Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Основные элементы и уровни структуры сознания. Структура сознания: компоненты и уровни Структура сознания включает в себя

    Основные элементы и уровни структуры сознания. Структура сознания: компоненты и уровни Структура сознания включает в себя

    По мнению А.Н. Леонтьева, сознание есть «открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния». Также есть и иные определения сознания, в частности, следующее: сознание – это особый психический процесс, обеспечивающий образование в психике человека образа «Я» как образа самого субъекта, являющегося носителем психики.

    Кроме того, есть и такое определение сознания: Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

    Психология рассматривает сознание как специфический феномен духовной жизни человека, характеризующийся целым рядом признаков. Во-первых, сознание есть осознание окружающего мира, это определенная система знаний, исторически сложившихся, непрерывно пополняемых, преломленных через призму личного опыта. Вторым важным признаком и функцией сознания является отношение человека к миру, преломленное через систему потребностей. Целеполагающая функция сознания - третья важнейшая характеристика - заключается в том, что в функции сознания входит формирование целей деятельности, построение планов и программ деятельности.

    Также к неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

    В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

    1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

    2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

    3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

    4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

    5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

    6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

    А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.

    Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.

    Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

    Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл - это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями.

    Можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека. Например, в основу структуризации сознания можно положить масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание); компоненты сознания (познание, переживание, отношение); типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства); его свойства (константность, целостность, активность) и т. д.

    Фрейд разработал учение о трехуровневой организации психики. Нижний уровень представляет собой бессознательное психическое, этот уровень включает в себя биологические инстинкты, желания, чувства, аффекты, влечения, главным из которых является либидо - половое влечение. Эта сфера насыщена энергией, но закрыта от сознания в силу социальных запретов, установок, накладываемых обществом. 2-й уровень - предсознание - уровень волевой регуляции поведения в реальных условиях жизни. 3-й уровень - высший - сознание - уровень разума, мышления, отражает те требования и запреты, которые накладываются обществом на поведение человека. Поскольку требования, предъявляемые к личности со стороны этих трех уровней, несовместимы, личность постоянно пребывает в ситуации конфликта, от которого она спасается с помощью специальных защитных механизмов.

    В структуру бессознательного психического входит широкий круг явлений.

    Субсенсорные (то есть подпороговые) ощущения и восприятия.

    Интероцептивные ощущения, которые не осознаются в норме, когда человек здоров и начинают осознаваться только при нарушениях состояния здоровья.

    Автоматизмы и навыки, которые вырабатываются в течение жизни (например, автоматизм речи, ходьбы, навык письма, рабочие навыки). Сознательная деятельность может выполняться лишь тогда, когда большинство ее элементов автоматизировано. Мы можем следить за смыслом речи и письма, только если их механизм автоматизирован.

    Импульсивные действия - действия, совершаемые безотчетно, без контроля сознания. Часто такие действия человек совершает в состоянии аффекта.

    Информация, которая накапливается в течение всей жизни и хранится в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый момент в фокусе сознания находится только небольшая ее доля. Формы бессознательной переработки информации, в частности, интуиция.

    Установка как целостное состояние человека, выражающее динамическую направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.

    Психические явления, возникающие во сне. Сон - это не состояние отдыха мозга, а его деятельностное состояние. «Необходимость отвлечения от сигналов внешнего мира (именно это и составляет сущность сна) связана с особенностями организации переработки информации, с заполнением информационной емкости кратковременной памяти, с необходимостью рассортировки информации в долговременную память, в текущую программу деятельности, для уничтожения ненужного» (Вейн). То есть сон, как активное состояние мозга, характеризуется психической деятельностью, которая не осознается человеком.

    Свойства сознания:

    1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

    2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

    3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

    4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

    Различают несколько видов сознания человека:

    Житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

    Проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

    Научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

    Эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

    Этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

    Определение 1

    Сознание представляет собой высшую, свойственную только человеку, функцию мозга, реализация которой заключается в осмысленном, обобщенном и целенаправленном отражении окружающей действительности в виде идеальных образов, осуществлении контроля над психическими процессами, поведенческими стратегиями, направлении хода психической и предметной деятельности, рефлексии и саморефлексии.

    Функции сознания

    Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:

    • познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
    • целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
    • ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
    • управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
    • коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
    • рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание , саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.

    Структура сознания

    Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:

    1. Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;
    2. Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;
    3. Эмоции , чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;
    4. Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
    5. Самосознание - репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание.

