Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Секрет басни в том что. Сочинение рассуждение «В чем секрет долголетия басни. Что же высмеивают басни

    Секрет басни в том что. Сочинение рассуждение «В чем секрет долголетия басни. Что же высмеивают басни

    Басня — это небольшое прозаическое или стихотворное произведение аллегорического содержания и поучительного характера, один из древнейших жанров литературы. Еще в V ст. к нашей эре были популярные басни, автором которых считался древнегреческий раб-горбун Эзоп. Они так понравились людям, которые разошлись по всем странам и пережили не только столетие, а целые тысячелетия. Сюжеты Эзоповых басен заимствовались и развивались в разные исторические эпохи и разными народами.

    Например, римский поэт Федр, что жил в I ст. н. э., предоставил басням стихотворной формы, усилил их поучительное содержание. В произведениях «Вовка и ягненок», «Овца, пес и волк», и многих других он выступал против вранья, высмеивал глупость и другие человеческие недостатки. Итальянец Леонардо да Винчи, выдающийся деятель эпохи Возрождения, вкладывал у басни свое оптимистичное жизнерадостное отношение к окружающему миру, свою веру в добро. Это очень заметно, когда читаешь его басню «Лев и Ягненок».

    Известный французский баснописец Жан де Лафонтен тоже заимствовал античные сюжеты, но не делал ударение на поучительных выводах, для него главной был рассказ о смешном или бессмысленный случай, тем не менее не лишена народной мудрости. Для басен польского литературного деятеля Игнатия Красицкого характерны яркий юмор и остроумие, выразительные художественные образа. Традиции продолжил талантливый русский писатель И. Крылов. Его басни — целые «повести, комедии» — за точным выражением В. Белинского. И высмеивает, подвергает критике он не только отдельные недостатки людей, а и определенные исторические события и общественные явления в тогдашней крепостнической России.

    Есть такое известное выражение: «Кажется, басня просто врет, А в самом деле правду ясную чешет…». И это действительно так. Мы читаем о смешных и неуклюжих, лживых или жестоких зверей, но хорошо понимаем, что речь идет о нас, людях, о наших недостатках, которых необходимо избавляться.

    Сочинение рассуждение «В чем секрет долголетия басни»

    Другие сочинения по теме:

    1. Сочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и...
    2. Древнегреческий полулегендарный баснописец. Имя Эзопа встречается в работах историка Геродота (V ст. до н. э.), который сообщает, что Эзоп жил...
    3. В шестом классе на уроках зарубежной литературы совершенствуются умение письменно пересказывать подробно, выборочно и сжато небольшие по объему эпические произведения...
    4. Басня — глубокомысленный рассказ, который нуждается, как загадка, в соответствующем толковании. Со временем, также как и апологос — «притча» как...
    5. Общая характеристика сборника. Оставив педагогическую работу и живя в селах близ Харькова, Г. Сковорода написал знаменитый сборник басен «Басни харьковские»....
    6. Что называется басней, и какие ее главные признаки? Басня — это небольшой, большей частью стихотворный рассказ поучительного содержания, героями которого...
    7. Басни Павла Глазового очень любят в нашей семье, а несколько сборников его юмористических произведений в семейной библиотеке даже выделены отдельно....
    8. Басни И. А. Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих...
    9. Демьян Бедный в своих баснях всегда отталкивался от конкретных случаев жизни. Материал для них он брал обычно из газетной хроники....
    10. Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в давность, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений. Как...
    11. Родился в с. Новоскелюватка под Кривым Рогом. В 1940 г. после окончания школы служил в армии, был на фронте во...
    12. Определить время, когда возникшая басня, невозможно. Скорее за все, она зародилась во времена создания мифов. В седую давность с помощью...
    13. При общей оценке басен Крылова надо сказать, что главные художественные достоинства их заключаются, во-первых, в языке и художественности формы, а»...
    14. Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня — короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно...
    15. Прозаическая и стихотворная басни. Одушевление животных и предметов в баснях. Повторяемость сюжетов. Создание характеров в баснях. И. А. Эпиграф —...
    16. Сочинение по произведениям великого русского баснописца Крылова. Басни И. А. Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают...

    Тип урока : комбинированный, обобщающий.

    Форма урока: игра.

    Методы урока : словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

    Форма организации учебной деятельности : индивидуальная, групповая, коллективная.

