Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Психологический барьер 8. Барьеры в общении: как преодолеть? Трудности в общении и жизненная ситуация

    Психологический барьер 8. Барьеры в общении: как преодолеть? Трудности в общении и жизненная ситуация

    Информация для тех, кто ставил себе цели и задачи в жизни, но не достигали их…

    Кто-то в мелочах отступал, кто-то из нас, по большому проигрывал, из-за своего бездействия.

    Меня всегда волновал этот вопрос: ПОЧЕМУ человек знает, ЧТО надо делать и КАК надо делать, и желание-то у него есть, и цели все правильно прописаны, а делать не делает???…

    Дело в том, что у каждого из нас есть психологические барьеры , которые тормозят действия. А мы с Вами знаем, что только действия приносят результат. Ведь так?

    Чтобы на простом языке раскрыть этот феномен, то приведу небольшое сравнение:

    Есть люди, которые для того, чтобы достичь результата в той или иной области, становятся профессионалами, оно долго что-то изучают, притираются к новой теме или новому человеку и только потом могут начинать действовать от своего Я, а не делать попытки каких –то телодвижений с постоянным оглядыванием на кого-то или на что-то.

    А есть люди, которых моментально прошибает до самой сути, и они моментально получают результат. То, что называется, срослось всё: время, пространство, люди….

    Это называется найти себя и быть в потоке.

    Просто часто лень и не возможность действовать (уточню, что с четким пониманием, что необходимо действовать и даже хочется это делать) прорастает из того, что на глубинном уровне он занимается не своим делом.

    Ибо, если вид деятельности идет изнутри (как со вторым типом людей рассмотренных выше), то автоматически включаются все ресурсы, идея возникает за новой идеей, нет желания ни спать, не есть, а только одно – воплотить в жизнь задуманное.

    Итак, самый распространенный психологический барьер заключается в том, что человек не может найти себя по жизни.

    От чего это происходит?

    Нам с детства вдалбывали куча ограничителей, некоторые настолько глубоко вошли в нас, что мы не можем понять даже того, что хотим от жизни…

    Не можем понять, чем заняться…

    Хотя на самом деле, если убрать все эти ограничители, то картина становится четкой и яркой.

    Так как потребность в самореализации настолько же сильная, как и неотложный позыв в туалет.

    Просто случится необратимое если не сделать….

    А это всего лишь один из барьеров.

    Сколько их?

    Можно сказать, что их видов множество, так как у каждого своя история и свои условия воспитания и развития.

    Но причина всегда находится в одном. И напрямую связанно с нашим телом, вернее не совсем телом в обыденном понимание, а с нашей психофизиологией.

    Объяснюсь максимально просто:

    Есть такое понятие согласованная работа головного мозга. То есть когда импульсы из правого полушария свободно протекают в левое полушарие.

    Итак, при переходе импульса из одного полушария в другое может случится помеха. И тогда сигнал воспринимается искаженным.

    Как это проявляется в обычной жизни?

    Человек хочет чем-то заняться, но тормозит, так как желание сделать определенное в своей жизни – это работа правого полушария, а непосредственная реализация в жизнь задуманного, это работа левого полушария.

    И таким образам получается, что у человека есть все силы, чтобы реализовать что угодно, это левополушарные, но посылы идут настолько хаотичные и искаженные, что в итоге и реализуется черти знает что…

    Или наоборот, огромный потенциал и богатый внутренний мир не имеет возможность выйти в свет.

    Выход один – гармонизация головного мозга.

    То есть необходимо научиться налаживать переходы импульсов.

    Чтобы более не попадать в ментальные ловушки и не быть абсолютно слепыми, болезненно спотыкаясь о реальность при ясном свете.

    Как это сделать?

    Обратится к или постараться самим вылезти из ловушек.

    А процесс вылазки из ловушек, это действия. Я уже из статьи в статью повторяюсь, главное на нашем пути, это осознанные действия.

    Отличие в том, что долго идти методом перебора, или с помощью подсказок специалиста. Это как получение карты маршрута, чтобы не заблудиться, и не попасть в новые капканы…Однако даже в этом случае, действовать придется Вам самим.

    Только так мы можем гармонизировать работу головного мозга и свои психологические барьеры перепрыгнуть.

    Слово «барьер» довольно многозначно и чаще всего подразумевает препятствие на пути (в спорте - бег с барьером), но также может иметься в виду пороговое значение какой?либо характеристики (преодоление звукового барьера) и даже запрет (барьер инцеста в психоанализе).

    Психологический барьер - это внутреннее препятствие психической природы, мешающее человеку успешно выполнять определенные действия. Оно состоит в усилении отрицательных переживаний и установок: страха, тревоги, низкой самооценки, стыда, чувства вины и т.д.

    Часто бывает, что со временем психологический барьер обретает характер комплекса из?за объединения разного рода идей, установок и выработанных привычек, а тревога может перерастать в фобию .

    Страх каких?либо начинаний в современной психологи относят к новым типам фобий (неофобии). Их стали диагностировать в профессиональной деятельности человека. Сюда относятся люди, которые боятся смены привычных способов осуществления деятельности и которых обычно называют консервативными. В группе риска - люди, имеющие относительно продолжительный стаж работы в одной сфере. Есть исследования, которые показывают, что возможность появления неофобии особенно повышается у людей после 40 – 45 лет.

    Действительно, довольно большое количество людей имеет психологический барьер начинать что?либо важное в своей жизни : вступить в отношения, получить еще одно образование/профессию, организовать карьерный рост, сменить работу, организовать собственный бизнес «с нуля», поменять квартиру, переехать в другой город или страну, сменить свое окружение, заняться новым увлечением (хобби) и т.д. В обыденной жизни можно услышать жалобу: надо начать все сначала, но уже поздно! Лингвистически эта фраза содержит «токсичные» установки : поменять следует сразу все, придется вернуться к состоянию «нуля», есть срок, после которого уже предпринимать что?либо не имеет смысла.

    Как раз не стоит менять все и сразу! Все самые важные перемены следует осуществлять комфортно и поэтапно. Следует правильно использовать свой опыт: никакого нуля в опыте нет! В любом возрасте можно менять свою жизнь и становиться эффективным! В истории человечества множество примеров, когда люди в зрелом возрасте круто меняли свою жизнь, достигая высот и делая счастливым себя и свое окружение!

    Конечно, в каждом конкретном случае установки, которые скрываются за психологическим барьером, имеют индивидуальный характер. Консультанту важно уметь их правильно диагностировать и затем подбирать нужные средства помощи. В моем авторском методе «Коучинг жизненного пути личности» разработан целый комплекс средств, направленных на развитие данной компетентности. А для клиентов создана целая серия консультационных сессий, позволяющих быстро и эффективно справиться с подобными сложностями.

    Что же скрывается за обсуждаемым типом психологического барьера? Чаще всего это следующие симптомы:

    • Страх неопределенности.
    • Отсутствие мотивации к выходу из достигнутой зоны комфорта.
    • Низкий уровень развитости инициативной самостоятельности (субъектности).
    • Выработанный сценарий жизни, который не создает должной направленности в будущее и не ориентирован на преобразования себя, своего пути, достижение нового.

