Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Почему кремль красный а не белый. Цвет стен московского Кремля: исторические факты. Что такое Кремль

    Почему кремль красный а не белый. Цвет стен московского Кремля: исторические факты. Что такое Кремль

    Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) - усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) - домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

    НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

    «В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)».

    ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

    Для воплощения в жизнь замысла Ивана III - превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его - архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля - башни, стены, здания на центральной кремлевской площади - не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

    Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

    Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа - русского.

    Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены - ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

    Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра - Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора - главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

    В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор - домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор - Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец - Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля - Грановитой палатой - парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

    Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари - одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

    Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

    Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

    После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади - Никольская и Фроловская, - последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

    В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

    В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

    Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

    Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

    С егодня в Кремле находится резиденция Президента России. Кроме того, ансамбль Московского Кремля включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и на его территории располагается Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”. Общее количество башен – 20.

    «Красный» Кремль пришел на смену «Белому » Кремлю Дмитрия Донского. Его строительство (период правления Великого князя Ивана III) было обусловлено событиями, происходившими в Московии и на мировой арене. В частности: 1420-1440 годы – распад Золотой Орды на более мелкие образования (улусы и ханства); 1425-1453 – Междоусобная война на Руси за великое княжение; 1453 год – падение Константинополя (захват его турками) и прекращение существования Византийской империи; 1478 год – подчинение Новгорода Москвой и окончательное воссоединение русских земель вокруг Москвы; 1480 год – стояние на реке Угре и конец ордынского ига. Все эти события влияли на социальные процессы Московии.

    В 1472 году Иван III женился на бывшей византийской принцессе Софье Палеолог , что, в той или иной степени, способствовало появлению в Московском государстве зарубежных мастеров (в основном греческих и итальянских). Многие из них прибыли на Русь в ее свите.В дальнейшем прибывшие мастера (Пьетро Антонио Солари, Антон Фрязин, Марко Фрязин, Алевиз Фрязин) будут руководить постройками нового Кремля, при этом используя совместно и итальянские и русские техники градостроительства.

    Надо сказать, что упомянутые Фрязины не были родственниками. Настоящее имя Антона Фрязина – Антонио Джиларди, Марко Фрязина на самом деле звали Марко Руффо, а Алевиза Фрязина - Алоизио да Милано. «Фрязин» - это устоявшееся на Руси прозвище выходцев из южной Европы, главным образом итальянцев. Ведь само слово «фрязин» - это искаженное слово «фряг» - итальянец.

    Строительство нового Кремля длилось не один год. Оно происходило пошагово и не предполагало сиюминутный снос белых стен кирпичными. Такая постепенная замена стен была начата в 1485 году. Новые стены стали возводить, не разбирая старых и не изменяя их направления, а лишь несколько отступая от них наружу. Только в северо-восточной части, начиная от Спасской башни, стена была спрямлена, и тем самым территория крепости увеличилась.

    Первой была сооружена Тайницкая башня . Согласно Новгородской летописи «29 мая была заложена на Москве-реке стрельница у Шишковых ворот, а под нее выведен тайник; строил же ее Антон Фрязин... ”. Через два года мастер Марко Фрязин заложил угловую Беклемишевскую башню, а в 1488 году Антон Фрязин начал строить другую угловую башню со стороны реки Москвы - Свиблову (в 1633 г. ее переименовали в Водовзводную).

    К 1490 г. возвели Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные башни и стены между ними. Новые укрепления защитили в первую очередь южную сторону Кремля. Все, кто въезжал в Москву, видели их неприступность, и у них невольно зарождалась мысль о силе и мощи Московского государства. В начале 1490 года в Москву из Милана прибыл архитектор Пьетро Антонио Солари, и ему сразу же поручили строить башню с проездными воротами на месте старой Боровицкой и стену от этой башни до угловой Свибловой.

