Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Договор о купле продажи мертвых душ манилов. Купля-продажа по Чичикову (по поэме "Мертвые души"). Изображение помещиков Гоголем

    Договор о купле продажи мертвых душ манилов. Купля-продажа по Чичикову (по поэме
    СКОЛЬКО СТОИТ «МЁРТВАЯ ДУША?»

    Максимова Вероника

    МБУ школа № 61 г. Тольятти, 11 «Б»
    Научный руководитель:

    Тютюма Валентина Юрьевна

    учитель русского языка и литературы

    МБУ школа №61 г. Тольятти

    Тольятти
    1

    Часть первая

    Образы помещиков в поэме «Мёртвый души» и их отношение к вопросу о покупке «мёртвых душ»……………………………………………………... с.5-6

    1.1. Манилов …………………………………………………………………. с.6-7

    1.2. Коробочка ……………………………………………………………….. с.7-8

    1.3. Ноздрёв …………………………………………………………………. с.8-9

    1.4. Собакевич ………………………………………………………………с.10-11

    1.5. Плюшкин ………………………………………………………………. с.11-14

    Часть вторая

    Современные чичиковы……………………………………………………. с.15-18
    Заключение …………………………………………………………………. с.19-20
    Литература………………………………………………………………………с.21
    Приложение………………………………………………………………… с.22-25
    2

    Введение

    Писатель Н.В. Гоголь открылся неожиданно: была прочитана поэма, в которой автор правдиво показывает отрицательные стороны жизненных явлений иногда в нарочито преувеличенном комическом виде. Центром повествования становится описание помещиков. Все они наделены общими чертами.

    Главный герой Павел Иванович Чичиков приобретает у помещиков «мёртвые души». Перепись крепостного населения проводилось один раз в 10 – 15 лет. Между переписями («ревизскими сказками») за помещиками числилось установленное количество ревизских душ. Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми до следующей переписи. За крепостных крестьян помещики ежегодно платили налог, в том числе и за умерших. Чичиков приобретает умерших крестьян, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском Совете и получить изрядную сумму денег.

    Разговор Чичикова с помещиками о покупке «мёртвых душ» удивляет, ошеломляет их. Необычный товар, никогда такой не продавали. За сколько продать? Как не продешевить?

    Захотелось разобраться в этом, понаблюдать за поведением помещиков, выяснить, сколько стоит «мёртвая душа»? Это и определило выбор темы нашего исследования.

    Для этого необходимо в «портретных» главах увидеть картины морального упадка помещичьего класса, проанализировать поведение помещиков в сценах купли - продажи «мёртвых душ», а затем исследовать, есть ли современные чичиковы. С этой точки зрения творчество Н.В. Гоголя не рассматривалось, что и определяет актуальность и новизну нашей работы.

    Объект исследования – поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

    Предмет исследования – купля – продажа «мёртвых душ»

    Цель: установить, сколько стоит «мёртвая душа»? Есть ли современные чичиковы?

    Задачи:

    1) отобрать и изучить литературу по теме;

    2) проанализировать сцены купли – продажи в поэме «мёртвые души»;

    3) осмыслить современные литературоведческие положения о поэме;

    4) исследовать современные публицистические материалы о «мёртвых душах».

    Часть первая

    Образы помещиков в поэме «Мёртвый души» и их отношение к вопросу о покупке «мёртвых душ»

    В своей «Авторской исповеди» Н. В. Гоголь указывает, что на мысль написать «Мертвые души» его натолкнул А. С. Пушкин... «он отдал мне свой сюжет. Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что даёт свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Гоголь хочет сказать в своей книге «горькую правду», вывести из забвения, в котором «спит ум». Это стремление автора продиктовано сознанием того, что дороги человечества к истине не прямы.

    В то же время поэма Гоголя носит явно сатирический характер. В ней осмеиваются порочные явления личной и общественной жизни. В. Г. Белинский так определял сатирическое произведение: это «не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, гроза духа, оскорбленного позором общества».

    Н. В. Гоголь правдиво показывает отрицательные стороны жизненных явлений, иногда в нарочито преувеличенно комическом виде. Центром повествования становится описание помещиков (2-6 главы). Все помещики, изображенные в «Мертвых душах», наделены общими чертами: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность и замкнутая на себе жизнь в усадьбах.

    С большой художественной выразительностью в «портретных» главах дана картина морального упадка помещичьего класса.

    Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин - порождение крепостнического строя.

    Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации

    (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновниках и мертвых душах). При необходимости дается и биография персонажа.

    Кто же стоит первым в галерее этих героев? Как помещики относятся к вопросу о покупке «мёртвых душ»?

    1.1. Гоголь открывает галерею помещиков портретом Манилова. Он первым встречается на пути Чичикова, который поехал по ближайшим поместьям с целью приобретения «мертвых душ».

    Манилов - «...человек видный: черты лица... не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Манилов - восторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстного философа», изысканность, глупость, несамостоятельность и боязливость. Да и фамилию Гоголь дает своему герою «говорящую» - от слова манить, заманивать, обманывать. Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор - это никчемность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяйством он не занимался, он даже не мог сказать, умирали ли у него крестьяне современи последней ревизии. О бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей», «щегольской подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ними помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале». Не мудрено, что у такого хозяина «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница - воры, слуги - «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».

    Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от

    всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами» вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.

    Вместо настоящего чувства - у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности - или пустые мечты, или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками». Таков образ «рыцаря пустоты», вызывающий грустную улыбку.

    Чичиков просит у Манилова подробный реестр крестьян, умерших после последней переписи (ревизские сказки), хочет купить мертвые души. Оторопевший Манилов «как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут». Чичиков убеждает хозяина, что закон будет соблюден и что казна получит положенные налоги. Совершенно успокоившийся Манилов отдает мертвые души бесплатно и остается в убеждении, что оказал Чичикову неоценимую услугу. «Я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя»

    1.2. Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мелкая помещица - владелица 80 душ крепостных. В противоположность Манилову, Коробочка - домовитая хозяйка. У неё «хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья».

    Имена крестьян своих она «знала почти наизусть». Но умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что её поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится «продешевить» при продаже.

    Все «новое и небывалое» пугает её. Зато её рачительность изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов, каждый из которых лежит на своём месте, есть веревочки которые «уже никуда не нужны». «Дубинноголовая» Коробочка - воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Прозвище, данное автором героине, говорит и об отношении к ней Гоголя и дает характеристику типу мелких неумных помещиц.

    Коробочка оставляет Чичикова ночевать, а утром гость переходит к деловым переговорам о покупке мертвых душ. В ответ Коробочка предлагает Чичикову купить у нее пеньку или мед, не может понять, зачем ему мертвые души («Ну, баба, кажется, крепколобая», «дубинноголовая»), боится продешевить. Уговаривая ее, Чичиков теряет терпение, сравнивает Коробочку с собакой на сене. Ему удается убедить хозяйку совершить купчую крепость только после того, как он сообщает о себе неправду (что он ведет казенные подряды) и обещает впоследствии купить у нее и мед, и пеньку. Коробочка верит ему, решает даже задобрить и угостить важного чиновника. «Я готова отдать за 15 ассигнациями». Чичиков достает нужные бумаги из своей шкатулки, в которой много отделений и имеется даже потайной ящик для денег. Мужики Коробочки носят странные фамилии (например, Неуважай - Корыто). После долгих торгов сделка совершается. В отличие от Манилова Коробочка всех умерших знала наизусть, записи не вела.

    1.3. Иной тип представляет Ноздрев. Он - полная противоположность и Манилову, и Коробочке. Он - непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа». Он не чужд

    Купчая* - нотариально оформленный документ, согласно которому право собственности на товар или недвижимость переходит от его владельца другому лицу.

    хлестаковщины - стремление показаться значительнее и богаче. Своё хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня. Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите». Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его. В целом он малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

    Чичиков переходит к деловым переговорам, излагает суть своей просьбы, объясняя, что мертвые души нужны ему для удачной женитьбы (родители невесты интересуются его имущественным положением, в том числе количеством крестьян). Ноздрев соглашается подарить Чичикову несуществующих крестьян, но при этом пытается продать ему в нагрузку жеребца, кобылу, собаку, шарманку и т. д. «Купи у меня жеребца, я тебе дам мёртвые души в придачу». Он продал бы мёртвые души,но Чичиков должен был за это что-нибудь купить у него. Когда Чичиков решительно отказывается, предлагает ему сыграть в карты. Уже раскаиваясь, что связался с Ноздревым, Чичиков отметает и это предложение.

