Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Проблема взаимоотношения человека и природы вывод. Современные проблемы взаимоотношений человека и природы. Человек и природа: темы сочинений

    Проблема взаимоотношения человека и природы вывод. Современные проблемы взаимоотношений человека и природы. Человек и природа: темы сочинений

    Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако на сегодняшний день ясно, что мы - всего лишь крошечная частица в мире.

    Взаимодействие человека с природой может быть гармоничным только тогда, когда мы уважительно и бережно относимся к ее дарам. Люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия.

    Человек - неотъемлемая часть мира

    В процессе своей жизнедеятельности мы во многом зависим от природы. Она дает нам столь необходимые вещи, как воздух, вода, свет, пища. Только от нас зависит, в каком виде мы сохраним все эти ценные ресурсы для себя и последующих поколений. Население во всех уголках планеты развивается, строит свой быт и трудовую деятельность, ориентируясь на природные условия, климат в месте проживания. Образ жизни людей, живущих у теплого моря, сильно отличается от жизни в суровых северных условиях.

    Несмотря на свою, казалось бы, довольно сильную способность менять природные условия, изменять русла рек и ландшафт, человечество по-прежнему сильно зависит от среды обитания. Такие катаклизмы, как извержения вулканов, землетрясения, цунами и многие другие способны уничтожить целые города и даже цивилизации. Экономическое развитие и создание новых прогрессивных технологий также не представляется возможным без использования природных ресурсов.

    В последние десятилетия все более очевидным становится тот факт, что природа не может бесконечно удовлетворять все потребности людей, если те не будут ничего давать взамен. Основой гармоничной жизни должно стать осознание, что человек является неотъемлемой частью окружающего мира, а, значит, должен заботиться и охранять его, разумно использовать все ресурсы без вреда для природы.

    Как человечество влияет на Землю

    С тех пор, как человек стал разумным и получил возможность использования орудий труда, начинается его влияние на окружающие условия и их изменение. Под воздействием наших сил произошло множество изменений в окружающей среде, как положительных, так и негативных. К позитивным сторонам влияния людей можно отнести создание национальных парков и заповедников, где многие редкие виды животных и растений стало возможным сохранить от исчезновения. Такая деятельность позволяет расширить биологическое разнообразие существующих на планете видов. Создавая искусственные оросительные системы, мы помогаем увеличить площадь плодородных почв и эффективно их использовать.

    К сожалению, от неразумных и непродуманных действий людей природа терпит большой ущерб. Например, вырубка лесов разрушает естественную среду обитания многих животных и растений, ведет к снижению выработки кислорода, что, в свою очередь, неизбежно вызывает глобальное потепление. На месте вырубленных лесов зачастую образуются пустыни, поскольку после исчезновения деревьев верхний плодородный слой почвы легко размывается.

    Быстрый рост населения приводит к тому, что для его обеспечения пищей приходится применять новые технологии в сельском хозяйстве. Если раньше плодородную почву не эксплуатировали постоянно, давая ей некоторое время отдохнуть, то сейчас люди распахивают все новые площади и используют их без перерыва, тем самым снижая плодородие.

    Для более быстрого роста применяют современные удобрения, которые оказывают отрицательное влияние на грунт и воду. Мы строим огромное количество заводов, но мало заботимся о том, какое количество отходов они выбрасывают в атмосферу и сколько мусора оказывается в воде. В Тихом океане существует огромная зона, сплошь покрытая плавающим по поверхности мусором, что неизбежно ведет к вымиранию многих видов океанических животных. Города, стоящие на пресноводных реках, ежедневно сбрасывают в них канализационные отходы, отходы промышленного производства.

    Таким образом, мы не только вредим природе, но и загоняем себя в ловушку, сокращая количество пригодной для питья воды. Отсутствие пресной воды уже сейчас является большой проблемой в некоторых районах планеты.

    Если мы хотим научиться не столь губительно влиять на природу, стоит предпринять несколько несложных действий:

    • для эффективного и рационального использования минеральных ресурсов нужно совершенствовать способы их добычи, уменьшая количество отходов и вредных выбросов;
    • использовать ресурсы животного и растительного мира нужно в таких количествах, чтобы это не приводило к исчезновению отдельных видов.
    • необходимо широко внедрять применение альтернативных источников энергии в быту и производстве.

    Для более детального ознакомления с темой рекомендуется просмотреть познавательные презентации , где вся информация изложена в доступной и понятной форме. Чем скорее человечество начнет более бережно относиться к природе, тем лучше мы сможем сохранить всю ее красоту и богатство для наших детей и внуков.

