Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Петр 1 конкретные итоги их деятельности. Причины, цели и результаты реформаторской деятельности Петра I. Преобразования социальной политики

    Петр 1 конкретные итоги их деятельности. Причины, цели и результаты реформаторской деятельности Петра I. Преобразования социальной политики

    Среди достойных внимания личностей, связанных с незабываемыми страницами летописи государства, немало звучных фамилий, однако особого внимании заслуживают деяния Петра Великого.

    Равно как и те методы, стили, посредством которых они были достигнуты, итоги правления Петра 1 носят неоднозначный характер. Хватает приверженцев его реформаторских практик, несмотря на то, что намеченные в них цели достигались жесточайшей эксплуатацией, принуждением. Немало критиков, утверждающих непреодоление рубежа отсталости Государства Российского. Но, в любом случае, невозможно недооценивать ключевую роль этого Великого правителя в становлении России, как государства с принципиально новым режимом правления.

    Подводя черту под деятельностью Петра Великого

    Итак, подводя итоги правления Петра 1, в первую очередь, необходимо отметить, что основная совокупность его деятельности определяется сменой правящего режима власти. Титаническими усилиями был достигнут стройный механизм управления государством, основан оплот мощного, сильного, победоносного флота, армии. Словно птица Феникс, воскресшая из пепла экономика страны не просто громко заявила о себе на всем мировом пространстве торговли, но и получила возможность оказывать немалое влияние на отдельные вопросы мировой политики. Для кого-то режим казался абсолютизмом, но именно такая его интерпретация кардинально изменила суть управления.

    Не изменяя по жизни принципам капитана, Петру 1 удалось преобразовать огромную, необузданную страну в корабль военного предназначения, где единовластное командование капитана определяет успешность маневра. Венец преобразований охарактеризовался изменениями 1721 года, когда Россия примерила на себя новый титул «Империя», а самого государя стали величать Императором.

    Благодаря неординарным данным самодержца, Россия не просто преодолела болотистые места. Не сев на мель, виртуозно обойдя подводные камни, рифы, она победоносно вошла в просторы бурлящего мирового океана.

    Период Великого правления

    Безусловно, непростыми, но сумевшими занять достойное место в истории, называют годы правления Петра 1. Боевое крещение произошло в глубоком детстве, когда начавшийся Стрелецкий бунт в Москве, произвел неизгладимое впечатление на будущего монарха. Вынужденный находиться вместе со своей матерью в селах, принадлежащих дворцовой семье, подросток не терял времени даром. Милое детское увлечение боевым ремеслом трансформировалось в серьезное преобразование полков Семеновского и Преображенского, многократно превосходящих по количеству и мастерству войско стрельцов.

    История правления Петра 1 началась с возрождения страны нищей, отсталой, разоренной, без определенных перспектив на будущее. Реабилитационный путь был выбран жесткий, отличный от европейского реформирования общества, когда изменения шли снизу от мало защищенных слоев общества к его верхушке. Так называемый путь по-русски предполагал диктатуру правящего слоя власти, с поэтапным ростом степени деспотизма, на каждом новом витке развития.

    Сама деятельность руководителя, полководца условно может быть поделена на несколько периодов. Во время первого, который охватывает временной промежуток с 1695 по 1715 года, зачастую имело место принятие необдуманных решений. Единственным аргументированным объяснением этого может быть Северная война, в которую была втянута Россия. Отсюда поспешные, не всегда обоснованные действия. Потребность в вооружении армии стала предпосылкой жесткого способа сбора денег для данных целей.

    Временные рамки второго промежутка правления припадают на 1715-1725 годы. Основная цель деятельности государя предусматривала необходимость внутренней реорганизации страны. С этой целью были проведены ряд реформ, молниеносных, поверхностных, но оказавшихся в результате достаточно действенными.

    Реформаторские преобразования России

    Характеризуя в целом положительно реформы Петра 1, кратко необходимо отметить ряд наиболее значимых изменений, затронувших разные сферы хозяйственной, производственной деятельности страны.

    Перемены в управлении государством

    Прообразом будущего Сената Правительства можно рассматривать создание Совета Министров, принявшего на себя выполнение обязанностей Думы Бояр, которая давно утратила доверие, да и эффективность ее собраний сводилась к нулю. В число непосредственных целей Совета включались управление сбором и расходованием денежных средств, с обязательным учетом целесообразности предстоящих затрат. Причем приоритетным направлением всегда оставалось оснащение армии.