    1 слайд

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хотим представить Вам фрагмент урока-игры по теме «Секрет басен Крылова».

    Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.

    - Для начала вспомним:

    1. Что такое басня? ( Басня – короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.

    Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя – неуклюжесть, в образе Осла – глупость, упрямство, в образе Муравья – трудолюбие.

    2. А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (мораль)

    - Мораль – нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

    3. Почему животные, насекомые, вещи в баснях говорят человеческим языком? (Потому что они похожи на людей по своим поступкам и характерам).

    2 слайд

    - А теперь, ребята, давайте рассмотрим изображение памятника И. А. Крылову.

    Немного найдется во всем мире городов, которые были бы также прекрасны, как Петербург. Много в нем чудесных сокровищ искусства. Немало великолепных памятников на его улицах, площадях и в парках.

    Может кто-то из вас был в этом городе? Но давайте представим, что с набережной Невы входим мы в Летний сад и, пройдя несколько шагов, останавливаемся, пораженные произведением искусства.

    На постаменте перед нами, словно живой, сидит Иван Андреевич Крылов. Его большая голова чуть наклонена вниз. Глаза его серьезны и внимательны, будто разглядывают они, что делается внизу. А там, вокруг постамента, толпятся отлитые из бронзы “герои” его басен. И кажется нам, что вот-вот полные губы Крылова дрогнут, сложатся в улыбку, и тогда оживут, задвигаются бронзовые медведи, лисицы, зайцы, обезьяны и волки. Этот памятник поставлен Крылову в городе, где он создал больше двухсот своих басен. Слушание басни

    - Ну, а теперь пора проверить, хорошо ли вы знаете басни Крылова?

    3 слайд

    1 задание: «Найди пару» (распечатка на 3 стола) НА СТОЛЕ ПРАВИЛЬНО РАЗЛОЖИТЬ

    Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей) ,.

    СЛОН - моська

    СТРЕКОЗА - муравей

    ЗЕРКАЛО- обезьяна

    ОСЁЛ- мужик

    ВОРОНА- лисица

    4 слайд

    2 задание: «Мораль сей басни такова…»

    Задача: Угадай название басни по её морали. Задание по командам, если не отгадали, переход к следующей

    «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

    Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

    Автор представляет нам одних как трудолюбивый народ, другая же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал .

    5 слайд

    3 задание: «Путаница»

    Задача: определите, из каких басен Крылова перемешались герои.

    Однажды Лебедь, Рак да Щука,

    Проказница- Мартышка,

    Осел, Козел

    Да косолапый Мишка

    Везти с поклажей воз взялись.

    Достали нот, баса, альта, две скрипки –

    И сели на лужок под липки,-

    Пленять своим искусством свет.

    Когда в товарищах согласья нет,

    На лад их дело не пойдет.

    Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,

    И у кого, что силы стало,

    В ушах у гостя затрещало –

    И закружилась голова.

    («Квартет» и «Лебедь, щука и рак».)

    Подведение итогов: все молодцы!

    6 слайд (печать учеников за компьютером)

    Чему учат басни? - слайд

    Трудолюбию

    Честности

    Отзывчивости

    Благородству

    Благодарности

    Добывать знания

    Что же высмеивают басни? - слайд

    Глупость

    Безнравственность

    Невежество

    Хвастовство

    В чем же секрет басен?

    Интересный короткий занимательный сюжет;

    Мало описаний;

    Много диалогов;

    Главный герой выражает основную идею;

    Героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы;

    Басни обычно пишутся в стихотворной форме;

    В начале или в конце сформулирован вывод-мораль;

    Высмеиваются человеческие пороки.

    Работа добавлена на сайт сайт: 2015-10-29

    Заказать написание уникальной работы

    В чем секрет долголетия басни

    Басня - это небольшое прозаическое или стихотворное произведение поучительного характера и аллегорического содержания, один из самых древних жанров литературы. Еще в V веке до.н.э были популярными басни, автором которых считался древнегреческий раб Эзоп. Они так понравились людям, что разошлись по всем странам и пережили не только века, а и целые тысячелетия.

    Сюжеты Эзоповых басен заимствовались и развивались в разные исторические эпохи и разными народами.