    Вся история человеческого общества - это история его борьбы за выживание, история взаимодействия с окружающей средой. Ограниченному уровню развития производства в условиях первобытного общества соответствовал ограниченный радиус его воздействия на природу, главным образом охоты и собирательства. Природа полностью господствовала над человеком. С возникновением земледелия и животноводства произошел коренной перелом в отношении человека к окружающей природе. Человек перешел от полной зависимости от природы к ее использованию. Все виды воздействия человека на природу можно объединить в четыре типа: преднамеренное, непреднамеренное, прямое и косвенное (опосредованное). Преднамеренное воздействие происходит в процессе материального производства с целью удовлетворения определенных потребностей общества. К ним относятся: добыча полезных ископаемых, строительство гидротехнических сооружений (водохранилищ, оросительных каналов, ГЭС), вырубка лесов для расширения земледельческих площадей и для получения древесины и др. Непреднамеренное воздействие возникает побочно с первым типом воздействия, в частности, добыча полезных ископаемых открытым способом приводит к понижению уровня грунтовых вод, к загрязнению воздушного бассейна, к образованию техногенных форм рельефа (карьеры, терриконы, хвостохранилища). Строительство ГЭС сопряжено с образованием искусственных водохранилищ, которые воздействуют на среду: вызывают повышение уровня грунтовых вод, меняют гидрологический режим рек и т. д. При получении энергии из традиционных источников (уголь, нефть, газ) происходит загрязнение атмосферы, поверхностных водотоков, подземных вод и пр. Как преднамеренные, так и непреднамеренные воздействия могут быть прямыми и косвенными. Прямые воздействия имеют место в случае непосредственного влияния хозяйственной деятельности человека на среду, в частности ирригация (орошение) непосредственно воздействует на почву и изменяет все процессы, связанные с ней. Косвенные воздействия происходят опосредованно -- через цепочки взаимосвязанных влияний. Так, преднамеренные косвенные воздействия -- это применение удобрений и непосредственно влияние на урожайность культур, а непреднамеренные -- влияние аэрозолей на количество солнечной радиации (в особенности в городах) и т. д. Создание цивилизации, "второй природы" все более отдаляло человека от "первой" дикой природы, укрепляло его защищенность от природных явлений, делало его относительно независимым от климата, размеров территории, наличия естественных биоресурсов. Одновременно, отторжение человека от природы ослабляло человека как биологический вид. Изменение образа жизни, пищи, а вместе с нею и биохимии организма, приводило к изменению наследственности и генетического кода человека. Каждый живой организм, в том числе и человек, в известном смысле несет в себе полный набор элементов периодической таблицы Менделеева, которые обеспечивают его здоровье, жизнедеятельность, нормальный обмен веществ. Выпадение из такого "набора" одного-двух элементов чревато самыми серьезными последствиями. Микроэлементы, легко попадающие в организм человека и также легко выводящиеся из него, оказываются жизненно необходимыми. Обращение микроэлементов в природе является долгим и сложным. Из почвы они вымываются водой, собираются растениями, с которыми они перерабатываются травоядными животными, оседая в их мышечных тканях и, уже оттуда, поступают в организм человека с животной пищей. Так через пищу человек "напрямую" связан с почвой, на которой живет, с подстилающими ее горными породами и образующими минералами. Почва - не что иное, как сложная система взаимодействия лежащих под ней пород, укоренившихся на них растительных сообществ, микроорганизмов и простейших животных. Растительность, несомненно, является началом и главным основным элементом органического мира, поскольку только растения обладают способностью превращать неорганические вещества в органические, вырабатывать живые ткани из таких неживых материалов как солнечный свет, углекислота, вода и минеральные соли. Поэтому, чем бы человек ни занимался, охотой, земледелием или животноводством, он прямо или косвенно зависит от растений, все равно, питается ли он их плодами или получает их в уже переработанном виде с мясом травоядных животных. Жизнь человека находится в самой тесной связи с геохимией и биохимией окружающей среды. Отсутствие в пище того или иного микроэлемента приводит к нарушению нормального обмена веществ, а в случае затянувшегося процесса - к развитию тяжелых наследственных заболеваний. Возникновение ряда эпидемических заболеваний происходит как результат обеднения почвы, истощенной непрерывной пахотой, и исчезновения в ней микроэлементов, жизненно необходимых для человеческого организма. Поэтому, чем интенсивнее земледельческая активность оседлого населения, тем сильнее изменяется окружение, характерная для каждой зоны совокупность растительных и животных сообществ. Комплекс происходящих изменений заставляет меняться самого человека, его орудия труда и охоты, образ жизни. Борьба за существование из плана физического оказывалась перенесенной в область знания, область мысли. Если прежде выживал более сильный и выносливый, то теперь человек уже не мог полагаться только на физическую силу. Его жизнь определялась тем, с какой из социальных групп он был связан. Важнее физического состояния стало состояние социальное, место, которое человек занимал в иерархическом сообществе. Человек, воздействуя на окружающую природу и изменяя ее, в результате, должен был изменяться сам. Человек, как и другие виды живых организмов, способен адаптироваться, то есть приспосабливаться к условиям окружающей среды. Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной экологической среде. Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию, но наши способности к этому имеют определенные границы. Если человек не мог приспособиться к изменившимся условиям, он погибал или оказывался в своеобразном эволюционном тупике, где с трудом поддерживал уровень жизни, некогда достигнутый. Отношение человека (субъекта) к природе (объекту) определяется двумя независимыми величинами: - Наличием необходимых природных ресурсов; - Уровнем вооруженности субъекта; Под субъектом может подразумеваться человек, производственный коллектив или сообщество в целом. Результат в любом случае будет зависеть от качественных характеристик указанных величин, находящихся в зависимости от географических условий и от уровня развития материальной и духовной культуры общества. Практически, начало всех изменений окружающей среды в результате деятельности человека заключается в самом человеке. В условиях научно-технической революции все более усложняются взаимоотношения человека с окружающей его природной средой. Научно-техническая революция порождает невиданные ранее возможности для эксплуатации сил природы, но вместе с тем и для ее загрязнения, разрушения, уничтожения.

