Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Боккаччо, Джованни – краткая биография. Боккаччо Джованни - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Франческо боккаччо

    Боккаччо, Джованни – краткая биография. Боккаччо Джованни - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Франческо боккаччо

    БОККАЧЧО, ДЖОВАННИ (Boccaccio, Giovanni) (1313–1375), итальянский прозаик, поэт, гуманист. Незаконный сын купца Боккаччо дель фу Келлино, известного больше как Боккачино из Чертальдо, городка к юго-западу от Флоренции, Боккаччо родился в 1313 предположительно в Париже; его мать, Жанна, была француженкой.

    Ко времени рождения сына Боккачино работал на флорентийский банкирский дом Барди. В 1316 или немногим позже работодатели отозвали его во Флоренцию. Он взял с собой сына, и ранние годы будущий писатель провел в благотворной атмосфере города, где к тому времени процветали коммерция и искусства. Под руководством Джованни да Страда, отца поэта Дзаноби, он изучал «грамматику» (латынь). Позднее отец решил ознакомить его с «арифметикой» – искусством вести счета.

    В 1327 дом Барди послал Боккачино в Неаполь управляющим Неаполитанским отделением банка. В Неаполе Джованни, уже мечтавшего о славе поэта, отдали в ученики к флорентийскому купцу. В этой должности он, по его словам, потратил впустую шесть лет. Еще шесть лет было потрачено на изучение канонического права, вновь по настоянию отца. Лишь затем Боккачино назначил Джованни содержание.

    Жизнь в Неаполе чрезвычайно развила Боккаччо. Сын влиятельного банкира, не раз ссужавшего деньгами короля Роберта Анжуйского (1309–1343), он имел доступ ко двору просвещенного монарха, где встречал солдат, мореплавателей, богатых купцов и философов. Тогда же Боккаччо пережил несколько любовных увлечений, пока 30 марта 1336 в маленькой церкви Сан Лоренцо не встретил женщину, Марию д"Аквино, вошедшую в историю литературы под именем Фьямметты. Для нее или о ней написаны практически все ранние книги Боккаччо. Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, но вскоре Мария стала любовницей Джованни. Она недолго хранила ему верность. Уязвленный изменой Боккаччо написал сонет – одно из самых злых обличений в итальянской литературе.

    В 1339 дом Барди потерпел крушение. Боккачино потерял работу, Джованни лишился содержания. Какое-то время он пытался прожить на скудный доход от маленького имения под Пьедигротта, подаренного ему отцом. После смерти мачехи и единокровного брата, 11 января 1341, он вернулся во Флоренцию. В жизненных неурядицах Боккаччо поддерживали лишь дружба Петрарки, с которым он познакомился в 1350, когда тот приехал во Флоренцию, и нежная любовь к своей незаконной дочери Виоланте, смерть которой он оплакал в латинских стихах.

    Флоренция назначила Боккаччо своим казначеем, поручила приобрести у Неаполя город Прато и по меньшей мере семь раз посылала с важными дипломатическими поручениями, из них трижды – к различным папам. По долгу службы он объездил всю Италию, бывал в Авиньоне и, вероятно, в Тироле. Последние годы жизни Боккаччо были безрадостными. Будучи немолодым человеком, он влюбился во вдову, которая выставила его на посмешище. В ответ Боккаччо написал небольшую книгу Ворон (Il Corbaccio , 1355) – шедевр женоненавистничества даже для эпохи, когда оно было в порядке вещей. Несколько лет спустя его посетил монах Иоахим Чани и, укоряя Боккаччо за «греховный» тон сочинений, убеждал его сжечь все свои книги. Лишь письмо Петрарки удержало писателя от этого шага. Затем Боккаччо предпринял поездку в Неаполь, но его там не ждали ни обещанная работа, ни сердечный прием. Тогда он уехал на родину отца, в Чертальдо.

    В последний раз Боккаччо появился на людях в 1373, когда ему было поручено прочесть во Флоренции курс лекций о Данте. Но силы его покидали, и из задуманного курса он прочел лишь малую часть. Умер Боккаччо в Чертальдо 31 декабря 1375.

