Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Создание единой древнекитайской империи. Краткая история древнего китая. Падение династии Хань

    Создание единой древнекитайской империи. Краткая история древнего китая. Падение династии Хань

    Три тысячи лет назад Великую китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы стали заселять первые китайцы. Несмотря на то, что на этой территории быстро стали появляться первые государства, их жители считали себя единым народом с единой культурой и языком.

    Возникновение Древнего Китая происходило почти так же, как в Древнем Египте, Шумере и Древней Индии – на берегах больших рек. В долине Хуанхэ (по-китайски - «Жёлтая река») и зародилась древнекитайская цивилизация. Первое царство возникло во 2 тысячелетии до н. э. и называлось Шан или Инь. Археологи раскопали столицу этого царства Великий Город Шан и гробницы шанских царей - ванов.

    В 1122 до н. э. воинственное племя Чжоу во главе с У-ваном нанесло поражение шанцам и установила свое главенство, а большую часть населения страны Шан-Инь обратил в рабство. Но в 8 веке до н. э. государство Чжоу распалось под ударами кочевников; теперь на главную роль выдвигается то одно, то другое царство, из которых наиболее крупным государством было царство Цзинь (7–5 века до н. э.). С распадом государства Цзинь начался период Чжаньго («Сражающихся царств»), когда Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, плохо подчинявшихся чжоускомувану.

    6–5 века до н. э. - время появления первых философских учений древнего Китая. Из всех мудрецов этого времени, особенно почитаемый китайцами был Конфуций. Его учение о «благородном человеке», об уважении к старшим, о скромности, о важности образования, об отношении к правителю как главе семьи надолго стали в Китае идеалом взаимоотношений между людьми - и в семье, и в государстве.

    В 221 году до нашей эры правитель Цинь Ин Чжэн объединил большие территории в единую империю и принял титул Цинь Шихуанди, что значит «Первый император династии Цинь. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. Цинь Шихуанди жестоко подавлял всякое сопротивление, применяя самые страшные виды казни, например, могли заживо сварить в котле. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах.

    Установив свою полную власть в империи, Цинь Шихуанди начал войну с кочевниками-гуннами, нападавшими с севера на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить строительством мощной пограничной стены, получившей название Великой Китайской стены. Её возводили из каменных глыб и кирпичей сотни тысяч осуждённых преступников и простых крестьян. Высота стены была с трёхэтажный дом. По верху могли без всякого труда разъехаться две повозки. В башнях несла службу охрана. Внизу её они жили, а на верхней площадке часовые внимательно следили за окрестностями и в случае опасности разжигали костёр, дым, которого было видно далеко. На его сигнал к этому месту спешил большой отряд воинов.

    С падением династии Цинь к власти пришел один из вождей крестьянской войны - ЛюБан. Он снизил налоги и отменил наиболее жестокие законы, введенные в Китае императором ЦиньШихуанди. ЛюБан стал основателем Ханьской династии. В эпоху Хань сформировались главные черты Китайского государства, которые и были присущи ему до начала 20 века.

    Сбор налогов в большой стране требовало от чиновников Хань познаний в геометрии и арифметике. Для обучения основам математики использовали специальные учебники и сборники задач. Древнекитайские астрономы точно вычислили продолжительность солнечного года и составили совершенный календарь; им были известны сотни звезд и созвездий, они вычисляли периоды обращения планет. В Древнем Китае были заложены начала китайской цивилизации и ее культуры - науки, литературы, искусства.

    Гибель династии Хань была связана с восстанием «жёлтых повязок», охватившем страну в 184 году. Хотя восстание было жестоко подавлено, оно нанесло тяжелейший удар по стране. В 220 году династия Хань пала, а на ее территории образовалось несколько независимых государств. Это событие обычно считается концом периода древности в китайской истории.

    Древний Китай

    История Древнего Китая ведет свое начало со II тысячелетия до н. э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне р. Хуанхэ, здесь же появилась иероглифическая письменность-основной источник знаний о Древнем Китае. Характерная особенность образования государства в Китае проявляется в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим.

    В истории Древнего Китая выделяются четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии:

    1. Царство Шан (Инь)- предположительно XVIII-XII в. до н. э. ;

    2. Царство Чжоу- ХI в. -221 г. до н. э. ;

    3. Царство Цинь- 221-207 г. до н. э. ;

    4. Царство Хань-206 г. до н. э. – 220 г. н. э.

    При переходе от родового строя к классовому обществу (Шань-Инь) правителями мелких княжеств явились одновременно военачальниками и верховными жрецами. Их валсть опиралась на сородичей, священнослужителей, войско. Как и во всех странах Древнего Востока, Ван(царь) считался собственником земли. По религиозным канонам он объявлялся «Сыном неба». Погребение деспота сопровождались жестокими обычаями: вместе с ним заживо хоронили его рабов, приближенных. Этот обряд был отменен только в начале новой эры.

    Во время династии Чжоу власть царей стала последовательно обожествляться. Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Власть правителя считалась абсолютной, особенно во время военных действий. За невыполнение его приказа ослушнику отрубали голову, казнили его жену и детей. Ваны вели постоянные войны с соседними кочевыми племенами.

    Кроме того, традиция требовала регулярных жертвоприношений путем убийства не только животных(быков, свиней, ягнят), но и людей. Обряды проводились: ежегодно-в память Отца-правителя; ежемесячно- в память деда; ежегодно- в честь Неба и Земли.

    Царь-Ван имел советников из числа знати. В их состав входили: полководец, судья, главный жрец, великий гадатель. В штате Ванна состояли писцы: старшие, или так называемые «левые», которые записывали речи монарха, младшие-«правые»-записывали его указы, решения по судебным делам. Чиновники делились на ранги в соответствии с иерархической структурой. Должность чиновников считалась наследственной.

    На местах находились управители округов. Даже в эпохи Чжоу и Цинь еще сохранялись остатки общинного самоуправления. В чрезвычайных ситуациях (III в. до н. э.) созывались народные собрания . Они принимали решения об избрании царя (842г. до н. э.), порой поддерживали правителя, потерпевшего поражения(494,474 гг. до н. э.). Община имела совет старейшин, а торговцы, ремесленники-своих старост. В механизме государства имелись полиция, тюрьмы. Администрация Вана располагала многочисленным штатом доносчиков, шпионов.

    Ван и его администрация осуществляли заботу о мелиорации земель, сбор налогов и др.

    В царствование династии Шан(позднее Инь) общество и государство были преимущественно рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и государства.

    Господствующий класс составляли жрическая знать , светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положение светской аристократии определялось величиной земельных владений, количеством рабов, близостью к царю (вану), занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привелегии.

    Основную часть населения составляли свободные общинники . Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

      Общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины, а от него к царю;

      Частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь собственностью их держателей.

    В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.

