Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Способы развития разных типов мышления. Как развить мышление? Ч.2 Как развить мышление у взрослого Как развивать мышление

    Способы развития разных типов мышления. Как развить мышление? Ч.2 Как развить мышление у взрослого Как развивать мышление

    Сегодня мы продолжаем раскрывать тему системного мышления. В прошлый раз мы говорили о том, . А сегодня подробнее рассмотрим вопрос: “ Как развивать системное мышление?”.

    И, прежде чем разработать свой индивидуальный путь развития в этом направлении, предлагаем немного поговорить о мышлении.

    Какие типы мышления относятся к системному мышлению?

    В рамках мы задействуем все доступные нам типы мышления. Начиная с предметно-действенного и заканчивая креативным мышлением. Поскольку каждый из нас обладает своими собственными характеристиками и особенностями, не всем системное мышление дается легко. В некоторых случаях, перед тем, как осваивать или применять навыки системного мышления, необходимо «прокачать» свой мозг.

    Давайте быстро вспомним, какое мышление за что отвечает. Это также поможет примерно оценить, какие типы мышления в вашем случае развиты больше, и на развитии каких направлений стоит сделать акцент.

    1. Предметно-действенное мышление. Оно свойственно людям дела: спортсменам, разнорабочим, артистам и т.д. Все, что создается при помощи человеческих рук – их заслуга. Данный тип мышления свойственен тем людям, кто усваивает информацию через действия и движения.

    2. Абстрактно-символическое мышление. Тип мышления, которым отличаются ученые – это способность познавать мир и создавать новые гипотезы при помощи «неосязаемых» формул, кодов, правил и различных операций.

    3. Словесно-логическое мышление. Позволяет в устной форме правильно излагать свои мысли и доносить их до других. Развитый вербальный интеллект наиболее важен для руководителей, общественных и политических деятелей.

    4. Наглядно-образное мышление. Способность смотреть на ситуации во времени, замечая и то, что было, и то, что будет. Наглядно-образное мышление также дает возможность увидеть то, чего никогда не было и не будет. Наиболее развито у художников и режиссеров.

    5. Креативность – способность находить нестандартные решения задачи.

    Начать системно мыслить, прочитав лишь пару книг – невозможно. Хотя прийти к системному мышлению и развить в себе этот навык может каждый. Другой вопрос, как легко и быстро это получится, поскольку многое зависит от того, как сейчас построено ваше мышление, насколько быстро и легко вы обучаетесь.

    Интересный факт – легко обучаемые люди обычно уже обладают определенными навыками системного мышления. Они быстрее в чем-то разбираются, потому что видят аналогии в тех системах, которые были ими изучены и испробованы ранее.

    Для того, чтобы системный подход давался вам легче с каждым разом, необходима не только постоянная практика (без которой, кстати, развить этот навык будет крайне сложно),но и комплексное развитие по всем «фронтам». Какие направления приоритетны в развитии?

    1. Постоянное расширение интересов и кругозора

    Вы можете создать бесчисленное количество систем, но если разделить их по разным типам или принципам, то их станет меньше. С определенными упрощениями и допущениями можно найти много схожих систем в разных науках или перенести систему «государство» на отдельно взятую семью или компанию. Возможность видеть схожие системы значительно облегчает вам жизнь. Вы быстрее понимаете ключевые моменты или усваиваете новую информацию. Но чтобы видеть эти сходства систем, необходимо постоянно развиваться. Искать новую информацию, открывать для себя мир дальше и больше.

    2. Расширение ментальных карт и моделей

    Ментальные модели – это все наши убеждения, верования и ограниченные знания, которые искажают реальность. Очень важно контролировать этот процесс и обязательно рефлексировать их наличие и учитывать то искажение, которое происходит за счет существующих убеждений.

    3. Наблюдение за успешными системами

    Если появляется возможность поближе познакомиться с успешной системой, не упускайте её. Это не только позволит лучше понять причины и особенности различных взаимосвязей, но и добавить в свою копилку знаний дополнительный пример.

    4. Ломать стереотипы и привычки

    Стереотипы и привычки – это неплохо. Они помогают сэкономить силы и время при решении простых задач, когда ситуация повторяется из раза в раз. Но их наличие будет тянуть вас назад в нестандартной ситуации, мешая увидеть новые возможности, правильно оценить ситуацию и подключить творческое мышление. Как с этим бороться? Меняйте привычные маршруты, чередуйте последовательность ежедневных задач, экспериментируйте и не бойтесь нового и нестандартного.

