Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Небесный Василий (о Василии Каменском). Краткая биография каменского

    Небесный Василий (о Василии Каменском). Краткая биография каменского

    Василий Васильевич Каменский (17 (29) апреля 1884 , на пароходе на реке Каме между Пермью и Сарапулом , — 11 ноября1961, Москва) — русскийпоэт- футурист, один из первых русских авиаторов.

    Родился в апреле 1884 г. Местом рождения будущего поэта считается поселок Боровское на границе нынешних Пермской и Свердловской областей. Но на самом деле Каменский появился н свет в каюте одного из ходивших по Каме пароходов, капитаном которого был его дед, Гавриил Серебренников.
    Василий почти не помнил своих родителей, умерших когда ему еще не было и пяти лет. Воспитывался мальчик у сестры матери. Он посещал приходскую школу, а затем городское двухклассное училище.
    В одиннадцать лет Каменский начал писать стихи.
    По семейным обстоятельствам Василию пришлось оставить учебу. Он устроился на работу в бухгалтерию Пермской железной дороги. В 1902 г. на гастроли в Пермь приехала театральная группа В. Никулина. Каменский, очарованный театром, решил попробовать себя в качестве актера. Несмотря на все уговоры родных и друзей, он бросил службу и поступил в труппу, взяв псевдоним «Васильковский».
    Актерский путь привел Каменского в Николаев, в труппу В. Мейерхольда. Однажды Василий, сочтя, что поэтический монолог в одной из его ролей никуда не годится, написал стихи, которые прочитал на репетиции. После этого Мейерхольд посоветовал ему бросить театр и посвятить себя литературе. Последовав его совету, Каменский уехал на родину.
    Он снова устроился работать на железную дорогу. Каменский сблизился с марксистами и в 1905 г., когда началась забастовка железнодорожников, был избран в стачечный комитет, а затем в декабре этого же года отправлен в тюрьму неподалеку от Нижней Туры.
    Выйдя на свободу в мае 1906 г., Василий снова пустился в странствие: из Перми — в Севастополь, оттуда — в Персию, а затем в Петербург. Оказавшись в столице, он экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил на высшие сельскохозяйственные курсы. На курсах Василий начал заниматься живописью и уже через несколько лет принимал участие в выставках. В 1909 г., например, на выставке «Импрессионисты» была представлена его картина «Березы», написанная в технике пуантилизма. Тем не менее профессиональным художником Каменский не стал.
    В литературные круги Каменский вошел благодаря известному журналисту Н. Шибуеву, который в 1908 г. задумал создать литературный альманах «Весна», где публиковались бы произведения начинающих авторов. Осенью 1908 г. Каменский стал соредактором журнала «Весна», в котором печатались Л. Рейснер, Н. Асеев, Игорь Северянин, А. Аверченко и многие другие. Работая в журнале, молодой поэт познакомился со многими маститыми литераторами — А. Блоком, А. Ремизовым, Ф. Сологубом, А. Куприным. Велимир Хлебников своей первой публикацией был обязан Каменскому.
    В марте 1910 г. был издан поэтический сборник «Садок судей», где наряду с произведениями Давида и Николая Бурлюков, Елены Гуро и Велимира Хлебникова были опубликованы стихи Каменского, написанные летом 1909 г.
    В 1911 г. Каменский решил, что должен стать летчиком. Подружившись с известным авиатором Владимиром Лебедевым, Василий с его помощью приобрел аэроплан «блерио». А пока самолет доставляли в Россию, поэт побывал в Берлине, Вене, Париже и Риме. Сдав в Варшаве экзамен на звание пилота, он совершал в различных городах показательные полеты. 29 мая 1912 г. в польском городе Ченстохове на глазах у многочисленных зрителей самолет упал в болото. Газеты сообщили о гибели талантливого поэта и бесстрашного летчика. Но Каменский выжил, хотя и получил многочисленные тяжелые травмы. Но аэроплан восстановлению не подлежал. Василий снова, в который уже раз, сменил род деятельности: приобрел под Пермью участок земли и основал хутор Каменку, попробовав себя в качестве архитектора и строителя. Кроме того, он сконструировал аэроход — род глиссера, способный передвигаться по воде и по снегу. Летом 1913 г. строительство в Каменке было завершено, а осенью поэт отправился в Москву, где состоялось его знакомство с Маяковским, следствием которого явилось турне футуристов по России. В нем приняли участие Каменский, Маяковский, Хлебников и братья Бурлюки.
