Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Занятия по химия для детей 8 лет. Программа внеурочной деятельности "химия для самых маленьких". Опыт «Джин из бутылки»

    Занятия по химия для детей 8 лет. Программа внеурочной деятельности

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

    ОБЩЕОБРАОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

    « Химия для самых маленьки х»

    ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ 2 КЛАССА

    Мухаматуллина Л.Ю

    – учитель химии

    г. Лабытнанги

    ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    « Химия для самых маленьких»

    Направленность: естественно – научная

    Возраст обучающихся: 7 - 11 лет

    Уровень освоения: общекультурный

    Объём курса: 35ч

    Срок освоения: 1 год

    Мухаматуллина Л.Ю. – учитель химии первой квалификационной категории

    I . Пояснительная записка………………………………………………………....3

    II . Учебно-тематический план……………………………………………………7

    III . Содержание программы……………………………………………………10

    IV .Методическое обеспечение программы…………………………………..12

    V . Список литературы………………………………………............................23

      Пояснительная записка

    Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающегося 2 класса. Программа является авторской, рассчитана на 35 ч. Программа внеурочной деятельности имеет естественно – научную направленность . Содержание программы знакомит учащегося со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения дополнительной образовательной программы можно определить как общекультурный . Освоение содержания образования дополнительной образовательной программы осуществляется на эвристическом уровне .

    Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с химической посудой и учится проводить простейшие химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д.

    При реализации данной образовательной программы предусмотрено большое количество практических работ с использованием современного специализированного лабораторного оборудования. Сбор данных, их обработка, приёмы некоторых лабораторных работ, презентации осуществляются с помощью оборудования производимого компанией PASCO .

    Цели дополнительной образовательной программы : развитие наблюдательности, творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся.

    Изучив данный курс образовательной дополнительной программы обучающийся должен знать состав и свойства веществ и предметов, окружающие его в повседневной жизни,

    уметь:

      проводить химический эксперимент;

      соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами бытовой химии, при работе в лаборатории;

      готовить растворы, проводить простейший анализ.

    Формами контроля усвоения материала являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MS Power Point и т. д. Подготовка слайд-презентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данной программой. Обучающийся выполняет задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с учителем. Работа над проектами создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Обучающийся включен в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

    Планируется представление работ в учебной деятельности при изучении соответствующих тем, использовать материалы при проведении внеклассных мероприятий.

    Срок реализации программы : 1 год.

    Форма работы индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов).

      Учебно – тематический план

    Наименование темы

    Теоретические занятия

    Практические занятия

    Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

    Моделирование

    Химия и география

    Химия и физика

    Качественные реакции в химии

    Химия и биология

    Химия в быту

    Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии (7ч) . Химия - наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием, химической посудой. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории. Вода, её свойства. Способы очистки в быту и её обеззараживание в туристическом походе. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Бумажная хроматография

    Практические работы Простейшие операции с веществом. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания, очистки воды: фильтрование, выпаривание, отстаивание.

    Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. . Определение пригодности воды для питья (прозрачность воды, интенсивность запаха). Очистка воды: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Разделение смесей. Разделение смесей с помощью бумажной хроматографии.

    Тема 2. Моделирование (ч)

    Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Химические модели: предметные, знаковые или символьные.

    Химические знаки и формулы. Практическая работа. Собирание моделей молекул воды, углекислого и угарного газов, метана, аммиака, хлорида натрия.

    Тема 3. Химия и география (2ч)

    Земная кора. Минералы. Горные породы. Неорганические и органические осадочные породы.

    Лабораторный опыт. Ознакомление с коллекциями минералов и горных пород.

    Практическая работа. Ознакомление с полудрагоценными и поделочными камнями, создание презентаций.

    Тема 4. Химия и физика (3 ч)

    Агрегатные состояния веществ. Три агрегатных состояния на примере воды. Жидкие вещества. Физические явления. Магнитные поля. Изучение атмосферного давления.

    Кипение воды. Газообразные вещества. Атмосферное давление. Свойства газов.

    Магнитные поля.

    Лабораторные опыты Наблюдение броуновского движения частиц туши в воде. Изучение магнитных полей, образуемых магнитами разной формы.

    Тема 5. Качественные реакции в химии (8 ч)

    Физические явления и химические реакции. Качественные реакции. Индикаторы. История открытия

    Практические работы Получение и распознавание кислорода. Получение и распознавание углекислого газа. Распознавание известковой воды. Получение индикаторов из краснокочанной капусты, свёклы, фурацилина, вишни, чёрной смородины, лепестков фиалок, куркумы. Испытание индикаторами различных сред: лимонада, минеральной воды, растворов стирального порошка, мыла, средств для мытья посуды.

    Тема 6.Химия и биология (6ч)

    Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Витамины: А,В,С,Д, их значение.

    Практические работы Обнаружение крахмала в муке, крупах, картофеле. Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании. Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Обнаружение витамина С

    Тема 7. Химия в быту (6ч)

    Адсорбция. Экстракция. Очистка воздуха.

    Практические работы. Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги, активированного угля, кукурузных палочек. Удаление чернильного пятна с помощью мела и одеколона. Очищение воздуха с помощью питьевой соды.

      Требования к знаниям и умениям обучающихся

    Знать

      нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды;

      нахождение в продуктах воды, понятия «хромотография», «индикатор»;

      состав и свойства органических веществ, входящих в состав пищевых продуктов; основы гигиены питания; действие ферментов;

      значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище;

      технику безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии.

    Уметь

      обосновать роль воды, бережно относиться к ней, применять простейшие методы очистки питьевой воды, готовить растворы, разделять смеси с помощью хромотографии, испытывать различные растворы индикаторами, изготавливать индикаторы из растений;

      обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания; выращивать кристаллы солей, проводить прохладительных напитков;

      обнаруживать минеральные вещества, витамины в продуктах питания, объяснять их роль;

      использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности,

      выводить пятна различного происхождения в домашних условиях.

