Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Тест "бессоюзное сложное предложение". Тест "бессоюзное сложное предложение" Тесты 9 кл бессоюзное сложное предложение

    Тест

    Вариант 1.

    1. Укажите, в каком значении употребляется слово ХУДОЕ в предложении 7 :

    (6) И вдруг у одного блиндажа, у выхода, наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже отслужившее ведро.

    (7) Оно уж тогда было худое, в первую военную зиму.

    1) имеющий тонкое, сухощавое тело
    2) жалкий
    3) плохой, дурной
    4) дырявый, ветхий

    2. Укажите ошибочное суждение.

    1) В слове БЕСКОРЫСТНАЯ согласный звук [т] является непроизносимым.
    2) В слове НАЙДЁШЬ Ь (мягкий знак) служит для обозначения мягкости согласного [ш].

    3) В слове БЛИНДАЖЕ все согласные звуки звонкие.
    4) В слове ДРУЗЬЯ количество букв равно количеству звуков.

    3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

    1) накалялось
    2) фронтовику
    3) сообразительный
    4) сгоревшей

    4. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости последующего согласного?

    1) обвалились
    2) растащили
    3) сгоревшей
    4) подхватил

    5. В каком слове правописание суффикса

    1) серебряный

    2) оловянный

    3) вынесена

    4) торжественный

    6. Замените словосочетание «дружба без корысти» , построенное на основе управления согласование.

    7. Среди предложений № 15 – 17 найдите бессоюзное сложное предложение . Напишите его номер.

    (15) Особенно ярко проявилась эта фатальная зависимость в 2001 году, когда социальные взрывы с участием тысяч и тысяч людей буквально перемежаются с катастрофическими взрывами в природных условиях Земли. (16) Войны на Балканах, чеченские события, палестино-израильский конфликт, афганские распри, африканские столкновения - с одной стороны; одновременно случаются непрерывные землетрясения, наводнения, тайфуны, извержения - с другой. (17) Великий ученый В. Вернадский предложил свою нашумевшую гипотезу ноосферы, созданной интеллектом, трудом, энергетикой бесконечной смены человеческих поколений.

    8 . Среди предложений № 6 – 10 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер.

    (6) Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (7) Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. (8) Для первобытного человека «людьми», как нам известно, были лишь члены его племени. (9) Все остальные были врагами или злыми демонами. (10) Для греков все не греки были варварами.

    9. частями сложноподчинённых предложений .

    Кажется, (1) не по дереву, (2) а по тугой струне стучит костяной молоточек. Я долго шел по ельнику, (3) пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно было, (4) как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок.

    10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения .

    Но есть ведь и другие тесты, (1) и по ним определяют настоящего человека. Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, (2) отвагой и белозубостью, (3) значит, (4) он отрицательный.

    11. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
    Ольга Ивановна и её друзья были не совсем обыкновенные люди: каждый из них был чем-нибудь замечателен, имел уже имя и считался знаменитостью
    .
    1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена тому, о чём говорится в первой части.
    2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
    3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
    4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывается не следствие того, о чём говорится в первой части.

    12 . Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

    Замечательный человек и учёный Н.Н. Миклухо-Маклай занимает среди великих путешественников XIX века особое место: он исследовал быт и нравы народов, о которых европейцы ничего не знали.

    У зайцев шерсть побелела – зима близко.

    1) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

    2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

    3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

    4) Вторая часть сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.

    14. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

    Будет солнце – пойдём гулять.

    2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

    3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

    1) Тёплым вечером потянуло смолк далёкий гул поле тусклое уснуло.

    2) Дневные звёзды никогда не видны их затмевает солнце.

    3) Воды бояться в море не бывать.

    4) Над курганами, рождённое теплом, дрожит, струится марево острог, зелёное жало травяного листка, отталкивая прошлогодний стебелёк, стремиться к солнцу.

    Контрольное тестирование в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение».

    Вариант 2.

    1 . Укажите, в каком значении употребляется слово «дико» (предложение 12 ).

    (12)Так захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город!

    1) испуганно
    2) сильно
    3) нелепо
    4) странно

    2. Укажите верное суждение.

