Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Надо ли отрабатывать в школе. Законна ли трудовая практика в школах? Головная боль учителей

    Надо ли отрабатывать в школе. Законна ли трудовая практика в школах? Головная боль учителей

    Трудовая практика была неотъемлемой частью образовательного процесса советской школы. Дети привлекались и к дежурству в школе, и к работе на пришкольных участках, и к другим работам. Насколько такая практика законна сегодня, выясним исходя из современного законодательства, регулирующего права несовершеннолетних детей на труд. Законодательно положения о труде несовершеннолетних обучающихся закреплены в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в РФ» (далее — Закон), в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) (далее — ТК), в Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конвенция о правах ребенка запрещает эксплуатацию детского труда или любой работы, которая ущемляет права ребенка (ст. 32 Конвенции о правах ребенка). Если работа, которую доверили ребенку, может представлять опасность для его здоровья, физического развития, то это будет считаться нарушением прав ребенка.

    Может ли привлечение к школьной трудовой практике считаться нарушением прав ребенка?

    Сегодня нечасто в школах можно встретить учащихся, которые работают в рамках летней трудовой практики. Должен ли ребенок пройти летнюю трудовую практику?

    Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Например, для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении рабочее время должна составлять не более 12 часов в неделю. А для работников в возрасте от14-16 лет, обучающихся в школе не более 18 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

    Существует также перечень работ, на которые нельзя привлекать несовершеннолетних работников (ст. 265 ТК РФ):

    • тяжелые работы;
    • работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию;
    • работы с вредными или опасными условиями труда; сверхурочные работы;
    • работа в ночную смену;
    • работа в праздничные и нерабочие дни.

    Организация трудовой практики лиц с ОВЗ.

    Особо необходимо отметить важность трудового воспитания и трудовой практики для обучающихся с ОВЗ из специальных школ. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных образовательных учреждений I-VIII видов» уделяет трудовому обучению много внимания. Трудовое обучение для лиц с ОВЗ является необходимым условием обучения и последующего трудоустройства. Одними из задач такой работы является:

    • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
    • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.

    В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовое обучение включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки. В коррекционном учреждении VIII вида с 10-11-летним образованием трудовое обучение в 10-11-х классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9-й (10-й) класс.

    Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

    «Отработать практику». Сколько знакомого в этой фразе для тех, кто учился при СССР и в первые годы постсоветского распада! Использование бесплатного детского труда называлось трудовым воспитанием. Школьники стригли траву и кусты канцелярскими ножницами, белили бордюры едкой известью, работали с опасной химией, таскали тяжести. А что происходит сейчас?

    «Банка краски или 120 гривен, если не хотите, чтобы ваш ребенок работал». Школьная практика – привет из прошлого социалистической эпохи - снова на устах и обсуждается на родительских собраниях в школах города. В одной из таких школ родителей уже поставили перед фактом: «Определяйтесь, в первом или во втором месяце ребенок будет отрабатывать». Цена откупа – стройматериалы или деньги.

    Словам о том, что подобные действия неприемлемы, да и вообще противозаконны, в школе не внемлют. «Это же традиции, всегда так было», - парируют педагоги и руководство школы.

    Что удивительно, «традиции» по использованию бесплатного детского труда для руководства некоторых школ, похоже, выше решений правительства и официальных разъяснений Минобразования.

    «Нормативно-правовой базой Министерства образования не предусмотрено проведение летней трудовой практики в общеобразовательных учебных заведениях», - сообщает заместитель министра образования и науки Украины Павел Хобзей:

    «Согласно ч. 2 ст. 51 Закона Украины «Об образовании», отвлечение учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов за счет учебного времени на работу и осуществление мероприятий, не связанных с процессом обучения, запрещается, кроме случаев, предусмотренных решением Кабинета Министров Украины. В настоящее время годовая трудовая практика исключена из Типовых учебных планов общеобразовательных школ, утвержденных Министерством. При решении вопроса о привлечении учащихся к труду главным принципом является добровольность. При этом согласия самих учеников недостаточно: необходимо согласие их родителей (законных представителей). Привлечение детей к работе без их согласия и согласия их родителей является принудительным трудом, который запрещен законодательством».

