Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • В комфортной и доброжелательной атмосфере. На истфаке царит особая атмосфера доброжелательности и участия. Положительная социально-психологическая атмосфера коллектива, как основа полноценного развития дошкольника

    В комфортной и доброжелательной атмосфере. На истфаке царит особая атмосфера доброжелательности и участия. Положительная социально-психологическая атмосфера коллектива, как основа полноценного развития дошкольника

    «Адаптация десятиклассников» - Мотивы учебной деятельности. Тревожность. Старшеклассник. Основные задачи. Адаптация десятиклассников. Трудности адаптационного периода. Мнение. Уровень личностной тревожности десятиклассников. Мотивация. Интеллектуальная лабильность. Родители. Уровень интеллектуальной лабильности. Мотивация к достижению успеха.

    «Психологическое сопровождение процесса адаптации» - Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1, 5 и 10 классов. Психологический климат семьи. В пятом классе. Программа. «Классный руководитель глазами воспитанника». Подготовительный этап. В работе с десятиклассниками. Количество адаптированных и дезадаптированных учащихся. Для первоклассников.

    «Адаптация первокурсников в вузе» - Ведущие потребности юности. Самостоятельность. Модель авторитарная. Принципы тренинга. Основные этапы подготовки к тренингу. Социально-психологический тренинг. Положительный эмоциональный фон. Адаптация первокурсников. Модели поведения куратора. Адаптация. Психологические качества. Структура тренинга.

    «Адаптация учащихся в школе» - Сильнейший механизм. Урок в современной школе. Первоклассник. Необходимость адаптации. Испытание для школьников. Похвала и эмоциональная поддержка. Проблемы. Внимание. Процесс адаптации для учителя. Скрытая инструкция. Овладеть приёмами мотивации школьников. Авансировать детей. Физические паузы. Снятие страха.

    «Школьная дезадаптация» - Памятка родителям о воспитании детей. Ребёнок в школе. Нетерпимость и непримитимость в отношениях с детьми. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. Эгоизм и себялюбие. Узнайте на предлагаемых фотографиях своего ребенка. Неподготовленность к семейной жизни. Условия для успеха ребенка.

    «Адаптация школьников» - Адаптация 1,5 классов. Признаки дезадаптации. Мониторинг по русскому языку. Признаки успешной адаптации. Мониторинг по математике. Возрастные особенности младшего подростка. Уровень адаптации. Результат обучения, успешная адаптация зависит от мастерства учителя. Получение вузовского диплома. Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

    Всего в теме 9 презентаций

    1. Состояние страха: «Ничего страшного. Бывает, люди боятся…»

    2. Скрытая инструкция: «Ты же помнишь, что…»

    3. Авансирование: «У тебя получится…»

    4. Персональная исключительность: «Только у тебя и может получиться…»

    5. Усиление мотивации: «Нам это так нужно для…»

    6. Педагогическое внушение: «Приступай же…»

    7. Высокая оценка поступка, действия: «Вот это у тебя получилось замечательно!»

    Основные требования к проведению беседы

    1. Определить цель беседы, иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

    2. Определить целевые вопросы.

    ♦ Распределите эти вопросы в порядке их значимости.

    ♦ Обратите внимание на соответствие формулировки психологическим требованиям.

    ♦ Составьте план беседы, исходя из конкретной ситуации.

    3. Определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его).

    Вступление в контакт с собеседником (табл. 10)

    Таблица 10

    Создайте атмосферу доверия

    ♦ Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу.

    ♦ Контакту способствует собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

    ♦ Обстановка для беседы может быть:

    а) благоприятной: совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната;

    б) дискомфортной: присутствие, вмешательство других людей, незащищенность, беспокойство, тревога.

    ♦ Владейте собой, соблюдайте педагогический такт.

    ♦ Не обнаруживайте признаков властности.

    ♦ Не допускайте упреков, реплик и т. д.

    ♦ Поддерживайте обстановку взаимного доверия.