    Преобразование исполнительной власти предусматривало создание 11 коллегий, праотцов нынешних министерств.

    Политика Петра 1 предполагала укрепление местного самоуправления, чему поспособствовало разделение Российского государства на несколько губерний, во главе каждой из которых стоял губернатор. В первоначальной интерпретации указы не приводили ни к чему, кроме дополнительных затрат на содержание административного аппарата. А вот вторая волна реформ оказалась более действенной, позволившей действительно оформить абсолютную монархию, в прочном тандеме с бюрократическим аппаратом, на который и опирался правитель.

    Доносы и тайное обличение легли в основу контроля над деятельностью государственных служащих с целью уличения их в казнокрадстве, взяточничестве, коррумпированности.

    Преобразование армии, флота

    Добиться создания мощной регулярной армии и могучего военно-морского флота удалось благодаря опыту иностранных специалистов. Именно он лег в основу Морской академии, открывшейся для воспитания собственного офицерского состава, набираемого их сословия дворян.

    Грамотная подготовка общего набора рекрутов аналогична той, по которой шло формирование Семеновского и Преображенского полков, завершилась триумфом Российской армии в Северной войне.

    Церковь - реформаторские нововведения

    Коснулась политика Петра 1 церковного реформирования, предусмотрев усовершенствование иерархии управления церковью. Святейший Синод заменил деятельность патриаршества, оказалась ликвидированной автономия духовенства. Церковь перешла в беспрекословное подчинение государству.

    Наметилась стойкая тенденция к терпимости вероисповедания. Зеленый свет был дан отличным от христианства верам и конфессиям.

    Экономические преобразования

    Россия при Петре 1 получила новую денежную единицу - копейку, подворное обложение было заменено подушной податью. Это дало возможность увеличить сборы денежных средств на восстановление и содержание армии. Под подать попадали не только представители крестьян, но и помещики.

    Промышленность, торговля - принцип кардинального реформирования

    Бедой Российской промышленности был явный недостаток квалифицированных специалистов. Итоги правления Петра 1 на развитии этой отрасли хозяйственной деятельности государства ознаменовались привлечением специалистов из-за рубежа, а также обучением и повышением квалификации собственных сил за границей. Побочно это дало подоплеку развития еще одной сферы - образования.

    В приоритете стал отечественный производитель, а вот на продукцию иностранного производства был наложен значительный налог.

    Результат преобразований был более чем убедителен - первое место Российского государства на просторах мирового промышленного рынка.

    Преобразования социальной политики

    Россия при Петре 1 перестала слыть крепостной державой, поскольку реформы его правления предусмотрели перевод части крепостных крестьян в категорию лично свободных.

    Крестьяне могли прикрепляться к мануфактурным учреждениям, работая на них, либо к земле.

    Поменялся принцип управления местом. Введенное городское самоуправление представлялось Городским Магистратом, который носил выборной характер.

    Итоги правления Петра 1 более чем очевидны. Преобразования никогда не проходили ровно, гладко, особенно в условиях впавшей в анархию страны, которую пытались оккупировать соседние государства.

    Однако, реформы Петра 1 кратко говорят о неординарных способностях правителя, которые смогли направить Россию на принципиально новый путь развития, что стало немаловажным фактором для всех будущих поколений.

    Россия конца 17 века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Ее отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

    Обновление России, проведенное Петром, было его личным делом, делом беспримерно насильственным, но в то же время и необходимым. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа.

    Существуют разные взгляды на последствия реформ Петра Великого.

    В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре: «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть».

    Вольтер также писал неоднократно о Петре. Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.

    Западники также положительно оценивали петровские реформы, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.

    Известный общественный деятель П.Н. Милюков, в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.

    Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696--1715 годы и 1715--1725.

    Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

    Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

    Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.

    Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать то страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая большое значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.

    В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западно-европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

    3

    Активная преобразовательная деятельность Петра I началась сразу же после возвращения из-за границы.

    Какие же цели преследовали реформы Петра I ?

    Радикальные петровские преобразования, по мнению А.Б. Каменского, явились «откликом на всеобъемлющий внутренний кризис, кризис традиционализма, постигший Русское государство во второй половине XVII в.». Реформы должны были обеспечить прогресс страны, ликвидировать отставание её от Западной Европы, сохранить и укрепить независимость, покончить со «старомосковским традиционным образом жизни».