    Департамент образования и науки Каменского горсовета не поощряет, но и не запрещает использование бесплатного детского труда в школах. Это становится понятно из комментария Татьяны Онищенко, директора департамента:

    «Нужно выполнять закон. Будет летняя практика или нет, устанавливаем не мы. Согласно закону, все учебные заведения являются автономными и такие вопросы решают самостоятельно. Мы приказов о проведении летней практики никогда не писали и писать не будем. В то же время, кто должен содержать летние цветники? Школы находят выход: оговаривают возможность создания «экологического десанта», чтобы дети тоже могли помогать в содержании клумб. Обращений родителей по поводу летней практики к нам пока не было. Законом летняя практика на сегодняшний день не предусмотрена».

    «Трудовая практика абсолютно незаконна», - об этом нам рассказал адвокат Денис Монатко:

    «Использование принудительного труда запрещается» - таково положение Конституции Украины (ст. 43). Нормы Конституции являются нормами прямого действия, т. е. для их применения не обязательно ссылаться на другие законы. Но давайте разберемся с вопросом более детально. Согласно §2 ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду. Как можно увидеть, эта статья немного шире по смыслу, чем статья Конституции, но и нормы Конвенции являются частью законодательства Украины, поэтому тоже обязательны для всех.

    Термин «принудительный или обязательный труд» означает «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно (Ван дер Месселе против Бельгии, ЕСПЧ, дело №08919/80).

    Следует учесть, что согласие школьника еще ни о чем не говорит, т. к. он (как лицо малолетнее или несовершеннолетнее) ограничен в дееспособности (способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности), а значит, помимо его согласия нужно еще и согласие его законных представителей - родителей или лиц, заменяющих их.

    Исходя из этого, школьник имеет полное право отказаться от любой работы, которую пытаются ему навязать или, даже ненавязчиво, предложить выполнить. Это не его обязанности. Исключением являются практические занятия (например, на уроках физики, т. к. это часть учебного процесса). Также каждый школьник имеет право на защиту во время учебного процесса, в частности, от любых форм эксплуатации (ст. 53 Закона Украины «Об образовании»).

    Помимо того, что школьник может отказаться, учитель и школа в целом не имеют права использовать труд школьника - это главное. Можно долго рассуждать о полезности труда в школе, но нужно уважать права детей. Не думаю, что сами взрослые согласятся на бесплатный и принудительный труд. Поэтому так называемая трудовая практика абсолютно незаконна. О фактах использования принудительного или обязательного труда необходимо уведомлять правоохранительные органы или писать жалобы директору школы, а также выше (по иерархической лестнице). В крайнем случае, каждый имеет право на защиту в судебном порядке.

    Сегодня много принято говорить о реформах, разрушении «схем» и «систем», однако на таком простом примере, как трудовая практика в школе, и создаются основы для глобальной системы коррупции в Украине. Со школьной скамьи подрастающее поколение впитывает, что для получения преференций можно принести банку краски или деньги.

    В вузе подросшее поколение будут «учить жить» более жестко и дороже, но по схожему принципу. А затем, вступив во взрослую жизнь, гражданин Украины уже будет знать, как прикормить чиновника, полицейского, врача. Банка краски - всего лишь образ, и в этом вопросе Украина от страны образца 2014 года отличается мало. Возможно, что-то все-таки пора менять?

    Пару дней назад дочка принесла весть со школы: необходимо решить, когда она будет проходить обязательную летнюю практику. Ее проходят все дети средней и старшей школы.
    Три недели по несколько часов нужно будет приходить в школу и что-то там делать.
    Я расспросила подробнее.
    Интересно, что вопрос ставился именно так: "Когда?", а не "Хочешь/будешь ли ты проходить летнюю практику?"
    Следом она мне стала что-то говорить о том, что хочет разделаться с ней побыстрее, и называть время, когда она будет туда ходить...
    Честно говоря, я даже занервничала....

