Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Объект предмет и методы социологии. Предмет и объект социологии. По степени устойчивости и масштабам применения

    Объект предмет и методы социологии. Предмет и объект социологии. По степени устойчивости и масштабам применения

    В социологии, как и в любой другой науке, имеются такие основные компоненты, как знание и средства его получения (в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности — ученые и научные коллективы, а только средства и результаты их деятельности). Первый компонент включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент — это и отдельные методы, и собственно социологические исследования.

    Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

    Знание о - это специально построенные классификации или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные.

    Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность способов и приемов действия, порядок (схему или план) действий. В социологии применяются как частно научные методы (например, наблюдение, опрос), так и общенаучные (например, статистические).

    Способы и приемы исследования выстраиваются в определенной последовательности на основе регулятивных принципов. Последовательность способов и приемов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.

    Методика - это реализация метода в целом, а следовательно, и его процедуры. Она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или разработку методического инструментария (совокупности методов), методической стратегии (последовательности применения методов и соответствующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях.

    В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его места и роли в исследовании, от связи с другими методами.

    Методика включает в себя технику. Техника - это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (техника сбора данных), с данными исследования (техника обработки данных), с инструментами исследования (техника составления анкеты).

    Методы социологии

    Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. использует две группы методов:

    1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и др;

    2. специальные (собственные, специфические) методы:

    • опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;
    • наблюдение;
    • анализ документов;
    • контент-анализ;
    • эксперимент;
    • социологический тест;
    • социометрический опрос (социометрия).

    Классификация методов в социологии

    По масштабу применения

    • Общенаучные (например, математические методы)
    • Частнонаучные (например, методы опроса)

    По уровню знания

    • Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.)
    • Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)

    По этапам исследования

    • Методы сбора
    • Методы обработки
    • Методы анализа

    Если анализировать, как определяли предмет социологии ее "основатели" на раннем этапе ее становления (20-70-е годы XIX в.), то получается следующее:

    По Конту, предмет социологии - общество в его целостности, основу которой образует всеобщее согласие.

    По Спенсеру, предмет социологии - общество как социальный организм, в котором дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции эго социальных институтов.

    По Марксу, предмет марксистской социологии составляет общество как органическая система, которая развивается в направлении целостности через классовую борьбу и революции .

    Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о том, что на раннем этапе становления социологии ее "отцы основатели" еще не разделяли таких понятий как "объект" и "предмет" исследования. Они считают, что предметом исследования является общество. Но это не просто "общество" в его философском или обыденном понимании. Классики социологии пытаются выделить социальную составляющую в этом обществе: Конт - "всеобщее согласие", Спенсер - "социальный организм", "социальные институты", Маркс - "органическая система", "классовая борьба".

    На втором этапе становления и развития социологии (с 80-х годов XIX в. до первой мировой войны) происходит более четкое разделение объекта и предмета социологии. Так, Вебер выделяет в качестве предмета социологии совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий.

    По Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляют взаимодействия людей, движимых волей.

    По Зиммелю, предмет социологии - чистые формы становления социального, или обобществления, образующиеся при взаимодействии индивидов в любой сфере общества .

    Дюркгейм считал что "социология есть исследование главным образом социальных фактов, а также социологическое объяснение этих фактов" .

    Не вдаваясь в подробный анализ приведенных определений предмета социологии, можно констатировать, что в каждом из определений говориться о том или ином аспекте социального (социальные действия, взаимодействия, отношения, структура, субъекты, факторы сознания и воли, социальные факты).

    По мнению Н.И. Лапина, именно на втором этапе становления и развития социологии происходит достаточно четкое определение предмета социологии. Это различные аспекты социального. На этом же этапе происходит выделение предмета из объекта - т.е. из общества. Так, по мнению Ж.Т. Тощенко, "в начале XX в. ряд социологов начал рассматривать в качестве предмета изучения не все общество, а его социальность, социальную жизнь, а также такие ее феномены, как социальная сфера, социальные отношения, социальные процессы" .

    Однако и на последующих этапах развития социологии (на третьем - от первой мировой войны до 70-х годов XX века; на четвертом - с 80-х годов XX века до настоящего времени), исследователи в той или иной мере уточняли или расширяли уже обозначенный предмет социологии.

    Так, согласно Т. Парсонсу, социология изучает структуры и процессы как особые конструкции социального взаимодействия . По мнению Н. Смелзера, "социология - это научное изучение общества и общественных отношений". По Э. Гидденсу, Социология - это наука о социальной жизни групп и сообществ людей… предметом социологии оказывается наше собственное поведение как социальных существ" . Известные ученые Оксфорда Д.Л. Томпсон и Д. Пристли предлагают следующую формулировку: "социология - это изучение сложных взаимоотношений между людьми и обществом, исследование того, как люди создают и изменяют общество и как общество формирует поведение людей и их представление о себе".

