Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Псковское духовное училище. Псковская духовная семинария Отрывок, характеризующий Псковское духовное училище

    Псковское духовное училище. Псковская духовная семинария Отрывок, характеризующий Псковское духовное училище

    Нынче в моде учебные заведения для будущих юристов и экономистов, юноши мечтают быть менеджерами, а девушки - моделями. Но рядом идет еще другая жизнь, живет другая молодежь, которая во многом отличается от большинства: и по стилю одежды, и в поведении, и по тому, как серьезно относится к жизни. К вечной жизни. Мы пришли в Духовное училище Пскова, чтобы поговорить с его учащимися об этой школе, о которой мало кто знает даже в самом городе – современные идеалы и приоритеты выбора жизненного пути не за такими учебными заведениями. И Слава Богу. В Духовном училище Пскова на очном и заочном отделениях учится столько учащихся, сколько училище может принять – около восьмидесяти.

    Время получения начального богословского образования, а именно об этом выдается аттестат по окончании духовной школы, три года. Кто – то идет затем в семинарию, кто – то принимает сан, для кого – то эта учеба остается только фактом биографии. В училище преподается около двадцати предметов, среди которых Священное Писание, Катихизис, Богословие, Гомилетика, Патрология, история Церкви и Церковное право, церковно – славянский язык, Литургика, сольфеджио и др. Труд преподавателя в училище не оплачивается, обычно преподаватели – приходские священники, и работают они в училище во Славу Божию. Отцом Ректором училища по благословению Владыки Евсевия является протоиерей Виталий Герусов.

    Поступающие приезжают в училище на Успение Пресвятой Богородицы 28 августа, в сентябре идут вступительные экзамены. Те, кто заканчивает третий курс обучения в Духовном училище, сдают выпускные экзамены, потом выполняют послушание, почти до конца июля, и покидают стены своей духовной школы. Каникулы здесь бывают в большие и великие праздники Церкви: Рождественские праздники, на Святки, Пасхальную и Троицкую недели. В училище два храма – св. Николая Чудотворца – «домашняя церковь» учеников, и приходской храм на Карла Маркса, который тоже находится на территории училища – Покрова Пресвятой Богородицы, где они учатся Богослужению.

    Мы разговариваем с учениками школы: Марией Ромашовой, выпускницей, она заканчивает третий курс и сдает выпускные экзамены, которых четырнадцать. Другой наш собеседник Михаил Осипов, первокурсник. Ребята из православных семей, бабушка Миши – монахиня Иулиания, а дедушка Маши – митрофорный протоиерей Игорь. Когда Маша начинала учиться, на курсе было 17 человек, к выпуску осталось – восемь.
    Что нужно, чтобы поступить в такое училище?
    Миша:
    Во – первых, желание и рекомендация своего приходского священника, или духовника.
    Вы представляли, зачем вам нужно училище в вашей жизни? И что после?
    Маша:
    Я бы хотела бы быть регентом, если батюшка Ермоген благословит, и как время будет: мы день живем, а что будет на следующий день, не знаем. Как Бог благословит, но хотела бы быть регентом.
    Миша: Меня приучили с детства к храму: я хочу учиться в Духовном училище, а потом продолжить обучение.
    Собираетесь быть батюшкой, Миша?
    Собираюсь. Пути Господни неисповедимы, но надеюсь, что Господь благословит.
    Какие экзамены сдают при поступлении?
    Миша:
    Вначале было собеседование - такой простой человеческий разговор с отцом Ректором. Он знакомился с нами, спрашивал, почему поступаю… Была хорошая беседа. Принимали у нас экзамены по церковно-славянскому языку, по церковному пению, Закон Божий, писали изложение. Я знаком с клиросным делом, алтарным и поступил без проблем, хотя немного волновался. На первом курсе у нас есть и русский язык, мы пишем два сочинения в год на разные темы, например, «Святыни Псковской земли», по Новому Завету.
    Маша: У нас собеседование проводил Владыка, мы все его прошли: он был очень добр к нам. На первом курсе писали сочинение по 14 Посланиям Апостола Павла, я взяла тему «Брак и безбрачие».