    Во время беседы следите:

    ♦ за особенностями речевого поведения собеседника:

    а) точностью мыслей, формулировок;

    б) оговорками, недомолвками;

    в) желанием уйти от ответа;

    г) паузами;

    ♦ за его эмоциональными реакциями:

    б) мимикой, жестами и др.

    ♦ за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты;

    ♦ за тем, не затронуто ли достоинство, самоуважение собеседника.

    Как правильно вести беседу

    Для этого нужно соблюдать некоторые правила:

    ♦ нельзя ставить вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);

    ♦ вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь задание?»);

    ♦ лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику.

    Важно слушать внимательно и доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать все, что вы хотите.

    Следует дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его! Помогите освободиться от возможных страхов. Одобряйте точность высказанных мыслей. Встречные вопросы могут быть заданы только с целью:

    ♦ помощи высказаться;

    ♦ помощи освободиться от возможных страхов;

    ♦ одобрения точности высказанных мыслей.

    Не прерывайте высказывания собеседника в случаях:

    ♦ его волнения;

    ♦ импульсивности;

    ♦ несущественности высказываний;

    ♦ незначительности деталей, отсутствия полезной информации и т. д.

    Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах.

    Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

    Если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую–то неточность (алогичность), не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу.

    Это необходимо!

    ♦ Радуйтесь вашему сыну, дочери.

    ♦ Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

    ♦ Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, не перебивая.

    ♦ Установите четкие и определенные требования к ребенку.

    ♦ В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.

    ♦ Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

    ♦ Говорите четко, ясно.

    ♦ Будьте терпеливы.

    ♦ Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».

    ♦ Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

    ♦ Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

    ♦ Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.

    ♦ Чаще хвалите ребенка.

    ♦ Поощряйте игры с другими детьми.

    ♦ Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

    ♦ Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.

    ♦ Приобретайте диски, кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

    ♦ Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и пр.).

    ♦ Регулярно водите ребенка в библиотеку.

    ♦ Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

    ♦ Не теряйте чувства юмора.

    ♦ Играйте с ребенком в разные игры.

    ♦ Чаще делайте что–либо сообща, всей семьей.

    ♦ Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес.

    ♦ Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.

    Не делайте этого!

    ♦ Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать. Другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

    ♦ Не задавайте слишком много вопросов.

    ♦ Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

    ♦ Не заставляйте ребенка что–нибудь делать, если он вертится, устал, расстроен.

    ♦ Не требуйте слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.

    ♦ Не поправляйте ребенка постоянно, то и дело повторяя: «Не так, переделай».

    ♦ Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».

    ♦ Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.

    ♦ Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

    ♦ Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.

    ♦ Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных скачков в развитии ребенка или некоторого регресса.

    ♦ Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседскими детьми, ни с его приятелями, ни с родственниками.

    Цели:

    1. Проанализировать состояние психологической атмосферы урока и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому.

    2. Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках.

    УРОК, основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин). ( Большой энциклопедический словарь).

    Благоприятная психологическая атмосфера урока служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

    В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

    Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.

    Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”.

    Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

    К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам.

    Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.

    Психологическая атмосфера. Задумаемся, что ее составляет? Пожалуй – это та атмосфера или «погода в соответствующем окружении»: коллективе взрослых или детей. Дома, в школе, на уроке, вне его...

    ЗДОРОВАЯ атмосфера и благоприятный климат на уроке, многое решают в сложном деле обучения и воспитания..
    Среда, обстановка и атмосфера урока должны благоприятствовать обучению и учению. Педагог воспитывает каждым своим жестом, интонацией голоса, направленностью своих интересов, Отношением к делу, выражением своего лица, улыбкой и т. д.
    Обучение, воспитывающее любовь к познанию, к труду, мышлению, творчеству, самостоятельности, к учебному предмету, науке и учителю - возможно лишь в атмосфере мажорного, полного радостями открытия труда учителя и учащихся. Как создается такая атмосфера?

