Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Методы исследования и анализа в эмпирической психологии. Эмпирическое исследование в курсовой, дипломной и магистерской работе по психологии Характеристика методов исследования

    Методы исследования и анализа в эмпирической психологии. Эмпирическое исследование в курсовой, дипломной и магистерской работе по психологии Характеристика методов исследования

    Обработка данных включает: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы. К ним относятся такие виды анализа, как корреляционный, факторный, дивергентный и др. При статистической обработке данных необходимо правильно подобрать конкретные методы статистического анализа с тем, чтобы они, во-первых, соответствовали типу данных, которые получены в исследовании (для ранговых данных применяются одни виды статистических процедур, для числовых – другие), во-вторых, статистические методы обработки должны быть адекватны цели исследования и обеспечивать достоверность выводов.

    При обратном движении к анализу соответствия выдвинутых гипотез полученным результатам крайне важно еще раз проверить (теперь уже опираясь на опыт, полученный при сборе данных и изучении их связей), насколько семантическая и эмпирическая интерпретация ключевых понятий исследования были удовлетворительными. То есть, в какой мере возможны прямые соотнесения показателей с теми смыслами и свойствами, к которым они первоначально были «привязаны».

    При интерпретации результатов необходимо соотнести полученные данные с исходными предположениями, теоретическими схемами и моделями, уже известными научными фактами. Это позволит оценить степень новизны результатов, их согласованность с теми или иными теоретическими концепциями, найти им место в поле исследований данной темы. Отдельно необходимо обсудить результаты, которые не согласуются с исходными теоретическими предположениями, и найти этому объяснение.

    Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данных необходимо для повышения достоверности выводов как в научном исследовании, так и в разработке в области практической психологии. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.

    Множество критериев, приводимых обычно в учебниках по математической статистике, и сложное описание процедур их вычисления часто смущает студента. Многие из них используются достаточно редко. Каждый исследователь (и научный руководитель в том числе) предпочитает статистические критерии, исходя из своих знаний, опыта, типа задачи и вида данных, которые подлежат обработке. Как же поступить студенту? Можно положиться на опыт и советы научного руководителя (при этом, однако, основательно разобравшись в смысле и процедуре критерия). Можно опереться на примеры, приведенные в пособии. Одно из последних и лучших по ясности и доступности изложения - книга Е. В. Сидоренко «Методы математической обработки в психологии» (2001). Ее достоинство в том, что все приведенные методы описаны достаточно ясно, поэтапно, и могут быть использованы при так называемой «ручной» обработке данных.

    Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных  очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться, и какие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать. Полезным руководством при этом может стать классификация задач и методових решения, которые приводит Е. В. Сидоренко (2001, С. 34).

    При выборе математико-статистического критерия нужно, прежде всего, идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу, которая использовалась при измерении психологических показателей и других переменных - например, возраст, состав семьи, уровень образования.

    В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом (то есть измерять). Это может быть время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные особенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах, и другие. Порой для студентов представляет трудность выделение переменных в работах по практической психологии, где возможности использования традиционных и стандартизированных психологических тестов (с которыми обычно ассоциируется проблема измерения) ограничены.

    Следует иметь в виду, что в области практической психологии могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы. Речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, улыбки, взгляды, - все это может рассматриваться в качестве переменных. Главное - иметь четкие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от поставленных гипотез и задач.

    При выборе математико-статистического критерия нужно ориентироваться также на тип распределения данных, который получился в исследовании. Параметрические критерии используются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное. Нормальное распределение с большей вероятностью (но не обязательно) получается при выборках более 100 испытуемых (может получиться и при меньшем количестве, а может не получиться и при большем). При использовании параметрических критериев необходима проверка нормальности распределения.

    Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет значения. При небольших объемах выборки испытуемых, используемых обычно в курсовой или дипломной работе, целесообразно выбрать непараметрические критерии, которые дают большую достоверность выводам, независимо от того, получено ли в исследовании нормальное распределение данных. Большинство психологических работ сводятся к нескольким типам исследовательских задач, которые и предопределяют тип математико-статистического критерия.

    Во многих исследованиях осуществляется поиск различий в психологических показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обработке соответствующих данных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определения значимости различий в проявлении признака в психологических исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни, критерий хи-квадрат ( 2), точный критерий Фишера, биномиальный критерий.

    Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимосвязи психологических показателей у одних и тех же испытуемых. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффициентом линейной корреляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

    Структура данных(и соответственно структура изучаемой психологической реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.

    Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математической обработки данных в таких задачах может использоваться U-критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона. критерий  2 Фридмана.

    Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния нескольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие как следствия. Переменные первого рода считаются факторами, а переменные второго рода  результативными признаками. В этом отличие дисперсионного анализа от корреляционного, в котором предполагается, что изменения одного признака просто связаны с определенными изменениями другого (Сидоренко Е.В., 2001, С. 225).

    Во многих исследованиях выявляется значимость изменений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих параметров и проявлений за определенный промежуток времени, в определенных условиях (например, в условиях коррекционного воздействия). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, Т-критерий Вилкоксона.

    Важно обратить внимание на ограничения, которые имеет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных.

    После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить «ручную» обработку данных или воспользоваться статистической программой персонального компьютера.

    Применение математико-статистических критериев для проверки значимости изменений придаст большую доказательность выводам работы.

    Оно противопоставляется априорному , доопытному знанию, доступному через чисто умозрительное мышление .

    Значения понятия

    Эмпирические данные - это информация, которая подтверждает представление об истинности или ложности какого-либо утверждения. С точки зрения эмпиризма , заявить о знании чего-либо можно только при наличии истинного представления, основанного на эмпирических данных. Такая позиция отличается от рационалистского подхода, в котором доказательством истинности или ложности некоторого суждения может быть умозаключение . Основной источник эмпирических данных - чувственное восприятие . Хотя другие источники данных, такие как память и показания других людей, в конечном счёте сводятся к чувственному восприятию, они считаются вторичными, или косвенными .

    В другом значении выражение «эмпирические данные» означает результат эксперимента. В этом контексте также используется понятие «полуэмпирические методы» - уточняющие теоретические методы, в которых наряду с результатами экспериментов используются базовые аксиомы или постулированные научные законы.

    Проблема нейтральности эмпирического знания

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Эмпирические данные"

    Примечания

    Литература

    • Bird, Alexander . Stanford Encyclopedia of Philosophy (2013). Проверено 25 января 2012.
    • Craig, Edward (2005), "a posteriori", The Shorter Routledge Encyclopedia of Philosophy , Routledge , ISBN 9780415324953
    • Feldman, Richard (2001), "Evidence", in Audi, Robert, The Cambridge Dictionary of Philosophy (2nd ed.), Cambridge, UK: Cambridge University Press , ISBN 978-0521637220
    • Kuhn Thomas S. The Structure of Scientific Revolutions. - 2nd. - Chicago: University of Chicago Press , 1970. - ISBN 978-0226458045 .
    • Pickett, Joseph P., ed. (2011), "Empirical", The American Heritage Dictionary of the English Language (5th ed.), Houghton Mifflin , ISBN 978-0-547-04101-8

    Отрывок, характеризующий Эмпирические данные

    В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
    Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
    В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
    Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
    – Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
    – Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
    – Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
    – Отчего? – спросил Ростов.
    – Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
    Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
    – Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
    Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
    – Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
    – Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
    Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
    – Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
    Ростов описал наружность Денисова.
    – Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
    – Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
    – Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
    – Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
    Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
    Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.
    – А можно войти посмотреть? – спросил Ростов.
    – Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил.
    В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.

    Анализ различий выраженности показателей предполагает, что Вы в табличной или графической форме представляете средние значения выраженности психологических показателей по группе данных по шкалам соответствующей методики. Рассмотрим на примере.

    Пусть одна из методик, используемых в работе, - это «Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко».

    Методика позволяет определять уровень эмпатических способностей по 6 шкалам, отражающим различные виды (каналы) эмпатии: рациональная, эмоциональная, интуитивная, установки на эмпатию, проникающая, идентификация.

    Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов.

    Общая эмпатия определяется как сумма 6-ти компонентов.

    Итоговый показатель уровня эмпатии варьируется от 0 до 36 баллов. При этом автор теста предлагает следующую градацию общего уровня эмпатии по уровням:

    Менее 14 баллов - очень низкий уровень эмпатии;

    15-21 - заниженный уровень эмпатии;

    22-29 - средний уровень эмпатии;

    30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии.

