Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Время первых. Судьбы и трагедии первых российских космонавтов, которые покорили космос, но не покорили жизнь. "В открытом космосе жить и работать можно!" Восход 2 космический корабль

    Время первых. Судьбы и трагедии первых российских космонавтов, которые покорили космос, но не покорили жизнь.

    советский пилотируемый космический корабль. Впервые в мире космонавт вышел из кабины космического корабля в открытый космос.

    Подготовка к полёту

    После первого успешного полёта многоместного космического корабля «Восход-1», была поставлена следующая цель — осуществление выхода космонавта в открытое космическое пространство. Миссия была важной вехой советской лунной программы.

    Корабль «Восход-2» был модифицирован по сравнению с кораблём «Восход-1». В корабле «Восход-1» находился экипаж из трёх космонавтов. Кабина корабля была настолько тесной, что космонавты осуществили этот полёт без скафандров. В корабле «Восход-2» было два места для космонавтов, и на корабле была установлена надувная шлюзовая камера «Волга». Во время старта шлюзовая камера была в сложенном состоянии, в таком состоянии она имела размеры: диаметр — 70 см, длина — 77 см. Вес шлюзовой камеры составлял 250 кг. В космосе, шлюзовая камера надувалась. Её размеры в надутом состоянии составляли: внешний диаметр — 1,2 метра, внутренний диаметр — 1,0 метр, длина — 2,5 метра. Перед сходом корабля с орбиты и приземлением, шлюзовая камера отстреливалась от корабля.

    В июле 1964 года был назначен экипаж для выполнения полёта на корабле «Восход-2». Основной экипаж: Павел Беляев — командир и Алексей Леонов — пилот, дублирующий экипаж: Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Позже к подготовке к полёту был привлечён и Дмитрий Заикин.

    Для выхода в открытый космос, в НПО «Звезда» был создан специальный скафандр «Беркут». Тренировки выхода в открытый космос проводились в самолёте Ту-104. В салоне Ту-104 был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину. Тренировки проходили во время короткого состояния невесомости, которое возникало во время полёта по параболической траектории.

    9 февраля 1965 года было окончательно решено, что в космос отправятся Беляев и Леонов, дублерами будут Заикин и Хрунов. Горбатко считался запасным.

    Перед стартом скафандры надели только Беляев, Леонов и Хрунов. То есть фактически перед самым стартом дублёром был только Евгений Хрунов, который был подготовлен к выполнению функции как командира, так и пилота, и, в случае необходимости, смог бы заменить или Беляева, или Леонова.

    Шлюзовая камера корабля «Восход-2» и скафандр для выхода в открытый космос

    Технические данные

    • Масса корабля: 5682 кг
    • Перигей: 167 км
    • Апогей: 475 км
    • Наклонение орбиты: 64,8°
    • Период обращения: 90,9 мин
    • Пройденное расстояние: 717.330 км

    Полёт

    «Восход-2» стартовал 18 марта 1965 года ровно в 10 часов московского времени с космодрома Байконур.

    Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера. Перед выходом оба космонавта были в скафандрах. Беляев был готов, в случае непредвиденных обстоятельств, помочь Леонову вернуться в корабль. Выход в открытый космос начался на втором витке. Беляев с пульта управления открыл люк в шлюзовую камеру. Леонов в скафандре перебрался в шлюзовую камеру. Беляев закрыл за ним люк и начал разгерметизацию камеры. В это время корабль находился над Египтом. В 11 часов 32 минуты 54 секунд Беляев открыл наружный люк шлюзовой камеры, Алексей Леонов остался в космическом вакууме. В 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов выплыл в безвоздушное пространство. Пять раз Леонов удалялся от корабля и возвращался к нему. Леонов был связан с кораблём фалом, длина которого составляла 5,35 метра. Леонов проплывал над Чёрным морем, над Кавказским хребтом, над Волгой, над Иртышом, над Енисеем. Давление в скафандре космонавта поддерживалось постоянным и было равно 0,4 атм., что обеспечивало нормальную жизнедеятельность организма, но не позволяло скафандру становиться слишком жестким. Герметичная оболочка защищала космонавта от ультрафиолетового излучения, радиации, большого перепада температур, обеспечивала нормальный температурный режим, нужный газовый состав и влажность среды.

    В 11 часов 47 минут Леонов вернулся в шлюзовую камеру. В 11 часов 48 минут 40 секунд был закрыт наружный люк шлюзовой камеры и через три минуты начался наддув воздуха. Выход закончился, когда корабль пролетал над Якутией.

    Алексей Леонов в открытом космосе.

    Почтовый блок СССР Восход-2. Триумф Страны Советов, 1965. Изображение корабля не соответствует действительности

    На внешней поверхности корабля были установлены две телевизионные камеры, которые передавали изображение на Землю.

    В свободном полете, Леонов находился 12 минут и 9 секунд, после чего возвратился в шлюзовую камеру. Возвращение в шлюзовую камеру было осложнено тем, что скафандр Леонова сильно раздулся. Только после того как Леонов снизил давление воздуха внутри скафандра, он смог пройти в шлюзовую камеру.

    Посадка корабля «Восход-2» должна была состояться после 17 витков в автоматическом режиме, но автоматика не сработала. Корабль совершил ещё один виток вокруг Земли. На следующем витке командир корабля Павел Беляев перевёл корабль на ручное управление. Из-за того, что кресла космонавтов в кораблях «Восход» были повёрнуты на 90 градусов относительно пульта, ручное управление кораблём было невозможно, если космонавты были пристёгнуты в кресле «по-посадочному». Поэтому Павлу Беляеву пришлось отстегнуться, сориентировать корабль, подготовить включение ТДУ, вернуться в кресло, пристегнуться и включить ТДУ. На то, чтобы вернуться в кресло и пристегнуться, ушло 22 секунды, что дало перелёт приблизительно на 165 км к северо-востоку. В результате корабль приземлился в нерасчётной точке, которая находится, приблизительно, в 75 километрах северо-западнее города Березники.