    Например, римский поэт Федр, который жил в I в. н.э., придумал басням стихотворную форму, что усилило их поучительное содержание. В своих произведениях «Волк и ягненок», «Овца, пес и волк» и многих других он выступал против корыстолюбия, лжи, высмеивал глупость и другие человеческие изъяны.

    Итальянец Леонардо да Винчи, выдающийся деятель эпохи Возрождения, вкладывал в басни свое оптимистичное жизнерадостное отношение к окружающему миру, свою веру в добро. Это очень заметно, когда читаешь его басню «Лев и Ягненочек».

    Известен французский баснописец Жан де Лафонтен тоже заимствовал античные сюжеты, но не отмечал поучительные выводы, для него главным был рассказ о смешном или бессмысленном случае, однако не лишенный народной мудрости.

    Для басен польского литературного деятеля И. Красицкого характерны яркий юмор и остроумие, выразительные художественные образы.

    Традиции баснописца продолжил талантливый русский писатель И. Крылов. Его басни - целые «повести, комедии» - за метким высказыванием В. Белинского. И высмеивает, критикует он не только отдельные изъяны людей, но и определены исторические события и общественные явления в тогдашней России.

    Мы читаем о смешных и неловких, ленивых, лживых или жестоких зверях, но хорошо понимаем, что речь идет о людях, о наших изъянах, от которых необходимо избавляться.


    Заказать написание уникальной работы 1.

    Басня «Женщины и секрет» высмеивает недостатки женщин (и не только), из-за которых люди попадают в курьезные ситуации: болтливость, чрезмерное любопытство и любовь к сплетням, неумение хранить чужие тайны. От этого часто страдает репутация болтуна и, конечно же, репутация самого сплетника. Люди, распространяющие и «смакующие» сплетни, не вызывают доверия. На такого человека нельзя положиться, значит, ему нельзя доверять.

    Басня «Женщины и секрет»

    Нет сокровенного для женской болтовни,
    Нет женщины, чтоб тайн не разболтала.
    Но, впрочем, и мужчин не мало,
    Что в этом женщине сродни.

    Чтоб испытать жену, какой-то муж, в постели
    С ней лежа, ночью вдруг воскликнул: «Что со мной?!
    Я разорвусь сейчас на части… Ой, ой, ой…
    Что это?! Я родил яйцо!»
    «Яйцо?! Ужели?!» -
    «На, да, вот, свежее; чур, людям ни гу-гу:
    Пожалуй, курицей прослыть еще могу…»

    Жена, не видевшая случая такого,
    Как многого другого,
    Поверила ему и поклялась молчать.
    Но эти обещанья
    Исчезли, как ночная тень.
    Наивная жена, вся трепет ожиданья,
    С постели поднялась, едва забрезжил день…
    К соседке в дом она пустилась.
    «Ах, - шепчет, - кумушка, послушай, что
    случилось…
    Чур, ни словечка никому:
    Муж ночью снес яйцо, такое вот по виду.
    Но, ради Бога, ты не дай меня в обиду,
    А то ведь муж мне…»
    «Ну, к чему! -
    Ей, та. - Меня не знаешь, что ли?
    Ступай себе домой, не выдам я, поверь».

    Жена «наседки» лишь за дверь,
    Той, как на угольях, неймется, и на воле
    Про новость в десяти местах она трещит,
    И вместо одного уж три яйца явилось.
    И новая кума «четыре!» говорит,
    И шепчет на ухо, как это все случилось.
    Но осторожность там смешна,
    Где тайна всем уже ясна.
    И так как численность яиц все умножалась,
    Благодаря молве, средь кумушек моих,
    То ввечеру яиц таких
    Побольше сотни оказалось.

    Мораль басни «Женщины и секрет»

    Басней “Женщины и секрет” автор предупреждает читателей о ненадежности болтливых людей. В юмористической форме автор высмеивает чрезмерную болтливость, осуждает неумение хранить чужие тайны и сплетников, которые разносят сплетни и слухи.

    Анализ басни «Женщины и секрет»

    Бытовой сюжет басни «Женщины и секрет» делает ее злободневной. Лафонтен высмеивает такие черты женского характера, как болтливость, чрезмерное любопытство и любовь к слухам. На примере, взятом из жизни, автор показывает, как распространяются сплетни. Муж, желая проверить жену на болтливость, рассказывает ей свой большой секрет: он ночью родил яйцо. При этом он попросил жену держать это в тайне, чтобы не опозориться перед людьми.