    Прежде всего влиянием на учащихся своей личности - личности учителя, влюбленного в свою работу, в детей. На ребят завораживающе действует пример личности людей, много знающих, разносторонних, глубоких и волевых.
    Умный, обладающий психологической культурой учитель всегда обеспечит возможность каждому школьнику пережить радость успеха вне зависимости от способностей и степени его подготовки. Это обеспечивается искусством чуткого, внимательного подхода к каждому ученику. Необходимо знать индивидуальные особенности учеников, нужна умная, гибкая система педагогических воздействий на их психику.

    Всякая попытка учить бесстрастно, буднично, серо, воздействовать на мышление и память в обход чувств приводит к тому, что урок идет с ничтожным коэффициентом полезного действия. Эмоциональность не может не быть существенной чертой нормальной атмосферы урока.

    Ни один ответ ребят нельзя оставлять без какой-либо, хотя бы краткой рецензии, какого-либо оценочного суждения. Например, школьник недоумевает, отчего, недовольно поджала губы учительница и, не сказав ни слова, вызвала отвечать на тот же вопрос другого ученика. И этот другой старается уже не понять суть дела, а догадаться, какой формулировки ждет и добивается от них учительница.
    Чтобы не было такого положения, на уроке важна объективная оценка работы детей учителем, например,: «Точно», «Правильно», «Молодец», «А вот этого решения и я не знал - обсудим на занятиях кружка», «Здорово», «Неправильно», «Подумай, в каком звене рассуждений ошибка», «Вот пример, факт, опровергающий такое мнение, Найди-ка более правильное объяснение» и т. д. И все это - без упреков, нотаций, выговоров и обвинений. И все это - доброжелательно, с искренним признанием права каждого на ошибку.
    Тактичное, справедливое обращение с учениками помогает создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, вселить в него уверенность в своих силах и желание учиться. Даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, может вселять в него уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации достаточно, чтобы успокоить неугомонных, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – все это и способствует созданию положительных эмоций во время урока.

    Формы обращения учителя к ученикам

    1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.

    2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.

    3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная?.. Тогда на уроке займемся интересным делом, спрашивать вас не буду.”Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику.

    Ученики ценят в учителе доброжелательность, честность, принципиальность, ответственность, деловитость. Но более всего они ценят в нем человечность. Человечность же учителя вызывает ответную человечность учеников, которые начинают понимать, что учитель так же, как и они переживает, радуется и огорчается.

    Однако благоприятная психологическая атмосфера урока необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит и физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

    Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):

    1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

    2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

    3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

    4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

    5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.

    6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

    7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

    8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.

    9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

    10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя

    Технология, приемы общения (Д. Карнеги):

    1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

    2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

    3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

    4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

    5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

    «Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова...»

    слова из песни Булата Окуджавы

    В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

    Успешное проведение урока, следовательно и психологическую атмосферу урока создаёт сам педагог.

    Старайтесь:

    Видеть в каждом ученике уникальную личность.

    «Все дети талантливы».

    Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,

    доброжелательности.

    "Учиться победно!".

    Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.

    "Ребенок хорош, а плох его поступок".

    Предоставлять возможности и помогать детям.

    "В каждом ребенке – чудо, ожидай его".

    Запомните:

    Золотые правила психологической атмосферы на уроке

      Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

      Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

      Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

      Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

      Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

      Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

    И небольшая памятка для учителя:

    Памятка учителю.

    Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

    Не навреди! Ищи в детях хорошее.

    Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

    Не приписывай успех себе, а вину ученику.

    Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

    На уроке создавай ситуацию успеха.

    Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

    Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

    Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

    Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

    Оценивай поступок, а не личность.

    Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

    Мои воспоминания об университетских годах достаточно противоречивы: то, что весь первый курс я думала об отчислении, наложило свой отпечаток и на последующее обучение.

