Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Ромашов и шурочка их отношение. В чем трагедия Ромашова? Корпусный смотр, арест Ромашова

    Ромашов и шурочка их отношение. В чем трагедия Ромашова? Корпусный смотр, арест Ромашова

    План Шурочки в повести «Поединок»

    Прочитав повесть Александра Ивановича Куприна «Поединок» и проанализировав, её я пришел к выводу, что главным героем тут является вовсе не Юрий Алексеевич Ромашов, а Александра Петровна Николаева. Именно она является стержнем всего сюжета.

    Обратим внимание на ее описание в повести. Вот как она отзывается о себе:

    «я знаю, что я молода, умна, образованна. Не красива. Но я сумею быть интереснее многих красавиц…».

    Вот как о ней отзывался Назанский:

    «пожалуй, она никогда и никого не любила, кроме себя. В ней пропасть властолюбия, какая-то злая и гордая сила. И в то же время она - такая добрая, женственная, бесконечно милая. Точно в ней два человека: один - с сухим, эгоистичным умом, другой - с нежным и страстным сердцем».

    Из ее письма Назанскому можно сказать, что она ненавидит чувство жалости. Она сама признавалась, что расчетливая и гадкая. Она также ненавидит трусость и пьянство. По стечению судьбы ей пришлось жить в убогом провинциальном городке,

    «которого нет ни на одной географической карте».

    Ей противны местные пьянки, сплетни, интриги, игры в карты, нищета. Её цель – это

    «общество, большое, настоящее общество, свет, музыка, поклонение, тонкая лесть, умные собеседники».

    Она всегда хочет быть прекрасно одетой, красивой, изящной. Она хочет поклонения и власти.

    Самый очевидный способ вырваться из

    «этой трущобы»

    это добиться, чтобы её муж Владимир Николаев поступил в академию генерального штаба. Она не просто мечтает, а активно добивается своей цели. Ищет все возможные пути. Прежде всего, она выходит замуж за Владимира Ефимовича Николаева. Почему она выбрала именно его? Понятно, что не из любви. Ей нужен был материал, над которым можно работать. Своего рода конь. Из имеющегося небольшого выбора она выбрала Николаева потому что

    «Володя пороху не выдумает, но он честный, смелый, трудолюбивый человек».

    Она не раз признавалась, что не любит своего мужа

    «Я своего мужа не люблю. <…> Он груб, он нечуток, неделикатен».

    Однако Шурочка не сразу встретила Николаева. До Владимира Ефимовича у Шурочки была связь с Василием Нилычем Назанским. Ее привлек его незаурядный ум и прекрасная душа. Но вскоре она ушла от него к Николаеву от того, что Назанский любил выпить и не поддавался ее управлению. Николаев же вообще не пил. Итак, в качестве своего объекта управления она выбрала Владимира Ефимовича Николаева.

    «Наша система - это мое изобретение, моя гордость. Ежедневно мы проходим кусок из математики, кусок из военных наук - вот артиллерия мне, правда, не дается: все какие-то противные формулы, особенно в баллистике, - потом кусочек из уставов. Затем через день оба языка и через день география с историей». Что касается мужа, то он «весь год упорно, без отдыха готовился»

    к экзамену. От занятий у него затекали ноги, и болела спина. Он работал на износ. Но результата все не было. Экзамен выдержать не получалось:

    «два раза с позором возвращались в полк».

    Чего-то не хватало.

    Александра Петровна почувствовала, что почва уходит из-под ее ног. Ей надоели эти провалы на экзаменах. Многие билеты она знала лучше Николаева. Она признавалась, что сама могла бы сдать этот пресловутый экзамен. Тогда она стала размышлять о том, что бы было бонусом при поступлении в академию для ее мужа. Женщина она была умная и быстро поняла, что весомым аргументом было бы героическое прошлое Николаева. Но где взять героическое прошлое в мирное время? Правильно поставленный вопрос – ключ к ответу. Поединок. Она догадывалась, что

    «Людям, которые умеют держать себя с достоинством под выстрелом, многое, очень многое прощают».

    Она надеялась, что дуэль облегчит поступление в академию. Она поняла, что нужно, просто обязательно необходимо организовать своему мужу дуэль. Но как? Как сделать это натурально? Каким может быть повод? Все это дело техники. В погоне за материальными благами Шурочка не чуралась испачкать руки в крови.

    Началась организация поединка. Шурочкой была выбрана самая банальная схема поединка – оскорбление чести. Причем на любовной почве. Осталось выбрать жертву. Был выбран первый попавшийся подпоручик Ромашов.

