Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала XX века. : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала XX века Свадебные мотивы в лирике поэтов 20 века

    : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала XX века. : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала XX века Свадебные мотивы в лирике поэтов 20 века



    Валерий Яковлевич Брюсов Родился 1 (13 н.с.) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Учился в гимназии, которую он окончил в 1893 году. Потом историко- филологический факультет Московского университета. Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала Весы (), лучшего журнала русского символизма. Мастер классического сонета.


    Зинаида Николаевна Гиппиус Родилась 8 ноября (20 н.с.) в городе Белев Черниговской губернии в семье государственного чиновника, служившего в Нежине. Получила основательное домашнее образование. После смерти отца семья переехала в Москву, затем в Ялту, Тифлис и Петербург. Выступает и как критик, опубликовав "Литературный дневник" - сборник критических статей (под псевдонимом Антон Крайний). Раздумья на "вечные темы" - "о человеке, любви и смерти" - определили тональность многих стихов.


    Николай Степанович Гумилев Родился в Кронштадте. Детские годы будущий поэт провел в Царском Селе. Затем уехал в Париж, где слушал лекции в Сорбонне, знакомился с французскими и русскими писателями, художниками. Возвращается в Царское Село, продолжает печататься в «Весах». В 1918 – 1921 годы Гумилев был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда. 3 августа 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. 24 августа было издано постановление Петроградской Губчека о расстреле 61 человека, среди приговоренных был и Гумилев. Точная дата его смерти неизвестна.


    Михаил Алексеевич Кузмин Один из самых загадочных поэтов Серебряного века родился в Ярославле. Западноевропейская культура с раннего детства стала его второй духовной родиной: Шекспир, Мольер, Сервантес, Вальтер Скотт, Гофман, Россини, Вебер, Шуберт формировали личность будущего поэта и музыканта, притом, что родители Кузмина были старообрядцами, и сам он с детства воспитывался в традициях бытовой религиозности. Дебют Кузмина как поэта состоялся в декабре 1904 года, когда вышел в свет альманах «Зеленый сборник стихов и прозы», где был напечатан цикл его стихотворений «XIII сонетов», а также оперное либретто. Кузмин не допускал для себя мысли об эмиграции, считая, что только в России он может жить и работать.


    Марина Ивановна Цветаева Писать стихи начала рано. Первая ее книга «Вечерний альбом» вышла в 1910 году. Судьба Марины Цветаевой была нелегкой. Она не смогла понять и принять Октябрьскую революцию и в 1922 году уехала за границу. В эмиграции была трудная жизнь материальных лишений, душевного прозрения, признания своих ошибок. В 1939 году поэтесса возвращается на родину.


    Евгений Александрович Евтушенко Родился в 1933 году Поэт, прозаик, критик, кинорежиссер, публицист. Родился на станции Зима Иркутской области. Печататься начал в 1949 г. Евтушенко лидер молодой поэзии второй половины 50-х и 60-х годов двадцатого века. Стихи раннего Евтушенко использовал в 13-й симфонии Д. Д. Шостакович.


    Владимир Семенович Высоцкий Русский музыкант, актёр, поэт, советского периода, автор сотен песен на собственные стихи. Высоцкий написал около 700 песен и стихов, сыграл около тридцати ролей в фильмах, играл в театре, объездил с концертами всю страну и мир. Высоцкий затрагивал в годы строгой цензуры запретные темы, пел о повседневной советской жизни и о Великой Отечественной Войне всё это и принесло ему широкую популярность


















    Доклад 7 класс.

    В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании.

    Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета. Лирический герой размышляет о счастье:

    О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.

    Финальная строка стихотворения по глубине и объемности роднится по смыслу с библейской мудростью: «Царство Бо- жие внутри вас»:

    Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

    Человек только тогда поистине счастлив, когда чувствует свою сопряженность, свое родство со всем живым на земле, со всей Вселенной, со всей природой.

    А в стихотворении А.А. Блока «Ночь, улица, фонарь, ап­тека» (1912) лирический герой утратил высшие духовные цен­ности. Стихотворение посвящено «страшному миру». Лириче­ский герой - человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Кольцевая композиция произведе­ния раскрывает его проблематику: бессмысленность и туск­лость существования, невозможность найти выход из создав­шегося положения:

    Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет.

