Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • ". Вице-адмирал михаил моцак: "честь имею!" Без приговора преступникам мы помним про «Курск» неправильно

    Звание «Почётный гражданин города Заозёрска» присвоено Решением Совета депутатов ЗАТО г. Заозёрска № 125 от 02 сентября 1998 года. Моцак Михаил Васильевич - Герой Российской Федерации, вице-адмирал, действительный государственный советник 2-го класса, Почетный полярник, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Моцак Михаил Васильевич родился 22 ноября 1949 года в г. Москве. В Военно-морском флоте с 1967 г. В 1972 году закончил Черноморское Высшее военно-морское училище им. Нахимова, Высшие специальные офицерские классы ВМФ СССР (1982 г.), Военно-морскую академию им. А.А. Гречко (1987 г.), Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации (1991 г.). Начинал службу инженером базы оружия Тихоокеанского флота. С 1974 г. - на ПЛА 1 флотилии подводных лодок Северного флота: 1974-1978 гг. - командир группы БЧ-3 К-505; 1978-1979 гг. - помощник командира 246 экипажа ПЛ; 1979-1981гг. - старший помощник командира 246 экипажа ПЛ; 1982-1985 гг. - командир К- 517 проекта 671 РТ 33 дивизии подводных лодок; 1985-1988 гг. - заместитель командира 33 дивизии подводных лодок; 1991-1993 гг. - командир 11 дивизии подводных лодок; 1993-1994 гг. - начальник штаба 1 флотилии подводных лодок; 1994-1999 гг. - командующий 1 флотилией подводных лодок Северного флота; 1999-2002 гг. - начальник штаба Северного флота, с января 2002 г. Михаил Васильевич - в запасе.Участник 24 дальних походов в четырёх океанах и 22 морях. В 1991 и 1993 гг. был старшим на борту АПРК проекта 949А во время подлёдных трансарктических переходов с Северного флота на Тихоокеанский флот, совершенных экипажем под командованием капитана 1 ранга А. Ефанова.Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1994 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга контр-адмиралу Моцаку М.В. присвоено звание Героя Российской Федерации.М.В. Моцак руководил первыми в мире ракетными стрельбами ТК-20 (командир капитан 1 ранга А. Богачёв) полным боекомплектом по программе утилизации методом подрыва ракет в воздухе. Был руководителем уникальной операции по подъему АПРК «Курск».Доверие к людям в сочетании с необходимой требовательностью и заботой о них, умение сплотить подчинённых и направить их усилия на выполнение главной задачи - повышение боеготовности - вот, что всегда отличало вице-адмирала Моцака М.В.Выполняя обязанности начальника гарнизона, Михаил Васильевич внёс большой вклад в социально-экономическое развитие города и его инфраструктуры. Совместно с администрацией г. Заозерска он принимал участие в выработке и реализации конкретных мер по решению социально-экономических проблем жителей города, оздоровлению криминогенной обстановки, воспитанию подрастающего поколения на боевых и трудовых традициях первопроходцев атомного подводного флота.М.В. Моцак стоял у истоков военно-шефской работы. Под его непосредственным руководством расширялись и крепли шефские связи города Заозерска и кораблей флотилии с министерством РФ по атомной энергии, Московской Патриархией русской православной церкви, шестнадцатью городами и областями России. При его активном участии в СОШ № 288 был создан класс «Юнги Северного флота», возобновлены проведение военно-спортивной игры «Зарница», «Уроков мужества».В 2002 году Михаил Васильевич был назначен первым заместителем, а в 2004 году, в рамках проводимой административной реформы, помощником полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе.Михаил Васильевич награждён: орденами «За заслуги перед Отечеством» 4 степени, «Красной Звезды», «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3 степени, «За личное мужество», медалями, многими почётными общественными орденами и медалями, за заслуги перед МЧС - именным оружием. Живёт в Санкт-Петербурге.

    Озвучить

    Звание «Почётный гражданин города Заозёрска» присвоено Решением Совета депутатов ЗАТО г. Заозёрска № 125 от 02 сентября 1998 года.

    Моцак Михаил Васильевич - Герой Российской Федерации, вице-адмирал, действительный государственный советник 2-го класса, Почетный полярник, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

    В Военно-морском флоте с 1967 г. В 1972 году закончил Черноморское Высшее военно-морское училище им. Нахимова, Высшие специальные офицерские классы ВМФ СССР (1982 г.), Военно-морскую академию им. А.А. Гречко (1987 г.), Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации (1991 г.).

    Начинал службу инженером базы оружия Тихоокеанского флота. С 1974 г. - на ПЛА 1 флотилии подводных лодок Северного флота: 1974-1978 гг. - командир группы БЧ-3 К-505; 1978-1979 гг. - помощник командира 246 экипажа ПЛ; 1979-1981гг. - старший помощник командира 246 экипажа ПЛ; 1982-1985 гг. - командир К- 517 проекта 671 РТ 33 дивизии подводных лодок; 1985-1988 гг. - заместитель командира 33 дивизии подводных лодок; 1991-1993 гг. - командир 11 дивизии подводных лодок; 1993-1994 гг. - начальник штаба 1 флотилии подводных лодок; 1994-1999 гг. - командующий 1 флотилией подводных лодок Северного флота; 1999-2002 гг. - начальник штаба Северного флота, с января 2002 г. Михаил Васильевич - в запасе.

    Участник 24 дальних походов в четырёх океанах и 22 морях.

    В 1991 и 1993 гг. был старшим на борту АПРК проекта 949А во время подлёдных трансарктических переходов с Северного флота на Тихоокеанский флот, совершенных экипажем под командованием капитана 1 ранга А. Ефанова.

    Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1994 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга контр-адмиралу Моцаку М.В. присвоено звание Героя Российской Федерации.

    М.В. Моцак руководил первыми в мире ракетными стрельбами ТК-20 (командир капитан 1 ранга А. Богачёв) полным боекомплектом по программе утилизации методом подрыва ракет в воздухе. Был руководителем уникальной операции по подъему АПРК «Курск».

    Доверие к людям в сочетании с необходимой требовательностью и заботой о них, умение сплотить подчинённых и направить их усилия на выполнение главной задачи - повышение боеготовности - вот, что всегда отличало вице-адмирала Моцака М.В.

    Выполняя обязанности начальника гарнизона, Михаил Васильевич внёс большой вклад в социально-экономическое развитие города и его инфраструктуры. Совместно с администрацией г. Заозерска он принимал участие в выработке и реализации конкретных мер по решению социально-экономических проблем жителей города, оздоровлению криминогенной обстановки, воспитанию подрастающего поколения на боевых и трудовых традициях первопроходцев атомного подводного флота.

    М.В. Моцак стоял у истоков военно-шефской работы. Под его непосредственным руководством расширялись и крепли шефские связи города Заозерска и кораблей флотилии с министерством РФ по атомной энергии, Московской Патриархией русской православной церкви, шестнадцатью городами и областями России. При его активном участии в СОШ № 288 был создан класс «Юнги Северного флота», возобновлены проведение военно-спортивной игры «Зарница», «Уроков мужества».

    В 2002 году Михаил Васильевич был назначен первым заместителем, а в 2004 году, в рамках проводимой административной реформы, помощником полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе.

    Михаил Васильевич награждён: орденами «За заслуги перед Отечеством» 4 степени, «Красной Звезды», «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3 степени, «За личное мужество», медалями, многими почётными общественными орденами и медалями, за заслуги перед МЧС - именным оружием.

    Живёт в Санкт-Петербурге.

    Моцак Михаил Васильевич Герой Российской Федерации (1994), вице-адмирал (1996), подводник.

    В 1972 г. с отличием окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова. После окончания училища начал службу старшим инженером базы оружия Тихоокеанского флота, затем служил на подводных лодках. В 1974–1979 гг. – командир боевой части, помощник командира, старший помощник командира атомной подводной лодки. В 1980 г. окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ. В 1981–1985 гг. – командир атомной подводной лодки Северного флота, в 1985–1991 гг. – заместитель командира дивизии подводных лодок СФ.