    Прежде всего, она решила вскружить голову этому молодому, глупенькому, наивному выпускнику. Она сознательно влюбила в себя Ромашова. Врала, что сама любит его. Она постоянно называла его

    «Ромочка», «милый», «любовь моя», «радость моя».

    Особенно явно она соблазняла Юрия на их общих именинах. Говорила, что он ей снился. Как они вместе танцуют вальс. Тогда она едва не дала ему. Потом она отдалилась от него

    «вы не должны у нас больше бывать»,

    сделалась запретным яблочком, чтобы он еще больше возжелал ее. Она сыграла так искусно, что Ромашов даже разлюбил Раису Александровну, с которой встречался ранее.

    Во-вторых, она попыталась убедить Ромашова, что дуэли это нормально. Она была инициатором непринужденного разговора о поединках у себя дома:

    «Я понимаю: поединки между офицерами - необходимая и разумная вещь <…> сейчас же сентиментальные противники офицерских дуэлей, - о, я знаю этих презренных либеральных трусов! - сейчас же они загалдят: «Ах, варварство! Ах, пережиток диких времен! Ах, братоубийство!».

    Она добавляет:

    «Для чего офицеры? Для войны. Что для войны раньше всего требуется? Смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью. Где эти качества всего ярче проявляются в мирное время? В дуэлях.<…> И потом, что за нежности: боязнь выстрела! Ваша профессия - рисковать жизнью».

    Далее Шурочке нужно было подстроить ссору Ромашова и Николаева. Предлогом для Николаева фактически были анонимные клеветнические письма. Я думаю, что эти письма писала сама Шурочка. Это была ее провокация. Я в этом уверен, потому что Николаев призывал не говорить о письмах в суде. Иначе было бы следствие. Искали бы источник писем и неизбежно наткнулись бы на Александру Петровну. Тем более Николаев первый начал нападать на Ромашова тогда на поминках.

    Можно было бы спасти Ромашова? Конечно. Было много точек бифуркации, где можно было бы выбрать путь спасения. Во-первых, ему не следовало вообще общаться с замужними женщинами. Тогда им бы не воспользовались как пешкой. Во-вторых, ему не следовало ссориться с Николаевым. И в-четвертых он мог попросить прощения на дуэли, и, тем самым, выжить. Вдобавок, ему следовало бы отыскать источник анонимных писем. В конце концов, ему следовало послушаться разумных советов своего гуру – Назанского. Он говорил, что

    «будет смелее взять и отказаться»

    от дуэли. Ромашов даже согласился и дал слово Назанскому, что откажется, но эта расчетливая стерва (Шурочка) пришла к Ромашову в тот же вечер, и, призывая к чувствам, уговорила его на дуэль. Убеждала что

    «один из вас не будет ранен».

    Мне кажется, что смыл ее появления у Ромашова был в том, что она пришла уговорить Ромашова не стрелять первым. Хотя я не удивлюсь, если она сказала своему мужу, что он обязательно должен убить Ромашова. Ромашов поверил чувствам вместо разума и погиб.

    Как сложиться судьба Александры Петровны, можно только догадываться. Весьма вероятно, что ее муж, наконец, поступит в академию, и вскоре она будет флиртовать с актрисами как генеральская жена. Будет ли она жалеть о Ромашове? Вряд ли. Такие, как она не способны чувствовать. Она руководствуется только разумом и расчетом. Я думаю, что она не любила Ромашова. Она использовала его любовь. Вероятно, спустя много лет, сидя у камина генеральского дворца, она не удержится и расскажет своему мужу, что это она тогда организовала этот поединок. Они оба вспомнят былое, всплакнут о бедном мальчишке. Николаев скажет, что был несправедлив по отношению к нему. Потом они оба придут к его могиле и попросят прощения у гранитной плиты.

    Повесть «Поединок» Куприна была впервые опубликована в 1905 году. Произведение относят к традиции неореалистической прозы в русской литературе. Центральной сюжетной линией повести, связанной с его названием, является конфликт между двумя офицерами, Ромашовым и Николаевым, из-за жены второго. Их ссора привела к дуэли и гибели главного героя. В произведении автор затрагивает проблему взаимоотношения личности и общества, раскрывает тему жестокости в армии, унижения обычных солдат командирским составом, обнажает ужас и пошлость офицерского общества.

    Главные герои

    Георгий Алексеич Ромашов – 22 года, подпоручик, «служивший всего второй год в полку» ; «был среднего роста, худощав» , «от большой застенчивости неловок» ; мечтательный молодой человек.

    Александра Петровна Николаева (Шурочка) – женщина, в которую Ромашов был влюблен; жена Николаева.

    Владимир Ефимыч Николаев – поручик, муж Шурочки, с которым Ромашов стрелялся.