    Надо сказать, что наш курс уже 1 сентября 2010 года вызвал у преподавателей шок: из почти 120 человек, поступивших на истфак, сотня оказалась девушками. Надо сказать, я была не менее расстроена, чем преподаватели: перспектива учиться в женском коллективе, как ни крути, удручала – тем более, негативного опыта мне хватало сполна. Естественный отбор и «природное прилежание девочек» привели к тому, что к выпускному курсу я училась в группе «имени 8 марта».

    Вовлечение в процесс учёбы было непростым: я очень долго не могла понять систему получения баллов, а мой протест против километровых рукописных конспектов по психологии кончился потерей стипендии и первой из двух «троек» в дипломе. Когда же до меня дошло, что и как, я поняла, как жестоко меня обманула знакомая старшекурсница, сказавшая, что на факультете нет сессий. Конечно, нет! Потому что она не прекращается…

    Из-за нежелания учиться, я, наверное, стала одним из немногих студентов, не прошедших посвящение – специфическое достижение. Ко второму курсу я смирилась со многим (в том числе – и с собой), а после стала получать и удовольствие от учёбы. К этому времени начала формироваться наша компания, без которой годы учёбы наверняка были бы не такими яркими и запоминающимися, а годы после окончания университета – такими же насыщенными и нескучными.

    Ещё одно моё специфическое достижение – почти полное выполнение обета «Никакой общественной активности!». В школе мне сполна хватило дурацких мероприятий, на которые меня гнали вопреки моим интересам и желанию поэтому поступив в университет, я зареклась от всего этого. Благо, когда на одном курсе учатся больше ста человек, даже при принудительном отборе будет, кого выбрать.

    Как ни грустно это признавать, но именно с моего курса началась гонка за баллами, в ходе которой студенты очень многое теряют в знаниях. И если я не особо переживала, 91 или 98 баллов составляют мою пятёрку, то одна из однокурсниц не стеснялась выяснять у преподавателей, почему мне поставили «плюсик», а ей – нет. Было у нас и такое, что мы ссорились из-за очерёдности ответов – набрать баллы на семинаре было очень важно, ведь это была основная составляющая итоговой оценки. Женский коллектив и система неравномерного поощрения – сочетание такое же опасное, как советские ракеты на Кубе… С другой стороны, пахота на баллы приносила один очень приятный результат: сдав всё «автоматом», можно было получить недельный отдых между модулями.

    Со мной учились очень разные люди, и были среди них и те, кто попал на истфак, не любя – и не зная – историю. О, сколько минут смеха мне подарили их ответы и рассуждения! Мне удалось записать большую часть этих цитат, и я до сих пор перечитываю их, чтобы поднять настроение. Кто-то скажет, что ничего смешного в этом нет – как можно не знать свой предмет, но я успокою их тем фактом, что меньшая часть этих людей ныне работают по специальности. Да и вообще, из шестнадцати человек моей восьмимартовской группы преподают семеро.

    Вообще, размышления о работе в школе у нас велись с первого курса. И если я сразу знала, что ноги моей там не будет (у меня, как у педагога в третьем поколении, не было никаких иллюзий на этот счёт), то многим педагогическая практика серьёзно пошатнула взгляды на будущее. Оказалось, что школа – это не столько работа с детьми, сколько с унылыми и формальными отчётами – даже в процессе практики. У меня преподавание в школе не вызвало ни восторга, ни какого-то разочарования – я же знала, к чему готовиться. К тому же внутри самого факультета происходила масса событий, привлекающих внимание – как в учебные будни, так и во время наших истфаковских мероприятий. На многих из них я была фотографом: помимо того, что мне это интересно, в некоторых случаях это давало мне освобождение от участия в самом мероприятии, что меня полностью устраивало.