    В отместку Ноздрев приказывает кучеру накормить лошадь Чичикова не овсом, а сеном, чем оскорбляет гостя, но сам при этом не чувствует себя неудобно. Утром как ни в чем не бывало Ноздрев предлагает Чичикову сыграть в шашки. Тот соглашается. Ноздрев жульничает во время игры. Чичиков обвиняет его в плутовстве и прекращает игру. Ноздрев лезет драться, зовет слуг и приказывает избить гостя. В этот момент появляется капитан-исправник и арестовывает Ноздрева за нанесение помещику Максимову «личной обиды в пьяном виде». В свойственной ему манере Ноздрев от всего отрекается, клянется, что не знает помещика Максимова. Воспользовавшись ситуацией, Чичиков «исчезает».

    Ассигнация* - контракт, по которому одна сторона передает другой по какому-либо мотиву определенную сумму денег, ценные бумаги либо другие ценности. 9

    1.4. Собакевич - «чертов кулак», такое определение дает Чичиков. Собакевич - это воплощение прочной силы, он «человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча», а ещё как не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний, наконец, необыкновенный аппетит, с которым он утоляет свой голод. У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески «рекламируя» Чичикову лучшие качества уже не существующих людей. И в этом, и в других эпизодах автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности и это можно считать итогом размышлений о нём.

    За обедом Собакевич рассказывает о своем соседе Плюшкине, владеющем восемьюстами крестьянами, чрезвычайно скупом человеке. Услышав, что Чичиков хочет купить мертвые души, Собакевич ничуть не удивляется, а сразу приступает к торгу. Он обещает продать мертвые души по 100 рублей за штуку, мотивируя это тем, что его крестьяне настоящие мастера (каретник Михеев, плотник Степан Пробка, сапожник Максим Телятников). Торг продолжается долго. В сердцах Чичиков про себя называет Собакевича «кулаком», а вслух говорит, что качества крестьян не важны, так как они мертвые. Не сходясь с Чичиковым в цене и прекрасно понимая, что сделка не совсем законна, Собакевич намекает, что «такого рода покупки, я это говорю между нами, по дружбе, не всегда позволительны, и расскажи - я или кто иной - такому человеку не будет никакой доверенности...» В конечном счете стороны сходятся на двух с половиной рублях за штуку, составляют документ, причем каждый опасается надувательства со стороны

    другого. Собакевич предлагает Чичикову купить по дешевке «женского полу», но гость отказывается (хотя впоследствии обнаружит, что Собакевич все-таки вписал в купчую крепость женщину Елизавету Воробей). Чичиков уезжает, спрашивает у мужика в деревне, как проехать в имение Плюшкина.

    1.5. Замыкает галерею помещиков Плюшкин - «прореха на человечестве».

    Всё человеческое умерло в нём, К такому выводу подводит Гоголь читателей. Автор не просто сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «всё текло живо» и когда он обратился в « прореху на человечестве». Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств. Невольно Плюшкин вызывает в нашей памяти другой образ, созданный А. С. Пушкиным в «Скупом рыцаре». Их сближает оскудение чувств. Их отношение к детям, к тем, из кого они выжимают свои богатства. Кажется, что человечность недоступна ни барону, ни Плюшкину. В самом деле, не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым

    Гривна* - денежная единица Киевской Руси. Гривна делится на 100 копеек.

    1 гривна = 10 копейкам

    Чубук*- часть курительной трубки

    семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни

    Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. А ещё, пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни. В страстном лирическом порыве Гоголь восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».

    Узнав о цели визита Чичикова, Плюшкин преисполняется радости, поскольку Чичиков предлагает ему заплатить за мертвые души. «Предложение, казалось, изумило Плюшкина. Он, вытаращив глаза, долго смотрел на него…» У него было 1000 душ. Он соглашается продать Чичикову не только мертвых крестьян, но и беглых, при этом торгуется за каждую копейку. «Беглые души, не нужны ли вам? 70 душ наберётся». С последней переписи умерло 120 душ. Автор обращает внимание читателя на этот факт, чтобы подчеркнуть, как трудно жилось крестьянам у Плюшкина. В результате, Плюшкин продал 78 душ, за которые получил 24рубля 69 копеек. Получив деньги, которыми он никогда не воспользуется, прячет ассигнации в ящик, где им будет суждено пролежать до смерти хозяина. Чичиков торопится уехать, к большой радости Плюшкина, отказываясь от чая и угощений. Плюшкин приказывает убрать сухарь из кулича опять в кладовую, при этом следит, чтобы не пропало ни крошки. Чичиков возвращается в город.

    Автор не случайно представляет помещиков в определенной последовательности. Такой порядок помогает показать читателю постепенную деградацию души, которую рождает бесцельность существования, бесконтрольность владениями чужими жизнями и душами, богатством и землей. Таким образом, помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы великим писателем, если бы ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней, психической жизни человека. Созданные Гоголем сатирические образы вызывают негодование и отвращение к изображенным отрицательным явлениям. Миру мертвых душ противопоставлена в произведении неискоренимая вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В ее неукротимом движении писатель видит великое предназначение России, духовное воскресение человечества.


    Часть вторая

    Современные чичиковы
    Работа по исследованию вопроса, сколько же стоит мёртвая душа, навела меня на мысль. А в наше время упоминаются такие души или нет? С какой целью? Существуют ли современные чичиковы? Мы исследовали и обнаружили, что, оказывается, в «Независимой газете» журналисты Ольга Тропкина и Андрей Скробот опубликовали материал о мёртвых душах российского электората.

    Вброс сотен тысяч бюллетеней с "мертвыми душами" может фатальным образом повлиять на исход голосования – особенно для таких оппозиционных партий, как "Яблоко" Григория Явлинского.

    Данные о численности избирателей, которыми пользуется ЦИК, не внушают доверия. Общеизвестный факт: население России из года в год убывает, за последние 10 с половиной лет россиян стало на 3,8 миллиона меньше. Это данные Госкомстата РФ. А вот данные ЦИК: избирателей в России за это же время стало на 4 миллиона 546 тысяч больше!

    Последний по времени пересчет электората проводился в начале июля, предпоследний - в январе. Население России за это время сократилось на 454,2 тысячи человек, а число избирателей выросло почти на 2 миллиона! Откуда за полгода могло набежать такое количество половозрелых граждан? Как это вообще возможно, чтобы людей становилось все меньше, а избирателей - все больше?

    Зачем избиркомам или муниципальным начальникам фальсифицировать данные о численности избирателей - вопрос почти риторический. Вот как ответил на него заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко: "Понятно, что "мертвые души" голосовать не придут. А коль скоро они не придут, то бюллетень за них может опустить дядя по имени "административный ресурс". Иначе говоря, за счет несуществующих, но

    якобы зарегистрированных избирателей можно подбросить "нужному" кандидату или "нужной" партии недостающее до "планового задания" количество голосов. Из практики известно, что проще всего это сделать при голосовании на дому, когда используются переносные урны, или во время предварительного голосования, когда за руками избиркомовцев никто не следит.

    Сколько "мертвых душ" числится среди тех 2 миллионов выборщиков, что неожиданно появились перед нынешними выборами, вряд ли кто скажет. Но очевидно, что это рекордный за все время наблюдений прирост. Следовательно, возможности для фальсификации результатов выборов в этот раз велики как никогда.

    А Н. Невский в статье «Мёртвые души…» замечает: « В своё время известный проходимец Чичиков колесил по селам и весям, прикупая у помещиков «мертвые души». А поскольку в губернских податных списках эти крестьяне значились еще живыми, то под залог нескольких сотен якобы еще живых крепостных этот прохиндей получал ссуду в банке. Сегодня Таганский суд Москвы отказал Республиканской партии России в ее иске к Федеральной регистрационной службе, отказывающейся признавать итоги последнего съезда республиканцев.

    Представитель Федеральной Регистрационной Службы Галина Фокина предоставила суду документ, содержащий итоги проверки реальной численности РПР. По материалам этой проверки получается, что сам факт существования многих региональных отделений этой партии вызывает сильные сомнения у ФРС.