    Государственный строй на раннем этапе династии Шан (Инь) сохранял черты родоплеменной военной демократии.

    В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю-вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и священником стал Ван. Он же возглавлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности-профессиональные чиновники(писцы), сборщики налогов, судьи. В эпоху Шан(Инь) разделение должностных лиц осуществлялось на такие основные категории:

    Гражданские чиновники;

    Военные чиновники;

    Советники;

    Жрецы-прорицатели.

    В XII в. до н. э. в государстве Шан(Инь) обостряются внутренние противоречия. В это же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя Чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяются ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 году до н. э. племена Чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

    Правление династии Чжоу(ХI-III вв. до н. э.) можно условно разделить на три основных периода:

    Западного Чжоу - 1076-742 гг. до н. э. ;

    Восточного Чжоу – 770-403 гг. до н. э. ;

    Чжаньского («семи воюющих царств») – 403-221гг. до н. э.

    В период Западного Чжоу (1076-742 гг. до н. э.) укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.

    Хоты верховная власть в Чжоу принадлежала наследственному царю(вану), однако централизованное государство в течение всего периода создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли князья. Территории княжеств подразделялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община.

    Чжоуский государственный аппарат , которым руководил высший сановник(сян) состоял из приближенных, личных слуг ванна и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником Вана по управлению страной. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно должностными лицами. Высшие чиновники (дафу) подразделялись на три группы-старшие, средние, младшие.

    В Западном Чжоу интенсивно развивалось крупное землевладение. Формально собственником земли по-прежнему являлся царь, однако рабовладельческая аристократия имела возможность свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю.

    Общинное землепользование в Западном Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение общинников ухудшалось. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов.

    В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу в связи с ослаблением центральной власти, а также неудачными войнами с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения-Восточного Чжоу.

    Экономическая и политическая жизнь Восточного Чжоу (770-403 гг. до н. э.) характеризуется следующими изменениями:

    Возрастанием роли купечества в общественной жизни на базе развития ремесел и торговли;

    Утратой наследственного землевладения родовой аристократией, земли которой постепенно переходят к служилой знати.

    Крупные земельные владения сосредотачиваются в руках военачальников, служилых людей, купцов. Укрепляется личная собственность рабовладельцев на землю.

    После уничтожения монархии Западного Чжоу с середины VIII в. до н. э. страна окончательно распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые государства поглощались более сильными.

    Самым сильным из государств, стало царство Цинь.

    Особое значение для усиления Циньский империи имели реформы Шан Яна – сановника Циньского государства (умер в 338г. до н. э.). Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. В этот период императором были утверждены обязательные для всех законы. В частности, в результате реформ Шан Яна:

      Было введено право частной собственности на землю;

      Официально разрешались свободная купля-продажа земли, что наносило удар общинному землевладению;

      Проводилось искусственное дробление больших патриархальных семей, что ускоряло распад общины;

      Вся территория была разделена в целях централизации на административные уезды-новое административное деление было проведено по территориальному принципу. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя, военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки;

      Налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;

      Войско было перевооружено и реорганизовано.

    Реформы Шан Яна способствовали резкому усилению циньской армии и государства в целом.

    В 249 г. до н. э. циньская армия разромила владения чжоуского царя, положив конец Чжоуской династии. В последующие годы правителям Цинь удалось разгромить и остальные государства. К 221 г. до н. э. объединение страны было завершено.

    Ин Чжен-правитель царства Цинь объединил весь Китай под своею властью и принял титул Цинь Шихуин (т. е. «первый циньский император»). Он вел успешные завоевательные войны с соседями. При нем было начато строительство Великой Китайской стены для защиты Китая от набегов кочевых племен. Одновременно были посланы войска на Юг. Там были построены крепости и учреждены новые области. В то же время активно шло строительство грандиозных дворцов в столице. Были введены единые правила государственной службы и критерии оценки служебных заслуг чиновников. Были унифицированы деньги, введены единые меры длины и веса, единая письменность и др.

    В централизованной Циньской империи главой государства являлся император. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Имелся также разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами. Их заместителями были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних отношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

    В Циньской империи появилось специальное судебное ведомство, что свидетельствует о выделении в этот период судебных функций из административных. В качестве высшей судебной инстанции выступал император, который мог сам разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Через него проходили все дела о наиболее тяжких преступлениях, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй. Провинциальный судья одновременно был и начальником тюрем в округе.

    Большую роль играла армия. Поначалу основу армии составляли личные телохранители императора и части, охранявшие столицу, заодно выполнявшие и полицейские функции. Постепенно в государстве сформировалась постоянная армия, находившаяся на содержании казны. В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, затем в течение года несли гарнизонную службу и впоследствии один месяц в году служили в ополчении по месту жительства.

    В эпоху империи Цинь из-за социальных противоречий постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207-206 гг. до н. э. и привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии-Ханьской - стал один уиз руководителей этого восстания, общинный староста Лю Бан.

    Династия императоров Хань правила с 206г. до н. э. по 220г. н. э.

    Провозгласивший себя императором Лю Бан вначале своего правления сделал ряд уступок землевладельцам, снизив налоги и отменив суровые династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения.

    Сохранив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, верховная власть направила свои усилия на централизацию страны. Было проведено новое территориально-административное деление на округа с увеличением количества областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры-наместники императора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника:правитель и его помощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной администрации контролировались инспекторами из центра. Существенным изменениям подвергся государственный аппарат- был создан Императорский совет , высший совещательный орган при императоре. Функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств.

    Однако, в результате мощных крестьянских восстаний во второй половине II в. власть династии Хань пришла в упадок. В 220 г. единая Ханьская империя распалась на три самостоятельных царства, период существования которых получил название Саньго Китая История рабовладельческого древнекитайского государства охватывает значительный... учении, как правовая система Древнего Китая , в истории которой этико-политические догматы конфуцианства...

    Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

    История древнего Китая

    Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

    Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

    Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

    Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

    Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

    И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

    Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

    Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

    На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

    Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

    Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

    Культура древнего Китая

    Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

    Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

    Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

    О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

    Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

    Так выглядит древнекитайская джонка.

    И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

    Философия древнего Китая

    Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

    Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе . – Конфуций.

    Допуская злобу Великую - обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься - творя благо. Лао-Цзы.

    Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

    Религия древнего Китая

    Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней .

    Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

    Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

    Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

    Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

    Искусство древнего Китая

    Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

    Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

    Архитектура древнего Китая

    Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

    Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

    Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

    Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

    Китайская пагода.

    Буддийский храм.

    • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
    • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
    • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
    • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
    • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
    • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

    Древний Китай, видео

    И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.