    Творческое наследие Боккаччо обширно и разнообразно. Помимо романа в новеллах Декамерон (Decamerone , 1348–1351), он написал четыре больших поэмы, роман и повесть, аллегорию в духе Данте Амето (L"Ameto , 1342), сатиру Ворон , биографическую книгу Жизнь Данте Алигьери (Vita di Dante , 1360–1363) и комментарии к 17 песням его Божественной комедии , четыре трактата на латинском языке, множество стихотворений, письма и латинские эклоги.

    Некоторые сочинения Боккаччо оказали немалое влияние на писателей последующих поколений. Так, поэма Филострато (Filostrato , 1338) вдохновила Чосера на создание Троила и Хризеиды , около 2700 строк которой – почти дословный перевод из Боккаччо. Другая большая поэма Боккаччо, Тезеида (Teseida , 1339), написанная октавами, дала тому же Чосеру сюжет для истории рыцаря в Кентерберийских рассказах . В 1344–1346 Боккаччо написал поэму Фьезоланские нимфы (Ninfale Fiesolano ), изысканную идиллию, не превзойденную даже в пору расцвета литературы Возрождения.

    Романы Филоколо (Filocolo , 1336) и Элегия мадонны Фьямметты (L"Elegia di madonna Fiammetta , 1343), несмотря на некоторое многословие, дают яркие и правдивые картины жизни Неаполя и представление о роли в ней Боккаччо. Первый является пересказом старинной французской легенды Флуар и Бланшефлор . Второй глубоко автобиографичен и считается первым психологическим романом. Из научных трудов Боккаччо лишь Жизнь Данте Алигьери и приложенные к ней Комментарии к Божественной комедии (Commento alla Commedia ) сохраняют научную ценность. Они основаны на материалах, предоставленных племянником Данте Андреа Поцци, его близкими друзьями Дино Перини и Пьеро Джардино, его дочерью Антонией (в монашестве сестрой Беатриче) и, возможно, сыновьями Пьетро и Якопо. С Боккаччо берет начало культ Данте. Латинские трактаты Боккаччо О злоключениях знаменитых мужей (De casibus virorum illustribus ), О знаменитых женщинах (De claris mulieribus ), О генеалогии богов (De genealogia deorum gentilium ) и О горах, лесах, источниках... (De montibus, silvis, fontibus, lacubus, etc. ), многое теряя из-за традиционного для Cредневековья догматического подхода, интересны биографическими отсылками и имеют историческое значение как образцы предгуманистической литературы.

    Примечательны события, послужившие толчком к созданию Декамерона. В 1348 в Европе свирепствовала эпидемия бубонной чумы, унесшая жизни 25 миллионов человек. Болезнь не обошла и Италию, включая Флоренцию. Чума затронула и нравы. Одни увидели в ней карающую руку Господню, и это стало причиной мощного всплеска религиозности. Другие – их было большинство – сделали жизненным принципом «carpe diem» – «лови мгновенье». К ним относился и Боккаччо.

    Задолго до того он собирал забавные и любопытные притчи, истории и анекдоты. Источники были самые разные: восточные сказки и французские фаблио, Римские деяния (Gesta Romanorum ) и ранние сборники новелл, такие, как Новеллино (Cento Novelle Antiche ) и Похождения сицилийца (L"Avventuroso Ciciliano ), дворцовые и уличные сплетни и, наконец, реальные события того времени. Умудренный жизненным опытом и пережитыми бедствиями, в расцвете творческих сил, Боккаччо был готов приступить к их обработке. Сделав рассказчиками трех юношей (каждый из них, возможно, представляет какую-то сторону личности автора) и семь молодых женщин (вероятно, его возлюбленных), которые, спасаясь от чумы, покидают Флоренцию, Боккаччо свел все новеллы в единое, цельное произведение.

    Несмотря на очевидное влияние цицероновского маньеризма, язык Декамерона живой, красочный, богатый, изысканный и мелодичный. Боккаччо галантен, уравновешен, более искушен, порой циничен, но неизменно человеколюбив. Он оставил нам картину блестящей и бурной эпохи – осени Средневековья. Из Декамерона черпали образы и идеи Чосер, У.Шекспир, Мольер, мадам де Севинье, Дж.Свифт, Ж.Лафонтен, И.В.Гёте, Д.Китс, Дж.Г.Байрон и Г.У.Лонгфелло.