    Реформы охватили многие сферы жизни. Их последовательность определялась, прежде всего, нуждами Северной войны , которая длилась более двадцати лет (1700-1721 гг.) В частности, война заставила в срочном порядке создать новую боеспособную армию и военно-морской флот. Поэтому основной реформой стала военная.

    До Петра I основой русского войска было дворянское ополчение. Служилые люди являлись по призыву царя «конно, людно и оружно». Такая армия была слабо обученной, плохо организованной. Попытки создать регулярную армию (стрелецкие полки Ивана IV , полки «иноземного строя» Алексея Михайловича) особого успеха не имели из-за отсутствия в казне денег на их содержание. В 1705г. Пётр I ввёл рекрутские наборы с податных сословий (крестьян, горожан). Рекрутов набирали по одному с двадцати дворов. Солдатская служба была пожизненной (в 1793г. Екатерина II ограничила её 25-ю годами). До 1725г. было проведено 83 рекрутских набора. Они дали армии и флоту 284 тыс. человек.

    Рекрутские наборы решали проблему рядового состава. Для решения проблемы офицерского состава была проведена реформа сословий. Бояре и дворяне объединялись в единое служилое сословие (первоначально оно получило название шляхетство, но позднее утвердилось название дворянство ). Каждый представитель служилого сословия был обязан нести службу, начиная с 15 лет, (единственная привилегия состояла в том, что дворяне служили в гвардейских полках – Семеновском и Преображенском). Только после сдачи экзамена дворянин мог быть произведен в офицеры. Дворяне перестали получать поместье за службу. Теперь им платили денежное жалование. Отказ от службы вёл к конфискации имения. В 1714г. был издан «Указ о единонаследии », согласно которому имение передавалось по наследству лишь одному из сыновей, а остальные должны были зарабатывать средства к существованию. Для подготовки офицерского состава были открыты школы – навигационная, артиллерийская, инженерная.

    В 1722г. указом царя была введена т.н. «Табель о рангах ». Вводились 14 военных и приравненных к ним гражданских чинов. Каждый офицер или чиновник, начав службу с нижних чинов, в зависимости от своего усердия и интеллекта, мог продвинуться по служебной лестнице вплоть до самого верха. Не был закрыт путь и представителям податных сословий. Солдат мог получить за храбрость офицерский чин и автоматически приобретал личное дворянство. Дослужившись до восьмого ранга он становился потомственным дворянином – дворянство начали давать его детям. Теперь положение в обществе определялось не только его происхождением, но и местом в служебной иерархии . Основным был принцип – «Тот не дворянин, кто не служит».

    Таким образом, сложилась довольно сложная военно-бюрократическая иерархия с царём во главе. Все сословия находились на государственной службе, несли обязанности в пользу государства.

    В результате реформ Петра I были созданы регулярная армия , численностью 212 тыс. человек и мощный флот (48 линейных кораблей и 800 галер с 24 тыс. моряков).

    Содержание армии и флота поглощало 2/3 государственного дохода. Приходилось изыскивать все новые и новые источники поступления в казну. Важнейшим средством пополнения казны были налоги. При Петре I вводились косвенные налоги (на дубовые гробы, за ношение русского платья, на бороды и др.). С целью увеличения сбора налогов была проведена налоговая реформа. До Петра I единицей обложения был крестьянский двор (хозяйство). Крестьяне, чтобы платить меньше податей, сбивались по несколько семей в один двор – вместе жили деды, отцы, братья, внуки, правнуки. Петр заменил подворную подать подушной . Единицей налогообложения стала душа мужского пола , от грудных младенцев до стариков.

    В 1710 г. была проведена перепись всех тяглых людей, как государственных, так и помещичьих. Все они были обложены податью. Была введена паспортная система – без паспорта никто не мог покинуть место жительства. Тем самым произошло окончательное закрепощение всего населения , а не только помещичьих крестьян. В европейских странах ничего подобного паспортной системе не было *. С введением подушной подати налоги на душу населения выросли в среднем в три раза.

    Постоянные войны (из 36 лет своего правления Пётр I провоевал 28 лет), радикальные преобразования резко увеличили нагрузку на центральные и местные органы власти. Старая государственная машина оказалась не в состоянии справиться с новыми задачами и начала давать сбои.