    5. Акцентируйте внимание на принципе обратной связи

    Каждое действие в рамках системы приводит к ответной реакции. Примером может служить тот же “эффект бабочки”. Не всегда процесс оценки этих изменений легок и понятен, но попытайтесь. Это сложно, но очень важно. Постарайтесь найти способ ее измерения, обдумайте параметры. Не забывайте об “эффекте бабочки”!

    6. Решайте творческие задачи

    Наш мозг постоянно нуждается в нагрузке. Различные интеллектуальные игры, тесты и задачи будут хорошими помощниками в этом направлении. Существует огромное количество различных вариантов подобных тренажеров, к простым формам которых относятся те же «судоку» и «кен-кен» – они отлично помогают тренировать взаимосвязи между элементами одной системы. Или же можно обратиться к специальной развивающей литературе по теме системного мышления, где не только приводятся примеры различных задач, но и приводятся варианты их решения.

    Системное мышление – тема, которая действительно сложна для понимания и развития. Непросто вникнуть в суть этого подхода и понять, как именно можно развивать системное мышление. Часть инструментов неочевидна, а некоторые из них кажутся непростыми как в изучении, так и в применении. Возникают сомнения, стоит ли это все затрачиваемого времени. Системное мышление позволяет повысить эффективность и качество нашей деятельности, поэтому развиваться в этом направлении необходимо. Но самое главное – не зацикливаться на каждом процессе и подходить к этому вопросу чуть более расслаблено. Иначе возникает риск анализировать там, где это просто не нужно делать.

    Уже думали о развитии системного мышления в команде?


    Высшей ступенью познания у человека считается мышление . Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

    Развитие мышления

    Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

    1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
    2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
    3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

    Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

    Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

    Виды мышления человека


    Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

    • наглядно-образное мышление;
    • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
    • наглядно-действенное мышление.


    Наглядно-образное мышление


    Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

    Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

    В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

    Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

    Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

    Вопрос-ответ

    Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
    Форма ушей у немецкой овчарки?
    Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

    Создание образов

    Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

    1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
    2. Какие блюда подавались?
    3. О чем была беседа?
    4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
    5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
    6. Опишите зрительный образ помещения.

    Описание предметов

    Опишите каждый из представленных предметов:

    1. зубная щетка;
    2. сосновый лес;
    3. закат;
    4. ваша спальня;
    5. капли утренней росы;
    6. парящий в небе орел.

    Воображение

    Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

    Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

    Воспоминания

    Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

    Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).


    Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

    Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

    Формы абстрактного мышления

    У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

    • понятие – предметы объединяются по признакам;
    • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
    • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

    Пример абстрактного мышления:

    У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

    Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

    Упражнения на развитие абстрактного мышления:

    «Кто лишний?»

    Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

    • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
    • индюк, голубь, ворона, утка;
    • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
    • квадрат, указка, окружность, диаметр.
    • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

    Нахождение отличий

    Чем отличаются:

    • поезд – самолет;
    • лошадь-овца;
    • дуб-сосна;
    • сказка-стихотворение;
    • натюрморт-портрет.

    У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

    Главное и второстепенное

    Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

    • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
    • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
    • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
    • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
    • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
    • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

    Прочитайте словосочетания наоборот

    • завтра премьера спектакля;
    • приходи в гости;
    • пойдем в парк;
    • что на обед?

    Слова

    За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

    (жук, жаба, журнал, жестокость…).

    Придумайте имена

    Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.


    Наглядно-действенное мышление

    Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

    Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

    У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

    Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

    Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

    Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

    1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
    2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки . Чем больше будет деталей, тем лучше.
    3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
    4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
    5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
    6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

    Заключение

    У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

    Развитое тактическое мышление – залог успеха практически в любой деятельности. Оно помогает одерживать победы на войне, в спорте и в более повседневных вещах – в обучении и решении бытовых проблем. Сегодня мы больше узнаем о тактическом мышлении и его структуре и рассмотрим упражнения для развития этого полезного навыка.

    Немного теории

    Тактика – это набор приемов, средств для достижения определенной цели. Наиболее часто ее упоминают в связи с ведением боя (тактика ведения боя), со спортом (тактика соревнования), с игрой (тактика игры).

