Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Если ваш ребенок – интроверт: Что делать? Интроверсия – не болезнь. Как воспитывать «тихих» детей

    Если ваш ребенок – интроверт: Что делать? Интроверсия – не болезнь. Как воспитывать «тихих» детей

    Но кроме основных типов темперамента, люди также делятся в зависимости от психологических особенностей на два типа: и .

    В большинстве случаев уже с раннего детства человека можно отнести к тому или иному типу и узнать к какому типу относится ваш ребенок - интроверт он или экстраверт.

    Интроверты чувствуют себя опустошёнными, когда в их физическое пространство вторгаются.
    Если они находятся среди людей, это само по себе отнимает у них энергию, даже если они ни с кем не взаимодействуют.
    Марти Ольсен Лэйни. Непобедимый интроверт

    Ребенок-интроверт: признаки характера

    – люди, для пополнения душевной энергии которых не нужны другие. Они получают подпитку от сна, духовной пищи (музыка, фильмы, искусство) и вполне могут обходиться долгое время без общения. Энергия направлена внутрь, на собственные чувства и переживания.

    Среди детей существуют явные интроверты. Для правильного подбора методов воспитания, родителям нужно знать, каким типом обладает их ребенок. Заметить черты интроверта можно в самом раннем возрасте, даже на первом году жизни.

    Вот несколько явных признаков ребенка-интроверта:

    • К общению со сверстниками такие дети не расположены. Иногда это может быть им даже в тягость. К одиночеству относятся нормально, по этому поводу не переживают.
    • Если ребенок совсем маленький, он может отказываться идти на руки к незнакомым людям. Также, скорее всего, зайдется слезами при слишком пристальном внимании толпы, например, на празднике.
    • Некоммуникабельность порождает неуверенность. Такие дети также бывают не в меру обидчивы.
    • Быстро устают на массовых мероприятиях, просятся домой на протяжении всего праздника.
    • Часто творческие личности. Обладают яркой фантазией, хорошо рисуют. Могут проводить за этим занятием долгое время, даже в одиночестве.

    Заметив такие черты у своего ребенка, не стоит бить тревогу. Это особенности психики и не является отклонением.

    Ребенок, не бегущий играть в толпу детей, а проводящий время с игрушками, скорее всего не нуждается в огромном количестве общения, ему интересно самому с собой. Это нормально, и не стоит выталкивать его на площадку к ребятам, если малыш этого не хочет. При натиске ребенок-интроверт может замкнуться в себе .

    Ребенок-интроверт: как воспитывать?

    Дети-интроверты зачастую молчаливы, все держат в себе, но если они смогут довериться человеку, то становятся интересными собеседникамм и внимательными слушателями. Они спокойны, а благодаря усидчивости добиваются успехов в учебе легче, чем экстраверты.

    • Новые знакомства вызывают у детей-интровертов стресс. Поэтому родителям стоит заранее готовить ребенка-интроверта к переменам обстановки .
    • Родители должны относиться к такому ребенку более внимательно . Если предстоит поход в незнакомое место, есть смысл рассказать малышу о предстоящем событии, обсудить, кого он может там встретить. Рассказать, зачем нужна дружба и как она прекрасна.
    • Дети-интроверты остро нуждаются в личном пространстве . Родители должны уважать желание ребенка иметь укромный уголок, где он сможет побыть наедине с собой и своими мыслями. Также стоит осторожно относиться к личным вещам малыша. Они многое значат для такого ребенка.
    • Также в первое время важно помогать ребенку общаться с другими людьми, пока он не обрел умение находить общий язык. Может потребоваться, например, подвести малыша к другим детям на площадке и познакомить их.
    • Не стоит заставлять ребенка говорить, когда он хочет молчать . Жизненную энергию интроверты восстанавливают, будучи внутри себя. А тратят, взаимодействуя с людьми. Поэтому, вполне возможно, что возвращаясь с шумного праздника, малыш будет молчать и не поспешит рассказывать о своих впечатлениях. Не стоит путать это с угрюмостью. Нежелание говорить не значит, что ребенок плохо провел день, просто он потратил слишком много сил, и сейчас ему требуется их восстановить.
    • К новым ситуациям ребенок-интроверт привыкает не сразу . Нужно уважать его желание освоиться в новом коллективе или обстановке. Придя в гости, пусть немного поиграет в сторонке, если в компании много незнакомых детей. Привыкнув, он вольется в атмосферу. Главное для мамы – не оказывать давления во время такого «отстранения».