    В 1987 г. окончил с золотой медалью заочное отделение Военно-морской академии имени А.А. Гречко.

    С 1993 г. – начальник штаба 1-й флотилии атомных подводных лодок, с 1994 г. – командующий 1-й флотилией атомных подводных лодок.

    Указом Президента РФ от 15 июня 1994 г. контр-адмиралу М.В. Моцаку за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, присвоено звание Герой Российской Федерации.

    В 1999–2001 гг. – начальник штаба – первый заместитель командующего Северным флотом. Почетный полярник России. Участник 24-х дальних походов, наплавал в общей сложности 390 тыс. миль. В июле – октябре 2001 г. возглавлял экспедицию особого назначения по подъему погибшей атомной подводной лодки «Курск». В 2002 г. Указом Президента РФ освобожден от должности, а несколько позже назначен первым заместителем полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. В настоящее время М.В. Моцак – помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-западном Федеральном округе. Курирует оборонные и правоохранительные вопросы.

    Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За личное мужество», Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, 15 медалями.

    Варганов Ю.В. и др. Военно-морская академия на службе Отечеству. Можайск, 2001, с. 239.
    Военные моряки – герои подводных глубин (1938–2005) / Т.В. Полухина, И.А. Белова, С.В. Власюк и др. М.-Кронштадт: Кучково поле, Морская газета, 2006, с. 210–213.
    Морской сборник. 1994. № 7, с. ЗЗ.
    Словарь биографический морской. СПб., 2000.
    Санкт-Петербургские ведомости. 2002. 24 января.
    Спасский И.Д. «Курск». После 12 августа 2002 г. М., 2003, с. 233.

    Многие до сих пор верят в иностранную подлодку, хотя есть материалы уголовного дела. Трагедия в Баренцевом море: 12 лет после события

    Без приговора преступникам мы помним про «Курск» неправильно
    12 лет спустя «Курск» остается катастрофой первого ранга. Вехой, от которой россияне ведут летопись национальных трагедий. Символом — в буквальном и переносном смысле — ДНА

    Готовится ко второму изданию единственная стоящая книга про «Курск». Ее автор — известный российский адвокат Борис Кузнецов, пять лет назад получивший статус политического беженца в Америке.

    За блистательный адвокатский труд по защите своего клиента (в ту пору неприкосновенного сенатора РФ Чахмахчяна) Борис Аврамович получил от государства оплеуху в виде уголовного дела. Его обвинили в раскрытии страшной государственной тайны: спецслужбы следили и прослушивали сенатора, наплевав и на его неприкосновенность, и на закон. Перед сибаритом Кузнецовым (долгие годы дружбы извиняют некоторую фамильярность) замаячило «Лефортово». И хоть по сравнению с «Матросской Тишиной» следственный изолятор ФСБ отличается повышенной комфортностью и пониженной смертностью контингента, Борис Аврамович выбрал опцию побега.

    Я считаю, правильно сделал.

    Сам Кузнецов считает, что Чахмахчян был только поводом. А пришли за ним из-за «Курска». Кузнецов и дело «Курска» действительно впаяны друг в друга, как впаяна задняя крышка разорванного взрывом торпедного аппарата в межотсечную переборку погибшей подлодки. Не знаю, останется ли память об адвокатах нашего времени у наших потомков. Но адвоката Кузнецова из истории российского флота уже не вычеркнешь.

    Борис Аврамович бесплатно представлял интересы потерпевших. Я считаю, главное, что он сделал, — не позволил засекретить это дело (Кузнецов все-таки органически не переваривает государственные секреты). Но благодаря тому, что по жалобе адвоката Верховный суд РФ снял с уголовного дела гриф секретности, я знаю про «Курск» всё. Как взорвалась торпеда, почему и кто виноват. Сколько жили подводники в 9-м отсеке, как они погибли, как их НЕ спасали. Кто, почему и как фальсифицировал экспертизы.

    Многое о катастрофе в Баренцевом море мне было известно и до знакомства с Борисом Аврамовичем. Но только благодаря адвокату Кузнецову, рассекретившему и разжевавшему всем, кого интересовали сто с лишним томов уголовного дела, я могу каждое написанное слово (а за 12 лет о «Курске» я написала километры слов) подтвердить документом. Просто потому, что это дело читала.

    Версию об американской подлодке с американской торпедой запустили российские адмиралы. Те конкретные адмиралы, которые лично довели «Курск» до беды, сбежали из района гибели сразу после взрывов на лодке, ничего не сделали для спасения выживших подводников 9-го отсека. Но себя они спасали судорожно. Подчищали документы, подделывали подписи за мертвого командира Лячина, врали стране, президенту, следователям. В буквальном смысле репетировали перед зеркалом жесты отчаяния, чтобы им поверили семьи погибших подводников.

    Это очень гадкая история. Но именно это — правда.

    Если бы мы хотели ее услышать, то тогда, в 2002 году, мы бы это сделали. Но, видимо, не очень-то хотели.

    Писать о правде бесполезно, если нет потребности эту правду знать. Тем не менее мы делаем еще одну попытку.

    Не врите в этот день.

    Моцак

    Михаил Васильевич Моцак, с моей точки зрения, является одним из основных виновников трагедии. 16 ноября 2001 года именно он дал корреспонденту «Известий» Константину Гетманову интервью с заголовком «Столкновение». Вот как газета рекомендует интервьюера: «В трагедии «Курска» до сих пор официально нет виноватых. Страна так и не знает, по какой причине были потеряны лучший экипаж и один из лучших кораблей российского ВМФ. Несмотря на то, что, по словам официальных лиц, осталось всего три общеизвестные версии катастрофы, ни члены правительственной комиссии, ни высокопоставленные военные до сих пор не брали на себя смелость публично высказать соображения в пользу той или иной из них. Теперь такой человек нашелся. Вице-адмирал Михаил Моцак, начальник штаба Северного флота, был в числе руководителей учений, во время которых погиб «Курск». Сегодня мы публикуем признание, которое вице-адмирал сделал в беседе с корреспондентом «Известий»… Вице-адмирал впервые приводит серию доказательств того, что «Курск» погиб в результате столкновения с иностранной подводной лодкой. Мы не знаем, почему он решил рассказать об этом именно сейчас. Военные, занимающие столь высокие должности, очень редко делают подобные заявления без согласования с руководством — вплоть до президента России. Если такое согласование было — значит, после подъема «Курска» комиссии удалось получить окончательные доказательства столкновения. Если же его не было — значит, вице-адмирал пошел ва-банк, ставя честь офицера выше своей карьеры…»

    В этой публикации Моцак сделал сенсационное признание: «Курск» имел позывной «Винтик». После катастрофы, начиная с 18.30 и далее в 19.30, в 20.30 и даже в 1.30 ночи, когда была объявлена тревога, по УКВ-связи появлялся неизвестный корреспондент, который работал под этим позывным. То есть даже за три часа до того, как ракетный крейсер «Петр Великий» обнаружил в 4.30 аварийную подлодку, эксперты и командование еще имели лживую информацию о том, что имеют связь с «Курском»…»

    Мои вопросы вице-адмиралу, Герою России М.В. Моцаку.

    1) Михаил Васильевич, гидроакустик «Петра Великого» Лавренюк в 11.28 12 августа зафиксировал взрыв по пеленгу 96 градусов и доложил об этом на мостик. Пеленг совпадал с коридором, где по плану учений К-141 должен входить в район боевых действий. Почему Вы не дали приказание классифицировать контакт? Почему не проверили и не получили дополнительную информацию об источнике взрыва?

    2) По показаниям свидетелей — моряков, находившихся в 11.28 12 августа 2000 г. на борту «Петра Великого», корабль получил сильнейший гидравлический удар. Как Вы на допросе в Главной военной прокуратуре классифицировали причину этого удара?

