Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Лапти. Виды лаптей. Обувь на Руси: виды и способы создания; поршни и лапти в современном мире

    Лапти. Виды лаптей. Обувь на Руси: виды и способы создания; поршни и лапти в современном мире

    Как сплести лапти из соломки или газетных трубочек

    Любительницы шить народных кукол в славянском стиле или домовят в качестве оберега для дома часто задаются вопросом - как сплести лапти для куклы. Если и вас интересует данная тема, предлагаю просмотреть два фото мастер-класса, которые помогут вам легко справиться с работой


    Лапти можно плести как из соломки, так и из более доступного материала - из газетных или журнальных трубочек. Смотрим мастер-классы, но сначала хочу зарядить вас позитивом, поднять вам настроение и предложить посетить razvlekalov.com. Здесь вас ждут смешные картинки, демотиваторы, приколы, шуточные рассказы, анекдоты и многое другое на самую разную тему)

    Плетем открытые лапти без задника из газетных трубочек

    Вам лишь надо подготовить для работы:

    Газета;
    -карандаш средней толщины;
    - канцелярский нож;
    - клей ПВА;
    - спица;
    -морилка и белая акриловая краска;
    -льняная нить для декора.

    1. Разверните газету и расположите газетные листы поперек по длинной стороне, согните пополам и разрежьте линию сгибу ножом.
    2. Возьмите карандаш и начните накручивать на него газетный лист с правого верхнего угла. Сильно не затягивайте, надо, чтоб нижний конец трубочки был немного уже верхнего. В конце скрутки закрепите листок клеем, чтоб не раскрутился.
    3. Теперь вставьте три трубочки одна в другую, закрепляя их клеем. У Вас получится достаточно длинная рабочая трубочка. Таких понадобится 5 штук.

    4. Расположите эти длинные трубочки, как показано на фото и начните плетение, согласно им. Я постаралась показать, как начинается плетение правого и левого лаптей. Именно начало закладки трубочек определяет, каким будет лапоть.
    5. Продолжайте плести согласно фотографиям. Когда плетение завершено, заправьте лишние концы трубочек с помощью спицы, продев их по всей длине подошвы, вы тем самым сплетете второй слой.
    6. Я красила лапти водной морилкой «ДУБ», затем аккуратно сухой кистью наносила белую акриловую краску тонким слоем и беспорядочными мазками. Так создается эффект потертости и старины.

    7. После покраски надо нанести грунтовку - смесь клея ПВА с водой (3:2), после того, как лапти высохнут, они станут крепкими. По желанию, вы можете их покрыть акриловым лаком, но если предполагается использовать их в качестве декора, то это делать не обязательно.
    8. С помощью льняной нитки и иглы можно обмотать края лаптей, так они станут теплее и роднее.

    Вот такие лапти сплела в подарок имениннику на удачу и счастье мастерица Канзи
    Для лаптей автор использовала газетные трубочки, окрашенные водной морилкой "Дуб", джутовую веревку и белую строительную акриловую краску

    Вот так лапоточки выглядели без состаривания акриловой краской

    Процесс плетения лаптя, как и всякого объекта, начинается с закладки (закладывается дом, закладывается сад...). Чтобы заложить лапоть-пятерик, надо взять пять концов лыка и разложить их лубяной* стороной вверх на рабочем столе или просто на колене так, чтобы, взаимно переплетаясь серединой длины под углом 90о, они составили основу будущего лаптя (рис. 5). Заготовку разворачиваем так, чтобы концы располагались от себя 3 x 2 и к себе 2 x 3. (Для второго лаптя заготовку кладем в зеркальном отражении по отношению к заготовке для первого лаптя.) Далее правый из трех верхних концов (на рисунке он под номером 3) перегибаем на себя и переплетаем с двумя соседними концами. Теперь у нас получилось расположение концов от себя 2 x 2, а к себе 3 x 3 (рис. 6). Для образования уголков пятки загибаем под прямым углом крайние из трех концов слева и справа поочередно внутрь и проплетаем их: правый - влево (рис. 7), левый - вправо. В результате образуется пятка с одним курцем* посередине (рис. 8). Перегибаем правые и левые от себя концы (правые - от себя, левые - на себя), переплетаем их с остальными (рис. 9). Так полностью формируется пятка с пятью курцами по кайме. Все концы теперь расположены к себе по пять слева и справа (рис. 10). Для выравнивания каймы пятку надеваем на колодку и поочередно подтягиваем концы.

    Продолжаем закладывание лаптя, перегибая концы то слева, то справа и проплетая их с остальными: левые - вправо, правые - влево. Чтобы лапти различались на правый и левый, у первого лаптя правые концы перегибаем на внешнюю, а левые - на внутреннюю сторону подошвы (рис. 11), у второго - наоборот. От этого зависит и расположение курочек на головашке.

    После пяти пяточных курцев ведем отсчет их по кайме подошвы. Обычно в подошве - семь-восемь курцев. В процессе закладывания лаптя постоянно подтягиваем концы, уплотняя плетень, и проверяем длину подошвы по колодке. Следим также за тем, чтобы количество концов слева и справа всегда было по пять. Чем плотнее заложишь лапоть, тем более прочным и уковыристым * он получится. Значит, дольше будет носиться. И вид у него будет более благородный.

    Когда подошва достигнет нужной длины (на колодке это соответствует углам головашки), начинаем формировать головашку, обратив внимание на то, чтобы с обеих сторон было по пять концов. Закладка головашки в чем-то сходна с закладкой пятки. Третий конец с правой стороны загибаем так, чтобы получился острый угол, и проплетаем через два соседних в левую сторону. Так же проплетаем два других конца с правой стороны. Получился правый уголок головашки (рис. 12). Три его конца смотрят внутрь головашки, два - наружу. Аналогично делаем левый уголок головашки: загибаем под острым углом средний из пяти левых концов, проплетаем его через два соседних конца в правую сторону, затем так же поступаем с двумя другими левыми концами. В результате - три конца левого уголка смотрят внутрь головашки, два - наружу. Переплетаем между собой по три средних конца. У нас опять получилось по пять концов слева и справа (рис. 13).

