали породу, был карьер и все завалило камнями. Затем это место объявили заповедником и запретили добычу камня.

    В 2005 году в это место приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Монахи разобрали завалы и хотели восстановить старый пещерный храм вмч. Анастасии, однако, власти запретили его восстанавливать, т.к. территория принадлежит геологическому заказнику. Тогда был обустроен новый храм, в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров, в котором сейчас и проходят службы.

    Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. Шум строительной техники в ущелье Таш-Аир умолкает только во время службы - утром и вечером. Скит растет вверх и вширь, буквально вгрызаясь в скалы.

    С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.

    Видео о монастыре св. вмц. Анастасии Узорешительницы

    Как добраться до пещерного монастыря-скита Святой Анастасии Узорешительницы

    Адрес: Россия. Крым. Бахчисарайский район. п. Баштановка
    Как добраться:
    — Из Симферополя от автостанции Западной каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. В Бахчисарае нужно пересесть на автобус, следующий в направлении сел Предущельное — Синапное. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка. Далее пешком вверх по очень крутой, но обустроенной тропе 10-15 мин.
    — На автотранспорте: проехав через Бахчисарай в сторону Севастополя, свернуть по указателю на Предущельное. Примерно в 1,5 км от села Предущельное остановиться вдоль дороги возле скального массива Качи-Кальон.

    Бисерный храм Анастасии Узорешительницы в Крыму единственный в своем роде. Это небольшой скальный монастырь, который существует в Бахчисарае на протяжении многих веков с перерывами. Он знаменит украшениями из бисера, которые изготовлены руками монахов и прихожан. Здесь все пропитано особенной атмосферой, а рукотворная красота гармонично сочетается с красотой духовной. Храм принадлежит к Свято-Успенскому мужскому монастырю Бахчисарая.

    Местонахождение

    Где находится Бисерный храм в Крыму? Он расположился в районе пещерного города Качи-Кальон, на склоне горы Фыцки, на высоте около ста пятидесяти метров в ущелье Таш-Аир в Бахчисарайском районе. Чтобы облегчить крутой подъем, монахи уложили старые автомобильные покрышки, а затем их зацементировали. Это потребовало огромного труд. Всего насчитывается более шестисот покрышек. Монахи на скалах сумели развести цветы, огород и вырастить прекрасный сад.

    Описание

    Бисерный храм в Крыму сделан в пещере, вырубленной в известняке. Такие стены отличаются большой сыростью, на них не держится роспись. Был найден оригинальный выход из этой сложной ситуации - все украшения изготовлены из бисера. Из него выполнены также все панно и композиции.

    Свод украшает Вифлеемская звезда и византийский крест невероятной красоты. Бисером декорированы и лампады, которых насчитывается 65. Из них нет даже двух, узор которых был бы идентичен. В Бисерном храме в Крыму совсем нет окон. Помещение освещается свечами и лампадами. Их пламя отражается во множестве бисеринок и создает причудливые тени на стенах и потолке храма. Создается эффект теплой летней ночи. На украшение прихода потребовалось около трех лет.

    В храме находятся стасидии. Это деревянные кресла, имеющие высокую спинку и подлокотники. Сиденья стасидий откидные. Десять заповедей вышиты бисером на их спинках. На эти кресла опираются пожилые монахи ночью, во время богослужений.

    История

    Точных сведений о возникновении Бисерного храма Анастасии Узорешительницы в Крыму, к сожалению не сохранилось. Существует предположение, что в шестом-восьмом веках здесь обосновались монахи, которые бежали из Константинополя по причине церковных гонений. Они построили здесь скальный монастырь, который позднее был разрушен в результате землетрясения. Затем в разные века монахи периодически возвращались на это место.

    Поселение существовало вплоть до восемнадцатого века с большими перерывами. Как монахи вырубали здесь кельи, никто не знает. Даже сегодня, с помощью современных технологий, сделать это в такой твердой скале очень трудно. Монахи, которые живут в настоящее время на территории обители, пытались воспроизвести такие кельи, но это им не удалось.