      Литература:

      Ван Клив Дж. «200 экспериментов»/ Пер. с англ. – М., «Джон Уайли энд Санз», 1995

      Тебиева Е.А. Химия для малышей / Химия в школе № 5, 2008

      Макеев А.Ф., Осогосток Д.Н., Тюменцева Т.С./ Валеология в преподавании химии в школах Севера.- Якутск, 1999

      Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. – Тюмень, ТОГИРРО, 1998

      Ольгин О.М. чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков. – М.: Дет. лит., 1987

      Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ Пер. с нем. П. Лемени – Македона. – М.: Эксмо, 2011

      Здоровье в доме в вопросах и ответах № 11, 2012

    Транскрипт

    1 Департамент образования города Москвы ГБОУ Гимназия 1504 Программа дополнительного образования «Химия для самых маленьких» Вводный уровень Направленность: естественно научная Тип программы: модифицированная Возраст детей: 7 10 лет Срок освоения: 1 месяц Автор программы: Магомедова Л. Ф., преподаватель химии год

    2 I. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающегося 2-4 классов. Программа является модифицированной, на основе программы Тебиевой Е.А. Химия для малышей / Химия в школе 5, 2008, рассчитана на 12 ч. Программа имеет естественно научную направленность. Содержание программы знакомит учащегося со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения дополнительной образовательной программы можно определить как вводный. Освоение содержания образования дополнительной образовательной программы осуществляется на эвристическом уровне. Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания. Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с химической посудой и учится проводить простейшие химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д. При реализации данной образовательной программы предусмотрено большое количество практических работ с использованием современного специализированного лабораторного оборудования. Сбор данных, их обработка, приёмы некоторых лабораторных работ, презентации осуществляются с помощью оборудования производимого компанией PASCO. Цели дополнительной образовательной программы: развитие наблюдательности, творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся. Изучив данный курс образовательной дополнительной программы обучающийся должен знать состав и свойства веществ и предметов, окружающие его в повседневной жизни, уметь: проводить химический эксперимент; соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами бытовой химии, при работе в лаборатории; готовить растворы, проводить простейший анализ. Формами контроля усвоения материала являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MS Power Point и т. д. Подготовка слайдпрезентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данной программой. Обучающийся

    3 выполняет задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с учителем. Работа над проектами создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Обучающийся включен в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. Планируется представление работ в учебной деятельности при изучении соответствующих тем, использовать материалы при проведении внеклассных мероприятий. Срок реализации программы: 1 месяц. Форма работы индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов). II. Учебно тематический план Наименование темы Всего Теоретические Практические п/п часов занятия занятия 1 Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии Качественные реакции в химии Химия и география Химия и физика Химия и биология Химия в быту Итого:

    4 III. Содержание программы Тема 1. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии (2 ч). Химия - наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием, химической посудой. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории. Вода, её свойства. Способы очистки в быту и её обеззараживание в туристическом походе. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Бумажная хроматография Практическая работа. Простейшие операции с веществом. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания, очистки воды: фильтрование, выпаривание, отстаивание. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.. Определение пригодности воды для питья (прозрачность воды, интенсивность запаха). Очистка воды: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Разделение смесей. Разделение смесей с помощью бумажной хроматографии. Тема 2. Качественные реакции в химии (2 ч) Физические явления и химические реакции. Качественные реакции. Индикаторы. История открытия Практическая работа. Получение и распознавание кислорода. Получение и распознавание углекислого газа. Распознавание известковой воды. Получение индикаторов из краснокочанной капусты, свёклы, фурацилина, вишни, чёрной смородины, лепестков фиалок, куркумы. Испытание индикаторами различных сред: лимонада, минеральной воды, растворов стирального порошка, мыла, средств для мытья посуды. Тема 3. Химия и география (2 ч) Земная кора. Минералы. Горные породы. Неорганические и органические осадочные породы. Лабораторный опыт. Ознакомление с коллекциями минералов и горных пород. Практическая работа. Ознакомление с полудрагоценными и поделочными камнями, создание презентаций. Тема 4. Химия и физика (2 ч) Агрегатные состояния веществ. Три агрегатных состояния на примере воды. Жидкие вещества. Физические явления. Магнитные поля. Изучение атмосферного давления. Кипение воды. Газообразные вещества. Атмосферное давление. Свойства газов. Магнитные поля. Лабораторные опыты. Наблюдение броуновского движения частиц туши в воде. Изучение магнитных полей, образуемых магнитами разной формы.

    5 Тема 5.Химия и биология (2 ч) Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Витамины: А,В,С,Д, их значение. Практические работы Обнаружение крахмала в муке, крупах, картофеле. Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании. Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Обнаружение витамина С Тема 6. Химия в быту (2 ч) Адсорбция. Экстракция. Очистка воздуха. Практическая работа. Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги, активированного угля, кукурузных палочек. Удаление чернильного пятна с помощью мела и одеколона. Очищение воздуха с помощью питьевой соды. IV. Требования к знаниям и умениям обучающихся Знать нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды; нахождение в продуктах воды, понятия «хромотография», «индикатор»; состав и свойства органических веществ, входящих в состав пищевых продуктов; основы гигиены питания; действие ферментов; значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище; технику безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии. Уметь обосновать роль воды, бережно относиться к ней, применять простейшие методы очистки питьевой воды, готовить растворы, разделять смеси с помощью хромотографии, испытывать различные растворы индикаторами, изготавливать индикаторы из растений; обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания; выращивать кристаллы солей, проводить прохладительных напитков; обнаруживать минеральные вещества, витамины в продуктах питания, объяснять их роль; использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности, выводить пятна различного происхождения в домашних условиях.