    Надеваем лапоть полностью на колодку, подтягиваем концы, уплотняя головашку. Делаем это с помощью кочетыга.

    Далее оформляем кайму головашки. Лапоть кладем на колени головашкой к себе. Левый из пяти правых концов, перегнув от себя, проплетаем вправо через все четыре конца и пропускаем под курцем плетня (рис. 14). Следующий конец также перегибаем от себя, проплетаем вправо теперь уже через три конца и пропускаем под следующим курцем плетня. Третий конец проплетаем через два оставшихся конца и тоже пропускаем под курцем. После этого с правой стороны два конца идут вдоль подошвы, а три смотрят в другую сторону (рис. 15).

    Аналогично делаем левую сторону каймы головашки. Но здесь крайний правый конец перегибаем на себя и проплетаем влево через все четыре конца. Так же поступаем с двумя следующими концами. Теперь и с левой стороны концы расположились, как с правой. Подтягиваем их. Лапоть заложен (рис. 16). Начинаем его плести.

    По два конца, идущих вдоль подошвы, оставляем на время в покое. В дальнейшем они пойдут на образование и на затяжку проушин.

    Три правых и три левых конца, пропущенные под курцами подошвы, смотрят в разные стороны. Проплетаем их по подошве вторым следом (рис. 17). Затем нижний из трех концов, направленных в сторону головашки, выводим к центру головашки и делаем курочку. Для этого отгибаем конец назад, подворачиваем, образуя петлю, и пропускаем под ячейку того же следа, по которому он шел (рис. 18). Изменивший направление конец пускаем на плетение подошвы (рис. 19).

    Когда концы доходят до каймы подошвы, подводим каждый под свой курец, перегибаем, как бы повторяя кайму, и пропускаем в другом направлении. При этом не имеет значения, наружу или внутрь направлена лубяная сторона лыка. При плетении третьего следа важно, чтобы лубяная сторона всегда была наружу, так как она прочнее, чем подкорковая. Здесь повороты делаем на уровне вторых ячеек от каймы, не перегибая лыка при изменении направления. Когда концы заканчиваются, надставляем лыки, оставшиеся при заготовке, и плетем дальше. Направление концов и сами клеточки плетения подсказывают, куда надо идти. В результате плетения ступня уплотняется, становится более упругой. Лапти считаются добротными, если сплетены в три следа.

    По окончании плетения подошвы оформляем с обеих сторон проушины, для чего поочередно один из двух расположенных вдоль подошвы концов (тот, что крепче и лучше) скручиваем в жгут, вращая внутрь, в сторону колодки (это обязательное условие как для правой, так и для левой проушины). Чтобы скрутка была цилиндрической и не сворачивалась в процессе носки лаптя, вставляем в нее узкую полоску лыка. Частично скрутив левое ушко, обвиваем его вторым концом, затягиваем этот конец, выводим к центру головашки на вторую курочку, затем немного проплетаем по подошве (за счет двух концов, которые образовали курочки, головашка укрепляется на уголках, и этого для прочности ей достаточно, а вот подошва требует плетения не меньше, чем в два следа).

    Примерно на середине расстояния от пятки до головашки протыкаем кочетыгом отверстие в кайме и пропускаем через него ушный конец изнутри (прошу обратить на это внимание, потому что, когда будем завязывать узел на самой пятке, данный конец надо продевать уже не изнутри, а снаружи). Продели, скрутили петлей, подтянули, и получилось ушко. Снова скручиваем ушный конец и ведем его в угол пятки. Подтягиваем, продеваем снаружи через отверстие, проделанное кочетыгом в кайме пятки, и завязываем узлом. Получилась левая проушина (рис. 20). Точно так же делаем правую.

    После этого скручиваем оба конца проушин в одну сторону (от себя), свиваем их между собой два-три раза, и образуется запятник, или оборник (рис. 21). Концы от запятника пускаем лубяной стороной наружу на плетение подошвы.

    Все концы, проплетенные по третьему следу, поворачиваем у края подошвы, пропускаем через две-три клеточки и отрезаем.

    Лапоть готов. Снимаем его с колодки, поддев кочетыгом в области запятника. Таким же образом плетем второй лапоть, помня о том, что курочки на его головашке должны смотреть в другую сторону. Сплели? Получилась пара. А у нас в Кермиси говорили: есть обуванье. Остается привязать к лаптям оборы, ноги обернуть летом портянками, зимой онучами, переплести оборы крест-накрест до колена - и в добрый путь, плетуханы! По улице, конечно, не пойдешь, но своих близких в новогоднюю ночь повеселить можно. Если к тому же соответствующим образом одеться. Да еще частушку спеть: "Эх, лапти мои, круты головашки. Кто их плел-ковырял, тому по лобашке".

    СЛОВАРИК К СТАТЬЕ Лыко - молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева (под корою луб, под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина).

    Комель - нижняя, прилегающая к корню часть дерева, растения, волоса, пера; толстый конец бревна.

    Лутоха, лутошка - липка, с которой снята кора, содрано лыко (пословица: "Гол как лутошка, бос как гусь"; загадка: "Кину с блошку, вырастет с лутошку?", ответ: конопля). Лутошками называют также тощие, сухие ноги.

    Лопас - сеновал, сенное сушило.

    Колода - большое корыто грубой отделки.

    Кочедык - плоское изогнутое лапотное шило. В разных местностях его называли по-разному: кочадык, кодочиг, коточик, костыг, кочетыг.

    Луб - внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев, а также кусок, полоса такой коры, лыко (используется для изготовления веревок, корзин, коробов, плетения рогож и т.п.). Луб хорошо снимается в теплую, сырую, ветреную погоду.

    Загнетка, загнет, загнивка - углубление в шестке русской печи, обычно в левой его части, куда сгребаются горячие угли.