    Посадка произошла в заснеженной тайге, далеко от населённых пунктов. Космонавты пробыли трое суток в тайге, пока их не обнаружили и к ним не прибыли спасатели. Однако вертолёт не мог приземлиться поблизости. Место посадки для вертолёта было оборудовано на следующий день в 9 км от места, где приземлились космонавты. Космонавты и спасатели добирались до вертолёта на лыжах. На вертолёте космонавты были доставлены в Пермь. Вечером космонавты прилетели на Байконур.

    Совершив первый выход в открытый космос, советские космонавты вновь опередили американцев. Только через два с половиной месяца первый выход в космос совершил американский астронавт Эдвард Уайт.

    Полёт корабля «Восход-2» был последним пилотируемым полётом кораблей типа «Восход». Ранее планировался длительный, до 15 суток, пилотируемый полёт на корабле «Восход-3», но этот полёт был отменен. Был осуществлён длительный полёт корабля «Восход» с собаками Ветерок и Уголёк на борту. Этот полёт начался 22 февраля 1966 года и продолжался 20 суток. Это был последний полёт кораблей «Восход».

    В это время в Советском Союзе разрабатывался новый пилотируемый корабль «Союз», который совершил первый полёт с космонавтом на борту в апреле 1967 года.

    Из сообщения ТАСС 18 марта 1965 года

    «

    Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.

    »


    Как спасали экипаж корабля «Восток-2», когда он приземлился в глухой пермской тайге

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Владимир Лактанов


    Космонавт Алексей Леонов покидает корабль «Восток-2». Фото: репродукция фотохроники ТАСС

    С 1958 года в Пермском крае изготавливают двигатели, выводящие космические аппараты на орбиту. В марте 1961 года на юге Прикамья приземлился спускаемый модуль с собакой по кличке Звездочка, благополучно вернувшейся из околоземного пространства непосредственно перед полетом Юрия Гагарина. Еще через четыре года, в марте 1965-го, в пермской тайге совершил аварийную посадку корабль «Восход-2».

    Во время этого полета Алексей Леонов стал первым в мире человеком, вышедшим в открытый космос. Правда, он при этом едва не погиб - его скафандр раздулся так, что возвращение в корабль оказалось под вопросом, он долго не мог протиснуться в люк. А потом все могло плохо закончиться еще раз, когда при посадке на Землю отказала автоматическая система управления спуском. То, что произошло дальше, Алексей Леонов описывал так: «Корабль начало крутить. И мы впервые в истории космонавтики осуществили спуск в ручном режиме. Поскольку орбита была выше, промазали: приземлились не в казахских степях, а в пермской тайге. Отстрелили люк и… утонули по плечи в снегу. Мороз - минус 25 градусов». Чтобы не погибнуть от холода, Алексею Леонову и Павлу Беляеву пришлось разжигать костер и надеяться, что их скоро найдут. Ждать пришлось трое суток. После этой посадки курс выживания включили в обязательную программу подготовки космонавтов.

    Один из пермяков, искавших экипаж «Востока-2» в тайге, рассказал РП, как Алексей Леонов первым делом предложил спасателям поменять космическую еду на обычный хлеб и почему потом вся округа щеголяла в оранжевом шелке.

    «Мы сначала не поверили»

    Валентин Рожков в 1965 году был главным механиком Шемейного леспромхоза «Пермьлеспрома», на территории которого приземлился экипаж «Восхода-2», и руководить наземной спасательной операцией поручили именно ему. Он до сих пор живет в Перми. И все события помнит едва ли не поминутно, хотя в этом году и отмечает юбилей - 80 лет.

    Валентин Рожков

    Валентин Рожков. Фото из личного архива

    19 марта 1965 года Рожков был на совещании главных механиков комбината «Уралзападлес» в городе Березники.

    Мы - все, кто приехал на совещание, - пошли пообедать в ресторан на площади Ленина, возле драмтеатра. Видим, что на площади собралась уйма народу. Многие с кинокамерами, все пространство забито. Даже на крышах пятиэтажек люди были, - вспоминает в разговоре с корреспондентом РП Валентин Рожков. - Стояло несколько автопогрузчиков с вертикальными стрелами, на площадках наверху тоже были телевизионщики с камерами. Мы подошли к одному такому автопогрузчику и спрашиваем: «Что случилось?» А нам отвечают, что скоро должны привезти космонавтов, Леонова и Беляева. Они приземлились то ли возле Романова, где была военная база, то ли возле Вогулки. Мы решили, что это просто бред, не поверили.

    Вскоре директор комбината Игорь Барабашкин позвал Рожкова в кабинет и рассказал о разговоре с министром обороны маршалом Малиновским. Тот сообщил, что где-то на территории леспромхоза, в котором работал Рожков, приземлились космонавты. И поэтому ему срочно нужно отправляться домой, чтобы поднять всех людей на их поиски.

    Уже часам к семи вечера я добрался до нашего леспромхоза - дороги до него от Березников было около 90 км. Там меня уже все ждали - и партком, и профком, и мастера, и бригадиры, потому что приказ о начале поисков прибыл раньше меня. Мы сформировали поисковые группы. В каждой из них было по три человека из тех, кто хорошо ходил на лыжах, - никаких дорог в этом районе тогда не было, а снег в тот год был очень глубокий. В одной из троек оказались наш главный лесник Николай Кожухов и Иван Федосеев из соседнего Ощепковского леспромхоза. Мы снабдили все группы продуктами и в полной экипировке отправили к действующим делянкам леспромхоза. Там они переночевали в теплушках, чтобы на рассвете оправиться на поиски.

    «В избу принесли все ковры и цветы в горшках»

    О том, что произошло дальше, Валентин Рожков знает по рассказам лесника Николая Кожухова. Как только стало светать, группа, в которой были Кожухов и Федосеев, доехала на автобусе до деревни Кургановка. Там поисковики расспросили местных, не видели ли они что-нибудь необычное - может, спускающийся парашют или какой-то взрыв, шум.