    1) В слове ПОДЪЕЗДЕ все согласные звуки твёрдые.
    2) В слове ПРИСЛУШИВАЯСЬ звуков меньше, чем букв.
    3) В слове ОТГРЫЗАЕТ второй звук – [д].
    4) В слове НОЧЬЮ Ь (мягкий знак) обозначает мягкость согласного [ч’].

    3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

    1) опереться
    2) обижайте
    3) стремления
    4) обнаружил

    4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»?

    1) прислушиваясь
    2) превозмочь
    3) прижался
    4) прилечь

    5. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

    1) ценные

    2) собрана

    4) раненый

    6. Замените словосочетание «дружба детей» , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование.

    7. Среди предложений № 4 – 6 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер.

    (4) Но есть ведь и другие тесты, и по ним определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А «косая сажень», открытый взгляд и широкая улыбка актёра в кино несут в себе исключительно положительный заряд.

    8 . Среди предложений № 8 – 17 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер . (8) Шла мимо девочка. (9) Увидела рябинку, поахала.

    (10) - Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка - это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

    (12) И она была по-своему права.

    (13) Ехал на машине усатый дядька.

    (14) - Ух ты... (15) Прямо картинка... (16) Шикарно! (17)Он остановил машину, вылез из-за руля….

    9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

    Каков должен быть объем тех знаний, (1) которые нужны человеку, (2) чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя. Но мне кажется, (3) очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование - это то, (4) что остается, (5) когда все выученное забывается».

    10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

    На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, (1) которую никто, (2) видимо, (3) не смог достать. Влюбленный был высокого роста, (4) он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

    Все равно последняя кисть, (5) и она уже дереву не поможет... А Люсенька обрадуется.

    11 . Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
    Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.
    1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
    2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
    3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
    4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

    12. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

    Полководец Суворов не возражал против униформы 1786 года: простая, удобная, функциональная, она как нельзя лучше отвечала духу его системы военного обучения.

    1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

    2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

    3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

    4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

    13. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

    Не рыбацкий парус малый – корабли мне снятся.

    1) Первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.

    2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

    3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

    4) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

    14. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

    Взойдёт солнце – сразу в путь.

    1) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

    2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

    3) Первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части

    4) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

    15 . Укажи, какой знак необходимо поставить между частями сложного предложения.

    1) Дорога стала веселей весна поёт из всех оврагов.

    2) Учись доброму худое на ум не пойдёт.

    3) Колосья тихо бьют по лицу васильки цепляются за ноги ромашки приветствуют.

    4) Весенний воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

    Пояснительная записка

    к интерактивному тесту «Бессоюзное сложное предложение»

    Интерактивный тест предназначен для учащихся 9-11 классов. Он является универсальным в силу возможности его применения как для самостоятельного повторения учащимися темы «Бессоюзное сложное предложение», так и для использования учителем в качестве ресурса для организации практической работы в классе, например, на обобщающем уроке.

    Применение данного ресурса актуально также при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, итоговому сочинению.

    В ходе выполнения заданий ученики закрепляют умение определять виды сложных предложений, различать простое и сложное предложение, тренируются в объяснении пунктуации в бессоюзном сложном предложении.

    Презентация содержит текстовую информацию, иллюстративный материал, триггеры, графические объекты, управляющие кнопки, анимацию, звуковые эффекты.

    Для использования теста необходимо следующее техническое оборудование:

      в домашних условиях – компьютер и колонки;

      в условиях класса – компьютер, колонки, возможно, проектора и экрана.

    Презентация включает 23 слайда.

      Навигация по презентации подробно описана на слайде №3.

      На слайдах 3-15 размещены задания, ответы на которые созданы на основе триггеров. При нажатии на один из вариантов ответа фигура меняет цвет и включается звуковое сопровождение. Если ответ правильный, то фигура окрашивается в зеленый цвет, одновременно появляется апплодирующий анимированный смайлик и издается звук колокольчика. Если ответ неправильный, то фигура окрашивается в красный цвет и издается звук барабана.

    Правильным является лишь один вариант из четырех.

      Слайды 17-19 являются справочным материалом по теме ресурса. Обратиться к ним пользователь может перед началом выполнения практических заданий, осуществив переход по кнопке со слайда №2.