    Где же человек может обрести духовные ценности? По мнению того же А. Блока, в слиянии с Родиной. Родина для А. Блока понятие многогранное. В цикле «На поле Куликовом» (1919) поэт пишет об историческом прошлом Руси. Еще в 1908 году А. Блок писал К.С. Станиславскому: «В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я соз­нательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реаль­ный... Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия. Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель». Цикл «На поле Куликовом» состоит из пяти стихотворений. В примечании к циклу Блок пи­сал: «Куликовская битва принадлежит... к символическим со­бытиям русской истории. Таким событиям суждено возвраще­ние. Разгадка их еще впереди». Лирический герой цикла ощущает себя современником двух эпох. Первое стихотворение цикла играет роль пролога и вводит тему России:

    О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..

    На необозримых просторах Руси идет «вечный бой», «ле­тит, летит степная кобылица». В третьем стихотворении появ­ляется символический образ Богородицы как воплощение светлого, чистого идеала, который помогает выстоять в годи­ну тяжелых испытаний:

    И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда,

    Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.

    Заключительное стихотворение цикла окончательно про­ясняет его общий замысел: поэт обращается к прошлому для того, чтобы найти соответствия настоящему. По мнению Бло­ка, время «возвращения» наступает, грядут решающие собы­тия, которые по своему накалу, размаху не уступают Куликов­ской битве. Цикл завершается строками, написанными классическим четырехстопным ямбом, в которых выражена устремленность лирического героя в будущее:

    Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались.

    Доспех тяжел, как перед боем.

    Теперь твой час настал. - Молись!

    И В.В. Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» размышляет о пороках современного общества, недостатках людей. Как и многие произведения поэта, данное стихотворение имеет сюжет: люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами, исчезло сострадание, милосердное отношение к беззащитному существу. И только лирический герой почувствовал «какую-то общую звериную тоску»:

    «Лошадь, не надо.

    Лошадь, слушайте-

    Чего вы думаете, что вы их плоше?...

    Знаменитая фраза из поэтического произведения: «...все мы немножко лошади» - стала фразеологизмом. В жизни ка­ждого человека наступает такой период, когда он нуждается в сочувствии, сострадании, поддержке. Стихотворение раскры­вает духовные ценности, учит доброте, милосердию, человеч­ности. Атмосферу трагического одиночества создают различ­ные поэтические приемы. Самый распространенный среди них: прием звукописи (описание предмета передано через его звуковое сопровождение). В данном стихотворении подобран­ное сочетание звуков передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвякал», - стук лошадиных копыт:

    Били копыта.

    Пели будто: Гриб. Грабь. Гроб. Груб.

    Нетрадиционное сочетание слов используется поэтом для передачи изображаемого конфликта: «улица опрокинулась», «смеялся Кузнецкий», «улица скользила». Особая рифмовка поэтического стихотворения также способствует нагнетанию тягостной атмосферы одиночества живого существа - лоша­ди в толпе зевак:

    Лошадь на круп

    Грохнулась,

    За зевакой зевака,

    Штаны пришедшие Кузнецким клешить

    Сгрудились,

    Смех зазвенел и зазвякал:

    Лошадь упала!

    Упала лошадь! -

    В.В. Маяковский использует в стихотворении различные художественно-выразительные средства, которые создают особую атмосферу, делают изображаемую поэтическую кар­тину более яркой, выразительной.

    Например, метафора «льдом обута» передает восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны при­шедшие Кузнецким клешить» раскрывает место и время дей­ствия стихотворения: торговые ряды Кузнецкого моста, осо­бенно модным в то время было носить брюки - клеш.

    Описываемое писателем происшествие оставляет тягост­ное впечатление у читателя, но финал стихотворения оптими­стичен, так как в образе лирического героя лошадь нашла со­переживающего человека:

    Может быть старая -

    и не нуждалась в няньке,

    может быть, и мысль ей моя казалось пошла,

    рванулась,

    встала на ноги,

    Финал стихотворения символичен: лошадь вспоминает детство - самую беззаботную пору жизни, когда каждый мечтает о счастливом будущем, надеется на лучшую жизнь:

    И все ей казалось - Она жеребенок, И стоило жить, И работать стоило.

    В поэзии С.А. Есенина лирический герой обретает «веч­ные ценности» тоже в слиянии с природой. Тема природы связана в есенинской поэзии с олицетворением живых су­ществ. Например, в стихотворении «Песнь о собаке» (1915) у матери-собаки отняли «рыжих семерых щенят». Чистый на­турализм («ощенила сука», «причесывая языком», «слизывая пот с боков») соединяется у Есенина с глубоким лиризмом («струился снежок подталый», «долго, долго дрожала воды незамершей гладь», «в синюю высь звонко глядела», «месяц скользил тонкий», «золотыми звездами в снег»). Стихотво­рение сюжетно: человек («хмурый хозяин»), не считаясь с чувствами собаки, утопил ее щенят. Поэтом передано истин­ное горе животного:

    А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.