    Так, например, в Ингушетии по адресу, указанному при регистрации, руководящие органы партии не размещаются, никакой информации об их месторасположении нет.

    Электорат* (лат.elector избиратель) – круг избирателей, голосующих за какую – либо политическую партию на парламентских, президентских и муниципальных выборах. 16

    Полномочия выборного органа истекли еще в декабре 2004 года и с тех пор не переизбирались, никаких собраний не проводилось.

    Калмыцкая парторганизация была ликвидирована по решению республиканского суда 19 мая 2005 года в «связи с нарушением порядка создания организации, носящим неустранимый характер».

    В Мордовии при регистрации была указана численность местной организации в 975 человек, а в конференции по выдвижению делегатов на партсъезд участвовало только 52, что делает ее нелегитимной из-за отсутствия кворума.

    В Татарии при регистрации партии декларировалась численность 620 членов. В протоколе конференции указывается уже в два раза меньше - 333, из которых только 17 пришли на это собрание. Более того, проверкой ФРС было установлено что 80 человек из списочного состава РПР заявили, что вообще никогда в этой партии не состояли.

    В Удмуртии из 999 записанных в партийные ряды человек 400 с удивлением узнали, что их занесли в списки какой-то партии без их ведома. Причем, 44 из них проживает совсем в других регионах.

    При регистрации Мурманского регионального отделения партии была заявлена численность в 792 человека. На конференции уже фигурировала цифра 100 из которых присутствовало 78. При проверке же 562 человека не подтвердили своего членства.

    При проверке новгородского отделения РПР было установлено, что из заявленных 956 членов подтвердили свое членство в партии только 41, а 121 не проживают в этом регионе.

    В Самаре из 1036 «членов партии» вообще ни один не подтвердил своего членства в РПР!

    В Тамбовском отделении заявляли о 541 соратнике, 177 из которых не подтвердили членства, а 33 не проживают в области. Местные отделения не создавались.

    В Тверском отделении утверждали при регистрации о наличии в партийных рядах аж 7561 человек. Но на конференции присутствовало только 132.

    В Санкт-Петербурге выяснилось, что из 1084 членов партии 643 человека заявлений в партию никогда не писали и в РПР не состояли.

    Аналогично в Чувашской республике, Краснодарском крае, Чеченской республике, республике Адыгея, где значительная часть списочного состава оказались вообще лицами вымышленными.

    В Иркутской области проверка установила, что 44 члена партии по указанным адресам не проживали, 29-проживали в других регионах, 27 заявлений не писали, 10 оказались несовершеннолетними. По итогам проверки подан иск о ликвидации.

    Таким образом, при первой же серьезной проверке оказалось, что в действительности большая часть региональных организаций Республиканской партии России существует исключительно на бумаге или в воображении центрального руководства. Скорее всего, реальная численность РПР исчисляется несколькими сотнями человек на всю страну, в то время как закон о политических партиях предписывает иметь не менее 50 тысяч.

    В свое время известный проходимец Чичиков колесил по селам и весям, прикупая у помещиков «мертвые души». А поскольку в губернских податных списках эти крестьяне значились еще живыми, то под залог нескольких сотен якобы еще живых крепостных этот прохиндей получал ссуду в банке. Весьма похожая ситуация, не правда ли? Только в случае с РПР речь идет скорее о политическом кредите, пропуске в большую политику для получения которого годятся и беззастенчивые приписки, и запись в партию людей без их ведома, и прием в партию давно умерших людей.

    Похоже, что руководство Республиканской партии внимательно прочитало «Мертвые души» и восприняло как руководство к действию…


    18

    Заключение

    В результате нашей работы мы пришли к следующим выводам.

    Современное литературоведение, работы А. Н. Степановой – Чикиной, С.И. Машинского, Ю. Манна, П.К. Боголепова позволяют увидеть авторскую позицию в прозаическом тексте. Исследуя художественный текст поэмы, всматриваясь в портретные характеристики помещиков, анализируя их действия и поступки, можно определить отношение Н. В. Гоголя к окружающему миру. Последовательно, от героя к герою, автор обнажает преступную жизнь помещиков. «Один за другим следует у меня герои один пошлее другого», - писал он. Образы помещиков даны по принципу всё более глубокого духовного оскудения и морального падения владельцев крепостных крестьян. Мёртвыми душами в поэме являются сами помещики. В каждом образе скрыта одна из разновидностей духовной смерти. Нравственность уродов, утративших всё человеческое, формирует социальная среда, общественный строй. Автор поэмы выносит суровый приговор крепостникам – помещикам и крепостнической действительности в целом. Подтверждением этому являются сцены купли – продажи мёртвых душ.

    Разоблачая подлость Чичикова, Гоголь бичует вместе с тем и общество, которое признаёт лучшими людьми тех, кто имеет капитал.

    Гоголь приводит нас к выводу, что неразумно устроено само общество. Потому и появляются люди – подлецы, так как есть условия для их мошеннической деятельности.

    В своё время известный проходимец Чичиков колесил по сёлам и весям, прикупая у помещиков «мёртвые души». А поскольку в губернских податных списках эти крестьяне не значились ещё живыми, то под залог нескольких сотен якобы ещё живых крепостных этот прохиндей получал ссуду в банке. Очень похожая современная ситуация, не правда ли?

    Современная публицистика убеждает. Что существует политический кредит для получения которого годятся и беззастенчивые приписки, и запись

    людей без их ведома, и приём в партию давно умерших людей. Современные

    чичиковы очень внимательно почитали «Мертвые души» и восприняли их как руководство к действию. Таким образом, существуют и процветают современные чичиковы.

    Литература

    1. Гоголь Н. В., Мёртвые души, Москва, «Высшая школа», 1980г. с. 259.

    2. громов Н.И. Русская литература, Москва, «просвещение», 1986 г. с. 254.

    3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка, Москва «Азъ», 1995 г. с. 907.

    4. Фогельсон И. А., Литература учит, Москва, « Просвещение», 1990 г. с. 206.

    5. Степанов А.Н. Николай Васильевич гоголь, Биография писателя. М. – Л., 1966г. с.240.

    6. Смирнова – Чикина Е.С., Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Комментарий. 3-е изд. Л., 1974г. с. 180.

    7. Машинский С. И. ,Чемодан Адеркаса. М., 1974 г. с. 197

    8. Манн Ю., Смелость изобретения. Черты художественного мира гоголя. М., 1975г. с. 132.

    9. Боголепов П. К., Тропа к Гоголю. Книга – справочник. М., 1976г. с. 214.

    10. Машинский С. И. ,»Мёртвые души» Н.В. Гоголя, 2 – е изд. М., 1917 г. с. 238.

    11. http://www.ladno.ru/elections/82.html

    12.Бурцева В. В., Семёнова Н. М., Словарь иностранных слов. Ответственные редакторы. 3 – изд. стереотипное, Москва, «Русский язык – Медиа», 2005 г. с. 817.

    Приложения

    «Мёртвые души» - произведение русского писателя Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Первый том был издан в 1842 году; продолжение было уничтожено писателем, сохранились только отдельные главы.

    Образы и цитаты в популярной культуре

    Имена ряда персонажей романа превратились в нарицательные: Плюшкин - символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич - неотёсанный человек, маниловщина - погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью.

    Название поэмы (1842) Н. В. Гоголя (1809-1852). Иногда полагают, что выражение было широко употребительным в эпоху крепостного права.

    В действительности оно родилось только благодаря поэме Гоголя, поскольку такое словосочетание не встречается ни в словарях, ни в официальных документах того времени. Поэтому это выражение возмутило тогда очень многих. Цензура, например, протестовала потому, что сочла такое словосочетание кощунственным и противоречащим учению церкви, согласно которой душа бессмертна, и потому гоголевские слова - нонсенс. А близкий друг Гоголя, профессор Московского университета М. П. Погодин, был возмущен другим: это выражение показалось ему преступлением против чистоты родной речи. В письме к Гоголю он писал:

    "Мертвых душ" в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые..."

    Выражение "мертвые души" впервые появилось в бумагах Гоголя в 1835 г.: в письме к А. С. Пушкину от 7 октября он извещал поэта, что последовал

    "Мертвые души" *- 1. Люди, которые существуют только на бумаге - для отчета, "для галочки", для виду и т. д. - мнимые члены партии, участники клуба избирателей, авторы коллективного письма и т.д. 2. Люди нравственно, духовно неразвитые.