    Онуча - кусок плотной суконной материи, навертываемый на ногу при ношении лаптей или сапог.

    Оборы - особым способом сплетенные веревки, завязки у лаптей.

    Оборник - род петли, образованной концами проушин на запятнике лаптя, в которую продевали оборы.

    Моченец - лен или конопля, вымоченные для обработки. Сырое конопляное волокно после одной мочки, обмятое и очищенное, использовалось на витье веревок, на подковырку лаптей.

    Курочка - декоративный элемент в виде уголка на головашке лаптя.

    Лубяная сторона - поверхность лыка, которая примыкает непосредственно к дереву. Гладкая и более прочная в отличие от подкорковой, шероховатой.

    Курцы - поперечные лыки, загибаемые по краям плетня. В плетне может быть до десяти курцев.

    Уковыристый - плотно, добротно сплетенный лапоть.

    Крестьянское население на Руси всегда было очень бедным, а жителям деревни приходилось выкручиваться в сложных ситуациях любыми способами. Поэтому вплоть до начала ХХ века самым популярным здесь оставались лапти. Это даже привело к тому, что Россию стали называть «лапотной». Такое прозвище оттеняло бедность и отсталость простого народа государства.

    Значение слова "лапти"

    Они всегда были обувью самого бедного населения, в том числе крестьянства, поэтому неудивительно, что лапти стали неким символом, который часто упоминался в фольклоре, в различных сказках и пословицах. Эту обувь носили практически все жители страны, независимо от возраста и пола, кроме и казачества.

    Сложно объяснить, что такое лапти, не упомянув о материале, из которого они сделаны. Чаще всего их изготавливали из лыка и мочала, взятых с таких деревьев, как липа, ива, береза или вяз. Иногда использовали даже солому или конский волос, поскольку это весьма практичный, доступный и послушный материал, и из него можно сделать обувь различных форм и размеров, которая подойдет как для взрослых, так и для детей.

    Из чего делали лапти

    Из-за того, что эта обувь не отличалась долговечностью и очень быстро стаптывалась, надо было постоянно изготавливать новую, вплоть до нескольких пар за неделю. Чем прочнее был материал, тем качественнее получалась обувь, поэтому умельцы очень тщательно подходили к его выбору. Самым лучшим считалось лыко, получаемое от деревьев не моложе 4 лет. Порядка трех деревьев надо было ободрать, чтобы получить достаточно материала для одной пары. Это был длительный процесс, который отбирал много времени, а в результате получалась обувь, которая в любом случае скоро приходила в негодность. Вот что такое лапти на Руси.

    Особенности

    Некоторые умельцы умудрялись делать лапти, используя сразу несколько материалов. Иногда они были разных цветов и с различным орнаментом. Примечательно, что оба лаптя были абсолютно одинаковыми, не было различия между правым и левым.

    Несмотря на то, что сам процесс изготовления подобной обуви не был сложным, людям все равно приходилось делать очень много лаптей. Зачастую этим занимались мужчины в зимний период, когда было меньше работы по хозяйству. "лапти" подразумевает под собой просто плетеную обувь, однако это абсолютно не отражает все ее особенности. Так, чтобы надеть их, сначала надо было использовать специальные холщовые портянки, а потом завязывать их специальными кожаными подвязками.

    Сапоги

    Более долговечным видом обуви в это время были сапоги, которые были намного более прочными, красивыми и, кроме того, удобными. Однако далеко не все могли себе позволить такую роскошь, они были доступны только обеспеченным людям, которым не доводилось почувствовать на себе, что такое лапти. Сапоги делали из кожи или ткани, праздничные украшали вышивкой, шелком и даже различными красивыми камнями. Они были намного наряднее обычных, в повседневной жизни люди чаще носили простые сапоги без каких-либо украшений, поскольку это намного более практичное решение.

    Итог

    В современном мире очень сложно судить о тяжестях жизни в деревне в XIX веке на Руси, однако осознание того, что такое лапти и сколько проблем приходилось преодолевать крестьянам, просто чтобы изготовить обувь, может показать людям, насколько сложной была жизнь раньше. Они были довольно непрактичны и очень быстро снашивались, однако у бедной прослойки населения не было выбора, им приходилось в холодные зимние вечера собираться у плиты и делать лапти для всей семьи, а иногда даже и на продажу.

    В начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения.

    И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Казалось бы, что сложного несёт в себе тема история лаптя? А между тем даже точное время появления лаптей в жизни наших далеких предков неизвестно по сей день.

    Принято считать, что лапти – один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки – крючки для плетения лаптей – археологи находят даже на неолитических стоянках. Не дает ли это основание предполагать, что уже в каменном веке люди, возможно, плели обувь из растительных волокон?

    Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники … Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

    Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

    Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называлиплетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки – курпы, или крутцы, и даже из конского волоса –волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

    Венецианов А. Г. Мальчик, надевающий лапти

    Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки). Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

    Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»).

    Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык – от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом – получалось приблизительно 300 пар лаптей. О скорости плетения лаптей различные источники говорят по-разному: от двух до десяти пар в день.

    Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и, как уже говорилось, костяной или железный крючок – кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. Есть легенда, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого (XX) столетия.

    Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

    Жизнь крестьян-лапотников описана многими русскими классиками. В рассказе «Хорь и Калиныч» И.С. Тургенев противопоставляет орловскому мужику калужского оброчного крестьянина: «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах».

    Как видим, даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Своеобразный знаковый смысл кожаной обуви для крестьянина подчеркивает и другой наш писатель, Д.Н. Мамин-Сибиряк: «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог». А между тем кожаная обувь ценилась не дешево. В 1838 году на Нижегородской ярмарке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили в ту пору не менее пяти-шести рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи, а в иных местах и более (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ).

    Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

    В письменных источниках слово «лапоть», а точнее, производное от него – «лапотник» впервые встречается в «Повести временных лет» (в Лаврентьевской летописи): «В лето 6493 (985 год.), иде Володимеръ на Болгары съ Добрынею съ уемъ своимъ въ ладьях, а Торки берегомъ приведе на конихъ, и победи Болгары. Рече Добрыня Володимеру: съглядахъ колодникъ оже вси въ сапозехъ, сим дани нам не даяти, поидем искать лапотников. И сотвори Володимеръ с Болгары миръ …» В другом письменном источнике эпохи Древней Руси, «Слове Даниила Заточника», термин «лыченица» как название вида плетеной обуви противопоставляется сапогу: «Лучше бы ми нога своя видети в лыченицы в дому твоемъ, нежели в червлене сапозе в боярском дворе».

    Историки, однако, знают, что названия вещей, известных по письменным источникам, не всегда совпадают с теми предметами, которые соответствуют этим терминам сегодня. К примеру, «сарафаном» в XVI веке называли верхнюю мужскую одежду в виде кафтана, а «ширинкой» именовали богато вышитый шейный платок.

    Интересную статью по истории лаптя опубликовал современный петербургский археолог А.В. Курбатов, который предлагает рассматривать историю лаптя не с точки зрения филолога, а с позиций историка материальной культуры. Ссылаясь на накопленные за последнее время археологические материалы и расширившуюся лингвистическую базу, он пересматривает выводы, высказанные финским исследователем прошлого века И.С. Вахросом в очень интересной монографии «Наименование обуви в русском языке».

    В частности, Курбатов пытается доказать, что плетеная обувь начала распространяться в России не ранее XVI века. Более того, мнение об изначальном преобладании лаптей среди сельских жителей он относит к мифологизации истории, как, впрочем, и социальное объяснение этого явления следствием чрезвычайной бедности крестьянства. Эти представления сложились, по мнению автора статьи, в среде образованной части российского общества лишь в XVIII веке.

    И действительно, в опубликованных материалах, посвященных широкомасштабным археологическим исследованиям в Новгороде, Старой Ладоге, Полоцке и других русских городах, где был зафиксирован культурный слой, синхронный «Повести временных лет», не обнаружено следов плетеной обуви. А как же найденные при раскопках костяные кочедыки? Они могли, по мнению автора статьи, использоваться для иных целей – для плетения берестяных коробов или рыболовных сетей. В городских слоях, подчеркивает исследователь, лапти появляются не ранее рубежа XV-XVI веков.

    Следующий довод автора: изображения обутых в лапти нет ни на иконах, ни на фресках, ни в миниатюрах лицевого свода. Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин,– сцена пахоты из «Жития Сергия Радонежского», но оно датируется началом XVI века. К этому же времени относятся сведения писцовых книг, где впервые упоминаются «лапотники», то есть ремесленники, занятые изготовлением лаптей на продажу. В трудах иностранных авторов, посещавших Россию, первое упоминание о лыковой обуви, относящееся к середине XVII столетия, А. Курбатов находит у некоего Николааса Витсена.

    Нельзя не сказать и об оригинальной, на мой взгляд, трактовке, которую дает Курбатов раннесредневековым письменным источникам, где впервые речь идет о лаптях. Это, например, приведенный выше отрывок из «Повести временных лет», где Добрыня дает Владимиру совет «поискать лапотников». А.В. Курбатов объясняет его не бедностью лапотников, противопоставленных богатым пленникам-болгарам, обутым в сапоги, а видит в этом намек на кочевников. Ведь собирать дань с оседлых жителей (лапотников) легче, чем гоняться по степи за ордами кочующих племен (сапоги – обувь, наиболее приспособленная для верховой езды, активно использовалась кочевниками). В этом случае слово «лапотник», то есть обутый в «лапоть», упоминаемый Добрыней, возможно, означает какой-то особый вид низкой обуви, но не сплетенный из растительных волокон, а кожаный. Поэтому утверждение о бедности древних лапотников, которые в действительности ходили в кожаной обуви, по мнению Курбатова, беспочвенно.

    Праздник лаптя в г. Суздале

    Все сказанное еще и еще раз подтверждает сложность и неоднозначность оценки средневековой материальной культуры с позиций нашего времени. Повторяю: зачастую мы не знаем, что означают термины, встречающиеся в письменных источниках, а вместе с тем нам не известно назначение и название многих предметов, найденных при раскопках. Однако с изложенными археологом Курбатовым выводами, на мой взгляд, можно спорить, отстаивая ту точку зрения, что лапоть значительно более древнее изобретение человека.

    Итак, единичные находки плетеной обуви при раскопках древнерусских городов археологи традиционно объясняют тем, что лапти – прежде всего, атрибут деревенской жизни, тогда как горожане предпочитали носить кожаную обувь, остатки которой в огромных количествах встречаются в культурном слое при раскопках. И тем не менее анализ нескольких археологических отчетов и публикаций, по-моему, не дает основания считать, что плетеной обуви не существовало ранее конца XV – начала XVI века. Почему? А дело в том, что публикации (и даже отчеты) далеко не всегда отражают весь спектр обнаруженного археологами массового материала. Вполне возможно, что в публикациях ничего не говорилось о плохо сохранившихся обрывках лаптей либо их представили как-то иначе.

    Для однозначного ответа на вопрос, носили ли в России лапти ранее XV века, необходимо внимательно просмотреть описи находок, проверить датировку слоя и т.д. Ведь известно, что существуют публикации, оставшиеся незамеченными, в которых упоминаются остатки плетеной обуви из раннесредневековых напластований Лядинского могильника (Мордовия) и Вятических курганов (Подмосковье). Лапти обнаруживали и в домонгольских напластованиях Смоленска. Сведения об этом, возможно, удастся обнаружить и в других отчетах.

    Если бы лапти действительно получили широкое распространение только в позднем Средневековье, то в XVI-XVII веках они встречались бы повсеместно. Однако в городах фрагменты плетеной обуви этого времени обнаруживаются при раскопках весьма редко, в то время как детали кожаной обуви исчисляются десятками тысяч.