    В 1778 году большинство христиан были вынуждены покинуть Крым, в результате чего святое место оказалось заброшенным на протяжении многих лет. В девятнадцатом веке восстановлением православных храмов и монастырей Крыма занялся святитель Иннокентий. В результате его деятельности обитель была возрождена, ее территория приобрела ухоженный вид. Была проложена дорога и построена церковь святой Анастасии.

    Монастырь сегодня

    В 1932 году советские власти закрыли обитель. Территория была объявлена заповедником. Лишь в 2005 году храм вновь был восстановлен. Монах Дорофей и его единомышленники приложили к этому немало усилий. В пещере была обустроена новая церковь святой Анастасии, а храм получил у прихожан название Бисерный. В кельях поселились монахи. Они жили здесь и молились. Стройматериалы и воду носили на себе. Это был очень тяжелый труд.

    Сегодня все желающие могут не только полюбоваться монастырем, но и познакомиться с его жизнью. На данный момент на его территории проживают несколько монахов. Прихожане помогают им, а многие специально приезжают сюда и принимают участие в хозяйственных работах. Здесь выращивают фрукты и овощи, разводят коров и изготавливают творог и сыр. Монастырский сад довольно необычен. Все растения растут в железных бочках. Имеется в приходе и собственная пекарня, где выпекается хлеб, булочки и просфоры для богослужений.

    Поблизости с монастырем была сооружена гостиница. В ней могут остановиться паломники и все, кто желает помочь обители своим трудом. Люди, которые однажды побывали в этом святом месте, приезжают сюда с подарками и просят об этом своих знакомых. Они привозят бисер, старую бижутерию, морские камни, необычные пуговицы. Здесь все найдет свое применение.

    Вход на территорию прихода бесплатный, посещать его могут все без исключения. Туристы могут приобрести иконы и различные изделия ручной работы, в их числе и творения из бисера: картины, кресты, тарелочки с ликом святых. Все вещицы созданы с молитвой и хранят дух монастыря. Здесь можно приобрести мыло ручной работы с добавлением горных трав, ароматные масла.

    На территории монастыря находится святой источник. Иноки просят уважительно относиться к нему.

    Путь к Бисерному храму в Крыму очень труден, он занимает около получаса и называется "дорогой грешников". Облегчает подъем лишь то, что идти приходится в тени небольших деревьев.

    Храм поистине уникальный. Он помогает поближе познакомиться с историей и культурой полуострова. Бисерный храм в Крыму будет интересно посетить как верующим, так и обычным туристам.

    Святая великомученица

    Анастасия Узорешительница, в чью честь назван Бисерный храм в Крыму, родилась в Риме. Ее отец был язычником, а мать тайно исповедовала христианскую веру. Анастасия приняла ее религию и посвятила себя Богу. Девушка была красива, но отказывала всем женихам, дав обет девства.

    Узнав о ее вероисповедании, язычники поставили ее перед выбором: отречение от религии или смерть. Девушка выбрала последнее. Палач попытался надругаться над Анастасией, но вместо этого неожиданно ослеп и умер. Девушку мучили и сожгли на костре.

    Анастасия Узорешительница признана святой. Еще при жизни она помогала тем, кто оказался в тюрьме за свою веру. Девушка для всех находила слова утешения. Именно за это ее назвали Узорешительницей.

    Перед иконой святой Анастасии молятся заключенные о скорейшем освобождении, но не те, кто совершил смертный грех. Просить о помощи могут и их родственники. К ней обращаются также люди, которые хотят укрепить свою веру или попросить об избавлении от болезней. Святая покровительствует и беременным.

    Пожар

    28 января 2018 года на территории монастыря произошло возгорание. Многие постройки были уничтожены огнем. Благодаря помощи МЧС, удалось потушить пожар и сохранить жизни людей. Пострадали кельи, склады и кухня с трапезной. Только через несколько дней монахи и прихожане смогли оправиться от пережитого и приступить к разбору завалов.