    Последнее четверостишие является оксюмороном, с по­мощью которого описана невозможность существования в од­ном мире жестокого человека и собаки-матери, сознательно лишенной собственных детей:

    И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.

    Так, поэты начала XX века, как и многие русские люди, заняты поисками «вечных ценностей», которые можно обрес­ти в слиянии с Родиной, природой, самостоятельно вырабаты­вая в себе лучшие душевные качества: милосердие, сострада­ние, доброту.

    Вопросы по докладу:

    1) Кто из русских поэтов начала XX века обращается к «вечным ценностям»?

    2) Что происходит с человеком, по мнению А. Блока, когда он утрачивает нравственные понятия? (Смотри анализ стихо­творения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...»)

    3) Как у В. Маяковского раскрывается тема милосердия в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

    4) О чем стихотворение С.А. Есенина «Песнь о собаке»?

    Урок литературы в 8 классе. Мотивы былого в лирике В.Брюсова. Стихотворение В. Брюсова "Три кумира" Цель урока:      познакомить с творчеством В.Я. Брюсова (обзор); привить интерес к творчеству В.Я. Брюсова; дать анализ стихотворений Брюсова «Три кумира» выработать навык выразительного чтения стихотворений; выработать умение давать анализ лирических произведений способствовать формированию таких черт характера как чувство гордости за нашу литературу. Оборудование: портрет В. Я.Брюсова, презентация, аудиозапись стихотворения, распечатки стихотворения «Три кумира». Ход урока: 1. Введение в тему. Русские поэты начала XX века - поэты серебряного века - часто с грустью обращались к прошлому. При этом они отчетливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи. Историческая тема ярко проявилась в творчестве В. Брюсова, поэта, прозаика, литературного критика, ученого, энциклопедически образованного человека. История, по Брюсову, ­ своеобразная декорация для передачи драматизма своего времени. Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. «Три кумира»(1913) – яркое тому подтверждение. Вслушаемся в строки стихотворения: В этом мутном городе туманов, В этой, тусклой беспросветной мгле, Где строенья, станом великанов, Разместились тесно по земле, - Попирая, в гордости победной,

    Ярость змея, сжатого дугой, По граниту скачет Всадник Медный, С царственно протянутой рукой; А другой, с торжественным обличьем, Строгое спокойствие храня, Упоенный силой и величьем, Правит скоком сдержанным коня; Третий, на коне тяжелоступном, В землю втиснувшем упор копыт, В полусне, волненью недоступном, Недвижимо, сжав узду, стоит. Исступленно скачет Всадник Медный; Непоспешно едет конь другой; И сурово, с мощностью наследной, Третий конник стынет над толпой, - Три кумира в городе туманов, Три владыки в безрассветной мгле, Где строенья, станом великанов, Разместились тесно по земле. 2.Творческая история стихотворения. Импульсом к созданию стихотворения могла послужить общая атмосфера исторических размышлений, связанная с празднованием 300­ летия царствующего Дома Романовых, ведь любой юбилей - всегда время всеобъемлющих и результирующих оценок. Написанное в 1913 году, незадолго перед первой мировой войной, стихотворение Валерия Брюсова “Три кумира” интересно поэтическим видением отечественной истории предшествующих двух столетий. Отталкиваясь от реального факта современной ему петербургской действительности (наличие в городе известных памятников Петру Первому, Николаю Первому и Александру Третьему – история создания монументов в приложении, презентации), поэт придает данным скульптурам особую знаковую функцию. Названные монархи символизируют собой разные этапы того большого, сложного и противоречивого исторического времени, когда столицей государства Российского был воздвигнутый по воле Петра Великого Петербург. 3. Аналитическое прочтение стихотворения.  Создавая поэтический образ Петербурга, Брюсов пишет о нем:

