Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • «Блажен незлобивый поэт…» Н. Некрасов. Блажен озлобленный поэт Анализ стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт…»

    «Блажен незлобивый поэт…» Н. Некрасов. Блажен озлобленный поэт Анализ стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт…»

    Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» было написано в феврале 1852 г. на смерть Гоголя и опубликовано в журнале Современник № 3 за 1852 г. Стихотворение перекликается с лирическим отступлением в первом томе «Мёртвых душ» Гоголя. Отступление Гоголя – своеобразный манифест гражданского писательского направления (так называемого «гоголевского») против направления «чистого искусства».

    Прототипом поэта-сатирика был Гоголь, но образ поэта обобщённый. Это передовой поэт своего времени. К таковым Некрасов причислял и самого себя. Неизвестно, кто был прототипом незлобивого поэта, возможно, Жуковский.

    Литературное направление, жанр

    Стихотворение относится к жанру гражданской поэзии. Некрасов как поэт реалистического направления доказывает, что только поэт с твёрдой гражданской позицией, поэт обличающий – истинная сущность поэта.

    Тема, основная мысль и композиция

    Стихотворение состоит из 10 строф и условно делится на 2 части. Первые 4 строфы посвящены незлобивому поэту, последние 6 – поэту-обличителю, поэту-сатирику. В основе композиции – антитеза.

    Тема стихотворения традиционна для Некрасова – тема поэта и поэзии, а шире – творца и предмета его творчества. Это спор о жанрах стихотворений, соревнование между интимной, пейзажной лирикой – и гражданской.

    Основная мысль: жизнь гражданского поэта-сатирика лишена славы и почестей, только через время поймут, что в основе его насмешек – любовь и желание изменить мир. Но только таким и должен быть поэт.

    Тропы и образы

    В стихотворении не только первые строфы противопоставлены последним, всё оно целиком строится на антитезах. Рассматривая творчество незлобивого поэта, Некрасов не просто описывает его выгоды, но и противопоставляет их неудобствам, которых он лишён: мало желчи – много чувства, сочувствие толпы – сомнения в себе, беспечность и покой, миролюбивая лира – дерзкая сатира, памятник при жизни – гонят, злословят . Некрасов не насмехается над незлобивым поэтом. Кажется, он даже завидует ему. Блажен – значит окружён добром, счастьем. Образ поэта сопровождают положительные эпитеты: незлобивый поэт, искренний привет, миролюбивая лира, великий ум . Ирония видна разве что в упоминании привета от друзей спокойного искусства (Некрасов негативно относился к «чистому искусству», что видно и из этого стихотворения). С помощью сравнений и метафор Некрасов изображает величие незлобивого поэта: сочувствие толпы ласкает ухо, как ропот волн, «он прочно властвует толпой своей миролюбивой лирой» . Сомнения в себе, которым чужд поэт, Некрасов называет пыткой творческого духа (метафора). К этой пытке был склонен сам Некрасов.

    О незлобивом поэте Некрасов рассказывает на едином дыхании, одним сложным предложением в трёх строфах.

    Второй тип поэта тоже описывается с помощью противопоставлений: благородный гений – обличитель страстей и заблуждений толпы, «звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья», любовь во враждебном слове отрицанья, любит - ненавидя . Но антитезы второй части неполные: поэт находит положительное в отрицательном, включает хорошее в плохое.

    Рисуя творческий путь поэта во второй части, Некрасов использует метафоры: нет пощады у судьбы, проходит он тернистый путь, его преследуют хулы, звуки его речей плодят суровых врагов, со всех сторон его клянут . Причина такой тяжёлой жизни – в гражданской обличающей позиции поэта: благородный гений обличает страсти и заблуждения толпы, он питает грудь ненавистью, вооружает уста сатирой, лира его карающая (метафоры). Такое противостояние приводит к сомнениям: он верит и не верит вновь «мечте высокого призванья» .

    Но поэт не может молчать, потому что мотив обличения – любовь: через враждебное отрицание он проповедует любовь, он любит ненавидя . Казалось бы, это оксюморон, совмещение несовместимого. Но можно любить людей и ненавидеть недостатки в них. Люди потому ругают обличителя, что он затрагивает потаённые струны их душ, открывает правду, которую они скрывали даже от себя. Суровые враги плодятся и из умных, и из пустых людей (эпитеты), слышащих звуки обличенья. Клеймят и клянут поэта «со всех сторон», то есть даже образованные люди не склонны с радостью принимать обличение. Такова человеческая природа.

    Некрасов надеется, что после смерти поэта все поймут его благородные мотивы, посмотрят на себя со стороны, раскаются и почтят поэта.