    Интеллект как одна из важнейших составляющих сознания

    Определение 2

    Интеллект представляет собой общие способности личности к познанию, интерпретации, разрешению проблем, к осуществлению познавательного процесса, эффективному решению проблем; способность организовывать, планировать, контролировать собственную деятельность по достижению цели.

    Данное понятие объединяет все индивидуальные познавательные способности, включая восприятие, ощущение, представление, память, мышление, воображение.

    Выступая основой личностного сознания, интеллект включает ряд качеств, включая любопытство, глубину, гибкость и подвижность ума, логичность, широту и доказательность мышления, обеспечивающих формирование системы знаний, представлений личности, ее личностное развитие.

    Таким образом, сознание представляет собой сложное, многомерное образование, в моделировании которого активное участие принимают различные личностные качества, свойства, одно из приоритетных мест среди которых занимает интеллект.

    1. Основные элементы и уровни структуры сознания
    2. Сознание и самосознание
    3. Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание
    4. Структура общественного сознания, его основные уровни и формы

    1. Основные элементы и уровни структуры сознания. Сознание как таковое структурно организовано, представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов, которые находятся между собой в мно­гообразных связях. Одним из важных элементов структуры сознания является знание - результат процесса познания, от­ражение действительности в виде чувственных и рациональ­ных образов. Знание и познание как таковые - предмет изуче­ния теории познания (гносеологии), о которой будет идти речь далее.

    Необходимым компонентом сознания является внимание. Оно часто определяется как психическое состояние, обеспечивающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объек­те или действии. Различают внимание непроизвольное (непред­намеренное) и произвольное, преднамеренное, которое носит волевой характер. Противоположность внимания - невнима­ние, т. е. рассеянность.

    Обширную сферу сознания составляют эмоции, эмоцио­нальные состояния человека. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроения (эмоциональное самочувствие - веселое, подавленное и т.д.) и аффекты.

    Чувства (эмоции в узком смысле) - переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к дру­гим людям, к каким-либо явлениям. Чувства бывают кратко­временными (радость, печаль и т.п.) и длительными, устойчи­выми (любовь, ненависть и т.п.). В отличие от чувств живот­ных чувства человека - продукты всемирной истории.



    Настроение - длительное эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т.п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть - сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства - чувства долга, чести, эстетические, интеллектуальные и др.

    Аффект (душевное волнение) - сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание - ярость, ужас, оцепенение, сильные голосовые реакции (плач, крик и т.п.).

    Еще одним важным элементом сознания является воля - созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий. Воля - созидательное преодоление внешних и внутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели: это, прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями.

    Начальным звеном волевого действия являются постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать, выбор наиболее целесообразных способов осуществления дей­ствия. Решающим для характеристики данного действия как волевого является исполнение решения.

    Сила воли не дана человеку от природы. Умение и способность выбирать цели, принимать правильные решения и вы­полнять их, доводить начатое дело до конца являются резуль­татом знаний, опыта, воспитания и самовоспитания.

    Фрустрация - психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемы­
    ми) трудностями на пути к решению значимых для человека
    задач. Это состояние возникает в ситуации разочарования, не­ осуществления какой-либо значимой для человека цели, по потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожнос­ти, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т.п.

    Важнейшими элементами сознания являются воображение, фантазия и память. Воображение - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных от действительности впечатлений. Важное его назначение - представить результат дея­тельности до ее начала, т. е. предвидеть будущее. Воображе­ние «работает» особенно в неопределенных ситуациях, где за­труднена деятельность мышления, привыкшего к точной, оп­ределенной ситуации. Часто его отождествляют с фантазией как «плодом» воображения.

    В психологии воображение классифицируют по степени преднамеренности (произвольное и непроизвольное), активности (воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (абстрактное и конкретное), по видам творческой деятельности (научное, изобретательное, художественное, религиозное и т.п.).

    Память - закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта. В зависи­мости от материала, который запоминается, выделяют образ­ную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную память. Кроме того, говорят о памяти произвольной и непро­извольной, кратко- и долговременной, зрительной и т.п.

    Наиболее крупными уровнями сознания чаще всего выделяют обыденное (повседневное) и теоретическое сознание, о чем далее будет идти речь.

    2. Сознание и самосознание. Наиболее часто самосознание определяют как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе.

    Вначале человек отличает себя от объекта, затем самосознание проявляется как родовое, коллективное. С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно самосознание личности. Исторически первоначально человек осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне - и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), осознает свое тело и свой дух.