    Пётр I провел реорганизацию всей системы власти и управления. В допетровской Руси законы принимались царем совместно с Боярской Думой. После утверждения царем решения Думы принимали силу закона. Пётр перестал созывать Боярскую Думу, а все важнейшие дела решал в Ближней канцелярии, называвшейся с 1708г. «Консилия министров», т.е. с узким кругом доверенных лиц. Тем самым, законодательная ветвь власти была ликвидирована . Законы оформлялись указами царя.

    В 1711г. был создан Правительствующий Сенат . В отличие от Боярской Думы Сенат не принимал законов. Его функции были чисто контрольными. Перед Сенатом ставилась задача контролировать органы местного управления, проверять соответствие действий администрации законам, издаваемых царем. Члены Сената назначались царем. С 1722г. была введена должность генерал -прокурора , который назначался царём для контроля за работой Сената («око государево»). Кроме того, институт «фискалов », обязанных тайно проверять и доносить о злоупотреблениях должностных лиц.

    В 1718-1720 гг. была проведена коллежская реформа , заменявшая систему приказов новыми центральными органами отраслевого управления – коллегиями . Коллегии не подчинялись друг другу и распространяли свое действие на территорию всей страны. Внутреннее устройство коллегии базировалось на коллегиальной, четкой регламентации обязанностей чиновников, стабильности штатных служащих. Всего было создано 11 коллегий (вместо 50-ти приказов): Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Каммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг, мануфактур-коллегия, Коллегия иностранных дел. Важнейшими «государственными» являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными делами. Другая группа коллегий занималась финансами; доходами Камер – коллегия; расходами – Штатс – контор – коллегия; контроль за сбором и расходованием средств – Ревизион коллегия. Торговлей и промышленностью руководили, соответственно, Коммерц-коллегия и Берг – мануфактур коллегия, разделённая на два ведомства в 1722г. В 1721г. были созданы Вотчинная коллегия, занимавшаяся дворянским землевладением и находившаяся в Москве. Другой сословной коллегией явился, созданный в 1720г., Главный магистрат, управлявший городским сословием – ремесленниками и купечеством.

    Была реорганизована система местного управления. В 1707г. вышел указ царя, согласно которому вся страна делилась на губернии . Первоначально их было шесть – Московская, Киевская, Смоленская, Азовская, Казанская, Архангелогородская. Потом их стало десять – образованы Ингерманландская (Петербургская) * и Сибирская, а Казанская – разделена на Нижнегородскую и Астраханскую. Во главе губерний стояли назначенные царем губернаторы . Губернаторы обладали широкими полномочиями, осуществляли административную, судебную власть, контролировали сбор налогов. Губернии делились на провинции с воеводами во главе, а провинции – на уезды, уезды на дистрикты, упразднённые позже.

    Реформы центрального и местного управления были дополнены церковной реформой. До Петра I русскую православную церковь возглавлял патриарх , избираемый высшим духовенством. Хотя православная церковь признавала примат государства над церковью, тем не менее, власть патриарха была все же достаточно велика. Патриарх, как и царь, носил титул «великий государь», пользовался большой самостоятельностью. Реформы Петра I , его стремление заимствовать западные обычаи, одежду, внешний облик, засилье иностранцев при царском дворе – все это вызывало недовольство церкви. Чтобы ограничить ее влияние Петр в 1721г. упразднил патриаршество . Вместо него была создана коллегия по делам церкви – Святейший Синод . Члены Синода назначались царем из числа высшего духовенства, во главе Синода стоял назначаемый государем обер -прокурор . Тайный контроль за деятельностью Синода осуществлял главный фискал по духовным делам. Тем самым, церковь была окончательно подчинена государству , стала частью госаппарата, вплоть до того, что священникам было вменено в обязанность немедленно сообщать обо всех антиправительственных замыслах, о которых становилось известно во время исповеди. Такая роль церкви сохранялась до 1917г.

    Таким образом, Пётр I создал стройную, централизованную систему власти и управления: самодержец – Сенат – коллегии – губернии – провинции – уезды. Ее дополняла такая же стройная система контроля (Преображенский приказ, фискалитет), карательных органов (Тайная канцелярия, полиция) 22 сентября 1721г. (в день торжественного празднования Ништадского мира, знаменовавшего окончание многолетней и тяжелой для России Северной войны), Сенат присвоил Петру I титулы «Император », «Отец Отечества » и «Великий ». Этим актом завершился процесс превращения сословно-представительной монархии в абсолютную. Неограниченная власть Петра I получила юридическое закрепление, а Россия превратилась в империю .

