Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Деятельность годунова до вступления на престол. Избрание бориса годунова на царство. Смерть наследника Дмитрия

    Деятельность годунова до вступления на престол. Избрание бориса годунова на царство. Смерть наследника Дмитрия

    В 1598 году, с кончиной царя Федора Ивановича, прервалась царская династия Рюриковичей, исчез обруч, стягивавший воедино все враждующие группы знати, все недовольные слои населения. Сразу же обнажились глубокие противоречия общества - внутри самой знати, между закрепощаемым народом и властью, между бывшими опричниками и их жертвами, между элитой общества, князьями и боярами, и средним и мелким дворянством.

    Именно в это тяжелейшее переходное время на русский трон был избран боярин Борис Годунов, который попытался уже на рубеже XVI - XVII вв. основать в России новую династию.

    27 февраля 1598 года Земский собор избрал царем Годунова, и принес ему присягу на верность. Это был первый избранный правитель Московского государства. О том, как из вяземского помещика средней руки сделаться царем всея Руси - читайте на diletant.media.

    Началось все с личных связей. В годы опричнины Иван Грозный назначил Дмитрия Годунова, дядю Бориса, главой Постельного приказа. Под крылом родственника Борис получил первый придворный чин стряпчего.

    В атмосфере интриг и доносов, когда любой неосторожный шаг грозил опалой и даже смертью, Годуновы беспрестанно искали пути для упрочения положения. Перед ними стоял почти непреодолимый барьер худородства, ведь они происходили из неизвестного рода вяземских дворян средней руки.

    Но Борис, хитрый и пронырливый, женился на дочери Малюты Скуратова, ближайшего приспешника Грозного, а свою сестру - Ирину - умудрились выдать замуж за самого царевича Федора. Именно в этот период перед Борисом забрезжила перспектива реальной власти, которую он сделал главной целью своей жизни.

    Царица Ирина

    Борис быстро стал «правой рукой» царевича, который, по свидетельству современников, «благоюродив бысть». Английский посол в одной из своих депеш королеве открыто называл царевича слабоумным.

    Но после смерти Грозного Годунову предстояло справится с регентским советом, назначенным покойным царем в помощь слабоумному Федору. Годунову противостояли представители родовитых аристократических семей: князья Иван Мстиславский и Иван Шуйский, дядя царя боярин Никита Романов-Юрьев и выдвинувшийся в годы опричнины Богдан Бельский.

    Сначала Бельский, поддержанный Годуновым, попытался силой отстранить от власти остальных членов совета. Мстиславский и Шуйский спровоцировали в Москве народные волнения. Сила была на стороне восставших, и Бельского отправили в ссылку.

    Годунов вышел из схватки без потерь и упрочил свое положение. В связи с венчанием Федора на царство Борис в обход многих именитых бояр был пожалован в конюшие - один из высших в России чинов, что ввело его в круг правителей государства.

    Годунову нужны были союзники, и он нашел их в лице регента Никиты Романова-Юрьева и думного дьяка Андрея Щелкалова, главы приказной бюрократии. При помощи Щелкалова Годунов постепенно забирал власть. Путем сложных интриг и подачей в Боярскую Думу умело скомпонованного компромата он вынудил Мстиславского постричься в монахи.

    Но справиться со сторонниками опального князя было сложнее, и сын Мстиславского возглавил Боярскую Думу. Перспектива Годунова оставалась туманной: болезненный царь без наследника, при котором Борис мог бы рассчитывать лишь на роль соправителя.

    Царь Федор Иоаннович

    Годунов решился на опасный шаг: послал в Вену предложение в случае смерти Федора заключить брак между Ириной и немецким принцем, чтобы затем возвести его на российский престол. Но махинация Uодунова была вскрыта и предана огласке, Боярская Дума потребовала суда над Годуновым за измену и попытку отдать российский престол католику. Борис уже послал своего представителя в Лондон договариваться с английской королевой о предоставлении убежища.

    Но лидеры оппозиции допустили ошибку, они спровоцировали волнения в Москве и попытались разгромить двор Годунова, а взять под контроль ситуацию не смогли. Волнения переросли в бунт, Кремль оказался в осаде. Группировки боярской оппозиции вынуждены были на время забыть распри и объединиться для противостояния общей опасности.

    Годунов получил короткую передышку и успел состряпать обвинение против глав боярской оппозиции в тайных сношениях с Речью Посполитой и попытке привести на российский престол польского короля Батория. Основные обвинения он выдвинул против Шуйского. Преданные Годунову дворяне схватили несчастного, насильно постригли в монахи, а затем умертвили. Начались репрессии.

    В конце концов, Годунов стал соправителем государства, принимающим самостоятельные решения от имени самодержца, и получил беспрецедентный в истории России титул: «царский шурин и правитель, слуга и конюший боярин и дворовый воевода и содержатель великих государств - царства Казанского и Астраханского».

    Годунову недоставало поддержки аристократии, церкви и служилого дворянства. Переломить упорную оппозицию боярства не удавалось, и он сосредоточил усилия на привлечении на свою сторону церкви и дворян, особенно провинциальных.

    Вначале Годунов весьма нехитрыми манипуляциями решил добиться влияния на церковь. Обещая крупные денежные субсидии, в 1588 году в Москву пригласили Константинопольского патриарха Иеремию.

    Главе вселенской церкви был оказан торжественный прием, ему отвели роскошные покои, но изолировали от внешнего мира. Свободу ему обещали в обмен на учреждение в Москве патриаршества. Почти год Иеремия был невольным «гостем» русского царя.

    26 января 1589 года на московский патриарший престол был возведен Иов, ставленник Годунова. Теперь предстояло выиграть борьбу за армию - привлечь на свою сторону служилое дворянство. Годунов понимал, что самый верный способ решения этой проблемы - экономические льготы и победоносная война.

    Ущемляя интересы аристократии, он ввел для дворянского сословия ряд податных привилегий, «чтобы в службу служилым людем земли прибавливати».

    В январе 1590 года русские войска начали наступление в Прибалтике. После некоторого времени был заключен мир, по которому Россия получала узкую береговую полосу от Нарвы до Невы и, в добавок к этому, разъяренного соседа - Швецию.

    В 1591, году русские воеводы на подступах к Москве успешно отбили набег крымского хана Казы-Гирея. Этот успех Годунов тут же приписал себе. Теперь он мог рассчитывать на поддержку служилого дворянства.

    Прочности власти мешало то, что в Угличе подрастал царевич Димитрий. В его окружении хватало кандидатов в соправители. И Борис принял меры.

    Церковь запретила упоминать Димитрия в богослужениях как рожденного Грозным в шестом браке (православные могли вступать в брак не более трех раз). Жестоким преследованиям подверглись люди из окружения царевича. Угличское княжество было взято под контроль Москвы.