    В этом мутном городе туманов, В этой, тусклой беспросветной мгле, Где строенья, станом великанов, Разместились тесно по земле. Мутность и беспросветность города наталкивает поэта на мысль о том, что петербургский период истории, возможно, скоро завершится, а потому поэт и подводит его итоги.  Как же поэтически выразил Брюсов суть трех эпох, олицетворяемых знаменитыми монархами? Достигается это с помощью трех развернутых образов. Проследим по тексту стихотворения. В строфе, посвященной Петру Первому, движение характеризуется словом “скачет”. Попирая, в гордости победной, Ярость змея, сжатого дугой, По граниту скачет Всадник Медный, С царственно протянутой рукой; Император предстает как борец, победитель. Отсюда и слова о «гордости победной». Есть и враг - змей («ярость змея»). Вводится поэтому и дополнительное действие - «попирая»: Петр «скачет», «попирая» ненавистного змея. Фальконетовский медный всадник переполнен азартом великой гонки, он обуреваем жаждой победы, удачи. Памятник Николаю Первому, стоящий на Исаакиевской площади, производит на Брюсова совершенно иное впечатление. А другой, с торжественным обличьем, Строгое спокойствие храня, Упоенный силой и величьем, Правит скоком сдержанным коня; Энергия неукротимого прапрадеда утрачена. И понятно почему. От предков осталась империя, ее величие, грандиозность, сложившаяся система жизни. Поэтому можно обходиться без монархических реформ. Можно пожинать плоды созданного до тебя. Брюсов пишет о Николае - «А другой, с торжественным обличьем». Акцент делается исключительно на внешнем. Император словно озабочен лишь тем, какое производит впечатление. В строчке «строгое спокойствие храня» явно нет упоминания о той страсти, что определяя «победную гордость» Медного всадника. «Упоенный силой и величьем», Николай Павлович, наверное, никогда не сможет поскакать иступленно! Многозначна строка «Правит скоком сдержанным коня»: государство, олицетворяемое Николаем Первым, - это мощная империя эпохи стабилизации. Оно может жить само по себе, без понукающих и изъязвляющих бока шпор очередного царя ­ реформатора. Лексический ряд, связанный с образом второго «кумира», сам по себе весьма показателен:”спокойствие”, “сдержанным”, “непоспешно”.

    В строфе, отведенной описанию памятника Александру Третьему, выполненного Паоло Трубецким и установленного на Знаменской площади недалеко от Московского вокзала, налицо уже полная остановка движения («упор копыт»). Третий, на коне тяжелоступном, В землю втиснувшем упор копыт, В полусне, волненью недоступном, Недвижимо, сжав узду, стоит. Как известно, по поводу этого памятника в народе зло шутили: «Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте - обормот». Всадник «стоит». В стихотворении находим и другие выразительные слова ­ характеристики, соотносимые с данным памятником: «в полусне», «недвижимо», «стынет». Автор выделяет безразличие, инертность как психологическую доминанту первых лиц в государстве Российском в новейшее время. У Александра Третьего в предлагаемой Брюсовым трактовке все в прошлом: отсюда слова - «с мощностью наследной».  К какому выводу подводит нас Брюсов, предлагая для сопоставления образы трех «кумиров»? Вдумаемся в смысл тех глаголов движения, которые выстраиваются в весьма показательный ряд: « скачет» - «едет» - «стынет». Исступленно скачет Всадник Медный; Непоспешно едет конь другой; И сурово, с мощностью наследной, Третий конник стынет над толпой История замедляется, почти останавливается. От новых времен тянет холодом (слово «стынет» придает всей строфе и дополнительное значение). Что же будет дальше? Каково будущее? Оно, по Брюсову, неопределенно, где­то там - во тумане, «безрассветной мгле».Поэт сводит все памятники вместе и ставит их перед лицом будущих угроз. Заметим: не “беспросветной”, а “безрассветной”. Как это нужно понимать? Что же - рассвета уже не будет? Может быть, Брюсов пророчески уже видел ту Россию, которую семью годами позднее увидит Герберт Уэллс и напишет книгу “Россия во мгле”. Почти символична и дата написания анализируемого нами стихотворения - 1 декабря 1913 года. Шел последний месяц последнего благополучного года империи. Дальше Россию ждали войны, революции, мятежи. Наступал Хаос. 1. Напишите мини­сочинение «Как Брюсов показывает драматизм своего времени в стихотворении «Три кумира»?

    Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме "Мотивы былого в лирике поэтов XX века"?

    К этой теме часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: "Тени прошлого", "Старина", "Прапамять", но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: "Минули годы, годы, годы…"; "Пропало славы обветшалой воспоминанье навсегда…".

    Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в учебнике-хрестоматии. Всегда можно расширить выбор, добавляя стихотворения.

    Каков масштаб осмысления прошлого поэтами серебряного века?