    3) В соответствии с «Инструкцией по организации поисково-спасательного обеспечения на СФ РФ» АПЛ должна быть объявлена аварийной при отсутствии донесения через 1 час после назначенного времени, а с учетом пеленга взрыва и последующего гидравлического удара — немедленно. Почему Вы не объявили «Курск» аварийным?

    4) Почему при допросе следователем Главной военной прокуратуры Вы скрыли факт про позывной «Винтик»? Какой корабль, какая станция и какой радист зафиксировал эти позывные? Почему отсутствуют записи об этом в вахтенных и других бортовых журналах надводных кораблей?

    5) Чем Вы можете объяснить, что ни командующий морской авиацией Северного флота Мордовалов Н.А., ни его начальник штаба Валяев Б.М., ни другие офицеры штаба морской авиации: Бессонов Е.В., Жданов А.А., ни командиры авиационных частей Зубков А.А., Чечеров С.В. и Боев В.Н, а также инспектор-летчик ВВС СФ полковник Цап Б.М., экипажи самолетов Леонов А.Н., Богданов А.А., Абдуаминов Б.Х., Козыревский А.К., Мосейчук В.Т., Пономарев В.Б., Казаков В.А., майор Симонов А.А., Максименко О.Ю. и Тютьков В.В. на допросах не подтвердили Ваше утверждение, что они преследовали неизвестную подводную лодку? Кроме того, показания летчиков о времени и результатах поисково-спасательных работ подтверждаются заключением экспертов, проводивших фонографическую экспертизу и дешифрирование магнитных фонограмм переговоров экипажа самолета во время осуществления полетов.

    6) 26 июля 2000 года начальник Главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко направил Вам телеграмму следующего содержания: «Требую: обеспечить дежурство спасательного судна с подводными аппаратами... при нахождении в море ПЛ… Исполнение доложить 15 августа 2000 года». Почему указание начальника Главного штаба ВМФ Вами не было выполнено?

    7) Вы утвердили «План поисково-спасательного обеспечения комплексной боевой подготовки СФ». Почему:

    a) в «Плане ПСО…» кораблем оказания первой помощи был определен ркр 12 «Маршал Устинов», который при аварии АПЛ никаких действий по поиску и спасению АПЛ не выполнял?

    б) не были включены АС-15 13 , АС-36, ПК-7500 14 , ГС 15 «Свирь»?

    в) не было определено, какие дежурные спасательные группы должны были выделяться, от каких воинских частей и в каком количестве?

    г) не были определены дежурные барокамеры флота, а также не определен дежурный автотранспорт для обеспечения ПСР?

    д) не были определены командир сил поиска и руководитель спасательных работ по видам аварий?

    е) не были указаны способы обозначения места затонувшей ПЛ (буями, вехами, гидроакустическими маяками и т.д.)?

    ж) не были указаны степени готовности сил ПСО (ни дежурных сил, ни сил наращивания)?

    з) командир спасательного судна «Михаил Рудницкий» капитан 2 ранга Костин Ю.А. даже не знал о проведении учений, ему задач о заступлении в силы ПСО никто не ставил?

    10) иностранные подводные лодки (класс «Лос-Анджелес») могут атаковать с дистанции 2500 км с ядерной боеголовкой, 1600 км с обычной и в случае войны должны быть обнаружены и уничтожены на расстоянии предельной дальности. Как вы, начальник штаба самого крупного флота России, допустили, что при большой концентрации всех противолодочных сил Северного флота иностранные подводные лодки (класс «Лос-Анджелес») свободно ходят в районе учений?

    11) Михаил Васильевич, Вас допрашивали в качестве свидетеля и Вы показали, что экипаж «Курска» прошел курс обучения и был допущен к содержанию, эксплуатации и применению данного вида оружия (перекисно-водородной торпеды калибра 650 мм). Чем Вы объясните, что после многочисленных проверок готовности «Курска» к учениям на его борту не оказалось инструкции по боевому применению и эксплуатации торпед 65-76. Почему все проверки, в т.ч. проводимые Вашими подчиненными, не выявили факта отсутствия инструкции об эксплуатации этой торпеды на подводной лодке проекта 949А?

    12) Кто подделал подписи под целым рядом документов Северного флота, а именно:

    — Акт проверки системы аварийного выброса на «Курске» от 15 декабря 1999 г.», подписанный командиром БЧ-3 капитаном 3 ранга Байгариным и утвержденный командиром подводной лодки капитаном 1 ранга Лячиным;

    — Акт обезжиривания и проверки трубопроводов от 15 декабря 1999 г. на «Курске», подписанный командиром БЧ-3 капитаном 3 ранга Байгариным и утвержденный командиром подводной лодки капитаном 1 ранга Лячиным;

    — Акт испытания грузовых устройств БЧ-3 от 20 июля 2000 г., подписанный командиром БЧ-3 старшим лейтенантом Ивановым-Павловым и утвержденный командиром подводной лодки капитаном 1 ранга Лячиным;

    — Контрольный лист проверки готовности корабля к приему оружия и боеприпасов от 20 декабря 1999 г., подписанный председателем комиссии — начальником штаба 7-й дивизии подводных лодок капитаном 1 ранга Баренцевым;

    — Акт комиссии 7-й дивизии подводных лодок о приеме экзаменов от личного состава БЧ-3 «Курска» на допуск к эксплуатации и техническому обслуживанию автоматизированного дистанционного контроля окислителя «Садко» 16 от 26 июля 1999 г., подписанный начальником штаба дивизии капитаном 1 ранга Баренцевым как председателем комиссии и утвержденный командиром 7-й дивизии контр-адмиралом Кузнецовым;

    — План отработки личным составом действий по борьбе за живучесть», подписанный командиром «Курска» капитаном 1 ранга Г.П. Лячиным;

    — рапорт командира Лячина на имя командира 7-й дивизии подводных лодок о приеме специальных задач от боевых частей и служб подводной лодки от 17.06.2000;

    — рапорт командира «Курска» о готовности к сдаче курсовой задачи Л-1 экипажем подводной лодки;

    — записи в «Журнале учета занятий и тренировок 7-й дивизии подводных лодок» о выполнении тренировок корабельного боевого расчета по выходу в торпедную атаку под руководством командира «Курска», проведенных 11 и 24 июля 2000 г.;

    — рапорт командира «Курска» об устранении замечаний по задаче Л-1 на подводной лодке от 20.06.2000.

    13) Почему в нарушение статьи 25 раздела «Задача Л-2» КАПЛ-87 17 «Курск» не выполнял боевого упражнения НТ-1 по стрельбе торпедой 65-76А после докового ремонта в 1998 г. и перед загрузкой торпеды на корабль?

    14) Почему именно Вы дали команду об использовании торпед этого типа при проведении «Курском» учебных стрельб 12 августа 2000 г.?


    Мутная вода вокруг «Курска»

    …Версия столкновения c американской подводной лодкой появилась в первые дни после трагедии как одна из десятка версий, когда информации об обстоятельствах гибели корабля и экипажа было минимум. Затем версия столкновения сама собой затухла… Но в 2004-2005 годы «американская версия» не только возродилась, но стала началом широкого хождения по газетам, журналам и интернет-страницам. Стремительное и массовое развитие точки зрения причастности американцев к гибели «Курска» совпало с ухудшением российско-американских отношений.

    Антиамериканские настроения стали благодатной почвой для дезинформации о причастности американцев к гибели «Курска».

    К версии столкновения приросла версия атаки «Курска» американской торпедой МК-48… Речь идет о нашумевшем фильме Жана-Мишеля Карре «Курск»: подводная лодка в мутной воде»… По французскому каналу France-2 фильм показали только один раз, и большой известности он не получил, но пару лет назад фильм показали по канадскому телевидению, и он вызвал многочисленные отклики в СМИ и в интернете. Фильм получил Гран-при Международного фестиваля полнометражного документального кино (ФИГРА). Сейчас он «бродит» по интернету с припиской: «Этот фильм никогда не будет показан в России». Правда, в июне 2007 года он был показан в Государственной думе.