    Тактическое мышление – это быстрое, оперативное и целесообразное протекание мыслительных процессов, направленное на поиск рациональных путей решения задачи и достижение цели. Человек с таким мышлением продумывает все действия на несколько шагов вперед. Это можно сравнить с партией в шахматы, когда игроку для достижения победы необходимо не только продумать свои ходы, но и предугадать ходы противника и адекватно ответить на них. Упрощенная схема результатов тактического мышления будет выглядеть как цепочка логических выводов со структурой «Если…, то…».

    Тактическое мышление обладает следующими характеристиками:

    1. Действенность. Данный вид мышления неразрывно связан с практической деятельностью, включен в нее. Ученик будет думать, какое решение математической задачи выбрать, именно в процессе работы над ней.
    2. Импровизационность. В процессе решения задач и на пути к достижению цели могут возникать различные непредвиденные обстоятельства, которые не были учтены и продуманы. Тактическое мышление позволяет быстро сориентироваться в ситуации и принять решение-импровизацию. Например, ребенок продумал свои ответы на вопросы учителя на уроке. Но у него спросили что-то, что он не ожидал. Ученик с развитым тактическим мышлением способен легко отойти от ранее намеченного плана и выдать импровизированный ответ.
    3. Оперативность. Такое мышление всегда быстрое и четкое. Например, школьника вызывают отвечать у доски параграф по истории. За несколько секунд необходимых, чтобы встать из-за парты, ребенок продумывает, что и в какой последовательности он скажет, как ответит на вопросы и т.д.
    4. Вероятность. Заключается в том, что любое предположение не может быть абсолютно точным – всегда остается некоторая доля того, что сделанный посредством тактического мышления вывод неверен. Например, школьник решает задачу по физике. Исходя из условий, ученик уже может предположить, каким будет ответ, но не может быть уверен в этом на 100%.

    Таким образом, тактическое мышление является весьма полезным навыком, помогающим ученикам даже в самых обычных ситуациях обучения. Оно включает в себя следующие задачи:

    • Постановка целей. Например, решение конкретной математической задачи, блестящий ответ у доски, победа на школьной олимпиаде и т.д.
    • Анализ собственных возможностей в данный момент времени. Ученику необходимо взвесить свои сильные и слабые стороны.
    • Учет условий. Необходимо проанализировать и принять во внимание все внешние факторы решения задачи/проблемы: где проходит, в какое время, кто находится рядом и пр.
    • Прогноз препятствий и трудностей. Необходимо предположить, какие именно затруднения могут возникнуть и как их разрешить в этом случае.
    • Составление запасного плана. Т.к. тактическое мышление характеризуется вероятностью, школьнику необходимо продумать, как он будет действовать, если его первоначальный план не сработает

    На первый взгляд эти задачи кажутся достаточно сложными, особенно для ребенка. Но с помощью интересных игровых упражнений тактическое мышление можно развить у представителя любого возраста и пола.

    Разгадай значение каждого символа

    Каждый символ равен определенному числу. Пользуясь приведенной ниже таблицей, разгадай значение всех фигур. После каждой строки и столбца указана сумма значений символов.


    Воздушные шары

    Есть четыре шарика (два черных и два белых) с напечатанными на них номерами. Они расположены так, что цифры на них образуют следующую последовательность: 3, 4, 2, 1. Их поменяли местами. Задача: найди новую последовательность, отвечающую условиям:

    • Цифра, стоящая с краю слева в два раза больше соседней.
    • Нечетные номера находятся рядом друг с другом.
    • Белые шарики находятся рядом друг с другом.

    Нестандартный «морской бой»

    В сетке 6 на 6 клеток необходимо расположить три крейсера (4 палубы-клетки), три шлюпки (3 палубы-клетки) и три буйка (1 клетка). При этом следует учитывать значения, стоящие напротив строчек и столбцов. В каждом из них не должно быть больше или меньше заполненных клеток, чем указано. Например, в первой строчке приведенной ниже сетки не должно быть заполнено более/менее 5 клеток. При этом между одной и четырьмя заполненными клетками должен быть как минимум один пробел.


    Если…, то…

    Данное упражнение можно использовать абсолютно в любых ситуациях. Необходимо спровоцировать ребенка на предугадывание результата своих действий и возможного развития событий. Например:

    1. Если ты пойдешь гулять в дождь, то…
    2. Если ты плохо выучишь урок, то…
    3. Если ты выиграешь школьную олимпиаду, то…
    4. Если тебя вызовут к доске, а ты не уверен, то…
    5. Если ты станешь решать задачу таким способом, то…
    6. И т.д.