    Современный этап воздействия человека на природу является антропогенным и характеризуется следующими особенностями:

    1) в систему воздействия человека на природу включается новый элемент - его разум, позволяющий осуществлять целенаправленную эксплуатацию природы, вооружив людей орудиями труда, которые во много раз усиливают воздействие человека на окружающую среду;

    2) влияние антропогенного фактора на окружающую среду характеризуется постоянным ростом давления на природу в меру совершенствования средств труда и пространственного расширения деятельности человека: прямого (экстенсивного) и по растущему числу сфер (интенсивного);

    3) исключительную значимость в деятельности антропогенного фактора играет все большее ускорение развития человечества. В этих условиях природа не успевает восстановить равновесие экологических систем, нарушенное вмешательством человека;

    4) возрастает использование человеком ресурсов природы;

    5) происходит целенаправленное изменение человеком природы (ландшафтов, растений, животных) и биоценоза (совокупность живых компонентов) отдельных регионов;

    6) происходит нарастание все более масштабных побочных, часто непредвиденных и не предполагавшихся, последствий человеческой деятельности.

    Проблема взаимоотношения человека и природы.

    - В.Астафьев (нравственность в ответе на вопрос: зачем насильственная смерть? В рассказе «Белогрудка » ребятишки сгубили выводок белогрудой куницы, и она, обезумев от горя, мстит всему окружающему свету, изничтожая домашнюю птицу в двух соседних деревнях, пока сама не погибает от ружейного заряда.)

    Романы «Царь- рыба», « Последний поклон».(тревога о родной земле).

    - С.А,Есенин. Стихи о природе.(«Берёза», « Пороша», «Задремали звёзды золотые». Ощущение единства человека с природным миром, его растительным животным началом)

    - Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей »(главный герой Егор Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на совесть, живёт смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Но люди не понимали его, считали не приспособленным к жизни. Он говорил, что человек никакой не царь природы, а её старший сыночек. В конце он погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять её. Но подрастает сын. Который сможет заменить отца, станет уважать и беречь родную землю.)

    - Ч.Айтматов «Плаха» (человек собственными руками рушит многокрасочный и многонаселённый мир природы. Писатель предостерегает, что бессмысленное истребление животных – угроза земному процветанию. Позиция «царя» по отношению к животным чревата трагедией.

    Роль природы в жизни человека

    *В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой не мог обрести душевную гармонию, справиться с «русской хандрой» в том числе и потому, что был равнодушен к природе. А «милый идеал» автора Татьяна ощущала себя частью природы («Она любила на балконе предупреждать зари восход...») и потому проявляла себя в сложной жизненной ситуации человеком духовно сильным.

    *Мятежный, настроенный на конфликт и вечную борьбу лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтов обретает гармонию, только слившись с природой: « Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит».

    * Ф.И. Тютчев писал:

    Не то, что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик –

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык…

    Проблема экологической катастрофы

    *Известный писатель и публицист С.Залыгин пишет, что «природа когда-то приютила в своём доме человека, но он решил, будто он-то и есть единоличный хозяин, и создал в доме природы свой собственный надприродный дом. А теперь ему ничего не остаётся, как приютить природу в этом своём доме».

    *Русский писатель Ю.Бондарев писал: «Порой самодовольному человечеству кажется, что оно, подобно вселенскому полководцу, природу подчинило, покорило, обуздало...Человек забывает о том, что в длительной войне победа обманчива, а мудрая природа чересчур терпелива. Но в срок положенный приходит всему конец. Природа грозно поднимает карающий меч».

    * Ч. Айтматов в романе «Плаха» показал, что разрушение природного мира ведёт к опасной деформации человека. Причём происходит это повсюду. То, что происходит в Моюнкумской саванне, является проблемой глобального, а не местного значения.

    Проблема отношения человека к пейзажу, к внешнему облику родных мест, к малой родине с её природным миром

    * Наши прадеды поклонялись Солнцу, Дождю, Ветру. Каждое дерево, каждая травинка, цветок означали что-то особенное и неповторимое. Наши предки верили в гармонию Матушки-Природы и были счастливы. Мы потеряли эту веру. Наше поколение в неоплатном долгу перед детьми и внуками. В.Фёдоров писал:

    Чтобы себя и мир спасти,

    Нам нужно, не теряя годы,

    Забыть все культы и ввести

    Непогрешимый культ природы.

