Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Социальный конфликт. Причины, виды и примеры социальных конфликтов. Виды конфликтов Конфликт возникающий внутри общества государства называется

    Социальный конфликт. Причины, виды и примеры социальных конфликтов. Виды конфликтов Конфликт возникающий внутри общества государства называется

    При изучении современной литературы, посвященной конфликтам, нам удалось выделить 112 определений и значительные расхождения в их формулировках.

    Приведем лишь наиболее типичные:
    • Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
    • Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

    Как считает Ф. Глазл, многие англо-американские авторы делают упор в своих определениях на противоречиях целей или интересов , которые преследуют стороны, но не дают четкого определения понятия “конфликт”.

    Из всех определений дефиниции “конфликт” возникает ряд вопросов. Какие противоречия являются значимыми и что такое противоречие вообще и чем они отличаются от конфликтов?

    Практически никто, за исключением Ю.В. Рождественского, не определяет противоречие как речевое действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту. “Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях”. Таким образом, различием мы будем считать любое высказывание авторитарного типа от 1 лица в утвержденной форме в любом виде словесности.

    С нашей точки зрения, противоречием можно считать диалог, т.е. речевое действие, когда высказываются различия сторон.

    Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

    В структуре конфликта выделяют:

    • объект (предмет спора);
    • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
    • условия протекания конфликта;
    • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
    • стратегии и тактики поведения сторон;
    • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

    Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

    • предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта
    • конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт
    • разрешение конфликта (полное или частичное).

    Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд , среди которых наиболее важными являются:

    • диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
    • конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
    • деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

    Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

    В научной литературе можно проследить различное отношение к конфликтам . Конфликт, как явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и немедленно разрешать. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе. Авторы, принадлежащие к “человеческих отношений”, также были склонны считать, что конфликтов желательно избегать. Но если конфликты в организациях присутствовали, то рассматривали это как признак неэффективной деятельности и плохого управления.

    Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы и т.п.

    Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

    Виды конфликтов

    В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.

    Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:
    • Междиндивидуальные конфликты
    • Межгрупповые конфликты и их типы:
      • группы интересов
      • группы этнонационального характера
      • группы, объединенные общностью положения;
    • конфликты между ассоциациями
    • внутри и межинституциональные конфликты
    • конфликты между государственными образованиями
    • конфликты между культурами или типами культур

    Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов.

    Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов:
    • По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
    • По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
    • По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
    • По формам борьбы (мирные и немирные).
    • По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
    • По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
    • По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

    А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.

    Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:

    • внутренние (личностные конфликты);
    • внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

    В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.

    К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.

    Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.

    Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов : конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.

    Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.

    Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").

    Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты . В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".

    Виды конфликтов по характеру:

    • объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
    • субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

    Виды конфликтов по последствиям:

    • конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
    • деструктивные, разрушающие организацию.

    Управление конфликтами

    Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:

    • определить его вид конфликта
    • его причины
    • его особенности,
    • а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.

    Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть:

    • если это конфликты целей, то главные усилия менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей.
    • если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип (конфликт личности и связанных с ролью ожиданий; конфликт может возникнуть и тогда, когда существуют различные требования к ролям, которые человек должен играть одновременно).

    Способов разрешения внутриличностных конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и управлять внутриличностным конфликтом. Они очень хорошо описаны в научный литературе, на практике самостоятельно их разрешить очень сложно.

    Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений.

    Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и влиянием.

    Внутренний аспект связан с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального поведения в конфликте.

    Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.

    В процессе управления межличностными конфликтами следует учитывать на разных этапах управления ( , предупреждение, регулирование, разрешение) причины, фактора, взаимные симпатии и антипатии. Существует два основных способа их разрешения: административный или педагогический.

    Слишком часто конфликты, возникающие, например, между начальником и подчиненным, сотрудником или клиентом, либо перерастают в борьбу, либо уход. Ни тот, ни другой вариант не являются эффективным способом управления конфликтом. Психологи и социологи предлагают еще несколько вариантов поведения личности в конфликте. Широкое распространение в конфликтности получила, разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Участники конфликта, анализируя свои интересы и интересы соперника, выбирают 5 стратегий поведения (борьба, уход, уступки, компромисс, сотрудничество).

    Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам:

    • Остыньте
    • Проанализируйте ситуацию
    • Объясните другому человеку, в чем состоит проблема
    • Оставьте человеку “выход”

    Групповые конфликты менее распространены в практике, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Менеджеру важно знать, что причины, возникающие между личностью и группой, конфликтов связаны:

    • с нарушением ролевых ожиданий
    • с неадекватностью внутренней установки статусу личности
    • с нарушением групповых норм

    Чтобы эффективно управлять конфликтом “личность-группа”, нужно произвести анализ по этим параметрам, а также выявить форму его проявления (критика, санкции группы и т.п.)

    Конфликты типа “группа-группа”, характеризуется своим многообразием и своими причинами их появления, а также отличительными формами их проявления и протекания (забастовки, митинги, встречи, переговоры и т.п.). Подробнее методики управления конфликтами подобного типа представлены в трудах американских социологов и психологов (Д. Гельдмана, Х. Арнольда, Ст. Роббинса, М. Дилтона).

    На разных этапах управления межгрупповыми конфликтами (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение) имеется свое содержание управленческих действий, они будут различаться. Такое различие мы можем наблюдать, например, при разрешении конфликта:

    Конфликт типа “личность-группа” разрешается двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит их нее. Конфликт типа “группа-группа” разрешается или организацией переговорного процесса, или заключением договора в согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон.

    С практической точки зрения проблема регулирования отношений формируется как задача изменения стереотипов поведения. Как считает Г.М. Андреева, должна происходить замена одних — деструктивных — другими, более конструктивными.

    Основная задача управления конфликтом – это не допустить его разрастания и снизить его негативные последствия .

    В качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как любая из сторон, так и третья сила, не участвующая в нём, но заинтересованная в его урегулировании. Кто бы не выступал субъектом управления социальным конфликтом, важно найти способы и выработать технологию регулирования конфликтных отношений.

    Этому могут способствовать:

      гласность и максимальная открытость социальных конфликтов (прежде всего теневых и неявных).

    Это позволяет поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в отношениях противоборствующих сторон.

      снижение социального психологического возбуждения.

    Это позволяет воспрепятствовать детонации ситуаций в отношении сторон конфликта.

    Разрешение социального конфликта дело довольно сложное и может идти разными методами:

      Метод избегания конфликта.

    (Пример : уход или угроза ухода с политической арены политического деятеля, избегание встреч с противником и т.д.). Но избегание конфликта не означает его ликвидацию, так как остаётся его причина.

      Метод переговоров .

    Позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров идёт обмен мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон и объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Они позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания и согласия, открыть путь к сотрудничеству.

      Метод использования посредничества.

    Это примирительная процедура, в которой посредником могут выступать как организации, так и частные лица. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт (Пример: в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии).

      Метод откладывания.

    Нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Сторона «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в её пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное.

      Метод третейского разбирательства (арбитраж) .

    При этом строго руководствуются нормами законов, в том числе и международного права.

    Поиск путей выхода из конфликтных ситуаций способствует выработке и других методов разрешения социальных конфликтов. Социологами выработаны рекомендации ускорения процесса разрешения конфликта:

    1) Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению вопросов, касающихся содержанию конфликта.

    2) Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряжённости.

    3) Необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу.

    4) Участники переговоров должны гласно и доказательно раскрывать позиции друг друга, и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями;

    5) Все участники переговоров должны проявлять склонность к согласию.

    Вопрос 5. Характеристики конфликта.

    Признано, что общество сохраняется как целое, благодаря постоянному разрешению присущих ему внутренних конфликтов. Конфликты могут принимать самую различную форму – от простой ссоры 2-х людей до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Но, не смотря на многочисленные их проявления в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик (параметров):

    Причины конфликта. Это то, вокруг чего разворачивается конфликтная ситуация. Основными причинами конфликтов могут быть:

      наличие противоположных ориентаций

    У каждого индивида или группы в социальной жизни имеется свой набор различных и противоположных ценностных ориентаций. При стремлении к их удовлетворению и наличии блокирующих целей, достичь которые пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение, и могут стать причиной возникновения конфликта (Пример : - различные отношения к собственности многих групп населения. Одни предпочитают коллективную, другие – частную, третьи – кооперативную; - различные отношения к работе, при которых одни считают, что работать при данных условиях нельзя, то есть нужно проводить забастовку, а другие настаивают на продолжении работы).