    Один из деревенских мальчишек рассказал, что вечером 19 марта он возвращался домой из соседней деревни и видел, как с неба спускалось что-то большое и красное, а под ним висело еще что-то черное. Показал направление. Примерно в эту сторону и отправились лыжники поискового отряда, чтобы прочесать тайгу.

    22 марта вечером лесники наконец-то нашли замерзших космонавтов. Когда они вышли к их костру, то Алексей Леонов пожал им руки и спросил, где приземлился корабль. Узнав, что они в Усольском районе Пермской области (в Пермский край она была переименована в 2005 году. - РП ), задал второй вопрос: «А сколько километров до военной базы в Романове?» Услышав, что где-то 90–100, Леонов сказал Беляеву: «Вот видишь, на секунду раньше, чем нужно, ручное торможение включили, поэтому и не долетели до Романова».

    Если бы они попали к ракетчикам, так никто ничего об этой истории и не узнал бы, - говорит Рожков. - Потом Леонов спросил у лыжников, есть ли у них с собой хлеб: к моменту, когда их нашли, космонавты уже изрядно соскучились по обычной еде. Наши ребята угостили их всем, что было в рюкзаках. Космонавты в ответ поделились с ними едой из тюбиков. Потом с ребят взяли подписку о неразглашении, им приходилось молчать. Но оно и понятно: по радио говорили, что космонавты давно отдыхают в гостинице, а они в глухой тайге мерзли, не знали, отыщут их или нет.

    Во время поисков телефон в леспромхозе просто разрывался - все хотели знать, есть ли результат.

    А мы и сами ничего не знали, - рассказывает Рожков. - Ждали, что Леонова с Беляевым привезут в Шемейный, готовились торжественно их встретить: в одну из изб принесли все ковры и цветы в горшках, что у нас были, сочиняли приветственные слова. И очень расстроились, когда поняли, что к нам они не попадут. Как потом выяснилось, космонавтов на лыжах вывели к Кургановке, оттуда вертолетом доставили в Большое Савино, а потом самолетом отправили на Байконур.

    «Все щеголяли в оранжевом шелке»

    23 марта в леспромхоз прилетел еще один вертолет. Из него вышли три полковника, которые попросили Валентина Рожкова найти им хорошего вальщика леса. Объяснили, что необходимо срубить деревья вокруг космического аппарата «Восход-2», застрявшего в них, чтобы его можно было эвакуировать. Еще нужно расчистить площадку, чтобы на нее мог сесть вертолет. Эта просьба привела главного механика леспромхоза в замешательство: все до единого вальщики в это время были в тайге.

    Такое облегчение было, когда я вдруг услышал, как где-то в поселке возле котельной заработала бензопила! Позвонил кочегару, спросил, кто пилит. Оказалось, что Вася Наседкин - он у нас был подсобником на подкомлевке. Я объяснил, что есть один человек, но он не специалист. Они решили сами на него посмотреть. Потом сказали, что подойдет, пусть летит. Только сперва отправили домой взять запас цепей, бензина и переодеться в чистую одежду - спецовка у Васи была грязная. Я перед вылетом вертолетчикам объяснил, что сначала Васю по лесенке спустите, а потом бросайте вниз бачки с горючим и бензопилу. Но они все перепутали и сделали наоборот. Вася спустился, а бензина нет, все вытекло. Пришлось еще один рейс делать.

    А уже в апреле главных героев поиска - лесников Николая Кожухова и Ивана Федосеева - вызвали в Москву. Там во время передачи, которую снимали на Центральном телевидении, они преподнесли летчикам-космонавтам памятные подарки от жителей Прикамья.

    Мы все долго ломали голову, что подарить. Решили вручить Леонову наш главный рабочий инструмент - бензопилу «Дружба», а Беляеву - чучело лисы. Потом примерно через месяц к нам в леспромхоз прилетел военком Пермской области и подарил всем троим - Кожухову, Федосееву и Васе Наседкину - памятные наручные часы, на которых было выгравировано: «19 марта 1965 года. За выполнение особо важного государственного задания. Министр обороны маршал Малиновский». Нас поразило, что часы были швейцарские - мы тогда и не знали, что такие бывают. А ребята отыскали в тайге два оранжевых парашюта, на которых приземлялся космический аппарат, и нашили себе из них рубах. Чуть ли не все в оранжевом шелке щеголяли! Незабываемые были времена!

    В 50-е годы 20 века, а особенно с началом Космической Эры космическая фантастика пережила свой расцвет. Писатели напридумывали массу всяких приспособлений для выхода из космического корабля, включая магнитные подошвы, гравизацепы, космоскафы, лопающиеся перепонки и т.д. Этот задел инженеры не смогут реализовать в ближайшие лет 200.

    Между тем время вполне реального выхода в открытый космос приближалось стремительно. Ещё летали "Востоки" и "Меркурии", а в работе были новые проекты - "Джемини" и "Союз". Это были уже настоящие корабли. Космические программы двух держав как бы держали экзамены за первый класс Школы Космонавтики. Основных экзаменов было 4: Экипаж, Маневрирование, Стыковка, Выход в открытый космос. Это как 4 действия в арифметике, без которых невозможно браться за алгебру.

    Однако "Союз" был сложнее "Джемини". Никак не удавалось создать его в сроки, объявленные американцами для дюжины своих "Близнецов". И тогда возникла мысль создать некий гибрид, переделав для этого легендарный "Восток", который себя полностью исчерпал. И переделали, назвав его "Восход". Поставить стыковочный узел или маневрирующий двигатель на скомпонованный корабль было невозможно совершенно. Но вот вместо одного космонавта в скафандре и с катапультой посадить трёх без всяких средств спасения удалось. Выход в открытый космос был тоже в принципе невозможен - корабль нельзя было разгерметизировать (последствия наверняка были бы слишком серьёзны). Воздушный шлюз, предложенный ещё Циолковским в габариты кабины не вписывался никак. Пытались приладить его снаружи, но тогда он не помещался под головным обтекателем, без которого наши корабли не летают.