      Если пользователю не требуется актуализация знаний по теме, то со слайда №2 он сразу же может перейти к выполнению тестовых заданий (слайды 3-15), нажав кнопку.

      О братиться к справочному материалу, представленному в виде схем, ученик может также и во время решения теста. Для этого следует нажать кнопку на слайде с заданием. Будет осуществлен переход на слайд №20.

      Возврат к заданию происходит по кнопке.

      Если ученик желает получить больше сведений по теме, он может со слайда №19 перейти по гиперссылке на сайты сети Интернет.

    Есть также возможность по гиперссылке вернуться в начало и повторить прохождение теста.

      По окончании работы с тестовыми заданиями путем нажатия гиперссылки происходит завершение использования ресурса и переход на слайд с информационными источниками.

    Слайд 1

    Конкурс интерактивных презентаций «Интерактивная мозаика» Тест «Пунктуация в бессоюзном сложном предложении» Автор: Коноплева Анастасия Игоревна, учащаяся 11 «А» класса МОУ Брейтовской СОШ Ярославской области Учитель: Чекмарева И.А., учитель русского языка и литературы 2014

    Слайд 2

    Дорогой друг! С помощью ресурса ты сможешь не только проверить свои знания по теме «Пунктуация в бессоюзном сложном предложении», но и потренироваться в различении простых и сложных предложений, в которых ставятся одинаковые знаки препинания. Если ты уверен в своих знаниях по теме, то можешь смело переходить к решению теста, нажав Старт Если тебе требуется актуализировать теоретический материал, то сначала пройди сюда: ?

    Слайд 3

    Навигация Правильный ответ Неправильный ответ - перейти к следующему заданию? - перейти к слайду с теоретическим материалом - вернуться к последнему просмотренному слайду

    Слайд 4

    1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Летом скворцов не видно: они прячутся в густых темных лесах. 1) Обобщающее предложения. слово стоит после однородных членов 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

    Слайд 5

    2. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Фея дотронулась до тыквы волшебной палочкой – та превратилась в карету. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, поясняет смысл первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие, результат того, о чем говорится в первой части.

    Слайд 6

    3. Как объяснить постановку запятой в данном предложении? Пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие, вывод, о чем говорится в первой. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, поясняет смысл первой части. 3) Между частями бессоюзного сложного предложения значение перечисления. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

    Слайд 7

    4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. 1) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи (именами существительными в И.П.), при отсутствии глагола­связки. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 3) Обобщающее предложения. слово стоит после однородных членов 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

    Слайд 8

    5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: прохожие обращали на него внимание и оборачивались. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

    Слайд 9

    6. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. С 40­х годов XX века для изучения интонации стали использовать звукоанализирующую аппаратуру - появилась возможность применять и более точную форму записи, детально показывающую особенности мелодики, темпа и тембра речи. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой части. 3) Обобщающее предложения. слово стоит после однородных 4) Вторая часть бессоюзного сложного противопоставляется содержанию первой части. членов предложения

    Слайд 10

    7. Как объяснить постановку точки с запятой в данном предложении? Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. 1)Части бессоюзного сложного предложения распространены и уже содержат другие знаки препинания. 2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

    Слайд 11

    8. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Ехал сюда – рожь начинала желтеть. 1) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

    Слайд 12

    9. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. 1) Обобщающее предложения. слово стоит после однородных? членов 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

    Слайд 13

    10. Как объяснить постановку предложении? Будет дождик – будут и грибки. тире в данном 1) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.


    А) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
    В)То солнце светит, то идёт дождь.
    С) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
    D) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
    Правильный ответ: А

    Определите бессоюзное сложное предложение
    А) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
    В) Май холодный - год хлебородный.
    С) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
    D) То солнце светит, то идёт дождь
    Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
    Правильный ответ: В

    Определите бессоюзное сложное предложение
    А) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
    В) Где любовь и совет, там и горя нет.
    С) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
    D) Наступила ночь, но было светло.
    Е) Когда вы сели, лошади разом тронулись.
    Правильный ответ: С

    Определите бессоюзное сложное предложение

    С) Становится легче, когда песню поёшь.
    D) Поспешишь - людей насмешишь.
    Е) Не было никакой надежды, что небо прояснится.
    Правильный ответ: D

    Определите бессоюзное сложное предложение
    А) Где любовь и совет, там и горя нет.
    В) Наступила ночь, но было светло.
    С) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.
    D) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
    Е) Труд человека кормит - лень портит.
    Правильный ответ: Е

    Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.