    Древний Китай - легендарная древняя империя на территории современного Китая, будто бы образовавшаяся около 3000 лет до н.э. Согласно Н.А. Морозову , история этой империи позаимствована из византийской ; по новохронологической реконструкции , китайская империя являлась осколком Русско–Ордынского государства, а именно - приамурской его части, Пегой Орды. Мифологическая древняя история Китая частично взята из истории Руси–Скифии–Китая, и содержит из многократно продублированные фрагменты манжурского периода китайской империи (с XVII–ого по XIX–ый века)

    «Се аз великий князь Китай, нареченный во святом крещении Андрей Юрьевич…» из грамоты кн. Боголюбского Киево–Печерскому монастырю

    Происхождение названия

    Слово «Китай» , для названия азиатского государства употребляется только среди славян и тюрков, и происходит, будто бы от тунгусской народности китаней (киданей), завоевавших эту страну в Х веке н.э., но и это употребление возникло не ранее XVII века. До этого современный Китай на Руси называли «богдойским ханством».

    В латинском языке страна называется «China» или «Sinae» , а народы её населяющие - Seri или Sini . Есть гипотеза, что название Чина возникла в честь древней династии Цинь (якобы III в. до н.э.). В Новой Хронологии предполагается, что это слово - есть искажённое наименование «Синей Орды», дальневосточной части Русско–Ордынского государства, со столицей в Пекине (названном в честь Орды Пегой).

    Сами китайцы никогда не называли свою страну ни Китаем, ни Чиной, а строили название по шаблону «Великое–такой–то династии–государство» : Дай–цин–го , Дай–мин–го , Дай–юань–го . Или же они использовали географическое описание своей страны:

    • Тянь–ся (Поднебесная империя)
    • Сы-хай (Четыре моря)
    • Чжун–хуа–го (Срединное цветущее государство)
    • Чжун–юань (Срединная равнина)
    • Чжун–го (Срединное государство)

    Прозвище «Китай» было распространено на Руси в доромановскую эпоху. Согласно «Киевскому Синопсису» года, Китаем звали святого владимирского князя Андрея Боголюбского , сына великого князя Юрия Долгорукого . Такое же прозвище носил боярин Ивана III Василий Иванович (Феодорович ) Шуйский . Китай–городом также называлась средняя часть русских городов, примыкавшая к детинцу, цитадели, кремлю, служившая ему второй оборонительной оградой. Одно из значений русского слова «китай» - это «крепость».

    Мифическая история

    «... Фуси ... с полным основанием заслуживает, на мой взгляд, чтобы его считали царём всех философов - как потому что он жил в столь глубокой древности, так и ради ясности, простоты, прочности и универсальности его системы, и я могу это утверждать, не ставя китайцев выше, в области науки, всех других народов мира. Упаси Боже, чтобы я допустил столдь ужасную несправедливость по отношению к Европе, дорогой моей родине, которая, что касается высоких наук, настолько же превосходит Китай, насколько Китай удалён от Европы географически! Ибо хотя сей нароод почитает этого великого человека за своего первого правителя и основателя государства, есть серьёзные доводы, признаваемые весьма способными учёными (я говорю о преобладающем их числе) доказывающие, что Фуси никогда не ступал на китайскую землю. Но напротив, большая часть того, что сообщается о столь далёком времени, когда он жил, и о том, что сделано им, такова, что нетрудно судить по совпадению, почти полному, всего этого с тем, что нам сообщают наши писатели древности, а также ближневосточные о Зороастре , Меркурии Трисмегисте и даже Енохе, что Фуси был ни кто иной, как один из этих великих персонажей; ...» (письмо миссионера–иезуита Иоахима Буве Лейбницу из Пекина, 4 ноября )

    Исторические династии, на которые опираются историки Китая, и которые, скорее всего являются плодом литературного воображения писателей XVII века н.э., таковы:

    • Сказочная династия Ся , 2953–1523 гг. до н.э: Фу Си - создатель триграм, Шень–Нун - создатель земледелия и чаепития, Хуан–Ди - создатель письменности, Великий Юй - укротитель наводнений
    • Шан , 1523–1028 гг. до н.э: написана «Книга перемен» (И Цзин )
    • Чжоу , 1027–256 гг. до н.э: Лао–Цзи и Конфуций , изобретение арбалетов и палочек для еды, начало крепостного права
    • Цинь , 221–207 гг. до н.э: Шихуан–Ди , сожжение всех книг, убийство философов, начало строительства Великой Китайской Стены , объединение Китая, унификация письменности
    • Ранняя Хань , 202 г. до н.э – 25 г. н.э: конец крепостного права, канонизация конфуцианства, завоевание Центральной Азии, евнух–историограф Сыма Цянь пишет «Исторические хроники», введение металлических денег, в 122 г. до н.э. философ Хуайнань–цзы изобрёл равномерно–темперированный музыкальный строй
    • Син , 9–23 гг. н.э: узурпатор Ван Мин
    • Поздняя Хань , 25–220 гг. н.э: завоевание Монголии, открытие Великого Шёлкового Пути, появление буддизма, изобретение бумаги и компаса
    • Три Царства , 220–265 гг. н.э: Смута
    • Северная и Южная Империи , 265–589 гг. н.э: нашествие варваров, рождение чань–буддизма
    • Суй , 590–618 гг. н.э: объединение Китая, строительство Великого Канала
    • Тан , 618–906 гг. н.э: завоевание Маньчжурии и Центральной Азии, создание профессиональной армии, великая эра поэзии и науки, изобретение фарфора, книгопечатания и чайной церемонии
    • Пять Династий , 907–960 гг. н.э: Смута, нападение монголов, изобретение пороха и бинтования ног у женщин
    • Северная Сун , 960–1126 гг. н.э: объединение Китая, экономическая реформа, нашествие монголов, расцвет живописи и мореходства, изобретение шлюзов и печати, государственных банков
    • Южная Сун , 1127–1279 гг. н.э: нашествие Чингизхана , рождение неоконфуцианства
    • Монгольская династия Юань (Иоанны ), 1260–1368 гг. н.э: китайское путешествие Марко Поло , расцвет китайской драмы, вторжение в Японию
    • Мин (Ясная ), 1368– гг. н.э: реконструкция Пекина, морские экспедиции в Индию и Африку, прибытие португальцев и миссионеров–иезуитов, изобретение жанра романа, вывоз фарфора
    • Маньчжурская династия Цин , – гг. н.э: перенос столицы в Пекин (и реальное его основание), император–реформатор Канси ( –), сношения с Россией, завершение строительства Великой Китайской Стены, возникновение организованной преступности («Триады» - примерно год), опиумная война, модернизация, строительство железной дороги и открытие Пекинского университета в году, революция года

    Иероглифическая письменность и китайский язык

    «Из всех народов китайцы написали больше всех, чтобы сообщить меньше других.» Ф.–М. Вольтер «Вплоть до XVII века Китай опережал Европу по уровню технического развития. Китай обладал более развитой математикой и более совершенной техникой вообще. Этот технический перевес Китая был сведён на нет в Европе лишь после начала научной революции...»

