Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Надгробие хрущева на новодевичьем кладбище. Памятник на могиле хрущеву. Знаменитые композиторы на Новодевичьем кладбище

    Надгробие хрущева на новодевичьем кладбище. Памятник на могиле хрущеву. Знаменитые композиторы на Новодевичьем кладбище

    10 августа не стало одного из самых известных и уважаемых скульпторов в мире – Эрнста Неизвестного.

    Эрнст Неизвестный был… Впрочем, слово "был" к нему меньше всего подходит. Эрнст Иосифович всегда являл собою удивительный пример жизнелюбия и стойкости, казалось, никакая беда его не может взять, даже со смертью он умудрялся заигрывать – и та отступала, чтобы в очередной битве Неизвестный взял вверх.

    Фронтовик, он прошел войну практически до конца: призванный в 1943-м 18-летним пацаном, он дошел до Австрии, где в 1945 году был тяжело ранен. Настолько тяжело, что даже когда был издан приказ о награждении Неизвестного за проявленный героизм орденом Красной Звезды, в приказе было написано "посмертно". Но это было, к счастью, не так – Эрнст Иосифович оправлялся в госпитале, много лет еще ходил на костылях (а старые раны напоминали о себе до конца дней) – но был жив.

    Его отец был врачом, мать писала научно-популярные книжки для детей, а сам Эрнст, вернувшись с войны, решает посвятить себя искусству – сперва возвращается в родной Свердловск, потом едет в Ригу учиться в Академию художеств, а затем поступает в Суриковское училище в Москве. И все это время рисует, рисует, а еще – лепит. Пластика, умение зафиксировать движение, экспрессию, выразить в скульптуре то, что не передашь в живописи, подчинить себе объем и заложить в него метафору – вот, чего хочет добиться Неизвестный.

    Он вступает в Союз художников, и уже в 1962 году его имя передается из уст в уста – всему виной знаменитая выставка молодых художников в Манеже, куда пришел ознакомиться с "новым искусством" сам Никита Сергеевич Хрущев. К тому времени Неизвестный – уже известный молодой автор, его работы видели и хвалили Пикассо и Ренато Гуттузо, так что когда Хрущев набросился на него с яростной критикой, мол, "мне не нравятся лица на ваших скульптурах", Неизвестный возразил, что, между прочим, известные международные художники-коммунисты хвалили его работы. Но Хрущев в своей оголтелой простоте был неумолим: "А я – первый коммунист коммунистической партии, и мне ваши работы – не нравятся!" – отбрил он Неизвестного.

    Казалось бы, после этого на карьере в Советском Союзе можно было ставить крест, но партийные бонзы, даже несмотря на критику Хрущева (тот, к чести сказать, под конец все-таки поутих и, покидая выставку, даже заявил, что у Неизвестного есть "интересные работы" – видимо, сказался авторитет Пикассо), все-таки делают скульптору важные заказы. Впрочем, и Хрущев отправлен на пенсию, а Брежнев поначалу дает вчерашней культурной оппозиции некоторое послабление.

    Выставка "Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж"

    Например, для пионерлагеря "Артек" Неизвестный в 1966 году создает "Прометея", а для Московского института электронной техники ваяет гигантский рельеф. Вообще монументальное искусство для Неизвестного – высшая точка творчества, он хочет создавать большие, сложные, многофункциональные композиции, наполненные множеством образов, чтобы эти скульптуры можно было бы читать, как книги.

    Но нарастающий застой советского государства душит Неизвестного и в прямом, и в переносном смысле – его сложному, комплексному мышлению нелегко существовать в брежневском болоте: и на волне эмиграции 70-х Неизвестный отправляется за границу. Навсегда. Сперва – в Швейарию, а оттуда – в Америку, которая становится для него второй родиной: тут он может творить, что захочет, и воплощать задуманное.

    Своим главным произведением он считает "Древо жизни" – большую композицию, своеобразную скульптурную историю всего человечества – в нее должны войти все образы, которые он создавал до этого – и Прометей, и распятие, и Богоматерь, и даже "Маска скорби" – метафора всех бед, свалившихся на многострадальную Россию (ее в итоге Неизвестный поставит не где-нибудь, а в Магадане).

    Уехав на Запад, Неизвестный примирился со своим прошлым. Когда умирает Хрущев, родственники политика обращаются именно к неизвестному с просьбой сделать надгробный памятник для Никиты Сергеевича, и Неизвестный соглашается. Для него это способ "завершить разговор". Он делает монумент Хрущеву – авангардный, но чрезвычайно точный, безоговорочно принятый и семьей умершего, и всеми, кто видит этот памятник. Видение Неизвестного снова победило.

    Он продолжает экспериментировать, в том числе и над собой: даже пытается однажды покончить с собой. Ему, по его же собственным словам, "хотелось заглянуть за грань и увидеть, что же там, в посмертии". Но Бог снова сохранил Неизвестного – попытка оказалась неудачной, и жизнь продолжилась.

    Он не терял связь с Россией, последний раз прилетал на родину в свой 80-летний юбилей, дальше долгие перелеты уже давались с трудом – возраст. Дружил со всеми ключевыми персонами русской эмиграции – с Бродским, с Барышниковым, виделся с Высоцким, когда тот приезжал в Америку на гастроли… Неизвестный до последнего мгновения чувствовал себя частью русской культуры – и уж этого у него никакие политик не могли отнять.

    Он бодро перешагнул 90-летний рубеж, продолжал лепить и рисовать – конечно, старые раны давали о себе знать, ноги отказывались слушать, периодически приходилось ездить на коляске, но Эрнст Иосифович все равно сохранял оптимизм и азарт того мальчишки, что когда-то вернулся с фронта и с яростью и весельем окунулся в новую, невиданную доселе жизнь.

    Он ушел внезапно, но остались его работы: и "Древо жизни" по-прежнему растет, переплетаются судьбы и проплывает перед нами череда образов, которые он успел зафиксировать, обратить в бронзовую метафору. Скульптура долговечна, а память бесконечна.

    Памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище

    Одна из самых известных работ Эрнста Неизвестного. Хрущев называл произведения Неизвестного "дегенеративным искусством", вынудил мастера эмигрировать, однако Неизвестный, создавший ему посмертный памятник, позже говорил: "Художник не может быть злее политика, я его простил". Монумент философичен: борьба добра и зла, черного и белого, греха и добродетели. Именно таким в истории и предстает Никита Сергеевич.

    "Древо жизни"

    Чтобы увидеть эту семиметровую композицию, москвичам нужно отправиться в район "Москва Сити", где расположен торгово-пешеходный мост "Багратион". Она была установлена в 2004 году, а замысел произведения мастер вынашивал 40 лет. И вновь здесь запечатлена идея борьбы темноты со светом. Семь лент Мёбиуса переплетаются, соединяя множество лиц (от Будды до Юрия Гагарина), рук, ног, религиозных символов. Сам мастер говорил, что понимать каждый из символов не нужно, главное, внутренне почувствовать идею и настроение композиции

    "Возрождение"

    Монумент на Большой Ордынке появился в 2000 году, когда Неизвестный отмечал 75-летие. В центре стелы – архангел Михаил, защищающий Русь. Архангел ведет страну к возрождению, но путь сложен. Молнии, грозы, Змий противостоят свету. Тем не менее добро побеждает: цветок жизни тянется к небу и сокрушает преграды. Венчают композицию виноградные лозы. Стела создана из иерусалимского камня.