    Идею сделать шлюз надувным предложил С.И. Александров из 9-го отдела ОКБ-1. Изготовил несколько шлюзов 918-й завод ("Звезда", где главным был Гай Ильич Северин. Кодовое название проекта – «Волга»). Шлюз имел наружный диаметр 1200 мм, внутренний диаметр 1000 мм (в сложенном состоянии 770 мм) и массу 250 кг. Люк для входа в шлюз имел диаметр 700 мм. Даже трудно назвать это сооружение дверью в открытый космос. Скорее это форточка. Внутренний люк открывался внутрь кабины и ложемент выходящего мешал. Леонова спросили: уменьшить ложемент (тогда бы он на нём не помещался) или уменьшить люк? Леонов выбрал второе, люк уменьшили.

    Корабль вначале так и называли - "Выход", но это название не прижилось. Вообще-то корабль был "сырым" и невезучим, но это другая история...

    Скафандр с названием "Беркут" тоже был применён всего раз. У него были очень невысокие характеристики: атмосфера кислородная, автономный запас кислорода - на 20 минут, расход кислорода - 60 л в час (сейчас до 360). Давление в нём регулировалось вручную от 0,45 до 0,25 атм.

    Чтоб не было сомнения в нашей победе, решено было показать выход по телевидению всему миру, для чего разработали новую широкополостную телесистему на 100 строк.

    Для испытания шлюза 22 февраля 1965 года был запущен беспилотный корабль "Восход", для печати названный "Космос-57". Испытания шлюза прошли прекрасно, изображение на телеэкране было столь хорошим, что Королёв тут же распорядился ещё более засекретить телепередачу, которую из-за нестандартных параметров и так могли наблюдать только центры управления полётом на Байконуре, в Симферополе и в Подмосковье. После несомненно удачных испытаний КК исчез. Он пропал бесследно с экранов радаров перед самой посадкой. Лишь спустя двое суток выяснилась причина. Два камчатских НИПа одновременно послали сигнал №42 - перепуск воздуха в шлюз (НИП №7 «Ключи» проявил инициативу, вместо того, чтоб промолчать). Команды наложились и сформировали команду №5 - на спуск КК. Система АПО определила незаконность спуска и корабль взорвала.

    Остался невыясненным важный вопрос: как поведёт себя СА при спуске? Шлюз отстреливался, но после него оставался шпангоут вокруг люка, который давал "ассиметрию шарику" СА. Он выступал на 27 миллиметров, что могло вызвать закрутку аппарата. Пришлось приспособить такой же шпангоут на спутник-фоторазведчик "Зенит", который совершил посадку 15 марта и развеял опасения - СА начал крутиться, но вполне умеренно.

    Королёв в вопросах Первенства в космической гонке был максималистом. В своё время он отказался от закономерного этапа - суборбитальных полётов, чтоб не гадали потом потомки: был ли полёт Гагарина настоящим космическим полётом или нет? Так и с выходом в открытый космос - чтоб не осталось никаких кривотолков, космонавт должен был: 1) выйти из КК полностью; 2) перейти на автономное питание; 3) оттолкнуться от корабля и удалиться на всю длину фала. Без сомнения, он бы и фал постарался исключить, да только средств маневрирования ни на корабле, ни у выходящего ещё не было.

    И новая проблема перед стартом. Кому-то пришла в голову мысль: космонавт отлетает от корабля, фал дёргает его назад, а как быть, если космонавт возвращается к шлюзу не лицом, а спиной? Он ударяется о шлюз, снова отлетает и продолжает летать туда-сюда до бесконечности, не в силах уцепиться за шлюз! Вероятно, сказывалось чтение фантастики Циолковского, где тот многократно подчёркивал, что никакие ужимки в космосе не помогут придать телу нужную ориентацию, а оттолкнувшийся космонавт обязательно получит некое вращение. Пришлось подумать инженерам. На ум пришла кошка. Кошка падает всегда на лапы, энергично закручивая свои внутренности в одну сторону, в то время как тело поворачивается в другую (причём молниеносно определяет: в какую сторону скручиваться для быстрейшей ориентации лап к земле). Это замечательное свойство, кстати, практически исключило кошек из "космических животных" - в невесомости они вцепляются во всё подвернувшееся и непрерывно орут, утеряв гравитационный градиент. Я вот подумал: наши предки тоже жили на деревьях и, значит, обладали похожими свойствами. Не здесь ли причина "космической болезни"? Впрочем, отвлёкся.

    Пришлось делать десятки "горок" на "ТУ-104ЛЛ", где в полуминутных периодах невесомости испытатели разбирались с этим вопросом. Сотни "выходов", да обязательно с датчиками и киносъёмкой! - и только для решения этой, не самой сложной проблемы. Ограничились тем, что ограничили длину фала пятью метрами (точнее, 5,35м) - на таком расстоянии космонавт не успевал развернуться на 180°. А не начнёт ли фал собираться петлями и опутывать космонавта, как удав? И новые "горки"...

    А не потеряет ли космонавт способность разумно действовать при выходе в Космическую Бездну? Увы, это можно было определить только в полёте.

    Интересен такой пассаж: на полном серьёзе собирались в открытый космос вперёд человека вытолкнуть собаку. Проектировался собачий скафандр и некая прозрачная полусфера под прицелом телекамеры, которая должна была в полёте открыться. Какова всё же инерция мышления! 20 тысяч лет человек посылал впереди себя собаку. Когда-то она первая лезла в пещеру к медведю, впереди человека бежала к полюсу, затем первая полетела в космос, теперь её пытались вытолкнуть в свободное пространство. Но здравый смысл победил - друг человека пока остался на Земле. Впрочем, через год собак всё же отправили вперёд человека - в длительный полёт, на последнем "Восходе". Но это уже другая история.