    Выучив китайские диалекты, в году Дж. Нидхем приехал в Китай в качестве эмиссара Британского королевского общества и стал служить научным советником посольства Британии в Чонцине. Разъезжая по стране, он собирал легенды о древнекитайской науке. В китайских текстах Дж. Нидхем выискивал всякие туманные упоминания о технических приспособлениях древности, додумывал за древних китайцев научные открытия, стоявшие за этими изобретениями. Результатом его поисков стала книга «Китайская наука и цивилизация», опубликованная Кембриджским университетом . Её первый том отпечатан в году, а в следующие 30 лет было опубликовано ещё 14 томов. Именно здесь утверждается, что почти все выдающиеся открытия или изобретения в области науки, медицины, сельского хозяйства и инженерии были впервые совершены в Китае, начиная с 1400 года до н.э.

    Мифическая хронология древнекитайских изобретений:

    • путеводная повозка с компасом, согласно немецкому китаеведу Юлиусу Клапроту , 2364 г. до н.э.
    • подзорная труба, XXIII в. до н.э.
    • лапша, XX в. до н.э.
    • рукописи, XII в. до н.э.
    • прививка против оспы, XI в. до н.э.
    • шёлк, XI в. до н.э.
    • философия, VI в. до н.э.
    • макароны, 490 г. до н.э.
    • арбалеты, стремена, IV в. до н.э.
    • палочки для еды, IV в. до н.э.
    • открытие Даосской Академии наук (Цзися, с кит. «Учёный двор у западных ворот») в городе Линьцзы, 318 г. до н.э.
    • каналы, бумага, напёрсток, III в. до н.э.
    • открытие императорского университета, 124 г. до н.э.
    • унитаз, в 50-100 годах до н.э.
    • металлические деньги, спусковой курок арбалета, I в. до н.э.
    • бумага, 100 г. н.э.
    • компас, II в. н.э. (для гадания Фэн–Шуй, китайской геомантии)
    • сейсмоскоп Чжан Хэна , 132 г. н.э.
    • матрицы, для решения систем линейных уравнений методом К.Ф. Гаусса , III в. н.э.
    • сталь и стальное оружие, V в. н.э.
    • Единый Государственный Экзамен, VII в. н.э.
    • хомут, VII в. н.э.
    • корабли с колёсными двигателями на человеческой тяге, IX в. н.э.
    • книгопечатание с помощью деревянных досок, 868 г. н.э.
    • печи для обжига фарфора, 1004 г. н.э.
    • печатные бумажные деньги, 1024 г. н.э.
    • наборная типографская касса Би Шэна с глиняными литерами, 1045 г. н.э.
    • фарфор, VIII в. н.э.
    • чайная церемония, VIII в. н.э.
    • порох, X в. н.э. (для отпугивания злых духов фейерверками)
    • мелиорация, XI в. н.э.
    • шлюзы, XI в. н.э.
    • зубная щётка, 1498 г. н.э.
    • роман, XVI в. н.э.

    Критики его теории отмечали, что многие идеи Нидхэма заимствованы из марксизма, многие положения его социо–культурной теории содержат маоистскую риторику. Однако время написания первых томов его фундаментального труда совпало с ростом интереса и симпатии к китайской революции среди европейских интеллектуалов, и его критикам пришлось смириться с победой фантастических гипотез.

    Цитаты о китайских изобретениях и их пропагандисте Дж. Нидхэме

    «Мне ничего не известно о Китае, но я знаю, что работы марксистов по истории науки на Западе ненадёжны, что следует из самой природы марксистской историографии. Нидэм - марксист, и его работа - это марксистская история китайской науки, сформированная марксизмом с начала и до конца. Поэтому нидэмовская концепция истории китайской науки ненадёжна.» (Ч. Джиллиспи) «Знаменательно, что наиболее важные изобретения - хомут лошади, часы, компас, рулевая стойка ахтерштевня, порох, бумага и книгопечатание - зародились не в феодальной Европе. Все они, повидимому, пришли с Востока, а большая их часть - в конечном счете из Китая. По мере того как мы больше узнаём об истории науки в Китае (неоценимую помощь в этом окажет нам большое исследование доктора Джозефа Нидхема об истоках и истории китайской техники и науки), мы начинаем понимать значение китайских технических достижений для всего мира. Уже того, что нам известно, достаточно, чтобы показать, что вся концепция превосходства западной христианской цивилизации зиждется на высокомерном игнорировании остальной части земного шара. Всегда трудно доказать передачу достижений культуры, но факт остается фактом, что много изобретений, появившихся в Европе только в X веке или позже, были подробно описаны в Китае уже в самом начале нашей эры. Что еще необходимо объяснить, так это почему после столь обещающего начала этот ранний технический прогресс в Китае и в меньшей степени в Индии и мусульманских странах к XV веку совершенно прекратился и почему результатом его явилось образование восточных цивилизаций с высоким, но застывшим техническим уровнем. Причину этого, особенно в отношении Китая, д–р Нидхем усматривает в росте литературно образованной бюрократии - мандаринов, не заинтересованных в усовершенствовании техники и озабоченных тем, чтобы помешать развитию купечества, которое одно могло двигать технику вперед, открывая новые рынки. Именно это должно было случиться в Европе. ... Из всех изобретений, введенных на Западе в период средневековья, самое разрушительное - порох - должно было иметь наибольшее влияние в политическом, экономическом и научном отношениях. Первоначальное изобретение пороха приписывается и арабам и византийским грекам, но, вероятнее всего, он был изобретен в Китае. Секрет его изготовления заключается в том, чтобы добавляя <к углю и сере> селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха. Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле. Быть может, впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замечено, что применение ее вместо соды (углекислого натрия) в виде плавня с древесным углем вызвало яркую вспышку и легкий взрыв. В Китае в течение нескольких столетий она использовалась только для фейерверков и ракет. Порох стал играть роль в военном деле тогда, когда он впервые был применен в пушке, которая, возможно, произошла из огненной трубы византийцев, но скорее - из бамбуковой хлопушки китайцев. ... Даже в период позднего средневековья мало людей ощущали потребность в большом количестве бумажных книг. Действительно, печатание, вероятно, не было бы создано в первую очередь только для литературных целей. Вся ценность печатания чувствуется только тогда, когда необходимо большое число дешевых копий одного текста. Поэтому не удивительно, что оно впервые возникло на Востоке для воспроизведения таоистских и буддистских молитв, где количество является решающим духовным преимуществом, и позже для печатания бумажных денег, которых также требовалось большое количество. ... Печатание при помощи подвижного деревянного шрифта было первоначально китайским изобретением XI века. Подвижный металлический шрифт был впервые применен корейцами в XIV веке. Он появился в Европе в середине XV века и распространился исключительно быстро...» ()