    "Тэфи"

    Статуэтка Орфея, вручаемая ежегодно лучшим телевизионщикам как премия "Тэфи", тоже создана по эскизам Эрнста Неизвестного. Над образом древнегреческого героя, играющего на струнах души, скульптор начал работу сразу после скандала в Манеже с Хрущевым. Орфей – это символ борьбы человека с тяжелыми препятствиями. оригинал хранится в США, его вес составляет 8,5 килограммов.

    "Сквозь стену"

    Эта скульптура Эрнста Неизвестного была презентована им в 1996 году тогдашнему президенту Борису Ельцину. Эта работа символизирует прорыв через, кажется, непреодолимую преграду. Таким образом художник выразил надежду, что глава государства сможет побороть болезнь.

    "Цветок лотоса"

    Памятник высотой 75 метров был установлен на Асуанской плотине в Египте в честь дружбы народов в 1971 году. Этот монумент считается самой большой скульптурой в мире. По задумке автора, эта работа должна была содержать рельефы, однако из-за бюрократических проволочек от этой идеи пришлось отказаться.

    Фотохроника ТАСС/Р. Орестов

    "Маска скорби"

    "Маска скорби" – мемориал в Магадане, посвященный памяти жертв политических репрессий. Его высота составляет 15 метров. В центре скульптура – стилизованное плачущее лицо, слезы на котором представляют собой маленькие маски. Правый глаз изображен в виде глаза с решеткой. А внутри самого монумента – копия тюремной камеры.

    Фотохроника ТАСС

    "Бертран Де Борн"

    Это одно из самых загадочных произведений Неизвестного. Скульптура представляет собой перепутанные части тела, где рука, возникающая из груды мускулов, держит за волосы голову. Эта работа считается автопортретом художника.

    Павел Сурков, Ольга Косолапова

    Почему Никиту Хрущева похоронили на Новодевичьем? Разбирался историк Леонид Максименков

    45 лет назад советское "коллективное руководство" решало неординарную задачу: как следует хоронить свергнутого первого секретаря ЦК и главу правительства СССР


    Леонид Максименков


    До него умирали два высших руководителя партии и Советского правительства — Ленин и Сталин. Оба они были забальзамированы и помещены в Мавзолей на Красной площади. Хрущев потом вынул оттуда "отца народов" и перезахоронил Сталина отдельно — за Мавзолеем. Высшее кремлевское руководство столкнулось с неожиданной проблемой: где хоронить скончавшегося?

    "Диктатору на пенсии" (по определению Роя Медведева) были положены государственные похороны с соблюдением ритуального протокола. Этот протокол включал: официальное объявление по радио, телевидению и в печати, некролог, образование комиссии по организации похорон, прощание (по прежним прецедентам — в Колонном зале), выбор погоста, выступления на траурной церемонии, взвод почетного караула, залпы, затем увековечение памяти, материальное обеспечение родных...

    Соблюдение всех этих этапов печального ритуала — свидетельство политической культуры руководства страны. Международное значение подобных событий также трудно переоценить — лидеры других стран в таких случаях шлют траурные телеграммы. А что делать со смертью опального лидера? Проигнорировать? Но это означало бы усомниться в величии советской власти, которую Хрущев олицетворял 11 лет. Поскольку заготовок не было, ответственные товарищи решали проблему с чистого листа.

    Решали новаторски. Начать с того, что причину смерти бывшего советского лидера скрыли не только от граждан, но и от высшей номенклатуры. Лишь сегодня, 45 лет спустя, впервые публикуется официальное заключение о смерти Н.С. Хрущева (см. иллюстрацию). Оно подписано консилиумом во главе с академиком Евгением Чазовым, который долгие годы возглавлял Кремлевку, то есть 4-е Главное управление при Минздраве СССР, и был личным врачом руководителей страны. В документе нет ни слова о "тяжелой и продолжительной болезни", которой якобы страдал покойный. Между тем ссылки на недомогание фигурировали в памятном 64-м, когда Хрущев "попросил" товарищей освободить его от руководства страной "в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья". Как явствует из записки Чазова, Хрущеву требовалась медицинская помощь, но значительно позже — в 1970 и 1971 годах, когда он заканчивал свои мемуары и его вызывали на "допросы". Получалось, что кончину пенсионера ускорили коллеги.

    Записку Чазова Брежнев прочитал. И решил не отправлять ее товарищам — документ лег в архив.

    Раскол в группе товарищей


    Похоронные предложения поручили подготовить секретарю ЦК Петру Демичеву. Коллеги помнили: Хрущев сделал его своим помощником в памятные дни сталинских похорон, а в октябре 1961 года поручил ему выступить на съезде партии с предложением вынести тело Сталина из Мавзолея. Поручение читалось однозначно: теперь Петр Нилович должен доказать лояльность "ленинскому руководству" грамотно организованным прощанием со своим "благодетелем".

    Вот предложения Демичева:

    "В связи с кончиной Хрущева Н.С. вносим предложение поручить провести похороны партийному комитету при Секретариате ЦК КПСС и Управлению делами ЦК КПСС.

    Для прощания родных с покойным в тот же день в 10 часов утра установить гроб с телом Хрущева в траурном зале Центральной клинической больницы IV Главного управления Минздрава СССР.

    "Партийный комитет партийной организации при Секретариате ЦК КПСС с глубоким прискорбием извещает, что 11 сентября 1971 года после тяжелой продолжительной болезни скончался член КПСС с 1918 года, персональный пенсионер Никита Сергеевич Хрущев и выражает глубокое соболезнование семье покойного".

    Расходы по похоронам принять на счет партийного бюджета.

    11 сентября 1971 года".

    Расшифруем: прощание предлагалось организовывать в ритуальном зале при больнице; некролога не только с фотографией, но даже без оной не предполагалось. Непосвященные вообще не поняли бы, кого хоронят. Пособие семье в размере двухмесячной пенсии на организацию поминок не предусмотрено.

    Дальше началась аппаратная работа с запиской Демичева. По законам жанра демократического централизма ее нужно было одобрить. Заместитель заведующего Общим отделом (канцелярии) ЦК Клавдий Боголюбов начинает обзванивать товарищей по политбюро. Андрей Кириленко, Арвид Пельше и Петр Шелест — безоговорочно "за". Но потом начинают происходить странные и необычные для плавного движения кремлевского документооборота события.

    Председатель Комитета народного контроля Геннадий Воронов предлагает "извещение дать от имени ЦК и Совета министров" (а не от имени парткома при Секретариате ЦК КПСС). Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин идет дальше — зачеркивает Новодевичье кладбище и пишет взамен: "в Кремлевской стене без установленного ритуала". То есть без комиссии по организации похорон, без развернутого некролога с фотографией и подписями членов политбюро, без выступлений на трибуне Мавзолея. Но — в Кремлевской стене. Кроме того, Косыгин предложил добавить в извещении о кончине "бывший первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР".