    Экономическая политика Петра I также была направлена на укрепление военной мощи страны. Наряду с налогами, важнейшим источником средств на содержание армии и флота была внутренняя и внешняя торговля. Во внешней торговле Пётр I последовательно проводил политику меркантилизма. Суть ее: вывоз товаров всегда должен превосходить их ввоз. Такая политика обеспечивала положительный торговый баланс, что вело к накоплению денег в казне.

    Для осуществления политики меркантилизма необходим был государственный контроль за торговлей. Его осуществляла Каммерц-коллегия. Средством осуществления политики меркантилизма стали высокие пошлины на ввозимые товары, достигавшие 60%. На торговлю рядом товаров, приносивших наибольшую прибыль (соль, табак, лен, кожа, икра, хлеб и др.), была введена государственная монополия – продавать и покупать их могло только государство.

    Купцов принуждали объединяться в торговые компании , указывали, в какие порты везти товары, по каким ценам продавать их, насильно переселяли из одних городов в другие. Такая политика решала задачи протекционизма – защиты отечественных производителей от конкуренции зарубежных товаров. На начальных этапах модернизации политика протекционизма была вполне оправдана. Однако ее длительное сохранение могло привести к тому, что в отсутствие конкуренции производители перестанут заботиться о качестве товаров и снижении их стоимости.

    Важной составляющей петровских преобразований стало быстрое развитие промышленности. Это было обусловлено тем, что без наличия мощной индустриальной базы снабдить армию и флот всем необходимым было невозможно. При Петре I промышленность, особенно те отрасли, которые работали на оборону, сделала рывок в своем развитии. Строились новые заводы, развивались металлургическая и горнозаводская промышленность. Крупным промышленным центром стал Урал. К 1712г. армия и флот были полностью обеспечены оружием собственного производства. К концу правления Петра I в России было свыше 200 мануфактур, в десять раз больше, чем до него.

    Выплавка чугуна выросла со 150 тыс. пудов в 1700г. до 800 тыс. пудов в 1725г. Русский чугун с уральских заводов экспортировали даже в Англию.

    Типичной чертой экономики петровского времени было усиление роли государства в руководстве промышленностью. Естественным путем мануфактурное производство развиваться не могло, так как для этого не созрели экономические условия – процесс первоначального накопления находился в самом начале. Поэтому большинство мануфактур строились на государственные деньги и принадлежали государству. Практически все мануфактуры работали по государственным заказам. Часто государство само строило новые заводы, а затем передавало их в частные руки. Но если заводовладелец не справлялся с делом – давал продукцию дорогую и низкого качества – завод могли отобрать и передать другому владельцу. Такие предприятия назывались посессионными (владельческими). Не случайно русских заводчиков называли «завододержателями». Русские заводовладельцы петровского времени не были капиталистами предпринимателями в западном понимании. Они скорее являлись помещиками, только роль поместья играл завод.

    Это сходство особенно ярко демонстрировало то, как решался вопрос о рабочей силе . В результате налоговой реформы крепостное право стало всеобщим, все податное население было прикреплено к земле, свободных рабочих рук не было. Поэтому российская промышленность была основана на использовании крепостного труда . Целые деревни государственных крестьян приписывались к заводам. Они должны были 2-3 месяца в году отрабатывать на заводе барщину (добывать руду, жечь уголь и т.д.). Таких крестьян называли приписными . В 1721г. Пётр I издал указ, разрешавший заводовладельцам покупать крестьян в собственность для работ на заводе. Такие рабочие назывались посессионными . Следовательно, мануфактуры при Петре I , хорошо технически оснащенные, были предприятиями не капиталистическими, а феодально-крепостническими.

    Особенно впечатляющими были преобразования Петра I в области образования , науки и техники, культуры и быта .

    Перестройка всей системы образования была обусловлена необходимостью подготовки большого числа квалифицированных специалистов, в которых остро нуждалась страна. Введение светского образования в России произошло почти 600 лет спустя после Западной Европы. В 1699г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701г. в здании Сухаревой башни открылась «школа математицких и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715г. в Петербурге Морской академии. В петровское время была открыта Медицинская школа (1707г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в 42–х цифирных школах, где готовили местных чиновников, и гарнизонных школах, где обучали солдатских детей. В 1703-1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа – «гимназия» пастора Э.Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам. В 1724г. была открыта горная школа в Екатеринбурге. Она готовила специалистов для горнозаводской промышленности Урала.