    Древне–китайская наука

    «Есть только одно средство достоверно узнать что–либо из древней истории - рессмотреть несколько бесспорных памятников, если они уцелели. Таковых в письменном виде имеется только три... Второй памятник - это полное затмение Солнца, вычисленное в Китае в 2155 г. до н.э. и признанное правильным всеми нашими астрономами. О китайцах надо сказать то же, что и о народах Вавилонии ; они несомненно уже жили в большой просвещённой империи. Китайцев ставит над всеми народами Земли то, что ни законы, ни их нравы, ни язык, на котором там говорят учёные, не изменялись уже около 4 тысяч лет.» (Вольтер «Энциклопедия Дидро и Д"Аламбера »)

    Астрономические и географические представления Древнего Китая выражаются в сохранявшихся до самого недавнего времени представлениях о своём государстве, как о Серединной Империи , Поднебесной , занимающей основную и центральную часть суши. Окраины Земли и острова в Океане принадлежат варварам, в своей дикости не подчиняющимся китайскому императору. Растущая у варваров борода делает их похожими на обезьян.

    «Небо подобно зонтику, а Земля - перевёрнутой тарелке. И Небо, и Земля в центре вытянуты вверх, а к краям становятся ровными. Точка под Северным полюсом является центром и Земли, и Неба. Это самая высокая точка Земли, отсюда края Земли спускаются подобно падающему потоку воды. Солнце, Луна и звёзды поочерёдно то светят, то прячутся, и от этого бывают день и ночь. Самая высокая точка в центре Неба, где Солнце находится в период зимнего солнцестояния, достигает 60000 ли, если считать от горизонтальной линии, обозначающей уровень края Неба. Высота Земли в её самой высокой точке под северным полюсом также составляет 60000 ли. Высшая точка Земли отделена от горизонтальной линии уровня краёв Неба 20000 ли. Поскольку высшие точки Неба и Земли совпадают, то Солнце постоянно находится на одном и том же расстоянии от Земли - 80000 ли.» (Чжан Хэн , якобы 78–139 г. н.э. )

    Китайские мнения о собственной древней науке происходят из Нового Времени, и скорее всего внушены европейскими миссионерами. Ошибочность их вполне подтверждается отсутствием у китайцев чего–то нового и неожиданного для европейца, кроме палочек для еды, но китайцы, по их заявлениям, изобретали тоже самое, что и европейцы, однако гораздо раньше. Эта идея родилась при втором маньчжурском императоре Канси , он же Шен Цзу и Сюань Е ( –):

    «Хотя китайцы вообще признают превосходство западных наук, открытий и изобретений новейшего времени, подчас обуславливают такое признание весьма неожиданным аргументом. Так, многие из числа учёных и образованных китайцев готовы утверждать, что некоторыми изобретениями, коими так кичатся европейцы, они обязаны китайским учёным, додумавшимся до них ещё тогда, когда западные народы пребывали в первобытном состоянии. Изобретения и открытия, так же как и многие науки, создались–де в Китае и затем лишь были перенесены на Запад. Здесь они развились, обособились и образовали так называемые науки и искусства. Первым, провозгласившим столь оригинальную теорию, был некто Мей Вуань, живший в царствование богдыхана Канси. ... Защитники приведённой теории подкрепляют её курьёзными примерами из древних летописей, так, например, они доказывают, что европейская наука, называемая оптикою, была известна китайцам за 500 лет до Рождества Христова, ибо в исторических памятниках того времени упоминается об отражении посредством зеркал. Иностранцы, говорят они, утверждают, что земля шарообразна,- то же самое доказывал китайский учёный Чу Юань, живший задолго до этого открытия на Западе.» (Коростовец И.Я. , )

    Европейцы ознакомились с началами китайской астрономии благодаря богослову–августинцу, директору обсерватории аббатства им. св. Женевьевы в Париже Александру Ги Пэнгрэ (A.G. Pingré , –), опубликовавшему в – годах двухтомную «Кометрографию» (Cométographie ou Traité historique et théorique des Comètes ), в которую он включил кометные списки, собранные в XVIII веке иезуитами –миссионерами в Китае Иосифом де Майлья (J.A.M. de Moyria de Mailla , –) и Антуаном Гобилем (R.Р.A. Gaubil , –). Обнародованные кометные данные входили в «древнекитайское» сочинение «Тун Дзянь Кан Мух» (Всеотражающее зеркало ) и по всей видимости сочинены Майлья и Гобилем или их предшественниками в Китае иезуитами –миссионерами XVII века. Именно в этих трудах содержатся первые легендарные сведения о зарождения китайской астрономии при императоре Яо , якобы в XXIV в. до н.э.: император повелел учёным Хе и Хо (Плану и Чертёжу ) начать наблюдения за звёздами, изготовить телескоп и астролябию, создать календарь и определить даты равноденствий и солнцестояний. С этим заданием учёные Хе и Хо справились успешно. Впоследствии Хе и Хо были казнены за пренебрежение своими обязанностями,- они не сумели предсказать полное солнечное затмение, которое произошло в первый день осени в голове Скорпиона. Нидерландский астроном и историк науки Антони Паннекук ( –) сообщает дату этого события - якобы, это случилось 22 октября 2137 г. до н.э. Современные вычисления дают положение Луны и Солнца в это время - 12° Весов с знаковой системе Зодиака , что с учётом прецессии к этому времени (57°) попадает в середину созвездия Скорпиона, таким образом это решение не вполне удовлетворяет указанным условиям, даже если принять то, что 22 октября является первым днём осени. Впрочем, и сам Паннекук обесценивает своё сообщение словами:

    «Однако ясно, что в такие давние времена ещё нельзя было говорить о предсказании солнечных затмений; о достоверности деталей в оригинальном повествовании также трудно судить.» () «Борец о Борьбе. Философия и практика борьбы Великой Империи» ,- М.: Астрель, ACT, , 352 с. «Началом надёжной письменной истории Китая является эпоха прихода к власти в Китае Манжурской династии. Произошло это в семнадцатом веке нашей эры.» ()

    Выдающиеся древне–китайские учёные либо являются фантомами европейских учёных, либо изначально мифологичны. Поскольку достоверно зафиксированное начало китайской науки связано с миссией иезуитов , древне–китайских учёных в первую очередь нужно искать среди них. Так, прототипом Конфуция (Кун–цзы , якобы 551-470 гг. до н.э.), скорее всего послужил Маттео Риччи , а его латинизированный псевдоним происходит от латинского confusus - «беспорядочный, запутанный». Аналогично, латинизированное прозвище Мэн–цзы (якобы, 372-288 гг. до н.э.), Менциус , происходит от латинского mentior - «лгать, измышлять, фантазировать». Такого рода прозвища, очевидно, даны критиками и конкурентами.