    К "особым мнениям" присоединяется и председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. Он фиксирует на бумаге: "Считаю целесообразным похоронить в Кремлевской стене без установленного ритуала с добавкой в извещении и гроб с телом может быть выставлен в клубе ЦК 10/IX-71". То есть не в режимном морге при закрытой больнице, а в святая святых — на Старой площади. Значит, транспортное движение нужно будет перекрывать и кортеж с мигалками предоставлять.

    Что же получалось? А получалось, что в триумвирате созданного после свержения Хрущева коллективного руководства (Брежнев, Косыгин, Подгорный) именно по вопросу о Хрущеве никакого единства не было. Тишь да гладь единодушных мнений и кулуарных единогласных решений рушилась на глазах. Оказывалось, что по основополагающему вопросу советской политической культуры — о том, как и где хоронить свергнутого лидера, в Кремле намечался раскол.

    Эту, по сути дела, сформировавшуюся "оппозиционную группу" поддерживает и первый заместитель премьера Дмитрий Полянский. Свое предложение он излагает в виде формального проекта для голосования:

    "1. Было бы целесообразно сделать кремацию и урну с прахом Н.С. Хрущева захоронить в Кремлевской стене.

    2. В сообщении о смерти надо указать, что он был первым секретарем ЦК КПСС и председателем Совета Министров СССР".

    Бунт принимает форму законотворчества.

    Ведь как происходило в цековской практике? Если один товарищ предлагал добавить запятую, это скрупулезно фиксировали. Если другой товарищ советовал убрать восклицательный знак, то прислушивались и к этому мнению. Третий считал нужным переписать лозунг-призыв к 1 Мая и вместо "братский народ Болгарии" сказать "народ братской Болгарии", товарищи и с этим соглашались. А теперь чуть ли не половина политбюро устроила демарш по основному вопросу византийской природы власти, который даже обсуждению не подлежал: свергнутый властитель вычеркивается из истории. Навсегда. Это — закон. Точка.

    С усопшим Хрущевым, однако, точка никак не выходила: товарищи Брежнев, Кириленко, Пельше и Шелест сочли возможным проголосовать по телефону, а их верные соратники, зная об этом, не согласились. И зафиксировали это на бумаге, внесли формальное контрпредложение.

    Что можно было предпринять в подобной ситуации? Богатый аппаратный опыт подсказывал ответ: голосования не допускать, немедленно объявлять первую бумагу недействительной и начинать по новой. Нет бумаги — нет проблемы.

    Так и поступили. Товарища Демичева от составления новой дорожной карты похорон отстраняют (через три года он будет отправлен руководить культурой в должности министра). Ждут один день. А 12 сентября появляется новая бумага — фактический меморандум секретарей ЦК и московского городского партийного главы Виктора Гришина. Решено: текст извещения дать от имени ЦК и Совмина, указать высшие партийно-правительственные должности усопшего персонального пенсионера, но — никакой Стены.

    В личном деле Хрущева сохранился экземпляр Михаила Суслова со следами его вдумчивой работы. Именно он решает эту головоломку. Для солидности привлекает к голосованию кандидатов в члены политбюро и секретарей ЦК. Суслов в итоге и загасил фронду.

    Николай Подгорный признает свое поражение:

    "Я согласен со второй частью, что извещение будет опубликовано от ЦК и Совмина. По первой части — относительно места захоронения — я давал вчера замечания. Но раз все проголосовали за, то, как говорят, один в поле не воин".

    Сказалась ли эта история потом на политической биографии "диссидентов" из политбюро? Судите сами: Воронов будет смещен через два года, Полянский через пять отправлен послом в Японию, Подгорного годом позже уберут с поста председателя Президиума Верховного Совета СССР. А отправленному на пенсию Алексею Николаевичу Косыгину фронду помянут на его же похоронах — ему откажут в прощании в Колонном зале Дома союзов...

    Неудобный покойник


    На этом, впрочем, "неудобства", связанные с кончиной Никиты Сергеевича, для номенклатурной верхушки не закончились — в Кремль потекли соболезнования. Разумеется, из-за рубежа. И не по партийной линии. У коммунистов всех стран с дисциплиной и инстинктом политической целесообразности всегда было все в порядке. К тому же до сведения "руководства друзей" по дипломатическим каналам в доверительном порядке было доведено, что скорбеть по Хрущеву не нужно. Но Хрущев ведь был премьером, и для глав иностранных правительств это было существенным. В обращениях в Кремль его именовали "Его Превосходительством".

    Клерки в Общем отделе согласно инструкции предложили разослать иностранные телеграммы вкруговую для ознакомления членов политбюро и министра Громыко. Но опять вмешивается Суслов и дает указание "не рассылать". С учетом известного раскола в высшем руководстве по хрущевскому вопросу телеграммы иностранных лидеров могли дать дополнительные аргументы в пользу цивилизованного отношения к лидеру сверхдержавы, который во всем мире ассоциировался с десталинизацией и полетом первого человека в космос.

    Прощание предлагалось организовывать в ритуальном зале при больнице; некролога не только с фотографией, но даже без оной не предполагалось. Непосвященные вообще не поняли бы, кого хоронят

    Через полтора месяца после кончины Никиты Сергеевича Совет министров делает очередной формальный шаг в реализации похоронного ритуала: постановлением N 773 от 22 октября 1971 года предписано "установить Кухарчук Нине Петровне персональную пенсию в размере 200 рублей в месяц пожизненно".

    Молодым выдвиженцам эта фамилия была незнакома. Бюрократы старшего поколения помнили, что Кухарчук — это Нина Петровна Хрущева. Ее прикрепляют к Первой поликлинике Четвертого главного управления при Минздраве СССР. То есть к Кремлевской больнице. "Предоставить ей право пользования столовой лечебного питания". Это — распределитель дефицитных продуктов. Еще решено дать "небольшую дачу и право пользования легковой автомашиной по вызову (в пределах определенного количества часов)". Важным был и пункт четвертый постановления: "4. Разрешить Управлению делами Совета министров СССР израсходовать до 2 тысяч рублей на сооружение надгробия на могиле Хрущева Н.С.".

    И тут случился новый сюрприз: семья решила, что Никита Сергеевич достоин не типовой мраморной плиты ценою в 2 тысячи рублей, а настоящего памятника. И скульптора нашла сама — так в саге об увековечении появляется Эрнст Неизвестный.

    Поскольку Хозяйственное управление Совмина курирует "диссидент" Косыгин, его ведомство идет семье Хрущева навстречу: художественный фонд СССР утверждает проект памятника, затем вопрос передается в управление бытового и коммунального обслуживания Мосгорисполкома, 2 тысячи рублей превращаются в пять. Впрочем, все это не отменяло высший контроль (в политбюро рассматривали чертежи и вносили поправки) и неусыпное око инстанций, прежде всего искусствоведов с Лубянки.

    СПРАВКА

    По имеющимся в КГБ оперативным данным, несколько месяцев назад к скульптору Эрнсту НЕИЗВЕСТНОМУ обратился С.Н. ХРУЩЕВ с просьбой от имени семьи о создании памятника Н.С. ХРУЩЕВУ... Э. НЕИЗВЕСТНЫЙ предполагает сделать на памятнике надпись: "ХРУЩЕВ" без инициалов. Такого рода надпись как бы превращает надгробие из памятника конкретному лицу в памятник, символизирующий определенную эпоху, и перекликается с имеющейся надписью на Мавзолее".