    Размер и рифмовка

    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская рифма чередуется с женской. Рифмовка перекрёстная.

    • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
    • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
    • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

    3 866 0

    Николай Некрасов , как и многие его предшественники, нередко задавался вопросом о том, какая роль в обществе отведена литератору. Размышляя на эту тему, в 1852 году он создал стихотворение , посвященное годовщине смерти Николая Гоголя. Имя адресата ни разу не упоминается в этом произведении, так как к тому моменту Гоголь находился в опале. Однако был убежден, что Россия потеряла одного из величайших русских писателей, вклад которого в литературу еще предстоит оценить потомкам.

    В своем стихотворении автор проводит четкую грань между поэтами, творчество которых нравится обывателям, и теми, чьи стихи вызывают у читателей бурю возмущения. Первых он называет незлобивыми и блаженными, так как они всегда живут в мире с самими собой и с окружающими. Их стихи лишены критики и сарказма, но при этом не заставляют задумываться людей над проблемами, которые есть у каждого. Такой поэт «прочно властвует толпой с своей миролюбивой лирой» и при этом может рассчитывать на то, что памятник от благодарных почитателей будет поставлен ему еще при жизни. Но пройдут года, и его творчество, не несущее в себе ни крупицы рационализма, пустое и лишенное истинных эмоций, канет в небытие.

    Вторая категория поэтов – это прирожденные бунтари, которые не только видят все пороки и недостатки общества, но и вскрывают их в своих произведениях. Поэтому вполне естественно, что их стихи не любит никто. Даже здравомыслящие люди, осознающие, что каждая строчка такого обличительного стихотворения призвана изменить мир к лучшему, предпочитают присоединиться к возмущенной толпе, в которой «со всех сторон» клянут автора. Более того, его совершенно не воспринимают всерьез, так как обида от справедливо, но подчас очень жесткой критики, мешает осознать, что в стихах есть доля истины.

    Однако хулу и проклятия в свой адрес такой поэт воспринимает, как «звуки одобренья», понимая, что сумел затронуть стихами душу людей, вызвать у них пусть и негативные, но все же яркие эмоции. В его словах, подчас обидных и грубых, любви и справедливости гораздо больше, чем в елейных речах того, кто предпочитает критике хвалебные оды. Но, к сожалению, судьба поэта-бунтаря всегда трагична: выступив против общества, он никогда не сможет рассчитывать на признание. И лишь после его смерти те, кто считал такого поэта смутьяном и невеждой, «как много сделал он, поймут, и как любил он – ненавидя!».

    Блажен незлобивый поэт Некрасов анализ стихотворения по плану

    1. История создания . Произведение "Блажен незлобивый поэт" (1852 г.) Н. А. Некрасов написал в связи со смертью Н. В. Гоголя.

    В "Мертвых душах" есть авторское отступление, представляющее собой размышления Гоголя в защиту т. н. "гражданского" направления в литературе. Некрасов полностью разделял эти взгляды, направленные против представителей "чистого искусства".

    В произведении Некрасова образ поэта-обличителя символизирует собой Гоголя, а в более широком смысле - поэта гражданского направления. Под "незлобивым поэтом", скорее всего, подразумевается В. А. Жуковский.

    2. Жанр стихотворения - гражданская лирика.

    3. Основная тема произведения - сущность литературной деятельности. Некрасов однозначно поддерживает поэта-обличителя. Но при этом он ни в чем не упрекает "незлобивого поэта". В каком-то смысле автор даже завидует тому, "в ком мало желчи, много чувства". "Миролюбивая лира" дает ощущение безмятежности и покоя, в отличие от "пытки творческого духа" у сторонников гражданской лирики.

    Воспевая только любовь и красоту природы, "незлобивый поэт" проживет долгую счастливую жизнь, пользуясь всеобщим почетом и уважением. Однако за рассуждениями Некрасова скрывается тонкая ирония. Она проявляется в замечании о власти поэта над толпой.

    В русской поэзии "толпа" традиционно несет в себе отрицательный смысл. Всякий, хоть сколько-нибудь уважаемый себя поэт, со времен Пушкина пренебрежительно относился к подобной власти над темным и глупым сборищем людей.

    Подготовка прижизненного памятника для "незлобивого поэта" - откровенная насмешка Некрасова по поводу чрезмерного самомнения сомнительных кумиров толпы. Более подробно автор останавливается на судьбе поэта-обличителя. Он не скупится на описании всех трудностей его творческого пути. Симпатия Некрасова к этому герою становится сразу заметна.

    "Благородный гений" такого творца не приносит ему никаких благ. Его путь сопровождается "дикими криками озлобленья". Поэт-обличитель непонятен толпе, потому что "проповедует любовь... словом отрицанья". При жизни ему не суждено добиться признания. Оценить творчество гения смогут лишь после его смерти.