    А как же наши американские друзья (которые в те годы были как минимум не друзья)? Проект "Джемини" отстал от графика аж на 18 месяцев! И это несмотря на то, что был он намного проще "Союза". Для выхода в открытый космос воздушный шлюз был не нужен. В корабле была кислородная атмосфера с давлением в треть нормального, поэтому можно было просто разгерметизировать кабину. Как и все гражданские космические проекты в США, проект "Джемини" был открыт, график полётов был известен заранее и все изменения тут же объявлялись. 1-й выход в открытый космос доверили Э.Уайту, новичку в космосе. Полёт "Джемини-4" планировался на июнь 1965 года. Однако 1-й пилотируемый полёт "Джемини" был намечен на март. Ничто не мешало изменить коротенькую программу полёта (3 витка, 3 маневра по изменению орбиты) и всего-навсего открыть люки корабля на несколько минут. После чего до открытого космоса можно было достать рукой, не вставая с кресла.
    Вот почему старт "Восхода-2" был намечен на февраль, потом из-за неудачи с "Космосом-57" сдвинулся на середину марта, а дальше отступать было некуда - до старта первого пилотируемого "Джемини" оставалось несколько дней.

    Но русское разгильдяйство преследовало корабль просто-таки как злой рок! Перед стартом возле корабля и подвешенного рядом на тросе шлюза, проверяемого на герметичность, поставили часового. Стоять тому было скучно и он поковырялся в защелке лебёдки. Шлюз упал и порвался. Думаю, можно себе представить какими словами обсуждалось это происшествие. Взяли тренировочный шлюз. Проверять досконально времени уже не было - мировое достижение уплывало из рук.

    Экипаж "Восхода-2": командир Павел Беляев, один из самых старших космонавтов 1-го набора. Он даже воевал во 2-ю мировую (в 1945 против Японии). И был Беляев на плохом счету у врачей, грозило ему отчисление из отряда. Однако космонавты, а в первую очередь Гагарин, настояли на его назначении в экипаж. Евгений Хрунов, главный кандидат в командиры корабля, был оттеснён в дублёры («Ты молодой, полетишь ещё», - сказал ему Гагарин). Беляев после полёта не прожил и пяти лет...
    Выходящим был назначен Алексей Леонов. Это было невероятно удачный выбор! Во-первых, он был очень силён при небольшом росте. Хрунов говорил, что сам выжимал кистью 60-65 кг, а Леонов - 90! И это очень ему пригодилось. Во-вторых, он лучший художник из космонавтов (на мой взгляд) и ему удалось в своих картинах передать своё видение Космоса. В-третьих, он просто замечательный человек с хорошим чувством юмора, достойный для Великого Дела.

    Дублёром и командира, и выходящего был Евгений Хрунов. Вначале он дублировал Леонова, понимал, что уступает ему, но тренировался на равных. Но тут медики забраковали Виктора Горбатко, на его место назначили Дмитрия Заикина, который подготовиться не успевал и дублёром был чисто формально.

    Известна история, опубликованная М.Ребровым, как Королёв допытывался перед стартом у Беляева: хватит ли у него твёрдости, чтобы отстрелить шлюз вместе с Леоновым, если тот не смог бы вернуться? В эту растиражированную байку я не верю. Королёва и Беляева уже не спросишь, Леонов не говорит на эту тему, а Хрунов сказал, что этого не было по той причине, что Беляев на космодроме от группы не отходил. Но дело даже не в этом. Шлюз вполне можно было отстрелить командой с Земли, да и космонавтам истину пояснять было незачем: выходящий должен вернуться - или умереть. Другое дело, если б отказали пироболты и шлюз бы не отстрелился. Тогда (предложил Леонов) он влез бы в него снова, подрезал бы ножом основание шлюза, перерезал бы дутики, не нарушая герметичности, в надежде на то, что слабо закреплённый шлюз сразу сорвёт при входе в атмосферу.

    При расставании Королёв дал Леонову последние наставления: "Ты там не мудри - выйди и зайди..." Это была самая простая инструкция за целый год тренировок. Однако и её выполнить оказалось непросто.

    На первом же витке шлюз был развёрнут и уже над Камчаткой Леонов в него вошёл и стал ждать очередного входа в зону связи. И почти час пролежал (провисел?) в этом наглухо закрытом пенале, не видя океанов и континентов, пролетающих внизу.

    И вот, наконец, над Чёрным морем внешний люк шлюза открыт и космонавт, как бабочка из кокона, выбрался в Новый мир. На Земле, по этому случаю, стояла прекрасная погода и видно было всё Чёрное море целиком, Кавказ, да и изрядная часть Европы. О чём первопроходец в восторге и прокричал на весь эфир. Беляев торжественно объявил: «Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!» В центрах управления полётом – тоже полный восторг: на телеэкране прекрасно видно, как Леонов отделился от шлюза и поплыл к звёздам. Выход снимала вначале "дальняя" телекамера, а потом Алексей снял крышку с телекамеры, укреплённой на обрезе шлюза и швырнул её прочь.