    Обычно в таких случаях речь идет о благоустройстве пришкольной территории, прополке там цветочков, травки, может еще какой уборке при необходимости. В общем, всё посильное.
    Если бы не два нюанса.
    1. Практика предполагается во время долгожданных летних каникул. Взрослый имеет право на отдых во время отпуска, ребенок - на каникулы.
    2. Вообще-то труд - дело добровольное, а не обязательно. А также - уважаемое. Человек, который трудится - создает что-то полезное, зарабатывает себе на жизнь, обеспечивает себя или свою семью. И улучшая собственную жизнь - улучшает и жизнь общества, поскольку является его частью. Человек должен стремиться трудиться, а не загоняться на работу из-под палки.

    Сначала я немного расстроилась, что мой ребенок не понимает, что он свободный человек и его мнение в данном конкретном вопросе должно учитываться.
    Я представляю, сколько было бы радости у любого ребенка в этом возрасте, если бы речь шла о предложении настоящей работы, на которой можно заработать немного денег.
    Думаю, дети побежали бы на эту "практику" наперегонки.
    Да, можно и бесплатно потрудиться на благо школы. Если ты чувствуешь социальную ответственность за свой вклад, желание это сделать, помочь другим или просто любишь возиться с землей и растениями.
    А так, всё как обычно - надо, должны, обязаны. Мнение не учитывается. Очередная принудиловка.
    Основные свободы человека в школе преподают в урезанном формате. Пробелы пришлось восполнить мне.
    Обсудив эту тему, дочка сказала, что она не хочет тратить на практику свои каникулы.

    Это значит, на практику она может не идти.

    А мне предстояло мирно донести это до школы.
    Поэтому я и занервничала - у меня похоже неизлечимая .
    Учимся на ОПиП, в общих мероприятиях не участвуем, да еще и практику игнорируем...

    Я уже рисовала себе мрачные картины, как я буду рассказывать, что лето уже распланировано без практики, и доказыват, что практика - дело добровольное и почему моя дочь может на нее не пойти...

    Интернет на эту тему дает не много информации. Вот что нашла.
    1. У каждого человека есть право на труд в соответствии с Конституцией. Но право не обязанность, и принудительный труд запрещен.
    2. Практика, которая обязательна, должна быть включена в план обучения и имеет своей целью отработку на практике полученных знаний. Другими словами - приобретение опыта по специальности. Таким образом, это актуально для средних специальных учебных заведений и выше - там, где человек получает профессию. В этих учебных заведениях практика является неотъемлемой частью учебного плана.

    Вооружившись этими знаниями, я отправилась в школу.

    К счастью, всё оказалось гораздо проще, чем ожидалось.
    Про планы на лето мне пришлось рассказать - все знают, что школьникам в конце года выдают листочки с вопросами о том, где будет находится ребенок летом такая забот, так боятся за детей.
    Под практикой подразумевается нахождение в школьном лагере. И чтоб дети совсем не бездельничали - их и привлекают в посильному труду.
    Да и, скажем прямо, для школы это тоже удобно: учителям есть работа и есть кому бесплатно поработать на благо школы.
    Так что "отмазались" мы довольно легко:)