    А что, Маша, тебя потрясло в Апостольских посланиях?
    Если честно, мне нравится безбрачие. Как и Апостолу Павлу, который говорил «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше». Одиночество в Церкви - вопрос серьезный.
    В Церкви нет такого безблагодатного одиночества, как в миру?
    Маша:
    Нет, одиночества нет. Но когда нагрешишь, и все долго накапливается, не исповедуешься, потом очень тяжело. Я на Светлой седмице посетила Псково – Печерский монастырь и очень рада, что туда съездила, хотя были внутренние препятствия, но благодарю Бога, что туда съездила, познакомилась со многими людьми - для меня красота монашества выше всего.
    А где была на монастырском послушании?
    На кухне, но для меня это совсем не трудно: вставала рано, ложилась поздно, и то, что спала четыре часа, было совсем не сложным. Книг прочитала больше, чем в училище. Там много было благодати, и это окрыляет.
    Миша, какие предметы преподаются на 1 курсе?
    У меня был сейчас экзамен по Общецерковной истории, сдавал отцу Владиславу Кузнецову, Новый Завет преподает отец Андрей Вахрушев, наш проректор, тоже прекрасный преподаватель. Русский язык сдаем, он один год, курс Катихизиса - отец Владимир Семиндяев. И русский, и Катихизис уже идут в аттестат.
    Какие оценки?
    Пока отличные, но решающие оценки у нас на экзаменах – что ты ответишь, то тебе и поставят. Ветхий Завет сдаем, церковно – славянский язык. У нас ценитель церковно-славянского языка отец Роман Ледин, нет слов, отлично преподает.
    Маша: Очень интересный батюшка, добрый, и студентов понимает, студенты к нему прибегают за духовной помощью.
    Миша: С ним можно посоветоваться, и в духовном плане батюшка очень разбирается, может разъяснить непонятные места из Священного Писания, просто перевести какое – то слово, человек он по – настоящему знающий. Литургику у нас преподает отец Николай Егоров.
    Объясните для наших читателей, что такое за предмет Литургика?
    Миша:
    Это изучение порядка, системы Богослужения, изучение того, что служится, что читается, Церковного Устава – все, что совершается, служится в храме на Богослужении. Даются схемы разных совершающихся служб. Мы из церковной среды и для нас это не ново, но здесь мы получаем систему знаний по предмету, закрепляем на уроках, все заучивается и выстраивается в логическую цепочку, все Богослужение, вся красота его становится яснее.
    Маша: Что – то, конечно, узнаешь новое в плане уставных Богослужений, например, в Великий пост очень долгие и особенные службы.
    Сложно быть Уставщиком?
    Маша:
    Да, у меня сейчас такое послушание: следить за порядком, чтобы все было правильно, не было ошибок в порядке службы, Уставщик следит за тем, какие стихиры поются, тропари, где, что, в каком месте читается и поется, какие гласы.
    Миша: В училище это неплохо построено, здесь достаточно профессиональный регент Татьяна Сергеевна Зимарская, специалист в своем деле, настоящий регент. И у нас в училище еще есть занятие церковном пением. В этом году мы разучивали гласы, воскресные тропари.
    Что такое глас?
    Миша:
    Глас – это определенная мелодия, на которую накладывается слова: тропарные гласы, стихирные гласы. Восемь гласов – восемь мелодий, и каждый глас в свое время должен быть исполнен именно так. После обеда у нас обычно спевка хора нашего Покровского храма, собираются те, кто может петь. Каждому Господь дал свое, не больше и не меньше, и у кого есть талант в пении, он здесь не зарывается, а используется и развивается. За год для себя я много приобрел в училище именно в пении, много нового понял, узнал, просто замечательно.