    его совету написать роман о скупщике умерших крестьян - начал писать "Мертвых душ". Судя по всему, этот вариант названия романа был уже хорошо знаком поэту. Но кто из них первым произнес выражение - "мертвые души", кто, собственно, является его автором - этот вопрос остается открытым.

    Смысл названия и своеобразие жанра поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

    Запомним это: Гоголь в «Мертвых душах» искал такое сочетание тьмы и света, чтобы созданные им картины не ужасали человека, а давали надежду.

    Но где же свет в его картинах?

    Кажется, если он и есть, то лишь в лирических отступлениях - о целительной бесконечной дороге, о быстрой езде, о Руси, что несется, как «бойкая необгонимая тройка».

    Так-то так, но давно замечено, что по этим дорогам странствует не кто иной, как Чичиков, и чуть ли не в его голове рождается проникнутое лирическим пафосом рассуждение…

    Мир поэмы «Мертвые души» - это мир, где события, пейзажи, интерьеры, люди столь же достоверны, сколь и фантастичны; сдвинуть в своём сознании эти образы к одному или другому полюсу - значит, их обеднить; напряжение между полюсами и выражает гоголевское отношение к России, к её прошлому, настоящему и будущему.

    Словосочетание «мертвые души» звучало в 1840-х годах странно, казалось непонятным. Ф. И. Буслаев рассказал в своих воспоминаниях, что когда он «в первый раз услышал загадочное название книги, то сначала вообразил себе, что это какой-нибудь фантастический роман или повесть вроде «Вия» - Е.С. Смирнова-Чикина. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» - литературный комментарий. М. «Просвещение», 1964 г., стр.21 Действительно, название было необычно: душа человека считалась бессмертной, и вдруг мертвые души!

    Есть прямой и очевидный смысл названия, вытекающий из истории самого произведения. Сюжет «Мертвых душ», как и сюжет «Ревизора», дал ему, по признанию Гоголя, Пушкин: он рассказал историю о том, как хитрый делец скупал у помещиков мертвые души, т. е. умерших крестьян. Дело в том, что с Петровского времени в России каждые 12 - 18 лет проводились ревизии (проверки) численности крепостных крестьян, поскольку за крестьянина мужского пола помещик обязан был платить правительству «подушную» подать. По итогам ревизии составлялись «ревизские сказки» (списки). Если в период от ревизии до ревизии крестьянин умирал, в списках он все равно числился и за него помещик платил подать - до составления новых списков.

    Вот этих-то умерших, но числящихся живыми пройдоха-делец и задумал скупить по дешевке. Какая же тут была выгода? Оказывается, крестьян можно было заложить в Опекунском совете, т. е. получить за каждую «мертвую душу» деньги.

    Самая высокая цена, которую пришлось уплатить Чичикову за «мертвую душу» Собакевичу, - два с полтиной. А в Опекунском совете он мог получить за каждую «душу» 200 рублей, т. е. в 80 раз больше.

    Итак, первый, наиболее очевидный смысл названия: «мертвая душа» - это умерший, но существующий в бумажном, бюрократическом «обличье» крестьянин, ставший предметом спекуляции. Часть из этих «душ» имеет в поэме свои имена, характеры, о них рассказываются разные истории, так что они, если даже и сообщается, как приключилась с ними смерть, оживают на наших глазах и выглядят, пожалуй, живее иных «действующих лиц».

    Во-вторых, Гоголь подразумевал под «мертвыми душами» помещиков-

    крепостников, угнетавших крестьян и мешавших экономическому и культурному развитию страны.

    Неслучайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий

    смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто

    посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.

    Художественную ткань поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир автор показывает, воссоздавая современную ему действительность. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она - воплощение божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника.

    Смысл названия поэмы связан с сюжетом произведения: аферист Чичиков скупает «души» умерших крестьян с целью выгоды. Еще один смысл названия поэмы: «мертвые души» - это помещики, ведущие однообразный, скучный образ жизни и стремящиеся только обогатиться.

    "Мертвые души" автор назвал поэмой и подчеркнул этим значимость своего творения. Поэма - значительное по объему лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Это определение до сих пор вызывает споры. С выходом в свет сатирических произведений Гоголя в русской реалистической литературе укрепляется критическое направление. Реализм Гоголя в большей степени насыщен обличительной, бичующей силой - это отличает его от предшественников и современников.

    Художественный метод

    Гоголя получил название критического реализма. Излюбленным приемом писателя становится гипербола - непомерное преувеличение, усиливающее впечатление. Гоголь находил, что сюжет "Мертвых душ", подсказанный Пушкиным, хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых разнообразных характеров. Главы о помещиках, которым уделено больше половины первого тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточительного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрев; затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакевичу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощающий крайнюю степень нравственного падения помещичьего класса.

    Читая "Мертвые души", мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков: дает описание деревни, господского дома, внешнего вида помещика. Далее идет рассказ о том. как отнеслись к предложению Чичикова о продаже мертвых душ те или иные люди. Автор показывает отношение Чичикова к каждому из помещиков, изображает сцену купли-продажи мертвых душ. Такое совпадение не случайно. Однообразный замкнутый круг приемов позволяет художнику выставить напоказ консерватизм, отсталость провинциальной жизни, замкнутость и ограниченность помещиков, подчеркнуть застой и умирание.

    О "весьма обходительном и учтивом помещике Манилове" мы узнаем в первой главе. Изображая его внешность, автор выделяет глаза - сладкие, как сахар. Новый знакомый был без ума от Чичикова, "долго жал ему руку и просил убедительно сделать ему честь своим приездом в деревню".

    Разыскивая Маниловку. Чичиков путает название, спрашивая мужиков о деревне Заманиловке. Писатель обыгрывает это слово: "Деревня Маниловка не многих могла заманить своим местоположением". И тут же начинается подробное описание помещичьей усадьбы. "Дом господский стоял одиночкой на юру… открытом всем ветрам…" На покатости горы "были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций;… беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью "Храм уединенного размышления", пониже пруд, покрытый зеленью…" И наконец, "серенькие бревенчатые избы" мужиков. За этим всем проглядывает сам хозяин - русский помещик, дворянчик Манилов.

    Унылость вида маниловского имения дополняет пейзажная зарисовка: темнеющий в стороне "скучно-синеватым цветом сосновый лес" и совершенно неопределенный день: "не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета". Тоскливо, голо, бесцветно. Гоголь исчерпывающе раскрыл, что такая Маниловка немногих могла заманить. Завершает портрет Манилова Гоголь в иронической манере: "Черты лица его не лишены были приятности". Но в эту приятность, казалось, "чересчур было передано сахару". Сахар - деталь, указывающая на слащавость. А затем уничтожающая характеристика: "Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан".

    Характер Манилова выражается в особой манере говорить, в буре слов, в употреблении деликатнейших оборотов речи: "позвольте вам не позволить этого", "нет уж. извините, не допущу пройти позади такому приятному и образованному гостю". Прекраснодушие Манилова, незнание им людей выявляется в оценке городских чиновников как людей "препочтеннейших и прелюбезнейших". Шаг за шагом Гоголь неумолимо обличает пошлость этого человека, иронию постоянно сменяет сатирой: "На столе русские щи, но от чистого сердца", дети - Алкид и Фемистоклюс, названы именами древнегреческих полководцев в знак образованности родителей. Госпожа Манилова достойна своего супруга. Жизнь ее посвящена слащавому сюсюканью, мещанским сюрпризикам (бисерный чехольчик на зубочистку), томным длинным поцелуям, а хозяйство для нее - низкое занятие. "Манилова так хорошо воспитана", - язвительно замечает Гоголь.

    И Манилов лишен хозяйственной сметки: "Когда приказчик говорил: "Хорошо бы, барин, то и то сделать", "Да, недурно", - отвечал он обыкновенно". Манилов не вел хозяйство, плохо знал своих крестьян, и все приходило в упадок, зато он мечтал о подземном ходе, о каменном мосте через пруд, который две бабы переходили вброд, да с торговыми лавками по обеим сторонам его. Пристальный взгляд писателя проникает в дом Манилова, где царит та же нераспорядительность и отсутствие вкуса. Некоторые комнаты без мебели, два кресла в кабинете хозяина обтянуты рогожей. В кабинете горки золы, на подоконнике - книга, открытая на 14-й странице уже в течение двух лет, - единственное свидетельство о труде хозяина в кабинете.