    А по поводу всей ситуации вот что подумалось. Похоже основная цель таких лагерей - пристроить детей, чтоб нигде не болтались и никуда не влезли. Отсюда и "обязательность". Чем больше детей находится в таком лагере - тем меньше болтается по улицам. И если маленьких детей родители сами куда-то пристраивают, в тот же школьный лагерь, то подростки уже как бы "большие", могут и сами дома побыть или на улице погулять, и в лагерь могут не хотеть.
    Вроде как бы благие намерения у школы.
    Но с другой стороны, меня такая постановка вопроса разочаровывает. Всё-то у нас на попечении государства. А семья что? О своих детях должны думать, прежде всего, родители, а не школа. Родители и должны волноваться, куда деть своего ребенка и как обеспечить его безопасность.
    Мне не близок подход, когда 6-7 летние дети сами ходят в школы, гуляют по улицам, ходят в магазин и т.п. - в общем находятся на улице без присмотра. В таком возрасте они слишком импульсивны, невнимательны и легко поддаются влиянию мировоззрение и ценности еще не сформированы. Впрочем, как и в более старшем, подростковом возрасте. Хорошо, когда всё хорошо. Но даже в 15-16 лет это тоже всё ещё дети.
    Можно конечно долго втолкововывать маленьким детям про внимательность и опасность улицы - но можно просто подождать и . С меньшими рисками, не только для ребенка, но и для окружающих в том числе.
    Это не значит, что до 18 лет нужно водить за ручку.
    Но неужели кто-то думает, что если ребенок в 10 лет сам не ездит в школу - он останется не самостоятельным?
    Надо отпускать ребенка, увеличивая его меру ответственности за собственное благополучие, но не надо спешить.
    Мне ближе подход медленного и постепенного отделения. Чем меньше ребенка подталкивать к самостоятельности, тем осознаннее он к ней стремится и надеюсь взвешивает все проговариваемые опасности большого мира.

    Я думаю, что если бы на законодательном уровне были установлены серьезные штрафы за оставление без присмотра, не только "в опасности", ребенка до 11-13-15 лет возраст должен быть на основе анализа ситуации, травматизма и тп - от желающих попасть в лагеря не было бы отбоя.
    В рамках школьного лагеря могут быть платные кружки или те же добровольные оплачиваемые работы для школы, с достойной оплатой на уровне средней на рынке.

    И школы заполнены, и дети счастливы и под присмотром, и пропаганда труда, еще и денежек государство может заработать в кружках в лагерях, и на штрафах. И не нужна никакая принудиловка на местах. Чем не выход?

    Практически все современные школы достаточно активно привлекают школьников к труду в виде летней школьной практики. Всё бы ничего, да многие учебные заведения грозятся не перевести ученика в следующий класс, если он не отработает определённое количество часов. Насколько же законна и полезна летняя практика для ребёнка? Об этом мы и расскажем в сегодняшней статье.

    В чём заключается суть школьной летней практики?

    Многие общеобразовательные заведения трактуют летнюю практику в школе как некую разновидность учебных занятий. Однако мы прекрасно понимаем, что это не так. На деле всё сводится к тому, что детишки несколько часов подряд моют окна и парты, а затем убирают школьный двор, выполняя работу техперсонала. В большинстве случаев подобная практика является инициативой администрации школы и даже не фигурирует в учебном плане. Что же она может дать? А ничего, кроме бесценного навыка махания веником. Безусловно, речь сейчас идёт лишь об общеобразовательных школах, поскольку в специализированных лицеях подобное не практикуют.

    Не возникает сомнений в том, что подобной работой должен заниматься техперсонал школы

    Вряд ли можно найти такого школьника, который бы с гордостью заявил: «А мне нравится летняя практика!» А всё потому, что ученики просто так теряют две, а порой и три недели каникул, которые они могли бы провести на берегу моря, в спортивном, оздоровительном лагере или где-то ещё, чтобы успеть отдохнуть и соскучиться по школе.

    Что прописано в законе?

    Не спешите вооружаться веником, шваброй и бежать отрабатывать необходимые часы. Оказывается, летняя практика в школе – совсем не обязательное мероприятие. Об этом говорится в федеральном Законе «Об образовании», где в ещё в далёком 1992 году была отменена принудительная отработка в школе . Достаточно заглянуть в статью 50, пункт 14 и 16. Если вкратце изложить суть данной статьи, то она сводится к следующему: школьники, учащиеся в общеобразовательных учреждениях, не имеют права быть привлечёнными к труду (если он не предусмотрен образовательной программой) без согласия самих учеников и их родителей. В 16 пункте статьи Закона указывается, что все школьники учреждения могут посещать мероприятия (которые не предусмотрены учебным планом) в свободной форме.