    Маша: Отец Наместник (Псково – Печерский монастырь) у нас преподает на 3 курсе Церковное право, предмет серьезный, и экзамен сегодня серьезный был.
    Какую оценку получила, Маша?
    Пять. Отец Наместник первый год в училище, преподает очень ответственно, строго преподает, но к нам достаточно снисходителен, любит нас, а мы – его: он обычно к нам с подарочками приезжает. Отец Александр Савельев преподает Нравственное Богословие и Новый Завет - батюшка замечательный, по своему интересен, был классным руководителем, и у нас была традиция вместе пить чай, разговаривать.
    Существует для вас некое разделение знание предмета преподавателем и его отношение к учащимся?
    Миша:
    Существует. Если батюшка интересен как личность, тогда и к предмету, который он преподает, проявляешь больший интерес. Есть в училище хороший преподаватель Истории Русской Церкви Лариса Георгиевна Гребень, она отдала всю себя нам, когда – то сама это училище окончила, осталась здесь, трудится теперь во Славу Божию.
    Маша: Ей можно посочувствовать – она наставница у наших девочек, у меня тоже есть послушание наставницы, но я лучше бы на все другие послушания ходила, чем два дня наставничать, очень сложно. Когда училась на первом курсе, у нас все было строже, сейчас попроще, отец Ректор очень детей любит и хочет, чтобы нам полегче было.
    Балует вас немного?
    Да.
    А у вас, Миша, какое послушание?
    Хор: в субботу вечером и воскресение утром обязательно петь на Богослужении, на большие праздники, когда все училище собирается. Здесь есть хорошая традиция - совершать каждую среду акафист Божией Матери, мы тоже поем. На пекарне у нас в училище пекут вкусные булочки.
    Девочки?
    Есть свои пекари, и из учащихся назначаются в смену помочь на пекарню, как послушание.
    А сколько родители присылают, Маша?
    Нисколько. У меня сестра работает, в нашей семье семеро детей, с папой, мамой и бабушкой - десять человек получается - нам сложно. Старшая сестра моя инокиня Ольга, а другую сестру отец Ректор благословил работать в больнице, медсестрой, как – то жить надо, и она учится на втором курсе в училище. В училище нас кормят, и здесь безплатное проживание.
    Какой наиболее трудный предмет для тебя?
    Маша:
    Церковное право поначалу, потом стала вникать, понравился Курс лекций протоиерея В. Цыпина, хороший учебник, и отец Наместник расположил к этому предмету, хотя, конечно, это сложный предмет. Но более мне нравится Нравственное Богословие.
    А что это - Нравственное Богословие?
    Маша:
    Мы рассматриваем такие вопросы на уроках, как становление личности, ее проявление в сфере бытия. Для чего Господь создал человека, к чему он должен стремиться. Говорим на Нравственном Богословии о грехе, как помыслы развиваются – все это очень глубоко и интересно. Человек является сотворцом Богу, и Господь не спасет человека, если тот сам этого не захочет. Бог всех любит и до последнего призывает, но если уж человек отказывается… Знаете, говорят, есть такой камень, который Господь не может поднять – это человеческое сердце.
    А Догматическое Богословие?