    Теперь об информативности, которую несет средневековый иллюстративный материал – иконы, фрески, миниатюры. Нельзя не учитывать, что ее сильно снижает условность изображений, далеких от реальной жизни. Да и длиннополые одежды часто скрывают ноги изображенных персонажей. Неслучайно историк А.В. Арциховский, изучивший более десяти тысяч миниатюр Лицевого свода и обобщивший результаты своих исследований в солидной монографии «Древнерусские миниатюры как исторический источник», вовсе не касается обуви.

    Почему нет необходимой информации в письменных документах? Прежде всего, из-за скудости и отрывочности самих источников, в которых меньше всего внимания уделяется описанию костюма, тем более одежды простолюдина. Появление же на страницах писцовых книг XVI века упоминаний о ремесленниках, специально занимавшихся плетением обуви, отнюдь не исключает того факта, что лапти еще раньше плели сами крестьяне.

    К истории лаптя на Руси
    Ватрушки «Русские лапти»

    А.В. Курбатов словно не замечает упоминавшегося выше фрагмента из «Слова Даниила Заточника», где впервые встречается слово «лыченица «, противопоставленное «червленым сапозем». Никак не объясняется и летописное свидетельство 1205 года, где говорится о дани в виде лыка, взятой русскими князьями после победы над Литвой и Ятвягами. Комментарий Курбатова к отрывку из «Повести временных лет», где побежденные болгары представлены неуловимыми кочевниками, хотя и интересен, но тоже вызывает вопросы. Нельзя считать кочевой империей булгарское государство конца Х века, объединившее многие племена Среднего Поволжья. Здесь уже господствовали феодальные отношения, процветали огромные города – Болгар, Сувар, Биляр, богатевшие на транзитной торговле. К тому же поход на Болгар в 985 году был не первым (упоминание о первом походе относится к 977 году), поэтому Владимир уже имел представление о противнике и вряд ли нуждался в объяснениях Добрыни.

    И наконец, по поводу заметок западноевропейских путешественников, побывавших в России. Они появляются лишь в конце XV века, поэтому более ранних свидетельств в источниках этой категории просто не существует. Более того, в записках иностранцев основное внимание уделялось политическим событиям. Диковинная же, с точки зрения европейца, одежда россиян их почти не занимала.

    Особенный интерес представляет книга известного немецкого дипломата барона Сигизмунда Герберштей на, посетившего Москву в 1517 году в качестве посла императора Максимилиана I. В его записках есть гравюра, изображающая сцену езды в санях, на которой отчетливо видны обутые в лапти лыжники, сопровождающие сани. Во всяком случае, в своих записках Герберштейн отмечает, что на лыжах ходили во многих местах России. Четкое изображение крестьян, обутых в лапти, есть и в книге «Путешествие в Московию» А. Олеария, дважды побывавшего в Москве в 30-х годах XVII века. Правда, в тексте книги сами лапти не упоминаются.

    У этнографов также нет однозначного мнения о времени распространения плетеной обуви и ее роли в жизни крестьянского населения раннего Средневековья. Одни исследователи подвергают сомнению древность лаптей, считая, что прежде крестьяне ходили в кожаной обуви. Другие ссылаются на обычаи и поверья, говорящие как раз о глубокой древности лаптей, например, указывают на их обрядовое значение в тех местах, где плетеная обувь давно предана забвению. В частности, уже упоминавшийся финский исследователь И.С. Вахрос ссылается на описание похорон в среде уральских старообрядцев-кержаков, не носивших плетеной обуви, но хоронивших покойника обутым в лапти.

    ***
    Суммируя изложенное, отметим: трудно поверить, что широко распространенные в раннем Средневековье лыко и кочедыки использовались лишь для плетения коробов и сетей. Уверен, обувь, изготовленная из растительного волокна, была традиционной частью восточнославянского костюма и хорошо знакома не только русским, но и полякам, и чехам, и немцам.

    Казалось бы, вопрос о дате и характере распространения плетеной обуви — весьма частный момент нашей истории. Однако в данном случае он затрагивает масштабную проблему различия города и деревни. В свое время историки отмечали, что довольно тесная связь города и сельской округи, отсутствие существенного правового различия между «черным» населением городской слободы и крестьянами не позволяют провести резкой границы между ними. Тем не менее результаты раскопок свидетельствуют, что в городах лапти встречаются крайне редко. Это и понятно. Обувь, сплетенная из лыка, бересты или других растительных волокон, больше подходила для крестьянского быта и труда, а город, как известно, жил в основном ремеслом и торговлей.

    Редичев С. «Наука и жизнь» № 3, 2007 г.

    Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка "лапотная Россия".

    И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Когда же впервые появились лапти на Руси? На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор.

    Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?

    С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

    Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

    Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.

    Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками. Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки - крутцы, и даже из конского волоса - волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

    Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или "прямуя решетку". Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.

    Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене - тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку.

    Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, "лыка не вяжет", то есть не способен к элементарным действиям! Зато, "связывая лыко", мужчина обеспечивал обувью всю семью - тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время. Главные инструменты для плетения лаптей - кочедыки делали из костей животных или из металла. Как уже говорилось, первые кочедыки относятся к каменному веку. В русских письменных источниках слово "лапоть", а точнее, производное от него - "лапотник" впервые встречается в "Повести временных лет".

    Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево. Отсюда пошло выражение "ободрать как липку".

    Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

    Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок - кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого столетия.

    Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ). Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: "В дорогу идти, пятеры лапти сплести". Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

    Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

    Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?

    Дело в том, что наши далёкие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, к деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Языческие боги охраняли и оберегали поля, реки, озера и деревья. Поэтому, вряд ли древние славяне поступали душегубски с деревьями. Скорее всего, русичи владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы. А может быть они владели ещё какими-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей?

    Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

    http://balamus.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=346:lapti&catid=41:kraa&Itemid=62

    Вам нравятся изделия из бересты? И есть желание сплести что-либо самому? В чем же дело? Дерзайте! Ведь, чтобы заняться плетением из бересты , необходимы всего три условия: желание, время и терпение.