    Таблица исходных данных для 10 испытуемых выглядит следующим образом:

    Таблица 1. Результаты психодиагностики уровня эмпатии

    № исп.

    Рациональная

    Эмоциональная

    Интуитивная

    Установки на эмпатию

    Проникающая

    Идентификация

    Общий уровень эмпатии

    Среднее

    19,3

    Такого рода сводные таблицы результатов психодиагностики обычно помещаются в приложении.

    Если расчеты проводятся в статистической программе , то в ней есть удобные функции построения гистограмм средних значений и распределений.

    Важно отметить, что описание данных по каждой из тестовых методик (средние значения и распределения ) не всегда связано непосредственно с сутью эмпирического исследования. Эти результаты часто даже не включаются в выводы. Для более серьезных исследований такой анализ уместен, так как позволяет проводить предварительный анализ данных, что важно для последующих расчетов (например, проверка показателя на нормальность распределения ). Но в большинстве курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии такого рода первичный анализ данных носит сугубо иллюстративный характер. Тем не менее, грамотное оформление этой части эмпирического исследования показывает понимание студентом сущности диагностируемых по тестам психологических показателей.

    Статистическая обработка и анализ данных

    Обязательным требованием ко всем курсовым, дипломным и магистерским работам по психологии исследовательского типа является наличие в них статистического анализа.

    Эмпирический метод основан на чувственном восприятии и измерениях сложными приборами. Эмпирические методы – важная часть научных исследований, наравне с теоретической. Без этих методик ни одна наука, будь то химия, физика, математика, биология – не смогли развиваться.

    Что значит эмпирический метод?

    Эмпирический или чувственный метод– это научное познание окружающей действительности опытным путем, предполагающим взаимодействие с изучаемым предметом при помощи экспериментов и наблюдений. Эмпирические методы исследования помогают выявить объективные законы, по которым происходит развитие тех или иных явлений. Это комплексные и сложные шаги, и в результате их происходят новые научные открытия.

    Виды эмпирических методов

    Эмпирическое познание любой науки, предмета строится на стандартных, зарекомендовавших себя с течением времени методов, одинаковых для всех дисциплин, но в каждой конкретной области обладающих своей спецификой, характерной для науки. Эмпирические методы, виды:

    • наблюдение:
    • эксперимент;
    • измерение;
    • беседа;
    • анкетирование;
    • опрос;
    • беседа.

    Эмпирические методы – достоинства и недостатки

    Методы эмпирического познания в отличие от теоретических обладают минимальной возможностью ошибок, недостатков при условии, что эксперимент повторялся многократно и давал схожие результаты. Любой эмпирический метод задействует органы чувств человека, которые являются надежным инструментом познания окружающего мира – и в этом главное достоинство этого метода.

    Методы эмпирического уровня

    Эмпирические методы научного познания важны для науки не меньше, чем теоретические предпосылки. Опытным путем выстраиваются закономерности, подтверждаются или отрицаются гипотезы, поэтому эмпирический метод как совокупность способов основанных на чувственном восприятии и данных полученных измерительными приборами помогает раздвигать горизонты науки и получать новые результаты.

    Эмпирические методы исследования в педагогике

    Эмпирические методы педагогического исследования базируются на все тех же основных составляющих:

    • педагогическое наблюдение – берется определенная задача, условие, в которой надо понаблюдать за учениками и зарегистрировать результаты наблюдения;
    • опросы (анкетирование, беседа, интервьюирование) – помогают получить информацию на определенную тематику, личностные особенности учеников;
    • изучение работ учащихся (графических, письменных по разным дисциплинам, творческих) – дают сведения об индивидуальности ученика, его наклонности к тому или иному предмету, успешности в усвоении знаний;
    • изучение школьной документации (дневников, классных журналов, личных дел) – позволяет оценить успешность педагогического процесса в целом.