    Чаще всего два первых симптома из этого списка преобладают. Именно поэтому мы остановимся на них. Кроме того, двум другим уже посвящен целый ряд статей автора, доступных для прочтения в режиме онлайн.

    Итак, чтобы статья стала для читателя практическим инструментом уже сейчас, выполните простую диагностику. Для этого осуществите следующие шаги интеллектуального алгоритма, который я предлагаю своим клиентам в подобных случаях:

    • Оцените, какого рода изменения из перечисленных выше (отношения с близкими, социальное окружение, работа, образование, карьерный рост, собственный бизнес, место жительства, финансовое благополучие и т.д.) вызывают наибольшие сложности?
    • Сформулируйте возможный желаемый результат изменений.
    • Начните представлять желаемый результат в выбранном контексте детально так, как если бы он уже произошел, и отслеживайте, какие мысли и чувства у вас возникают.
    • Представьте более детально сам ход и процесс достижения (свою активность, систему действий).
    • Отследите для себя различия между представлением результата и хода реализации.

    Если что?либо не получилось сразу, то повторите этот шаг или даже весь алгоритм несколько раз. В итоге оцените сами, в чем сложность: она больше в негативных состояниях (беспокойство, тревога, страх и т.д.) или недостатке мотивации из?за достигнутой зоны комфорта? Кроме того, вам сразу станет очевидным еще один аспект сложности: дело в качестве самих изменений или в вашей активности (вам сложно представить себя реализующим изменения). Что совсем не одно и то же, это следует хорошо различать. Ведь чем лучше знаешь своих «врагов», тем больше шансов найти варианты справиться с ними. Наиболее общим отличием будет следующее: «страх» имеет более выраженную чувственную окраску, и эмоции преобладают над размышлениями, а проявление зоны комфорта чаще, наоборот, связано с множеством «фоновых мыслей», отговорок, что происходит в относительно нейтральном состоянии (эмоциональный фон незначительный и чаще всего связан с сожалениями от упускаемой выгоды). Для страха неопределенности также характерно отсутствие четких представлений (внутренних образов) о результате и процессе изменений.

    Теперь остановимся более подробно на каждом из симптомов .

    Говоря о симптоме «страх неопределенности» , важно изначально отличать тревожность и фобию .

    Под словом «страх» люди склонны понимать один из видов чувственного психологического барьера. Например, довольно часто можно услышать: я боюсь выступать перед аудиторией. Это зачастую не означает, что у человека именно фобия на зрительный зал. Скорее всего, у него проявляется тревожность.

    Если упрощенно выделить главное, их можно различать как проявление страха различной интенсивности. Не вдаваясь во множество профессиональных тонкостей отличия страха от фобии, можно отметить, что

    тревога - это проявление негативных эмоций, связанных с несоответствием ожиданиям и привычному положению дел, предчувствие негативного исхода или опасности.

    Она не является патологическим состоянием, а наоборот, связана с подсознательной мобилизацией психических сил организма для преодоления потенциально негативной, опасной ситуации. Людям свойственно тревожиться, иначе человеческие существа были бы лишены важнейшей информации от наших биологических индикаторов, которые все время «на чеку». Например, стоит почувствовать запах дыма или бытового газа, как человек начинает беспокоиться о своей безопасности. Иногда тревогу определяют как легкое (невысокой интенсивности) проявление страха. Фобия - это сильно выраженный (очень высокой интенсивности), патологический страх, не поддающийся логическому объяснению, устойчивое переживание излишней, неконтролируемой тревоги. Оно сопровождается мощной физиологической реакцией: оцепенение, напряжение мышц, задержка дыхания, потение рук и т.д. Кроме того, фобия неопределенности имеет, как правило, широкий охват ситуаций. Иными словами, если человек боится любых новых обстоятельств, то у него фобия! Например, он очень боится позвонить в новую организацию, пойти в незнакомое место, поехать другой дорогой, записаться на прием к незнакомому врачу и т.д. На Западе неофобию эффективно лечат при помощи психофармакологии, но она не настолько опасна для того, чтобы прибегать только к такому способу борьбы; также хорошо работают психотерапевтические практики.

    Читателю сразу полезно определиться, проявляется ли у него тревожность в отношении новых начинаний или же действительно он «панически боится» всего неизвестного . Для этого полезно вернуться к итогам диагностики.

    Достаточно оценить интенсивность эмоционального состояния и вспомнить типичные физиологические проявления. В случае неофобии, что бывает крайне редко, следует обратиться к психотерапевту.

    В ситуации проявления тревоги имеет смысл понять то, с чем она связана. Ниже приводится чек?лист наиболее распространенных причин:

    • Тревога перед отсутствием опыта.
    • Тревога потерпеть полный крах, не справиться с «большим делом».
    • Тревога отсутствия стартовых ресурсов (денег, здоровья, времени).
    • Тревога ошибиться.
    • Тревога слишком большой ответственности, не достигнуть «идеального» качества результата, не быть совершенным (перфекционизм).
    • Тревога потерять то хорошее, что имеешь.
    • Тревога возрастного ограничения.
    • Тревога растратить себя (силы, энергию и т.д.).
    • Тревога плохо выглядеть в своих собственных глазах.
    • Тревога плохо выглядеть в глазах других людей.

    Первые восемь вариантов показывают собственно содержание причин - то, вокруг чего возникают тревожные состояния, а два последних - локализацию возможной негативной оценки («я» – «другой»).

    Знание того, что именно вызывает беспокойство, уже является частью решения сложности. Кроме того, тревога (страх) сообщает дополнительную энергию, которой можно пользоваться! Как же это можно сделать? Один из общих механизмов трансформации тревоги довольно прост, он связан с изменением смысла и отношения сначала к самому состоянию, а затем к его причине, после чего полезно прояснить все, что связано с неопределенностью, так как неизвестность следует «лечить» ясностью.