    Ознакомившись с донесением КГБ, заведующий Общим отделом ЦК Константин Черненко пишет своему начальнику:

    "Леонид Ильич! Может быть, следует поручить т. Павлову Г.С. посмотреть поближе, что за проект памятника готовится, тем более, что в свое время поручалось Управлению делами принять участие в решении этих вопросов" (Павлов — управделами ЦК. В дни ГКЧП он выбросится из окна своей квартиры.— "О" ).

    Справка выносится на обсуждение политбюро и становится основой для решения, которое было оформлено как сверхсекретное,— принято без занесения в протокол. Оформленная таким же образом судьбоносная директива о вводе войск в Афганистан принималась так же и была обозначена "К положению в А.". Так же без занесения в протокол возник "Памятник Х.": "Поручить проявить интерес к подготовке памятника Х.".

    Интерес к "подготовке памятника Х." был проявлен действительно нешуточный. В "соответствии с обменом мнениями, состоявшимся на заседании политбюро ЦК КПСС", надпись "Хрущев" была отвергнута — чтоб никаких ассоциаций с Лениным. Инстанция постановила писать на камне: "Никита Сергеевич Хрущев", а еще даты рождения и смерти.

    Открытие памятника задержится на полтора года после утвержденного политбюро срока и также пройдет под чутким руководством и контролем органов. По поручению Суслова краткий отчет Юрия Андропова о мероприятии будет разослан в качестве обязательного материала для чтения высшему руководству. В том числе из-за высказываний Евгения Евтушенко:

    "Через некоторое время направилась к выходу и остальная группа вместе с Е. Евтушенко, который, обращаясь к иностранцам на английском языке, сказал примерно следующее: "Самое существенное и главное в памятнике это две плиты, черная и белая, которые олицетворяют борьбу "светлых" и "темных" сил в человеке. Борьбу "добра и зла" в каждом из нас, и особенно в Н.С. Хрущеве, так как он был выше всех нас и поэтому особенно видимым для остальных. Памятник этот создал русский скульптор Э. Неизвестный, которого Н.С. Хрущев неоднократно критиковал за "абстракционизм". И вот теперь после смерти наступило искупление, примирение между ними..."". К донесению прикреплено немало черно-белых фотографий, зафиксированных оперативной техникой.

    Вскоре в Кремле осознают свою ошибку, отказавшись хоронить Хрущева в особом порядке в Кремлевской стене: Новодевичье кладбище стало местом массового паломничества — люди приходили посмотреть на ставший знаменитым памятник, многие несли цветы. В итоге власти (формально решением МГК и Моссовета) закрыли сюда доступ для "посторонних лиц" на много лет вперед...


    Надгробный памятник Хрущеву стал вызовом партийной верхушке / Фото: Д. Дебабов


    Никита Сергеевич Хрущев умер 11 сентября 1971 года.
    До него умирали два высших руководителя партии и Советского правительства - Ленин и Сталин. Оба они были забальзамированы и помещены в Мавзолей на Красной площади. Хрущев потом вынул оттуда "отца народов" и перезахоронил Сталина отдельно - за Мавзолеем. Высшее кремлевское руководство столкнулось с неожиданной проблемой: где хоронить скончавшегося?

    "Диктатору на пенсии" (по определению Роя Медведева) были положены государственные похороны с соблюдением ритуального протокола. Этот протокол включал: официальное объявление по радио, телевидению и в печати, некролог, образование комиссии по организации похорон, прощание (по прежним прецедентам - в Колонном зале), выбор погоста, выступления на траурной церемонии, взвод почетного караула, залпы, затем увековечение памяти, материальное обеспечение родных...

    Соблюдение всех этих этапов печального ритуала - свидетельство политической культуры руководства страны. Международное значение подобных событий также трудно переоценить - лидеры других стран в таких случаях шлют траурные телеграммы. А что делать со смертью опального лидера? Проигнорировать? Но это означало бы усомниться в величии советской власти, которую Хрущев олицетворял 11 лет. Поскольку заготовок не было, ответственные товарищи решали проблему с чистого листа.


    Медицинское заключение о смерти Н.С. Хрущева


    Решали новаторски. Начать с того, что причину смерти бывшего советского лидера скрыли не только от граждан, но и от высшей номенклатуры. Лишь сегодня, 45 лет спустя, впервые публикуется официальное заключение о смерти Н.С. Хрущева (см. иллюстрацию). Оно подписано консилиумом во главе с академиком Евгением Чазовым, который долгие годы возглавлял Кремлевку, то есть 4-е Главное управление при Минздраве СССР, и был личным врачом руководителей страны. В документе нет ни слова о "тяжелой и продолжительной болезни", которой якобы страдал покойный. Между тем ссылки на недомогание фигурировали в памятном 64-м, когда Хрущев "попросил" товарищей освободить его от руководства страной "в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья". Как явствует из записки Чазова, Хрущеву требовалась медицинская помощь, но значительно позже - в 1970 и 1971 годах, когда он заканчивал свои мемуары и его вызывали на "допросы". Получалось, что кончину пенсионера ускорили коллеги.

    Записку Чазова Брежнев прочитал. И решил не отправлять ее товарищам - документ лег в архив.

    Раскол в группе товарищей

    Похоронные предложения поручили подготовить секретарю ЦК Петру Демичеву. Коллеги помнили: Хрущев сделал его своим помощником в памятные дни сталинских похорон, а в октябре 1961 года поручил ему выступить на съезде партии с предложением вынести тело Сталина из Мавзолея. Поручение читалось однозначно: теперь Петр Нилович должен доказать лояльность "ленинскому руководству" грамотно организованным прощанием со своим "благодетелем".

    Вот предложения Демичева :

    "В связи с кончиной Хрущева Н.С. вносим предложение поручить провести похороны партийному комитету при Секретариате ЦК КПСС и Управлению делами ЦК КПСС.

    Для прощания родных с покойным в тот же день в 10 часов утра установить гроб с телом Хрущева в траурном зале Центральной клинической больницы IV Главного управления Минздрава СССР.

    "Партийный комитет партийной организации при Секретариате ЦК КПСС с глубоким прискорбием извещает, что 11 сентября 1971 года после тяжелой продолжительной болезни скончался член КПСС с 1918 года, персональный пенсионер Никита Сергеевич Хрущев и выражает глубокое соболезнование семье покойного".

    Расходы по похоронам принять на счет партийного бюджета.


    Расшифруем: прощание предлагалось организовывать в ритуальном зале при больнице; некролога не только с фотографией, но даже без оной не предполагалось. Непосвященные вообще не поняли бы, кого хоронят. Пособие семье в размере двухмесячной пенсии на организацию поминок не предусмотрено.

    Дальше началась аппаратная работа с запиской Демичева. По законам жанра демократического централизма ее нужно было одобрить. Заместитель заведующего Общим отделом (канцелярии) ЦК Клавдий Боголюбов начинает обзванивать товарищей по политбюро. Андрей Кириленко, Арвид Пельше и Петр Шелест - безоговорочно "за". Но потом начинают происходить странные и необычные для плавного движения кремлевского документооборота события.