    Кейворды

    Кейворд – это разновидность кроссворда, с вписанными в сетке числами, под каждым из которых зашифрована определенная буква. Для подсказки в сетку внесено одно слово, на основе которого идет дальнейшая расшифровка.

    Для решения этого кроссворда необходимо продумывать действия на два шага вперед, что является отличной тренировкой тактического мышления.

    Импровизация

    Можно использовать упражнения на творческую импровизацию и импровизацию решений:

    1. Творческая. Придумай окончание песенки, стихотворения; покажи сценку на тему школьной жизни и др.
    2. Решений. Упражнение включается непосредственно в выполнение какой-либо деятельности, в решение задачи. Например, придумай другой ход решения задачи, так как появилась новая переменная; каким путем ты пойдешь, если две дороги, по которым планировалось идти ранее, перекрыты и пр.

    Судоку

    Еще одной разновидностью головоломок для развития тактического мышления являются судоку – японский «числовой кроссворд». Он состоит из сетки 9 на 9 (внутри расположены 9 квадратов каждый в 9 клеток), которую необходимо заполнить цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждом столбце и строчке они встречались только один раз.


    Составление плана действий

    Для развития тактического мышления школьнику необходимо научиться планировать свою деятельность. Для тренировки этого умения можно:

    1. Планировать занятия на день, несколько дней, неделю и т.д.
    2. Продумывать последовательность выполнения любого действия: поход в школу, мытье посуды, решение задачи по химии, ответ у доски и пр.
    3. Составлять масштабные планы, с учетом всех мелочей. Например, план похода, план достижения цели (получение пятерки в четверти, выигрыш на олимпиаде/соревнованиях и т.п.).

    Составление плана, особенно масштабного, должно занимать большое количество времени. Рекомендуется делать это поэтапно, постепенно добавляя новые детали и внося коррективы.

    Размести шестиугольники

    Ниже представлено несколько шестиугольников и поле, куда их необходимо вставить. Разместить фигуры нужно таким образом, чтобы в местах их соприкосновения (жирные линии) совпадали числа в треугольниках. Переворачивать шестиугольники нельзя.

    Ориентирование на местности, чтение карты

    Упражнение может выполняться в реальных или виртуальных условиях (компьютерные игры). Здесь ребенку необходимо:

    • Поставить цель. Например, выбраться из леса, найти речку, выбрать наиболее короткий маршрут и т.д.
    • Заранее хорошо ознакомиться с картой местности. В случае необходимости помогите ученику расшифровать какие-то знаки, определить его местоположение и пр.
    • Соотнести данные карты с тем, что он видит в реальности. Например, количество деревьев на карте и на поляне.
    • Выбрать маршрут. Определяется в зависимости от поставленной цели.
    • Достичь цели, внося коррективы при необходимости. В процессе прохождения маршрута могут возникать различные препятствия, в результате которых первоначальный план может изменяться. Можно заранее попросить школьника продумать эти трудности и пути их решения или оставить это на потом для тренировки быстроты и импровизационности тактического мышления.

    «Алфавитное» путешествие

    В расположенные ниже овалы необходимо вписать буквы от А до Л (включительно). Чтобы сетка была заполнена верно, нужно соблюдать условия:

    • Буква Д находится восточнее, чем буква Г.
    • Ж расположена строго (любое место на той же горизонтали/вертикали) севернее Д и западнее В.
    • А стоит рядом с К.
    • К находится строго севернее А.
    • Б расположена строго на запад от буквы А.
    • З севернее, чем Е и В.
    • И находится рядом с З, строго в северном направлении.
    • Л стоит строго западнее Е и строго севернее Г.

    Шахматы

    Пожалуй, это одно из самых трудных, но действенных упражнений. Если ребенок не умеет играть в шахматы, то рекомендуется начать с основ: объяснить правила, показать возможные ходы.

    Когда ученик уже может самостоятельно вести партию, необходимо помочь ему с тактикой игры: спрашивайте его о значении каждого хода и его возможных последствиях.

    В выпуске использованы картинки из книги Филлипс Ч. «Логика + тактическое мышление».

    В профессиональной деятельности и в быту органы восприятия играют немаловажную роль. Даже взрослый человек может задуматься над вопросом, как развить мышление и сделать свою умственную деятельность более эффективной.