    В 1914 г. он стал редактором «Первого журнала русских футуристов», который издавал Давид Бурлюк; тогда же вышел поэтический сборник Каменского «Танго с коровами», в следующем году — поэма «Стенька Разин» (которую в 1919 г. поэт переработал в пьесу, а в 1928-м — в роман «Степан Разин»), в 1916-м — сборник «Девушки босиком».
    Революцию Каменский принял восторженно, надеясь, что новый общественный строй откроет перед футуристами неограниченный простор для творческого самовыражения. В 1917 г. он написал свой знаменитый «Декрет о заборной литературе...», который в первые дни советской власти был расклеен на заборах по всей Москве.
    После революции у Каменского пропало желание эпатировать читателя, его стихи стали простыми и искренними.
    Каменский искренне верил, что живет в самой счастливой и передовой стране. Ему не пришлось наступать на горло собственной песне. Он завоевал себе видное место на советском Парнасе (в 1933, когда отмечался двадцатипятилетний юбилей творческой деятельности поэта, один из камских пароходов был назван его именем). Поэмы «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934), «Встречи с миром» (1934), роман «Пушкин и Дантес» (1922), роман в стихах «Могущество», посвященный советским летчикам (1938), и другие произведения Каменский писал совершенно искренне. Он преклонялся перед Пушкиным, восхищался отважными летчиками, был предан революции и советской стране, и дух русского бунта был близок его свободолюбивой натуре.
    В 1918 г. вышел поэтический сборник Каменского «Звучаль веснянки». Тогда же Василий попробовал себя в качестве киноактера, снявшись в фильме «Не для денег родившийся».
    Его кипучая натура находила выход в активной общественной деятельности: в 1918 г. он был избран в Московский совет рабочих и солдатских депутатов; выступил организатором Союза поэтов, просуществовавшего до 1929 г., и стал его первым председателем. В 1919 г. он стал работать в Высшей военной инспекции и в качестве культурного работника отправился на Южный фронт. Там он попал в плен к белогвардейцам и до взятия Крыма Красной Армией сидел в ялтинской тюрьме. Затем уехал на Кавказ, в Тифлис, где, вспомнив былое, поступил на работу бухгалтером, но вскоре вернулся в Россию. С 1924 г. пермской газете «Звезда» было напечатано множество его очерков и рассказов, посвященных уральской деревне. В 1931 г. были изданы мемуары Каменского «Путь энтузиаста». В 1934 г. поэт возглавлял Центральный театр воднотранспортников и вынашивал идею создания «плавучего» театра. Тогда же он передал Каменку со всем имуществом в собственность колхоза, а сам перебрался в пустовавший дом в селе Троице. В 1940 г. вышла его книга «Жизнь с Маяковским». В начале 40-х поэт начал работу над поэмой «Ермак Тимофеевич», которую закончил в 1947-м.
    Он не старел душой, но годы брали свое. В 1944 г. в тбилисской больнице ему ампутировали ногу, через год — вторую. Речь, произнесенная 14 апреля 1948 г. в Москве на вечере, посвященном памяти Маяковского, была последним публичным выступлением поэта: спустя пять дней Василия Васильевича сразил инсульт, лишивший его речи и способности двигаться. В начале 1950-х гг. он с женой и старшим сыном переехал на Юг, а в 1956 г. Каменские вернулись в Москву: поэт не хотел сдаваться; мысль о превращении в инвалида, доживающего свой век, была для него невыносима. Каменский несколько оправился от удара: у него действовали руки, он мог сидеть — значит, жизнь продолжалась. Супруга поэта, Валентина Николаевна, и трое его сыновей, Василий, Алексей и Глеб, делали все, чтобы он не чувствовал себя оторванным от жизни.
    11 ноября 1961 г. Василий Каменский скончался. Урна с его прахом покоится на Новодевичьем кладбище. Дом Каменского в Троице передан Троицкой сельской библиотеке, в нем создан музей поэта.