    Самосознание включено в сознание, существует в его пределах, немыслимо без него, оно субъекта делает объектом это­го субъекта - его мысли, чувства, волю, цели, действия и т.п. Именно в процессе самосознания человек становится личнос­тью. «Познай самого себя!» - говорил Сократ. Человек осоз­нает себя не только посредством других людей, но и через со­зданную ими культуру. Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и, следовательно, саморе­гулирование.

    Самосознание, как и сознание, в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой; критическом и самокритичном отношении к самому себе (не «впа­дая» ни в возвеличивание, ни в самобичевание); самооблада­нии; ответственности за свои поступки.

    Подчеркнем еще раз важную роль рефлексии в формирова­нии самосознания. Ориентируя сознание человека на осмысле­ние собственных чувств, мыслей и действий, рефлексия мо­жет иметь разные уровни. Диапазон ее довольно широк - от элементарного состояния до глубоких раздумий над глубинными смыслами своего бытия, нравственными, религиозны­ми и иными коллизиями своего внутреннего мира. В процессе рефлексии происходит не просто осознание того, что есть в опеке, но всегда одновременно и переделка самого человека, его сознания и духовного мира. Правда, представления че­ловека о самом себе часто расходятся с тем, что он есть на самом деле.

    Таким образом, самосознание - оценка человеком своих знаний, умений, нравственного облика, интересов, идеалов, целей, мотивов поведения и т.п. - это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта. Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам, различного рода общностям людей, когда они поднимаются до понимания своего положения в той или иной социальной системе, своих общих интересов и идеалов. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

    3. Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Сознание имеет не только свои уровни, формы и структуру, но взятое в целом выполняет ряд определенных функций. К их числу чаще всего относят следующие:

    1.Активно отражательная - это не мертвое, зеркальное, пассивное отражение, а творческий, активный целенаправлен­ный обобщенный процесс отражения действительности че­ловеком как социальным существом.

    2.Объяснительная - сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной) стремится объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п.

    3.Активно-преобразовательная, конструктивно-творческая -
    сознание мысленно, идеально создает то, что сама «первозданная природа» не создает - технику, технологию, стро­ительные сооружения, т. е. «вторую природу» - весь мир материальной и духовной культуры.

    4.Коммуникативная, регулятивная, в ходе реализации, которой возникают формы взаимосвязи (общение) между людь­ми, для чего они создают нормы, принципы права, мора­ли, религии, науки и т.п.

    5.Целеполагающая - способность к целеполаганию - кардинальная характеристика человеческого сознания, т. е. это мысленное предвосхищение результата деятельности. В ка­честве непосредственного мотива цель как идеальный об­раз направляет и регулирует человеческую деятельность.

    6.Конструктивно-критическая, полемическая функция.

    Индивидуальное сознание - сознание отдельного конкрет­ного человека, личности. Общественное сознание - духовная
    (идеальная) сторона социально-исторического процесса. Оно представляет собой не простую сумму, механическую совокупность индивидуальных сознаний, а качественно своеобразное новое, целостное, духовное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы. Главное в соотношении общественного и индивиду­ального сознания - их тесная связь, взаимодействие и - в определенных условиях - взаимопереход. Каждый индивид вносит определенный вклад в «копилку» общественного созна­ния, которое в свою очередь в той или иной форме воздейству­ет на наше индивидуальное сознание, впитывается им.

    Диалектика общественного и индивидуального сознания - проявление и выражение диалектики общего и единичного (индивидуального), этого тождества (единства) противоположно­стей. Из этого, в частности, следует, что, во-первых, недопус­тимо эклектическое смешение этих качественно различных противоположностей, во-вторых, является ошибочной абсолю­тизация, возвеличивание одной и них - либо общественного сознания (догматизм, отождествляющий последнее с непрере­каемой истиной), либо индивидуального (волюнтаризм с его гипертрофией своего сознания).

    Общественное сознание как органическая целостность индивидуальных сознаний есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. И то, и другое сознание в их взаимосвязи не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а они развиваются, меняют свое содержание в зависимости от развития социальной реальности, т. е. всегда носят конкретно-исторический характер.

    4. Структура общественного сознания, его основные уровни и формы. В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

    1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внеш­ней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.

    2. Общественная психология - эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируе­мое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфи­ка и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и не­которых психических особенностях. Она - преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.

    3. Общественная идеология - концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивает­ся отношение людей к социальной действительности.

    Таким образом, общественная идеология - систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идео­логия - сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее про­граммы действий и механизмы распространения идеологичес­ких установок в массах.