    Манилов проявляет "заботу о дальнейших видах России". Писатель характеризует его как пустого фразера: куда ему до России, если он не может навести порядок в собственном хозяйстве. Чичикову без труда удается убедить друга в законности сделки, и Манилов, как помещик непрактичный, неделовой, дарит Чичикову мертвых душ и берет на себя расходы по оформлению купчей.

    Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоящих чувств. Он сам "мертвая душа", обреченная на гибель так же, как и весь самодержавно-крепостнический строй России. Маниловы вредны, социально опасны. Каких же последствий для экономического развития страны можно ждать от маниловского хозяйствования!

    Помещица Коробочка бережлива, "набирает понемногу деньжонок", живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер "дубиноголовой" помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.

    За Коробочкой в гоголевской галерее уродов следует Ноздрев. В отличие от Манилова, он неугомонный, юркий, бойкий, но его энергия растрачивается по пустякам в шулерской картежной игре, в мелких пакостях лжи. С иронией называет Гоголь его "в некотором отношении историческим человеком, потому что где бы ни был Ноздрев, не обходилось без историй", т. е. без скандала. Автор воздает ему по заслугам устами Чичикова: "Ноздрев человек - дрянь!" Он прокутил все, забросил имение и обосновался на ярмарке в игровом доме. Подчеркивая живучесть ноздревых в русской действительности, Гоголь восклицает: "Ноздрев долго еще не выведется из мира".

    Свойственное Коробочке накопительство превратилось у практичного помещика Собакевича в подлинное кулачество. На крепостных он смотрит только как на рабочую силу и, хоть поставил мужикам избы, на диво срубленные, дерет с них три шкуры. Некоторых крестьян он перевел на денежно-оброчную систему, выгодную помещику.

    Образ Собакевича создан в излюбленной гиперболической манере Гоголя. Его портрет, в котором дано сравнение с медведем, обстановка в доме, резкость отзывов, поведение за обедом - во всем подчеркнута животная сущность помещика. Собакевич быстро раскусил затею Чичикова, понял выгоду и заломил по сто рублей за душу. Прижимистый помещик сбыл мертвых душ с выгодой для себя, да еще и надул Чичикова, подсунув ему одну особу женского пола. "Кулак, кулак, да еще и бестия в придачу!" - так характеризует его Чичиков.

    Впервые увидев Плюшкина, Чичиков "долго не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, который носят деревенские дворовые бабы, только голос показался ему несколько сиплым для женщины: "Ой, баба! - подумал он про себя и тут же прибавил: - Ой, нет! Конечно, баба!" Чичикову и в голову не могло прийти, что это русский барин, помещик, владелец крепостных душ.

    Страсть к накоплению неузнаваемо изуродовала Плюшкина; он копит только ради накопительства. Крестьян он заморил голодом, и они "мрут, как мухи" (за три года 80 душ). Сам он живет впроголодь, одевается, как нищий.

    По меткому слову Гоголя, Плюшкин превратился в какую-то прореху на человечестве. В эпоху роста денежных отношений хозяйство Плюшкина ведется по старинке, основано на барщинном труде, хозяин собирает продукты и вещи, бессмысленно накапливает ради накопления. Разорил крестьян, губя их непосильной работой. Плюшкин копил, и все, что он собирал, гнило, все обращалось в "чистый навоз". Такой помещик, как Плюшкин, не может быть опорой государства, двигать вперед его экономику и культуру. И писатель горестно восклицает: "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком".

    Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации крестьянства.

    Произведение Гоголя ошеломило прежде всего правящие круги и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство - лучшая часть населения России, страстные патриоты, опора государства. Гоголь своими образами развеял этот миф. Герцен говорил, что помещики "проходят перед нами без масок, без прикрас, льстецы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих врагов, пьющие жизнь и кровь народа… "Мертвые души" потрясли всю Россию".

    А теперь о репетициях сцены у Коробочки. Эту сцену В. 0. Топорков играл с замечательной актрисой МХАТа М. П. Лилиной.

    «...Станиславский очень остроумно уподобил сцену «Чичикова у Коробочки» починке какого-то странного часового механизма. Часовщик (Чичиков), прекрасно знающий свое дело, пытается заставить действовать этот механизм, но каждый раз в последний момент, когда, пускается маятник, от неизвестных причин пружи на с треском распускается, и все надо начинать сначала.

    Чичиков, как опытный мастер, не теряя самообладания, спокой но опять начинает ставить на место мельчайшие детали механизма, подвинчивает винтики вплоть до рокового- момента, когда раздает ся треск и пружина вновь распускается до полного ослабления. Вооружаясь терпением, Чичиков снова начинает работу, и так до бесконечности, пока, наконец, выведенный из терпения, в при падке злобы не швырнул их со всего размаха об пол... и часы неожиданно пошли.

    Часовой механизм находится в голове Коробочки, и вся дей ственная задача Чичикова заключается в том, чтобы проникнуть в глубь этого механизма, понять, в чем там неисправность, и устранить все неполадки, мешающие Коробочке понять Чичи кова.

    Коробочка искренне хочет продать мертвые души, ей это вы годно, но она боится продешевить, пропустить исключительный слу чай обогащения, попасть впросак. От Чичикова она старается по нять не то, что он фактически говорит, а то, о чем он умалчивает, его «подтекст». Таким образом, на всю сцену для Коробочки одна простейшая задача - только бы не попасть впросак, не продешё вить. Для этого ей нужно хорошенько разгадать Чичикова, выпы тать его точные намерения. Коробочка, конечно, дура дубиного ловая, как ее обзывает Чичиков, Однако просто дурость как та ковую сыграть нельзя, а вот та бесплодная активность Коробочки, ее внутреннее внимание к разрешению несуществующих сложно стей и будут наиболее ярко передавать ее дубиноголовостъ. Для актрисы здесь нужно прежде всего обрести это подлинное внима ние к поступкам и действиям своего партнера».

    Далее Топорков пишет, как трудно было актерам найти это полное внимание друг к другу, как постепенно подводил их к этому Станиславский и как, наконец, на одной из репетиций уда лось добиться цели:

    «...Дальше сцена пошла, как по рельсам. Мы задавали друг другу вопросы, старались разгадать мысли и намерения друг друга, обмануть один другого, запугать, уговорить, разжалобить, на падали друг на друга с остервенением, отступали, отдыхали и вновь вступали в борьбу. Во всех ваших действиях были логика, целе сообразность, убежденность в важности всего происходящего и на правленность внимания только на партнера. Мы не думали о зри* теле. Нас абсолютно не интересовал вопрос, хорошо ли мы играем. Мы были заняты своим делом. Мне нужно было во что бы то ни стало заставить работать сложный и непонятный механизм, находя щийся в голове Коробочки. И только этого я и добивался. Мы ни чего особенного не делали. Все было просто, без всяких комических , трюков, а между тем немногочисленные зрители во главе со Ста ниславским буквально сползали от хохота на пол. Константин Сер геевич доходил до колик. Мне кажется в этот момент мы были очень близки к Гоголю...»

    Оформление несложно. Не ставьте лишней, не нужной по ходу действия мебели и реквизита.

    У дам платья длин ные, почти до пола, с высокой талией и широкими юбками. Можно надеть под платье 2-3 нижние юбки в сборку или сшить нижнюю. Коробочка может быть в домашнем чепце, платье тёмное, на плечах шаль.

    У мужчин галстуки мягкие, завязаны бантом или повязаны под воротничком наподобие шарфа, а концы воротничков подняты вверх.

    Гроза. За закрытым занавесом раздается сильный стук. Перед занавесом пробегает Фетинья.

    Фетинья, , Кто стучит?.

    Ч и ч и к о в. Пустите, матушка, с дороги сбились.

    Ф е т и н ь я. Кто вы такой?

    Чичиков. Дворянин, матушка.

    Фетинья (бежит через просцениум обратно). Матушка, двор янин.

    Коробочка. Ну, впусти.

    Занавес-открывается.

    Комната Коробочки. Стол на нем - самовар и чайная посуда, стулья.
    - К о р о б о ч к а сидит в кресле. Входит Чичиков

    Чичиков. Извините, матушка, что побеспокоил неожидан ным приездом.