    Русские поэты начала XX века - поэты серебряного века - часто с грустью обращались к прошлому. При этом они отчетливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.

    Какое из стихотворений серебряного века произвело на вас наиболее сильное впечатление? Выучите наизусть это стихотворение и напишите письменный отзыв о нем.

    Обычно выбирают стихотворения героического звучания. Так, на первом месте стоит стихотворение М. Цветаевой "Генералам двенадцатого года". Напряженный ритм этого романтического обращения к героям прошлого часто вызывает эмоциональный отклик у восьмиклассников. Создавая письменный отзыв о нем, обычно отмечают яркость воспроизведения героев прошлого.

    Письменный отзыв об этом стихотворении обычно включает множество цитат, которые помогают воспринять облик юных генералов, чей век был так короток и так героичен. Звенят их шпоры и голоса, они "цари на каждом бранном поле и на балу".

    Они - не просто генералы, а "генералы своей судьбы", юноши, способные подчинить себе победу и забывающие при этом о смерти. Краток и героичен их век! Даже в небытие они умели переходить весело! Именно об этом пишут в своих отзывах ученики, которые избрали это стихотворение.

    А. А. Ахматова. «Клятва». «Мужество». А. А. Прокофьев. «Москве». К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Ю. В. Друнина. «Зинка». М. А. Дудин. «Здесь грязь, и бред,

    и вши в траншеях...». А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...». М. В. Исаковский. «Огонек». Б. Ш. Окуджава. «До свидания, мальчики». Е. М. Винокуров. «В полях за Вислой сонной...». В. С. Высоцкий. «Штрафные батальоны».

    Л. М. Леонов. «Золотая карета».

    Тема 8

    Мотивы былого в лирике поэтов XX века.

    В. Я. Брюсов. «Тени прошлого». 3. Н. Гиппиус. «14 декабря». Н. С. Гумилев.«Старина». «Прапамять». М. А. Кузмин. «Летний сад». М. И. Цветаева. «Домики старой Москвы». «Генералам двенадцатого года». Е. А. Евтушенко. «Когда звонят колокола». В. С. Высоцкий. «Зарыты в нашу память на века...»

    Тема 9

    Итоги

    Время на страницах исторических произведений.

    Класс (108часов)

    Введение

    Литература как искусство слова

    Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Национальная самобытность русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

    Тема 1

    Древнерусская литература

    Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как источник повествования. «Слово о полку Игореве».

    Тема 2

    Литература 18 века

    Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны». «Вечернее размышление о Божьем величестве при случае северного сияния». Г.Р. Державин. Ода «К Фелице», «Властителям и судиям», «Памятник». Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

    Тема 3

    Литература 19 века

    Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, А.В. Кольцов. Романтизм в русской литературе. Жуковский. «Светлана». А.С.Грибоедов. «Горе от ума». А.С. Пушкин. «К Чаадаеву». «К морю». «Храни меня, мой талисман». «Сожжённое письмо». «Поэт». «Осень». «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». «Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов. «Ангел». «Ужасная судьба отца и сына». «Поэт». «Нет, я не Байрон, я другой». «Монолог». «Дума». «Нищий». «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». И.С. Тургенев. «Первая любовь». Ф.И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный». «День и ночь». «Ещё томлюсь тоской». «Она сидела на полу». А.А. Фет. «Чудная картина». «Я вдаль иду». «Я был опять в саду твоём». «Деревня». Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом». Л.Н. Толстой. «Юность». А.П. Чехов. «Человек в футляре».



    Тема 4

    Русская литература 20 века

    Русская литература 20 века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и её судьбы. И.А. Бунин. «Жизнь Арсеньева». М. Горький. «Мои университеты». А.А. Блок. «Россия». «Девушка пела в церковном хоре». С. Есенин. «Отговорила роща золотая». «Я покинул родимый дом». В.В. Маяковский. «Послушайте!». «Прозаседавшиеся». А.А. Ахматова. «Сероглазый король». «Песня последней встречи». М.А. Булгаков. «Мёртвые души». «Собачье сердце». М.А. Шолохов. «Судьба человека». А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин».

    Тема 5

    Русская литература 60-90-х годов 20 века

    Произведения различных направлений писателей конца 20 столетия. Богатство жанров, отразивших ВОВ в художественной литературе. В.П. Астафьев. «Царь-рыба». В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». А.В. Вампилов. «Старший сын». А.И. Солженицын. «Матрёнин двор». «Как жаль». В.М. Шукшин. «Ванька Тепляшин».