    Другие персонажи

    Василий Нилович Назанский – офицер, пьяница, был влюблен в Александру Петровну.

    Раиса Александровна Петерсон – «полковая дама» , любовница Ромашова, жена капитана Петерсона.

    Шульгович – командир полка.

    Глава 1.

    Шестая рота, проходят учения. Приехавший в роту полковник Шульгович отчитал подпоручика Ромашова за то, что солдаты встречают командира в ненадлежащем виде. Ромашов начал оправдывать одного из солдат, за дерзость был подвергнут домашнему аресту на четверо суток.

    Глава 2.

    Ромашов все чаще испытывал «мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей» . Вместо того чтобы идти на офицерское собрание, Григорий отправился домой.

    Глава 3.

    Придя домой, Ромашов спросил у денщика, не было ли кого от поручика Николаева, но ответ был отрицательным. У Николаевых Григорий бывал почти ежедневно последние три месяца.

    Окончив военное училище, Ромашов думал, что на службе будет заниматься самообразованием. Однако вместо этого он имеет «грязную и скучную связь с полковой дамой» , «и все чаще и чаще тяготится и службой, и товарищами, и собственной жизнью» .

    Денщик принес письмо от любовницы Ромашова Раисы. Женщина звала его в гости, приглашала на кадриль в следующую субботу. Разорвав письмо, Ромашов решил «в последний раз» пойти к Николаевым.

    Глава 4.

    Муж Александра Петровны, Владимир Ефимыч Николаев, «должен был держать экзамен в академию генерального штаба и весь год упорно, без отдыха готовился к нему» . Это был уже третий экзамен – два предыдущих года он проваливался и третий был последним шансом. Шурочка очень хотела, чтобы муж поступил, так как ей претила та жизнь, которой они жили сейчас.

    Когда Ромашов пришел к Николаевым, во время беседы Шурочка вспомнила о том, что офицерские поединки стали узаконены. Она считала, что русским офицерам поединки необходимы: «тогда у нас не будет в офицерской среде карточных шулеров» и «беспросыпных пьяниц» , как офицер Назанский.

    Глава 5.

    Выйдя от Николаевых, Ромашов «назло ей» отправляется к Назанскому. Беседуя, мужчины заговорили о любви. Назанский считал, что любовь «имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов» . Назанский прочел Ромашову письмо женщины, которую любил. Ромашов понял, что этой женщиной была Александра Петровна. Назанский также догадался о чувствах Григория к Шурочке.

    Придя домой, Ромашов обнаружил письмо от Раисы. Она знала, что Григорий каждый вечер бывает у Николаевых и писала, что «жестоко отплатит» ему.

    Глава 6.

    Ромашов находился под домашним арестом. К нему пришла Шурочка и принесла пирогов. Ромашов поцеловал женщину в руку. На прощание Шурочка сказала, что Григорий ее единственный друг.

    Глава 7.

    Григория отвезли к полковнику. Шульгович отчитал Ромашова из-за слухов: донесли, что офицер выпивает. После разговора полковник пригласил Григория на офицерский обед. Домой Ромашов возвращался «чувствуя себя одиноким, тоскующим, потерявшимся в каком-то чужом, темном и враждебном месте» .

    Глава 8.

    Ромашов пришел на бал в дом собрания офицеров. Постепенно начали съезжаться дамы, приехала и Раиса. В выражении ее глаз Ромашову привиделась «какая-то жестокая, злобная и уверенная угроза».

    Офицеры обсуждали поединки в армии, их мнения расходились – некоторые считали дуэли глупостью, другие держались мнения, что оскорбление можно смыть только кровью.

    Глава 9.

    Ромашов, как обещал, танцевал с Раисой кадриль. Во время танца женщина со злобой сказала, что не позволит с ней так обращаться, начала громко оскорблять Шурочку. Раиса утверждала, что пожертвовала всем ради Ромашова: «я не смела взглянуть в глаза моему мужу, этому идеальному, прекрасному человеку» . Григорий невольно улыбнулся: ее многочисленные романы были известны всем.

    Муж Раисы, капитан Петерсон был «худой, чахоточный человек» . Он безумно любил жену, поэтому прощал ей все интрижки.

    Глава 10.

    Во время утренних занятий офицеры обсуждали наказания солдат. Ромашов считал, что в армии специально «стараются поддерживать в отношениях между офицерами грубость, солдафонство» .

    Глава 11.

    Во время учений Ромашов выполнял приемы на автомате. Он думал о сказанной одним из офицеров фразе: если думать так, как Григорий, то надо уходить со службы.

    Глава 12.

    С утра Ромашову принесли письмо от Шурочки. Женщина приглашала его на именины на пикник.