    6 V. Литература: 1. Ван Клив Дж. «200 экспериментов»/ Пер. с англ. М., «Джон Уайли энд Санз», Тебиева Е.А. Химия для малышей / Химия в школе 5, Макеев А.Ф., Осогосток Д.Н., Тюменцева Т.С./ Валеология в преподавании химии в школах Севера.- Якутск, Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. Тюмень, ТОГИРРО, Ольгин О.М. Чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков. М.: Дет. лит., Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ Пер. с нем. П. Лемени Македона. М.: Эксмо, Здоровье в доме в вопросах и ответах 11, 2012


    Рабочая программа внеурочной деятельности «Шаги к олимпиаде по химии» по направлению химия Класс 7а Учитель: Оболашвили Елена Сергеевна Квалификационная категория высшая Санкт-Петербург 2017 Пояснительная

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА ИМЕНИ АКАДЕМИКА СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА КОРОЛЁВА» РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения естественнонаучных

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Шаги к олимпиаде по химии» по направлению химия Класс 7б Учитель: Оболашвили Елена Сергеевна Квалификационная категория высшая Санкт-Петербург 2017 Пояснительная

    Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Актобе Календарно-тематический план на 2017-2018 учебный год Предмет: химия Класс: 7 Язык обучения: русский Год обучения: 2017-2018

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа 38 РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол 2018 «СОГЛАСОВАНО» председатель ПС протокол 2018 «УТВЕРЖДЕНО»

    Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 538 с углубленным изучением информационных технологий Кировского района Санкт Петербурга «СОГЛАСОВАНО» 2010г. МО учителей

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Химия без формул» Направленность: естественнонаучная Уровень программы - ознакомительный Возраст обучающихся - 10-13 лет Срок реализации

    Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» в 7 классе Рабочая программа обеспечивает достижение следующих результатов изучения химии в 7 классе на базовом уровне: Личностные: У обучающегося

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы "Школа 354 им. Д.М.Карбышева" ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предметная область: естественнонаучная,

    Пояснительная записка Сведения о программе Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Химическая мозаика» автора Г.А. Шипарёвой. Данная программа напечатана в сборнике «Программы.

    1 Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов МОУ «ООШ с.клевенка». Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся: 5-6 классы 10 часов, теоретическо-практическая часть

    Пояснительная записка Рабочая программа кружка "Юный химик" для 8 класса разработана на основе Примерной программы по химии среднего общего образования. Общая характеристика Знания, получаемые в школе

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2030» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа 2030 /Н.П.Рябкова / Приказ от 2017 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа соответствует государственным образовательным стандартам, учебному плану, целям и задачам основной образовательной программе гимназии 1. Общая характеристика курса

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Кяхтинская средняя общеобразовательная школа» Практические работы по химии 8 класс (34 часа) Халимова Наталья Николаевна Усть-Кяхта 2017 Программа

    МАОУ «Юговская средняя школа» Рабочая программа по химии 7 класс учитель: Мартынов А.В. 2016 г Дата п/п Тема урока 1 Химия как часть естествознания. Предмет химии. Вводный инструктаж по ТБ. 2 Методы изучения

    МАОУ «Гимназия 3» Рабочая программа «Мы - исследователи» 4 класс Согласовано Методический совет Протокол 1 От 26.08.2016 Утверждено Педагогическим советом Протокол 281 От 29.08.2016 Рабочая программа по

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 4 имени А.Н.Кесаева» (ГБОУ СОШ 4 имени А.Н.Кесаева) Согласовано: Заместитель директора по УВР

    Рабочая программа «Химические почемучки». Пояснительная записка. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний по

    Рабочая программа учебного предмета по химии для 7 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Минобрнауки РФ 7 декабря

    Кружок по химии «Исследователи». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Школа призвана воспитывать деловых людей, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе. Решение

    Аннотация рабочих программ по химии (10-11 классы) Составитель:Беззубова Т.А. Рабочие программы по химии для 10-11-х классов разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта основного

    Пояснительная записка Рабочая программа по химии для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами и инструктивно- методическими документами: 1. Федеральный компонент государственного

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга РАЗРАБОТАНО И ПРИНЯТО

    Пояснительная записка Рабочая учебная программа по химии составлена на основании «Учебной программы для классов углублённой социальной и профессиональной подготовки I отделения вспомогательной школы»

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Для облегчения изучения химии в 8 классе надо организовать раннее изучение основ химии, в частности.химического эксперимента. Так как дети сталкиваются с химическими объектами

    Пояснительная записка При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов: Федеральный закон 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» Приказом

    Пояснительная записка. Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельный подход в обучении. Необходимость

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОРЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» «Согласовано» «Утверждаю» заместитель директора директор МОУ «Новоржевская по воспитательной работе средняя школа» МОУ «Новоржевская

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» с изменениями от 16.12.2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «химия» 8-9 класс (ФК ГОС) 1.Требования к уровню

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДРОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ДЕКАБРИСТА М.М.СПИРИДОВА РАССМОТРЕНО: на заседании педсовета 1 30 августа 2018 г. АДАПТИРОВАННАЯ

    Пояснительная записка 6-7 класс В настоящее время в век развития экономики, компьютеризации, химия перешла в разряд не престижных наук. Тем не менее, всем известно, что химия один из самых трудоемких учебных

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ 67 Рассмотрено на методическом объединении учителей дисциплин естественно-научного цикла 20 г. Протокол Согласовано на педагогическом

    Департамент Образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1529 имени А.С.Грибоедова» здание 3 I-II вида РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 135 ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП ООО МАОУ ЛИЦЕЯ 135 Приказ 186 от 26.03.2017 г. Рабочая программа учебного предмета Химия вокруг нас Уровень основное общее

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 52 имени Ф.Д.Безрукова» Рабочая программа по предмету «Химии» для 8 класса на 2016/2017 учебный

    1 Содержание: 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.3 2.Содержание учебного предмета... 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы... 1.Планируемые

    Тема: Чистые вещества и смеси. Цель урока: развитие химической грамотности и расширение кругозора учащихся в ходе изучения чистых веществ, смесей и способов разделения смесей. Задачи: - организовать изучение

    АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ХИМИИ 8 КЛАСС Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа

    Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса «Физика Химия» (Химия) 6класс» (1 час в неделю в течение года, 34 часа) а Дата проведения Тема а Тип а Элементы содержания Основные средства

    Департамент образования города Москвы Государственное автономное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1518» Принята на заседании «Утверждаю» методического совета Директор ГАОУ «Гимназия

    1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по химии для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Трудфронтская средняя общеобразовательная школа» Икрянинского района Астраханской области РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей от 2015

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка «Занимательная химия» имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного

    Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса является авторской 2016 г., составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года,

    За окном слякоть и холод, уже не погуляешь как следует, а развлечь детей как-то надо. Может, провести парочку «научных экспериментов»? А заодно объяснить ребенку, что все вещества на свете имеют разную плотность: например, плотность масла ниже, чем плотность воды.
    Что из этого вытекает? Они никогда не смешаются, и этим можно воспользоваться.
    Фейерверк в банке
    Все, что нужно для этого эксперимента, уже есть у вас на кухне: банка, вода, растительное масло и пищевой краситель. А выглядит все эффектно и много времени и сил не потребует.
    Наполните банку теплой водой примерно на две трети.В небольшую мисочку налейте 3-4 ложки растительного масла и капните в него пищевой краситель разного цвета (если краситель у вас в порошке, сделайте водный раствор).