    *Меня поразила история, рассказанная известным писателем Ю.Бондаревым о спиленной берёзе, которая, погибая, мучительно стонала от предсмертной боли, как человек.

    *Известный современный публицист В. Белов писал, что встреча с малой родиной, с теми местами, где прошло детство, приносит человеку ощущение радости, счастья. Автор вспоминал своё детство, считая, что именно прошлое в родной деревне не даёт ему стареть, врачует душу своей зелёной тишиной.

    Проблема видеть прекрасное в обыденном

    *Секрет постижения красоты, по мнению известного публициста В.Солоухина, заключается в любовании жизнью, природой. Разлитая в мире красота обогатит нас духовно, если мы научимся созерцать её. Автор уверен, что надо остановиться перед ней, «не думая о времени», только тогда она «пригласит тебя в собеседники».

    *Великий русский писатель К.Паустовский писал, что «в природу нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание. Проще говоря, природу надо любить, и эта любовь найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой».

    *Современный публицист, писатель Ю.Грибов утверждал, что «красота живёт в сердце каждого человека и очень важно разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись». Дружба

    Одежду не беречь – порвётся, дружбу не хранить – оборвётся Тувинская пословица

    Трусливый друг опаснее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься Русская пословица

    Друзья познаются в беде. Русская пословица

    Человеку нужен человек,

    Чтоб душе в общении раскрыться

    И вобрать своих сокровищ свет.

    Человеку нужен человек. Н.Коноплёва История

    Изучая старое – узнаёшь новое Японская пословица

    Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки Пословица восточная

    2. Проблема сохранения исторической памяти . Эпиграфом к этой теме могли бы послужить слова академика Д.С.Лихачева : "Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти". Особо звучит тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора. Люди должны узнать правду, какой бы жестокой она ни была. Мучительно возрождение нашей истории. В повести «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина писатель стремится с предельной достоверностью передать атмосферу, царившую в нашей стране в годы репрессий. Даже воздух был отравлен всеобщей подозрительностью и страхом, когда за одно неосторожное слово человека бросали в тюрьму, объявляли «врагом народа», уничтожали его семью. Он внимательно исследует влияние обстановки на людей, их психологию, пытается найти ответ на вопрос, что же все-таки случилось с нами. Сегодня для нас не менее важно воспитание памяти. Мы все бежим от жизни, не оглядываясь, торопимся. И не замечаем, как дальше и дальше уходит наша личная история. Многие ли из нас знают свою родословную? Многие не могут назвать даже деда. И сразу же задают удивленно вопрос: «Зачем это надо? Мы что, князья?» Неужто только князьями славна Россия? Ведь были же и герои-солдаты, и мастера - золотые руки, да и просто честные люди! Отсюда, от этого незнания и идут все основные беды нашего общества.

    * К.Бальмонт писал:

    Можно всё заветное покинуть, Можно всё бесследно разлюбить,

    Но нельзя к минувшему остынуть Но нельзя о прошлом позабыть.

    *В повести «Прощание с Матёрой» В. Распутин рассказывает о маленькой деревушке, стоящей посреди могучей сибирской реки Ангары. По плану остров должен быть затоплен. Местным жителям кажется, что «свет пополам переломился». Автор с болью показывает, что с утратой корней, традиций может произойти непоправимое – разлив бездуховности, обмеление нравственности и потеря человечности.

    Отношение к культурному наследию Роль культурных традиций в нравственном становлении человека Отцы и дети

    Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Па­риж. Он - живое воплощение беспамятства.

    Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказы­вает легенду о манкуртах. Maнкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!»

    Базаров, который пренебрежительно относится к «ста­ричкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустя­ковой царапины. И этот драматический финал показывает без­жизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое­ го народа. – Футуристы – отказ от прошлого

    6. Проблема неуважительного отношения юношества к старости и старикам. Проблема одиночества.

    В.Распутин «Последний срок».. У постели умирающей матери собрались дети, приехавшие из города. Перед смертью мать словно выходит на судное место. Она видит, что между нею и детьми нет прежнего взаимопонимания, дети разобщены, забыли о полученных в детстве уроках нравственности. Анна уходит из жизни, трудной и простой, достойно, а её детям ещё жить и жить. Повесть заканчивается трагически. Спеша по каким-то своим делам, дети оставляют мать умирать одну. Не перенеся такого страшного удара, она в ту же ночь умирает. Распутин упрекает детей колхозницы за неискренность, нравственную холодность, забывчивость и суетность.

    Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» - это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело - увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое - помнить о близких своих, о матери - самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.