    Умение придет во время работы. Если мои советы помогут вам, буду весьма рад.

    Заготовка бересты

    Когда заготовлять бересту ? Обязательное условие - береза должна отсочиться. А это происходит в разных районах в разное время. Есть несколько примет для начала «сбора» бересты.

    После формировки на березе листа с 5-копеечную монету.

    Когда прогремит первый гром.
    Как только появятся комары.

    Практически это конец мая - начало июня. Если тепло - раньше, холодно - позже. И можно драть лыко весь июнь и до конца июля.

    Как это делается? Мне известно два способа: спиралью (лентой) или скалиной (пластом). Спиралью береста снимается, как правило, с берез не старых и не толстых, диаметром так 130-150 мм. Нарезают ленту по спирали острым ножом - резаком - или специально изготовленным металлическим шаблоном. Снятую ленту скручивают в клубки белой стороной наружу и хранят хоть год (рис. 1).

    Я снимаю бересту пластом. Для этого нужен острый нож, брезентовые рукавицы и... березы с диаметром ствола 150-300 мм. Береза очищается ото мха и паутины. Ножом делаете короткие горизонтальные надрезы вверху (насколько позволяет рост) и внизу (0,5 м от земли). Затем от верхнего до нижнего надрезов делаете вертикальный рез (рис. 2). Если береза отсочилась, то по линии реза береста с треском начнет отрываться от ствола. Вам останется руками помочь скалине отделиться от ствола по всей поверхности.

    Если береста не отстает от ствола (не отсочилась еще береза или уже присохла береста), пользуются коточигом - деревянным ножом, который делают из твердых пород дерева. Лучше сразу снятый пласт разметить на ленты нужной ширины, разрезать большими ножницами и увязать в пучки так, чтобы предотвратить скручивание бересты.

    Если разделку пластов думаете делать дома, то по мере снятия бересты со стволов ее надо сразу же укладывать в рулон, предотвращая ее от скручивания. Но хранить в рулонах бересту нельзя, так как углы пластов уже на второй день начинают плотно закручиваться. Поэтому надо в первые день-два разрезать пласты на ленты нужной ширины и увязать в пучки-стопки.

    Только на заготовку бересты у меня уходит весь июнь и июль до последних чисел. Хранить бересту лучше в сарае или холодном коридоре.

    Подготовка бересты к плетению

    При заготовке бересты я нарезаю лыко (ленты) шириной 3,5 см, длина ленты зависит от толщины березы и колеблется от 0,5 до 0,8 м (рис. 3). Отделяю внутренний слой лыка от наружного.

    Это делается легко: надо конец лыка обернуть вокруг пальца, и наружный слой отделяется от внутреннего. Толщина внутреннего слоя 1-1,2 мм.

    Ленты наружного слоя связываю в пучки. Эти ленты я использую для плетения очечников, подстаканников, футляров для карт, кошельков, гривен, оформления книг, записных книжек, бижутерии. Разрезаю лыко на 3 ленты шириной 1 см. И каждую ленту разделяю еще на 3-4 слоя толщиной 0,5-0,8 мм каждый. Много готовить лент не надо: устанут и заболят подушечки больших пальцев.

    Ленты внутреннего слоя следует разделить на ленты чистые без дефектов и рисунков и ленты с дефектами (следы от сучков или дроби, заросшие порезы). Лыко с пороками пойдет на заплетение дна пестеря и его внутреннего слоя. Чистое лыко подразделяю по цвету на светло-желтое и на темное. Это лыко - основной материал для пестерей, лаптей и др.


    Плетение пестеря из бересты

    Мне кажется, что при плетении изделий из бересты должна соблюдаться соразмерность ширины лыка и размеров изделия. Плел я пестери (кошели) из лент шириной и 2 см, и 3 см, но приятнее всего смотрится пестерь из лыка шириной 3,5 см. Используя ленты такой ширины, я вывел «формулу» пестеря в зависимости от его объема:

    3x4x8 - ведерный пестерь (чуть больше ведра), 3x5x9 - 2-ведерный (2,5 ведра), 3x6x10 - 3-ведерный (3,3-3,5 ведра).

    В этих «формулах» из 3 цифр 1-я цифра равна числу лент в ширине основания пестеря, 2-я - в длине основания и 3-я - в высоте пестеря.

    Итак, мы будем плести пестерь 3x5x9.

    Все объемные изделия принимаются заплетать с донышка. Мастера начинают плетение сразу с угла, а чтоб понятней был процесс заплетения, сначала сделаем набор дна пестеря (рис. 4).

    Надо иметь под рукой 10-15 бельевых прищепок для фиксации лыка в нужном положении. Плетение косое. Два угла: 90° и 45°. И основное правило: каждое лыко идет в свою строку, то есть над, под и опять над поперечным лыком. Я, как левша, укладываю 1-е лыко слева - вверх - направо. Правше удобней наоборот. Кому как удобней, так и поступает. Уложив 1-е и 2-е лыки перпендикулярно друг другу, фиксируем их бельевой прищепкой и, укладывая «каждое лыко в строку», набираем дно пестеря из 16 лент. При работе не следует сильно обтягивать и обжимать лыко, но каждое лыко должно прилегать друг к другу и плотно, и свободно.

    Первый раз можете нарисовать карандашом площадь дна на наборе. Теперь приступаем к заплетению углов и внутреннего слоя пестеря: 8-е лыко пропускаем над 6-м, под 4-м, над 2-м, плотно прижимаем к 1-му и фиксируем прищепкой. 6-е лыко проходит под 8-м, над 10-м, под 12-м, над 14-м, под 16-м, плотно прилегает к 1-му и зажимается прищепкой. Затем подобные операции проводим с 10-м и 4-м лыком, 12-м и 2-м. Левый верхний угол на рис. 4 заплели.