    (1313-1375) итальянский писатель

    В мировую культуру Боккаччо вошел в основном как автор знаменитого «Декамерона». Книги, как и люди, имеют свою репутацию. Есть репутация и у «Декамерона». Спросите о нем у любого человека, не очень глубоко знакомого с историей культуры, и он скорее всего скажет, что это книга о разных любовных похождениях, причем в основном монахов и проходимцев.

    Можно сказать, что человечество удержало в своей памяти очень важную сторону знаменитой книги. Но только одну сторону. Были у нее и другие. Например, прямое выражение и защита высокого гуманистического идеала, защита человеческих добродетелей, благородства и великодушия, мужества и терпения. Вообще, книга эта многообразна и показывает человеческие отношения с разных сторон. По аналогии с «Божественной комедией» Данте итальянцы давно уже назвали «Декамерон» «человеческой комедией».

    Боккаччо был младшим современником Петрарки. Вместе с ним он стал великим основоположником гуманистической культуры европейского Возрождения. Однако к гуманизму Возрождения великий итальянец пришел своим путем.

    Джованни Боккаччо родился во второй половине 1313 года в Чертальдо, небольшом городке под Флоренцией. Некоторые источники указывают, что он родился в Париже. Но история о рождении его в Париже - такая же легенда, как и версия о королевском происхождении его возлюбленной Фьямметты. Джованни был сыном купца Боккаччо ди Келлино, связанного с богатейшими банкирскими домами Барди и Перуцци.

    Около 1330 года Боккаччо поселился в Неаполе, где по настоянию отца изучал сперва коммерцию, а затем каноническое право. Ни купца, ни юриста из него не получилось. Его увлекала только поэзия. Именно в Неаполе, в окружении короля Роберта Анжуйского, Боккаччо стал поэтом и гуманистом. Он с жадностью читал Вергилия, Овидия, Тита Ливия и Апулея, меньше занимался филологией, но очень хорошо знал и чувствовал поэзию Данте, французские рыцарские романы и народные былины - кантари.

    Главным, однако, были не книги. К гуманистическому открытию мира и человека Боккаччо пришел не столько в результате нового прочтения классиков, сколько под влиянием непосредственного восприятия самой действительности. Для юного флорентийца Неаполь стал окном в яркий и авантюрный мир Средиземноморья - в мир Гомера, арабов, морских разбойников и купцов-мореплавателей, тоже нередко промышлявших корсарством. Соприкосновение с этим миром заставило будущего писателя по-новому задуматься над ролью, которую играют в жизни человека ум, великодушие, мужество, судьба, случай, а также привило ему любовь к романтике, которая составила одну из самых привлекательных сторон его будущих произведений. Неаполь выбил Боккаччо из проторенной колеи сословного уклада и открыл ему глаза на реальную жизнь простых итальянцев.

    При дворе короля Роберта он встретил Марию Д"Акви-но, которую под именем Фьямметты («Огонек») прославил во многих произведениях. В Неаполе прошел большой период творчества Боккаччо. Здесь, помимо многочисленных стихотворений, воспевающих Фьямметту, и поэмы «Охота Дианы», написанной под влиянием дантовской «Новой жизни», он создал роман в прозе и две большие поэмы - «Филострато» и «Тезеида», связанные с итальянскими обработками античных сюжетов и французских рыцарских романов. В XIV-XV вв. эти произведения пользовались огромной популярностью и сыграли важную роль в формировании новой итальянской литературы.

    В 1340 году Боккаччо пришлось вернуться во Флоренцию по настоянию разорившегося отца. Однако торговые операции его по-прежнему не увлекали. Он продолжал заниматься поэзией и постепенно втянулся в общественную и политическую жизнь родного города. Боккаччо был первым гуманистом на службе у Флорентийской республики. В середине XIV века он стал одним из ее авторитетнейших дипломатов. Именно флорентийский народ - «пополо» - с его жизненными, общественными, а также эстетическими идеалами помог Боккаччо в полной мере постичь жизнь. Его повседневный быт, интересы и привычки отразились в повести «Фьямметта», написанной в 1343 году.