    Без должного морального отдыха общение приносит детям-интровертам неприятные ощущения, истощают их.

    Заключение

    Не стоит переживать, если ребенок - интроверт. С активной помощью родителей со временем малыш обретет необходимые навыки общения. А таланты, которыми богаты интроверты, найдут выражение в творчестве.

    Стоит поощрять в таких детках самостоятельность, всячески им помогать в незнакомых ситуациях, а также подпитывать их интерес к обществу. Для родителей важно стать для такого ребенка надежной опорой в незнакомом мире.

    Из интровертов вырастают прекрасные художники, психологи, писатели и дизайнеры, а также замечательные верные друзья!

    В школе интровертам тяжелее, чем экстравертам - из-за повышенного уровня шума, невозможности уединиться и необходимости вступать в контакты, которые ему вовсе и не нужны. Если в начальной школе могут помочь родители, подростки-интроверты часто оказываются со своей "непохожестью" один на один. Выжить в школе помогут книги Сьюзан Кейн - "Интроверты" и "Тайная сила".

    В начальной школе мы все знали друг друга, ведь были вместе с детского сада. Я догадывалась о своей робости, но со знакомыми ребятами чувствовала себя уверенно и даже однажды участвовала в школьном спектакле. Все изменилось, когда я перешла в среднюю школу. Там я оказалась новенькой среди незнакомых ребят, болтавших о чем-то своем.

    В школу меня отвозила мама: я слишком нервничала, оказываясь в автобусе с другими детьми. Двери в школу отпирались только после первого звонка, и если мы приезжали раньше, приходилось ждать на парковке. Школьники разбивались на группки, кто с кем дружил. Все знали друг друга и чувствовали себя совершенно нормально. А для меня та парковка была кошмаром.

    Наконец звонил звонок, и мы бежали в школу. В коридорах царила еще бoльшая суета, чем на парковке. Ребята бегали взад-вперед, уверенно шагали по коридору, явно чувствуя себя хозяевами школы. Мальчишки и девчонки обменивались новостями, хихикали. Я же выискивала в толпе знакомые лица, долго думала, не подойти ли поздороваться, а потом шла своей дорогой, так ничего и не сказав.

    Но хуже всего бывало в столовой на большой перемене. По сравнению со столпотворением в ней толкотня в коридорах казалась раем! Сотни голосов отражались от стен. В зале стояли длинные узкие столы, и за каждым восседала смеющаяся, болтающая "компашка". У меня голова шла кругом - куда там улыбаться и непринужденно болтать, как другие!

    Знакомая картина? Думаю, не я одна столкнулась с такой проблемой.

    Вот, например, Дэвис. Задумчивый, застенчивый парень, в первый учебный день в шестом классе он оказался в такой же ситуации. Будучи одним из немногих азиатов в школе, где учились в основном дети с европейской внешностью, он чувствовал себя неуютно: ему казалось, что все считают, будто он выглядит как-то не так. И настолько нервничал, что чуть ли не забывал дышать от волнения. В переполненной столовой он, еле дыша, нашел свободное место и с облегчением выдохнул лишь на уроках, где царила тишина.

    Когда в половине четвертого прозвенел звонок, Дэвис чувствовал себя выжатым как лимон. Первый день в шестом классе закончился, он выжил. Правда, в автобусе по пути домой кто-то прилепил к его волосам жвачку.

    На следующее утро Дэвис пришел к выводу, что в школе все дети совершенно счастливы. Все, кроме него.

    Конечно же, не все дети в школе радуются первому школьному дню, хотя кажутся веселыми. Первые дни нового учебного года, даже если ты ходишь в свою школу уже сто лет, - испытание для всех. Просто мы, интроверты, сильнее реагируем на раздражители, а значит, приспособиться к ситуации нам сложнее.