    Это учение о Боге, Святой Троице, все Догматы. Его преподает очень интересно батюшка отец Виталий Скнар, с ним можно пообщаться и на свободную тему.
    Миша, а тебе какой предмет нравится?
    Церковно – славянский язык. У меня был навык к чтению, знание молитв - я в церкви с детства, но здесь углубленное изучение языка – правила, глаголы, существительные, собственно, учишь новый язык. Это дает понимание Священного текста и правильное объяснение того, что читаешь: совершенно четко определяется, как именно надо понимать то или иное слово.
    Какие у тебя внутренние ощущения от училища?
    Здесь приобретаешь опыт, это не только школа, но и школа жизни. Мне нравится учиться, очень ценно общение с учителями, священниками, и, наверное, это дает хорошую подготовку к поступлению в семинарию.
    Что такое искушения для ученика Духовного училища, Маша?
    Внутренние переживания. Стремишься к чему – то, переживаешь, но Господь смиряет и дает больший опыт в духовной жизни, начинаешь понимать, что просто так, только по своему желанию ничего не достигнешь. И у каждого свой крест – это в первую очередь, но Господь дает его по силам, Он всех любит, и не по силам крест не пошлет: то, что Он дает, значит, так надо, чтобы мы терпели. Господь терпел и нам велел.
    Как ты оцениваешь три года в училище?
    Благодарю Господа, милость Божия, что я здесь. Такого живого общения с батюшками я бы у себя дома не смогла получить, и Богослужения здесь намного выше, чем там, где я живу, все берет за душу. Слава Богу! Если угодно будет Господу, надо будет дальше учиться. Очень помогают батюшки, если какие – то проблемы случаются, отец Андрей Вахрушев спаси его, Господи, духовно он мне очень многое дал. Я стеснялась: все – таки батюшка, преподаватель, но мне он помог, и всегда говорит: «Есть к чему стремиться, Мария». В училище взрослеешь, а в памяти остается только хорошее.
    Вы видите современную светскую молодежь, что о ней можно сказать? Что бы вы ей пожелали?
    Маша:
    Мне приходилось недавно общаться с одним мальчиком- старшеклассником, я старалась с ним поговорить, но это было тяжело, он просто смялся, надеюсь, что все – таки он задумался. Наша молодежь обольстилась всем тем, что идет к нам Запада: одежда, привычки, манера поведения. Молодые распущены, и это просто пугает. Думаю, должна идти проповедь и в школах тоже. Помоги им, Господи. Миша: Я считаю, что корень всего, что происходит с молодыми - в воспитании: 70 лет безбожия не прошли даром, но все будет, как угодно Богу. Я бы пожелал, чтобы Господь вразумил их, чтобы они поняли, где истина.
    Подъем в училище в полвосьмого, в восемь - общая молитва в Никольском храме, в шесть сорок пять утра там совершается ранняя Литургия, на которой певчие – ученики. Потом завтрак, и с 9 часов и до двух – занятия, обед, послушания, по понедельникам и четвергам - спевка хора. Ужин в восемь часов, до десяти - свободное время, затем вечерняя молитва в храме и отбой в одиннадцать часов. В училище есть священники - наставники, которые следят за дисциплиной. Бывают и отчисления из училища нерадивых, видимо, тех, кто не понял, зачем пришли сюда. Наши собеседники, Мария и Михаил, внутренне собранны, тщательно взвешивают сказанное, и не только потому, что есть ученическая боязнь, но и потому, что - православные и знают цену слову. Разговор получился безхитростным: вопрос – ответ, о духовной личной жизни здесь не спросишь, об этом рассказывают своему духовнику, или Богу.

