Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Урания муза чего. Девять муз древней греции. Кто такие музы

    Урания муза чего. Девять муз древней греции. Кто такие музы

    В современном мире не принято говорить об искусстве науки так, как мы рассуждаем о хореографии, поэзии, театре или вокале. Дело в том, что древние греки, в отличие от нас, воспринимали Космос как самое совершенное произведение искусства и муза Урания воспринималась ими как вдохновительница его познания. Впервые ее имя в западной литературе встречается в работе Гесиода. Прежде чем узнать больше о самой Урании, познакомимся с ее божественными родственниками.

    Согласно представлениям эллинов, музы — это девять дочерей верховного бога Зевса и Мнемосины, богини памяти. Каждая сфера деятельности, считавшаяся важной, по мнению древних греков, должна была иметь свою покровительницу — музу, и благодаря ей развиваться и процветать. Кроме того, все музы, в том числе и муза Урания, сопровождали и вдохновляли Мусагета-Аполлона, бога искусств и гармонии, олицетворяли собой все самое мудрое, светлое и прекрасное, включая мораль, науку и все виды искусства.

    Сферы покровительства

    Самое первое упоминание о музах встречается в произведениях Гомера, в других источниках также содержатся сведения о девяти дочерях Зевса и курируемых ими областях науки и искусства:

    1. Каллиопа («чудный голос») — муза жертвенности и патриотизма, эпической поэзии. Именно ее эллины считали верховной музой и изображали с лавровым венком или короной на голове.
    2. Клио («славу дарующая») — муза истории, которая, по мнению древних греков, записывала в свои свитки любые, даже самые незначительные события, чтобы память о них не стерлась.
    3. Мельпомена («песня, пение») — муза трагедии, облачена в театральную мантию, в руке держит драматическую маску.
    4. Талия («добродушие») — муза комедии, с простым венком из плюща на голове и с комедийной маской в руках.
    5. Полигимния («много песен») — муза священных гимнов и покровительница ораторов.
    6. Терпсихора («веселый танец») — муза танцев, в том числе и свадебных. Одета в простую тунику, на голове — венок из плюща, в руках держит лиру.
    7. Эвтерпа («радость»)- муза лирики и поэзии, голова которой украшена венком из живых цветов. Ее инструмент — двойная флейта.
    8. Эрато («милая»)- муза любовной и свадебной поэзии. Ее изображали в венке из роз и всегда с каким-либо задорным и веселым музыкальным инструментом в руках, например, тамбурином или лирой.

    9. Урания — муза науки и астрономии. Самая младшая из всех дочерей Зевса и мудрая наравне с Афиной Палладой. В руках Урании всегда циркуль и небесная сфера, одета в звездный плащ, на голове — корона из созвездий.

    Самая серьезная муза

    Как уже говорилось, муза Урания (фото ее скульптуры вы видите) — самая младшая среди девятерых сестер, но она же и самая знающая и умная из них. Она красива, как и все остальные музы, ведь греки исповедовали принцип калокагатии, заключавшийся в том, что внешне прекрасное так же прекрасно и внутри. Поэтому у покровительниц искусств и наук просто не могло быть неприглядного внешнего облика.

    Несмотря на то, что Урания вместе с сестрами сопровождает, вдохновляя, Мусагета, с удовольствием танцует и веселится на праздниках в честь Диониса, она олицетворяет силу познания и созерцания. Муза Урания зовет всех отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в изучение и созерцание величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы. Как уже говорилось, все музы владеют определенными атрибутами, у Урании это небесная сфера и циркуль.

    За что она отвечает?

    Наши современные представления о такой точной науке как астрономия не допускают каких-либо точек пересечения с поэзией или другим искусством. Однако во времена формирования греческой мифологии и возникновения культа муз астрономия была больше искусством, нежели точной наукой. Урания — муза астрономии, начинавшей вместе с математикой и астрологией свое развитие в древней Греции.

    Со временем эллины сумели достичь значительных высот в изучении небесного свода, звезд и Космоса. Именно в древней Греции в III веке до н. э. Аристарх Самосский первым сформулировал гипотезу о гелиоцентризме, а вычисления Эратосфена Киренского, произведенные примерно в то же время, легли в основу календаря, которым мы пользуемся сегодня. Гиппарх из Никеи во II веке до н. э. сумел составить первый каталог «неподвижных звезд» по их яркости и выполнил таблицы движения Луны и Солнца. Но сестра Урании, Клио, особа довольно ироничная: сегодня широко известна ошибочная геоцентрическая теория, выдвинутая во II веке н. э. Клавдием Птолемеем, и послужившая основой церковного христианского учения о строении Вселенной, а не более ранние открытия греческих ученых.