    4. Композиция . Произведение делится на описания представителя "чистого искусства" (4 строфы) и поэта-гражданина (6 строф).

    5. Размер стихотворения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

    6. Выразительные средства . Все произведение построено на антитезе. На первом плане противопоставляются образы главных героев ("спокойное искусство", "миролюбивая лира" - "обличитель толпы", "карающая лира"), на втором - бескорыстный подвиг поэта-обличителя и реакция общества ("благородный гений", "высокое призванье" - "хулы", "врагов суровых").

    Большую роль играют разнообразные метафоры ("пытка творческого духа", "уста вооружив сатирой"), олицетворения ("сочувствие... ласкает", "преследуют хулы"), сравнение ("как ропот волн").

    7. Главная мысль произведения. Некрасов доказывает, что творчество ради "чистого искусства" обладает лишь временной показной ценностью. Только твердая гражданская позиция делает творчество действительно важным и ценным, хотя признание заслуг поэта-обличителя приходит к нему всегда слишком поздно.

    В этом стихотворении воспевается поэт, а также его озлобленность, как свойство, присуще не только ему, но всем его современникам.

    С первых строк автор заявляет что поэт, будь он даже злобным, блаженен, то есть почти свят. Ему следует дарить венцы как символ чествований. Поэта Полонский сравнивает с нравственным калекой. Получается, что поэт пережил духовную травму, а, возможно, и не одну… Его окружение (всех людей, вообще) Полонский называет детьми века, тоже озлобленного. Это такое злое время, по мнению автора.

    Во второй строфе раскрывается, чем же занимается герой в своей поэтической деятельности. Конечно, поэт ищет свет (выход) во тьме. Видимо, это тьма невежества, злости людской… Он не верит людям, не верит в богов. Единственное, что у него осталось – ум, рациональность. Да, такой век – потеря религиозности, а также общности, объяснение всего логическими выкладками.

    Тема эта развивается в третьей строфе. Поэт тревожит людей «солидных», то есть их сон. Люди будто спят, а не живут, но иногда стихотворная строчка может так задеть, что они проснутся для настоящей жизни. Вокруг героя одни противоречия, и он страдает. Здесь использована метафора «ярмо сомнений», которая подчеркивает их тяжесть. Эпитет «пророческий» в отношении стихов очень важен для понимания, ведь поэты и писатели часто выступают «предсказателями». Люди удивляются, спустя годы, как поэт предугадал события. Но мыслящий человек просто видит совсем не радужные перспективы, предупреждает других, но те не всегда готовы что-то изменить.

    В четвертой строфе наметился перелом. Теперь речь идёт о том, что поэт не делает. Не переносит он масок, то есть обманных впечатлений, которое хотят произвести люди. Он не просит поменять свое счастье на что-то материальное. Но главное, что он любит всех всем сердцем.

    Эта мысль находит продолжение, ведь в любви этой – будущие идеи, а в них – спасение. Важны тут и страсти, и дух противоречия поэта-творца. Фразы здесь становятся рублеными определениями.

    Поэт невольно кричит, но этим он выражает затаённую людскую боль. Этой способностью он и велик.

    Анализ стихотворения Полонский Блажен озлобленный поэт по плану

    Возможно вам будет интересно

    • Анализ стихотворения Чуть мерцает призрачная сцена Мандельштама

      Мальдештам написал огромное количество разных произведений. И в основном он писал про исторические события, о которых знают все и помнят очень хорошо.

    • Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер 5, 6 класс

      Стихотворение написано Александром Сергеевичем Пушкиным в ссылке, вдали от своих друзей поздним зимним вечером. Одиночество и несвобода угнетали поэта. Из родных с ним была только его няня. Все свои дни он читал и работал.

    • Анализ стихотворения Волшебная скрипка Гумилева

      К 1910 году, когда была написана Волшебная скрипка, Брюсов был состоявшимся поэтом, наряду с Гумилевым он трудился на поприще символизма. Поэтому данное стихотворное посвящение следует в большей степени считать подарком

    • Анализ стихотворения Вор Некрасова

      Некрасов, имеющий большой опыт в журналистике, использовал элементы публицистики в лирических произведениях. Многие его стихотворения – это краткие хроники бытовых сцен на городских улицах, наполненных простым людом, извозчиками, торговцами, нищими.

    • Анализ стихотворения Влас Некрасова

      Во многих своих произведениях Некрасов поднимал тему раскаявшегося грешника. В стихотворении «Влас», написанном в 1855 году, эпическое повествование с фольклорными элементами своеобразно воплотилось в лирическом тексте