    Сам Владыка Евсевий пристально наблюдает за жизнью училища, которое, создавалось по его благословению. Как говорит проректор училища отец Андрей Вахрушев: «Архипастырь вмещает в себе способность видеть все, что происходит в порученной ему Епархии, он знает жизнь всех храмов и обителей, его око согревает все, что он видит, и око это - любовь человеческая. Духовное училище, - считает отец проректор, - пользуется его огромной любовью. Студенты знают, что все мы находимся под особым покровительством Владыки, весь наш учебный и воспитательный процесс, за который мы отчитываемся перед ним: Владыка председательствует на наших педсоветах.

    Ни один студент не поступает без ведома Архиерея в Духовное училище. Всегда Его Высокопреосвященство приезжает на собеседование, лично тщательно интересуется биографиями учащихся, задает вопросы, которые характеризуют знание церковно – славянского языка, Священного Писания поступающего. Особенно откровенно в этот момент мы видим опыт Архипастыря, тонкое знание души человека - несколько его вопросов открывают иногда то, что мы, вся комиссия, пропустили – открывают человека совершенно по новому.

    Традиционно Владыка приезжает на торжества в училище по случаю приема новых учеников в начале учебного 14 сентября, совершает Богослужения на праздник Покрова Божией Матери – это наш престольный праздник, в течение года Владыка приезжает к нам служить Акафист Покрова Божией Матери, служит Пассию в Великом посту, возглавляет торжества по выпускному дню. Ежегодно приезжает на выпускные экзамены на всех трех курсах: и ныне в один день приехал, посетил все курсы, просмотрев все экзаменационные ведомости, учебные тетради, журналы, методику работы преподавателей, и опросил студентов на всех курсах. Покровительство и любовь Владыки студентам известны, он добр, сам опрашивает очень любвеобильно, и этот год не был исключением. Отеческая любовь Владыки вызывает и ответную детскую любовь: наши ученики и преподаватели неукоснительно на Рождество Христово и Пасху поздравляют Владыку, и никто не уходит в эти дни без архиерейского подарка: Владыка всех милует».

    Духовное училище заимствует традиции семинарии Троице – Сергиевой Лавры, где выпуск происходит после Троицы. 13 июня после праздника Духа Святаго, после праздничной Литургии, которую совершает Архипастырь, в актовом зале будут произноситься поздравления выпускникам и выдаваться дипломы об окончании Духовного училища, а лучшие выпускники будут благодарить своих учителей за любовь и науку.

    Училище духовное мужское (ныне Индустриальный техникум)

    г. Псков, ул. Красноармейская, д. 1

    Историческая справка

    Псковское уездное духовное училище для мальчиков было основано 28 сентября 1809 г. на основании указа Святейшего Синода от 6 марта 1809 г. и открыто при Псковской духовной семинарии . В 1867 г. в связи с реформой духовно-учебных заведений училище отделяется от семинарии, получив собственное управление.

    24 июля 1870 г. духовенство округа покупает для училища обширное домовладение помещика Дерюгина с каменным домом, тремя деревянными флигелями и садом на левом берегу р. Великой.

    Однако теснота помещений и отсутствие общежития требовали дополнительного строительства, средства на которое собирались в виде отчислений: из доходов церквей Псковского училищного округа в течение 10 лет.

    В феврале 1884 г. по настоянию епископа Нафанаила было выделено единовременно 30% наличных денег каждой церкви. Началось проектирование здания общежития. Три проекта один за другим были отвергнуты епархиальным начальством.

    Четвертый заказали новому городскому архитектору А.М. Векшинскому, который представил комплексный проект учебных помещений и общежития с условием сноса всех старых строений.

    Проект был одобрен следующим епископом Гермогеном. А.Н. Векшинский, отъезжавший за границу, пригласил работать в Псков товарища по Академии художеств Ф.П. Нестурха , с которым они дорабатывали проект и присутствовали на закладке фундаментов 23 июня 1888 г. Нестурх, заменивший Векшинского на посту городского архитектора,
    вел наблюдение за строительством и вносил уточнения в проект.

    Строительство продолжалось пять лет. Нестурх разработал план очередности строительства, позволявший не прерывать занятий в училище.

    В апреле 1890 г. северо-восточное крыло было готово для занятий, снесен старый каменный дом, на месте которого к осени 1891 г. возвели административно-учебный корпус. Корпус общежития окончен строительством к 15 сентября 1892 г.

    Затраты на строительство - более 83 тыс.руб., превысили собранные средства, и еще три года здание стояло без наружной отделки. В годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, в здании размещалась совпартшкола.

    После оккупации Пскова здание оставалось без перекрытий. Восстановлено в 1946 г. силами учащихся и преподавателей строительного техникума, который в 1958 г. реорганизован в техникум индустриальный, осуществивший дальнейшую застройку участка.