    Как уже говорилось, астрономия — наука музы Урании, одна из самых древних дисциплин. Ее изучали вавилонские предсказатели и маги, греческие философы и сказители, монахи и знатные особы эпохи Возрождения, астрологи, мистики и великие мыслители более близких к нам времен. Содержание и концепции астрономии всегда служили основой мировоззрения того или иного времени и находились в эпицентре противостояния идей.

    Афродита Урания

    Действительно, в греческой мифологии использовался эпитет «Урания» п

    рименительно к дочери бога неба — Афродите, олицетворявшей физическую силу природы. Афродита Урания — Небесная почиталась эллинами не только как покровительница чистой любви и семьи, но и как богиня плодородия и растительных сил, в ведении которой находились поля, сады, рощи и виноградники.

    Образ Урании в искусстве

    Со времен расцвета Древней Греции прошло уже не одно столетие, но муза Урания всегда вдохновляла не только астрономов и ученых, с ней связанных. Образ Урании можно встретить на полотнах Симона Вуэ «Музы Урания и Каллиопа», Луи Токке «Муза Астрономии», Ангелики Кауфман и Луи де Булонь, Иоганна Генриха и Евстафии Ле-сур, гравюрах Яна Гевелия и Хендрика Гольциуса. Конечно, муза на этих картинах изображена в одеяниях по моде времени, когда творил художник, но вот небесная сфера и циркуль в руках, либо стило и карта звездного неба присутствует обязательно.

    Писатели и поэты также не обошли ее вниманием: Урания — муза астрономии, вдохновившая Ломоносова и Тютчева на «одические рассуждения». Наш знаменитый современник Иосиф Бродский выпустил в 1987 году книгу стихов «К Урании». В Санкт-Петербурге планируется установка памятника поэту в виде трех стел с выгравированными на них стихами «К Урании».

    Московский планетарий даже создал музей Урании, где экспонируется созданный Яном Гевелием звездный глобус, на котором нарисованы известные в XVII веке созвездия. Кроме того, в музее представлено множество интересных предметов, связанных с изучением космического пространства и звезд.

    Любому творческому человеку, к сожалению, известно такое состояние, когда исчезает вдохновение, творчество превращается в муку, а его результат вызывает лишь раздражение по поводу зря потраченного времени. Но, к счастью, вдохновение имеет свойство возвращаться, тогда говорят: "Посетила муза."

    Так кто же такие эти музы, посещения которых ждет любая творческая личность?
    Предлагаю разобраться с этим вопросом, в котором не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

    В древнегреческой мифологии МУЗАМИ (мусами) называли дочерей верховного олимпийского бога Зевса и Мнемосины - богини памяти, титаниды, дочери хтонических, доолимпийских богов - Урана и Геи. Девять сестер - муз ("мыслящих" - в переводе с древнегреческого) являлись богинями поэзии, наук и искусств. По месту их обитания они имели также прозвища: аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды.
    Их имена: КАЛЛИОПА, КЛИО, МЕЛЬПОМЕНА, ЭВТЕРПА, ЭРАТО, ТЕРПСИХОРА, ТАЛИЯ, ПОЛИГИМНИЯ и УРАНИЯ.

    Все музы, за исключением Урании ("небесная") и Клио ("дарующая славу"), имеют имена, которые указывают на связь с пением, танцами, музыкой и наслаждением. Эти олимпийские музы восходят к архаическим музам - хтоническим существам. По сообщениям Павсания (древнегреческого писателя и географа II века, автора "Описания Эллады"), первыми, кто почтил муз и принес им жертвы, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады. Именно они ввели культ муз и дали им имена, считая, что муз только три: Мелета ("опытность"), Мнема ("память") и Айода ("песня").

    Впоследствии из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого и была названа гора - место рождения муз), который установил точное их число - девять, и дал им имена.
    О хтоническом прошлом муз свидетельствует также то потомство, которое музы, будучи дочерями земли Геи, рождали о от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы (по другой версии, - от Талии и Аполлона) родились корибанты - служители Кибелы.

    Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики (демонические существа, наказывающие клятвопреступников и помогающие несправедливо обиженным).

    От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены - чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и сжирающие их.

    Архаические музы назывались "бурными", "неистовыми", сродными с фуриями в римской мифологии.

    Часто муз называли кормилицами Диониса и спутницами его странствий, подобно менадам (они же, вакханки , в римской мифологии). Иногда музы и менады ставятся в один ряд. Например, царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и муз.

    Олимпийские музы классической мифологии - дочери Зевса, они обитают на горе Геликон неподалеку от Коринфа, воспевая все поколения богов - Гею, Кроноса, Океана, самого Зевса и его потомство, то есть, связывают прошлое и настоящее. Им ведомо также и будущее, они являются покровителями певцов и музыкантов, передавая им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славятся добрые нравы богов. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.

    Функции муз разграничивались постепенно, по мере дифференциации искусств, и лишь только в эллинистическую эпоху музы превратились в те символические образы, которые известны нам всем.

    Муза ЭРАТО стала аллегорией лирической поэзии и изображается с лирой в руках.

    Муза ЭВТЕРПА с флейтой - аллегория лирической песни. Муза КАЛЛИОПА - олицетворение эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма в руках. Муза КЛИО - аллегория истории с теми же атрибутами, что и у Каллиопы.
    Муза МЕЛЬПОМЕНА - аллегория трагедии с трагической маской и венком из плюща.

    Муза ПОЛИГИМНИЯ олицетворяет серьезную (гимническую) поэзию.

    Муза ТЕРПСИХОРА с лирой и плектром - аллегория танца.

    Муза ТАЛИЯ с комической маской - аллегория комедии.

    Музы: кто они такие?

    Мифология Древней Греции считает муз дочерями, рождёнными Мнемозиной от Зевса. Мнемозина же, являющаяся богиней памяти и плодом любви титанов Геи и Урана, была очень почитаема у эллинов. Легенда гласит: очарованный Мнемозиной Зевс вступил с ней в связь, что привело к появлению на свет девяти дочерей, прекрасных и умных, которых нарекли музами. Переводя их прозвище с языка греков, получаем титул "мыслящие". Что вряд ли может удивить, если учесть, что мать их является богиней памяти.

    В жизни эллинов Музы играли большую роль, так как каждая из них управляла определенной сферой жизни смертных. Все жители Эллады, даже те, кто не обладал какими-либо талантами, чтили потомков Мнемозины и обращались к ним за напутствием на какие-либо действия.

    Итак, сколько же было их? Считается, что классическое число муз - девять. Но возможно это не так. Первые упоминания о музах приписывают Гомеру, но он не сообщал, ни сколько их, ни как их зовут. В трудах его фигурируют и одна, и более муз. Далее муз нарекают именами, а число их вырастает до трех. Существуют произведения в которых фигурируют число муз равное четырем. Случалось, что их путали с богинями плодородия, харитами. По прошествии определённого времени, некто Гесиод написал поэму, которую посвятил музам, и в ней он перечислил всех их по именам. Перечислим их и мы:

    1. Каллиопа.
    2. Клио.
    3. Мельпомена.
    4. Талия.
    5. Полигимния.
    6. Терпсихора.
    7. Эвтерпа.
    8. Эрато.
    9. Урания.

    Музы являлись перед людям в образах молодых и красивых девиц, обладающих массой различных способностей.

    Замечание 1

    Для жителей Эллады, самым ценным, было сверхъестественное умение муз заглянуть в прошедший и завтрашний день. Музы обладали способностью предсказать судьбу, но лишь тем, кому они симпатизировали.

    Особой категорией к которой благоволили музы, были поэты, художники и музыканты. Музы появлялись в их снах или явно и даровали им вдохновение, в результате чего творческий процесс становился намного эффективнее. Слегка в отдалении от своих сестёр находится муза астрономии, Урания.

    Муза астрономии Урания

    По преданию Урания является младшей дочерью Мнемозины. В отличие от своих довольно легкомысленных сестер она была девушкой серьезной и вдумчивой.