    Вершина творчества писателя - «Декамерон» - был написан в 1350-1353 годах. Это самая ранняя из великих книг литературы Нового времени. Она появилась раньше «Гаргантюа и Пантагрюэля», раньше «Дон Кихота». Она была написана на заре европейской цивилизации. И вместе с тем «Декамерон» и сейчас абсолютно живая книга.

    То, что это произведение появилось так рано, вызвано особенностями итальянской истории. Появление великой литературы в конечном счете всегда является откликом на великие исторические события, знаменующие возвышение нации, важным шагом в ее историческом развитии. Так, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление центральной власти и превращение Англии во владычицу морей породили Шекспира и его плеяду.

    То же произошло в Италии, которая в XIII-XIV веках выдвинула Данте, Петрарку и Боккаччо. За два века до этой литературной эпохи итальянские города нанесли поражение феодалам и превратились в независимые города-коммуны, жизнь которых носила свободный и демократический характер.

    Критики Боккаччо пытались доказать, что «Декамерон» подрывает устои религии и морали. Возражая лицемерным критикам, автор говорил, что при желании непристойности можно обнаружить даже в Библии. Он специально оговаривал, что его новеллы не предназначены для погрязших в ханжестве бюргеров и их жен - для тех, «кому надо читать «Отче наш» либо испечь пирог или торт своему духовнику».

    В качестве сюжетного материала Боккаччо в равной степени использовал анекдоты, составлявшие значительную часть городского фольклора, и религиозно-нравоучительные «примеры», которыми уснащали проповеди прославленные служители церкви, а также французские фаблио и восточные сказки, «Метаморфозы» Апулея и устные рассказы современных ему флорентийцев. Все эти повествования оформлены как рассказы семи девушек и трех юношей, которые решили покинуть пораженный чумой город и насладиться общением друг с другом в одном из близлежащих поместий.

    Главным в «Декамероне» оказались новые идеи. Это не сборник разрозненных рассказов, а цельное, внутренне законченное произведение. Флоренция в нем - не условное место действия. Это настоящая Флоренция XIV века, с ее социальным укладом, с ее людьми, среди которых встречаются известные мастера культуры, с ее оставившими память событиями. К их числу относится ужасная эпидемия чумы, обрушившаяся на «лучший город во всей Италии» в 1348 году и унесшая огромное количество человеческих жизней. С подробного описания чумы Боккаччо и начинает свою книгу.

    С замечательной откровенностью повествует он о делах католического клира и особенно охотно - о монашеской братии. В средневековой новеллистике у него были предшественники, но он превзошел их силой и яркостью своего смелого дарования. Вопросы догматические автора не интересовали. Его привлекала только жизнь в ее многообразии. И, конечно, Боккаччо не был бы Боккаччо, если бы в самом своем значительном произведении не отвел достойного места земной человеческой любви. Любовь в «Декамероне» не только буйство плоти, это - большое чувство, способное преобразить человека, поднять его на значительную высоту. О силе и стойкости любви повествуют многие новеллы «Декамерона» . Для героев Боккаччо без сильной любви нет подлинной жизни на земле. При этом среди причин, ведущих к трагической развязке, особое место занимает сословное и имущественное неравенство.

    Со страниц «Декамерона» на читателя смотрела живая Италия, многоликая и многоцветная. Из всех итальянских городов Боккаччо особенно охотно описывает Флоренцию и Неаполь. Они ему хорошо известны, с ними связано многое в его жизни. Наслаждаясь беседами и поэзией, рассказчики «Декамерона» продолжают жить слаженной общественной жизнью. Смех, радостное жизнелюбие и свобода, царящие в созданном ими обществе, возникли не потому, что в зачумленной Флоренции пал авторитет как божеских, так и человеческих законов, а, напротив, потому, что, вопреки чуме, «республика поэтов» сохраняет верность нормам общечеловеческой морали. Общество рассказчиков «Декамерона» связано и с вполне реальным Боккаччо, и с современной Флоренцией.