    Со всех концов огромной России приходила помощь. Восстановительная работа закипела стремительными темпами. Быстро возвели новые деревянные постройки и принялись за их обустройство. Более сложную работу взяли на себя монахи и прихожане, а легкий труд поручили паломникам.

    Бисерный храм в Крыму в Бахчисарае, к счастью, не пострадал от огня. Кроме того, рядом с ним начата постройка нового храма во имя иконы Пресвятой Богородицы "Троеручица". В строительстве принимают участие приезжие с разных уголков России и даже из некоторых стран бывшего Советского Союза. После окончания всех работ монастырь станет еще более красивым и необычным.

    Как добраться

    К Бисерному храму в Крыму можно доехать из Симферополя на автомобиле. Сначала нужно достичь Бахчисарая, оттуда свернуть в сторону Севастополя и направится в направлении села Предущельное, следуя указателю на трассе. На расстоянии полутора километров от населенного пункта следует припарковаться в районе Качи-Кальон и подняться на гору. Или же доехать до села, свернуть у Дома культуры и на автомобиле подняться на четыре километра по дороге вверх. Так не придется пешком преодолевать крутой склон.

    Второй вариант - общественный транспорт. Нужно попасть на автостанцию "Западная" в Симферополе. Отсюда каждый час отправляется автобус до Бахчисарая. Далее следует перейти на маршрутку, которая движется в сторону села Синапное и выйти на остановке "Качи-Кальон". Дорога из Симферополя займет более двух часов, а из Бахчисарая - около тридцати минут.

    Бисерный храм в Крыму: отзывы

    По мнению туристов, это именно то место, где можно приобрести покой и умиротворение. Обитель покоряет своей гармоничностью, красотой, аккуратностью и необычным убранством. Посетителей восхищает талант и мастерство тех, кто создал настолько прекрасное убранство Бисерного храма в Крыму. Негативные отзывы отсутствуют. Отмечается лишь сложность крутого подъема на гору.

    Люди, побывавшие в святом месте, советуют одеваться в удобную одежду, скрывающую руки и плечи. Обувь должна быть приспособленной к долгому подъему на гору. Голову рекомендуется покрыть во избежание солнечного удара.

    Следует взять бутылку с водой, которую можно будет выпить по пути к храму, а затем наполнить ее из источника. Фотоаппарат тоже пригодится, так как наверняка возникнет желание сделать снимки живописных видов на память.

    Рекомендуется взять с собой немного денег для пожертвования храму и приобретения разных вещиц в церковной лавке, а также вкуснейшего монастырского кваса, настоянного на изюме и имеющего неповторимый вкус. При входе стоит приобрести мешочек, в который вкладывается записка с желанием. Монахи повесят его на колонну.

    В Бисерном храме в Крыму стоит побывать как верующим, которые смогут помолиться святой Анастасии, так и туристам. Ведь другой возможности увидеть такую красоту нет во всем мире. Бисерный храм - единственный в своем роде.

    ИСТОРИЯ
    О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство учёных полагают, что это случилось примерно в VIII веке.
    Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка св. епископа Готфского Иоанна со св. Стефаном.
    Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь.
    Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток.
    На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой.
    Промыслительно было испросить защиты для сей обители св. Анастасии Узорешительницы – покровительницы гонимых за веру христиан, которая, как показала история монастыря, не раз помогала им в испытаниях и лишениях.