    ... на Москве-реке была заложена стрельница у Шишковых ворот, а под нее выведен тайник

    Вдоль западной стены Кремля протекала речка Неглинка, в устье имевшая топкие болотистые берега. От Боровицкой башни она резко поворачивала на юго-запад, уходя довольно далеко от стен. В 1510 г. было решено спрямить ее русло, приблизив его к стене. Был вырыт канал, начинавшийся близ Боровицкой башни с выходом его в Москву-реку у Свибловой. Этот участок крепости в военном отношении оказывался еще более труднодоступным. К Боровицкой башне через Неглинку был переброшен подъемный мост. Подъемный механизм моста помещался во втором этаже башни. Крутой высокий берег Неглинки составлял естественный и надежный рубеж обороны, поэтому после возведения Боровицкой башни строительство крепости было перенесено на ее северо-восточную сторону.

    В том же 1490 г. была построена проездная Константино-Еленинская башня с отводной стрельницей и каменным мостом через ров. В ХV веке к ней подводила улица, которая пересекала Китай-город и называлась Великой. На территории Кремля от этой башни также была проложена улица, пересекавшая Кремлевский подол и ведущая к Боровицким воротам.

    До 1493 года Солари выстроил проездные башни: Фроловскую (в дальнейшем Спасскую), Никольскую и угловую Собакину (Арсенальную) башни. В 1495 были построены последняя крупная воротная Троицкая башня и глухие: Арсенальная, Комендантская и Оружейная. Комендантская башня изначально называлась Колымажной - по находящемуся рядом колымажному двору. Всеми работами руководил Алевиз Фрязин.

    Высота кремлевских стен, не считая зубцов, колеблется от 5 до 19 м, а толщина от 3,5 до 6,5 м. У подошвы стен с внутренней стороны сделаны широкие перекрытые арками амбразуры для обстрела врага из тяжелых артиллерийских орудий. С земли на стены можно подняться только через Спасскую, Набатную, Константино-Еленинскую,

    В 1366-1367 гг. по распоряжению Дмитрия столица была укреплена первым на Руси белокаменным Кремлем. Если для ханских послов ворота его были гостеприимно раскрыты (Дмитрий предпочитал откупаться от них богатыми подарками), то для других соседей и князей-соперников Кремль стал мощной защитной крепостью. Когда в ноябре 1367 г. на реке Тросне литовский князь Ольгерд, приходившийся зятем тверскому князю Михаилу Александровичу, разбил московские полки. Дмитрий Иванович произнес: «На великое княжение не пущу!». И действительно, наличие Кремля стало надежной защитой для московской столицы: в 1368 г. попытка Михаила Тверского осадить Кремль и взять его провалилась.

    БЕЛОКАМЕННЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ 1367 Г.

    В 1343, 1354, 1365 гг., примерно раз в 10 лет, Москва становилась жертвой страшных пожаров, во время которых, несомненно, выгорали и укрепления дубового кремля Калиты. По-видимому, эти пожары были не «несчастными случаями», но диверсиями, организованными врагами Москвы. Поэтому на другой год после пожара 1365 г., в начале зимы 1366 г. «князь великый Димитрей Ивановичь, погадав с братом своим с князем с Володимером Андреевичем и со всеми бояры старейшими и сдумаша ставити город камен Москву, да еже умыслиша, то и сотвориша. Toe же зимы повезоша камение к гордоу». К весне следующего, 1367 г. запасы камня были достаточны, чтобы начать строительство белокаменной крепости. Ее закладка вызвала страх и злобу врагов Москвы.

    Строительство было проведено с исключительной быстротой; летопись отмечает, что после закладки кремль «начаша делати безпрестани». Уже к 1368 г. он был готов. Его не смогла взять литовская рать: «Олгерд же стоял около города три дни и три нощи, остаток подгородья все пожже, многи церкви и многи манастыри пожегл и отступи от града, а града кремля не взя и поиде прочь».

    Площадь кремля теперь значительно расширилась в северо-восточном и восточном направлениях, захватив в черту новых стен территорию торга, располагавшегося под стенами крепости Калиты. В общем периметр стен теперь почти совпадал в плане со стенами кремля Ивана III… Данные письменных источников позволяют с относительной точностью восстановить как контур стен, так и расположение башен кремля 1367 г. Рассмотрим эти данные, начав с юго-восточного угла и восточной «приступной» стены.