    Председатель Комитета народного контроля Геннадий Воронов предлагает "извещение дать от имени ЦК и Совета министров" (а не от имени парткома при Секретариате ЦК КПСС). Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин идет дальше - зачеркивает Новодевичье кладбище и пишет взамен: "в Кремлевской стене без установленного ритуала". То есть без комиссии по организации похорон, без развернутого некролога с фотографией и подписями членов политбюро, без выступлений на трибуне Мавзолея. Но - в Кремлевской стене. Кроме того, Косыгин предложил добавить в извещении о кончине "бывший первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР".

    К "особым мнениям" присоединяется и председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. Он фиксирует на бумаге: "Считаю целесообразным похоронить в Кремлевской стене без установленного ритуала с добавкой в извещении и гроб с телом может быть выставлен в клубе ЦК 10/IX-71". То есть не в режимном морге при закрытой больнице, а в святая святых - на Старой площади. Значит, транспортное движение нужно будет перекрывать и кортеж с мигалками предоставлять.

    Что же получалось? А получалось, что в триумвирате созданного после свержения Хрущева коллективного руководства (Брежнев, Косыгин, Подгорный) именно по вопросу о Хрущеве никакого единства не было. Тишь да гладь единодушных мнений и кулуарных единогласных решений рушилась на глазах. Оказывалось, что по основополагающему вопросу советской политической культуры - о том, как и где хоронить свергнутого лидера, в Кремле намечался раскол.

    Эту, по сути дела, сформировавшуюся "оппозиционную группу" поддерживает и первый заместитель премьера Дмитрий Полянский. Свое предложение он излагает в виде формального проекта для голосования:

    "1. Было бы целесообразно сделать кремацию и урну с прахом Н.С. Хрущева захоронить в Кремлевской стене.

    2. В сообщении о смерти надо указать, что он был первым секретарем ЦК КПСС и председателем Совета Министров СССР".

    Бунт принимает форму законотворчества.

    Ведь как происходило в цековской практике? Если один товарищ предлагал добавить запятую, это скрупулезно фиксировали. Если другой товарищ советовал убрать восклицательный знак, то прислушивались и к этому мнению. Третий считал нужным переписать лозунг-призыв к 1 Мая и вместо "братский народ Болгарии" сказать "народ братской Болгарии", товарищи и с этим соглашались. А теперь чуть ли не половина политбюро устроила демарш по основному вопросу византийской природы власти, который даже обсуждению не подлежал: свергнутый властитель вычеркивается из истории. Навсегда. Это - закон. Точка.

    С усопшим Хрущевым, однако, точка никак не выходила: товарищи Брежнев, Кириленко, Пельше и Шелест сочли возможным проголосовать по телефону, а их верные соратники, зная об этом, не согласились. И зафиксировали это на бумаге, внесли формальное контрпредложение.

    Что можно было предпринять в подобной ситуации? Богатый аппаратный опыт подсказывал ответ: голосования не допускать, немедленно объявлять первую бумагу недействительной и начинать по новой. Нет бумаги - нет проблемы.

    Так и поступили. Товарища Демичева от составления новой дорожной карты похорон отстраняют (через три года он будет отправлен руководить культурой в должности министра). Ждут один день. А 12 сентября появляется новая бумага - фактический меморандум секретарей ЦК и московского городского партийного главы Виктора Гришина. Решено: текст извещения дать от имени ЦК и Совмина, указать высшие партийно-правительственные должности усопшего персонального пенсионера, но - никакой Стены.

    В личном деле Хрущева сохранился экземпляр Михаила Суслова со следами его вдумчивой работы. Именно он решает эту головоломку. Для солидности привлекает к голосованию кандидатов в члены политбюро и секретарей ЦК. Суслов в итоге и загасил фронду.

    Николай Подгорный признает свое поражение:

    "Я согласен со второй частью, что извещение будет опубликовано от ЦК и Совмина. По первой части - относительно места захоронения - я давал вчера замечания. Но раз все проголосовали за, то, как говорят, один в поле не воин".

    Сказалась ли эта история потом на политической биографии "диссидентов" из политбюро? Судите сами: Воронов будет смещен через два года, Полянский через пять отправлен послом в Японию, Подгорного годом позже уберут с поста председателя Президиума Верховного Совета СССР. А отправленному на пенсию Алексею Николаевичу Косыгину фронду помянут на его же похоронах - ему откажут в прощании в Колонном зале Дома союзов...

    Неудобный покойник

    На этом, впрочем, "неудобства", связанные с кончиной Никиты Сергеевича, для номенклатурной верхушки не закончились - в Кремль потекли соболезнования. Разумеется, из-за рубежа. И не по партийной линии. У коммунистов всех стран с дисциплиной и инстинктом политической целесообразности всегда было все в порядке. К тому же до сведения "руководства друзей" по дипломатическим каналам в доверительном порядке было доведено, что скорбеть по Хрущеву не нужно. Но Хрущев ведь был премьером, и для глав иностранных правительств это было существенным. В обращениях в Кремль его именовали "Его Превосходительством".

    Клерки в Общем отделе согласно инструкции предложили разослать иностранные телеграммы вкруговую для ознакомления членов политбюро и министра Громыко. Но опять вмешивается Суслов и дает указание "не рассылать". С учетом известного раскола в высшем руководстве по хрущевскому вопросу телеграммы иностранных лидеров могли дать дополнительные аргументы в пользу цивилизованного отношения к лидеру сверхдержавы, который во всем мире ассоциировался с десталинизацией и полетом первого человека в космос.

    Через полтора месяца после кончины Никиты Сергеевича Совет министров делает очередной формальный шаг в реализации похоронного ритуала: постановлением N 773 от 22 октября 1971 года предписано "установить Кухарчук Нине Петровне персональную пенсию в размере 200 рублей в месяц пожизненно".

    Молодым выдвиженцам эта фамилия была незнакома. Бюрократы старшего поколения помнили, что Кухарчук - это Нина Петровна Хрущева. Ее прикрепляют к Первой поликлинике Четвертого главного управления при Минздраве СССР. То есть к Кремлевской больнице. "Предоставить ей право пользования столовой лечебного питания". Это - распределитель дефицитных продуктов. Еще решено дать "небольшую дачу и право пользования легковой автомашиной по вызову (в пределах определенного количества часов)". Важным был и пункт четвертый постановления:

    "4. Разрешить Управлению делами Совета министров СССР израсходовать до 2 тысяч рублей на сооружение надгробия на могиле Хрущева Н.С." .

    И тут случился новый сюрприз: семья решила, что Никита Сергеевич достоин не типовой мраморной плиты ценою в 2 тысячи рублей, а настоящего памятника. И скульптора нашла сама - так в саге об увековечении появляется Эрнст Неизвестный.

    Поскольку Хозяйственное управление Совмина курирует "диссидент" Косыгин, его ведомство идет семье Хрущева навстречу: художественный фонд СССР утверждает проект памятника, затем вопрос передается в управление бытового и коммунального обслуживания Мосгорисполкома, 2 тысячи рублей превращаются в пять. Впрочем, все это не отменяло высший контроль (в политбюро рассматривали чертежи и вносили поправки) и неусыпное око инстанций, прежде всего искусствоведов с Лубянки.