    Произведения

    • Землянка (1910, повесть)
    • Танго с коровами (1914, сборник стихов)
    • Девушки босиком (1916, сборник стихов)
    • Стенька Разин (М.,1916, роман) — в 1918 издан под названием «Степан Разин»
    • Звучаль веснянки, М., "Китоврас" 1918 (стихи)
    • Сердце народное — Стенька Разин, 1918
    • Его-моя биография Великого Футуриста. М., 1918
    • Стенька Разин. Пьеса. М., 1919; Харьков, 1923
    • Семья Грибушиных. Сценарий к фильму, 1923
    • 27 приключений Харта Джойса. Роман, 1924
    • Путь энтузиаста. М., 1931
    • Емельян Пугачёв. Поэма, 1931. Поставлена как опера в Мариинском театре.
    • Иван Болотников. Поэма, 1934
    • Уральские поэмы (1934, сборник)
    • Три поэмы, 1935
    • Родина счастья, 1937
    • Могущество, роман в стихах, 1938. Посвящен Валерию Павловичу Чкалову
    • Жизнь с Маяковским. Воспоминания, М., 1940

    Издания

    • Каменский В. В. Звучаль веснянки (стихи). — М.-Пг.: Китоврас, 1918. — 160 с.
    • Каменский В. В. Сарынь на кичку. Стихи избранные. — Федерация, 1932. — 112 с.
    • Каменский В. В. Избранные стихи. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1934. — 248 с. (Библиотека современных поэтов)
    • Каменский В. В. Избранное, 1958.
    • Каменский В. В. Лето на Каменке: Избранная проза. — Пермь, 1961.
    • Каменский В. В. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. Н. Л. Степанова. — М., Л.: Сов. писатель, 1966. — 499 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
    • Каменский В. В. Стихи / Художник Вагин В. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1967. — 252 с.
    • Каменский В. В. Стихи. — М.: Художественная литература, 1977. — 270 с. (Б-ка соврем. поэзии)
    • Каменский В. В. Стихи. Поэмы. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1981. — 252 с.
    • Каменский В. В. Жить чудесно! Уральские стихи / пер. с балкарского. — Пермь: Пермское книжное изд-во, 1984. — 124 с.