    …В общих чертах сказочный сюжет, рассказанный в фильме, выглядит следующим образом: русская подводная лодка «Курск» испытывала новую торпеду-ракету «Шквал», которую хотели купить китайцы. Китайская делегация присутствует на учениях.

    Невдалеке «крутились» две американские подводные лодки «Мемфис» и «Толедо», которые очень не хотели и не могли смириться с тем, что китайцы могут приобрести это грозное оружие. «Толедо» маневрирует в опасной близости от «Курска», а «Мемфис» ведет наблюдение на расстоянии, при этом американские субмарины должны своими маневрами дать понять, что Америка против продажи Китаю торпедо-ракет «Шквал». «Курск» сообщает об опасном маневрировании на «Петр Великий», и в воздух поднимаются истребители, а корабли сближаются с «Курском».

    «Толедо» в конце концов получает то, что «просила», и сталкивается с нашим крейсером, как баржа бы столкнулась с маленькой лодкой, а затем медленно «отползает» в США. Экипаж «Мемфиса» слышит звук — «Шквал» загружается в торпедный аппарат — и производит по «Курску» выстрел новой торпедой МК-48 с боеголовкой из обедненного урана... Китайцев срочно грузят в вертолет, и командующий Северным флотом, он же руководитель учений, адмирал Попов высаживает их на землю.

    «Мемфис» тоже пострадал, но своим ходом за двое суток «доковылял» до норвежской базы в Бергене, и там его засняли с помощью спутников-шпионов журналисты из еженедельника «Версия» и норвежская журналистка, пробравшаяся на базу. Снимки, естественно, приводятся. При этом так называемый «Мемфис» находится на плаву, а на его палубе перед рубкой сфотографирована брезентовая палатка, которая якобы закрывает носовой аварийный люк, что свидетельствует о тяжелой аварии. Снимки в порту не позволяют идентифицировать подводную лодку даже по типу.

    Для предотвращения термоядерной войны президент России, он же главнокомандующий, Владимир Путин остается на отдыхе в Сочи и несколько раз по телефону говорит с Биллом Клинтоном, который уговаривает Путина не начинать мировую войну. В Москву прилетает директор ЦРУ Джордж Тенет, который «утрясает» конфликт. Америка списывает российские долги, а Россия получает кредит в 10 миллиардов долларов. Путин молчит об этом до сих пор, только убирает группу адмиралов, но не за то, что они виновны в гибели корабля и 118 членов экипажа, а за то, что они озвучили американскую версию гибели «Курска».

    …Попробуем хоть как-то проследить ход мыслей авторов и сопоставить эту мысль с фактическими обстоятельствами. Итак, судя по фильму, первый взрыв был вызван попаданием в «Курск» американской торпеды МК-48.

    …Во-первых, МК-48 — это не противотанковая болванка, принцип боевого применения этой торпеды совсем иной — это мощный взрыв в непосредственной близости от корпуса атакуемого корабля, силу взрыва усиливает гидравлический удар.

    …Во-вторых, как известно, норвежские, российские и британские сейсмические станции зафиксировали два взрыва: первый — слабый, по разным оценкам, он составил от 10 до 40 кг взрывчатого вещества (ВВ) в тротиловом эквиваленте на глубине 30-40 метров; второй взрыв зафиксирован через 135 секунд, и его сила соответствовала около 5000 тонн ВВ в тротиловом эквиваленте, что аналогично землетрясению в 3,5-4,2 балла по шкале Рихтера.

    …25 мая 2009 года южнокорейское агентство «Ренхап», со ссылкой на представителя правящей партии, сообщило о возможном испытании в КНДР ядерного оружия. Сейсмографы в Южной Корее зафиксировали «искусственный подземный толчок» магнитудой 4,5 балла.

    Сравните: в Северной Корее — 4,5 балла по шкале Рихтера — испытание ядерной бомбы, а второй взрыв на «Курске» — 4,2 балла. А это означает, что «Толедо» осталась бы лежать на дне после столкновения, а «Мемфис» лежал бы рядом в результате повреждений при втором взрыве.

    …Модернизированный «Шквал» может иметь боеголовку не менее 350 кг ВВ. Для взрыва такой силы, который погубил «Курск», требуется взорвать не менее 14 «Шквалов».

    …Апологеты «американской» версии в качестве доказательств используют две фотографии: снимок многоцелевой американской подлодки на базе в Норфолке с изуродованной носовой частью и сделанная из космоса фотосъемка подводной лодки, стоящей у пирса в Норвегии.

    Первая фотография — это американская подводная лодка «Сан-Франциско». Повреждения носовой части были получены ею 8 января 2005 года недалеко от острова Гуам при столкновении с подводной скалой.

    Норвежцы подтвердили, что в августе «Мемфис» заходил на базу в Хавтрюгте. Норвежские военные утверждали, что на лодке не было никаких повреждений, это был заранее запланированный визит.

    «По поводу фотоснимка, сделанного российским спутником, капитан Гунар Ветлиорда сказал: «Это очень старая фотография, которую сняли несколько лет назад. Здесь указано, что этот корабль называется «Фрегат Осло». Но «Фрегат Осло» затонул в 94-м году в заливе, недалеко от Бергена. К тому же, как вы видите, здесь между пирсом и берегом — кусочек моря, а он уже давно засыпан землей. Так что это очень-очень старая фотография…» (Цитата из репортажа НТВ. )


    Заговор хорошо продается

    …C самого начала трагедии версий гибели «Курска» было около десяти.

    Версия №1. Внутренний взрыв.

    Версия №2. Столкновение с иностранной подводной лодкой.

    Версия №3. Столкновение с надводным объектом.

    Версия №4. Мина Второй мировой войны.

    Версия №5. Поражение собственной ракетой с «Петра Великого».

    Версия №6. Поражение ракетой наземного базирования.

    Версия №7. Террористический акт.

    Версия №8. НЛО.

    Версия №9. Торпедная атака иностранной подводной лодкой.

    Версия №10. Пожар в аккумуляторном отсеке.

    Кроме версий существуют еще и подверсии.

    Например, версия №1 «Внутренний взрыв» имеет подверсии: человеческий фактор (ошибка экипажа); неисправность торпеды, в том числе повреждение торпеды при загрузке в подводную лодку; заводской брак; неправильное хранение.

    Версия №8 «Торпедная атака иностранной подводной лодкой» имеет подверсии: по государственной принадлежности (американские, английская, наша); тип используемой торпеды: торпеда с наконечником из обедненного урана, обычная торпеда (американская МК-48); торпеда с медным наконечником для прожигания корпуса корабля. Кроме того, эта версия варьируется по мотивам атаки: ракета «Шквал», предупреждение атаки со стороны «Курска». Возникали и комбинированные версии: столкновение с американской подводной лодкой, а затем торпедная атака другой американской подводной лодкой.

    По ходу расследования одна за другой отпадали версии, сохранилась одна — внутренний взрыв. Все последующие версии, а также реанимируемые старые, вызывались причинами политического характера, в том числе и обсуждаемый фильм. «Американская» версия — не что иное, как попытка российских адмиралов снять с себя ответственность за гибель экипажа даже ценой признания, что как военно-морские командиры они оказались полным говном.

    В первые дни после катастрофы главком ВМФ Владимир Куроедов заявил, что «более чем на 80% уверен в столкновении «Курска» с иностранной субмариной». Похоже, что и сейчас, несмотря на подписанный им Акт правительственной комиссии, он продолжает считать так же.

    …А вот что написали журналисты New York Times в номере от 29 августа 2000 года (через 16 дней после гибели «Курска»): «Американская шпионская подводная лодка сообщила, что записан взрыв торпеды на борту «Курска».