    В любом своем проявлении она по существу или формаль­но, правильно или ложно, но всегда связана с потребностями всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения.

    Как таковая, общественная идеология всегда необходима, обязательна для любого общества - классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

    В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас) выступили с идеей конца идеологии («доидеологизация»). Это связывается ими или с «природной ложностью» идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом.

    Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные крите­рии их разграничения:

    1.По предмету отражения - наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

    2.По формам (видам) отражения - наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство - в виде художественных образов.

    3.По выполняемым функциям - искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука - познаватель­ные, мораль - нравственные и т.п.

    4.По общественной роли. Наука - «локомотив» прогресса,
    религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство-в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.

    Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодей­ствия общественного бытия и общественного сознания.

    В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в:

    а) преемственности, сохранении рационального, позитивного
    содержания старого в новом;

    б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания;

    в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия;

    г) активном обратном воздействии общественного сознания и его форм на общественное бытие (яркий пример тому - активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).

    Сознание является высшей функцией психики , которая присуща только человеку.

    С его помощью индивид планирует свою жизнь, оценивает окружающую действительность, получает знания. Сознание имеет определенную структуру и .

    Определение понятия

    Психологи и философы выделяют два аспекта психики, которые делают человека человеком.

    Это сознание и самосознание. Под сознанием понимают высшую степень отражения действительности и управления жизнедеятельностью.

    При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него.

    Важнейшим элементом сознания является самосознание . Под ним подразумевается понимание индивидом самого себя как объекта мира, формирование образа своего «Я», представлений о себе.

    Наиболее быстро и бурно развитие сознания и самосознания проходит в подростковом возрасте , когда человек активно ищет себя, свой стиль, определяет свое место в жизни. В этот же период формируются и нравственные принципы.

    Таким образом, в сознании выделяют следующие формы:

    • самосознание;
    • разумность — соотношение себя и своих понятий с миром;
    • рассудок — мыслящее сознание;
    • духовность — высшая степень сознания.

    Существует множество теорий о сознании . Например, Фрейд считал, что каждое событие и переживание человека определяется сознательным и бессознательным.

    В области бессознательного находится сексуальная и агрессивная стороны личности, а также те события, которые индивид намеренно вытеснил из своей памяти и разума. Когда бессознательное пытается «прорваться» в сознание, у человека возникает .

    С точки зрения идеализма, сознание всегда первично. Мир не может существовать вне его восприятия человеком.

    Материализм считает сознание свойством высокоорганизованной материи. Оно не просто отражает существующую действительность, но и управляет ей.

    Функционализм определяет сознание как функцию, то есть человек, пребывая в сознательном состоянии, выполняет определенные функции. На этом построен искусственный интеллект .

    Структура

    Что входит в структуру сознания? В психологии выделяют важные структурные компоненты сознания:

    • бытие;
    • рефлексия;
    • самосознание.

    Оно выполняет следующие функции :

    1. Отражение . Сюда относятся способность индивида познавать, воспринимать, запоминать и хранить информацию.
    2. Рефлексия . Это возможность осознавать себя как объекта мира, понимать свое «Я».
    3. Преобразование . Человек способен ставить перед собой цели и достигать их.
    4. Креатив . При помощи разума личность проявляет воображение и творческий потенциал.
    5. Оценка . Сюда относятся .
    6. Коммуникация . Личность передает свои знания при помощи определенных знаков. То есть сознание не может существовать без общения.
    7. Времяобразование . Это целостная картина мира, содержащая в себе воспоминания о прошлом, понимание настоящего и будущего.

      Именно это свойство является главным .

    Согласно современной психологии, в структуре сознания содержатся следующие компоненты:

    С точки зрения масштаба, сознание бывает личным и общественным. В личное входят все описанные выше структурные компоненты.

    Исходя из этого, можно выделить следующие формы общественного :

    • религиозная;
    • морально-этическая;
    • правовая;
    • политическая;
    • экономическая.

    Таким образом, на общественное сознание оказывают влияние религия, законы, экономика, политический строй и нормы морали, принятые конкретным обществом.

    Стадии и функции самосознания

    Самосознание — это восприятие личностью себя, понимание своего отличия от других, осознание своих потребностей, эмоций, чувств, переживаний.

    Самосознание выполняет следующие функции:

    В своем развитии самосознание проходит следующие ступени :

    1. Природная . Ребенок учится различать и воспринимать ощущения и воздействия на него внешних факторов при помощи сенсомоторного интеллекта.
    2. Социальная . Человек воспринимает себя, оценивает и сравнивает с другими.