    При формировании правого верхнего угла те же операции проводим сначала с 5-м и 7-м, затем с 3-м и 9-м, 1-м и 11-м лыками. Для образования правого нижнего угла работаем с 10-м и 12-м, 14-м и 18-м, 16-м и 6-м. Для левого нижнего угла берем 11-е и 9-е, 13-е и 7-е, 15-е и 5-е лыки. Ну вот углы заплели, и сформировались стенки пестеря.

    Теперь, наращивая короткое лыко новыми лентами, выплетаем стенки пестеря до нужной высоты (рис. 5). При наращивании достаточно наложить друг на друга 2 лыка на 2 ширины лыка (снаружи или изнутри).

    Чтобы разнести подальше друг от друга места наращивания лыка, можно при наборе дна пестеря срастить 2-3 лыка. Соединяя ленты при выплетении стенок, лыко по цвету подбирайте так, чтобы влево шли светлые ленты, а вправо - темные, тогда наружный слой пестеря будет иметь раскраску шахматной доски. А если при наращивании вы будете чередовать светлые ленты с темными, то наружный слой пестеря будет как пограничный столб - полосатый.

    После выплетения стенок пестеря до нужной высоты необходимо сделать обвязку (рис. 6). Обвязка делается из лыка (заметим, что у передней стенки ширина обвязки равна половине ширины лыка).


    Теперь заплетаем кромку передней стенки пестеря, начиная с верхнего лыка. Верхним может быть 1-е лыко, если начинали набор дна лыком справа - вверх - налево, или 10-е лыко, когда набирали дно, как на рис. 4.

    Ходовые концы лент заплетаются по порядку поверх обвязки через одно лыко, начиная с 1-го лыка, пока не получится картина, показанная на рис. 7, а.

    Осталось заплести кромку на боковых стенах и крышке пестеря. Делается это так. Можете начать и с левого бока, и с правого, но лучше чередовать заплетение лент (слева - справа - слева и т.д.) до угла крышки пестеря (рис. 7, б, в), чтобы осталось 2 не заплетенных лыка.

    Теперь потребуется широкая отвертка или деревянная свайка для того, чтобы заправить коренной конец нового лыка под 3-е и 5-е лыки. Затем протащить ходовой конец 1-го лыка. Взять другое лыко и его коренной конец заправить под 6-е и 8-е лыки, а 2-е лыко протащить под 4-м и 8-м лыками.

    При помощи отвертки или свайки заправить все ходовые концы по принципу «каждое лыко в свою строку» и подрезать по диагонали все торчащие остатки. Этим самым мы начали заплетение наружного слоя пестеря.

    Подбирая соответствующей длины ленты, заплетем наружный слой до конца, следя, чтобы лента наружного слоя перекрывала срощенные места внутреннего слоя своей серединой (примерно).

    В итоге получим пестерь, изображенный на рис. 8 (пестерь 3x5x9). В некоторых районах его называют рогачем за торчащие в стороны рога после закрытия крышки.

    Каковы же достоинства пестеря?

    Во-первых, он не жмет спину, а принимает форму спины и греет ее.

    Во-вторых, в нем не преют грибы, не киснет ягода и не тухнет рыба. Он же как термос (четырехслойный): летом в нем прохладно, а зимой - тепло.

    В-третьих, долговечность пестеря. Его хватит на вашу жизнь, жизнь вашего сына, да и внуку еще послужит.



    Плетение корзины из бересты

    Итак, плетем корзинку из бересты. Какова здесь соразмерность между пестерем и корзиной при ширине лыка 3,5 см?

    Пестерь 3x4x8 - корзина Зх3х3. Пестерь 3х5х9 - корзина 3х4х3,5. Пестерь 3х6х10 - корзина 3х4х3,5.

    Набор дна корзинки, заплетение углов и стенок - все как у пестеря. Особенность - заплетение ручки. Некоторые мастера врезают ручки, но я считаю, что это - насилие. В плетеном изделии должно все вплетаться.

    Как это делается? Набрав стенки до высоты 3,5 ширины лыка, начинаем делать обруч. Для обруча лучше всего использовать рябину, черемуху, можно и иву, и березу. Побег толщиной 10-15 мм расщепляем пополам, срезаем сердцевину и, обрезав на необходимую длину (2 ширины + 2 длины основания), делаем обруч.

    Не забывайте про напуск для скрепления обруча. Пропустив ходовые концы ленты через обруч, устанавливаем его на высоте 3,5 ширины лыка (рис. 9), как обвязку, и заплетаем кромку по схеме пестеря. Но предварительно пришиваем к обручу ручку из 3-4 лент. Длина ручки должна быть равной 6 диагоналям квадрата со стороной ширины лыка.

    Для плотности лучше ручку прошить крупными стежками. Заправляем 1-е и 2-е лыки, как показано на рис. 9, снаружи, а 3-е и 4-е лыки изнутри корзинки. И начинаем оплетать прошитую ручку по схеме: 1-е лыко под ручку, 3-е лыко поверх ручки, 4-е лыко поверх 3-го лыка, 2-е лыко под ручку и 1-е лыко. А дальше - «каждое лыко - в строку». Завершение плетения ручки показано на рис. 10. Обрезав торчащие концы по диагоналям, продолжаем заплетение наружного слоя корзинки по схеме пестеря.


    Плетение лаптей из бересты

    В городе лапти - баловство. В деревне - необходимость. Сенокос и жатва - вот и две пары лаптей за лето. Я себе сплел лапти по нужде. Работал в ремонтной зоне автопарка и на ногах развилось воспаление. Может, аллергия?

    Ни мазь Вишневского, ни тетрациклиновая мазь не помогли. Сплел лапти, стал носить дома, и через 1-1,5 месяца болезни как не бывало. Может, дегтярные соединения в бересте помогли? Но это присказка - переходим к сказке.

    Начнем с левого лаптя (правый - как в зеркале). Говорят: заплел пятку - лапоть готов. Но начинать надо с носка. Набираем носок левого лаптя по следующей схеме (рис. 11): 1-е лыко слева - вверх - направо, 2-е лыко справа - вверх - налево.