    Глава 13.

    Подъезжая к дому Николаевых, Ромашов ощутил странное, беспричинное беспокойство. Шурочка радостно встретила Георгия.

    Глава 14.

    Во время пикника Шурочка казалась Ромашову особенно очаровательной. Когда вечером все разбрелись по поляне, Григорий с Александрой отошли вглубь рощи. Шурочка призналась, что сегодня влюблена в Ромашова, а мужа своего не любит – «он груб, он нечуток, неделикатен» . Она поцеловала Георгия, но после попросила, чтобы Ромашов больше к ним не приходил – ее мужа осаждают анонимными письмами.

    Глава 15.

    Офицеры готовились к майскому смотру «и не знали ни пощады, на устали» . Ромашов наблюдал, как ротные с особой жестокостью избивают своих солдат.

    Когда во время смотра приехавшие командиры объезжали все роты, Ромашов почувствовал, «что эти высокомерные люди живут какой-то особой, красивой, недосягаемой для него, высшей жизнью» . Смотр стал полным «провалом полка» – обнаружилось «бездушное, рутинное и халатное отношение офицеров к службе» .

    Во время финального марша Ромашов, опьяненный музыкой и всеобщим волнением, замечтался и повел вправо, из-за чего вся его полурота «представляла собой безобразную, изломанную толпу» . После случившегося все подшучивали над Ромашовым.

    Глава 16.

    Ромашов вышел из лагеря и встретил Николаева. Владимир сказал, что нарочно ждал его тут, завел разговор об Александре Петровне. Николаеву начали приходить «хамские анонимные письма» со сплетнями о его жене и Ромашове. Владимир потребовал, чтобы Ромашов сделал все, чтобы пресечь распространение сплетен.

    Глава 17.

    Ромашов «стал уединяться от общества офицеров» . Георгий твердо понимал, что не останется служить в армии и, когда пройдут обязательные три года службы, уйдет в запас.

    Глава 18.

    В конце мая в роте повесился солдат. Вечером того же дня офицеры пили, шутили, пели песни. Ночью, уже изрядно пьяные, они отправились к женщинам. Там произошла потасовка: пьяный офицер начал рубить все шашкой, но Ромашов его успокоил.

    Глава 19.

    Офицеры поехали в собрание и продолжили пить и веселиться. Многие офицеры в полку были «из духовных» , неожиданно один из них затянул панахиду, и они хором «прослужили» ее всю. Ромашов ударил кулаком по столу, запрещая такое петь. Пьяные офицеры снова начали буйствовать. Неожиданно появившийся рядом с Ромашовым Николаев сказал, что такие как Георгий и Назанский позорят полк. Ромашов намекнул на «таинственные причины» , по которым Николаев недоволен Назанским. Между ними началась драка. Ромашов закричал, что вызывает Николаева на поединок.

    Глава 20.

    Утром Ромашова вызвали в суд. Через несколько дней суд пришел к решению, что ссора между Николаевым и Ромашовым может быть разрешена только поединком.

    Глава 21.

    Расстроенный Ромашов пошел к Назанскому. Офицер пытался отговорить Георгия от дуэли, считая, что Ромашову нужно бросать армию и не бояться жизни.

    Глава 22.

    Когда Ромашов вернулся домой, то обнаружил у себя в гостях Шурочку. Она сказала, что хотя и не любит Владимира, но «на него убила часть своей души» . У нее больше самолюбия, чем у мужа – именно она заставляла его снова и снова пытаться поступить в академию. Если Николаев откажется от поединка, его не возьмут в академию. Поэтому им непременно нужно завтра стреляться – никто из них ранен не будет. На прощание Шурочка и Георгий поцеловались.

    Глава 23.

    Рапорт командиру полка. 1 июня состоялась дуэль между Николаевым и Ромашовым. Николаев стрелял первым и ранил Ромашова в правую верхнюю часть живота. Выстрелить в ответ Ромашов уже не смог. Через несколько минут Ромашов скончался от внутреннего кровоизлияния.

    Заключение

    «Поединок» считается наиболее значимым произведением в творчестве Куприна. Главный персонаж повести – молодой подпоручик Ромашов изображается как романтический, интеллигентный человек с тонкой душевной организацией. Ему трудно смириться с однообразной, обывательской жизнью в захолустном пехотном полку – в годы обучения военные представлялись ему совсем другими, более благородными людьми. Понимая, что он не сможет оставаться на службе, Ромашов решает уйти из армии по истечению трех обязательных лет. Однако неудачное стечение обстоятельств и давление со стороны Шурочки приводят к скоропостижной гибели Георгия. Дуэль становится попыткой Ромашова противостоять миру и обществу, но он проигрывает в этом противостоянии.