    В мае 1591 года Димитрий погиб. По официальной версии, царевич случайно напоролся на нож во время детской игры. Историки продолжают спорить о причастности к его смерти Бориса Годунова, но даже если это была трагическая случайность, наибольшую выгоду из нее извлек именно Годунов. Пока был жив царь Федор, власти Бориса никто не угрожал. И вот 6 января 1598 года царь умер. Борьба за власть вступила в окончательную фазу.

    Сначала вопреки воле Федора Борис попытался посадить на трон свою сестру, царскую вдову Ирину. По указу патриарха Иова в церквах начали приводить народ к присяге. Но боярская оппозиция опять спровоцировала народные волнения, и уже через неделю Ирина под давлением толпы отказалась от власти в пользу Боярской Думы и постриглась в монахини.

    Карта Москвы конца XVI - XVII вв.

    Дума попыталась собрать избирательный Земский Собор. По приказу Годунова все дороги к столице были перекрыты, и попасть на Собор могли только москвичи. В самой Думе развернулась жестокая борьба между сторонниками основных претендентов на престол, а таковых оказалось немало: Шуйские, братья Федор и Александр Романовы, Мстиславский. Борис укрылся в Новодевичьем монастыре.

    Столица впервые превратилась в арену яростной предвыборной борьбы, первый этап которой Годунов проиграл. Только сильные противоречия в Думе, куда Борис провел многих своих сторонников, не позволили боярам лишить его поста правителя. Теперь все хлопоты в пользу Годунова взял на себя преданный ему патриарх Иов.

    В середине февраля патриарх собрал Земский Собор, на который пригласили верных лиц. На Соборе была зачитана «хартия», подготовленная приверженцами Годунова во главе с его дядей. В ней умело обосновывались его права на престол, в действительности крайне сомнительные.

    Руководимый патриархом Земский Собор принял решение об избрании Годунова и специальное «уложение», которое постановляло провести шествие к Новодевичьему монастырю и «всем единогласно с великим воплем и неутешным плачем» просить Годунова принять царство.

    Решения принимались без лишних словопрений, следовало торопиться, так как Боярская Дума, не сумев выдвинуть из своей среды единого кандидата на престол, стала уговаривать народ присягнуть всей Думе целиком (беспрецедентная в российской истории попытка установить олигархию).

    Пока в ней шли препирательства патриарх 20 февраля организовал шествие к Новодевичьему монастырю. Годунов ответил рискованным, но умело обдуманным образом: отказался принять престол.

    Иов продолжал действовать. Тем же вечером во всех церквях начались всенощные, и на следующее утро к Новодевичьему монастырю двинулся крестный ход, сопровождаемый громадной толпой народа. На этот раз Годунов согласился принять царский венец.

    Боярская Дума явно не собиралась утверждать решение Земского Собора, и только 26 февраля Годунов, так и не дождавшись этого утверждения, торжественно въехал в Москву. В Успенском соборе Кремля Иов вторично благословил его на царство. Представители думской оппозиции на торжества не прибыли, и Годунов снова вернулся в монастырь.

    Тогда в начале марта Иов созвал новый Земский Собор, на котором было решено провести всеобщую присягу на верность царю. В провинцию, кроме текста присяги, было направлено денежное жалованье.

    В Новодевичий монастырь направилось третье шествие - уговаривать Бориса сесть «на своем государстве». В ответ Годунов опять заявил о готовности отречься от царского венца. И тогда инокиня Александра (постриженная царица) издала указ, которым повелела брату возвращаться в Москву и венчаться на царство. Законодательное решение - приговор Боярской Думы - было заменено именным указом, сомнительным с юридической точки зрения.

    Годунов вторично въехал в Москву, но короноваться не спешил. Думцы к тому времени попытались противопоставить ему кандидатуру татарского хана Симеона Бекбулатовича, который во времена Ивана Грозного один год формально возглавлял Земщину. Не рискнув вступать в открытую конфронтацию с Думой, Годунов нашел способ привести боярство к покорности.

    На южных рубежах государства «внезапно» возникла военная опасность, и потребовался спаситель отечества. Борис возглавил поход против крымских татар, которые в этот год о набеге на Русь и не помышляли. Принцип, проверенный временем: если нужна война, а войны нет, ее надо придумать.

    Армия два месяца простояла под Серпуховом. Около 6 недель проводились нескончаемые пиры и гуляния. Через два месяца было объявлено, что противник «убояша». Полки были распущены, Годунов торжественно вернулся в Москву.

    Во второй половине лета Москва снова «целовала крест» царю, и когда 1 сентября в Новодевичий монастырь, куда Годунов выехал на богомолье, отправилось четвертое по счету торжественное шествие - уговаривать Бориса венчаться наконец «по древнему обычаю», в нем уже участвовали представители Думы. Годунов милостиво согласился, и через два дня в Успенском соборе был венчан царским венцом.

    На последнем и самом ответственном этапе своей борьбы за шапку Мономаха Годунов обошелся без крови и серьезных общественных потрясений. Но итогом его царствования стало Смутное время.

    Борису Годунову выпало управлять страной в один из самых тяжелейших этапов в истории России. Прерывание династии Рюриковичей сильно сказалось на авторитете монарха, и самому Годунову приходилось регулярно бороться с самозванцами и восстаниями. Несмотря на всю сложность внутриполитической ситуации, Годунов провел несколько важных реформ, оказавших воздействие на дальнейшую историю страны. К тому же, новый правитель пытался ликвидировать ужасающие последствия неразумного правления своего предшественника, но все эти меры тонули в омуте народного недовольства.

    В 1598 г., с кончиной царя Федора Ивановича, прервалась царская династия Рюриковичей, исчез обруч, стягивавший воедино все враждующие группы знати, все недовольные слои населения. Сразу же обнажились глубокие противоречия общества - внутри самой знати, между закрепощаемым народом и властью, между бывшими опричниками и их жертвами, между элитой общества, князьями и боярами, и средним и мелким дворянством.

    Именно в это тяжелейшее переходное время на русский трон был избран боярин Борис Годунов, который попытался уже на рубеже XVI - XVII вв. основать в России новую династию.

    Борьбу за власть молодой боярин начал сразу же после смерти Грозного. Поначалу он был на вторых ролях - лишь наблюдал, как схватились между собой два клана - Романовы и Милославские. В решающий момент чувствуя силу бояр Романовых, Годунов вступил в союз с ними и нанес удар сначала по князьям Милославским, добившись от царя опалы для Ивана Федоровича Милославского, которого насильственно постригли в монахи и сослали в дальний северный монастырь, потом - по боярам Шуйским.

    Годунов не прибегал к массовым казням, но беспощадно убирал соперников, а потом тайно организовывал их убийства. За ним стал тянуться шлейф страшных слухов. Ссылки, тайные расправы - все это связывали с именем ненавистного Годунова. С его же именем отождествляли рост налогов, которые увеличились в 1580-е гг. в 1,5 раза.

    С 1588 г. началось десятилетие фактического правления Бориса. Царь Федор Иванович пожаловал ему небывалый до той поры на Руси титул правителя. Борис получил право самостоятельного сношения с иностранными государствами, которое использовал, чтобы завоевать популярность в Европе. При его покровительстве английские и другие иностранные купцы приобрели большие льготы в России.