    Светское образование потребовало новых учебников. В 1703г. вышла в свет «Арифметика, сиречь, наука числительная…» Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных. Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили «Таблицы логарифмов и синусов». Появились «Букварь», «Грамматика Славянская» и другие книги. В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Г.Г. Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович.

    В основе развития науки и техники в петровское время лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых, в изобретательском деле. М. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания «потаенных судов» (подводных лодок); известным механиком петровского времени была А. Нартов – изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.

    По инициативе Петра I началось собирание научных коллекций. В 1718г. вышел указ, предписывавший населению предъявлять «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», а также «старые надписи на камнях, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно». В 1719г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание «раритетов», которое послужило основой для коллекции будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др. Итогом достижения петровского времени в области образования и науки стало создание (по указу от 28 января 1724г.) в Петербурге Академии наук . Она была открыта уже после смерти Петра I в 1725г.

    В период правления Петра I было введено западноевропейское летоисчисление (от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как раньше) *. Появились типографии, газета (с декабря 1702г. стало выходить первое в России периодическое издание – газета «Ведомости», тиражом от 100 до 2500 экз.). Были учреждены библиотеки, театр в Москве и многое другое.

    Характерная черта русской культуры при Петре I – её государственный характер. Культуру, искусство, образование, науку Пётр оценивал с позиций пользы, приносимой государству. Поэтому государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Труд писателя, актера, художника, педагога, ученого превратили в разновидность государственной службы, обеспеченную жалованием. Культура обеспечивала определенные общественные функции.

    Второй характерной чертой русской культуры, сложившейся во времена Петра I стал цивилизационный раскол русского общества. Активно заимствовались западные обычаи, одежда, образ жизни, даже язык. Но все это было уделом служилого сословия – дворянства. Низшие сословия (крестьянство, купечество) сохраняли традиционную культуру. Высшие и низшие сословия различались даже внешне. По существу в русской культуре существовали независимо друг от друга две культуры: западническая - дворянская, и традиционная, почвенническая – крестьянская, противостоящие друг - другу.


    * В России паспорта были отменены в 1917г. и вновь введены в 1932г.

    * В 1713 г. Пётр I перенёс столицу России из Москвы в Санкт-Петербург.

    * Пётр I , чтобы не входить в лишние раздоры с православной церковью, ввел юлианский календарь, хотя Европа жила по григорианскому. Отсюда разница в 13 дней, которая просуществовала до 1918г. Русская православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю.

    С 1892г. По 1898г. Историки называют «Университет Петра». В этот период времени его сестра Софья являлась регентшей при двух наследниках Иване и Петре. В этот период он живет с матерью в селе Преображенском, а на другом берегу немецкая слобода Кукуй, где жили выходцы из Западной Европы, которые были приглашены при Иване III. Петр приезжая на лодки к ним, там он вобрал основы Западной Европы, их культуру. И сравнивая нашу русскую самобытность, он приходит к выводу, что Русь нужно разворачивать к Западной Европе. После «великого посольства» (поездка в Западную Европу). 1697г. Он начинает проводить реформы по изменению быта русского дворянства (пить кофе, брить бороды, ввел платья по Венгерскому образцу).

    Цель: Повернуть развитие России по Западному пути. Но не для того, что бы рядом с ними встать, а для того что бы Россию сделать большой процветающей державой.

    Результаты: Россия получила выход в Балтийское море, и стала морской державой при сильном флоте, сильная армия, развитая экономика страны, из возящей превратилась в вывозящую. Возвышение международного престижа России.

    Политика просвещенного абсолютизма в России. Екатерина II.

    1762-1796гг. Правление Екатерины II, называется «Золотым веком дворянства» и эпоха просвещения абсолютизма. Распространение культуры, просвещение в России.

    Просвещенный абсолютизм- это союз философов и монархов. В это время широкое распространение получило теория согласно которой, феодальные основы общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным, самими монархами и их дворянами при помощи мудрых советников философов и прочих просвещенных людей. Цари, которые должны быть людьми просвещенными учениками идеологов просвещения, таковыми были: Фридрих II (король Пруссии) и Екатерина II. В этот период был «Золотой век дворянства», по жалованной грамоте дворянства 1762г. Дворянам разрешалось не служить и это дало возможность им заниматься просвещением, отправлять детей на учебу за границу. На этом этапе дворянства было высоко просвещенное элитное общество.