    Тест по повести

    Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 874.

    А.И. Куприн вошел в русскую литературу как певец светлых и здоровых человеческих чувств, как преемник демократических и гуманистических идей великой русской литературы XIX века. Критический реализм, славные традиции которого воспринял Куприн, был в начале XX века явлением прогрессивным. Яркий природный талант, огромный запас жизненных наблюдений и резко критическое изображение действительности - вот что определило большой общественный резонанс его произведений в период подготовки и проведения первой русской революции В это время Куприн работает над повестью «Поединок», которую он начал писать в 1902 году. Опубликованная в шестом сборнике журнала «Знание» в 1905 году, повесть «Поединок» вызвала широкий отклик. Пафос разоблачения буржуазного общества, высокие художественные достоинства поставили «Поединок» в один ряд с крупнейшими произведениями русской литературы на рубеже двух веков.

    Действие повести происходит в 90-е годы XIX века. В «Поединке» автор объясняет причины поражения царской армии в бесславной войне с Японией. Эта «агония старой России» является основной темой повести. Однако, в этом произведении следует различать несколько тематических линий, которые, переплетаясь, дают целостную картину офицерской среды, казарменной жизни солдат, личных отношений Ромашова и Казанского, Ромашова и Шурочки Николаевой, и наконец, взаимоотношений героя с солдатами.

    Главное действующее лицо повести - подпоручик Ромашов. В этом образе с наибольшей полнотой воплотились черты купринского героя - правдоискателя, гуманиста, одинокого мечтателя. Среди офицеров Ромашов чувствует себя одиноким, так как не разделяет взглядов окружающих его офицеров. Ромашов протестует всей душой против кошмара, именуемого «военной службой», так как приходит к мысли, что «вся военная служба, с ее призрачной доблестью, создана жестоким, позорным, всечеловеческим недоразумением». «Каким образом может существовать сословие, - спрашивал себя Ромашов, - которое в мирное время, не принося ни крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время - идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?»

    Человек с тонкой душевной организацией, обладающий чувством собственного достоинства и справедливости, он легко раним, порой почти беззащитен перед злом жизни. Уже в начале повести мы замечаем «неприспособленность» Ромашова к армейской жизни, его непонимание «войсковой дисциплины». Тягостная пустота армейской жизни толкает его к случайной связи с полковой «обольстительницей» Раисой Петерсон, которая вскоре становится невыносимой для него. Гарнизонная жизнь с пьянством, провинциальным убожеством все больше отталкивает Ромашова. Мечта о прекрасной и сказочной любви заставляет Ромашова идеализировать образ молодой, привлекательной женщины - Шурочки Николаевой. Для героя повести она «луч света в темном царстве». С ней связаны его мечты и надежды. Ослепленный любовью, Ромашов не видел, что красота Шурочки, ее обаяние, сила воли, талант - все это предназначено для борьбы за свое личное, маленькое, эгоистическое счастье: любым путем вырваться из мещанской армейской среды и обрести высшее счастье в «блестящей» жизни столичного общества.

    Любовная трагедия в «Поединке» вырастает из трагедии социальной. В отношениях Ромашова и Шурочки сталкиваются два характера, два мироощущения, возникшие в рамках буржуазного общества и свидетельствующие о происходящем в нем распаде. Почему невозможно счастье Шурочки и Ромашова? Да только потому, что Шурочка всеми силами стремится упрочить свое положение, а Ромашов постепенно теряет почву под ногами, ибо ему невыносимы духовные и моральные ценности этого общества.

    Финалом любовной трагедии Ромашова является ночной приход к нему Шурочки. Она пришла, чтобы обмануть - обмануть подло и бесстыдно, предложить условия дуэли с ее мужем и ценой жизни Ромашова купить свое будущее благополучие и счастье. Ромашов догадывается о цели ее прихода и соглашается на все условия рокового для него поединка с мужем Шурочки. Он говорит об этом спокойно и холодно: «Хорошо, пусть будет так. Я согласен». В этих простых словах заключена целая история - история трагической любви неприкаянного мечтателя к женщине, в душе которой мораль «жизни для себя» вытравила человеческие чувства. Ромашов все понял, в его твердо произнесенных словах - холодное сознание того, что жизнь потеряла для него свою ценность. И здесь становится очевидным духовное превосходство Ромашова над Шурочкой Николаевой, а также и над другими обитателями окружающего его мещанского мира.