    В 1589 г. Годунов помог своему ставленнику, митрополиту Иову овладеть титулом Патриарха. Усилившаяся Русская Православная Церковь стала его прочной опорой.

    Но будто злой рок преследовал всемогущего боярина. И указ об урочных летах, сковавший свободу крестьян, и законы 1597 г., отягчившие участь холопов, народ, как и прежние беды, все чаще связывал с именем всесильного фаворита. К тому же народная молва обвинила Бориса Годунова в убийстве царевича Дмитрия, единственного оставшегося в живых, кроме угасавшего Федора, сына Ивана Грозного.

    Люди подметили, каким образом Борис убирал своих врагов, - сначала высылал их из Москвы, а потом уничтожал при помощи подручных.

    Со смертью Федора Ивановича в январе 1598 г. противоречия между верхушкой боярства и Годуновым обострились.

    Борис стремился поначалу передать трон своей сестре - царице Ирине. Это не удалось, и тогда Борис Годунов начал открытую борьбу за царский престол. Кто были его противники? На царскую корону мог претендовать старший из братьев Романовых - Федор Никитич и дальний родственник Ивана III - Федор Иванович Мстиславский, но они не стали выдвигать свои кандидатуры.

    Сложилось положение, когда пресечение династии Рю­риковичей открывало возможность перейти от самодержавного правления страной к коллективному управлению. Бояре решили, что власть в стране следует передать Боярской думе. Ради этого жертвовали своими претензиями на трон Романовы, Мстиславские, Голицыны и другие славные русские боярские и княжеские роды.

    Совещание бояр в Кремле потребовало, чтобы народ присягнул Боярской думе. Борис Годунов стоял за старый порядок. Он мечтал о царском венце, о том, чтобы его сын Федор наследовал ему и продолжил династию Годуновых.

    Поэтому одновременно с заседанием Боярской думы Патриарх Иов созвал в своих палатах другое совещание - Собор, который предложил в цари Годунова. Это предложение было восторженно принято.

    По существу, в стране образовалось две власти - Боярская дума и Собор. Это вело к расколу страны.

    Политические страсти накалялись.

    Тогда Патриарх организовал народное шествие с иконами к Новодевичьему монастырю, куда удалился Годунов, которое слезно просило Годунова занять трон. Но Борис притворно отказался.

    Последовало второе шествие, и Борис дал согласие. Здесь же, в соборе Новодевичьего монастыря, Патриарх нарек Годунова русским царем. В Успенском соборе Московского Кремля Патриарх вторично объявил Годунова царем. Но бояре отказались присягнуть ему. Лишь через два месяца началась общая присяга Годунову, которая продолжалась все лето. Годунова в третий раз торжественно провозгласили царем.

    Политика Бориса Годунова

    В первые же дни царствования Борис Годунов поклялся, что будет править справедливо и милостиво: «Бог свидетель сему, никто не будет в моем царствии нищ или беден. Не раз в беседах с людьми он касался ворота сорочки и заявлял: И сию последнюю разделю со всеми».

    Стремясь привлечь на свою сторону дворян, Борис Годунов устроил раздачу им жалованья, задержанного прежде. Многих повысил в чинах. Для облегчения участи простых людей новый царь отменил все недоимки по налогам, облегчил налоговое бремя. Годунов всячески поощрял торговлю, одарил льготами купечество, податными привилегиями - Церковь.

    Годунов стремился поддержать хозяйство среднего служилого класса дворян, возвышал незнатных, но способных людей, противопоставляя их родовитому боярству.

    Это был первый русский царь, который, обрушившись на взяточничество, поднял руку на бесчестных чиновников и продажных судей. Уличенного во взятках дьяка возили по всему городу и секли плетью, а на его грудь вешали мешок со взяткой, будь то деньги, меха, какой-нибудь товар. В лице приказного дьячества Годунов также обрел злейших противников.

    Борис Годунов был страстным поборником просвещения, высоко ценил западную культуру. При нем расцвела немецкая слобода в Москве - Кокуй, где была построена протестантская кирха.

    Он содействовал развитию в стране книгопечатания, строительству типографий, мечтал о создании школ и даже об открытии университета. Первым из русских царей Борис Годунов стал посылать дворянских детей за границу для обучения.

    Особой страстью нового царя было строительство. По его повелению были возведены первые в Москве каменные торговые лавки и каменный мост через реку Неглинку. С его именем связана постройка колокольни Ивана Великого, на которой и сейчас красуется надпись с именем ее создателя - Бориса Годунова. Заботился царь о благоустройстве столицы. При нем прокладывали новые мостовые. В Кремле впервые был устроен водопровод.

    Страна постепенно стала возрождаться, настроение на­рода, особенно его средних слоев, менялось в пользу нового царя. Этому способствовала и его манера обхождения с людьми. Он был всегда ровен, приветлив, дружелюбен. Но за этой мягкостью скрывались огромная воля, честолюбие и неутолимая жажда власти. Добрые начала и по­мыслы постоянно боролись в его душе с темными страстями. Чувствуя вражду боярства и дьячества, Годунов стал чрезвычайно подозрителен. Вскоре жертвами этой подозрительности оказались бояре Романовы.

    Борис стремился убрать со своей дороги этих очень бо­гатых и популярных в народе бояр. Федора Никитича по­стригли в монахи под именем Филарета, его маленьких детей, Михаила и Татьяну, бросили в тюрьму.

    Таблица: плюсы и минусы Бориса Годунова

    Плюсы Минусы

    Личные качества

    Крупный государственный деятель, талантливый политик, осторожность и настойчивость. Знал несколько иностранных языков, имел прекрасную библиотеку. Был чужд косности и предрассудков. Надеялся установить мир и процветание. Стремился ликвидировать культурное отставание России от Запада, чутко реагировал на многие новые веяния эпохи. Стремился быть «идеальным царем», заботившимся о стабильности общества в целом, об интересах государства.

    Выдвинулся как фаворит Ивана IV, ловкий царедворец. Его политические воззрения несли на себе явный отпечаток опричных и после опричных времен. Он поощрял доносы, затевал интриги, часто прибегал к репрессиям. Ссылка и насильственное пострижение в монахи – излюбленные приемы. Главный аргумент – ссылка на традицию (средневековое общество мало восприимчиво к нововведениям). Оказался невостребованным. Упорные слухи о причастности к убийству царевича Дмитрия

    Его погубила изматывающая борьба за сохранение и укрепление собственной власти:

    Утрата фаворитом своего высокого положения означало в те времена, скорее всего не только гибель его самого, но и тяжкие испытания, бесчестие для всей его многочисленной родни.

    «Худородный» Годунов проявил незаурядное искусство интриги стремление единолично властвовать вопреки всему. Истребление кланов Шуйских и Бельских.