    Перемешайте масло и краситель вилкой, чтобы получились более мелкие разноцветные капли - вода с маслом не смешается, так что бояться нечего.


    Аккуратно вылейте масло с краской в воду и следите за тем, что происходит.

    Пищевой краситель начнет медленно растворяться в воде, образуя цветные потеки, а потом смешиваться, создавая новые цвета.
    Суть происходящего в том, что масло всегда будет плавать на поверхности, а вот краска будет тонуть, она же тяжелее масла. Выглядит это все, как маленькие цветные взрывы - отсюда и название: фейерверк в банке.
    Лава-лампа

    В этом эксперименте используется: высокая бутылка, например, из-под воды, или емкость для сыпучих веществ, растительное масло, вода, пищевой краситель и шипучие таблетки: алказельцер, растворимый аспирин, в общем те, что выделяют углекислый газ при контакте с водой. В результате получится что-то вроде парафиновой лампы, которые были популярны лет двадцать назад, только без парафина и нагрева, зато с тем же медитативным эффектом.
    Масла нужно много: заполните им бутылку чуть больше, чем наполовину.Остатки долейте водой и подождите, когда вся кода окажется внизу. Теперь добавьте десять капель пищевого

    Мой личный опыт преподавания химии показал, что такую науку, как химию, очень тяжело изучать без каких-либо первоначальных сведений и практики. Школьники очень часто запускают этот предмет. Лично наблюдала, как ученик 8 класса при слове «химия» начинал морщиться, словно съел лимон.

    Позже выяснилось, что из-за нелюбви и непонимания предмета, школу он прогуливал втайне от родителей. Конечно, школьная программа составлена таким образом, что учитель должен дать на первых уроках химии много теории. Практика как бы отходит на второй план именно в тот момент, когда школьник еще не может самостоятельно осознать, нужен ли это предмет ему в дальнейшем. В первую очередь это связано с лабораторным оснащением школ. В больших городах в настоящее время с реактивами и приборами дело обстоит лучше. Что касается провинции, то, как и 10 лет назад, так и в настоящее время, во многих школах нет возможности проводить лабораторные занятия. А ведь процесс изучения и увлечения химией, также как и другими естественными науками, обычно начинается с опытов. И это неслучайно. Многие знаменитые химики, такие как Ломоносов, Менделеев, Парацельс, Роберт Бойль, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри (всех этих исследователей школьники изучают также и на уроках физики) уже с детства начинали экспериментировать. Великие открытия этих великих людей были сделаны именно в домашних химических лабораториях, поскольку занятия химией в институтах было доступно только людям с достатком.

    И, конечно, самое главное — это заинтересовать ребенка и донести ему, что химия окружает нас повсюду, поэтому процесс ее изучения может быть очень увлекательным. Здесь на помощь придут домашние химические опыты. Наблюдая такие эксперименты, можно в дальнейшем искать объяснение, почему происходит так, а не иначе. А, когда на школьных уроках юный исследователь столкнется с подобными понятиями, объяснения учителя ему будут более понятны, так как у него уже будет свой собственный опыт проведения домашних химических экспериментов и полученные знания.

    Очень важно начинать изучение естественных наук с обычных наблюдений и примеров из жизни, которые, как вы считаете, будут наиболее удачными для вашего ребенка. Вот некоторые из них. Вода-это химическое вещество, состоящее из двух элементов, а также газов растворенных в ней. Человек тоже содержит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток.

    Речной песок - это не что иное, как оксид кремния, а также основное сырье для производства стекла.

    Человек сам того не подозревает и осуществляет химические реакции каждую секунду. Воздух, который мы вдыхаем, это смесь газов — химических веществ. В процессе выдыхания выделяется еще одно сложное вещество — диоксид углерода. Можно сказать, что мы сами это химическая лаборатория. Можно объяснить ребенку, что мытье рук мылом это тоже химический процесс воды с мылом.

    Ребёнку постарше, который, например, уже начал изучать химию в школе можно объяснить, что в организме человека можно обнаружить практически все элементы периодической системы Д. И. Менделеева. В живом организме не только присутствуют все химические элементы, но каждый из них выполняет какую-то биологическую функцию.

    Химия-это и лекарства, без которых в настоящее время многие люди не могут прожить и дня.

    Растения тоже содержат химическое вещество хлорофилл, которое придает листочку зеленый цвет.

    Приготовление пищи — это сложные химические процессы. Здесь можно привести пример того, как поднимается тесто при добавлении дрожжей.

    Один из вариантов, как заинтересовать ребенка химией — это взять отдельного выдающегося исследователя и прочитать историю его жизни или посмотреть обучающий фильм про него (сейчас доступны такие фильмы про Д. И. Менделеева, Парацельса, М.В. Ломоносова, Бутлерова).

    Многие полагают, что настоящая химия это вредные вещества, экспериментировать с ними опасно, тем более в домашних условиях. Есть много очень увлекательных опытов, которые вы сможете провести со своим ребёнком, не навредив здоровью. И эти домашние химические опыты будут не менее увлекательные и поучительные, чем те, которые идут с взрывами, едкими запахами и клубами дыма.

    Некоторые родители опасаются также проводить дома химические опыты из-за их сложности или отсутствия необходимого оборудования и реактивов. Оказывается, что можно обойтись подручными средствами и теми веществами, которые есть у каждой хозяйки на кухне. Их можно купить в ближайшем бытовом магазине или аптеке. Пробирки для проведения домашних химических опытов можно заменить флакончиками от таблеток. Для хранения реактивов можно пользоваться стеклянными банками, например, от детского питания или майонеза.

    Стоит помнить, что посуда с реактивами должна иметь этикетку с надписью и быть плотно закрыта. Иногда пробирки нужно нагреть. Чтобы не держать ее в руках при нагревании и не обжечься, можно соорудить такое устройство с помощью бельевой прищепки или куска проволоки.