    3. Проблема оценки таланта современниками . М.Булгаков.(судьба Мастера и его романа), непонимание современниками творчества, песни Высоцкого, официально не признанные, распространявшиеся в виде любительских записей, исполнявшиеся автором на полулегальных концертах и просто на вечеринках, «пошли в народ», стали известны всей стране, были разобраны на цитаты, отдельные фразы превратились в пословицы.

    4., проблема русского характера. В центре рассказов, повестей, романов, поэм многих русских писателей и поэтов находится проблема русского национального характера. В произведениях Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке", Б. Васильева "А зори здесь тихие", М. Шолохова "Судьба человека", В, Распутина "Пожар", А. Солженицина "Матренин двор"В поисках русского национального характера Солженицин заглядывает в "самую нутряную Россию" и находит человека, превосходно сохраняющего себя в нечеловеческих условиях действительности - Матрёну Васильевну Григорьеву. По Солженицину, естественны для народного характера независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям. Она "не могла отказать" никому. При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие у других, искренне радовалась за людей, понимала ненужность материальных благ. Всё это она считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за избы погибшей Матрёны)

    Труд

    Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. Русская пословица

    У кого огонёк в груди теплится, у того и в руках всё горит Русская пословица

    Самое трудное мужество – мужество повседневного, многолетнего труда. В.А.Сухомлинский

    Труд человека кормит, а лень портит. Русская пословица

    Обычаи

    В каком народе живёшь, того и обычая держись. Русская пословица

    Проблема наркомании .

    Употребление наркотиков (как и когда-то алкоголя) стало фактически повсеместной проблемой.
    Айтматов один из первых поднял эту тему в художественной литературе.
    Действительно, Ч. Айтматов первый открыто сказал, что наркомания есть, она набирает силу. И мы с вами должны знать природу этого явления, пути распространения, возможности борьбы.

    Проблема наркомании в России: статистические данные

    Ежегодно от наркотиков гибнут 70 тысяч россиян. б)Динамика роста
    Родители наркоманов очень тяжело переносят заболевания своих детей. Для родителей это большое горе, тяжелый стресс, позор, стыд, огромные расходы. От этого родители наркоманов тоже не доживают своего века и умирают раньше времени от болезней.
    Кроме того, многие наркоманы способствуют распространению наркоманий среди своих друзей, которые также становятся смертниками.
    Во-вторых, уничтожение населения происходит без убийств, без крови и насилия. Не нужно трат времени, средств и трудов на нейтронную бомбу и военные действия. Все сделают наркоманы своими собственными руками .

    Проблема любви к родине

    В . Г. Распутин «Уроки французского» (1973), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976) По мысли В. Распутина, с любви к малой родине начинается формирование сознания человека, проявляется любовь в знании подробностей отечественной истории, в уважительном сбережении в памяти примет своей малой родины, в чувстве ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей земли. Писатель справедливо полагает, что высший смысл своей жизни русский человек видит в служении Отечеству. Очень важно каждому чувствовать себя не случайным человеком на Земле, а продолжателем и продолжением своего народа. В повести «Прощание с Матёрой» ярким воплощением народного характера является образ Дарьи, которая з превосходит односельчан силой духа, твердостью характера, независимостью, она выделяется среди матёринских старух «своим строгим и справедливым характером», прежде всего, потому, что сумела сохранить в себе те качества, которые были свойственны её предкам. Эта обращенность героини к опыту прошлого свидетельствует о данном ей драгоценном чувстве рода, ощущении того, что лишь «в малой доле живет сейчас на земле».

    Не может сын глядеть спокойно

    На горе матери родной,

    Не будет гражданин достойный

    К отчизне холоден душой. Н.А.Некрасов

    Пока свободою горим,

    Пока сердца для чести живы,

    Мой друг, Отчизне посвятим

    Души прекрасные порывы. А.С.Пушкин

    Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

    А.П.Чехов

    Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества В.Г.Белинский

    Без чувства своей страны – особенно, очень дорогой и милой в каждой мелочи – нет настоящего человеческого характера. К.Г.Паустовский

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать –

    В Россию можно только верить. Ф.И.Тютчев

    Человек не может без своей родины

    Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден­ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли

    Лев Толстой в своем романе «Война И мир» раскрывает «военную тайну» - причину. которая помогла России в Отече­ственной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сра­жался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национально­стей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могу­чей силой никто не может сладить.

    Великий русский писатель И. Тургенев называл себя Антеем, потому что нравственные силы ему давала именно любовь к отчизне.