    Как видите, школа не может просто так взять и заставить ребёнка отрабатывать школьную летнюю практику. Стоит также отметить, что и сами часы школьной практики давно не фигурируют в учебных планах. Получается, что отработка должна быть сугубо добровольным делом, и администрация школы не имеет конституционного права заставлять ребят трудиться без их согласия.

    Поэтому, когда директор школы начнёт говорить о том, что не переведёт школьника в следующий класс, если тот не будет посещать практику, то смело можете привлекать администрацию учебного заведения к ответственности за принудительную отработку. А это может грозить большим штрафом или вовсе увольнением.

    Владимир Филиппов подтвердил слова о том, что летняя практика является незаконным мероприятием

    О том, что школьная летняя практика является незаконной, заявил и экс-министр образования РФ Владимир Филиппов. Он сказал, что любая школьная отработка без согласия учеников и их родителей может позиционироваться как чистый произвол администрации учебных заведения. Более того, если вы обратитесь к любому квалифицированному юристу, он подтвердит вышесказанные слова о том, что подобные обязательства просто-напросто противоречат Конституции РФ. Поэтому абсолютно любой ученик может не переживать и отказаться от подобной отработки.

    Таким образом, летняя школьная практика не может быть принудительной (если она не предусмотрена образовательной программой) и является добровольным делом родителей и их детей.

    Отработка, знакомая всем родителям сегодняшних школьников со времен своего детства, все еще существует.

    В одной из школ Челябинска отработка летом — обязательное официальное занятие. Когда мы обратились к классному руководителю с вопросом, где прописана её «обязательность», услышали в ответ: «В уставе школы».

    «Я подошла к нашему учителю и объяснила, что мы уезжаем из страны на всё лето, — рассказывает Полина, мама 14-летней ученицы Натальи . — На что та ответила: “Все отрабатывают в июне, а ваша дочь, в порядке исключения, в последних числах августа. Она же прилетит в город и пойдёт в школу? Вот тогда и отработает”. Ни о какой возможности не работать на благо школы не шло и речи. Противопоказанием для отработки считается только аллергия на цветение, и никакие другие медотводы не принимаются».

    Дети в школьном дворе подстригают кустарники. Фото: / Кузьмина Надежда

    Не в восторге и сами дети от такой практики.

    «Я считаю эту отработку ерундой и нашей эксплуатацией, — говорит Карина, ученица теперь уже 8 класса одной из челябинских школ. — Я в прошлом году не отрабатывала, и мне никто слова не сказал. Одноклассники ходили по две недели в школу и подметали территорию. Все были злыми, потому что лето, а надо работать. Наша учительница говорила, что это ещё помогает нам всем подружиться. Интересно, каким образом? Мы любим дежурить, даже подметать школу, если нас ради этого снимают с уроков. Но летом, в каникулы, никаких плюсов не вижу. Мы же не уборщицы».

    А вот в одной из школ Екатеринбурга есть официальная лазейка ухода от принудительных работ.

    «У нас при школе работает в июне городской лагерь, — рассказывает Ольга, мама 13-летнего Кирилла . — В нём смена длится две недели, она платная, и те дети, что ходят в школьный лагерь, от отработки освобождены. В начальных классах я как-то раз отправила сына в этот лагерь. Стоимость путёвки небольшая. В неё включено питание, и я решила, пусть будет хотя бы в начале каникул под присмотром. На второй день смены ребёнок попросил у меня 500 рублей. Им сказали взять деньги, потому что предстоял поход в парк аттракционов. На следующий день — 300 рублей. Велели попросить у родителей на билет в кино, попкорн и попить. И так каждый день. Когда агитировали за школьный лагерь, ни о каких дополнительных тратах речи не шло. Обещали, что будет насыщенная мероприятиями смена, что детям понравится. Но про деньги — ни слова. Мы с мужем итак копейки считаем — я в декрете с младшим, половина его зарплаты уходит на оплату ипотеки. Мы не можем позволить себе таких трат. Видимо, разочаровалась не только я. В лагерь перестали записываться и сдавать деньги, и руководство школы решило заманивать так: ходишь в лагерь — не отрабатываешь. Отработка у нас с 6 класса, поэтому если не хочешь махать граблями, приходится платить».