    Е) Мир строит - война разрушает.
    Правильный ответ: А

    Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности
    А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
    В) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
    С) Время красит, безвременье старит.

    Правильный ответ: В

    Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления
    А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
    В) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
    С) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
    D) Время красит, безвременье старит.
    Е) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
    Правильный ответ: D

    Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия
    А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
    В) Время красит, безвременье старит.
    С) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
    D) Мир строит - война разрушает.
    Е) Стоял тёплый день, в лужах купались воробьи.
    Правильный ответ: С

    Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени

    D) Стемнело - я зажёг лампу.
    Е) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
    Правильный ответ: D

    Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия
    А) Был вечер, на небе блестели звёзды.
    В) Не спеши языком - торопись делом.
    С) Я доверяю любящим: они великодушны.
    D) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
    Е) Поспешишь - людей насмешишь.
    Правильный ответ: Е

    Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире
    (знаки не расставлены)
    В) Я доверяю любящим они великодушны
    D) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.
    Правильный ответ: А

    Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены)
    А) Я доверяю любящим они великодушны
    В) Поспешишь людей насмешишь.
    С) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
    D) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
    Е) Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
    Правильный ответ: В


    А) Май холодный год хлебородный.
    С) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
    D) Поспешишь людей насмешишь.
    Е) Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели.
    Правильный ответ: С

    Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены)
    А) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
    В) Ученье красота неученье слепота.
    С) За всё браться ничего не сделать.
    D) Я доверяю любящим они великодушны
    Е) Технику любишь мастером будешь.
    Правильный ответ: D


    По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.
    А) Две запятые, тире
    В) Три запятые
    С) Одна запятая, двоеточие
    D) Одна запятая, тире
    Е) Две запятые, двоеточие
    Правильный ответ: Е

    Определите количество пропущенных знаков препинания
    Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые колени добродушно улыбнулся.
    А) Двоеточие, три запятых
    В) Четыре запятые
    С) Двоеточие, две запятых
    D) Три запятые
    Е) Две запятых, тире
    Правильный ответ: В

    Определите количество пропущенных знаков препинания
    Дует ветер деревья качаются и точно идут с горы к морю встряхивая вершинами.
    А) Две запятые
    В) Нет запятых
    С) Одна запятая
    D) Тире, одна запятая
    Е) Три запятые
    Правильный ответ: А

    Определите количество пропущенных знаков препинания
    И точно дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье.
    А) 4
    В) 3
    С) 5
    D) 2
    Е) 6
    Правильный ответ: С

    Определите количество пропущенных знаков препинания
    Море дремлет и дышит опаловым туманом синеватая вода блестит сталью крепкий запах морской соли густо льётся на берег.
    А) 1
    В) 3
    С) нет запятых

    Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.

    Вариант с расставленными знаками.

      Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

      Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.

      Как ни старался я укрыться плотнее, ничего не помогало: холодный воздух находил свою лазейку и сквозил то в плечо, то в ноги.

      В морозном воздухе тихо; точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

      Тускло-жёлтый огромный самовар шипел и сипел на столе, горшок герани торчал перед окошком, на станах чернели замасленные картинки.

      В осеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли.

      Миновало лето, начались дожди.

      Посмотри на юг: тихо движутся зрелые нивы.

      Дорога стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

      Гремят отдвинутые стулья; толпа в гостиную валит.

    Вариант для работы обучающихся.

      Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

      Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела.

      Как ни старался я укрыться плотнее ничего не помогало холодный воздух находил свою лазейку и сквозил то в плечо то в ноги.

      В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

      Тускло-жёлтый огромный самовар шипел и сипел на столе горшок герани торчал перед окошком на станах чернели замасленные картинки.

      В осеннюю пору хорошо в лесу воздух особенно свеж повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли.