    Если у вас слабая память, это не повод беспокоиться, ее всегда можно развить. Конечно, чем старше человек, тем сделать это сложнее, но систематические упражнения помогут достичь результата и значительно улучшить свои способности.

    В статье мы расскажем о том, что для развития мыслительной деятельности важна физическая активность. Также приведем примеры упражнений и советы для улучшения работы мозга. Советы помогут развить творческое и аналитическое мышление без лишних усилий.

    Способность мыслить и запоминать во многом зависит от того, в какой физической форме находится человек. Усталость, болезни, стрессы угнетают нервную систему, снижая наши способности. Поддержать организм помогут занятия легкими видами спорта: плавание, бег на короткие дистанции, езда на велосипеде и роликах, лыжи. Полезна утренняя гимнастика, так как она пробуждает организм, насыщает кислородом.

    Для мозга обязательно нужен приток свежего воздуха, поэтому помещение необходимо как можно чаще проветривать. Заниматься спортом лучше на улице или хотя бы при открытом окне, это улучшить приток кислорода к головному мозгу.

    Сидячая работа приводит к усталости, вызывает застой крови в органах, поэтому важно делать перерывы, сопровождающиеся физической активностью. Иногда достаточно просто пройтись, сделать круговые движения руками, шеей, несколько наклонов в сторону и вперед.

    Увеличив количество физической активности, вы вскоре заметите, что мыслительная деятельность стала улучшаться.

    Упражнения для развития памяти и мышления

    1. Чтение . К сожалению, у современного человека остается мало времени на чтение. Мы всё чаще предпочитаем короткие заметки в соцсетях, тогда как крупные тексты нам кажутся непосильной задачей. Это приводит к тому, что мышление и память начинают работать хуже.

      Заведите себе за правило хотя бы раза два в неделю прочитывать до конца тексты на серьезные темы, требующие анализа. Их надо не просто прочитать, а вспомнить главную мысль. Помимо статей хорошо подойдет классическая, психологическая и философская литература, а также связанная с профессиональной деятельностью. Бывает так, что мы вроде бы читаем, но не можем вспомнить последний абзац или страницу. В этом случае вернитесь и перечитайте, заставьте мозг работать.

    2. Запоминайте маршруты . Попав в незнакомое место, постарайтесь запомнить, как сюда вернуться. Во время поездки обращайте внимание на то, что вас окружает, старайтесь запомнить приметы улиц, городов. Для лучшего запоминания свяжите объекты с какой-то эмоцией.
    3. Хорошо помогают развивать память интеллектуальные игры : шашки, шахматы, головоломки, различные настольные экономические игры.
    4. Запоминайте пароли от аккаунтов . Конечно, записать их тоже надо, записывая, вы помогаете себе их запомнить. Используйте разные пароли и никнеймы, стараясь не обращаться к своим записям, а вспоминать их. Цифры и имена можно привязать к определенным образам.
    5. Считается, что для улучшения памяти надо учить стихотворения . Мы предложим немного другой метод. Дело в том, что учить стихи, хорошо, если вы знаете, что они вам пригодятся, поэтому, чтобы не засорять память, но при этом развить ее, сделаем следующее упражнение: читаем стихотворение и, не подглядывая, излагаем своими словами. Для взрослых это задача более приятна и поможет научиться мыслить нестандартно.
    6. Вспоминайте, что произошло с вами за день . Попытайтесь представить образы, звуки, слова и эмоции, а также людей, которые встретились на пути. Это упражнение поможет развить и аналитическое мышление, а также подвести итоги дня.

    Развиваем креативное мышление

    Человека, стремящегося мыслить эффективно, наверняка интересует, как развить нестандартное мышление. В этом нет ничего сложного. Для начала важно захотеть поработать над собой, ведь желание - это уже начало пути.

    Творческое мышление - это способность увидеть нечто новое в обыденном, умение выходить из обычных ситуаций необычным способом, зачастую более эффективным.

    • Рассматривайте любую ситуацию с разных сторон.
    • Записывайте или запоминайте любые мысли, какие к вам приходят, в дальнейшем это поможет улучшить скорость принятия решений.
    • Уберите из своей жизни шаблоны: в мыслях, действиях, рабочих моментах. Шаблоны делают наши мысли однообразными, перестает развиваться память, творчество, индивидуальный способ обработки информации.