    Внутренняя политика

      Отказ от политики массового террора;

      Стремление консолидировать весь класс землевладельцев;

      Меры во время голода:

      1. Разрешение перехода крестьян от одного владельца к другому

        Освобождение холопов, которых землевладелец не мог прокормить

        Бесплатная раздача хлеба

        Организация работ, оплачиваемых хлебом

        Твердые цены, наказание спекулянтов

      Поддерживал посадское население, облегчал положение тех, кто занимался ремеслом и торговлей. Делал все возможное для оживления катастрофически упавших ремесел и торговли.

      Широкое строительство городов в Поволжье

      Поддержал освобождение православной церкви от формальной зависимости от Константинополя; 1589 – учреждение патриаршества.

      Использование репрессий в политических целях;

      Дальнейшее закрепощение крестьянства. Была усилена зависимость холопов. Кабальные холопы потеряли право получить свободу, уплатив долг, и оставались в зависимости до смерти господина. Свободный человек, поступивший на работу по найму, после полугода службы превращался в настоящего холопа;

      1601-1603 – голод. Только в Москве погибли 127 тыс.человек. Всего вымерло около 1/3 населения;

      Не добился массовой поддержки, постоянно ощущал непрочность положения;

      Переоценил возможности аппарата и недооценил силу пассивного сопротивления аристократии любым сомнительным или вредным с ее точки зрения нововведениям.

    Внешняя политика

    Укреплял и расширял границы страны. Улучшил оборонительные сооружения Москвы и Смоленска. Соловецкий монастырь стал неприступной крепостью. Возрос международный авторитет России. Избегал войн с соседями (15-летнее перемирие с Польшей). Россия получила Ивангород, Ям, Копорье, выход к балтийскому морю. Расширение международных связей.

    Репрессии:

    Мучительное и позорное публичное наказание (по волоску вырывали бороду). Затем сослали. Ссылка 5 братьев Романовых (в живых остался только Филарет).

    Прозорливая и осторожная политика, направленная на возрождение экономики, повышение международного престижа России, позволила отодвинуть конфликт, но не предотвратить его.

    Ему досталась тяжелейшая задача – преодоление страшных последствий опричнины (экономический кризис, разобщенность населения).

    Беспрецедентный шаг – отправка за границу 18 дворянских детей на учебу. Широко раскрыл двери иностранным специалистам (первая попытка модернизации).

    Стремление единолично властвовать вопреки всему не позволило Б. Годунову вовремя избежать кризиса.

    Он не оправдал возложенных на него надежд. Разочарование быстро переросло в ненависть.

    Царь Борис Годунов – яркая и неоднозначная личность эпохи Смуты. Его относительно долгое правление стало началом одного из самых драматичных периодов российской истории. Сильному и хитрому правителю не удалось полностью устранить последствия династического кризиса. Добившись важных успехов во внутренней и внешней политике, он тем не менее не смог побороть создать себе авторитет, необходимый самодержцу Руси. Недоверие к «низкородному» царю не позволило Годуновым надолго закрепиться на русском престоле и стало одной из причин дальнейшего гражданского противостояния в Московском царстве.

    Великий тиран и убийца, который подверг государство страшному голоду и вовлек его в хаос Смутного времени. В то же время за 7 лет правления Бориса Годунова Россия укрепила влияние и собственные рубежи, но внутренние конфликты спровоцировали восхождение на престол самозванца .

    Борис родился в 1552 году в семье помещика, которая жила неподалеку от города Вязьма. Родословная Годуновых уходит корнями к татарину Чет-Мурзе, осевшему на Руси во времена правления . Предки Бориса - костромские бояре, которые с течением времени становятся вяземскими помещиками.

    Будучи провинциальным дворянином, юноша получил образование, но не ознакомился со Священным писанием. Изучение церковных книг считалось основополагающим компонентом учебы, поэтому пробелы в этой сфере не допускались. Современники называли будущего царя малообразованным и скверным отроком. Грамотность и каллиграфический почерк в расчет не брались.

    Приближение к царской свите

    В 1565 борется за безраздельную власть, а для этого разделяет Русь на земщину и опричнину. В последней создается собственная Дума, министерства и войско. Владения Годуновых оказались на стороне опричных земель, и Дмитрий Иванович (родной дядя Бориса) записался в войсковой корпус. За счет опальных бояр увеличил состояние. Царь оценил заслуги Дмитрия и приблизил ко двору, предоставив сановный чин.


    После смерти родителей, Ирины и Бориса Годуновых, опеку над детьми взял дядя. Постоянные разъезды не благоприятствовали полноценному воспитанию отпрысков, поэтому Дмитрий пристроил сирот в Кремль, договорившись с самодержцем. Дети росли на полном довольствии вместе с царскими наследниками. Иван Грозный любил беседовать с младшим Годуновым и даже повелел записывать собственные мудрые мысли.

    Юношу привлекала власть и придворная роскошь, но изумляли пытки, которым Грозный подвергал мятежников. Находясь в государственной свите, вынужденно наблюдал казни и истязания опальных. Паренек быстро смекнул, что не выживет при кровавом дворе, если не научится контролировать жалость и эмоции. Вынужденно брал в руки орудия пыток и "развлекался" совместно с Грозным и опричниками.


    В 18 летнем возрасте занял место государственного постельничего. Предыдущего казнили, посадив на кол. Теперь по долгу службы молодой человек становится глазами и ушами царя, заведует кремлевским хозяйством и охраной. Наушничество и закулисные интриги - теперь родная стихия Бориса, который вынужден бороться с соперниками.

    Смышлёный придворный приглянулся , который опасался за жизнь и подыскивал верных союзников. Малюта отдал в жены Годунову младшую дочь Марию, а – старшую.


    В 1571 молодой придворный сосватал сыну Грозного родственницу – Евдокию Сабурову. Невестка пришлась не по душе самодержцу, который обвинил девушку в непочтительности и сослал в монастырь. Борис узнал, что похотливый свёкр домогался юной красавицы и осерчал после категорического отказа. Годунов поделился мнением с другом, который моментально донес информацию до царя.

    Карьера постельничего пошатнулась. Теперь разгневанный Грозный в любую минуту отдаст приказ о казни. Из пыточного застенка мужчину вызволила горячо любимая сестренка Ирина, которая уговорила Федора (царского сына) решить вопрос с помилованием. Девушка славилась умом, грамотностью и красотой. Обаятельная Ирина с детства нравилась Федору, но не обращала внимания на косноязычные ухаживания.


    Красавица любила читать, с удовольствием обучалась грамоте и выказывала успехи в математике. Когда над братом нависла страшная опасность, Ирина кинулась к царскому отпрыску с мольбами, а тот убедил отца пощадить семью Годуновых. В благодарность девушке пришлось выйти замуж за придурковатого Федора, Борису пожаловали титул боярина.

    При царствовании Федора

    В 1581 царь в пылу скандала убивает собственного сына Ивана. Претендентом на престол становится Федор Иоаннович. Через 3 года Грозный умирает страшной смертью, захлебываясь собственной кровь. В народе поговаривали, что самодержца удавила пролитая кровь невинно убиенных. Новым правителем становится единственный наследник.