    Эти конфликты крайне разнообразны и могут возникать из-за различного отношения к любви, семье и браку, манере поведения, искусству, спорту, а так же к любым социальным институтам. Наиболее острые конфликты появляются при различиях в культуре, восприятии ситуации, статуса или престижа.

      идеологические причины

    Это частный случай конфликта противоположных ориентаций, при котором причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения у различных групп общества (отношение к доминированию, то есть власти, субординации, мировоззрению). При этом катализатором противоречий становятся элементы веры, религиозные и социально-политические устремления.

      различные формы экономического и социального неравенства

    Они связаны со значительным различием в распределении ценностей между индивидами или группами (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.д.) Это неравенство существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которое:

    во-первых - расценивается одной из социальных групп как весьма значительное;

    во-вторых - это значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей одной из групп.

      причины между элементами социальной структуры

    Они появляются в результате разных мест занимаемых структурными элементами общества, организации или социальной группы. По этой причине конфликт может быть связан:

    1) с различными целями отдельных элементов (конфликт за самостоятельность между центром и периферией);

    2) с желанием структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре (конфликт между подразделениями организации с целью получения большей доли ресурсов).

    Любая из перечисленных причин может послужить толчком к началу конфликта только при наличии определенных внешних условий, служащих его питательной средой.

    Острота конфликта. Острый социальный конфликт – это конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, для которого характерны частые открытые столкновения, сливающиеся в одно целое. В наибольшей степени острота конфликта зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон и ситуации, требующей немедленных действий (Пример : конфликт 2-х эмоционально настроенных пассажиров в автобусе. Если пассажиры поддерживают одного из них, конфликт может приобрести боле острый характер). Потому впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение внутреннюю энергию. В результате острота конфликта возрастает.

    Острый конфликт бывает более кратковременным, но и более разрушителен. Он наносит значительный урон ресурсам противника, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями, которые подогреваются прежними непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести (кровавых инцидентах).

    Длительность конфликта . От возникновения конфликта до его разрешения проходит различное время (Пример : кратковременная стычка между начальником и подчиненным или длительное противостояние религиозных групп на протяжении нескольких поколений).

    Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. От неё зависит:

      величина и стойкость изменений в группах и системах, как результат расходования ресурсов в столкновениях;

      увеличение расхода эмоциональной энергии и появление вероятности возникновения нового конфликта из-за накопленных обид и отсутствия равновесия в социальных системах.

    Поэтому, вопрос затягивания конфликта жизненно важен для существования социальной группы и организации. Исследования конфликтов показывают, что длительные затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.

    Последствия социального конфликта . Они весьма противоречивы. С одной стороны они разрушают социальные структуры и приводят к необоснованным затратам ресурсов, с другой – способствуют сплочению групп и достижению социальной справедливости. Эта двойственность до сих пор не привела к общей точке зрения среди конфликтологов, по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

    Забастовки, супружеские конфликты, национальные конфликты, могут разрушают социальные общности, а могут усиливать групповые взаимодействия. В результате конфликта возможны внедрение нового лидерства, новой политики, новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряжённой ситуации, к достижению равновесия и снятию напряжённости в группе (Пример : конфликт общества с преступными группировками).

    Существуют 2 типа последствий конфликтов:

      дезинтегративные последствия (усиливают ожесточение, ведут к разрушению и кровопролитию, разрушаю каналы кооперации, отвлекаю внимание членов группы от насущных проблем);

      интегративные последствия (определяют выход из сложных ситуаций, усиливают групповую сплочённость, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию интересов её членов).

    Контрольные вопросы:

      Что такое социальный конфликт и каковы его разновидности?

      Какие существуют функции социального конфликта исходя из 2-х точек зрения – о его вреде и о его пользе?

      Как классифицируются конфликты в зависимости от субъектов и зон разногласий?

      Какие существуют типы социальных конфликтов?

      В чём состоят различия таких форм выражения конфликтов как революции и реформы?

      По каким стадиям производится анализ социального конфликта?

      Каковы основные методы разрешения социального конфликта?

      Что является основными характеристиками конфликта?

      Какие существуют типы последствий социальных конфликтов?