    Часто на скорость принятия решения влияют внутренние страхи и неуверенность - а правильно ли я делаю. Придется избавиться от них. Кстати, страхи могут влиять и на память, не давая человеку запоминать травмирующие события. Чем смелее человек действует, тем быстрее он сможет научиться думать нестандартно.

    Развиваем аналитику

    Мышление необходимо нам для того, чтобы без ошибок решать поставленные задачи. Знание, как развить аналитическое мышление, позволяет улучшить понимание мира, способность человека находить логическое и более правильное решение. Как же развить его у взрослого.

    • На каждый вопрос придумывайте несколько вариантов ответа.
    • На одну проблему задавайте наводящие вопросы, которые помогут ускорить принятие решения.
    • Выбранный вариант проанализируйте со всех сторон, найдите слабые и сильные стороны.
    • Возьмите за правило анализировать увиденное и услышанное, постепенно это увеличит скорость мышления и улучшит запоминание информации.
    • Раскладывайте полученную информацию по категориям: очень важная, важная, средней важности, ненужная. То же самое касается и текущих дел. Систематизация увеличивает скорость нахождения правильного ответа, помогает быстрее разбираться с текущими делами.
    • Решайте логические задачи, начните с самых простых, для того чтобы понять, как правильно это делать.

    Найдите индивидуальный способ запоминания и решения задач

    Мы все разные, и у каждого человека свой неповторимый стиль мышления и запоминания информации. Кто-то сможет развить быстроту памяти за несколько недель, другой личности понадобится несколько месяцев, однако, это вовсе не означает, что надо останавливаться.

    Скорость запоминания у всех тоже разная. Одному человеку достаточно единственного повторения материала, другому требуется посмотреть или прочитать его несколько раз.

    Проанализируйте, как вы запоминаете информацию. Способ запоминания поможет найти наиболее эффективный метод усваивания информации. Люди условно делятся на три типа:

    • Визуалы - они чаще оперируют образами.
    • Аудиальный - они лучше запоминают то, что слышат.
    • Кинестетики - для них важны ощущения.

    Определив свой ведущий тип, можно выбрать и наиболее удобный способ запоминания. Вспомните, как вам удобнее воспринимать информацию - читать или слушать. Влияют ли эмоции, а также возможность потрогать вещь руками на скорость запоминания.

    Пользуйтесь этой системой. Однако не стоит забывать и про другие, их тоже следует развивать, и тогда мышление становится более продуктивным, а память сильнее.

    Время чтения 8 минут

    В повседневной жизни каждому человеку ежедневно приходится применять логическое мышление. Использование логики и построение цепочек взаимосвязи требуется, как и в карьерных вопросах, так и во время обычных бытовых занятий, например, посещения супермаркета или составления маршрутов. Одни справляются с этим легко и непринужденно, другие же испытывают определенные затруднения при поиске ответов даже для самых элементарных логических задач, скорость и правильность решения которых зависят в первую очередь от того, насколько хорошо развито логическое мышление человека. Эта статья расскажет о том, что же такое логика, а также ознакомить с методами и способами, как развить логическое мышление взрослому человеку.

    Суть понятия «логическое мышление»

    Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований. Она не задается целью находить очевидность; она только определяет, найдена очевидность или нет.

    Логика не наблюдает, не изобретает, не открывает – она судит. Итак, логика есть наука об отправлениях разума, служащих для оценки очевидности; она есть учение как о самом процессе перехода от известных истин к неизвестным, так и о всех других умственных действиях, поскольку они помогают этому процессу. © Джон Стюарт Милль

    Для начала разберем отдельно две составляющие понятия логического мышления – логику и мышление человека.

    Что же такое логика? В переводе с греческого языка логикой называют «науку об истинном мышлении» и «способность к рассуждению». В общепринятом смысле логикой принято называть науку о способах и законах интеллектуальной деятельности человека. Логика – это изучение методов достижения истины, пользуясь опытом и знаниями, полученными ранее.

    Мышлением принято считать психический процесс, во время которого идет обработка полученной ранее информации, установление межпредметных связей. Благодаря объективности и правильности мышления, человек имеет возможность получать представление об истинном положении вещей.

    В совокупности получаем определение, что такое логическое мышление человека. Это – мыслительный процесс, во время которого используется логика, применяются логические конструкции. Цель этого типа мышления – получить достоверные объективные выводы, основываясь на имеющейся информации.

    Области и сферы использования логики

    Не существует такой отрасли жизни человека, где бы ни требовалось использование навыков мыслить, используя логику. В том числе и гуманитарные науки, которые не является исключением, в их изучении тоже применяются логические конструкции.