    Жена поклялась молчать. Но не удержалась и секрет открыла соседке, которая «… про новость в десяти местах она трещит, и вместо одного уж три яйца явилось». К вечеру вся деревня знала сплетню. И вместо одного уже «…яиц таких побольше сотни оказалось». Но в образе болтливой жены автор высмеивает не только пристрастие к сплетням, но и ограниченность и глупость, мешающие человеку мыслить логически.

    Крылатые выражения из басни Лафонтена «Женщины и секрет»

    Выражение «… осторожность там смешна, где тайна всем уже ясна» употребляют в речи, если хотят подчеркнуть, что чей-то секрет стал предметом всеобщего обсуждения.

    I. Введение.

    В наше время тема чистоты языка актуальна. Сегодняшняя молодёжь не умеет и, возможно, не хочет говорить правильно, литературно. Цель моей исследовательской работы - помочь современной молодёжи самим дойти до понимания того, что неумение владеть русским языком – позор, что грамотная, красивая речь востребована. Что же может заставить нас выучить свой язык, что вызвало бы желание научиться говорить грамотно? Почему люди не всегда понимают друг друга? Каковы причины, вызывающие речевые ошибки?

    Почему распространен жаргон в среде молодежи? Употреблять иноязычные слова значит «оскорблять здравый смысл» или следовать моде? Поэтому в своей работе я буду говорить не о красоте и величии языка, а о его проблемах и путях их решения.

    Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника. Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

    По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).

    Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово.

    В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. В нашем обществе, несомненно, существует такая проблема, как неправильное общение между людьми. Она возникает от того, что человек не возлагает на себя существующее культурное общение. Чтобы исправить эту ситуацию, человеку необходимо проникновенно изучить культуру речи. Поняв культуру речи, человек становится более общительным, открытым и предприимчивым в своих дальнейших действиях.

    Постигнув эту истину, человек начинает правильно самовыражаться в жизни как индивид – личность. Язык со временем становится все более развитым и обширным, а значит, культурнее. Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении. Общаясь культурно, люди делают правильный выбор в направлении достижения своей цели (коммуникативных задач).

    В деловой сфере нередко возникают ситуации, когда по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний. Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные возможности. Придётся ознакомиться с правилами речевого этикета, для того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем не портить имидж компании и иметь шанс на повышение в должности.

    В моем понимании культурная речь является, во-первых, изучением литературного языка, т.к. он дает правильные нормы литературного произношения и общения. Во-вторых, новое познание самой себя, изучение и расширение своего внутреннего мироощущения. В-третьих, помогает более продуктивно решать жизненные ситуации. В-четвертых, узнавать о самой культуре, благодаря которой я становлюсь духовно развитой, самокритичнее и требовательнее к самой себе. Я считаю, что правила культурной речи должны знать все, т.к. зная их, легко идти по жизненному пути, преодолевать все поставленные задачи. Общаясь культурно, человек преподносит свою индивидуальную натуру с лучшей стороны.

    Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

    Но как быть в том случае, когда вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть вас «на свою сторону»? Если вам не нравится манера общения вашего визави или вы не согласны с тем, в чём он вас старается убедить, выразите свою точку зрения, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что…».

    Если во время разговора у вас с собеседником завязался спор, в итоге которого вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

    В этом отношении, я считаю, хорошим учителем жизни, руководством для правил речевого этикета и общественного поведения являются басни. Поэтому объектом моего исследования в научно – практической работе являются басни великого русского баснописца И.А. Крылова.

    Предметом исследования стали образы животных в баснях Крылова. Цель исследования, поставленная в работе, заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А. Крылова.

    Актуальность научно – исследовательской работы сегодня является особенно современной, т.к. я считаю, что и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а научно – исследовательская работа принесёт пользу и другим студентам.

    Новизна работы в том, что мы и сегодня не прощаемся с Крыловым. Мы встречаемся с ним в новых современных баснях вновь и вновь, как отражение реалий сегодняшнего дня, и тогда проект можно продолжить, дополнив его новыми произведениями баснописца. Новизна работы заключается также и в том, что собранный материал поможет более глубоко познать басни Крылова, заинтересовать молодое поколение и помочь сопоставить себя с героями басен, прийти к определенным выводам и, может быть, творчество И.А.Крылова сподвигнет молодое поколение на написание басен о сегодняшней жизни.