    Что это значит - "сильнее реагируем на раздражители"? Большинство психологов сходятся во мнении, что ничто так не влияет на опыт общения с людьми, как склонность к интроверсии или экстраверсии. И это справедливо для всех людей в мире независимо от культуры и языка, на котором они говорят.

    Нервная система у интровертов и экстравертов функционирует по-разному. Интроверт активнее реагирует на ситуации, связанные с общением, и на сенсорный опыт. У экстравертов же реакции приглушены, и для того, чтобы почувствовать себя в норме, они стремятся к внешним стимулам - яркому свету, грохочущим звукам. Им становится скучно, они не могут усидеть на месте, если их органы чувств недостаточно нагружены. Экстравертам необходимо находиться среди людей, энергия толпы их заряжает. Именно они всегда врубают музыку на полную громкость, любят приключения, щекочущие нервишки, и на уроках первыми тянут руку.

    Мы же, интроверты, напротив, реагируем сильнее, а порой даже слишком сильно. Стимулирующая среда, например шумная школьная столовая, истощает нас. А расслабляемся мы и "подзаряжаем батарейки" в более спокойной обстановке - необязательно в одиночестве, но непременно среди родных либо в небольшой компании близких друзей.

    На вечеринках интроверты тоже могут веселиться от души, но иногда быстрее устают и вынуждены раньше уходить домой. Время, проведенное в одиночестве, покое и тишине, восстанавливает энергию интроверта. Вот почему мы часто любим заниматься чем-то в одиночку - хоть чтением, хоть бегом, хоть скалолазанием. Не слушай тех, кто говорит, что интроверты асоциальны. Мы любим общаться, просто по-другому.

    Ты можешь добиться успеха и в школе, и в любом другом обществе, если твоей нервной системе дают работать оптимально. Проблема в том, что большинство школ - неподходящая среда для чувствительной нервной системы интровертов. Но, научившись распознавать сигналы, которые посылает тебе тело, например ощущение тревоги и давления, ты сможешь управлять ситуацией.

    Кстати, если тебе необходимо восстановить равновесие, необязательно возвращаться домой и запираться в комнате. Прислушайся к себе и найди в школе тихий уголок, где можно собраться с мыслями: отправляйся в библиотеку, компьютерный класс или пустой кабинет учителя, который дружески к тебе относится. Можно даже ненадолго уединиться в туалете!

    Дэвис интуитивно понял это и после инцидента со жвачкой стал садиться в автобусе на первое сиденье, где его никто не трогал. Мальчик попытался не обращать внимания на оглушительные звуки, сигналы телефонов, крики и смех ребят. Вскоре он обзавелся наушниками и спокойно читал в дороге. Отгородившись от шума, он понизил уровень внешних воздействий, мешавших ему ясно мыслить.

    Интровертов много - от трети до половины всего населения Земли. Интроверсия не прихоть, которую можно перерасти; это качество нужно принять, дорасти до него и даже научиться его любить. Чем чаще ты отмечаешь, насколько ценны твои особенности интроверта, и понимаешь, что лучшее в тебе, скорее всего, связано с "тихим" темпераментом, тем увереннее ты начинаешь себя чувствовать. Не нужно заниматься чем-то только потому, что так делают все, или пытаться подружиться с людьми, с которыми, как тебе кажется, ты должен дружить. Делай то, что нравится, и выбирай друзей, чьим обществом действительно дорожишь.

    Всем, кто работает в системе школьного образования, нелишне понимать, какие у интровертов и экстравертов преимущества и в чем их потребности. Средние и старшие классы - самый сложный период для интровертов. Когда сотни ребят изо дня в день вынуждены толпиться в одном здании, кажется, будто единственный способ заставить уважать себя и обзавестись друзьями - стать шумным и заметным.