    Теперь рассмотрим как определяют объект и предмет социологии отечественные социологи: По мнению А.Г. Здравомыслова, "современное понимание социологии включает представление не столько об обществе, сколько о социуме, то есть о тех компонентах общественной структуры, с которыми данный индивид непосредственно соприкасается". По А.Г. Эффендиеву, "социология изучает общие принципы воспроизводства (функционирования) и изменения основных (простых и сложных) форм социальных взаимодействий, в том числе общество как целостную систему социальных взаимодействий, в том числе на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни".

    На основании анализа различных точек зрения, Н.И. Лапин дает следующее определение: "предмет социологии - социальная деятельность человека, социальные отношения и процессы, общности и общества как целостные системы, их функции и структуры; социология изучает состояния и динамику своего предмета, опираясь на социальные факты и эмпирические данные, получаемые с помощью социологических, а также иных научных подходов и методов" .

    По В.А. Ядову, "Социология - это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов; это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях…; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения".

    Во всех приведенных выше определениях (Парсонс, Смелзер, Гидденс, Томпсон и Пристли, Здравомыслов, Эффендиев, Лапин, Ядов) в качестве предмета социологии называются те или иные аспекты социального. При этом объект и предмет социологии не разграничиваются. Исследователи солидарны с Г.В. Осиповым, который пишет: "Одной из важнейших причин, обусловивших довольно позднее отпочкование социологии от других наук (философии, политической экономии, социальной психологии, криминологии) и становлении ее в качестве самостоятельной научной дисциплины, явилось именно отождествление объекта и предмета социологического познания. И до настоящего времени это серьезный методологический порок присущ социологам самых разных школ и направлений".

    Попытку разграничить объект и предмет социологии предприняли Ю.И. Рысь и В.Е. Степанов. По их мнению, "Объектом социологии являются социальная жизнь общества, структуры взаимодействия социальных субъектов, социальных институтов, общностей и т.п., имеющие социальные различия между собой. Предметом социологии можно считать закономерности функционирования социальных общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества". Однако в приведенных определениях, и в "объекте" и в "предмете" говориться, по сути, об одном и том же - о социальной сфере общества. Поэтому, по мнению Г. Козырева, попытка "разграничения" объекта и предмета не удалась.

    Более принципиально и качественно разграничивает объект и предмет Ж.Т. Тощенко. По его мнению, "Объектом социологии, как и всех других социальных наук, является общество" . Однако в ходе дальнейшего рассуждения, Тощенко уточняет, что объектом социологии является не просто общество, а гражданское общество. При этом в качестве аргумента приводится тот факт, что социология как наука становится востребованной только в период возникновения и развития гражданского общества . По Тощенко, "предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей; условия, в которых реализуются реальное сознание и соответствующее ему поведение людей" .

    По мнению Г.В. Осипова, "Определяющим свойством объекта социологического знания является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Понятия социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для понимания отличительных особенностей объекта социологического познания, а понятие социальных закономерностей - для понимания предмета социологической науки" .

    Итак, можно согласиться с Г.В. Осиповым в том, что "объект представляет собой всю совокупность связей и отношений", но не только социальных. Чтобы выявить, как возникают социальные связи и отношения, необходимо брать общество целиком во всех его проявлениях: биологическом, антропологическом, психическом, географическом, физическом, философском, социологическом, космическом и др. Необходимо помнить, что отраслевые направления в социологии возникают "на стыке" социального и различных форм не социального.

    Объект - это некая объективная реальность независимая от познающего субъекта. В отличие от предмета он обладает полисистемной целостностью. Поэтому один и тот же объект может исследоваться различными науками. Так, общество является объектом исследования для таких наук как философия, история, политология, экономика, социальная психология, социология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте выделяет и исследует свой предмет . Таким образом, объектом социологии является общество, во всей своей целостности и полисистемности.

    Предмет - это часть объекта (или определенное его свойство, качество, состояние и т.п.), которая является областью исследования той или иной конкретной науки. Для предмета характерна специфическая определенность, т.е. отличие его от других сфер исследования. Общество, как уже говорилось, является общим для всех общественных наук объектом. Выделение из общества-объекта тех или иных аспектов социальности: социальной сферы, социальных отношений и институтов, социальных взаимодействий, социальных фактов, состояний сознания, субъектов социальной деятельности, социальных структур и т.д. - есть не что иное, как постепенное определение (насыщение) предметного поля социологии.