    В «Декамероне» писатель обогнал свой век. Книга имела колоссальный успех и была почти сразу переведена на многие языки. Над ней хохотали во Флоренции, Лондоне и Париже. В Италии ее проклинали с церковных кафедр, что только усиливало ее популярность. Жанр сборника коротких рассказов после Боккаччо стал невероятно популярным во всей европейской литературе, но прежде всего в Италии.

    С приближением старости впечатлительный и неуравновешенный писатель, испытывая страх перед смертью, стал придавать большее значение вере и церковным обрядам. Однако творчество позднего Боккаччо не дает оснований сказать, что его миропонимание серьезно изменилось. Об этом говорит и его общность с другим великим гуманистом - Франческо Петраркой, дружба с которым достигает в эти годы вершины.

    Произведения, написанные Боккаччо по-латыни, менее оригинальны и интересны, чем его ранняя поэзия и «Декамерон». Наибольшее значение из всех латинских сочинений Боккаччо для дальнейшего развития литературы Ренессанса во всей Европе имел обширный трактат об античной мифологии - «Генеалогия языческих богов» (1350-1363). Вызвали интерес и его трактаты «О знаменитых женщинах» и «О несчастиях знаменитых людей».

    В последний период своего творчества Боккаччо сохранил интерес к народному языку и к народной культуре даже в ее самых непосредственных фольклорных проявлениях. В последние годы самоотверженность писателя и его умение предварять грядущее направление мыслей проявилось в трудах о Данте, положивших начало новому литературоведению.

    Боккаччо всегда ценил гений Данте. Он стал автором первой биографии великого поэта, написал комментарий к 17 песням «Божественной комедии». Примерно за год до своей кончины, в октябре 1373 года, писатель получил от Флорентийской коммуны поручение прочесть публичные лекции о бессмертной поэме Данте. Боккаччо читал их в церкви Сан-Стефано до января следующего года, когда болезнь вынудила его отказаться от этого.

    Умер Боккаччо в Чертальдо 21 декабря 1375 года. На надгробии писателя написано: «Занятием его была благая поэзия». Гуманизм творчества Джованни Боккаччо неистребим, как сама жизнь. Интерес к «Декамерону» и другим произведениям великого итальянского писателя существовал вчера, существует сегодня и будет существовать завтра.

    БОККАЧЧО (Boccaccio ) Джованни (1313-1375), итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть "Фьямметта" (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении "Декамерон" (1350-53, опубликовано в 1470) - книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, - многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма "Ворон" (1354-55, опубликована в 1487), книга "Жизнь Данте Алигьери" (ок. 1360, опубликована в 1477).

    БОККАЧЧО (Вoccaccio ) Джованни (1313, Париж - 21 декабря 1375, Чертальдо, Тоскана, Италия), итальянский поэт, писатель, знаток классической древности.

    Родился в Париже, но всю сознательную и творческую жизнь был связан с такими центрами культуры итальянского Ренессанса, как Неаполь и Флоренция. Был внебрачным сыном француженки благородного происхождения и богатого флорентийского купца, по настоянию которого в очень раннем возрасте стал изучать право, банковское и торговое дело в компании Барди - знаменитого купеческого семейства.

    С 1330 находился при отце в Неаполе, который был поставщиком двора неаполитанского короля Роберта Анжуйского. Именно этот государь, покровитель искусств, заметил дар юного Боккаччо, который, по собственному его признанию, стал сочинять стихи, как только выучил буквы. Творческое призвание Боккаччо, его интерес к изящным искусствам и классическим древностям были поддержаны и получили развитие в общении с кругом художников, поэтов и мыслителей, приближенных ко двору Роберта Анжуйского. В разное время при этом блестящем дворе находились Джотто, Чино да Пистойя, Варлаам Калабрийский; королевским библиотекарем, который давал уроки молодому Боккаччо, был Паоло Перуджино. Любовь к встреченной в Неаполе Марии д"Аквино, побочной дочери короля, вдохновила многие произведения любовной лирики Боккаччо.