    Но ведь есть множество других замечательных качеств характера интроверта, например, способность глубоко сосредотачиваться на том или ином предмете или действии, умение внимательно и терпеливо слушать. Это лишь две "суперспособности" интровертов. Пользуйся ими, ищи свою страсть и полностью посвящай себя ей! Тогда ты не только выживешь в школе, но и заживешь полной жизнью.

    Вот несколько советов, которые помогут абстрагироваться от школьной суеты и при этом не потерять свой круг общения.

    Знай свои потребности. Шумная среда, подобная школьной, часто истощает интровертов. Прими как данность, что окружающая среда не всегда будет соответствовать твоим потребностям. Но она не должна мешать тебе оставаться самим собой. Находи тихие уголки и свободные минутки, чтобы "подзарядить батарейки".

    Ищи "своих" людей. Может быть, тебе интересно общаться с ровесниками-спортсменами или с теми, кто увлекается программированием. А возможно, для тебя неважно, совпадают ваши интересы или нет, главное - чтобы человек был хороший. Если для того чтобы завязалась дружба, нужно составить список тем для разговора, так и сделай.


    Нью-йоркский психолог Челси Греф знает способ, как подготовиться к ситуациям начала общения, сложным для интровертов. Одна ее пациентка, умная, творчески одаренная пятиклассница, очень волновалась, общаясь с другими ребятами. Девочке хотелось иметь больше друзей. В школе у нее были две подруги, но в их отсутствие она чувствовала себя потерянной.

    Доктор Греф порекомендовала проводить мозговой штурм перед каждой ситуацией, в которой Карина могла бы почувствовать себя неуютно. "Главное - составить план и провести ролевую игру, в которой ты первой начинаешь разговор", - сказала она.

    Так Карина и сделала. Сначала определяла, какая из девочек наиболее приветливая и располагающая к себе. Затем ставила цель заговорить с ней один на один и спросить, не хочет ли она сесть рядом в школьной столовой или поболтать попозже. Это позволяло Карине избегать таких ситуаций, когда, например, она подходила к столу, за которым все места заняты, и не знала, что сказать.

    Доктор Греф рекомендует придумать несколько фраз, которыми можно начать разговор: "Какие планы на выходные?" или "Ты тоже волнуешься перед школьным спектаклем (контрольной)?". Так ты почувствуешь себя готовым к общению и на всякий случай приобретешь запасной план действий.

    Объясняй. Обязательно объясни близким друзьям, почему в школе ты иногда уходишь от всех или перестаешь участвовать в разговорах. Расскажи им об интровертах и экстравертах. Если твои друзья - экстраверты, расспроси их о том, чего им не хватает в общении с тобой.

    Найди то, к чему лежит душа. Это важно для каждого независимо от типа личности, но для интровертов - особенно! Мы любим сосредотачивать все усилия на одном-двух проектах, которые нам действительно небезразличны. Кроме того, если ты робок, истинное увлечение воодушевляет и придает сил для борьбы со страхом. Страх - мощный враг, но увлечение - гораздо более сильный союзник.

    Язык тела - это важно. Улыбка не только располагает к тебе окружающих - улыбаясь, ты сам чувствуешь себя счастливее и увереннее. Это биологический феномен: когда мы улыбаемся, мозг получает сигнал, что все хорошо.

    Данный принцип касается не только улыбки - понаблюдай, как реагирует твое тело на те или иные эмоции. Какую позу ты инстинктивно принимаешь, когда расслаблен и чувствуешь себя уверенно и когда напряжен? Например, нервничая, мы часто скрещиваем руки на груди: такая поза сообщает окружающим, что ты хочешь отгородиться от них, и, скорее всего, именно это ты и чувствуешь. Поучись стоять и сидеть в позах, не сигнализирующих о твоей закрытости, и почувствуешь себя соответственно.

    Интроверт – личность, направленная «внутрь» себя. Интровертам свойственно поведение, связанное с творчеством, размышлениями, наблюдениями за природой, окружающими. Поэтому людям такого типа личности комфортно в одиночестве. От экстравертов их отличает пунктуальность, вдумчивость, немногословность, даже педантичность. Именно интроверты тщательно взвешивают и обдумывают полученную информацию, прежде чем принимать решение. Интровертам труднее находить новые контакты, они не любят избыток общения. Созерцательность и замкнутость – обычные черты характера интроверта.