    Каменский Василий Васильевич (05(18).04.1884, с. Боровское Пермской губ., ныне Нижнетуринский р-н Свердл. обл. – 11.11.1961, Москва) – поэт, драматург, беллетрист, один из первых профессиональных российских летчиков. Член Союза советских писателей (1934). Кавалер ордена «Знак Почёта» (1939), ордена Трудового Красного Знамени (1944). Родился в семье смотрителя Теплогорских золотых приисков графов Шуваловых, воспитывался в г. Перми в семье родственника Г. С. Трущева – служащего пароходства Любимовых. Окончил Пермское городское училище, Санкт-Петербургские высшие сельскохозяйственные курсы (1911), Варшавскую школу пилотов «Авиата» (диплом № 67). Прожил чрезвычайно яркую и насыщенную событиями жизнь. В молодости был служащим на железной дороге, актёром, участвовал в революционных забастовках 1905 г. в Нижнем Тагиле. В течение всей жизни много путешествовал (в т.ч. по Ближнему Востоку и Европе), летом жил в имении Каменка (1911-1931) и усадьбе в с. Троица Пермского р-на (1932-1951). Последние годы жизни из-за тяжелой болезни провёл в Москве.
    В ранней творческой деятельности – поэт-футурист, художник-авангардист, активный участник литературно-художественной жизни Москвы и Петербурга 1910-х гг., один из организаторов группы кубофутуристов «Гилея», участник объединений «Ноль-десять» и «ЛЕФ». Произведения 1900-1910-х гг. (книги «Землянка», «Его-моя биография Великого Футуриста», «Девушки босиком», «Звучаль веснеянки», стихи в коллективных сборниках «Садок судей», «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Взял. Барабан футуристов», «Весеннее контрагентство муз», «Четыре птицы») проникнуты антиурбанистическими настроениями, импрессионистической непосредственностью, авангардистскими экспериментами. В 1910-1912-х гг. профессионально занимался авиацией, выступал с показательными полетами в Перми, городах Польши (Варшава, Ченстохов). Одним из лучших образцов русской визуальной поэзии признаётся книга Каменского «Танго с коровами» (1914), сборник т.н. «железобетонных поэм» – фигурных стихов и вербально-графических композиций. Широкую известность у современников поэту принёс роман «Стенька Разин» (1916; одноименные поэмы 1918, 1929 гг. и пьесы 1919, 1923 и 1925 гг.), народоосвободительной пафос и стихия низовой речи которого оказались созвучны революционному настрою эпохи. В 1920-е гг. писал киносценарии («Семья Грибушиных», «Кино-Москва», реж. А. Разумный, 1923; «Трагедия Евлампия Чиркина», киноконтора «Красная звезда», реж. М. Вернер, 1925; «Митрошка – солдат революции», ВУФКУ, реж. М. Терещенко, 1929) и пьесы («Здесь славят разум», 1921; «Козий загон», 1926; «Селькор», 1927; «На посту», 1927). Послереволюционные произведения (поэмы «Родина счастья», «Юность советская», «Камстрой», «Урал», роман «Могущество») следовали основным тенденциям развития соцреализма, сохраняя при этом пантеистическую тональность и импрессионистичность. Мемуарные книги Каменского («Его-моя биография», «Путь энтузиаста», «Юность Маяковского», «Жизнь с Маяковским») до настоящего времени остаются важным историко-литературным источником.
    Материалы архива поэта находятся в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственном литературном музее, Государственном музее В. В. Маяковского, Пермском краеведческом музее, Государственном архиве Пермского края. Дом В. В. Каменского в с. Троица с 1991 г. является мемориальным домом-музеем поэта (филиал Пермского краеведческого музея). Именем поэта названы улицы в микрорайоне Парковый г. Перми и в с. Троица Пермского района. В этнографическом парке истории реки Чусовой в г. Чусовой поэту посвящен тематический комплекс.

    Соч.: Землянка. СПб, 1911. 172 с.; Танго с коровами. М., 1914. 34 с.; Стенька Разин. М., 1916. 194 с.; Девушки босиком. Тифлис, 1917. 144 с.; Книга о Евреинове. Птг., 1917. 103 с.; Его-моя биография великого футуриста. М., 1918. 228 с.; Звучаль веснеянки. М., 1918. 160 с.; 27 приключений Хорта Джойса. М. ;Птг., 1924. 126 с.; И это есть: Автобиография. По-эмы. Стихи. Тифлис, 1927. 64 с.; Лето на Каменке: Записки охотника. Тифлис, 1929. 192 с.; Емельян Пугачев. М., 1931. 198 с.; Путь энтузиаста. М., 1931. 272 с.; Юность Маяковского. Тифлис, 1931. 84 с.; Иван Болотников. М., 1934. 157 с.; Родина счастья. М., 1937. 96 с.; Мо-гущество. М., 1939. 268 с.; Жизнь с Маяковским. М., 1940. 212 с.; Отечественная война. Пар-тизаны. Пермь, 1941. 64 с.