    Леонов сделал 3 отхода от корабля на всю длину фала. На телеэкране было хорошо видно, как он зачем-то хлопал себя по бедру. А это он пытался нащупать пневматическую грушу на конце тросика, включающего затвор шпионской фотокамеры «Аякс», укреплённой на груди (она была с трудом выпрошена у председателя КГБ). Леонов говорил, что не мог нащупать её из-за деформации скафандра, а Елисеев пишет, что она оторвалась при вылезании из шлюза. Так или иначе, снимков корабля получено не было. Фал вёл себя прилежно, петли не создавал, а как бы запоминал своё положение в пространстве, аккуратно складываясь при возвращении к люку. Тем не менее, Леонов перед возвращением должен был его сложить в бухту и укрепить на крючке. Сделать это оказалось неожиданно трудно – скафандр раздулся настолько, что ноги вылезли из сапог, а руки вышли из перчаток и заламывались как ласты. В люк протиснуться не было никакой возможности! В чем же дело? Леонов говорит, что скафандр не проверяли в вакууме, а только при снижении давления, как на высоте 60 км, при этом, конечно, никаких упражнений в нём не делалось. При всех тренировках его наддували до 1,4 атм, создавая избыточное давление. В космосе скафандр повёл себя иначе, рёбра жесткости не выдержали, да и излучение + перепад температур могли сказаться. Не спорю, возможно. Однако хотелось бы привести цитату из «Дневников Каманина» от 16 апреля 1965:

    Генерал Холодков, полковник Смирнов и Северин уже несколько раз докладывали о том, что анализом пленок телеметрии точно установлено: Леонов, находясь вне корабля, все время обеспечивался кислородом из ранца и с борта корабля одновременно, а должен был перейти только на автономное питание от кислородного ранца.

    Не в этом ли кроется причина деформации скафандра Леонова? Наддув в нештатном режиме скафандр мог и не выдержать. Леонов перешёл на второй режим работы скафандра, давление упало с 0,45 до 0,25 атм. Это было опасно - если бы азот не успел бы вымыться из крови, она бы закипела. Но Леонов уже час дышал кислородом, помнил об этом и с этим всё обошлось. Но войти в люк "по-штатному" - ногами вперёд, чтоб закрыть за собой люк, не удавалось всё равно! И тогда Леонов, не спрашивая мнения Земли, полез в люк головой вперёд. При этом он ещё успел снять кинокамеру с креплений и бросить её в шлюз. Вот где пригодилась сила рук! Он смог протиснуться в люк. Но дальше всё равно надо было развернуться, закрыть за собой люк и входить в кабину ногами вперед! Развернуться в шлюзе было невозможно, этот вариант даже не обсуждался. Леонову это удалось! При этом он так напрягался, что был близок к тепловому удару, температура поднялась до 38°, пульс достиг 180, а тут ещё кинокамера норовила улететь в космос, Леонов успевал поймать её у самого люка. Он буквально захлёбывался от пота и, едва выровнялось давление, прямо в шлюзе сорвал с себя шлем, вопреки всем инструкциям. Беляев казался вполне спокойным, но датчики сообщали о экстрасистолах, проще говоря, сердце у него давало перебои...

    На Земле спортивный комиссар Борисенко отметил начало новой серии рекордов. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчислялось с момента появления космонавта из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Леонов находился в открытом космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд.

    Что интересно, прошло целых 25 лет, прежде чем советские космонавты отцепились от поручней на обшивке своего космического аппарата и удалились на длину фала, повторив достижение Леонова. Да и то после испытаний "космического мотоцикла" такие полёты ни разу более не производились. У американцев они были не раз, но тоже не так уж много. Трудное это дело - человек-спутник.

    Меж тем неприятности на корабле только начинались. Люк оказался закрыт неплотно, из-за чего создался реактивный момент и аппарат начал вращаться, а СЖО исправно добавляла в воздух чистый кислород, превратив атмосферу в гремучий газ (взрыв от малейшей искры!), затем кто-то из космонавтов задел за тумблер и начался нештатный наддув кабины. При этом давление превысило 900 мм, после чего люк дожало, утечка прекратилось, но на это ушёл почти весь запас воздуха. Кабина, разрываемая высоким давлением, выдержала, затем сработал мембранный клапан, драгоценный воздух вылетел в космос, но теперь уже сам клапан, потеряв свою "девственность", стал угрозой для КК. Затем отказала система ориентации, пришлось делать лишний виток, а потом оказалось, что вручную невозможно нормально ориентироваться, потому что кресла конструкторами были развёрнуты от системы управления, а в придачу нарушалась балансировка... И посадка в 400 км от расчётной точки нештатного района. А затем и служба поиска оказалась не на высоте, а аварийный запас - совсем ни к чёрту. И двое суток на морозе у костра...

    Такие вот были ПЕРВЫЕ 12 минут в открытом космосе.

    Вскоре после полёта "Восхода-2" началась грандиозная международная дискуссия по вопросу: как называть передвижение Леонова за пределами КК? Многие предлагали новый глагол - "леонить". Филологи с абсолютно серьёзным видом это оспаривали. Дескать, правильнее говорит "леоновать". Вот что пишет Каманин 9.04.1965 в своих дневниках:

    «Редакции получили более 8000 писем, большая часть авторов которых предлагает ввести в обиход новый глагол, производный от фамилии Леонов - "леоновать" (я леоновал, ты леоновуешь, они леоновуют и т.д.). На первый взгляд слово кажется труднопроизносимым и необычным, но не надо забывать, что новые ботинки всегда жмут, новый костюм сковывает и т.д. Пройдет несколько лет, и новый русский глагол "леоновать" станет международным словом - это будет живой памятник Леонову и русскому народу. В русском языке есть тысячи иностранных слов, которые для нас звучат как родные, но и наши чисто русские слова "спутник", "Восток", "Восход", "лунник", "леоновать" будут международными словами.»

    Нет, не прижился глагол. Могучий русский язык всё же довольно консервативен и не желает принимать в оборот новые глаголы без крайней необходимости. А жаль! Сколько простора было бы для обозначений специфических телодвижений! Особенно сейчас, в канун выборов, когда политики начнут зюганить языком и жириновать прочими частями тела.

    Средний диаметр 2,30 м Максимальный диаметр 2,43 м Длина 4,4 м Масса до 5 тонн Полётные данные Космодром Байконур ,СК 17П32-5 РН типа Р-7. Пл. № 1. ПУ № 5 Ракета-носитель Восход (ракета-носитель) Статистика Первый запуск 6 октября 1964 Последний запуск 22 февраля 1966 Успешных запусков 5 Неудачных запусков 1 Всего запусков 6
    Внешние изображения
    Многоместный космический корабль «Восток»

    По программе «Восход» решались задачи отработки взаимодействия членов экипажа во время полёта, изучалась возможность работы человека в открытом космосе , проводились научные и медико-биологические исследования, технические эксперименты. Основные достижения полученные по программе «Восход» - первый в мире многоместный экипаж (полёт 3 космонавтов на борту), первый в мире полёт космонавтов без использования скафандров, первый в мире выход в открытый космос .