    1. Определите ваше личное позитивное намерение данного состояния. Для этого подумайте о том, что важного и при этом полезного заложено в тревоге? Найдите (запишите) несколько ответов. Например, она как минимум не оставляет вас равнодушным, побуждает искать выход из ситуации. Помогает вам сосредоточить свое внимание на причине тревоги, чтобы не пропустить возможную проблему. Может быть, тревога - это способ вашего бессознательного вовремя предупредить и дать вам хорошо подготовиться, прежде чем осуществлять какие?либо изменения? Тогда степень тревоги (интенсивность) - это критерий вашей внутренней готовности? В итоге тревога не столько останавливает вас, сколько призывает к еще большей активности на стадии подготовки перемен?
    2. Найдите новый смысл причины тревоги. Для этого подумайте о противоположных случаях, таких ситуациях, когда причина приносила позитив. Например, в отношении «страха ошибки». Ошибки показывают продвижение. Есть ли хоть один человек, который без единого падения освоил тройной тулуп в фигурном катании? Опытный тренер скажет, что смена типа ошибки показывает уровень умелости! Тогда, возможно, промахи и оплошности - это первичные спутники опыта? И наоборот, справедливо утверждение: если вы не ошибались, значит, не научились ничему принципиально новому?
    3. Выявите собственный «рычаг управления» беспокойством, определите «порог чувствительности» . Осознайте, что именно будет уменьшать интенсивность тревоги? Что больше всего влияет на вашу эмоциональность в данной ситуации? Если позитивный смысл тревоги был в готовности к переменам, от каких ошибок данное переживание вас оберегает? Тогда что конкретно вам следует учесть? Каких именно ошибок избежать? Составьте список шагов, осуществление которых сведёт к минимуму данный тип ошибок. Например, если вы боялись потерять деньги, то что следует учесть в планируемых изменениях? Какие риски будут минимальными? Кто и что вам поможет получить финансовую гарантированность всего предпринимаемого? Найдите «порог чувствительности». В данном случае: сколько денег для вас критично потерять? Создайте шкалу «много» – «мало» тревоги: 1000 рублей, 5000, 10000, 20000 и т.д.? Найдите индивидуальный критерий. После этого оцените, в каких ситуациях планируемые перемены будут полностью приемлемы (безопасны). Разработайте несколько вариантов управления степенью интенсивности своего состояния. Например, в случае если перемены заключались в игре с «акциями», сколько конкретно можно вложить средств относительно легко для начала и на какой период? Определите точные границы.
    4. Найдите позитивные результаты и эффекты преодоления тревоги. Подумайте о том, что конкретно произойдет позитивного, когда вы справитесь с вашей тревогой. Что это будет значить для вас и вашей жизни? Также найдите несколько «расширительных» обогащающих смыслов. Например, в случае с финансами: как положительный исход получения пассивного дохода от вложения в акции изменит ваше благосостояние? Что вы на эти деньги через 3 – 5 лет сможете приобрести? Как такой опыт преодоления тревоги повлияет на вашу личность? Что большего вы получите?
    5. Усильте свою самооценку и обогатите представление о своем личностном своеобразии. Когда вы преодолеете свою тревогу и осуществите перемены, кем вы будете в глазах других людей (значимое окружение)? Кем вы станете в своих собственных глазах? Как расширится ваше личностное своеобразие? Какие роли будут актуализированы? Например, могли бы вы считать себя эффективным управленцем собственных состояний? Или, может быть, хозяином жизни? Кто вы?
    6. Проведите экологическую проверку . Ответьте на вопрос: если вы начнете таким образом управлять своей тревогой, не приведет ли это к ухудшению чего?либо еще в вашей жизни? Все ли уместно и экологично? Если нет, то подумайте о том, что можно предпринять для реализации вашей экологии.
    7. Составьте четкий план осуществления перемен.
    8. Определите триггер , стартовое действие, осуществив который вы точно будете двигаться в нужном направлении!

    Если причин беспокойства у вас было несколько, то проделайте этот алгоритм с каждой из них по отдельности.

    Конечно, выполнение данной психотехники лучше осуществлять вместе с опытным консультантом, но ее шаги специально так описаны, чтобы основные приемы управления «страхом неопределенности» : поиск позитивного намерения, ступенчатое переопределение смысла, нахождение «рычага управления состоянием», создание позитивного результата и его эффектов (определенности), усиление самооценки - можно было относительно просто понять и осуществить самостоятельно. В отличие от многих других инструментов она представляет собой осознанный уровень регуляции опытом человека, когда клиент понимает, что делает, и получает ключи от «секретов» трансформации (действует как субъект). Практика ее реализации обычно усиливает мотивацию к изменениям в целом!

    Получив инструменты преодоления тревоги, полезно перейти к работе со следующим симптомом - отсутствием мотивации для выхода из «зоны комфорта» .

    Всем давно уже известно, что каждому человеку свойственно попадать в собственную зону комфорта , прибывать в ней годами, с большим трудом из нее выходить или даже не расставаться с ней вовсе. Одно из качеств людей высоких достижений - умение быстро обнаруживать свою зону комфорта и легко выходить из нее. Можно метафорично сказать, что они даже имеют психологический иммунитет от застревания в ней, поэтому проявляют особую гибкость и не являются консерваторами!

    Что же скрывается за зоной комфорта? Самым обычным ответом, который можно услышать от большинства людей, - лень . Но так ли это на самом деле? Почему тогда люди, чтобы достигнуть комфорта, что?то предпринимали, а затем вдруг у них насупила лень? Данное понятие - это абстракция, за которой всегда скрывается что?то более конкретное. Здесь так и напрашивается аналогия про еще одну абстракцию, которую высмеивал М.А. Булгаков, говоря словами своего персонажа профессора Преображенского:

    «Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза, и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах ».

    За ленью скрывается энергосберегающий режим функционирования, при котором возможные более высокие результаты кажутся либо не реалистичными , либо слишком неподъемными, когда вложения усилий не оправдывают достигаемое .

    Зона комфорта - жизненное пространство, в котором человек чувствует себя уверенно и защищенно. У этой зоны есть «виртуальные границы» - пространственные, временны е, социальные. Выстраивая их, человек реализует намерение сделать свое существование предсказуемым и привычным, в итоге - комфортным. Основная причина попадания в эту зону - низкий уровень потребности в достижении или существенное понижение притязаний после достигнутого ранее.

    Человек как бы оттормаживает свою способность к активной деятельности в направлении самореализации. Все достигнутое ему начинает казаться удачной «синицей в руках», которая значительно лучше «журавля в небе», за которым еще надо гнаться! Люди обычно говорят, я мог бы достичь большего, но мне лень, я и так уже многого добился . Звучит как самооправдание собственного бездействия. Основным проявлением симптома застревания в зоне комфорта как раз являются отговорки относительно достижения большего.

    Что же делать в таком случае? Кстати сказать, если человек ищет ответ на этот вопрос и нашел подобную статью, это означает, что внутренний голос позитивного сомнения существует и в человеке периодически борются два состояния: желание идти вперед и энергосберегающий режим комфорта.

    Большинство статей и различных изданий сводятся к примитивным советам: займитесь спортом, кулинарией, сходите в театр или на выставку, организуйте путешествие, найдите клуб по интересам и т.д. Возможно, они и скрасят ваше существование, но, к сожалению, ничего кардинального в жизни не изменят. Скорее всего, через некоторое время предпринятые шаги просто дополнят имеющуюся зону комфорта!

    Моя многолетняя практика консультирования показывает ряд случаев, когда люди обращаются за коучингом в подобных ситуациях. Среди них следующие:

    • Существенное снижение привычного комфорта (например, в кризис заработная плата упала в два раза).
    • Угроза потерять в будущем достигнутое (например, есть серьезная тенденция, что данный бизнес либо перестанет приносить существенный доход, либо вовсе перестанет быть актуальным).
    • Позитивный, индивидуально значимый (референтный) пример кого?то из знакомых, кто даже с меньшими стартовыми возможностями достиг значительных результатов относительно адекватными вложениями ресурсов (сил, денег, времени и т.д.)!

    По моим наблюдениям негативно мотивированных людей в этом списке значительно больше, чем мотивированных позитивно. Это соответствует выводам А. Маслоу о том, что людей, стремящихся к самосовершенствованию (самоактуализации) примерно 2%. Давайте поразмышляем, почему люди естественным образом выходят из зоны комфорта по указанным выше причинам.