    Также необходимо выделить несколько стальных и деревянных ложечек для перемешивания.

    Штатив для держания пробирок можно сделать самим, просверлив в бруске сквозные отверстия.

    Для фильтрования полученных веществ вам понадобиться бумажный фильтр. Сделать его очень легко согласно приведенной здесь схеме.

    Для детишек, которые еще не ходят в школу или обучаются в младших классах, постановка домашних химических опытов с родителями будет своеобразной игрой. Скорее всего, объяснить какие-то отдельные законы и реакции еще не удастся такому юному исследователю. Однако, возможно, именно такой эмпирический способ открытия окружающего мира, природы, человека, растения через опыты заложит фундамент для изучения естественных наук в дальнейшем. Можно даже устраивать своеобразные конкурсы в семье — у кого опыт получится более удачным и затем демонстрировать их на семейных праздниках.

    Независимо от возраста ребенка и его способности читать и писать, советую завести лабораторный журнал, в который можно записывать эксперименты или зарисовывать. Настоящий химик обязательно записывает план работы, список реактивов, зарисовывает приборы и описывает ход работы.

    Когда вы вместе с ребенком только начнете изучать эту науку о веществах и проводить домашние химические опыты, первое, что нужно помнить это безопасность.

    Для этого нужно следовать следующим правилам безопасности:

    2. Лучше выделить отдельный стол для проведения химических опытов в домашних условиях. Если у вас дома не найдется отдельного стола, то опыты лучше проводить на стальном или железном подносе или поддоне.

    3. Необходимо обзавестись тонкими и толстыми перчатками (их продают в аптеке или в хозяйственно магазине).

    4. Для проведения химических экспериментов лучше всего купить лабораторный халат, но также можно вместо халата использовать плотный фартук.

    5. Лабораторная посуда не должна в дальнейшем использоваться для еды.

    6. В домашних химических опытах не должно быть жестокого отношения с животными и нарушения экологической системы. Кислотные химические отходы нужно нейтрализовать содой, а щелочные — уксусной кислотой.

    7. Если хочешь проверить запах газа, жидкости или реактива, никогда не подноси сосуд прямо к лицу, а, удерживая его на некотором расстоянии, направь, помахивая рукой, воздух над сосудом по направлению к себе и одновременно нюхай воздух.

    8. Всегда используй в домашних опытах реактивы в небольшом количестве. Избегай оставлять реактивы в посуде без соответствующей надписи (этикетки) на склянке, из которой должно быть ясно, что находится в склянке.

    Начинать изучение химии следует с простых химических экспериментов в домашних условиях, позволяющих ребенку освоить основные понятия. Серия опытов 1-3 позволяют ознакомиться с основными агрегатными состояниями веществ и свойствами воды. Для начала ребенку-дошкольнику вы можете показать, как растворяется в воде сахар и соль, сопроводив это объяснением, что вода универсальный растворитель и является жидкостью. Сахар или соль — твердые вещества, растворяющиеся в жидкости.

    Опыт № 1 «Потому что — без воды и ни туды и ни сюды»

    Вода-это жидкое химическое вещество, состоящее из двух элементов, а также газов, растворенных в ней. Человек тоже содержит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток.

    Реактивы и оборудование: 2 пробирки, сода, лимонная кислота, вода

    Эксперимент: Взять две пробирки. Насыпать в них в равных количествах соду и лимонную кислоту. Затем в одну из пробирок налить воды, а в другую нет. В пробирке, в которой вода была налита вода стал выделяться углекислый газ. В пробирке без воды — ничего не изменилось

    Обсуждение: Данный эксперимент объясняет тот факт, что без воды невозможны многие реакции и процессы в живых организмах, а также вода ускоряет многие химические реакции. Школьникам можно объяснить, что произошла обменная реакция, в результате которой выделился углекислый газ.

    Опыт № 2 «Что растворено в водопроводной воде»

    Реактивы и оборудование: прозрачный стакан, водопроводная вода

    Эксперимент: Налить в прозрачный стакан водопроводную воду и поставить ее в теплое место на час. Через час вы увидите на стенках стакана осевшие пузырьки.

    Обсуждение: Пузырьки - это не что иное как газы, растворенные в воде. В холодной воде газы растворяются лучше. Как только вода становится теплой, газы перестают растворяться и оседают на стенки. Подобный домашний химический опыт позволяет также познакомить ребенка с газообразным состояние вещества.

    Опыт № 3 «Что растворено в минеральной воде или вода — универсальный растворитель»

    Реактивы и оборудование: пробирка, минеральная вода, свеча, лупа

    Эксперимент: Налить в пробирку минеральную воду и медленно выпаривать ее над пламенем свечи (опыт можно делать на плите в кастрюле, но кристаллы будут хуже видны). По мере испарения воды на стенках пробирка останутся мелкие кристаллы, все они разной формы.

    Обсуждение: Кристаллы - это соли, растворенные в минеральной воде. У них разная форма и размер, так как каждый кристаллик носит свою химическую формулу. С ребенком, который уже начал изучать химию в школе, можно почитать этикетку на минеральной воде, где указан ее состав и написать формулы соединений, содержащихся в минеральной воде.

    Опыт № 4 «Фильтрование воды, смешанной с песком»

    Реактивы и оборудование: 2 пробирки, воронка, бумажный фильтр, вода, речной песок

    Эксперимент: Налить в пробирку воду и опустить туда немного речного песка, перемешать. Затем по схеме описанной выше сделать фильтр из бумаги. Вставить сухую чистую пробирку в штатив. Медленно выливать смесь песка с водой через воронку с бумажным фильтром. Речной песок останется на фильтре, а в штативной пробирке вы получите чистую воду.

    Обсуждение: Химический опыт позволяет показать, что существуют вещества, не растворяющееся в воде, например, речной песок. Также опыт знакомит с одним из метод очистки смесей веществ от примесей. Здесь можно внести понятия чистые вещества и смеси, которые даются в учебнике химия 8 класса. В данном случае смесью является песок с водой, чистым веществом — фильтрат, речной песок - это осадок.