    7.Проблема выбора профессии . Свобода выбора и осмысленное следование своему призванию - одна из новейших привилегий человечества, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, его величество случай), но последнее слово обычно остается за нами. Дмитрия Харатьяна, например, не помышлявшего об актерской карьере, на кинопробы позвала знакомая девочка. И изо всех претендентов именно Харатьяна режиссер Владимир Меньшов выбрал на главную роль в фильме «Розыгрыш». Вывод Выбор профессии также важен для молодого человека, как и еда, отдых, сон и т.д. Делая шаг в сторону подходящей для себя профессии, молодой человек встаёт на новую ступеньку в своей жизни. От его выбора зависит вся его дальнейшая жизнь. И нет ничего страшного в том, что молодой человек выбрал не подходящую для себя профессию. В жизни можно всё исправить, если постараться. Но если человек с первого раза выбирает профессии, которая ему подходит и поступает в ВУЗ, а потом работает по своей специально, то жизнь человека можно считать успешной.
    И главное никогда не падать духом. Из любой ситуации всегда есть выход. Главное верить и знать, что не от успехов в школе зависит, будешь ты успешным или нет, а от самого человека. Поэтому если вы плохо учились в школе, не думайте, что из вас ничего хорошего в жизни не получится. Если вы захотите вы сможете добиться большего, нежели ваши одноклассники, которые учились только на пятёрки.

    Русский язык

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!

    И.С.Тургенев

    С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г.Паустовский

    8.Проблема человеческого поступка . Красота спасет мир…» - говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям, должен быть добрым.
    Кто же из персонажей романа Достоевского поступал действительно красиво?
    Главный герой произведения – Родион Раскольников совершил много хороших дел. Он добрый по натуре человек, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям. Так Раскольников спасает из огня детей, свои последние деньги отдает Мармеладовым, пытается защитить пьяную девочку от пристающих к ней мужчин, переживает за сестру, Дуню, стремится помешать ее браку с Лужиным, чтобы уберечь от унижения., любит и жалеет мать, старается не беспокоить ее своими проблемами. Но беда Раскольникова в том, что он для выполнения столь глобальных целей выбрал совсем неподходящее средство. В отличие от Раскольникова, истинно красивые поступки совершает Соня. Она жертвует собой ради близких людей, потому что любит их. Да, Соня - блудница, но у нее не было возможности быстро заработать деньги честным путем, а семья умирала от голода. Эта женщина губит себя, но душа ее остается чистой, потому что она верит в Бога и всем старается делать добро, любя и сострадая по-христиански.
    Самый красивый поступок Сони – спасение Раскольникова..
    Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь свой грех и воскреснуть. В действиях Сони Мармеладовой выражена вся красота человеческого поступка.

    Героям Л.Н. Толстого в высшей степени свойственно ощущение необходимости соответствия своей жизни определённым нравственным критериям, отсутствие разлада между поступками и собственной совестью. Несомненно, это позиция автора, который зачастую намеренно проводит своих героев через сложные жизненные испытания, чтобы они могли осознать свои действия и выработать в своей душе стойкие нравственные принципы. Эти убеждения, выстраданные сердцем, в дальнейшем не позволят героям пойти вопреки тому, что они сознательно вынесли из житейских трудностей. Особенно показательным примером единства мысли и поступка становится Пьер Безухов - один из любимых героев писателя. Находясь в разладе с женой, чувствуя отвращение к той жизни в свете, которую они ведут, переживая после своей дуэли с Долоховым. Пьер невольно задаётся вечными, но такими важными для него вопросами: «Что дурно? Что хорошо? Для чего жить, и что такое я?» И когда один из умнейших масонских деятелей призывает его изменить свою жизнь и очистить себя служением добру, приносить пользу своему ближнему, Пьер искренне поверил «в возможность братства людей, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели». И для достижения этой цели Пьер делает всё. что считает необходимым: жертвует деньги братству, устраивает школы, больницы и приюты, пытается облегчить жизнь крестьянок с малыми детьми. Его поступки всегда в ладу с его совестью, а ощущение правоты даёт ему уверенность, в жизни.

    9.Проблема нравственного долга, нравственного выбора.

    А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (выбор Татьяной мужа, следование ею нравственному долгу);Л.Н.Толстой «Война и мир» (выбор Андрея Б., Пьера);

    Б.Васильев «В списках не значился». Произведения заставляют задуматься над вопросами, на которые стремиться ответить себе каждый: что стоит за высоким нравственным выбором – какие силы человеческого ума, души, судьбы, что помогает человеку сопротивляться, проявлять удивительную, поражающую жизнестойкость, помогает жить и умирать « по-людски»?

    Вспомним главного героя произведения М. Шолохова «Судьба человека». Несмотря на трудности и испытания, выпавшие на его долю, он всегда оставался верным самому себе и своей родине. Ничто не сломило в нём духовную силу и не искоренило в нём чувство долга.

    У В. Высоцкого много стихов, в которых человек оказывается перед выбором и ему нужны мужество, воля, чтобы победить:

    Да, можно свернуть,Обрыв обогнуть,Но мы выбираем трудный путь,

    Опасный, как военная тропа.

    Проблема народного духа в трагические моменты истории

    Войны начинают политики, а ведёт народ. Особенно это касается войн Отечественных. Мысль о народном характере войны лежит в основе романа-эпопеи Л.Толстого «Война и мир».