    В школах июнь — насыщенная пора: и экзамены, и отработка. Фото: / Надежда Уварова

    Не хочешь работать — плати!

    Ещё более радикальный метод замены отработки придумали в одной из гимназий Новосибирска. Учащимся предложена, по словам педагогов, официальная возможность «откупиться» от отработки. Как? Деньгами родителей, конечно! «Никто из учителей сейчас, в период борьбы с поборами, деньги в руки не возьмёт, — откровенничает Диана, мама 15-летней Ирины. — Но нам на собрании объявили, что от отработки, как и от многочисленных дежурств, можно официально откупиться. Стоимость — порядка 400-600 рублей. Сумму четко никто вам не назовет, чтобы не дай бог кто-то не заплатил меньше. Вносишь банкноты через терминал в банке, с которым у школы договор на обслуживание. Выбирать нужно строку «Добровольные пожертвования» или «На ремонт школы». Квитанцию об оплате мы сдавали педагогу. Сначала это показалось нам диким. Ведь это — узаконенная взятка! А потом я лично поняла, что так даже удобнее. Не нужно отпрашивать, отмазывать ребёнка — всё это унизительно и противно. Отдал деньги — и никто никому не должен. Сейчас дочь уже оканчивает школу, сдает экзамены за 9 класс, и в этом году нам сказали, что отработки у выпускников нет. Мы своё выплатили, значит».

    Не работают только те, кто в пришкольном лагере. Фото: / Кузьмина Надежда

    Суммы уплаты в кассу разнятся от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. В одной из социальных сетей есть даже группа (https://vk.com/otrabotke_net), где описываются примеры, как учителя требуют отработку, а родители и дети ей сопротивляются. Есть и рассказы о случаях угроз со стороны педагогов, и об опасениях школьников, что не отработавшим поставят двойки, будут «гнобить» или не выдадут учебники.

    «А у нас родители отрабатывают за детей, — рассказывает Вероника, мама 15-летней Натальи . — Школа маленькая, богатых у нас нет, живём в небольшом городе. На собрании учитель обозначила проблему: школе надо помогать. Деньгами, руками, краской, саженцами, бумагой и так далее. Мы разбились на группы: кто-то моет парты, другой — оплачивает клининг коридора, третий — приносит саженцы, четвертый — их сажает. Дети могут отдыхать спокойно, подтвердила учитель. Я выбрала библиотеку. Не поверите, было два свободных от работы дня. Дома дел полно, а я сидела с клеем и скотчем и приклеивала обложки на учебники, а ластиком стирала нехорошие слова на страницах. Зато ребёнок может отдыхать спокойно».

    Головная боль учителей

    «Отработка — ещё одна моя головная боль, — откровенничает Надежда Геннадьевна, учитель одной из гимназий Челябинска. — У нас за каждым классом закреплён участок пришкольной территории. Директор требует, чтобы он был чист и ухожен. Именно этот участков мы подметаем и освобождаем от листьев, сажаем там цветочки, полем их, гоняем собачников. Лето — пора, чтоб ухаживать за всходами. Вот вы сейчас напишете — и никто не придёт отрабатывать. Скажут, не хочу и не буду. Что я сделаю? Да ничего! Каждое собрание взываю к совести родителей, а всякий классный час — учеников. Говорю и об обязанностях помогать школе, и о трудовом воспитании, многие своих детей вообще к труду не приучают, боятся, что те переработают. Директор увидит, что наш участок не ухожен. Мне что, самой идти полоть? В советское время все отрабатывали. В колхоз ездили, пахали, как рабы. Хоть бы кто-то возмутился!».