    Эмпирические методы в психологии

    Психологическая наука развивалась из философии и самыми базовыми инструментами познания чужой психической реальности были приняты методы, с помощью которых можно наглядно увидеть проявления психики вовне – это опыты. Физиологическая психология, благодаря которой психология в целом, продвинулась как наука была основана психологом, физиологом В. Вундтом. Его лаборатория экспериментальной психологии была открыта в 1832 г. Эмпирические методы исследования в психологии использовавшиеся Вундтом применяются в классической экспериментальной психологии:

    1. Метод наблюдения . Изучение поведенческих реакций и действий личности в естественных условиях и в условиях эксперимента с заданными переменными. Два вида наблюдения: интроспекция (самонаблюдение, взгляд внутрь) – необходимый элемент самопознания и отслеживания изменений в себе и объективное наблюдение – наблюдатель (психолог) отслеживает и регистрирует реакции, эмоции, действия за наблюдаемым человеком или группой людей.
    2. Метод эксперимента . В лаборатории (лабораторный эксперимент) – создаются специальные условия, нужные для подтверждения психологической гипотезы или отвержения ее. С помощью специальной аппаратуры, датчиков регистрируются различные физиологические параметры (пульс, дыхание, мозговая активность, реакции зрачка, изменение поведения). Естественный (природный эксперимент) проводится в привычных для человека условиях с созданием нужной ситуации.
    3. Опрос – предоставление информации человеком путем ответов на серию вопросов.
    4. Беседа – эмпирический метод основанный на вербальной коммуникации, в ходе которой психолог отмечает психологические особенности личности.
    5. Тесты – специально разработанные методики, включающие в себя ряд вопросов, неоконченных предложений, работу с изображениями. Тестирование на определенные темы помогают психологам выявить личностные особенности.

    Эмпирический метод в экономике

    Эмпирический или опытный метод в экономике предполагает познание реальности экономической ситуации в мире, осуществляется это с помощью инструментов:

    1. Экономическое наблюдение – осуществляется экономистами для целенаправленного восприятия экономических (хозяйственных) фактов, при этом активного воздействия на эти факты нет, наблюдение важно для построения теоретических моделей экономики.
    2. Экономический эксперимент – здесь уже включается активное воздействие на хозяйственное явление, моделируются разные условия в рамках эксперимента и изучается влияние.

    Если взять отдельный сегмент экономики – товарооборот, то эмпирические методы товароведения будут следующими:

    • измерения при помощи технических устройств или органов чувств (метод-операции измерительные, органолептические;
    • обследование и мониторинг рынка (методы-действия).

    Стратификация является единственным способом исследования и контроля значений других, помимо экспозиции и заболевания, переменных при анализе данных. Под стратификацией понимают деление данных на подгруппы, или страты. Например, стратификация по полу или возрасту означает, что данные классифицируются по мужчинам и женщинам или по категориям возраста. В разделе содержится раздел о стандартизации, в котором в качестве примера приводится стандартизация по возрасту. Процедура стандартизации является одним из типов стратифицированного анализа.

    Основной целью стратифицированного анализа является оценка и при необходимости контроль мешающих факторов. Смешивание возникает, когда какая-либо причина помимо исследуемой экспозиции является более распространенной в экспонированной группе, чем в неэкспонированной. При стратификации данных по мешающему фактору, например, на мужчин и женщин, каждая страта окажется свободной от смешивающего эффекта стратифицированной переменной. То есть, если связь между экспозицией и заболеванием анализируется отдельно, скажем, у мужчин и женщин, каждая из двух страт по полу даст оценку эффекта экспозиции, свободную от мешающего фактора пола. Такие стратифицированные результаты часто сообщаются не отдельно, а объединяются в один результат. Примером этого служит стандартизация по возрасту в том же разделе, где контролируется таким образом смещение со стороны возраста.

    Еще одной целью проведения стратифицированного анализа является анализ модификации эффекта. Модификация эффекта означает, что эффект экспозиции в одних стратах сильнее, чем в других. Если, например, относительный риск заболевания в связи с экспозицией составляет 2 для женщин и 3 для мужчин, пол будет модифицировать это влияние и являться, таким образом, модификатором эффекта.

    Основной принцип использования стратификации для контроля смешивания будет проиллюстрирован на двух примерах: из когортного исследования и из исследования случай-контроль.

    Похожие статьи:

    Примите к сведению

    Информация на этом сайте представлена в справочных и образовательных целях и не должна быть использована как инструкция по лечению. В любых случаях необходимо консультироваться у врача.