    Вспомним знаменитое сравнение двух фехтовальщиков. Поединок между ними поначалу вёлся по всем правилам фехтовального боя, но вдруг один из противников, почувствовав себя раненым и поняв, что дело это нешуточное, а касается его жизни, бросает свою шпагу, берёт первую попавшуюся дубину и начинает “гвоздить” ею. Толстовская мысль ясна: ход военных действий зависит не от правил, придуманных политиками и военачальниками, а от некоего внутреннего чувства, объединяющего людей. В войне - это дух вой­ска, дух народа, это то, что Толстой называл “скрытой теплотой патриотизма”.

    Перелом в Великой Отечественной войне произошёл в период Сталинградской битвы, когда “русский солдат готов был рвануть кость из скелета и с ней идти на фашиста” (А.Платонов). Сплочённость народа, его стойкость- вот истинная причина победы. В романе Ю.Бондарева «Горячий снег» отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было кроваво-копчёным, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял - не дал прорваться танкам. За этот подвиг генерал Бессонов, презрев все условности, без наградных бумаг, вручает ордена и медали оставшимся солдатам. “Что могу, что могу…” - горько произносит он, подходя к очередному солдату. Война и мир

    Прислушайтесь, люди, и бейте тревогу! Смертельной войне преградите дорогу.

    Пусть больше не будет ни горя, ни слёз Под грохот орудий и стоны берёз.

    Софья Скороход

    Такой ценою заплатила За мир Земли моя страна,

    Что никакой безумной силой Не может быть побеждена. Е.Лаврентьева

    11. Проблема нравственной силы простого солдата

    Носителем народной морали на войне является, например, Валега, ординарец лейтенанта Керженцева из повестиВ.Некрасова «В окопах Сталинграда » . Он едва знаком с грамотой, путает таблицу умножения, толком не объяснит, что такое социализм, но за родину, за товарищей своих, за покосившую­ся хибарку на Алтае, за Сталина, которого никогда не видел, будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами. Сидя в окопе, он будет больше ругать старшину, чем немцев. А дойдёт до дела - покажет этим немцам, где раки зимуют.Простой крестьянский парень, которому всего-то восемнадцать лет. Керженцев уверен, что такой солдат, как Валега, никогда не предаст, не оставит на поле боя раненого и врага будет бить нещадно.

    12. Проблема героической повседневности войны

    Героические будни войны - метафора-оксюморон, соединившая несоединимое. Война пе­рестаёт казаться чем-то из ряда вон выходящим. Привыкаешь к смерти. Только иногда она пора­зит своей внезапностью. Есть такой эпизод у В.Некрасова («В окопах Сталинграда») : убитый боец лежит на спине, раскинув руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Минуту назад были ещё жизнь, мысли, желания, теперь - смерть. И видеть это герою романа просто невыносимо... Что касается героев «В окопах Сталинграда», Карнаухов зачитывается Джеком Лондоном, комдив тоже любит Мартина Идена, кто-то рисует, кто-то пишет стихи. Волга пенится от снарядов и бомб, а люди на берегу не изменяют своим духовным пристрастиям. Возможно, поэтому гитлеровцам и не удалось раздавить их, отбросить за Волгу, иссушить души и умы.

    Жизнь всегда неумолимо двигалась вперед, развивалась и эволюционировала. В итоге появился человек, существо, совершеннее всего, что было и есть. Человек - венец природы. Казалось бы, он должен быть благодарен своей матери природе за то, что она дала ему жизнь и все условия для существования. Но чем больше человек приспосабливался и развивался, тем меньше думал о последствиях своей деятельности, касательно природы. Вопрос взаимоотношения природы и человечества был важным всегда. Но в последнее время он стал глобальной и неразрешимой проблемой, требующей скорейшего рассмотрения.

    Конечно, важно рассматривать проблему взаимоотношения человека и природы с разных сторон. Ведь экономика, политика и жизнь каждого человека оказывают большое влияние на состояние природы в целом. Но если посмотреть в корень и заглянуть глубже, то мы поймем, что невозможно наладить взаимоотношения природы и человека массово. Нельзя просто взять и отменить человеческую деятельность, плохо сказывающуюся на природе. Этот вопрос нужно решать индивидуально, чтобы каждый мог понять суть проблемы, а главное, что именно он часть ее устранения.

    Конечно, человек был создан для развития. Он намного превосходит всех живых существ. Человек - царь природы. Но глупо отталкиваться от этих убеждений. Люди максимально используют природные ресурсы, не давая ничего взамен. Общество прогрессирует, появляются новые технологии и это хорошо. Но никогда еще не было такого кризисного состояния природы. А почему? Все мы знаем, что человек жаден. Он настолько увлечен своим богатством и достижениями, что забыл о последствиях. Люди берут от природы все, но не отдают ничего, а если и отдают, то лишь химические отходы.