    В этой статье подтверждается, что подводная лодка «Мемфис» находилась в Баренцевом море и наряду с другой, не названной в этой статье лодкой, наблюдала, а по сути, вела разведку за ходом учений Северного флота. 18 августа 2000 года, через шесть дней после взрыва, без всяких повреждений вошла в норвежский порт Берген, посещение которого было запланировано заранее, неся на борту информацию о трагедии и доказательства того, что случилось шесть дней назад, а также данные о проведении так называемой поисково-спасательной операции.

    Приход «Мемфиса» в норвежский порт «наложился» на первоначальную версию столкновения с неизвестной подводной лодкой, которая была озвучена тогдашним министром обороны Игорем Сергеевым, и породил слухи о наличии повреждений «Мемфиса». Должностные лица Пентагона, на которых ссылаются журналисты, говорят, что наиболее вероятной причиной гибели «Курска» стала дефектная торпеда, которая привела к двум взрывам и стала причиной гибели «Курска» и большей части экипажа. С какого расстояния осуществлялось это наблюдение, представители военного ведомства США не сообщили (я полагаю, чтобы не раскрывать технические возможности американских подводных лодок), но отмечают, что никаких столкновений с русскими подводными лодками американской лодки не было и «Мемфис» не имел повреждений.

    При заходе в норвежский порт экспертами с «Мемфиса» были выгружены записи гидролокаторов и других приборов, и, как я полагаю, они были направлены самолетом через океан.

    Эксперты Военно-морской разведки США проанализировали записи и другие материалы и подтвердили версию гибели «Курска» в результате топливного взрыва торпеды с последующей детонацией боезапаса. Американцы установили причину гибели корабля и экипажа через 16 дней после трагедии. К таким же выводам российская прокуратура пришла после осмотра поднятого со дна «Курска», многочисленных экспертиз и допросов, спустя почти два года.

    Процитирую также мнение французского адмирала в отставке Камиля Селье в интервью газете Liberation (12 августа 2005 г.). В интервью адмирал заявил: «В торпедном аппарате субмарины при пуске взорвалась одна из торпед. Речь идет о тактической ракете, использующей перекись водорода. В 50-е годы англичане разрабатывали торпеды этого типа, но отказались от них после взрыва на борту субмарины HMS Sidon, затонувшей в 1955 году. Русские были единственными, кто их использовал, и, по нашим сведениям, никогда не испытывали с ними проблем. Нам не известны конкретные причины этого взрыва. Он тут же вызвал «непреодолимую», как мы говорим, течь, которую невозможно остановить. После первого взрыва, эквивалентного 60 кг тротила, подлодка затонула носовой частью. Единственный выход в таких случаях — ускорить движение, чтобы попытаться всплыть. Но дно было близко — на расстоянии 105 метров, тогда как длина «Курска» составляла 154 метра. Через две минуты он врезался в дно… Из-за удара, а также из-за того, что первый взрыв сделал ненадежными остальные торпеды, детонировали заряды, складированные в носовой части. Мощность взрыва была эквивалентна 6 тоннам тротила».

    Французский адмирал дал очень точную оценку версии о столкновении и об атаке «Курска»: «Сразу же после катастрофы адмирал Попов, командующий Северным флотом, выдвинул версию о столкновении с американской подлодкой. Они пытались доказать, что это было нападением. Типичная реакция времен холодной войны. Очень скоро, вероятнее всего, уже в сентябре 2000 года, американцы — естественно, присутствовавшие в той зоне, как это бывает на всех крупных учениях, — продемонстрировали президенту Путину записи, которые они сделали. И Путин отправил своих адмиралов в отставку. Правда, кое-кто до сих пор цепляется за версию об американской подводной лодке. Заговор — это то, что хорошо продается!»

    Третья записка

    …В период с 20 октября по 6 ноября 2000 г. из «Курска» были извлечены и опознаны тела 12 моряков: Аряпова P.P., Борисова A.M., Бочкова М.А., Бражкина А.В., Гесслера Р.А., Колесникова Д.Р., Коркина А.А., Кубикова Р.В., Кузнецова В.В., Майнагашева В.В., Мартынова Р.В. и Садиленко С.В. …Были обнаружены три записки. Две из них — это записка Колесникова и записка Садиленко. Из этих записок было известно, что после взрыва подводники из 7-го и 8-го отсеков какое-то время жили (2,5 дня). Содержание третьей записки обнародовано не было, что породило массу спекуляций. Вот как о записках писала газета «Жизнь»: «Удалось получить сведения от судмедэксперта Игоря Грязнова. Он утверждает, что еще одна записка, написанная три дня спустя после аварии, была найдена в карманах Дмитрия Колесникова. Она написана для главнокомандующих и содержит информацию о гибели «Курска». Судмедэксперт настаивает на том, что вице-адмирал Моцак настойчиво просил об этом молчать. Содержание этого письма так никогда и не будет опубликовано»… Публиковался даже текст так называемой записки: «Командир умер… я остался старшим офицером на лодке… Больно… Убили…15 августа».

    Человека с фамилией Игорь Грязнов среди судебно-медицинских экспертов, участвовавших в проведении экспертиз или следственных действий, не было. Ни в одной из записок нет фразы: «НАС УБИЛИ». Засекреченность записок — это тоже ложь.

    …Записи Дмитрия Колесникова состоят из трех фрагментов, которые отличаются не только по адресату, но и по условиям их написания. Первый начинается так: «Список л/с 6, 7, 8, 9 отс., находящиеся в 9-м отсеке после аварии 12.08.2000 г.». Второй фрагмент записи обращен к жене: «Олечка…». Эта записка датирована 12.08.2000 года 15.15, а не 15.45, как указали эксперты.

    Следующая часть записки начинается словами: «Здесь темно писать, но на ощупь попробую» и заканчивается легендарными словами: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».

    Этот фрагмент последних слов, дошедший к нам со дна Баренцева моря, не датирован. По топографии его расположения на листе и по содержанию очевидно, что он написан позднее, в другой обстановке. В третьей части записки, которая тоже не датирована, налицо дезорганизация почерка офицера, снижение координации движений, появление извилистости и изломанности прямых штрихов, угловатости овалов, неравномерности размера, наклона и размещения букв.

    Из приведенных текстов можно сделать выводы:

    2. Последняя часть написана в темноте.

    3. Подводники готовились к выходу в то время, когда света в отсеке уже не было.

    4. Капитан-лейтенант Колесников вполне реально оценивает шансы на спасение.

    5. В тексте записей и в почерке Колесникова признаков стресса я не нашел.

    В уголовном деле есть еще одна записка капитан-лейтенанта Сергея Садиленко.

    Записка Сергея Садиленко также подтверждает подготовку к выходу на поверхность, описываются трудности при покидании корабля, и тоже никаких признаков стресса.

    Теперь про третью записку.

    Записка сугубо личная. Я ее публикую, чтобы прекратить спекуляции:

    «Милые мои Наташа и сынок Саша!!!
    Если у Вас это письмо значит меня нет.
    Я Вас обоих очень люблю.
    Наташа, прости меня за все.
    Сашуля будь мужчиной.
    Я вас крепко целую.
    Борисов А.М.».