    Новости Древнего Китая

    • В году Флориан Каджора (Florian Cajori , -), историк математики из Колорадо Спрингс (США), впервые озвучил идею об изобретении нуля древними китайцами (The American Mathematical Monthly, Vol. 10, February, , p. 35). Эту мысль ему подсказал в частном письме от 15 декабря года малоизвестный историк Миками (Y. Mikami ) из Токио, который пришёл к такому выводу после изучения неназванных китайских исторических работ.

    Древнекитайские футболисты

    • Президент FIFA Й. Блаттер в году на церемонии открытия Кубка Азии в Пекине признал, что Китай является родиной футбола. Он согласился с данными, представленными чиновниками Китайской федерации футбола, согласно которым футбол был придуман 2300 лет назад в столице королевства Ки городе Линьцзы, в современной провинции Шаньдун. Вице–президент федерации футбола Китая Чанг Жилонг по этому поводу сказал:
    «Очень приятно услышать, что президент ФИФА сделал официальное заявление по поводу того, что именно в Китае был придуман футбол - спорт номер один в мире. Это большая честь для нас и мы приложим все силы для того, чтобы внести больший вклад в развитие этой игры.» Китайские историки, ссылаясь на китайские рисунки двухтысячелетней давности, указывают на древнейшую игру «ку джу» (иначе - тсу чу , дзу ню , чжу кэ или цу цзюй ) как прообраз современного футбола. Основой популярной среди военных игры были удары ногой по мячу, проводились официальные матчи в честь дня рождения императора. Во время правления династии Цинь (якобы, 221-207 н.э.) появился мяч, надутый воздухом, ворота и первые правила игры из 25 пунктов.
    • В июле) были обнаружены современные наручные часы. Археолог Цзян Янью рассказал:
    «Когда мы пытались очистить крышку саркофага, большой кусок породы упал на землю с металлическим стуком. Мы подняли предмет и с изумлением увидели, что это - небольшие изящные современные наручные часы. Стрелки их остановились на 10:06 утра. На задней крышке отчетливо читается гравировка «Swiss» – Швейцария. Все мы совершенно уверены, что гробницы не касалась рука человека со времени её создания, то есть, как минимум четыреста лет.» Артефакт увезли в столицу, пообещав разобраться с этим происшествием. Но с тех пор об этой истории новых официальных сведений не посупало. Некоторые китайские журналисты высказывали предположение, что часы потерял неизвестный науке путешественник во времени.