    В наши дни до сих пор есть племена, обожествляющие природу. Они преподносят ей дары, проводят различные обряды, для того, чтобы природа была снисходительна к ним. Конечно, такое отношение к философскому вопросу взаимоотношения общества и природы - это утопия. Эти племена рано или поздно вымрут от болезней или голода. Но суть их отношения к жизни верна. Эти люди не избалованы дарами жизни. Они благодарны тому, что у них есть. Возможно, это связано с тем, что до них не дошел прогресс. Если бы мы жили в таких же условиях, то были бы такими же. Однако и погибли бы тоже с ними.

    Ответ на философский вопрос о взаимоотношении человека и природы живет внутри нас. Каждый человек понимает, как решить эту проблему, но никто не хочет браться за это дело. А все потому что это долго, дорого и невыгодно. Если мы не устраним угрозу катастрофы сейчас, то потом будет поздно. Нас погубит наш прогресс. Начать нужно с малого, начните с себя.


    Особенность среднерусского пейзажа складывается не только благодаря ландшафту и климату...

    Вступление

    Академик Д. С. Лихачев в своей статье анализирует особенности взаимодействия человека и природы. Д. С. Лихачев подчеркивает, что влияние человека на природу может носить не только потребительский характер, но быть конструктивным и созидательным.

    Проблема влияния природы на душевное состояние человека. Проблема восприятия человеком природы как живой материи. Существует ли связь природы и человека? В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой? Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое?

    Академик Д.

    С. Лихачев в своей статье анализирует особенности взаимодействия человека и природы. Д. С. Лихачев подчеркивает, что влияние человека на природу может носить не только потребительский характер, но быть конструктивным и созидательным.

    Бездумно вторгаясь в природную среду, человек нарушает закономерности взаимодействия природных компонентов, что в конечном итоге разрушает природные комплексы и даже ведет к их полному уничтожению. Добывая полезные ископаемые, вспахивая плодородные земли, используя воды рек, озер и подземные воды в хозяйственных целях, человечество не задумывается о грядущих поколениях.

    Ваша позиция по проблеме

    Ведь результатом такой деятельности является истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

    Уже сегодня природа вступила в поединок с человечеством, отвечая на нерациональное воздействие лесными пожарами, разрушением озонового слоя, катастрофическими наводнениями и пересыханием водоемов. Наши потомки не должны унаследовать от нынешнего поколения разграбленную и загрязненную отходами планету. Чтобы уже сегодня предотвратить катастрофические последствия наступления человека на природу, нужен рациональный подход к ее богатствам.

    Пример бережливого отношения к окружающей среде – хозяйственная деятельность наших предков. Д. С. Лихачев обращает внимание своих современников на ту гармонию в отношениях человека и природы, которая существовала веками у крестьян. Работая на земле, и заботясь о ее плодородии, люди обеспечивали себя и своих детей хлебом и пропитанием на долгие годы. Хозяйственный крестьянин не распахивал все подряд, а строго разграничивал территории пахотных земель, пастбищ, лугов и лесов, сохраняя природное равновесие и облагораживая окружающую среду.

    Аргументы из литературы

    В.П.Астафьев роман «Царь-рыба»

    Безграничная жажда наживы толкает рыбака Игнатьича браконьерничать. Однажды ему попадается гигантский осётр – царь-рыба, но лодка переворачивается – человек и рыба оказываются на одном крючке. Смерть одного из них неизбежно приведёт к гибели другого. Так в символической форме Астафьев показывает неразрывную связь человека и природы.

    Л.Н.Толстой роман «Война и мир»

    В имении своих родителей Наташа Ростова любуется летней ночью, широко распахнув окно. Она ощущает себя единым целым с этим прекрасным живым миром, ей хочется раствориться в нём, хочется жить и чувствовать всю полноту этой жизни

    А. Фет в стихотворении «Учись у них - у дуба, у березы». Поэт считает, то в природе происходят такие же психологические процессы, что и в жизни человека. Поэтому люди должны учиться у природы терпению и невозмутимости, ведь трудности временные, и им на смену обязательно придет что-то хорошее.

    Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». Вспомним эпизод Аустерлицкого сражения. Когда князя Андрея ранили и над ним оказалось только небо, высокое и ясное, к нему пришло прозрение. До этого момента Болконский стремился к славе, а его кумиром был Наполеон. Сейчас же, видя, как торжественно и спокойно ползут по небу серые облака, он понял, что нет ничего ценнее жизни. Человеку не нужно гнаться за наградами и медалями, а необходимо стремиться к внутренней гармонии.

    Заключение

    Академик Д. С. Лихачев обращает внимание своих современников на рациональное отношение к природным богатствам русского крестьянина и призывает поучиться у своих предков, как нужно беречь природу. Ученый подчеркивает, что любить родину - не значит только воспевать ее красоты, а нужно делать все для того, чтобы земля, на которой родился человек, становилась лучше, богаче и чище. Лишь тот может стать достойным сыном своей родины, подчеркивает Лихачев, кто прикладывает максимум усилий к сохранению ее природных богатств и заботится о чистоте окружающей среды.