    Корабль фактически повторял корабли серии «Восток» (изначальный технический код разработки был «Восток-3КВ», затем 11а57) и состоял из сферического спускаемого аппарата диаметром 2,3 метра, в котором размещались космонавты, и конического приборного отсека (массой 2,27 , длиной 2,25 м и шириной 2,43 м) в котором находились топливные баки и двигательная установка . Для того, чтобы разместить в том же самом объёме не одного, а сразу трёх космонавтов, разработчики отказались от катапультного кресла , применяемого на «Востоках», когда при посадке космонавт покидал корабль ещё в воздухе и приземлялся на парашюте . Кроме того, в корабле «Восход-1 » космонавты для экономии места располагались без скафандров. Несмотря на то, что этот полёт был намного опаснее предыдущих, желающих полететь в первом в мире экипаже было более, чем достаточно. Сергею Павловичу Королёву стоило больших трудов утвердить в экипаж конструктора спускаемых аппаратов Константина Феоктистова . По кандидатурам командиров и врачей также было немало разногласий.

    На освободившееся от катапультного кресла место устанавливались два или три обычных кресла. Поскольку теперь экипаж приземлялся в спускаемом аппарате, то для обеспечения мягкой посадки корабля помимо парашютной системы был установлен твердотопливный тормозной двигатель, срабатывавший непосредственно перед касанием земли от сигнала механического высотомера.

    Резервный твердотопливный тормозной двигатель для схода с орбиты был установлен в верхней части спускаемого аппарата. Корабли «Восток» имели только один жидкостный тормозной двигатель, однако запасов кислорода хватало для десятидневного полёта, что позволило бы кораблю сойти с орбиты и приземлиться, тормозя трением об атмосферу .

    Система носителя и корабля «Восход» не имела средств спасения при аварии в первые минуты после запуска, в отличие от предшествующих кораблей «Восток», имевших систему катапультирования, и последующих кораблей «Союз », оснащённых системой аварийного спасения (САС) . Ввиду такого высокого риска и концентрации ресурсов на программах «Союз» и лунной , программа «Восход» была свёрнута после двух полётов.

    По программе были совершены следующие полёты:

    Название Дата запуска UTC Дата завершения UTC Время миссии Экипаж Описание
    «Космос-47 » 6 октября
    07:12
    7 октября 1964
    07:30
    1 сут 00 18 мин - Беспилотный испытательный полёт для отработки и тестирования корабля.
    «Восход-1 » 12 октября
    07:26
    13 октября 1964
    07:47
    1 сут 00 ч 21 мин космонавт-пилот Комаров ,
    конструктор Феоктистов ,
    врач Егоров
    Первый космический полёт более чем с одним человеком на борту, впервые полёт осуществлялся без скафандров.
    «Космос-57 » 22 февраля
    07:41
    22 февраля 1965
    0 сут 03 ч - Беспилотный испытательный полёт для отработки корабля для выхода в космос, завершился неудачей (подорван системой самоуничтожения через 3 часа после старта из-за ошибки командной системы) .
    «Космос-59 » 7 марта
    9:07
    15 марта 1965
    12:09
    8 сут 03 ч 02 мин - Беспилотный испытательный полёт аппарата другой серии («Зенит-4 ») с установленным шлюзом корабля «Восход» для выхода в космос .
    «Восход-2 » 18 марта
    07:00
    19 марта 1965
    09:02
    1 сут 02 ч 02 мин космонавт-пилот Беляев ,
    космонавт-испытатель Леонов .
    Первый выход в открытый космос.
    «Космос-110 » 22 февраля
    20:09
    16 марта 1966
    14:09
    21 сут 18 ч 00 мин собаки - Ветерок и Уголёк Испытательный полёт для проверки работы бортовых систем при длительном орбитальном полёте.

    Детально планировались, но были отменены вместе с программой весной-летом 1966 года ещё 5 пилотируемых полётов:

    • «Восход-3» (Б. Волынов - Г. Катыс → Шонин) - рекордный 18-дневный полёт для научных и военных исследований (выполнен беспилотным как «Космос-110 »).
    • «Восход-4» (изначально П. Попович - В. Пономарёва ; затем В. Пономарёва - И. Соловьёва) - 10-15-дневный полёт изначально с первым смешанным женско-мужским экипажем; затем - с чисто женским экипажем и первым выходом в космос женщины.
    • «Восход-5(-6)» (Е. Хрунов - А. Воронов) - 3-5-дневный полёт с 2-3 выходами в космос и удалением на 50-100 метров с использованием автономного средства передвижения космонавта .
    • «Восход-6(-5)» (

    16 ноября 1963 года состоялся первый пуск ракеты-носителя «Восход». Это был ощутимый шаг вперед в области освоения космоса. С помощью этой ракеты на орбиту выводились корабли «Восход», качественно отличавшиеся от первых «Востоков». Они позволили летать без скафандров, выходить в открытый космос и совершать мягкую посадку спускаемого модуля с космонавтами.

    С ракеты сняли боеголовку

    Ракеты-носители, при помощи которых в космос выводились спутники и пилотируемые корабли стали ответвлением военной программы по созданию баллистических ракет. И когда появилась первая межконтинентальная ракета Р-7, на ее базе начали строить космические ракеты-носители. Вначале появилась ракета «Спутник», затем «Луна». Дошло дело и до ракет, предназначенных для полета космонавтов, — «Восток» и «Восход». Соответственно для них разрабатывались и одноименные корабли — одноместный «Восток» и многоместный «Восход».