    Лит.: Абашев В. В. Пермь как текст: Пермь в русской культуре и литературе ХХ в. Пермь: ПГУ, 2000. 404 с.; Антипина З. С. Литературная репутация и творчество В. В. Каменского в историко-культурном контексте 1920-1930-х годов: дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. Пермь, 2012. 163 с.; В. В. Каменский в культурном пространстве ХХ века: материалы науч.-практ. конф. / [ред. В. В. Абашев]. Пермь: Перм. обл. краевед. музей, 2006. 212 с.: ил.; Гинц С. М. Василий Каменский. Пермь: Кн. изд-во, 1984. 221 с.; 32 л. ил.; Ежиков И. Г. Неизвестный Каменский: По страницам дневников и писем поэта Василия Каменского. Пермь, 2009. 130 с.; Молок Ю. Типографские опыты поэта-футуриста // Каменский В. Танго с коровами: Железобетонные поэмы. Факс. изд. М., 1991. 36 с.


    Рано потеряв родителей, Василий Каменский воспитывался в семье тети, муж которой был управляющим буксирным пароходством в Перми. Детские годы прошли "среди пароходов, барж, плотов... крючников, матросов, капитанов". В 1900 Каменский оставляет школу, вынужденный зарабатывать себе на жизнь, работает конторщиком в бухгалтерии железной дороги.

    С 1904 Василий Каменский начал писать, публикуя заметки в газете "Пермский край". Знакомится с местными марксистами, оказавшими влияние на формирование его политических взглядов. В эти годы увлекается театром, становится актером, разъезжая с труппой по России. Вернувшись на Урал, Каменский вел активную подпольную работу среди рабочих железнодорожных мастерских, был председателем стачечного комитета, за что попадает в тюрьму. Освободившись, совершает поездку в Стамбул, затем в Тегеран; впечатления от этих городов позже найдут свое отражение в его творчестве.

    В 1907 Каменский поселяется в Петербурге, начинает активно публиковать свои стихи, приобретая известность в литературных кругах. Одновременно занимается живописью, создавая импрессионистские пейзажи и экспонируя их на выставках. Знакомится с В.Хлебниковым, Д. и В.Бурлюками, М.Матюшиным и другими поэтами, вместе с которыми в 1910 издает "Садок судей" - сборник группы "Кубофутуристы". Публикует лирическую повесть "Землянка".

    В 1911 увлекается авиацией, становится профессиональным авиатором, совершает платные полеты в различных городах России. После аварии и лечения вновь появляется в Петербурге, откуда вместе с Маяковским и Д.Бурлюком выезжает в разные города России с лекциями.

    В годы первой мировой войны сотрудничает с различными изданиями, выступает в разных сборниках, расширяет круг литературных и художественных знакомств (Ремизов, Репин, Куприн, Горький и др.). Главная работа этого периода - роман "Стенька Разин" (1916), переработанный в 1927 в поэму.

    Октябрьскую революцию Каменский встретил восторженно. В 1920-е написаны: книга "Лето на Каменке", повесть "27 приключений Хорта Джойса" и др. В 1930-е - поэмы "Емельян Пугачев", "Иван Болотников". Мемуарные книги - "Путь энтузиаста", "Жизнь с Маяковским".

    В 1914 году Василий Каменский вместе с Д. Д. Бурлюком и В. В. Маяковским посетил Пензу, побывал в художественном училище, в салоне Цеге. В 1916 жил в с. Кичкилейка, написал здесь несколько стихотворений, работал над поэмой «Степан Разин», вместе с инженером А. Яковлевым и К. Цеге занимался здесь усовершенствованием своего аэроплана и проектированием аэросаней. В 1926 приезжал в Пензу на литературные встречи, представление своей пьесы «Пушкин и Дантес». Дочь композитора А. В. Касторского, Августа Алексеевна, жившая в Пензе, стала женой В. В. Каменского.

    Биография

    Василий Васильевич Каменский

    В одной из автобиографий В. В. Каменского написано, что он родился в каюте камского парохода, капитаном которого был его дед по материнской линии. В другом варианте этот факт несколько уточняется: «Родился в селе Усть-Боровское (ныне северная часть г. Соликамска) на Среднем Урале. Дед ходил по Каме на пароходах капитаном».