    Как известно, к хорошему быстро привыкаешь, и, когда случается кризис, человек не готов мириться с возникшими потерями или нависшей угрозой, которая может лишить всего. В этом случае он довольно легко включает внутренний механизм доступа к давно уже имеющимся психологическим ресурсам для совершения очередного «чуда». Действительно, человек, застрявший в зоне комфорта имеет значительный опыт определенных достижений, вокруг которых данная «благостная» среда, как правило, бессознательно у него выстроилась. Третий рассмотренный случай спонтанных вариантов выхода из зоны комфорта связан с позитивной мотивацией. Хорошая новость: всем свойственно стремление к лучшему. Вопрос лишь в том, будет ли заряд мотивации такой силы, чтобы человек перестал «лениться» и начал активно действовать. Анализ спонтанных способов выхода из собственной «тихой заводи» может послужить основой построения эффективной стратегии преодоления данного симптома. У читателя есть шанс воспользоваться одновременно двумя инструментами: слегка напугать себя возможностью потерять всё и затем создать мощный «магнит», манящий вас за горизонт собственных достижений.

    Исследование самого состояния «зона комфорта» у клиентов показало, что в его структуре имеются следующие компоненты:

    • Отсутствие четкого представления о желаемых результатах более высокого уровня (наличие лишь набросков возможного продвижения) и детального плана их реализации.
    • Периодическое «взвешивание» значимости потенциальных достижений с расходом имеющихся ресурсов (сил, времени, денег и т.д.), которое происходит не в пользу активных действий.
    • Стереотипы, останавливающие продвижение вперед (ограничивающие убеждения), например: «Я не в том возрасте, чтобы снова бегать, как угорелый!».
    • Стабилизаторы текущего состояния (вторичные выгоды), делающие его достаточно прочным в отношении изменения.
    Работе с ограничивающими стереотипами (убеждениями и бессознательными установками) посвящен целый ряд специальных техник в технологии «Коучинг жизненного пути личности», они представляют собой лингвистически тонко выверенную работу психотерапевта, поэтому она не обсуждается в данной статье подробно.

    Таким образом, подводя итог всему сказанному выше,

    в стратегии выхода из зоны комфорта должно произойти следующее: актуализация негативных мотивов, преодоление стереотипов, нахождение высших смыслов саморазвития (особая привлекательность), формулирование нового этапа самореализации, который не требует слишком больших затрат, удовлетворение выгод от состояния бездействия.

    Конечно, лучше всё это осуществлять под руководством профессионального коуча, способного реализовать индивидуальный подход. Но вместе с тем читателю можно предложить универсальный инструмент для самостоятельного достижения определенного прогресса.

    Для выхода из зоны комфорта я предлагаю своим клиентам осуществить шаги описанной ниже технологии:

    1. Составьте список ваших самых значимых достижений жизни в различных контекстах. Анализируя свой опыт, подумайте, чем вы по?настоящему дорожите в своей зоне комфорта. Если суммировать всё приобретенное и накопленное, в чем смысл прожитых лет и реализованных свершений? Что может стать смыслом вашей жизни, предназначением в последующие 5 – 10 лет?
    2. Поиграть в игру «Как если бы». Ответьте максимально подробно на вопрос (напишите эссе): если бы вложение ресурсов было бы относительно легко «подъемным», что стало бы следующей ступенью вашей самореализации? Включите своего мечтателя и создайте проект возможного амбициозного продвижения. Выберите 3 – 5 наиболее значимых контекстов жизни и ответьте, что будет для вас «новым уровнем» существования в профессии, семейных отношениях, здоровье, образовании/саморазвитии и т.д. Помните, что здесь речь идет о жизненно важных достижениях, которые действительно способны поменять что?либо кардинально.
    3. Используйте модели S.M.A.R.T. (или «Хорошо сформулированного результата») для уточнения амбициозных целей вашего желаемого будущего.
    4. Создайте вариант плана реализации придуманного проекта вашего нового будущего. Запишите его в виде алгоритма относительно простых действий.
    5. Оцените, какие конкретно ресурсы действительно понадобятся? Подумайте о том, как их можно оптимизировать, сделать так, чтобы вложения были существенно ниже получаемых моральных и материальных дивидендов. Для этого вспомните свой опыт реализации самых амбициозных планов и определите внутренние и внешние ресурсы, которые привели к успеху.
    6. Найдите в своем ближайшем окружении 2 – 3 человек, которые решали схожие задачи. Расспросите их подробно о стратегии действий. Подведите итог всего найденного и оптимизируйте ресурсы.
    7. Подумайте, что будет, если вы потеряете достигнутое в зоне комфорта? Как изменится ваша жизнь? Перечислите, чего вы лишитесь. Подумайте, при каких обстоятельствах это может произойти. Какие внешние и внутренние кризисы могут привести к негативному исходу?
    8. Определите, какие ценности в кризисе нарушатся (семья, самореализация, статус, деньги и т.д.)? Ответьте на вопрос, что будет являться самой лучшей защитой этих ценностей, в чем будет заключаться «подушка безопасности» для вашей жизни в целом? Как выход из зоны комфорта может обеспечить персональную защиту от возникновения этих угроз и различных рисков?
    9. Сформулируйте, какие ценности у вас лично лежат выше, чем указанные в предыдущем пункте? Например, это могут быть ценности высшего порядка: наследие другим поколениям, воспитание детей, развитие какой?либо области (науки, искусства, спорта) и т.д. Как они могут реализовываться в созданном вами проекте желаемого будущего? Если такая связь не очевидна, проявите ее максимально конкретно, связывая ценность и возможные достижения.
    10. Обогатите свое личностное своеобразие. Ответьте на вопросы: реализовав новый уровень своего существования, кем вы станете? Как изменится ваша профессиональная роль? Что скажут про вас близкие, коллеги и знакомые? В чем материализуется ваша лучшая версия себя?
    11. Составьте список выгод текущего состояния. Сюда относятся комфорт, стабильность, экономия средств и т.д.
    12. Определите, как каждую из них можно удовлетворить самым лучшим образом. Например, как комфортнее всего выйти из зоны комфорта? Что еще больше усилит вашу стабильность в будущих достижениях? Как экономнее всего вложить ресурсы в новое будущее? И т.д.

    Конечно, эта технология рассчитана на тех, кто готов ей уделить должное внимание, время и усилия. Для человека, который никогда не проходил коучинговых сессий, она может показаться объемной и не слишком простой для реализации. Именно поэтому в свое время были созданы тренинговые и коучинговые программы.

    Те, кто не хотят и не любят ходить в тренажерный зал, обычно обращаются к тренеру, грамотно сопровождающему процесс улучшения физической формы. Он знает, как правильно и наиболее легко достичь результата. Хотя возможны комбинации. Например, получить разовую консультацию с подробным описанием всего, что надлежит сделать, а затем самостоятельно осуществлять предложенное. Также есть вариант, когда можно самому экспериментировать в тренажерном зале, просто прочитав различные статьи на эту тему. Правда, большая часть людей не обладают таким высоким уровнем самоорганизации для того, чтобы всё делать правильно и с нужной регулярностью. С психологическими трудностями дело обстоит еще сложнее, так как даже наличие эффективной технологии не гарантирует того, что причины проблем не лежат гораздо глубже обсуждаемых симптомов. В таком случае очень важен опытный профессионал — консультант, способный по?настоящему глубоко помочь.