    СПРАВКА

    По имеющимся в КГБ оперативным данным, несколько месяцев назад к скульптору Эрнсту НЕИЗВЕСТНОМУ обратился С.Н. ХРУЩЕВ с просьбой от имени семьи о создании памятника Н.С. ХРУЩЕВУ... Э. НЕИЗВЕСТНЫЙ предполагает сделать на памятнике надпись: "ХРУЩЕВ" без инициалов. Такого рода надпись как бы превращает надгробие из памятника конкретному лицу в памятник, символизирующий определенную эпоху, и перекликается с имеющейся надписью на Мавзолее".


    Ознакомившись с донесением КГБ, заведующий Общим отделом ЦК Константин Черненко пишет своему начальнику:

    "Леонид Ильич! Может быть, следует поручить т. Павлову Г.С. посмотреть поближе, что за проект памятника готовится, тем более, что в свое время поручалось Управлению делами принять участие в решении этих вопросов" (Павлов - управделами ЦК. В дни ГКЧП он выбросится из окна своей квартиры.- "О").

    Справка выносится на обсуждение политбюро и становится основой для решения, которое было оформлено как сверхсекретное,- принято без занесения в протокол. Оформленная таким же образом судьбоносная директива о вводе войск в Афганистан принималась так же и была обозначена "К положению в А.". Так же без занесения в протокол возник "Памятник Х.": "Поручить проявить интерес к подготовке памятника Х.".

    Интерес к "подготовке памятника Х." был проявлен действительно нешуточный. В "соответствии с обменом мнениями, состоявшимся на заседании политбюро ЦК КПСС", надпись "Хрущев" была отвергнута - чтоб никаких ассоциаций с Лениным. Инстанция постановила писать на камне: "Никита Сергеевич Хрущев", а еще даты рождения и смерти.


    Отчет Андропова об открытии памятника Хрущеву с элементами доноса на поэта Евгения Евтушенко


    Открытие памятника задержится на полтора года после утвержденного политбюро срока и также пройдет под чутким руководством и контролем органов. По поручению Суслова краткий отчет Юрия Андропова о мероприятии будет разослан в качестве обязательного материала для чтения высшему руководству. В том числе из-за высказываний Евгения Евтушенко:

    "Через некоторое время направилась к выходу и остальная группа вместе с Е. Евтушенко, который, обращаясь к иностранцам на английском языке, сказал примерно следующее: "Самое существенное и главное в памятнике это две плиты, черная и белая, которые олицетворяют борьбу "светлых" и "темных" сил в человеке. Борьбу "добра и зла" в каждом из нас, и особенно в Н.С. Хрущеве, так как он был выше всех нас и поэтому особенно видимым для остальных. Памятник этот создал русский скульптор Э. Неизвестный, которого Н.С. Хрущев неоднократно критиковал за "абстракционизм". И вот теперь после смерти наступило искупление, примирение между ними..."". К донесению прикреплено немало черно-белых фотографий, зафиксированных оперативной техникой.

    Вскоре в Кремле осознают свою ошибку, отказавшись хоронить Хрущева в особом порядке в Кремлевской стене: Новодевичье кладбище стало местом массового паломничества - люди приходили посмотреть на ставший знаменитым памятник, многие несли цветы. В итоге власти (формально решением МГК и Моссовета) закрыли сюда доступ для "посторонних лиц" на много лет вперед...


    Леонид Максименков, историк
    журнал «Огонёк», №35, стр. 40, 5 сентября 2016

    НА СНИМКЕ: Памятник Н.С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище. Работа скульптора Эрнста Неизвестного.

    Несмотря на события в Манеже, несмотря на последующую травлю, невозможность полноценной работы, Эрнст Неизвестный не испытывал враждебных чувств к Н.С. Хрущёву, более того, питал к нему уважение, видел в нём незаурядную личность. Поэтому он без разговоров взялся изготовить надгробие. Над памятником он работал 4 года. При этом вокруг памятника шла постоянная возня, инспирируемая некоторыми членами Политбюро. Тем не менее, памятник был изготовлен и установлен на могиле Хрущёва на Новодевичьем кладбище. В сентябре 1975 года там даже стихийно прошло его открытие. Правда, после этого Новодевичье кладбище закрыли «на ремонт», который продолжался 10 лет.

    Вся «эпопея» с изготовлением и установкой памятника красочно описана в воспоминаниях сына Н.С. Хрущева Сергея Никитовича (глава VI. Памятник: http://www.bibliotekar.ru/polk-22/7.htm.

    Об идее, заложенной в памятнике, мы знаем, прежде всего, из слов самого скульптора, приведенных в Воспоминаниях С.Н. Хрущёва:

    В основе самой жизни в философском смысле лежит противоборство двух начал, - привычно вещал Неизвестный, - светлого - прогрессивного, динамичного, и темного - реакционного, статичного. Одно стремится вперед, другое тянет назад. Эта основная идея развития бытия очень хорошо подходит к образу Никиты Сергеевича. Он начал выводить нашу страну из мрака, разоблачил сталинские преступления. Перед всеми нами забрезжил рассвет, обещавший скорый восход солнца. Свет стал разгонять тьму.

    Такой подход позволит лучше понять основные идеи надгробия. Главный компонент - белый мрамор, его динамичная форма наступает на черный гранит. Тьма сопротивляется, борется, не сдает свои позиции, в том числе и внутри самого человека. Не зря голова поставлена на белую подставку, но сзади сохраняется черный фон. В верхнем углу на белом - символическое изображение солнца. Вниз от него протянулись лучи. Они разгоняют тьму. Голова цвета старого золота на белом не только хорошо смотрится, но это и символ – так римляне увековечивали своих героев. Все покоится на прочном основании бронзовой плиты. Ее не сдвинуть. Не повернуть вспять начавшийся процесс.

    В плите слева, если смотреть от стелы, отверстие в форме сердца. Там должны расти красные цветы, олицетворяющие горение, самопожертвование. Тут же надпись "Хрущев Никита Сергеевич", с другой стороны даты рождения и смерти. И ничего больше, никаких пояснений. Все должно быть лаконично и величественно. Помните надпись на могиле Суворова: "Здесь лежит Суворов". И все. Никаких полководцев, фельдмаршалов, орденов.

    Впервые Эрнст Иосифович так подробно объяснял свой замысел посторонним. Обычно он ограничивался общими словами о добре и зле, жизни и смерти. Позже, в трудные времена, он оправдывался: "Ты привел своих друзей. Я думал, можно говорить все".

    И ещё одна цитата:

    И по сей день вокруг памятника много споров: одним он нравится, их большинство; другие активно против. Но главное - никто не остается равнодушным. Мы добились цели - на могиле незаурядного человека встал столь же незаурядный монумент. Многие заходят сбоку в поисках авторской подписи.
    Далеко не все слышали его фамилию. Иногда возникает недоумение:

    Другие поясняют:

    Это фамилия - Неизвестный. Он знаменит во всем мире.

    Больше всего вопросов вызывает сочетание белого и черного. Когда меня спрашивают, я, как правило, не пересказываю замысел автора.