    Методы исследования: чтение, анализ и синтез художественной литературы по данной теме, анкетирование, инсценирование, применение знаний на практике.

    Задачи научного исследования заключаются в том, чтобы изучить научную и художественную литературу по данной теме, проанализировать басни и выявить смысл использования животных в баснях, привлечь внимание детей и взрослых к литературному жанру «басня», помочь увидеть скрытый смысл басен, научить сопоставлять героев басен с реальными людьми и делать соответствующие выводы, прививать интерес подрастающего поколения к написанию новых басен, расширять и кругозор и мыслительную деятельность учащихся.

    Гипотеза исследования: предположим, что образы животных в баснях И.А. Крылова оказываются образами людей, принадлежавших к разным временам и социальным сословиям.

    2. Глава I «Почему басням суждена долгая жизнь?» .

    13 февраля 2014 года исполнилось 245 лет со дня рождения И.А. Крылова, великого русского баснописца. Прошло уже два века, как басни Крылова полюбились нашему сердцу, и, надо сказать, пока он никем не превзойдён. Можно, конечно, назвать иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова, революционные басни Демьяна Бедного. Басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер. Советский поэт Сергей Михалков возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни. И всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном жанре.

    И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.

    Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины из “моря житейского”. Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение. Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух.

    Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». О смерти И.А. Крылова поэт П.Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».

    В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой либо черты характера, например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осел ― глупости; кот ― хитрости; Петух, кукушка ― бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из за морали, а из за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

    3.Глава II Современная актуальность басен Крылова

    Басни И.А.Крылова актуальны и в наше время. Басни Крылова - прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления. С ними мы знакомимся на уроках литературы, выразительного чтения, используем выражения из басен в повседневной жизни.

    13 февраля исполнилось 245 лет со дня рождения И.А.Крылова. В преддверии юбилейной даты я подготовила учебный проект на тему « Почему басням суждена долгая жизнь? », который провела на занятии подготовительной группы в детском саду №1 «Гульдер». Над созданием учебного проекта работали группы «Биографов», «Теоретиков-лингвистов», «Художников», «Актёров», «Критиков» (студенты группы МД – 401).

    Каждая группа представляла свой цвет, символизирующий цвет мышления: белый цвет «Биографы» - перечисляли события и факты из жизни И.А.Крылова; жёлтый цвет «Теоретики – лингвисты» - обобщали всё положительное, изданное И.А.Крыловым и оставленное потомкам; синий цвет «Художники» - сформулировали общие выводы и идеи по поводу учебного материала; зелёный цвет «Актёры» - в любой оригинальной творческой форме представили результаты изученного; красный цвет «Критики» - выразили свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала. Представление учебного проекта выглядело следующим образом:

    1. Представление проекта-презентации «Из жизни И.А.Крылова» группой «Биографов».

    - Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут «Биографы».

    (Группа «Биографы» представляет созданные слайды и рассказывает о жизни Крылова).

    2. Представление проекта-презентации «По страницам басен Крылова» группой «Теоретиков – лингвистов».

    Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Почему же мы так любим басни Крылова? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни.

    Каждому из нас в той или иной мере надо, прежде всего, «на себя оборотиться», быть строже к себе. Отгадайте, из каких басен эти крылатые выражения? Какие строки из басен Крылова, ставшие афоризмами, вы можете еще привести?

    «Своя игра».

    (Презентация слайдов группой «теоретиков-лингвистов»).

    3. Представление проекта-презентации «Крылов и его герои на страницах газет» группой «Художников».

    Басни Крылова иллюстрировали многие художники: Г.Куприянов, А.Лаптев, М.Алексеев, Е.Рачёв. Наши «художники» также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова. («Художники» защищают свои рисунки).

    4. Представление проекта-презентации «Басня в детском саду» группой «Актёров».

    Уважаемые участники проекта! Ваша будущая специальность – «Воспитатель дошкольных организаций». Главное направление работы воспитателя – научить ребёнка читать, писать, мыслить. Во многом этому учат литературные произведения русской классической литературы. И.А.Крылова можно с уверенностью отнести к таким бесценным классикам.

    Сейчас мы увидим, как можно на занятии с детьми подготовительной группы детского сада разобрать произведения И.А.Крылова «Ворона и Лисица» и «Мартышка и очки» (представление участниками проекта «Актёры» отрывка конспекта занятия по изучению басен И.А.Крылова, инсценировка басен «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки»).