    Одним из таких традиционных мероприятий был инструктивно-методический лагерь (ИМЛ) на втором курсе, являющийся педагогической практикой друг на друге. Когда я узнала, что неделю мне придётся жить в комнате с кем-то (пусть даже это мои одногруппницы, с которыми я к тому времени сдружилась), что у меня почти не будет свободного времени, что нас перемешают между группами (для лучшего знакомства), я пришла в ужас. Милый санаторий с белочками и свежим воздухом мигом оброс в моём сознании колючей проволокой, прожекторами и соревнованиями на выживание. Усугубило ситуацию то, что из-за подлого поступка одногруппницы наша сложившаяся компашка не смогла проживать в одном номере. Однако действительность оказалась не такой драматичной, как моё депрессивное воображение: нас вкусно кормили, лично у меня было свободное время (во многом – из-за пофигизма нашего странного куратора), да и занятия проходили более-менее нормально. Но было одно но. Высоченное и асоциальное «но», которое мы с первого курса назначили инопланетянином и всячески шарахались от его неадекватности. И – за что, за что?! – он оказался в моей группе… Не зря я высказывала преподавателем своё недовольство тем, что его всё-таки взяли в лагерь: Инопланетянин пытался телепортироваться к себе в убежище. Прямо из окна второго этажа. Помимо его исчезновения из рядов нашей группы (нет, не через окно, всё кончилось куда банальнее), её покинула почти половина состава, и в строю нас осталось четверо. Это особенно комично смотрелось во время показа заданий: команды по 10-13 человек и наша четвёрка мушкетёров… В целом ИМЛ вызвал много эмоций самой разной направленности, и помог сблизиться больше с преподавателями, чем с сокурсниками: с той частью команды, которая не являлась моими одногруппниками, я с тех пор не общалась. События, произошедшие там, мы вспоминаем до сих пор –, в том числе и потому, что именно в лагере наша компания сдружилась окончательно.

    Во время моей учёбы на третьем курсе зародилась новая традиция – Правовой турнир, при запуске которого обе команды историков обошли правоведов. Ещё одним начинанием стала защита проектов по психологии: в фойе корпуса демонстрировалась презентация, касающаяся какой-то актуальной для нашего возраста и рода занятий темы, раздавались брошюры, проводилось анкетирование и т.п. Поначалу это было принято нами не очень хорошо (хотя именно мою группу чаша сия по какой-то причине минула), а потом вроде бы прижилось.

    Из всех традиционных мероприятий для меня самым значимым был День историка. В первую очередь, за возможность пообщаться с преподавателями в неформальной обстановке, повеселиться и посоревноваться. Конечно, сборную преподавателей и магистров в некоторых конкурсах было невозможно обойти, да мы и не стремились, искренне восхищаясь придуманными ими номерами. А вторая причина, по которой этот праздник (а как ещё назвать два дня интересного общения и креатива?) столь значим для меня, в том, что именно благодаря ему я познакомилась с мужчиной, перевернувшим мою жизнь. Несмотря на то, что много судеб соединилось в стенах факультета, я бы никогда не подумала, что пополню собой этот список…

    Сейчас, работая в одном из омских вузов, постоянно вспоминаю истфак: преподавателей, большинству которых ты не безразличен (в том числе из-за наличия общих интересов); наших секретарей, которые и помогали, и подбадривали, и утешали нас; и нас самих. Пусть не все студенты отдали своё сердце Клио, но мы уважительно относились к окружающим и к самому факультету, у нас был интерес к истории или педагогике, мы обсуждали то, что изучали… И, конечно, я не забываю наш исторический факультет – место, объединяющее людей не только в пространстве, но и во времени. Место, приходя в которое, чувствуешь, что тебе здесь рады, даже если все безумно заняты. Эта атмосфера доброжелательности, участия и искреннего желания преподавателя, чтобы его студенты развивались – то, что отличает наш факультет. И мне становится очень грустно от того, что в университете, где я работаю, в вузах, где учатся мои друзья, студентам нельзя мечтать и о десятой доли любви от Альма-матер, какую получил каждый из нас.