    Каждое настоящее художественное произведение живет своей жизнью, и вы видите в нем себя, оно отражает ваши мысли, - говорю я как заправский искусствовед. - Думайте и смотрите.

    Мнений много: добро и зло, жизнь и смерть, реже - удачи и неудачи в судьбе Хрущева.

    А одна женщина объясняла:

    Белое - это хорошие дела, черное - плохие.

    Что ж, каждый из них по-своему прав.

    Много разговоров вызвал портрет. Замысел автора остался непонятным большинству. "Голова как отрубленная", - говорят многие.

    Не получил одобрения у первых посетителей и цвет старого золота. Впрочем, это уже прошлое. Время распорядилось цветом. Сейчас голова почти черная, а плита сероватая.


    Содержание:
      Введение 2
      О создании 3-5
      Чёрное и белое Хрущёва 6-10
      Памятник Хрущёву 11-13
      Заключение 14
      Список использованных источников 15

    1.Введение
    Прошло несколько лет после смерти Н. С. Хрущёва, и в августе 1975 года после долгих проволочек был открыт памятник на его могиле. Его автором стал Эрнст Иосифович Неизвестный, которого беспощадно осуждал и высмеивал 13 лет назад Хрущев. Произведение Неизвестного стало самым значительным произведением скульптуры, которое было посвящено бывшему руководителю СССР.

    2.О создании
    Новодевичье кладбище – главный Некрополь столицы. Здесь похоронены люди, оставившие заметный след в истории России. Многие установленные здесь памятники можно без преувеличения назвать шедеврами мемориальной скульптуры.
    К их числу несомненно принадлежит легендарный надгробный памятник Никиты Сергеевича Хрущёва работы знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Историю создания этого монумента по праву можно назвать «историей» с большой буквы - так сложно и противоречиво переплелись в ней человеческие судьбы и реальные события недавнего прошлого.
    Известны примеры, когда исполнение надгробия поручали художнику, имевшему какую- то личную связь с усопшим. Вспомним, хотя бы, «Гробницу Лоренцо Медичи» во Флоренции - мраморный шедевр Микеланджело, созданный им в знак личной благодарности великому покровителю искусств. Но взаимоотношения Никиты Хрущёва и Эрнста Неизвестного по своей драматичности достойны пера писателя-романиста.
    Никита Хрущёв один из самых ярких и противоречивых исторических деятелей советской эпохи. Верный ученик товарища Сталина, один из многих, но, отнюдь, не рядовой «винтик» кровавой сталинской мясорубки - именно Хрущёв «вбил» первый гвоздь в крышку гроба тирана, выступив на 20-ом съезде КПСС с секретным докладом «О культе личности». Он освободил из лагерей тех, кто уцелел и дал ход процессу реабилитации невинных жертв. Развернув строительство жилья, он дал возможность тысячам горожан переехать из подвалов и бараков с собственные квартиры. В то же время миллионы нищих, бесправных и «беспаспортных» крестьян едва ли поминали Никиту Сергеевича добрым словом.
    Хрущёв положил начало частичной либерализации общества, вошедшей в историю под названием хрущёвской «оттепели». Но, как часто бывает в истории, он же и положил ей конец.
    Отправной точкой этого движения «вспять» стала скандально известная выставка «30-летия МОСХ» 1962 года, где впервые пересеклись жизненные пути Хрущёва и Неизвестного. Наряду с основной экспозицией, демонстрировавшей полную и окончательную победу социалистического реализма, публике были впервые показаны работы группы молодых художников-экспериментаторов, одной из ключевых фигур этой группы был скульптор Эрнст Неизвестный.
    Боевой офицер, кавалер Ордена Красной Звезды, воевавший в составе воздушно-десантных войск 2-го Украинского фронта, Неизвестный был одним из лидеров поколения художников, не считавших соцреализм единственным методом искусства.
    Трудно сказать, был ли скандал на выставке спонтанной реакцией эксцентричного Председателя Совета Министров или он был частью хитрого плана интриганов из Политбюро и Союза Художников. Но, так или иначе, Хрущёв, трижды обойдя экспозицию авангардистов, постепенно пришел в неистовый гнев и ярость. Задавая художникам издевательские вопросы и всё сильнее распаляясь, он завершил свой монолог истерическим криком - «Запретить, всё запретить! Такое искусство не нужно Советскому народу!!! Что вы все пидерасты, что ли?» Эрнст Неизвестный был одним из тех, кто смело, не теряя достоинства, пытался урезонить разбушевавшегося партийного лидера.
    Через девять лет после описанных событий, смещенный со всех постов и преданный соратниками, Хрущёв умер. Семья покойного обратилась к Эрнсту Неизвестному с неожиданным для него предложением сделать надгробный памятник своему противнику. К тому времени у скульптора был немалый опыт создания ритуальных изваяний. Он был автором надгробий Лауреата Нобелевской премии, физика Льва Ландау, поэта Михаила Светлова. Сын Н.С.Хрущёва Сергей свидетельствует, что философская идея памятника возникла у скульптора сразу. Уже во время первой встречи Неизвестный стал рисовать на листе бумаги конструкцию из двух каменных глыб черного и белого цвета, опиравшуюся на мощную горизонтальную бронзовую плиту. Предложенная скульптором художественная метафора, была проста, выразительна и в высшей степени приложима к личности Хрущёва: единство и борьба противоположностей, противоборство добра и зла, живого и мёртвого, света и тьмы.
    В качестве материала были выбраны два вида природного камня – белый мрамор и черный гранит. По замыслу автора белая мраморная глыба как бы врезается в глыбу черного гранита своими геометрическими гранями, образуя в центре этой композиции нишу для портрета. Портрет – это не традиционный для ритуальной скульптуры бюст, а то, что на бытовом языке мы бы назвали «голова». «Голову» предполагалось отлить из бронзы и технологически обработать под цвет «старого» золота.
    Со слов Сергея Хрущёва, неожиданные трудности возникли при выборе камня нужного размера. По замыслу автора высота памятника должна была равняться двум с половиной метрам. Согласно технологии того времени, камни такого большого размера добывались при помощи взрывных работ. При этом в монолите могли появляться незаметные для глаз микротрещины. Обнаружить этот дефект можно было только после того, как камень будет окончательно отшлифован и отполирован.
    Обсудив эту проблему с профессионалами и специалистами по обработке натурального камня, скульптор принял решение составлять мраморную и гранитную часть надгробия из трёх камней стандартного размера. Эти блоки высотой 90 см и шириной 60 см выпиливали из горной породы с помощью с пециальных машин, что исключало возможность возникновения микротрещин.
    Немалые трудности пришлось преодолеть при получении разрешительных документов от различных партийных и художественных властей. Негласное мнение начальства было настроено против проекта надгробия, предложенного Эрнстом Неизвестным. Партийные товарищи считали его слишком радикальным, смелым и необычным. Было выдвинуто несколько альтернативных предложений. Например, сохранить общую композицию, но использовать стандартный серый гранит. Другие предлагали совсем изменить форму памятника и использовать красный порфир, символизировавший революционные заслуги Хрущёва. Третьи склонялись к привычному варианту гранитной стелы, увенчанной бюстом, как у Кремлёвской стены.