    5. Представление проекта-презентации «Современная проблема глазами баснописца» группой «Критиков».

    Сегодня перед нами стоят современные актуальные жизненные проблемы, которые интересуют нас, они важны и интересны для нас. Группе «Критиков» предстояло сформулировать и исследовать современные проблемы из нашей жизни, они собрали и обработали материал и представили результат в виде современных басен так, как это сделал бы И.А.Крылов, т.е. увидеть проблему «глазами И.А.Крылова». (« Критики» защищают свои проекты).

    Проведение учебного проекта – презентации в подготовительной группе детского сада №1 «Гульдер» вызвало интерес как у детей, так и у студентов. Во – первых, в занимательной и творческой форме было рассказано детям о Крылове, его творчестве, во – вторых, в игровой форме представлены комические жизненные и речевые ситуации.

    4.Глава III. Басни Крылова на новый лад.

    Басни И.А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера.

    Я провела опрос среди студентов группы МД- 401 специальности «Дошкольное воспитание и обучение» Актюбинского гуманитарного колледжа на тему «Знаешь ли ты басни Крылова?» Таблица №2).

    Заинтересовавшись этим вопросом, я предложила студентам попробовать найти в баснях «своего героя», то есть с кем они себя ассоциируют. Конечно, человеку нелегко признаться в своих пороках и недостатках. Но читая басни Крылова, мы можем увидеть различные ситуации, происходящие в повседневной жизни, со стороны, что поможет нам проанализировать сложившуюся ситуацию и работать над тем или иным недостатком. Басни помогают более глубоко вдумываться и искать скрытый смысл в той или иной ситуации. Мы видим широту мышления писателя, видим его взгляд на различные пороки и недостатки человека. Крылов хотел показать, какие бывают пороки у людей и к чему это приводит. В этих баснях мы видим людей, которые существуют в наше время, видим, что с тех пор мир не изменился, изменились лишь ситуации, в которых проявляются отрицательные стороны человека. Басней можно выразить видение окружающего мира, свое отношение к нему. Так что же мешает нам создавать басни? Создавая новые басни, мы будем видеть то, чего не хватает в нашей жизни, то, какие в наше время существуют недостатки, и, возможно, это поможет нам с ними бороться. Я бы хотела представить вашему вниманию басни, написанные студенткой IV курса Калиниченко Мариной (Таблица №3).

    Эти басни написаны в том же стиле, что и басни Крылова, так же прослеживается рифма, мелодичность. Но эти басни написаны в наше время и затрагивают вопросы, касающиеся нашего поколения. И таких басен может быть много. Каждый, имея желание, может сесть и написать в басне то, что его волнует, то, что кажется ему актуальным.

    5. Заключение.

    Завершить работу хотелось бы словами Д.С.Лихачёва, который сказал: «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, мы можем определить степень интеллегентности человека, степень его психологической уравновешенности».

    За прошедшие десятилетия облик русского литературного языка изменился. Перемены произошли в таких его разновидностях, как язык художественной литературы, политики, публицистики, средств массовой информации. Мы видим, что речью средств массовой информации во многом создается современное общественное настроение, формируется массовое сознание, современная речевая культура и отношение к самой речи. Существенное влияние средства массовой информации оказывают также на формирование «языкового» вкуса и языкового идеала.

    В связи с демократизацией СМИ, существует серьезная проблема эталонной речи . То, что звучит с экранов телевизоров, из радиоэфиров, обнаруживается в речи некоторых писателей, и порой на театральных подмостках, вряд ли можно считать образцом.

    Расхождения между литературным языком (образцом) как эталонной речевой культурой и существующим на сегодняшний момент многообразием форм речевых культур очевидны. Существование многочисленных речевых практик в обществе, обусловленных географическими, социальными, профессиональными, возрастными, идеологическими причинами, собственной «культурной картины мира» и другими факторами, позволяет их определить как речевые «субкультуры», им присуща собственная нормативность в речевой деятельности и поведении.

    Понятие культуры речи в лингвистике толкуется двояко. С одной стороны, это понятие используется для обозначения специальной науки и соответствующей учебной дисциплины, а с другой стороны – конкретного явления социальной и языковой действительности, являющегося предметом исследования этой науки.