    Процесс фильтрования (описывается в 8 классе) применяют здесь для разделения смеси воды с песком. Чтобы разнообразить изучение данного процесса, можно немного углубиться в историю очистки питьевой воды.

    Процессы фильтрования применялись еще в 8-7 веках до н.э. в государстве Урарту (ныне это территории Армении) для очистки питьевой воды. Её жители осуществили постройку водопроводной системы с применением фильтров. В качестве фильтров использовали плотную ткань и древесный уголь. Подобные системы из переплетённых водосточных труб, глиняных каналов, снабженные фильтрами были и на территории древнего Нила у древних египтян, греков и римлян. Воду пропускали через такой фильтр нескскали через такой фильтр несколько раз, в конечном итоге доболько раз, в конечном итоге добиваясь наилучшего качества воды.

    Одним из самых интересных опытов является выращивание кристаллов. Опыт очень нагляден и дает представление о многих химических и физических понятиях.

    Опыт № 5 «Выращиваем кристаллы сахара»

    Реактивы и оборудование: два стакана воды; сахар — пять стаканов; деревянные шпажки; тонкая бумага; кастрюля; прозрачные стаканчики; пищевой краситель (пропорции сахара и воды можно уменьшить).

    Эксперимент: Опыт следует начинать с приготовления сахарного сиропа. Берем кастрюлю, выливаем в нее 2 стакана воды и 2,5 стакана сахара. Ставим на средний огонь и, помешивая, растворяем весь сахар. В получившийся сироп высыпаем оставшиеся 2,5 стакана сахара и варим до полного растворения.

    Теперь приготовим зародыши кристаллов - палочки. Небольшое количество сахара рассыпаем на бумажке, затем обмакнем палочку в получившейся сироп, и обваляем ее в сахаре.

    Берем бумажки и протыкаем шпажкой дырочку посередине таким образом, чтобы бумажка плотно прилегала к шпажке.

    Затем разливаем горячий сироп по прозрачным стаканам (важно, чтобы стаканы были прозрачными — так процесс созревания кристаллов будет более увлекателен и нагляден). Сироп должен быть горячим, иначе кристаллы не будут расти.

    Можно сделать цветные сахарные кристаллы. Для этого в получившейся горячий сироп добавляют немного пищевого красителя и размешивают его.

    Кристаллы будут расти по-разному, некоторые быстро, а некоторым может понадобиться больше времени. По окончании опыта получившиеся леденцы ребенок может съесть, если у него нет аллергии на сладкое.

    Если у вас нет деревянных шпажек, то опыт можно повести с обычными нитками.

    Обсуждение: Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Кристаллическими считаются вещества, атомы которых расположены регулярно, так что образуют правильную трёхмерную решётку, называемую кристаллической. Кристаллам ряда химических элементов и их соединений присущи замечательные механические, электрические, магнитные и оптические свойства. Например, алмаз - природный кристалл и самый твердый и редкий минерал. Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни. Существует три способа образования кристаллов: кристаллизация из расплава, из раствора и из газовой фазы. Примером кристаллизации из расплава может служить образование льда из воды (ведь вода - это расплавленный лёд). Пример кристаллизации из раствора в природе - выпадение сотен миллионов тонн соли из морской воды. В данном случае, при выращивании кристаллов в домашних условиях мы имеем дело с наиболее распространённым способам искусственного выращивания — кристаллизация из раствора. Кристаллы сахара растут из насыщенного раствора при медленном испарении растворителя - воды или при медленном понижении температуры.

    Следующий опыт позволяет получить в домашних условиях один из самых полезных для человека кристаллических продуктов — кристаллический йод. Перед проведением опыта советую посмотреть вместе с ребенком небольшой фильм «Жизнь замечательных идей. Умный йод». Фильм дает представление о пользе йода и необычной истории его открытия, которая надолго запомниться юному исследователю. А интересна она тем, что первооткрывателем йода была обыкновенная кошка.

    Французский ученый Бернар Куртуа в годы наполеоновских войн заметил, что в продуктах, получаемых из золы морских водорослей, которые выбрасывались на берег Франции, находится какое-то вещество, которое разъедает железные и медные сосуды. Но ни сам Куртуа, ни его помощники не знали, как выделить это вещество из золы водорослей. Ускорению открытия помог случай.

    На своем небольшом заводе по производству селитры в г. Дижоне Куртуа собирался провести несколько опытов. На столе стояли сосуды, в одном из которых была настойка морских водорослей на спирту, а в другом — смесь серной кислоты с железом. На плечах у ученого сидела его любимая кошка.

    В дверь постучали, и напуганная кошка спрыгнула и убежала, хвостом смахнув колбы на столе. Сосуды разбились, содержимое смешалось, и внезапно началась бурная химическая реакция. Когда небольшое облачко из паров и газов осело, удивленный ученый увидел на предметах и обломках какой-то кристаллический налет. Куртуа начал его исследовать. Кристаллы никому до этого неизвестного вещества получили название «йод».

    Так был открыт новый элемент, а домашняя кошка Бернара Куртуа вошла в историю.

    Опыт № 6 «Получение кристаллов йода»

    Реактивы и оборудование: настойкой аптечного йода, вода, стакан или цилиндр, салфетка.

    Эксперимент: Смешиваем воду с настойкой йода в пропорции:10мл йода и 10мл воды. И ставим всё в холодильник на 3 часа. В процессе охлаждения йод выпадет в осадок на дне стакана. Сливаем жидкость, вынимаем осадок йода и кладем на салфетку. Выжимаем салфетками до тех пор, пока йод не станет рассыпаться.

    Обсуждение: Данный химический эксперимент называется экстрагированием или извлечением одного компонента из другого. В данном случае вода экстрагирует йод из раствора спиртовки. Таким образом, юный исследователь повторит опыт кота Куртуа без дыма и биения посуды.

    О пользе йода для дезинфекции ран ваш ребенок уже узнает из фильма. Таким образом, вы покажите, что между химией и медициной есть неразрывная связь. Однако, оказывается, что йод можно применять в качестве индикатора или анализатора содержания другого полезного вещества - крахмала. Следующий опыт познакомит юного экспериментатора с отдельной очень полезной химией - аналитической.

    Опыт № 7 «Йод-индикатор содержания крахмала»

    Реактивы и оборудование: свежая картошка, кусочки банана, яблока, хлеба, стакан с разведенным крахмалом, стакан с разведённым йодом, пипетка.