    1 Отрывок из будущей книги. Газетный вариант.
    2 Кремальера - это ручка, вращая которую вокруг собственной оси, можно открыть или закрыть крышку торпедного аппарата, а также другого устройства, например, крышки люка, если нужна герметичность.
    3Книга В. Устинова «Правда о Курске».
    4 Командиром БЧ-3 на К-141 «Курск» в то время был капитан-лейтенант Томилин.
    5 БЧ-3 — боевая часть, минно-торпедное подразделение.
    6 Курс боевой подготовки АПЛ от 87-го года.
    7 КБР - корабельно-боевой расчет.
    8 ВВД - воздух высокого давления.
    9 Заместитель начальника Главного Управления боевой подготовки ВС РФ по ВМФ, один из экспертов по делу «Курска», автор неопубликованной монографии «В кильватерном строю за смертью».
    10 Игорь Спасский. «Курск» после 12 августа 2000 года. - М.: Русь, 2003. С. 152-157.
    11 Головной корабль этого проекта «Северодвинск» спущен на воду 15.06.2010. В постройке находится второй корабль — «Казань», строящийся по усовершенствованному проекту 885М (08851) «Ясень-М». Весной 2011 года правительство сообщило о планах строительства еще 8 таких лодок.
    12 ркр — ракетный крейсер
    13 АС — аппарат спасательный
    14 ПК — плавкран
    15 ГС — госпитальное судно
    16 Система контроля окислителя (СКО) для перекисно-водородных торпед калибра 650 мм.
    17 Курс боевой подготовки АПЛ 87-го года