    Преимущества личностей-интровертов

    Немецкий психиатр Карл Леонгард определил преимущества интровертов: экстравертам свойственно подпадать под влияние общественного мнения, своей воли у них нет, а интоверты, наоборот, обладают сильной волей и не подвержены давлению со стороны, у них есть свое мнение и свои внутренние установки.

    Интровертов меньше, чем экстравертов (примерно 20-30% от всего населения). Большинство вундеркиндов - это интроверты. Чтобы добиться исключительных высот в науке или искусстве, нужно быть одержимым своей идеей, а значит, иметь сильную волю и глубокий интерес к познаниям. А это как раз черты личности интроверта. Он обладает упорством и независимостью взглядов, творческим чутьем.

    Этот тип личности не подвержен изменению, поэтому ребенка-интроверта нельзя «переделывать» и «ломать».

    Родителям важно понять, что их ребенку нелегко находить общий язык в коллективе. Еще сложнее, если родители не видят наклонности сына или дочери и заставляют быть «как все». Это часто происходит, когда родители-экстраверты не определили интровертную природу малыша.

    Родителям нужно знать, какие положительные черты характера часто присущи интровертной личности:

    • усидчивость;
    • неконфликтность;
    • внимание;
    • сосредоточенность;
    • нестандартное мышление;
    • склонность к творческим занятиям;
    • желание учиться.

    Понимать и принимать ребенка

    Воспитывая ребенка-интроверта, маме и папе нужно помнить, что у них в семье человек с необычайно ярким и богатым внутренним миром. Замкнутость и погруженность в себя – его обычное состояние. Так ребенок черпает силы и учится находить ответы на вопросы быстрого и порой непонятного мира. Нельзя сказать, что такой ребенок никогда не чувствует себя одиноким. Совсем без дружбы и общения ребенку трудно, но при этом ребенок-интроверт не пускает в свой внутренний мир посторонних. Родители должны мягко интересоваться, о чем думает, что переживает ребенок и какие у него желания. Навязывать свое мнение или силой заставлять что-то делать в таком случае не нужно. Можно отбить всякий интерес ребенка к общению.

    Самое главное, по мнению психологов, понять и принять ребенка таким, какой он есть. Ребенка-интроверта нужно поддерживать, чутко реагировать на перемены настроения. Очень важно развивать его индивидуальные способности. Нельзя направлять такого ребенка заниматься чем-то в угоду моде или популярному течению. Ничего хорошего из этого не выйдет, а ребенок может получить психологическую травму.

    Будьте чуткими родителями и настоящими друзьями своему чаду, и тогда, возможно, в вашей семье вырастет гениальный писатель, художник или архитектор.

    Родители всеми силами пытаются его «исправить», сделать общительным, веселым, напористым. Это большая ошибка, утверждает психотерапевт Марти Лэйни, ведущий специалист по интроверсии в США. Марти Лэйни – сама интроверт, мама и бабушка интровертов. Она знает, как нелегко приходится таким людям в мире экстравертов. Но надо ли ломать ребенка, пытаясь его переделать?

    Марти Лэйни убеждена, что ничего, кроме страданий и чувства неполноценности, это детям не принесет. В своей книге «Мой ребенок – интроверт. Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе» (Манн, Иванов и Фербер, 2014) она предлагает родителям подумать о сильных сторонах ребенка-интроверта и опираться на них в его воспитании.

    1. У интровертов богатая внутренняя жизнь

    Дети-интроверты отлично знают, что у них есть собственный внутренний мир. Он отличается необычайной живостью. Вместо того чтобы оглядываться на других, они опираются на внутренние ресурсы и руководствуются собственными представлениями. Поэтому они устойчивы к давлению со стороны и редко поддаются стадному чувству. Они всегда хотят проникнуть в суть вещей.

    Погруженность в себя – источник их силы, но она же может привести к чувству одиночества. Они стремятся познать не только себя, но и других людей, понять, что ими движет.