    Эксперимент: Разрезаем картофель на две части и капаем на него разведенный йод - картошка синеет. Затем капаем несколько капель йода в стакан с разведенным крахмалом. Жидкость тоже синеет.

    Капаем с помощью пипетки растворенный в воде йод на яблоко, банан, хлеб, по очереди.

    Наблюдаем:

    Яблоко — не посинело вообще. Банан - слегка посинел. Хлеб - посинел очень сильно. Эта часть опыта показывает наличие крахмала в различных продуктах.

    Обсуждение: Крахмал, вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску. Это свойство дает нам возможность выявить наличие крахмала в различных продуктах. Таким образом, йод является как бы индикатором или анализатором содержания крахмала.

    Как известно, крахмал может преобразовываться в сахар, если взять неспелое яблоко и капнуть йода, то оно посинеет, так как яблоко еще не созрело. Как только яблоко созреет весь содержащийся крахмал перейдет в сахар и яблоко при обработке йодом не синеет вообще.

    Следующий опыт будет полезен ребятам, которые уже начали изучение химии в школе. Оно знакомит с такими понятиями, как химическая реакция, реакция соединения и качественная реакция.

    Опыт № 8 «Окрашивание пламени или реакция соединения»

    Реактивы и оборудование: пинцет, поваренная пищевая соль, спиртовка

    Эксперимент: Возьмем пинцетом несколько кристалликов крупной поваренной соли поваренной соли. Подержим их над пламенем горелки. Пламя окрасится в желтый цвет.

    Обсуждение: Данный эксперимент позволяет провести химическую реакцию горения, которая является примером реакции соединения. Благодаря наличию натрия в составе поваренной соли, при горении происходит его реакция с кислородом. В результате образуется новое вещество - оксид натрия. Появление желтого пламени свидетельствует о том, что реакция прошла. Подобные реакции является качественными реакциями на соединения, содержащие натрий, то есть по ней можно определить содержится натрий в веществе или нет.

    Разделы: Начальная школа

    Цель такого урока – пробудить у ребят познавательный интерес к химии, так как в последнее время этот интерес стал уменьшаться. А ведь химия – это основополагающая наука естественного цикла. Человек живет в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе. Поэтому я начинаю заниматься с ребятами еще в начальной школе, затем в среднем звене веду кружок “Химия вокруг нас” и уже к 8 классу у многих ребят возникает интерес к предмету химии.

    Чудеса, да и только…

    Мы начинаем первый в вашей жизни урок химии.

    Цель: Узнать, что такое химия? Что может химия?

    Мы живем в вещественном мире, то есть мы окружены вещами. Вещи же сделаны из чего-то. Например, гвоздь железный, ложка алюминиевая, стакан стеклянный, ручка пластмассовая.

    Сахар, который в чай кладем,
    Соль, которой солим пищу,
    Вода, которую мы пьем,
    Кислород, которым дышим…

    Все это вещества. Эти вещества изучает наука химия.

    Человек использует вещества. Но чтобы ими пользоваться, надо знать, какие они.

    Например:

    • Сахар твердый, белый, сладкий;
    • Соль твердая, белая, соленая;
    • Вода жидкая, бесцветная, безвкусная;
    • К ислород газ, бесцветный, без запаха.

    Это признаки или свойства веществ. Их тоже изучает наука химия. И это еще не все! Надо знать, как пользоваться веществами и, что из этого получится.

    Например, дрова горят, листья гниют, порох взрывается, молоко прокисает, гвозди ржавеют. Все это – превращения веществ.

    Таким образом, химия – это наука о веществах, их свойствах и превращения веществ.

    А теперь мы перейдем к самому интересному. Что может химия?

    Но прежде чем приступить к практической части нашего урока, прослушаем шутливые правила техники безопасности.

    Шутливые правила техники безопасности

    На уроке можно:

    • Давать новые имена друзьям в честь элементов из ПСХЭ Д.И.Менделеева;
    • Быть вежливыми, чтобы направить реакцию друзей по правильному пути;
    • Быть внимательными на уроках при объяснении нового материала, так как повышенная концентрация внимания при этом увеличивает скорость восприятия нового материала;
    • Быть активными при опросе, так как это ускоряет получения “пятерок”.

    На уроке запрещено:

    • Толкаться друг с другом, так как при столкновении может произойти нежелательная и непредсказуемая реакция;
    • Вертеться за партой во время урока, так как при этом увеличивается скорость движения, происходит выброс энергии, что приводит к отрицательным побочным эффектам;
    • Разговаривать на уроке, так как это служит катализатором (ускорителем) процесса удаления ученика с урока, а, следовательно, ингибитором (замедлителем) усвоения учебного материала;
    • Быть рассеянным на уроке, так как при снижении концентрации внимания уменьшается скорость восприятия учебного материала.

    Опыт 1. “Вулкан”.

    Полна чудес могучая природа,
    И на Земле подвластны ей одной
    Сиянье звезд, закаты и восходы,
    Порывы ветра и морской прибой…
    Но мы, сейчас вы убедитесь сами,
    Порой владеем тоже чудесами.

    Оборудование: бихромат аммония, спирт, спички, поднос.

    На поднос насыпать горкой бихромат аммония, капнуть спирт, поджечь.

    Опыт 2. “Фараоновы змеи”. В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею... Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку.

    Есть в Египте легенда одна,
    Ее повторить я попробую.
    Там жезл у ног фараона
    Тот час обратился в змею.

    Оборудование: сухое горючее,таблетки норсульфазола,фарфоровая пластина, спички.

    На фарфоровую пластину положить таблетку сухого горючего 2 таблетки норсульфазола, поджечь.

    Опыт 3. “Несгораемый платок”. Вспомните волшебные предметы из сказок.

    Улетел наш ковер-самолет,
    Самобранки у нас тоже нет,
    Есть платок, он сейчас загорит,
    Но, поверьте, не сможет сгореть.

    Оборудование: силикатный клей + вода = 1:1,5, спирт, держатель, спиртовка, спички, платок.

    Смочить платок в смеси клея и воды, слегка подсушить, затем смочить спиртом и поджечь.