    Экспедиция - Михаил Васильевич, как вы думаете, почему именно вас назначили начальником Экспедиции особого назначения (ЭОН), созданной для подъема "Курска"? Ведь по всей логике экспедицию должен был возглавлять человек, который руководил спасательной операцией в августе 2000 года, командующий Северным флотом адмирал Попов. - Я тоже был удивлен. Назначение адмирала Попова было бы самым логичным с точки зрения иерархической лестницы. Но таково было решение Главнокомандующего ВМФ адмирала флота Куроедова, согласованное с вице-премьером Клебановым. - С чего вы начали свою работу на этом посту? - С формирования структуры и команды. Без нормально функционирующего организма, в котором каждый человек - это звено, которое находится во взаимосвязи со множеством других звеньев, невозможно решить ни одну задачу. Всю жизнь у меня был принцип - какую команду построишь, такой результат и получишь на выходе. И тот штаб, который мы создали, очень хорошо проработал в море ровно 100 дней. - Какие моменты работы экспедиции вы бы назвали самыми важными, ключевыми? - По сложности - отрез первого отсека. По огромному моральному напряжению - отрыв лодки от грунта. Но самым сильным впечатлением лично для меня оказался момент, когда мы остановили подъем и на глубине 54 метра увидели с помощью телекамер, что представляет собой висящая на захватах подлодка: искореженное, изрезанное, израненное тело. Я уж не говорю о шоке, который я испытал, когда увидел подлодку после всплытия в доке. Ни одна картина, изображающая ад, не передаст то, что представляли собой 2-й и 3-й отсеки. - Как обычные, рядовые матросы и мичманы воспринимали подъем лодки? - Сказать, что они понимали масштаб задачи, - не сказать ничего. "Петр Великий" вернулся на базу 10 октября. К этому времени на нем должно было быть уволено почти 300 матросов. Все они написали рапорты с просьбой отложить увольнения до окончания экспедиции. Многие из них всю жизнь будут считать самой важной задачей ту, которую они решали в экспедиции. - Высыпаться-то удавалось? - В море ходишь не для того, чтобы спать. Как руководитель, ты должен постоянно знать обстановку, которая складывается вокруг. Как можно думать о сне, когда рядом с тобой помощником начальника штаба экспедиции работает капитан 1 ранга Владимир Гелетин, сын которого погиб на "Курске"? - А конфликтов межличностных не было? - Не было. Нам некогда было. - Тяжело было стать рупором экспедиции? - Тяжело дилетанту, который не владеет сутью вопроса. А когда человек знает то, о чем он будет говорить, когда он размышляет об этом 24 часа в сутки и не один месяц, у него нет страха, потому что есть внутренняя позиция. - А в какой момент тогда, в августе 2000 года вы поняли, что "Курск" попал в настоящую крупнейшую катастрофу? - В ночь на 13 августа. Стало ясно, что если личный состав первых трех отсеков не воспользовался всплывающей камерой, то это означает либо гибель всего личного состава этих отсеков, либо настолько катастрофическое состояние корабля, что никакая борьба за живучесть там уже не ведется. - Почему же это не было сразу объявлено? Почему нас уверяли, что "подается воздух", что идет перестукивание? - Мы проиграли информационную ситуацию. Тема катастрофы "Курска" была в прошлом году отдана на растерзание СМИ. А мы очень дозированно говорили что-то надуманное, хотя всем было ясно истинное положение дел. Поэтому СМИ навязали всей стране и большей части мира, что ВМФ и государство не выполнили свои функции по спасению экипажа "Курска". Но уже 15 августа мы обладали полной информацией о реальном состоянии дел на лодке. Да, это была жестокая правда. И ее надо было давать. Сделано это было только 18 августа. В итоге только ленивый не плевал в ВМФ, не рождал свою версию и не считал необходимым рассказать, какой гениальный способ спасения личного состава он придумал, но никто не хочет его реализовывать. Никто не хотел понять, что для военных речь шла не о том, чтобы сохранить свои погоны, сберечь свой престиж. У военных основные понятия, которыми они руководствуются, - это честь, отечество и отвага. При этом честь ставится превыше всего, морской офицер свою честь ставит выше закона. Семья - Расскажите о вашей семье. - С любимой женой Наташей я познакомился в Севастополе, где в училище мы были в одной роте с ее братом. Процесс нашего взаимного присматривания друг к другу занял три года. Дальше все было стремительно за три месяца. И вот уже тридцатый год вместе. Она сама родилась в Севастополе. Там же в период моего отсутствия на берегу она родила мне двух сыновей. На этой же "чужбине", в городе русской славы похоронены ее папа и моя мама. Я, русский офицер, унижаясь, езжу на Украину, чтобы поклониться могилам своих родителей. Поэтому то, что произошло с СССР в 1991 году, оцениваю как величайшую трагедию - свою и большинства людей, которых я знаю. Наташа всю жизнь связана с работой в электрических сетях, от простого электромонтера до начальника отдела охраны труда и энергонадзора. Считается одним из лучших специалистов на Северном флоте. Человек, который всю жизнь трудится с простыми работягами, поэтому в ней нет ничего от генеральских и адмиральских жен. Она в этом плане является для меня человеком, который способен достаточно грамотно раскритиковать меня, если я слишком задеру где-то нос. - Знаю, что ваш старший сын Анатолий тоже стал моряком. Хотел с детства? - Он смотрел передачу "Служу Советскому Cоюзу!" и в зависимости от тематики говорил: "Папа, хочу стать летчиком. Мне прикажет командир сделать "мертвую петлю", я ее сделаю!" В слдеующей передаче о пожарных рассказывают, он говорит: "Буду пожарным! Скажут в огонь - я пойду в огонь!". Смотрит про пехотинцев, все упали в грязь и ползут по луже с автоматами. Он говорит: "Нет, папа, пойду в пехоту. Скажет командир: ложись в грязь, лягу в грязь". Теперь он морской офицер, капитан-лейтенант, служил на подводных лодках и даже ходил вместе с Геннадием Лячиным в море. Я считал Лячина, когда он был старшим помощником у капитана 1 ранга Ежова, - самым лучшим. Сын набирался у него разума и хороших офицерских традиций. Младший Сергей, поглядев на все тяготы и лишения морской службы, избрал самую мирную профессию - "менеджмент в строительстве". И сейчас успешно учится на пятом курсе Московского государственного строительного университета. Море - Какой у вас стиль руководства в море? - Всю жизнь я старался опираться на самые лучшие качества людей, несмотря на то что иногда ошибался и те, которым я доверял, на поверку оказывались негодяями. Но большинство людей воспитаны на нормальных человеческих ценностях, поэтому, когда опираешься на здоровые принципы и традиции воспитания, то получаешь больше всего на выходе. Видимо, в этом плане мне с людьми везло, потому что они пахали на меня не за страх, а за совесть. Это самое приятное. Одним из высочайших качеств начальника я считаю его способность своевременно и очень достойно оценить то, что делают его подчиненные. Сказать спасибо за работу - это человека окрыляет. А когда этого нет, то работа превращается в череду приказаний и докладов об их исполнении, и это неправильно. - А если человек не справляется? - Неисполнительность и необязательность я, как военный человек, не терплю. Для своих подчиненных ввел "правило двух китайских предупреждений". При первой ошибке или невыполнении приказания я предупреждаю подчиненного в достаточно жесткой форме. Второй раз во многом бывает предопределяющим, чтобы наши пути как начальника и подчиненного разошлись. - А что вы больше всего цените в людях, в сотрудниках? - Душевную доброту и умение чувствовать ситуацию сердцем. Хоть я и военный человек и в общем-то должен был за годы службы быть закован в панцирь и лишен всяких эмоций, но склад ума и души не позволяет мне равнодушно взирать на то, что происходит в жизни, независимо от того, касается ли это моей гражданской позиции, военной карьеры или взаимоотношений с людьми. - А чем отличается служба на подводной лодке от других подводных профессий? - Особенность подводной службы - нахождение в рабочем состоянии круглые сутки. Даже спишь одетый, настроенный на определенный шум внутри подлодки. Малейшее изменение этого шума характеризует ненормальность, возникающую в системах корабля. Постоянное чувство готовности к действию. - Вы испытываете страх в море? - Я лучше расскажу, что я почувствовал, когда впервые при мне, младшем офицере, была объявлена аварийная тревога на подводной лодке. Несмотря на то что меня готовили ко всему этому в учебном центре, на тренажерах, первое чувство, особенно если ты находишься в аварийном отсеке, - чувство ватности ног. Но я не стыдился. Здесь многое зависит от того, кто возглавляет отсек, - от человека, который сумеет взять власть на себя и дать указания, чтобы начать действовать. Потом, например, если бы прошло секунд 15-20, до меня бы дошло, что я офицер, я подготовлен и я должен принимать решения. Но я в тот момент времени осознавал, что нахожусь в постороннем отсеке, поступаю в распоряжение командира отсека и должен выполнять его приказы. Ожидание, растерянность и ватные ноги - это я запомнил на всю жизнь. Много раз потом в моей службе звучал перезвон аварийной тревоги, и я все благоприятные периоды плавания готовил себя к действиям при авариях. Я сам себе ставил аварийную задачу и думал, как ее решить. Жизнь научила, что борьбу за живучесть нужно вести так, когда каждая отданная команда - это элемент решения, а каждая выполненная команда - это элемент его реализации. И еще я понял сам и всю жизнь учил других, что на спасение корабля и людей у меня 30 секунд, максимум минута. - Можете кратко сформулировать свой опыт моряка? - За период своей службы совершил 24 боевые службы, имею наплаванность 380 тысяч миль, сколько лет провел под водой, не считал. Был в 19 морях и 4 океанах. Еще мне повезло в жизни: вместе с Героем России Тимуром Апакидзе я взлетал и садился на палубу авианосца "Кузнецов". - Каково, на ваш взгляд, будущее российского флота и России как морской державы? - Оно целиком зависит от реализации основ военно-морской политики до 2010 года и военно-морской доктрины - будут ли это действующие документы или же обыкновенные парадные декларации. Мы пока еще слишком бедная страна, чтобы надеяться, будто радужное будущее для нашего флота наступит даже в 2010 году. Но хотелось бы, чтобы на рубеже 2010-2015 годов мы перешли ту черту, которая позволит нам на основе традиций, опыта плавания и школы, которые имеются сейчас, перейти к новому флоту. Об этом и о будущем моей страны я тоже написал стихотворение: Не в новый век, в тысячелетье Нам посчастливилось войти. Вновь испытанье лихолетьем Лежит на жизненном пути. Но только верю, хватит силы Преодолеть любой завал У нашей матушки-России. Ведь все народ ее познал. Я верю, в двадцать первом веке Мы возродимся как страна. И человека в человеке мы будем видеть. Ведь сполна Страна испила горя чашу. И я хочу, чтоб счастья свет Согрел теплом отчизну нашу, Которой лучше в мире нет. - Спасибо большое за интервью. И позвольте от имени редакции поздравить вас с днем рождения, пожелать всего доброго и светлого. Пресс прессы Михаила Моцака я помню в деле - двенадцать лет назад мы оказались с ним в одном прочном корпусе. Я - в качестве прикомандированного, он - старшего на борту. За три месяца боевой службы у меня была возможность составить представление о характере этого человека. Одно могу сказать точно: крупно просчитался тот, кто во всей этой эпопее с подъемом лодки отвел ему роль обкакавшегося, а потому нещадно выпоротого мальчика. Товарищ Моцак, стоит его тронуть, сам выпорет кого угодно. Если на карту поставят его карьеру. Владимир Темный, Грани.Ru Блиц-опрос - Ваш любимый вид спорта? - Теннис. На достаточно постоянной основе занимаюсь этим примерно 12 лет. У нас в Североморске отличный клуб теннисистов "Полярная звезда", в основном он состоит из офицеров и их жен. - Кроме тенниса чем-нибудь занимаетесь? - Всю жизнь старался держать в тонусе мышцы. В экспедиции на "Петре Великом" был достаточно хороший тренажерный зал. Худо-бедно раз 15 я 60-килограммовую штангу толкал. - О вас говорят, что вы неплохой фотограф. - Снимаю всю жизнь. Есть чувство композиции. На текущий момент у меня пять фотоаппаратов. Самый удобный - цифровой, который позволяет все видеть на экране компьютера. Очень много фотографий я сделал во время Экспедиции особого назначения. Некоторым из них очень завидует наше разведуправление - это снимок норвежского разведсудна "Марьятта". Я его с вертолета снимал. - Что вам не нравится в людях? - Эгоизм и лицемерие. -Кем вы хотели быть в детстве? - Я хотел заниматься дельфинами. Теперь в дельфинарии я хожу, чтобы приучить к морским животным, морской фауне и флоре своего внука Мишутку. Ему три года. Не думаю, что это пора, когда он окончательно определится с профессией. Но мою адмиральскую фуражку он надевает с удовольствием. - Подводники - люди суеверные? - Страшно суеверные. У меня есть суеверное меховое пальто, в котором я плаваю много лет. Cуеверная шапка - рыжая, выцветшая, с непонятным зеленым крабом - я в ней в море хожу с 1978 года. Есть такие же суеверные ботинки. Еще мы не любим ходить в море 13-го числа и по понедельникам. - Но "Курск" поднимали в понедельник. - Да, но поскольку мы люди суеверные, то объявили, что 7 октября, в воскресенье, в 12 часов создана нагрузка на стрендах, и по существу это стало началом этапа подъема субмарины. Биографическая справка Михаил Васильевич Моцак родился 22 ноября 1949 года в г. Москве. В 1972 году закончил Черноморское высшее военно-морское училище им. Нахимова по специальности "Системы управления ракетами подводных лодок". В 1982 году с отличием окончил 6-е Высшие специальные офицерские классы ВМФ и стал командиром крейсерской подводной лодки, которая в течение двух лет объявлялась лучшей АПЛ ВМФ, завоевывая призы Главнокомандующего ВМФ. С августа 1985 года становится заместителем командира соединения АПЛ, а с июня 1991 года - командиром соединения. В 1991 году окончил Военную академию Генштаба имени К.Е. Ворошилова. В январе 1995 года назначен командующим объединением подлодок Северного флота (СФ). 22 февраля 1996 года ему присвоено звание вице-адмирала. В мае 1999 года назначен начальником штаба - первым заместителем командующего СФ. Награжден Золотой звездой Героя Российской Федерации, 4 орденами и 12 медалями. Женат, имеет 2 сыновей. В июле-октябре 2001 года командовал Экспедицией особого назначения по подъему АПЛ "Курск".

    В то время как контр-адмирал в отставке Михаил Моцак служит помощником полпреда Президента РФ в СЗФО, одновременно возглавляя Совет Героев Советского Союза и Российской Федерации, его сын Сергей манипулирует с чужой собственностью в акватории Невы.