    Что делать: родителям нужно помочь маленьким интровертам научиться выражать мысли, овладевать искусством общения. Без контакта с единомышленниками – детьми или взрослыми – дети-интроверты начинают думать, что другим совершенно чужды и незнакомы их переживания, что от окружающих их отделяет непреодолимая стена. Надо оберегать внутренний мир маленького интроверта. Делитесь с ним мыслями и чувствами, спрашивайте, что он о них думает, но не торопите с ответом, дайте ему время на размышление.

    2. Интроверт умеет «нюхать розы»

    Другими словами, дети-интроверты умеют жить и наслаждаться настоящим, ценить мелочи, детали, мимо которых экстраверты проходят, не повернув головы. Часто таким детям даже не нужно выходить из дома, чтобы найти интересное занятие. Они получают удовольствие от неторопливого ритма жизни и придают большое значение простым радостям.

    Что делать: не смейтесь над способностью вашего маленького интроверта получать удовольствие от неспешной прогулки, от строительства палатки из одеяла, от сидения дома за раскрашиванием картинок. Найдите время, отвлекитесь от суеты и разделите минуту спокойствия с ребенком. Наши маленькие интроверты напоминают нам, что жизнь состоит как раз из таких моментов.

    3. Дети-интроверты любят учиться

    У них неподдельная жажда познания, но им нередко трудно показать это в школе, в окружении шумных, активных одноклассников. В вузе им будет легче: там система обучения больше соответствует характеру интроверта. Многие интроверты хорошо пишут, нередко ведут дневник втайне от окружающих.

    Обычно они получают большое удовольствие от чтения. Им нравится читать вслух самим или слушать, как читают им. Они ведут непрекращающийся внутренний диалог и постоянно сравнивают усвоенную информацию со своим мнением и своими реакциями.

    Что делать: поощряйте и развивайте его интерес к учебе. Без постоянного притока информации, дающей толчок мышлению, ребенок может заскучать и даже впасть в депрессию. Запишите его в библиотеку, водите его туда регулярно и не торопите при выборе книг.

    Обсуждайте с ним книги и фильмы. Пусть он поймет, что это не просто развлечение, а средство познания окружающего мира и связи с ним. Помогайте ему найти книги и фильмы по его интересам.

    4. Интроверты способны нестандартно мыслить

    Дети-интроверты умеют творчески подходить к решению проблем. Они обычно выслушивают и впитывают всю информацию, некоторое время ее обдумывают и наконец выдают неожиданный, но, как правило, разумный ответ. Дети анализируют обстоятельства в контексте своего индивидуального мышления, нередко высказывая при этом свежие и оригинальные идеи.

    Что делать: всячески поощряйте творческое мышление малыша. Спрашивайте его мнение по разным вопросам. Советуйтесь с ним относительно проблем, с которыми сталкиваетесь сами. Если у него неприятности, ищите творческий путь к нестандартному решению. Например, попросите ребенка нарисовать картину, сочинить рассказ, стихотворение, пьесу или песенку о том, что его тревожит. Пусть он увидит, что сам процесс творчества может привести к интересным результатам.

    5. Интроверты – творческие личности

    Творчество – близкий родственник нестандартного мышления. Недаром среди интровертов много писателей, художников, танцовщиков, актеров, музыкантов. Творческий человек воспринимает мир как огромную мозаику. Складывая ее элементы по-своему, он создает нечто новое и необычное.

    Что делать: поощряйте творческие способности вашего маленького интроверта. Покупайте ему краски, карандаши, пластилин и не бойтесь грязи. Пусть у вашего ребенка будут музыкальные инструменты – не бойтесь шума. Пусть ребенок фантазирует – не критикуйте его. Предложите ему описать его самые сильные творческие переживания. Пробуйте увлечь его танцами, пением, игрой на музыкальном инструменте или в любительском театре. Водите в музеи, на концерты, спектакли, на блошиные рынки – пусть он наблюдает как можно больше способов творческого самовыражения.