    Основные архитектурные особенности

    Расположено на левом берегу р. Великой на углу Ольгинской набережной и ул. Красноармейской . Здание двухэтажное с подвалом, прямоугольное в плане с ризалитами и внутренним двором. Стены выложены из кирпича и оштукатурены.

    Училище духовное мужское. 1888-1895 г.г. Генплан. г. Псков, Красноармейская ул., 1

    Объем изначально разделен на три корпуса, возводившиеся последовательно. Конструктивные швы визуально определяются перепадами высот кровли и выходами на нее брандмауэров, что, однако, не нарушает цельности восприятия композиционно-пространственной структуры.

    В архитектуре прослеживается влияние эклектики с преобладанием элементов классицизма.

    Училище духовное мужское. 1888-1895 г.г. Общий вид с востока. Фото 1991 г. г. Псков, Красноармейская ул., 1

    В композиционном выделении зон парадных и для повседневной жизни с различным уровнем требований к отделке выразился декораторский подход к формированию системы декора экстерьера и интерьера, характерный для ретроспективизма.

    На парадных фасадах, выходящих на улицы, и в холле 2-го этажа применен насыщенный стилизованный декор классицизма, дворовые фасады и интерьеры рабочих помещений решены минимальными средствами.

    Наиболее пышно и торжественно решен восточный фасад, обращенный к реке. Композиция
    симметрично-осевая трехчастная с двумя крупными фланкирующими ризалитами.

    Ось выявлена неглубоким ризалитом с полуциркульным проёмом парадного входа, на втором этаже парными полуколоннами, в уровне перекрытия - ступенчатым аттиком.

    Училище духовное мужское. 1888-1895 г.г. Восточный фасад. Центральная часть. Фото 1991 г. г. Псков, Красноармейская ул., 1

    Центральная часть на уровне 2-го этажа украшена полуциркульными окнами с полуколоннами в простенках. Стена первого этажа обработана в крупный руст. Композиция декора ризалитов также симметрично-осевая, завершена небольшим фронтоном на фоне аттика, углы закреплены раскрепованными пилястрами.

    Композиция южного фасада, обращенного к ул. Красноармейской , в целом асимметрична, трехчастная с фланкирующими ризалитами, выступающими незначительно и декорированными различно. Правый ризалит, в основном, повторяет композицию декора ризалита главного фасада.

    Крайние оконные проемы обоих этажей здесь были заменены ложными (при восстановлении здания в 1946 г. и на этом фасаде сделаны окна). На левом ризалите равномерно расположены оконные проемы с рустом в качестве обращения, акцентированные прямыми сандриками. Левый угол ризалита имеет скругление с раскреповкой по всей высоте.

    В средней части оконные проемы в рамочном обрамлении равномерно расположены между лопатками, крупно рустованными на 1-м этаже и гладкими на 2-м. Композиция завершена сложнопрофильным карнизом.

    Композиция западного фасада симметрично-осевая с двумя фланкирующими ризалитами, углы которых обработаны скруглением с раскреповкой.

    Применены обрамления окон в руст, сандрики, профилированная тяга. Фиксирующая уровень междуэтажного перекрытия и венчающий карниз, подобные примененным на левом ризалите южного фасада.

    Училище духовное мужское. 1888-1895 г.г. Западный фасад. Фото 1991 г. г.Псков, Красноармейская ул., 1

    К правом ризалиту пристроен переход (1950-е г.г.). В центре - арка проезда во внутренний дворик. Стена северного фасада не уравновешена композиционно, примыкание разновысоких: корпусов случайно, оконные проемы лишены обрамления, Применены лишь тяга и карниз. Также решены фасады внутреннего дворика.

    На стенах всех фасадов устроены вентиляционные отверстия с металлическими решетками и козырьками. Система не действует, В основу планировочного решения положена коридорная система.

    Коридор, огибающий внутренний двор, проходит через все три корпуса, соединяя лестничные клетки, обеспечивает все необходимые пространственные связи функциональных зон: северо-западная часть - 2-х этажная, предназначалась для занятий и была возведена в первую очередь.