    Все эти ракеты были разработаны под руководством С.П.Королева в ОКБ-1 в подмосковном Калининграде (ныне — Королев). В качестве топлива в них использовался керосин, окислителя — сжиженный кислород. Все запуски выполнялись с космодрома Байконур.

    Если ракета «Спутник» была, по сути, двухступенчатой баллистической ракетой Р-7, в которой боеголовку заменили спутником шарообразной формы с обтекателем, то в «Луне» к двум ступеням добавили третью. Поскольку ей предстояло выводить в космос несколько большую массу при развитии большей скорости.

    Для «Востока» третью ступень сделали более мощной. В «Восходе» мощность третьей ступени еще возросла. В качестве нее использовали немного измененную вторую ступень баллистической ракеты Р-9.

    Масса «Восхода» составляла 298400 кг, длина — 44,62 м, диаметр — 10,30 м. Масса полезного груза, выводимого на орбиту, составила 5800 кг. Тяга ступеней ракеты была равна: I — 4000 кН, II — 940 кН, III — 80 кН.

    Ракету в количестве 300 штук изготовили на куйбышевском заводе «Прогресс».

    При помощи ракеты-носителя «Восход» в космос были отправлены два космических корабля — трехместный «Восход-1» и двухместный «Восход-2». А также спутники серии «Зенит» двойного назначения.

    В тесноте, да не обиде

    Программа пилотируемых кораблей «Восход», запускаемых одноименной ракетой, оказалась скоротечной. Было запланировано 7 пилотируемых полетов. Но последние 5 были отменены в связи с тем, что подоспел новый корабль — «Союз». Но при этом главные цели программы были достигнуты.

    Во-первых, была отработана система мягкой посадки спускаемого аппарата. В «Союзе», предыдущем корабле, космонавт при снижении спускаемого аппарата до высоты 7 километров катапультировался и приземлялся на парашюте. На парашюте опускался и сам аппарат. Но при этом при приземлении он получал удар значительной силы, что могло привести к печальным последствиям.

    Во-вторых, было положено начало коллективным полетам. Что было крайне важно с точки зрения испытания человеческой психики при совместном полете в замкнутом пространстве, когда требуется слаженная коллективная работа.

    В-третьих, во время второго полета Алексей Леонов совершил первый истории выход в открытый космос. Тем самым была получена уверенность в том, что за пределами корабля можно выполнять ремонтные и монтажные работы.

    Корабль «Восход-1» был рассчитан на полет трех космонавтов без скафандров. Ими стали Владимир Комаров (командир корабля), Константин Феоктистов (инженер), Борис Егоров (врач). Они стартовали с «Байконура» 12 октября 1964 года. Продолжительность полета составила 24 час 17 мин.

    Корабль минимально отличался от корабля «Восток». Он имел тот же самый обитаемый отсек объемом 1,6 куб.м. Чтобы запихнуть в него троих космонавтов, их отправили в полет без громоздких скафандров. Кресла сместили на 90 градусов вокруг горизонтальной оси. При этом расположение большинства приборных панелей осталось неизменным. В связи с чем надписи на пультах приходилось читать «по-китайски», то есть сверху вниз.

    Система мягкой посадки была решена следующим образом. Корабль снижался на парашюте с выпущенным вертикально вниз полутораметровым щупом. При касании его почвы включалась твердотопливная тормозная двигательная установка, гасящая скорость до нуля.

    Этот полет был историческим в политическом смысле. Космонавты улетели на орбиту при Хрущеве, а на следующий день после их приземления его сняли.

    ЧП космического масштаба

    «Восход-2» подвергся серьезной модернизации. Его объем остался прежним. Третье кресло убрали. В двух располагались космонавты в скафандрах «Беркут» — Павел Беляев (командир корабля) и Алексей Леонов (пилот). Существенным новшеством стала шлюзовая камера для покидания корабля. Космонавт «вплывал» в нее, после чего запиралась связь с кораблем. После стравливания воздуха открывался внешний люк.

    В этом полете Алексей Леонов совершил 12-минутный выход в открытый космос. И это стоило ему громадных физических усилий и нервного напряжения. Оказавшись за бортом корабля, Алексей Архипович, держась за фал 5-метровой длины, пять раз удалялся на его полную длину и приближался. Скафандр от внутреннего давления раздулся, и каждое движение давалось с большим трудом. У Леонова участились пульс и дыхание, температура повысилась до 38 градусов, началось столь обильное потовыделение, что пот буквально слепил глаза. С огромным трудом Леонов смотал фал.

    Но тут его ждало более суровое испытание. Из-за раздувшегося скафандра он не мог протиснуться во входной люк. Это ему удалось лишь после того, как он дважды стравил давление внутри скафандра — с 0,4 атм. до 0,27 атм. При этом вошел внутрь шлюзовой камеры вперед головой, а не ногами. И ему пришлось в малом объеме совершить акробатический трюк, чтобы занять верное положение.

    На этом испытания не завершились. Когда Леонов оказался внутри корабля, и шлюзовая камера отстрелилась, выяснилось, что из-за температурной деформации образовалась щель, и началось падение давления. Были включены резервные кислородные баллоны. Давление стало расти. А с ним и приближаться кислородное отравление. И лишь через несколько часов за счет избыточного давления внутри корабля произошло выдавливание наружу элементов корпуса, и герметичность восстановилась.

    Посадка также оказалась нештатной. Корабль приземлился в заснеженной пермской тайге на расстоянии 200 километров от жилья. Спасатели добирались до героев космоса почти двое суток.

    22 февраля 1968 году состоялся последний «обитаемый» полет, осуществленный с помощью ракеты-носителя «Восход» на том же самом корабле «Восход-3». В качестве космонавтов 20 суток провели в космосе собаки Ветерок и Уголек. И, выполнив программу полета, благополучно вернулись на землю.

    На снимке: стартует космический корабль «Восход», 12 октября 1964 года / Фото: РИА Новости