    В наше время многим может показаться довольно странным, что в группу очень талантливых, обладающих веселым характером, девиц затесалась столь серьезная Урания - муза астрономии. Но, если знать, как возникла это научное направление и, как относилось к нему население Греции, этот секрет может быть раскрыт.

    Разгадка заключается том, что астрономия для жителей Эллады, не просто наука, а наука базовая, служащая толкованием мироздания, источник появления различных течений и идей в древней философии. Астрономия изучалась в Вавилоне, Месопотамии и Египте. Через астрономию древние эллины пытались познать главные тайны космоса. Дверь в этот, абсолютно новый мир, который открывается лишь избранным, могла распахнуть только Муза Урания. Только своим верным последователям Урания могла обещать помощь и дать благословление на тяжкий научный труд.

    Имеется значительное число изображений попечительницы наук, найденных при археологических раскопках. Как правило муза Урания на картинах и барельефах - серьезная девица со сферой и (или) астрономическим измерительным прибором в руках, которым она вычисляет на каком расстоянии между собой находятся небесные тела. Своим именем она обязана богу Урану, который был чуть ли не самым древним божеством тогдашнего мира, межу прочим сам громовержец Зевс относился к нему с большим пиететом.

    Рисунок 1. Скульптура Урании со сферой. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

    Замечание 2

    Урания попечительствовала, кроме астрономии, и другим наукам. И из-за этого греки были уверенны, что она является олицетворением полной гармонии и совершенства, ибо наука находится в тесной связи с искусством, в чем мыслящие эллины не сомневались.

    Урания была самым мощным оракулом в среде своих сестриц. Она могла проникнуть в самые потаенные уголки прошлого и будущего скорее и с большей точностью чем другие богини. Остальные музы видели в Урании самую знающую и строгую, т.е. ту богиню, которая не стеснялась наказывать глуповатых людей, пробующих соперничать с музами. Именно здесь проявлялось её хладнокровие и безжалостность.

    Существует миф про царя Пиэра, проживавшего на македонской территории и имевшего девять очаровательных дочерей. Девицы были не только прекрасны, но и умны. У всех у них был приятный голос и идеальный музыкальный слух. Как-то раз амбициозные девушки захотели устроить состязание, и не с кем-нибудь, а с музами и призвали их на поэтическое противоборство.

    Соревнование принесло победу Каллиопе, но принцессы заупрямились, и не признали её первенство, затем дерзнули объявить, что результат состязания недействителен. За столь дерзкое решение Урания обратила девятерых красоток в сорок, дабы те всё время оглашали округу своим неприятным треском. Эта легенда заставила эллинов считать, что только с чистые помыслы и сердце дают право к общению с музами.

    Как Урания представлена в искусстве

    Многие музеи мира обладают скульптурами и барельефами, на которых присутствуют изображения муз, естественно и Урании. Поэты и прозаики, довольно часто, воспевали её в своих произведениях. У Ломоносова в одной из од, посвящённой императрице Елизавете, упоминается Урания. У Федора Тютчева и Иосифа Бродского есть целые серии стихов, которые они посвятили ей.

    Занимательные сведения об Урании

    Мифологический багаж Древней Греции чрезвычайно запутан, из-за этого несведущий человек очень легко запутывается сонме богов и всяческих фантастических существ. Музы - это особое место в мифологии Древней Эллады. Приведём самые занимательные сведения об Урании:

    • Урания совместно с морскими богинями сопровождала души умерших на остров Счастливых.
    • В России, в московском планетарии есть музей Урании.
    • Пифагором был написан научный труд, в котором объяснялось почему похожи правила, с помощью которых, строятся музыкальные композиции и измеряются расстояниями между небесными сферами, что с легкостью делала Урания.
    • Урания не единожды сравнивалась с Афиной Палладой, которая покровительствовала греческим Афинам.
    • В легендах упоминается, о пленении Аполлона умом Урании, их связи, и как результате - рождении богиней астрономии сына.

    Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество других, в которых упоминается слово муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. Давайте рассмотрим их подробнее.

    adUnit = document.getElementById("google-ads-vXMt"); adWidth = adUnit.offsetWidth; if (adWidth >= 999999) { /* GETTING THE FIRST IF OUT OF THE WAY */ } else if (adWidth >= 970) { if (document.querySelectorAll(".ad_unit").length > 2) { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } else { adcount = document.querySelectorAll(".ad_unit").length; tag = "ad_unit_970x90_"+adcount; google_ad_width = "970"; google_ad_height = "90"; google_ad_format = "970x90_as"; google_ad_type = "text"; google_ad_channel = ""; } } else { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } adUnit.className = adUnit.className + " ad_unit " + tag; google_ad_client = "ca-pub-7982303222367528"; adUnit.style.cssFloat = ""; adUnit.style.styleFloat = ""; adUnit.style.margin = ""; adUnit.style.textAlign = ""; google_color_border = "ffffff"; google_color_bg = "FFFFFF"; google_color_link = "cc0000"; google_color_url = "940f04"; google_color_text = "000000"; google_ui_features = "rc:";

    Итак, как было сказано ранее, музы являются дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.

    Муза Каллиопа – муза эпической поэзии

    Имя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.

    Каллиопа – мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону - знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках – стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

    Муза Клио – покровительница истории

    Сопутствующими атрибутами этой музы являются свиток пергамента или скрижаль – доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

    По Диодору имя произошло от слова “Клеос”- “слава”. Этимология имени – “дарующая славу”. От Пиера греческая муза Клио имела сына Гиакинфа. Любовь к Пиеру была внушена Афродитой за осуждение ее любви к Адонису.

    Муза Мельпомена – муза трагедии

    В греческой мифологии Мельпомена считается музой трагедийного жанра. Имя, по Диодору, означает “мелодия, радующая слушателей”. Образ антропоморфен – описывалась как женщина с повязкой, виноградным или плющевым венком на голове. Всегда имеет постоянную атрибутику в виде трагической маски, меча или палицы. Оружие несет символику неотвратимости божественного наказания.

    Мельпомена является матерью сирен – морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос, которым приманивали мореплавателей.

    Муза Талия – муза комедии

    Талия или в другом варианте Фалия - в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

    От Талии и Аполлона родились корибанты – мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.

    Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа - палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

    Муза Полигимния – муза торжественных гимнов

    Полигимния – в греческой мифологии муза торжественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам - писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.

    Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства, которое превращает оратора в орудие истины. Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.

    Муза Терпсихора – муза танца

    Терпсихора - муза танца. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди Муз называет и Цец. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

    Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

    Муза Урания – муза астрономии

    Урания - муза астрономии. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. По одной из версий Урания является матерью Гименея.

    Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному - к Небу и Звездам.

    Муза Эвтерпа – муза лирической поэзии

    Эвтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») - в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с лирой или флейтой в руках.

    Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.

    Муза Эрато – муза любовной поэзии

    Эрато является музой лирической и любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору – имя получила в честь умения быть “эперастой” (желанной для любви и страсти) .

    Родилась в результате союза Мнемосины и Зевса. От Мала Эрато родила Клеофему. Атрибут музы – кифара. Эта божественная героиня греческой мифологии достаточно часто упоминается в сказаниях эллинов.

    Кроме того, к символике, связанной с образом греческой музы Эрато, прибегают в своих произведениях Вергилий и Аполлоний Родосский. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического.

    По материалам Википедии

    Урания, греч. («небесная», «небожительница») - дочь Зевса и Мнемосины, муза астрономии (см. также статью «Музы»).

    По нашим представлениям, музы, богини поэзии и искусства, вряд ли могут иметь что-либо общее с такой точной наукой, как астрономия. Однако в те времена, когда образы муз рождались в греческой мифологии, астрономия еще не была точной наукой. С течением времени она ею стала, и греки достигли в астрономии замечательных успехов. По иронии судьбы сегодня наиболее известна ошибочная геоцентрическая теория Клавдия Птолемея (2 в. н. э.), которая в 12 в. стала фундаментом учения христианской церкви о строении вселенной; зато куда менее известен Аристарх Самосский, который в начале 3 в. до н. э. первым высказал идею гелиоцентризма; или Эратосфен Киренский, который в конце 3 в. до н. э. своими астрономическими вычислениями заложил основы нашего календаря; или Гиппарх из Никеи (2 в. до н. э.), взваливший на свои плечи титанический труд «сосчитать звезды в небе» и составивший первый каталог «неподвижных звезд», и многие другие любимцы музы Урании.

    Уранией называли также Афродиту как богиню чистой, возвышенной, «небесной» любви.

    На иллюстрации: «Муза Урания», Пьетро Либери