    Восточная двухэтажная с подвалом, для админитсрации и учебных помещний построена во вторую очередь. Юго-западная двухэтажная часть здания проектировалась под общежитие интерната и завершила строительство.

    Функциональные требования определяли разбивку и размеры помещений. В декоративном оформлении интерьеров выделена входная группа - тамбур парадного входа, вестибюль и центральные лестничные холлы 1-го и 2-го этажей, но только в холее 2-го этажа стены украшены рельефом в виде аркады, плафон и роспись выполнены после восстановления кровли.

    В тамбуре и вестибюле сохранились полы из керамической плитки с орнаментом. Фундаменты ленточные бутовые, несущие стены из кирпича, оштукатурены, перекрытия и конструкции кровли деревянные. Габариты здания в плане - 43 х 53 м.


    Колледж псковского Государственного университета (бывшее мужское духовное училище)

    Общие сведения

    Одно из немногих сохранившихся в Пскове общественных зданий конца XIX века в формах эклектики с пышным декором. Играет значительную роль в панораме застройки набережной реки Великой.



    Город Псков с древних времен нес на себе две великие миссии: миссию воина-защитника, благодаря своему географическому положению, и миссию носителя и хранителя веры православной. Именно поэтому здесь так много прекрасных храмов, а центром города является величественный собор в честь Святой Троицы. Несмотря на все повороты истории, порой очень тяжелые и жестокие, город Псков не перестает исполнять свое миссионерское служение. В наши дни это доказал подвиг погибших в Чечне десантников Псковской дивизии. Миссию же охранения и распространения православной веры скромно несет Псковское Духовное училище под небесным покровительством Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца и под чутким руководством и отеческой опекой правящего митрополита Псковского и Великолукского Евсевия. Оно является центром воспитания молодежи в духе Евангельских истин.

    Недалеко от центра города, на территории двух храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая протекает жизнь этого духовного заведения. Летом - это райский уголок, утопающий среди цветов и аромата распускающихся деревьев, а зимой - это дивная сказка, в тишине которой рождается Божественный Младенец. Это то место, где молодые люди, пожелавшие посвятить свою жизнь служению Богу и Матери Церкви, укрепляются в вере, получают крепкую духовную закалку и обретают стойкость перед соблазнами мира сего. Ежедневные занятия (программа ориентирована на Московскую Духовную семинарию), постоянное общение со священством, участие в богослужениях и таинствах Церкви, несение послушаний, - все это формирует сильные личности, способные вести людей по трудному и тернистому пути веры.

    Псковское Духовное училище было открыто в 1994 г. В 1997 г. состоялся первый выпуск. В этом году училище готовится отметить свой пятнадцатилетний юбилей. В первые годы существования училища одной из главных задач являлось внутреннее обустройство. За это время были произведены строительные работы в храме Покрова Божией Матери (памятник архитектуры ХVI века), промыты и закреплены настенные росписи XIX века. Внешний вид храма был также обновлен произведенными штукатурно-побелочными работами. Никольский храм (архитектурный памятник XVII века) силами учащихся был очищен от мусора, которым он был завален до самого купола в годы воинствующего атеизма. В нем также были произведены реставрационные работы. В правом пределе Никольского храма был устроен актовый зал, а в левом расположена библиотека. Фонд библиотеки составляет более 7000 экземпляров книг и учебных пособий. Существенно увеличился библиотечный фонд благодаря пожертвованию архиепископа Иоанна Рокландского (около 2000 книг). В течение трех лет шла работа над библиотечным фондом: была полностью зашифрована вся библиотека и составлено два каталога.