    Наши преподаватели – это тема для отдельной и солидной книги: о каждом найдётся, что написать, каждый – это отдельный университет. Все четыре года нас сопровождал Валерий Наумович Либуркин. Точнее, даже так: на первом курсе мы бегали к нему, а на четвёртом – он от нас. Для меня он – единственный за четыре года обучения преподаватель (а вот и вторая «тройка»), из-за которого я плакала: я могу стерпеть многое, но Валерий Наумович неосторожно усомнился в моих умственных способностях, а этого делать совсем нельзя… Однако, уже к следующему курсу моё мнение о нём изменилось, а к старшим курсам я поняла, что это человек не только огромной эрудиции, но и с шикарным чувством юмора. А то, что специфические задания даёт – так кто от нас просил чего-то простого?

    Всегда с улыбкой вспоминаю Ивана Васильевича Меху. Мы с ним сразу нашли общий язык, когда выяснилось, что я, похоже, единственная на потоке понимаю физику. В дальнейшем нашлось ещё одно общее увлечение – смеяться над теми, кто не знает географию. Я с удовольствием ходила на каждую его лекцию, ведь, помимо основного изложения, он делился рассказами о своих путешествиях! Мне очень нравилась система зарабатывания у него баллов: помимо работы на семинарах и чтении монографий, практиковавшихся у всех, мы много занимались творчеством – писали эссе, которые я стилизовала под описываемую эпоху, и выполняли задание, замаскированное под кодовым шифром «Реконструкция». Это задание позволило Ивану Васильевичу собрать внушительную экспозицию рукоделия, удивляющего своим разнообразием: среди вышивки, оригами и рисунков присутствуют сшитые кимоно, муляжи оружия, украшения и даже еда!

    Пары Константина Александровича Чуркина – это особый разговор. Его лекции – это не просто фундаментальные знания об истории Сибири, это ещё и образец прекрасного, интересного слога, услышать который сейчас получается нечасто. Семинары были больше похожи на беседы, где не преподаватель спрашивает у нас материал, а мы, осветив основные проблемы, заваливали Константина Александровича вопросами. А ещё он оставил для нас (лично для меня – точно) неразрешённым вопрос: чей же портрет висел (верните, верните его!!) в 306 аудитории – Владимира Ильича или Константина Александровича?..

    К сожалению, были и преподаватели, которые или не сумели меня очаровать, или, что ещё печальнее, разочаровали в себе. Чтобы не говорить о совсем грустном, расскажу, как Евгений Михайлович Данченко одним махом разбил мне сердце. Оказалось достаточным прийти в футболке под пиджак, буркнуть что-то грубое в адрес кого-то из студентов – и образ возвышенного романтика сменил образ дикого и нелюдимого исследователя.

    Сейчас, конечно, многие слова, казавшиеся обидными, не вызывают прежних эмоций, а о большинстве преподавателей остались только положительные воспоминания –, в том числе и потому, что я осознаю, как много они мне дали и в плане знаний, и в деле развития личности.

    Что дал мне исторический факультет? Любимого мужчину и друзей, поддержку преподавателей и то, чего у меня никогда не было в школе – ощущение товарищества, коллектива.

    Что дало мне историческое образование? Конечно, мой взгляд на историю изменился: я стала очень требовательна к источникам (что перенесла и в повседневную жизнь), научилась смотреть на события с нескольких ракурсов и с точки зрения разных интересов, нашла те исторические дисциплины, которые мне наиболее интересны… Но главное, я через «личное откровение» поняла, что значит историческая картина мира. Не могу передать словами, какой восторг охватывал меня каждый раз, когда в моём сознании складывался пазл из повседневной истории, политических перипетий и экономических резонов, из памятников культуры и курьёзных случав – и это было не плоское изображение, а настоящий мир, полный жизни! И то, что эта картинка – ничтожная часть всех исторических знаний, ничуть не смущало меня, наоборот – подстёгивает изучать дальше разные эпохи, жизнь людей и созданный ими мир.

    Истфак сформировал у многих из нас особое самоопределение: помимо того, что мы – лучшие (что мы не раз доказывали), мы – семья, мы – историки. А значит, именно от того, насколько хорошо мы изучим прошлое, будет зависеть наше будущее.