    Опыт 4. “Гибель “Титаника””. Кто из вас знает историю про “Титаник”?

    “Титаник” славный в океане плыл давно,
    Молва об этом вот что говорит:
    “На айсберг налетел и затонул”.
    А наш “Титаник” не потонет, а сгорит.

    Оборудование: кристаллизатор, бумажный кораблик, вода, натрий.

    В кристаллизатор налить воду, опустить на воду бумажный кораблик, положить на него натрий, он загорится.

    Опыт 5. “Дым без огня”.

    Говорят: “Нет дыма без огня”.
    И напрасно – иногда бывает.
    То, что вы увидите сейчас,
    Эту фразу только подтверждает.

    Оборудование: колба коническая (1л) с пробкой, соляная кислота (конц.), водный аммиак (конц.).

    В колбу наливаем немного водного аммиака, наносим на стенки колбы, затем добавляем соляную кислоту, закрываем пробкой, появляется “дым”.

    Опыт 6. “Хамелеон”. Вы знаете, кто такой хамелеон?

    Всем давно известен он,
    Он условиям подчиняется,
    И химический хамелеон
    От него не отличается.

    Оборудование: 3 колбы конических (0,5л), вода, фенолфталеин,вода, лакмус, растворы HCl и NaOH, CoSO 4 .

    Вариант 1. В стакан налить 50 мл воды, добавить лакмус, затем щелочь, потом кислоту.
    Вариант 2. К раствору сульфата кобальта добавить раствор щелочи.
    Вариант 3. В колбу налить воды, добавить фенолфталеин, затем щелочи. Цвет станет малиновый. Потом добавить кислоту, раствор обесцветится. Снова щелочь, потом кислоту и т.д.

    Опыт 7. “Химическое молоко”. Все, наверное, помнят фразу:

    Писать, конечно, нелегко:
    “Дает корова молоко”.
    Мы тоже сможем так, друзья,
    Хотя и пить его нельзя.

    Оборудование: стакан (250мл), хлорид бария, сульфат калия.

    В стакан налить сульфат калия, затем хлорид бария.

    Опыт 8. “Деформация бутылки”.

    Мы насыплем соду и добавим воду,
    Капнем что-то, станет желтым,
    А добавим кислоту, станет красным на лету.
    Дальше опыт продолжается, и бутылочка сжимается.

    Оборудование: пластиковая бутылка, карбонат натрия(крист.), вода, метилоранж, соляная кислота, гидроксид натрия(крист.).

    В бутылку насыпать Na 2 CO 3 , добавить воду, метилоранж. Раствор станет желтым. Затем добавить HCl, раствор станет красный, выделится СО 2 . Потом добавить NaOH(тв.), закрутить пробку, перемешать, раствор снова станет желтым, бутылка сжимается.

    Опыт 9. “Огненная надпись”. Ассистент приносит 2 конверта с письмами. При вскрытии обнаруживается, что на бумаге ничего нет. Ассистент утверждает, что когда письма писали, надпись было видно. Видимо ее надо “проявить”.

    Оборудование: концентрированный раствор нитрата калия, лучина, спички, бумага.

    На листе бумаги намечают контурный рисунок и готовят концентрированный раствор нитрата калия. Для этого в 15 мл горячей воды растворяют при перемешивании 20г KNO 3 . Затем с помощью кисточки пропитывают бумагу по контуру рисунка этим раствором, не оставляя пропусков и промежутков. Когда бумага высохнет, надо коснуться горящей лучинкой какой-нибудь точки на контуре. Тотчас же появится "искра", которая будет медленно двигаться по контуру рисунка, пока не замкнет его полностью.

    Опыт 10. “Сноп искр”.

    Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, горелка, лист бумаги, стеклянная палочка, порошки железа и древесного угля, сухой кристаллический перманганат калия.

    На чистом листе бумаги тщательно смешиваем стеклянной палочкой равные количества (примерно по 3 чайные ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени горелки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр.

    Опыт 11. “Самовозгорание уголька”.

    Примерно века 2 назад открыт он был случайно.
    Сейчас знаком с ним стар и млад, он и для нас не тайна.
    Известно, что горят отлично в нем сера, фосфор, углерод,
    Железо, магний. Энергично сгорает также кислород.
    Без газа этого на свете не жили б звери и народ.
    Его назвали бы и дети. Конечно – это кислород.

    Оборудование: KMnO 4 (крист.), пробирка, вата, пробка с газоотводной трубкой, хим. стакан 150мл, спиртовка, спички, спирт, держатель, лучина.

    В пробирку помещаем 1-2г перманганата калия, затем кусочек ваты, закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опускаем в стакан. Пробирку с марганцовкой нагреваем на спиртовке, предварительно прогрев ее. Примерно минуты через 2 поджигаем лучину, сбиваем пламя, чтобы получить уголек, опускаем лучину в стакан с полученным кислородом, лучина вспыхивает. Почему лучина вспыхнула?

    О нем известно во всех странах света,
    И помнить нам об этом есть резон:
    От злых влияний ультрафиолета
    Нас защищает наверху озон.

    Опыт 12. “Газировка”.

    Она повсюду рядом с нами, и так нас радует порой
    Хрустящим снегом под ногами и речки быстрою струей…
    Та, что и камень каплей точит, такою сильной может быть,
    Что сможет все, то ни захочет не растворить – так раздробить.

    Вопрос: Что это?

    Говорят: “Без воды – ни туды и ни сюды.
    Сапоги мои тово – пропускают аш-два-о”.
    Если газ в ней растворяется, газировка получается.

    Оборудование: колба 250мл, растворы Na 2 CO 3 и HCl.

    В колбу налить раствор Na 2 CO 3 , добавить раствор HCl, происходит выделение газа, как в газированной воде.

    Заключение

    Конечно, это далеко не все, что может наука химия. И, конечно же, всем этим чудесам есть объяснение. Когда вы в 8 классе придете сюда на уроки химии, тогда вы сможете сами найти ответы на многие вопросы. А сейчас, если у вас возникли вопросы, я постараюсь на них ответить

    Домашнее задание: написать сочинение о своих впечатлениях, нарисовать рисунки. (Приложение 1).

    Список литературы: Алексинский В.Н. "Занимательные опыты по химии". М: Просвещение, 1995.