    К о р о б о ч к а. Ничего, ничего. В какое-то время бог вас прин ёс! Гром такой... Вишь, сумятица какая... Чайку выпьете, ба тюшка?

    Чичиков . Недурно, матушка.

    Коробочка. А с чем прихлебнете чайку? Во фляжке- фруктовая.

    Чичиков. Недурно, матушка, хлебнем и фруктовой. А по звольте узнать вашу фамилию... Я так рассеялся...

    Коробочка . Коробочка, коллежская секретарша.

    Чичиков. Покорнейше благодарю. Фу... Фу... Сукин сын!

    Коробочка . Кто, батюшка?

    Чичиков. Ноздрев, матушка. Знаете?

    Ко ро бочка . Нет, не слыхивала.

    Ч и ч и к о в . Ваше счастье.

    Коробочка. Блинцов, батюшка. Прошу покорно закусить.

    Чичиков. А имя, отчество?

    Коробочка . Настасья Петровна.

    Чичиков . Хорошее имя. У меня тетка родная, сестра моей матери, Настасья Петровна. У вас, матушка, блинцы очень вкусны.

    Гром.

    Коробочка . А ваше имя как? Ведь вы,-я чай, заседатель?

    Чичиков . Нет, матушка, чай, не заседатель. А так ездим по, своим делишкам.

    Коробочка . А, так вы покупщик? Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево. Ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил?

    Чичиков . А вот меду и не купил бы.

    Коробочка. Что ж другое, разве пеньку?

    Чичиков . Нет, матушка, другого рода товарец. Скажите, у вас умирали крестьяне?

    Коробочка . Ох, батюшка, осьмнадцать человек! И умер та кой все славный народ. Кузнец у меня сгорел.

    Чичиков. Разве у вас был пожар, матушка?

    Коробочка . Бог приберег. Сам сгорел, отец мой. Внутри у него как-то загорелось, чересчур выпил, синий огонек пошел от него. Истлел, истлел и почернел, как уголь. И теперь мне выехать не на чем. Некому лошадей подковать.

    Ч и ч и к о в. На все воля божья, матушка. Против мудрости
    божьей ничего нельзя сказать. Уступите-ка их мне, Настасья Пет
    ровна..

    Коробочка . Кого, батюшка?

    Чичиков . Да вот этих-то всех, что умерли.

    Коробочка . Да как же уступить?

    Чичиков . Да так просто. Или, пожалуй, продайте, я вам за них дам деньги.

    Коробочка. Я, право, в толк не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

    Чичиков. Э, матушка... Покупка будет значиться только на бумаге, а души будут прописаны, как бы живые.

    Коробочка (перекрестясь) Да на что ж они тебе?

    Чичиков. Это уж мое дело.

    Коробочка . Да ведь они же мертвые.

    Чичиков. Да кто же говорит, что они живые? Вы за них платите, я вас избавлю и от хлопот, и от платежа да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей ассигнациями. Ну, теперь ясно?

    Коробочка. Право, не знаю, ведь я мертвых никогда еще не продавала.

    Чичиков. Еще бы! Это скорей походило бы на диво, если бы вы их кому-нибудь продали.

    Пауза.

    Так что же, матушка, по рукам, что ли?

    Коробочка. Право, отец мой, никогда еще не случалось про давать" мне покойников. Живых-то я уступила отцу протопопу, двух девок по сту рублей каждую, и очень благодарил. ,
    Чи чиков. Да не в живых дело. Я спрашиваю мертвых.
    Коробочка . Да ведь меня только и останавливает, что они мертвые. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они... того... они больше как-нибудь стоят?

    Ч и ч и к о в . Послушайте, матушка. Эк какие вы! Что же они мо гут стоить! На что они нужны?

    Коробочка. Уж это точно, правда. Уж совсем ни на что не нужны.

    Чичиков. А вы берёте ни за что пятнадцать рублей, ведь это же деньги! Ведь они на улице не валяются. Ну, скажите, ма тушка, почем вы продали мед?

    Коробочка. По двенадцати рублей за пуд..

    Чичиков. Ну, матушка, взяли греха на душу -по двена дцати не продали. Ну, всё равно, ну ведь то – мёд, а это – ничто! А я в ам за что плачу, и не двенадцать рублей, а пятнадцать рублей, да не серебром, а синими ассигнациями!

    Коробочка . Право, я боюсь на первых порах не понести бы как-нибудь убытку. Лучше уж я маненько повременю, авось по наедут купцы, я и применюсь к ценам.

    Чичиков . Страм, страм, матушка! Просто страм! Кто ж станет покупать их? Ну, какое употребление он может из них сделать?

    Коробочка . А может, в хозяйстве-то, как-нибудь под случай понадобятся?

    Чичиков. Мёртвые - в хозяйстве? Эк, куда хватила! Во робьев пугать но ночам в огороде?

    Коробочка. С нами крестная сила! Какие ты. страсти го воришь!

    Чичиков., А куда же, еще? Куда вы, их хотели пристроить? Да, впрочем, ведь кости и могилы, всё вам останется. .Ну, так что же? Отвечайте, по крайней мере.

    Пауза.

    О чём вы думаете, Настасья Петровна?

    Коробочка. Право, я всё не приберу, как мне быть. Лучше я вам пеньку продам.

    Чичиков. Да что ж пенька? Помилуйте, я вас прошу совсем о другом, а вы мне пеньку суете.

    Пауза.

    Так как же, Настасья Петровна?

    Коробочка . Ей-.богу, товар такой странный, совсем небы валый

    Чичиков. (трахнув стулом). Чтоб тебя черт!..

    К о р о б о ч к а. Ох, не припоминай его, бог с ним! Ох!., Еще третьего дня всю ночь мне снился, окаянный. Такой гадкий при виделся, а рога-то длиннее бычачьих!

    Ч и ч и к о в. Я дивлюсь, как они вам десятками не снятся? Из одного христианского человеколюбия хотел!.. Вижу, бедная вдова убивается, терпит нужду, да пропади и околей со всей вашей деревней!..

    Коробочка . Ах, какие ты забранки пригинаешь!

    Чичиков . Да не найдешь слов с вами, право, словно какая-нибудь, не говоря дурного слова, дворняжка, что лежит на сене:
    и сама не ест, и другим не дает! "

    Коробочка. Да чего ж ты рассердился так горячо? Знай я прежде, что ты такой сердитый, я б не прекословила. Изволь, я готова отдать за пятнадцать ассигнацией.,

    Чичиков. Фу, чёрт..(утирает пот) В городе какого-нибудь поверенного или знакомого имеете, которого могли бы уполномочить на совершение крепости?

    Коробочка . Как же? Протопопа отца Кирилла сын служит в палате.

    Чичиков. Ну, вот и отлично! (Пишет.) Подпишите. (Вручает деньги.)

    Коробочка . Только, отец мой, прошу тебя, ты не обидь меня.

    Чичиков . Не обижу, матушка, не обижу. Ну, прощайте, ма тушка. .(Уходит);

    К о ро б о ч ка. (долго крестясь) Батюшки! Пятнадцать ассиг нацией. В город надо ехать… Узнать, почем ходят мертвые души?.. Фетинья! Фетинья! вели закладывать!

    Некто Чичиков скупает мертвые души? Гоголь – великий мистификатор, и в этой купле-продаже зашит глубокий религиозный смысл. Многие комментаторы раскрывают образ Павла Ивановича как агента диавола, собирающего прибыль для своего хозяина. Выходит, по-настоящему мертвыми душами являются не покойные крестьяне, а «клиенты» Чичикова, носители той или иной страсти: Собакевич, Коробочка и иже с ними.

    Коммивояжер лукавого, скупающий погибшие для Бога души, – вообще-то, библейская идея. В 18-й главе книги Апокалипсиса упоминаются некие купцы земные , в списке товаров которых числятся тела и души человеческие (см. Откр. 18, 13). Купцы совершали свой торг в Вавилоне. Апокалиптический Вавилон – это город-блудница, библейский символ антихристианской цивилизации. Бог разрушает Вавилон, и купцы оплакивают падение своего бизнеса, в том числе куплю-продажу тел и душ человеческих .