    Подоляк Анна, 2010-2014 гг.

    « Реадовка» продолжает серию публикацию о главной смоленской «кузнице кадров» Смоленская «кузница кадров» широкого профиля Филиал РЭУ имени Плеханова в нашем городе ориентирован на подготовку специалистов по 21 программе профобразования . Мы рассказывали нашим читателям об основных образовательных программах Четыре программы смоленской "кузницы кадров" Всё, что вы хотели знать о высших образовательных программах Смоленского филиала РЭУ - но боялись спросить вуза и его студенческой самоорганизации Студенческая самоорганизация смоленской «кузницы кадров» Наши руки (и умы) не для скуки: культура, наука, волонтерство, спорт – всё это СФ РЭУ , а также общались с директором филиала «Мы будем готовить квалифицированные кадры для Смоленщины» «Реадовка.ру» неоднократно рассказывала о деятельности и достижениях смоленской «кузницы кадров» – филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Еще год назад специалисты учебного заведения ответили на вопросы наших читателей.В этот раз наша редакция побывала в гостях у директора вуза Валерия Мельникова, который рассказал о подготовке филиала к новому учебному году. Валерием Мельниковым . Наш портал вновь, как и неделей ранее «Самый лучший университет в Смоленске!» Выпускники филиала РЭУ имени Плеханова - о своем alma mater , предоставляет слово рядовым выпускникам СФ РЭУ, для которых диплом родного вуза стал профессиональным« билетом» во взрослую жизнь.

    Иван Пурчел, специалист таможенного дела (на фото выше):

    «Пять лет... Целых пять лет, а пролетели как пять минут. Но какие это были пять минут! Помимо того, что наш университет дает качественное образование, он также дарит колоссальные эмоции и незабываемые моменты, которые я вспоминаю с улыбкой на лице. И самое главное — это дружный коллектив, который заряжает позитивом, а также приобретенные друзья по всей России! И отдельно хотелось бы отметить высокий уровень студенческого самоуправления, который всегда держит студентов в тонусе и не дает расслабиться. Я очень горжусь тем что я закончил именно этот университет и ни на секунду не сомневаюсь в своих чувствах».

    Мария Сычёва, менеджер:

    «Смоленский филиал РЭУ имени Плеханова стал первой ступенькой в моей самостоятельной взрослой жизни. Я выпускница 2014 года по специальности „Менеджмент организации“.

    Мы должны учиться всю жизнь. Наше обучение начинается с детского сада, потом школа, университет — это важнейшая часть общего образования. Все основы, которые мне помогают в жизни, были заложены в университете.

    Годы учебы в университете были настолько яркими, насыщенными самыми разнообразными впечатлениями и событиями, что выделить какие-то конкретные эпизоды практически невозможно. Преимуществом нашего университета, помимо сильного педагогического состава, является активная студенческая жизнь, регулярное проведение различных творческих мероприятий, конференций, спортивных соревнований, школы актива, которые проходили во многих городах России. Интересны тренинги, особенно „Рубикон“, которые способствуют лучшему погружению в студенческую жизнь и помогают проявить творческие таланты, а еще найти новых друзей. Знания и навыки, приобретенные в университете, не только помогли мне добиться колоссальных успехов в работе, но и всегда будут являться основой моей деятельности.

    Однако главное для меня — это атмосфера доброжелательности и профессионализма. Я благодарна „РЭУ им. Г.В. Плеханова“ за новообретенных друзей, за счастливые, полные эмоций и впечатлений дни, за прекрасный преподавательский состав. Буду вспоминать эти пять лет, как самые лучшие в моей жизни».