    Федор устал держать золоченое яблоко, обозначающее державу и отдал символ Годунову. Эти события, по мнению придворных, становятся историческими. В Кремле срочно создается регентский совет, в состав которого вошли Юрьев, Бельский, Мстиславский, Шуйский и Годунов. Бояре понимали, что этот царь не способен управлять страной, и при дворе начинается жестокая борьба за трон.

    Народные волнения Годунов повернул в выгодное русло, обвинив Вельского в казнях, пытках и издевательствах над подданными. Бывшего фаворита отправили в изгнание. После этого последовала тяжкая борьба с боярскими семействами, которые не собирались делить власть с «безродным выскочкой». Бояре действовали силой, а Борис интригами и хитростью.


    Федор Шаляпин в главной роли в опере "Борис Годунов"

    Покончив с противниками, будущий царь решил устранить последнего претендента на престол. У Грозного остался еще один потомок – царевич Дмитрий, сосланный с матерью в Углич. Ребенок погиб в 1591 году, наткнувшись на нож во время приступа эпилепсии. Специально созданная комиссия не обнаружила следов преступления в смерти царевича. Шурина царя не обвинили в убийстве Дмитрия, так как прямых доказательств вины не нашлось, только косвенные улики.

    Этот момент биографии чудесно выразил в трагедии «Борис Годунов» стихотворной строкой:

    «И всё тошнит, и голова кружится,
    И мальчики кровавые в глазах...
    И рад бежать, да некуда... ужасно!
    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

    В 1869 году композитор Мусоргский, находясь под впечатлением от поэмы, написал одноименную оперу, в которой детально показал взаимоотношения народа и правителя.

    Реформы

    Редкостный интриган и умелый политик 13 лет правил страной, прикрываясь именем Федора Иоанновича. В этот период на Руси возводились города, мощнейшие крепости, храмы. Талантливым строителям и архитекторам выделялись деньги из казны. В Москве создали первый водопровод, названный Кремлевским. В 1596 по указу Годунова возводится Смоленская крепостная стена, защищающая от поляков западные границы Руси.

    Федору Савельеву Борис доверил строительство внешней стены, опоясывающей Белый город. Иностранцы, посетившие Москву, писали в дневниках, что теперь взять город приступом невозможно. Крымский хан Казы-Гирей только подтвердил мнение иноземцев, так как побоялся осадить крепостные стены. За это царскому наместнику пожаловали звание «Царева слуги», что считалось почетным титулом.


    Благодаря Годунову в 1595 подписан договор со шведами, который закончил русско-шведскую войну, длившуюся 3 года. Под чутким руководством политика Руси отошли Корела, Ивангород, Ям, Копорье. В это же время учреждено Патриаршество, что позволило православной церкви отойти от Византийской патриархии.

    Установил срок для поисков беглых крестьян. Теперь холопов разыскивали в течении 5 лет, а после объявлялась свобода. Освободил от налогов земли помещиков, которые обрабатывали пашни собственноручно, не прибегая к найму работников.

    Царствование

    Январь 1598 ознаменован смертью последнего из рода Рюриковичей - Федора. Временной правительницей назначена вдова государя – Ирина. Прямых наследников престола не осталось, поэтому дорога к царству для Годунова свободна. Созванный Земский собор единогласно избрал правителя. Весомую роль сыграло то, что покойный царь считался номинальной фигурой, а государством управлял только Борис.

    Заняв престол, мужчина понимает, что шапка – это тяжелая ноша. Если первые три года царствования знаменуются расцветом Руси, то последующие события сводят на нет достижения. В 1599 году предпринимает попытку сближения с Западом, понимая, что русский народ отстает в образовании и медицине. Придворные по царскому указу набирают за границей мастеров и врачей, с каждым из которых Борис беседует лично.


    Через год государь решил открыть в Москве высшее учебное заведение, где будут работать иностранные педагоги. Для воплощения проекта оправляет одаренных молодых людей во Францию, Англию, Австрию, чтобы те набрались опыта в преподавании.

    В 1601 по Руси прокатился массовый голод, так как сказался неурожай и ранние заморозки. Царским указом снизились налоги, чтобы помочь подданным. Борис предпринимал меры для спасения голодающих, раздавая из казны деньги и зерно. Цены на хлеб поднялись в сто раз, но самодержец не наказал спекулянтов. Казна и амбары опустели быстро.

    Крестьяне питались лебедой, собаками, кошками. Участились инциденты каннибализма. Московские улицы заполнились трупами, которые стрельцы скидывали в скудельницы (общие могилы). Годунов обратился к народу с просьбой сохранять спокойствие. Людские массы всколыхнуло такое обращение, крестьяне посчитали это выступление государевой слабостью.

    От голода погибло 127 000 человек. Начинаются слухи о том, что Бог насылает кару на Русь за незаконное престолонаследие. Крестьянское недовольство перерастает в бунт, возглавляемый Хлопком. Отряды восставших под городскими стенами разбила армия. После этого ситуация не стабилизировалась, так как появились слухи о том, что царевич Дмитрий жив.

    Лжедмитрий

    Борис Годунов понимает, что позиция Лжедмитрия гораздо прочнее его собственной, ведь люди считают самозванца сыном Ивана Грозного. Доверенные люди собрали сведения и предоставили царю факты, что под образом царевича скрывается исключительно неприятная личность – монах-расстрига Григорий Отрепьев. Русский народ поверил тому, что пришел истинный наследник, который спасет от голода и холода.


    Поляки выделили деньги на сбор армии Отрепьева, который готовился пойти войной за престол. Самопровозглашенного царевича поддерживали и русские, даже армия отрядами переходила под знамена самозванца. Сборище мародеров и бандитов не победило, а «Григорий-Дмитрий» бежал в Путивль. Новость обрадовала Годунова, который тяжело переносил предательство придворных и войска.

    Личная жизнь

    Супругой первого выборного царя стала . О девушке сохранилось мало фактов. Но те, что известны, представляют Марию в лестном свете. Воспитанная, покорная красавица становится верной спутницей мужа. За 10 лет совместной жизни у пары не родился ни один младенец, а врачи только разводили руками, ссылаясь на природную бездетность женщины.


    Борис Годунов и Мария Скуратова. Восковые фигуры

    Отчаявшийся супруг выписал из Англии именитого врача, который сумел поправить здоровье девушки. Через два года в семье появилось двое деток – сын Федор и дочка Ксения. Годунов коротал свободное время в семейном кругу и говорил, что полноценно отдыхает только в присутствии близких. Будущее собственной династии правитель видел в собственных детях, поэтому обоим обеспечил первосортное образование.

    Мальчика с детства готовили к трону и обучали педагоги Европы и Москвы. говорил, что Федор – это «первый плод Европейского воспитания в России». Английский посол Джером Горсей описывал в дневниках, что в семье самодержца поддерживаются теплые родственные отношения, что на Руси считалось редкостью.