    Именно во время пребывания в Неаполе на могиле Вергилия Боккаччо поклялся посвятить всю свою жизнь служению изящным искусствам и поэзии. Здесь в молодые годы он создал несколько пользовавшихся популярностью произведений: "Охота Дианы" - поэтическое сочинение в терцинах (около 1336), в котором благородные неаполитанские дамы представлены героинями античных мифов - спутницами богини Дианы, "Филострато" (1338 г.) - поэма в октавах на темы Троянского цикла, "Тесеида" (1339). Все эти сочинения написаны на народном итальянском языке - так называемом "вольгаре" и часто являются переделками сюжетов южнофранцузских средневековых произведений.

    В 1340 Боккаччо по настоянию отца возвращается во Флоренцию. За исключением небольшого срока в 1351, когда он находился в стесненных обстоятельствах после смерти отца, он избегал занимать постоянные должности в коммунальной иерархии или на службе у влиятельных лиц. При этом в течение жизни Боккаччо охотно исполнял почетные дипломатические миссии от имени Флорентийской республики, был членом посольств, отправляемых в Романью (1351.), в Равенну и Рим (1367), Неаполь (1351), Авиньон (1354 и 1365), Венецию (1367 и 1368.). Очевидно, что Боккаччо пользовался уважением и авторитетом среди сограждан.

    В период жизни во Флоренции создал прославившие его прозаические сочинения: "Фьяметта" (1343), "Декамерон" (1348-1353), а также поэтический цикл "Фьезоланские нимфы" (1345). Литературный шедевр Боккаччо "Декамерон" стал образцом совершенства языка и стиля для итальянских авторов, классикой мировой литературы. "Декамерон" представляет собой сто историй, рассказанных от имени благородных флорентийских дам и молодых людей; повествование проистекает на фоне эпидемии чумы ("черной смерти"), от которой скрывается благородное общество в загородном имении, и исполнено тонкого психологизма и неожиданных коллизий.

    С 1340-х гг. Боккаччо работал над "Генеалогией языческих богов" (сочинение в 15-ти книгах, посвященное разбору античной мифологии, в том числе географии мифов). В 1350 он знакомится с Петраркой, ставшим его лучшим другом. Вокруг Боккаччо образовался кружок гуманистов, среди которых впоследствии прославились Колюччо Салютати и Филиппо Виллани. Кроме того, Боккаччо выхлопотал у отцов города учреждение кафедры греческого языка, которую занял грек из Калабрии Леонтий Пилат (1359). Боккаччо не только принял учителя в собственном доме и содержал за свой счет, но также приобретал для нужд обучения ценные греческие рукописи и, видимо, осуществлял литературную обработку переводов Леонтия с древнегреческого. Хотя Леонтий Пилат был не самым лучшим и образованным комментатором "Илиады" и "Одиссеи", но все же он смог подготовить для Запада первый латинский перевод гомеровских поэм.

    Боккаччо также сделал все возможное для того, чтобы флорентийские власти предоставили Петрарке возможность безбедно жить и творить во Флоренции, но тот уклонился от предложенной чести. Дружеское общение и переписка двух великих гуманистов продолжалась многие годы, в частности, в начале 1360-х гг. - в период тяжелых потрясений и нравственных исканий - Боккаччо сам пользуется гостеприимством Петрарки: переезжает в 1363 в Венецию, где тот обосновался.

    В последний период жизни наряду с продолжением работы над "Генеалогией языческих богов" (вплоть до 1371) главным делом Боккаччо стало прославление личности и творчества - великого предтечи гуманизма. Боккаччо пишет "Комментарии к Божественной комедии" (около 1362), что впоследствии стало традиционным для гуманистов, "Похвальное слово Данте" (около 1360), а также, перед самой смертью, цикл публичных лекций о нем, прочитанных в церкви Св. Стефана во Флоренции. Эти произведения были единственными сочинениями, написанными Боккаччо на вольгаре в зрелый период его жизни. Боккаччо теперь предпочитает писать произведения на латыни и в более серьезных жанрах, чем прежде. В 1351-1367 он написал на латинском "Буколическую поэму" (подражание Вергилию), трактаты "О несчастьях знаменитых людей" и "О знаменитых женщинах" (более ста биографий от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской, наследницы короля Роберта). Этот последний трактат по своему настрою представляет собой полную противоположность юношеским сочинениям, полным духа гедонизма, таким как "Охота Дианы" и др.