    А к кому можно было бы отнести текст Откровения сегодня? Кто годится на роль купцов земных ? Например, специалисты по пиар-технологиям не подходят ли? Особенно те, которые в своей работе не считаются с нравственными и религиозными принципами? Кажется, массовая манипуляция сознанием – это и есть купля-продажа человеческих душ в наши дни.

    Предлагаю проверить данную мысль, взглянув на портрет одного из таких современных купцов. Этого человека по праву можно именовать великим приобретателем душ, ничуть не хуже Чичикова.

    Сегодня его называют «отцом пиара». По рождению еврей, по месту жительства американец, по родственным связям племянник Зигмунда Фрейда и правнук главного раввина Гамбурга Исаака Бернайса, он прожил длинную жизнь (104 года, с 1891 по 1995). Был пионером использования в пиар-технологиях психологии и прочих социальных наук. Его имя – Эдвард Бернейс.

    О проектах Бернейса можно рассказывать очень много. В своем деле он проявлял прямо-таки диавольскую смекалку и находчивость.

    Например, с помощью Бернейса курение стало общепринятой нормой для женщин. Племянник Фрейда убедил мир, что женщина с сигаретой – это круто, стильно, красиво. Впервые в истории рекламы был использован эффект «звездного» авторитета. Образ курящей дамы гениальный пиарщик продвигал через личности такого уровня, как Марлен Дитрих. По просьбе Бернейса многочисленные врачи наперебой писали о пользе никотина, известные оперные певицы - о благотворном действии курения на голос. С помощью проплаченной команды Бернейс преодолел одно из самых больших социальных табу: женщина, курящая в общественном месте.

    До Бернейса дамам разрешалось курить только в специальных местах или же вообще не разрешалось, вплоть до ареста. Гению пиара удалось сломать этот психологический барьер, нажав всего лишь на две кнопки: авторитет звезды и неимоверно популярное в то время движение женской эмансипации. Моделей с сигаретами назвали «факелами свободы», женское курение стало социально приемлемым. Компания Lucky Strike отвалила Бернейсу огромную сумму.

    Интересно, что Бернейс работал с массами скорее через новость, чем через рекламу. Он был справедливо уверен, что новость – лучшее средство для донесения рекламного образа. Человек, читающий или смотрящий новости, не подозревает, что в данный момент он подвергается психологической атаке, потому в эти минуты он особенно уязвим.

    Кстати, мало кто задумывается сегодня, по каким критериям для нас отбирают новости. Новостей в мире за день тысячи. Мы узнаем лишь несколько, и именно на них нам предлагают остановить внимание. Понятно, что и подают их под особым соусом. Формулировка и заголовок имеют определяющее значение для восприятия. Частота же появления новостей сегодня подобна мощному артогню.

    Также, например, Бернейс способствовал тому, что американская нация стала больше есть и растолстела. Получив от производителей бекона задачу поднять уровень продажи мяса, Эдвард провел небольшое социальное исследование: что едят американцы на завтрак? Оказалось, кофе, булочку, апельсиновый сок. От своего врача пиарщик услышал, что ночью тело теряет много энергии, поэтому плотный завтрак может быть предпочтительнее легкого. Бернейс попросил у врача разрешения послать от его имени письмо пяти тысячам врачей: согласны ли они с таким утверждением? Приблизительно 4500 докторов ответили «да». Тогда предприимчивый пиарщик опубликовал во всех газетах страны статьи с заголовками наподобие «4500 врачей советуют есть на завтрак мясо». Предлагался и выбор блюда: яичница с беконом. После публикации продажи бекона взлетели.

    Вообще, использование авторитетов – любимейший у Бернейса метод работы с общественным сознанием. «Если вы можете влиять на лидеров, независимо от того, осознают они это или нет, вы автоматически влияете на группы людей, находящихся под их влиянием», – говорил он.

    Еще в молодости пиарщику предложили задачу - раскрутить новую пьесу о проститутках. Напомню, это не сегодняшний день, а пуританская Америка начала XX века. Бернейс пошел конем - создал фонд борьбы с венерическими заболеваниями. После того, как благотворительный фонд объявил пьесу поучительной и высоконравственной, народ повалил на спектакль.

    Примечателен вклад Бернейса в развитие политического пиара. Работая во время Первой мировой войны в администрации Вудро Вильсона, он уверил миллионы людей в том, что американские военные устанавливают «демократию во всей Европе».

    Каков купец? Настоящий Чичиков, не правда ли?

    Бернейс гениален и неповторим, но все же он не один. С общественным сознанием сегодня работает огромная армия пиар-технологов. Реклама и новости давно перестали быть просто рекламой и новостями, но направились в социальное русло. По сути, они искусственно формируют круг интересов и образ мысли человека, а также образ одежды, питания, общения, этикета.

    «Не хотите пить то, что на самом деле не утоляет жажду, всякие там пепси и спрайты? Заставим! Вы еще и спасибо скажете. Не хотите носить какие-то странные хламиды, называемые одеждой? Будете носить, голубчики; еще и в очередь встанете и купите за сумасшедшие деньги. Не хотите менять смартфон на новую модель? Ничего, поменяете, и будете счастливы от обновки. Мы заставим вас делать все, что нам нужно!»

    Сегодня пиар-технологи залезают в самую душу человека и меняют ее изнутри

    Сегодня пиар-технологи залезают в самую душу человека и меняют ее изнутри. Нынешние « », на которые работают реклама и новости, касаются вопросов посерьезнее женского курения. На повестке дня стоят гендерные темы, права секс-меньшинств, разложение традиционных обществ и прочее. О политтехнологиях вообще отдельный разговор.

    От пиар-атак не спрятаться сегодня никому. У подавляющего большинства населения европейских стран вся сознательная жизнь проходит в интернете. О наших аккаунтах известно все: история наших передвижений, список запросов, частота посещения тех или иных сайтов. Гугл-реклама предлагает все, чем ты хотя бы вскользь интересовался недавно в любой из соцсетей. У специалистов становится все больше возможностей и ресурсов для продвижения идей. Соцсети и вообще интернет можно рассматривать как оформившуюся альтернативную реальность. Удивительно, как единичные идеи Бернейса сейчас доведены чуть ли не до автоматизма. Система работает по принципу «как продать».

    «Существует и прямая перепродажа душ – через обман. Действует целая система торговли, осуществляемая с помощью PR – деятельности, направленной на формирование общественного мнения о чем-либо. Это настоящая, классическая торговля душами. Пиар – это не просто реклама, это реклама идеологии, навязывание ценностей. Большая часть рекламы уже сейчас не просто реклама товара, а реклама греха, реклама идеологии греха. Это сознательная, классическая продажа определенного образа мыслей. Все без исключения смертные грехи рекламируются сейчас по нашему телевидению и пропагандируются рекламными щитами на улицах», – писал отец Даниил Сысоев.

    Да, нельзя не упомянуть, что в интернете возможна и нужна проповедь Евангелия. Но с другой стороны, глянешь на все это, и понимаешь: силки затягиваются...

    Почему мы говорим на такие темы? Потому что сегодняшняя война за души ведется в информационном поле. Ловители душ делают ставку на человеческие страсти и старую, как мир, тягу к нарушению запретов. Чем живет человек, кому он доверяет и кого слушает, что он любит и чего желает? Ответы на эти вопросы определяют, кому принадлежит его душа и кто он таков.

    Приведенное выше место из Апокалипсиса показывает: перед концом света масштабы духовного пленения людей достигнут такого уровня, что продолжать историю мира уже не будет смысла. Человечество поделится на две категории: купцов земных и потребителей их товаров. Разумеется, останется и Церковь, но она будет гонима, и по-настоящему верующих вряд ли будет много. Все остальные станут товаром купцов земных .

    Почерк этих торговцев мы сегодня рассмотрели. Будем внимательны, чтобы и нам не попасть в списки мертвых душ…

    В этой статье мы опишем созданный Гоголем образ помещиков в поэме "Мертвые души". Таблица, составленная нами, поможет запомнить информацию. Мы последовательно расскажем о пяти героях, представленных автором в этом произведении.

    Образ помещиков в поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя вкратце охарактеризован в следующей таблице.

    Помещик Характеристика Отношение к просьбе о продаже мертвых душ
    Манилов Пошлый и пустой.

    Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь.

    Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него.

    Коробочка

    Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.

    Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек). Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.

    Ноздрев

    Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, "разбитной малый". Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань.

    У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем.