    Этот процесс выделения социального, первоначально из государства, потом из общества, уходит своими корнями к Платону, Аристотелю, Макиавелли, Гоббсу, Сен-Симону и др. В рамках социологической науки он начинается с Конта и продолжается до настоящего времени. Об этом свидетельствуют анализ приведенных выше определений объекта и предмета социологии. При этом мы видим, что одни авторы включают в определение предмета два-три ключевых, на их взгляд, проявления социального, другие пытаются охватить всё бесконечное его многообразие. Но от этого суть дела не меняется. Новые методологические подходы и научные направления выявляют ранее неизвестные нам формы проявления социального (например, "виртуальную реальность"), но не меняют предмет исследования.

    Итак, предметом социологии является социальное, во всех его проявлениях.

    Социальное (социальные отношения, социальные действия, социальная сфера и т.п.) возникает в результате взаимодействия людей по поводу удовлетворения их жизненных потребностей: в пище, одежде, жилье, безопасности, продолжении рода, в духовном развитии, творчестве и т.д. В результате взаимодействия людей возникают и закрепляются социальные роли и статусы, вырабатываются ценности и нормы, образовываются социальные институты, формируется социальная система общества. В весьма доступной форме процесс конструирования социальной реальности описан П. Бергером и Т. Лукманом в их совместной работе "Социальное конструирование реальности". Более сложный процесс конструирования социальной (и виртуальной) реальности описан в работах П. Бурдье и Ж. Бодрийяра .

    Социальное взаимодействие предполагает осознанность, скоординированность и взаимное дополнение совместной деятельности. Поэтому важнейшими компонентами социального являются осознанность и предсказуемость деятельности и поведения людей. Отсутствие предсказуемости в деятельности и поведении ведет общество к дестабилизации.

    В ходе эволюции человечество прошло длительный путь развития от животного состояния до современного социального общества. Действуя осознано и целенаправленно, люди совершенствуют способ производства, расширяют круг своих потребностей и способы их удовлетворения. Кроме того, люди обладают способностью накапливать опыт и знания и передавать их последующим поколениям. В результате каждое новое поколение как бы опирается на опыт и знания всех предыдущих поколений и становится носителем новых социальных качеств.

    Социальные качества - это те, которые приобретаются индивидом (группой) в результате воспитания и обучения, т.е. в результате социализации. Поэтому, говоря о социальном, мы как бы "выделяем" его из природного, биологического.

    Нередко в общественных науках отождествляются такие понятия как "социальное" и "общественное". С научной точки зрения такое отождествление неправомерно, т.к. эти понятия не тождественны. Общественное более широкое понятие и кроме социального включает в себя многие процессы, явления и состояния не относящиеся к социальному. Например, такие как половой инстинкт, процесс деторождения, психические процессы, потребление с целью поддержания физического существования, различные врожденные рефлексы и т.д. Социальное - это определенная часть общественного, возникающая в результате социальных действий и взаимодействий; это качественная определенность развития общества.

    Необходимо различать "социальное" в узком и широком смысле. Социальное в узком смысле - это отдельная (социальная) сфера жизнедеятельности, в рамках которой удовлетворяются необходимые жизненные потребности людей. Социальное в широком смысле охватывает все сферы человеческих отношений и все сферы жизнедеятельности общества. Именно на основе социальных отношений возникают и функционируют экономические, политические и иные виды отношений. При этом в каждой сфере жизнедеятельности можно выделить "социальную" составляющую. Но первоосновой любого уровня социального является человек и его разнообразные потребности. "Чем бы мы ни занимались, что бы ни творили, созидали, мы всегда, в конечном счете, продуцируем человека и общество, вернее, живущего в обществе человека".

    В связи с тем, что в последнее время наблюдается субъективация социологии как науки, акцентирование внимание на "человеке действующим", конструирующим социальную и виртуальную реальность, возникла опасность размывания предметного поля социологии. По этому поводу исследователи высказывают следующее: человек (действующий, конструирующий, мыслящий и т.д.) является продуктом социализации, поэтому сам по себе вне социального, он рассматриваться не может, это, во-первых. Во-вторых, любые его (человека) реальные и виртуальные "конструкции" должны пройти процесс объективации, прежде чем они станут восприниматься другими людьми как социальная реальность. В-третьих, реальные и виртуальные "конструкции" человеческого воображения и восприятия могут стать объектом социологического анализа лишь при условии нахождения соответствующих социологических методов их исследования.