    ************************************************************************

    Существует четыре основных типа конфликта:

    ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, стрессами, недогрузками или перегрузками на работе, выполнением заданий, не соответствующих квалификационному уровню, когда работнику предъявляются противоречивые требования, когда производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. При данном конфликте человеку присущи психическое напряжение, эмоциональная неудовлетворенность, раздвоение личности, раздражительность, формирующие почву для межличностного конфликта.

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – самый распространенный, - столкновения руководителей по поводу ресурсов, кандидатов на одну вакансию (должность); отдельных личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

    КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ появляется, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

    МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ:

    Классификация конфликтов:

    По степени проявления:

    1. Скрытый – затрагивает обычно двоих человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют, до момента, когда у одного «сдают» нервы и конфликт становится открытым.

    2. Открытый конфликт.

    Различают:

    Случайные,

    Стихийно возникающие,

    Хронические,

    Сознательно провоцируемые конфликты.

    Как разновидность конфликта выделяют ИНТРИГИ – намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам.

    Виды конфликтов, основанные на содержательной, качественной их стороне:

    1. (+;+) – разногласия между руководителями и заместителями по поводу поощрения сотрудника (деньги или ценные подарки). Конфликт легко разрешается - два благоприятных варианта разрешения.

    2. (-;-) – необходимость выбора одного из двух поставщиков товаров. Оба варианта оказались неудовлетворительными, так как высокие цены, низкое качество. Менеджер в этой ситуации вынужден действовать по принципу «выбрать из двух зол меньшее». Разрешение конфликта требует значительного времени и сил.

    3. (+;-) - здесь сталкиваются положительный и отрицательный варианты. Например, после неоднократных предупреждении менеджер принял решение об увольнении сотрудника нарушающего трудовую дисциплину. Факт увольнения сотрудника имеет положительный аспект – избавление от недисциплинированного работника. Однако это была творческая личность, генератор идей. Поэтому хлопоты по нахождению нового работника, обладающего такими же профессиональными качествами и кроме того, дисциплинированного, является отрицательной стороной конфликта.

    По направленности конфликты бывают трех типов:

    1. Горизонтальные – вовлечены лица, не находящиеся в подчиненном отношении.

    2. Вертикальные – участвуют лица, находящиеся в подчинении друг у друга.

    3. Смешанные - представленные « вертикальной» и « горизонтальной» составляющими.

    Методы управления конфликтами, их характеристика

    При управлении конфликтом внимание следует сосредотачивать на предмете конфликта и позициях его участников, а не на личных особенностях. Важно проявить беспристрастность, сдержанность и не делать поспешных выводов.

    Структурные методы управления конфликтами :

    1. Разъяснение требований к работе, полномочий и ответственности;

    2. Координационные и интеграционные механизмы;

    3. Установление общеорганизационных целей;

    4. Использование системы вознаграждений.

    Межличностные методы управления конфликтами :

    1. Уклонение. Человек стремится выйти из конфликтной ситуации, не вступая в спор;

    2. Сглаживание. Руководитель стареется избежать конфликтной ситуации;

    3. Принуждение. Попытка заставить принять свою точку зрения силой власти. При этом подавляется инициатива подчиненных;

    4. Компромисс. Принятие точи зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени;

    5. Решение проблемы. Совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы обоих сторон.

    Способы управления конфликтами можно подразделить на две группы:

    1. Педагогические способы. К ним относят беседу, просьбу, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта;

    2. Административные способы. Силовое разрешение конфликта – подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору - решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда.

    Стресс: понятие, природа и причины возникновения .

    Стресс – особое психологическое состояние, при котором человек переживает сильное напряжение.

    Фактически стресс представляет собой реакцию организма, вызванную необычной ситуацией, которая выходит за пределы того, что привычно. Поэтому не стоит бояться стресса, он является естественной реакцией. Опасность представляет не столько стресс, сколько неумение с ним справляться.

    Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, чрезмерные создают проблемы для людей и организаций.