    Рано оставшись сиротой, В. В. Каменский воспитывался в семье тёти в г. Перми. Всё детство его прошло на Каме. Но муж у тёти умер, и юному Каменскому пришлось идти на службу в бухгалтерию Пермской железной дороги. В 1901 году в газете «Пермский край» появилась первая его публикация - статья о народной столовой. Энергия била в нём ключом, требовала выхода. В 1902 году он поступает в театральную группу, едет с ней в Москву, затем Тамбов, Севастополь … Турцию. В это время он знакомится с режиссёром В. Э. Мейерхольдом. Но вскоре В. В. Каменский оставляет сцену и возвращается на Урал, поступает работать на Нижнетагильский завод, но за участие в забастовке (1905 г.) его арестовывают и через несколько месяцев выпускают под надзор полиции. И В. В. Каменский уезжает, вначале в Пермь, затем в Севастополь, Персию. Вернувшись в Россию, он на время останавливается в Петербурге. Здесь поступает на Высшие сельскохозяйственные курсы. В эти годы он попадает в профессиональную литературную среду. Много пишет, печатается.

    В 1910 году к нему приходит увлечение авиацией. Каменский едет в Париж учиться лётному делу, затем в Лондон, в города Италии и возвращение в Петербург. Показательные полёты на собственном аэроплане. Первое падение. Совершает в 1911 г. полёты в Перми, Нижней Курье. В 1912 году, в Варшаве, один из полётов заканчивается катастрофически, аэроплан разбился, пилот получил серьёзные травмы. Летать после этого Каменский перестал, но, живя после этого в Перми, он изобретает и испытывает на Каме аэроход.

    В 1913 году он сближается с поэтами-футуристами (В. Маяковским, Д. Бурлюком и др.). Ездит с ними по стране, много пишет. 1913-1917 гг. - в творческом плане для поэта это время очень плодотворный период.

    Октябрьскую революцию В. В. Каменский встречает восторженно, вступает в Красную Армию. Каменский стал одним из организаторов Союза поэтов. В 20-е годы он пишет свои наиболее значимые произведения, в том числе и прозу: «27 приключений Хорста Джойс», «Путь энтузиаста», «Лето на Каменке», поэму «Емельян Пугачёв», сборники стихов «Его-моя биография великого футуриста», значительно дорабатывает и переиздаёт поэму «Степан Разин».

    Но начиная со второй половины 30-х гг. В. В. Каменский уже не создал ни одного нового значительного произведения. Пришла болезнь, а затем вынужденная неподвижность. Умер В. В. Каменский в Москве. На его могиле установлен памятник с надписью «Василий Каменский. Поэт. Авиатор».

    Василий Васильевич Каменский (1884-1961) появился на свет в селе Усть-Боровское. Рано осиротел и воспитывался теткой из Перми. Служил бухгалтером Пермской железной дороги. Первым произведением Каменского была статья, посвященная народной столовой, напечатанная в газете «Пермский край».

    В 1902 году он поступил в театральную группу и путешествует с ней сначала городами Родины, а потом и в Турцию подались. Оставив сцену, Каменский едет на Урал, где работает на заводе в г. Нижний Тагил. Как участник забастовки 1905 года, арестован, потом отпущен. Побывав в Персии и вернувшись в Россию, остановился в Петербурге и поступил на Высшие сельскохозяйственные курсы. Попав в профессиональную литературную среду, много пишет и активно печатается.

    С 1910 года увлекся авиацией. Летному мастерству учится в Париже, Лондоне и городах Италии. Вернувшись в Петербург, летает на своем аэроплане, переживает первое падение, а потом и вторую катастрофу с серьезными травмами. Каменский больше не летает, но испытывает в Перми аэроход.

    Сблизившись с поэтами–футуристами в 1913 году, Каменский колесит с ними по стране и много пишет. Именно этот период в его творчестве считается самым плодотворным. Встретив с восторгом революцию, Каменский вступил в ряды Красной армии, затем стает организатором Союза поэтов.