      На этой ступени появляется самоуважение и воля.

    3. Личностная . Индивид понимает причины своих поступков, оценивает возможности дальнейшего развития.

    Таким образом, психологическая структура самосознания состоит из следующих компонентов :

    • самопознания;
    • самоконтроля и саморегулирования;
    • самооценки;
    • самопринятия;
    • самоуважения.

    Стадии развития :

    Теория Фрейда кратко

    Зигмунд Фрейд стал основоположником теории о . Согласно его утверждению, сознательна лишь очень маленькая часть психики человека, остальная остается за пределами сознания .

    К бессознательному относится сексуальная сфера, агрессивная сторона личности, чувство голода. На них человек никак не может повлиять.

    Хотя грань между осознанным и бессознательным весьма условна. Некоторые моменты могут уходить в бессознательное и возвращаться при определенных обстоятельствах.

    Бессознательное формируется в подкорковом слое, а осознанное — это результат деятельности коры головного мозга. Бессознательное также способно воспринимать и перерабатывать информацию , но человек не осознает этих процессов.

    Таким образом снимается нагрузка с интеллекта, индивид имеет возможности для занятия творческой и умственной деятельностью.

    В сферу бессознательного попадают переживания, психотравмирующие события, запретные желания, постыдные поступки, то есть все то, от чего человек пытается избавиться.

    Но «спрятанные» моменты все же влияют на поступки, эмоции, переживания индивида.

    Они могут под воздействием внешних факторов прорываться обратно в сознание , образуя чувство тревоги.

    По утверждению Фрейда, человеком движет его сексуальный инстинкт. Социальные нормы и общественная мораль формируют «сверх Я» человека.

    С их помощью запретные желания преобразуются в те поступки, которые допустимы в данном обществе. Однако, в человеке всегда будет происходить борьба сознательного и бессознательного.

    В неофрейдизме понятие бессознательного углубляется, появляется термин «коллективное бессознательное».

    В отличие от личностного, коллективное присуще для всех людей, относящихся к определенному обществу. Оно формируется опытом, накопленным поколениями.

    Личностное выходит из коллективного, обеспечивая полноценное существование психики человека.

    Концепция Леонтьева

    Теорию структуры человеческого сознания представил советский психолог А.Н. Леонтьев.

    Он создал теорию деятельности , работал над вопросами эволюционного развития памяти, внимания, мышления.

    По Леонтьеву, сначала сознание представляет собой психический образ, который открывает перед человеком мир вокруг него. Затем в предмет сознания включается и деятельность индивида.

    Он осознает действия окружающих, а через них и свои собственные. Люди взаимодействуют с помощью слов, жестов. После этого человек способен формировать образы в уме .

    Таким образом сознание начинает существовать отдельно от чувств и управлять ими.

    По теории Леонтьева сознание состоит из:

    1. Чувственной ткани. У личности создается конкретный образ реальности. Она может быть воображаемой или всплывающей в памяти. Эти образы становятся означимыми, что свойственно только человеку.
    2. Значения . Это те способы, при помощи которых человек познает мир. Значение может быть объективным и субъективным, то есть принимающим личностный смысл.
    3. Личностного смысла. Это то, что конкретный предмет или явления значат для самого индивида. Таким образом смысл делает сознание пристрастным.

    Сознание — эта форма, отражающая действительность на высшем уровне, а не на уровне инстинктов. Оно свойственно только человеку и помогает ему оценивать окружающую действительность, формировать поведение, нравственные нормы и принципы.

    О структуре сознания в этом видео:

    Сознание - сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целена­правленном, осмысленном и обобщенном отражении действи­тельности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.

    Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

    1. «Бытийное сознание» («сознание для бытия»);

    2. «Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

    3. Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

    Этими функциями являются следующие:

    · Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

    · Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний - это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде - есть мое сознание»);

    · Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей - воля человека выступает как компонент сознания);

    · Творчески - креативная, порождающая функция;

    · Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

    Большинство современных исследователей выделяют сле­дующие основные компоненты или сферы сознания.

    1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

    Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «сознание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

    2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой неустойчивой.

    3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

    4. Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания.

    5. Самосознание - это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

    Сознание человека выполняет следующие функции:

    · познавательную - человек приобретает знания;

    · целеполагающую - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;

    · ценностно-ориентационную - человек оценивает явления действительности, определяет свое отношение к ним;

    · управленческую - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач;

    · коммуникативную - человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);

    · рефлексивную - благодаря ей происходит самоосознание, саморегуляция, самоконтроль.

    Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

    Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

    Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

    Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.