    Стресс имеет конкретные проявления, в большинстве случаев они имеют индивидуальный характер. Но можно выделить ряд признаков, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса :

    1. невозможность сосредоточиться;

    2. слишком частые ошибки;

    3. ухудшение памяти;

    4. частое возникновение чувства усталости;

    5. слишком быстрая речь;

    6. частые боли в голове, спине, в области желудка, не имеющие органической причины (не вызванные какой-либо болезнью);

    7. повышенная возбудимость;

    8. отсутствие удовлетворения от работы;

    9. потеря чувства юмора;

    10. увеличение количества выкуриваемых сигарет;

    11. пристрастие к алкогольным напиткам;

    12. постоянное ощущение недоедания;

    13. плохой аппетит;

    14. невозможность вовремя закончить работу.

    Естественно, у человека, находящегося в состоянии стресса, не должны наблюдаться все эти симптомы, всего нескольких из них достаточно, чтобы заподозрить достаточно серьезные проблемы.

    Выделяют пять разновидностей стресса:

    1. Физиологический стресс вызывается чрезмерными физическими нагрузками, недосыпанием, плохим нерегулярным питанием.

    2. Психологический стресс в качестве основной причины имеет неблагоприятные, фрустрирующие, то есть связанные с неудовлетворенностью отношения с окружающими.

    3. Эмоциональный стресс вызывается слишком сильными чувствами. Он возникает в опасных, угрожающих ситуациях, когда человек подвергается смертельной опасности или ему грозит утрата чего-то очень важного: может возникать и в результате слишком неожиданного радостного события.

    4. Информационный стресс – это результат того, что в распоряжении человека имеется слишком много или мало информации. В обоих случаях принятие решения оказывается крайне затруднительным: при недостатке информации возникают неопределенности высокой степени, при переизбытке информации имеется слишком много факторов, которые необходимо учитывать при принятии решений.

    5. Управленческий стресс возникает в связи с тем, что ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой.

    Можно выделить ряд факторов, увеличивающих возможность возникновения стресса . Воздействия не всех из них можно избежать, но если руководитель будет знать о том, что приводит к стрессу, он сможет организовать работу так, чтобы максимально уменьшить их воздействие.

    1. К стрессу приводят особенности трудового процесса (высокие нагрузки, требующие концентрации усилий, однообразие работы, необходимость выполнить множество самых разнообразных действий, из-за чего повышается темп деятельности, отсутствие времени для отдыха - всё это часто приводит к физическому и психическому истощению).

    Избежать этого помогает разумная организация труда, при которой работник не перегружается, а периоды работы перемешиваются с отдыхом.

    2. Слишком высокая ответственность, возлагаемая на руководителя или работника (с данным фактором можно справиться при помощи психологических методов - людям свойственно преувеличивать опасности и необратимость каких-то неприятных событий, это следует учитывать). Следует помнить, что без ошибок не обходится ни один человек, а совершенство недостижимо. Даже руководители, достигшие самых высоких должностей, совершали ошибки. Поэтому главное состоит не в том, чтобы не допускать ошибок, а в том, чтобы вовремя их признавать и прилагать усилия для их исправления. Если средства самовнушения не помогают, и страх перед ошибкой остается очень сильным - необходимо обращаться к психологу.

    3. Неблагоприятная моральная атмосфера в коллективе (кажется, что работа идет своим чередом, все обязанности работники выполняют нормально). Однако качество работы все-таки незаметно снижается. Причина в том, что отношения в коллективе конфликтные, сотрудники не только не помогают, но и стремятся незаметно нанести ущерб друг другу.

    В некоторых организациях руководители намеренно создают такие условия работы, в которых сотрудники должны соперничать друг с другом. Иногда это делается для того, чтобы отвлечь внимание подчиненных от недостатков самого руководителя. В построении отношений на соперничестве есть смысл, соревновательность – сильный мотив для более высоких достижений. Но рано или поздно эта система приводит к утомлению и истощению работников, т.к. в состоянии борьбы не может жить длительное время ни один человек. В такой ситуации побеждает самый выносливый, но и он вскоре начинает сдавать свои позиции. Это не означает, что от соревновательности следует отказываться. Задача руководителя - обеспечить разумный компромисс между 2-мя крайностями. Где можно обойтись без соперничества, без него надо обходиться.

    4. Слишком малая нагрузка, вызывающая беспокойство, фрустрацию и чувство безнадежности. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, начинает сомневаться в собственной ценности и положении в организации, ощущает себя невознагражденным.