      Миновало лето начались дожди.

      Посмотри на юг тихо движутся зрелые нивы.

      Дорога стала похожа на лунную поверхность каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

      Гремят отдвинутые стулья толпа в гостиную валит.

    I вариант.

    а) Я не видел вас целую неделю я не слышал вас долго.

    б) Зеленели дубы и островерхие пихты вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо.

    в) Обнялись облака и уснули без грусти.

    г) Последние два дня дул крепкий штормовой ветер.

    д) Буря прекратилась отряд двинулся дальше.

    2.Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзных сложных предложениях? (Знаки препинания не расставлены)

    1) Лошади тронулись колокольчик зазвенел кибитка полетела.

    2) Под окнами и в саду зашумели птицы туман ушёл из сада всё кругом озарилось весенним светом точно улыбкой.

    а) значение пояснений; б) значение последовательности.

    а) Ветра нет нет ни солнца ни света ни тени ни движения ни шума в мягком воздухе разлит осенний запах подобный запаху вина тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полянами.

    б) Вокруг обычным спокойным порядком шла работа глубоко внизу сигналили машины гремела арматура раздавалась барабанная дробь пневматических ломов.

    в) Она небрежно опустила руку на моё плечо наклонила слегка головку набок и мы пустились в путь.

    г) Следы усталости виднелись на его измятом лице в глазах горело тайное беспокойство.

    д) Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать.

    1) Заходишь в лесхоз и сразу чувствуешь попал в особый мир со своими особыми интересами.

    2) Облако пройдёт озеро заблестит нивы обольются точно золотом.

    : [ причина ]

    а) Я не ошибся старик не отказался от предложенного стакана.

    б) Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.

    в) На небе ни облачка хороший знак.

    г) Степь весело пестреет цветами ярко желтеет дрок скромно синеют колокольчики белеет целыми зарослями пахучая ромашка дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.

    д) Он поднял глаза над садом торжественно и радостно сияло небо.

    Любите книгу: она поможет вам разобраться в жизни.

    - [ вывод ]

    а) Успокойтесь рана не опасна. б) Кругом светит солнце поохотиться можно.

    в) Дунул ветер всё дрогнуло ожило и засмеялось. г) Молвит слово соловей поёт.

    д) Вокруг стало светло зажглись фонари.

    : [ пояснение ]

    а) Наступит весна прилетят грачи. б) Стояла она долго устали ноги и глаза.

    в) В осеннюю пору хорошо в лесу воздух особенно свеж повсюду разнообразный запах прелых листьев и оттаявшей земли.

    г) Блеснули лиловые глаза выскочил кот. д) Друг за друга стой выиграешь бой.

    - [ сравнение ]

    а) Зазвенел колокольчик проезжей тройки запел жаворонок русской зимы.

    б) Назвался груздем полезай в кузов.

    в) На судах зажигались огни они двигались и сверкали красными белыми зелёными точками.

    г) Позволит наутро погода за нами придёт катер.

    д) Я был угрюм другие дети веселы и болтливы.

    а) Роняет лес багряный свой убор сребрит мороз увянувшее поле…

    б) Одного только не понимаю как она могла тебя укусить?

    в) Щепотки волосков лиса не пожалеет остался б хвост у ней.

    г) Пришла беда отворяй ворота.

    д) Только что поднялось усталое сентябрьское солнце его белые лучи то гаснут в облаках то серебряным веером падают в овраг ко мне.

    11. Укажите бессоюзное сложное предложение, одно из простых предложений которого осложнено обособленным определением.

    Над речкой стояло безветрие, даже листья не шевелились и не показывали серебряную изнанку, как это бывает при малейшем ветерке.

    а) Предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью;

    б) состоит из трёх простых предложений;

    в) 1-е предложение двусоставное, грамматическая основа - безветрие стояло;

    г) последнее предложение односоставное, безличное, грамматическая основа - бывает.

    Тестирование по теме «Бессоюзные сложные предложения»

    II вариант.

    1. Найдите бессоюзные сложные предложения. (Знаки препинания не расставлены):

    а) Крив сложен извилистый путь к намеченной вершине.

    б) Он приезжал домой пообедать да переночевать.