    История не сохранила летописного сказания о жизни монастыря в этот период, однако мы видим, что правила монашеского образа жизни и монастырский устав был передан через св. епископа Готфии Иоанна св. Феодором Студитским (+826г), знаменитым поборником иконопочитания.
    Издревле обитель сия несла свет Учения Христова народам языческим, населявшим Тавриду, и даже магометане (татары) семьями приезжали поклониться святыням монастыря.
    Святой источник имени Анастасии Узорешительницы почитали все, получая многочисленные исцеления от своих недугов и болезней.
    Нередко, благодаря таким исцелениям, татары принимали святое крещение.
    Издавна монастырь был почитаем русским царским двором. По жалованной грамоте царя Бориса Годунова 1598 г. церкви св. Анастасии выдавалась милостыня. Известно, что и царь Михаил Фёдорович оказывал денежную милость монастырю.
    К XVIII веку монастырские постройки обветшали, и в скиту остался единственный молитвенник-пустынножитель. Имя этого подвижника лишь Господь ведает, однако история нам приоткрыла один из его подвигов.
    В 1774 году Крым был объявлен свободной от Порты страной и получил право избирать себе ханов. Именно это событие послужило первой и главной причиной выхода христиан в пределы России.
    Духовным и гражданским главой православного христианства в этот период был митрополит Игнатий, возглавлявший общую Крымскую Гото- Кафскую епархию.
    Митрополит Игнатий происходил из древнего итальянского рода Гозадино. В детстве он был отвезён на

    Афонскую гору и оставлен там у одного родственника – инока для воспитания, где, проникшись святостью христианской религии, поступил в молодых ещё летах в монашество.
    На Афоне будущий митрополит прошёл все степени духовной иерархии до епископского сана. Потом он был вызван в Константинополь, где стал членом Вселенского патриаршего синклита и удостоен сана архиепископа с последующим назначением на Крымскую кафедру.
    Проводя до назначения в Крым свою жизнь сначала на Афоне, а потом в Константинополе, в уединённой монашеской келье, святитель знал только по слухам о притеснениях, повсюду претерпеваемых христианами от мусульман.
    Когда же, переселившись в Крым, он увидел собственными глазами, каково было положение его несчастных соплеменников, тогда и возопиил к Богу об освобождении своей паствы от варварского ига.
    Всеблагий Господь услышал молитву Своего угодника. Осуществился выход христиан из Крыма в Россию.
    Однако, проведав о готовящемся плане выхода христиан, татары стали преследовать митрополита Игнатия с целью убить его. Владыка нашёл себе укрытие именно в урочище Качи-Кальон, где и прятал его полтора месяца наш грек-отшельник, питая и охраняя святителя.
    Выход христиан проходил через Качинскую долину. Поклонившись обители святой Анастасии Узорешительницы, которая во время гонения укрыла их предстоятеля, христиане взяли с собой чудотворную икону этой святой и покинули Крым.
    Опустела святая обитель, постепенно приходила в полный упадок церковь и другие монастырские постройки. В Крыму оставалось ничтожное количество христиан или для торговли, или для взыскания своих долгов с татар.

    Возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы стало возможным в XIX веке, благодаря деятельности святителя Иннокентия (Борисова), которая навеки связала его великое светлое имя с Крымом и его историей.
    Получив назначение на Крымскую (Таврическую) кафедру, объехав всю местность, архиепископ Иннокентий ясно увидел её духовные нужды.
    Предшественник архиепископа Иннокентия на кафедре Херсоно-Таврической архиепископ Гавриил (Розанов) ознаменовал свою деятельность учёными исследованиями и описаниями христианских памятников, православных древностей в Крыму, которые дошли до наших дней и представляют важные исторические свидетельства. Перед архиепископом Иннокентием открылось другое – великое и близкое его душе дело восстановления древних церковных святынь в Тавриде. Осенью 1849 года он составил «Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», где указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.
    Император Николай I, своей рукой подписав сию «Записку…» к исполнению, возродил в 1850 году монастырскую жизнь в скиту св. Анастасии.
    В своей «Записке…» св. указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.
    Архиепископ Иннокентий Херсонский и Таврический указал на сходство физических условий Крыма и Афона и на превосходство Крыма перед Афоном для наших соотечественников, которые ищут безмолвия в тех обителях. Что же касается «святых воспоминаний», то и ими, говорит он, «Таврия не уступит никакому Афону». «Как хорошо было Промыслу Божию устроить наш Русский Афон!..»
    И «Русский Афон» начал возрождаться…
    Святитель Иннокентий 13 августа 1850 года посетил Качи-Кальон, источник св. Анастасии и освятил в церкви св. Анастасии второй предел во имя Страстной иконы Божией Матери.
    Чудотворная Страстная икона Божией Матери, на которой изображены Ангелы с орудиями Крестных страданий Спасителя по обеим сторонам Лика Богородицы, издавна была почитаема государями и народом, поскольку символизировала Страстную неделю перед Воскресением Христовым.
    Икона была принесена в Москву в 1641 году по воле первого российского государя из Дома Романовых Михаила и встречена у Тверских ворот Белого города Государем, его сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа. Но икона, по Преданию, остановилась перед въездными воротами, и Михаил Федорович повелел возвести на «месте сем» Страстной собор, который был построен в 1646 году его сыном Алексеем Михайловичем. А в 1654 году Алексей Михайлович основал при соборе девичий Страстной монастырь.
    Московские богомольцы из общины Страстного девичьего монастыря периодически совершали паломничество в Анастасиевскую киновию и в 1888 году на их средства, при участии монахинь того же монастыря была возобновлена вторая древняя церковь, высеченная в отдельном, отвалившемся от скалы камне, во имя святых мучениц: Софии и трех ее дочерей - Веры, Надежды и Любви, весьма малых размеров: не более 4м на 2,5м. Она сохранилась до наших дней и находится на горе, в 350 метрах от Анастасиевской церкви, ныне разрушенной. Ориентирована церковь на юго-восток и имеет два входа. Над одним из них были высечены желобки, отводящие дождевую воду, а в нише, над самим входом, – равноконечный крест.
    В южной и северной стенах церкви высечены ниши для икон. Сами стены обработаны косыми ударами кирки и оштукатурены. В храме также были высечены скамьи для прихожан, а в полу южной части храма находится гробница, закрытая каменными плитами.
    Вокруг храма сохранились древние захоронения, костницы.
    Совершая паломничество к Престольному празднику 30 сентября, богомольцы располагаются прямо в лесу, вокруг пещерной церкви, ощущая всю таинственность происходящего.
    К началу XX в. Анастасиевская киновия уже вполне расцвела и была очень известна как крымскому населению, так и московским богомольцам.
    Однако новая волна гонений на христиан после прихода к власти в России большевиков, не могла не затронуть и Анастасиевской киновии.
    20.06.1932 года протоколом заседания №9 Постоянной комиссии при Президиуме ЦИК Кр. А.С.С.Р. по вопросам культа, постановили: «Монастырское подворье и церковь ликвидировать, ввиду требования трудящихся окружающих деревень, а подворье и церковь передать хутору №2 совхоза «Коминтерн» под культурные нужды».
    Постановление было приведено в исполнение. Монастырское подворье Анастасиевское в д. Пычки (ныне с. Предущельное) было ликвидировано. Всё церковное недвижимое имущество конфисковано и передано под «культурные нужды» хутора №2, а судьба выселенных монахов осталась неизвестной.
    Немногим позже здание церкви и келии монастыря были взорваны и разобраны практически до основания, якобы для строительства дороги, которая там никогда не проходила.
    На протяжении всей истории этой удивительной обители, гонения на христиан, в ней подвизавшихся, не прекращались. Монастырь разрушался, летописи и святые иконы уничтожались, насельников преследовали, однако снова и снова, по милости Божьей, обитель св. Анастасии Узорешительницы возрождалась.
    И в наше время, в XXI столетии, вновь происходит возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы.
    Расположился скит св. Анастасии на склоне горы Фыцки, неподалеку от прежнего своего месторасположения.
    В 2005 году сюда приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Уже спустя 2-3 месяца постепенно стали появляться и первые насельники.
    28 мая 2005г. считаем днём основания возрождённого скита.
    Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. При строительстве нашли кусок креста: знать, место намоленное. В пещере скалы монахи устроили храм во имя св. Анастасии Узорешительницы. Образовалась община, потянулись богомольцы.
    Сама святая великомученица Анастасия не осталась равнодушной к своим чадам. По её молитвам Господь даровал источник вкусной и целебной воды прямо на территории скита. Источник сей освящён во Имя Софии, Премудрости Божией.
    Сегодня численность братии невелика, как и предполагает пустынножительство. Вместе со скитоначальником, игуменом Дорофеем, десять человек и до 20 человек трудников в летнее время.
    Руками настоятеля и братии украшается храм в византийском стиле. Среди многочисленных лампад ручной работы мы не встретим и двух похожих, каждая из них создана с молитвой, неповторима и уникальна.
    По многочисленным просьбам прихожан и паломников монастыря, отец Дорофей благословил на продажу эти изделия монахов, и сегодня их можно приобрести в монастырской лавке.
    Здесь также можно купить изготовляемое монахами натуральное мыло ручной работы, бездрожжевой хлеб собственной выпечки и другие изделия братии.
    С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.
    Сегодня одной из основных задач монастырской братии является постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Строительство уже начато. Оно требует не только физических сил монахов, но и значительных капиталовложений, учитывая сейсмическую неустойчивость местности.
    Приглашаем всех желающих и имеющих такую возможность в любое время посетить святую обитель, испить чистейшей целительной воды, помолиться в уединении, не остаться равнодушными к восстановлению вековых православных традиций на удивительной крымской земле, принять участие в строительстве скита делом рук своих или внесённою лептой.
    Страницы истории монастыря богаты легендами и пересказами местных жителей, исследователей, учёных, историков, которые освещают внешнюю жизнь монастыря, его расцвет и упадок от основания и до настоящего времени.
    Но самое ценное здесь – благодать Божия, Божественная сила, наполняющая сердце каждого человека, вступившего на эту святую землю.