    5. Более скрытой причиной стресса является конфликт ролей, возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые требования (продавец получает задание реагировать на просьбы клиентов и одновременно другое указание – наполнять полки товарами). Обычно такая ситуация складывается в результате нарушения принципа единоначалия: 2 руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Конфликт ролей возникает в результате различий между нормами неформальной группы, к которой принадлежит работник и требованиями формальной организации (человек хочет быть принятым группой и в то же время стремится следовать требованиям руководства – чувствует напряжение и беспокойство).

    6. Причина, противоположная 5. Заключается в неопределенности ролей (ситуация, когда работник не уверен в том, что от него ожидают), здесь требования не противоречивы, а уклончивы и неопределенны. Если человек не знает, что он должен делать, как должен делать, как его действия будут оценены – возникают беспокойство и тревога.

    7. Причина нередко: неинтересная, однообразная работа. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям. Понятие интересной работы всегда относительно. То, что интересно 1-му человеку, будет неинтересно др., следовательно, при разрешении стрессовой ситуации не стоит исходить из штампов.

    8. Стресс может возникнуть как следствие плохих физических условий (плохое освещение, слишком низкая или высокая температура, чрезмерный шум).

    Стресс могут вызвать 2 группы факторов:

    1. Организационные: повышенные требования к личности; лимит времени; расширение фронта работ; внедрение нововведений; неинтересная работа; противоречивость, предъявляемых к работнику требований; плохие физические условия работы; неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью; плохие каналы обмена информацией. Причины стресса руководителей: нехватка квалифицированных работников; затраты времени на личную обработку информации; замыкание всей информации на себе; работа вслепую с большим риском и др.

    2. Личностные: смерть близкого; свадьба (развод); увольнение с работы; болезнь; сексуальные затруднения; переход на современный или иной вид работы; крупная перестройка в бизнесе (слияние, реорганизация, банкротство); потеря, вложенных в банк средств и др.

    Все люди отличаются психофизиологическими характеристиками: одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу; других небольшая дополнительная нагрузка выбивает из колеи; есть люди, которых стресс стимулирует, мобилизует, они могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Как психологическое явление стресс поддаётся управляющим воздействиям. Большинство стрессов в жизни человека инициируется им самим.

    Одно из средств избежать стресса – уход от стрессовой ситуации путём отдыха - активной деятельности, исключающей мысль о причине стресса; переключение внимания на иные, не имеющие отношение к стрессу объекты (рыбалка, плавание, прогулки по лесу, рисование, вязание, театры, музеи и другие противострессовые мероприятия).

    Методы борьбы со стрессами у руководителей :

    Делегирование полномочий;

    Анализ стрессовых ситуаций;

    Установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий; выявление причин, приводящих к стрессу;

    Общение с коллегами, др. работниками, посетителями;

    Беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы);

    Физические оздоровительные занятия, переключение на активный отдых (вне работы);

    Следование оптимальному распорядку дня на работе и дома; самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе) и др.


    Похожая информация.


    Существует четыре основных типа конфликта:

    ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, стрессами, недогрузками или перегрузками на работе, выполнением заданий, не соответствующих квалификационному уровню, когда работнику предъявляются противоречивые требования, когда производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. При данном конфликте человеку присущи психическое напряжение, эмоциональная неудовлетворенность, раздвоение личности, раздражительность, формирующие почву для межличностного конфликта.

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – самый распространенный, - столкновения руководителей по поводу ресурсов, кандидатов на одну вакансию (должность); отдельных личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

    КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ появляется, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

    МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ:

    Классификация конфликтов:

    По степени проявления:

    1. Скрытый – затрагивает обычно двоих человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют, до момента, когда у одного «сдают» нервы и конфликт становится открытым.

    2. Открытый конфликт.

    Различают:

    Случайные,

    Стихийно возникающие,

    Хронические,

    Сознательно провоцируемые конфликты.

    Как разновидность конфликта выделяют ИНТРИГИ – намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам.

    Виды конфликтов, основанные на содержательной, качественной их стороне:

    1. (+;+) – разногласия между руководителями и заместителями по поводу поощрения сотрудника (деньги или ценные подарки) Конфликт легко разрешается - два благоприятных варианта разрешения.