    Смерть

    Борис Годунов продолжительное время страдал мочекаменной болезнью и сильнейшими мигренями. К концу жизни перестал доверять свите и боярам, видя врагов всюду, кроме семьи. Сына держал при себе неотлучно, тревожась за будущее.

    13 апреля 1605 года царь принимал английских послов, когда с ним произошел апоплексический удар. Из носа и ушей мужчины хлынула кровь, а придворный врач только разводил руками, не в силах помочь.

    Бояре, стоявшие у постели умирающего, спросили о присяге сыну. Монарх произнес: «Как угодно Богу и народу». После этого потерял дар речи и умер. Преемником назначается Федор, царствование которого продлилось полтора месяца. Узнав о кончине государя, в Москву с войском вошел Лжедмитрий под ликующие крики толпы.

    В тот же день по приказу Голицына стрельцы удавили семью Годуновых, оставив в живых только Ксению, которая упала в обморок. Помилованная девушка поневоле становится наложницей Лжедмитрия, который, наигравшись, сослал обесчещенную красавицу в монастырь.


    Гробница Бориса Годунова

    Годунова захоронили в Архангельском соборе, но во время мятежа гроб вытащили и поместили в Варсонофьевский монастырь. Спустя 2 года Василий Шуйский приказал перезахоронить семью Годуновых в Троице-Сергиевой лавре.

    В биографии неудачливого правителя присутствует загадка, которая до сих пор не разгадана историками. После смерти Годунова таинственным образом исчезла голова самодержца. Не выяснено и то, во время какого из захоронений череп отделили от туловища. Это обнаружилось благодаря антропологу Герасимову, который вскрыл склеп с останками, чтобы восстановить облик покойного.

    Великая печаль, по словам летописи, была в Москве 6 января 1598 года: "Последний цвет Русской земли отходил от очей всех", – умирал царь Федор.

    Патриарх Иов и бояре были при нем.

    – Кому сие царство и нас сирых приказываешь и свою царицу? – спросил у царя патриарх.

    – В сем моем царстве и в вас волен Бог, наш Создатель, как Ему угодно, так и будет, а с царицею моею Бог волен, как ей жить, и о том у нас уложено, – отвечал умирающий.

    Одно лицо теперь оставалось на престоле – вдова покойного государя, Ирина. Ей спешили присягнуть думные бояре, чтобы избежать междуцарствия.

    Утром, когда разнесся по городу слух о кончине царя, москвичи сильно горевали, горько оплакивали его. Добродушного и набожного царя, по словам летописи, народ высоко чтил и любил.

    В 9-й день по кончине Федора Ирина изъявила желание постричься. Напрасно челом били ей и умоляли ее святители, бояре и народ не оставлять царства: она была непреклонна, не вняла народным мольбам и постриглась под именем Александры. За сестрой удалился в Новодевичий монастырь и Борис. Теперь во главе государства остался патриарх Иов. Ему принадлежал и первый голос при избрании государя на осиротелый престол.

    Когда узнали об отречении Ирины, духовенство и бояре не знали, что делать. Государственный дьяк Василий Щелкалов вышел к народу, наполнявшему Кремль, и требовал присяги на имя боярской думы.

    – Не знаем ни князей, ни бояр, знаем только царицу! – кричал народ в ответ.

    Когда же дьяк сказал народу, что уже нет царицы Ирины, а есть инокиня Александра, то в народе раздались крики:

    – Да здравствует Борис Федорович!

    Среди московской черни было немало доброхотов щедрого Годунова.

    Всем собором пошли в Новодевичий монастырь. Патриарх от имени народа молил инокиню Александру благословить брата на царство, а Бориса – принять скипетр.

    – Мне и на ум никогда не приходило, – отвечал Годунов, – о царстве, как мне и помыслить о такой высоте?!

    По-видимому, самая мысль о престоле пугала Годунова, и он, казалось, решительно отказывается от него, но при этом все-таки прибавлял: "А если работа моя где пригодится, то с боярами радеть и промышлять я рад не только по-прежнему, но и свыше".

    Эти слова показывали, что он не боится власти и царских трудов, к которым привык, а страшит его лишь высота царского сана...

    Между тем государством управлял патриарх Иов с боярской думой; указы писались от имени "царицы Александры". Патриарх неоднократно упрашивал Годунова и наедине вступить на престол. Уже начинались от безначалия неурядицы. В народе разносилась страшная весть о том, будто крымский хан собирается нагрянуть на Москву.

    Патриарх созвал в столицу собор из выборных людей; всего собралось 474 человека: тут были духовные лица, бояре, служилые люди, купцы и горожане. Большею частию выбраны были, по старанию друзей Годунова, его доброхоты. 17 февраля открылся собор. Патриарх, рассказав о пострижении царицы и об отказе Бориса, предложил собору решить вопрос: "Кому на великом преславном государстве государем быть?" Но, не дожидаясь ответа, продолжал:

    – А у меня, Иова-патриарха, и у митрополитов, и архиепископов, и епископов, и у архимандритов, и у игуменов, и у всего священного вселенского собора, и у бояр, и у дворян, и у приказных, и у служилых всяких людей, и у гостей (купцов), и у всех православных крестьян, которые были на Москве, – мысль и совет единодушный, что нам мимо Бориса Федоровича иного государя никого не искати и не хотети.

    После этих слов собору оставалось только беспрекословно согласиться с патриархом.

    20 февраля, после молебствия о том, чтобы Господь даровал православному христианству царя Бориса Федоровича, патриарх снова с духовенством, боярами и народом отправился в монастырь, и опять слезно просили Годунова принять царскую власть.

    От Годунова последовал снова решительный отказ. Все были в недоумении и скорби великой.

    По совету патриарха, решено было, совершив торжественные молебствия Пречистой Богородице в Успенском соборе, а также по всем церквам и монастырям, идти в Новодевичий монастырь всенародно с иконами и крестами. А с духовенством патриарх тайно приговорил, в случае нового отказа со стороны Годунова, отлучить его от церкви, а самим снять с себя святительские саны, одеться в простые монашеские рясы и запретить по всем церквам службы.

    21 февраля крестный ход с чудотворными образами Пречистой Богородицы Владимирской, Богородицы Донской и другими святыми иконами двинулся к Новодевичьей обители. Когда процессия подходила к монастырю, навстречу ей была вынесена чудотворная икона Смоленской Богоматери. Следом вышел и Борис Федорович. Дошедши до образа Владимирской Богородицы, он воскликнул;

    – О милосердная царице, мати Христа Бога нашего! Почто толикий подвиг сотворила еси?.. Пречистая Богородица, помолися обо мне и помилуй мя!

    При этом он пал на землю и долго орошал ее слезами. Затем, проливая слезы, обратился к патриарху и спросил, зачем он воздвиг святые иконы. Святитель благословил Бориса Федоровича крестом и сквозь слезы сказал ему:

    – Богородица с Предвечным младенцем возлюбила тебя... Устыдись пришествия Ея, покорись воле Божией и ослушанием не наведи на себя праведного гнева Господня!..