    Долина реки Кача, правый берег реки, у села Предущельное невероятно красивые места, еще человек эпохи палеолита тут жил - Качинский навес. Рядом на скале Таш Аир наскальные рисунки Кеми-обинской кльтуры. В скале, в четырех гротах расположен пещерный город Качи-кальон, человек там жил предположительно с IV века. В Качи-кальоне большое количество тарапанов (винодавилен), город специализировался на выращивании винограда. Фото – скит Анастасии Узорешительницы, Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, в ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки около пещерного города Качи-Кальон. К скиту можно подняться по тропинке, или заехать со стороны Предущельного по грунтовой дороге. Церковь святой Анастасии упоминается в грамоте царя Бориса Годунова, обители была оказана денежная помощь, а также образа и свечи. Точная дата основания пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилась. Предположительно это случилось примерно в VIII веке. Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка св. епископа Готфского Иоанна со св. Стефаном. Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь. Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток. На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой. Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. – дата переселения христиан из Крыма. В XIX в. церковь была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы были приписаны к Бахчисарайскому Успенскому монастырю, в 1921 г. эти храмы закрыли. После присоединения Крыма к России начинается восстановление старых церквей. Отремонтировал церковь помещик Г. Хвицкий, которому в 19 веке принадлежала эта земля. Возобновилась служба. У дороги была построена новая церковь, тоже названная в честь святой Анастасии. Указом Синода «О восстановлении церквей и святых мест в Крыму» церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы объявлены «киновией» и приписаны к Успенскому Скиту. После смерти Г. Хвицкого, церковь по завещанию отошла Успенскому скиту. Свято-Анастасьевская киновия просуществовала довольно долго. В 1921 году Успенский монастырь был закрыт, но Анастасьевская киновия, оказавшись в стороне от бурных политических событий, оставалась действующей до 1932 года. Во времена коллективизации, ее закрыли, а монахов выселили за пределы Крыма. Земли отошли совхозу «Коммунар». Качи-Кальон перестал существовать как населенный пункт.

    Красивый вход в скит: на стене, сложенной из бута картины святых.

    Еще фото входа в скит


    Приехали в скит мы довольно поздно, внутри было совершенно темно, так что внутреннего убранства - многочисленных лампадок из бисера.

    Колонна у входа в пещерный храм

    Убранство потолка в ските святой Анастасии


    Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой, ученицей святого Хрисогона. Её мать — тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хрисогона она начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям.