    3.Чёрное и белое Хрущёва

    В оригинальной и философской композиции памятника Хрущеву, созданном Э.Неизвестным, можно увидеть чёткие границы между чёрным и белым. Однако в жизни каждого человека на Земле, а тем более в жизни личностей, вошедших в мировую историю и находившихся на вершине власти - чёрное и белое не только может не имеет видимых границ, но часто обладает изрядной дуальностью, когда со временем и в сравнении с иными делами и событиями, чёрное может оказаться если не белым, то далеко и не чёрным. Или, наоборот.

    Это утверждение касается и личности Н.С. Хрущёва. Родившись в крестьянской семье села Калиновка Курской области в 1894 году, Хрущев с раннего детства познал тяжесть подневольного труда и "прелести" жизни при царском самодержавии. Зимой посещал школу и обучился грамоте, летом работал пастухом. В 1908-ом, переехав с семьей на Успенский рудник около Юзовки, в 15 лет стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте, и как шахтер не был взят на фронт в 1914.

    Это после 1991 года, ставшего годом распада и гибели СССР, гражданам России много рассказывали о "чёрном" режима большевиков и коммунистов, и о "белом" и "пухнастом" времени царского самодержавия. Мол, вплоть до 1913 года россияне жили как у бога за пазухой - столыпинские реформы "завалили" россиян всеми видами продовольствия, а стремительно развивающий капитализм "поднял" российскую индустрию чуть ли не в ровень с индустрией Западной Европы.

    Семья Никиты Хрущева, увы, не ощущала на себе "белого" ни от столыпинских реформ в крестьянской жизни Курской губернии, ни от стремительной индустриализации Донбасса. Членам семьи юному Никите приходилось работать, работать и работать, чтобы выжить даже чисто физиологически.

    После Октябрьской революции Хрущев был избран председателем местного профсоюза металлистов горнорудной промышленности. В 1918 вступил в РКП(б). После оккупации Украины немцами Хрущев работал в ревкоме в Курской губернии, с весны 1918-го находился на политработе в РККА, проявив себя храбрым и умелым комиссаром. После гражданской войны Хрущев вернулся в Донбасс. В 1920 стал политическим руководителем, заместителем управляющего Рученковского рудника. В 1921 поступил на рабфак Донтехникума, но не окончил учебы, т.к. был назначен вторым секретарем райкома партии и стал быстро делать партийную карьеру.

    В 1929-ом Хрущёв был направлен на учебу в Промышленную академию, готовившую кадры партийно- промышленного руководства. В Промакадемии вместе с ним училась и жена И.В. Сталина - Н.Аллилуева, которая и обратила внимание мужа на энергичного и перспективного члена партии. Во время учебы этот член партии активно выступал против "правого уклона", возглавил "правоверных коммунистов" и в 1930 был избран секретарем парткома академии.

    В 1931 по рекомендации Л.М. Кагановича Хрущев был избран первым секретарем Баума нского, затем Краснопресненского райкома Москвы. В 1932 стал вторым секретарем Московского горкома партии. В 1935 был назначен первым секретарем Московского обкома партии. Свой первый орден Ленина Хрущёв получил за значительный вклад в строительство Московского метро.

    К "чёрным" делам Хрущёва можно отнести его подписи под расстрельными спис ками как в Москве, так и в Украине. Под руководством Хрущева в Москве прошли невиданные аресты руководящего звена парторганизации, при этом сам Хрущев санкционировал все действия органов НКВД, призывая при этом еще и еще усилить "бдительность". В речи на Московской партконференции 23.5.1937 заявил: "Рабочий класс и все трудящиеся нашей страны добились великих побед социализма благодаря мудрости, благодаря зоркости, неиссякаемой энергии великого продолжателя дела Ленина, вождя народов СССР, друга трудящихся всего мира - товарища Сталина!.. Однако нельзя успокаиваться - враг еще не добит окончательно". Хрущев контролирует ход арестов и требует, чтобы цифры были впечатляющими. По свидетельству старожилов Московского управления НКВД, в 1937 году он ежедневно звонил и спрашивал, как идут аресты.

    Москва - столица, - напоминал Никита Сергеевич. - Ей негоже
    отставать от Калуги или Рязани.

    Как член военного совета Киевского особого военного округа Хрущев причастен к репрессиям командного состава округа, принимал участие в приготовлениях по захвату Западной Украины и Западной Белоруссии. Во время Великой Отечественной войны он был косвенно причастен к тяжелейшему поражению РККА под Харьковом. После смерти И. В. Сталина Хрущев был секретарем ЦК, возглавлял комиссию по организации похорон диктатора и несет ответственность за трагическую гибель людей в давке, происшедшей в 1-й день прощания с покойным у Дома Союзов.

    При фактической власти триумвирата - Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Хрущев - последний, пользуясь поддержкой Н.А. Булганина и Г.К. Жукова, организовал арест Л.П. Берии, смог оттеснить Г. М. Маленкова и в сентябре 1953-го стал первым секретарем ЦК КПСС. Однако, вскоре, в знак "благодарности", избавился и от Булганина, и от Жукова.

    В 1956 на закрытом заседании XX съезда КПСС Хрущев выступил с докладом "О культе личности и его последствиях". В этом докладе, однако, не была предпринята попытка анализа системы, сделавшей возможным кровавый сталинский деспотизм. Более того, спустя некоторое время сам Хрущев стал пренебрегать методами коллегиального руководства страной, стал поощрять развитие и укрепление собственного культа личности.

    После хорошего урожая на целинных землях в 1956, давшего половину собранного в стране зерна, Хрущев встал на путь авантюристических административных экономических реформ и кампаний, направленных на получение быстрых и существенных результатов. В 1957 им был выдвинут лозунг "Догнать и перегнать Америку в производстве мяса и молочных продуктов в два-три года", не имевший никаких реальных предпосылок для его выполнения и закончившийся полным провалом. Потерпела неудачу программа принудительного выращивания кукурузы, внедрявшаяся в районах, заведомо для этого непригодных. Укрупнение колхозов и выкуп ими техники ликвидированных машинно-тракторных станций привели к сокращению с.-х. техники и оказали пагубное влияние на сельское хозяйство страны. Тяжело ударили по благосостоянию колхозников борьба с приусадебными хозяйствами и ограничения на продажу кормов для личного скота. Не оправдало себя решение о создании Советов народного хозяйства (совнархозов) на местах для руководства экономикой вместо министерств. ..

    В 1962 было объявлено о повышении цен на мясо на 30 процентов, а на масло на 25 процентов. Эта "временная мера" объяснялась необходимостью сократить "ножницы" между закупочными и розничными ценами. Хамское отношение местных властей к людям в сочетании с понижением жизненного уровня вызвали забастовки и массовые мирные демонстраций рабочих и студентов, против которых были применены войска, расстрелявшие десятки людей. Наказали не убийц, а жертв - участников событий, над которыми были устроены показательные процессы, завершившиеся смертными приговорами. В 1963 в результате неурожая и отсутствия резервов в стране СССР закупил около 13 млн. т хлеба за границей. Открыто высказывавшееся в очередях недовольство тем, что Россия из экспортера хлеба превратилась в его импортера, не было уменьшен
    и т.д.................