    Мнения о Древнем Китае

    • Профессор Лондонского университета Лукас Никел , изучая старинные китайские летописи, прочёл сообщение о том, что на запад Китая в двадцать шестой год правления Цинь Ши–хуанди были завезены «гигантские статуи в иноземном платье». Император настолько впечатлился, что повелел отлить из бронзы (для чего расплавили часть оружия) и выставить перед своим дворцом их копии. Ни статуи, ни их копии не сохранились, но Никел предполагает, что речь идёт о древнегреческих скульптурах, попавших в Китай из азиатских владений Александра Македонского . Профессор видит греческое влияние в статуях воинов и особенно в проработке анатомических деталей на скульптурах атлетов и танцовщиц. («Наука и жизнь» , №4, )
    • Немецкий просветитель барон Фридрих Мельхиор фон Гримм ( -) в своём «Литературном, философском и критическом бюллетне» (La Correspondance littéraire, philosophique et critique , -) 15 сентября 1766 года отметил:
    «В наши дни Китай времён империи стал объектом особого внимания и пристального изучения. Сначала внимание общественности было разбужено миссионерами, которые присылали свои окрашенные в розовые тона сообщения из этого края, столь отдалённого, что достоверность их слов было невозможно проверить. Затем за дело взялись философы, почерпнув оттуда всё, что только можно было использовать для осуждения зла, которое они видели в собственной стране, и борьбы с ним. Так за короткий период времени эту страну объявили обителью мудрости, чистоты, добродетели, её правительство - лучшим из возможных и самым древним из существующих, её мораль - самой возвышенной и самой прекрасной из известных, её законы, политику, искусство, промышленность - такими, что они могли служить эталоном для всех наций мира.» «Китайская традиция идеализирует основу своей культуры, заложенную во втором тысячелетии и ранее. Раскопки обнаружили лишь незначительные её следы. ... Разве упадок Индии и Китая, начавшийся в XVII в., не есть великий по своему значению символ того, что может произойти со всеми людьми? Разве и для нас роковой вопрос не состоит в том, как избежать возврата к азиатской основе, из которой уже вышли Китай и Индия?» (часть I, гл. IV, V)
    • Кандидат исторических наук Леонид Абрамович Юзефович (р. ) в году написал книгу о бароне Р.Ф. Унгерн–Штернберге «Самодержец пустыни», в которой проводит следующие строки о китайской культуре:
    «В году Петр Александрович Бадмаев, крещёный бурят и знаток тибетской медицины, представил своему крестному отцу, Александру III, докладную записку под выразительным названием: «О присоединении к России Монголии, Тибета и Китая». ... А за пять лет до того, как бадмаевская записка легла на стол Александра III, философ Владимир Соловьёв, будучи в Париже, попал на заседание Географического общества, где среди однообразной толпы в серых костюмах его внимание привлёк человек в ярком шелковом халате. Он оказался китайским военным агентом, как называли тогда военных атташе. Вместе со всеми Соловьёв «смеялся остротам жёлтого генерала и дивился чистоте и бойкости его французской речи». Не сразу он понял, что перед ним находится представитель не только чужого, но и враждебного мира. Смысл его слов, обращённых к европейцам, Соловьев передаёт следующим образом: «Вы истощаетесь в непрерывных опытах, а мы воспользуемся плодами этих опытов для своего усиления. Мы радуемся вашему прогрессу, но принимать в нём участие у нас нет ни надобности, ни охоты: вы сами приготовляете средства, которые мы употребим для того, чтобы покорить вас». Мысль об угрозе с Востока преследовала Соловьёва на протяжении всех последних лет жизни, и она же, низведённая до уровня дежурной темы русской журналистики, обеднённая и упрощенная образом «жёлтой опасности», впоследствии будет питать идеи Унгерна. ...» (глава «Жёлтый потоп», стр. 4)
    • Академик В.И. Арнольд в книге «Истории давние и недавние» (М.: ФАЗИС, , 96 с.) между прочим написал о Древнем Китае следующее:
    «... Борьба с самовольным мореходством была здесь давней традицией с тех пор, как предполагаемый наследник императорского трона отправился на кораблях на запад вдоль азиатского южного берега, а посланные вдогонку правительственные морские экспедиции не нашли уплывших, хотя гнались долго и даже оплыли вокруг Африки. С тех пор дальнее мореплавание и было запрещено - потому–то китайцы и не доплывали ни до Европы, ни до Америки.» (стр. 75)
    • Профессор кафедры высшей алгебры и теории чисел матмеха СПбГУ Вавилов Николай Александрович ( г.р.) в претенциозном 325–ти страничном пособии «Не совсем наивная теория множеств. MENGENLEHRE» повествует:
    «... традиционный порядок гексаграмм И–Цзин, приписываемый Фу–Си, содержит таблицы Кэли для булевых операций на конечных множествах.» (стр. 8)
    • Доктор юридических наук, профессор юрфака МГУ , гнс Института государства и права РАН Владимир Георгиевич Графский , ко всему прочему заведуя кафедрой теории и истории права и государства Московской финансово-промышленной академии, в своём учебнике «Всеобщая история права и государства» () фантастически спроектировал современные реалии в далёкое прошлое:
    «Именно в правление ханьских императоров была введена экзаменационная система испытаний для претендентов на государственные должности. Оживляется интерес к конфуцианскому учению, в I в. до н. э. сюда проникает буддизм, а в 124 г. до н. э. открывается императорский университет, который становится центром для подготовки чиновников–администраторов.» (стр. 111)
    • Секретарь Союза военных китаеведов полковник разведки (в отставке) Андрей Петрович Девятов излагает свою геополитическую доктрину, опираясь на сомнительные мнения об истории Китая:
    «При попытках перенести буддизм на китайскую почву, они очень мучались, и ничего не получилось, потому что букв не было, любой иероглиф - это символ, за ним образность, и он тянет за собой смыслы, которые совсем никак не соответствуют этим буддистским вещам. То же самое с попытками христианизации Китая. К примеру, иероглифа «Бог» нет, иероглифа «стыд» нет, иероглифа «совесть» нет. И эта великая китайская стена иероглифики отгораживает китайское сознание от иностранного влияния. ... Китайцы с допотопных времен, то есть, до Всемирного потопа получили так называемый код перемен (не путать с Книгой перемен). Книга перемен - это легенда–прикрытие, которая сделана для того, чтобы непосвященные, у кого нет ключа к коду перемен, туда не совались. ... Число у китайцев и только китайцев разделено на три аспекта: величина отдельно, порядок следования отдельно, и четы и нечеты отдельно. Величина фиксируется китайскими цифрами, таких цифр 10. Ноля нет. Для отражения смысла ноля есть иероглиф, который читается «лин». Смысл этого иероглифа - капля воды, которая разбивается на брызги. Вот что такое в китайском понимании ноль. Чтобы величина никак не путалась с номером по порядку, китайцами придуманы были циклические знаки. Их 22. И если ньютоновское время - это длительность, то у китайцев всегда было время как порядок следования, потому что китайский календарь не фиксирует величину, а фиксирует порядок следования. ... Те же братья–иезуиты послали в Китай Маттео Ричи , который китайскую историю развернул в григорианский календарь. Дальше Ватикан прислал группу иезуитов, которая замечательно трудилась, «улучшая» календарность китайскую. При этом китайцы от своего календаря, конечно, не отказались, но, тем не менее, вот это западное влияние сработало. ... Но главная китайская книга - это даже не Книга перемен, это труд Конфуция, который называется «Весны и осени». Потому что он историю изложил как циклы, где весна переходит в осень, осень переходит обратно в весну. ... пишут лишь о том, что это исторические хроники. А там же прямо сказано в названии, что история - это цикличность, история - это сумма волн разных периодов. И китайцы умеют считать эти циклы. ... Гоможо был начальник китайской Академии наук, то есть олицетворял ученых, линию Конфуция . Мао пишет: да, Конфуций совершенномудрый, он понаписал много, мы это все знаем, это наша история, но император Цинь–Шихуа - это первейший из первейших фигур нашей великой истории. И пусть он был каким-то деспотом, каких-то там ученых конфуцианцев живьем закопал, это все ерунда. Он выполнил главное предназначение, он создал империю, он прекратил хаос, он прекратил внутринациональную усобицу воюющих царств, навел порядок и открыл династию. Вот смысл этого стихотворения «Товарищу Гоможо». ... Вся китайская история мыслится как циклическая: это хаос, наведение порядка, малое процветание, потом великое единение, потом всё падает опять в хаос, потом опять наведение порядка, появляется очередной вождь–отец, который начинает рубить головы, потом опять процветание и т.д. Считая от первого регулярного императора сейчас у китайцев уже 8–е малое процветание. Предыдущее малое процветание было при императоре Конси, это XVII век, 1689 , Коростовец И.Я. Needham J. , англ.
  • «Китай - родина всего» // форум К. Люкова
  • Неизвестная история Древнего Китая , Doc Фильм, 30 сентября
  • Новости

    • BBC–видео: Археологи возобновляют раскопки терракотовой армии , 15 июня
    Исследуя политическую систему любого государства, следует обратить внимание на ее истоки, ведь в ходе исторической эволюции цивилизации социальные связи между людьми все усложнялись. Формировались новые потребности и интересы, менялось природную и социальную среду, внутренние и внешние условия существования политически организованных народов. И именно в политической системе, прежде всего, появлялись механизмы адаптации общества к окружающей среде, что менялось, то есть она выступала гарантом стабильного социума.

    На сегодня нечетко освещены особенности развития традиционной политической системы Китая. Нам кажется, что раскрытие этапов исторического формирования политической системы, в частности через институциональный и идеологический компоненты будет способствовать пониманию феномена КНР.

    В зависимости от определенного исторического периода, народа, типа его культуры, господствующей элиты или доминирующей идеологии менялись как методы, так и «лозунги» политической модернизации: покорение варваров; цивилизаторская миссия; деколонизация и развитие суверенного государства; «христианизация язычников»; «исламизация неверных»; экспорт «мировой революции», демократизация политики и либерализация экономики, ремиссия рыночных отношений и другие

    История государственного управления, особенно в эпоху Древнего Востока, когда возник этот институт, а также был заложен фундамент государственной службы в современном понимании этого слова, и до этого времени является недостаточно изученной. Это касается и Древнего Китая, где в бассейне реки Хуанхэ, а позже и Янцзы в II-i тыс. до н. э. сформировалась древнекитайская цивилизация с ее религиозно-философскими учениями (конфуцианство, легізм, даосизм).

    Первые ростки государственного управления и элементы государственной службы возникли в Древнем Китае еще в период зарождения первой государства Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.). На базе племенного вождівства постепенно формируется наследственная царская власть (ванов), которому подчинялись правители земель (цари земель) . В государстве Шан-Инь местные правители имели неограниченные права в их владениях. Однако в эпоху Шан-Инь централизованного государственного аппарата фактически не существовало, а государство представляла собой союз китайских племен. Власть вана ограничивалась советом знати и народным собранием. В XII в. до н. э. государство Шан-Инь завоевали племена Чжоу. На протяжении XII-VIII вв. до н. э. на территории Китая существовало государство Западное Чжоу, а в VIII-VII вв. до н. э. - Восточное. В это время формируются 5 высших титулов знати - гун, хоу, бо, цзь, нань, которые имели 5 уровней земельных владений за службу - 4 внешних и 1 внутренний. Внешними владениями управляли князья, внутренними - сановники .