    Скальные монастыри, горные часовни, да и просто пещеры, в которых христиане устраивали алтари, разбросаны по всему полуострову. Во времена гонений на церковь воинствующим атеистам не под силу было с ними расправиться, как это происходило с рукотворными храмами в городах и селах. Многие из них так и останутся историей, а некоторые обретают вторую жизнь. «МК в Крыму» посетил восстановленный скит святой Анастасии Узорешительницы, который примечателен не только своим прошлым, но и настоящим - свой пещерный скит монахи покрыли бисером!

    За великолепием по тропе грешников

    Мы, непривыкшие надолго покидать город, вряд ли сами будем искать пусть и прекрасные, но удаленные от цивилизации места. Чтобы попасть в скит великомученицы Анастасии нужно приложить усилия. Встать пораньше, выдержать часовую поездку на автобусе, а потом с полчаса карабкаться вверх по «тропе грешников», которую, чтобы не размывали дожди и снега, монахи выложили автомобильными шинами.

    Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки близь пещерного города Качи-Кальон. Девять лет назад иеромонах Дорофей начал восстанавливать обитель. Начиналось все с одной пещеры, где инок с последователями жили и молились. Сейчас скит разросся: выросли на скале скромные, но уютные домики-кельи с резными ставнями, раскинулся на камне необычный сад - железные бочки, в которых растут овощи и фрукты, издалека слышится мычание коров.

    Но не домики и не сад влекут усталого путника, а рукотворная пещера, превратившаяся в храм. Как удалось средневековым монахам создать такой объемный грот понять сложно. Нынешние обитатели скита пытались создать похожий уже с помощью современной техники, но скала им не поддалась.

    Вход в церквушку через небольшую деревянную пристройку. Похожий на большую, поблескивающую от влаги, спираль, кусок известковой скалы поддерживает крышу. Вот только и каменную глыбу сразу не замечаешь - глаз мгновенно цепляется за украшения: бисерные панно, лампады с висюльками – а ведь это только «прихожая».

    Какими мы привыкли видеть храмы? Строгие, по большей части светлые, когда солнечный свет струиться из высоких окон, расположенных под крышей церкви… А здесь не так. Глубокая пещера, по которой уже и не скажешь, что это пещера, освещается только огнями лампадок. Пламя свечей отражается в тысячах бисеринок, образуя на потолке и стенах причудливые тени. Потолок храма поделили разделенные чередой висящих лампадок бисерные Вифлеемская звезда и византийский крест. Свободное пространство заполнено уменьшенными копиями этих православных святынь. Наряжали приход почти три года. Монахи трудились над украшением обители поздней осенью и зимой, когда выполнять другие работы на улице было уже холодно.

    Убранство церкви начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Сама природа подсказала нам такой вариант - скала известковая, сырая и, если бы даже хотели сделать роспись, то у нас бы все рано не получилось. А так у нас бисерные панно держатся на стенах и своде пещеры на непромокаемой основе, - рассказывает о храме отец Агафадор.

    В каждой вещице дух монастыря

    Сколько в церкви лампадок монахи затрудняются ответить. Зато подсказывают экскурсоводы, которые водят в скит многочисленные группы паломников, – здесь 65 лампад с бисерными подвесками, и ни одной одинаковой. Часть из них просто украшения, а часть зажигаются во время служб, но только во время торжественного богослужения загораются все. Десятки светильников, мерцая как маленькие маячки вселенной, порождают впечатление жаркой звездной августовской ночи. Так создается особая, благодатная для молитвы обстановка. Но потолком и светильниками не заканчивается бисерное великолепие церкви. Стоят в храме стасидии - деревянные кресла с откидными сиденьями, высокой спинкой и подлокотниками - на них опираются монахи во время всенощных бдений. На спинках стасидий - десять Божьих Заповедей, вышитых бисером по бисеру. Храмовые иконы украшены узорными, переливающимися в свечном свете киотами, выполненными из бусинок.