    В конце 1350-х - начале 1360-х Боккаччо пережил глубокий душевный кризис, причину которого одни биографы видят в любовных неудачах и разочарованиях, другие, напротив, в закономерном обретении духовной зрелости путем серьезных религиозных исканий. В 1362 Боккаччо даже принял духовный сан под влиянием монаха Джоаккино Чани и не только отрекся от гедонистического духа прежних сочинений, но и стал утверждать, что даже признанные церковью институты брака и семьи опасны и пагубны для культурного и нравственного развития. Такая нетерпимость к женщинам, которую Боккаччо стал проявлять в последний период жизни, вызвала полемику со стороны других гуманистов, например, . Но, видимо, именно это обстоятельство позволило флорентийскому епископу, хорошо знавшему Боккаччо, аттестовать автора "Декамерона" и множества любовных стихотворений, известного своими сердечными увлечениями и оставившего после себя несколько незаконнорожденных детей, как "мужа безупречной чистоты веры и нравов".

    Джова́нни Бокка́ччо (итал. Giovanni Boccaccio; 1313, Чертальдо - 21 декабря 1375, Чертальдо близ Флоренции) - знаменитый итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения.
    Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторалей, сонетов. Главное произведение - «Декамерон» (1350-1353, опубликовано в 1470) - книга эротических, реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма «Ворон» (1354-1355, опубликована в 1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубликована в 1477).
    Незаконный сын флорентинского купца и француженки. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию. Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца (1348) Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учёными того времени и снискал расположение молодой королевы Иоанны и молодой принцессы Марии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фьямметты.
    Дружба его с Петраркой началась ещё в 1341 в Риме и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался со своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе. В 1349 Боккаччо окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350 он был посланником при Астарро ди Поленто в Равенне; в 1351 его отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об его изгнании и уговорить его занять кафедру в Флорентинском университете. В декабре того же года он получил поручение к Людвигу Бранденбургскому, сыну Людвига Баварского, испросить у него помощи против (Висконти). В 1353 он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V. С 1363 он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 Боккаччо. Смерть Петрарки так сильно огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер.
    Памятник Боккаччо, поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22 июня 1879. В честь Боккаччо назван кратер на Меркурии.

    Джованни Боккаччо (1313–1375) – великий писатель XIV века, создатель итальянской прозы. Его семья происходила из местечка Чертальдо во флорентийской области, а потом переселилась во Флоренцию и получила там право гражданства. Но Джованни на всю жизнь сохранил любовь к Чертальдо и часто называл себя «чертальдцем». Он был побочный сын. Отец, бывший купцом, дал ему хорошее воспитание во Флоренции и послал его в Париж для практического изучения торгового дела. Но у юноши было пылкое воображение, он не хотел заниматься торговлей. Отец велел Джованни учиться юриспруденции; по принуждению он занимался ею несколько лет, но и это было ему скучно. Он с любовью изучал римскую литературу, научился в Неаполе греческому языку, важность которого доказывал Петрарка .

    Сделавшись самостоятельным человеком, Боккаччо занялся исключительно наукой и поэзией. Слава Петрарки увлекала его к подражанию (см. также статью Петрарка и Боккаччо). Подобно Петрарке, он собирал книги, сам переписывал для себя те, которых не мог купить; подобно Петрарке, писал латинские и итальянские стихи, латинские трактаты о генеалогии богов, о древней географии, о знаменитых женщинах. Он очень высоко ценил «Божественную комедию », написал биографию Данте ; по его убеждению флорентийцы учредили кафедру для лекций о «Божественной комедии»; он сам был первым её профессором и читал лекции об «Аде ».