    В то время как контр-адмирал в отставке Михаил Моцак служит помощником полпреда

    Президента РФ в СЗФО, одновременно возглавляя Совет Героев Советского Союза

    и Российской Федерации, его сын Сергей манипулирует с чужой собственностью

    в акватории Невы.

    По иронии судьбы, теплоход, который осуществляет бункеровку в порту Санкт-Петербург флотским мазутом, зовется «Амуром». Когда-то будущий контр-адмирал начинал офицерскую карьеру инженером в лаборатории авиационно-ремонтной базы Тихоокеанского флота, расположенную, как удалось определить, недалеко от дальневосточной реки с таким же именем.

    Потом Михаил Моцак ушел в подводники, заслужил ордена и медали, был удостоен самого почетного звания в стране. А в отставку контр-адмирал отправился в 2001 году, вскоре после распоряжения Президента России об освобождении всего руководства Северного флота из-за гибели экипажа АПРК «Курск».

    С тех пор он подвизается на государственной службе, координируя на Северо-Западе деятельность органов военного управления, подразделений Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Но сын Сергей избрал для себя иную стезю. И, похоже, не прогадал.

    Мазутные барыши

    Позапрошлым летом один из крупных петербургских нефтетрейдеров – ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг», дало сильный крен. Специализировался холдинг на дозаправке судов топливом, так называемой бункеровке. Санкт-Петербург – город портовый, носит гордое звание Морской столицы России, и поэтому многие годы «ЭКО «Феникс» богател и благоденствовал. Но к 2009 году ситуация в корне изменилась, компания-бункеровщик начала продавать самое ценное, что у нее было – собственный флот. Так случилось с теплоходом «Амур», который приобрело некое ООО «ЭКОТэк», принадлежащее в том числе Сергею Моцаку. Новый владелец без проволочек зарегистрировал право собственности на судно в Северо-Западном Управлении Государственного морского и речного надзора и начал зарабатывать деньги на мазуте.

    Однако за два дня до продажи теплохода «Амур», 24 июня 2009 года, владелец холдинга уже принял решение о ликвидации ОАО, назначив ликвидатором Виталия Осипова и прекратив его полномочия как генерального директора. Тот провел инвентаризацию общества и выяснил, что общая стоимость имущества составляет 626, 31 млн. рублей, а признаваемые требования кредиторов – 704, 05 млн. рублей. После чего начал процедуру банкротства.

    Уже в октябре того же года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг» банкротом по делу №А56-53851/2009.

    В рамках проведения процедуры банкротства, конкурсный управляющий в соответствии с действующим законодательством оспорил договор купли-продажи теплохода. И ООО «ЭКОТэк» обязали вернуть спорное судно в собственность ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг».

    Еще немного юриспруденции. Высшие судебные органы России в апреле 2010 года разъяснили, что если в решении предусмотрен возврат недвижимого имущества одной из сторон сделки, то это является основанием для восстановления в госреестре записи о праве собственности этой стороны на недвижимость. В нашем случае – холдинг должен был получить «Амур» обратно. Причем в соответствии со ст.187 АПК РФ – немедленно.

    Вряд ли такой вердикт устраивал ООО «ЭКОТэк». Вероятно, звучная фамилия собственника компании вызвала у представителей регистрирующего органа настоящую «кессонную болезнь», которой страдают подводники: из-за резкого снижения давления в крови образуются пузырьки газов, которые блокируют кровоток и могут привести к параличу.

    Не торопился возвращать теплоход назад и Сергей Моцак. Его юристы принялись оспаривать судебное решение вплоть до Президиума ВАС РФ. Хотя результаты длительной тяжбы оказываются не в пользу ООО «ЭКОТэк», оно продолжает вовсю эксплуатировать теплоход.

    Согласно отчету первого заместителя капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» по безопасности мореплавания Михаила Харьюзова № 02/КП-1814 от 08.12.2011, судно «Амур» до сих пор осуществляет бункеровку судов практически ежедневно.

    Странное дело, но почему-то судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный лист, не принялся рьяно возвращать теплоход ОАО «ЭКО «Феникс Холдингу». И как его, «Амур», возвращать? Это же не оборудование или ценная вещь, которую можно погрузить в багажник автомобиля… Да и неясная тень контр-адмирала, которая нет-нет да и мелькнет в окне полпредства, не располагает к зряшной суетливости.

    Казалось бы, расклад понятен. Пока компания-банкрот оформляла несостоятельность юридически, один из ее активов ушел «на сторону» и до сих пор не возвращен назад, несмотря на судебное решение.

    Дело шьют?

    Время обратиться к материалам уголовного дела №377353, возбужденного 22.04.2011 следственным управлением при УВД по Кировскому району Санкт-Петербурга

    по признакам преступления, предусмотренного ст.30 ч.3 и ст.159 ч.4 УК РФ. Инициатором разбирательства выступил генеральный директор ООО «ЭКОТэк» Дмитрий Галданов, который прекрасно знал истинное положение дел.

    Вспомним о том, кто координирует в наших краях деятельность правоохранительных органов...

    Следствием установлено, что 26.06.2009 представитель ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг» Виталий Осипов продал теплоход ООО «ЭКОТэк» за 11,00 млн. рублей. То, что «Амур» находился в залоге у «Росбанка» по договору об ипотеке, а новоиспеченный ликвидатор компании-продавца не имел полномочий на совершение этой сделки, никого не смутило. После того как холдинг официально признали банкротом, теплоход должен был, как мы раньше говорили, вернуться назад, а незадачливый покупатель – получить потраченные деньги. Но не сразу, а встав в длинную очередь кредиторов.

    Часто вы видели, чтобы адмиральские семьи стояли в очередях вместе с простолюдинами?

    Тем более что реализуемых активов у обанкротившегося нефтетрейдера насчитывалось меньше, чем долгов. Не желая мириться с таким положением дел, ООО «ЭКОТэк» обвинило неустановленное лицо в том, что оно, путем обмана и злоупотребляя доверием, пытается завладеть… имуществом этой компании. Ведь даже при включении её в реестр кредиторов, вероятность возвращения денег оказывалась слишком мизерной.

    Оставим за скобками повествования, как Виталия Осипова вызывали летом 2009 года в высокие кабинеты, где шла речь о судьбе теплохода «Амур». Не будем подвергать сомнению смешную цифру, за которую судно спешно поменяло владельца. Постараемся не видеть несостыковок в действиях милицейского следствия, возбудившегося невзирая на вступление в законную силу судебных актов арбитражного суда и в противоречие с ними передавшего теплоход (вещественное доказательство) на хранение ООО «ЭКОТэк».

    «Амур» выплыл…

    А ведь у теплохода есть другой покупатель. В процессе банкротства ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг» конкурсный управляющий провел торги, опубликовав, как требуется, объявление в петербургских газетах. В итоге спорное судно должно было отправиться к фирме ООО «Амур», специально созданной для бункеровки в порту. Уставной капитал этого покупателя был минимальный, чтобы в случае проигрыша на торгах снизить риски практически в ноль.

    Но поскольку на основании ст.167 и ст.168 Гражданского кодекса РФ теплоход не выбывал из собственности ОАО «Эко «Феникс Холдинг», несмотря на отсутствие восстановленной записи в госреестре, воодушевленный победитель отправился за «Амуром»… И наткнулся на «кессонную болезнь» чиновников, регистрирующих права собственности.

    В середине ноября 2011 года Арбитражный суд СПб и ЛО рассмотрел иск ООО «Амур» к Северо-Западному Управлению Государственного морского и речного реестра, обязав последнего погасить в Государственном судовом реестре запись о праве собственности ООО «ЭКОТэк» на спорный теплоход, восстановить право за ОАО «ЭКО Феникс Холдинг» и зарегистрировать имущество на истца.

    Только свое судно ООО «Амур» не может получить и поныне. Как бы его не постигла трагическая участь АПРК «Курск»…