    Каждый способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Перебирая с любовью каждую бусинку, каждый камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие своей искусной простотой. Рельефные картины с цветочным орнаментом, бисерные тарелочки с ликами святых, большие деревянные кресты, украшенные лакированными камушками – все это можно не только увидеть, но и забрать домой. На территории скита есть церковная лавка, где прихожане и посетители обители могут приобрести не только украшения, но и полезные мелочи: пахучее мыло ручной работы, выполненное с добавлением различных горных трав, ароматное масло из этих же трав, маленькие магниты, повторяющие орнаменты храма. Каждая созданная с молитвой вещица, говорят монахи, хранит в себе дух монастыря.

    Люди, однажды посетившие обитель, в следующее паломничество везут подарки монахам и друзьей об этом же просят. Несут бисер, ненужную бижутерию, пуговицы, морские камушки – здесь все идет в ход.

    В благодарность – украшают икону

    По благословению настоятеля Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Силуана восстановлением обители занимаются семеро монахов и несколько послушников. Кроме того, насельники ухаживают за садом, в котором растут яблоки, черешня, слива и даже хурма. Есть у скита и небольшое хозяйство – 12 коров и несколько телят.

    Когда появились буренки, братья научились делать сыр, брынзу, сметану, простоквашу. Сначала не получалось, а затем освоились – и сейчас излишки идут на продажу. Есть у нас своя пекарня, в которой мы печем хлеб, булочки, пироги, просфоры для службы, - рассказывает отец Агафадор.

    Кроме монашеских келий на территории построена гостиница для паломников. Тут же могут остановиться и трудники – люди, которые хотят пожить в монастыре и поработать во имя Бога.

    День в ските начинается в половине шестого утра с утреней молитвы. После завтрака все идут на послушание – выполняют вверенную им работу. В монастыре положено труд соединять с молитвой, но иногда человек забывается, уходит в себя, - делится отец Агафадор, - Поэтому раз в час звучит колокол, напоминая о долге каждого инока. Через пять минут второй удар колокола извещает о возврате к работе. Вечером служба, потом ужин и вечернее молитвенное правило. Такие дни проходят в монастыре, немного похожие друг на друга.

    Прихожан у храма немного, сетуют монахи, всего около 40 человек и те приезжие - из Бахчисарая, Севастополя и Симферополя. А вот жители окрестных сел в храм редко наведываются. Зато приезжают из Украины и разных уголков России - даже из Башкирии и Якутии.

    Просят святую Анастасию о разном, но церковный люд говорит, что Анастасия – покровительница тех, кто находятся в заключении. Часто паломники возвращаются с благодарностью святой. Это видно по храмовой иконе великомученицы Анастасии: на ней разные подвесочки, крестики и сережки – их люди несут в благодарность за молитвенную помощь небесной заступницы.

    Около пяти лет назад в монастыре начали строить храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Церковь возведена в византийском стиле: большая, с куполами и колоколами, светлая – противоположность пещерной часовне. Но, отмечают монахи, его внутреннее убранство тоже сделают бисерным.

    Из досье «МК»

    Точных сведений, когда образовался пещерный монастырь великомученицы Анастасии, нет. Судя по найденным археологами высеченным греческим крестам, характерным для того времени, и сохранившейся переписке преподобного Иоанна епископа Готского со святителем Стефаном архиепископом Сурожским, произошло это примерно VIII веке, рассказывают в обители. Тогда в Византии как раз начались гонения на христиан за иконопочитание - и, спасаясь от казни, монахи переселялись в Таврику, распространяя почитание святой великомученицы Анастасии, названной Узорешительницей за ее служение и облегчения страданий узникам, заключенным в темницах за веру Христову.

    Справка «МК»

    Как добраться

    Из Симферополя от автостанции Западной каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. Там нужно пересесть на автобус, следующий в направлении села Синапного. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка.

    Редакция сайта благодарит журналиста изд. «МК в Крыму» Екатерину Крутько за предоставленный материал.