    Годунов молчал и плакал.

    Отслужена была обедня. Прямо из церкви в полном облачении патриарх Иов и все духовенство с крестами и образами пошли в келью к царице, били ей челом, долго молили ее со слезами. Народ толпился на дворе. Некоторые из доброхотов Годунова стояли у окон кельи и подавали народу знаки руками, когда кричать, а иные пристава слишком уже усердствовали в пользу Годунова и "пхали людей в шею", заставляя их плакать и вопить.

    Царица долго была в недоумении, как поступить. Наконец, обратилась к Борису и сама стала увещевать его.

    – Это Божие дело, – говорила она, а не человеческое: как будет воля Божия, так и сотвори!

    Тогда Борис с видом глубокой скорби и со слезами воскликнул:

    – Господи Боже, Царь царствующих и Господь господствующих! Если Тебе то угодно, да будет святая воля Твоя!

    Иов, святители и бояре пали на землю и со слезами радости благодарили Бога, а когда было объявлено народу о согласии Бориса Федоровича, то долго не умолкали радостные крики...

    "Богоизбранный царь", как величал Бориса патриарх, побывал во всех кремлевских соборах, кланялся святыне, затем провел весь пост и всю Пасху в монастыре с сестрою.

    Первым делом царя было дать приказ собираться ратным силам в Серпухов для отпора крымскому хану (слухи о его намерении вторгнуться в русские владения росли и волновали народ). Сам Борис уехал к войску. Большая рать была собрана под Серпуховом. Щедрость нового царя была безгранична: воевод и знатных людей дарили дорогими парчами, бархатами и шелковыми тканями, воинов – деньгами. В течение шести недель войску давались великолепные пиры под шатрами на серебряной посуде; никогда еще такой благодати воинам не приходилось видать. Убедились они тут воочию, что служить Борису выгодно. Вскоре явились от хана послы с дарами царю: хан желал быть с ним в мире и дружбе.

    Так Борису Федоровичу и не довелось показать свою военную доблесть, но богатство и щедрость свою он показал и сердца служилых людей себе покорил. Радовались они, "чаяли и впредь себе от царя такого жалованья".

    Когда Борис Федорович возвращался в Москву, его торжественно встречал патриарх с духовенством и народом. В своей приветственной речи Иов сказал Борису:

    – Подвиг великий сотворил ты: освободил христианский род от пленения... Услышав о скором твоем ополчении, недруг крымский устрашился и прислал к тебе челом бить...

    Таким образом, Борис являлся в глазах народа избавителем русской земли от татарского погрома. Торжественное венчание на царство Борис отложил до 1 сентября – дня сладких надежд и добрых желаний (в те времена новый год начинался с 1 сентября).

    Венчание на царство было совершено патриархом в Успенском соборе очень пышно. По окончании обряда царь громогласно при всем народе, наполнявшем собор, воскликнул, обратившись к патриарху:

    – Отче, великий патриарх, Бог свидетель тому, что никто в моем царстве не будет нищ и беден.

    Затем, взявшись за ворот своей рубахи, прибавил:

    – И сию последнюю разделю со всеми!

    Велика, видно, была радость царя Бориса, если давал он такие обещания!.. Три дня продолжались народные празднества и придворные пиры. Награды без конца сыпались на царских приближенных. Щедротам царя, казалось, не было ни меры, ни конца...

    Твердо, крепко сел на престол этот "богоизбранный" царь. Сослужили ему свою службу и патриарх, и духовенство, и служилые люди, облагодетельствованные им. Все дело было обделано очень ловко. Не принял Борис царского венца от патриарха и бояр, а выждал решения земского собора, на котором устами своих излюбленных людей весь русский народ избрал его, своего правителя, на царство. Но и тут он не хотел брать царского венца, долго и упорно отказывался, и если взял наконец, то лишь по Божьему изволению, по настоянию патриарха, по мольбам духовенства, выборных людей и московского народа. Словно против воли принимал на себя Борис бремя царской власти, но еще до венчания на царство сослужил великую царскую службу своему отечеству – спас его от вражьей силы; еще до венчания показал он служилым людям, что и службы от них требовать и жаловать по-царски за эту службу сумеет, что если не по крови, то по нраву, по широкой размашистой щедрости ему место на русском царском престоле. Борису в эту пору было сорок семь лет, но он еще был полон жизни и сил. Высокий ростом, плотный, плечистый, круглолицый, с черными волосами и бородой – он имел внушительный вид и царскую осанку; речь его была очень мягка, порою даже льстива, но глаза внушали страх и повиновение.

    И умом, и наружным видом, и тороватостью – всем взял Борис, и, казалось бы, лучшего царя и не надо было; но в народе упорно держалась молва, что он сгубил последнюю отрасль царского дома, добиваясь престола. Крепко сел он теперь на этот престол – окрепла и злая молва... Цареубийцу видел народ в Борисе, и никакими щедротами не мог он купить народной любви. Невыносима была и многим знатным боярам мысль, что Годунов, человек незнатный родом, да вдобавок потомок мурзы Чета, природного татарина, – царь, а им, потомкам Рюрика и Гедимина, приходится преклоняться пред ним. Князья Шуйские, Вельские, Голицыны могли считать себя по своей родовитости более достойными, чем Годунов, занять престол, но более всего на него имел прав в глазах народа Федор Никитич Романов. Народ особенно любил Романовых: они не запятнали себя никаким дурным делом, в опричнине никакого участия не принимали, а добродетельная Анастасия, которую считали ангелом-хранителем царя, направлявшим его на все доброе, была памятна народу. При вступлении Бориса на престол во главе рода Романовых стоял Федор Никитич, племянник царицы Анастасии и двоюродный брат царя Федора. Не было в Москве в то время другого такого красавца и щеголя, как Федор Никитич! Им любовались все, когда он ехал на коне... Красота его и щеголеватость вошли даже в поговорку. Когда хотели похвалить молодцеватую наружность или изящество одежды какого-нибудь щеголя, то говорили ему: "Ты совершенно Федор Никитич!"

    Но не одной красотой привлекал к себе Федор Никитич: он был очень умен от природы, со всеми приветлив и любезен, любознателен и, что представляло, тогда большую редкость, был начитан и знал даже немного по-латыни. Народная любовь к Романову была, конечно, известна Борису, а также и неприязнь многих к себе, и ему, достигшему желанной царской высоты, все-таки было кого бояться, было кому завидовать...

    7 января 1598 года последний представитель династии Рюриковичей скончался, не оставив наследника. Таким образом, мужская линия Калиты пресеклась. Из его женской ветви в живых оставалась лишь дочь Владимира Старицкого, вдова герцога Магнуса Мария. Однако она была пострижена в монахини. Реальная возможность царствовать была у жены Федора Ирины.