    В период расцвета Западного Чжоу (Х-ІХ вв. до н. э.) постепенно формируется иерархическое построение власти, когда одни чиновники подчинялись другим. Сановники (шаньку), находившихся при ване, возглавляли администрацию, войско. На землях вана действовали так называемые «смотрящие земель», что имели местные ведомства и следили за развитием хозяйства правителя. В этот период при дворе вана создается канцелярия во главе с начальником. Отдельное ведомство занималось сбором налогов. Самой низкой звеном административно-территориального деления Китая, объединявшей по 5 и 10 сел, руководили специальные чиновники, назначенные ваном.

    В IV в. до н. э. в большинстве царствах, на которые распался Древний Китай, проводятся реформы, благодаря которым богат простонародье получил доступ к власти. При дворах правителей ведущая роль в управлении государством принадлежала профессиональным администраторам, которые получали жалование за государственную службу. Во многих царствах были образованы административные округа, куда со стороны правителей назначались доверенные чиновники. Постепенно в Китае формируется бюрократический административный аппарат.

    В течение V-IV вв. до н. э. в Древнем Китае возникают основные религиозно-философские течения, видное место в учениях которых занимало государственное управление и государственная служба. Важное место среди них принадлежало конфуцианству и легизма. Так, в V в. до н. э. Конфуций (Кун Фу-цзы, 551-479 гг. до н. э.) сформулировал философско-этическую систему конфуцианство, которое в течение нескольких следующих тысячелетий стало официальной имперской идеологией и заложило основы построения системы государственного управления и государственной службы в Древнем Китае. Политические идеи Конфуция направлены на достижение внутренней связи между верхами и низами общества и стабилизации управления. Регулирование политических отношений по нормам добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов .

    Ученик Конфуция Мэн-Цзы (372-289 гг. до н. э.) сформулировал 12 принципов успешного государственного управления: подчинение людей не силой, а благотворительностью; недопущения разврата; уважение к мудрым; снижения таможенных пошлин, налогов и сборов; невідволікання народа от дел его; завоевание сердец подданных; любовь к народу; уважение к уважительным; сохранение доброй природы человека; побуждение народа к добру; поиск утраченного сознанием; справедливость. В общем конфуцианцы отстаивали учение о гуманное правление и право наследственных аристократических родов на политическое господство .

    С критикой конфуцианства выступили легисты (законники). Они разработали собственное учение о технике реализации власти, основанную на жесткой системе административных распоряжений. Легистского идеология, кроме построения тоталитарного государства на основе слепого выполнения законов, круговой поруки, доносов, тотального шпионажа за населением, отстаивала интересы государственных служащих в условиях политического всевластия родовой аристократии. Провозгласив примат закона над морально-этическими нормами, они охрану законности возложили на чиновников которых рекомендовали вербовать не обязательно из профессионалов, но чтобы государственные служащие были слепо преданы законам.

    Император У-Ди при построении системы государственного управления соединил конфуцианство с легізмом, придумал оригинальную систему подбора кадров административного аппарата, которая заключалась в том, что претендент на должность государственного служащего должен заручиться рекомендациями местного начальства и сдать конкурсный экзамен. ; За императора У-ди огромная держава делилась на 13 округов, включавших области. В начале i в. до н. э. государство насчитывала 83 области, которыми руководил огромный аппарат государственных служащих, который был построен на сложной иерархической системе.

    В целом можно проследить, что государственная власть Древнего Китая находилась на полюсных позициях от слабой централизации, наличия напіввасальних княжеств к ярко выраженной формы тоталитаризма с высоким уровнем центаралізаціії государственной власти (правления императора Цинь-Шихуанди).

    В Древнем Китае впервые сформировались религиозно-философские течения (конфуцианство, даосизм, легізм), видное место в учениях которых занимало государственное управление и государственная служба. Самым влиятельным среди них стало конфуцианство, особенно развилось в Средние века и уделяло моральным качествам государственных служащих и построении административной иерархии или ненайбільшої внимания. Наконец, в Древнем Китае впервые были введены государственные экзамены, сдав которые чиновники могли продвигаться по служебной карьере. Кроме того, была сформирована система подготовки и переподготовки государственных служащих, с целью чего была создана специальная Академия, а развитая иероглифическое письмо, созданная древними китайцами, только способствовала дальнейшему развитию системы государственного управления и государственной службы.

    Ярким этапом развития политической системы Китая предстает аграрная, бюрократически-авторитарная. Китай, являясь своеобразным центром азиатского мира, являл собой средоточие тех ценностей, которые определили своеобразие процессов индустриализации в таких странах, как Япония, Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Правителям китайской династии Цин не удалось достичь в XIX в. быстрого экономического роста страны, но фундаментальные конфуцианские ценности Китая групповые обязанности, целеустремленность, самоотречение, знания, долгосрочное планирование, несомненно, оказали определяющее влияние на его экономическое и политическое развитие в нашу эпоху глобальных политических трансформаций. Аграрный, бюрократически-авторитарный режим Китая распался лишь в конце ХІХ - начале ХХ ст., когда Китай пережил иностранные вторжения и потерпел поражение в мировой войне. Националистический военный режим Чан Кайши импонировал главным образом консервативной земельной аристократии, военачальникам, биржевым спекулянтам, банкирам и местным элитам. Однако его падение объясняется не огромным количеством ресурсов, а тем, как они были использованы. Свергнута власть была основана на личном правлении, а не на прочно организованных и функционирующих институтах политической системы, население было отчуждено от принятия политических решений, поэтому, наконец, состоялась деінституціоналізація правительственных учреждений. «Политический паралич» привел к ослаблению легитимности власти чанкайшістів в Китае и способствовал свержению бюрократически-авторитарного режима, где государство осуществляло строгий контроль за социальными группами; материальные интересы и моральные (в том числе политические) ценности резко отделялись одни от других. Стоит отметить, что государственная политика Китая опиралась на семью которая воспитывала лояльное отношение к государству, политическая элита характеризовалась замкнутостью и иерархичностью, большое влияние имели династии, феодалы, ученые-конфуцианцы[ 8, с.105-106].

    Уместно отметить, что идеологическое направление конфуцианства является перспективным и в настоящее время. Так, по свидетельству А. Тойнби, следы конфуцианской системы, насчитывающей более двух тысяч лет, обнаруживаются и в жизни послереволюционного Китая.

    Следовательно, значительную роль для становления политической системы Китая имели религиозно-философские учения, которые задействовались в государственном управлении, культ харизматического правителя, глубокое почитание традиций и обычаев предков.