    В рамках данной статьи предпринята серьезная попытка довольно практично поговорить о наиболее распространенных сложностях, встречающихся у людей. Ответственность за распоряжение полученными знаниями лежит на вас. В какой форме и как вы будете действовать дальше - ваш собственный выбор. Уверен, зная себя, вы сможете подобрать наиболее комфортный и эффективный вариант продвижения вперед. Вам могут пригодиться , видеоуроки на следующие темы: «Поиск своей страсти» и «Достижение амбициозных целей» , а также статьи: «Почему люди откладывают «на потом» самое важное в жизни, и как с этим быть?» , «Будьте счастливы на работе: три фактора, влияющие на удовлетворенность в профессиональной деятельности и качество жизни» , «По щучьему веленью»: почему люди завидуют Емеле» .

    Желаю вам впечатляющих достижений и удовольствия на пути дальнейшего саморазвития!

    НАТА КАРЛИН

    Общение настолько привычная категория существования людей в социуме, что мы просто перестаем ее замечать. Без общения человек, да и не только человек (любое живое существо, обитающее в конкретном социуме) не мыслит себя. Люди общаются дома, на улице, в транспорте, на работе и т.д. Мы привыкли к тому, что слышим речь и понимаем ее, а если не понимаем, то учим язык, и . Однако препоном для общения между людьми становятся не столько языковые барьеры, существуют психологические барьеры общения. «Переступить» их самостоятельно можно, нужно только знать как правильно поступить.

    Трудности и виды барьеров общения

    Вы когда-нибудь разговаривали с человеком, который явно не хочет с вами разговаривать? Не понятно почему, между вами и ним стоит невидимая стена, сквозь которую не только не поступает от него информация, но, как вам кажется, и он мало что понимает из вашей речи. Именно эта невидимая преграда и называется барьером в общении в психологии. Истоков появления этой причины множество:

    Характер человека;
    Воспитание;
    Уровень образования;
    Возраст;
    Статус в социуме;
    Сложившаяся ситуация и другое.

    С уверенностью нужно отметить, что с этой проблемой сталкивался каждый человек, живущий на планете Земля.

    В процессе общения, причины, которые ставят барьер между людьми, бывают сознательными и бессознательными. Сознательные причины – это те, которые человек может объяснить себе и собеседнику. Бессознательные, когда истоков нарушения общения люди не могут понять и объяснить. Особенно сложно наладить контакт в том случае, если оба партнера имеют трудности с общением.

    Итак, на какие виды барьеров психология подразделяет общение?

    Семантический барьер

    Подобный барьер возникает от разночтений слов и понятий, которыми оперирует собеседник. Это самый распространенный барьер, потому что для всех людей одинаковые вещи трактуются по-разному. Для одного мужчины лучшая жена – это хозяйка, мать его детей, умница и красавица, а для второго – та, которая ему не перечит и молча сидит дома с детьми, не имея права голоса. Поэтому утверждение из уст мужчин о том, что все женщины одинаковые, звучит по-разному. Говорят они одну и ту же фразу, но звучит она для каждого по-своему. Понимая, что не нашли единого русла в разговоре, собеседники сталкиваются с барьером на пути к взаимопониманию и согласию. Для преодоления конкретно этого барьера, собеседники должны иметь представление о мире и жизни, которыми живет оппонент. Нужно знать обороты речи собеседника, его манеру высказывать мысли, чтобы не возникало разночтений в произнесенных фразах. Если вы видите, что ваш собеседник находится в замешательстве, пытаясь расшифровать мысль, которую вы вкладываете в ту или иную фразу, не торопитесь, остановите свой монолог, и объясните партнеру, что вы имели в виду. Расшифровывайте теми словами и понятиями, которыми оперируют большинство людей, чтобы максимально доходчиво донести до собеседника мысль.

    Логический барьер

    Логический препон в разговоре – это , а затем их выражать с помощью речевого общения. Это люди, которые не могут подобрать слова для выражения определенной ситуации или не в состоянии справиться с потоком мыслей и эмоций, пролетающим в его мозгу. Причинами подобных проявлений могут стать следующие факторы:

    Сталкиваясь с таким человеком, наберитесь терпения, слушайте его с олимпийским спокойствием, и спрашивайте. Только в этом случае, вам удастся дождаться «рационального зерна» из всего услышанного. Если вы сами являетесь таким человеком, следуйте правилам:

    Слушайте внимательно тех людей, которые умеют красиво говорить. Наверняка, среди ваших знакомых есть такие;
    Купите обучающую литературу. Это может быть учебное пособие по логике или мастер класс по искусству ораторов;
    Сходите на курсы ораторов.

    Попросите друзей помочь вам преодолеть логический барьер с помощью «обратного общения» и их рекомендаций.

    Фонетический барьер

    Это выражение своих мыслей не точно, не понятно для оппонента. Это очень мешает воспринимать информацию, которую вы доносите. Если вы подозреваете, что техника вашей речи недостаточно профессиональна, но внимание собеседника вам необходимо удержать во что бы то ни стало, есть несколько рекомендаций:

    Барьеры в деловом общении преодолеваются следующим путем: слушайте собеседника и приспосабливайтесь к его манере выражать мысли и говорить. Особенно любезно с вашей стороны будет по теме беседы;
    Барьеры в неформальном общении переступить проще – вы объясняете собеседнику, что не понимаете его, и вместе ищете выход из ситуации. Только делать это нужно очень мягко и тактично, чтобы

    Барьер модальности

    Человек способен воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств:

    Зрение;
    Слух;
    Обоняние;
    Осязание;
    Вкус.

    Однако для каждого из людей существует приоритетный орган, основываясь на восприятии которого мы и рисуем собственную картину мира. Это и называется модальностью. Человек, обладающий слуховой модальностью, с меньшей степенью доходчивости воспринимает визуальную или осязательную информацию. Чтобы определить модальность собеседника, графики включайте аудиозаписи или видеоролики, прикасайтесь. Каждое действие подкрепляйте соответствующими глаголами: видеть, слышать, чувствовать и т.д.

    Личностный барьер

    Личностный барьер ставится между людьми в том случае, если один из собеседников, по определенной причине, не нравится другому. Однако некоторые люди более лояльны к недостаткам других, поэтому им легче преодолеть в себе . В противном случае, общение между людьми становится невозможно. Это происходит от того, кто не может остановиться в своих ощущениях дискомфорта или обладает теми недостатками, которые раздражают собеседника: медлительность, невоспитанность, суетливость и т.д. Не стесняйтесь прослыть невеждой, сообщите собеседнику о том, что вас так раздражает в его поведении. Однако не забывайте и о том, что все мы не без недостатков, поэтому .

    Мотивационный барьер

    Этот барьер имеет место в тех случаях, когда мотив вступления в разговор у людей разный. Например, вы хотите поговорить с мужем о , а он — обсудить с вами проблему . В этом случае люди не только не поймут друг друга, это может привести к возникновению конфликта в семье. Для того, чтобы избежать неприятностей, перед началом разговора озвучивайте тему, на которую вы хотите пообщаться.

    Барьер некомпетентности

    Этот барьер зачастую возникает между сотрудниками. Собеседника раздражает некомпетентность второго, благодаря этому возникают такие чувства, как:

    Злость;
    Досада;
    Ощущение, и т.д.

    Выхода из этой ситуации два:

    Ненавязчиво объяснить человеку о том, что он несостоятелен в данном вопросе, и помочь добиться совершенства;
    Закончить разговор, и больше не заводить его на эту тему с данным собеседником.