    Зачастую логическое мышление человека проявляется на интуитивном уровне, независимо от прилагаемых усилий. Использование логики дает возможность ускорить процесс мышления, сделать его более качественным, правильнее излагать свои мысли, а также делать истинные выводы, избегая ложных суждений.

    Для чего нужно развивать умение логически мыслить:

    • Четко, в доступной форме излагать все свои мысли и доводы;
    • Быстро находить правильное решение проблем, даже находясь в критической ситуации;
    • Исправлять свои ошибки, избегать совершения новых промахов;
    • Развитие навыков построения объективных связей помогает добиться успехов в карьере или учебе;
    • Творческий подход в решении задач порой бывает более продуктивным, чем общепринятые стандарты.

    Структура логического мышления

    Многие думают, что логическое мышление – это умение блестяще разгадывать головоломки и заковыристые задачки. Однако это не совсем так. Структура логического мышления включает в себя множество мыслительных навыков, таких как умение делать правильные умозаключения, емко аргументировать свою точку зрения во время полемики, конкретизировать, обобщать, анализировать и систематизировать приобретенные знания.

    Логическое мышление человека делиться на три пункта: образное, словесное (вербальное) и абстрактное.

    1. Образно-логическое мышление . В основе данного вида мышления лежит визуализация задач и наглядный поиск решения. Проще говоря, образный вид по-другому можно назвать свойством воображения.
    2. Абстрактно-логическое мышление . Логические конструкции содержат абстрактные модели, то есть несуществующие в природе, нереальные предметы. Чтобы досконально овладеть данным видом мышления, индивиду необходимо уметь абстрагироваться от материального.
    3. Словесно-логическое мышление . Проявляется с помощью использования речевых конструкций. Для успешного вербального мышления необходимо не только построение строгих логических цепочек, но и грамотная связная речь.

    Когда закладывается логическое мышление

    Лишь немногие люди мыслят логически. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью. © Дейл Карнеги

    Человек не рождается сразу с определенными задатками успешно делать правильные выводы и строить логические конструкции. Логическое мышление человека не врожденное, а приобретенное свойство. Даже базовый образный вид мышления проявляется у детей в 1,5 года. Умение мыслить абстрактно появляется гораздо позже – в младшем школьном возрасте, приблизительно в 7-8 лет. Логика развивается постепенно с развитием самой личности. Однако регулярные тренировки и упражнения дадут только положительный результат в развитии логического мышления.

    Основным видом развития детей дошкольного возраста является именно логические задания и упражнения. Так как именно логическое мышление поможет ребенку в будущем добиться успехов, применяя свой интеллект. Развитие происходит в игровой форме соответственно возрастным особенностям детей. Уроки логики включены как в программу обучения детского сада, так и в школьную. Однако и родителям не стоит пренебрегать самостоятельными занятиям в домашних условиях. Ведь развивая логическое мышление, вы совершенствуете интеллектуальные навыки своего ребенка.

    Есть ли возможность у взрослого человека усовершенствовать и улучшить свое логическое мышление? Конечно, это возможно и даже необходимо, ведь в современном мире все подвержено очень быстрым изменениям, знания, полученные в школе и университете, постепенно устаревают, появляется необходимость обновления информации. Развитие умений строить логические умозаключения для взрослого человека может быть очень приятным процессом, так как тоже, как и в случае с детьми, может проходить в игровой форме. Если же вы – вечный студент или типичный педант, то можно составить подробный план серьезных упражнений. Однако куда интереснее будет собраться в компании друзей и поиграть в логические игры. Информация, полученная таким образом, надежнее уляжется в сознании и закрепится в памяти человека, чем сухое заучивание правил и решение скучных задач.