    Джованни Боккаччо. Художник Андреа дель Кастаньо. Ок. 1450

    Большое влияние на поэтическую деятельность Боккаччо имело его знакомство с Марией, побочной дочерью короля неаполитанского Роберта. Она была жена вельможи, красавица, женщина очень образованная и милого характера. Любовь к ней отвлекла Боккаччо от пошлых удовольствий, облагородила его мысли; её внимание возбуждало его поэтическую деятельность. Он прославляет ее под именем Фьяметты в знаменитом романе, с глубокой верностью описывающем чувства и мысли влюбленного. Заглавием романа служит имя героини. В её честь написано и другое произведение Боккаччо, «Филокопо», роман во вкусе французских рыцарских поэм. Он посвятил Марии свои поэмы «Тезеида» и «Филострато», написанные октавами, строфой, которую Боккаччо сам и изобрёл. В его поэмах смешаны классические элементы с романическими, имена древних богов с идеями рыцарских времен; но описания в них верны природе, живы и ярки. В этом отношении Боккаччо выше Петрарки, в поэзии которого преобладает искусственность и мало энергии. В поэмах Боккаччо больше жизненных образов, чем в произведениях его друга, которому он подражал.

    Джованни долго жил в Неаполе при роскошном дворе королевы Иоанны; потом исполнял поручения флорентийского правительства, бывал несколько раз послом. В Неаполе он участвовал во всех веселостях высшего общества и вообще любил развлечения; но никогда не покидал ученых и поэтических занятий. С неутомимым усердием он разыскивал произведения древней литературы, похороненные в монастырских библиотеках, возбуждал образованных людей к изучению их. По его убеждению во Флоренции была учреждена кафедра греческого языка, на которой читались лекции о Гомере и Платоне . В старости Боккаччо сожалел о легкомыслии и соблазнительности содержания своих поэтических произведений, стал заниматься богословием, впал в мистицизм, пошел в монахи. Последнее время его жизни было опечалено смертью Петрарки. Он умер через полтора года после своего друга (21 декабря 1375).

    Джованни Боккаччо разделял все хорошие и дурные качества современного ему общества и очень ярко изображал его жизнь, то насмешливо, то серьезно. Его произведения дышат знойной страстностью. Число их велико. Кроме тех, о которые уже упомянуты выше, он написал аллегорическую поэму «Фьезоланские нимфы» (Ninfale Fiesolano ), сатирическую поэму «Корбаччо, или Лабиринт любви» (Il corbaccio o Labirinto d" amore ) (он высказывает в ней свою досаду на вдову, которая отвергла его любовь); написал пастушескую поэму «Амето» (Ameto ), в которой смешаны проза и стихи. Но самое знаменитое его произведение «Декамерон », (Il Decamerone ), сборник рассказов (новелл) очень разнообразного содержания: есть между ними трогательные, трагические, есть шутливые до неприличия; но все они очень живы.

    Новеллы «Декамерона» вставлены в рассказ о том, как общество, состоявшее из десяти родных или близких знакомых, удалилось из Флоренции от ужасной чумы 1348 года в прекрасную виллу, находившуюся в двух милях от города. Общество состояло из семи девушек, красивых, образованных, и трех молодых людей. Боккаччо превосходно описывает виллу и жизнь их на ней. Эта десять родных и друзей избирают себе каждый день королеву или короля; все поочередно занимают эту должность. Королева или король назначает другим их обязанности; общая цель всех должностей – заботы о том, чтобы время шло приятно. День проходит в домашних занятиях и в разных развлечениях; любовь и дружба делают радостными всех. По вечерам общество собирается в саду; все должны поочередно рассказать что-нибудь. Введением к этим рассказам служит знаменитое описание чумы во Флоренции, чрезвычайно живое и верное действительности.

    Талант рассказчика у Боккаччо очень велик, богатство его воображения неистощимо. Некоторые его рассказы обрисовывают жизнь величественными чертами, другие дают уроки житейского благоразумия, третьи осмеивают пороки, в особенности безнравственность духовенства: эти сатирические рассказы послужили темами для назидательных рассуждений Петрарки. Материалом для рассказов Джованни Боккаччо часто берет исторические события, упоминания о которых мы находим у историков того времени. Другие рассказы он берет из провансальских баллад и легенд; некоторые изобретает сам; но и на чужие он кладет печать своего гения, передает их с такой художественной прелестью, что они становятся его собственным достоянием.