    6. Интроверты обладают высоким эмоциональным интеллектом

    Они хорошо разбираются в своих чувствах. Но родители не всегда это понимают, так как эмоциональные реакции у таких детей запаздывают. Когда происходит какое-то событие, ребенок-интроверт внешне кажется спокойным, холодным и даже нерешительным. На самом деле он берет паузу, чтобы разобраться с мыслями и чувствами, понять суть события, обдумать и выработать нужную реакцию с учетом возможных последствий.

    У интровертов рано вырабатывается способность формулировать нравственные суждения, они могут быть не по годам мудрыми. Понимая свои чувства, они обычно способны и к сопереживанию.

    Что делать: по достоинству оценивайте их развитые чувства. Помните, что участки мозга, ответственные за эмоции, формируются в последнюю очередь, – навыки общения оттачиваются и шлифуются годами. Если он спрашивает о ваших чувствах, отвечайте честно, чтобы не исказить его восприятие. Если он добр и щедр к другим, похвалите его, пусть он поймет, что сочувствие и сострадание – хорошая черта.

    7. Интроверты – прирожденные собеседники

    Да, неразговорчивый в школе и на детских праздниках ребенок может оказаться мастером содержательной беседы. Интроверты – прирожденные слушатели. Они надежны и прямодушны, им можно полностью довериться. Они задают важные вопросы, не перебивают собеседника, делают проницательные замечания, помнят сказанное другим и с полуслова понимают намеки.

    Что делать: хвалите их способность слушать, задавать вопросы и поддерживать разговор. Подчеркивайте разницу между пустой болтовней и честным, откровенным разговором – основой настоящей дружбы. Помогите маленькому интроверту найти друзей, способных обсуждать вместе с ним важные темы.

    8. Интровертам не скучно наедине с собой

    Они любят и ценят уединение. Им не нужны активные действия для того, чтобы чувствовать себя занятыми. Дети-интроверты обладают удивительной способностью к концентрации внимания и иногда просто отключаются от внешнего мира, погружаясь с головой в какое-то дело.

    Что делать: пусть ваш маленький интроверт узнает, что умение не скучать наедине с собой – неоценимый дар. Такой человек по-настоящему свободен, он не зависит от других. Это фундамент многих профессий, в которых могут быть успешны интроверты. Научите ребенка оценивать и распределять свободное время. Если он хочет побыть в одиночестве, когда вокруг царит веселье, успокойте его и скажите, что с друзьями он сможет увидеться в другой раз.

    9. Интроверты отличаются скромностью

    Многие дети сегодня вовлекаются в «вульгарную конкуренцию» – в спорте, во всевозможных телешоу, конкурсах красоты. Виной тому родительское тщеславие, влияние телевидения и шоу-бизнеса. Дети-интроверты не участвуют в борьбе амбиций. Их не привлекает мирская слава и свет софитов. Они предпочитают роли зрителей, а не актеров. От чрезмерного интереса к их персоне они могут испытывать даже физическое недомогание. Хотя в подходящей обстановке и при соответствующем настроении они рады чужому вниманию.

    Что делать: уважайте нежелание маленького интроверта быть в центре внимания. Можно напоминать ему, что нет ничего зазорного в нежелании выставлять себя напоказ. Но следует помнить, что и такие дети любят, когда воздают должное их достижениям, особенно когда они сами считают успех заслуженным. Но, как это ни парадоксально, скромность положительно влияет на их уверенность в себе.

    10. Интроверты склонны к здоровым привычкам

    Экстраверты часто оказываются неспособными сбавить бешеный темп жизни и восстановить силы. Интроверты так быстро не сгорают, потому что предпочитают не спешить. Это одна из причин их долголетия. Такие черты характера интровертов, как надежность, последовательность, упорство, гибкость, честность, отсутствие тщеславия, следование принципу «сначала подумай, потом сделай», помогают им сохранять здоровье.

    Что делать: поддерживайте стремление маленького интроверта следовать здоровым привычкам. Дети-интроверты часто рано ложатся спать, и такой сон способствует восстановлению сил. Они охотно следуют правилам здорового питания, если понимают, в чем их смысл. Возможно, им хочется есть чаще, но понемногу, – в этом случае проявите гибкость и пойдите им навстречу.