    На юго-восточном углу крепости должна была находиться угловая круглая башня, защищавшая южный участок восточной стены и подступы к береговой низине перед южной стеной. Эта башня стояла на месте Беклемишевской башни. «Сказание о Мамаевом побоище» называет три проездных башни восточной стены, через которые шли войска на Куликово поле: Константино-Еленинская, Фроловская (Спасская) и Никольская.

    Так же точны сведения о Фроловских воротах. Во время осады Москвы Тохтамышем знаменитый Адам-суконник находился «над враты над Фроловскими». Столетием позже, в пожар 1488 г. у Фроловских ворот сгорели «мосты три», т. е. деревянные настилы 3 ярусов боя башни, что позволяет судить об устройстве и большой высоте прикрывавшей ворота башни. Рассказ летописи о постройке в 1491 г. стрельниц у Фроловских и Никольских ворот отмечает, что последние зодчий «не по старой основе заложил», что, следовательно, Фроловская башня стала на старой основе башни 1367 г.

    Таким образом, южный участок восточной стены кремля 1367 г. точно совпадает с современной кремлевской стеной, равно как и 3 башни стоят на старых местах.

    Новое место Никольских ворот показывает, что северная часть «приступной» стены 1367 г. не совпадает с существующей. Их место легко и точно определяется указанием летописи, что построенная в 1458 г. на подворье Симонова монастыря церковь Введения находилась «у Николских ворот»…

    Меньше всего известно о западной стене крепости 1367 г. Существующая стена, обращенная к Неглинной, начатая постройкой в 1495 г., была поставлена «не по старой основе, - града прибавиша». Поэтому летописные записи о строительстве этой стены не сообщают ничего об оставшейся в стороне стене 1367 г. и ее башнях. Нет о ней и случайных упоминаний летописца. Западный фронт крепости был хорошо прикрыт широким болотистым ложем р. Неглинной, и подступ к стене был затруднен. Возможно, что этот большой участок стены до Боровицких ворот не имел башни. Однако есть основания предполагать, что здесь, примерно на месте Троицких ворот, стена крепости 1367 г. прерывалась проездной башней, носившей имя Ризположенских или Богородицких ворот, с каменным же мостом через Неглинную, выводившим на новгородскую Волоцкую дорогу…

    Боровицкая воротная башня, наличие которой мы предполагали уже в крепости XII в. и кремле Калиты, в крепости 1367 была несомненно. В записи о постройке в 1461 г. церкви Иоанна Предтечи «на бору» указано, что эта башня стояла «у Боровитских врат». Юго-западная угловая башня строилась в 1488 г. «вверх по Москве, где стояла Свиблова стрельница», бывшая угловой башней крепости 1367 г. Таким образом, южная стена 1367 г., закрепленная угловыми башнями, совпадает со стеной нынешнего Кремля. Совпадает и Тайницкая башня этой стены, сооруженная в 1485 г. «у Чешьковых ворот», т. е. на месте или около Чешковой проездной башни 1367 г., выводившей к воде, на москворецкий «подол». Полагаем, что и москворецкое «корабельное пристанище» под стенами крепости было прикрыто боковыми стенами, закрывавшими доступ на этот участок в случае военной опасности.

    Так реконструируется план крепости 1367 г. В этом виде ее периметр составлял около 2000 м. Крепость имела, несомненно, 8 башен, а может быть, и 9 башен (если допустить наличие одной башни посередине западной стены). Из них пять было сосредоточено на восточной «приступкой» стене. Такая концентрация башен на наиболее угрожаемом фронте - характерный прием военно-инженерного дела XIV в. (ср., например, Изборск). Однако в высокой степени интересно, что три из 5 башен - проездные; все они действовали как ворота даже в условиях крайней опасности. Во время героической обороны Москвы от Тохтамыша горожане «сташа на всех воротах градскых и сверху камением шибаху». При всей боевой мощи надвратных башен (трехъярусные бои) и наличии в башнях «железных (т. е. окованных железом) врат» очевидно, что такой прием, ослаблявший «приступную» стену, был применен сознательно в расчете на активную оборону крепости, на тактику массированных ударов по противнику путем одновременного в трех пунктах броска значительных воинских сил. С другой стороны, в мирных условиях эти многочисленные «врата» столицы Московского княжества, через которые вели в кремль пути-дороги, как бы символизировали централизующую силу и значение Москвы, собиравшей под свою могучую руку разрозненные русские земли.

    Можно думать, что подобно другим русским крепостям, сооруженным до появления огнестрельного оружия, московская крепость 1367 г. имела стены сравнительно небольшой толщины. В силу этого при частых пожарах, разрушавших деревянные связи каменных стен, стены частично обваливались и заменялись уже деревянными. Так, в пожар 1445 г., причинивший большие разрушения кремлю, «стены градные падоша во многих местех», и при налете татар царевича Мазовши осаждающие сосредоточивали свои усилия на тех участках, «где несть крепости каменыя». Понятно, что после многих заделок деревом московская крепость показалась Амвросию Контарини «деревянной».

    По-видимому, стены 1367 г. были также сравнительно невысоки. Описание осады кремля войсками Тохтамыша в Ермолинской летописи отмечает, что татарам удавалось сбивать его защитников со стен «еще бо граду тогда ниску сущу». Это свидетельство следует понимать не как указание на незаконченность еще в 1382 г. постройки 1367 г., а как пояснение, сделанное писцом списка летописи, сравнивавшим в конце XV в. старые крепостные стены со стенами, «поновленными» Ермолиным в 1462 г., и стенами нового кремля, постройка которого началась в 1485 г. со стрельницы у Чешковых ворот, достигавшими высоты 12-13 м.

    Не совсем ясен характер завершения стен. Источники говорят о деревянных частях вверху стен (в пожар 1445 г. «ни единому древеси на граде остатися») и о настенных «заборолах», т. е. как бы о деревянных брустверах, шедших по верху стен. Можно думать, что последний термин следует отнести к поэтическому языку автора «Задонщины», а не к реальной стене Московского кремля. Скорее всего его стены имели зубчатый верх, какой известен, например, по Пороховской крепости. Несомненно, боевой ход и прикрывала «кровля градная». Башни также имели зубчатый верх и деревянные шатровые кровли.

    Московский Кремль со времен постройки (II тысячелетие до нашей эры) всегда был красным. В XVIII веке его стены были побелены. Это было веяние тогдашней моды. Войдя в Москву в 1812 году, Наполеон также увидел Кремль белым.

    Белый цвет

    Белая краска долго скрывала трещины в кремлевских стенах. Их белили перед большими праздниками. Под влиянием осадков побелка быстро смывалась, и стены становились непонятно-грязного цвета. Москвичи называли это благородной патиной.

    Заграничные гости столицы иначе видели крепость. Жак-Франсуа Ансело, посетивший Москву в 1826 году, описывал его, как печальное зрелище, не соответствующее его историческому содержанию. Он считал, что пытаясь придать крепостным стенам видимость молодости, москвичи «зачеркивают их прошлое».

    Кремль в годы войны

    В начале Великой Отечественной войны было принято решение о том, что кремлевские стены нужно перекрасить в целях маскировки. Разработка и воплощение проекта было поручено академику Борису Иофану . И Красная площадь и крепостные сооружения были замаскированы под обычные жилые дома. За кремлевскими стенами были выстроены «улицы», а на стенах зданий нарисованы черные квадраты окон. Мавзолей с воздуха казался обычным жилым домом с двускатной крышей. Стратегически это решение было самым мудрым. Но оно показывает, что уже в 1941 году Сталин был готов к тому, что над Москвой будет кружить вражеская авиация.

    Красный цвет

    Красными стены древнего сооружения стали уже после окончания войны. В 1947 году Сталин приказал сменить их цвет, на любимый коммунистами. Логика вождя была проста и понятна. Красная кровь – красный флаг – красный Кремль.

    Депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Дегтярев (известный в первую очередь, как кандидат на пост мэра Москвы на выборах 2013 года) направил обращение секретарю Общественной палаты РФ с просьбой вынести на обсуждение общественности вопрос о возвращении Московскому Кремлю первозданного белого цвета.

    Дегтярев считает, что процесс обсуждения данного вопроса должен завершиться подготовкой проектов законов об историческом комплексе Московского Кремля или образованием инициативной группы по проведению всероссийского референдума.

    «В 2017 году исполнится 650 лет со времени начала строительства каменных стен и башен Московского Кремля, – отмечает в своем письме политик. – Возрождение белого облика Кремля станет одним из символов начала восстановления единого евразийского пространства, как и ранее строительство Белокаменного Кремля в Москве ознаменовало начало объединения раздробленных княжеств и расширение Руси на Юг и Восток».

    «Многие века в Белом Кремле служил России, народу и Богу Белый Государь. До сих пор народ называет Москву Белокаменной. Несмотря на то, что при последующих перестройках Московского Кремля использовался обожжённый кирпич, для придания Московскому Кремлю изначального – белоснежного – облика поверхности его стен и башен ежегодно белили вплоть до конца 19 века», – напомнил Михаил Дегтярев.

    «Образ белокаменного Кремля, как и в древности, будет символизировать приоритет норм морали и нравственности в повседневной жизни наших граждан и правителей в противовес моральному упадку в странах западной цивилизации», – обосновывает идею Михаил Дегтярев.

    Только после 1947 года древний кирпич стен Московского Кремля, наоборот, начали подкрашивать красной краской, что больше соответствовало цветовому стилю тогдашней политической системы. При этом перекраску парламентарий предлагает осуществлять постепенно, без дополнительных расходов бюджета, ведь и сегодня Кремль регулярно подкрашивают красной краской.

    Свыше 200 лет стены Московского Кремля были деревянными. Косвенные данные по другим деревянным крепостям, например, тверской, указывают, что и московская, вероятно, обмазывалась глиной и белилась.

    В 1367 Дмитрий Донской приказал построить стены и башни из камня. Единственным доступным камнем был известняк. Так в рекордные для того времени сроки, всего за два года, возник Белокаменный Кремль.

    Уже в следующем веке, в 1485-1495 годах, по приказу Ивана III и под руководством итальянского мастера Пьетро Антонио Солари были возведены новые, краснокирпичные стены и башни Кремля. За образец мастер взял замок герцогов Сфорца в Милане.

    Затем то ли 200, то ли 300 лет Кремль оставался красным, постепенно превращаясь в грязно-коричневый. Но, во-первых, это некрасиво, а во-вторых, и кирпич нуждается в защите. В Смутное время было не до этого, но по мере укрепления государства проблему надо было решать. Когда стены и башни Кремля побелили впервые, точно не известно. Обычно называется только век – XVIII, когда он был побелен по тогдашней моде, вместе со всеми остальными российскими кремлями – в Казани, Зарайске, Нижнем Новгороде, Ростове Великом и т. д.

    Тем не менее, по некоторым сведениям, Кремль был побелен еще при царевне Софье, т.е. в конце XVII века. По другим же сведениям, первой (или первой после долгого перерыва) была побелка при Александре I, затеянная в 1800 году, т.е. на рубеже XIX века, когда были побелены все стены и башни, кроме Спасской.

    Из ЖЖ блогера mgsupgs: «Белый Кремль предстал и перед армией Наполеона в 1812 году, и через несколько лет, уже отмытый от копоти согревшей Москвы, он снова слепил путешественников белоснежными стенами и шатрами. Знаменитый французский драматург Жак-Франсуа Ансело, побывавший в Москве в 1826 году, так описывал Кремль в своих мемуарах «Six mois en Russie»: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».

    Начало ХХ века Кремль встретил как настоящая старинная крепость, покрытая, по выражению писателя Павла Эттингера, «благородной городской патиной»: его иногда белили к важным событиям, а остальное время он стоял как положено – с подтеками и облезлый. Большевиков, сделавших Кремль символом и цитаделью всей государственной власти, белый цвет крепостных стен и башен ничуть не смущал». Блогер mgsupgs приводит и фотографию с парада 1932 года, на которой хорошо видны свежевыбеленные к празднику стены Кремля.

    Потом началась война, и комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить стены и башни Кремля для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолей (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим дом. И Кремль натуральным образом исчез – маскировка спутала фашистским летчикам все карты.

    И только при реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году – к празднованию 800-летия Москвы, у Сталина возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: красный флаг на красном кремле на Красной площади – чтобы все звучало в унисон и идеологически верно. Это указание товарища Сталина выполняется и по сей день.

    На иллюстрации: Петр Верещагин, «Вид Московского Кремля. 1879 год»