    Далее также поступаем с 3-м, 4-м, 5-м, 6-м и 8-м лыками. 7-е лыко идет под 5-е, 1-е, 4-е и 8-е лыко. Затем 1-2-е лыко укладываем под 1-м, над 3-м и под 5-м лыками. 1-е лыко идет над 2-м, под 4-м, над 6-м и под 8-м лыками. Продолжаем далее плетение по схеме «лыко в строку». А вот 7-е лыко (рис. 11 ,а) проводим над 1-м, под 3-м, над 5-м лыками (с левой стороны) и под 2-м, над 4-м, под 6-м и над 8-м лыки (с правой стороны). Полученное изделие показано на рис. 11,6.

    Теперь берем 9-е лыко и от середины сначала вправо пропускаем его над 5-м, под 2-м, над 4-м, под 6-м, над 8-м, под 7-м и над 3-м лыками, а затем влево под 6-м, над 8-м, под 7-м, над 3-м, под 5-м, над 7-м, под 4-м и над 9-м лыками (рис. 11,в). Чтоб меньше мешали ходовые концы лент, лучше 2-е, 6-е и 7-е лыки прижать прищепками к 9-му лыку.


    Перевернув незаконченный лапоть подошвой вверх, приступаем к заплетению пятки. Для этого 11-е лыко пропускаем над 9-м, под 4-м, над 7-м и под 5-м плотно и вдоль 12-го лыка влево, а 9-е лыко направляем под 11-е и над 13-м лыком вдоль 12-го лыка вправо. 10-е лыко идет под 9-м, над 3-м, под 7-м и вправо плотно вдоль 13-го лыка, а 9-е лыко направляем под 10-е, над 12-м и т.д. Также и вдоль 13-го лыка, но влево. И должен получиться набор лаптя, приведенный на рис. 13.


    Теперь сделаем обвязку (рис. 14, а) и произведем заплетение кромки с носка (3 лыка слева и 3 лыка справа). Когда закончим носок, начнем заплетение бортиков лаптя с левой стороны через пятку, заканчивая его лыком X (рис. 14, 6).

    Заправив все ходовые концы по правилу «каждое лыко - в строку», обрежем торчащие концы по диагонали ножницами и заплетем наружный слой лаптя. Необходимо, чтоб все ходовые концы вышли на край подошвы, как показано на рис. 15. Фиксация ходовых концов производится так. При помощи отвертки или свайки ходовые концы пропускаем между двумя лыками и протаскиваем в обратном направлении до скрытия их под наружным лыком. Обрезаем все концы заподлицо и любуемся сделанным лаптем.

    Набор носка правого лаптя начинается по зеркальной (к левому) схеме: 1-е лыко идет справа - вверх - налево. И далее - «каждое лыко - в строку».

    Размер лаптей зависит от ширины лыка. Например, если «формула» лаптя 3x4x8, то при ширине лыка 1,5 см получим размер лаптя 34-35, при 2 см - 39-40, при 2,5 см - 46-50. При «формуле» 3x4x7 и ширине лыка 2 см размер лаптя 35-36.

    Меняя ширину лыка, легко достичь необходимых размеров лаптя.


    Плетение футляра для очков из бересты

    Размер очечника зависит, естественно, от размеров оправы очков.

    Для пляжных очков с большими стеклами я не делаю очечников, так как нарушается соразмерность изделия, и оно не смотрится. Выберем для очечника «формулу» 3х2х7. В этом случае для набора потребуется 10 лент.

    Формируем набор для очечника (рис. 16,а) и сгибаем его по пунктирной линии. По правилу «каждое лыко - в строку» заплетаем 3-е, 4-е, 1-е и 2-е лыки, как показано на рис. 16,6, и начинаем выплетать стенки очечника.


    Для этого 10-е лыко проплетаем в наборе (см. рис. 16,б), затем переворачиваем очечник и 9-е лыко проплетаем так же, как 10-е лыко, снова переворачиваем очечник и проплетаем 8-е лыко вдоль 10-го лыка, вновь переворачиваем очечник и т. д., пока не заплетем с каждой стороны по 7 лык. Затем делаем обвязку и выплетаем наружный слой. Должен получиться симпатичный очечник.


    Плетение подстаканника

    Если для плетения пестерей, корзинок, лаптей я обычно использую внутренний слой бересты, то подстаканники, футляры, гривны, обложки книг и записных книжек плету и оплетаю лыком из наружного слоя.

    Подстаканник - объемное изделие, поэтому начинаем его с набора дна. Вам понадобится несколько (4-5) канцелярских скрепок. В зависимости от размера стакана формула набора подстаканника или будет 3х3х5, или 4х4х6, или как вам захочется.


    Сплетем подстаканник 3х3х5. Набираем дно (рис. 17, а). Заплетение углов и стенок до необходимой высоты происходит, как у пестеря. Если верх делать как на рис. 17, б, то обвязка не нужна. Если будете делать верхнюю кромку прямой, то понадобится обвязка. Все остальное идет по правилу «каждое лыко - в строку».

    Футляр для карт из бересты

    Для заплетения донышка футляра для карт потребуется 10 лент. «Формула» футляра 1x4x6.

    Набираем дно (рис. 18, а), заплетаем углы и выплетаем стенки по правилу «каждое лыко - в строку». Выплетаем стенку до 6 лык и делаем обвязку, как показано на рис. 18, б.


    Заплетаем наружный слой и получаем футляр для игральных, гадальных, сувенирных карт.

    И последнее

    Требуется небольшое уточнение. Для плетения изделий из бересты , кроме самой бересты, необходимо, как я уже говорил, желание, время и терпение.

    Если вы сделаете первую вещь и у вас желание укрепилось и возросло, то умение придет быстро. И вы сможете, соблюдая правило «каждое лыко - в строку», сплести любую вещь. Например: жилеты, шорты, юбку, вазу и т. д. Учитывая ширину лыка, внутренний или наружный слой бересты, не забудьте про соразмерность и объем изделия.