    Мария Герганова, маркетолог:

    «Что дал мне университет? Возможность всесторонне развивать свою личность, будь то научное, творческое направление или организаторская деятельность. За эти пять лет была возможность поучаствовать в городских, региональных и всероссийских мероприятиях, вследствие чего появилось много друзей по всей России. Конференции, бизнес проекты, школы актива, КВН, вокальные конкурсы — все это благодаря университету, который уделяет большое внимание студентам. Еще будучи студенткой второго курса мне была дана возможность стажироваться на телеканале ТНТ, на третьем курсе — попробовать себя в качестве помощника маркетолога в большой компании, а сейчас по окончании я смогла организовать такое мероприятие как День пиццы в сети пиццерий „Додо Пицца“. Приятно осознавать, что красный диплом — это не просто „корочка“, которая лежит в папке моих документов, а это действительно свидетельство, которое напоминает о пройденном пути, это билет в счастливое время».

    Алиса Гаврилова, дизайнер:

    «Для меня смоленский филиал РЭУ имени Плеханова — это не просто вуз. Это место, где человек меняется в положительную сторону, формируется его личность и мировоззрение. Самые лучшие преподаватели подарили мне ценные знания, научили мыслить в правильном направлении, преодолевать трудности, быть терпеливой.

    Участие в бесконечном количестве творческих мероприятий помогло мне реализовать креативные идеи. Это и „Бизнес-леди“, и „Краса РЭУ“, ТЭМП и КВН, вокальный конкурс — да чего только не было! В „Бизнес-леди“ когда-то участвовала сама, а потом помогала другим девочкам завоевывать первые места на пьедестале. Огромное спасибо девочкам, Саше Егоренковой и Лизе Коломиец, которые позволили мне воплотить мои мысли и идеи во время их участия в конкурсе!

    Мне повезло быть частью самой лучшей группы факультета „Дизайн среды“, вместе с которой мы за шесть лет прошли через все прелести и трудности студенческой жизни. Никогда не забуду бессонные ночи перед экзаменами: тысячи набросков, зарисовок, чертежей; летние пленэры и походы на выставки. Все это останется теплым воспоминанием в моей памяти. За все, что дал мне мой вуз, я благодарна. А сегодня — вперед, к мечте!».

    Татьяна Синякова, техник-технолог:

    «После окончания 9-го класса передо мной встал вопрос: куда пойти учиться? Теперь, после окончания Смоленского филиала РЭУ им Г.В. Плеханова я с уверенностью говорю: „Я рада, что не ошиблась и с выбором профессии, и с выбором учебного заведения“.

    Я считаю, что студенческие годы — это хоть и трудный, но веселый период. Ты общаешься со сверстниками, познаешь каждый день много нового, учишься принимать самостоятельные решения.

    Спасибо преподавателям, они вложили в нас часть своей души. Учили с азов и сделали из нас профессионалов-технологов. А еще у нас в университете хорошая материально-техническая база, спецоборудование».

    Элеонора Лагутина, менеджер по продажам:

    «В 2012 году я поступила в Смоленский филиал РЭУ им. Плеханова на отделение среднего профессионального образования. Я выбрала специальность „Коммерция(по отраслям)“. Срок обучения составил 3 года, и сейчас я понимаю, что пролетели они незаметно.

    С первых дней учебы я поняла, что не ошиблась. Учиться мне было интересно по многим причинам. Прежде всего, я благодарна преподавателям, они делали учебный процесс интересным ля нас, очень хорошо объясняли материал, помогали, если появлялись какие-либо затруднения.

    Во-вторых, пожалуй, самые трепетные воспоминания вызывает наша школа студенческого актива, проходившая на территории лагеря „Соколья гора“. Там мы раскрывали свои таланты, отдыхали от лекций, посещали тренинги личностного развития.

    В стенах университета проводилось очень много творческих, спортивных и научных мероприятий. Причем, часто они бывали городского уровня. Лично мне очень понравилось участие в политической игре „Мой выбор“. Тем более, мне удалось поучаствовать три раза.

    Теперь же я снова студентка Смоленского филиала РЭУ, уже высшего профессионального образования по направлению „Экономика“. И я знаю, что мне не придется пожалеть о своем выборе!».