    Выбор сделать можно исходя из ваших целей.

    Этический барьер

    Этот вариант встречается там, где происходит общение между людьми разного уровня воспитания. В этом случае, следует либо принять точку зрения собеседника и не стараться его перевоспитывать, либо уйти от общения. Как правило, люди, имеющие общую цель, стараются найти обоюдное согласие, и продолжать делать общее дело.

    Барьер стилей общения

    Все люди имеют собственный стиль общения, который зависит от следующих факторов:

    Характера;
    Импульсивности;
    Воспитания;
    Профессиональных особенностей и т.д.

    Стиль общения человека формируется годами, и изменить его, если не невозможно, то крайне сложно. Мотиваторами стиля общения людей в социуме выступают:

    Самоутверждение в обществе;
    Поддержка;
    ;
    Отношение к окружающим;
    Отношение к самому себе;
    Манера влияния на окружающих и т.д.

    Как правило, собеседнику, преследующему определенную цель, приходится принять стиль общения другого человека.

    Эстетический барьер

    Вам приятно общаться с неопрятным человеком, от которого дурно пахнет? Найдется не много людей, которые «закрывают глаза» на эту проблему. Поэтому неприязнь, возникающая при виде такого индивидуума, распространяется и на общение с ним. Только в случае крайней необходимости, происходит контакт с подобными людьми.

    Социальный барьер

    Здесь немаловажную роль играет социальный статус собеседника в обществе. Однако это подсознательная установка человека, которая исчезает в тот момент, когда человек не знает статуса, находящегося перед ним собеседника.

    Барьер отрицательных эмоций

    Вы когда-нибудь разговаривали на отвлеченные темы с человеком, крайне раздосадованным какой-либо проблемой? Это невозможно! Либо вы не можете увести его мысли в русло предстоящего разговора, либо принимаете на свой счет все (которые с вами никак не связаны). В этом случае, серьезные и значимые разговоры, откладываются до лучших времен.

    Барьер установки

    Это один из самых неприятных барьеров, которые возникают между людьми. Зачастую, общественное мнение (сплетни) бежит впереди того, о ком оно возникло. Собеседник может не знать вас, как человека, но быть «наслышанным» о вас. Честно спросите человека, что конкретно является его причиной в . Разберитесь в сложившейся ситуации, и объясните ему, что он ошибается.

    Барьер двойника

    Зачастую мы ждем от собеседника того же, что сделали бы сами. Иллюзии на этот счет воспринимаются другой стороной, как навязывание собственного мнения. Не ждите от партнера проявления собственных черт характера или ответной положительной реакции на ваши высказывания.

    Барьер грубости

    Этот вид барьера относится к плохому воспитанию людей. В ответ на наши реплики, следуют агрессия и невежество. Вариантов два:

    Перетерпеть и промолчать;
    Уйти от разговора, и не общаться с этим человеком.

    Второй вариант развития событий, в этой ситуации, наиболее приемлем.

    Барьер неумения слышать и слушать собеседника

    Этот барьер обусловлен невниманием человека к чужим проблемам, невоспитанностью или отсутствием интереса к теме разговора. Чаще, неумением слушать собеседника, страдают люди, которые зациклены на собственном «я» и своих проблемах. Если вы нуждаетесь в этом общении, говорите так, чтобы человеку стало интересно вас слушать. Меняйте тему разговора, но в результате возвращайтесь к мысли, которую вы стараетесь до него донести. При этом помогает , мимики, смена интонации.

    Чаще других сталкиваются с барьерами в общении следующие категории людей:

    ;
    Невоспитанные;
    Уровень образования которых ниже среднего;
    Недоверчивые и мнительные;
    Эгоцентричные;
    Склонные к манипулированию другими людьми;
    Старающиеся извлечь выгоду из всего, что происходит вокруг;
    Недовольные собой, своей жизнью и положением в обществе.

    Список этот бесконечный. Главное, если вы чувствуете, что при любом развитии событий, между вами и собеседником встает барьер в общении, ищите истинные причины его появления, работайте над собой, но не прекращайте общаться.

    1 марта 2014, 14:24

    Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие. Итак, каковы же основные виды барьеров в общении?

    Барьеры коммуникации. Это барьеры в общении, связанные с обменом информацией между собеседниками в ходе общения.

      Семантический барьер. Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Например, для одной девушки хороший муж – это тот, кто любит ее, заботится о ней, зарабатывает достаточно денег, хочет ребенка, любит проводить с ней вместе время; а для другой – тот, который редко пьет и редко бьет ее. Поэтому говоря на одну и ту же тему – «какие же все мужики одинаковые», – они на самом деле будут говорить о разном и могут столкнуться с непониманием друг друга. Для того чтобы разрушить этот барьер, необходимо хорошо понимать партнера и его картину мира – те смыслы, которые он вкладывает в различные понятия.

      Логический барьер – это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий. Или ему бывает сложно подобрать слова для тех сложных мыслей, которые пробегают в его голове. Если вы столкнулись с таким собеседником, то наберитесь терпения: слушайте его очень внимательно и задавайте вопросы – это поможет вам получить необходимую информацию.

      Фонетический барьер – это плохая техника речи, когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию. Если вы заинтересованы в общении с этим человеком, т. е. несколько вариантов. При формальном или деловом общении вам придется приспособиться к его манере говорить, изредка переспрашивая в непонятных моментах. При неформальном или дружеском общении вы можете в мягкой форме донести до собеседника, что вам сложно понимать его из-за некоторых особенностей его речи.

      Личностный барьер. У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении. Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнеров по общению.

    Барьеры взаимодействия. Это барьеры, связанные с взаимодействием с человеком во время общения и возникающие из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в позициях собеседников есть существенные различия.

      Мотивационный барьер в озникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы вступления в контакт. Например, вы хотите поддержки от подруги, а она хочет, чтобы вы обсудили ее новое платье. В таком случае вы можете столкнуться с непониманием и даже поругаться. Чтобы этого не произошло, полезным будет вовремя обозначать собственные мотивы: «Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержала, а потом обсудим платье».

      Барьер некомпетентности. Вас может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные для вас глупости. Это вызывает чувство злости и потерянного времени.

      Этический барьер возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению. Главное – не пытаться перевоспитать или осмеять вашего собеседника. Гораздо правильнее свернуть общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.

    Барьеры понимания и восприятия – это барьеры, связанные с восприятием и познанием друг друга, а также с установлением взаимопонимания на этой основе.

      Эстетический барьер возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности. Не думать об этом бывает сложно, однако необходимо, ведь этот контакт может быть для нас очень важен.

      Социальный барьер. Причиной затруднений в общении может быть разный социальный статус партнеров. Если они придают значение социальному положению друг друга и для них оно может быть препятствием, это способно осложнить общение. Но ведь для многих ситуаций статус неважен – например, для обсуждения вашего любимого занятия или поддержки друг друга.

      Барьер отрицательных эмоций. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется в каких-то иных вещах – обстановке в семье, проблемах на работе или личностном кризисе. Однако в случае, если отрицательные эмоции собеседника существенно препятствуют разговору, его лучше отложить на другое время.

      Барьер установки. Очень часто общение осложняется, если ваш партнер изначально имеет не очень хорошее мнение о вас. В большинстве случаев правильнее всего будет обсудить этот вопрос и честно спросить об этом собеседника, попытаться объяснить ему, что он ошибается. В тех ситуациях, когда это невозможно, постарайтесь просто учесть этот факт и строить свое общение с партнером достаточно аккуратно. Когда пройдет какое-то время и он поймет, что его установка ничем не подкрепляется, она может исчезнуть сама собой.

      Барьер «двойника» . Он заключается в том, что мы невольно думаем о нашем собеседнике как о самом себе: приписываем ему наши мнений и взгляды и ждем от него тех же поступков, которые сами бы совершили. Но он другой! Важно не забывать об этом и стараться воспринимать и запоминать все то, что отличает его от нас.

    Введение

    1. Психологические барьеры в общении.

    1.1. Коммуникативная депривация.

    1.2.Функции психологических барьеров.

    1.3. Пути преодоления психологических барьеров.

    Список используемой литературы.

    Введение

    Проблема трудностей межличностного общения привлекает в последнее время все большее внимание специалистов. Согласно выполненным исследованиям затрудненное общение представлено разнообразными характеристиками. Столь же многообразны в научной литературе и попытки классификации трудностей общения и вызывающих их причин. Под психологическими трудностями общения следует понимать нарушения контактов и хода взаимодействия партнеров, вплоть до их разрыва, когда общение складывается неблагоприятно, и партнеры (или один из них) испытывают эмоциональное неблагополучие, напряжение, что сопровождается дезадаптацией поведения. Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют их появлению. Ведь у партнеров по общению часто разные, нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие. Чтобы научиться успешно преодолевать такие психологические барьеры, необходимо вооружиться элементарными знаниями сущности потребностей, характеров, установок, темпераментов.

    1. Психологические барьеры общения.

    БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений .

    Существуют так называемые психологические барьеры общения, когда «недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе мешают понять человеку другого. Человек чувствует дискомфорт, тревожность, нервозность, возникают следующие барьеры:

    - «барьер» несовпадения установок;

    - «барьер» сужения функции общения;

    - «барьер» негативной установки;

    - «барьер» прошлого негативного опыта общения, в результате собственных неудач;

    - «барьер» боязни ошибки;

    - «барьер» подражания;

    - «барьер» отсутствия контакта.

    Под барьерами общения подразумеваются те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. С психологическими барьерами чаще всего приходится сталкиваться. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манера общения и, наконец, разное самочувствие. Каждый из этих факторов может стать препятствием на пути к взаимопониманию, породить взаимное недовольство, а то и конфликт. Чтобы успешно преодолевать личностные барьеры, следует вооружиться хотя бы элементарными знаниями о сущности потребностей, характеров, установок, эмоций и т.д.

    В общении необходимо сопоставлять желания свои и партнеров по общению, ибо, если они противоположны и принципиальны, возникает реальная угроза конфликта.

    Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии:

    Возрастной и педа­гогической;

    Социальной;

    Психологии труда;

    Юридической и медицинской;

    Психологии индивидуальных различий.

    Во время общения у его участников наблюдаются различ­ные состояния, у каждого из них проявляются те или иные психические свойства личности. Таким образом, стоя на по­зициях общей психологии, можно исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, и выявлять трудности общения, то есть те характеристики психических процессов, состояний и свойств личности, которые, объеди­няясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающее критериям психологически оптимального об­щения.

    А какое же общение считается психологически оп­тимальным? Психологически опти­мальное общение имеет место тогда, когда в нем осущест­вляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью та­ких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения. При этом было бы ошибочно полагать, что психологиче­ски оптимальное общение - это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъектив­ную дистанцию.

    Поскольку общение - это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеют­ся в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудов­летворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

    Конкретными психологическими причинами этого мо­гут быть:

    Нереальные цели;

    Неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов;

    Неверное представление сво­их собственных возможностей;

    Непонимание характера оценки и отношения партнера;

    Употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

    При изуче­нии трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перцеп­тивных функций. В действительности же эта проблема при­обретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.

    Среди личностных образований, детерминирующих по­становку целей, выделяют мотивацию обще­ния, которая обусловливает трудности межлюдского взаи­модействия. Характер рассматриваемых нами трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотива­ции; ее влияние проявляется в нарушении какой-либо из функций общения (перцептивной, коммуникативной и интерактивной).

    Коммуникативный барьер в общении связанный с возрастным различием. В этих трудностях, связанных с возрастом общающихся, надо обязательно видеть и изучать общее, особенное и еди­ничное, относящееся непосредственно к психологическим характеристикам каждой возрастной группы, и делать по­правку на то, где и почему они возникают у ребенка, подро­стка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и жен­щины, у пожилых и стариков. И особое внимание надо обра­щать на зависимости между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств лично­сти, к постижению дру­гого человека с помощью интуиции.

    К оммуникативный барьер в общении с группами. В общении перед нами всегда малая группа, члены которой по своим общим жизненным установкам, по положению, которое каждому из них хотелось бы занимать в группе, по пониманию роли партнера в их совместном взаимодействии и по обращению с ними могут стоять и часто стоят на диаметрально противоположных позициях. Естественно, все это не может не вызвать трудности в их общении, а порой не породить и конфликты. Кроме того, нельзя не учитывать влияние, которое оказывает на общающихся их окружение.

    Это окружение может быть по-разному значимым для них. И они (один или сразу оба) могут, взаимодействуя, «петь не своим голосом» и подстраиваться к мнению авторитетных для них групп лиц или отдельных людей. Нужно так же иметь в виду, что в условиях неофициального общения в малой группе за каждым членом иногда очень прочно и надолго закрепляется определенная роль (напри­мер, «критикана», «громоотвода», «мальчика для битья» и т. д.). Это ведет к тому, что у всех других членов группы по от­ношению к ним формируются более или менее стойкие сте­реотипы восприятия, эмоционального отношения и обра­щения. И как следствие - у них возникает своеобразная сле­пота и глухота к попыткам людей выйти из рамок порой навязанной им роли и заговорить с членами группы о проб­лемах, не сопрягающихся со сложившимся «имиджем» каж­дого.

    Установлено также, что трудности общения, ис­пытываемые руководителями, порождают неготовность к сотрудничеству. В качестве ключевых выделяются такие ти­пы трудностей общения руководителей, в которых фиксиру­ются прежде всего нарушения инструментальной и социаль­но-психологической функций общения, поскольку именно они «обслуживают» совместную управленческую деятель­ность. В структуре совместной управленческой деятельно­сти выступают три группы трудностей общения.

    Первую группу составляют трудности, связанные с про­цессом вхождения личности в группу. Они могут характери­зоваться следующими личностными особенностями руково­дителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержан­ность.

    Во вторую группу входят трудности общения, связанные с развитием отношений, групповых процессов, с группооб­разованием, сохранением группового единства для руково­дителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление «по­могать» партнеру без «запроса» с его стороны; концентрация на содержание собственного «Я»; отношение к другому челове­ку в рамках «должного», а не реального; декларация псевдо­общности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежнего опыта взаимодействия, норма­тивных предписаний и т. п., в результате чего понятие «Мы» используется не как результат формирования психологиче­ской общности, а декларативно, в чем проявляется отсутст­вие отношения к партнерам и в целом к группе как к реаль­ным субъектам.