    Тридцатые годы уже не дали такого результата, поскольку писатель заболел и стал неподвижен. Смерть настигла его в Москве в 1961 году. На могильном надгробии надпись: «Василий Каменский. Поэт. Авиатор».

    Родился в апреле 1884 г. Местом рождения будущего поэта считается поселок Боровское на границе нынешних Пермской и Свердловской областей. Но на самом деле Каменский появился на свет в каюте одного из ходивших по Каме пароходов, капитаном которого был его дед, Гавриил Серебренников.

    Василий почти не помнил своих родителей, умерших когда ему еще не было и пяти лет. Воспитывался мальчик у сестры матери. Он посещал приходскую школу, а затем городское двухклассное училище.

    В одиннадцать лет Каменский начал писать стихи.

    По семейным обстоятельствам Василию пришлось оставить учебу. Он устроился на работу в бухгалтерию Пермской железной дороги. В 1902 г. на гастроли в Пермь приехала театральная группа В. Никулина. Каменский, очарованный театром, решил попробовать себя в качестве актера. Несмотря на все уговоры родных и друзей, он бросил службу и поступил в труппу, взяв псевдоним «Васильковский».

    Актерский путь привел Каменского в Николаев, в труппу В. Мейерхольда. Однажды Василий, сочтя, что поэтический монолог в одной из его ролей никуда не годится, написал стихи, которые прочитал на репетиции. После этого Мейерхольд посоветовал ему бросить театр и посвятить себя литературе. Последовав его совету, Каменский уехал на родину.

    Он снова устроился работать на железную дорогу. Каменский сблизился с марксистами и в 1905 г., когда началась забастовка железнодорожников, был избран в стачечный комитет, а затем в декабре этого же года отправлен в тюрьму неподалеку от Нижней Туры.

    Выйдя на свободу в мае 1906 г., Василий снова пустился в странствие: из Перми - в Севастополь, оттуда - в Персию, а затем в Петербург. Оказавшись в столице, он экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил на высшие сельскохозяйственные курсы. На курсах Василий начал заниматься живописью и уже через несколько лет принимал участие в выставках. В 1909 г., например, на выставке «Импрессионисты» была представлена его картина «Березы», написанная в технике пуантилизма. Тем не менее профессиональным художником Каменский не стал.

    В литературные круги Каменский вошел благодаря известному журналисту Н. Шибуеву, который в 1908 г. задумал создать литературный альманах «Весна», где публиковались бы произведения начинающих авторов. Осенью 1908 г. Каменский стал соредактором журнала «Весна», в котором печатались Л. Рейснер, А. Аверченко и многие другие. Работая в журнале, молодой поэт познакомился со многими маститыми литераторами - , А. Ремизовым, А. Куприным. своей первой публикацией был обязан Каменскому.

    В марте 1910 г. был издан поэтический сборник «Садок судей», где наряду с произведениями Давида и Николая , и Велимира Хлебникова были опубликованы стихи Каменского, написанные летом 1909 г.

    В 1911 г. Каменский решил, что должен стать летчиком. Подружившись с известным авиатором Владимиром Лебедевым, Василий с его помощью приобрел аэроплан «блерио». А пока самолет доставляли в Россию, поэт побывал в Берлине, Вене, Париже и Риме. Сдав в Варшаве экзамен на звание пилота, он совершал в различных городах показательные полеты. 29 мая 1912 г. в польском городе Ченстохове на глазах у многочисленных зрителей самолет упал в болото. Газеты сообщили о гибели талантливого поэта и бесстрашного летчика. Но Каменский выжил, хотя и получил многочисленные тяжелые травмы. Но аэроплан восстановлению не подлежал. Василий снова, в который уже раз, сменил род деятельности: приобрел под Пермью участок земли и основал хутор Каменку, попробовав себя в качестве архитектора и строителя. Кроме того, он сконструировал аэроход - род глиссера, способный передвигаться по воде и по снегу. Летом 1913 г. строительство в Каменке было завершено, а осенью поэт отправился в Москву, где состоялось его знакомство с , следствием которого явилось турне футуристов по России. В нем приняли участие Каменский, Маяковский, Хлебников и братья Бурлюки.