    Собакевич

    Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды.

    Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой для себя.

    Плюшкин

    Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином. Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным.

    Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ).

    Изображение помещиков Гоголем

    В творчестве Николая Васильевича одной из главных является тема о помещичьем классе в России, а также о господствующем сословии (дворянстве), его роли в жизни общества и его судьбе.

    Основным способом, использованным Гоголем при изображении различных персонажей, является сатира. В созданных его пером героях нашел отражение процесс постепенного вырождения помещичьего класса. Николай Васильевич выявляет недостатки и пороки. Гоголевская сатира окрашена иронией, которая помогла этому писателю прямо сказать о том, о чем было невозможно говорить открыто в цензурных условиях. При этом смех Николая Васильевича кажется нам добродушным, однако он не щадит никого. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, глубокий смысл. Ирония вообще является характерным элементом сатиры Гоголя. Присутствует она не только в речи самого автора, но также и в речи героев.

    Ирония является одной из существенных черт гоголевской поэтики, придает больший реализм повествованию, становится средством анализа окружающей действительности.

    Композиционное построение поэмы

    Образы помещиков в поэме крупнейшем произведении этого автора, даны наиболее многогранно и полно. Строится оно как история похождений чиновника Чичикова, который скупает "мертвые души". О разных деревнях и обитающих в них хозяевах позволила рассказать автору композиция поэмы. Почти половина первого тома (пять из одиннадцати глав) посвящена характеристике разных типов помещиков в России. Николай Васильевич создал пять портретов, не похожих друг на друга, однако в каждом из них в то же время находятся черты, являющиеся типичными для русского крепостника. Знакомство с ними начинается с Манилова и завершается Плюшкиным. Такое построение неслучайно. Есть своя логика в данной последовательности: процесс оскудения личности человека углубляется от одного к другому образу, он все более развертывается как страшная картина распада крепостнического общества.

    Знакомство с Маниловым

    Манилов - представляющий образ помещиков в поэме "Мертвые души". Таблица лишь кратко описывает его. Познакомим вас поближе с этим героем. Характер Манилова, который описан в первой главе, проявляется уже в самой фамилии. Начинается рассказ об этом герое с изображения деревни Маниловки, немногих способной "заманить" местоположением своим. Автор описывает с иронией господский двор, созданный как подражание с прудом, кустиками и надписью "Храм уединенного размышления". Внешние детали помогают писателю создать образ помещиков в поэме "Мертвые души".

    Манилов: характер героя

    Автор, говоря о Манилове, восклицает, что лишь один Бог знает, какой характер был у этого человека. По натуре он добр, обходителен, вежлив, однако это все принимает в его образе уродливые, преувеличенные формы. сентиментален и прекраснодушен до приторности. Праздничными и идиллическими представляются ему отношения между людьми. Различные взаимоотношения, вообще, - это одна из деталей, создающих образ помещиков в поэме "Мертвые души". Манилов не знал совершенно жизни, действительность у него заменялась пустой фантазией. Этот герой любил помечтать и поразмышлять, иногда при этом даже о полезных для крестьян вещах. Однако его идеи были далеки от потребностей жизни. Он не знал о настоящих нуждах крепостных и даже не думал никогда о них. Манилов считает себя носителем культуры. Он считался в армии образованнейшим человеком. Николай Васильевич иронично высказывается о доме этого помещика, в котором всегда "чего-нибудь недоставало", а также о слащавых отношениях его с супругой.

    Разговор Чичикова с Маниловым о покупке мертвых душ

    Манилов в эпизоде разговора о покупке мертвых душ сравнивается с чересчур умным министром. Гоголевская ирония здесь вторгается как бы нечаянно в запретную область. Такое сравнение означает, что министр отличается не так уж сильно от Манилова, а "маниловщина" представляет собой типичное явление пошлого чиновничьего мира.

    Коробочка

    Опишем еще один образ помещиков в поэме "Мертвые души". Таблица уже кратко познакомила вас с Коробочкой. О ней мы узнаем в третьей главе поэмы. Гоголь относит данную героиню к числу небольших помещиц, жалующихся на убытки и неурожаи и всегда держащих несколько набок голову, при этом набирая деньжонки понемногу в размещенные в комоде мешочки. Деньги эти добываются путем продажи самых разных продуктов натурального хозяйства. Интересы и кругозор Коробочки полностью сосредоточены на ее усадьбе. Весь ее быт и хозяйство имеют патриархальный характер.

    Как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова?

    Помещица поняла, что торговля мертвыми душами выгодна, и согласилась после долгих уговоров продать их. Автор, описывая образ помещиков в поэме "Мертвые души" (Коробочка и другие герои), ироничен. Долго не может уяснить "дубинноголовая", что именно требуется от нее, что выводит из себя Чичикова. После этого она долго торгуется с ним, боясь прогадать.

    Ноздрев

    В образе Ноздрева в пятой главе Гоголь рисует совсем другую форму разложения дворянства. Этот герой - человек, что называется, "на все руки". В самом его лице было нечто удалое, прямое, открытое. Характерна для него также "широта натуры". По ироничному замечанию Николая Васильевича, Ноздрев - "исторический человек", поскольку ни на одном собрании, на котором ему удалось побывать, не обходилось никогда без историй. Он проигрывает с легким сердцем большие деньги в карты, обыгрывает простака на ярмарке и сразу же все "просаживает". Этот герой - несусветный враль и бесшабашный хвастун, настоящий мастер "лить пули". Он ведет себя вызывающе везде, если не сказать агрессивно. Речь этого персонажа изобилует бранными словами, он имеет при этом страсть "нагадить ближнему". Гоголь в создал в отечественной литературе новый социально-психологический тип так называемой ноздревщины. Во многом новаторским является образ помещиков в поэме "Мертвые души". Краткое изображение следующих героев описано ниже.

    Собакевич

    Более обличительный характер приобретает сатира автора в образе Собакевича, с которым мы знакомимся в пятой главе. Этот персонаж на предыдущих помещиков похож мало. Это прижимистый хитрый торгаш, "помещик-кулак". Он чужд буйному сумасбродству Ноздрева, мечтательному благодушию Манилова, а также накопительству Коробочки. Собакевич имеет железную хватку, он немногословен, себе на уме. Немного людей найдется, которые смогли бы обмануть его. Все у этого помещика крепко и прочно. Во всех предметах быта, окружающих его, Гоголь находит отражение особенностей характера этого человека. Все удивительным образом напоминает самого героя в его доме. Каждая вещь, как отмечает автор, как будто бы говорила о том, что она - "тоже Собакевич".

    Николай Васильевич изображает фигуру, которая поражает грубостью. Этот человек показался Чичикову похожим на медведя. Собакевич является циником, который не стыдится ни в других, ни в себе морального уродства. Он далек от просвещения. Это твердолобый крепостник, который лишь как о заботится о собственных крестьянах. Интересно, что, кроме этого героя, никто не понял истинной сущности "негодяя" Чичикова, а Собакевич понял прекрасно и суть предложения, отражающую дух времени: все можно продать и купить, извлечь выгоду следует максимально. Таков обобщенный образ помещиков в поэме произведения, однако, не сводится к изображению только этих персонажей. Представляем вам следующего помещика.

    Плюшкин

    Плюшкину посвящена шестая глава. На нем характеристики помещиков в поэме "Мертвые души" завершаются. Имя этого героя стало нарицательным, обозначающим моральную деградацию и скупость. Данный образ является последней степенью вырождения помещичьего класса. Гоголь начинает знакомство с персонажем, как обычно, с описания усадьбы и деревни помещика. При этом была заметна на всех строениях "особенная ветхость". Николай Васильевич описывает картину разорения богатого когда-то крепостника. Его причиной является не безделье и мотовство, а болезненная скупость хозяина. Гоголь называет этого помещика "прорехой на человечестве". Сам внешний облик его характерен - это напоминающее ключницу бесполое существо. Персонаж этот смеха уже не вызывает, лишь горькое разочарование.

    Вывод

    Образ помещиков в поэме "Мертвые души" (таблица представлена выше) раскрыт автором многогранно. Пять характеров, которые создал в произведении Гоголь, рисуют разносторонне состояние данного класса. Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Манилов - разные формы одного явления - духовного, социального и экономического упадка. Характеристики помещиков в поэме Гоголя "Мертвые души" доказывают это.