    Ромашов погибает, так как Шурочка делает неравным^ условия поединка (она обещает Ромашову, что муж, зная условия дуэли, выстрелит в сторону). Неизбежность трагической развязки вытекает здесь из глубоких социальных причин. Герой повести не способен существовать в омуте буржуазного общества, построенного на лицемерии и обмане, но он и не в состоянии найти себе место в народе, почерпнуть в его гуще силы для новой жизни. Именно это и делает образ Ромашова трагическим. Писатель, не уяснив истинных причин изображаемого им зла, не смог найти пути его преодоления. Не признавая военной службы, отрицая мораль «аристократической» прослойки армейского офицерства, Ромашов чувствовал свое бессилие перед жизнью, так как не мог уйти с военной службы. Честность и тонкость духовной организации заставляют его особенно болезненно ощущать свое бессилие. .Иллюзорное утешение находит он в мире безудержных, наивных мечтаний. В этом мире Ромашов уже не бедный подпоручик, а герой, дерзающий, бесстрашный, прекрасный. Но мечта служит не источником творческого вдохновения, а преимущественно средством ухода, бегства от действительности.

    Судьба Ромашова долго еще продолжала волновать Куприна. Уже после опубликования повести автор продолжал мучиться судьбой главного героя и не мог с ним расстаться. Куприн намеревался написать заново сцену дуэли, сохранить жизнь Ромашову и показать своего героя в гуще народной жизни. Из воспоминаний жены Куприна М.К. Куприной-Иорданской можно было узнать о дальнейшей судьбе Ромашова: «И вот он в Киеве. Начинаются дни безработицы, скитаний, свирепой нужды, смены профессий, временами прямо нищенства...» Однако замысел писателя - создать новое произведение «Нищие», являющееся продолжением «Поединка», с Ромашовым в качестве главного героя - остался неосуществленным. История замысла свидетельствовала о том, что Куприн собирался показать в современной ему действительности только мрачное, трагическое. В своих поисках героя создатель «Поединка» пришел к такому рубежу, который ему трудно было перешагнуть. В жизни уже сформировался тип правдоискателя-бойца, а писатель никак не мог расстаться с типом правдоискателя-страдальца. Это и было отмечено А.М. Горьким, который однажды сказал Куприну: «Да что это такое! Что вы все оплакиваете своего Ромашова! Умно он сделал, что догадался наконец умереть и развязать вам руки. Скажите, что бы он делал в вашем романе, зачем бы там существовал этот ни к чему не способный, кроме нытья, интеллигент...» На что Куприн с присущей ему откровенностью отвечал: «Он надеялся сделать из меня глашатая революции, которая целиком владела им. Но я не был проникнут боевым настроением, и по какому руслу пойдет моя дальнейшая работа, заранее предвидеть не мог».

    «Любовь - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего

    В данном произведении автор попытался отобразить суровую действительность русской армии. Показать с изнаночной стороны, сделав акцент на беспредел, творящийся в полку. Образ и характеристика Шурочки в повести Куприна «Поединок» выгодно выделяют ее на фоне других офицерских жен. Она словно лучик света в темном царстве, озаряет все вокруг, но с такими, как она, надо быть осторожнее. Лучи могут не только обогреть, но и опалить.

    Шурочка – Александра Петровна Николаева. Замужем за поручиком Николаевым. Тайная любовь Георгия Ромашова. Именно она стала причиной дуэли между офицерами.

    Семья

    Александра живет с мужем вдвоем. Детьми не обзавелись. Да и мужа Шурочка никогда не любила.Она с ним потому, что вложилась в его карьеру. Расстаться с ним, значит пустить вложенные средства на ветер. Не для того она это затевала. Лучше потерпеть, но добиться своего.

    «...я своего мужа не люблю...»

    «...я не хочу ребенка. Фу, какая гадость! Обер-офицерша, сорок восемь рублей жалованью, шестеро детей, пеленки, нищета...Какой ужас!»

    Внешность

    Шурочка молодая женщина с черными волосами и бледным смуглым лицом. На фоне его бледности алым пятном выделялись губы. Глаза ярко-синего цвета. Мочку левого уха украшала небольшая родинка. Маленького роста. Миниатюрной комплекции. Размер ее стопы, как у ребенка. На ногах всегда аккуратненькие туфельки. Внешне ее можно было принять за цыганку, да и натура у нее была горячая и свободолюбивая. Сама себя она не считает красавицей, но уверена, что мужчины ценят в ней другие качества.

    «...в глубине синих зрачков...»

    «...бледное и смуглое лицо. Страстное лицо. И на нем красные, горящие губы – как они должны целовать! – и глаза, окруженные желтоватой тенью...»

    «...собрав свое лицо в милую гримасу...»

    «...ты маленькая, ты легкая, я бы поднял тебя на руки, как ребенка...»

    «...на левом ухе, внизу, у тебя маленькая родинка, точно след от сережки...»