    Способы развития логического мышления

    Если вы твердо решили взяться за прокачку своего мозга, то первым делом необходимо искоренить свою лень и заняться поиском подходящих методов и заданий. Существует огромное множество способов для тренировки мышления. Рассмотрим некоторые из них более подробно:

    • Настольные игры . Парные и для большой компании друзей, серьезные и юмористические – выбор огромен, необходимо только определить, какой тип более интересен именно вам. К самым популярным настольным играм для развития логического мышления человека относятся:
    1. Шахматы;
    2. Шашки;
    3. Нарды;
    4. «Монополия» («Большой бизнес»);
    5. «Эрудит» («Скрэббл», «Балда»);
    6. Карточные игры («Манчкин», «Уно»).
    • Логические задачи . В поиске и выборе логических задач используйте книги или же Интернет, где полным-полно различных примеров и тематических подборок. Начинайте с самого легкого уровня, постепенно увеличивая нагрузку, продвигайтесь к наивысшему уровню сложности. Если не знаете ответа, не стесняйтесь подглядывать, ведь знание исходных данных поможет понять ход решения и построение логической цепочки. К данному виду задач относятся:
    1. Ребусы;
    2. Графические головоломки;
    3. Текстовые задачи;
    4. Загадки;
    5. Анаграммы;
    6. Пазлы;
    7. Кубик Рубика;
    8. Пасьянсы («Маджонг», разновидности карточных раскладов).

    Пример логической задачи : Семь сестер проводят вместе досуг. Первая играет в шахматы. Вторая – читает. Третья – убирает. Четвертая – поливает цветы. Пятая – играет с котом. Шестая – вышивает. А что же делает седьмая сестра? Правильный ответ: седьмая сестра играет в шахматы с первой.

    • Тестовые задания на сообразительность . Существует много онлайн-тестов, основанных на принципе причинно-следственных связей. Чаще всего это игры по типу «Найди лишнее».
    • Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее . Особо сложными являются именно цифровые виды – японские кроссворды и судоку. Также отличным заданием для развития способности логично мыслить будет самостоятельное составления кроссворда.
    • Освоение дедуктивного и индуктивного методов . Дедукция – это логика в чистом виде. В 99,99% дедуктивный метод дает правильный ответ на решение задачи. В обыденной жизни чаще используется индукция – рассуждения, основанные на фактах, которые имеют определенный процент ложности. Если объяснить более простым языком, то индуктивные рассуждения начинаются с частных умозаключений и ищут подтверждение в общих понятиях. Дедуктивный способ, наоборот, берет свое начало из внешнего мира, а вывод уже представлен в форме индивидуальных умозаключений.

    Пример дедуктивного метода : Пришла зима и поэтому на улице идет снег.

    Пример индуктивного метода : На улице пошел снег, следовательно, наступила зима.

    Есть несколько полезных советов, которые способствуют развитию логического мышления человека, не прикладывая при этом больших усилий:

    1. Научитесь писать правой рукой, если вы – левша. И наоборот . Это упражнение способствует развитию навыков менее задействованного полушария мозга.
    2. Постоянная смена видов деятельности . На один вид тратьте ровно час, после истечения времени переходите к другой занятости. Быстрая смена вида работы поможет ускорить адаптационные мыслительные навыки.
    3. Читайте детективные романы . И старайтесь самостоятельно угадать преступника. Тем самым вы отлично поработаете над развитием собственной дедукции.
    4. Ежедневные прогулки на свежем воздухе способны улучшить не только логическое, а и все остальные виды мышления.
    5. Давайте объяснения своим действиям . Подвергайте анализу все, что вы делаете, просчитывайте варианты: что будет, если бросить дело незаконченным, каким вырисовывается окончательный итог работы и т. п.

    Логическое мышление человека: для чего нужно развивать логику

    Возможно, некоторые считают, что развивать логическое мышление вовсе не обязательно, прекрасно можно обойтись и без использования логических связей. Подобные суждения в корне неправильны. Ведь логическое мышление и деятельность человека неразрывно связаны между собой. Даже в обыденной жизни следует владеть навыками построения объективных цепочек. Например, люди в давние времена смогли сохранить жизнь, благодаря логике и наблюдениям – если их соплеменник съел ягоду и умер, то вполне логично, что другим эти ягоды употреблять в пищу не следует. Или же для первых садоводов и земледельцев подобные навыки были полезны, чтоб знать, что если, к примеру, посадить вишневую косточку, то, по логике вещей, вырастет из нее вишня и никак иначе.

    Не будем рассматривать пользу строения мыслительных конструкций для руководителей или представителей технических профессий. Даже обычный дворник понимает, что мести пыль против ветра – абсолютно нелогично. Или же маляр, используя логические связи, не начнет покраску пола от двери к стене.

    Поэтому логическое мышление человека играет далеко не последнюю роль в построении успешной карьеры, логика является залогом нормализации общения между людьми, возможностью отстоять и аргументировать свое мнение, а также осознавать истинность и объективность всего происходящего.