    К престольному празднику 1995 г. над входом в храм Покрова Божией Матери в древней нише была написана фреска с изображением Богоматери, ставшая символом Духовного училища и знамением Небесного покровительства над ним. В 1995 / 96 учебном году от Администрации области в дар был передан набор колоколов. Но, к сожалению, до сих пор храмы лишены иконостасов. В 1995 г. при содействии Администрации Псковской области Духовному училищу были переданы значительные хозяйственные постройки: складские помещения, котельная, гаражи, а также одноэтажный административный корпус, занимаемый раннее АО "Электросвязь".

    За время существования училища были произведены работы по благоустройству территории: были разбиты клумбы и фруктовый сад. Оборудованы столярная мастерская, просфорная, свечной цех, прачечная и баня. В 2002 году была открыта пекарня, где учащиеся выпекают свой хлеб, а к празднику Пасхи и куличи, радуя своим трудом жителей и гостей Пскова. Духовное училище не замыкается на самом себе. Студенты тянутся к общению с мирянами и ждут всегда гостей к себе. При училище действует Воскресная школа. Ее преподавателями являются выпускницы и воспитанницы Духовного училища. За последние годы сложилась традиция встреч со школьниками, студентами, идет активное сотрудничество с преподавателями школ и высших учебных заведений. С большим удовольствием учащиеся училища посещают детские дома и дома престарелых. Училище проводит миссионерскую работу и в Псковском следственном изоляторе, следуя заповеди Христа.

    Жизнь в Духовном училище, конечно, отличается от жизни ВУЗов, техникумов и других светских учебных заведений. Сюда принимаются лица православного вероисповедания, юноши и девушки от 18 до 35 лет, имеющие полное среднее образование и проживающие в Пскове и Псковской области, а также в других регионах России и ближнего зарубежья. Училище предоставляет бесплатное обучение, проживание и трехразовое питание. Каждый день в училище начинается и заканчивается общей молитвой. Ежедневно проходят занятия по специальным богословским дисциплинам: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, Катехизис, Церковно-славянский язык, Церковный Устав, Основное, Догматическое и Сравнительное богословия, История Русской Православной Церкви и мн. др. Помимо изучаемых дисциплин, каждые полгода студенты пишут семестровые сочинения на предложенные темы. Целью их написания является приобретение учащимися навыка работы с первоисточниками и литературой, развитие творческого подхода к различным церковным проблемам. Преподаватели Духовного училища - в основном священнослужители, которые получили образование в Семинарии или Академии. Выпускники Духовного училища поступают в высшие учебные заведения Московского Патриархата. Некоторые поступают сразу на второй и третий курс. Учащиеся училища выполняют также разные хозяйственные послушания в храме, на просфорне, на кухне, на пекарне, на овощном складе, в прачечной, в гараже, обеспечивая тем самым жизнедеятельность училища.

    Жизнь студентов нераздельно связана с храмовым богослужением, которое совершается в наших храмах ежедневно - утром и вечером. Учащиеся несут во время богослужений пономарское и певческое послушания, приобретая таким образом на практике необходимые навыки для дальнейшей церковно-приходской жизни. Мастерство церковного пения оттачивается на спевках богослужебного хора. Хору училища часто предоставляется честь участвовать в архиерейских богослужениях и посещать приходы Псковской епархии. Хор готовит концертные программы к престольному празднику Покрова Божией Матери, к празднику Рождества Христова, к Святой Пасхе, которые всегда проходят в торжественной обстановке. Жизнь в училище протекает по церковному календарю. Светские праздники здесь не отмечаются, зато торжественно празднуются большие церковные праздники, дни которых для студентов являются неучебными.

    С 2003 года училище окормляет храм в честь святой мученицы Варвары.

    Духовной школе в г. Пскове уже более 200 лет
    Пятнадцатый выпуск учащихся в Псковском Духовном Училище
    Сотрудничество Епархии и Областного Управления образования
    Обращение епископа Зарайского Меркурия к участникам Круглого стола 18 мая 2010 г.
    XII православные образовательные Корнилиевские чтения "Основы православной культуры в современной школе".