    Характеристика

    Шурочка умная и обаятельная женщина. Блещет остроумием. Незаурядна. Ее энергии можно позавидовать. Она никогда не сидит без дела. В свободное время занимается рукоделием. Не любит распускать слухи и сплетни.

    Может расположить к себе любого собеседника. С ней очень интересно общаться. Она знает несколько иностранных языков. Поддержит любой разговор. Ее цель вырваться из этой глуши, где все ненавистно и противно.

    Настоящий характер главной героини открывается постепенно. За ее внешней обаятельностью скрывается холодная и черствая натура. Именно Шурочка настойчиво подталкивает Ромашова принять участие в дуэли, обещая, что это абсолютно безопасно. Обманом она выбивает у него согласие, подставляя смерти в руки.

    Черты характера

    Эта женщина словно два разных человека сочетает в себе хорошее и плохое. С виду мила и обаятельна, но ей ничего не стоит подставить под удар близкого человека ради достижения собственных целей. Она привыкла думать только о себе. Вся ее жизнь эгоистичная борьба за личное счастье. Среди основных черт характера стоит выделить следующие:

    • доброта;
    • эгоистичность;
    • целеустремленность;
    • расчетливость;
    • коварность;
    • гордость;
    • властолюбие:
    • хитрость;
    • двулична;
    • незаурядность;
    • самолюбие.

    Нестерова И.А. Тема любви в повести Куприна Поединок // Энциклопедия Нестеровых

    Анализ любовной линии в повести "Поединок".

    Творчество А.И. Куприна занимает значительное место в русской литературе. Его талант был одним из наиболее ярких среди реалистов двадцатого века. Близость к художественным принципам Л.Н. Толстого в соединении с доходчивостью и увлекательностью купринского письма сделало его одним из самых читаемых писателей начала двадцатого века.

    Куприн – писатель по преимуществу социальный. Однако зачастую социальная подоплека переплетается с темой любви. Любовная линия в таких случаях усиливает общественные конфликты, изображенные в произведении, придает им большую резкость и яркость.

    Куприн – певец жизни и любви. Поединок – это, прежде всего, глубоко реалистичное произведение с четко выраженной социальной направленностью. Ужасающая картина разложения русской армии, запечатленная в повести, вызвала шок у современников писателя и одновременно объяснила позорное поражение в русско-японской войне.

    Любовная тема в Поединке развивается в рамках сюжета.

    Повесть "Поединок" рассказывает о том, как молодой поручик, столкнувшись с армейской средой, был сломлен духовно и убит на дуэли, а если точнее, то застрелен.

    Любовная линия произведения как бы усиливает социальную значимость повести и в то же время остается достаточно самостоятельной. Рядом с мечтами о блестящей военной карьере, о духовном самосовершенствовании живет в душе этого наивного юноши и мечта о высокой и чистой любви.

    В повести "Поединок" Куприн показал любовь, неизбежно, обреченную на унижение и гибель в жестоком, безнравственном, пошлом, развратном мире. Раскрывая социальные истоки любовной трагедии автор одновременно выражает свои мечты и о чистой высокой любви и о том, чтобы мир, в который она приходит, был достоин этой любви.

    Героями произведений А.И. Куприна являются "маленькие люди": солдаты, рыбаки, телеграфисты, актеры и циркачи. В отличии от Пушкина, Гоголя, Достоевского и Чехова "маленький человек" у Куприна вдруг находит в себе силы на духовный рост, протест против бесчеловечности и пошлости. Именно об этом и рассказано в повести "Поединок", созданной в 1905 году. Она сразу привлекла к себе внимание общественности. Ужасающая картина разложения российской армии, запечатленная в повести, вызвала у современников писателя шок и объяснила причины поражения в русско-японской войне.

    Куприн рассказывает о том, как молодой подпоручик Ромашов, столкнувшись с армейской средой, был духовно сломлен и убит на дуэли, а если точнее, то попросту застрелен. Писатель представил на суд читателей повествование о поединке чистой души, высоких идеалов с грязью, пошлостью, жестокостью армейского быта.

    Ромашов приехал в полк за полгода до драматических событий. Он был "среднего роста, худощав, и хотя, довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок...". Главный герой повести мечтает о военной карьере и духовном росте: "...завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию. Буду зубрить как бешенный...". Он подписался на газету и популярные журналы, накупил книг, но армейская жизнь, постоянные пьянки, жестокость подавляли порыв молодого человека. В офицерской среде не было места ни для науки, ни для духовности, ни для дружбы. Окружающий Ромашова беспредел, если и не затягивает, то не дает ему возможности жить по своим убеждениям.