    В 1914 г. он стал редактором «Первого журнала русских футуристов», который издавал Давид Бурлюк; тогда же вышел поэтический сборник Каменского «Танго с коровами», в следующем году - поэма «Стенька Разин» (которую в 1919 г. поэт переработал в пьесу, а в 1928-м - в роман «Степан Разин»), в 1916-м - сборник «Девушки босиком».

    Революцию Каменский принял восторженно, надеясь, что новый общественный строй откроет перед футуристами неограниченный простор для творческого самовыражения. В 1917 г. он написал свой знаменитый «Декрет о заборной литературе…», который в первые дни советской власти был расклеен на заборах по всей Москве.

    После революции у Каменского пропало желание эпатировать читателя, его стихи стали простыми и искренними.

    Каменский искренне верил, что живет в самой счастливой и передовой стране. Ему не пришлось наступать на горло собственной песне. Он завоевал себе видное место на советском Парнасе (в 1933, когда отмечался двадцатипятилетний юбилей творческой деятельности поэта, один из камских пароходов был назван его именем). Поэмы «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934), «Встречи с миром» (1934), роман «Пушкин и Дантес» (1922), роман в стихах «Могущество», посвященный советским летчикам (1938), и другие произведения Каменский писал совершенно искренне. Он преклонялся перед , восхищался отважными летчиками, был предан революции и советской стране, и дух русского бунта был близок его свободолюбивой натуре.

    В 1918 г. вышел поэтический сборник Каменского «Звучаль веснянки». Тогда же Василий попробовал себя в качестве киноактера, снявшись в фильме «Не для денег родившийся».

    Его кипучая натура находила выход в активной общественной деятельности: в 1918 г. он был избран в Московский совет рабочих и солдатских депутатов; выступил организатором Союза поэтов, просуществовавшего до 1929 г., и стал его первым председателем. В 1919 г. он стал работать в Высшей военной инспекции и в качестве культурного работника отправился на Южный фронт. Там он попал в плен к белогвардейцам и до взятия Крыма Красной Армией сидел в ялтинской тюрьме. Затем уехал на Кавказ, в Тифлис, где, вспомнив былое, поступил на работу бухгалтером, но вскоре вернулся в Россию. С 1924 г. пермской газете «Звезда» было напечатано множество его очерков и рассказов, посвященных уральской деревне. В 1931 г. были изданы мемуары Каменского «Путь энтузиаста». В 1934 г. поэт возглавлял Центральный театр воднотранспортников и вынашивал идею создания «плавучего» театра. Тогда же он передал Каменку со всем имуществом в собственность колхоза, а сам перебрался в пустовавший дом в селе Троице. В 1940 г. вышла его книга «Жизнь с Маяковским». В начале 40-х поэт начал работу над поэмой «Ермак Тимофеевич», которую закончил в 1947-м.

    Он не старел душой, но годы брали свое. В 1944 г. в тбилисской больнице ему ампутировали ногу, через год - вторую. Речь, произнесенная 14 апреля 1948 г. в Москве на вечере, посвященном памяти Маяковского, была последним публичным выступлением поэта: спустя пять дней Василия Васильевича сразил инсульт, лишивший его речи и способности двигаться. В начале 1950-х гг. он с женой и старшим сыном переехал на Юг, а в 1956 г. Каменские вернулись в Москву: поэт не хотел сдаваться; мысль о превращении в инвалида, доживающего свой век, была для него невыносима. Каменский несколько оправился от удара: у него действовали руки, он мог сидеть - значит, жизнь продолжалась. Супруга поэта, Валентина Николаевна, и трое его сыновей, Василий, Алексей и Глеб, делали все, чтобы он не чувствовал себя оторванным от жизни.

    11 ноября 1961 г. Василий Каменский скончался. Урна с его прахом покоится на Новодевичьем кладбище. Дом Каменского в Троице передан Троицкой сельской библиотеке, в нем создан музей поэта.