    2. (-;-) – необходимость выбора одного из двух поставщиков товаров. Оба варианта оказались неудовлетворительными, так как высокие цены, низкое качество. Менеджер в этой ситуации вынужден действовать по принципу «выбрать из двух зол меньшее». Разрешение конфликта требует значительного времени и сил.

    3. (+;-) - здесь сталкиваются положительный и отрицательный варианты. Например, после неоднократных предупреждении менеджер принял решение об увольнении сотрудника нарушающего трудовую дисциплину. Факт увольнения сотрудника имеет положительный аспект – избавление от недисциплинированного работника. Однако это была творческая личность, генератор идей. Поэтому хлопоты по нахождению нового работника, обладающего такими же профессиональными качествами и кроме того, дисциплинированного, является отрицательной стороной конфликта.

    По направленности конфликты бывают трех типов:

    1. Горизонтальные – вовлечены лица, не находящиеся в подчиненном отношении.

    2. Вертикальные – участвуют лица, находящиеся в подчинении друг у друга.

    3. Смешанные - представленные « вертикальной» и « горизонтальной» составляющими.

    Вопросы для закрепления:

    1. Какие по степени проявления бывают конфликты?

    2. Назовите основные типы конфликтов?

    3. Какие существуют конфликты по направленности?

    4. Перечислите виды конфликтов, основанные на содержательной, качественной их стороне

    Конфликты подразделяют на общие , охватывающие всю организацию, и парциальные , касающиеся её отдельной части; зарождающиеся , зрелые и угасающие;слепые и рациональные;мирные и немирные;кратковременные и затяжные , долгое время лихорадящие всю организацию. Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к её разрушению или существенному изменению.

    Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности её изменить, но обычно старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.

    По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними . К первым относятся внутри личностные ; ко вторым – межличностные , между личностью и группой , межгрупповые .

    Внутри личностные конфликты возникают в связи с такими обстоятельствами, как необходимость выбора между взаимоисключающими вариантами действия, каждый из которых в одинаковой мере желателен; несовпадение внешних требований и внутренней позиции, неоднозначность восприятия ситуации, целей и средств их достижения, особенно при необходимости активно действовать; неоднозначность восприятия потребностей и возможностей их удовлетворить; влечения и обязанности; различного рода интересы; невозможность реализовать себя в работе, и поэтому неудовлетворённость ею.

    В общем случае чаще всего речь идёт о «выборе в условиях изобилия» или «выборе наименьшего зла».

    Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования. Например, заведующий секцией может потребовать, чтобы продавец во время работы всё время находился на рабочем месте и не «работал» с покупателем. Позже заведующий уже выражает недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и не занимается подсортировкой товара.

    Внутриличностный конфликт также может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчинённый планировал в субботу, в свой выходной, какие-то семейные мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил, что он в связи с производственной необходимостью должен в субботу работать. Внутриличностный конфликт проявляется как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.

    Межличностные конфликты, как считается, на 75 – 80% порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей, так как, реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии со своими взглядами и особенностями характера, и разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному. Этот тип, пожалуй, самый распространённый. Для руководителей такие конфликты представляют наибольшую трудность, потому что все их действия независимо от того, имеют они отношение к конфликту или нет, в первую очередь будут рассматриваться через призму данного конфликта. Чаще всего такой конфликт представляет собой борьбу руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.


    Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. В связи с тем, что производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки, бывает так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельных личностей. В этом случае возникает конфликт. Другими словами, между личностью и группой появляется конфликт, если эта личность займёт позицию, отличающуюся от позиции группы. Конфликт между личностью и группойможет возникнуть при принятии руководителем заведомо непопулярных, жестких, вынужденных решений, как это произошло в компании «Оливетти». Владельцу компании – Карлу де Бенедетти, чтобы спасти компанию от почти неминуемого банкротства и превратить её во второго по величине производителя микрокомпьютеров в мире, «потребовалось менее чем за полтора года уволить 20 тыс. человек». И это осуществлялось в компании, известной всему миру своим «исключительно гуманным отношением к управлению». «Бенедетти позаботился о том, чтобы все уволенные получили другую работу или хорошую пенсию».

    Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникать конфликты, которые называются межгрупповыми . Межгрупповые конфликты порождаются различиями во взглядах и интересах. В таком случае каждый стремится захватить ресурсы, соответствующие его стремлениям, ограничив другого, что при развитии конфликта грозит большими потерями. Конфликт взглядов приводит лишь к опровержению точки зрения, логическому тупику.