    Дети и сейчас пропалывают и убирают сорняки. Фото: / Кузьмина Надежда

    Родители одной из школ города Троицка ещё два года назад обратились в прокуратуру с требованием признать незаконной отработку в каникулярное время. Надзорное ведомство встало на сторону заявителей. Руководителям школ, в которых организовывали отработку без согласия родителей и учащихся, внесли представления об устранении нарушений и объявили предостережения. Все учебные заведения города приняли к сведению информацию о недопустимости формирования так называемых летних трудовых бригад. Прокуратура сослалась на недопустимость принудительного труда в России.

    «Школа заставить не может»

    «Пунктом 4 ст.34 ФЗ «Об образовании в РФ» установлен запрет на привлечение обучающихся без согласия родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, — говорит к.ю.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права ВолГУ Оксана Шарно . — Соответственно, если труд детей не предусмотрен учебной программой, школа не может заставить ребенка приходить на так называемую «летнюю отработку».

    Вместе с тем, несмотря на законодательно установленный запрет привлечения обучающихся к труду без их согласия, в школах часто в локальные акты (уставы, положения) включаются правила обязательного прохождения учащимися 3-4, 5-9,10-х классов летних трудовых практик (отработок). Они организуются в целях эффективного содержания школьной территории, цветника или огорода, повышения качества трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации общественно полезного труда.

    Правомерными являются такие локальные акты, в которых организация труда детей производится с их согласия. Соответственно, нормативные документы школы, в которых такие отсылки отсутствуют, являются не законными, нарушающими права учеников».

    Иногда это приятные повинности. Как например эта - раскрасить унылый школьный забор. Фото: / Кузьмина Надежда

    Оксана Шарно говорит, что встречала примеры локальных актов, в которых трудовая практика включалась в учебные планы. Например, в качестве практикума по биологии. Однако, отмечает юрист, по таким учебным планам привлекать учащихся, например, к уборке классов, коридоров, пришкольной территории, т.е. тем работам, которые с изучением биологии не связаны — нельзя.

    «В любом случае в школе должен быть утвержден график занятий и учебный план, и всё, что ими не предусмотрено, не может быть обязательным, — отмечает Оксана Шарно. — Также стоит отметить, что обучающимся федеральное законодательство гарантирует право на каникулы в соответствии с календарным учебным графиком. Такое право закреплено в ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ». Вместе с тем, как правило, «отработки» назначаются обучающимся преимущественно в период их летних каникул. А это уже является нарушением права учащегося на отдых».

    Оксана Шарно подчёркивает, что нельзя применять и никакие санкции к ученикам за отказ от работы летом на благо школы. Это напрямую расходится с федеральным законодательством.

    «Согласно п. 3 ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ» дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение физического или психического насилия по отношению к ним не допускается. К нарушениям и проступкам отказ от участия в работе, организованной в период летней практики не относится. Соответственно, ученик, который не выразил согласия на выполнение работ в рамках летней практики, к ответственности привлечен быть не может, — говорит Оксана Шарно. — Школа может предлагать поучаствовать в летних работах желающим, но не вправе угрожать и наказывать. Это является прямым нарушением закона и прав ребёнка».

    Что же делать?

    Ст. 45 ФЗ «Об образовании в РФ» регламентирует право на защиту обучающихся, их родителей, которые могут самостоятельно или через своих представителей:

    1) направлять в школу обращения о применении к учителям, нарушающим или ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению с привлечением обучающихся, их родителей;

    2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

    3) использовать иные способы защиты. Например, можно обратиться с жалобой в прокуратуру, в комитет по образованию или к уполномоченному по правам ребёнка.

    «Обращения директору школы по факту принуждения к отработке целесообразно подавать письменно. В нём необходимо указать отказ от трудовых работ, дежурств по причине того, что такие требования противоречат нормам статьи 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», — советует Оксана Шарно.