    Меры по либерализации крестьянского вопроса и попытки политической модернизации в первой половине XIX в. Александр I, Николай I.

    Либерализация крестьянского вопроса - реформа крепостного права. Александр I, внук Екатерины II, его правление можно разделить на две части:

    1.Дней Александровых прекрасное начало;

    2.Царствование;

    В 1802 был издан указ «О вольных хлебопашцах», разрешавших освобождать своих крестьян с землей. В 1808-1809 – было запрещено продавать крестьян, печатать газетах о продажах, и отправлять их в ссылку по воле помещиком. Но результаты были незначительны.

    Николай I провел много реформ. Реформа « О государственных крестьянах»(1837-1842). Этой категории давалось частичное самоуправление, были открыты школы, больницы, крестьян просвещали по агротехники, насыщали сельхоз\культурой. При Николае I, каждая община выращивала картофель. 1842г. Указ об «обязанных крестьянах». Помещики могли давать крестьянам личную свободу, а за пользованием землей крестьяне должны выполнять определенные повинности.

    Политическая модернизация Александра I:

    1.В первой половине своего правления, его секретарь Сперанский разработал проект - конституции. На основании которых, создается: государственная дума, местная дума, как выборный представительный орган власти. 1810г. Был утвержден государственный орган, который состоял из: государственных сановников, которые должны были выступать с законодательной инициативой перед царем. Это единственный орган просуществовал до революции 1917г.

    Николай I (1825-1855). Своей задачей считал укрепление власти дворян с опорой на армию и бюрократию(чиновники), для охраны и слежки за неблагонадежными людьми создается II отделение Собственного Его Императорского Величия канцелярия. Для работы этой канцелярии создается корпус Джардамвов, который занимался политическим сыском.

    2.1833г. был выпущен «свод законов Российской империи».

    3. Финансовая реформа.

    4.Промышленный переворот (рост городского населения), строительство ж\д.

    5.Вводится реальное образование (институты).

    Итоги внешнеполитической деятельности Петра I

    Основные направления внешней политики России этого периода - северо-западное и южное - определялись борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а, следовательно, преодолеть общую отсталость страны, а также стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России.

    Победа России в Северной войне (1700-1721 гг.) во многом была закономерной, поскольку война имела исторически обоснованный характер. Он обусловливался стремлением России вернуть принадлежащие ей ранее земли, без которых становилось невозможным ее поступательное развитие. Справедливый характер войны особенно ярко проявился во время шведского нашествия, когда перед русским и украинским народами борьба за независимость выступила на первый план.

    Страна, под руководством Петра, "поднявшего ее на дыбы", сумела мобилизовать все свои ресурсы, создать оборонную промышленность, новую регулярную армию и флот, которые долгое время не знали себе равных в Европе. В ходе войны русская армия приобрела высокий уровень организации и руководства, а мужество, стойкость и патриотизм ее солдат стали одним из главных источников победы.

    Русская дипломатия, используя противоречия между европейскими странами, сумела создать необходимые для заключения мира внешнеполитические условия.

    Россия в итоге долгой и мучительной войны заняла важнейшее место в Европе, завоевав статус великой державы. Выход к Балтийскому морю, присоединение новых земель способствовали ее экономическому и культурному развитию. В ходе войны Россия создала мощную регулярную армию, стала превращаться в империю.

    Итоги и оценка петровских преобразований

    Оценивая петровские реформы и их значение для дальнейшего развития Российской империи, необходимо принять во внимание следующие основные тенденции.

    1. Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии, в отличие от классической западной, не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе.

    2. Созданное Петром I новое государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны.

    3. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имени аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории.

    4. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя.

    5. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в. в России, Петр I не только развил их, но и за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень, превратив Россию в могущественную державу.

    6. Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население.

    7. Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления - бунт стрельцов в Астрахани (1705 - 1706), восстание казачества на Дону под руководством Кондратия Булавина (1707 - 1708), на Украине и в Поволжье - были направлены не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.

    8. Несмотря на противоречивость личности Петра I и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформирования и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству.

    9. Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. Петр I Великий - одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Реформы неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца и государственного деятеля.

    Однако необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков. Отсюда противоречивость оценки преобразований в исторической науке.