    В последние годы многие исследователи бьют тревогу по поводу того, что размывается (распыляется, ускользает) предметная сущность социального. Но, по мнению Г.И. Козырева, социальность не размывается и не ускользает, а "демонстрирует" новые, еще не известные нам формы и способы своего существования. По мнению Э. Гидденса, в современном обществе возникают новые формы жизненной политики. Одновременно происходит непрерывный процесс социальной самоорганизации . Поэтому социальное не исчезает. Просто для его изучения и понимания необходимы новые рефлексивные теории и методы исследования.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

    для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Социология»

    (для студентов дневного отделения несоциологических специальностей)

    Семинар1 . Социология как наука

    1. Объект, предмет и метод социологии.

    2. Система, структура, уровни и функции социологии.

    3. Социология в системе социально-гуманитарного знания.

    4. Возникновение и основные этапы развития социологии (индивидуальный докладчик)

    Глоссарий: социология, объект социологии, предмет социологии, социальное, социальные отношения, теоретическая социология, прикладная социология, эмпирическая социология, социальный закон, функции социологии, микросоциология, мезосоциология, макросоциология,Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс.

    Литература

    1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – С. 6-157.

    2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – С. 5-89.

    3. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. Пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.

    4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – С. 7- 78.

    5. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2001. – С. 9-53.

    6. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – С. 9-57.

    7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 9- 131, 246-280.

    8. Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. – С. 9-52, 91-143.

    9. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 4-68.

    10. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

    11. Кравченко А.И. Социология общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2000. – С. 8-93, 100-102.



    12. Общая социология:Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М,2000. – С. 15- 51.

    13. Прикладная социология: Учебное пособие / Под ред. д.э. н. проф. Ю.С. Колесникова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 320 с.

    14. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – 2-е изд., перераб, и дополн. – М.: Издательство «Центр», 1996. – 206 с.

    15. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор - академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2000. - 488 с.

    16. Социология: наука об обществе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издание второе.- Харьков, 1997. – С. 9-197.

    17. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – 2-е изд., доп, и перераб.- М.: Юрайт-М, 2001. – 527 с.

    18. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 1999. – С. 7-37.

    Объект, предмет и метод социологии.

    « Предмет и объект познания социологии.

    Понятие социального.

    С термином «социология» каждый из нас встречался неодно­кратно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообраз­ным проблемам. Социологические службы парламента, Пре­зидента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политичес­ким и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятель­ных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовле­творенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в реги­онах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социаль­ной напряженности в коллективах, удовлетворенность на­селения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуще­ствляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа­щий на поверхности уровень социологических исследова­ний, который создает образ социологии как прикладной эм­пирической науки, служащей удовлетворению каких-то те­кущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социоло­гии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

    Начнем с этимологии. Термин «социология» - произ­водное от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logos - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология - наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное опре­деление, поскольку общество в его различных аспектах изу­чается значительным количеством гуманитарных и соци­альных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы по­нять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную об­ласть социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

    В качестве объекта той или иной науки всегда высту­пает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является резуль­татом теоретического абстрагирования, позволяющего ис­следователям выделить те стороны и закономерности раз­вития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким обра­зом, объект той или иной науки - это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свой­ствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки - это результат исследовательских действий.

    Принято считать, что объектом социологического по­знания является вся совокупность свойств, связей и отноше­ний, которые носят название социальных. Что же такое со­циальное? Социальное, с точки зрения российского социо­лога Г. В. Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, инте­грированных индивидами или общностями в процессе сов­местной деятельности в конкретных условиях, и проявля­ющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда по­ведение даже одного индивида оказывается под воздействи­ем другого индивида или их группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способст­вуют тем самым тому, что каждый из них становится носите­лем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, со­циальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

    Предмет же социологии, поскольку он является ре­зультатом исследовательских действий, не может быть оп­ределен столь же однозначно. Понимание предмета социо­логии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направ­лений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет на­уки находится в тесной связи с исследовательской деятель­ностью ученых.

    Основоположник социологии, французский мысли­тель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллектив­ное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, являет­ся коллективное во всех его проявлениях.

    С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социо­логия - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, - это отношение человека, иначе говоря, внут­ренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение явля­ется поведением, когда субъект связывает его с определен­ным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с по­ведением других индивидов.

    В марксизме предметом социологического исследова­ния является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных общностей, социальных институ­тов. Широкое распространение в нашей отечественной ли­тературе имеет следующее определение социологии. Социология - это наука об обществе как социальной системы в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии «Социология» (М., Мысль, 1990 с. 25) Г. В. Осипова, написанном с марксистских мето­дологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и законо­мерностях развития и функционирования исторически оп­ределенных социальных систем, наука о механизмах дейст­вия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов».