Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Граница финляндии в составе российской империи. Присоединение Финляндии к России: кратко. От любви до ненависти

    Граница финляндии в составе российской империи. Присоединение Финляндии к России: кратко. От любви до ненависти

    В российском обществе иногда приходится встречать людей, которые утверждают, что расположенная на севере Европы Финляндия никогда не была в составе России. Возникает вопрос – прав ли человек, который так рассуждает?
    В составе Российской империи с 1809 по 1917 год существовало Великое княжество Финляндское, которое занимало территорию современной Финляндии и часть современной Карелии. Данное княжество обладало широкой автономией.
    В июне 1808 года Александром Первым был издан манифест «О присоединении Финляндии». Согласно Фридрихсгамскому мирному договору от 1809 года, заключённому между Россией и Швецией, Финляндия перешла от Швеции к России. Финляндия вошла в состав Российской империи на правах автономного княжества. Данный договор является итогом русско-шведской войны 1808 – 1809 годов, являющейся последней из всех русско-шведских войн.
    При Александре Втором финский язык получил статус государственного языка на территории Великого княжества Финляндского.
    Высшим должностным лицом Финляндии являлся генерал-губернатор, назначаемый главой государства, то есть, российским императором. Кто только не был генерал-губернатором Финляндии с 1809 по 1917 год? И Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761 – 1818), и Арсений Андреевич Закревский (1783 – 1865), и Александр Сергеевич Меншиков (1787 – 1869), и Платон Иванович Рокасовский (1800 – 1869), и Степан Осипович Гончаров (1831 – 1912), и Некрасов Николай Виссарионович (1879 – 1940) и другие.
    Надо отметить, что Фридрихсгамский мирный договор от 1809 года в отношении Финляндии действовал до 1920 года, так как согласно Тартусскому мирному договору от 14 октября 1920 года, заключённому между РСФСР и Финляндией, была признана государственная независимость Финляндии.
    Шестого декабря 1917 года Финляндия провозгласила свою независимость. То есть, на карте мира появилась новая страна. По этому поводу следует отметить, что некоторая часть специалистов считает, что Финляндия была в составе России с 1809 по 1920 год. Но большая часть историков и иных специалистов утверждает, что Финляндия была в составе России с 1809 по 1917 год. Отмечу, что 18 декабря 1917 года Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР, который учреждён седьмого ноября 1917 года в качестве правительства советской России, было предложено признать государственную независимость Финляндии.
    Да, Россия потеряла Финляндию. Да, Россия продала Аляску Соединённым Штатам Америки. Ничего не поделаешь, такова история человечества. В истории человечества было достаточно случаев, когда какое-либо государство что-то теряет или, наоборот, что-то приобретает.
    Из всего сказанного следует, что Финляндия была в составе России с 1809 по 1917 год. То есть, россияне, которые утверждают, что Финляндия никогда не была в составе России, не правы.

    Великое княжество Финляндское занимало территорию современной Финляндии и части Карельского перешейка (Ленинградская область), являясь генерал-губернаторством Российской империи с 1809 по 1917 годы. Период правления России характеризовался мирным внутренним развитием, главным образом потому, что впервые за столетия Финляндия стала свободной от войн. Наилучшим маркером в этом плане является рост населения - на момент присоединения к Российской империи в Финляндии проживало 800 тыс. человек, а к 1917 году уже 3 млн.

    Предпосылки вхождения в состав России

    Многие века (начиная с 1104 года) финские земли находились под шведским управлением. Присоединение Финляндии к Российской империи в 1809 году произошло по итогам русско-шведской войны 1808-1809 годов, оказавшейся последней в серии многовековых военных конфликтов между Швецией и Россией.

    Причиной начала военного противостояния стало сближение Швеции с Великобританией, которая начала войну с Данией, являвшейся давней союзницей России. Шведский король Густав IV отказался содействовать планам Российской империи и перекрыть британскому флоту доступ в Балтийское море, как того требовала Россия, опираясь на договоры 1780 и 1800 годов.

    Формальным поводом для придания легального статуса желанию Александра I присоединить Финляндию к российским владениям стало обеспечение безопасности Санкт-Петербурга, являвшегося столицей империи. Таким образом, вошедшая в состав Российской империи Финляндия, должна была играть роль своеобразной буферной зоны между Санкт-Петербургом и недружественной Швецией.

    Финляндия в составе Российской империи

    Изначально Россия планировала аннексировать Финляндию непосредственно как провинцию. Однако, чтобы преодолеть опасения финнов по поводу российского правления, было предложено следующее решение: Финляндия входит в состав империи на правах автономного образования – Великого княжества Финляндского, с сохранением культурных и религиозных традиций, а так же собственным сводом законов.

    Новый правитель Финляндии император Александр I, убежденный в стратегической необходимости контролировать Финляндию для защиты Санкт-Петербурга, решил, что будет более целесообразно завоевать расположение своих финских подданных, чем подчинить их силой.

    Он сделал страну генерал-губернаторством и предоставил ей автономный статус в империи. Великое княжество сохраняло свод законов Швеции, правительственную структуру и бюрократию, лютеранскую религию и родные языки. Кроме того, финны избежали некоторых обязательств, связанных с империей (служба в царской армии), и пользовались определенными правами, которых не имели граждане из других частей империи.

    Существовала независимая судебная система, был учрежден финский банк. Финляндия даже поддерживала собственную таможенную систему, а налоги, собранные в автономии, здесь же и оставались.

    По сути, законы и конституция Финляндии остались неизменными, а российский император занял место шведского короля. Официальные формы правления, унаследованные от эпохи шведского абсолютизма, были достаточно авторитарными, чтобы российский император мог принять их в значительной степени неизмененными; тем не менее, они включали в себя всеобъемлющий правовой кодекс 1734 года, защищавший отдельные права финнов.

    В качестве еще одного жеста великодушия в 1812 году царь возвратил финнам земли, которые Россия аннексировала в XVIII веке (Старая Финляндия). Такие примирительные меры оказались весьма эффективными, и, пока Россия уважала договоренность, финны оставались лояльными субъектами Российской империи.

    Имперские заверения в том, что Финляндия получит автономию, а так же гарантии соблюдения ее исконных обычаев и традиций, были задекларированы в двух постановлениях 1809 года, составивших для финнов основу их отношений с Россией.

    Правительственная структура великого княжества Финляндского

    Финский Сейм, собравшийся в Порвоо (швед. Борга) в 1809 году, рассмотрел четыре основных вопроса: налоги, денежная система, войска и учреждение Правительственного совета. Российский император Александр I лично открыл заседание Сейма. По результатам заседания были приняты следующие решения:

    • все налоги оставались во вновь созданной автономии;
    • в качестве денежной единицы принимался российский рубль;
    • в военном вопросе сохранялась поселенная система и финны освобождались от несения службы за пределами своей автономии;
    • был создан Правительственный совет по управлению Финляндией, в состав которого входили 12 человек финской национальной принадлежности.

    Согласно условиям соглашения, заключенного между Сеймом и императором, правительство Финляндии напрямую контролировалось последним, который назначал генерал-губернатора своим советником. Первым этот пост занял шведский финн граф Георг Магнус Спренгпортен (Géran Sprengtporten). За этим небольшим исключением все генерал-губернаторы были выходцами с российской территории.

    Главным инструментом правительства в Великом княжестве был Правительственный совет, переименованный в 1816 году в Сенат, состоявший к тому времени уже из четырнадцати финских граждан, назначаемых императором. Параллельно с Сенатом в Санкт-Петербурге действовал Комитет по финским делам (также состоящий из финских граждан), обязанностью которого было представление финских просьб и предложений императору. Однако по большей части в столице империи финские государственные служащие занимались бизнесом с небольшим вмешательством со стороны царского правительства.

    Несмотря на эти привилегии, Финляндия ощущала самодержавие российского императора. Финский Сейм после собрания в 1809 году не созывался более пятидесяти лет.
    Формально Сейм был законотворческим органом правительства; однако он не мог инициировать законодательство, а мог лишь просить императора о ведении какого-либо нового закона. Более того, император мог созвать или отменить собрание Сената без уведомления Сейма.

    Правительство Великого княжества Финляндского представляло собой непростой баланс между традициями финского самоуправления и государственным самодержавием, пока империя уважала этот баланс, финский народ был лоялен к российскому управлению. В отличие, например, от поляков, за все время российского владычества, финны не поднимали восстаний. По этой причине Финляндии удалось сохранять свою автономию до самого развала Российской империи.

    Тем не менее Великое княжество не было демократическим образованием. Действия императора соответствовали роялистской конституции, которую Финляндия унаследовала от Швеции. У финнов не было никаких гарантий свободы — все зависело от доброй воли верховного правителя. Когда Александр II Освободитель, снова созвал Сейм в 1863 году, он сделал это не для выполнения каких-либо обязательств, а для компенсации растущего спроса на реформы в империи в целом.

    В оставшиеся десятилетия века Сейм ввел многочисленные законодательные меры, которые модернизировали систему права Финляндии, повысили эффективность ее государственного управления, устранили препятствия для торговли и подготовили почву для независимости страны в следующем столетии.

    Выставка приурочена к 200-летию вхождения Финляндии в состав России.

    Часть 1. Русско-шведская война 1808-1809 годов и завоевание Финляндии


    Карта русско-шведской войны
    1808-1809 годов.
    Из книги М.М. Бородкина «История Финляндии. Время Александра I»
    (СПб, 1909).

    Война между наполеоновской Францией и Российской империей завершилась в июле 1807 года Тильзитским миром. Царь Александр I становился союзником Франции и обязался оказать давление на Швецию с целью принудить ее следовать в фарватере французской политики. Наполеон оставлял Александру полную свободу действий против Швеции, вплоть до отторжения части ее территории.

    Несколько месяцев русско-шведские переговоры шли тяжело и безуспешно: шведский король Густав IV занял непримиримую позицию, и тогда российскому императору пришлось взять на себя неблагодарную миссию. 9 февраля 1808 года русские войска без объявления войны вступили на территорию Финляндии, тогда рядовой шведской провинции. Численное превосходство было на стороне русской армии. Шведы уклонялись от активных боевых действий. Очень быстро были заняты южные и центральные районы страны, а после взятие Або (современный Турку) Александр подписал манифест о переходе Финляндии под власть России (5(17) июня 1808 г.)..
    Война еще продолжалась. Летом 1808 года шведские войска перехватили инициативу и заставили русских отступить, но этот успех был временным. К концу осени 1808 года вся Финляндия оккупирована русской армией.

    Между противоборствующими сторонами было достигнуто перемирие, которое Наполеон встретил неодобрительно: даже после потери Финляндии Швеция оставалась непреклонной по вопросу разрыва с Великобританией. Войну пришлось продолжать. В конце зимы – начале весны 1808 года, когда воды Ботнического залива были покрыты людом, началось наступление: отряды генералов Багратиона, Кульнева, Барклая де Толли прошли по льду залива и вторглись на собственную территорию Швеции. Ближе всего к Стокгольму (до 75 км) подошел отряд генерала Я.П. Кульнева, вызвав сильнейшую панику в шведской столице.

    Часть 2. Сейм в Борго и создание Великого княжества Финляндского


    Александр Первый. Картина Ф. Жерара. 1814. Фрагмент

    До завершения Александр I решил оформить присоединение Финляндии посредством созыва
    всесословного собрания жителей края. Накануне открытия сейма он подписал грамоту о сохранение религии, исконных законов и традиций новоприсоединенной страны.

    Война еще не была завершена, как Александр I решил оформить присоединение Финляндии к России посредством созыва всесословного собрания финляндских жителей (сейма). Представители четырех сословий Финляндии собрались в городе Борго, куда 15 марта 1809 года торжественно въехал император Александр. Накануне он подписал грамоту, подтверждающую сохранение религии, исконных законов и традиций новоприсоединенной страны.

    16 марта сейм начал работу в здании Боргоской гимназии. Присутствовавшие выслушали обращение Александра, который обещал хранить коренные законы страны. Затем представители сословий принесли присягу на верность России за себя и тех, кого они представляли. Сейм работал до июля 1809 года и юридически оформил присоединение Финляндии к Империи.


    Присяга в соборе Борго 17 марта
    1809 года. Из книги М.М. Бородкина «История
    Финляндии. Время Александра I». СПб, 1909

    Сейм в Борго имел некоторые черты учредительного собрания, так как заложил основы Великого княжества Финляндского – нового политического образования на территории, которая раньше была обычной провинцией в составе Шведского королевства. Завоеванная в середине XII века шведскими крестоносцами Финляндия только в 1809 году получила права автономии. Была создана верховная власть в виде престола Великого князя Финляндского – престола, неразрывно объединенного с Россией. Политическое устройство, данное этой стране Александром I, не могло быть отвергнуто представителями сословий: они были созваны только для подтверждения нового порядка.

    Присоединяя Финляндию к своим владениям, Александр I отлично понимал, что этот край будет жить своей отдельной жизнью в составе Империи, что на него нельзя распространить порядки остальной России: крепостничество и централизованное управление, что задача охранения северо-западных рубежей России требует от него добиться расположения и лояльности новых подданных.

    Определяющую роль в формировании финляндской политики сыграл М.М. Сперанский

    Русский царь, сам в душе либерал и реформатор, покровительствовал либеральному курсу Сперанского. Таким образом, действовавшие в Финляндии шведские законы были признаны сохранившими свою силу с теми поправками, которые привнесены фактом российского завоевания. Главные шведские законы: Форма Правления 1772 года и Акт Соединения и Безопасности 1789 – получили в интерпретации Александра статус «коренных законов».

    В сентябре 1809 года между Россией и Швецией в городке Фридрихсгам был подписан мирный договор. Он подводил черту под двухлетней войной и закреплял присоединение Финляндии к России. В тексте сказано, что «по единственным побуждениям великодушного своего соизволения» император всероссийский оставляет в неприкосновенности веру, собственность и преимущества финляндцев.

    В последней трети XIX века решения сейма в Борго стали объектом жаркой политической дискуссии относительно того, являл ли собой сейм соглашение между русским царем и финляндским народом (в терминах того времени государственными или земскими чинами). Была ли Финляндия равноправной стороной этого соглашения, можно ли считать решения Сейма конституцией или он подтверждал наличие таковой до времени завоевания? На анализе и спекуляциях вокруг Боргоского сейма возникла теория «особого государства» и дискуссия ее сторонников и противников.

    Часть 3. Финляндия в составе России: автономия и борьба за ее сохранение

    В составе Российской империи оказались две области, обладавшие большей свободой, чем какая-либо другая ее часть: Царство Польское и Великое княжество Финляндское. Дважды в XIX веке Польша поднимала национально-освободительные восстания, Финляндия же оставалась спокойной.

    Россия применила в Финляндии принцип разделения властей, впрочем, весьма отличавшийся от современного его понимания. Российский император одновременно являлся Великим князем Финляндский, что закреплено в титулатуре династии Романовых. Исполнительная власть принадлежала Сенату во главе с генерал-губернатором, формальным представителем России. Сенаторы назначались из числа финляндцев, срок их полномочий ограничивался тремя годами. Сенат имел два отдела: юридический и экономический.

    Генерал-губернатор назначался из числа приближенных к царю лиц. Как правило, генерал-губернаторы не вмешивались во внутренние дела Финляндии, так как, во-первых, жили в Петербурге, во-вторых, заседания Сената проходили на незнакомом шведском языке.

    Великое княжество имело всесословный Сейм, в ведении которого находились гражданское и уголовное законодательство, основы военных и церковного законодательств, финансовые дела. Сейм мог одобрить или отклонить решение императора о введении новых налогов или отмене какого-либо закона. Созыв Сейма был прерогативой русских царей, которые не пользовались этим правом до 1863 года. По новому Сеймовому уставу 1869 года периодичность созыва была установлена в пять лет, а с 1882 года он собирался каждые три года.


    Здание Финляндского Сейма,
    Гельсингфорс (Хельсинки).
    Из книги «Финляндия», под
    ред. Д. Протопопова. СПб, 1898

    Судебная власть была разделена между Сенатом, генеральным прокурором и старыми финляндскими судами гофтерихтами.

    Александр I проявлял большой интерес к управлению Финляндией, поэтому в Петербурге была создана Комиссия (позже Комитет) по финляндским делам во главе со Сперанским. Дела комитета докладывались напрямую самодержцу, минуя инстанции министерств. В 1826 году, при Николае I Комитет был упразднен, и его функции принял на себя Статс-секретарь Великого княжества в ранге министра.

    Финляндия имела собственное гражданство, отделенное от российского подданства. Финляндцы имели равный доступ к государственной службе, пользовались всей полнотой прав в Империи. В то же время русские подданные, жившие в Финляндии и не приобретшие ее гражданства, встречали ограничения своих прав.

    Великое княжество имело чиновный аппарат, полностью состоявший из местных жителей; свою почтовую систему; железную дорогу с колеей, отличающуюся от российской; свою финансовую систему, банк и бюджет. Наконец, Финляндия имела армию численностью до 2.000 человек таможенные границы с Россией, которую финские товары, в отличие от российских, пересекали беспошлинно. Центральной императорской власти были делегированы полномочия внешнеполитического представительства и стратегической обороны Великого княжества.

    С установлением российской власти столица княжества была перенесена в Гельсингфорс. Территория Финляндии расширилась за счет присоединения Выборгской губернии в 1811 году.

    Вхождение в состав России благоприятно сказалось на экономическом развитии страны. В период шведского господства, львиную долю бюджета Шведского королевства составляли доходы от Финляндии, теперь же эти средства полностью шли на ее внутреннее развитие. Начиная с 1840-х годов, в Финляндии постепенно шла машинная индустриализация, она превращалась в промышленно развитый регион империи.

    По мере промышленного развития крепло национальное самосознание финского народа. С 1860-х гг. происходил устойчивый культурный подъем, прогрессивные силы местной интеллигенции ратовали за придание финскому языку статуса государственного, что было сделано Александром II. Крепнущая автономия внушала опасения влиятельным силам в российском правительстве, сторонникам «единой и неделимой России».

    После вступления на престол Александра III, с подачи генерал-губернатора Ф.Л. Гейдена в 1882 году, была создана комиссия по кодификации местного законодательства для того, чтобы унифицировать финское право в соответствии с общеимперскими нормами и тем самым серьезно ограничить автономию Княжества. Влиятельные партии и Сейм выступили против этих действий России, и работа комиссии была прервана.

    Тогда же начинаются регулярные публицистические выступления финляндского юриста и сенатора Лео Мехелина, рьяного сторонника автономии и теории «особого государства». В ответ ему писатель К.Ф. Ордин и генерал М.М. Бородкин написали крупные произведения, доказывавшие, что Финляндия никогда не была государством и ныне является не более чем одной из провинций Российской империи.

    В 1890 г. была упразднена почтовая автономия Финляндии, в 1891 году дела статс-секретаря Великого княжества разделены между министрами общероссийского правительства. В 1895 году Николаю II были доложены результаты работы кодификационной комиссии под председательством Н.Х. Бунге, но царь решил отложить эти действия до лучших, по его мнению, времен.

    В 1899 году началось очередное наступление властей на Финляндскую автономию. Отныне центральная власть могла издавать законы общегосударственного значения без согласия Сейма. В 1900 году русский язык стал языком официального делопроизводства, а через год финская армия была упразднена, и финские граждане обязывались служить в общеимперской армии (впоследствии эта мера была заменена налогом, размер которого постоянно возрастал).

    В Великом княжестве сложилась предреволюционная ситуация. Национальный подъем в Финляндии в ответ на ограничение автономии совпал с Первой русской революцией 1905-1907 годов. Николай II был вынужден отменить все ограничения, и в 1906 г., впервые в Европе, в Финляндии право голоса получили женщины.

    В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, императорское правительство при поддержке консервативных слоев еще пыталось ограничить автономию Княжества, но война и революции 1917 года привели страну к полной независимости.

    Часть 4. Преподаватели Юридического факультета в дискуссии об особом статусе Финляндии.


    Профессора и приват-доценты юридического факультета Петербургского университета приняли активное участие в политико-юридической дискуссии вокруг вопроса, является ли Финляндия особым государством в составе России или же простой провинцией?

    Дискуссия об «особом государстве» началась с появления в 1838 году в Стокгольме брошюры профессора И. Вассера, в которой он называл княжество государством с представительной формой правления, учрежденной посредством мирного сепаратного договора между освобожденным финским народом и Александром I. Начавшаяся дискуссия в виде обмена памфлетами между Вассером и его оппонентами поначалу не привлекла к себе большого внимания.

    Актуальным этот вопрос стал тогда, когда возникла политическая необходимость отстаивать автономию Великого княжества от претензий российской центральной власти кодифицировать и унифицировать финское право в соответствии с общегосударственным правом.

    В этой общественно-политической дискуссии приняли участие видные ученые-юристы того времени. Среди преподавателей юридического факультета обозначились как сторонники особого положения Финляндии среди народов Российской империи, так и противники. Другими словами, спор сводился к вопросу о том, имеет ли Финляндия право на такую широкую автономию и что обязывает Россию считаться с нею: договоренности в Борго в 1809 г. или нынешнее устройство Великого княжества?

    Сторонники теории «особого государства»:

    Градовский Александр Дмитриевич (1841–1889).

    Ординарный профессор кафедры Государственного права юридического факультета Петербургского университета.

    Финляндия является обособленным во внутреннем управлении государством, – полагал А.Д. Градовский, – ибо за ней сохранены все местные особенности ее положения.


    Сергеевич Василий Иванович (1832–1910)

    Заслуженный ординарный кафедры Истории русского права юридического факультета Петербургского университета.

    В.И. Сергеевич признавал, что Финляндия вошла в состав России на правах особого государства изначально, по результатам переговоров и договоренностей 1808 года.


    Чичерин Борис Николаевич (1828 - 1904)

    Видный деятель либерализма, юрист, историк. Основоположник «государственной школы» русской историографии. Почетный член Санкт-Петербургского университета.

    В главе XI «Сложные государства» в «Общем государственном праве» Б.Н. Чичерин писал: «Финляндия… удержала свою политическую самостоятельность и свое особое устройство. При завоевании ей было обещано сохранение существующих учреждений. К таковым принадлежал Сейм, облеченный законодательной властью».

    Противники теории «особого государства»:

    Эдуард Николаевич Берендтс (1860 – после 1924)

    Первый профессор кафедры Финляндского права юридического факультета Петербургского университета

    Э.Н. Берендтс родился 9 декабря 1860 года в Санкт-Петербурге, в купеческой семье. Юридическое образование он получил на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета. По окончании университетского курса обучения его назначили в Министерство финансов. В 1891 году защитил на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета магистерскую диссертацию по теме «История государственного хозяйства Швеции до 1809 года». В том же году он был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора по кафедре государственного и административного права в Демидовском юридическом лицее г. Ярославля. В 1894 году он стал доктором финансового права, защитив в Санкт-Петербургском университете диссертацию, посвященную государственному хозяйству Швеции.

    В конце 90-х годов объектом научных исследований Берендтса стали финансовое право и система финансового управления в Финляндии. В 1900 году его как специалиста в этой области назначили помощником статс-секретаря Государственного совета и чиновником особых поручений при министре статс-секретаре Великого княжества Финляндского.

    23 мая 1901 года на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета была учреждена кафедра финляндского права. 4 июня того же года доктор финансового права Э. Н. Берендтс стал сверхштатным ординарным профессором Санкт-Петербургского университета по данной кафедре. В течение двух лет он читал студентам юридического факультета лекции по административному праву Великого княжества Финляндского, совмещая преподавание со службой в государственном аппарате.

    После него на кафедре преподавал приват-доцент М.Б. Горенберг (1905-1906 гг.). В 1907 кафедра была переименована в кафедру Местных прав и просуществовала до 1918 года.

    В 1904 году Берендтс возвратился в Ярославль - он был назначен на должность директора Демидовского юридического лицея. В 1906 году он перешел в Училище правоведения на должность ординарного профессора финансового права, истории русского права и финляндского права.

    После прихода к власти большевиков Берендтс покинул Россию. Обосновался он в Эстонии, продолжал преподавание и, вероятно, здесь закончил свои дни.


    Коркунов Николай Михайлович (1853–1904)

    Экстраординарный профессор кафедры Государственного права; ординарный профессор кафедры Энциклопедии и истории философии права юридического факультета Петербургского университета.

    Н.М. Коркунов отрицал учение о реальной унии, будто бы связывающую Россию и Финляндию, сосредотачиваясь только на политическом доводе, что держава-завоеватель не может создавать на присоединенных территориях обособленных от себя государств. Он не видел различия между «несуверенным государством» и «автономной провинцией», считая эту дискуссию не имеющей практической ценности.


    Мартенс Фридрих-Фромгольд (Федор Федорович) (1845–1909).

    Заслуженный ординарный профессор кафедры Международного права юридического факультета Петербургского университета.

    Ф.Ф. Мартенс твердо считал, что Финляндия является провинцией на основании Фридрихсгамского договора и того факта, что автономные учреждения Княжества были не результатом соглашения между равноправными контрагентами, а являются введенными по воле Империи. («Современное международное право цивилизованных народов»).


    Пергамент Михаил Яковлевич (1866–1932).

    Ординарный профессор кафедры Гражданского права юридического факультета Петербургского университета.

    М.Я. Пергамент считал, что Великое княжество есть инкорпорированная часть Российской империи, отличающаяся только особенностями местного законодательства. Он отрицал существование финляндских верховной власти, подданства и территории. («Юридическая природа реальной унии»).


    Таганцев Николай Степанович (1843–1923).

    Ординарный профессор кафедры Уголовного права юридического факультета Петербургского университета.

    Н.С. Таганцев отрицал особый статус Великого княжества Финляндского и обосновывал его положение в составе России исключительно завоеванием. «Подтверждение прежних законов русскими государями, – отмечал он, – не исключает возможность их отмены».

    ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ФИНЛЯНДСКОЕ (ВКФ), статус финских земель в составе Швеции с 1581 года; автономное административно-территориальное образование на северо-западе Российской империи. Присоединено к России в ходе русско-шведской войны 1808-09 годов, о чём объявлено в манифесте от 20.3(1.4).1808. На Боргоском сейме 1809 года император Александр I заявил о сохранении в ВКФ лютеранской религии и шведского законодательства, а представители финских сословий принесли присягу Александру I; для жителей ВКФ введено финляндское подданство (для пребывания на остальной территории империи они оформляли специальные документы). На рубеже 1811-12 годов российским правительством в состав ВКФ переданы районы так называемой Старой Финляндии - Карельский перешеек с Выборгом и северное Приладожье (присоединены к России по условиям Ништадтского мира 1721 года и Абоского мира 1743 года).

    Площадь ВКФ около 331,859 тысяч км 2 (1812). Население 1,117 миллионов человек (1815), 3,269 миллионов человек (1914); финны - 86,75%, шведы - 12,89%, русские - 0,29%, саамы - 0,06%. Лютеранство исповедовали 98% населения, православие - 1,9%. В 38 городах княжества проживало 14,7% населения (1914). С 1811 года ВКФ делилось на губернии: Або-Бьёрнеборгскую, Вазаскую, Выборгскую, Куопиоскую, Кюмменегордскую (Хейноласкую), Нюландско-Тавастгусскую, Улеаборгскую. По административной реформе 1831 года Нюландско-Тавастгусская губерния разделена на Нюландскую и Тавастгусскую губернии, а Кюмменегордская губерния упразднена (из её части была образована Санкт-Михельская губерния, остальная территория вошла в состав Выборгской и Нюландской губерний). Столицы - Або (финский Турку; 1808-12), Гельсингфорс (финский Хельсинки; с 1812 года).

    Административно-правовое устройство . Носителем верховной власти в ВКФ являлся российский император с титулом великого князя финляндского [принял его 25.12.1808 (6.1.1809)]. К его исключительной компетенции относились вопросы внешней политики и обороны; только он обладал правом созыва представительного законосовещательного (с 1906 года законодательного) органа - Сейма (в 1810-62 не созывался) и внесения в него законопроектов (в 1886 году правом законодательной инициативы наделён также и Сейм). Российский император назначал членов учреждённого в 1809 году высшего органа административного управления ВКФ - Правительствующего совета (с 1816 года Императорского финляндского сената), утверждал бюджет ВКФ, обладал правом помилования, возведения дворян в графское и рыцарское достоинство.

    Главой администрации ВКФ был назначаемый императором генерал-губернатор, являвшийся по должности председателем Сената; по его представлению императором на 3 года назначались начальники финляндских губерний и руководители центральных ведомств ВКФ. Представление императору других дел княжества осуществляли состоявшие из финляндских подданных Комиссия финляндских дел, в 1826-1918 годах Статс-секретариат по делам Великого княжества Финляндского, который возглавлял статс-секретарь (с 1834 года министр статс-секретарь). Правом докладов императору по финляндским делам в 1824 - середине 1850-х годов пользовался и генерал-губернатор. Такой порядок, сохранявшийся до 1908 года, обеспечивал автономность администрации ВКФ от других центральных ведомств империи.

    Сенат, который отчитывался только перед императором, подразделялся на департаменты: хозяйственный и судебный. В ведении Сената находились центральные учреждения ВКФ: Коллегиум Медикум (образован в 1811 году), Главное управление межевого ведомства, Главная таможенная дирекция, Главное управление лоцманского и маячного ведомств, Почтовая дирекция (все 1812), Управление по расчистке порогов и строительству каналов (1816). Членами высших и центральных учреждений ВКФ могли быть только финляндские подданные. В 1808-27 годах административные должности в ВКФ, кроме должности генерал-губернатора (за исключением первого генерал-губернатора Г. М. Спренгпортена), занимали лица евангелическо-лютеранского вероисповедания, затем и православные.

    Сейм был созван в 1863 году императором Александром II. Этому способствовали возраставшее в ВКФ недовольство отсутствием представительного органа, пропаганда скандинавизма и восстание в Царстве Польском. Сейм состоял из заседавших отдельно дворянской палаты (входили главы дворянских родов княжества) и избиравшихся соответствующими сословиями духовной, бюргерской (городской) и крестьянской палат. К его полномочиям относились обсуждение гражданского, уголовного, церковного законодательства и введение новых налогов. Решения Сейма утверждались монархом. Без согласия всех четырёх палат Сейма император не мог изменять «коренные» (основные) законы, действовавшие в ВКФ. Сеймовый устав 1869 года установил периодичность созыва Сейма 1 раз в 5 лет (с 1882 года - 1 раз в 3 года), но сохранил его сословную структуру, оставив большую часть населения без избирательных прав.

    Евангелическо-лютеранская церковь сохранила государственный статус. Она имела 4 епископства и 531 приход (3 миллиона прихожан в 1916). В 1866 году от Евангелическо-лютеранской церкви отделена школа. Православные приходы и монастыри в юго-восточных районах ВКФ остались под управлением Синода (1811), в 1892 году образована Финляндская епархия РПЦ.

    В 1809 году финляндские войска распущены, рекруты в российскую армию из финского населения не набирались. По военной реформе 1878 года императором Александром II в ВКФ созданы национальные вооруженные силы, которые имели собственные уставы, не могли быть выведены за пределы ВКФ, подчинялись генерал-губернатору (а не российскому военному министру) и могли быть распущены монархом только с согласия Сейма. После ликвидации вооруженных сил ВКФ (1901) финляндские подданные стали призываться в российскую армию, однако бойкот призывных кампаний вынудил российское правительство в 1905 году заменить военную службу для них денежным взносом ВКФ в имперскую казну. Во время 1-й мировой войны территорию ВКФ боевые действия не затронули, вместо выполнения воинской повинности княжество продолжало выплачивать денежную компенсацию.

    В ВКФ сохранялась сложившаяся ещё в составе Швеции трёхступенчатая судебная система: суд низшей инстанции в городах и сельской местности; гофгерихты (суды второй инстанции) в Або, Вазе и Выборге; судебный департамент Сената.

    Выборность органов местного самоуправления была установлена сельской (1865) и городской (1873) реформами, проведёнными императором Александром II.

    Экономика . Учреждение финляндского государственного «Учётно-сохранно-заёмного банка» (1811) положило начало формированию собственной финансовой системы ВКФ. В 1808-40-е годы на территории ВКФ имели хождение шведских риксдалер и российских рублей, в 1840-60-е годы - рублей, в 1860-1917 годах - рублей и финской марки (после перевода в 1877 году по инициативе финляндского Сената марки на золотую основу она стала основным платёжным средством в ВКФ). Княжество получило собственную таможенную систему (1811). Таможенная граница существовала между ВКФ и остальной частью Российской империи, действовавшие тарифы обеспечивали финляндским товарам более свободный доступ на российский рынок, чем иностранным товарам. Все доходы и налоги, собранные в ВКФ, оставались в княжестве.

    В 1857 году отменён запрет на строительство паровых лесопилен, в 1859 - большинство сковывавших хозяйственную активность норм цехового регламента в промысловой деятельности. Провозглашение полной свободы предпринимательства (1879) стимулировало быстрый рост промышленности, особенно лесопиления и деревообработки (в 1890 году соответственно 22% и 20% от общего объёма производства; валовая стоимость продукции лесопиления составила 21,9 миллионов марок в 1885 и 123,4 миллионов марок в 1910). В 1861 году на средства финляндской казны в ВКФ построена первая железная дорога - Гельсингфорс - Тавастгус (около 100 км), в 1890 году протяжённость финляндских железных дорог составила 1876 км, в 1910 - 3356 км. Доступ финляндских товаров на российский рынок расширился после открытия Сайменского канала (1856), введения нового таможенного тарифа (1858), строительства по инициативе Сената железной дороги Рийхимяки - Санкт-Петербург (1870). Во 2-й половине 19 века на долю России приходилось от 30 до 50% торговли ВКФ. В связи с прекращением торгового оборота ВКФ с Германией и Великобританией во время 1-й мировой войны удельный вес России в финляндской торговле значительно возрос. Одновременно многократно увеличился объём российских военных заказов, выдаваемых промышленным предприятиям княжества.

    К возникновению так называемого торпарского вопроса (смотри в статье Торпари) привело увеличение сельского безземельного населения (28% в 1870 и 48% в 1900). Оно было вызвано как абсолютным ростом сельского населения (1,062 миллион человек в 1815 и 2,765 миллиона человек в 1914), так и существовавшими законодательными ограничениями раздела хозяйства между всеми наследниками.

    После ряда неурожайных лет и массового голода конца 1860-х годов началась переориентация финляндского сельского хозяйства с земледелия на животноводство. Хлеб стал составлять до 20% финляндского импорта, основными поставщиками зерна были Россия и Германия (соответственно 70% и 30% в 1891-95; 43,2% и 56,8% в 1906-10). С началом 1-й мировой войны практически весь хлеб стал поступать из России, его поставки полностью прекратились весной 1917 года, что вызвало острый продовольственный кризис.

    Политика унификации . С 1880-х годов российское правительство придавало особое значение финляндскому направлению как возможному будущему театру военных действий с Германией (тогда же начальник штаба Петербургского ВО Н.И. Бобриков, например, отмечал, что безопасность Санкт-Петербурга зависит не только от его военного прикрытия, но и от «устойчивости нашей власти в Финляндии»). Связанные с этим объединительные мероприятия были инициированы в 1889 году указами императора Александра III о слиянии почтовой системы ВКФ и всей империи (осуществлено в 1890 году), а также о слиянии их таможенной и финансовой систем (не реализовано из-за противодействия российских промышленных кругов).

    Император Николай II продолжил политику ограничения автономии ВКФ. Манифестом от 3(15).2.1899 он изъял из юрисдикции Сейма и передал в верховные инстанции вопросы, имевшие «общегосударственное значение», при этом их круг не был чётко очерчен. Манифест был воспринят в княжестве как акт, нарушавший финляндское законодательство. Располагавший с 1903 года чрезвычайными полномочиями генерал-губернатор Н. И. Бобриков предпринял попытки внедрить русский язык в практику административного управления и школьного образования, закрыл полностью или частично ряд периодических изданий и общественных организаций, выслал из ВКФ оппозиционных политических деятелей. Ответом на эти меры стала кампания массового неповиновения центральной власти в ВКФ, получившая новый импульс с началом Революции 1905-07 годов. В ходе всеобщей стачки в ВКФ забастовочным комитетом обнародован «Красный манифест» с требованием отставки финляндского Сената и создания временного правительства, отмены всех мер, нарушавших автономию ВКФ, проведения реформы выборов в Сейм. Николай II был вынужден 22.10(4.11).1905 подписать манифест «О восстановлении законности», отменявший большинство постановлений, принятых без согласия Сейма. По реформе избирательной системы, осуществлённой с принятием Сеймового устава [утверждён императором 20.6(3.7).1906], Сейм стал однопалатным законодательным органом, избирался на основе всеобщей, равной и тайной подачи голосов. В ВКФ его начали называть парламентом, официально он продолжал именоваться Сеймом.

    Но уже с 1908 года курс на унификацию возобновился: все дела (как правовые, так и административные) министр статс-секретарь стал представлять на рассмотрение императору не напрямую, а после их предварительного обсуждения в Совете министров и после получения заключения соответствующего министра о том, насколько законопроект соответствует российскому законодательству и не затрагивает ли он государственных интересов империи. С 1909 года в Сенат и другие высшие органы административного управления ВКФ назначались российские чиновники. В 1910 году Сейму ВКФ предписано избирать в Государственный совет и Государственную думу 2 и 4 членов соответственно, но это требование парламентом было отклонено. Его депутаты демонстрировали неповиновение центральной власти, в 1910 году приняли решение о невозможности выполнять свои обязанности в условиях постоянных нарушений финляндских законов, выслушивали императорские послания сидя, председатель Сейма П. Э. Свинхувуд, игнорируя запрет императора Николая II, затрагивал в своих выступлениях действия российского правительства. Сопротивление Сейма возобновившемуся объединительному курсу стало причиной его частых роспусков (8 раз в 1908-17 годах). К 1914 году центральным правительством разработана всеобъемлющая программа унификации - приведения законодательства, условий государственной и экономической жизни ВКФ к общероссийским нормам, которая, однако, не была реализована из-за начала 1-й мировой войны.

    Общественно-политические процессы в ВКФ в 19 веке в решающей степени определялись развитием финского национального движения. К 1809 году в административной и судебной системе, университетском и школьном преподавании, культурной и общественной жизни использовался только шведский язык, который имел официальный статус. В то же время в быту на финском языке говорили около 90% жителей ВКФ, на нём велось богослужение. К середине 19 века сформировалось движение фенноманов (идеологи - Ю. В. Снельман, И. С. Ирьё-Коскинен и др.), которые стремились заменить шведский язык финским в административной и культурной жизни княжества, развивать финноязычную школьную систему, установить контроль над Сенатом и Сеймом, вытеснив из них шведоязычную бюрократию. Ответная реакция шведоязычной интеллигенции и бюрократии привела к появлению в 1860-е годы шведоманского движения (лидер А. О. Фреуденталь). Российская власть, заинтересованная в ослаблении прошведских настроений в ВКФ, поддерживала фенноманов (финский и шведский языки уравнены в правах в 1863 году, некоторые предметы в университете разрешено преподавать на финском языке, финские школы стали получать государственное финансирование и пр.). В начале 1880-х годов фенноманский лагерь раскололся на старофиннов во главе с И. С. Ирьё-Коскиненом (получили господствующие позиции в Сенате) и «либеральных фенноманов» во главе с Э. Пальменом (в 1894 году создали Младофинскую партию). Тогда же стала формироваться Шведская партия, занимавшая резкие антиправительственные и прошведские позиции. В 1899 году основана Рабочая партия (с 1903 года Социал-демократическая партия Финляндии, СДПФ; лидер - Н. Р. Урсин).

    В связи с унификаторским курсом центральной власти в начале 20 века младофинны объединились в Конституционный блок со Шведской партией (1903), призывая население к пассивному сопротивлению политике генерал-губернатора Н. И. Бобрикова. В 1904 году создана подпольная Партия активного сопротивления, которая использовала индивидуальный террор и иные методы вооруженной борьбы против самодержавия.

    В 1905-06 годах, после реформы избирательного права и создания однопалатного парламента, приняты программы Финской партии (ФП, старофинны; лидер - Ю. Р. Даниельсон-Кальмари) и Младофинской партии (МФП; К. Ю. Стольберг, П. Э. Свинхувуд). В 1906 году созданы Союз сельского населения (с 1908 Аграрный союз, АС; лидер - С. Алкио), Шведская народная партия (ШНП; М. фон Борн), а также Христианский рабочий союз Финляндии (ХРСФ). В парламенте (200 мест) преобладали фракции СДПФ (в 1907 - 80, в 1916 - 103 депутата), ФП (59 и 33 соответственно), МФП (26 и 23) и ШНП (24 и 21).

    С началом 1-й мировой войны возникло так называемое егерское движение, участники которого осуществляли тайную вербовку и переправку добровольцев в Германию, где из них был сформирован егерский батальон, воевавший против российских войск в Прибалтике. Однако идея независимости Финляндии от России широкого распространения не имела вплоть до 1917 года.

    Временное правительство, образованное в Петрограде в результате Февральской революции 1917 года, 7(20) марта отменило все акты, противоречившие основным финляндским законам. В связи с отречением императора Николая II (великого князя Финляндского) возникла правовая коллизия по вопросу о субъекте верховной власти в ВКФ. Вопреки мнению Временного правительства об окончательном решении этой проблемы на Учредительном собрании, финляндские парламентарии 5(18).7.1917 приняли Закон о верховной власти, которая передавалась парламенту, однако он сразу же был распущен Временным правительством. После Октябрьской революции 1917 года в России 2(15) ноября новый состав финляндского парламента вновь провозгласил себя носителем верховной власти в стране, а 23 ноября (6 декабря) 100 голосами «за» при 88 «против» принял Декларацию о независимости Финляндии в границах 1812 года. Независимость Финляндии признана СНК РСФСР 18(31).12.1917 и утверждена ВЦИК 22.12.1917 (4.1.1918).

    Генерал-губернаторы ВКФ: Г. М. Спренгпортен (1808-09), М. Б. Барклай де Толли (1809-10), Ф. Ф. Штейнгель (1810-23), Г. М. Армфельт (исполняющий должность в 1812-13), А. А. Закревский (1823-31), А. С. Ментиков (1831-55), А. А. Чеслев (неоднократно исполняющий должность в 1833-1847), П. И. Рокасовский (1861-66; неоднократно исполняющий должность в 1848-54), Ф. Ф. Берг (1855-61, исполняющий должность в 1854-55), И. М. Норденстам (исполняющий должность в 1861, 1864, 1868, 1870, 1872-73), Н. В. Адлерберг (1866-81), Ф. Л. Гейден (1881-97), С. О. Гончаров (исполняющий должность в 1897-98), Н. И. Бобриков (1898-1904), И. М. Оболенский (1904-05), Н. Н. Герард (1905-08), В. А. Бекман (1908-09), Ф. А. Зейн (1909-17), М. А. Стахович (март - сентябрь 1917), Н. В. Некрасов (сентябрь - ноябрь 1917).

    Источн.: Сборник сведений по Финляндии. 1900. СПб., 1900; Акты для выяснения политического положения Великого княжества Финляндского. 2-е изд. СПб., 1908.

    Лит.: Кочкарев Н. А. Политические партии в Финляндии. СПб., 1909; Тиандер К. Финляндия и Россия. П., 1917; Кяйвяряйнен И. И. Международные отношения на севере Европы в начале XIX в. и присоединение Финляндии к России в 1809 г. Петрозаводск, 1965; Корнилов Г. Д. Русско-финляндские таможенные отношения в конце XIX - начале XX в. Л., 1971; Paasivirta J. Suomija Eurooppa: Autonomiankausi ja kansainväliset kriisit (1808-1914). Hels., ; Лайдинен А. П. Развитие капитализма в промышленности Финляндии. Л., 1979; Суни Л. В. Очерк общественно-политического развития Финляндии в 50-70 годы XIX в. Л., 1979; он же. Самодержавие и общественно-политическое развитие Финляндии в 80-90 годы XIX в. Л., 1982; Дусаев Р. Н. Становление государственной автономии Великого княжества Финляндского (1808-1809). Свердловск, 1983; Расила В. История Финляндии. Петрозаводск, 1996; Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии, 1809-1955. М., 1998; Новикова И. Н. «Финская карта» в немецком пасьянсе: Германия и проблема независимости Финляндии в годы Первой мировой войны. СПб., 2002; Бахтурина А. Ю. Окраины Российской империи: государственное управление и национальная политика (1914-1917). М., 2004; Jussila О. Suomen suuriruhtinaskunta 1809-1917. Hels., 2004; Клише М. Имперская Финляндия. СПб., 2005; он же. На чужбине и дома. СПб., 2005.

    Территориально самым крупным государством современного мира является Российская Федерация. Ни для кого не секрет, что в свое время Советский Союз был более крупным, но многие не знают, что Российская империя в определенные моменты своей истории была даже крупнее, чем Советский Союз. Никогда не входила в Советский Союз Финляндия, которая некоторое время была провинцией в Российской империи. Когда же?

    Временной отрезок

    Как Финляндия вошла в состав России

    Всего за несколько лет до знаменитой войны 1812 года Россия и Франция были военными союзниками против Великобритании. Островной соперник был силен в первую очередь своей морской торговлей, союзники, соответственно, избрали своей задачей эту торговлю пресечь, или хотя бы сильно ограничить. Возможно, процесс пошел бы легче, но Швеция, довольно могущественное в те времена королевство, поддержать инициативу отказалась, оставив существенную брешь в блокаде. В результате, между Российской империей и Швецией вспыхнула война, которая продолжалась год. Скандинавская страна эту войну проиграла, и, по условиям мирного договора, должна была отдать одну из своих провинций – нынешнюю независимую Финляндию.

    Как Финляндия вышла из состава России

    Имя легендарного маршала Маннергейма, знаменитого президента Финляндии, слышали многие, однако не все знают, что именно он, будучи ярым сторонником российского правления, являлся творцом независимой Финляндии. Все дело было в монархистских взглядах маршала, ведь большая часть его военной карьеры прошла в Российской империи. Временное правительство, пришедшее к власти в начале 1917 года, было воспринято еще нормально, но после октябрьской революции, когда к власти пришли красные, монархист Маннергейм возглавил восстание и провозгласил независимость. Именно поэтому Финляндия не вошла в состав СССР – из-за неприятия коммунистического режима местной правящей верхушкой.