    Чтобы избежать междуцарствия, поспешили присягнуть Ирине. Есть версии, основанные на рассказах современников, о том, что Федор перед смертью передал ей державу; и наоборот, на вопрос патриарха и бояр кому прикажет царство, умирающий Федор отвечал: «Во всем царстве волен Бог: как Ему будет угодно, так и будет».

    Ирина официально возглавляла страну чуть более месяца (7 января – 17 февраля), но править не захотела. 15 января она постриглась в Новодевичьем монастыре под именем Александры и официально стала называться государыней царицей инокиней. 2

    Когда Ирина ушла в монастырь, то лучший оратор дьяк Василий Щелканов вышел к собравшемуся в кремле народу и потребовал присяги на имя Боярской Думы. Попытка ввести в стране боярское правление не встретила поддержки в народе. Люди выразили решительное несогласие.

    Годунов сумел перенести вопрос о своей кандидатуре на царство со скользкой почвы борьбы и соглашения придворных кружков на обсуждение совета всех чинов государства.

    Он прекрасно понимал, что для полного признания народом ему нужны более серьезные основания. Некоторые влиятельные бояре считали Боярскую Думу достаточно компетентным институтом для выборов царя. Но, по свидетельству Татищева, бояре действительно хотели ограничить власть нового царя в свою пользу. Борис же, желая избежать этого, возлагал надежды на Земский собор в уверенности, что на нем простой народ заставит бояр избрать его без каких либо ограничений. Таким образом, оставалось созвать Земский Собор. Патриарх Иов немедленно начал подготовку.

    На корону было три претендента: Борис Годунов, шурин царя, фактический правитель в последнее десятилетие царствования царя Федора; князь Федор Мстиславский, старший член Боярской Думы, бабушка которого приходилась двоюродной сестрой Ивану Грозному; и боярин Федор Никитич Романов, двоюродный брат Федора Ивановича.

    Все кандидаты могли заявить на родство с покойным царем Федором, но двое последних на тот момент были менее популярны в народе, и пользовались меньшей поддержкой среди дворян.

    Существовал и еще один претендент – Симеон Бекбулатович. Соперники Годунова, предвидя победу Бориса на Земском Соборе, стали искать представителя прав на престол, не зависящих от «многомятежного человеческого хотения». В этом смысле мелькнула курьезная кандидатура Симеона Бекбулатовича, сидевшего, по фантазии Грозного, на великом княжении всея Руси в дни опричнины. Но опричное прошлое не могло дать ему широкой поддержки среди народа, да и поспешников среди дворянского сословия было немного.

    Официально Борис вообще не принимал участия в предвыборной кампании. На него работали его родственники и друзья. Удалившись в монастырь, он поставил себя выше политической борьбы в роли незаменимого лидера.

    17 февраля 1598 года в Успенском соборе был собран Земский собор, имевший одну задачу – избрать нового царя. Его инициатором официально считался патриарх и боярская дума.

    У исследователей нет единого мнения ни по поводу состава собора, ни по поводу законности его решений. Так, Костомаров считал, что его решения были подтасованы, и сам собор не был законным: «Пособники Борисовы поехали по городам содействовать, чтобы в Москву съехались такие люди, которые поддерживают Бориса… Собор этот был устроен заранее в видах Бориса». Р.Г. Скрынников также утверждает, что на собор были приглашены только сторонники Бориса бояре Годуновы, их родня Сабуровы и Вельяминовы. Следовательно, собор, созванный главой церкви вопреки воле думы, был не правомочен.

    С.Ф. Платонов полностью доверяет всем решениям Собора и путем тщательного анализа приходит к следующим выводам:

    1) В состав собора 1598 г. входили преимущественно служилые московские люди. Из других городов выборных лиц было не более 50 человек. Данная ситуация была традиционна для московских соборов, и не являлась следствием интриг Бориса.

    2) На соборе было очень мало представителей рядовых дворян, в которых привыкли видеть главную опору Бориса. Придворные чины и московские дворяне – более аристократические слои дворянства, были представлены достаточно ярко. Считается, что эти слои являлись противниками Бориса.

    Ведущую роль на соборе играл патриарх Иов.

    Именно он предложил избрать новым царем Б.Ф. Годунова, как мудрого соправителя царя Федора и брата царицы. Он произнес речь, в которой в преувеличенном виде перечислил заслуги и преимущества Годунова. Все собравшиеся единогласно согласились с избранием Б. Годунова на царство.

    Причин воцарения Бориса было несколько. Прежде всего, после многовекового правления одной династии, русское общество было еще не готово к политическим баталиям. Кроме того, ему покровительствовали царица, пользовавшаяся всеобщим уважением, и влиятельные родственники. Воцарение Бориса устраивало не всю знать, но противники не смогли объединиться и выдвинуть достойной кандидатуры. Но самое главное то, что его возвышение, а следовательно и избрание царем, основывалось не на искусстве хитроумных интриг, а было результатом выдающихся политических способностей. Так он сумел облегчить положение населения, заключил мирные договоры с соседними государствами, обеспечил безопасность южной границы за счет строительства городов-крепостей, защищавших страну от татарских набегов. В 1584 году был заложен Архангельск, ставший важнейшим портом России. В Казани, Астрахани, Смоленске были возведены каменные крепости.

    При всем этом Борис не сразу согласился венчаться на царство. Поселившись с сестрой в Новодевичьем монастыре, он наблюдал за происходящим в столице. По мнению Р.Г.

    Скрынникова отъезд Бориса из столицы явился свидетельством его полного поражения, так как многие знатные бояре были против его кандидатуры. После единодушного избрания на Земском соборе к нему начались ежедневные шествия бояр и духовенства с толпами народа, умолявшими его принять царский венец. Но каждый раз пришедшие получали отказ. Борис демонстрировал всем, что быть царем и не мыслит, и «думает о спасении души, а не о земном величии».

    18-19 февраля 1598 г. процессия снова пришла в монастырь с той же просьбой. Решили, что если Борис опять будет отказываться, то его отлучат от Церкви, духовенство прекратит служение литургии. Ирина согласилась благословить брата, а затем согласился и он. Так он получил первое благословение на царство.

    Политическое значение событий 20-21 февраля (с точки зрения патриарха Иова, Бориса и его сторонников) заключалось в том, что его власть как царя основывалась не только на решении Собора, но и на воле народа.

    Венчаться царским венцем Борис решился только через полгода – первого сентября. Весь двор принял участие в церемонии. Венчание было отмечено особой пышностью. В своей речи он громко сказал патриарху: «Бог свидетель, отче патриарх Иов, в моем царстве не будет нищих и бедных». Затем, взявшись за воротник рубашки, он прибавил: «И эту последнюю разделю со всеми!».

    Начало царствования было отмечено значительными послаблениями. Крестьян освободили от податей на один год, купцов от пошлин на два года, иноверцев от уплаты ясака на один год. Служилым людям выдали годовое жалование. Опальные люди, заключенные под стражу, получили прощение, вдовы, сироты и нищие – вспоможение. Казни фактически были отменены. Даже воров и разбойников не наказывали смертью.