    в) Море вдали покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.

    г) У ног моих тянулась узкая долина прямо напротив крутой стеной возвышался частый осинник.

    д) В настежь открытые окна спальни глядел ясный летний день в саду за окнами не умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки.

    2. Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзных сложных предложениях? (Знаки препинания не расставлены)

    1) Делу время потехе час.

    2) Давно наступили сумерки она всё ещё сидела в гостиной.

    а) значение противопоставления; б) значение условия.

    3. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которого можно поставить точку с запятой.

    а) Большинство сходилось в одном старые законы не годятся.

    б) Тополь гол берёза пожелтела на неё порывами горя и держа в осаде то и дело налетают ветры сентября.

    в) Облако пройдёт озеро заблестит нивы обольются точно золотом.

    г) На улице сильный ветер мы решили остаться дома.

    д) Казалось отроду не бывал я в таких местах нигде не мерцал огонёк не слышалось никакого звука.

    4. Какие знаки препинания следует поставить в бессоюзных сложных предложениях?

    1) Деревья словно плакали с ветвей их на землю всё время падали крупные капли.

    2) В лесу то там то здесь глухо куковала кукушка оттеняя глубину и звучность его после дождя высоко в небе плыли и таяли тёплые дымчатые облака с золотисто-алыми краями.

    а) точка с запятой; б) запятая; в) двоеточие; г) тире.

    5. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

    - (противопоставление)

    а) Прошла неделя месяц он к себе домой не возвращался.

    б) Ветер цветущих черешен смотрит мне в окна и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.

    в) В комнатах было холодно печи не топились и вторые рамы не были вставлены.

    г) Погода стояла совсем неблагоприятная по временам шёл дождь и постоянно дул страшный ветер.

    д) Ударил сильнейший гром задрожали все окна.

    6. Объясните употребление двоеточия в структуре бессоюзного сложного предложения.

    Я подошёл к окну и вижу: наступила настоящая весна.

    а) вторая часть дополняет содержание первой; б) вторая часть поясняет первую;

    в) вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

    7. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

    - [ вывод ]

    а) Чайка прилетела скоро лёд пойдёт.

    б) Он ожидал расспросов она молчала и смотрела в окно.

    в) Утки шумно поднимались выстрелы дружно раздавались вслед за ними.

    г) Сыр выпал с ним была плутовка такова.

    д) Старик открыл свой железный сундучок там лежал вчерашний хлеб лук и кусок сахару.

    8. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

    : [ пояснение ]

    а) Он на пороге остановился ему хотелось пожать мне руку.

    б) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

    в) Семён Семёнович оглянулся спрятаться было негде.

    г) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.

    д) Мне попалась какая-то неторная заросшая дорожка я отправился по ней внимательно поглядывая вперёд.

    9. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

    - [ быстрая смена событий]

    а) За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.

    б) На кордоне горел свет нас ждали.

    в) Река разлилась возникла угроза наводнения. г) Я понимаю успеть к теплоходу нельзя.

    д) Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал.

    10. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

    : [ причина ]

    а) Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

    б) Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

    в) Я за свечку свечка в печку… г) Взошла луна в лесу стало светло.

    д) Только снизу было хорошо видно колонна автомашин уже спускается с перевала.

    11. Укажите бессоюзное сложное предложение, одно из простых предложений которого осложнено обособленным обстоятельством.

    а) Когда на лес в ресницах снега, пробив громаду серых туч, вдруг брызнет яростно, с разбега голубоватый солнца луч,- всё заискрится, засверкает и в брызгах света оживёт.

    б) А лес вокруг, теплом облитый, сверкает, птицами поёт.

    в) Обед кончился: большие пошли в кабинет пить кофе, мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать.

    г) Тогда Кузьма Кузьмич, достав из кармана свежий огарок, зажёг его: Даша села рядом.

    12. Укажите ошибку в анализе предложения:

    Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.

    а) Предложение сложное с бессоюзной связью; б) состоит из 4-х простых предложений;

    в) 1-е предложение двусоставное, осложнено однородными сказуемыми;

    г) по цели высказывания это предложение повествовательное, по эмоциональной

    окраске - невосклицательное.