    Реализация интересов людей всегда осуществляется посредством власти, поэтому во внутриорганизационном конфликте принимают участие борющиеся за неё политические силы – неформальные группы и коалиции, проявление которых является своего рода индикатором. Х. Улмер утверждает, что конфликты порождаются стремлением к доминированию, борьбой за первенство в иерархии, что присуще всем людям и является одним из ключевых их свойств. Столкновения возникают между формальной и неформальной организацией, бюрократическими ограничениями и творческим подходом к делу.

    Возможность конфликта всегда существует и там, где один человек или группа зависят от работы других, что бывает прежде всего при углублении разделения труда. На психологическом уровне это приводит к расколу организации по принципу «мы – они», появлению лидеров, идеологов, обеспечивающих консолидацию её членов, отстаивание интересов.

    С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на вертикальные и горизонтальные . К первому типу относятся, например, конфликт между отдельными направлениями деятельности организации; ко второму – между различными уровнями иерархии. Практика показывает, что вертикальных конфликтов большинство – до 70 – 80%.

    Переплетение внутриорганизационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты являются смешанными , содержащими в себе многие элементы.

    По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить на симметричные и асимметричные . В первом случае они делятся примерно поровну; во втором – одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие. Если участники конфликта прячут его от посторонних глаз или конфликт ещё не «созрел», что, понятно, затрудняет процесс управления им или его разрешения, он является скрытым , латентным ; в противном случае конфликт является открытым . Поскольку открытый находится под руководством, он менее опасен организации; скрытый же может незаметно подтачивать её основы, хотя внешне будет казаться, что все дела идут нормально. Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что они конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый.

    По длительности протекания конфликты можно разделить на кратковременные и затяжные . Кратковременные являются следствием непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Затяжные связаны с глубокими нравственными психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность зависит от предмета противоречий, от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют своё негативное состояние. Частота конфликтов может вызывать глубокую или длительную напряжённость отношений.

    По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные . Объективные связаны с реально существующими проблемами, недостатками, нарушениям, возникающими в процессе функционирования и развития организации. Субъективные же обусловлены расхождением личных оценок тех или иных событий или отношений между людьми. Таким образом, в одних случаях можно говорить о наличии у конфликта определённого объекта; в других – о его отсутствии.

    Мнения, имеющие место во взглядах и оценках людей, составляют предмет конфликта, и тогда говорят о предметных конфликтах; но эти различия могут быть мнимыми. Например, если люди просто по-разному выражают своё мнение, тогда конфликт оказывается не только субъективным, но и беспредметным. Объективные конфликты всегда предметны, а к субъективным эта характеристика подходит не всегда.

    Поскольку объективные конфликты связаны с реальными событиями внутриорганизационной жизни и обычно требуют практических преобразований в её основах, они получили название деловых . Субъективные же конфликты, порождаемые, в сущности, бьющими через край эмоциями людей, называются ещё эмоциональными , личностными .

    По своим последствиям конфликты делятся не конструктивные и деструктивные .

    Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести организации большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы и не создаётся, следовательно, нет возможностей для совершенствования внутриорганизационных процессов, он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход объективных процессов.

    Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются неблагоприятные условия труда, несовершенная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе; несоответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов; низкий уровень дисциплины.

    Деструктивные конфликты обычно вызываются неправильными действиями, в том числе злоупотреблением служебным положением, нарушением трудового законодательства, несправедливыми оценками людей. Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны не выходят за рамки этических норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также на психологической несовместимости людей.

    Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать партнёров, угрожать им, навязывать свою точку зрения, отказываются решать возникшие проблемы к обоюдной выгоде.

    Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников. Новосибирские учёные Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими. К ним относятся:

    1) демонстративные , стремящиеся быть в центре внимания, становящиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;

    2) ригидные , обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с интересами других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;

    3) неуправляемые , отличающиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем;

    4) сверхточные , характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, мелочностью, подозрительностью;

    5) целенаправленно конфликтные , рассматривающие столкновение как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах;

    6) бесконфликтные , которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты.

    В то же время конфликтные личности, попав в благоприятную ситуацию, часто не проявляют себя таковыми.