    11. Интроверты умеют дружить

    Они верные, заботливые, сострадательные, понимающие. Превосходные слушатели. Это делает их поистине бесценными друзьями. Интроверту не так просто сойтись с другим человеком, но если это происходит, отношения будут прочными и долгими. Они не склонны к конфликтам и соперничеству, разрушающим детскую дружбу. Друзей у них мало, но тем больше они ими дорожат.

    «Экстраверт подойдёт к вам сам, а к интроверту придётся искать подход», - шутят психологи, подчеркивая разницу между этими двумя типами личностями. Разбираемся, каковы особенности общения с ребёнком- интровертом.

    Лет 20-30 назад, когда знания о психологии, и тем более детской, ещё не получили широкого распространения, о ребёнке-интроверте говорили просто «он такой у нас стеснительный!». А ведь «стеснительный» и «интроверт» - это два разных человека. Итак, как разглядеть в ребёнка интроверта?

    Поведение, которое выдаёт интроверта:

    • Ребёнок стремится как можно больше времени проводить один, без компании, особенно шумной;
    • Чтобы узнать, как у него дела в детсаду/на детском мероприятии/в школе нужно буквально вытягивать из него детали, задавая огромное количество уточняющих вопросов;
    • Ребёнок внимательно следит за тем, чтобы его личное пространство не нарушалось ничьим вторжением, даже родительским;
    • Малыш не жаждет посещать большие многолюдные мероприятия, тем более если они подразумевает активное общение с другими детьми;
    • Без необходимости ребёнок не станет по собственной инициативе вступать в разговор, даже если собеседники знакомы ему.
    Интроверт, впрочем, как и экстраверт, - это и не хорошо, и не плохо. Это просто определённый тип личности. Как и к любому человеку, к ребёнку-интроверту нужно найти свой подход.

    Как общаться с ребёнком-интровертом

    Правило 1: Дайте ему личное пространство

    Личное неприкосновенное пространство - это «святая святых» для интроверта. Если у вас есть возможность выделить ребёнку отдельную комнату, вы сделаете ему самый лучший подарок - конечно, ещё не считая того, что не будете без приглашения постоянно в ней находиться.

    Помните: закрытая дверь в комнату не означает, что ребёнок от вас что-то скрывает. Просто ему нужно побыть одному, чтобы набраться сил.

    Правило 2: Не торопите

    Ребёнок-интроверт сам вам расскажет о своих делах, переживаниях и достижениях, если его не торопить и не изводить настойчивыми расспросами. Поверьте, он не старается от вас что-то скрывать, просто он готов делиться с кем-то, пусть и близким человеком, только строго ограниченными вещами - и чаще всего без подробностей. Не стоит засыпать малыша вопросами о том, как он провёл день и что ему понравилось на детском утреннике, как только он переступил порог дома. Пусть ребёнок переведёт дух после скопления народа и тогда расскажет вам, что посчитает интересным для вас.


    Правило 3: Осторожно с шутками

    Интроверты, обладающие прекрасным тонким чувством юмора, не всегда могут его проявить. Ведь реакция на слова окружающих требует от них, по понятным причинам, больших усилий, чем от экстравертов. Поэтому не подшучивайте над ребёнком, тем более в присутствии других людей. Любая шутка, сказанная в их адрес, на которую они не смогли должным образом и быстро отреагировать, - это душевная рана.

    Правило 4: Не требуйте сиюминутных решений

    Ребёнку-интроверту нужно определённое количество времени, чтобы принять решение, особенно, если дело касается долгосрочной перспективы (хочет он заниматься плаванием или карате, на утренник ему нужен костюм пирата или зайчика и другие). Не требуйте от «молчуна» высказать своё мнение или принять решение в режиме «здесь и сейчас».


    Правило 5: Не тормошите и не отрывайте

    Когда малыш занят чем-то (складывает пирамидку, рисует, решает примеры), без острой нужды не заставляйте его бросить начатое и приступить к другому. Ребёнку-интроверту важно доводить дело до конца!