    В третью группу включаются трудности общения, связан­ные с отсутствием, несформированностью средств группо­вой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумение вести об­суждение, дискуссию и т.п.

    Были обнаружены специфические пси­хологические трудности общения, нередко возникающие между формальным и неформальным лидерами группы, за которыми стоят не всегда осознаваемые чувства ревности и соперничества.

    К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между взаимо­действующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью общающихся лиц, их членством во враждующих группировках или в группах, значительно различающихся по своей направ­ленности.

    Одна из трудностей рассматриваемого вида может возни­кать из-за плохого владения специфическим языком, харак­терным для общности, с представителем которой приходит­ся вступать в контакты.

    Коммуникативные барьеры в общении с позиции психологии труда. Особый вид трудностей общения может быть проанали­зирован с позиций психологии труда. Как известно, во мно­гих видах деятельности не обойтись без межлюдского взаи­модействия. И, чтобы эти виды деятельности успешно вы­полнялись, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. А для этого они должны знать права и обязан­ности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участ­ника, не должно чрезмерно отличаться от знания этих прав и обязанностей другими участниками деятельности и их испо­льзования и исполнения на практике.

    Когда, например, взаимодействуют мастер и рабочий или сотрудник ИТУ и осужденный, а в армии - офицер и солдат, то они ведут себя, как правило, лишь в соответствии с теми правами и обязанностями, которые каждому из них положены в том или ином виде деятельности. Однако в жизни так бывает не всегда. Например, поведение мастера может не соответствовать эталону, сформированному у ра­бочего. Недостаточная профессиональная компетентность мастера в глазах рабочего, формальное отношение к про­цессу и к результатам его труда могут явиться основанием для возникновения психологических трудностей при их об­щении.

    Н.Г. Зима классифицировала психологические трудно­сти общения в трудовой деятельности и выделила наибо­лее распространенные в этой сфере:

    Коммуникативные – ­отсутствие или искажение информации как по горизонта­ли, так и по вертикали в трудовом коллективе;

    Интерактив­ные – низкий уровень профессионального общения, про­являемый именно при совместном труде.

    С. В. Кривцова рассмотрела сложности общения в трудовой деятельности на примере сферы обслуживания, в которой она выявила избыток ролевого общения и дефицит межличностного, субъект-субъектного общения. Она, безусловно, правильно утверждает, что безадресность, игнорирование личности клиента, ощущение порабощенности обоими участниками общения - все это признаки «профессионального» психо­логически неквалифицированного общения многих продав­цов, парикмахеров, экскурсоводов, преподавателей различ­ных кружков и т. д. Причиной этого является, среди прочего, неумение строить общение с клиентом.

    Коммуникативные барьеры общения с позиции индивидуально-психологических особенностей. Особый интерес представляют трудности, рассматривае­мые в свете индивидуально-личностных различий.

    Общение по­-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится и эгоцентризм. Из-за крайне сильной сконцентрированности на се­бе - своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, пережива­ниях - индивид оказывается неспособным изменить исход­ную познавательную перспективу по отношению к другому субъекту, его мнению и представлению. Эгоцентрическая на­правленность личности прояв­ляется не только в познавательном, но и в эмоциональном и поведенческом планах.

    В познавательном плане эгоцентризм связан с привер­женностью к известному способу решения проблемы, к своему приему рассуждений и доказательств, а это приво­дит к неспособности человека изменить познавательную перспективу, взглянуть иными глазами на других людей.

    В эмоциональном плане он вызывается обращенностью к своим чувствам и нечувствительностью к переживаниям других людей.

    Установлено, что люди с чрезмерной впечатлительностью в характерах, испытывают трудности в общении. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной ро­бости и застенчивости. Вначале они производят впечатле­ние крайне сдержанных, холодных, скованных, что также затрудняет их контакты с окружающими. На личностном уровне анализа у этой группы были обнаружены: повышенный уровень тревоги, эмоцио­нальная неустойчивость, высокий самоконтроль поведе­ния. У них был отмечен высокий уровень самоотрицания, самоунижения. При опро­сах они говорили о своей замкнутости, застенчивости, зависимости.

    Образ «Я» лиц этой группы включал такие параметры, как заниженная индивидуальная и социальная самооценка. Свой образ представлялся им пассивным, простым. Вместе с низким уровнем активности и способности «Я» к изменени­ям такое строение образа «Я» приводит к тому, что субъект становится закрытым для восприятия нового опыта, кото­рый мог бы изменить стиль его поведения и общения, и про­должает продуцировать низкоэффективные формы комму­никативной деятельности.

    Существуют специфические трудности общения с лицами, у которых ярко выражена тревожность. Тре­вожность, возникшая вследствие «нецелостности», «безоб­разности», «слабости» «Я», может приводить к ослаблению «внутреннего контура» контроля его коммуникативной ак­тивности.

    «Не находя себя в себе», «тревожный» пытается «найти себя вовне», в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствительны, а где и иниции­руя их проявление.

    Специфика активности «тревожного» состоит в пред­почтении или инициации им форм деятельности и обще­ния, обеспечивающих обратную связь с высокой вероятно­стью содержания оценок, мнений о нем. При этом общение такого человека может оказаться насыщенным противоре­чивыми выразительными формами и характеристиками его активности, в своей совокупности «транслирующими тре­вожность на собеседника», «размывающими» внешнее вы­разительное поведение «тревожного», а в конечном счете затрудняющими общение с ним. Это, в частности:

    Инициирование «тревожным» оценок и одобрения окружающих посредством подчеркивания своей «ви­ны» (в шутливо-иронической форме), «достоинств» на фоне неуверенности в себе;

    Вызывающая, бравирующая искусственность внешнего выразительного поведения, призванного демонстриро­вать уверенность «тревожного» В себе, но, по существу, скрывающего нужду в положительной оценке его окру­жающими, и нередко воспринимаемая ими как претен­циозность, амбиция;

    Снижение интереса к общению, если оно не содержит оценок активности «тревожного» или не позволяет ему такие оценки инициировать у окружающих, к которым он может одновременно проявлять рефлексивное вни­мание, принимающее иногда грубые формы лести.

    Еще одна трудность, относящаяся к рассматриваемому виду – застенчивость, ко­торая представляет собой личностное свойство, возникаю­щее в определенных ситуациях межличностного неформаль­ного общения и проявляющееся в состоянии нервно-психи­ческого напряжения и психологического дискомфорта.

    При этом застенчивые по своим личностным и коммуни­кативным свойствам не являются однородной группой. Сре­ди них выделены неадаптированные (особо застенчивые и шизоидные личности) и адаптированные (застенчивые).

    Освещая индивидуально-психологические различия между людьми по параметру испытываемых ими трудностей в общении, можно предложить типологию, конечно, очень условную и нуждающуюся в дальнейшем развитии и дора­ботке:

    1) глобальны или парциальны для личности трудности в об­щении;

    2) по отношению к какому контингенту в окружении лично­сти они испытываются;

    3) вид нарушения;

    5) их ситуативность или устойчивость;

    6) глубина нарушений;

    7) источники и причины, вызывающие у личности трудности в общении.