    Ромашов – душа чистая, мечтающая о великой любви. Он попался в сети недалекой полковой дамы Петерсон, которая изменяла любящему её мужу. Но постепенно Ромашов осознает свою ошибку. Ему становится противно. Это очевидно из следующего абзаца: "От письма пахло знакомыми духами – персидской сиренью; капли этих духов желтыми пятнами засохли кое-где на бумаге, и под ними многие буквы расплылись в разные стороны. Этот приторный запах, вместе с пошло-игривым тоном письма, вместе с выплывшим в воображении рыжеволосым, маленьким, лживым лицом, вдруг поднял в Ромашове нестерпимое отвращение. Он со злобным наслаждением разорвал письмо пополам, потом сложил и разорвал на четыре части, и еще, и еще, и когда, наконец, рукам стало трудно рвать, бросил клочки под стол, крепко стиснув и оскалив зубы. И все-таки Ромашов в эту секунду успел по своей привычке подумать о самом себе картинно в третьем лице: "И он рассмеялся горьким, презрительным смехом". Юноша чувствует всю фальшь этой любовной истории. Именно по этой причине он и отталкивает Петерсон. Однако потом Ромашов сожалеет, что обманул эту "ограниченную женщину". Здесь Куприн показывает драматизм столкновения идеальной любви и пошлости и ограниченности.

    На фоне всеобщей ограниченности и пошлости очень сильно выделяется семья Николаевых. Кроме того, Шурочка очень привлекательная девушка. Она никогда не сидела без дела. Шурочка всеми силами помогала мужу поступить в военную академию, так как мечтала вырваться из порочного круга армейской повседневности. В этом было основное сходство героев. Ромашов мечтал, что, отслужив три года, уйдет в запас. Несмотря на это писатель предупреждает читателя, что Шурочка несет в себе опасность для Ромашова. По мнению Шурочки, поединок – это и бойня, и буффонада, и лицемерие. Она полагает, что представления об офицерской чести у русских искажены, и именно поэтому им необходимы поединки: "тогда само собой выведется амикошонство, фамильярное зубоскальство в собрании, при прислуге... взаимное сквернословие, пускание друг другу в голову графинов, с целью все-таки не попасть, а промахнуться... У офицера каждое слово должно быть взвешено. Офицер – это образец корректности. И потом, что за нежности: боязнь выстрела! Ваша профессия рисковать жизнью". Среди прочих офицеров полка Шурочка особенно неодобрительно отзывается о Назанском, "беспросыпном пьянице", за столом укоряет и Ромашова за пристрастие к водке.

    Юноша не обращает внимание на её проявления жестокости. Однако Куприн снова предупреждает читателя, что грядет драма. При встрече с Назанским происходит беседа о любви, и он показывает Ромашову письмо от женщины жестоко бросившей его. Подпоручик узнает почерк Шурочки. Несмотря ни на что, юноша не видит в Шурочке пошлость и жестокость, которые явно выставлены на показ Куприным. Она помогает мужу поступить в академию – казалось бы, благородно, но на самом деле Шурочка хочет лучшей жизни, а на мужа ей фактически наплевать. Когда Ромашов решается излить ей душу, она говорит, что не хочет детей. Брезгливость сквозит в её взгляде, тоне – но Ромашов не замечает подвох и на этот раз. Он слеп в своём идеализировании никчемного человека. Это приближает его к трагическому концу. Наступает момент, когда от Ромашова все отворачиваются. Он не может принять такие порядки в полку и пытается с ними бороться. Однако он слишком добр и наивен для серьезного противостояния. Существующие порядки в конце концов сламливают дух Ромашова. У него возникает желание покончить собой. Единственный человек которому он продолжает верить – Шурочка. Однако после того как она пришла к нему ночью просить его не стрелять в её мужа, но в дуэли участвовать, вся показная прелесть Шурочки рассыпалась. Она падает до уровня "полковой дамы". Понял ли это Ромашов сквозь пелену восторга? Вероятно да, поэтому он и согласился на дуэль. Жизнь загнала его в тупик; ему как и одному из героев Ф.М. Достоевского некуда идти, не к кому обратиться. У него нет ни одного близкого человека. Он участвует в поединке и погибает.

    А. И.Куприн заканчивает повесть протоколом дуэли, из которого ясно, что Ромашов не воспользовался правом на выстрел. Исходя из этого напрашивается вывод о суициде. Герой не хотел больше жить.

    В повести "Поединок" А.И. Куприн показал любовь неизбежно обреченную на уничтожение в жестоком безнравственном мире. Раскрывая истоки трагедии Ромашова, автор одновременно выражает свои мечты о чистой и высокой любви, мечты о том, чтобы мир в который она приходит был её достоин.